Уйтаг хакасия база отдыха
Памятник природы «Уйтаг» состоит из двух участков и занимает площадь 235 га. Расположен в Аскизском районе Республики Хакасия. Ближайшими населёнными пунктами являются аал Катанов, сёла Камышта и Усть-Камышта.
Территория памятника природы «Уйтаг» представляет собой живописный горный хребет, расположенный в степном поясе на границе Уйбатской и Сагайской степей. Уникальной особенностью территории являются места скоплений окаменелых образцов ископаемых растений (в том числе лепидодендронов, произраставших в данной местности около 400 млн лет назад), расположенных непосредственно на поверхности хребта.
В границах памятника природы произрастают виды растений, внесённые в Красную книгу Республики Хакасия: бубенчик скальный, ковыль перистый, астрагал Ионы, остролодочник волосистоплодный, остролодочник заключающий, а также обитают редкие и исчезающие виды животных, занесённые в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Хакасия: кобчик, степная пустельга, скопа, огарь (приложение к Красной книге Республики Хакасия, вид, нуждающийся в особом контроле за состоянием численности).
На территории памятника природы и на сопредельной с ним территории располагаются объекты культурного наследия, относящиеся к Карасукской (XIII – VIII вв. до н. э.), Тагарской (VII – III вв. до н. э.), Таштыкской (I – V вв. н. э.) культурам и эпохе становления культуры Енисейских кыргызов (VI – начало XIII вв. н. э.).
valentin_sky
[ Нажмите.чтобы посмотреть. Read more. ]
Часть 1. Палеофлора.
Давно слышал,что на берегу Абакана находятся останки древних растений.Примерно 400-250 миллионов лет назад здесь росли древние прародители наших деревьев. Папоротниковидые и плауновидные оставили свои "фотографии" в камнях.
Выглядели примерно так
Отпечатки листьев,ржавого цвета.
Древние "стволы"
В пластах множество отпечатков,камни рассыпаются и обнажают новые древности.
Красивые,узорчатые
Часть 2 .Турбаза
На берегу Абакана расположена турбаза.С разрешения сотрудника я сделал несколько фотографий.Как я понял, база еще строится и все же готова принимать гостей.
Курятник
Гостевая
Шаманский бубен в чехле.Мне с детства не разрешено трогать бубен :) так уж там бубен точно.
Большая юрта
Внутри юрты полы земляные и в центре стоит очаг.
Летняя кухня
Пирамида. Первая стоит в селе Аскиз,а эта уже вторая - в Аскизском районе.
Внутри можно получить сфокусированный космический "эфир".
На вершине горы "правильный" Красный флаг.
Зашел посмотреть мини музей старинных вещей.
Данный инструмент используется для изготовления саней и других деревянных изделий. Дерево распаривалось и фиксировалось на этом станке.
Плуг
На месте строительства турбазы работники нашли каменную ручную мельницу.
Палеофлора
Окаменелое растение
Часть 3 .Отдых на природе.
Панорама.Снимал на ветку,можно посмотреть в масштабе.
После наводнения дорогу размыло и она идет в реку
После наводнения
Размытый берег
Наводнение принесло неприятностей и муравьям.Они усиленно восстанавливают свои гнезда.
Тех, кто не выжил,муравьи складывают в своеобразную братскую могилу.
Те, кто выжил, продолжат свой род.
Мы нашли вот такое удобное дерево:белое и чистое.
Песок и галька отшлифовали дерево местам до блеска,а местам до "ворса"
Лена и Илья
Соорудили костер
Палатки
Володя -главный повар справа .
А вот и его дочка ,туристка
Взяли с собой собаку с именем "Дружищщще" Породы Доберман-пикчерз :)
Собака исключительно домашняя,впервые к старости вывезли из родного двора.Веревку после цепи рвал, как Тузик грелку.Пришлось прогуливать на буксировочном тросе :)) Усилие 1.5 тонны. Зверь,а не собака.
Натюр
К нам на сладкий чай прилетали жуки
А под вечер, под вечер луна излила лик
И достали древнюю керосинку.
Вот и все.Я уехал домой,а оставшиеся люди,завтра поедут смотреть древнюю крепость,надеюсь найдут без меня.
В горах Уйтага появятся кафе и базы отдыха
Специалисты увидели рост добычи полезных ископаемых (индекс производства — 113,4%), обеспечения электроэнергией, газом и паром. Еще в республики отметили увеличение по кондиционированию воздуха и водоснабжению (114,6%), водоотведению, сбору и утилизации отходов и ликвидации загрязнений (116%).
В добыче полезных ископаемых темп объемов производства связан с увеличением объемов добычи угля (индекс производства – 115,3% 2020 году) и металлических руд (103,8%).
В плюсе оказались организации, занятых производством пищевых продуктов (индекс производства –107,7%), например, мясных, мясосодержащих, охлажденных полуфабрикатов (143,3%) или пива (105,2%).
Фото:Красноярскстат Фото:КрасноярскстатТакже специалисты заметили рост в производстве нефтяного кокса и нефтепродуктов (индекс производства —120%) и мебели (121,7%).
А вот снижение объемов зафиксировали в обрабатывающих производствах, там индекс производства составил 92,8%. Сократилось производство текстильных изделий (98%), обработка древесины и производство изделий из дерева (74%).
Состав маршрута
город Абакан
Столица Республики Хакасия
Уйтаг Подробнее Музей-заповедник "Казановка" Подробнее Музей-заповедник "Хуртуях Тас" Подробнее город Абакан ПодробнееУйтаг
Урочище «Уйтаг» признано памятником природы регионального значения в 2014 г., на территории которого полностью запрещено ведение хозяйственной деятельности. Геологический профиль: палеонтологический, общая площадь памятника - 235 га. Местность уникальна во всех отношениях: является памятником палеофауны и палеофлоры (таких мест немного не только в Хакасии и России, но и во всем мире), а также является культовым местом (ведь недаром здесь установлена коновязь) для хакасского народа.
Тип объекта Исторический, Природный
Способ перемещения Машина, Пешим ходом
Описание места
Гора уникальна во всех отношениях: является памятником палеофауны и палеофлоры, а также считается культовым местом для хакасского народа. Уйтаг является одним из сакральных мест Хакасии и овеяна множеством легенд. В 1991 г. у подножья горы установили коновязь, как место почитания горных духов. На протяжении долгих лет здесь проводились различные культовые обряды, направленные на благополучие как местных жителей, так и путников. Уйтаг является родовой горой рода «Ах хасха» фамилии Сафьяновых. Название горы состоит из 2 слов, «Уу»( «уй») в переводе означает собранная, «таг» - гора. По легендам местных жителей, гору собрали люди, переходящие из Сырско - Уйбатской степи в Сагайскую степь. Для того чтобы задобрить хозяев местности и показать что пришли с миром, было выбрано место для проведения обрядов. Путники всегда останавливались около священного места, где установлен столб, символизирующий Ось мира, объединяющей, по представлениям хакасов, три мира.
Хакасия. Дорога в Абазу.
Обожаю дальние поездки и как только подвернулась нужда, подготовил машину. Укомплектовал необходимым инструментом и другими дорожными необходимостями, так как ехал с пассажирами, главным из которых была моя супруга, Светлана. Последнее время я все время беру с собой фотоаппарат, фиксирую всякие интересности, а потом использую в своем творчестве и пишу различные материалы, статьи и т.д. Кстати, именно Светлана и сделала почти все фотографии нашего пробега Абакан-Абаза, прямо на ходу.
Дороги в Хакасии замечательные, отличное покрытие, много прямых и хорошо просматриваемых участков. Наличие различных знаков и разметка, позволяют спокойно и свободно ехать с нормальной скоростью. Из-за штиля, почти до самого Аскиза в воздухе висела дымка и попытки фиксации были мутными.
Поэтому первые кадры были сделаны у святого для жителей Хакасии места, горы Уйтаг. По местным обычаям, путник может поклониться духам, пожелать различные желания и отблагодарить чем может. Привязать ленточку. Обязательно обойти три раза вокруг священного столба три раза, мысленно разговаривая с духами. Обычно к подножью этого столба люди кидают различные монеты. На фото в галерее их отчетливо видно. А многие, кто часто проезжают по дороге мимо, просто кидают на обочину свои монетки. Поэтому неудивительно, что те, кто особенно нуждается в деньгах бродят вдоль дороги, подбирая эти монетки. Это не осуждается никем. Значит так хотят святые силы.
Уйтаг
Памятник природы "Уйтаг" представляет собой часть горного массива для которого характерно вертикально вертикальное, а не горизонтальное. расположение осадочных горных пород, которые и формируют сам горный массив. Благодаря этому современные жители и гости Республики Хакасия могут увидеть и даже прикоснуться к останкам доисторических растений, которые произрастали здесь во времена, когда динозавры еще не появились в эволюционной истории Земли.
Основная цель создания памятника природы, это охрана уникальных природных объектов и комплексов, имеющих важное средообразующее и рекреационное значение. Такие территории как памятник природы «Уйтаг», являются природными музеями и представляют большую научную, познавательную и образовательную ценность. Они позволяют узнать, когда и из чего, в каких условиях образовались породы, слагающие эту территорию, что претерпели они, прежде чем очутились на земной поверхности в виде скальных выходов. В этом смысле скальные выходы - памятники геологической истории планеты Земля.
Территория памятника природы располагается в центральной, наиболее пониженной части Минусинской котловины и представляет собой возвышенность, имеющую грядовый рельеф, протягивающуюся в субширотном направлении. Возвышенность относится к отрогам Абаканского хребта, входящего в систему Кузнецкого Алатау. Памятник природы «Уйтаг» расположен в провинции Минусинской котловины в Приабаканском степном округе.
Палеофлора на территории природного комплекса залегает тонким горизонтом мощностью 0,1 до 0,3 м в отложениях самохвальской свиты нижнего карбона. Возрастные границы горизонта соответствуют середине визейской эпохи (около 345-350 млн. лет). Ископаемые плауновидные и папоротниковидные – деревья (лепидодендроны), кустарники и травяные растения возникли в конце силура (420 млн. лет) и вымерли в конце пермского периода (около 250 млн. лет). Горизонт содержит многочисленные фрагменты ядер стеблей диаметром от 0,5 см до 5 см и другие части растительности. При разрушение участков горизонта выходящего на поверхность остаются многочисленные отпечатки ископаемых растений.
Растительный покров принадлежит степному поясу. В качестве ведущих растений выступают полукустарники (Терескен серый - Krascheninnikovia ceratoides (L.) Gueldenst., Кохия стелющаяся - Kochia prostrata (L.) Schrader, Тимьян ползучий — Thymus serpyllum L.), дерновинные злаки (Овсяница валлисская - Festuca valesiaca Gaudin s. str.); характерны также астрагалы (Астрагал Палибина - Astragalus palibinii Polozhij, Астрагал Ионы - Astragalus ionae Palibin, Астрагал заячий - Astragalus laguroides Pall., Астрагал роговой - Astragalus ceratoides Bieb., Астрагал крупнорогий - Astragalus macroceras C.A. Meyer) и такие виды как Цимбария даурская - Cymbaria dahurica, Вьюнок Аммана - Convolvulus ammanii, Змееголовник двуцветковый - Dracocephalum discolor.
Наиболее типичны для степной растительности Приабаканского степного округа мелкодерновинные настоящие степи. Основу травостоя создают дерновинные виды: ковыль обманчивый - Stipa decipiens, овсянница валезийская - Festuca valesiaca, тонконог гребенчатый - Koeleria gracilis и змеевка растопыренная - Cleistogenes squarrosa. В отдельных ассоциациях в травостое принимают участие степные мятлики и житняк, из других видов наиболее характерны Caragana pygmaea, Veronica incana, V. pinnata, V. reverdattoi, Lychnis sibirica, Astragalus dasyglottis.
Флористический список растений горного массива включает 244 вида.
По северным склонам отдельными участками сохранились лиственничные и сосновые редколесья, а в пойме р. Абакан широко распространены ивняковые заросли.
Степной комплекс фауны включает 74 вида птиц и 19 видов млекопитающих.
Наземная энтомофауна представлена Montana montana Kol., Tettigonia cantans Fuess., Bryodematuberculatum F., Carabus kruberi F.-W., Taphoxenus dauricus Motsch., Nicrophorus germanicus L. subsp. MorioGebl., Anisoplia austriaca Hbst., Amphimallon solstitialis L., Epicauta sibirica Pall., Coccinella septempunctata L., Chrysopa perla L., Papilio machaon L., Colias hyale L., Leucochloe daplidice Rober, Satyr dryas Scop., Bombus agrorum F., Bombus terrestris L., Culex pipians L., Erista listenax L.
Преобладающей группой являются представители отрядов насекомоядных и грызунов. Представители других отрядов включают по 1-3 вида.
На территории памятника природы находятся объекты археологического наследия Республики Хакасия. Объекты археологического наследия относятся к следующим культурам: карасукская, тагарская, таштыкская, эпоха раннего средневековья. На территории памятника природы находятся объекты археологического наследия Республики Хакасия: Могильник Уйтаг – 5, Курганный могильник Уйтаг – 6, Могильник Уйтаг - 7 (Уйтагский чаа тас), Могильник Уйтаг – 8. Объекты археологического наследия относятся к следующим культурам: Карасукская культура (конец 2-го - начало 1-го тыс. до н. э.), Тагарская культура (9—3 вв. до н. э.), Таштыкская культура (1 в. до н. э.— 5 в. н. э.), Эпоха раннего средневековья.
Уйтаг — культовое место для хакасов. Здесь, на границе двух степей, необходимо делать подношения духам.
Уйтаг хакасия база отдыха
Поиск
Места силы Хакасии (Аскизский район)
Это однодневный выездной маршрут по объектам: Абакан – Уйтаг – Ах тас – Улуг Хуртуях тас – Абакан (туда и обратно около 380 км). Места силы располагаются в Аскизском районе Республики Хакасия.
Тип объекта Исторический, Мистический, Природный, Культурный
Способ перемещения Машина, Пешим ходом
На территории памятника природы «Уйтаг» появится туристская инфраструктура
Информационные указатели на экотропе, габионные конструкции, обустройство смотровой площадки и современные урны для раздельного сбора мусора появятся на особо охраняемой природной территории регионального значения – на территории памятника природы «Уйтаг» в Аскизском районе.
Развитие туристской инфраструктуры стало возможным благодаря проекту «Взгляд на уникальное», который стал победителем конкурса Президентских грантов, направленных на развитие гражданского общества. Проект реализуется региональной общественной экологической организацией «ЭкоСреда» при поддержке Минприроды Хакасии и Дирекции по ООПТ. Проект рассчитан на три месяца и завершится в октябре текущего года. Для апробации экотропы и объектов созданной базовой инфраструктуры планируется проведение экскурсий с участием основной целевой аудитории – это школьники от 11 до 16 лет.
- Реализация проекта позволит удовлетворить основные запросы целевых групп на комфортное посещение памятника природы, упорядочить турпотоки, сохранить ценные объекты палеофлоры, минимизировать деградацию растительности, сохранить популяции редких видов растений, популяризовать сведения об историческом прошлом Земли, о бережном отношении к природе и культурно-историческим объектам, - рассказывает руководитель региональной общественной экологической организацией «ЭкоСреда» Роман Торин.
По мнению специалистов, последующим эффектом от реализации проекта будет привлечение постоянного туристического потока, который станет предпосылкой для создания объектов коммерческой инфраструктуры: пунктов питания, базы отдыха, что впоследствии может иметь положительный социально-экономический эффект для местного населения.
К слову, на Уйтаге уже установлена входная группа и несколько информационных щитов. Ежегодно данную особо охраняемую природную территорию посещают около 2 тыс. туристов.
Памятник природы «Уйтаг» образован в октябре 2014 года на основании положения Правительства Республики Хакасия «Об организации особо охраняемой природной территории регионального значения - памятник природы «Уйтаг» с целью сохранения уникальных объектов палеофлоры каменноугольного периода, имеющих возраст около 400 млн лет. Памятник природы общей площадью 235 га расположен в степной зоне Аскизского района Хакасии. В 2017 году памятник природы «Уйтаг» был оборудован информационными щитами, рассказывающими об уникальных исчезнувших видах растений, животных, древнейшей истории (палеозойская эра), палеофлоре, объектах культурного наследия Хакасии.
Дополнительная информация для СМИ по телефону: (3902)35-83-01 Бредихина Юлия, пресс-служба Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Окаменелости горного массива Уйтак
В Хакасии есть очень интересная природная достопримечательность: горный массив Уйтак. Он находится недалеко от железнодорожной станции «Раздольная». Горная порода массива состоит из многих слоев, которые по своей форме напоминают поставленную вертикально раскрытую книгу. Найдена здесь палеофлора. Это остатки окаменелых древних деревьев и растений.
Горный массив Уйтак в Хакасии - это скальные породы, состоящие из множества слоёв, расположенных как страницы поставленной вертикально книги. Ценными с научной точки зрения являются обнаруженные здесь уникальные объекты палеофлоры – окаменелые остатки древних растений – лепидодендронов.
Географическое положение: в 2 км от железнодорожного полотна близ разъезда Уйтак
Широта: 53,35 Долгота: 90,8
Ссылка на карту. (Немного восточнее можно увидеть оросительные каналы. Не знаю время их появления, но предположу, что середина 20в.)
Официальная информация от геологов:
В каменноугольный период, в палеозойскую эру (более 400 миллионов лет назад) по берегам океана, когда-то омывавшего Хакасию, произрастали растения под названием «лепидодендроны».
sibved : Т.е. мой пост ХОЛМИСТЫЕ ПОЛЯ БЫВШЕГО МОРЯ. ЧАСТЬ 2 неким образом подтверждается: здесь было море.
Они составляли часть угольных лесов. Деревья вырастали очень высокими; высотой до 25-30 метров, диаметр их стволов был порядка одного метра. В верхней свой части деревья сильно ветвились и прямо из ветвей, без черешков, произрастали листья треугольной формы. Листья опадали, но на ветвях оставались их основания, по внешнему виду напоминающие рубцы. На тех ископаемых фрагментах лепидодендронов, что встречаются в горном массиве Уйтак, можно увидеть такие рубцы невооруженным глазом. У них довольно интересная структура, напоминающая змеиную или крокодилью кожу.
На горе Уайтаг, в овраге, расположенном в 2 км от железнодорожного полотна близ разъезда Уайтаг Аскизского района, выявлено одно из богатейших в мире местонахождений окаменелых стволов и обломков древесины позднедевонских археоптерисовых. Предлагается в качестве палеонтологического ГПП мирового ранга с заказным режимом охраны.
Окаменевшие растения
В песчаниках тубинской свиты (верхний отдел девонской системы фаменский ярус тубинский горизонт тубинская свита) присутствуют остатки Bothriolepis sibirica, Megistolepis klementzi, Thaumatolepis edelsteini, Archaeopteris roemeriana, Ar. vologdini, Ar. halliana, Sphaenopteris mourlonii, Condrusia brevis и др. формы. Сохранность структуры древесины, как правило, хорошая.
Это единственное в Старом Свете местонахождение остатков Calli-xilon erianum, известного из верхнедевонских отложений США, ареал которого, по-видимому, не выходил за пределы тропического пояса.
sibved : Т.е. климат здесь был тропический. А это могло быть лишь в случае нахождения географического полюса в другом месте. В больших количествах окаменелости, в том числе и полистратные, встречались на территории США: Невозможные полистратные окаменелости
Как оказалось, наша Хакасия богата и этим. Образуются окаменелости без доступа кислорода, т.е. наверняка под водой. Официальная наука говорит, что это девон период, начавшийся 416 млн.лет назад и продлился 56 млн.миллионов лет. Море исчезло давно. Но если так, то почему в степях Хакасии до сих пор нет нормальной растительности, деревьев?
Ученые не отрицают наличие геотектонической катастрофы в девоне:
Девонский период был временем величайших катаклизмов на нашей планете. Европа, Северная Америка и Гренландия столкнулись между собой, образовав огромный северный сверхматерик Лавразию. При этом с океанского дна были вытолкнуты к верху огромные массивы осадочных пород, сформировавшие громадные горные системы на востоке Северной Америки и на западе Европы.
Есть у меня мысль образования таких вертикальных слоев, как показано на фотографиях хребта в этой статье. Это однозначно сминание слоев при быстром горообразовании, скорее всего, при торможении земной коры при смене географических полюсов. Медленное горообразование при столкновении литосферных плит по Вегенеру здесь не подходит. Медленно сминаются – медленно и разрушаются. И за эти сотни миллионов лет мы бы видели просто холмы с деревьями. У меня есть уверенность, что этим хребтам не сотни миллионов лет и геохронологию давно нужно пересматривать с позиций эрозии и выветривания.
Это форма Земли на основе гравитационных исследований.
Обратите внимание на «вмятину» в районе Индийского океана, южнее Индостана. Думаю, что такой след мог оставить лишь большой объект, упавший туда. А если он падал под углом, то это обязательно должно вызвать сдвиг полюсов, катастрофическое горообразование, подныривание материков под океаны, волну потопа. Судя по складчатости гор Гималаев и Тибета, траектория падение была в сторону настоящего северного полюса. Хребет Уйтак тоже как раз расположены с запада на восток, подчеркивая это торможение.
Описание маршрута
Место силы - это энергетически сильное место, пребывание в котором способствует гармонизации организма и позитивному настрою. В древних цивилизациях местам силы придавалось особое значение, они считались своеобразными энергетическими регуляторами, оказывающими благотворное воздействие на человека и окружающую среду. Очень часто такие места располагались в зоне геомагнитной аномалии.
Особые сакральные места Хакасии до сих пор почитаются у народов Южной Сибири. Здесь проводят традиционные обряды и национальные праздники.
Для хакасов важное место в обрядовой практике занимал культ гор. Вся жизнедеятельность местного населения так или иначе была связана с горами. Согласно мифам, происхождение народа связывалось с горами. В прошлом каждый хакасский род имел свою священную гору, духи гор - таг ээзі почитались в качестве предков. Кроме того, по традиционным верованиям отдельные шаманы «получали» свой бубен от священной родовой горы, поэтому в процессе камлания каждый шаман был обязан принести жертву духам гор.
Первой остановкой на маршруте «Места силы Хакасии» будет гора Уйтаг. Гора является одним из сакральных мест Хакасии и овеяна множеством легенд. В 1991 г. у ее подножья установили коновязь как место почитания горных духов этой местности. В течение долгих лет здесь проводились различные культовые обряды, направленные на благополучие как местных жителей, так и путников.
Уйтаг является родовой горой рода «Ах хасха»Сафьяновых. Название горы «Уйтаг» состоит из 2-х слов, «Уу» («уй») в переводе означает «собранная», «таг» означает «гора». По легендам местных жителей, гору собрали люди, переходящие из Сырско - Уйбатской степи в Сагайскую степь. Для того, чтобы задобрить хозяев местности и показать, что пришли с миром, было выбрано место для проведения обрядов.
До наших дней сохранился один из самых известных хакасских обрядов «Хай Пазын» — повязывание цветных лент «чалама» на священную березу либо на «сарчын» — коновязь. Сначала место проведения обряда три раза обходят по часовой стрелке, чтобы пригласить духов, после этого повязывают ленты, кладут угощение из молочной пищи или какую-либо ценность и затем со словами благодарности отходят. По возможности, принесенную пищу необходимо сжечь - дым от жертвенной пищи важен для духов. В Хакасии при обряде «хай пазын» используются три цвета лент: белый - цвет чистоты помыслов, красный - символ достатка и солнечного тепла, синий - связь с космосом и предками, зеленый цвет – связь с природой. Ленты чалама повязывают так, чтобы не перетягивать ветку дерева, поскольку она продолжает расти.
Обряд «сек-сек» также связан с почитанием духов местности. «Сек-сек» проводят перед началом еды, началом пути, перед значимым мероприятием. При обряде старший в группе берет часть пищи и питья и кладет ее по четырем сторонам от себя, приговаривая: духам гор, духам земли, духам небес, духам воды. После этого можно приступать к пище, к движению дальше.
После нахождения у подножия горы Уйтаг, мы едем дальше по трассе Абакан - Ак-Довурак до села Аскиз и на кольце сворачиваем направо в направлении Хакасского республиканского музея-заповедника «Казановка», который находится в 6 км от д. Казановка.
Там мы с вами во время экскурсии или самостоятельно познакомимся с местами силы – скала Иней тас (слева от дороги, проезжая по указателю к музею-заповеднику) и камень Ах тас.
Скала Иней тас была почитаемым объектом, объединяющим в себе два культовых значения - родовой святыни и покровителя скотоводства. Судя по описанию скотоводческих гаданий, «скот» Иней тас был воплощением «изыхов», своего рода «душ» стада или табуна. Делая подношения в виде каменного «скота», люди осуществляли своеобразный обмен дарами, получая взамен душу будущего изыха (коня, быка, козла или барана), гарантию здоровья домашнего скота. Вплоть до 50-х годов прошлого века Иней тас «помогала» людям, здесь совершались «таг тайыг» – обряды жертвоприношений горному духу, покровителю рода. У Иней тас просили помощи в разных делах. У самого подножья горы была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. Из этой коллекции сохранилось всего три фигурки. А сама Иней тас в самом начале 60-х годов прошлого века была взорвана. Во время войны и в послевоенные годы к Иней тас вновь стали приходить люди и проводить здесь обряды, поэтому по решению советских властей решено было уничтожить гору и пресечь попытки поклонения. Удивительный храм под открытым небом был разрушен. А Иней тас и после «смерти» пользуется особым почитанием. Теперь гора, где стоял камень, называется Иней-паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают «сек-сек», на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла Каменная старуха, повязываются чалама.
Неподалеку от гостиничного юрточного комплекса Хакасского республиканского музея-заповедника «Казановка», в окруженной горами живописнейшей долине Кюг (счастье), стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет назад – помогать людям. Последние полторы тысячи лет этот камень использовался местным населением для лечения различных болезней. «Врачует» Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови. Возможно, что целебная сила камня объясняется замеченной здесь геомагнитной аномалией.
Существует легенда о появлении этого камня.
Старуха (Иней) и старик (Апсах) привели в счастливую долину свой народ – остановились, огляделись: место им понравилось. Решили жить здесь, но Иней сказала, что аал нужно ставить направо от горы Аар таг, а Апсаху больше приглянулась левая сторона. Долго они спорили – подрались. В гневе она так толкнула старика, что тот перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть – на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется «Апсах тас» - каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает задумавшегося старика с трубкой в руках. Иней сильно переживала обиду на мужа – отошла чуть в сторонку, присела. и тоже обратилась в камень.
Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с небольшой долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.
В музее-заповеднике «Казановка» можно заказать экскурсии, чтобы больше узнать про Ах тас и Иней тас. Возможна дегустация блюд хакасской национальной кухни (по предварительному заказу), действует сувенирная лавка.
Завершает маршрут «Места силы Хакасии» Анхаковский музей-заповедник «Хуртуях тас», где мы увидим знаменитое окуневское изваяние, прославившее музей далеко за пределами России.
Каменное изваяние «Улуг Хуртуях тас», созданное в эпоху ранней бронзы (III-II тысячелетие до н.э.), сначала поступило в фонды Хакасского республиканского краеведческого музея в 1954 году. Организовал вывоз изваяния археолог краеведческого музея Альберт Николаевич Липский. Причиной перемещения изваяния в музей была попытка уберечь произведение искусства от актов вандализма, свидетелем которых А.Н. Липский случайно оказался. Изваяние Хуртуях тас, известное науке с 1722 г., пользуется среди местных жителей особым почитанием, как объект женского культа и покровительница материнства.
Измерения, осуществленные при перевозке изваяния из краеведческого музея, дали следующие параметры: высота – 3,02 метра, вес – 2,6 тонны.
Вот как описывает А.Н. Липский обряд поклонения Хуртуях тас уже после ее перемещения в музей: «…Во дворе Абаканского музея, в собрании древних изваяний, стоит скульптура Хуртуях тас – каменной старухи, вывезенная мною в 1954 году от улуса Онхакова на Среднем Абакане. Это песчаниковый обелиск, тщательно обработанный, содержащий изваяние лица головы, не выделенной из камня, и хорошо оформленный живот беременной женщины, с вырезанной на нем личиной…так вот, перед этим изваянием стояла молодая хакаска, держа мисочку с аракой – молочной водкой у рта каменной старухи. Рот изваяния обильно смазан сметаной. На земле стояли берестяные туяски с пищей, с аракой и абыртхы – хлебным напитком… Молодая женщина, подставив чашку с водкой ко рту изваяния, что-то шептала, кланяясь Хуртуях тас…Когда молодая женщина кончила молиться, я попросил ее и ее спутников зайти в музей. Здесь после упорных моих расспросов, старая женщина сказала, что молодая, ее невестка, десятый год замужем, но у нее нет детей, а мы слышали, что Хуртуях тас увезли в Абакан, и мы приехали сюда, чтобы просить ее дать нашей невестке детей…».
Сразу же после перемещения изваяния стали поступать со стороны местных жителей в органы государственной власти просьбы о возвращении изваяния на первоначальное место. Но прошло почти пятьдесят лет, прежде чем возвращение местной святыни стало возможным.
Описание Даниила Готлиба Мессершмидта в 1722 году: «…Куртуяк была высечена из серого песчаника и вкопана в землю наклонно. Сзади можно было видеть подвешенные толстые, сплетенные из волос косы. Татары-язычники оказывали ей большой почет, трижды объезжали вокруг нее, после каковой церемонии делали ей подношение в виде еды. От предков им доводилось слышать о том, что это Куртуякское изваяние было когда-то знаменитой матроной и сам всемогущий бог превратил ее в камень…».
О местонахождении Хуртуях тас упоминает Н.Ф. Катанов: «…из села Аскиз в село Усть-Есь я с женою…отправился 9 июля 1899 года…с правой стороны дороги…между улусами Апаковым и Караблековым стоит лицом на северо-восток высокая каменная старуха, называемая у туземцев «Хуртуях тас» и виденная П.С. Палласом еще 5 сентября 1772 года…».
О Хуртуях тас зафиксировано около двадцати различных легенд. Наиболее распространенный сюжет связывает Хуртуях и Сартакпая. Строитель мостов, и муж Хуртуях, Сартакпай (по одной из легендарных версий) – популярный у всех народов Саяно-Алтая культовый герой. Сартакпай возвел мост через Енисей, которым воспользовались враги для вторжения на территорию Хакасии. Усадил Сартакпай Хуртуях и двух своих детей на коней, напутствуя, просил он Хуртуях скакать прочь и, под страхом смерти, не оборачиваться. Сам же встал на пути врагов, пытаясь их задержать. Недолго длилась битва, погиб достойно Сартакпай. Хуртуях и дети добрались до берегов реки Абакан. Хуртуях перепрыгнула на своем коне на другой берег, дети же не смогли последовать за ней и погибли в водах бурной реки. Не удержалась Хуртуях, обернулась посмотреть, что случилось с ними. Увидев их гибель, воззвала Хуртуях к богам, моля о справедливости. Боги, внимая ей, обратили Хуртуях в камень и дали ей силу помогать женщинам от бесплодия. По другой легенде, рассказанной хакасским писателем и драматургом М.Е. Кильчичаковым и литературно обработанной В.К. Татаровой, Хуртуях была женой кыргызского (хакасского) кагана. Когда из-за нашествия врагов народ оказался на краю гибели, Хуртуях обратилась с мольбою о помощи к богине Ымай. Та вняла мольбам и, обратив Хуртуях в камень, дала ей на сохранение хут (зародыш жизни, силы, энергии) хакасского народа.
Во время экскурсии вы можете больше узнать об Улуг Хуртуях тас. Музей-заповедник предлагает возможность принять участие в традиционных обрядах. Сотрудники музея могут организовать торжественную встречу гостей по национальным обрядам. По предварительному заказу возможно заказать дегустацию блюд хакасской национальной кухни - талгана и айрана, а также организовать проведение традиционных свадебных обрядов. Кроме того, в музее проводятся различные национальные праздники. Яркие, самобытные праздники наполнены национальным колоритом и неизменно привлекают большое количество участников.
Действует летнее кафе и сувенирная лавка, имеется благоустроенный туалет.
Читайте также: