Режиссер что снял окно в париж
Ещё тогда, когда кино «Окно в Париж» посмотрел, у меня возникло подозрение, что режиссёру патриотизму не хватает. Уж очень он посмеивался над нашими посконными духовными ценностями. Но времена для творческих личностей тогда разгульные были, да и у власти забот посерьёзнее хватало по горло, не до кино.
Позже, когда в 21-й век перекатились, государство с колен встало, брюки подтянуло, силушку почувствовало и намекнуло, что пора с вольнодумством потихоньку завязывать. Какой знаменитый ты не будь режиссёр и в художественных замыслах себя не ограничиваешь, но либо ты патриотические чувства к государству демонстрируешь, либо ты против! Со всеми вытекающими. А кому тесно в государственно-патриотических рамках — Вот Бог, а вот порог! Насильно не держим, двери открыты и скатертью дорога…
Вот и режиссер Юрий Мамин объявил о решении покинуть Россию.
Значит комедии уровня «Окно в Париж» нам теперь ожидать не стоит.
Ну, что ж, за то будет много комедий типа «Крымский мост». Для такого кино талант не требуется. Требуются лишь выражения публичных восторгов про «бабочек в животе» при виде Путина.
Ведь не «член общественного совета при министерстве промышленности Крыма» это выражения придумал.
Прогулка с Юрием Маминым по местам съемок "Окна в Париж"
Съемка - Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ, Александр ГЛУЗ Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ, Александр ГЛУЗ
Так уж получается, но откроется ли спустя двадцать лет «Окно в Париж» из Петербурга - решать нам. Не один год режиссер Юрий Мамин обивал пороги государственных учреждений в поисках денег на новый фильм - все безуспешно.
Надежда появилась, когда несколько лет назад на «Ленфильме» вроде бы дали добро и пообещали выделить средства. Но чуда опять не произошло - снова поступил отказ.
Мамин говорит, это потому, что власть его не очень жалует.
Смеется российский зритель и так: столько отечественных комедий выпускается на широкие экраны - смеяться не пересмеяться. Только ни пищи для ума, ни воспоминаний в голове от такого «кино» чаще всего не остается.
То, что мы наблюдаем сейчас, - это позор нашего кинематографа. Нас пичкают десятками откровенно пошлых, глупых, неинтересных картин, а действительно легендарный и талантливый режиссер вынужден практически умолять кинуть ему, кому сколько не жалко…
Мы побеседовали с режиссером о том, как изменились Петербург и Париж за двадцать лет, прогуливаясь по местам съемок первого фильма.
- Уже двадцать лет прошло с момента выхода первого «Окна в Париж». Изменился ли Петербург?
- Да. И достаточно сильно. Стал как квартира после ремонта. Это позволило принимать здесь иностранных гостей. Город превратился в такой зал приемов на открытом воздухе. И действительно - второго такого города в России не найдешь.
- А Париж?
- В Париже ничего не меняется. В Европе очень ценят свою историю. Если что-то обновляют, то со скандалами. И эти обновления, как правило, вписываются в интерьер города. Места съемок «Окна в Париж» почти все остались, как были. Они изменились даже меньше, чем в Петербурге. Те же магазины, те же названия.
Но Париж поменялся в другом. Сегодня столица Франции совсем не та, что была двадцать лет назад. И у них, и у нас очень много гостей с Востока. Поменялись лица людей, речь. В Париже теперь есть такие улицы, где вообще не услышишь французской речи.
Я полагаю, что наш герой Николай Николаевич Чижов, приехав туда и увидев такой Париж, был бы весьма разочарован. Потому что аромат столицы, связанный с мечтами русской интеллигенции начиная с XIX века и до наших дней, исчез. Но все равно самое любопытное - сравнить эти два города! Сегодня. Разница будет колоссальная с тем, что было в 90-е годы. Этому можно посвятить фильм, сделать новый портрет общества.
- На вторую часть фильма вы собираете деньги с будущих зрителей. А кто давал деньги на первое «Окно в Париж»?
- Крауддфандинг (сбор средств в интернете. - Прим. автора) - явление новое для России. В те времена мы не собирали деньги таким образом. Это поветрие пришло к нам с Запада. И там люди довольно успешно реализуют таким образом свои проекты. Я знаю, что фильмов десять точно снято на пожертвования зрителей. У нас это не принято, поэтому я не знаю, как пойдет. Мне, конечно, на картину не собрать. Но так можно получить первоначальную сумму, чтобы сделать трейлер, провести пробы новых артистов и мест действия. К тому же мы хотим использовать компьютерную графику и анимацию.
- Кем стали дети, которые снимались в первом «Окне»? Вы нашли их?
- Некоторые стали артистами. Наиболее знаменитый - Юрий Тарасов. Тот самый мальчик, что спорил с учителем Чижовым во Франции, хотел остаться. Это был очень способный, подвижный паренек. Поразительно гибкий, очень музыкальный. В результате стал довольно известным актером. Снимался во многих сериалах, фильмах.
Скорее всего, кто-то из тех детей и снимется. Но в основном придется искать новых молодых людей, которые будут играть повзрослевших учеников Чижова. Во многом новое «Окно в Париж» будет посвящено именно им.
- В фильме присутствуют ругательства, в том числе и неприличные надписи в кадре.
- В те времена цензуры не было никакой. Показывать можно было все. Но у нас была самоцензура. Даже слово из трех букв на стене дома - оно, конечно, неприличное. Но появилось в фильме как символ перехода из Парижа в Петербург. В этом контексте его можно было ставить. Слово, которое героиня-француженка не понимает, но понимают зрители, произвело огромный комический эффект. Зал грохнул овациями. И это совершенно не значит, что мы научили зрителя чему-то плохому.
- Многим первый фильм не понравился. Говорили, что вы показали зрителям чернуху.
- Есть люди, которые смотрели картину десятки раз. Харатьян подвел ко мне однажды девушку на фестивале и сказал: «Вот эта сумасшедшая смотрела твою картину двадцать семь раз». Вы знаете, чернуху двадцать семь раз не смотрят. Я настаиваю, что это светлая картина.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ
Пять неизвестных фактов о съемках фильма
➊ Француженка и петербургский туалет
Самые большие проблемы были во время съемок на улице. Например, с туалетами. Анье Сораль первый раз пошла в уборную в России - в одну из тех, к которым все привыкли: бачок не спускал, кругом грязь и нечистоты. Вышла она оттуда шокированная и подавленная. Сораль сказала: «Теперь я поняла». Что она поняла, режиссер не уточнял, но именно такое впечатление и нужно было Мамину для съемок.
➋ Чуть не случилась поножовщина
По сюжету Николь убегает от милиционеров и прячется в мусорном баке. Во время съемок этого эпизода, когда актриса забралась в мусорный бак, из парадного выскочили двое пьяных мужчин с ножами и набросились на съемочную группу. Все время, пока шли разборки и успокаивали нетрезвых субъектов, испуганная исполнительница роли Аньес Сораль просидела в мусорном баке. Мало того что в России ее посадили в нечистоты, так еще и чуть не убили, возможно, думала тогда француженка.
➌ Телефонная будка - эпизод из реальной жизни
Эпизод с разбиванием телефонной будки уличным хулиганом был взят из реальной жизни. Жена режиссера однажды прибежала домой испуганная и рассказала историю. Парень, который шел впереди ее по пустынной улице, вдруг подошел к телефонной будке, набросился на нее, всю разломал и спокойно пошел дальше. Мамин ответил: «Замечательно. У меня наконец-то есть для фильма кульминация пребывания француженки в Петербурге».
➍ «Русская солянка»
Во Франции нет понятия, придуманного Пушкиным, - «окно в Европу». Поэтому название «Окно в Париж» им непонятно. Его можно было перевести только как «Окно на Париж», что абсолютно не отражало сути картины. Поэтому там фильм вышел под названием «Русская солянка». Картина шла в прокате Франции в течение полугода и имела ошеломительный успех.
➎ Горохов на Гороховой
Режиссер всю жизнь прожил в квартире на Гороховой улице. Свою любовь к ней увековечил в фильме, дав одному из главных героев фамилию Горохов.
КОНКРЕТНО
О чем «Окно в Париж»
Преподаватель музыки Николай Чижов поселяется в коммуналке, в одной из комнат которой обнаруживается проход через шкаф на одну из парижских крыш. С жильцами квартиры и француженкой, с которой петербуржцы начинают конфликтовать, происходит много забавных и грустных историй. Финальный монолог Чижова о Родине, о людях - самый сильный момент картины. Многие жители России, которые хотели эмигрировать за рубеж в 90-х годах, после просмотра этого эпизода решили не уезжать. Фильм получил множество наград и стал самым узнаваемым символом той эпохи.
МЫСЛИ ВСЛУХ
Кинорежиссер Юрий Мамин:
- «Окно в Париж» - мечта нашего общества. Здесь мы жить не хотим, ругаем Россию, там не можем. А вот бегать туда-сюда - это для нас вполне нормально…
ПРОГУЛКА ПО МЕСТАМ СЪЕМОК
Сенная площадь
- В 90-е годы тут была огромная барахолка. Николь в пеньюаре, с попугаем в руках и полотенцем на голове идет по Сенной площади. Съемочной группы рядом не было, мы снимали из окна здания, сверху. Толпа не обращала никакого внимания на француженку. Все были заняты делом - продавали и покупали. Сейчас бы, наверное, заметили.
Спасский переулок
- Снимали непоследовательно. С точки зрения петербуржца, Николь неправильно перемещалась по городу. Так что из двора на Рубинштейна она выходила на Спасский переулок, тогда эта была улица Петра Алексеева. Затем шла в сторону Сенной площади, но оказывалась у Банковского мостика. А уже потом попадала на Сенную. Вот такие хаотичные перемещения по городу.
Канал Грибоедова
- По набережной шел изгнанный из школы учитель Чижов и встретил своего соседа Ивана Кузьмича, который безуспешно ловил рыбу. Рыбы тогда не было, а были одни резиновые изделия. Канал Грибоедова в 93-м году был очень грязный, замусоренный. Как и весь город.
Набережная с тех пор изменилась. Дом, на фоне которого беседуют герои картины, снесли.
Банковский мост
- Это первое место, которое увидела потрясенная француженка. По мосту прошли ярко одетые казаки с иконами. У самой переправы проходил митинг, посвященный Ленину, а напротив, у решетки Банковского института, проходил митинг сторонников царизма. Среди них был человек, очень похожий на Николая II. Третья кучка людей стояла с лозунгом «Россия для русских», как раз под ним и прошла Николь. Сама того не зная, она поучаствовала в общественной жизни России 90-х, подписав петицию за выдуманного нами депутата Бушуева.
Улица Белинского
- Первые и последние кадры фильма мы снимали на углу улиц Белинского и Моховой. В то время здесь была стена - брандмауэр. Она отделяла площадь от Фонтанки. В стене была ниша. И нам было очень важно, чтобы кот запрыгнул туда в финале фильма, таким образом как бы показать нашим героям еще один вход в Париж. С артистами можно договориться, а вот с животным сложно. Прыгнет он туда, не прыгнет. Нужного кадра можно так и не дождаться. И вот мы выпускаем кота, он выходит из-за угла и начинает бежать в сторону камеры. Мы замерли в ожидании… И с первого раза он сделал то, что от него хотели! Сразу запрыгнул в эту нишу! Мы закричали «Ура!». А я тогда, помню, сказал: «Ну все, картина у меня в кармане. Раз уж мы в первый день справились с котом, остальное и подавно получится!»
Двор на Рубинштейна
- Первое впечатление француженки Николь от России. Когда она выходила из парадного, на стене была русская надпись из трех букв, но не «мир». Увидев ее, девушка все равно ничего не поняла. Но русские зрители в зале понимали - она в нашей стране!
Надпись эту я написал лично, сознаюсь. После съемок эпизода мы ее быстро замазали. Отсняли, и тут к нам подходит женщина и показывает на соседнюю стену с этим же словом из трех букв: «Что ж вы весь двор исписали похабщиной?» «А это не мы, - говорю. - Это народное творчество».
Возрастная категория сайта 18 +
Окно в Париж (1993)
Вы хотите зарегистрироваться?
Окно в Париж (1993)
Вы хотите зарегистрироваться?
Юрий Мамин: Мне говорили, что я снимаю чернуху. Но чернуху по двадцать семь раз не смотрят
«Окно в Париж» Юрия Мамина
Фильм-предсказание: о недалеком будущем толерантной Европы, непотребном русском торгашестве и нелегкой доле русских интеллигентов в самой России.
Фильм поначалу может показаться мрачным, и ведь так оно и есть. Зрителю предстает обшарпанный Петербург, только вдохнувший глоток свободы, после длительного коммунистического периода. Его жители не знают, что делать дальше в этом новом мире денег, очередей и дефицита. Порой складывается впечатление, что они заняты лишь манифестациями (во имя царя или во имя вождя) или прыжками на батуте прямо с сумками «чтоб не сперли». Подчеркивает это ощущение и то, что большинство сцен снято в приглушенных «подвальных» тонах, точно передавая атмосферу коммуналки, в которой оказался, по воли случая, главный герой фильма — Николай Чижов (Сергей Дрейден). Интеллигентный, но эксцентричный учитель музыки получает ордер на комнату в коммуналке и уже вечером знакомится со своими соседями: семьей Горохова (Виктор Михайлов) — простого рабочего фабрики музыкальных инструментов и его друзьями, с которыми по вечерам подрабатывает на площади, а потом с ними же все и пропивает.
Мамин учился в мастерской Эльдара РязановаВ тот же вечер им «привиделась» прежняя хозяйка комнаты «старуха» (Мария Олеговна), которая исчезла при неизвестных обстоятельствах и неожиданно вернулась в свою питерскую комнату за котом. Ошарашенная компания, еще не осознавая этого, открыла окно в Париж, находившееся все это время за шкафом. На следующее утро, смутно припоминая ночные проводы гостей, Горохов показывает свое открытие новому соседу Николаю. Их мнения по поводу того, как дальше быть со свалившемся счастьем, разделились — Николай предложил поделиться этим открытием с мировой общественностью, учеными, на что Горохов резко возразил и сразу смекнул для себя, что окно не вечно, может и закрыться. Николай — человек искусства, занялся простым созерцанием города влюбленных, а Горохов со своим семейством развернул широкую предпринимательскую деятельность, попутно обворовывая непуганых парижан.
С каждым днем масштабы бурной деятельности только увеличивались, в ход шло все: от мелкого жульничества (игра на псевдо-шарманке) до прямого конфликта с соседкой по крыше Николь (Аньес Сораль). Бесцеремонность новых «соседей» поначалу шокирует Николь, и она пытается противодействовать хамоватым русским. Но ничего не выходит: ни спиливание лестницы, ни угрозы полицией, ни русский мат не способны остановить семейство Гороховых. И вот уже нравы питерской коммуналки постепенно проникают в спокойный парижский уклад: развешанное повсюду белье, бесконечные разборки с ором и матом, скрученные части авто и мото-техники прямиком доставляются в Ленинград через маленькое окно, и тут же на площади кружат хоровод ряженые в национальные костюмы три поколения женщин Гороховых. После очередной выходки Николь не выдерживает и пускается в погоню за своим имуществом через окно прямиком в российскую действительность начала девяностых. С этого момента начинается вторая часть фильма и новый сюжетный виток — любовная история Николь и Николая. Николь оказывается в агрессивном незнакомом городе и словно во сне бродит по мрачным переулкам и бойким площадям Ленинграда. Доведенная до отчаяния девушка оказывается в камере предварительного заключения, откуда ее спасает Николай.
Тем временем в Париже Николай пытается устроиться на работу через своего бывшего сокурсника Гуляева (Андрей Ургант), но вариант, предложенный им, оскорбляет Чижова, который наотрез отказался играть Моцарта без штанов перед нудистами. Разочарованный своей нереализованностью и потребительским отношением окружающих к искусству, герой решается показать Париж своим ученикам. И те, конечно же, влюбляются в этот город, как и Николай постепенно в Николь.
Дети упорно не хотят возвращаться обратно, аргументируя тем, что в России нет перспектив, а здесь они смогут заработать на жизнь танцами. Но мудрый учитель все же находит нужные слова: «Вы родились в неудачное время в несчастной и разоренной стране. Но это же ваша страна. Неужели вы не хотите сделать ее лучше?». Когда же приходит время возвращаться, герои на несколько минут опаздывают к закрытию окна, но им удаётся добраться до Ленинграда, угнав самолёт в аэропорту Шарль-де-Голль. История заканчивается тем, что Чижов случайно обнаруживает соседского кота уже в Ленинграде, который предположительно находит новый портал в Париж. Тут же прибегает Горохов с собутыльниками, и начинают выдалбливать новое «окно в Европу».
В основе фильма лежат короткие взаимосвязанные истории, каждую из которых можно при желании «развернуть» в отдельный фильм. В картине есть несколько основных сюжетных ответвлений, которые в определенный момент расходятся, а в конце собираются режиссером воедино, словно кусочки пазла.
«Окно в Париж» — народный хит, сразу же расхватанный на цитатыКак, например, в эпизоде с собутыльниками Горохова, которые неожиданно для себя оказываются в парижском такси, при этом думая, что они в родном Питере. Или чудаковатый Кузьмич — сосед Горохова, который даже не заметил того, что он рыбачит в Сене, а не у родной Мойки. Весь этот жуткий гипертрофированный контраст между Питером начала девяностых и Парижем совсем не случаен. Режиссер подталкивает зрителя через героя Николая Чижова принять свою родину такой, какая она есть, и это не сермяжный патриотизм напоказ — это настоящее неудобное кино, способное открывать глаза людям на реальность.
Цитаты из фильма:
«Во морда! На нём же пахать надо, а его по телевизору показывают. О, это же я!»
«Раньше мы воспитывали строителей коммунизма, теперь — строителей капитализма… А в результате получается одно и тоже: жлоб, невежда и вор»
«Было твоя — будет моя! Не понимаешь? Зато я понимаю — се ля ви».
— Совсем зажрались за наш счет!
— А почему это за наш?
— А кто их от татаро-монгол-то прикрывал? Пока мы их 200 лет сдерживали, эти-то здесь развивались!"
информация о фильме
Юрий Мамин , Аркадий Тигай Сценаристы Аркадий Тигай , Юрий Мамин , Вячеслав Лейкин , Владимир Вардунас Сергей Некрасов , Анатолий Лапшов Композиторы Юрий Мамин , Алексей Заливалов Вера Зелинская Ги Селигман , Лаврентий Эмрашвили , Алексей Козодаев (иcп.) , Стелла Грегори Кеф (иcп.) Аньес Сораль , Сергей Дрейден , Виктор Михайлов , Нина Усатова , Кира Крейлис-Петрова , Наталья Ипатова (II) , Виктор Гоголев , Тамара Тимофеева , Андрей Ургант , Жан Рюпер , Бернар Кассюс-Суланис , Малка Рибовска , Владимир Калиш , Алексей Заливалов , Алексей Козодаев , Елена Драпеко , Валентин Букин , Варвара Шабалина , Анатолий Сливников , Сергей Лабырин , Анатолий Шведерский , Ольга Романецкая , Аня Шелепова , Юлия Николаева , Анастасия Самарская , Юля Линькова , Мария Полякова (II) , Юрий Тарасов , Алёша Жаров , Саша Тарасов , Максим Винцевич , Серёжа Петров , Александр Мартынов (IV) , Кирилл Казаков«Окно в Париж» - фильм, пропущенный мною в те времена, когда нас учили не любить Родину
Каким-то образом, фильм «Окно в Париж» прошел мимо меня. Толком я его ни разу не видела. И тут его вспомнили на одной страничке в социальных сетях, люди заспорили, и я решила его посмотреть. Внимательно. Посмотрела. Ужаснулась, но тут же вспоминала, что для того времени – это самое обычное и ожидаемое кино. Мало ли у нас было снято фильмов, призывающих покаяться в том, что мы самые ужасные люди на земле?
Фильм вышел в 1993 году. Мне было чуть-чуть за 20. Наверное, хорошо, что я его не посмотрела тогда. Но я видела другие, похожие. Сейчас подумала, а если бы оно очень впечатлило тогда? Молодую и глупую? Что такое 1993 год? Это жизнь в городе, в котором начинала расцветать наркомания, преступность, а по телевизору - черти что показывали. То Гайдара испуганного, то танки. Все нервные, бедные, психованные.
И тут – раз! Есть вот такое «окно». Его открываешь, а за ним – культура, достаток, и все вежливые… Как тут не соблазниться-то? Ведь вокруг - сплошное быдло, если верить авторам фильма, хотя… Нет, простите, не сплошное. Есть «мученики». Интеллигенция - она всегда разная, но есть особо «страдающая».
Сюжет прост: у старушки из «бывших» есть потайное окно в Париж, через которое, она, наверное, выходила, чтобы пустить слезу на могилах кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. Бабушка из тех, кто еще помнит тот самый классический вкус и хруст «французской булки». Своих нынешних сограждан она ненавидит - французский они не знают, манерам не обучены.
Но тайна открывается, и учитель музыки Николай Чижов (Сергей Донцов (Дрейден)) оказывается в Париже! Ах, милый Ваня… (тут уже Высоцкий вспоминается, можно врубать эту песню!).
Чижов оказывает в «раю», но вот ведь беда – и соседи (читай – простой люд) узнают про окно, а они такие бескультурные, что… А путь из окна лежит через дом прекрасной француженки-таксидермистки, которой не нравится то, что через ее дом ходят незнакомые люди. Потом она оказывает в Питере, и он показан настоящим адом! Бедная и несчастная! Вокруг – сплошняком злые монстры и алкоголики.
Теперь понятно, что это еще один из фильмов, цель которых была вполне определенной. Ну, чтобы после просмотра мы не только себя возненавидели и нашу страну, но и всей душой полюбили прекрасный запад.
Полюбили бы настолько, что поняли бы такого персонажа, как Миша Гуляев (Виктор Михайлов). С ним главный герой встречается случайно. Миша – музыкант, скрипач. Он уехал из ненавистной страны, и живет тем, что играет на скрипке, но не совсем обычным способом (это не креативно!), а зажав смычок между ног. Так публике кабака нравится больше, ведь они настоящие эстеты! И заработок больше.
Иногда на Мишу накатывает ностальгия, и Чижов предлагает ему оказаться в Питере. Миша не верит своему счастью, ему завязывают глаза, и вот… Оказался! И тут же испугался, да так, что с воплями снова захотел назад, чтобы скорее зажать ногами смычок, и вернуться к своей цивилизованной европейской жизни. Сыт, пьян. А что еще нужно такой творческой душе?
«Окно в Париж» - это очень симптоматичное кино, и очень показательное. И мне кажется, что главный герой в нем – не Николай Чижов, а именно, что Миша Гуляев со своей скрипкой. В нем есть собирательный образ определенной части интеллигенции. Не лучшей. Она считает себя умной, знающей, мудрой. И считает, что ей не повезло – родилась не в той стране, не с теми людьми, а вот там бы они… Но оказавшись там, такие люди зажимают ногами смычки, и играют «Чардаш», если я не ошибаюсь, перед пьяной публикой.
Многих ли соблазнили такие фильмы, тогда? Не знаю. Наверное, да. Но время все расставляет по своим местах. И если сейчас смотреть это кино, то оно по-прежнему кажется смешным. И глупым.
Для подписи к иллюстрации, чтобы правильно обозначить все студии, которые снимали этот фильм, пришлось обратиться к Википедии. Попутно прочитала, что режиссер Юрий Мамин в 2014 году задумал снять продолжение, но денег от государства не получил. Стал собирать их с миру по нитке… Простите, теперь это называется «краудфандинг». Наверное, не собрал. Время изменилось. Фильма нет, и, наверное, уже не будет. Второй раз такой успех уже не повторишь. Интересен, конечно, сценарий продолжения, но если пофантазировать самой, сегодня, то он несложен. Открываешь это «окно», а из него – граната слезоточивая прилетает, прямо в комнату.
Там же, в Википедии я прочитала, что фильм-то, оказывается на восьмом месте в списке ста «главных» российских фильмов. Правда, лишь по версии журнала «Афиша». Решила ознакомиться со всем списком. На первом месте – «На Дерибасовской хорошая погода…». Гайдая. Закрыла список. Это такой прикол был? Стеб?
Хорошо, что я не посмотрела внимательно этот фильм тогда, и хорошо, что я посмотрела его сейчас, когда узнала, что Чубайс написал в своем ФБ о том, что у России нет иного пути, кроме как либерального, указанного Егором Гайдара. Собственно, если это правда, то мы это скоро узнаем. Режиссеру вполне могут дать денег на вторую часть «Окна». А если нет, то снова появятся такие фильмы, в большом количестве, как тогда, в 1993 году.
Подписывайтесь на мой канал и не жалейте лайков, если хотите видеть мои новые статьи и рассказы в ленте. Для новых читателей, начало - здесь . Предыдущая история - здесь .
"Окно в Париж"— картина после просмотра которой, хочется отмыться
Последнее время, у меня появилось правило, знакомится со старыми фильмами, которые когда-то смотрела, чтобы понять, изменилось ли мировоззрение, спустя годы. И вот в поисках очередного такого кино, взгляд мой пал на заявленную комедию, снятую в 93 году. После просмотра примерно 10 фильмов того времени я заметила, что множество картин, смотрятся сейчас с трудом. Объясню почему, после развала СССР многие вещи стали доступны и уже не имели того порицания, как раньше. В каждом фильме стало голое тело, и чрезмерное количество насилия.
Здравствуйте.Любите кино, тогда этот канал для вас, подписаться друзья, чтобы быть в курсе новых публикаций Здравствуйте.Любите кино, тогда этот канал для вас, подписаться друзья, чтобы быть в курсе новых публикацийЕсли помните, в 90-е наступила мода на боевики. Простого доброго кино, почти не снимали. Как будто дорвавшись наконец-то до свободы слова, мы стали всё это воплощать в кино, в безмерных количествах. "Окно в Париж", картина о новой России, снятая одним режиссером и его представлением о стране, в те годы. После первых 20 минут просмотра я вдруг осознала, чем больше фильм идёт, тем я отчётливее понимаю, что мне некомфортно от просмотра. Русские люди выставлены в этом фильме: злыми, жестокими, жадными, не образованными, какими-то никчёмными. Русские не такие, мы другие. Многие скажут, что на дворе были лихие 90-е. Соглашусь, как раз 93 год показывают. Это время было трудное для всех нас, никто и не отрицает. Страна менялась, безработица, первые классовые неравенства, общество делится на богатых и бедных.
Народ был уставший и злой, да и сейчас много таких, вечно недовольных. Есть категория граждан, которая будет ругать любое правительство, цены, медицину, молодёжь и ещё много чего. Меня возмутила подача этого фильма. Как будто режиссёр целенаправленно пытается показать россиян людьми продажными, готовыми на все, за кусок тряпки. Больше всего затронул момент, когда французская девушка, оказалась в России и вкусила все прелести русского гостеприимства.
Это ж надо было постараться так всё представить, что на каждом шагу у нас, одна моча, из окон выкидывают помои, кру́гом грязь. Согласитесь, была разруха в стране, безработица, но не грязь, показанная повсюду. Были дворники и они убирались, каждое утро.И вот среди этого не просвета, есть окно, где существует другая жизнь. Конечно, сначала у всех жителей коммуналки возникает обычное любопытство именно оно и заставило Гороховых, войти в это окно, и понять, что они оказались в другой стране.
Обитатели коммуналки, жившие до этого очень дружно, ведь до этих самых перемен, домочадцы все делали все вместе и песни пели, и вмести на покой отправляли.И вдруг в один момент коммуналка дорвались до достатка и понеслось — русская предприимчивость полезла вся наружу, мы вам спляшем и споём. Следующий момент, которые задевает за живое, это дети, решившие остаться во Франции.Молодое поколение, которое живёт ещё на всём готовом, решает, что им не нужно возвращаться в Россию, ведь во Франции лучше. Дети наше будущее, а смотря на этот фильм, закрадываются совсем другие мысли. Что будущего у нас нет, ведь его будет некому строить. Дети не любят свою страну, они хотят жить за границей.
Картина заявлена как комедия, как по мне, это драма. Все фильмы из 90-х — это отчётливое напоминание, что какие люди были, такие фильмы и снимали. Мне кажется, многих актёрам сейчас стыдно, за некоторые свои работы, но нужно было выживать и кормить свои семьи. И таких картин, к сожалению, очень много, время было такое.
информация о фильме
Юрий Мамин , Аркадий Тигай Сценаристы Аркадий Тигай , Юрий Мамин , Вячеслав Лейкин , Владимир Вардунас Сергей Некрасов , Анатолий Лапшов Композиторы Юрий Мамин , Алексей Заливалов Вера Зелинская Ги Селигман , Лаврентий Эмрашвили , Алексей Козодаев (иcп.) , Стелла Грегори Кеф (иcп.) Аньес Сораль , Сергей Дрейден , Виктор Михайлов , Нина Усатова , Кира Крейлис-Петрова , Наталья Ипатова (II) , Виктор Гоголев , Тамара Тимофеева , Андрей Ургант , Жан Рюпер , Бернар Кассюс-Суланис , Малка Рибовска , Владимир Калиш , Алексей Заливалов , Алексей Козодаев , Елена Драпеко , Валентин Букин , Варвара Шабалина , Анатолий Сливников , Сергей Лабырин , Анатолий Шведерский , Ольга Романецкая , Аня Шелепова , Юлия Николаева , Анастасия Самарская , Юля Линькова , Мария Полякова (II) , Юрий Тарасов , Алёша Жаров , Саша Тарасов , Максим Винцевич , Серёжа Петров , Александр Мартынов (IV) , Кирилл Казаковtanya_mass
В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин.
«Мне жалко тех, кто остается». © Фото Петра КотоваИз России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин . Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.
— Юрий Борисович, совсем недавно на «Эхе» в программе «Особое мнение» вы заявили, что намерены поехать за океан поработать. А теперь говорите, что вряд ли вернетесь. Как-то неожиданно…
— Я уже давно думаю об отъезде. Тому много причин, главная из которых — фактический запрет на профессию. Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности.
— А в США она появится?
— Начнем с того, что там мне не будут запрещать снимать то, что я хочу. У меня уже есть определенные планы и даже договоренности. В Соединенных Штатах живет и работает моя дочь Катя. Она очень талантливая актриса и певица — участвует в русском театре, записывает альбомы. Вот я и начну с малого, а именно — с музыкальных клипов на песни дочери. Ну, а дальше посмотрим. Уверен, что мои знания и опыт в кинематографе оценят, и они будут востребованы.
— Вы говорите о запрете на профессию. Но ведь вы же преподавали в университете профсоюзов.
— Я оттуда давно ушел. И должен сказать, что на душе остался горький осадок. К сожалению, программы обучения направлены не столько на то, чтобы дать студентам обширные знания, а в большей степени на воспитание у молодых людей чувства псевдопатриотизма и так называемой «любви к Родине». В такой атмосфере образование уходит на второй план.
Впрочем, уровень знаний юношей и девушек, только что окончивших школу, тоже поражает. Это невероятно, но я встречал студентов, которые считают, что Солнце вращается вокруг Земли, и никто из них не знает, куда впадает Волга. Какое-то дремучее невежество! Не удивлюсь, если они думают, что Земля стоит на трех черепахах.
— Но вы же уезжаете не из-за низкого уровня знаний студентов?
— Извините, но я не верю, что все это может стать для вас, человека творческого, причиной отъезда на ПМЖ в Америку.
— Главной причиной, как я уже сказал, является то, что я не могу в своей стране работать, творить. Более того, я внесен в так называемый список «пятой колонны». Естественно, на официальном уровне существование такого списка не поддерживается, но я это явно почувствовал на себе три года назад — в свой 70-летний юбилей. Тогда журналисты разных изданий брали у меня интервью, но потом практически все позвонили и, извиняясь, сказали, что про Мамина не велено ничего писать и говорить, не рекомендовано куда-либо приглашать. За последние годы были закрыты все мои программы и кинематографические проекты.
— Что конкретно вы хотели снимать и что вам запретили?
— Начну издалека. В 2008 году я снял свой последний полнометражный фильм «Не думай про белых обезьян». После чего все мои надежды и творческие планы были связаны с возрождением «Ленфильма». В 2012-м Министерству культуры была представлена концепция развития петербургской киностудии, которую презентовал известный режиссер Сергей Снежкин. Первоначально в нее входили три больших кинопроекта. Два из них были мои — «Окно в Париж — 20 лет спустя» и «Радость любви к Джойсу». Третий фильм был самого Снежкина — «Контрибуция». Кстати, сценарий к фильму «Радость любви к Джойсу», о судьбе переводчиков, работавших с произведениями ирландского писателя, очень нравился Алексею Герману… Казалось бы, мне надо было радоваться и начинать плодотворно трудиться. Но, увы, в результате оба моих проекта не получили поддержки в Минкульте, и, как мне дали понять, лично по инициативе министра Мединского. Прошел только проект Снежкина — на мой взгляд, не очень удачный.
— Отнюдь. Я стараюсь быть объективным. Фильмы Снежкина считаю профессиональными. В частности, из ранних мне нравятся «Невозвращенец» и «ЧП районного масштаба», из современных — сильный фильм «Похороните меня за плинтусом» 2009 года… К сожалению, Сергей в последнее время превратился в конъюнктурного режиссера — он же председатель петербургской организации Союза кинематографистов, ставленник Никиты Михалкова. В нашей стране, если хочешь снимать кино, которое будет финансироваться из бюджета, надо дружить с властью. Иначе не получается. А кто как ни Михалков ближе всех к верховной власти…
«Ленфильм» между тем продолжает загибаться. Вы можете назвать картины, снятые за последнее время на некогда великой киностудии со столетней историей?
— Затрудняюсь… Зато помню, что в прошлом году были сразу два юбилея ваших фильмов: 30 лет «Фонтану» и четверть века «Окну в Париж». Кстати, расскажите что-нибудь интересное о съемках этих двух легендарных картин.
— Вы забыли еще про мой неюбилейный фильм — «Праздник Нептуна». Он был показан в 1986 году на V съезде кинематографистов, и мои коллеги называли этот фильм знаменем нового времени. Еще помню, как мне звонил писатель Виктор Астафьев и с благодарностью выражал свое восхищение после просмотра. Я очень сожалею, что не удалось встретиться с этим великим русским писателем лично.
Что касается «Фонтана», то партийные чиновники посчитали его лишь острой критикой работы ЖЭКов, не увидев в нем модель советского общества. Фильм не шел по стране широким экраном, зато получил Гран-при на международном кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе в 1988 году. Также на том фестивале «Фонтан» получил Приз критики и Приз киноклубов. Председателем жюри был Эльдар Рязанов, как никто другой разбирающийся в комедиях. Поэтому за «Фонтан» проголосовали единогласно… А снимали мы это кино зимой в старом доме, в районе Лиговки за Обводным каналом. И этот дом оказался, как и в фильме, проблемным. Мы это поняли, когда во время съемок реально лопнули трубы. Помню, был жуткий запах. Какое-то время зайти в дом было невозможно.
На фотографии (1989 г.) — Юрий Мамин в творческом процессе вместе с Владимиром Вардунасом, другом и автором практически всех сценариев фильмов, снятых Маминым. Владимир ушел из жизни в 2010-м, ему было 53 года.
— Зато «Окно в Париж» снимали в городе, где другие запахи…
— Да уж, в те годы Париж был для всей съемочной группы настоящей сказкой! В который раз хочу с благодарностью вспомнить французского продюсера Ги Селигмана. Его помощь была неоценима. К тому же он частично профинансировал проект, а когда фильм был готов, принял активное участие в продвижении картины во Франции и США. А начинал я «Окно в Париж» в 1992 году на петербургской студии «Троицкий мост», руководителем которой был известный режиссер Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса», «Зимняя вишня»). К сожалению, Игорь Федорович вскоре отказался финансировать картину, предложив французам взять на себя все расходы.
— И где же вы нашли необходимые для съемок деньги?
— Не поверите, но от безысходности я пошел к питерским бандитам. Меня с ними свел один старинный школьный товарищ. (Мамин родился в 1946 году в Ленинграде, на Гороховой улице, где и проживал безвыездно до последнего времени). Был в ту пору в Петербурге такой криминальный авторитет Кирпичов, который дал на фильм несколько сотен тысяч или даже миллион рублей наличными. Приобщился к искусству! Точную сумму не помню, но по тем временам это были большие деньги.
Когда фильм вышел на экраны, Кирпичов потребовал поделиться прибылью. В ответ я предложил ему посетить видеосалоны города, где в массовом порядке крутили пиратские копии. Оказалось, что этим занимается какая-то другая криминальная группировка. Они там между собой разбирались, а от меня, слава богу, отстали.
Кстати, я от России ничего не получил за этот фильм. Только французы мне заплатили. А бандиты и к Селигману поехали во Францию требовать деньги… Дело прошлое, но мне кажется, что там не обошлось без вмешательства местной полиции.
— Сегодня французская полиция активно задействована в сдерживании протестов «желтых жилетов». В связи с этим вопрос от нашего президента: «Вы хотите, чтобы у нас было как в Париже?»
— Да, я хочу! Сожгли машины, побили витрины магазинов — это, конечно, нехорошо. Но сильно переживать по этому поводу не стоит — ущерб возместит страховка. Главное здесь другое: люди вышли бороться за свои права, и я уверен, что они добьются выполнения своих требований.
А у нас в стране отсутствует даже ключевой институт демократии — честные выборы, и поэтому уже много лет нет сменяемости власти. Еще одна важнейшая составляющая демократии — свобода слова и печати — если где-то и прорывается на просторах России, то только в микроскопических дозах, на небольшую аудиторию, которая и так все знает и понимает. Когда я, например, выступаю на «Эхе», то называю это «стучаться в открытую дверь»… К сожалению, мы знаем, к чему приводят и чем заканчиваются авторитарные режимы.
— Давайте вернемся к «Окну в Париж». Это правда, что в 1995 году его хотели номинировать на «Оскар»?
— Действительно, была такая история. Французский продюсер Ги Селигман передал фильм американскому прокатчику — представителю кинокомпании Sony Pictures. После успеха в США «Окно в Париж» хотели выдвинуть на «Оскара». Но заявка должна была исходить от российской стороны. Тогда прокатчик написал письмо председателю Госкино Армену Медведеву, который поддержал инициативу американцев. У моего фильма были большие шансы получить главный приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Однако случилось непредвиденное: сменился председатель российского оскаровского комитета — эту должность занял Андрей Кончаловский. Естественно, что фильм его брата, Никиты Михалкова, сразу стал приоритетным… (В итоге «Утомленные солнцем» получили «Оскара»).
— Юрий Борисович, извините, но не хотелось бы углубляться в тему непростых, как я понимаю, взаимоотношений двух мэтров кино. Поэтому спрошу вас вот о чем: какие современные российские фильмы, на ваш взгляд, можно считать наиболее удачными?
— Возможно, вас удивит мой ответ, но я считаю крепкими, профессионально сделанными такие фильмы, как «Движение вверх», «Легенду № 17», «Время первых»…
— Потому что я не приемлю фильмы, снятые по заказу властей в целях пропаганды… Есть кинорежиссеры-авторы, обладающие своим стилем, языком и позицией. Это Тарковский, Рязанов, Данелия, Тодоровский и многие другие. А есть исполнители — те, которые «чего изволите». Бесспорно, среди них есть талантливые. И власть использует их талант в своих интересах. Во все эпохи творческим людям либо позволяли высказываться — тогда государство было свободным и сильным, либо нет — и тогда государство было слабым. Мне кажется, что сегодня в нашей стране художнику не позволяют открыто высказывать свое независимое мнение…
Названные мной фильмы, повторяю, сделаны профессионально, но в угоду пропаганде, культивирующей прошлые выдающиеся заслуги и победы СССР. А где сегодняшние победы? Какой фильм можно снять сегодня о достижениях страны? О тысячах проложенных километрах газопроводов?
— Вы считаете, что сегодня в России вообще нет настоящих авторских фильмов?
— Ну почему же. Есть, конечно. Например, режиссер и сценарист Андрей Звягинцев, один из немногих признанных в Европе, обладая своим выразительным киноязыком, снимает очень хорошее кино… Извините, но, по-моему, эта тема, которую вы затронули, слишком серьезная и обширная, и мне не хотелось бы касаться ее мимоходом.
— Хорошо. Что-нибудь хотите сказать на прощание перед отъездом из России?
— Я полагаю, что мне могут только завидовать люди, которые не в состоянии отсюда уехать. И мне жалко тех, кто остается. Независимо от того, что меня ждет в будущем, я уже скоро вдохну воздух свободы. Как тут не вспомнить Лермонтова: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ».
Читайте также: