Санаторий в паймио финляндия
Сегодня, 3 февраля, исполняется 120 лет с дня рождения, пожалуй, главного финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Buro 24/7 рассказывает о принципах работы Аалто и его достижениях.
Кто такой Алвар Аалто
Алвара Аалто принято называть одним из величайших архитекторов и дизайнеров XX века. В архитектуре он сумел соединить функциональный модернизм с гуманизмом, что выгодно отличает его здания от холодной рациональности конструктивизма. Кроме того, Аалто много работал с мебелью, изобретая более эффективные способы ее изготовления, что позволило начать массовое производство его изделий и сделать их более доступными по цене.
Хуго Алвар Хенрик Аалто родился в городе Куортане на юге Финляндии в 1898 году. В 1916-м Аалто поступил в Политехнический институт Хельсинки, чтобы изучать архитектуру (Ле Корбюзье, к слову, не получил специализированного архитектурного образования). В 1918 году Аалто прервал обучение из-за Гражданской войны в Финляндии и сам ушел в армию «белых» (буржуазно-демократических сил финского сената), а после окончания конфликта вернулся к студенческой жизни.
Выпустившись из университета, он открыл собственное архитектурное бюро в 1923 году, а в 1927-м перенес его в город Турку. В Финляндии как раз шел строительный бум, начавшийся после Первой мировой войны, которая стала катализатором свежих идей у молодых людей Западной Европы. В Турку Аалто и еще несколько молодых архитектров начали воплощать в жизнь новые концепции, преодолевая предрассудки и привычки, устоявшиеся в обществе.
Архитектура
За свою полувековую карьеру Аалто спроектировал около пяти десятков зданий, а если брать в расчет его бюро — еще больше. Его стиль менялся со временем от северного неоклассицизма 1920-х до функционализма позднего периода его работы, но он всегда сохранял верность принципу гезамткунстверка, то есть воспринимал каждое здание, которым занимался, как абсолютное произведение искусства и продумывал не только его внешний вид и инженерное устройство, но и интерьер вплоть до мельчайших деталей.
Аалто всегда думал о цели, которой должно служить строение, и отталкивался от этого, но был противником голого функционализма, часто забывавшего о психологическом комфорте человека. Работы Аалто никогда не бывают избыточны, они всегда сделаны так, чтобы точно соответствовать своему назначению. Он создавал пространства, наполненные естественным дневным светом. Последователи и исследователи Аалто отмечают его феноменальное чувство природы, психологии человека и пространства.
Главные здания
Санаторий в Паймио (1933)
Архитекторы Западной Европы довольно сильно влияли на Аалто в начале его карьеры, и здание санатория напоминает о принципах Ле Корбюзье. Работая над этим зданием, Аалто в первую очередь думал о его функциональности и заботился, чтобы пациентам санатория было комфортно в нем находиться.
Библиотека в Выборге (1935)
Библиотека в Выборге была первым проектом Аалто, но работа над ним затянулась: начав в 1927 году, архитектор не мог воплотить свою идею в жизнь, потому что духовенство и местные жители воспротивились строительству, так как не были готовы к слишком современной архитектуре. Аалто воспользовался тем, что проект был отложен, улучшил его и проработал детальнее.
Вилла Майреа (1939)
Этот особняк Аалто спроектировал для семьи коллекционеров и любителей искусства и высшего общества Финляндии. Архитектор ориентировался на природные формы и использовал для отделки один из своих самых любимых материалов — дерево.
Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке (1939)
Аалто чаще всего строил в родной Финляндии, и это одна из причин, почему его имя не прогремело на весь свет. Если бы он чаще строил в других странах, о нем бы говорили гораздо больше. Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке произвел фурор, и в отзывах писали, что это здание мог создать только гений.
Кампус MIT в Массачусетсе (1948)
После Второй мировой Аалто уехал работать и преподавать в США, и одним из следов его пребывания там стал кампус знаменитого Массачусетского технологического института, который, как отмечают архитектурные критики, и сегодня отлично служит по назначению.
Дворец «Финляндия» (1971)
Это один из главных культурных центров Финляндии, расположенный в Хельсинки. В здании есть несколько концертных залов, помещения для выставок и залы для конференций. Белоснежное строение находится на берегу бухты Тёёлёнлахти.
Университет Алвара Аалто в Эспоо (1974)
Кампус Отаниеми сегодня служит зданием Университета Аалто. Построенный великим архитектором с использованием другого его любимого материала — кирпича — был отреставрирован в 2015 году.
Церковь Риола в Вергато (1978)
Церковь Риола, пожалуй, главный проект Аалто в направлении религиозной архитектуры. При создании церкви Аалто ориентировался на окружающий ее горный ландшафт и увязал с ним формы строения.
Мебель
Следуя идее гезамткунстверка, Аалто прорабатывал свои проекты и внутри, создавая для них интерьер. Одним из следствий этого подхода стал мебельный бренд Artek, созданный при участии Аалто. В мебели Аалто отражены его архитектурные принципы — функциональность, лаконичность и гуманизм. Особенностью мышления Аалто было то, что он создавал мебель для определенных целей — для отдыха, для чтения, для того чтобы прихорашиваться у зеркала.
Аалто много работал с деревом — традиционным для финнов материалом. Он изучал свойства дерева и тщательно обдумывал, как вписать его в свои эстетические взгляды. Сегодня мы пользуемся многими идеями и достижениями Аалто, всего после него осталось семь патентов на его новаторские идеи по изготовлению мебели. Например, именно он придумал, как изгибать дерево, и использовал его для создания своей канонической табуретки Stoll 60.
Развитие фабричного производства позволило Аалто наладить массовое производство своих стандартизированных моделей мебели. Он распространял эти изделия с помощью своего бренда Artek, который, пожалуй, может считаться предтечей IKEA.
Paimio Chair (1932)
Аалто создал специальные кресла для санатория в Паймио. В первую очередь его заботило, чтобы мебель была удобной для пациентов, как и все придуманное им здание.
Stool 60 (1933)
Табуретка, ставшая канонической, была сделана Аалто в 1930-е, когда он придумал, как изгибать дерево для создания таких ножек. До этого он использовал в изготовлении мебели металл, потому что не мог добиться таких изгибов с деревом. Эти табуретки использовали в Выборгской библиотеке как дополнительные сидячие места. Stool 60 удобны тем, что их можно ставить друг на друга башенкой, что позволяет лучше использовать пространство.
Aalto Vase (1936)
Стекло было одним из любимых материалов Аалто: в архитектуре он сочетал его с деревом, а в дизайне мебели использовал для предметов домашней утвари.
Armchair 400 (1936)
Придумав модель кресла, Аалто работал над ее вариациями. Это было очень удобно, потому что позволяло легко удовлетворить растущий спрос на разнообразие от начавшего двигаться в сторону все большего потребления общества.
Floor Lamp A 805 (1956)
Аалто предпочитал рассеяный свет за его мягкость — и именно такой дает придуманная им напольная лампа.
Пост почитания Алвара Аалто: биография и лучшие проекты архитектора
Алвар Аалто родился в небольшом финском поселении Куортане, но вскоре его семья переехала в Алаярви, а затем в город Ювяскюля, где будущий архитектор провел свои лицейские годы. Изучать архитектуру Аалто начал в Университете технологий города Хельсинки в 1916 году. Спустя 15 лет архитектор создаст проект расширения кампуса этого университета, а в 2010-м учебное заведение назовут в честь Алвара Аалто.
Архитектор Алвар Аалто
После гражданской войны в Финляндии Аалто продолжил обучение в университете, а в 1923-м, вернувшись в Ювяскюля, открыл свою первую архитектурную студию под названием «Алвар Аалто, архитектор и монументальный художник». На первых порах архитектор занимался проектами частных домов в Ювяскюля и писал архитектурные статьи в местную газету. В 1927 году Аалто, уже вместе со своей женой Аино, переехал в город Турку, где он начал сотрудничать с одним из самых прогрессивных финских архитекторов того времени Эриком Бриггманом. Вместе они создали проект для Ярмарки в Турку в 1929 году. Это знакомство очень важно для понимания эволюции стиля Аалто: именно с Бриггманом началось его осмысление модернизма, которому, конечно, предшествовал хорошо известный всем северный классицизм.
Алвар Аалто у себя дома, снимок 1945 года.
В изучении биографии Аалто и его архитектурных проектов важно понимать, что за всю карьеру он прошел несколько важных этапов и его стиль эволюционировал вместе с ним. Северный классицизм как реакция на предшествовавший ему северный романтизм вырос затем в северноевропейский модернизм, по которому сегодня все знают Алвара Аалто. Перевалочным пунктом между двумя стилями стал функционализм, который ярче всего проявился в проекте библиотеки в Выборге, санатории в Паймио. Эти постройки явно были вдохновлены функционалистскими работами Ле Корбюзье и Вальтера Гропиуса.
Алвар Аалто получил международное признание благодаря своему проекту Финского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Тогда сам Фрэнк Ллойд Райт назвал павильон «работой гения». В 1930-е годы Аалто экспериментирует с материалами и формами: ламинированное дерево, скульптуры, абстрактные рельефы. Эксперименты повлияли в первую очередь на один из центральных проектов этого периода – виллу Марейа, созданную для семьи коллекционеров искусства. Популярность финского архитектора приносит ему заказы на проекты за рубежом, например, кампус Массачусетского технологического университета (MIT). В это же время (1940–1948) он преподает в этом университете. Вернувшись в Финляндию, Аалто работает над проектами общественных зданий, среди них – дворец «Финляндия», муниципальный центр в Сяюнятсало и другие не менее важные.
Ваза по дизайну Алвара Аалто
Аалто умер в возрасте 78 лет, оставив после себя архитектурное наследие, определившее понятие северноевропейского модернизма и повлиявшее на современную школу дизайна. Помимо архитектурных проектов Аалто также занимался дизайном мебели и предметов повседневного обихода.
Санаторий Паймио
Здание туберкулезного санатория в Паймио, построенного в 1933 году, сыграло важную роль в международной карьере архитекторов Алвара и Айно Аалто. Вместе с библиотекой в Выборге, построенной двумя годами позже, этот проект принес паре Аалто международное признание. Финская архитектура перестала быть явлением, основанным лишь на внешнем влиянии.
Пансионат, построенный в результате победы архитекторов Аалто в завершившемся в январе 1929 года конкурсе проектов, был по истине передовым для своего времени. Туберкулезный санаторий как нельзя лучше подходил для проектирования здания в новом тогда стиле функционализма, где смелые бетонные конструкции и самые современные технологии эксплуатации здания являются неотделимыми элементами архитектуры и функциональности. Цветовую гамму внутренних помещений – в том числе желтые полы главной лестницы, яркие стены коридоров, темные потолки палат и оранжевые перила балконов – Аалто проектировал вместе с художником-декоратором Эйно Кауриа.
Весь комплекс пансионата, состоящий из нескольких сгрупированных согласно предназначению отделений, был построен вплоть до мельчайших деталей интерьера в соответствии с замыслом архитекторов Аалто. Для обстановки помещений кроме использования стандартной мебели было спроектировано множество предметов интерьера специально для санатория. В угоду идеологии стандартизации, характерной для того времени, этим спроектированным для пансионата предметам нашли более широкое применение. Так, многие модели светильников попали в каталоги фабрики металлических изделий Taito Oy.
Предметы мебели стали основными товарами основанной в 1935 году фабрики Artek. Кресло Paimio, выполненное из гнутой фанеры, стало международной иконой дизайна. Но, например, знаменитый трехногий табурет Аалто, которому столько же лет, сколько санаторию Паймио, не вошел в первоначальную комплектацию интерьера, поставляемого фабрикой Отто Корхонена. В интерьере палат преобладали конструкции из металлических труб, которые вскоре были отвергнуты архитекторами Аалто.
Спроектированное бюро Аалто крыло с операционными залами было пристроено к главному зданию в конце 1950-х годов, а в 1960-е годы рядом с главным зданием был построен жилой корпус для персонала. Находящийся в сосновом лесу и получивший благодаря изогнутой форме название «Усадьба гадюк», дом с квартирами-ячейками стал новой формой жилья в районе.
Из окон палат открывается вид на сосновый лес. Фото: Майя Холма, Фонд Алвара Аалто
Появление модернизма в Турку и Паймио
Тур переносит участников в 1920-е годы в Турку – время зарождения финской современной архитектуры. Алвар Аалто жил, работал и сотрудничал с Эриком Брюггман в Турку с 1927 по 1933 год. Экскурсовод расскажет, почему именно в Турку и Паймио были построены первые в Финляндии здания в стиле модерн. Что их архитекторы Аалто и Брюггман думали об архитектуре? Какое общество было в Финляндии в конце 1920-х и начале 1930-х годов?
Тур также включает посещение современных капелл и туберкулезного санатория в Паймио, а также пикник на природе. Возможно организовать прогулку по природной тропе.
Описанная программа экскурсии начинается в Турку, однако возможно поменять маршрут согласно потребностям группы и начать экскурсию в Паймио.
Пансионат Паймио. Фото: Маийя Холма, Фонд Алвара Аалто
Во время тура вы узнаете о поворотном моменте в творчестве Аалто и переходу от классицизма к модерну, а также познакомитесь с первыми творениями нового периода в финской архитектуре.
Туберкулезный санаторий в Паймио (Алвар Аалто)
В этом же помещении есть камин, это одна из ошибок Алвара Аалто, ибо камин совершенно не функциональный. Дело в том ,что у него труба идет под углом вниз, а дым так ходить не очень умеет.
На камине, как на постаменте, стоит стул дизайна Аалто, он его разрабатывал специально для туберкулезных больных. Считается ,что на таком стуле максимально эффективно можно сидеть и проветривать легкие, как я понял.
Внутренние помещения ,очень много желтоватого цвета, все для радости больных
План больничных территорий
Библиотека. Здесь тоже много света, много окон. Большая часть мебели здесь тоже сохранилась с 30-х годов прошлого века.
План больницы, со всех сторон можно рассмотреть архитектуру строения.
Труба котельной, на ней нагревательная водонапорная бочка. Т.е. в ней накапливалась вода ,от дыма трубы она нагревалась и уже подавалась в помещения.
Лестница, место отдыха пациентов. И стул (чуть другой дизайн, но тоже Аалтовский) и кровать, все продумывал архитектор для больных. К слову ,именно на этих кроватях пациентов выводили спать на балконы.
Собственно говоря, балкон. Не застекленным остался только самый верхний этаж. Здесь тоже есть ошибка Аалта, по его проекту, крыша был короткой, то что видно белая, остальное все пристроили уже позже ,с подачи супруги Алвара Аалто ,которая подумала ,что во время дождей пациентов очень уж заливало водой. Какая добрая женщина.
Собственно, именно об этом нам и рассказывает, наша очаровательная барышня экскурсовод
Вид с балкона. Слева виден корпус с балконами, на которых спали пациенты. Это входило в лечение. А воздух там действительно очень хороший.
В другую сторону. На самом балконе много ёлок или маленьких сосен, в общем не очень понятно, растет.
Просто виды.
Ананасики
А здесь виден корпус для обслуживающего персонала.
А еще в этой больнице, опять же по рассказам, есть первый в Финляндии панорамный лифт, и он все еще действующий. Не более трех человек.
Палаты тоже продумывались Алваром Аалта, вплоть до мелочей. И стол и линия подоконника, она там плавная, что бы воздух шел равномернее, без острых углов. Кровати тоже продумывались и около кроватные тумбочки и все все все. И даже железные анализоприемники тоже его рук дело.
Я так и не понял чем обусловлена такая форма раковин, больше похожая на писсуары, но то, что посередине, сделано для отхаркивания легких.
Собственно, на этом и заканчивается экскурсия.
Могу сказать, что это было весьма необычно и, наверное, самая странная экскурсия за последние много лет у меня. Но это действительно интересно.
Стоит это удовольствие весьма не дешево. С нашей группы взяли, что то около 70 евро, хотя может и нормально, не знаю.
И напоследок. Я на кресле руки Алвара Аалто. Могу сказать ,что сидеть в нем вполне удобно и можно даже довольно быстро заснуть, а вот вставать сложно, слишком уж жопа глубоко.
И таки да, я там сливался с полом.
Метки: Алвар Аалто, Больница, Финляндия, Фото, Экскурсия
Туберкулезный санаторий в Паймио, арх. Алвар Аалто
Санаторий в Паймио — самая известная постройка начала 30-х годов XX века в Финляндии, сразу снискавшая международное признание. Санаторий и последовавшая за ним библиотека в Виипури сыграли принципиальную роль в творческой судьбе Аалто, сделав его имя известным за пределами Финляндии. Эти сооружения и сегодня восхищают четкостью реализации функционалистской концепции, смелостью форм, композиционной цельностью и ясным порядком.
Аалто участвовал в конкурсе на проектирование туберкулезного санатория, объявленном в рамках масштабной государственной программы строительства здравниц в каждой провинции Финляндии в связи с широким распространением туберкулеза (конкурсный проект 1928 года, 1-я премия). В здании санатория, возведенном в 1929-1933 годах, прослеживается навеянная Ле Корбюзье архитектурная тема, как и в здании издательства газеты «Турун саномат». Санаторий назвали «комплексным социальным произведением искусства», так как проектирование высочайшего профессионального уровня впервые было осуществлено для простых людей.
Комплекс санатория состоит из блоков контрастных очертаний, развернутых веером в соответствии с условиями инсоляции и живописным ландщафтом. Архитектор значительно расширил зрительное восприятие объекта, отказавшись от прямого угла, добился тесной связи комплекса с ландшафтом, хотя он и контрастирует с мягким лесным пейзажем.
Взаиморасположение и ориентация корпусов четко следуют их функциям. Комплекс включает три основные зоны: в первой вдоль застекленной галереи размещаются больничные палаты и холлы, обращенные окнами на юг; во второй — процедурное отделение, операционные и администрация; в третьей — помещения для обслуживающего персонала и технические. Все зоны связаны между собой центральным вестибюлем с лифтами и лестницами.
Палатные отделения ориентированы в сторону леса. К каждому из них поэтажно примыкает солярий. Плоская кровля также используется в качестве солярия на 120 человек, она ассоциируется с палубой океанского лайнера, проплывающего по зеленым «волнам».
Основной планировочной единицей является палата на двух человек, имеющая естественную инсоляцию. Аалто отказался от механической вентиляции, так как, по его мнению, естественное поступление свежего воздуха способствует выздоровлению пациентов. В связи с этим были сделаны окна особой конструкции: поступавший с улицы воздух постепенно нагревался между двойными рамами и попадал в палату. Проект содержит смелые для своего времени решения: это конструкция шестиэтажного солярия в виде консольных плит, поддерживаемых одним рядом железобетонных пилонов.
Санаторий в Паймио, отличающийся органичной планировкой и конструктивной изобретательностью, стал программным произведением так называемого белого периода в творчестве архитектора, в рамках которого складывался образ «северной» архитектуры.
Во время работы над комплексной средой здравницы у супругов Аалто накопился опыт в сфере дизайна мебели, как стандартной, так и уникальной. Сотрудничество Аалто с Отто Корхоненом, техническим директором фабрики мебели и строительных материалов в Турку, специалистом в области технологии фанеры и гнутого дерева, началось с Дома крестьянина в юго-западной Финляндии. Вместе с Корхоненом архитектор разрабатывал модели стульев для серийного производства. Созданная им мебель из гнутоклееных элементов была революционным открытием, противостоящим стерильной металлической мебели функционализма. Интерьеры санатория в Паймио и библиотеки в Виипури стали существенным шагом в проектировании стандартных моделей, часть которых остается в серийном производстве по сей день.
Туберкулезный санаторий в Паймио стал самым рационалистическим проектом в творчестве Аалто. Это сооружение, как заметил 3. Гидион, «консолидировало веру финнов в потенциальные возможности функционализма», оно подытожило 12-летние искания архитектора. Здание пансионата примечательно еще и тем, что полностью, включая интерьеры, сохранилось — все осталось именно таким, каким было задумано и воплощено около века назад.
Программа по дням
Экскурсовод встречает группу утром на рыночной площади Турку и сопровождает их по тематическому маршруту. Пешеходная экскурсия по центру Турку охватывает здания, спроектированные Аалто и Брюггманом, и рассказывает об истории культуры. Как и почему рост модернизма начался именно с Турку?
После пешеходной экскурсии участники смогут пообедать и разместиться в выбранном отеле. Предлагаются разные варианты проживания в зависимости от потребности группы.
Во второй половине дня предлагается экскурсия по современным капеллам. Исходя из интересов группы и наличия транспорта, продолжительность тура может составлять 1,5 часа и включать только посещение Капеллы Воскресения (архитектор Эрик Брюггман) и Капеллы Святого креста (архитектор Пекка Питкянен), или 2,5 часа и включать также посещение Капеллы экуменического искусства Святого Генриха и короткий рассказ экскурсовода во время перехода по городу от одной капеллы к другой.
Вечером участники ужинают за свой счет.
Полезная информация
В Турку есть богатый выбор ресторанов на вкус любой группы. Участники тура ужинают за свой счет.
Завтрак в отеле и отправление в Паймио. В туберкулезном санатории Паймио гид рассказывает более подробно о темах предыдущего дня, в частности о появлении в Финляндии архитектуры в стиле модерн в 1920-х годах. Участникам будет интересно узнать как санаторий влиял на жизнь пациентов, персонала и соседей заведения. Какого было жить в санатории или непосредственной близости от него?
После экскурсии участникам раздают корзины для пикника с едой и группа отправляется на природу на обед. В зависимости от интереса группы и физической формы можно пообедать в саду рядом с санаторием или совершить более длинную прогулку по природной тропе к месту для гриля.
Возможность четырехкилометровой прогулки по природной тропе самостоятельно или с гидом.
Полезная информация
Во время прогулки по природной тропе гид расскажет о значении природы для лечения туберкулеза и какое отношение к санаторию имел торфяной завод, находящийся поблизости от природной тропы. При самостоятельной прогулке корзины для пикника должны быть возвращены в заранее оговоренное место. Если прогулка совершается с гидом, то он отвечает за корзины и уборку мусора. В дождливую погоду обед может быть организован в помещениях санатория.
1. Санаторий в Паймио (1933)
Санаторий в Паймио, недалеко от города Турку, – один из первых крупных проектов архитектора. Здание является примером функциональной модернистской архитектуры, наиболее близкой раннему Аалто. Как говорил сам архитектор, в первую очередь санаторий – это медицинский инструмент, и он должен служить людям.
Paimio Sanatorium
Нет отзывов. Будьте первым, кто поделится своим впечатлением!
Хельсинки, Финляндия 72 публикации
Has anyone visited the sanatorium recently? Wrote Paimio tourist office but could not get any info on visiting possibilities. Would like to know best days/times and if they offer guided tours (price?).
Турку, Финляндия 37 публикаций
For visits, see Magni Mundi website.
Хельсинки, Финляндия
Koska avoinna?
Нашли неточность или хотите что-то добавить?
Внесите правки, чтобы улучшить наш каталог.
Paimio Sanatorium : часто задаваемые вопросы
Paimio Sanatorium: какие отели есть поблизости?
- (14.48 км) Elamys Ammi
- (8.95 км) Alanteen Tila
- (13.56 км) Beautifully restored old mansion for lovely holidays
- (13.61 км) Aitta Guest House
- (14.88 км) Herrasmanni
Paimio Sanatorium: какие рестораны есть поблизости?
- (2.75 км) Cafe Asta
- (2.65 км) Poimari
- (2.83 км) Vistan Kebab Pizza House
- (2.62 км) Bella
- (4.37 км) Neste K Paimio
© TripAdvisor LLC, 2021 г. Все права защищены.
Условия использования Заявление о конфиденциальности и файлах cookie Согласие на использование файлов cookie Карта сайта Как работает сайт
Эта версия нашего веб-сайта предназначена для пользователей из страны Россия , для которых основным языком является Русский . Если Вы живете в другой стране или регионе, выберите соответствующую версию Tripadvisor для своей страны или региона в выпадающем меню. подробнее
paulkuz
Очередное продолжение летних воспоминаний о встречах с Алваром Аалто. В паре километров от городка Паймио (который в свою очередь расположен рядом с Турку, вторым по величине городом Финляндии) в приятном сосновом бору находится ИДЕАЛЬНО сохранившийся комплекс бывшего туберкулюзного санатория 1928 года постройки, а ныне - обычной больницы!
В принципе это здание - ответ на вопрос, можно ли сохранять памятники функционализма-конструктивизма и одновременно их использовать по первоначальному назначению. Для фанатов архитектуры Алвара Аалто там проводятся туры (в утренние часы за умеренную плату), в остальное время его можно беспрепятственно осмотреть снаружи и внутри - входную зону, столовую и знаменитую лестницу, сверкующую во всей красе в лучах неяркого финского солнца.
Для начала - макет из Финского музея архитектуры в Хельсинки:
Вид с главного входа:
Козырек чем-то напомнил московское общежитие-коммуну Ивана Николаева на Орджоникидзе (над входом в общественный корпус):
Войдем внутрь. Ресепшен со световым фонариком:
Тот же респешен несколько издали, слева видна знаменитая лестница:
Тоже входная зона:
Вот она, красавица:
Еще один пролёт:
Перильца:
Где-то рядом:
Столовая с застеклением:
Светильники столовские:
Теперь обойдем здание. Еще раз главный вход:
Изящное ограждение балкона и необычной формы пол:
В этой раскрытой книге левая страница - палаты (двухместные), а правая (с разноцветными тентами) - солярий, о нем ниже:
Южный фасад во всей красе:
Балконы с стороны "корешка" раскрытой книги:
Там же, ленточное застекление изгибается под прямым углом:
Торец солярия. Видно, что он тонюсенький!
Если приглядеться, заметно, что ширина первого этажа несколько меньше, чем последнего за счет утолщения конструкции книзу:
Глухая (северная) стена солярия:
Вид на ленточное застекление коридоров с палатами:
А козырек-то весьма необычной конфигурации:
Лестница в небо, для тех кому не страшно:
Еще один ракурс на главный вход:
Вид на санаторий с "тыла":
Лихо закрученная спираль вокруг трубы котельной, дающей тепло пациентам и врачам:
С этой стороны у санатория все округлое, овальное, или хотя бы параболообразное:
Общий вид на санаторий со стороны обслуживающих корпусов:
Приглядимся внимательнее к следам опалубки на предыдущем снимке, приятные деревянные, и не скажешь сразу, что это бетон:
И последнее. Хотя в палаты я не попал (был неурочный час), но видел ретро фото интерьера двухместной палаты, где у каждого пациента была своя раковина (!), при конструировании которой Аалто особое внимание уделил пониженному шуму при пользовании водой (!), чтобы не мешать ослабшему от туберкулеза соседу по палате. На этой фотографии из музея Алвара Аалто в Ювяскюла стоит мебель, придуманная им для санатория в Паймио, включая кровать с регулируемым наклоном для насыщения свежим сосновым воздухом в солярии (на снимке ее можно опознать по теплому спальному мешку для пациентов):
Санаторий в Паймио
Очередное продолжение летних воспоминаний о встречах с Алваром Аалто. В паре километров от городка Паймио (который в свою очередь расположен рядом с Турку, вторым по величине городом Финляндии) в приятном сосновом бору находится ИДЕАЛЬНО сохранившийся комплекс бывшего туберкулюзного санатория 1928 года постройки, а ныне - обычной больницы!
В принципе, это здание - ответ на вопрос, можно ли сохранять памятники функционализма-конструктивизма и одновременно их использовать по первоначальному назначению. Для фанатов архитектуры Алвара Аалто там проводятся туры (в утренние часы за умеренную плату), в остальное время его можно беспрепятственно осмотреть снаружи и внутри - входную зону, столовую и знаменитую лестницу, сверкующую во всей красе в лучах неяркого финского солнца.
Для начала - макет из Финского музея архитектуры в Хельсинки:
Вид с главного входа:
Козырек чем-то напомнил московское общежитие-коммуну Ивана Николаева на Орджоникидзе (над входом в общественный корпус):
Войдем внутрь. Ресепшен со световым фонариком:
Тот же респешен несколько издали, слева видна знаменитая лестница:
Тоже входная зона:
Вот она, красавица:
Еще один пролёт:
Перильца:
Где-то рядом:
Столовая с застеклением:
Светильники столовские:
Теперь обойдем здание. Еще раз главный вход:
Изящное ограждение балкона и необычной формы пол:
В этой раскрытой книге левая страница - палаты (двухместные), а правая (с разноцветными тентами) - солярий, о нем ниже:
Южный фасад во всей красе:
Балконы с стороны "корешка" раскрытой книги:
Там же, ленточное застекление изгибается под прямым углом:
Торец солярия. Видно, что он тонюсенький!
Если приглядеться, заметно, что ширина первого этажа несколько меньше, чем последнего за счет утолщения конструкции книзу:
Глухая (северная) стена солярия:
Вид на ленточное застекление коридоров с палатами:
А козырек-то весьма необычной конфигурации:
Лестница в небо, для тех кому не страшно:
Еще один ракурс на главный вход:
Вид на санаторий с "тыла":
Лихо закрученная спираль вокруг трубы котельной, дающей тепло пациентам и врачам:
С этой стороны у санатория все округлое, овальное, или хотя бы параболообразное:
Общий вид на санаторий со стороны обслуживающих корпусов:
Приглядимся внимательнее к следам опалубки на предыдущем снимке, приятные деревянные, и не скажешь сразу, что это бетон:
И последнее. Хотя в палаты я не попал (был неурочный час), но видел ретро фото интерьера двухместной палаты, где у каждого пациента была своя раковина (!), при конструировании которой Аалто особое внимание уделил пониженному шуму при пользовании водой (!), чтобы не мешать ослабшему от туберкулеза соседу по палате. На этой фотографии из музея Алвара Аалто в Ювяскюла стоит мебель, придуманная им для санатория в Паймио, включая кровать с регулируемым наклоном для насыщения свежим сосновым воздухом в солярии (на снимке ее можно опознать по теплому спальному мешку для пациентов):
Читайте также: