Курзал в сестрорецком курорте
В открытом 10 июня курзале играет симфонический оркестр под упр. дирижеров Р. Эйленберга и Фр. Шоллера.
№ 29-30, 16-23 июля
В последних числах июня в управлении оркестром Сестрорецкого вокзала вступил знакомый петербургской публике дирижер г. В. И. Головач. Отмечаем первое исполнение симфон. поэмы "Отелло" чешского композитора Зденко Фибиха, а также менуэта и скерцо "Коломбина и Арлекин" Делаэй. Эти летние концерты собирают много публики.
№ 33-34, 13-21 августа
Оркестр Сестрорецкого курзала перешел из рук г. Головача в руки Ричарда Сала, удивившего публику не столько своим талантом, сколько вспыльчивым темпераментом, южная горячность которого должна показаться весьма чувствительной для музыкантов оркестра.
№ 37, 10 сентября
23 августа в Сестрорецком курорте состоялся последний симф. вечер под упр. г. Сала; можно сказать, что это был один из неудачных в сезоне, т.к. в оркестре чувствовалось отсутствие кларнета, что, разумеется, не могло не отразиться на общем исполнении. Помимо этого, немало недочетов еще со стороны скрипачей, смазавших пассажи в вдохновенной "Леоноре" Бетховена, прошедшей довольно вяло, без должных оттенков и в ненадлежащем темпе. В "Идеалах" Листа отсутствие кларнета было еще заметнее.
Курзал на Сестрорецком курорте
В 1896 г. по инициативе одного из руководителей акционерного общества Приморской Санкт-Петербургской железной дороги П. А. Авенариуса началась подготовка к созданию под Сестрорецком бальнеологического курорта. Идеи Авенариуса П. А. и его единомышленников нашли сильного покровителя в лице министра государственных имуществ Ермолова А. С. и 21 (9) июня 1898 г. кабинет Министров принял решение: разрешить правлению Акционерного общества Приморской СПб-Сестрорецкой ж.д. строительство санатория в устье Сестры на берегу Финского залива. Для этого было выделено государственной земли в количестве 54 десятины (около 60 гектар) в бесплатную аренду сроком до 1 января 1956 года с последующим отчуждением всего имущества в казну. Правда условия были оговорены очень жесткие: правление обязано было за 2 года построить ж.д. ветку от Сестрорецка до Курорта и успеть построить все сооружения санатория. Работы велись быстрыми темпами.
Проектирование и сооружение комплекса, открытого в июне 1900 года, проводились с использованием новейших достижений того времени в строительной и медицинской технологии.
Петр Александрович Авенариус лично следил за ходом работ по строительству курорта, своим энтузиазмом заражая своих соратников, инженеров и рабочих, занятых на стройке.
Срок открытия курорта был выдержан с точностью до одного дня. На торжественное открытие санатория 20 ( 7 ) июня 1900 года два специальных поезда по новой Приморской дороге доставили из Санкт-Петербурга приглашенных. Среди них - министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов, губернатор Санкт-Петербурга С. А. Толь, представители медицины: В. П. Павлов, Е. П. Коровин, Д. О. Отт, А. И. Лебедев и другие. Из Кронштадта морским путем прибыл главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С. О. Макаров.
В концертном зале было совершено молебствие и освящение зданий курзала, лечебницы и пансионата.
Перед поднятием флага над курзалом вице-адмирал С. О. Макаров произнес краткую речь, пожелав новому учреждению прекрасного будущего. При этом он отметил большое значение лечебного курорта и особую заслугу П. А. Авенариуса, инициатора и устроителя курорта.
В оздоровительный комплекс входил самый крупный в России, в начале XX века, крытый зимний плавательный бассейн, соединенный переходом с лечебницей. Медицинские кабинеты оснащались аппаратурой, которой не было и на знаменитых зарубежных курортах.
Фрагмент плана Сестрорецка
нач. ХХ в.
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 9
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 10
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 10
Архитектурный макет Курзала,
изготовил Чуркин В. И.
Особой достопримечательностью Сестрорецкого курорта стал его знаменитый курзал. 3-х-этажное деревянное сооружение, построенное по проекту Леви Григория Яковлевича (1860-1913) на самом краю парка соединялось застекленной галереей с вокзалом.
Комплекс курзала состоял из 3-х-этажного концертного зала на 1500 мест, купол которого высотой 14 метров, был возведен по расчетам инженера Зильбершмидта с использованием новейшей строительной механики. Три огромных электрических люстры освещали концертный зал. В парк выходила открытая эстрада. К концертному залу примыкали полутороэтажные переходы боковых флигелей. В цокольном этаже курзала размещались кладовые, ледники для хранения продуктов и вин, кухня ресторана (на кухонной плите - самой большой в России - могли готовить блюда 20 поваров и несколько десятков их помощников). Приготовляли пищу под контролем врача. Ресторан курзала имел 3 крытых зала и столики на террасе и мог накормить обедом 2000 человек. В курзале находились библиотека, бильярдные и карточные комнаты, гостиные для отдыха и тихих игр. Перед курзалом, со стороны залива, была устроена терраса, выложенная серым гранитом.
Вдоль всей береговой полосы Курорта тянулась эспланада с фигурными дорожками и молодыми посадками кустов и деревьев на газонах. От курзала, отделяя береговую эспланаду от естественного парка, шла крытая галерея длиной 200 саженей (420 м). Со стороны залива она была застеклена, а со стороны парка имела открытые проемы. В галерее стояли садовые скамейки для отдыха.
Лесной пансионат ("Лесная санатория") - деревянное 2-х этажное здание на 65 комнат, с паровым отоплением. Почти все комнаты имели балконы или террасы. Пансионат был расположен в глубине парка и защищен деревьями от морского ветра.
Лечебный корпус был расположен в центре ансамбля, в глубине парка, фасадом на Финский залив. Здесь находились лаборатория, комнаты для приготовления искусственных минеральных ванн, лечебные души, отделение грязевых ванн, физиотерапевтические кабинеты, бани, гимнастический зал и 32 комнаты для больных.
В центре эспланады, прямо против лечебницы, стоял памятник Петру I.
Сестрорецкий курорт очень быстро завоевал высокую репутацию и доверие среди состоятельных жителей Петербурга, особенно у той категории, которая в силу своей занятости не могла тратить много времени для поездок на заграничные курорты.
Здесь отдыхали, лечились и принимали отдельные процедуры: А. Ф. Кони, много лет живший на даче рядом с курортом, А. Г. Достоевская, в 1904 году (февраль-апрель) в лечебном корпусе занимал комнату Горький. Здесь бывали гости репинских "Пенат", дачники не только Сестрорецкой округи, но приезжали из многих мест России.
Знатоки считали, что самый красивый закат можно увидеть только с Эспланады Курорта.
Особенно любили отдыхать в Курорте артисты столичных театров. Здесь можно было, не уезжая далеко, принять самые современные процедуры.
Здесь отдыхал известный артист балета и балетмейстер Михаил Фокин, который очень любил играть в лаун-теннис на площадке соседнего с курортом пансионата "Сан-Ремо". Неоднократно в Курорте бывал Л. В. Собинов.
В 1901 и 1903 годах летом в Курзале работал симфонический оркестр графа А. Д. Шереметева. Со дня открытия Курорта летом в Курзале и в парке играли Симфонический оркестр и духовые оркестры полков столичного гарнизона. То ли оркестранты были не сильны, то ли программы концертов оставляли желать лучшего, слушателей на концертах бывало не много. И тогда администрация Курорта сделала решительный шаг. Был заключен договор с Вячеславом Ивановичем Суком, главным дирижером Московской Императорской оперы (современный Большой театр - ГАБТ). Вячеслав Иванович обязался вести симфонические сезоны в Курзале Сестрорецкого Курорта, оговорив себе право собрать состав оркестра по своему усмотрению. Столичная публика устремилась в Курорт на концерты. Несмотря на полуторачасовую дорогу из центра города, и езду в тряских вагонах поезда, публика заполняла концертный зал, который вмещал 1500 человек.
Лучшие композиторы России начала века считали за честь согласие Сука на первое исполнение их произведений: Н. А. Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, А. К. Лядов, К. Л. Давыдов.
В 1918 году СНК СКСО передает санаторий в ведение детских приютов, но под угрозой наступления белогвардейцев имущество эвакуируют в Детское Село. Территория Курорта занята воинскими частями 19-й стрелковой дивизии.
Гражданская война нанесла огромный ущерб всем зданиям и сооружениям, территория пришла в антисанитарное состояние, а оборудование было испорчено. В 1919 году Нарком здравоохранения Семашко включает Сестрорецкий курорт в число "лечебных местностей государственного значения". Как только миновала вражеская угроза, Президиум Исполкома Петрогубсовета в апреле 1920 года принимает решение: "Сестрорецкий курорт реэвакуировать и восстановить".
Осенью 1921 г. курорт принял первых 154 больных: рабочих и солдат-инвалидов гражданской войны. Тогда же здесь открылась грязелечебница, где использовалась целебная иловая грязь из окрестностей. На зиму санаторий закрывается - нет денег. Но с весны 1922 года "Научно-показательный трудовой санаторий "Сестрорецкий Курорт" начинает свою постоянную работу. В ресторане Курзала устроили в столовую для отдыхающих, биллиардную, карточные и курительные комнаты, кабины верхнего ресторана превращают в палаты для проживания. И все равно мест не хватает. Санаторию передают конфискованные частновладельческие дачи за пределами парка.
Уже в довоенное время популярность курорта была огромна, он был признан одной из ведущих здравниц Северо-Западного региона страны. По планам Правительства СССР "Сестрорецкий курорт" должен был стать крупнейшим курортом в мире. Его вместимость планировалось довести до 4500 человек. Однако осуществить это не удалось, т.к. курорт практически находился на государственной границе с Финляндией, и в 1937 году курорт передали в военное ведомство.
30 ноября 1939 г., после начала советско-финской войны, в зданиях курорта был срочно развернут фронтовой эвакогоспиталь на 1100 коек, который действовал до 1941 года.
Во время Великой Отечественной войны госпиталь был эвакуирован, так как неподалеку проходила линия фронта, а здания курорта были разрушены или сожжены.
Курзал на Сестрорецком курорте
В 1896 г. по инициативе одного из руководителей акционерного общества Приморской Санкт-Петербургской железной дороги П. А. Авенариуса началась подготовка к созданию под Сестрорецком бальнеологического курорта. Идеи Авенариуса П. А. и его единомышленников нашли сильного покровителя в лице министра государственных имуществ Ермолова А. С. и 21 (9) июня 1898 г. кабинет Министров принял решение: разрешить правлению Акционерного общества Приморской СПб-Сестрорецкой ж.д. строительство санатория в устье Сестры на берегу Финского залива. Для этого было выделено государственной земли в количестве 54 десятины (около 60 гектар) в бесплатную аренду сроком до 1 января 1956 года с последующим отчуждением всего имущества в казну. Правда условия были оговорены очень жесткие: правление обязано было за 2 года построить ж.д. ветку от Сестрорецка до Курорта и успеть построить все сооружения санатория. Работы велись быстрыми темпами.
Проектирование и сооружение комплекса, открытого в июне 1900 года, проводились с использованием новейших достижений того времени в строительной и медицинской технологии.
Петр Александрович Авенариус лично следил за ходом работ по строительству курорта, своим энтузиазмом заражая своих соратников, инженеров и рабочих, занятых на стройке.
Срок открытия курорта был выдержан с точностью до одного дня. На торжественное открытие санатория 20 ( 7 ) июня 1900 года два специальных поезда по новой Приморской дороге доставили из Санкт-Петербурга приглашенных. Среди них - министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов, губернатор Санкт-Петербурга С. А. Толь, представители медицины: В. П. Павлов, Е. П. Коровин, Д. О. Отт, А. И. Лебедев и другие. Из Кронштадта морским путем прибыл главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С. О. Макаров.
В концертном зале было совершено молебствие и освящение зданий курзала, лечебницы и пансионата.
Перед поднятием флага над курзалом вице-адмирал С. О. Макаров произнес краткую речь, пожелав новому учреждению прекрасного будущего. При этом он отметил большое значение лечебного курорта и особую заслугу П. А. Авенариуса, инициатора и устроителя курорта.
В оздоровительный комплекс входил самый крупный в России, в начале XX века, крытый зимний плавательный бассейн, соединенный переходом с лечебницей. Медицинские кабинеты оснащались аппаратурой, которой не было и на знаменитых зарубежных курортах.
Фрагмент плана Сестрорецка
нач. ХХ в.
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 9
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 10
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 10
Архитектурный макет Курзала,
изготовил Чуркин В. И.
Особой достопримечательностью Сестрорецкого курорта стал его знаменитый курзал. 3-х-этажное деревянное сооружение, построенное по проекту Леви Григория Яковлевича (1860-1913) на самом краю парка соединялось застекленной галереей с вокзалом.
Комплекс курзала состоял из 3-х-этажного концертного зала на 1500 мест, купол которого высотой 14 метров, был возведен по расчетам инженера Зильбершмидта с использованием новейшей строительной механики. Три огромных электрических люстры освещали концертный зал. В парк выходила открытая эстрада. К концертному залу примыкали полутороэтажные переходы боковых флигелей. В цокольном этаже курзала размещались кладовые, ледники для хранения продуктов и вин, кухня ресторана (на кухонной плите - самой большой в России - могли готовить блюда 20 поваров и несколько десятков их помощников). Приготовляли пищу под контролем врача. Ресторан курзала имел 3 крытых зала и столики на террасе и мог накормить обедом 2000 человек. В курзале находились библиотека, бильярдные и карточные комнаты, гостиные для отдыха и тихих игр. Перед курзалом, со стороны залива, была устроена терраса, выложенная серым гранитом.
Вдоль всей береговой полосы Курорта тянулась эспланада с фигурными дорожками и молодыми посадками кустов и деревьев на газонах. От курзала, отделяя береговую эспланаду от естественного парка, шла крытая галерея длиной 200 саженей (420 м). Со стороны залива она была застеклена, а со стороны парка имела открытые проемы. В галерее стояли садовые скамейки для отдыха.
Лесной пансионат ("Лесная санатория") - деревянное 2-х этажное здание на 65 комнат, с паровым отоплением. Почти все комнаты имели балконы или террасы. Пансионат был расположен в глубине парка и защищен деревьями от морского ветра.
Лечебный корпус был расположен в центре ансамбля, в глубине парка, фасадом на Финский залив. Здесь находились лаборатория, комнаты для приготовления искусственных минеральных ванн, лечебные души, отделение грязевых ванн, физиотерапевтические кабинеты, бани, гимнастический зал и 32 комнаты для больных.
В центре эспланады, прямо против лечебницы, стоял памятник Петру I.
Сестрорецкий курорт очень быстро завоевал высокую репутацию и доверие среди состоятельных жителей Петербурга, особенно у той категории, которая в силу своей занятости не могла тратить много времени для поездок на заграничные курорты.
Здесь отдыхали, лечились и принимали отдельные процедуры: А. Ф. Кони, много лет живший на даче рядом с курортом, А. Г. Достоевская, в 1904 году (февраль-апрель) в лечебном корпусе занимал комнату Горький. Здесь бывали гости репинских "Пенат", дачники не только Сестрорецкой округи, но приезжали из многих мест России.
Знатоки считали, что самый красивый закат можно увидеть только с Эспланады Курорта.
Особенно любили отдыхать в Курорте артисты столичных театров. Здесь можно было, не уезжая далеко, принять самые современные процедуры.
Здесь отдыхал известный артист балета и балетмейстер Михаил Фокин, который очень любил играть в лаун-теннис на площадке соседнего с курортом пансионата "Сан-Ремо". Неоднократно в Курорте бывал Л. В. Собинов.
В 1901 и 1903 годах летом в Курзале работал симфонический оркестр графа А. Д. Шереметева. Со дня открытия Курорта летом в Курзале и в парке играли Симфонический оркестр и духовые оркестры полков столичного гарнизона. То ли оркестранты были не сильны, то ли программы концертов оставляли желать лучшего, слушателей на концертах бывало не много. И тогда администрация Курорта сделала решительный шаг. Был заключен договор с Вячеславом Ивановичем Суком, главным дирижером Московской Императорской оперы (современный Большой театр - ГАБТ). Вячеслав Иванович обязался вести симфонические сезоны в Курзале Сестрорецкого Курорта, оговорив себе право собрать состав оркестра по своему усмотрению. Столичная публика устремилась в Курорт на концерты. Несмотря на полуторачасовую дорогу из центра города, и езду в тряских вагонах поезда, публика заполняла концертный зал, который вмещал 1500 человек.
Лучшие композиторы России начала века считали за честь согласие Сука на первое исполнение их произведений: Н. А. Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, А. К. Лядов, К. Л. Давыдов.
В 1918 году СНК СКСО передает санаторий в ведение детских приютов, но под угрозой наступления белогвардейцев имущество эвакуируют в Детское Село. Территория Курорта занята воинскими частями 19-й стрелковой дивизии.
Гражданская война нанесла огромный ущерб всем зданиям и сооружениям, территория пришла в антисанитарное состояние, а оборудование было испорчено. В 1919 году Нарком здравоохранения Семашко включает Сестрорецкий курорт в число "лечебных местностей государственного значения". Как только миновала вражеская угроза, Президиум Исполкома Петрогубсовета в апреле 1920 года принимает решение: "Сестрорецкий курорт реэвакуировать и восстановить".
Осенью 1921 г. курорт принял первых 154 больных: рабочих и солдат-инвалидов гражданской войны. Тогда же здесь открылась грязелечебница, где использовалась целебная иловая грязь из окрестностей. На зиму санаторий закрывается - нет денег. Но с весны 1922 года "Научно-показательный трудовой санаторий "Сестрорецкий Курорт" начинает свою постоянную работу. В ресторане Курзала устроили в столовую для отдыхающих, биллиардную, карточные и курительные комнаты, кабины верхнего ресторана превращают в палаты для проживания. И все равно мест не хватает. Санаторию передают конфискованные частновладельческие дачи за пределами парка.
Уже в довоенное время популярность курорта была огромна, он был признан одной из ведущих здравниц Северо-Западного региона страны. По планам Правительства СССР "Сестрорецкий курорт" должен был стать крупнейшим курортом в мире. Его вместимость планировалось довести до 4500 человек. Однако осуществить это не удалось, т.к. курорт практически находился на государственной границе с Финляндией, и в 1937 году курорт передали в военное ведомство.
30 ноября 1939 г., после начала советско-финской войны, в зданиях курорта был срочно развернут фронтовой эвакогоспиталь на 1100 коек, который действовал до 1941 года.
Во время Великой Отечественной войны госпиталь был эвакуирован, так как неподалеку проходила линия фронта, а здания курорта были разрушены или сожжены.
Курзал на Сестрорецком курорте
В 1896 г. по инициативе одного из руководителей акционерного общества Приморской Санкт-Петербургской железной дороги П. А. Авенариуса началась подготовка к созданию под Сестрорецком бальнеологического курорта. Идеи Авенариуса П. А. и его единомышленников нашли сильного покровителя в лице министра государственных имуществ Ермолова А. С. и 21 (9) июня 1898 г. кабинет Министров принял решение: разрешить правлению Акционерного общества Приморской СПб-Сестрорецкой ж.д. строительство санатория в устье Сестры на берегу Финского залива. Для этого было выделено государственной земли в количестве 54 десятины (около 60 гектар) в бесплатную аренду сроком до 1 января 1956 года с последующим отчуждением всего имущества в казну. Правда условия были оговорены очень жесткие: правление обязано было за 2 года построить ж.д. ветку от Сестрорецка до Курорта и успеть построить все сооружения санатория. Работы велись быстрыми темпами.
Проектирование и сооружение комплекса, открытого в июне 1900 года, проводились с использованием новейших достижений того времени в строительной и медицинской технологии.
Петр Александрович Авенариус лично следил за ходом работ по строительству курорта, своим энтузиазмом заражая своих соратников, инженеров и рабочих, занятых на стройке.
Срок открытия курорта был выдержан с точностью до одного дня. На торжественное открытие санатория 20 ( 7 ) июня 1900 года два специальных поезда по новой Приморской дороге доставили из Санкт-Петербурга приглашенных. Среди них - министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолов, губернатор Санкт-Петербурга С. А. Толь, представители медицины: В. П. Павлов, Е. П. Коровин, Д. О. Отт, А. И. Лебедев и другие. Из Кронштадта морским путем прибыл главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С. О. Макаров.
В концертном зале было совершено молебствие и освящение зданий курзала, лечебницы и пансионата.
Перед поднятием флага над курзалом вице-адмирал С. О. Макаров произнес краткую речь, пожелав новому учреждению прекрасного будущего. При этом он отметил большое значение лечебного курорта и особую заслугу П. А. Авенариуса, инициатора и устроителя курорта.
В оздоровительный комплекс входил самый крупный в России, в начале XX века, крытый зимний плавательный бассейн, соединенный переходом с лечебницей. Медицинские кабинеты оснащались аппаратурой, которой не было и на знаменитых зарубежных курортах.
Фрагмент плана Сестрорецка
нач. ХХ в.
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 9
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 10
"Зодчий", 1900, Вып. 2, Л. 10
Архитектурный макет Курзала,
изготовил Чуркин В. И.
Особой достопримечательностью Сестрорецкого курорта стал его знаменитый курзал. 3-х-этажное деревянное сооружение, построенное по проекту Леви Григория Яковлевича (1860-1913) на самом краю парка соединялось застекленной галереей с вокзалом.
Комплекс курзала состоял из 3-х-этажного концертного зала на 1500 мест, купол которого высотой 14 метров, был возведен по расчетам инженера Зильбершмидта с использованием новейшей строительной механики. Три огромных электрических люстры освещали концертный зал. В парк выходила открытая эстрада. К концертному залу примыкали полутороэтажные переходы боковых флигелей. В цокольном этаже курзала размещались кладовые, ледники для хранения продуктов и вин, кухня ресторана (на кухонной плите - самой большой в России - могли готовить блюда 20 поваров и несколько десятков их помощников). Приготовляли пищу под контролем врача. Ресторан курзала имел 3 крытых зала и столики на террасе и мог накормить обедом 2000 человек. В курзале находились библиотека, бильярдные и карточные комнаты, гостиные для отдыха и тихих игр. Перед курзалом, со стороны залива, была устроена терраса, выложенная серым гранитом.
Вдоль всей береговой полосы Курорта тянулась эспланада с фигурными дорожками и молодыми посадками кустов и деревьев на газонах. От курзала, отделяя береговую эспланаду от естественного парка, шла крытая галерея длиной 200 саженей (420 м). Со стороны залива она была застеклена, а со стороны парка имела открытые проемы. В галерее стояли садовые скамейки для отдыха.
Лесной пансионат ("Лесная санатория") - деревянное 2-х этажное здание на 65 комнат, с паровым отоплением. Почти все комнаты имели балконы или террасы. Пансионат был расположен в глубине парка и защищен деревьями от морского ветра.
Лечебный корпус был расположен в центре ансамбля, в глубине парка, фасадом на Финский залив. Здесь находились лаборатория, комнаты для приготовления искусственных минеральных ванн, лечебные души, отделение грязевых ванн, физиотерапевтические кабинеты, бани, гимнастический зал и 32 комнаты для больных.
В центре эспланады, прямо против лечебницы, стоял памятник Петру I.
Сестрорецкий курорт очень быстро завоевал высокую репутацию и доверие среди состоятельных жителей Петербурга, особенно у той категории, которая в силу своей занятости не могла тратить много времени для поездок на заграничные курорты.
Здесь отдыхали, лечились и принимали отдельные процедуры: А. Ф. Кони, много лет живший на даче рядом с курортом, А. Г. Достоевская, в 1904 году (февраль-апрель) в лечебном корпусе занимал комнату Горький. Здесь бывали гости репинских "Пенат", дачники не только Сестрорецкой округи, но приезжали из многих мест России.
Знатоки считали, что самый красивый закат можно увидеть только с Эспланады Курорта.
Особенно любили отдыхать в Курорте артисты столичных театров. Здесь можно было, не уезжая далеко, принять самые современные процедуры.
Здесь отдыхал известный артист балета и балетмейстер Михаил Фокин, который очень любил играть в лаун-теннис на площадке соседнего с курортом пансионата "Сан-Ремо". Неоднократно в Курорте бывал Л. В. Собинов.
В 1901 и 1903 годах летом в Курзале работал симфонический оркестр графа А. Д. Шереметева. Со дня открытия Курорта летом в Курзале и в парке играли Симфонический оркестр и духовые оркестры полков столичного гарнизона. То ли оркестранты были не сильны, то ли программы концертов оставляли желать лучшего, слушателей на концертах бывало не много. И тогда администрация Курорта сделала решительный шаг. Был заключен договор с Вячеславом Ивановичем Суком, главным дирижером Московской Императорской оперы (современный Большой театр - ГАБТ). Вячеслав Иванович обязался вести симфонические сезоны в Курзале Сестрорецкого Курорта, оговорив себе право собрать состав оркестра по своему усмотрению. Столичная публика устремилась в Курорт на концерты. Несмотря на полуторачасовую дорогу из центра города, и езду в тряских вагонах поезда, публика заполняла концертный зал, который вмещал 1500 человек.
Лучшие композиторы России начала века считали за честь согласие Сука на первое исполнение их произведений: Н. А. Римский-Корсаков, Цезарь Кюи, А. К. Лядов, К. Л. Давыдов.
В 1918 году СНК СКСО передает санаторий в ведение детских приютов, но под угрозой наступления белогвардейцев имущество эвакуируют в Детское Село. Территория Курорта занята воинскими частями 19-й стрелковой дивизии.
Гражданская война нанесла огромный ущерб всем зданиям и сооружениям, территория пришла в антисанитарное состояние, а оборудование было испорчено. В 1919 году Нарком здравоохранения Семашко включает Сестрорецкий курорт в число "лечебных местностей государственного значения". Как только миновала вражеская угроза, Президиум Исполкома Петрогубсовета в апреле 1920 года принимает решение: "Сестрорецкий курорт реэвакуировать и восстановить".
Осенью 1921 г. курорт принял первых 154 больных: рабочих и солдат-инвалидов гражданской войны. Тогда же здесь открылась грязелечебница, где использовалась целебная иловая грязь из окрестностей. На зиму санаторий закрывается - нет денег. Но с весны 1922 года "Научно-показательный трудовой санаторий "Сестрорецкий Курорт" начинает свою постоянную работу. В ресторане Курзала устроили в столовую для отдыхающих, биллиардную, карточные и курительные комнаты, кабины верхнего ресторана превращают в палаты для проживания. И все равно мест не хватает. Санаторию передают конфискованные частновладельческие дачи за пределами парка.
Уже в довоенное время популярность курорта была огромна, он был признан одной из ведущих здравниц Северо-Западного региона страны. По планам Правительства СССР "Сестрорецкий курорт" должен был стать крупнейшим курортом в мире. Его вместимость планировалось довести до 4500 человек. Однако осуществить это не удалось, т.к. курорт практически находился на государственной границе с Финляндией, и в 1937 году курорт передали в военное ведомство.
30 ноября 1939 г., после начала советско-финской войны, в зданиях курорта был срочно развернут фронтовой эвакогоспиталь на 1100 коек, который действовал до 1941 года.
Во время Великой Отечественной войны госпиталь был эвакуирован, так как неподалеку проходила линия фронта, а здания курорта были разрушены или сожжены.
Шикарный Сестрорецкий курзал - почему он уничтожен?
Курзалом обычно называется здание в курортной зоне, предназначенное для отдыха, проведения концертов и развлекательных мероприятий.
В Сестрорецке такой курзал появился в 1900 году, благодаря стараниям одного из руководителей Приморской Санкт-Петербургской железной дороги - П. А. Авенариуса. Решив для своих работников построить санаторий, его поддержал тогдашний министр государственных имуществ А.С. Ермолов и выделил землю под строительство , но с условием, что за 2 года там появится не только курорт, но и железнодорожная ветка от Сестрорецка до Курорта.
Поразительно, но все успели в срок. Оздоровительный комплекс - санаторий, лечебница и курзал - стал самым большим в России и самым передовым в Европе: здесь разместили крытый плавательный бассейн, комнаты для приготовления искусственных минеральных ванн, бани, гимнастический зал и 32 комнаты с новейшей аппаратурой для больных.
Подробнее остановимся на курзале. Снаружи он представлял собой 3-х-этажное деревянное сооружение, весьма функциональное внутри: там был размещен лекторий, библиотека, пространство для выставок, в парк выходила открытая эстрада. Отдельное место занимал киноконцертный зал на 1500 мест с изумительной акустикой, который освещали 3 огромных электрических люстры.
Представляете насколько насыщена там была культурная жизнь?
В концертном зале и на эстраде, например, Вячеславом Ивановичем Суком - главным дирижером Московской Императорской оперы - велись симфонические сезоны, на которые съезжалась вся элита. Лучшие композиторы России того времени - Н. А. Римский-Корсаков, Ц. Кюи и А. К. Лядов считали за честь, если премьера их нового творения пройдет здесь.
Симфонический оркестр в концертном зале Симфонический оркестр в концертном залеВ цокольном этаже курзала размещались кладовые, где хранились продукты и вина, а также кухня ресторана с самой большой плитой в России, на которой могли готовиться одновременно 20 блюд! Ресторан мог накормить 2000 человек, при этом пища готовилась под контролем врача. На террасе ресторана играл входящий в моду джаз, звуки которого перекликались с шумом морских волн.
Вид на террасу ресторана Вид на террасу ресторанаДлинная эспланада с фигурными дорожками привлекала сюда людей тонко устроенных - они считали, что именно здесь можно увидеть самый красивый закат.
Вид на эспланаду Вид на эспланадуТакой комплекс был по нраву не только железнодорожникам - весьма скоро его стали посещать зажиточные петербуржцы и богема: здесь лечились А. Кони и М. Горький, отдыхал и играл в теннис М. Фокин, для Л. Собинова даже построили отдельную беседку для распевок.
Во время Гражданской войны зданиям был нанесен огромный урон, все оборудование было вывезено, территория пришла в антисанитарное состояние. После её окончания санаторий восстановили уже в новых реалиях: здесь лечились рабочие и солдаты-инвалиды, ресторан превратился в столовую, а комнаты и залы для отдыха и искусства в больничные палаты.
Но иногда здесь все же собиралась интеллигенция на литературные вечера, и среди гостей можно было заметить С. Есенина, и А. Ахматову, и М. Зощенко. Императорских министров заменили на отдыхе советские - Сестрорецкий курорт был любимым у народного комиссара А. Луначарского.
Курорт по-прежнему был лучшим, но уже только в Северо-Западном регионе. А с началом советско-финляндской войны, здесь расположился военный госпиталь, который позже эвакуировали. Сами здания из-за обстрела сгорели и были уничтожены.
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, то поддержите её лайком!
Эспланада в Сестрорецком курорте
Сестрорецкий курорт был торжественно открыт в 8 (20) июня 1900 года. На его открытие приехали видные чиновники из столицы Российской империи. Среди них были министр земледелия и государственного имущества А.С. Ермолов, губернатор Санкт-Петербурга С.А. Толь, главный командир Кронштадтского порта С.О. Макаров. В концертном зале был совершен молебен, освещены были здания курзала, лечебницы и пансионат. Как писали современники того времени. Сестрорецкий курорт по своей обширности, превосходит не только русские, но и заграничные курорты.
Сестрорецкий Курорт (эспланада). Сестрорецкий Курорт (эспланада).На тот момент было построено три отдельных здания. Курзал, Лечебница и Гостинца. Курзал был построен на высоком каменном цоколе и выходил своим фасадом на Финский залив, возвышаясь над ним на 10 футов «3 метра». Гранитная эспланада служила для разделения песчаного пляжа и Курзала и имела ширину в 40 метров. Эспланада была отделена от Финского залива проложенной вдоль берега железной дорогой, которая вела от Гавани к Курорту и шла дальше до Оружейного завода. Сама эспланада была декорирована цветочными клумбами, газонами, установлены скамейки. Для прогулок отдыхающей публики были сделаны дорожки шириной 6 метров. Считалось, что с эспланады можно увидеть самый красивый закат. Так же вдоль эспланады от здания Курзала тянулась крытая стеклянная галерея в 200 сажень «426 метров» в длину, по которой в дождливую погоду могли прогуливаться отдыхающие Курорта.
Место расположения эспланады на плане Сестрорецка. Скан карты из РНБ. Место расположения эспланады на плане Сестрорецка. Скан карты из РНБ.Гранитная лестница ведущая на эспланаду имеет свою историю. Гранит, из которого она была сделана, изначально предназначался для украшений набережных реки Невы в Петербурге во времена Екатерины II. Суда с гранитом, которые шли в Петербург затонули недалеко от сестрорецкого побережья. Инженер Пётр Александрович Авенариус основатель «Сестрорецкого Курорта» прочел в старой газете о гибели этих судов.
Курзал на заливе. Почему Сестрорецкий Курорт называли «Северной Ниццей»
21 июня (8 июня по старому стилю) 1900 года был торжественно освящен Сестрорецкий Курорт. Он включал в себя водолечебницу, пансионат и курзал, в котором было три столовых, салоны для дам, библиотека, «курительная зала», комнаты для игр в карты и бильярд, а также гостиная и огромный концертный зал на 1700 человек (современники отмечали: подобного нет ни на одном из российских курортов).
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
После окончания праздника на ступенях курзала и была сделана эта фотография, которую любезно предоставил петербургский филокартист Сергей Ренни. На переднем плане справа стоит «виновник торжества» Петр Александрович Авенариус. Это был его звездный час!
Свой жизненный путь Авенариус начал юнкером в корпусе корабельных механиков, а завершил морскую карьеру офицером со званием инженера-механика. В 1871 году поступил на службу в железнодорожную Московско-Брестскую компанию, с 1878 года он уже директор-распорядитель правления общества Невской конно-железной дороги.
В январе 1890 года П. А. Авенариус обратился в Кабинет министров с предложением построить конно-железную дорогу между Петербургом и Сестрорецком. Министерство внутренних дел утвердило Положение о дороге. Но проект не был осуществлен, поскольку на повестке дня уже была паровая тяга на железных дорогах.
Авенариус разработал новые «Условия постройки и эксплуатации Приморской С.-Петербургско-Сестрорецкой железной дороги с ветками через Коломяги к Озеркам и к пристани в Лисьем Носу». 29 июня 1892 года на яхте «Полярная звезда» условия высочайше утвердил Александр III.
Петр Александрович возглавил акционерное общество, созданное для реализации проекта. Участок от Новой Деревни до Сестрорецка был открыт 26 ноября 1894 года.
Следующим делом П. А. Авенариуса стало строительство на берегу Финского залива санатория Сестрорецкий Курорт. Для удобства отдыхающих железнодорожную ветку продлили, и на новом участке построили еще две станции.
Первая, Курорт, предназначалась непосредственно для подъезда отдыхающих к территории санатория, она сохранилась и сейчас является единственной действующей остановкой между Сестрорецком и Белоостровом. Вторая, платформа «Ермоловская», находилась ближе к Сестрорецку в популярном районе «Канонерские дачи» и не сохранилась.
Отдыхающие на Сестрорецком Курорте запечатлены в холле Института физических методов лечения. Фото начала ХХ века. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
В 1900 году был проложен последний участок дороги, обслуживавший дачи благотворительных учреждений и частных лиц, появившиеся в Сестрорецком Заречье, то есть на правом берегу реки Сестры в районе пограничной Ржавой канавы. Сюда из Курорта шел паровоз с двумя вагонами.
На этом отрезке было две остановки. Первая – платформа «Школьная» в дачном районе Заречье. Она была расположена у санатория общества гомеопатов, а свое название получила потому, что рядом было учебное заведение для мальчиков, которые жили там на полном пансионе. Вторая – станция Дюны, конечная. Рядом с ней в 1904 году была построена деревянная церковь во имя Христа Спасителя, в ограде которой в 1911 году похоронили П. А. Авенариуса. После революции 1917 года этот участок железной дороги разобрали. Церковь сгорела в 1919 году.
Появление железной дороги и санатория дало Сестрорецку новое направление развития, которому он следует до сих пор. Из моногорода, связанного исключительно с работой оружейного завода, он стал одним из лучших российских курортов и центром масштабного дачного строительства.
Главный корпус Сестрорецкого Курорта назывался Институтом физических методов лечения. Там применялись самые современные медицинские технологии того времени. В комплекс входил и знаменитый бассейн с опаловой плиткой в отдельной пристройке, сгоревший в войну и восстановленный в 1950-е годы. Неудивительно, что его холл (на втором снимке, тоже из коллекции Сергея Ренни) когда-то украшала та самая фотография, сделанная после торжественного освящения Курорт 21 июня 1900 года.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Район курорта. Для чего восстанавливать исторический концертный зал в Сестрорецке
В предыдущих публикациях о сохранении деревянной архитектуры города и пригородов «Санкт-Петербургские ведомости» рассказывали о приспособлении под жилье двух старинных построек. Сегодня речь пойдет о мечте - воссоздании курзала Сестрорецкого курорта. Недавно эту идею предложила петербургский архитектор Ирина Прощенкова.
Сестрорецкий курзал. Репродукция открытки начала ХХ века из архива автора
- Как вы пришли к этой мысли?
- Практикующий специалист, я ясно представляю себе две вещи. Во-первых, в активно развивающемся Курортном районе Петербурга нет ни одного концертного или театрального здания, сравнимого по своей роли и значимости с курзалом, каким он был в начале ХХ века.
Во-вторых, утрата курзала, произошедшая во время Второй мировой войны, это не только потеря прекрасного образца курортной архитектуры, являющего собой яркий пример здания, выполненного в стиле эклектичного и чрезвычайно рационального балтийского модерна, но и исчезновение целого пласта культурной жизни Серебряного века.
- Интересно, что говорит опыт наших соседей по использованию подобных зданий?
- Выступая на научной конференции по дачной и курортной архитектуре побережья Балтийского моря, я приводила примеры современного использования исторических зданий курзалов в Финляндии, Эстонии и Латвии. Они отреставрированы и функционируют в сезон как рестораны, концертные площадки, в них проводятся фестивали и выставки. Принимая во внимание количество постоянных жителей Курортного района, а также петербуржцев, проводящих там выходные, и гостей пансионатов и санаториев, можно уверенно утверждать, что курзал в Сестрорецке будет успешен в течение всего года.
- А затраты?
- Воссоздание каркасного здания не является сверхсложной и затратной задачей.
- Раз вы заговорили про каркас, то уместно вспомнить историю строительства курзала.
- Идейным вдохновителем организации курорта на побережье Финского залива был председатель правления общества Приморской Петербургско-Сестрорецкой железной дороги Петр Авенариус. Остроумное предприятие для развития железной дороги: за счет посетителей курорта и дачников планировалось увеличить пассажиропоток, а значит, рентабельность перевозок. В 1898 году Министерство земледелия и государственного имущества отвело обществу на берегу залива участок земли порядка 60 гектаров, покрытых парковым сосновым лесом, а уже 10 июня 1900 года состоялось торжественное открытие курорта. К слову сказать, по своей величине и уровню обустройства он превосходил не только русские, но и многие заграничные курорты.
- Кто проектировал курорт?
- Главным архитектором проекта Сестрорецкого курортно-паркового ансамбля был Зигфрид (Григорий) Яковлевич Леви (1850 - 1924). Центром курортной и дачной жизни стал курзал. Средняя часть его первого этажа предназначалась для концертного зала, с правой стороны того зала располагались главный подъезд и вестибюль, к которому примыкали буфетная, столовая ресторана, курительная, гостиная и библиотека. В сезон в курзале проходили балы, устраивались вечера и симфонические концерты.
- Какие оценки получила тогда архитектура Леви?
- Профессор Института гражданских инженеров Владимир Пясецкий отмечал, что «здание курзала, обращенное фасадом к морю, производит впечатление своей выдержанной, оригинальной архитектурой, хорошими пропорциями и формами масс».
- Для сегодняшнего дня Серебряный век - давняя история.
- Но начался не менее прекрасный век, которому крайне необходимо свое культурное пространство, свой курзал. Я убеждена, что восстановленный в соответствии с современными функциональными и техническими требованиями Сестрорецкий курзал, предназначенный для проведения фестивалей, театральных антреприз, концертов, обладающий прочной связью с культурно-историческим и архитектурным контекстом места, с одной стороны, мог бы стать одним из новых культурных символов Петербурга, а с другой - интересным инвестиционным проектом.
Читайте также: