Остяко вогульск база отдыха ханты мансийск
Этнографический музей под открытым небом "Торум Маа" ("Священная земля") был основан в 1985 году по инициативе представителей ханты-мансийской интеллигенции Ювана Шесталова и Еремея Айпина, которые передали музею основу его экспозиции - подлинные постройки из своих родовых угодий. Нынешний Торум Маа - редкий пример скансена, целиком посвященного одной (точнее, двум) этнической группе, и дает очень хорошее представление о народной архитектуре малых народов Севера.
Место, на котором стоит музей (как и место, на котором стоит город) было выбрано не случайно. Самаровский чугас, возвышавющийся над окружающией местностью на 80-120 метров, да еще и недалеко от слияния Иртыша и Оби, долгое время был чем-то типа остяцкой столицы. Чугас - значит, "остров на суше" - так здесь называли одинокие холмы среди бесконечных болот. На месте Ханты-Мансийска располагалась вотчина князьца Самара, вассала Кучума. Здесь Самар был разбит, а остяки разошлись по лесам, но вскоре вернулись с ясаком и добровольно париняли русское подданство. На Самаровском чугасе располагались в дорусское время многочисленные языческие святилища (термин "шаманство" к угорским народом применяют редко). Музей расположен на северной опушке чугаса, со стороны бывшего Остяко-Вогульска.
Сами ханты и манси - собственно угорская ветвь финно-угорской языковой группы. От них же и термин Югра, которая изначально вкючала еще и север республики Коми восточнее Печоры. Дальней их "родней" являются финны и мордва, а более близкой - венгры. Причина такого парадокса в том, что и те, и другие изначально были кочевниками в степях Западной Сибири, но в ходе переселения народов часть угорских племен ушла от новых врагов на север, в болота нынешней Югры, а часть на запад, где и создали Венгерской государство и приняли католицизм. Теоретически, Югра (Югория) и Венгрия - это одно и то же слово, только очень сильно трансформированное. Музей Торум Маа в ХМАО не единственный - в период нефтяного бума свои скансены стали возниать едва ли не в каждом районе, скажем, в деревне Русскинская между Сургутом и Когалымом или в селе Варъёган на востоке округа. Но еще более странно то, что многие ханты и манси по-прежнему ведут традиционный образ жизни, и кормятся охотой и рыболовством в стороне от месторождений и магистралей.
Назвать музей Торум Маа "под открытым небом" можно очень условно - на самом деле он расположен под сводами еловой тайги. Самаровский чугас покрыт настоящей темнохвойной тайгой, так как здесь совсем другие, нежели на равнине, почвы. И потому убедительность музея просто запредельна.
Музей включает 4 основных комплекса: стойбище ханты, стойбище манси, охотничья тропа и святилище. Расположены они на холме, куда снизу ведет лестница или крутые скользкие тропы. Скорее всего, здесь будет пусто, а сопровождать вас будут в первую очередь белки, которых тут неописуемое количество.
Пройдя мимо построек с вводного кадра, выходишь на поляну. С одной ее стороны расположено летнее стойбище:
Чум - переносное жилище из жердей и шкур (сейчас чаще из современных материалов). Однако чум был летним жилищем, когда жители тайги уходили на родовые кочевья, пасти оленей или добывать мясо и рыбу к зиме. Под навесом - нянь-кэр, или хлебная печь: у угорских народов было куда больше заимствованний из Европейской России, чем у восточно-сибирских.
Другая часть стойбища - зимняя:
Зимой таежные народы переходили к оседлому образу жизни, и жили уже не в чумах, а в жилищах иных типов. У ханты и манси, опять же, как у наиболее западных, таким жилищем стала курная изба:
Но основную часть построек на стойбище составляют лабазы - сараи для хранения припасов, поставленные на ножки для защиты от животных.
На кадре выше интересен домик рядом с ленточками - это ай-хот, "дом рожениц", в котором жили отдельно от остальных беременные женщины и женщины сразу после родов. Такие домики выполяли не только практическую, но и культовую функцию.
Суван - навес для хранения инвентаря (а также лодок).
За хантыйским стойбищем находится мансийское. Манси от хантов по своей культуре отличались не сильно, но традиционно были более воинственными и непокорными. Некоторые мансийские племена можно считать горским населением Северного Урала. До покорения Сибири они нередко совешали набеги на Чердынь и Соликамск. Нынешним центром культуры манси является поселок Саранпауль в восточных предгорьях Урала.
Мансийский дом и полевая кухня. На табличках поясняется - 2008 год.
Кухня вполне современна, а вот архитектура жилищ и лабазов у хантов и манси почти не меняется уже лет 200.
Роскошный лабаз, похожий на большое копытное животное:
Домик без подписи - я так и не понял, что это, да к тому же с окном. Возможно, приют-сторожка, коих по тайге разбросано множество - в них хранились припасы и посуда, которыми мог пользоваться любой охотник:
В сторонке - загон для оленя.
Следующий комплекс - охотничья тропа, проходящее через овражек между стойбищем манси и святилщем:
Здесь выставлены всевозможные охотничьи агрегаты, и хотя сделаны они из дерева - вполне потянут на "адские машинки". О том, как они функционируют, я, будучи жителем мегаполиса, не имею представления:
Ловушки на мелкую боровую дичь:
Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке:
Вот этот кадр снимал, держа фотоаппарат на втянутой руке, от подножья, а роста я даже повыше среднего:
Навесы с костровищами для привалов:
Наконец, тропа выводит к святилищу, и между этими двумя комплексами располоен навес для Медвежьего праздника - сюда клались останки убитого медведя для ритуалов. У палеоазиатских народов были мощные традиции согласия с природой, считалось великим грехом убивать больше животных, чем можешь съесть, а у медведя, как у Хозяина Тайги, после убийства просили прощения - в этом и заключался Медвежий праздник. Этот обряд характерен не только для палеоазиатов, но и для индейцев, причем большинство народов соблюдали этот обряд как-то по-своему. Особенностью хантов и манси была постановка костюмированной драмы перед тушей убитого медведя, возлежавший на навесе, после чего мясо съедали с соблюдением строгих обрядов.
Наконец, само Святилище, куда ведет узкая тропа между двумя оврагами.
Оно расположено на маленькой заповедной поляне, вход на которую стережет идол, отдаленно похожий на половецкого истукана:
Еще один комплекс идолов расположен на самом Святилище. Правда, они современные, но вырезал их Г. Райшев - заслуженный художник Югры, сам этнический хант, всю жизнь занимавшейся национальной мифологической живописью и скульптурой.
Здесь же - священый амбар, основная форма храма в тайге типа наших часовен.
Дверь амбарчика была закрыта, но я их любопытства отворил ее. и почти сразу небо прояснилось, серость, в которой я гулял по центру Ханты-Мансийска, закончилась, и вернулась солнечная погода, сопровождавшая меня до этого.
Об этнографии ханты и манси также можно прочитать в моем посте про Нефтеюганск, вторая половина которого содержит рассказ об этнографическом музее и его экспонатах, которые здесь не увидеть.
А еще непередаваемое впечатление - настоаящая тайга. Ее трудно воспринимать как лес - скорее, это своды вроде пещерных, и по музею под открытым небом гуляешь, как по подземелью. От елки до елки не более метра, кроны сомкнуты, внизу полумрак, а аллеи похожи больше на ущелья. Тайга лишь подтверждает мое наблюдение: в Сибири все ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такое, каким себе это представляешь: и морозы, и пейзажи, и атмосфера, и мужики.
К тому же по дереьвям постоянно скачут белки, то и дело обваливающие на землю снег. Ходить под сводами тайги опасно - вполне можно получить упавшим снегом по голове, и сильно.
А так с чугаса выглядит Ханты-Мансийск. Спустившись вниз, я отправился в Самарово - село-"пригород" Ханты-Мансийска на другой стороне чугаса. О Самарове и будет мой последний пост Югорской эпопеи.
Остяко-Угольск
База отдыха «Остяко-Угольск» расположена в тихом месте на берегу реки Ковенская, в окружении лесного массива. Добраться до базы можно на личном автомобиле по а/д Ханты-Мансийск – Нягань. На 74 км автодороги установлен плакат базы отдыха (въезд в лесной массив с левой стороны дороги).
База предлагает аренду домов, рассчитанных на разное количество гостей. На территории можно отметить семейный и корпоративный праздник, провести новогодние каникулы, организовать школьное мероприятие. Разнообразить досуг можно посещением бани, пикниками, пешими и водными прогулками, катанием на снегоходах.
Размещение:На территории базы предлагаются дома вместимостью от 6 до 16 человек.
- Трехэтажный деревянный дом до 16 мест.
В доме терраса, душ, туалет, кухня с гостиной зоной, пять спален по 2-4 места, холодильник, микроволновая печь, газовая плита, духовой шкаф, посуда, аудиовидеосистема, отопление, горячая и холодная вода, столовая зона, кровати двуспальные и односпальные.
- Двухэтажный деревянный дом до 8 мест.
В доме терраса, душ, туалет, кухня с гостиной зоной, четыре двухместных спальни, холодильник, микроволновая печь, газовая плита, духовой шкаф, посуда, телевизор, dvd, отопление, горячая и холодная вода, столовая зона, кровати двуспальные и односпальные.
- Одноэтажный деревянный дом до 6 мест (+ баня).
В доме парилка, терраса, общая комната, обеденный стол, двуспальные кровати, умывальник, плита, холодильник, посуда, духовой шкаф, печь. Туалет расположен на улице.
Размещение с домашними животными по предварительному согласованию.
Сервис и развлечения:- баня с террасой и комнатой отдыха,
- беседка + мангал,
- собственное подворье,
- прогулки на снегоходах,
- лодочные прогулки,
- рыбалка,
- корпоративный отдых,
- семейные праздники.
Гости базы отдыха могут готовить самостоятельно из привезенных с собой продуктов.
В каждом доме имеется кухня с плитой, холодильником и посудой. Также можно воспользоваться прокатом мангала.
Община "Остяко-Вогульск"
База отдыха расположена в 74 километрах от города Ханты-Мансийска. Живописное место в окресностях реки Ковенская.
Размещение:
3 дома, под разное количество отдыхающих, от 6 до 16 человек.
На территории есть баня, беседки, тюбинги и т.д.
Чем заняться:
В районе базы отдыха находится этнографическая деревня с чумами, лабазами, национальной одеждой и предметами быта, которые дают возможность окунуться в культуру и традиции коренных малочисленных народов Севера.
Охотничье-рыболовные объекты
На территории базы расположено: 2 домика по 6 чел., 1 домик на 2 чел, столовая, баня, беседка, ледник, спутниковое телевидение, снегоходы, моторные лодки. Есть все необходимое для организации охоты, рыбалки, конных маршрутов и сбора дикоросов.
Адрес: Кондинский район, озеро «Панаевское», от районного центра 120 км по реке «Конда» 60 км по зимней дороге
Туристическая база «Медвежий угол» (частная собственность)
Есть все необходимое для организации охоты, рыбалки, сбора дикоросов. Есть возможность доставки на снегоходах, моторных лодках.
Адрес: Кондинский район, озеро Сумарья, от районного центра 120 км по реке «Конда», 60 км по зимней дороге
База отдыха «Светлый Сор» (национальная община коренных малочисленных народов Севера «КАМА»)
Есть все необходимое для организации рыбалки, сбора дикоросов, охоты, подледный лова, снегоходного сафари
e-mail: e-mail: antispam
Адрес: Кондинский район, д.Кама
Рыболовная база «Глухая – 2» (частная собственность)
Есть все необходимое для организации охоты, рыбалки, сбора дикоросов. Есть возможность доставки на снегоходах, моторных лодках.
Адрес: Кондинский район, озеро Красный Яр
База отдыха «Леушинка» (частная собственность)
В летний период: рыбалка, катание на лодках и катамаранах, прогулки по лесу, сбор дикоросов, квадрациклы.
В зимний период: зимняя рыбалка, пешие прогулки по лесу, катание на лыжах, езда на снегоходах.
Адрес: Кондинский район, район Леушинского участкового лесничества, Леушинского урочища, в квартале 78, река Леушинка
База отдыха «Белая поляна» (частная собственность)
Есть все необходимое для организации рыбалки, сбора дикоросов. На территории расположена беседка, баня и палаточный лагерь.
Адрес: Кондинский район, озеро Запорское
Рыболовная охотничья база «Варья протока» (частная собственность)
Есть все необходимое для организации охоты, рыбалки, сбора дикоросов, катание на снегоходах, конных прогулок.
На территории расположена баня, беседка, конный двор.
Адрес: Кондинский район, деревня Вар-Бор
Центр туризма и отдыха «Парус» (частная собственность)
Есть все необходимое для организации рыбной ловли, стрельбы по тарелочкам на стенде, прокат инвентаря, квадроциклы, снегоходы, тюбинги.
На территории расположен банкетный зал, домики, гостиница, баня, сауна, конноспортивная школа.
Адрес: Нефтеюганский район, 37 км Федеральной трассы Нефтеюганск – Сургут
База отдыха «Рыболов-профи» (частная собственность)
Организация катания на гидроцикле, снегоходе, на ослике, на верблюде, оленьей упряжке. Организация рыбалки, экотуризма, агро туризма.
Аренда домов, бань, беседок, зоопарк, прокат спортивного инвентаря,
e-mail: antispam, antispam
Адрес: Сургутский район, Савуйское месторождение нефти, 95 км федеральной дороги Сургут
База отдыха «Остяцкая Курья» (частная собственность)
Коттеджи для отдыха, организация рыбалки, русская баня с веником и чаем из трав, тюбинги, снегоходы. Дети отдыхают бесплатно.
Адрес: Сургутский район, в 40 км от г. Сургута в районе, д. Сайгатино
Охотничье хозяйство «Еловое» (частная собственность)
На стойбище, посетители знакомятся с жизнью и бытом народов ханты, участвуют в проведении национальных обрядов, мастер-класс по умению поймать оленя арканом. Прокат оленей упряжки. Организация охоты и рыбалки.
Адрес: Сургутский район, расположен в 10 км от п. Фёдоровский
База отдыха «Кордон» (частная собственность)
Аренда деревянных домиков, русской бани на дровах, беседок, мангалов, катание на лодках, катамаранах, водном банане, организация рыбалки.
Адрес: Сургутский район, по трассе Сургут-Нефтеюганск 23 км в районе станции «Островная»
База отдыха «Речное» (частная собственность)
Площадка для летних видов спорта, прогулка на речном катере, прокат квадроциклов, прокат снастей для рыбалки.
Адрес: Сургутский район, 44 км федеральной дороги Когалым – Сургут
«Сибирский двор» (частная собственность)
Организация рыбалки, охоты на дичь, посещение стойбищ ханты и манси, катание на оленях и дегустация национальных блюд, стендовая стрельба, баня, мангальная зона.
Адрес: г. Нефтеюганск, Северо-Восточная зона, ул. Ленина, здание 7
База отдыха «Кедр» (частная собственность)
Рыбная ловля, охота, сбор дикоросов.
Адрес: Октябрьский район, д. Верхние Нарыкары
База отдыха «Старый Сеуль» (частная собственность)
Проживание, питание, баня, рыбалка, катание на собаках.
Контактная информация: 8 902-825-60-29
Адрес: Ханты-Мансийский район, 112 км автодороги Ханты-Мансийск – Нягань, затем 36 км по зимнику
«Лебяжий остров» (частная собственность)
Проживание, аренда снегохода, предоставление лицензии на охоту, прокат рыболовного снаряжения, баня.
База отдыха Остяко-Вогульск (частная собственность)
Зимняя и летняя рыбалка, любительская и национальная охота, катание на снегоходах, катание на обласах, катание на лодке, в т.ч. на водных лыжах
Адрес: Ханты-Мансийский район, 74 км автодороги Ханты-Мансийск – Нягань
База отдыха «Бедкаш» (частная собственность)
Организация рыболовных туров.
Адрес: Березовский район, п. Игрим, ул. Водников, д. 1
Рыболовная база «Игрим» (частная собственность)
Рыболовные туры на 7 и 10 дней на 2 плав-базах: Наталена (две 4-х местных каюты), Валентина (4-х местная каюта).
Адрес: Березовский район, п. Игрим, ул. Промышленная, д. 34
Давыдков Юрий Викторович (частная собственность)
Размещение на катере до 6 человек, организация комплексного туристического обслуживания.
Как провести летний отпуск в Югре
Любителям активного отдыха и экстремальных видов спорта точно понравится Приполярный Урал. Красоты этой местности по праву можно назвать жемчужиной Югры. Заметная вершина – гора Народная, ее высота над уровнем моря составляет 1895 метров.
На территории Нефтеюганского района есть отличный комплекс «Парус» с комфортабельными номерами, беседками с мангальными зонами, банкетными залами и сауной. База отдыха расположена в живописном месте, поэтому в любое время года можно насладиться неспешными прогулками по красивым местам. Летом можно взять напрокат квадроциклы, катамараны, велосипеды и байдарки, побаловать себя стендовой стрельбой и рыбалкой. Там же можно устроить семейный праздник или корпоратив, в организации поможет персонал турбазы.
В «Парусе» есть свой собственный зоопарк и конный манеж. Эти развлечения особенно интересны для детей. Общение с животными очень полезно для душевного и познавательного развития ребенка.
Ценители истории по достоинству оценят путешествие к Барсовой горе. Это феномен, уникальность которого заключается в концентрации на одной территории памятников археологии, этнографии и природы, документирующих ключевые вехи истории от мезолита до позднего Средневековья.
А если захотелось уехать от городской суеты и отдохнуть от работы, то вам отлично подойдет община «Остяко-Вогульск». Это база отдыха в Ханты-Мансийском районе с просторными домиками разной вместимости, банями, беседками с мангалами и красивой природой с чистым воздухом. Вокруг чисто и живописно: сосновый бор, недалеко река. Из развлечений поблизости – охота и рыбалка. Уже бывавшие там советуют взять с собой гитару, мяч и все для бадминтона, по вашим предпочтениям. Для брони звоните по номеру: 8 (3467) 300-420.
Почему коренным жителям Югры не нравились прозвища русских
80 лет назад Остяко-Вогульский стал Ханты-Мансийским. 23 октября 1940 года вышел в свет указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О переименовании Остяко-Вогульского национального округа Омской области и его центра – рабочего поселка Остяко-Вогульск». Образованный 10 декабря 1930 года Остяко-Вогульский национальный округ через десять лет стал называться Ханты-Мансийским, соответственно, его столица из Остяко-Вогульска была переименована в Ханты-Мансийск.
Есть ли этому какое-то объяснение? Конечно, есть. Как говорят этнографы, «остяками» и «вогулами» живущих на территории современной Югры аборигенов называли русские. Для них они были «чужаками». Коренным жителям нашего края это очень не нравилось.
«Вогулы» или «вэгулы» в переводе с языка соседей коми-зырян означает «дикий народ». И это звучало оскорбительно. Сами же аборигены называли себя «мань-сь», что переводится как «маленький народ». Точно так же было и с ханты, которые считали обращение «остяк» неблагозвучным: так их называли еще в царское время пришлые люди, сборщики дани. К тому же «остяками» в 1930-е годы называли и ненцев, и селькупов, что вносило неопределенность в идентификацию народностей. Сами же они себя называли «хантэ», что означало «человек».
– В 1940 году народам вернули самоназвание и стали их называть ханты и манси, – поясняет доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Наталья Новикова. – Соответственно, и столица округа была переименована.Указ о переименовании округа пришел в окружную столицу 6 ноября 1940 года. В крае уже активно готовились к мероприятиям по случаю десятилетнего юбилея. Подготовка шла не только на трудовом фронте, но и культурном. Так, при Остяко-Вогульской школе политпросветработников был образован Ансамбль ханты-мансийской песни и пляски, который, как обещали его организаторы, «отобразит в своих выступлениях небывалый рост культуры за десять лет существования нашего Остяко-Вогульского округа». Как сообщала окружная газета от 25 октября 1940 года, к юбилейной дате разучиваются песни «О Сталине», «О Казымской культбазе» на хантыйском языке.
«Старинные национальные мелодии под аккомпанемент домры будет петь студентка Посохова. В школе шьются национальные костюмы для предстоящих выступлений во время юбилейных торжеств», – писала «Остяко-Вогульская правда», которой тоже вскоре придется поменять название. 7 января 1941 года газета стала… нет, не «Ханты-Мансийской правдой», а «Сталинской трибуной».
- Округу – 20 лет
В 1950 году окружной центр – поселок Ханты-Мансийск – получил статус города. К юбилею округа в городе с населением 20 тысяч был проведен водопровод.
«Ныне народы тайги и тундры вместе со всеми трудящимися Советского Союза преобразуют экономику своего края и ликвидируют хозяйственную и культурную отсталость, унаследованную от проклятого прошлого», – заявил на праздничных мероприятиях председатель окрисполкома А. Н. Лоскутов. Огромный край, как сказал он, «был краем сплошной дикости и неграмотности, а население, лишенное элементарных человеческих условий, вымирало от голода и социальных болезней». Победа социалистического строя создала все условия народам ханты и манси «для строительства зажиточной, радостной и счастливой жизни».
Во многом мощь региона продолжала укрепляться трудом спецпереселенцев, которые с начала 1930-х годов трудились на лесозаготовках, в строительстве, сельхозартелях. В апреле 1932 года, по данным ОГПУ, здесь находились 6 459 семей спецпереселенцев.
11 ноября 1950 года Совет Министров РСФСР выпустил постановление «О мерах помощи местному хозяйству Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского национальных округов Тюменской области».
В Ханты-Мансийском округе предполагалось возведение учреждений просвещения (школ, жилых двухквартирных домов для учителей, педагогического училища), окружного Дома культуры и жилья. В хозяйственной сфере планировалось расширение потребительских производств – обозно-мебельного цеха Самаровского райпромкомбината, строительство Ханты-Мансийского пивоваренного завода и производство кондитерских изделий при горпищекомбинате.
И только о нефти, поисками которой геологи занялись еще до войны, ничего сказано не было.
Но в ноябре 1950 года у министра нефтяной промышленности Н. К. Байбакова состоялось совещание, на котором обсуждали планы будущих геологических поисков. В это же время на совещании в Новосибирске Министерство геологии и Академия наук СССР определяли точки на карте, где следовало бы пробурить первые опорные скважины. Обессиленная войной страна нуждалась в полезных ископаемых. Пробурить несколько скважин наметили и на территории округа.
В 1951 году в Ханты-Мансийске, в районе Долины ручьев стали бурить одну из первых в Западной Сибири разведочных скважин на нефть. Опыта бурения еще не было, и аварии случались одна за другой. Только в 1954 году завершились работы. Геологи рассчитывали получить нефть, но из недр выплескивалась минеральная вода. Позже, в 1960-е годы, на месте первой скважины построили водолечебницу.
- Округу – 30 лет
Открытие газа в Березово в 1953 году утроило поиски нефти. Летом 1959 года на шаимскую землю прибыли буровики под руководством Семена Урусова. Только третья пробуренная скважина, номер шесть, на берегу Конды дала долгожданный фонтан.
21 июня 1960 года начальник Шаимской нефтеразведочной экспедиции Михаил Шалавин докладывал о высоких дебитах.
«Первая сибирская нефть получена!» – рапортовали все газеты с фотографиями умывающихся нефтью первопроходцев на первых полосах. Шаимская нефть подтвердила их прогнозы: край богат углеводородами. Надо только искать.
Примечательная деталь: первым, кто привез в окружную столицу с нового месторождения пробирку с шаимской нефтью, был заведующий промышленным отделом редакции газеты «Ленинская правда» Борис Прибыльский.
Открытие Шаима придало мощный импульс развитию округа, ставшего вскоре основным нефтедобывающим регионом России.
Надо сказать, геологи своими открытиями остановили проект строительства Нижнеобской электростанции. Искусственное море, по площади в три раза превышающее озеро Байкал, затопило бы поселки, примыкающие к Оби, и будущие нефтяные месторождения.
Дело в том, что кто-то наверху посчитал, что в Западной Сибири выгоднее вырабатывать электроэнергию, чем добывать нефть. Тем не менее геологи получили отсрочку. Найдут перспективные месторождения – строительство ГЭС отменят, не найдут – затопят огромную территорию. Но геологи нашли. Как в свое время заметил писатель Сергей Залыгин, поддержавший своими страстными статьями в «Литературной газете» сибирских геологов, «месторождения пошли, как грибы». Таким образом, шаимская нефть стала главным подарком округу к его тридцатилетию.
Ханты-Мансийск. Часть 3: бывший Остяко-Вогульск
Из показанного в прошлой части старого Самарова, перевалив через чугас (что это такое - см. так же прошлую часть) спустимся в центр Ханты-Мансийска, начинавшийся в 1930-е годы с посёлка Остяко-Вогульск, а ставший ныне самым цельным в России образцом "исторического центра конца ХХ - начала XXI века". Кое-что отсюда, в том числе рядовую застройку и городские пейзажи, я уже показывал в посте про общий колорит югорской столицы, и не спрашивайте, "зачем так много?".
В 1920-30-х годах в СССР шёл интересный процесс под названием "коренизация" - когда "угнетённые царизмом народы" один за другим обретали автономии разных уровней, национальную интеллигенцию, литературы на родных языках (зачастую тогда же получавших азбуки на латинице), "этнические" ветви господствующей архитектуры и прочее-прочее-прочее. В 1937 году всё это закончилось, национальные интеллигенции отправились на расстрел следом за "старыми большевиками", языки перешли на кириллицу, а в 1940-х и вовсе начались депортации. Но до того было ещё далеко, а в 1930 году своей автономией в составе Тюменской области решили одарить небольшие народы Югорского Севера - так возник Остяко-Вогульский национальный округ со звучной аббревиатурой ОВНО. В нём были старые города вроде Сургута, но "туземцы" (в те времена это было вполне официальное слово без пренебрежительного оттенка) в них не жили, и административный центр округа для них решили строить с нуля, выбрав самое логистически важное место - слияние Иртыша и Оби. Вот так выглядел Остяко-Вогульск в первые годы своего существования:
Слева Дом туземца, справа первое здание окружного музея (который ныне ". природы и человека", см. первую часть), а внизу какая-то промзона и видимо лагерь, возможно в Самарове, причём странно, что его явно каменные здания не сохранились:
На одном из витков коренизации советская власть ещё и переименовала большинство народов - вернее, сделала официальными их самоназвания, а не русские экзоэтнонимы (не повезло только чукчам и корякам, которые вполне могли называться, соотвественно луораветланы и нымыланы), а с некоторым запозданием в 1940 году Остяко-Вогульск стал Ханты-Мансийском. Но лишь в 1950 году ПГТ получил статус города, заодно объединившись с Самаровом, стоявшим по другую сторону холма. Ну а нынешний облик Хантов сложился и вовсе в 2000-е годы, но всё же все осколки его прошлой ипостаси ассоциируются именно с Остяко-Вогульском. Самый известный из них - пожарное депо на Комсомольской улице, неподлинность которого видна невооружённым глазом:
3. зимние фото - 2009 года.
Куда менее известна (мы с nord_ursus её вообще случайно заметили) бывшая электростанция на улице Дзержинского с её показанными в первой части мифологическими скульптурами по бульвару. Кажется, единственное каменное здание, оставшееся от Остяко-Вогульска:
Но в принципе осталось больше. Вот какое-то общественное здание уже не помню где (да и живо ли оно ещё):
А вот видимо жилые дома - первых двух уже нет, второго явно скоро не будет. Обратите внимание на типовые наличники:
Магазин неясных лет:
И типовые домики в три окна:
По-прежнему слагающие немалую часть ханты-мансийских окраин, хотя и убывая с огромной скоростью:
Вот деревянное здание уже явно не Остяко-Вогульска, но Старого Ханты-Мансийска - захолустного городка, где даже первые пятиэтажки появились лишь в 1980-х:
И лишь непропорционально огромные административные постройки напоминают, что управлялся отсюда регион в полмиллиона квадратных километров размером и полтора миллиона человек населением. В явно "советском" виде тут лишь одна из них, возможно бывший окружком, а ныне УФМС:
Но старых зданий зданий тут немногим больше, чем осколков Акмолинска в Астане или осколков Верного в Алма-Ате: Ханты-Мансийск - город новый, и в первую очередь это памятник "тучных годов", которые здесь были, разумеется, ещё тучнее, чем в целом по стране.
Начнём прогулку на Центральной площади, где улица Гагарина, спускаясь с чугаса, переходит в улицу Энгельса, сбегающую дальше вниз. Обратите внимание, как Ханты-Мансийск невелик - в перспективе уже луга да болота:
На кадре выше - пожалуй, самое известное здание Ханты-Мансийска: Гостиный двор, кажется ещё конца 1990-х годов, и по-моему действительно интересный. Асиметричный план, преобладание волнистых линий, аркады как у старых добрых купеческих гостиных дворов, мозаики с образами Севера и "стеклянный чум" - самый популярный образ местной архитектуры. Внутри - ТЦ как ТЦ, маленький и провинциальный, а столовая на его втором этаже оказалась единственным обнаруженным местом, где мы согли позавтракать за адекватные деньги.
Ещё на площади есть казначейство (кирпичное здание с позапрошлого кадра), фонтан-ротонда (говорят, его 4 входа должны были ориентироваться по сторонам света, но случайно его построили практически под 45 градусов к ним) и Дом Дружбы Народов - последнее актуально, ведь хантов и манси в округе теперь лишь 2% населения, но и русских лишь 68%, а между ещё приехавшие из старых нефтяных районов татары, башкиры, украинцы и азербайджанцы, кавказские коммерсанты с 1990-х и среднеазиатские гастрбайтеры наших дней.
Зелень за Домом Дружбы - Парк Победы, куда пойдём чуть позже. Напротив Гостиного двора - огромное здание администрации Ханты-Мансийского округа - Югры, занятно стилизованное под сталинский Дом Советов. Обелиск перед ним поставлен в 2000 году к 70-летию ХМАО в честь "Преобразователей Земли Югорской". Пожалуй, из всего Сибирского Севера она действительно была преобразована в ХХ веке сильнее всего.
Вид в противоположную сторону относительно первого кадра прогулки - Гостиный двор теперь за спиной, улица Гагарина поднимается на чугас, за которым Самарово, и огромный Воскресенский собор на его склоне я показывал в конце прошлой части:
Обратите внимание на вестибюли. В "тучные годы" местным вполне могла бы прийти в голову идея построить метро с беспилотными поездами от аэропорта до авторечвокзала через Центральную площадь, чтобы Ханты стал самым маленьким в мире городом с метрополитеном, тем более такие вестибюли так и не открытой станции мы уже видели в Омске. но это, к счастью, не метро, а лишь подземный переход с пандусами и отоплением:
Ведущий на другую сторону Центральной площади, где находятся Художественная галерея фонда Поколений:
Центр искусств одарённых детей Севера (впрочем, сейчас уже и не только Севера).
. со скульптурой шаманки (на фоне православного собора смотрится особенно интересно) и Окружная (то есть региональная) библиотека со скульптурой Мудрой совы:
И неясно, что олицетворяющий, но красивый металлический цветок:
Наконец, на той же стороне, где Гостиный двор, но выше по склону ещё и впечатляющее здание галереи Геннадия Райшева с как раз монтировавшейся в мой пришлый приезд мозаикой во весь фасад. Райшев родился в 1933 году в этих краях, и творчество его я бы охарактеризовал как "югорский Чюрлёнис" - он художник здешний не только по месту рождения, но и по духу. Музей-мастерская существует с 1996 года, но фасад, как уже говорилось, 2009-го:
Теперь вернёмся к Гостиному двору и углубимся в Парк Победы:
Парк разбит в 1970-м году, а Вечный огонь и Скорбящая мать поставлены и вовсе в 2000-м:
Но самое сильное здесь - мемориальные камни по каждому району ХМАО:
За Парком Победы - Бронзовый символ Югры, так официально называется эта скульптурная группа (2004), явно навеянная новгородским "Тысячелетием России". Тут, впрочем, не тысяча лет, а три композиции с разных сторон уже знакомы по Стеле Покорителей в Самарове:
Туземные князьки, русские казаки и православные миссионеры с Иваном Грозным:
Царские исследователи, ссыльный Меншиков, поп и красноармеец:
И конечно же - буровики, геологи и подрастающее поколение. Нет, мне всё-таки нравятся здешние памятники!
Рядом Городской ДК, по облику которого ни за что не догадаться о его неизменном названии "Октябрь":
На противоположном Центральной площади углу Парка Победы - военкомат и мемориал афганцам. Весьма спорное расположение, типа "не боитесь, хлопцы, вам такой же поставят".
Если там - Скорбящая мать, то тут - колокол и ангелица, но - такие же точно берёзы:
На начинающийся у этого мемориала улице Мира, напротив Музея природы и человека (см. первую часть) очень приятный глазу Концертно-театральный зал "Югра-Классик" с памятником Пушкину с супругой:
Напротив входа в Парк Лосева (см. опять же первую часть) - банк:
За Парком Лосева ещё один музей, куда я не успел, о чём теперь даже жалею - это Музей геологии, нефти и газа, столь уместный в регионе, дающем 7% мировой нефтедобычи. Памятник перед ним - Фарман Салманов, который традиционно "отцом" западно-сибирской нефти, сам родом из Азербайджана. Искать "чёрное золото" его послали почему-то в Кузбасс (честно говоря, не припомню ни единого района, где нефть залегала бы рядом с углём), оттуда он не спрося разрешения увёл партию в Сургут, за что его хотели было судить, но аккурат на главный азербайджанский праздник Навруз 21 марта 1961 года он таки нашёл первую нефть. Исторические телеграммы Салманова впечатляют: "Уважаемый товарищ, в Мегионе на скважине № 1 с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно?" - оппонентам и "Я нашел нефть. Вот так." - Хрущову. На самом деле работы в Тюменской области велись с 1948 года, в 1959 была получена первая нефть на Малом Атлыме, в 1960 - на Шаимском месторождении, а знаменитый Самотлор под тем же Мегионом и вовсе открыли лишь в 1964-м, но видимо сыграла свою роль почти приключенченская салмановская "сибириада", по мотивом которой впоследствии сняли кино. Здесь он и вовсе в образе какого-то духа, каждым шагом пробуждающего нефтяной фонтан:
Напротив - Югорский университет, основанный в 2001 году. Вроде бы ни в каких рейтингах он не значится и никаким достижениями пока не отличился, но явно один из самых обеспеченных в России.
Рядом с этой парочкой вдоль Парка Лосева уходит улица Лопарёва, названная в честь местного революционера. Теремок, био-тек и разбитый тротуар - всё вместе как-то по-нашему:
Теремок - это дом-музей Владимира Игошева. Последний родился в Уфе, всерьёз творить начал в госпитале в 1943-м после ранения в боях на Северо-западном фронте, жил в Свердловске, Москве и Ханты-Мансийске, умудрился в 1950-60-х годах побывать в десятках стран Европы и Азии. и в общем хотя с Югрой был связан недолгий период его жизни и творчества, наряду с Райшевым он вполне потянул на роль "великого земляка". Дом для него с галереей и мастерской построили в 2001 году, он побывал только на открытии, из путеводителя 2003 года у меня сложилось впечатление, что он там и живёт, и не перепроверив этого в своём посте 2009 года я допустил из-за этого кощунственную ошибку - художник умер в 2007-м. А дом-музей остался, очень годная стилизация 1990-х под всяческие Мурановы да Поленовы:
А вот био-тек напротив - действительно био-тек, строил его в 2010 году приглашённый голландец Эрик ван Эгераат, чей нереализованный проект дома в виде друзы кварца я показывал в прошлой части: в России он вообще работал довольно активно, спроктировав, например, "Город Столиц" в Москва-Сити. Это Югорская шахматная академия - шахматы в ХМАО оказались спортом №2 (правильнее сказать - главным не лыжным спортом), в 2005, 2007, 2009, 2011 здесь проходили этапы Кубка мира, а Академия построена к Шахматной Олимпиаде в 2010-м. Ханты стал третьим городом России, где она проводилась - после Москвы (1956 и 1994) и Элисты (1998), на которую я почему-то ссылаюсь в каждом ханты-мансийском посте.
За Академией - Югорский киноцентр (раньше и вовсе кинопрокат), видио малый зал кинотеатра в ТЦ "Лангал". Тут интереснее всего пара старых кинопроекторов:
Параллельная улице Лопарёва улица Калинина. Топонимика в Хантах, как вы заметили, девственно советская, и это дико контрастирует с архитектурой:
А примечательна эта улица деревянной Знаменской церковью (1995), первым храмом Ханты-Мансийска - ведь на момент её постройки даже Покровская церковь в Самарове ещё не была воссоздана.
Напоследок пройдёмся по пешеходной улице Маркса, начинающейся от ротонды у Гостиного двора:
На ней, как и на параллельной Дзержинского (см. прошлую часть) - тоже скульптуры, но посвящённые уже не мифологии Югры, а её климату - "Лето", "Весна".
И "Осень" (зима же тут и так большую часть года):
Дело в том, что от площади она ведёт прямиком за город, и тут можно оценить ещё и то, насколько Ханты-Мансийск невелик:
В двух кварталах от Гостиного двора появляются домики Остяко-Вогульска:
Тот, что на кадре выше, стоит между улицей и ультрасовременного вида школой с обсерваторией на крыше, во дворе которой ещё один мемориал Победы (2006):
Домик со звёздами - один из самых симпатичных осколков Остяко-Вогульска:
И если на том конце улицы ротонда-фонтан, то на этом - ротонда с Огнём спортивной славы Югры (2003), где увековечены известные и ныне российские спортсмены:
А дальше лишь луга и высокий берег Оби вдалеке:
В общем, Ханты-Мансийск - приятный городок (хотя о недостатках его я и писал в первой части), но с точки зрения туриста всё-таки игрушка, и большинство путевых заметок о нём, включая мои, похожи друг на друга как две капли воды - вот например гораздо более детализированный фоторссказ dikiy_m . "Предтечи" Ханты-Мансийска, Сургута или Салехарда - это Сольвычегодск, Соликамск, Усолье, и там от былой ресурсной ренты остались роскошные храмы и палаты, в то время как Югра пока своих шедевров не дала. Впрочем, и там они строились не на подъёме, а в первые десятилетия упадка, который Югре не грозит, пока в её недрах нефть, а у нефти есть покупатели хоть по 20 долларов за баррель.
В следующей части - о двух музеях под открытым небом: скансене Торум Маа и скульптурном Археопарке.
Базы отдыха Ханты-Мансийского района ждут гостей!
Ханты-Мансийский район расположен в ландшафтной зоне средней тайги. Площадь территории составляет 45,3 тыс. кв. км., из которой 47,8% занята лесами. На территории района протекают две крупные реки Российской Федерации - Обь и Иртыш.
История края восходит к 1582 году, когда здесь было основано село Самарово. В 20-е гг. ХХ в. в 3 км от него был построен управленческий центр для коренных народов Остяко-Вогульск. Эти два населенных пункта скоро слились в один, получивший в 1940 г. название Ханты-Мансийск. В 1923 г. был образован Самаровский район в составе Тобольского округа Уральской области, в 1930 г. он стал частью Остяко-Вогульского национального округа. В 1950 г. Ханты-Мансийск стал центром района, а в 1964 г. район был переименован в Ханты-Мансийский.
Ханты-Мансийский район обладает уникальными природными ресурсами для развития отдыха и туризма. На территории района находятся памятники истории и культуры, музеи, а также современная инфраструктура для любителей культурно-познавательного и активного отдыха.
В настоящее время на территории Ханты-Мансийского района круглогодично функционируют 5 баз отдыха и 1 эколого-просветительский центр «Шапшинское урочище». На каждую базу ведет круглогодичная асфальтированная дорога, поэтому добраться до баз отдыха на личном автотранспорте, или такси не составит труда.Подробную информацию о базах отдыха Ханты-Мансийского района, ценах на услуги вы можете узнать из буклета по ссылке, подготовленного Досуговым центром «Имитуй».
Читайте также: