Военный дом отдыха мардакяны
Так уж повелось, что летом мы думаем о зиме, а зимой - о лете. Человек всегда чем-то недоволен. В летний зной с ностальгией вспоминает о заморозках, а с началом зимы с трепетом думает о солнце, жаре и море.
Как говорил снеговик Олаф из диснеевского "Холодного сердца", "не знаю, почему, но я всегда млею, когда думаю о лете. И о солнце. И обо всем горячем".
Сегодня, в середине зимы нам тоже почему-то захотелось вспомнить о лете и обо всем горячем.
С чем ассоциируется у нас лето? Конечно же, с морем. А море - с приморскими бакинскими поселками. Например, с любимым всеми старинным поселком Мардакян. Но поговорим в этот пасмурный январьский день не о пляжах и загаре, а об истории этого чудесного места, с которым у очень многих бакинцев связаны детство, каникулы и дачи.
Не все бакинцы ездят отдыхать на лазурные заморские пляжи, да и зачем, когда на нашем побережье есть все для летнего отдыха.
Но о прекрасных возможностях для досуга, имеющихся на Абшероне, догадались первыми не мы, современные жители столицы, обладатели дач и заядлые пляжники, а наши предшественники - знаменитые азербайджанские меценаты, которых можно назвать основателями уникального национального курорта под названием Мардакян. От этого любимого всеми бакинского поселка нас, сегодняшних жителей столицы, отделяет не более 40 минут езды на автобусе. А на легковушке и того быстрее.
Как же этот маленький поселок превратился в зону отдыха и здравницу, имевшую в советские времена даже общесоюзное значение?
Оказывается, выбор Мардакяна для создания курортной зоны не случаен. Известна история о том, как у одного из знаменитых азербайджанских меценатов тяжело заболела младшая дочь. По мнению врачей, восстановить здоровье ребенка может только чистейший воздух, поэтому ее необходимо увезти из промышленного Баку. Растревоженный отец обратился за советом к аксакалам - где находится это, самое экологически чистое место на Абшеронском полуострове, которое положительно повлияет на организм больного ребенка? Вопрос был непростой. Аксакалы, посоветовавшись, все же нашли решение. Меценату посоветовали зарезать 30 баранов и их мясо, завернутое в марлю, развесить по различным зонам Абшерона. Место, где баранина дольше останется свежей, там и есть чистейшее место на полуострове. То есть сохранность мяса находится в прямой зависимости от чистоты воздуха.
Слухи о целительных свойствах воздуха этого места быстро разлетелись по столице, и вскоре поселок начал активно застраиваться виллами и дачами бакинской элиты. Эти постройки в советское время были превращены в санатории, дома отдыха и пионерские лагеря.
Но не этот удивительный случай является отправной точкой истории Мардакяна. Сам поселок возник на месте древнего населенного пункта. Из славного исторического прошлого здесь сохранились: замки, относящиеся к 12-14 вв., и мечеть Туба-Шахи (1482 год, построена на фундаментах еще более старой мечети). Однако развиваться Мардакян начал, конечно же, гораздо позднее, в конце 19-го века, когда его живительный воздух привлек внимание бакинских миллионеров. Меценаты превратили засушливый поселок на севере Абшерона в цветущий сад, который впоследствии обеспечивал зелеными насаждениями сам Баку.
Это была очень непростая работа, учитывая особенности местного климата. Благодаря огромным усилиям и слоенным средствам, сегодня Мардакян известен своими соснами - деревьями, которые когда-то немыслимо было представить на песчаных просторах Абшерона.
Один из первых абшеронских садов заложил в Мардакяне нефтяной магнат Муртуза Мухтаров. Дело было в 1880-м году. Для этих целей сюда на баржах по морю, на арбах и верблюдах были доставлены тысячи кубометров плодороднейшего чернозема. Был решен и вопрос воды - чтобы обеспечить ею сад, бассейны и фонтаны, в пяти местах были вырыты колодцы глубиной в сорок метров, сооружены специальные хранилища. Каждый амбар для хранения воды имел пять метров в ширину и десять метров в длину. Сюда были подведены мощные насосы.
Интересно, что на даче Мухтарова имелся длинный, в четыре километра, туннель с выходом к морю. Для каких целей он предназначался, до сих пор не установлено. Загадочный туннель дожил до наших дней, но из-за осыпания грунта стал опасен.
После установления советской власти в 1924 году с легкой руки известного ботаника, академика Н.И.Вавилова здесь был создан Мардакянский дендрарий, славящийся своими ценными видами растений, привезенных из Африки, Австралии, США, Японии, Китая и других стран. Со временем дендрарий приобрел известность как центр озеленения всего Азербайджана, и отсюда на улицы и парки городов "вышли" кипарисы, сосны, маслины и многие другие породы деревьев. Сегодня в Мардакянском дендрарии собрано более двух тысяч удивительнейших представителей царства флоры.
На территории сада, в доме Муртузы Мухтарова снимались жемчужины азербайджанского кино - первый и второй варианты "Аршин мал алан", "Не бойся я с тобой", некоторые сцены из фильмов "Всадник без головы", "Тегеран - 43" и др.
В саду имеются бассейны, подземные колодцы, малые архитектурные формы, фонтаны. Подземные водные источники представляют собой настоящий исторический памятник, они расположены среди многочисленных загадочных проходов и пещер.
Еще одна значимая деталь из истории Мардакянского дендрария, которая наряду с его богатейшими зелеными насаждениями привлекает сюда туристов - в начале ХХ века здесь некоторое время жил великий русский поэт Сергей Есенин. Поэт мечтал о Персии. Но его вместо Персии привезли в Мардакян. Но Есенин так полюбил это место, что вылил свои впечатления в знаменитые "Персидские мотивы". Здесь до сих пор есть улица Есенина и его музей, а каждый житель знает его стихотворение "Шагане ты моя, Шагане". Заметим, что стихотворение названо по названию области Шаган в предместьях Мардакяна.
Вторая по значимости дача в Мардакяне принадлежала Гаджи Зейналабину Тагиеву. В этом доме он прожил свои последние годы после конфискации большевиками всей недвижимости и имущества. Тагиевская вилла была построена в 1893-1895 гг. по проекту талантливого польского архитектора И.Гославского.
Весь комплекс - двухэтажное здание, конюшня, вспомогательные пристройки расположены как бы на одном огромном "подиуме" высотой метр, покрытом каменными плитами. Такая конструкция избавляла дом от сырости.
После установления Советской власти в Азербайджане вилла была национализирована. Большевики переделали поместье на свой лад: соорудили колонны, нарушив первоначальный авторский замысел, построили новые веранды, закрыв естественный свет в комнатах и нарушив вентиляцию здания, столь необходимую в условиях знойного Абшерона, ликвидировали 15-метровый колодец. Пострадали и зеленые насаждения - на протяжении многих лет безжалостно уничтожались уникальные породы фруктовых и декоративных деревьев, завезенные из многих заморских стран.
В годы Великой Отечественной войны в этом двухэтажном доме из 50 комнат был размещен военный госпиталь. А с 1955 года здесь действует санаторий для реабилитации больных туберкулезом.
Подчеркнем, что в 1996 году по указанию Общенационального лидера Гейдара Алиева, прямой наследнице Тагиева, его внучке Сафии Абдуллаевой-Тагиевой была возвращена в полное владение часть (0,25 га) дачи деда. Сегодня здесь продолжают жить правнуки мецената. Вновь построенный каменный забор делит виллу на две части - санаторий и ту часть дачи, где живут наследники З.Тагиева.
Богачи обносили свои участки высоким каменным забором, а затейливо украшенные железные ворота издалека оповещали о том, что дача принадлежит известному в округе человеку. Часто к воротам прикрепляли мраморные таблички, где было указано имя хозяина и дата закладки садового участка.
В 1897-1901 годах была построена вилла Шамси Асадуллаева, которая являлась своеобразной рекламой преуспевания бакинской буржуазии. Сейчас вилла исполняет роль санатория "Абшерон", где лечат пациентов с желудочно-кишечными заболеваниями.
Сады бакинских миллионеров больше напоминают леса - огромное количество высоких деревьев, среди которых спрятаны архитектурные творения - старый бассейн, красивые дома и различные постройки.
Сегодня в Мардакян ведут современные магистрали. Поселок разросся, обзавелся повсеместно хорошими дорогами, отелями и рейтинговыми пляжами. Но та, истинно мардакянская атмосфера из детства - ощущение уюта - осталась неизменной.
Военный дом отдыха мардакяны
У нас прекрасный город, с этим не поспоришь. Здесь есть все - старина, современность, огни, потрясающий бульвар. Но, несмотря на все это изобилие и неиссякаемую любовь к Баку, летом так хочется его покинуть на некоторое время.
Не все бакинцы едут отдыхать на лазурные заморские пляжи, да и зачем? Наш Абшерон не хуже других курортов, а некоторым вообще может фору дать…
О прекрасных возможностях для досуга, имеющихся на Абшероне догадались не только мы, современные бакинцы, обладатели дач и заядлые пляжники, но и наши предшественники – знаменитые азербайджанские меценаты, которых можно назвать основателями уникального национального курорта под названием Мардакяны. От этого любимого всеми бакинского поселка нас, сегодняшних жителей столицы, отделяет не более 40 минут езды на автобусе. А на легковушке и того быстрее.
Интересную историю превращения этой местности в зону отдыха рассказал нам заслуженный строитель Азербайджана Эмиль Ахундов. По его словам, выбор Мардакяны для создания курортной зоны не случаен.
Дело было так. У одного из знаменитых азербайджанских меценатов тяжело заболела младшая дочь. Врачи посоветовали отцу восстанавливать здоровье малышки в условиях чистейшего воздуха. Неутешный отец обратился к почтенным аксакалам с просьбой помочь выяснить, где находится это самое экологически чистое место на Абшеронском полуострове, которое положительно повлияет на организм больного ребенка. Аксакалы, посоветовавшись, наказали родителю зарезать 30 баранов и их мясо, завернутое в марлю, развесить по различным зонам Абшеронского полуострова. Место, где баранина больше будет оставаться свежей, и есть показатель чистоты тамошнего воздуха.
Послушав старцев, меценат впоследствии и открыл живительный воздух Мардакян, после чего поселок начал активно застраиваться виллами и дачами бакинской элиты, превращенными в советское время в санатории, дома отдыха и пионерские лагеря
Послушав старцев, меценат впоследствии и открыл живительный воздух Мардакян, после чего поселок начал активно застраиваться виллами и дачами бакинской элиты, превращенными в советское время в санатории, дома отдыха и пионерские лагеря.
Однако история Мардакяны берет свое начало еще задолго до столь полезного открытия - поселок возник на месте древнего населенного пункта. Из славного исторического прошлого здесь сохранились: замки, относящиеся к 12-14 вв. и мечеть Туба-Шахи (1482 год, построена на фундаментах более старой мечети).
Как уже было отмечено, "звездный час" поселка наступил в конце 19-го века, когда его живительный воздух привлек внимание бакинских миллионеров - меценаты превратили засушливый поселок на севере Абшерона в цветущий сад, который впоследствии обеспечил зелеными насаждениями Баку, а сделать это было совсем не просто.
Один из первых абшеронских садов заложил в Мардакянах нефтяной магнат Муртуза Мухтаров. Это произошло примерно в 1880-м году. Как рассказал Э.Ахундов, тысячи кубометров плодороднейшего чернозема привезли сюда на баржах по морю, а затем доставили к месту на арбах и верблюдах. Чтобы обеспечить сад, бассейны и фонтаны водой, в пяти местах прорыли колодцы глубиной в сорок метров, соорудили специальные хранилища. Каждый амбар для хранения воды имел пять метров в ширину и десять метров в длину. Сюда же подвели мощные насосы.
На дачи Мухтарова имелся и длинный туннель с выходом к морю. Для чего и каких целей предназначался этот потайной ход, до сих пор не установлено
На дачи Мухтарова имелся и длинный (в четыре километра) туннель с выходом к морю. Для чего и каких целей предназначался этот потайной ход, до сих пор не установлено. Загадочный туннель остался до сих пор, но из-за того, что грунт в некоторых местах осыпался, в данный момент проделать путь сквозь туннель невозможно.
После установления советской власти, а точнее в 1924 году с легкой руки известного ботаника, академика Н.И.Вавилова здесь был создан Мардакянский дендрарий, славящийся своими ценными растениями из Африки, Австралии, США, Японии, Китая и других стран. Со временем дендрарий приобрел известность как центр озеленения всего Азербайджана, и отсюда на улицы и парки городов "вышли" кипарисы, сосны, маслины и многие другие породы деревьев. Сегодня в Мярдакянском дендрарии собрано более двух тысяч удивительнейших представителей царства флоры.
В "зарослях" дендрария были сняты такие знаменитые кинокартины, как "Аршин мал алан", "Не та, так эта", "Всадник без головы". В самом его центре среди густой зелени заморских цветов и кустарников до сих пор стоит великолепный особняк Муртузы Мухтарова.
Еще одна значимая деталь из истории Мардакянского дендрария, которая наряду с его богатейшими зелеными насаждениями, привлекает сюда туристов - в начале ХХ века здесь некоторое время жил великий русский поэт С.Есенин, которого убедили в том, что везут в Персию. На самом деле, в Персии он так и не побывал, но, будучи в пригороде Баку, настолько влюбился в эту атмосферу, что после написал известные "Персидские мотивы". Каждый житель поселка расскажет вам о знаменитом русском поэте и об его стихотворении "Шагане", которое он сочинил по названию области Шаган в предместьях Мардакян. Ежегодно в день рождения поэта – 4 октября здесь собираются любители поэзии, чтобы снова и снова цитировать его выдающиеся творения.
Вторая по значимости дача принадлежала Гаджи Зейналабину Тагиеву, в которой он прожил свои последние годы после конфискации большевиками всей недвижимости и имущества. Тагиевская вилла, сообщил Эмиль Ахундов, была построена в 1893-1895 гг. по проекту талантливого польского архитектора И.Гославского.
Весь комплекс - двухэтажное здание, конюшня, вспомогательные пристройки расположены как бы на одном огромном "подиуме”, покрытом каменными плитами
В проекте строительства все было продумано с учетом функций летней резиденции в условиях непростого "характера” Абшерона. Весь комплекс - двухэтажное здание, конюшня, вспомогательные пристройки расположены как бы на одном огромном "подиуме”, покрытом каменными плитами. Его высота от уровня земли составляет более одного метра, что избавляет жильцов от сырости. К тому же, такая строительная уловка позволяла любоваться живописной природой. Одна из частей дома имеет квадратный дворик, имитирующий сцену, на которой в дни званых приемов и банкетов профессиональные танцовщицы и ханендэ услаждали взоры и слух именитых гостей, наблюдавших за действом со второго этажа.
После установления Советской власти в Азербайджане вилла была национализирована. Большевики переделали поместье на свой лад: соорудили колонны, нарушив первоначальный авторский замысел, построили новые веранды, закрыв естественный свет в комнатах и нарушив вентиляцию здания, столь необходимую в условиях знойного Абшерона, ликвидировали 15-метровый колодец. Пострадали и зеленые насаждения - на протяжении многих лет безжалостно уничтожались уникальные породы фруктовых и декоративных деревьев, завезенные из многих заморских стран. В годы Великой Отечественной войны в этом двухэтажном доме из 50 комнат был размещен военный госпиталь. С 1955 года здесь действует санаторий №2 для реабилитации больных туберкулезом.
В 1996 году по указанию президента Гейдара Алиева Сафии Абдуллаевой-Тагиевой, прямой наследнице Тагиева, была возвращена в полное владение часть (0,25 га) дачи деда. Сегодня здесь продолжают жить правнуки мецената. Вновь построенный каменный забор делит виллу на две части - санаторий и ту часть дачи, где живут наследники З. Тагиева…
Богачи обносили свои участки высоким каменным забором, а затейливо украшенные железные ворота издалека оповещали о том, что дача принадлежит известному в округе человеку. Часто к воротам прикрепляли мраморные таблички, где было указано имя хозяина и дата закладки садового участка.
В 1897-1901 годах была построена вилла Шамси Асадуллаева, которая являлась своеобразной рекламой преуспевания бакинской буржуазии. Сейчас вилла исполнят роль санатория "Абшерон", где лечатся желудочно-кишечные заболевания.
Сады бакинских миллионеров больше напоминают леса – огромное количество высоких деревьев, среди которых спрятаны архитектурные творения – старый бассейн, красивые дома и различные постройки, владения магнатов не обойдешь за один день. А главное, сюда всегда захочется возвращаться – этому способствует завораживающая природа, чистый воздух и пение птиц.
А главное, сюда всегда захочется возвращаться – этому способствует завораживающая природа, чистый воздух и пение птиц
"Мардакяны всегда славился своей чистотой и запоминающимся запахом садов. Мардакяны для меня – это чистейшая и прохладная вода из колодцев, сосновые аллеи, гостеприимные жители, невероятно вкусный тендир и очень активные комары. Единственное, что меня огорчает, так это то, что сейчас виллы "основателей национального курорта" приватизируются, а было бы целесообразным сохранение дач азербайджанских меценатов в качестве музеев, ведь они так много сделали для своей Родины", - сказал на прощание Эмиль Ахундов.
Ну и, конечно, нельзя говорить о Мардакяны и не упомянуть море. Мардакянский пляж – излюбленное место отдыха бакинцев и гостей республики. Бархатный песок, чистая вода и вечерние дискотеки пользуются большой популярностью у молодежи.
Дорога в Мардакяны сегодня пролегает по современной шестиполосной аэропортовской трассе, поэтому добраться до поселка можно без особых усилий, с ветерком. После аэропорта дорога хоть и сужается, но качественное дорожное полотно позволяет не замедлять движение.
Уже на въезде в поселок попадаешь в атмосферу уюта, чувствуешь присутствие моря, хотя до него еще идти и идти. Это атмосфера лета, которую обязательно надо ощутить каждому жителю Баку и гостю нашей страны. Лето и Мардакяны не разделимы.
Ханега “Пир-Мардакян” в Шемахе - ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТО
Одной из зон Азербайджана, в которой с течением времени было обнаружено большое количество архитектурно-археологических памятников средних веков, является город Шемаха и его окрестности. На территории самого города и окружающих его селений были выявлены как отдельно стоящие памятники, так и целые комплексы архитектурных сооружений, непосредственно связанных с культурой государства Ширваншахов, передает Day.Az со ссылкой на Azerhistory.
Столица государства Ширваншахов Шемаха издревле была центром суфизма. Суфизм, или тасаввуф - аскетически-мистическое направление в Исламе, включающее как учение, так и духовные практики, направленные на борьбу человека с сокрытыми душевными пороками и духовное воспитание личности. Последователей суфизма называют себя суфиями.
Известны две основные версии происхождения термина "суфий". Согласно первой из них, слово восходит к арабскому "сафа" (صفاء) - "чистота". Согласно второй версии, термин "суфий" происходит от арабского "суф" (صوف) - "шерсть", материал, из которого были пошиты плащи первых аскетов-отшельников.
Предположительно, первым человеком, которого называли суфием, был либо куфиец Джабир ибн Хайян (умер в 767 г.), либо другой куфиец по имени Абу Хашим. Для ранних суфиев был характерен культ бедности, стойкое перенесение страданий и лишений, строгое следование предписаниям Корана и сунны, многократные дополнительные молитвы и посты, глубокие размышления над кораническими текстами и стремление вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. В их проповедях звучали мотивы бескорыстной любви к Аллаху, страстное желание сблизиться с ним.
Суфизм, также как и все остальные исламские дисциплины, берет свое начало от Корана и Сунны пророка Мохаммеда, и его первых сподвижников. Суфийские мотивы нашли широкое отражение в произведениях многих выдающихся арабских, тюркских и, особенно, ираноязычных поэтов - Джалаладдина Руми (1207-1273 гг.), Саади (1203-1291 гг.), Амира Хосрова Дехлеви (1253-1325 гг.), Хафиза Ширази (1325-1390 гг.), Джами (1414-1492 гг.) и других.
Мусульманские исследователи и историки условно разделяли историю суфизма на три периода: период аскетизма (зухд), период суфизма (тасаввуф) и период суфийских братств (тарикат). В XI-XII веках возникают суфийские тарикаты - братства (ордена), которые быстро распространяют свое влияние на мусульман исламского мира.
Учение суфизма требовало полного подчинения членов братства наставнику не только в религиозных вопросах, но и в светских. Это способствовало невиданному росту авторитета наставников в глазах мусульман, и крупнейшие суфийские учителя стали почитаться как "святые". К их могилам стали организовывать паломничество верующих. Сложился целый культ суфийских "святых".
Параллельно с развитием суфизма появляются обители суфиев, специфическая культовая архитектура, так называемая ханега (от перс. "ханэ" - дом), где странники находили приют с пропитанием, проводили суфийские обряды, совершали молитвы, вели диспуты, иногда обучение.
Ранние ханеги (Х-ХIII вв.) располагались в удаленных от городской и житейской суеты местах, но с повышением авторитета и роли суфизма в общественной жизни меняется их функция, архитектурный облик и места расположения.
При ханеге могла иметься мечеть, минарет, мавзолей (мазар), медресе, библиотека и даже караван-сарай. Ханеги также строились у могил известных средневековых святых. Примерами этому могут послужить обитель для паломников у "машада" Кусамы ибн Аббаса в Шахи-Зинде и ханега Улугбека в Самарканде, ханега Хусейна Байкоры в Герате и так далее.
Площадь Регистан в Самарканде с тремя медресе (слева - Улугбека, справа - Шердор, прямо - Тилля-Кари)
Что же касается Азербайджана, то, согласно сведению историка Мухаммеда ибн Мунаввара, только в Ширване имелось более 400 обителей суфиев.
В XVI веке в Азербайджане побывал Эвлия Челеби, который дал информацию о суфийских кельях (ханегах) и обителях (такке) в своих записях. В них упоминаются имена святилищ Шейха Ибрагима Ширвани, Шейха Рзы Султана, Афшара Бабы. В этом контексте нужно отметить, что в Баку (в Ичери шехер) в свое время был построен мавзолей Сейида Яхйа Бакуви, который считается одним из величайших учителей суфизма.
Яркими примерами суфийских обителей на территории Азербайджана могут служить комплекс сооружений, называемый "Ханега на реке Пирсагат", который относится к памятникам XIII века, ханега на реке Алинджачай или Текийе эпохи XIII-XV веков (Нахчыван), Пир Сеид Джамаледдин, обнаруженный на кладбище села Пенсар (Бутасар) на дороге Ленкорань-Астара и, связанный с именем Эйназзамана Джамаледдина Лулини (учителя Шейха сафи Ардебили), святилище близ села Авахыл Шамахинского района, где была обнаружена могила Пир Омара Авахыли Ширвани - основателя школы хелвети, важной ветви азербайджанского суфизма и другие.
Фото В.Шукюров
Среди суфийских обителей Азербайджана особое внимание привлекает комплекс ханеги "Пир-Мардакян". "Пир-Мардакян" - комплекс, обнаруженный в селе Гейляр Шемахинского района, расположенный на некогда оживленном древнем пути, соединяющий Шемаху с другими городами Азербайджана, а также со всем Ближним и Средним Востоком.
Впервые о ханеге упоминают голландский путешественник XVII века Ян Стрейс и немецкий путешественник XVIII века Адам Олеарий. В дальнейшем сведения о памятнике встречаются у русских учёных XIX века Ильи Берёзина и Бориса Дорна. В советское время изучением комплекса занимались азербайджанские учёные А.Алескеров и А.Саламзаде.
Комплекс ханеги "Пир-Мардакян" состоял из здания самого мавзолея, худжры (небольшой кельи в здании медресе), молельного зала-мечети, минарета, караван-сарая, двора со стенами, а также вспомогательных построек. Сам мавзолей был построен из хорошо отесанного камня на известковом растворе.
МИР 24: Приезжайте в Мардакяны
Природа
Первая причина, по которой бакинцы стремятся в Мардакяны – потрясающе чистый воздух. Поэтому здесь много санаториев.
Во времена СССР здесь была всесоюзная здравница, в год лечились около 200 тысяч человек. Сейчас в Мардакянах осталось около 7 санаториев. Услуги предлагают разные: от физиотерапии до лечения нафталаном.
Дендрарий
Дендрарий ежегодно посещают около 20 тысяч человек, большинство из них – туристы. В саду есть даже реликтовые растения, существовавшие еще в ледниковом периоде.
Дом-музей Есенина
«Хотя он был русским поэтом, он изучал наших восточных лириков», – отмечает директор музея Назакет Ибадова.
Старинные обряды
В Мардакяны едут и за исцелением. Азербайджанцы верят, что все болезни появляются от страхов. И избавив человека от этого чувства, можно его полностью вылечить. Правда, придется пройти через специальный обряд.
Обряд проходит на улице. Каждый входящий опускает в ящик для милостыни мелочь. Знахарь проговаривает над головой заклинание и разбивает за спиной бутылку.
После того, как обряд закончен, можно войти в святилище. Посередине установлен священный камень. Каждый паломник перед входом обязательно снимает обувь, потом проходит под Кораном, трижды обходит камень и загадывает желание.
Пляж
Политолог Трофимчук: «В противном случае, азербайджанская армия может подойти к Еревану»
27 сентября, 22:26«Можно приветствовать официальную позицию Баку, который не раз подчёркивал: война окончена, и теперь необходимо подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Таким образом, всему внешнему миру дано понять, кто понесёт ответственность за новый военный взрыв, если такое случится».
Об этом заявил российский политолог Григорий Трофимчук.
Аналитик добавил, что Баку нацелен на мирное строительство и возрождение, Москва готова гарантировать мирный процесс с чисто военной точки зрения, а Еревану надо сделать выводы из такого настроя двух столиц.
«В противном случае, азербайджанская армия может подойти к Еревану. Именно этого не хотелось бы никому. Во всяком случае, сегодня, 27 сентября 2021 года», – подчеркивает эксперт.
По словам политолога, даты начала войны и подписания трёхстороннего заявления навечно вошли в историю Карабаха и Кавказа в целом.
Эксперт также отметил, что он, как специалист, в сотнях своих интервью и статьях по карабахской теме никогда не называл эту территорию «Нагорным Карабахом».
«Всегда – только один: Карабах, просто и ясно. И вот теперь, на днях, сам президент Азербайджана сделал на этой важной детали политический акцент, подчеркнув, что для азербайджанцев есть только один Карабах, без всяких прилагательных», – подчеркнул он.
Аналитик также добавил, что самое главное, чтобы та, прошедшая война не имела продолжения.
По мнению эксперта, определённой, и теперь уже практически единственной гарантией пути к миру вокруг Карабаха является трёхстороннее заявление России, Азербайджана и Армении от 10 ноября прошлого года.
Читайте также: