Курорт печорина и княжны мери
В Пятигорске.
Первый раз они увиделись около источника, куда курортники приходили пить воду.
Самая же интересная из «курортниц» , по общему приговору, — княжна Мери, единственная дочь богатой московской барыни. Княгиня Лиговская — англоманка, поэтому её Мери знает английский и читает Байрона в подлиннике. Несмотря на учёность, Мери непосредственна и по-московски демократична. Мигом заметив, что ранение мешает Грушницкому наклоняться, она поднимает оброненный юнкером стакан с кислой — лечебной — водой. Печорин ловит себя на мысли, что завидует Грушницкому. И не потому, что московская барышня так уж ему понравилась — хотя, как знаток, вполне оценил и небанальную её внешность, и стильную манеру одеваться. А потому, что считает: все лучшее на этом свете должно принадлежать ему. Короче, от нечего делать он начинает кампанию, цель которой — завоевать сердце Мери и тем самым уязвить самолюбие заносчивого и не по чину самовлюбленного Георгиевского кавалера.
Знакомство Печорина с Мери происходит на балу в зале рестораций.
Печорин оказывается случайным свидетелем разговора, где некая дама говорит своему собеседнику, что княжна "несносна" и ее нужно проучить.
Пользуясь свободой курортных нравов, драгунский капитан, подвыпивший и вульгарный, пытается пригласить княжну на мазурку. Мери шокирована, Печорин ловко отшивает мужлана и получает от благодарной матери — ещё бы! спас дочь от обморока на балу! — приглашение бывать в её доме запросто. Обстоятельства меж тем усложняются. На воды приезжает дальняя родственница княгини, в которой Печорин узнаёт «свою Веру» , женщину, которую когда-то истинно любил. Вера по-прежнему любит неверного своего любовника, но она замужем, и муж, богатый старик, неотступен, как тень: гостиная княгини — единственное место, где они могут видеться, не вызывая подозрений.
Краткое содержание главы «Княжна Мери» подробно.
Глава представляет собой дневник Печорина, где под каждой датой он описывает какое-либо важное событие либо записывает собственные мысли.11 мая.
Печорин приезжает в Пятигорск, снимает квартиру в прелестном месте: из окон дома, где он остановился, видны горы, а если открыть их, в комнату врываются запахи цветущего сада. Великолепие природы не оказывает целебного воздействия на душу героя: Печорин, как всегда, ощущает тоску и скуку. Встретившись на прогулке с давним приятелем Грушницким, он не испытывает особой радости. Грушницкий смешон ему своими претензиями на мудрость, знание жизни, ему претит манерность юнкера. Оба чувствуют, что когда-нибудь пути их пересекутся, и одному из них будет несдобровать.
Грушницкий рассказывает Печорину о здешнем обществе и объявляет о приезде богатой московской княгини Лиговской с симпатичной дочерью. Он уже влюблен в девушку, но Печорина только забавляет вся эта история.
Случайно Печорин становится свидетелем сцены, когда Грушницкий роняет стакан, а поднять не может из-за больной ноги. Стакан быстро поднимает княжна Мери. Печорину ясно: в душе княжны проснулся интерес к Грушницкому.
13 мая.
К Печорину в гости заходит доктор Вернер. Приятели обсуждают общество, собравшееся на водах, и находят, что ничего интересного оно из себя не представляет. Мельком Вернер сообщает некоторые подробности о семье Лиговских: он узнал, что у княгини есть дальняя родственница, она только что приехала на воды. Молодая дама очень хороша, с родинкой на щеке, но очень больна.
Печорин по описанию узнает в ней женщину, которую он любил «в старину». Она здесь, в Пятигорске, с мужем! Печорин просит Вернера не говорить этой даме о нем. Если же она спросит, захочет узнать мнение Вернера о Печорине, то пусть доктор отзовется дурно. Печорин понимает, что чувства еще живы, и не хотел бы вновь поддаться чарам красавицы.
В течение вечера этого дня Печорин старается возбудить у княжны ненависть к себе. Он нарочно отвлекает ее обожателей, толпившихся вокруг нее на прогулке, начав рассказывать занимательные истории из своего военного прошлого. Княжна сердита – Печорину этого и надо: он сумел раздразнить ее, заставить думать о себе. Это первая часть его коварного плана.
16 мая.
Печорин продолжает следовать выбранной тактике: он всеми путями старается вызвать у княжны Мери неприязнь к себе, зная на опыте, что вслед за этим чувством в ее сердце вспыхнет любопытство, а там и до любви недалеко. Он, например, знает, что ей очень хотелось бы иметь дорогой ковер, продающийся на местном рынке.
Повысив цену, Печорин специально покупает этот ковер буквально перед носом Лиговских, после чего демонстрирует Мери свое приобретение: покрывает ковром коня, которого проводит под окнами княжны. Печорин веселит общество молодых офицеров, угощает их обедами, чтобы они чаще бывали у него, чем у Лиговских – это тоже часть его продуманной тактики.
Однажды на прогулке Печорин замечает на скамейке женщину – и признает в ней Веру. Она по-прежнему полна горячих чувств к нему. Она приехала в Пятигорск недавно, с мужем, хромым старичком, за которого вышла замуж «для сына».
Печорин все еще любит ее, и не скрывает этого. Они страстно целуются. Печорин понимает, что отношения не завершены, что оба тянутся друг к другу. При этом он с грустью думает о том, что принес Вере одни несчастья, но, возможно, именно за это она его и полюбила. Вера просит Печорина поухаживать за княжной для вида, чтобы никто не заподозрил об их романе. Печорин соглашается.
Расставшись с Верой, Печорин бросается в степь вскачь. За ним с удивлением наблюдают казаки. В конце прогулки он встречает юнкера Грушницкого, ведущего с Мери сентиментальный разговор. Печорин дерзит княжне. Та возмущена, ее интерес к своенравному офицеру разгорается, что впоследствии сыграет против Грушницкого.
Грушницкий вечером того же дня поверяет Печорину свою тайну: он безумно влюблен в княжну, но не может иметь никаких надежд, ведь она богата и знатна. Печорин посмеивается над приятелем и уверяет его: когда княжне наскучит Грушницкий, она переключит внимание на Печорина, хотя последний никаких усилий для этого не предпринимает.
21 мая.
Печорин наконец принимает решение познакомиться с Лиговскими, так как хочет иметь возможность встречаться с Верой.
22 мая.
В Благородном собрании состоялся бал, во время которого Печорин танцевал с Мери. Гордая девушка дала ему понять, что никогда двери дома ее матери не откроются перед ним. Но в дело вмешался случай: к Мери начал приставать пьяный офицер, и Печорин вступился за девушку. Тотчас он был вознагражден: к нему подошла княгиня, разговорилась, пригласила в гости. Княжна одарила его лучистым благодарным взглядом.
Молодые люди с удовольствием поговорили и расстались дружески.
23 мая.
Отношения между Печориным и княжной становятся напряженнее. Стараясь вызвать интерес странного молодого человека, на вечере у себя в доме Мери поет (все признают, что голос ее прекрасен), а затем пытается пробудить в нем ревность. Она ведет с Грушницким продолжительную беседу, выказывая внешне полную поглощенность ею.
Однако до Печорина долетают обрывки разговора, и он понимает: княжна на самом деле нисколько не увлечена Грушницким, замечания ее невпопад, смех не к месту. Он предугадывает дальнейшие события: княжна вскоре влюбится в него, совершенно забыв Грушницкого.
Но Печорина все это не волнует: он просто забавляется. Все это – отличное прикрытие для его романа с Верой, которая призналась ему: «Чувствую, что слабею». Болезнь понемногу одерживает над Верой верх.
29 мая.
Печорин отмечает, что княжне Мери начинает нравиться его разговор, его манеры, она уже решительно отличает его среди других. Тактика сработала:
Печорин решает еще пару дней отстраняться от девушки, чтобы чувство к нему в ее груди разгорелось сильнее.
3 июня.
Печорин наедине с дневником рассуждает о счастье и приходит к выводу: счастье – это «насыщенная гордость», то есть удовлетворенная гордость. Является Грушницкий с радостной новостью: его произвели в офицеры! Молодые люди пьют шампанское.
Затем «водяное общество» отправляется на прогулку к провалу – довольно крутому обрыву, и в продолжение прогулки княжна Мери дает понять Печорину, что она думает о нем. Он рассказывает ей, как и почему сделался таким холодным, бесчувственным человеком. В ее глазах блестят слезинки.
4 июня.
Печорин и Вера видятся украдкой. Мучимая ревностью Вера (княжна сделала ее наперсницей своих сердечных тайн и рассказывает о зарождающемся чувстве к Печорину) в разговоре сообщает Печорину о том, что вскоре с мужем переедет в Кисловодск. Она просит Печорина поскорее приехать также в Кисловодск следом за нею, если он ее любит. Печорин обещает. В тот же день он отправляет посыльного снять квартиру в Кисловодске.
После этого Печорин встретился с Грушницким, который хотел бы явиться на вечер к Лиговским, но не желает «в этой гадкой солдатской шинели». Печорин идет на вечер в один, блистает там остроумием, занимает дам. Княжна Мери слушает с неослабным вниманием. Вера страдает от ревности, и Печорин, чтобы сделать ей приятное, рассказывает обществу некую любовную историю, не называя имен. Вера понимает, что история о ней, она счастлива, щеки ее разрумянились.
5 июня.
Грушницкий приготовился к балу. Он явился к Печорину в офицерской шинели, с эполетами, облитый модными духами с ног до головы.
На балу княжна совершенно не отличала Грушницкого вниманием. Напротив, его волшебное превращение в офицера не произвело на нее никакого впечатления. Она искала взглядом Печорина и наконец, увидев его, вспыхнула от радости.
Грушницкий надоедал ей, постоянно приглашал на танцы, в конце вечера она устала от него. Печорин же искусно подогревал ее интерес к себе, оставаясь внешне безучастным. В конце вечера он тайно поцеловал ей руку.
Грушницкий возненавидел Печорина, который начал ощущать, что вокруг него составляется какой-то заговор.
6 июня.
Княжна заболела от нервного напряжения. Грушницкий бросал на Печорина воинственные взгляды, встречая на прогулках. Вера мучилась от недостатка внимания Печорина. Григорий ощущает, что в его сердце вновь пробуждается искра любви к Вере. Стараясь подтолкнуть бывшую возлюбленную к решительному шагу (то есть свиданию наедине в отсутствие мужа), Печорин подогревает ее ревность, выказывая интерес к княжне.
7 июня.
Печорину удается поговорить с Мери наедине. Она плачет, она влюблена. Мери спрашивает Печорина, испытывает ли он к ней любовь или, напротив, не уважает ее? Офицер просит прощения за свое поведение, но не пытается уверить девушку в своей любви к ней. По-своему он честен с ней. Она велит ему уйти и плачет.
К Печорину заходит Вернер, который предупреждает: в городе начали распускать слухи, будто Печорин вскоре женится на княжне. Григорий уверяет Вернера в обратном. Он убежден: слухи о свадьбе – дело рук Грушницкого и его шайки.
10 июня.
Печорин вслед за Верой переезжает в Кисловодск. Вере становится лучше, на щеках появляется румянец. Как пишет в своем дневнике Печорин, воздух Кисловодска целебный. Влюбленные регулярно видятся, оба испытывают прилив радости, в особенности Вера. Между тем Печорин понимает, что ему хотелось бы, чтобы в Кисловодск приехала и княжна. И вот Лиговские в Кисловодске. Здесь же и Грушницкий со своей бандой заговорщиков. Он постоянно пребывает в трактире, взъерошен и возбужден, успел поссориться с несколькими курортниками из-за пустяков. Что-то назревает – Печорин это ясно чувствует.
11 июня.
Печорин записывает в дневник свои наблюдения за окружающими, рассуждает о любви, в частности о том, чем мужская любовь отличается от женской.
Пытается анатомически разделить чувство на составляющие. Он утверждает, что, к собственному сожалению, прекрасно знает женщин, понимает их странную логику, «привычным взором» проникает «сквозь волшебное покрывало», за которым дамы скрывают свою истинную суть.
Записывает Печорин в дневник и замечание доктора Вернера, сравнившего женщин с заколдованным лесом, в который только ступи – в тебя полетят «страхи»: долг, приличие и т. д.
12 июня.
Часть «водяной молодежи» предпринимает конную прогулку. Прогулка длительная, даже немного сопряжена с опасностью: во время перехода вброд стремительной речки у непривычного человека может закружиться голова.
Именно это и происходит с княжной Мери, коня которой ведет Печорин. Григорий поддерживает девушку, а затем, улучив момент, целует ее. Княжна крайне взволнована, она фактически признается ему в любви. Однако он по-прежнему холоден: его сердце молчит, и он сообщает об этом девушке. Та приходит в отчаяние, демонстрируя окружающим показную нервическую веселость.
14 июня.
Печорин ведет дневниковые записи, честно признается самому себе, что поступки его часто некрасивы, что он зол и равнодушен. А причина – возможно, в глубоко скрытом страхе перед женщинами, маскируемом презрением.
15 июня.
Муж Веры уехал в Пятигорск. Теперь влюбленные могут встретиться наедине в ее доме, и они устраивают свидание. Вера пытается выяснить у возлюбленного, как он относится к княжне Мери, не собирается ли делать ей предложение.
Вера выдает Печорину сердечную тайну московской княжны: она влюблена в бравого молодого офицера до безумия. После свидания Печорин выбирается от Веры через окно, а окно комнаты княжны – рядом.
Не выдержав, Печорин из любопытства заглядывает в комнату княжны, оставаясь незамеченным ею. Он видит девушку сидящей над книгой, но мысли ее далеко: она не читает, а просто смотрит на страницу.
Печорин спрыгивает в сад, надеясь уйти никем не замеченным. Но его уже подкарауливают в саду Грушницкий и драгунский капитан, нападают на него. Ему удается вырваться и убежать. Через пару минут он уже дома.
Драгунский капитан с Грушницким прибегают к его дому, стучатся, надеясь выяснить, дома ли он, чтобы точно увериться, что на ночной потасовке в саду был именно Печорин. Печорин отвечает, что у него насморк, и он к ним не выйдет.
16 июня.
Вернер наедине сообщает Печорину, что ему удалось услышать обрывки разговора членов «шайки Грушницкого»: первоначальный план изменился, и теперь Грушницкий зарядит свои пистолеты иным способом, положив пулю только в один из них – в свой. Печорину же предложат незаряженный пистолет. Автором идеи выступил драгунский капитан.
Это уже практически убийство безоружного человека. Поколебавшись, Грушницкий идет на подлость, соглашается. Печорин знает, что пуля теперь только в одном пистолете – у противника, но решает испытать Грушницкого до конца. Он хочет понять, будет ли Грушницкому стыдно убить безоружного. Но при этом Печорин решает не раскрывать соперникам, что знает их коварный план. Он сообщает об этом Вернеру и проводит бессонную ночь в размышлениях, готовясь к поединку.
Утром Печорин поплавал в бассейне с целебной водой – и вот он уже готов к схватке.
Противники встречаются. Печорин хочет дать Грушницкому последний шанс поступить по совести. Сначала он предлагает мир, с условием, что Грушницкий извинится, а имя Мери публично будет очищено от клеветы. Противник отказывается.
Тогда Печорин предлагает устроить дуэль в таком месте, где проигравший точно погибнет: возле крутого обрыва. Любое легкое ранение приведет к тому, что человек покачнется и упадет в ущелье. пулю доктор вынет – убитого отнесут за счет черкесов, чтобы не пострадали секунданты и победитель.
В этом случае на совести Грушницкого точно будет настоящее убийство: он на расстоянии шести шагов не промахнется, и Печорин, безоружный, даже будучи легко раненым, разобьется о камни и погибнет в пропасти.
Грушницкий начинает испытывать сомнения. Он отзывает капитана в сторону, что-то пылко объясняет ему. Печорин с любопытством ждет, какое решение в итоге примет Грушницкий.
Грушницкий все же не раскрывает подлый замысел и соглашается на условия Печорина. Приходят на место дуэли. Печорин дает противнику последний шанс сознаться: предлагает жребий. Жребий брошен, первым стреляет Грушницкий, попадает Печорину в ногу. Тому удается устоять на месте. В душе его теперь кипит ярость.
Он во всеуслышание объявляет, что в его пистолете нет пули. Заговор раскрыт! Пистолет Печорина заряжают. И он вновь предлагает Грушницкому извиниться, так как считает себя удовлетворенным. Тогда противник будет избавлен от смерти, а совесть его очистится. Но Грушницкий резко отказывается. Печорин стреляет – Грушницкий падает с обрыва, погибает.
С тяжелым сердцем Печорин возвращается домой, где ему подают записку от Вернера, сообщающего, что дело будет улажено, никого не накажут, и от Веры. Вера пишет, что во всем созналась мужу. Супруги поссорились и спешно покидают Пятигорск. Печорин пытается увидеть ее еще хоть раз, мчится так быстро, что до смерти загоняет коня. Но уже поздно.
Княгиня Лиговская приглашает Печорина на серьезный разговор и предлагает ему руку своей дочери. Но офицеру княжна Мери не нужна, он и не собирался жениться. Княжна Мери всерьез заболевает из-за тяжелого нервного потрясения.
О дуэли все же становится известно начальству, и Печорина ссылают в дальнюю крепость. Там он посреди скучной однообразной жизни предается печальным воспоминаниям в одиночестве.
В этом курортном городе впервые пересеклись пути Печорина, Грушницкого и княжны Мэри
Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
город (с 1830) в Российской Федерации, Ставропольский кр. Железнодорожная станция. 132 тыс. жителей (1993). Бальнеологический и грязевой курорт в группе Кавказских Минеральных Вод. Расположен на р. Подкумок и склонах гор Машук и Горячая. Машиностроение.
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Пятиго́рск — железнодорожная станция Минераловодского региона Северо-Кавказской железной дороги , находящаяся в городе Пятигорске Ставропольского края . Станция расположена на двухпутной железнодорожной ветке Минеральные Воды — Кисловодск .
Примеры употребления слова пятигорск в литературе.
А так как место действия первой из задуманных пьес был главным образом Кисловодск, то я и решил нарушить свое слишком долговременное сидение в Алуште и поехать посмотреть Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, где я еще никогда не был.
Анапа, Ангара, Балдоне, Березовские минеральные воды, Боровое, Гопри, Ейск, Карачи, Кемери, Лиепая, Нальчик, Пярну, Пятигорск, Саки, Сергиевские минеральные воды.
С сероводородными водами: Баку, Балдоне, Горячий Ключ, Ейск, Кемери, Немиров, Пятигорск, Сергиевские минеральные воды, Чимион.
Хронические болезни печени и желчных путей различной этиологии -- курорты: Арзни, Арчман, Боржоми, Боровое, Горячий Ключ, Дарасун, Ессентуки, Железноводск, Ижевские минеральные воды, Иссык-Ата, Карачи, Кемери, Краинка, Красноусольск, Кука, Миргород, Пятигорск, Трускавец, Юматово.
Мочекаменная болезнь, хронические пиелонефрит, цистит -- санаторное лечение на курортах: Аршан, Джава, Железноводск, Ижевские минеральные воды, Кука, Пятигорск, Трускавец, Истису.
«Княжна Мери»: анализ произведения
«Княжна Мери» могла бы быть типичной светской повестью. В центре внимания автора — аристократия, их жизнь и ценности. Вот только Лермонтов затронул куда более глубокие темы в повести, и понять их поможет детальный анализ. «Княжна Мери» — часть романа «Герой нашего времени», ее разбор невозможен без анализа произведения целиком.
«Герой нашего времени»: история написания, композиция, жанр
Идею для романа Лермонтов вынашивал долго. Известно, что на написание автора вдохновил «Евгений Онегин» Пушкина. После прочтения Лермонтов находился под таким впечатлением, что захотел создать нечто похожее — роман, который поразит современников и утвердит его как писателя:
«Герой нашего времени»: жанр, композиция
Побывав в ссылке на Кавказе и увидев жизнь горцев, Лермонтов определил сюжет и замысел романа. Композиционно «Герой нашего времени» — череда хронологически не связанных повестей. Кроме предисловия, в роман вошли такие главы:
- «Бэла»;
- «Максим Максимыч»;
- «Тамань»;
- «Княжна Мери»;
- «Фаталист».
Некоторые повести опубликованы еще до издания романа целиком. Но глава «Княжна Мери» впервые вышла уже во время публикации всего романа — в 1840 году.
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман. Автор глубоко раскрыл внутренний мир главных героев, в особенности Печорина. Лермонтов не зря расставил повести не в хронологическом порядке: повествование следует так, чтобы читатель постепенно открывал разные грани души Печорина.
В то же время каждая глава романа уникальна по своему жанру. В частности, «Княжна Мери» — это повесть в форме дневника.
Титульная страница первого издания «Героя нашего времени», 1840: Wikipedia/Типография Ильи Глазунова
Проблематика и герои повести «Княжна Мери»
«Герой нашего времени», как и «Евгений Онегин», относится к эпохе романтизма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что затронутые Лермонтовым и Пушкиным проблемы во многом совпадают:
Любовь и равнодушие, искренность и лицемерие
Сюжет анализируемой повести повествует о любовной драме, а образ княжны Мери помогает почувствовать ее глубже:
- Лермонтов представил героиню неглупой, но тонкой натурой, это почти идеальный женский персонаж.
- Однако Мери с ее искренними чувствами становится жертвой светской игры Печорина, неспособного на глубокую любовь.
Автор нарочно не показывает, как сложилась дальнейшая судьба девушки. Возможно, она, как и Татьяна Ларина, навсегда останется с разбитым сердцем. Или, наоборот, извлечет ценный урок и будет дарить любовь тем, кто действительно этого заслуживает.
Природу любви Лермонтов раскрывает через другого персонажа — Веру. Только она видела все достоинства и недостатки Печорина, принимала его таким, каков он есть. Главный герой поздно понимает это, хотя именно Вера могла изменить его и сделать счастливым.
Проблема «лишнего человека»
Как и Онегин, Печорин — человек умный и дальновидный, выделяющийся из своего общества. Эти черты приводят к тому, что оба героя разочаровываются в окружающих и жизни в целом. Они не видят смысла в стремлениях или живых чувствах, да и попросту не способны на них. Это и делает их «лишними людьми».
Здесь Лермонтов копнул глубже, чем Пушкин, и создал персонажа, который стал олицетворением своего времени. Тогда на смену деятельным декабристам, боровшимся за страну и свои идеалы, пришло апатичное поколение, которое больше не видело смысла в борьбе и своем существовании.
В итоге Печорин, как типичный лишний человек, остается несчастным. Автор намекает читателю: обрести счастье можно, только если найти смысл жизни.
Как видите, в повести «Княжна Мери» Лермонтов раскрывает читателю настоящего Печорина, а с ним и свои основные идеи, важные и в наше время.
«Княжна Мери»: краткое содержание
Одна из последних глав романа о Печорине, написанная в форме личного дневника главного героя, называется «Княжна Мери». «Герой нашего времени» без этой части не раскрыл бы полностью видение автором главной проблемы: она раскрывает читателю истинную сущность главного героя.
Чтобы понять замыслы, которыми руководствовался Лермонтов, «Княжна Мери» обязательна для подробного изучения. Ее краткий пересказ читайте далее.
«Княжна Мери» кратко: завязка истории
Григорий Печорин — молодой образованный офицер, которого отправили служить на Кавказ. После ранения приезжает к лечебным источникам в Пятигорск, где встречает давнего сослуживца Грушницкого — злопамятного и лукавого юнкера.
В Пятигорске отдыхают Лиговские — княгиня и ее дочь Мери. Девушка сразу очаровывает Грушницкого, и тот ищет возможность познакомиться с ней. Но молодая княжна не спешит заводить дружбу с юнкером.
Печорин же, наоборот, открыто избегает встречи с Лиговскими, чем вызывает их интерес. Об этом говорит его новый пятигорский приятель — доктор Вернер.
Печорину скучно. Чтобы добавить немного интриги в свою провинциальную жизнь, он решает покорить сердце княжны. Тот факт, что влюбленный Грушницкий начнет ревновать, лишь добавляет интерес. Печорин узнает от Вернера, что в доме Лиговских гостит больная родственница. В ее описании он узнает свою давнюю любовницу Веру — замужнюю даму, которая искренне его любила.
Встретившись с Верой, Печорин вспоминает давно забытые чувства. Влюбленные хотят видеться чаще, для этого придумывают план. Чтобы не вызывать подозрений, Печорину нужно начать ухаживать за Мери, и тогда он сможет чаще бывать в доме Лиговских.
Краткое содержание: княжна Мери влюбляется в Печорина
Однажды на балу Печорин защищает княжну от ухаживаний подвыпившего офицера. В благодарность Мери приглашает его на прием. Печорин держится с девушкой очень холодно — таков его план по завоеванию ее сердца. И он срабатывает: Мери злится и не может перестать думать о молодом офицере.
Печорин и княжна Мери, иллюстрация к «Герою нашего времени»: Wikipedia/В. А. Поляков
Увлечение княжны замечает Грушницкий, от которого Мери отстраняется. В юнкере взыграла ревность, он открыто избегает Печорина. Ревнует и Вера: она берет с возлюбленного обещание не жениться на княжне.
Во время прогулки Мери признается Печорину в любви, но не видит взаимности. Увидев равнодушие офицера, княжна убегает к себе, а Печорин гордится победой.
Возвращаясь с прогулки, в окне одного из домов Григорий видит гуляющих офицеров и Грушницкого. Они нелестно отзываются о Печорине и предлагают ради шутки свести их на дуэли, подсунув незаряженное оружие. По замыслу офицеров, Печорин струсит и откажется. Григорий уходит домой, не понимая, за что его так ненавидят.
Тем временем по городу понеслись слухи, что Печорин хочет взять Мери в жены. Офицер их опровергает, продолжает видеться с Верой. Однажды, когда весь город пошел на выступление фокусника, она приглашает возлюбленного к себе. Спускаясь ночью с балкона, Печорин замечает в окне Мери, которая тоже не пошла на представление.
Спустившись, Григорий пересекается с офицерами и Грушницким. Они делают вид, что не узнали Печорина. Однако на следующий день Грушницкий рассказывает всем, что ночью тот побывал в спальне Мери.
«Княжна Мери» в сокращении: дуэль
Оскорбленный Григорий вызывает Грушницкого на дуэль. Зная об уловке с пистолетами, просит Вернера быть его секундантом. Во время дуэли Печорин предлагает стреляться на краю обрыва, чтобы любое ранение было фатальным. Сделать первый выстрел выпало Грушницкому, и он ранит Григория в ногу.
Наступает черед Печорина. Он говорит, что его пистолет забыли зарядить, но второй секундант это отрицает. Грушницкий настроен раз и навсегда разрешить конфликт. Григорий стреляет и убивает соперника.
Узнав о дуэли, Вера признается мужу в чувствах к другому, и тот увозит ее из Пятигорска. Григорий получает от нее прощальную записку и понимает, что дорожит только ею, пытается догнать ее, но безуспешно.
Печорина снова переводят на службу на Кавказ, в этот раз в крепость. Перед отъездом он заходит к Лиговским. Княгиня благодарит его за спасенную репутацию дочери. Григорий просит о личном разговоре с Мери и признается, что никогда ее не любил и лишь смеялся над ней. «Я вас ненавижу», — отвечает княжна, после чего Печорин покидает город.
«Дуэль Печорина с Грушницким»: Wikipedia/М. А. Врубель
Кратко «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени».
Сюжет прост: это несколько любовных линий. Вся глава – дневник Печорина, где события рассказаны главным героем в хронологическом порядке.
Главные герои и их характеристика:
«Княжна Мери»: краткое содержание и анализ
«Княжна Мери» — одна из частей романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Эта глава дает читателю возможность заглянуть в глубины души главного героя Григория Печорина. Каков он на самом деле и способен ли на искреннюю любовь? Узнаете из краткого пересказа повести «Княжна Мери».
Второстепенные герои и их характеристика:
- Доктор Вернер – врач на водах, «пользует» местных жителей и приезжающую знать, невысокий, некрасивый, хромой худенький мужчина. С Печориным сошелся по-приятельски, когда оба выяснили, что обладают сходными вкусами, острым умом с некоторым цинизмом. Он из тех людей, которые вначале «поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии» (об этом пишет Печорин).
- Княгиня Лиговская – мать Мери, пухлая, добродушная женщина лет 45, без памяти любящая единственную дочь и готовая ради ее счастья на все.
- Драгунский капитан – близкий приятель Грушницкого, человек постарше его, всегда готовый выпить, «не отягощенный» совестью, с которой легко идет на сделки.
Очень краткий пересказ главы «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени».
Главный герой повести, Григорий Печорин, приезжает в Пятигорск «на воды»: здесь, на местных минеральных источниках, было модно лечиться среди петербургской и московской знати. Сюда же направляли военных, получивших ранения во время службы, на долечивание после пребывания в госпиталях.
Печорин встречает в Пятигорске знакомого: это юнкер Грушницкий, приехавший восстанавливаться после ранения в ногу. У Печорина быстро появляется обширный круг приятелей. Вскоре в Пятигорск прибывает с супругом Вера – женщина, у которой с Печориным был роман, предмет его давней любви. Прежняя страсть между ними вспыхивает с новой силой.
На курорте лечатся и знатные особы, в том числе княгиня Лиговская с дочерью Мери. Грушницкий без памяти влюбляется в гордую Мери Лиговскую, а Печорин ради забавы и прикрытия собственного романа с замужней женщиной отвлекает внимание Мери на себя, добивается ее любви.
Между офицерами растет неприязнь: Грушницкий ревнует Мери к Печорину. Кульминацией становится поединок Грушницкого и Печорина, во время которого последнему специально подают незаряженный пистолет. Но Печорину удается раскрыть заговор, пистолет при нем заряжают. Дуэль заканчивается гибелью Грушницкого, а Печорина отправляют в далекую крепость как нарушителя закона (дуэли были запрещены).Вера разрывает отношения с Печориным, будучи больше не в силах выдерживать его холодность и эгоизм. Герой остается один.
Мотивы Печорина
Главной причиной влюбить в себя княжну для Печорина стала скука. Для того, чтобы получить новые эмоции, устроить для себя развлечение, персонаж готов жертвовать судьбами людей, не размениваясь на настоящие чувства. Печорин получает удовольствие от того, что княжна мучается, он даже сравнивает себя с вампиром.
Вторым ярким мотивом для завоевания Мери является попытка скрыть отношения с Верой. Напустив пыль в глаза окружающим, Печорин пытается завуалировать связь с замужней дамой. Сам он пишет о том, что это еще больше вызывает в нем интерес. Вести двойную игру для него весело. Персонажа не мучает совесть ни в отношении разбитого сердца девушки, ни в отношении измены Веры своему мужу.
Печорин и Мери
Отношения главного героя с княжной показаны через восприятие самого Печорина. Сюжетная линия взаимоотношений этих персонажей – одна из самых ярких в романе. Развитие этих отношений не простое, ведь это любовный треугольник, итогом которого становится трагедия. Но Печорин и Мери – союз, которому никогда не стать реальным.
Зачем Печорин ломает женские судьбы?
Главный герой ведет себя непредсказуемо и противоречиво. Его поступки вряд ли можно назвать благородными. В особенности это касается его отношений с женщинами. Почему личная жизнь Печорина так и не смогла сложиться и как его образ связан с биографией Лермонтова? Попробуем разобраться.
Автобиографичность образа Печорина
Есть большой соблазн соотнести образ Печорина с самим Лермонтовым. И на это есть причины. Например, можно вспомнить один случай из биографии писателя, который впоследствии найдет отражение в романе. Речь идет о его отношениях с Екатериной Сушковой.
Лермонтов знакомится с ней в 15 лет (ей тогда было 18). Юноша моментально влюбляется, пишет Екатерине стихи, оказывает знаки внимания, а она над ним насмехается. Например, Сушкова делает Лермонтова своим лакеем и дает ему подержать перчатки, зонтик, шляпку. Впоследствии она напишет о юном кавалере так: «Перчатки он часто затеривал, и я грозила отрешить его от вверенной должности». Лермонтов запомнит такое обращение и в будущем отомстит за прошлые обиды.
Спустя четыре года Сушкова готовится выйти замуж за кузена Лермонтова Алексея Лопухина, но Лермонтов разрушает ее планы. Поэт выстраивает тщательно выверенную стратегию соблазнения, о которой можно тоже прочесть в воспоминаниях девушки: «Лермонтов поработил меня совершенно своей взыскательностью, своими капризами, он не молил, но требовал любви, он не преклонялся, как Лопухин, перед моей волей, но налагал на меня тяжелые оковы, говорил, что не понимает ревности, но беспрестанно терзал меня сомнениями и насмешками».
Впоследствии Сушкова расстается со своим женихом. Лермонтов же дарит ей кольцо. У девушки появляется надежда обрести семейное счастье с возлюбленным. Однако коварный поэт пишет анонимное письмо, в котором сам себя обличает. Письмо попадает к родителям Сушковой, разгорается скандал. В итоге несчастная девушка всеми правдами и неправдами будет искать встречи с возлюбленным, но встреча принесет одно разочарование: Лермонтов будет холоден и язвителен. Он скажет: «Я вас больше не люблю, да, кажется, и никогда не любил».
Месть свершилась. Поэт прокомментирует эту ситуацию так: «Я хорошо отомстил за слезы, которые меня заставило пролить 5 лет тому назад кокетство m-lle С. О! Она заставляла страдать сердце ребенка, а я всего только подверг пытке самолюбие старой кокетки». Впоследствии опыт искусно выстроенной любовной игры станет основой одного из эпизодов, связанных с Печориным. Это эпизод с соблазнением княжны Мери.
Многие литературные произведения тесно связаны с биографией своего создателя. Конечно, нельзя отождествлять автора и его героя: художественный мир все-таки действует по своим законам. Однако знание биографии может углубить понимание текста. О многообразии подходов к анализу художественного текста мы рассказываем на нашем видеокурсе «История русской литературы».
Соблазнение княжны Мери
С княжной Мери Печорин знакомится в Пятигорске. Девушка приехала сюда на лечение вместе с матерью. Она наслышана о Печорине, т.к. о нем ходят слухи, но лично не знакома. Главный герой, как обычно, скучает и, чтобы развеять скуку, разрабатывает целую тактику, благодаря которой девушка должна в него влюбиться. Вот главные этапы:
1. Необходимо заинтриговать потенциальную жертву. Печорин сознательно оттягивает знакомство с княжной. Он также переманивает поклонников Мери на свою сторону, рассказывая им увлекательные истории. А говорить он умеет.
2. Затем ее необходимо подразнить. Например, Печорин замечает, что княжна упрашивает маменьку купить ковер замечательной красоты, но он для них слишком дорогой. В итоге герой предлагает продавцу на 40 рублей больше и покупает этот ковер себе. Более того – накидывает его на лошадь, как попону, и проезжает под окнами своей жертвы.
3. Третий пункт – это благородный поступок. Так, однажды княжну пытается пригласить на танец совершенно пьяный драгунский офицер. Девушка в растерянности, но появляется Печорин и спасает ее.
4. Теперь необходимо продемонстрировать свою заинтересованность. Это случается во время их совместной верховой езды. Героям нужно перейти вброд горную речку, и у девушки начинает кружиться голова. Печорин спешит на помощь: обнимает девушку за талию, чтобы она удержалась в седле. Объятия длятся чуть дольше приличного.
5. На этом этапе девушка уже должна быть влюблена, но здесь нужно от нее отдалиться. Печорин исчезает на неделю. Девушка не знает, что с ним произошло. Более того, ее невольно тревожит мысль о том, любит ли он ее.
6. Нужно снова проявить симпатию – и жертва уже окончательно в капкане. При этом нельзя делать решительных шагов, необходимо создать двусмысленность ситуации. В итоге княжна не выдерживает и делает унизительное для нее признание.
Способен ли Печорин на любовь?
Зададимся вопросом: насколько Печорину была необходима игра с чувствами княжны Мери? Ответ кроется не только в том, что главному герою романа было скучно, но и в том, что он хотел замаскировать свою истинную страсть: параллельно со всеми происходящими событиями в Пятигорск приезжает Вера, в которую Печорин влюблен по-настоящему. Но она замужем.
Таким образом, роман с княжной – это не только игра, но и прикрытие . Печорину нужна «ширма». Именно так называли девушек, с которыми заводили отношения только ради того, чтобы прикрыть истинные мотивы поступков.
Вероятно, если бы Печорин смог окончательно добиться расположения Веры, он потерял бы к ней интерес, но она постоянно от него ускользала. При этом они оба страстно любят друг друга. Помимо этого, есть и еще один мотив – мотив абсолютного понимания, мотив родственной души. Печорин говорит о Вере так: «Это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Как бы то ни было, им не суждено быть вместе. Печорин и Вера расстаются навсегда.
Лермонтов создает сложного и противоречивого персонажа: он наделен незаурядным умом, понимает причины и последствия своих поступков. Его мучает не только скука, но и бесплодность жизни. Печорин прекрасно понимает, что его действия разрушительны для других, но ничего не может с собой поделать. Вероятно, он мог бы обрести счастье с любимой женщиной, но эта возможность для него навсегда утеряна.
Таким образом, мы видим, что Печорин не так и прост. Его образ многогранен и психологически достоверен. Лермонтов наделил своего персонажа автобиографическими чертами, что позволило создать героя, чья судьба до сих пор вызывает интерес.
А что вы думаете о действиях Печорина? Как вам кажется, могла ли его судьба сложиться по-другому?
Личность Лермонтова до сих пор вызывает споры в среде литературоведов. Несмотря на короткую жизнь, поэт сумел создать литературные шедевры, которые изменили облик русской литературы. Подробнее об этом мы рассказываем в 3 блоке курса «История русской литературы»:
- 12 часов лекций
- Доступ навсегда
- Изучайте в своем темпе!
Скачивайте наше приложение: 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Любовный треугольник
Приехав в Пятигорск, Печорин встречает давнего приятеля Грушницкого. Но знакомство с Мери положило трещину в их отношениях. Грушницкий влюбляется в девушку, в то время как она не испытывает к нему никаких чувств, кроме раздражения. Но Печорин, вместо того, чтобы помочь приятелю завоевать даму, решает сам влюбить ее в себя.
Грушницкий начинает распускать слухи о Печорине и княжне Мери. Дуэль, на которую Печорин вызвал Грушницкого, стала развязкой этого любовного треугольника. История Печорина, Грушницкого и Мери заканчивается трагедией. Но оставшись холодным и к чувствам девушки и к смерти приятеля, Печорин не испытывает никаких чувств.
Мери ждет от него любви и предложения руки и сердца, но вскоре узнает о том, что Печорин никогда не испытывал к ней чувств, и она была для него лишь игрушкой. Герой нисколько не раскаивается в этом и уезжает, оставляя Мери навсегда с ненавистью в душе и поломанной судьбой.
Знакомство персонажей
Герои познакомились в Пятигорске, где княжна с матерью отдыхали на водах. Каждый из них вращается в светских кругах, знает о жизни высшего общества не понаслышке. Печорин сразу вызывает интерес у девушки, но долго играет ее чувствами. Он долгое время дразнит ее, подогревает интерес к собственной персоне. Наконец он приглашает ее на танец во время бала.
Печорин точно знает, как увлечь девушку и влюбить ее в себя. У него разработана целая система, от которой он не отступает. И такой план приводит его к желаемому результату – княжна влюбляется в него. Но отношение Печорина к Мери не искреннее – он играет с ней, влюбляет ее в себя скорее от скуки, нежели из-за настоящей симпатии. Печорин – опытный сердцеед, а вот княжна юна и сталкивается с подобным чувством впервые. Но это не мешает герою играть с судьбой девушки.
Как лермонтовскому Печорину удалось влюбить в себя Мери
Когда в 9 классе я прочитал книгу "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова, ещё не мог ответить на вопрос, который теперь сделал заголовком данной публикации.
Конечно, мне очень импонировал Печорин, взявший и вот так запросто добившийся любви княжны Мери.
Я серьезно вчитывался в его лирические отступления, в рассуждения о девушках и женщинах, в разговоры о людских слабостях. Только всё без толку.
Было понятно только то, что он очень смел. Но ведь и Грушницкий, и другие ухажёры княжны были не трусы. А вот насчёт ума, тут Григорий Александрович действительно превосходит товарищей.
Сегодня мне понятно всё. И я вам предлагаю поговорить начистоту. Не важно, что герои романа дворяне, средний или высший класс. Вспомним, что перед нами прежде всего обыкновенные живые люди.
Княжна Мери, как только появилась с матерью на отдыхе в Пятигорске, сразу стала объектом внимания множества кавалеров. Да и вообще множества людей. То есть девочка на выданье, с серьезным приданым.
Ещё и очень хорошенькая внешне.
Понятно, что она — лакомый кусочек для всех мужчин города, местных и приезжих. Те, что посмелее, волочатся за ней. И, поскольку она и княгиня Лиговская, принадлежат к высшему дворянскому сословию, весь город отдает им визиты.
Печорин увидел это именно так. Он приехал и, как только разузнал, расспросил и рассмотрел княжну на расстоянии, уже знал, что сделает дальше. Избалована вниманием — вот что надо сразу отметить!
Дело было на отдыхе в курортном городе в 19 веке. Каждый приезжий на виду. Григорий не побежал отдавать Лиговским визит вежливости, он не стал кланяться ни дочке, ни матери. Он остался в стороне, чем привлёк внимание обеих дам.
Но главное — быстро вступил с княжной в соперничество.
На одном вечере веселыми разговорами и шутками перетянул к себе всю толпу, которая окружала и слушала княжну, а потом в магазине выторговал ковёр, который Мери хотела купить.
К сожалению, для избалованной особы лучшее первое впечатление — это плохое впечатление. И вот когда Мери уже ненавидела Григория, он на прогулке представляется ей. Уже в образе нормального вежливого человека.
Перевод эмоций из минуса в плюс. Обычное расшатывание чувств. Неплохой приём. Он работает, если девушка капризная и недополучает отрицаловки. А это как раз тот случай, все же стараются угодить Мери.
Женщина теряется перед тем, кто ведет себя неоднозначно. Непонятно, плохой он или хороший. Страшно и любопытно одновременно.
Следующий известный приём — "кошки-мышки". Или по-другому, "ближе-дальше". То Пеорин игнорит княжну, то признается ей в симпатии, то снова игнорит. То приглашает ее на танцы, то нет.
Она не может понять, нравится она ему по-настоящему или нет. Это заводит, накручивает её ещё сильнее. И понемногу влюбляет её в него.
Следующее оружие — ревность. Григорий Александрович оказывает знаки внимания не только Лиговской младшей, но и Вере. Княжна это чувствует и опасается потерять того, кого еще не получила. Умелый соблазнитель обязательно устраивает соперничество за себя.
И наконец, последний фактор успеха злодея-сердцееда — он сам никогда и ни в кого не влюбляется. Это, в общем-то, правильно. Играя на чужих чувствах, свои чувства для чужой игры он не подставляет.
Все эти черты в поведении Печорина сигналят молодой половозрелой девушке, что перед ней сильный и несгибаемый мужчина, манипулятор, лидер. И других таких вокруг нее не было, что тоже важно.
А значит, инстинкт размножения толкает её на влюбленность. Чисто биологически, она хочет получить сильные гены для потомства. Определив в нем вожака, тело хочет срочно родить от него.
Читайте также: