Курорт аршан история создания
В Тункинской долине Бурятии, у подножия красивейших Саян, раскинулся небольшой поселок и знаменитый курорт Аршан (в переводе целебный источник). Курорт стал известен благодаря целебным подземным источникам, а по поверьям местных жителей, места выхода минеральных вод - священны. Лечебную воду можно пить и принимать с ней ванны. Она используется при заболеваниях, например, органов пищеварительной системы, кровообращения, нарушении обмена веществ. При этом имеется и холодная, и горячая вода, обе приятны на вкус.
Здесь можно пройти курс полноценного лечения в современных санаториях, а можно приехать только на выходные, отдохнуть душой и с пользой для здоровья. Легко найти жилье на любой вкус, от демократичных вариантов до высококомфортабельных.
Живописнейшая природа этого места никого не оставит равнодушным - глаз радуют заснеженные горные вершины и цветущие луга,бурлящая река с ледяной водой и водопадами. Многочисленные достопримечательности, загадочные легенды местных жителей, шаманы, национальная кухня - здесь трудно будет заскучать ! Есть возможности и для любителей шопинга - в поселке расположен рынок товаров Монголии. Рядом с курортом расположен буддистский дацан, в котором проходят службы. В долине находятся небольшие и потухшие вулканы, рядом поселок Жемчуг с горячими минеральными водами, в которых можно купаться и они очень полезны при проблемах с суставами.
Уникальное и целебное место курорт Аршан ждет вас !
История Аршана
Датой основания известного бальнеологического курорта Аршан, что находится в западной части республика Бурятия на восточных склонах Саянского хребта, принято считать 1920 год. Однако это не совсем верно, ведь местные лечебные источники были открыты еще в XIX веке, а в советский период лишь произошло превращение маленького поселка в курорт всесоюзного масштаба.
Первое упоминание о целебных источниках, относящихся к современному Аршану, относится к 1894 году. Своим появлением курорт обязан православному миссионеру Иакову Чистохину, что обнаружил живописную долину в предгорьях Саян случайно.
Уже через несколько лет вокруг минеральных источников образовалось небольшое поселение, пока из нескольких десятков дворов, а к концу XIX века тут уже насчитывалось более ста летних домиков для отдыхающих и жилищ местного населения.
Первые попытки организовать в пустынном месте полноценный курортный комплекс относятся к 1902 году – иркутский губернатор начал геологические исследования местности вокруг источников, из общественного пользования в частный было изъято более 100 десятин площадей. Они были очищены от тайги, даже успели произвести планировку будущих усадеб и корпусов, но работам помешала Первая мировая война.
Первые масштабные работы по строительству бальнеологической здравницы относятся к 1920-м годам. Сперва, сразу после Гражданской войны, в будущем Аршане проходили лечение лишь красноармейцы, больные или получившие ранения. Чуть позже стартуют работы по расширению комплекса – строится первый санаторий, прибывает медперсонал.
Известность курорта стремительно росла, так, уже в год официального основания (1920 год) здесь пребывало 320 человек пациентов. Сдача первого ванного корпуса состоялась в 1922, а еще через 3 года комплекс окончательно приобретает свой современный вид после постройки гостиниц в виде спальных корпусов. Вводится в строй столовая.
В 1926 году Аршан превратился из чисто туристического в индустриальный поселок – на горной речке Кынгырге выстроена гидроэлектростанция малой мощности, снабжающая энергией поселение и местный завод – здесь производилась минеральная вода.
С конца 30-х и до начала 50-х годов геологи пытались осуществить в Аршане масштабный проект по подъему из недр на поверхность сульфатно-натриевые воды. Реализовать замысел, к сожалению, не удалось, равно как и грандиозные планы по превращение небольшого курорта в густонаселенный город «Большой Аршан». Продолжалось освоение здравницы и в последующие годы.
К концу советского периода Аршан превратился в бальнеологический центр государственного масштаба. Достаточно сказать, что по сравнению с последними досоветскими годами посещаемость местечка выросла в 20 раз, а число занятых здесь медицинских работников увеличилось десятикратно.
К сожалению, главный информационный повод, связанный с Аршаном, связан с природным катаклизмом – в 2014 году на курорте произошел крупнейший за историю наблюдений сход сели. Было повреждено или уничтожено около 100 домов, пострадали гостиницы, а работа санаториев была парализована. Последствия несчастья удалось устранить до конца года.
Аршан. Уникальное место, о котором почти ничего не знают в центральной России
Расположен Аршан в удивительно красивом месте у подножия Тункинских гольцов. Если красотой можно лечить, то уже одну только дорогу к Аршану нужно считать целебной, ибо перед глазами возникают такие красоты, что сердце замирает.
Туркинские гольцы. Дорога к Аршану Туркинские гольцы. Дорога к АршануЧем же так знаменит Аршан?
В первую очередь Аршан - это лечебные минеральные источники. С бурятского языка само название местности "Аршаан" переводится как "целебный источник".
В 1920 году в Аршане начали принимать раненых красногвардейцев, позже здесь построили ванный и спальные корпуса, завод по производству минеральной воды и столоваю.
В 1975 году Аршан получил звание курортного поселка.
Вид на поселок Аршан Вид на поселок АршанВ Аршан можно приехать в санатории ( "Саяны" и "Аршан") и получить курс лечебный процедур, а можно просто снять жилье и самостоятельно пить водичку, ходить на массажи ( их тут предлагают во множестве вариаций) и гулять по красоте. Стоимость проживания в санатории (4-разовое питание, стандартный номер) около 3000/сутки + стоимость лечебных процедур. Частный сектор - от 600 до 2000 руб с человека (стоимость зависит от удобств). Гостиницы - от 2000 и выше за двухместный номер.
Источники с разной температурой воды Источники с разной температурой водыОсновные природные лечебные факторы — углекислые, маломинерализованные, кремнистые сульфатно-гидрокарбанатно-магниево-кальциевые слабокислые термальные воды и сульфидные иловые грязи, которые высокоэффективно лечат заболевания органов пищеварения, кровообращения, дыхания, мочевыделительной и эндокринной системы, обмена веществ.
Минеральные воды курорта Аршан имеют широкий диапазон температур: от холодных (11-13 °C) до горячих (45 °C). По химическому составу минеральные воды, по классификации В. А. Александрова, относятся к 1-му классу, являясь углекислыми с высоким содержанием газа. ( источник - Википедия)
Конечно же, лучше всего проходить лечение под наблюдением врачей, ну или как минимум до начала самолечения проконсультироваться у своего врача о возможных противопоказаниях.
Те, кто приехал в Аршан на выходные или решил оздоравливаться самостоятельно за минеральной водой идут чаще всего к этому источнику. На самом деле источник находится немного в стороне, но для того, чтобы людям было удобнее набирать воду, национальный парк "Тункинский" провел от источника трубу и "посадил " каменного мальчика-бурята, раздающего целебную воду всем желающим.
Аршан, источник минеральной воды. Аршан, источник минеральной воды.Мы наблюдали, как сюда приходят с большими канистрами, бутылками, кто-то просто пьет и не набирает с собой. Вода тут железистая, поэтому все лужи рядом окрашены в цвет ржавчины, а в набранной воде через какое-то время выпадает "ржавый" осадок. По вкусу вода в этом источнике очень напоминает "Нарзан".
Рядом с питьевым источником есть еще один источник, называемый "глазной" Ничего не скажу о его целебности, но люди верят, что если поймать пузырьки, поднимающиеся со дня источника и ими промыть глаза, то зрение улучшится.
Перед входом на источники вас встретит Белый старец - хранитель жизни и долголетия в буддизме.
Источники - это хорошо. А чем же занять себя в промежутке, между попиванием целебной водички, принятием ванн и массажами?
Как я уже сказала, Аршан - это не только минеральные источники, но и удивительной красоты природа. А потому сначала предлагаю прогуляться по самой популярной туристической тропе - на пик Любви.
Пик Любви - одна из вершин Тункинских гольцов . Есть примета, что взаимоотношения влюбленных будут гораздо крепче, если они вместе покорят Пик Любви. Подъем на пик не так прост, имеет категорию 1Б и займет примерно 4-5 часов, а потому для неподготовленных туристов или для тех, кто не уверен в своих силах проложена специальная экотропа. Она, конечно же, не доходит до вершины, имеет 4 смотровые площадки и оборудована местами для отдыха. Подняться по ней может любой желающий, в том числе и с детьми.
вид с первой смотровой площадки на начало тропы вид с первой смотровой площадки на начало тропыОт начала тропы до четвертой площадки около 1,5 км, но нужно постоянно подниматься в гору. На тропе нет никаких палаток с шаурмой, а потому воду ( обязательно!) и небольшой перекус ( по желанию) нужно взять с собой. На подъем и спуск стоит заложить минимум 2 часа, если идти неспешным шагом, не для спорта, а для удовольствия.
Все потраченные усилия по подъему на смотровые площадки будут с лихвой компенсированы открывающимися оттуда видами.
Вид с третьей смотровой площадки на поселок Аршан Вид с третьей смотровой площадки на поселок АршанЕще одно место, которое обязательно стоит посетить, если вы приехали в Аршан - это водопад на реке Кынгарга .
Тропа к водопаду гораздо более легкая, нежели подъем на пик Любви, ее длина около 2 км , но на ней почти нет подъемов и спусков, кроме лестницы, ведущей непосредственно к водопаду.
Тропа на водопад на реке Кынганга Тропа на водопад на реке КынгангаРека Кынгарга берет свое начало на южном склоне Тункинских гольцов. Название Кынгарга, по-бурятски Хэнгэргэ — переводится как «барабан». В 1926 году на Кынгарге была построена малая ГЭС для снабжения поселка Аршан электричеством.
По дороге на водопад самые отважные могут пролететь на троллее над рекой. Любители живой природы имеют возможность понаблюдать за белками и бурундуками возле оборудованной кормушки, куда зверьки постоянно приходят за любимыми лакомствами.
Манчжурская белка у кормушки по дороге на водопад Манчжурская белка у кормушки по дороге на водопадКакая бы жара не стояла, возле водопада всегда прохладно, можно даже сказать холодно. Вода в реке горная, чистая, вкусная и очень холодная. Пить эту воду можно, а вот купаться я бы не советовала, если вы не ходите в секцию моржей.
Водопад на реке Кынгарга Водопад на реке КынгаргаЕсли очень хочется окунуться в воды горной реки, то можно это сделать в стороне от водопада. Правда река, как и многие горные реки, мелкая, а потому получится лишь помочить ноги.
Еще одно место, рекомендуемое к посещению - действующий Хойморский дацан «Бодхидхарма», основанный бурятским буддийским ламой Агваном Доржиевым, расположенный на окраине поселка в местности под названием "Святая поляна"
По дороге к дацану можно увидеть поляну с сотнями каменных пирамидок - обо. Буряты верят в то, что каждую местность охраняют духи и эти пирамидки служат знаками почитания местных духов.
Примечателен Хойморский дацан прежде всего тем, что является центром региональной буддийской организации "Майдар", действующей в Тункинском и Окинском районах Бурятии.
Поводом для строительства Хойморского дацана стало принятое в 1916 году решение о расширении старейшего в Тункинской долине Кыренского дацана. Для определения места строительства нового дацана был приглашен хамбо-лама Агван Доржиев - один из наставников Далай-ламы XIII и его представитель в России, основатель буддийского храма в столице империи - Санкт-Петербурге. Осмотрев шесть мест для строительства дацана, Доржиев остановил свой выбор на местности Хандагайта в Хойморах, по ее названию и сам дацан стал именоваться Хойморским (Хандагайтайским).
В 1991 году сохранившийся дом цанид-хамбо ламы Агвана Доржиева был передан местной буддийской общине, и на его основе основан Хойморский дацан «Бодхидхарма».
Помимо тех интересностей, о которых я рассказала в окрестностях Аршана расположено около 30 дышащих вулканов. Конечно, это не Камчатка и ждать тут извержения смысла нет, последний раз они оживали в мезозойскую эру, но как сам факт походить по древнему вулкану интересно.
Если приехать в эти края в начале лета, то можно увидеть необыкновенное зрелище - поля цветущей ветреницы. На сотни метров тянутся ковры из белоснежных цветов - идеальное место для любителей природных фотосессий и просто для всех желающих полюбоваться красотами природы Тункинской долины.
Аршан. Чем интересе самый популярный курорт Прибайкалья?
Аршан - не имя собственное, и в разных вариациях, от тувинских аржаанов до японских онсэнов, известное многим народам. Так племена, тысячелетиями разбредавшиеся с Алтая по всей Азии называли целебные, чаще всего горячие источники. Прибайкалье как берег зарождающего океана изобилует аршанами, а уж Тункинская долина, лежащая прямо в рифтовом разломе, их концентрацией достойна разве что Камчатки и Курил . По предгорьям Тункинских гольцов, этих Сибирских Альп, разбросано более 300 горячих и холодных, купальных и питьевых минеральных источников, причём удивительное их свойство в том, что пара ключей в нескольких метрах друг от друга могут не иметь ничего общего, кроме самой воды.
Аршан - питьевой курорт. Его целебные воды были известны, наверное, местным бурятам-хонгодорам - потомкам монголов, пришедших сюда в 17 веке, и ассимилированных ими сойотов. К бурятам, по обычаю тогдашнего времени, хаживали миссионеры, часто бывшие в одном лице натуралистами и этнографами, и вот в 1894 году такой миссионер-исследователь Яков Чистохин и открыл здешние родники и изучил состав их воды, оказавшейся похожей на кавказский нарзан. Открытие миссионера послужило атеистам: в 1920 году на речке Кынгырге была устроена лечебница, как сейчас сказали бы - реабилитационный центр для красноармейцев, раненных в Гражданскую войну. В те годы, видимо, "поехать в аршан" стало расхожим выражением: с возвращением Советской страны к мирной жизни военный госпиталь превратился в общедоступный санаторий "Аршан", от которого вниз по склону и вырос посёлок.
В опушку его парка упирается Трактовая улица, идущая через весь Аршан от въезда - по ней мы прошлись в прошлой части. На самом верху - площадь "У Козла" по стоящей на ней скульптуре, где у автокасс и курортной поликлиники улица сворачивает под прямым углом. За углом этим - ворота санатория, по виду - сталинских времён:
Из этих ворот мы в конце поста выйдем, а пока что пойдём вдоль забора, за которым о солдатском происхождении "Аршана" напоминает монумент - пусть и другой войны:
На другой опушке - странное сплетение советских и буддийских скульптур, беседок и субурганов:
В центре - алтарь Белого Старца, древнего духа долголетия и благополучия у монгольских народов, в 17 веке официально "канонизированного" в буддизме:
Белый Старец глядит на главный туристический "пятак" Аршана с шумной парковкой, десятком кафе и торговыми рядами, уходящими вверх вдоль речки Кынгырга.
Вдоль речки, чуть в стороне от неё, на добрый километр тянутся торговые ряды с магнитиками, бурятскими костюмами, саянскими травами, цветными камушками, пантовыми настойками, субстанциями вроде серы (жевательной смолы) или (на кадре ниже) древесной камеди. Торговля даже в октябре кажется бойкой, но в общем для знакомства с здешним колоритом 2020-й был не лучший год - обычно это торжище называют Монгольским базаром. Главный бренд соседней страны - шерсть и изделия из неё: так, одна знакомая иркутянка говорила, что носок из шерсти яка превращает летнюю обувь в зимнюю. Но если в Иркутск товары из Монголии попадают оптовыми партиями, то в Аршан ездили сами монголы с озера Хубсугул, теперь в далёких юртах самоизолирующиеся от ковида.
Между тем, базар сменяется корпусами санатория. Одна из главных здравниц Сибири образовалась здесь в 1934 году, когда родники Чистохина дополнили несколько глубоких скважин. Но этот корпус - может и постарше:
По лесу на трёх террасах разбросано несколько десятков корпусов, а территория "Аршана" как бы не побольше, чем сам Аршан. От базара мы шли по нижней терассе, с которой наверх ведёт несколько лестниц. Одну украшает деревянная птица - вероятно, имелся в виду тотем хонгодоров Лебедь:
Другая лестница - из сталинских времён. С неё начинается подъём к пику Любви, но мы ограничились прогулкой вдоль речки:
В лесу напротив Белой лестницы хадаков (цветных бурятских лент) висит больше, чем листьев, а в беседке сидит ещё один Белый старец:
Аршанский феномен
Одна из легенд Аршана гласит: когда на Земле настанет разруха, лишь в одном месте сохранится человеческая жизнь — у подножия Тункинских гольцов, в предгорье Восточных Саян, где столетие назад появился поселок Аршан. Откуда повелось это предание, не известно, равно как и то, верят ли в него местные жители. Впрочем, загадок у этих мест хватает. Одно не поддается сомнению: аршанская земля удивительна и уникальна, как и те люди, что живут здесь, посреди гор, водопадов и целебных источников, за чьей живительной силой сюда стремятся жители самых разных уголков планеты.
Нектар для страждущего человечества
Если верить другой легенде, то минеральные источники Аршана четыре столетия назад открыл охотник. Во время охоты он ранил лося и пошел за ним по его окровавленному следу. След этот вывел мужчину к источнику, из которого раненый зверь пил воду, после чего рана зажила. Охотник очень удивился и, вернувшись домой, рассказал людям о чуде, которому стал свидетелем.
«Страждущее человечество» поверило в целебную силу источников, и земле этой дали название Аршан, что в переводе с бурятского означает «святая вода». Говорят также, что слово «аршан» происходит от санскритского «рашиани» — нектар, напиток богов.
Нескончаемой вереницей потянулись сюда люди из разных окрестностей и волостей, краев и губерний. Слава о живительной аршанской воде и целебном воздухе гор разнеслась повсюду, и сегодня к подножию Тункинских гольцов едут жители России и зарубежья. Однако самые частые гости — соседи, живущие в Приангарье. Многие из них считают Аршан иркутской землей, хотя поселок входит в состав Тункинского района Республики Бурятия. Однако есть в таком убеждении и доля правды. Долгое время Аршан был в границах Иркутской губернии, и только в 1923 году комиссия ВЦИК по определению границ Бурят-Монгольской республики и по разделу имущества между Прибайкальской, Забайкальской и Иркутской губернии с одной стороны, и Бурят-Монгольской Республикой — с другой стороны, постановила, что курорт Аршан подлежит передаче в распоряжение Наркомздрава Бурятской республики.
Мечта — быть отдыхающим
По официальным данным, население поселка Аршан составляет около трех тысяч человек, хотя фактически здесь проживает гораздо больше людей. Жители соседних районов едут в эти места за работой, которую найти нетрудно. Туристы посещают Аршан почти круглый год, и местные жители хорошо зарабатывают на этом. Сдают приезжим домики и комнаты, продают сувениры, украшения и прочие безделушки. Ходят в горы, где собирают целебные травы и сбывают туристам. Дети торгуют кедровыми орехами, а также пластиковыми стаканчиками и бутылками, в которые туристы набирают минеральную воду из источников. Деньги здесь делают на всем — была бы смекалка. Открывают кафе и столовые, которые в Аршане стоят почти на каждом углу. Несмотря на растущую конкуренцию, в посетителях дефицита нет. Более того, как признается местный житель, предприниматель Игорь Башинов, спрос здесь превышает предложение, как на жилье, так и на другие туристические услуги.
«Молодежь, конечно, уезжает из родных мест. Хотя в последнее время многие стали возвращаться, — рассказывает он. — Курортное место — здесь найдется, чем заняться. Причем это приносит хорошие деньги: за летний сезон средняя семья может позволить себе купить два автомобиля. Особых вложений и физических усилий не требуется — принимаешь семью, создаешь условия. Какую-то профессиональную этику здесь тоже не надо соблюдать: не нравится — уезжайте. Каждый чем-то зарабатывает, и все связано с туризмом».
Популярность этих мест и толпы приезжих накладывают свой отпечаток не только на территорию, но и на людей. По рассказам Игоря Башинова, в те годы, когда он был ребенком, в Аршан приезжала группа ученых, которые изучали феномен аршанских подростков. Местные дети на вопрос, кем они хотят стать, когда вырастут, говорили, что станут отдыхающими. В сознании детей сложилось впечатление, что есть такая профессия — отдыхающий, то есть человек, который беззаботно проводит время в отдыхе, развлечениях, прогулках по горам и водопадам. «Ребенку с детства кажется, что есть определенная категория людей, праздношатающихся. Можно ничего не делать, нигде не работать, а только отдыхать. Дети не понимают, что для этого нужно зарабатывать деньги», — говорит Игорь.
Сам он в детстве тоже мечтал стать отдыхающим. А стал предпринимателем и вместе с другими деятельными аршанцами развивает сферу услуг для туристов и местных жителей. «Время меняется, — размышляет Игорь. — Сейчас здесь стало много пришлых, которые бьют кулаком в грудь, называясь аршанскими. Коренных мало. Но народ здесь сплоченный. Люди приехали отовсюду и были вынуждены находить общий язык на новой для них земле, в новой культуре и более суровых условиях, ведь рядом горы. Здесь сформировалась своя культура, мировоззрение и отношение к жизни совсем другое».
Под защитой божеств
Заместитель главы администрации муниципального образования сельского поселения Аршан Надежда Анчикова — одна из немногих коренных аршанцев. Родилась и выросла в Аршане и уже 27 лет работает в местной администрации. Говорит, что таких же, как она, коренных, в поселке всего 5% от общего числа жителей. Все остальные — приезжие.
По ее словам, часть жителей работают в курорте «Аршан», другие — в санатории «Саяны». «Люди работают, не унывают, — рассказывает Надежда Анчикова. — Наш поселок в районе считается самым богатым, бюджет самодостаточный, живем только за счет собственных поступлений, без дотаций. Радует, что молодежь возвращается. Территория привлекательная, места популярные. Осенью этого года поселку будет 100 лет, готовимся к празднованию».
Недавно администрация взялась за строительство визитно-информационного бюро, куда туристы смогут обращаться за информацией о сдаче жилья. Группа местных жителей организовала туристическое бюро по обслуживанию водопадов, где любят бродить приезжие. С посетителей берут небольшую плату, а собранные деньги идут на благоустройство водопадов: ремонт лестниц, очистку территории от мусора, установку урн.
«Хотим сделать палаточный городок для туристов, ведь многие приезжают и живут в палатках, — рассказывает Анчикова. — Планируем организовать для туристов новый маршрут к горному озеру, которое находится рядом. Услуги нужно развивать».
Самое популярное место у туристов — водопады в ущелье реки Кынгырга. (Название реки переводится с бурятского языка как «барабан, бубен».) Одни говорят, что водопадов в ущелье около сорока, другие считают, что больше двенадцати. На что ни обрати внимание, всюду возникнет множество загадок и вопросов, ответы на которые даже местные не знают. Игорь Башинов считает, что виной тому — байки туристов и гидов-экскурсоводов, которые, желая привлечь внимание к территории, на пустом месте придумывают разные небылицы. «Многие названия нашим достопримечательностям придумали ушлые гиды и туристы. А ведь от этого страдает история целого народа», — сокрушается Игорь.
По вине туристов страдает не только история, но и местность, природа. Это можно заметить, если пройтись по берегу Кынгырги, в ту сторону, где горные тропки ведут к водопадам. Деревья на берегу сплошь увешаны разноцветными ленточками — подношениями местным духам от щедрых туристов. Люди привязывают к веткам ленты, бросают копейки в минеральные источники, не думая о том, для чего это нужно и что это влечет за собой.
«Традиция вывешивания даров в буддизме присутствует, и люди, наверное, считают, что тоже преподносят дар божествам, — рассказывает Игорь Башинов. — Но мы, местные, противники всего этого. С точки зрения буддистской этики такие подношения — нарушение всех религиозных правил: мелких духов нельзя так просто задабривать. Второй момент — в любом случае такое действо должно сопровождаться специальными ритуалами. Нельзя просто так бросать монеты и привязывать ленты на деревья, даже если ты это делаешь из чистых помыслов. К тому же — другое дело, если эти ленты куплены в дацане, освящены. А ведь люди отрывают лоскутки от одежды и думают, что это дар местным духам».
Старожилы Аршана говорят, что нельзя громко кричать возле источников, распивать спиртные напитки, сорить. Старики верят — так можно навлечь на себя гнев духов, живущих в этих священных местах. «Эта земля шаманская, — рассказывает Игорь. — Говорят, здесь обитают главные шаманские божества, под защитой которых находятся не только аршанцы, но жители иркутских земель».
Буддизм пришел в Аршан с юга — из Индии, Тибета. Тункинский район в Бурятии оказался самым последним, попавшим под влияние буддизма. (Даже этот факт делает особенным территорию и ее жителей.) В поселке есть два дацана, где, кроме местных жителей, любят бывать и туристы.
Истина в горах
Есть у Аршана легенда о горах, которая могла бы стать объяснением особенности людей, живущих у подножия Тункинских гольцов. Легенда эта о Пике любви — самой близкой к поселку вершине, которую любят покорять туристы. Второе название горы — Пик любви и смерти. Согласно легенде, в давние времена в одном улусе полюбили друг друга парень и девушка. Но старики сказали, что любовь их порочна, поскольку они находятся в тесном родстве, и браку между ними не бывать. Тогда решили влюбленные подняться в горы, чтобы поднести богам дары и попросить у них разрешения быть вместе. Долог и труден был их путь, и когда взошли они на вершину, то увидели, как прекрасна их земля, и иначе посмотрели на мир и друг на друга. Девушка, глядя на парня, увидела лицо другого мужчины — своего настоящего суженого. Парень, глядя на возлюбленную, не заметил былой красоты, а увидел лишь печаль своих родных о нем. Оба поняли, что горы показали им истину. С тех пор считается, что стоит смелому и отважному человеку подняться в эти горы, там он встретится с собой настоящим и по-другому посмотрит на мир.
Евгения Липина, издательство "Восточная Сибирь", июль/октябрь 2012
Водолечебный курорт «Аршан»:
2 ОТЗЫВОВ ТУРИСТОВ
Аршан — считается курортом, но, на мой взгляд, сюда приезжают в первую очередь чтобы посмотреть на суровую и величественную природу. В Аршане не понравится любителям пятизвёздочного комфортабельного отдыха, условия всё же не те, скорее Аршан больше подойдет для пеших туристов. Вот и мы с приятелем, любители пешего туризма и спонтанных путешествий твердо решили, что нам на 100% подходит Аршан. И не прогадали)
Ещё издали Аршан встречает нас величественным силуэтом Саян. В общем-то ради гор сюда и едут туристы. В подножье устроился небольшой посёлок, его название в переводе с бурятского означает «целебные воды». Но обо всем по порядку.
Территория курорта очень живописна. Около источников стволы сосновой рощи по бурятскому обычаю обвязаны хадаками — жертвенными лентами материи в знак благодарности от излечения.
У входа в парк разбит рынок, на котором продают изделия из шерсти верблюда и яка, все из Монголии. Здесь можно купить пледы, кофты из кашемира, жилеты и пряжу из верблюжьей шерсти, а также кожаные кошельки, ремни и прочее. Ну и мы тут прибарахлились малеха, как два старых деда прикупили себе козырные домашние тапки. Вообще вдоль центральной тропки лотошников полно продают всякие сувениры, тюбитейки, магнитики, орехи, серу, травы лечебные. Также на территории парка находятся источники с минеральной водой разной температуры, жутко не вкусные набирай сколько влезет все бесплатно.
На следующий день после приезда мы решили пойти на водопад. Нас предупредили, что дорога очень сложная и дальше первого водопада большинство не ходит. Но мы, конечно же не как все) Тропа к водопадам идет все время вверх вдоль реки. Виды удивительные.
До первого водопада дошли быстро и без потерь) На входе встречает медведь, не настоящий конечно, но тоже прикольно). Т. к. мы пошли рано, то людей не было, только еще две группы нас догнали. И вот они куда то дальше рванули, хотя тропа кончилась и видимого прохода не было. Конечно же мы «упали на хвост» вверх идущим, и двинули за ними. Дальше подъем практически вертикальный, и дорога становится намного сложнее. Преодолевшим этот сложный маршрут откроется тааакой вид на долину и ущелье, что эти впечатления окупят все труды.
Полюбовавшись видами, мы отправились дальше, в путь, теперь в низ, в ущелье к речке Кынгырга. Тропа удобная, по склону. Вода кристально чистая и вкусная. Дальше весь путь по ущелью временами по мостикам, то на одну сторону то на другую. Виды открывающиеся с каждым шагом все лучше и лучше. В общем восторг и восхищение! По пути встречаются лиственницы с прикольными стволами, Сибирская хвойная пальма)
В тот день даже до «ледников» добрались, толщина льда около полу метра и это летом! До плато не дошли, подъем всё же изматывает.
Вечерком, после такого похода разорились на баньку, которая оказалась очень к стати, мышцы уставшие расслабить! В общей сложности провели на Аршане 4 дня. Местные — доброжелательные и спокойные люди. Вы можете ехать на Аршан в любое время, когда Вам удастся вырваться из тесного города, Вы всегда найдёте жильё в Аршане, с этим проблемы не будет. Но я бы всё же посоветовал бы приезжать сюда в начале октября: людей меньше, не так жарко, а осень на Аршане надо видеть… Всем любителям родных просторов рекомендую горную Бурятию — посёлок Аршан!
Почему Подголец стал Аршаном
Для выяснения этого вопроса я изучила литературу, разговаривала со старожилами. Многие говорили то же самое, что я нашла в литературе.
Мне понравился рассказ Токмаковой Л.С.. Оказалось, что Любовь Степановна Токмакова, библиотекарь нашего лицея, тоже интересовалась этой темой и собрала уникальный материал со слов старожилов. Я узнала много интересного и нового об истории нашего села.
Наше село называется Аршан, что в переводе с бурятского означает "целебная вода". До открытия минеральных вод село называлось Подголец, т.к. расположилось у подножия Саянских гольцов, на берегу горной и шумной реки Кынгарга, что в переводе на русский язык означает "бубен". Бурные воды Кынгырги использовались для водяных мельниц. Поэтому первыми жителями села были мельники. Из воспоминаний старожилов Аршана Сороковикова Степана Ивановича и Серебренникова Алексея Петровича, первая мельница на реке Кынгарге просуществовала до 1890 года. Ее владельцем был приехавший откуда-то мельник, по фамилии Шпак. В то время по обоим берегам Кынгарги шумела глухая тайга, где бродили медведи, и куда еще не ступала человеческая нога. Это был край глухой, но чудной, не тронутый ни кем. Хозяином этих мест тогда был медведь. Не боялся он человека. Рассказывают, что однажды медведь подошел к дому Шпака. Увидев на дворе корову, он бросился на нее. Услышав на дворе шум, хозяин выбежал из дома с топором в руке. А медведь, завидя человека, оставил корову и кинулся на хозяина. Не смог Шпак побороть Хозяина тайги, задавил его медведь.
Долго тайга не поддавалась человеку. И люди боялись глуши, долго не поселялись в селе Подголец. Но красивое место, богатое птицей и дичью, постепенно заселялось народом. По берегу Кынгарги появились мельницы. По словам старожилов села Серебренникова А, Воронина и Сороковикова С, после Шпака мельницу построил в 1890 году богатый казак Пермяков. Сам Пермяков жил в Зактуе, а в Подгольце он имел мельницу, держал мельников. Вторую мельницу построил Усольцев Михаил Иннокентьевич. Еще одна принадлежала Попову Ефиму. Общее количество мельниц составляло 28. Частные мельницы просуществовали до 1938 года. Потом начали строиться колхозные мельницы. Из архивных материалов удалось узнать, у кого были мельницы.
3. Заселение села Подголец началось с левого берега. Это связано со строительством на левом берегу мельниц. На правом берегу до 1912 года стояла тайга и проходила дорога на мельницы. А в 1912 году произошло сильное наводнение. Было снесено несколько домов. После этого случая началось заселение правого берега реки Кынгырги. Первым поселенцем на этой стороне реки был Роман Серебренников, по прозвищу Санжей. По имени Романа и назвали южную часть села "Романовкой". Роман Серебренников, поселившись в южной части села, выбрал место для кладбища, где и был похоронен первым.
В те времена в районе сегодняшнего курорта стояли частные дома Усольцева Иннокентия, Сороковикова Федора Федоровича, Сороковикова Ивана Федоровича, Попова Ефима, Усольцева Михаила Иннокентьевича. Жители Зактуя: Полубенцев Иннокентий Григорьевич, Тюменцев Сергей, Пермяков Павел, Шевцев имели свои дачи. Комнаты сдавали отдыхающим по цене 25 рублей ( на эти деньги в то время можно было купить паровоз. На территории, где теперь стоит СВТ стояли духовные дома. Нынешняя Курортная контора была церковью. На месте курзала была расположена усадьба Симона Кобеца, который потом построил дом в Романовке , где и умер, не дожив месяц до 100 лет.
До начала революции в Аршане проживало около 30 семей. В основном это были семьи хозяев мельниц, а хозяева дач сами жили в Зактуе.
Мне удалось найти в архивных материалах фотографии домов мельников. (См. презентацию)
Открытие целебного источника
Для выяснения этого вопроса я изучила литературу, работала в Интернете с мамой, сравнила рассказы жителей Аршана с изученным материалом.
Известный исследователь Геннинг-Михелис в 1897 году посетил долину реки Кынгарги и обнаружил у источника балаган и примитивные беседки, где располагались больные, ищущие избавления от желудочных болезней. В этом же году он опубликовал статью «Минеральные воды Аршана» в Трудах Географического общества Иркутской губернии, в которой подробно описал минеральные источники.
В 1898 году Я.А Чистохин возбудил ходатайство об отводе ему в пользование на 24 года источника кисло-содово-железистых вод в вершине реки Кынгарги. Просьба священника была удовлетворена, для обустройства лечебного курорта Чистохину отвели 25 десятин земли около источника. На реке Кынгарга, у «Аршана» начинает строительство дачных домов для сдачи приезжающим на лечение людям. В дальнейшем, по мере развития курорта и поступления других ходатайств от частных лиц на получение земельных участков, были приняты особые меры по охране источника и изъятия из свободного пользования инородцами окружающего леса и земель.
Первые врачебные исследования за лечебным действием источника были проведены в 1908 году врачами Г.И. Кропачевым, С.В. Виноградским, военным врачом Трусовым, а так же А.В. Львовым, профессором Иркутского университета. Их работа, как наиболее полное и серьезное исследование Аршанского источника, сыграла важнейшую роль в его истории. Все последующие исследования «Аршана» так или иначе опирались на данные, представленные Львовым и Кропачевым в своем отчете.
До советской власти «аршанские источники» находились в ведении иркутского управления государственных имуществ, эксплуатировались частными лицами и особого развития не получили. Не были построены общественные здания и жилые помещения. Были возведены лишь ворота, две купальни, несколько беседок и лавочек. В таком состоянии Аршан находился до Октябрьской революции. 20 марта 1919 года Декретом Совета Народных Комиссаров за подписью В.И. Ленина лечебная местность была национализирована. Вскоре были возведены первые общественные постройки на 300 мест, предусмотрен штат медицинских работников, утверждена смета расходов. Первыми врачами на курорте в советский период были Никольский и А.Г. Трубачеев.
Официальной датой рождения курорта «Аршан» считается 20 марта 1920 года, когда отделом здравоохранения Иркутского губернского революционного комитета было принято Положение о санаторно - курортной секции. В этом же году сюда переехал военный новониколаевский госпиталь из Новосибирска. Госпиталь разместился в белом бараке-домах почтово-телеграфного ведомства, в духовном санатории и частных домах и дачах. Госпиталь на территории села действовал два года, а за тем был эвакуирован. После этого все частные дома и дачи перешли в распоряжение курорта.
С 1923 году при определении границ Бурят-Монгольской Республики Комиссия ВЦИК постановила передать курорт «Аршан» в распоряжение Наркомздрава Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики. С этого времени на курорте началось планомерное строительство. Были возведены поликлиника, летний театр, павильон для раздачи минеральной воды. В 1928 году были построены главный корпус на 200 мест, деревянное ванное отделение для углекислых ванн, физиолечебница.
Основным лечебным фактором курорта в те годы являлись холодные углекислые воды, применяемые как для питья, так и для ванн.
Приехавший на постоянное место жительства в Аршан Максим Максимилианович Воат, человек весьма грамотный, начал строительство электростанции на реке Кынгарга. Работала она круглосуточно. Сначала была использована динамо-машина, а потом стали использовать турбину. Так же он возглавил работы по строительству пилорамы, была построена метеостанция, здание курзала.
Легенды и предания об Аршане
Существует несколько легенд об обнаружении источника, вот одна из них:
Давно это было - почти четыре столетия минуло с той поры. Ранил охотник лося и пошел за ним по окровавленному снегу. Долго он шел. Капельки алой крови указывали путь. И вот охотник нагнал лося и видит: нога, где рана была, и перебитые выстрелом рога лось в воде мочит. Смотрит охотник и удивляется - рога медленно растут, увеличиваются. И кровь из раны сочиться перестала. Смотрит охотник, как зачарованный, темнотой уже окутался лес и таинственный ручей. Звезды на небе зажглись. Решил охотник заночевать. Костер развел. Чай вскипятил. А вода - то, где олень рога мочил да ногу лечил, для чая не годится! Умылся охотник той водой, силы у него пришли. Поблагодарил духов тех мест, и пошел к себе в улус, рассказать про чудеса!
. Бушуют реки там, грохочут водопады,
Питают родники их вечные снега.
И выше облаков вздымаются громады,
Едва до пояса одела их тайга.
Кристина Лаврентьева, ученица 6 класса АЛИ
Рисунок: литография Бориса Лебединского "Мельница в Аршане", 1920-е годы
Аршан
Поселок Аршан насчитывает чуть более 2400 человек. Но, несмотря на такое малое население, он широко популярен в стране, как курорт с минеральными водами. Сюда приезжают отдыхать в санаториях для лечения заболеваний. Некоторые туристы просто снимают домик или ставят палатку рядом с селением. Красота горных массивов и дикая природа привлекает любителей пеших походов. В поселке расположено два крупных санатория: "Саяны" и "Аршан". Из них открывается потрясающий вид на вершины, покрытые снегом, и горную реку.
Основой лечения является употребление углекислых, слабокислых и других видов термальных вод. Здесь предлагают, в том числе и грязевые обертывания, являющиеся хорошей профилактикой болезней суставов. Особенностью минеральной воды является различный уровень температур. Есть холодные до 11 градусов и горячие до 45. Для туриста предложен большой перечень процедур. Во-первых, можно пить минеральную воду, что лечит проблемы с желудком и мочеполовой системой. Во-вторых, принимать ванны и души. Говорят, что вода хорошо впитывается через кожу организмом. Есть также лечение климатом и физиотерапия.
Свежий горный воздух для многих становится лучшим лекарством. Принимают санатории круглый год. В переводе с бурятского название поселения означает "целебная вода". Местные жители долгое время были язычниками, поклоняющимися окружающей природе. Поэтому неудивительно, что возле источников стоят сооружения для моления. Флора Аршана очень разнообразна, его окружает смешанный лес. А хребет высотой 1800 метров, возле которого находится поселение, настолько красив, что по праву сравнивается со швейцарскими Альпами. Возле города лес преимущественно хвойный, здесь и сосна, и ель, и кедр. Дальше в долине можно встретить рябину, яблони, черемуху. Богатая флора окрестностей привлекает много туристов. Здесь можно увидеть северного оленя, лося, соболя. Однако без проводника далеко заходить не стоит, так как медведи, волки и рыси тут тоже водятся.
История Аршана
В конце 19-го века представитель миссионерской церкви, сообщил, что недалеко от современного Аршана обнаружен источник воды с высоким содержанием железа. Он отправил пробный экземпляр воды в иркутскую лабораторию. Видимо ему также были свойственны качества бизнесмена, потому через два года после этого события, священник подал запрос о предоставлении ему в свободное пользование источника на 24 года.
В начале 20-го века губернатор Иркутска издает приказ о выделении земли для создания курортной зоны и лечебных учреждений. Поэтому к 1911 году селение получило более 970 десятин земли. Многие ученые активно исследовали Тункинскую долину. Больше всего ей интересовались геологи. Например, Михелис еще в 1897 году упоминал о кустарных санаториях, где людей, страдающих желудочными болезнями, пытались лечить минеральной водой.
Через десять лет географическое общество России подробно исследует геологию окрестностей и берет пробы воды из источников на анализ. После прихода советской власти здания курортов были национализированы и переданы введенье государства. На тот момент больших построек было только три, остальными были обыкновенные домики. Специально созданных курортных зданий не было.
В 1928 году строится первый корпус, где можно принимать ванны из минеральной воды. В это же время создается санаторий для лечения туберкулеза костей. Для их обслуживания на реке строится примитивная гидроэлектростанция. Курорт расширялся, а количество отдыхающих возрастало. После войны начинают проводить гидрогеологические работы для расширения количества скважин, так как имеющиеся не справляются с возросшим потоком посетителей. А в начале 50-х годов курорты меняют график работы на круглогодичный. В связи с этим количество отдыхающих увеличивается почти в двадцать раз, а медработников в десять.
Водолечебный курорт «Аршан»: рейтинг =
- №2 из 35 достопримечательностей Аршана
- №3 из 156 достопримечательностей Бурятии
- №583 из 6817 достопримечательностей России
Читайте также: