Малые апартаменты короля в версале
Версаль известен в мировой истории, как место, где проходило заключение таких знаменитых документов, как Парижский договор (1783 год), Версальский мирный договор, известный как официальное завершение Первой мировой войны.
Также этот город известен во всем мире своим Версальским дворцом и считался фактической столицей Франции в период 1682-1789 годов. Сегодня Версаль – довольно респектабельный пригодный населенный пункт Парижа и важный административный и судебный центр. Находится он в западной части французской столицы, всего лишь в 17-ти км от центра Парижа и является префектурой департамента Ивелин.
Общая информация об Апартаментах Короля в Версале
Туристы при осмотре парижских достопримечательностей с большим удовольствием посещают расположенный в пригороде Парижа Версаль. Именно там жил и развлекался один из самых скандальных французских королей – Людовик XIV. Идея постройки Версальского дворца возникла у короля при посещении дворца в Во-ле-Виконт, принадлежавшего министру финансов Николя Фуке.
Строительство начато было в 1661 году и направлено было на перестройку небольшого охотничьего дворца под Парижем в роскошнейшую резиденцию королей в Европе. Версальский дворец вмещал до 20 тысяч человек. Архитектором Луи Лево предусмотрено большие корпуса зданий, большие террасы с выходом прямо в парк, просторные площади, галереи, сады и фонтаны. А над ландшафтным парком Версальского дворца работал Анд-ре Ленотра. Для развлечения королевской семьи были созданы симметричные дорожки, идеальные газоны, прекрасные клумбы, живые изгороди и искрящиеся фонтаны.
Роскошь интерьеров дворца создавалась под руководством Шарля Лебрена. Апартаменты королевской семьи находились на первом этаже главного корпуса возле Мраморной площади. Официальные приемы короля и текущая жизнь двора проходила в остальной части дворца. Вся жизнь Короля-Солнца проходила в позолоте, лепнине, хрустальных люстрах, гобеленах и статуях. Отдельные залы получили названия олимпийских богов. Так, достаточно известным был Зал Венеры, где среди разноцветного мрамора стоит статуя, которая изображает самого Людовика XIV. Пристальное внимание привлекает Зеркальная галерея, в которой вдоль стены длиной 70 метров, напротив каждого окна расположено 17-ть больших зеркал, в которых отражение бликов света дают ослепительный эффект.
Строительство апартаментов короля в Версале было завершено очень быстро, несмотря на весь размах проекта. Благодаря огромным финансовым вложениям, «приправленных» нетерпением короля реализация была настолько ускорена, что всего лишь через 15-ть лет королевская семья уже смогла переехать во дворец. Как указывалось выше, к строительству приступили в 1661 году, а уже спустя шесть лет выкопали Большой Канал. Следующий этап строительства – 1671 год, Лебрен принялся за оформление дворца. И уже в 1682 году король с супругой переехали в Версаль. После смерти Короля-Солнца в 1715 году двор покинул эту резиденцию.
Только спустя 57 лет юный король Людовик XV принял решение вернуться в Версальский дворец. Позже здесь же жил Людовик XVI с Марией Антуанеттой. Однако, во врмя Великой французской революции королевская семья вынуждена была его покинуть. И только спустя несколько десятилетий (в 1883 году) Людовик Филипп преобразовал Версаль в крупнейший музей в мире.
История Апартаментов Короля в Версале
Версаль становится неофициальной столицей Франции в мае 1682 года, когда король Людовик XIV перевозит суд и все правительство сюда на постоянное место жительства. В сентябре 1715 года после смерти Короля-Солнца Версаль теряет свой статус, так как весь двор возвращается в Париж. Но уже в июне 1722 года юный король Людовик XV возвращается в свои апартаменты в Версале, и этот город снова оказывается в центре государственных событий.
Во время восстания Парижской Коммуны действующее правительство находит убежище именно в Версале (период 1871 – 1879 гг.).
Сегодня у города основное предназначение – резиденция римской католической епархии, дата создания которой – 1790-й год. Данная епархия напрямую подчиняется архиепископу Парижа. Современный Версаль известен и как образовательный центр. Так, с 1972-го года здесь организована общенациональная академия Министерства национального образования. Этот ВУЗ является самым крупным по количеству учащихся, также под его контролем находятся школы и вузы западного пригорода Парижа.
Расположен город на плато, высота которого составляет около 140 метров над уровнем моря. При этом, самая высокая парижская точка находится на высоте 33 метров над уровнем моря. Версаль находится в окружении лесистых холмов, с северной стороны расположены леса Марли и Фоссэ-Рэпоз, с южной – леса Сатори и Медоне.
Общая площадь города составляет более 26 кв. км (что равняется четверти площади Парижа).
Структура Апартаментов Короля в Версале
Итак, апартаменты Короля представлены анфиладой комнат Версальского дворца, которые служили жилыми помещениями для Людовика XIV. Эти комнаты находились в старинной части дворца с окнами, которые выходят на Мраморный Двор, и при Людовике XIII предназначались королеве.
Так как эти помещения были неудобны для Короля-Солнца, поэтому сразу после смерти Марии Терезии он инициировал работы по перестройке Больших покоев Короля и Зеркальной галереи (1684 год). Во время правления его наследников (Людовик XV и Людовик XVI) Апартаменты Короля использовались в качестве повседневных рабочих помещений.
С момента постройки анфилада Апартаментов Короля имела восемь комнат и имела начало с Лестницы Королевы. Несколько позже (1701 год) общее количество комнат уменьшено на одну , а позже, в 1755 году, было уменьшено еще на одну.
Лоджия, которая вела в Апартаменты Короля, имеет отделку в виде мраморных панелей и освещена всего лишь двумя окнами, которые выходят в Королевский двор. Для улучшения освещения лестничных маршей, южная стена напротив окон была частично убрана и из вестибюля сформирована лоджия. К концу правления Людовика XIV Лоджия и Лестница Королевы одновременно вели в королевские Апартаменты, Большие покои Королевы, а также в апартаменты фаворитки короля мадам де Ментенон.
Зал караула был необходим для рассредоточения королевских гвардейцев. В самом начале постройки стены комнаты были декорированы кожей, а также работой Жозефа Парроселя «Битва при Лезе, 18 сентября 1691», которая весит над камином. Основное предназначение комнаты отображают деревянные скамьи, походные кровати и ширмами, используемые гвардейцами. Каждый понедельник здесь ставился стол, который накрывался бархатной скатертью, за которым Король принимал прошения от своих подчиненных.
Спальня короля до смерти королевы относилась к ее апартаментам. Однако, в 1684 году Людовик XIV присоединил эту комнату к своим апартаментам.
После 1701 года, когда спальня короля была объединена со вторым аванзалом, новое помещение получило название Аванзал с овальным окном, так как там располагалось овальное окно на южном своде.
Текущее состояние Апартаментов Короля
В 2006 году была проведена перепись населения, которая насчитала численность проживающих в городе около 89,5 тысяч человек. Если посмотреть более ранние переписи, то можно увидеть зафиксированную цифру 1975 года – 94,1 тысяча человек. В 1789 году во время революции властями Версаля была предложена конвенция, согласно которой Версаль должен быть переименован на «Колыбель свободы». Но большинство населения выступило против этой идеи, и название города осталось без изменений.
Интересные факты про Версальский дворец
Факт 1: Знаменитый зал, получивший название «Galerie des Glaces» (Зеркальная галерея) считается одним из самых запоминающихся помещений Версальского дворца. Но мало кто знает, что его внутреннее оснащение насчитывает 357 зеркал, которые изготавливались мастерами-стеклодувами. Особое расположение зеркал позволило не только создать иллюзию расширения пространства, но и подчеркнуть красоту золотых скульптур, сверкающих на солнце.
Факт 2: На территории Версаля расположена так называемая «Деревушка Марии-Антуанетты». Согласно историческим данным, королева Франции построила небольшую деревню, которая была для нее настоящим спасением. Здесь она проводила много времени, стремясь ощутить все прелести более скромной жизни, для чего даже одевалась как обычная крестьянка. Деревушка для королевы было устроена прямо возле местного водоема.
Факт 3: Начиная с 1904 года на территории дворца сняли более 200 кинокартин. Одними из первых работ стали документальные фильмы и исторические драмы французских режиссеров. В 2006 году вышел биографический фильм Софии Копполы «Мария-Антуанетта», получивший «Оскар» за лучший дизайн костюмов. Но самым символическим остается фильм «Тайны Версаля», снятый режиссером Сашей Гитри. Именно он помог восстановить популярность дворца.
Факт 4: Во время проектирования Версальского дворца была допущена оплошность – кухню и столовые разместили в разных частях комплекса. Даже над обычным ужином для 5 000 человек ежедневно трудились более сотни слуг. Общее расстояние от кухни до столовой было настолько большим, что королю приходилось есть холодные блюда. Так продолжалось до тех пор, пока Людовик XV не приказал соорудить рядом с королевскими покоями дополнительную кухню.
Факт 5: Мало кому известно, но внутри Версальского дворца был создан целый зверинец, куда привозили птиц и животных со всего мира. Уникальный проект разработал архитектор Луи Лево, который впервые представил специальные вольеры. В центре размещен павильон с балконами, с которых королевские гости могли наблюдать за экзотическими животными. Так идея «перекочевала» в другие страны Европы, где зверинцы начали называть зоопарками.
Популярность Версальского дворца с каждым годом только растет, «притягивая» к себе все больше любопытных туристов. Достопримечательность стоит посетить хотя бы из-за необычайно красивого парка, который с первого взгляда поражает своей безупречностью и помпезностью. Масштабность парковой территории не сравнится ни с одним другим парком или садом, а его уникальное оформление считается самым узнаваемым в мире.
Устройство Версальского дворца
Знаменитый Версальский дворец был построен в «большом стиле» барочного классицизма, что прослеживается не только в его внешнем облике и оформлении прилежащих парков, но и внутреннем убранстве. Масштабность комплекса просто поражает – площадь только одних дворцовых помещений составляет около 67 тыс. квадратных метров. Внутри установлено более 25 тысяч окон, 67 лестниц и 372 статуи. Версальский парк включает порядка 1400 фонтанов.
Главное здание Версаля получило название «шато», что с французского языка переводится как «дворец». Внутрь двора ведут украшенные золотом ворота, с королевскими гербом и короной. Оказавшись во внутреннем дворике, можно попасть непосредственно в шато, после чего посетить знаменитый парк. Всего Версальский дворец насчитывает более 700 комнат, каждая из которых имеет свое предназначение.
Ключевой достопримечательностью Версальского дворца считается Зеркальная галерея – огромный зал, оформленный в стиле французского барокко. Именно в этом помещении проводились значимые приемы и роскошные балы. Оформление королевского зала поражает обилием позолоченной лепнины и помпезностью настенной росписи. Но главная особенность галереи – огромное количество зеркал, созданных венецианскими мастерами.
Стиль барокко в архитектуре отличается легкостью, воздушностью и иллюзорностью. Именно эти черты прослеживаются в знаменитом Зеркальном зале – напротив каждого из 17-ти окон галереи расположены огромные зеркала. Таким образом, проникающие через окна солнечные лучи отражаются в зеркалах, благодаря чему создается иллюзия «размытия границ». Кажется, будто стены «растворяются» и создается бесконечное пространство.
Также стоит посетить другие постройки Версальского комплекса – Большой Трианон, Малый Трианон и Ферма Марии-Антуанетты. Возвращаясь в шато, стоит отметить, что внутри его помпезных залов хранятся сотни произведений искусства. Здесь можно увидеть огромные масляные полотна, каменные статуи и роскошные предметы мебели. Кстати, многие залы дворца названы в честь античных богов и богинь: Венеры, Меркурия и Марса.
Из окон Версальского дворца открывается потрясающий вид на парк. Сады Версаля простираются на сотню гектаров – здесь расположены многочисленные террасы, искусственные водоемы и огромные фонтаны. На идеально ровной местности парковый ландшафт выглядит безупречно, в особенности из-за правильных геометрических форм. Кроме традиционных для Франции растений, на территории парка также произрастают тропические плодовые деревья.
Продолжением ухоженного сада становится огромный парк с густыми насаждениями, дорожками и уютными местами для отдыха. Практически на всей парковой территории Версаля есть фонтаны, каждый со своей уникальной композицией. Самый знаменитый – «Фонтан Латона», отличающийся изобилием позолоченных статуй, которые загадочно поблескивают на солнце. В сочетании с прозрачными дугами воды, композиция выглядит завораживающе.
Photo by Hailey Wagner on Unsplash
Каково было жить в Версальском дворце при Дворе Людовика XIV
Жить как король или королева. или, что еще лучше, жить как король или королева в Версале. Золотой дворец мечты, где все кажется возможным. Разве это не здо́рово.
На самом деле в наших квартирах (даже в стареньких хрущёвках) и домах разных размеров больше комфорта, чем у Короля-Солнца в Версале, и он бы нам в этом точно позавидовал.
Версальский дворец. Из открытых источников Версальский дворец. Из открытых источниковМы уже говорили об общей гигиене в Версале, теперь поговорим об общих жилищных условиях, и они, прямо скажем, были не очень хорошими. Конечно, у Людовика XIV и его семьи были все удобства, армия слуг и много места, но это не относилось ко Двору в целом. Королевская семья, то есть король и королева, их дети и внуки, а также семья Месье , семьи Конде́ и Конти́, а также различные любовницы и все их слуги занимали 150 комнат в средней части замка.
У них были свои апартаменты, их точное местоположение менялось с годами, но тем не менее они были. Это не касалось всех, кто имел право жить в Версале. Было бесчисленное множество дворян, занимавших должности при дворе, и хотя Версаль определенно огромен, не было возможности принять их всех. И если кто-то не принадлежал к немногим счастливчикам или, скорее, к немногим важным господам, нельзя было ожидать великолепной квартиры. Надо было радоваться маленькой и холодной комнате.
Двор Людовика XIV. Из открытых источников Двор Людовика XIV. Из открытых источниковНе все должностные лица постоянно находились в Версале, чтобы служить своему королю, они служили в срок, но было достаточно сложно вместить всех, кому приходилось служить постоянно. Поэтому те, у кого была должность и свой кабинет, и кто должен был приходить с докладом к королю, не всегда жили в Версале. Большинство из них имели жильё в каком-то боковом здании. Иногда можно было получить деньги, чтобы снять комнату вне стен Версаля.
Конечно, у каждого чиновника имелся хотя бы один слуга. Так что Версаль был постоянно переполнен, и людям приходилось делить крошечные комнаты или апартаменты с другими, почти не оставляя себе возможности для уединения.
Двор Людовика XIV. Изображение: Pinterest Двор Людовика XIV. Изображение: PinterestЖизнь в Версале была настолько престижной, что люди предпочитали ее более просторным кварталам в городе или собственным отелям и замкам. В то время, как у кого-то вроде мадам де Монтеспа́н были роскошные апартаменты с кабинетом, приемной, прихожей (и не одной), гостиной, уже не говоря о спальне, у некоторых благородных дам были комнаты размером с кладовую, и они делили эту комнату с другой дамой. Ни расписных потолков, ни позолоченных дверей, ни дорогих гобеленов там не было, но это был Версаль, поэтому герцогиня была счастлива быть помещена в комнату размером с метлу под крышей, где очень жарко летом и ледяной холод зимой.
Изображение: Pinterest Изображение: PinterestМадам де Сталль, дама из окружения герцогини дю Мэн, описывала свои жилищные условия (как теперь принято говорить) в Со и Версале следующим образом:
«Я была поражена, увидев отведенное мне жилище. Это была антресоль, такая низкая и тёмная, что мне приходилось наклоняться, когда я шла и нащупывала дорогу. Нельзя было дышать из-за недостатка воздуха и согреться из-за отсутствия камина. Холод начал давать о себе знать, и у нас была только одна гардина на нас четверых, в которой можно было согреться, но я предпочла холод дурному характеру и безвкусным разговорам моей компании. Я запиралась в своей «пещере» и утешала себя чтением. Эта лачуга была не только моей: еще одна дама, которая ночевала в спальне герцогини дю Мэн, делила её со мной днем. У неё были часы для сна, и, поскольку она была замужем, это было единственное место, где она могла увидеть своего мужа наедине. В такие моменты мне приходилось уходить. Если было сыро или холодно, у меня не было убежища, кроме галерей. Моя комната в Версале, где мы провели зиму, была еще более невыносимой. В неё никогда не проникал луч солнечного света. Дама, более замкнутая, чем та, что была у меня летом в Со, находилась там днем и ночью. Нехватка места приводила к постоянным спорам, а дым от камина часто заставлял нас вообще покидать комнату.»
Личные потребности не играли никакой роли при выделении жилых помещений. Те, кому нужно было постоянно сопровождать хозяина или хозяйку, жили относительно близко. Тех, кому не нужно было присутствовать постоянно, размещали в соответствии с их рангом везде, где было место. Если кого-то нужно было переместить в другую комнату, это обычно приводило к ряду перемещений, и часто случалось, что кто-то в конце концов оказывался без места вообще и должен был ждать, пока какая-то из комнат освободится.
Утро в маленькой комнате. С картины художника. Из открытых источников Утро в маленькой комнате. С картины художника. Из открытых источниковИногда дело доходило до абсурда. Однажды мадам де Помпадур пожелала иметь друга в качестве соседа, и для этого пришлось переселить жителей ни много ни мало десяти квартир. Если они не были членами королевских семей, здесь не было места для младенцев, детей или подростков.
То, чему Людовик XIV наверняка позавидовал бы каждому из нас, – это центральное отопление. В королевских покоях с высокими потолками зимой никогда не было тепло. Там были огромные камины, но на самом деле это не помогало из-за открытых дверей и окон, которые не закрывались должным образом.
Версаль зимой. Из открытых источников Версаль зимой. Из открытых источниковКак пишет Лизелотта фон дер Пфальц, жена Филиппа Орлеанского, в одном из своих писем тётке в Пфальц 5 марта 1695 года:
«Здесь так холодно, что за королевским столом вино и вода замерзают в бокалах».
То, что немка не врёт, становится ясно из мемуаров герцога де Сен-Симона, в которых он писал, что зима 1709 года была настолько холодной, что
«…крепкие эликсиры и большинство спиртных напитков замерзало в бутылках…»Версальский дворец. Камин. Из открытых источников Версальский дворец. Камин. Из открытых источников
Наличие квартиры в Версале не означало, что можно было сделать эту квартиру уютной, сделав кое-какие изменения здесь или там. Каждое изменение требовало разрешения… даже для мелких вещей, таких как установка каких-то оконных жалюзи, чтобы летом не попадало солнце, а их установка не всегда разрешалась. Никаких оконных жалюзи на садовой стороне замка не допускалось, потому что это испортит общий вид. Нельзя было и просто красить стены. Требовалось разрешение, а если оно было получено, приходилось ждать появления королевских художников… дни, недели, месяцы.
Версальский дворец. Камин в зале Геркулеса. Из открытых источников Версальский дворец. Камин в зале Геркулеса. Из открытых источниковВ большинстве случаев король покрывал расходы на ремонт, а также спонсировал такие предметы, как зеркала и канделябры. Бедных господ, отвечавших за содержание дворцовых апартаментов, постоянно засыпали письмами придворные с требованием того или иного ремонта или предмета. Некоторые часами выстаивали у кабинета управляющего дворцовым хозяйством, чтобы всучить очередную жалобу прямо в руки, а не передавать через секретаря, который мог просто засунуть её в мешок для мусора.
Еще одна проблема дворцового жития – вездесущая пыль. Версаль во времена Людовика XIV постоянно строился. Всегда была часть замка, где велись строительные работы. Комнаты и залы реконструировались, стены разбирались, чтобы освободить место для чего-то еще, велись работы на фасадах, на лестничных клетках, в коридорах… и пыль была повсюду. Дамы в своих тяжелых парчовых платьях сметали подолами и шлейфами пыль, она проникала в ткани, в парики, в еду. Везде.
Двор наблюдает за строительными работами. Из открытых источников Двор наблюдает за строительными работами. Из открытых источниковСтроительные работы, конечно, тоже давали постоянный и назойливый шум. Вдобавок шумовой фон создавали все придворные, все слуги, все…
Очередная проблема жизни во дворце заключалась в освещении комнат. Больше всего пользовались апартаментами с большими окнами, хотя зимой в них действительно было очень холодно. но по крайней мере эти большие окна пропускали немного света. Комнаты же на первом этаже и на чердаке, как правило, были очень темными, если они не со стороны сада. А комнаты, выходящие во внутренний двор, почти не видели прямого солнечного света.
Версальский дворец. Из открытых источников Версальский дворец. Из открытых источниковИ еще были паразиты. Здесь не идет речь о неопрятных придворных, хотя их тоже было много, проблема была в настоящих мышах и крысах. В XVIII веке в Версале возникла серьезная проблема с крысами из-за запущенного ремонта. Крысы селились везде, где могли, и имели доступ к пище. Стаи крыс жили под полом кухонь, складских помещений и внутренних дворов.
Сами понимаете, если место очень многолюдно, болезни распространяются очень быстро. Версаль по своему устройству походил на чашу, полную бактерий. Люди редко мыли руки, да и и мылись, прямо скажем, не слишком часто. По нашим меркам, общая гигиена была неважнецкой. Таким образом, болезни могли распространяться быстро и легко. Их невозможно было сдерживать, и если происходил случай заболевания кого-то из жителей Версаля оспой или корью, целые крылья дворца закрывались, и люди спешно покидали это место.
Двор Людовика XIV. Изображение: Pinterest Двор Людовика XIV. Изображение: PinterestТот факт, что Двор больше не ездил так часто, как раньше, также способствовал распространению болезней. На протяжении веков французские короли меняли свои резиденции каждые несколько месяцев. Но к тому времени, когда Версаль стал резиденцией короля и правительства, Двор практически всегда оставался на месте. Это мешало уборке. Когда-то резиденции очищались и ремонтировались после того, как ее покидал король. Он переезжал в следующую, оставался там некоторое время, уезжал, и все повторялось сначала.
Версаль был оккупирован постоянно, поэтому основную уборку и ремонт нельзя было проводить спокойно. В некоторых частях замка уборкой и ремонтом часто пренебрегали, что приводило к неровным деревянным полам, крошащейся штукатурке, протекающим крышам и кучам грязи и пыли.
Версальский дворец. Виртуальная реконструкция Малой галереи. Из открытых источников Версальский дворец. Виртуальная реконструкция Малой галереи. Из открытых источниковИтак, у нас имеются маленькие комнаты, мороз зимой и невыносимая жара летом, несносные соседи по комнате, плохое освещение, неработающие, протекающие и дымящие камины, отсутствие чистоты и ремонта, масса бактерий и болезни, общий неприятный запах и паразиты, вечный шум, гам и суета….
Дворец Версаль: история возникновения
Версальский дворец был центром политической и культурной жизни Франции на протяжении более полувека. До конца 16 века Версаль был небольшой деревушкой в пригороде Парижа. Людовик XIII построил здесь скромный охотничий замок на пять комнат, а через несколько десятков лет он превратился в респектабельную резиденцию «Короля-солнце». Начиная с 1682 года и по 1789 год в роскошных апартаментах дворца располагался королевский двор, в его стенах принимались важные государственные решения, заключались дипломатические союзы, объявлялись войны и перемирия. Архитектура знаменитого дворца, благоустроенный регулярный парк и окружающая городская планировка стали образцовыми для многих замков европейских монархий, в том числе и для американской республики во время строительства Вашингтона. После Великой французской революции политическая значимость Версаля уменьшилась, но не прекратилась. В 1871 году здесь было провозглашено основание германской империи, а полвека спустя был подписан Версальский договор о ее конце.
Современный Версаль – это престижный пригород в двадцати километрах от Парижа, столица департамента Ивлин. Сегодня дворцово-парковый ансамбль, который стал символом абсолютной власти и могущества Людовика XIV, является популярной и посещаемой туристической достопримечательностью.
История строительства Версальского дворца, где он находится, что обязательно нужно знать туристу при посещении и интересные факты о Версале.
В ерсальский дворец (фр. Château de Versailles) – один из важнейших исторических объектов Франции. Королевская резиденция была построена в городе Версаль по приказу Людовика XIV. Дворцово-парковый ансамбль составляет несколько «малых» дворцов, которые образуют целостную архитектурную композицию. Комплекс Версальского дворца поражает своей помпезностью, не оставляя равнодушным ни одного посетителя.
19 апреля 2021Где находится Версальский дворец
Версальский дворец находится в 20 километрах от Парижа. Добраться от столицы до Версаля можно на скоростном поезде RER (линия C-5). Стоимость проезда в одну сторону – около 5 евро, но лучше купить билеты сразу туда и обратно. Поездка займет не более 40 минут, во время которой турист сможет насладиться удивительными пейзажами Франции. По прибытии на остановку «Versailles Rive Gauche» придется прогуляться до дворца около 20 минут.
Также сюда можно добраться на автобусе №171, который отправляется от станции Pont de Sevres в Париже. Такой вариант обойдется немного дешевле, что простому туристу только на руку. Кроме того, поездка на автобусе имеет еще одно преимущество – конечная остановка находится недалеко от входа в Версальский дворец. Таким образом, турист не будет тратить слишком много времени на пеший путь до Версаля – нагуляться по здешнему парку он еще успеет.
Поскольку Версальский дворец остается одной из самых главных достопримечательностей Франции, ежедневно сюда съезжаются тысячи людей. Избежать общества шумных туристов хотя бы в транспорте вполне реально, арендовав самый простой автомобиль в одном из столичных сервисов. Конечно, такое удовольствие обойдется несколько дороже, чем путешествие на автобусе или поезде, но зато поездка будет максимально спокойной и комфортной.
В тихом буржуазном городке Версаль есть и другие достопримечательности кроме самого Версальского комплекса. За время пребывания в городе можно посетить Музей Ламбине и Дворец мадам Элизабет. Чтобы все успеть, лучше остановиться в одном из местных отелей. К тому же, как говорят местные жители, полностью обойти Версальский дворец можно не меньше чем за два дня, поэтому комната в отеле туристу точно понадобится.
Flickr
Версальский дворец
Строительство Версаля
Обустройство дворца было начато в 1661 году и длилось не одно десятилетие, в работах были задействованы около 30 тысяч строителей. Для этого монарх указом запретил частное строительство в округе, а в мирное время на стройку привлекали солдат и матрос. Несмотря на жесткую экономию, за весь период на возведение дворца с парком была потрачена баснословная сумма – по нынешним меркам это почти 260 млрд. евро или по старым расчетам 19,5 тонн серебра. И это притом, что стройматериалы поставлялись по самым низким ценам, из-за чего некоторые камины были декоративными и не протапливались, окна не закрывались, и зимой было некомфортно. При всей пышности убранства в огромном здании не было предусмотрено ни одной уборной.
Официальное открытие состоялось в 1682 году, однако строительные работы продолжались — дворцовый комплекс постоянно разрастался. Первым архитектором, под руководством которого создавалась уникальный памятник в стиле барокко, стал Луи Лево, затем ему на смену пришел Жюль Ардуэн-Монсар. Ландшафтным дизайнером, отвечавшим за оформление парков, которые обустраивались одновременно с дворцом, был Андре Ленотр. Внутренней отделкой залов занимался королевский живописец Лебрен. Все они французы.
Парк Версаля был спланирован так, чтобы при взгляде с верхних этажей дворца аллеи расходились из центра в разные стороны подобно солнечным лучам. В ландшафте соблюдалась строгость линий, четкость пропорций и геометрическая точность форм. Сюда пересадили целые леса для формирования 100 Га садов с аллеями, клумбами и беседками. Парк, разделенный на две симметричные половины, будто вычерчен под линейку, однако при этом он не выглядит скучным и унылым. В нем много цветников, гротов, скульптур.
Для возведения фундамента осушили и засыпали землей 800 Га болот (вся территория комплекса), деревушку постепенно превратили в город с домами для придворных, прислуги и охраны. Комплекс основали на пересечении трех дорог, ведущих в Париж, к королевским имениям Сен-Клу и Со. В месте их соединения перед входом в Большой дворец установлена статуя Людовика XIV на коне.
Помимо этого, были вырыты каналы и оборудована система водопровода для фонтанов, искусственных прудов и каскадных водопадов. Людовик XIV умер, так и не достроив свое грандиозное творение. Впоследствии строительство продолжил его наследник, который внес несколько изменений в планировку и занимался реконструкцией фасадов.
Версаль мог одновременно разместить 10 000 людей: половина апартаментов была рассчитана на придворных, остальная часть — для слуг. Разместив своих подданных под своим бдительным оком, предоставляя им щедрые развлечения и вознаграждая своей милостью, монарх таким образом контролировал аристократию. Знать вынуждена была жить под присмотром короля. Придворные, покинувшие Версальский дворец, навсегда попадали в опалу, лишаясь всех привилегий, имущества и званий. Внушительные размеры дворца, помпезность и богатство внутреннего убранства были призваны демонстрировать абсолютную власть монарха. Общая площадь комплекса без парка составляет 67 тыс. кв.м., согласно подсчетам в нем было установлено больше 60 лестниц, 372 статуи и 25 тысяч окон.
Что нужно знать туристу при посещении Версальского дворца
Посетить Версальский дворец можно в любое время года, но не в любые дни – понедельник остается единственным выходным. Вторник также не самый удачный день для посещения достопримечательности, поскольку по вторникам многие музеи не работают, а значит, многие туристы с радостью отправятся осматривать Версаль. Если экскурсия по парку точно пройдет без особых проблем, то пытаться рассмотреть внутреннее убранство дворца из толпы туристов будет сложно.
Стоимость билета варьируется в зависимости от программы экскурсии. Стандартный абонемент стоит 20 евро и включает проход ко всем объектам комплекса. Во дни проведения специальных шоу стоимость билета увеличивается до 27 евро. А вот двухдневный абонемент обойдется туристу в 25 евро в обычный день и 30 евро во время шоу. Прогулка по садам также входит в стоимость билета и не имеет никаких ограничений по времени.
Для туристов на территории Версаля проводятся увлекательные мероприятия. Например, каждые выходные здесь можно наблюдать шоу «Музыкальные фонтаны» – все фонтаны включаются на полную мощность, что в сопровождении эпичной музыки выглядит потрясающе. В туристический сезон такое же шоу проводится вечером, при этом для большей эффектности фонтаны подсвечиваются. Уместным завершением «Ночного шоу фонтанов» станет фейерверк.
Ежедневно в парке работают кафе с террасами, где можно не только купить холодные напитки, но и вкусно пообедать. В жаркое время особой популярностью пользуется французское мороженое. Рядом с Большим каналом расположено несколько ресторанов. К числу основных удобств также относится аренда сигвея или велосипеда. Нередко туристы арендуют лодки для водной прогулки по Большому каналу.
Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»
История основания Версаля
Идея построить Версаль, который затмил бы своей роскошью, масштабностью и великолепием все остальные, родилась у Людовика XIV, когда он увидел замок Во-ле-Виконт, принадлежавший министру финансов Фуке. Даже такие королевские резиденции, как Лувр и Тюильр, уступали ему. По задумке «короля-солнца» грандиозный замок должен был стать символом его абсолютной власти. Город в пригороде Парижа был выбран не случайно: монарх счел пребывание в столице опасным из-за вспыхнувшего там восстания Фронды. Монарх хотел обезопасить себя от бунтующей толпы. К тому же Париж выглядел слишком провинциально для столь могущественной сверхдержавы, какой в XVII веке являлась Франция.
История создания Версальского дворца
Грандиозное строительство Версальского дворца началось в 1661 году – Людовик XIV решил расширить Большой дворец в Версале. Французскому королю необходима была постоянная резиденция, поскольку после восстания Фронды проживание в Лувре больше не казалось ему безопасным. Чтобы ускорить процесс сооружения комплекса, между войнами «король-солнце» Людовик XIV даже привлекал к строительным работам солдат и моряков.
Согласно историческим данным, в строительных работах было задействовано порядка 30 тысяч строителей. На сооружение Версальского дворца было потрачено более 25 млн лир, и это при том, что в это время экономили буквально на всем – материалы закупались по самым низким ценам. Расходы исполнителей, превышающие смету, равно как и сверхурочное время, проведенное на стройке, не оплачивались. Но такие «мелочи» Людовика XIV не особо волновали.
Строительством Версальского комплекса руководили архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар – они не только расширили бывший «охотничий домик» Людовика XIII, но и оформили его в стиле французского барочного классицизма. Официально новая резиденция короля была открыта в 1682 году, но на этом строительные работы не закончились. Из-за частых войн строительство дворца проводилось в четыре этапа, каждый из которых «наращивал» новую часть комплекса.
На первом этапе дворец и парк были расширены – теперь король имел возможность устраивать приемы с большим количеством гостей (до 600 человек). Второй этап включал полную перестройку центральной части, именуемой «охотничьим домиком». В это время северное крыло дворца было переделано в апартаменты короля, а южное – покои королевы. В западной части была «намечена» терраса, которая позже приобрела несколько иной вид.
Третий этап начался со строительства самой известной залы – Зеркальной галереи, которая была оборудована на месте террасы. Она славится своим детальным оформлением в стиле барокко, которое отличается изобилием настенной лепнины, огромных окон и зеркал. В это же время были возведены два крыла с оранжереей и дополнительными комнатами для гостей. На последнем этапе была построена пятая часовня, которая стала завершением ансамбля.
Параллельно с возведением дворца Андре Ленотр занимался оформлением парков. Поскольку Людовика XIV называли «королем-солнце», архитектор создал уникальный проект для парка Версаля - все аллеи расходились от центра площадки, напоминая лучи солнца. Увидеть ландшафтную композицию можно было только с верхних этажей дворца. Для фонтанов и искусственных водоемов пришлось построить водопровод, который в дальнейшем был расширен.
После смерти Людовика XIV строительство дворца продолжил Людовик XV, который внес ряд существенных изменений в планировку комплекса. В этот период была снесена Лестница Послов, чтобы соорудить просторные покои для дочерей короля. По настоянию мадам Помпадур французский король также построил Малый Трианон. Последние годы жизни Людовик XV посвятил реконструкции фасадов – реализация проекта длилась не одно десятилетие.
Золотое великолепие Версальского дворца, в котором не было туалетов (11 фото)
Жемчужина французской архитектуры и великолепный дворец тщеславного монарха, Версаль создавался, чтобы подчеркнуть все величие «короля-солнце» Людовика XIV. Но на всю роскошь тут не было предусмотрено ни одного туалета.
До правления Людовика XIV резиденцией французских монархов был Лувр, но спустя некоторое время «король-солнце» задумал построить новый дворец в пригороде Парижа. Официальной причиной начала строительства называлась боязнь короля за свою жизнь. Он неоднократно повторял, что политические интриги не дают ему спокойно спать, поэтому резиденцию нужно перенести подальше от парижских заговорщиков.
На самом деле причина заключалась в другом.
Замок Фуке Во (Vaux-le-Vicomte).
Побывав на новоселье у министра финансов Фуке, Людовик XIV увидел дворец, который был гораздо красивее и роскошнее Лувра. А монархи не любят, когда кто-то демонстрирует свое превосходство.
В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру. Они получили задание: создать неслыханный по красоте дворец, который отражал бы все величие французского короля. Так началась история Версаля. А Фуке поплатился за уязвленное самолюбие Людовика XIV и был арестован в том же 1661 году.
Версальский дворец. Pierre Patel, 1668 год.
Людовик XIV настойчиво акцентировал внимание архитекторов на том, что дворец должен быть построен качественно и в кратчайшие сроки. Но так не получалось. В Версаль отправили тысячу рабочих. Потом эта цифра выросла в 30 раз. Когда страна ни с кем не воевала, на возведение дворца отправлялись и солдаты. Люди в буквальном смысле работали и днем, и ночью. Из-за этого в темное время суток участились несчастные случаи со смертельным исходом. Поначалу эту информацию утаивали от короля, но, когда правда всплыла на поверхность, монарх приказал выплатить семьям погибших щедрую компенсацию.
Мраморный двор Версальского дворца, на месте которого раньше находился охотничий домик.
Деньги на возведение комплекса брались из казны. Но постепенно поток средств уменьшался. Тогда король переложил эту миссию на придворных. Каждый дворянин, которому выделялись апартаменты в Версале, во время Девятилетней войны должен был самостоятельно оплачивать их строительство.
Малые апартаменты Короля в Версале.
Спешное возведение и недостаток средств имели и обратную сторону. Множество каминов не функционировали, на окнах и дверях виднелись зазоры, из-за чего в помещениях гулял ветер, да и весь дворец был очень холодным.
Дворцовая церковь Версаля.
Но самое удивительное то, что при всем великолепии дворца архитекторы не спроектировали ни одного туалета! У короля с королевой были для «этих» дел передвижные кабинки, а придворные справляли нужду где придется. В галереях Версаля можно отыскать немало закоулков, ниш. Раньше они закрывались тяжелыми портьерами. Именно там аристократия устраивала «общественные туалеты».
Зеркальная галерея. Версаль.
Главные апартаменты королевы Франции.
Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие ароматы перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.
Малые апартаменты и библиотека Людовика XVI.
Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.
Символ «короля-солнце» на решетке забора Версаля.
Людовик XIV принимает принца де Конде в Версале. Жан-Леон Жером, 1878 год.
Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.
Как появился Версаль - великолепный дворец "короля-солнце", в котором не было ни одного туалета
Версаль – жемчужина французской архитектуры. Этот дворцовый комплекс был призван выразить все величие «короля-солнце» Людовика XIV. Монарх позволял посещать свою резиденцию даже простолюдинам, считая ее гордостью страны. Но наряду с роскошью и помпезностью обнаружились недоработки в планировке комплекса. Так, в череде нескончаемых галерей, залов и апартаментов не было предусмотрено ни одного туалета. До правления Людовика XIV резиденцией французских монархов был Лувр, но, спустя некоторое время, «король-солнце» задумал построить новый дворец в пригороде Парижа. Официальной причиной начала строительства называлась боязнь короля за свою жизнь. Он неоднократно повторял, что политические интриги не дают ему спокойно спать, поэтому резиденцию нужно перенести подальше от парижских заговорщиков.
На самом деле причина заключалась в другом.
В тот же вечер Людовик XIV приказал явиться к нему архитекторам Луи Лево, Жюлю Ардуэн-Мансару и парковому планировщику Андре Ленотру.
Кстати, именно тогда «король-солнце» издал указ о том, чтобы в Версаль все являлись, щедро залитые духами. Одни крепкие «ароматы» перебивали другие. Многие экскурсоводы утверждают, что в отдаленных уголках Версаля до сих пор стоит смрадный запах.
Работы по возведению Версаля продолжились и после кончины Людовика XIV. Содержание дворца обходилось последующим монархам в копеечку. А во время Французской Революции 1789 года великолепный комплекс был безжалостно разграблен. Правда, когда к власти пришел Наполеон, он задумал возродить величие Версаля, но ему это не удалось.
Возвращение Бурбонов к власти самым положительным образом отобразилось на судьбе дворцового комплекса. Его восстановили, а затем сделали музеем.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: