В каком году артеку был передан курорт суук су
Те, кто бывал в артековском лагере «Лазурный», замечали, насколько сильно он отличается своей архитектурой от других лагерей комплекса. Уже немногие помнят, что начиналась история детского лагеря на основе самого шикарного курорта Крыма, носившего загадочное название «Суук-Су». Много воды утекло с тех пор, но ещё стоит дворец Суук-Су, хотя и перестроенный, стоят гостиницы, воздвигнутые гением архитектора Краснова, ступени лестниц выдержали торопливый шаг не одного поколения советских детей. Это место дышит историей, именно отсюда начинается легенда Артека.
В каком году артеку был передан курорт суук су
Справа и слева лестничные марши шириной 2 метра – 2 марша по 10 ступенек и 2 марша по 11 ступенек.
Центральный фронтон второго яруса с нишей (ширина 15 метров, высота 4 метра).
В каменной нише находилась белая мраморная скульптура богини Наяды, опрокидывающей кувшин, из которого струилась вода в белую мраморную чашу. Наяда – в греческой мифологии богиня вод, водяная нимфа, жившая в реках, источниках, реже – в озерах.
В славянской мифологии Наяде соответствует русалка. Скульптура «Наяда» была похищена фашистско-румынскими оккупантами в 1941-1944 годы. В настоящее время в нише ничего нет.
Нижняя лестница из 8 каменных ступеней шириной 3,5 метра. Перила лестничных маршей были изготовлены на Урале, художественная ковка остается одним из интереснейших образцов русского чугунного литья. Орнаментация типична для русского позднего классицизма.
Ступени и пьедесталы изготовлены из тесаного камня-известняка. Лестничный ансамбль удачно вписан в парковый интерьер.
В годы немецко-фашистской оккупации (1941-1944) он был частично разрушен. При строительстве нового Дворца «Суук-Су» (1952-1960) лестничный ансамбль частично восстановлен.
Курзал «Суук-Су»
Фото 1903 г. Открыт 1 августа в 1903 году.
Автор проекта: Николай Петрович Краснов, ялтинский архитектор. Курзал был построен из инкерманского камня в стиле французского ренессанса (Возрождение). Для ренессанса характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства. Острота жизненных наблюдений, когда старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, новый сплав.
Трехэтажное белое здание было величественно и нарядно.
Оно поражало роскошью и разнообразием декора (лепные карнизы, колонны коринфского ордера, вазы с цветами). Белый цвет подчеркивал парадную и величественную красоту здания.
Напротив главного входа находился беломраморный фонтан.
Не менее парадно Краснов оформил и внутренние апартаменты Курзала.
Вестибюль в курзале был оформлен в мавританском стиле, для которого характерно щедрое декоративное убранство: арки, фризы, карнизы, настенная резьба по дереву, облицовка колонн изразцами, стеклянная мозаика. Декоративный орнамент был насыщен растительным, геометрическим и эпиграфическими мотивами.
Мебель в вестибюле – низкие кресла и подушки, обтянутые шелком и атласом.
На первом этаже находились:
- библиотека и читальный зал;
- кабинеты карточной игры;
- курительная комната;
- концертный зал с роялем;
- танцевальный зал и четыре зала ресторана: красный, белый, угловой и голубой.
- столовая и кухня, в которой одновременно можно было готовить на 1000 человек. Из зала углового ресторана – выход на широкую веранду, а с нее – выход на террасу.
На второй этаж можно было подняться по белой мраморной лестнице, которая поражала великолепием оформления: бра, лепка, большие окна, через которые вливался мягкий свет дня.
На втором этаже находились 16 гостиничных номеров люкс (№№ 1 – 16), а на третьем этаже – 5 гостиничных номеров люкс (№№ 17 – 21) с дорогой обстановкой.
По примеру фешенебельных курортов Запада Ольга Михайловна хотела устроить в «Суук-Су» казино с азартными играми, но власти ей в этом отказали. Однако прекрасное здание курзала во всех описаниях так и осталось под названием «Казино».
Склеп имения Суук-Су
Как уже говорилось ранее, в имении Суук-Су был похоронен инженер Владимир Ильич Березин. Склеп построен по проекту Н.П.Краснова, хотя в нем присутствуют мотивы первоначального проекта архитектора О.Э. Вегенера, который был отвергнут Соловьевой. Красивый склеп выполнен в виде ниши, украшенной массивной аркой. Арка стоит на двух коротеньких толстых колоннах. Во внутренней стене ниши проделан вход в виде трапеции с большей стороной у основания; трапеция украшена сверху барельефом. Внутреннее пространство склепа предусматривает как место для упокоения умерших членов семьи, так и место для молящихся за них живых родственников и украшено мозаичным панно, изображающим святых Владимира и Ольгу (чьи имена напоминали бы Владимира Березина и Ольгу Соловьеву).
Во время гражданской войны склеп был разграблен, а останки В.И. Березина просто выбросили на улицу. Сердобольные люди похоронили их в неизвестном месте. Похитили и скульптуру ангела-хранителя, стоявшую над склепом. При советской власти склепу не уделяли много внимания, слегка лишь реставрировали его и закрыли вход наглухо решеткой. В 1997 году, к столетию приобретения земель Суук-Су Березиным, склеп был освящен представителями православной церкви.
Интересно, что Соловьева объявила конкурс на строительство церкви возле склепа, однако средств на её постройку у хозяйки имения Суук-Су не хватило, хотя проекты были представлены вниманию заказчика.
История дворца Суук-Су до революции
Главной достопримечательностью сегодняшнего лагеря «Лазурный» считается дворец Суук-Су, в котором сразу угадывается рука талантливого зодчего. Так это и было. Проект строительства дворца Суук-Су подготовил гениальный ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов. Кстати, тогда он назывался не дворцом, а курзалом. Здания подобного назначения строились на всех современных европейских курортах. Кроме дворца Суук-Су Краснов принял участие в создании на территории будущего курорта склепа инженера Березина и лестничного ансамбля от здания к набережной.
В 1903 году курзал Суук-Су был торжественно открыт. Тот дворец, который мы видим сегодня – копия разрушенного в войну. Фундамент принадлежит старому зданию. По сохранившимся в архивах чертежам был возведен из инкерманского камня новый дворец, теперь за ним прочно закрепилось это название, хотя и неофициальное.
Белое величественное здание стало заметным вкладом в список заслуг архитектора Краснова. Его работу снова заметили, и уже в следующем году он приглашается строить Ливадийский дворец. Суук-Су был намного меньше императорского дворца, но также красив. Гостей поражала богатая декоративная отделка фасадов здания, где были и колонны, и балюстрады, и лепные карнизы. Главный вход в курзал украшал фонтан. Внутренне убранство ничем не уступало внешнему и даже превосходило его. Арочные дверные проходы, деревянные панели на стенах, украшенные причудливыми узорами, величественная лестница между этажами, много мрамора, хрусталя, богемского стекла и богатая мебель – всё это вполне удовлетворяло вкусам состоятельных посетителей. На первом этаже располагался вестибюль для гостей и зал для предполагаемого в будущем казино, на втором – шестнадцать номеров люкс и курительная комната, где вниманию гостей в специальных шкафчиках была представлена богатая коллекция сигар, папирос и табака, на третьем – пять люксов, которые сейчас бы назывались президентскими. Кстати, в итоге власти не позволили Соловьевой содержать казино, но название прилепилось к дворцу намного крепче, чем более подходящее курзал. И без казино гости курорта не скучали, играя в вестибюле в карты и бильярд. Курзал содержал большую богатую библиотеку.
Чтобы принимать как можно больше состоятельных и влиятельных гостей, были построены четыре гостиницы элитного класса. Дворец Суук-Су стал центром огромного курорта в 40 десятин. Богатая внутренняя отделка вполне соответствовала рангу гостей и ценам, запрашиваемым за отдых. В одном из залов находилась картина «Садко в гостях у морского царя», написанная самим В.И. Суриковым (к сожалению, она не сохранилась). От здания курзала к морю шла красивая каменная лестница, по всей территории имения Суук-Су был разбит парк. Пляж был благоустроенным и чистым, кроме того курорт предлагал услуги водолечебницы и русской бани.
Лестница, спроектированная Красновым, сама по себе являлась произведением искусства. Ступени были изготовлены из тесаного известняка, перила – из чугунного литья, выполненного на уральских заводах, в нише одного из пролетов лестницы стояла скульптура Наяды, которую впоследствии похитили немцы при отступлении.
Всеми благами цивилизации было снабжено имение Соловьевой. Оно было полностью электрифицировано, был проведен телефон и телеграф, работала почта и транспорт заведения. На курорте работал ресторан с собственной кухней, штатом поваров и толпой официантов. Ресторан располагал не только закрытым помещением, но и летней площадкой на веранде. Вино подавалось из местных подвалов. Слух посетителей услаждал известный неаполитанский оркестр. Оркестр Федерико Паладино пользовался в Крыму потрясающей популярностью, много гастролировал, часто давал представления в Ялте, и в итоге был замечен самим императором Николаем II, для которого итальянцы играли не его собственной яхте «Штандарт».
В каком году артеку был передан курорт суук су
Музыкальная эстрада курорта «Суук-Су» (у набережной)
Фото 1953 г. | Фото 2011 г. |
Построена в 1903 году. Автор проекта: Николай Петрович Краснов, ялтинский архитектор. Эстрада построена из тесаного камня известняка. Размер площадки 6,35 х 6,60 метра, высота 1,7 метра. Лестница из 10 ступеней шириной 1,2 метра.
Мостик через речку «Суук-Су»
Фото 1905 г. | Фото 2011 г. |
Построен в 1898 году. Автор проекта: Владимир Ильич Березин. Длина мостика 18,5 метра, ширина 4 метра.
Десять секций металлической кованой решетки ограждения были изготовлены на Урале и представляют интереснейший образец русского чугунного литья. Орнаментация типична для русского позднего классицизма.
Четыре каменные тумбы построены из тесаного известняка, высота тумб 1,05 метра. Мостик имеет большую архитектурную ценность, его необходимо сохранить.
Скульптура богини Ники (набережная)
Фото 1905 г. | Фото 2011 г. |
Установлена в 1903 году. Автор проекта: Николай Петрович Краснов, ялтинский архитектор.
Ника в греческой мифологии богиня победы в битвах, а также в спортивных, музыкальных и других соревнованиях. Изображалась молодой женщиной с крыльями, с лавровым венком в руках.
У римлян ей соответствовала богиня Виктория. Скульптура богини Ники была вывезена фашистско-румынскими оккупантами с курорта «Суук-Су» до 1944 года. В настоящее время сохранился постамент, на котором стояла Ника. Постамент выполнен из тесаного известняка. Высота постамента 6 метров, ширина 2,5 метра.
Насосная станция (пляж)
Фото 1905 г. | Фото 1975 г. |
Построена к 1903 году. Автор проекта: Владимир Ильич Березин. Станция построена в виде средневековой башни из тесаного известняка. Высота постройки 6 метров, ширина 4,8 метра. Насосная станция подавала морскую воду в гидропатическое отделение для приема морских ванн для отдыхающих курорта «Суук-Су». В настоящее время здание не функционирует.
Лестничный ансамбль от курзала курорта «Суук-Су» к морю
Фото 1910 г. Открыт 1 августа в 1903 году.
Автор проекта: Николай Петрович Краснов, ялтинский архитектор.
Лестничный ансамбль в начале ХX века являлся художественным произведением садово-паркового искусства.
Лестничный ансамбль имеет четыре террасы.
Центральный лестничный марш из 11 ступеней шириной 2,4 метра.
Два лестничных марша по 10 ступеней шириной 2,4 метра.
Фото 1910 г. Справа находился искусственный сталактитовый грот. Внутри грота находился большой аквариум, освещался он скрытыми между сталактитами электрическими лампочками.
Над гротом располагалась музыкальная эстрада. «Живая» музыка звучала с утра до позднего вечера.
В камерном оркестре играли итальянцы, по желанию отдыхающих они исполняли неаполитанские песни.
В 1941-1944 годы немецко-румынские оккупанты разрушили сталактитовый грот и музыкальную эстраду.
В настоящее время на этом месте растут деревья.
Верхний ярус лестничного ансамбля заканчивается 2-мя лестничными маршами по 4 ступени шириной 1,4 метра.
Верхняя часть лестничного ансамбля (фронтон) составляет в высоту 2,7 метра, в ширину – 10 метров. Слева находился цветочный партер. В настоящее время участку необходим садово-парковый дизайн. Справа и слева от центрального марша лестничных переходов находились два каменных пилона: высота 3,7 метра, ширина 1,05 метра, длина 4,25 метра.
Сфинкс – в Древнем Египте статуя фантастического существа (духа – хранителя царской власти) с туловищем льва и головой человека (обычно это изображение фараона или священного животного).
В годы оккупации «Артека» (1941-1944) немецко-фашистские захватчики упражнялись в стрельбе по скульптурам.
В 1948 году изуродованные сфинксы были сняты с постаментов и сданы в металлолом.
Другие архитектурные памятники имения Суук-Су
Дом комендатуры Суук-Су построен в 1898 году, его успел спроектировать ещё Владимир Ильич Березин. Своё назначение дома коменданта он выполнял и после национализации. Ныне это жилые помещения сотрудников детского лагеря «Артек». Цоколь здания изготовлен из серого известняка, тело здания – из светлого ракушечника. Спроектировал Березин и дом для персонала, в котором и по сей день живут сотрудники лагеря.
Для своей дочери Ксении Владимировны Соловьевой Березин построил двухэтажный дом из известняка с портиком перед главным входом. Дом очень нравился руководителям дома отдыха «Суук-Су», а после – артековскому начальству, так что после национализации и до начала войны это здание было отдано именно этим структурам. После войны бывший дом дочери Березина часто менял профиль, пока не стал в 1989 году артековской поликлиникой.
Одной из лучших гостиниц курорта Суук-Су считалось «Орлиное гнездо». В ней было всего четыре номера, но чаще всего богатые отдыхающие снимали её здание полностью. Именно здесь проживал Шаляпин в 1916 году. В наши дни бывшая фешенебельная гостиница простаивает на реконструкции.
Также в наши дни закрыто на ремонт бывшее гидропатическое отделение лагеря «Лазурный». Водолечебница во время войны была частично разрушена немецкими оккупантами, но позже восстановлена. С тех пор кроме водолечебницы в здании находился медицинский стационар. Во времена курорта Суук-Су в здании помимо гидропатического отделения располагались гостиничные номера и баня. Год постройки – 1903.
Красновым для нужд курорта Суук-Су были построены четыре гостиницы, названные в дальнейшем Зубковскими №1-4. После национализации они назывались просто по номерам, а с 1965 года - «Красная», «Желтая», «Зелёная» и «Синяя». Качественная дореволюционная постройка обеспечила бывшим гостиницам долгую жизнь в «Артеке».
Башня Крым Гирея была построена в 1903 году из грубо отесанных известняковых камней. Использовалась башня как курортная лавка имения Суук-Су, где продавали сопутствующие товары для отдыхающих. В советское время здесь размещалась библиотека и выставочный зал, ныне –снова магазин.
Из старых построек курорта Суук-Су сохранилась музыкальная эстрада, воздвигнутая по проекту Краснова в 1903 году. Мост через речку Суук-Су ещё стоит, но с пилона пропала статуя. Украшение имения – статуя богини Ники работы архитектора Краснова – была вывезена оккупантами во время бегства из Крыма. Постамент из серого известняка остался сиротливо стоять в парке.
Проект лестничного ансамбля также был воплощен в жизнь Н.П. Красновым. Рядом с лестницей был обустроен искусственный сталактитовый грот, неподалеку располагалась музыкальная эстрада для оркестра. По сторонам центрального пролета лестницы возвышались два пилона, на которых лежали бронзовые маски сфинксов. Грот разрушили немецкие солдаты, они же изуродовали сфинксов, которых после войны пришлось сдать в металлолом. Неплохо сохранилась и насосная станция в виде башни, спроектированная Березиным, но ныне она не используется по назначению.
В целом, бывшее имение Суук-Су представляет подлинный интерес для любителей истории края и достопримечательностей Крыма. Сосуществование с детским лагерем не сильно повлияло на сохранность зданий, скорее, даже помогло, ведь «Артек» власти никогда не обижали. Так что, Суук-Су живёт не только на страницах исторических книг.
В каком году артеку был передан курорт суук су
Детский лагерь "Хрустальный"
вернуться к странице
Артек + запись закреплена
85 лет назад - 17 сентября 1936 года во время Правительственного приёма в Кремле Артеку был подарен «Суук-Су» - будущий «Лазурный» лагерь.
Сегодня даже нам, артековцам, наверное, сложно в полной мере понять - чем стало это событие для пионеров того времени. Потому что Артек в те годы занимал совершенно иное место, он воспринимался как неотъемлемая часть советского детства, часть большой пионерской жизни страны.
Поэтому этот Подарок стал подарком для всех, а не для каких-то «избранных», которые в будущем получат сюда путёвки.
Поэтому эта весть отозвалась по всей стране и день этот стал Добрым для всех.
Нравится Показать список оценивших
В каком году артеку был передан курорт суук су
МДЦ «Артек» детский лагерь «Озерный»
вернуться к странице
Артек + запись закреплена
85 лет назад - 17 сентября 1936 года во время Правительственного приёма в Кремле Артеку был подарен «Суук-Су» - будущий «Лазурный» лагерь.
Сегодня даже нам, артековцам, наверное, сложно в полной мере понять - чем стало это событие для пионеров того времени. Потому что Артек в те годы занимал совершенно иное место, он воспринимался как неотъемлемая часть советского детства, часть большой пионерской жизни страны.
Поэтому этот Подарок стал подарком для всех, а не для каких-то «избранных», которые в будущем получат сюда путёвки.
Поэтому эта весть отозвалась по всей стране и день этот стал Добрым для всех.
Нравится Показать список оценивших
В каком году артеку был передан курорт суук су
МДЦ «Артек» детский лагерь «Янтарный»
вернуться к странице
Артек + запись закреплена
85 лет назад - 17 сентября 1936 года во время Правительственного приёма в Кремле Артеку был подарен «Суук-Су» - будущий «Лазурный» лагерь.
Сегодня даже нам, артековцам, наверное, сложно в полной мере понять - чем стало это событие для пионеров того времени. Потому что Артек в те годы занимал совершенно иное место, он воспринимался как неотъемлемая часть советского детства, часть большой пионерской жизни страны.
Поэтому этот Подарок стал подарком для всех, а не для каких-то «избранных», которые в будущем получат сюда путёвки.
Поэтому эта весть отозвалась по всей стране и день этот стал Добрым для всех.
Нравится Показать список оценивших
История дворца Суук-Су после революции
В 1920 году стала очевидной победа большевиков над армией Врангеля. Ольга Соловьева с дочерью покинула Крым. Благодаря тому, что она успела вывести за границу немало сбереженных денег, ей удалось достойно жить в Европе. Имение Суук-Су было национализировано, в 1923 году в нем открывается дом отдыха ЦИК СССР. Рядом уже рос и креп детский лагерь «Артек», число отдыхающих в котором росло, а жилой площади остро не хватало. В 1936 году дворец Суук-Су со всеми другими зданиями имения и парком был отдан передовому советскому детскому лагерю. Новое отделение лагеря так и назвали – Суук-Су. На время, позже он стал «Лазурным».
Во время войны дворец Суук-Су стал рестораном и местом отдыха немецких офицеров. При отходе из Крыма в 1944 году немецкие оккупанты сожгли дворец дотла. После нескольких лет раздумий о судьбе пепелища, руководство «Артека» приняло решение восстановить Суук-Су. Архитектором выступил Сергей Каневский. По имеющимся чертежам дворец был восстановлен, но он лишь в общих чертах напоминал предшественника, ощущение дореволюционной роскоши московский архитектор передать не смог. Строительство длилось с 1952 по 1960 год. Новое название здания – Дворец пионеров. И всё же Суук-Су остался дворцом. Он не принимает детей как жилое помещение, но здесь проводятся выставки и различные мероприятия. Тут же расположена библиотека. В 1997 году на стенах бывшего дворца Суук-Су появилась мемориальная табличка, посвященная столетию приобретения Березиным и Соловьевой земель имения. Неподалеку от здания дворца в 1954 году построили красивую двухэтажную столовую по проекту того же Каневского и Елены Сорокиной. Столовая сложена из того инкерманского камня, что и Суук-Су, только в отличие от последнего – в стиле так называемого сталинского ампира, которому уже оставалось недолго властвовать над умами советских архитекторов.
Возле дворца Суук-Су уже в советскую эпоху были установлены памятники Н.К. Крупской и летчику-космонавту В.М. Комарову. Оба памятника были открыты в 1985 году. В честь приезда в лагерь «Лазурный» Юрия Алексеевича Гагарина во дворце был установлен бюст знаменитого первого космонавта, на стенах дворца – памятная табличка в честь открытия космической выставки в «Артеке» при участии Юрия Гагарина. Мраморная табличка была прикреплена к стене в 1967 году.
«У Артека на носу приютился Суук-Су» – 115 лет назад основан знаменитый курорт
1 августа 2018 года в МДЦ «Артек» прошла «юбилейная» экскурсия по дворцу Суук-Су, приуроченная 115 летиюсо дня основания знаменитого гурзуфского курорта Суук-Су.Сегодня эта историко-культурная жемчужина находится на территории детского центра «Артек»: здесь расположился лагерь «Лазурный», а в здании дворца находится Музей истории «Артека» и знаменитый Музей космонавтики.
Посетить Суук-Су может любой желающий–ежемесячно более 4 тыс. экскурсантов знакомятся с этим памятником и уникальными историческими экспонатами, в том числе артековцы, госты детского центра и туристы из разных регионов страны–отдыхая в Крыму, они записываются на экскурсию по «Артеку» с обязательным посещением дворца Суук-Су.
«Сегодня Суук–Су не только исторический памятник, но и часть образовательного ландшафта «Артека». И даже шире –культурного ландшафта Крыма: это новая и очень привлекательная точка на крымской туристической карте. В ходе реконструкции «Артека» мы уделяли особое внимание бережному сохранению исторического наследия и облика дворца Суук-Су. Расположенный там музей превратился в зрелищную мультимедийную экспозицию, и это пример того, как исторические памятники могут интегрироваться в современные технологии образования», – рассказал директор «Артека» Алексей Каспржак.
История Суук-Су началась с того, что в 1897 году семья железнодорожного инженера-мостостроителя – Владимир Иванович Березины Ольга Михайловна Соловьева– приобрела 40 гектаров земли для будущего курорта, а сам Дворец Суук-Су (что в переводе с тюркского означает «холодная вода») был построен в 1903 году по проекту архитектора Н.П. Краснова. Открытие курорта состоялось в том же 1903 году и он мгновенно стал популярнейшим местом отдыха и оздоровления на Южном берегу Крыма. Курорт включал 6 гостиниц, ресторан, библиотека, морские пляжи, русскую баню, молочные фермы, водолечебницы. Был на курорте и свой неаполитанский оркестр, дирижером и скрипачом которого был Фидерико Паладино. Парк вокруг дворца был заложен хозяином еще в конце XIX века – за ним ухаживали лучшие садовники из поместий генерала Раевского в Партените и Карасане. В 1913 году на Всероссийской гигиенической выставке курорт был награжден Большой золотой медалью.
Достоинства Суук-Су быстро оценили русская аристократия и цвет художественной жизни России – здесь бывали Скрябин, Бунин, Чехов, Суриков, Коровин, Шаляпин, Вяльцева, царские министры и сам император.Николай II посетил курорт в 1913 году. А Федор Шаляпин, очарованный красотой места, приобрел у хозяйки О.М. Соловьевой Пушкинскую скалу– певец хотел построить на ней «Замок искусств для одаренной молодежи. Замок был спроектирован, начались строительные работы, но события 1917 года прервали реализацию проекта.
После Октябрьской революции курорт был национализирован, а в 1936 году передан «Артеку». Во время Великой Отечественной войны, когда Крым был оккупирован фашистскими войсками, немцы сделали из Суук-Су дом отдыха для офицеров. В ночь на 1 января 1942 года дворец сгорел. Восстановлен в 50-е годы XX века.
Сегодня Дворец Суук-Су открыт для посещения. Каждый будний день здесь проходят экскурсии для всех желающих/.Посетители смогут увидеть уникальный Музей космонавтики «Артека», заложенный еще Юрием Гагариным в 1967 году. Вместе с Дворцом экскурсантам покажут и «Артек» – детские лагеря, парк комплекса «Горный», знаменитые школу и стадион «Артека».
В каком году артеку был передан курорт суук су
В 15 минутах ходьбы от Гурзуфа находился первоклассный курорт Суук-Су, что в переводе с татарского означает "холодная вода". Основателями этого курорта были известный российский инженер, строитель железных дорог и мостов действительный статский советник, происходивший из дворян Полтавской губернии, Владимир Ильич Березин и его супруга, Ольга Михайловна Соловьева.
Березин принимал участие в строительстве моста через реку Днепр в Киеве, участвовал в проектировании моста императора Александра III через Неву. Двухъярусный мост через реку Обь в Новосибирске возведен тоже при его участии. Стоят мосты В.И. Березина по обе стороны от Уральского хребта в Европе и Азии и уже более века служат людям.
Однажды во время строительства железной дороги в Донецком бассейне из-за сильной снежной бури его поезд застрял на несколько недель. Пришлось укрыться на станции маленького местного вокзала. Там и встретил Березин девушку необыкновенной красоты, которая оказалась дочерью начальника станции. Вскоре Ольга Михайловна Соловьева стала его женой.
В 1895 году они обосновались в Ялте, а два года спустя купили на берегу моря в Гурзуфе участок у баронессы М.А. Шеппинг Владимир Ильич и Ольга Михайловна решили вложить свой капитал в прибыльное дело, превратить свое имение в первоклассный курорт, который смог бы соперничать с популярными в то время европейскими курортами, куда ежегодно устремлялись зажиточные россияне, оставляя на отдыхе огромные средства.
То, что рядом находился прекрасный курорт Губонина, не смущало супругов. Они с энтузиазмом принялись за дело, но в самый разгар работ тяжелая болезнь подкосила Владимира Ильича. Операция, сделанная в Париже, не спасла Березина. Он умер и был погребен в склепе Суук-Су, построенном по проекту архитектора Н.П. Краснова.
Бразды правления взяла в свои руки Ольга Михайловна. Она умело использовала оставленное ее мужем состояние, около 10 миллионов рублей, и достроила курорт.
В 1903 году он был торжественно открыт.
Имение Суук-Су занимало площадь около 40 га. В центре курорта находилось казино, построенное по проекту Краснова, с роскошным рестораном, большими залами, читальней, балконами. От казино до берега моря террасами шел молодой тогда еще ухоженный парк, который был заложен в начале 90-х годов XIX века Березиным с опытными садовниками, работавшими в поместьях генерала М.Н. Раевского в Партените и Карасане.
Устроен курорт был великолепно. К услугам отдыхающих - 6 гостиниц, морской берег с великолепным пляжем, русская баня, молочные фермы, водолечебница, в которой выполнялись все виды водных процедур.
Высокая, статная хозяйка курорта, отличавшаяся особой русской красотой, была натурой широкой и щедрой. В день своих именин, например, она объявляла всех отдыхающих курорта своими гостями. В этот день шампанское лилось рекой, все угощения за счет хозяйки. Вечером запускался сказочный фейерверк, играл оркестр. Сама же Ольга Михайловна, виновница торжества, наряжалась в боярский костюм. Суук-Су пользовался большой популярностью, несмотря на то что был дорогим курортом. В разное время в нем можно было встретить многих известных в России людей, которые отдыхали или просто приходили в гости к хозяйке: художников Сурикова, Коровина, министра Сухомлинова, писателей Бунина и Куприна, Эмира Бухарского и даже Распутина.
Эмир Бухарский, высокий, бородатый, одетый в вышитый золотом халат с зеленым тюрбаном (знак его происхождения от пророка), был частым гостем в хозяйка известного курорта Ялте. В Ливадии он преподнес Суук-Су императору и императрице роскошные ковры из своей страны. Русскому флоту в знак памяти царя Александра III подарил крейсер "Эмир Бухарский".
Хорошо знал он и хозяйку курорта Суук-Су, Ольгу Михайловну. Однажды, отдыхая на даче "Орлиное гнездо", эмир Бухарский предложил Соловьевой купить у нее курорт за 4 миллиона рублей, но Ольга Михайловна ему отказала. С подобным предложением - продать, но не весь курорт, а только одну скалу, обратился к Соловьевой и Федор Иванович Шаляпин. Певец хотел построить на скале замок искусств для талантливой молодежи.
Ольга Михайловна делала вид, что не слышит, но однажды сказала: "А ты, Федор Иванович, хотел бы, чтобы посредине твоего имения кто-нибудь выстроил бы дворец или даже избу?"
Как-то Ольга Михайловна с Шаляпиным и большой компанией музыкантов решила поехать к рыбакам жарить на кострах форель и картошку. Взяли с собой вина и закуску, расположились у костра. Вечерело. Во время шумного и веселого "застолья" Шаляпин встал, прислонился к дереву, что-то напевая. Пел он грустные русские песни, щемящие душу, простые и задушевные. Соловьева сидела, напряженно слушая, а по щекам ее катились слезы, но она их не замечала.
Когда же была допета последняя нота, наступила тишина и вдруг Ольга Михайловна встала и сказала: "Федор Иванович, твоя скала!" Это было так неожиданно для Шаляпина и может быть, для самой Соловьевой. У обоих на лицах были слезы радости и счастья. Но это всего лишь легенда - распространенная легенда о том, что хозяйка богатейшего имения "Суук-Су", тронутая пением артиста на пикнике у Медведь-горы, якобы подарила ему скалу и поныне известную как "скала Шаляпина". На самом же деле Шаляпин купил эту скалу у Соловьевой в 1915 году (об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в ЛГТМ), чтобы реализовать свою идею постройки замка искусств. Тогда же по заказу Шаляпина его друг, известный архитектор И.А. Фомин, выполнил оригинальный проект "замка" в соответствии с замыслом певца. На другой день после покупки скалы Шаляпин был уже у нотариуса и писал дарственную Константину Коровину, другу-художнику, который еще в 1914 году нашел прекрасный участок земли у самого моря в Гурзуфе и построил себе дом из 14 комнат.
Тогда, отдыхая у Коровина, Федор Иванович обратил внимание на скалы Адалары, которые были хорошо видны из окон дома художника. По воспоминаниям Коровина, Шаляпин хотел купить вначале пустынные скалы. Загоревшись идеей покупки, он забыл друзей и каждый день ездил на лодке на Адалары, о них только и говорил. Ездил даже в Ялту, чтобы узнать, как ему получить от казны эти скалы. Когда Коровин его спрашивал, как он собирается жить на голых скалах, Федор Иванович отвечал, что взорвет их, сделает плошадку, проведет воду, разведет сады, привезет чернозем, пророет тоннель на берег.
Но после того как О.М. Соловьева продала ему землю под гротом Пушкина, Адалары были забыты. Шаляпин говорил: "Надо торопиться. Я остаюсь здесь жить". Он позвал грека Месалиди, который поставлял Коровину камень для постройки дома, и велел ему строить стену, ограждающую его землю.
Потом всю ночь до утра Шаляпин с Коровиным просидели над бумагами, Федор Иванович объяснял другу, какой он хочет построить дом. Вскоре начались и строительные работы под наблюдением О.М. Соловьевой, прерванные затем в августе 1917 года.
В августе 1916 года Шаляпин с семьей отдыхал в Суук-Су на даче "Орлиное гнездо". Во время отдыха он разучивал партию короля Филиппа из оперы Верди "Дон-Карлос". Работа шла трудно. Недовольный переводом текста этой партии, он исправлял его, советуясь с отдыхающим здесь же в Суук-Су артистом Н. Ф. Монаховым.
Федор Иванович часто встречался с Константином Алексеевичем Коровиным на его вилле "Саламбо" в Гурзуфе (ныне Дом творчества художников). Коровин тогда писал портрет Шаляпина с дочерью Ириной. В этот приезд Шаляпин устроил на своей скале пир с артистами под открытым небом, пригласив повара и музыкантов из Ялты.
Это было последнее мирное лето в Крыму. В то лето дочери Шаляпина, Ирина и Лидия, играли в Гурзуфе во французском водевиле "Спичка меж двух огней" с Ольгой Леонардовной Книппер и Михаилом Чеховым, а в одном из кабачков Ялты пел Александр Вертинский - Пьеро.
Храм искусств Шаляпин так и не построил. Позже, в Париже, в книге "Маска и душа" он вспоминал эту скалу: "Мечту свою я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: еще найдется какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю: "А где он возьмет Пушкинскую скалу?"
Незадолго до начала Первой мировой войны в Суук-Су появился Распутин. Он приехал в Крым по приглашению царской семьи, чтобы в очередной раз помочь цесаревичу Алексею. Остановился Распутин в гостинице "Ялта". Нанес визит и хозяйке Суук-Су. Как прошла встреча, неизвестно, но, скорее всего, они нашли общий язык. Ольга Михйловна была религиозным человеком, кроме того, она верила в различные приметы, так, например, она не отправлялась в дорогу в понедельник, избегала принимать серьезные решения в пятницу. Известно, что Г. Распутин произвел на нее неизгладимое впечатление. Позже она говорила, что хорошо знает Распутина. Его фотография с дарственной надписью висела у нее в комнате в Берлине вместе с фотографиями Царя и наследника.
В годы гражданской войны курорт Суук-Су был разграблен. В поисках драгоценностей и оружия большевики сломали мраморные плиты в вестибюле "Казино". Ольга Михайловна уехала в Константинополь, ее дочь Ксения с мужем - в Новороссийск, затем все они вернулись в Ялту. В это время О.М. Соловьева составила оценку всех строений своего имения, включая обстановку, утварь. Получилась сумма немалая - 3 миллиона рублей.
И вот в самый последний момент, когда уже поднимали трап, Ольга Михайловна появилась в порту. Она ничего не успела взять с собой, даже сумки. На последнем пароходе с дочерью и ее мужем она покинула Крым навсегда.
Трудно представить, что пережила эта уже немолодая женщина в то время, но до конца своих дней ей все казалось, что большевики преследуют ее. Скончалась бывшая хозяйка роскошного курорта в Швейцарии в 1935 году, заболев душевной болезнью.
В годы Великой Отечественной войны немцы устроили в Суук-Су дом отдыха для офицеров. В разрушенном в годы войны казино сгорела картина "Садко в гостях у морского царя", написанная художником В.И. Суриковым в 1911 году, во время отдыха. Это было огромное полотно во всю стену зала второго этажа размером 5x8 метров.
После бегства из Крыма семья Ольги Михайловны жила в Берлине. Там у дочери Ксении родился сын Георгий. После Парижа, Женевы семья переехала на постоянное место жительства в США. Георгий Наумович окончил филологическое отделение Колумбийского университета, специализировался на французской литературе.
После окончания Второй мировой войны он уехал во Францию и стал профессором Сорбоннского университета. Последние 20 лет Георгий работал в Зальцбургском университете. Он написал воспоминания о жизни своей бабушки, Ольги Михайловны Соловьевой, о курорте Суук-Су, расположенном у горы Аюдаг.
После революции и до 1936 года курорт Суук-Су был правительственым домом отдыха, а после был передан Артеку. Сейчас здесь находится детский дагерь "Лазурный".
По материалам сайта «Все о Крыме»
ЧИТАЙТЕ В ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭТОЙ ТЕМЫ:
«Шаляпин, Адалары, Суук-су и Шаляпинская скала» - О том, как великий певец едва не взорвал скалы Адалары.
«Забытая святыня» - Рассказ о самом загадочном и таинственном месте Артека - склепе Березина в Лазурном лагере, а так же о чудесных и таинственных событиях связанных с ним.
«Забытая святыня-2» (история создания) - О том, как создавалась часовня-мавзолей Владимира Березина. Представлены уникальные фотокопии нереализованных проектов. Поспешите увидеть, как могло бы выглядеть самое загадочное сооружение Артека!
«Замок Искусств» - артековская мечта Шаляпина - о том, как Пушкинская скала стала Шаляпинской, и на ней едва не появился замок.
Имение Суук-Су
В самом начале девятнадцатого века земли, на которых сейчас стоит артековский детский лагерь «Лазурный», принадлежали Усеину Абдураманову. Это была пустая необработанная земля. Её то и купил поручик Александр Иванович Крым Гирей в 1829 году. Он построил в своём новом имении двухэтажный дом, посадил виноград и вообще привел своё имение в надлежащий вид. Его наследники получили достойную крымскую усадьбу. В 1874 году они продали имение Крым Гирея сестрам Голицыным – княгине Софье Александровне Ермоловой и баронессе Марии Александровне Шеппинг. Уже тогда оно называлось Суук-Су. Название происходит от имени источника, бившего на территории имения. С татарского языка оно переводится как «холодная вода». От сестер имение Суук-Су досталось инженеру Березину, который заплатил за него 47 тысяч рублей серебром.
Владимир Ильич Березин, в то время действительный статский советник и удачливый предприниматель, считался одним из лучших российских инженеров-мостостроителей. Березин занимался разработкой проектов мостов через Днепр, Волгу, Обь, Иртыш, Ишим. Сколотив порядочное состояние, он вышел в отставку и переехал в Ялту с женой. Там чета Березиных приобрела имение Суук-Су. В планах семьи было создать на своих новых землях блестящий курорт, что было бы и престижно, и могло бы принести немалые деньги. К сожалению, Владимир Ильич скоропостижно скончался в 1900 году, и все заботы по реализации проекта легли на его жену Ольгу Михайловну Соловьёву. С тех пор и по 1920 год – она единственный хозяин Суук-Су. И она нашла в себе силы реализовать мечту мужа.
Знаменитые гости курорта Суук-Су
Курорт Суук-Су посещали влиятельные политические фигуры, в том числе и император Российской империи Николай II, и деятели культуры, такие как Коровин, Суриков, Скрябин.
В 1901 году курорт Суук-Су посетил Иван Алексеевич Бунин. Посетив склеп Березина, он сочинил следующие стихотворные строки:
Здесь погребен богатый инженер,
Умер он в Париже,
Но если жил бы он поближе,
То много сделал бы добра.
Вместе с Буниным приезжал сюда Антон Павлович Чехов, приезжал именитый прозаик сюда и в 1903 году.
В 1916 году Суук-Су посетил Шаляпин, которому Соловьева не смогла отказать в продаже части имения в том месте, где сейчас находится скала Шаляпина. Оперный певец предполагал строить здесь свой крымский дом, который Шаляпин называл замком, но революция помешала осуществлению его замыслов.
Сергеев-Ценский посвятил Шаляпину и Суук-Су такие строки:
…В семнадцатом году, в июле,
В ночном двенадцатом часу
Шла из Гурзуфа в новолунье
По направленью в Суук-Су
Толпа людей. Их вел Шаляпин
К своей на берегу скале
В рубахе белой, белой шляпе,
Огромный двигался во мгле .
До исторического посещения Шаляпиным имения Суук-Су скала называлась мысом Футя, а по сути, это часть Пушкинской скалы. Сохранились чертежи проекта постройки дома Шаляпина, в котором должен был расположиться замок искусств для талантливой русской молодёжи. В 1997 году на месте предполагаемой постройки открыли мемориальную доску. На доске начертаны слова Шаляпина:
«Есть в Крыму, в Суук-Су, скала у моря, носящая имя Пушкина. На ней я решил построить замок искусств. Именно замок. Я говорил себе: Были замки у королей, у рыцарей, отчего бы не быть замку у артистов? »
На открытии присутствовали внучка Шаляпина, внуки Березина и Соловьевой.
К скале Шаляпина в имении Суук-Су ведет сохранившийся до наших дней семнадцатиметровый переход, украшенный четырьмя массивными пилонами с вазами для цветов на верхушках. Это всё, что напоминает о грандиозном замысле великого русского оперного певца.
| |
Скалы у мыса Суук-Су и Адалары | Скала Шаляпина и Аю-Даг |
Если Федору Шаляпину Соловьева продала часть имения Суук-Су, то эмиру Бухарскому отказала. Правда, тот предлагал продать ему весь курорт за четыре миллиона рублей. Эмир Бухарский был богатейшим человеком, одним из самых состоятельных в Российской империи. Он даже подарил Романовым крейсер типа Финн, названный его именем. Эмир тоже был гостем курорта Суук-Су.
Приезжал в имении Суук-Су к Соловьевой Григорий Распутин. Обласканный монаршим двором старец смог очаровать вдову, после чего Соловьева часто рассказывала об этой знаменательной в её жизни встрече.
Читайте также: