Как помпеи стали курортом римской знати
Величайшая катастрофа античного мира через 2 тысячелетия стала беспрецедентным подарком для археологов.
Римляне и греки
Римляне — прямые наследники древних греков. У них общие боги и мифические герои, а римское изобразительное искусство базировалось на греческих образцах.
Сохранились прекрасные образцы настенной живописи о самом знаменитом герое греческой мифологии Геркулесе: «Геркулес и Омфала» из Дома Марка Лукреция, «Геркулес и Несс» из Дома Кентавра в Помпеях, «Геракл и Деянира» из виллы Ариадны в Стабиях; и об Ахилле, герое и участнике Троянской войны в росписях «Ахиллес на Скиросе» и «Ахиллес и Брисеида».
От древнегреческой живописи до нашего времени дошло очень немногое. Сегодня представление о ней как раз и дают копии с греческих подлинников на росписях римских городов, разрушенных в результате извержения Везувия. Какая ирония судьбы! Если бы Помпеи, Стабии и Геркуланум не были бы погребены под слоем пепла, оказавшимся природным консервантом, безжалостное время не пощадило бы ни росписей, ни домов, ни улиц, ни многочисленных предметов, принадлежащих жителям древнего города.
Катастрофа
Несмотря на то, что извержение Везувия нельзя назвать неожиданным, жители разрушенных городов не были готовы к такому исходу. За 17 лет до трагедии уже было землетрясение, которое можно назвать предупредительным. Многие здания пострадали, но оно было не очень сильным и породило не панику, а строительный бум, став поводом для многих домовладельцев обновить интерьеры и внешний облик вилл и дворцов.
Горожане, проживавшие у подножия вулкана, привыкли к возникавшим время от времени толчкам и считали, что многочисленные всесильные боги, которым они строили храмы и святилища, не дадут им пропасть. Но извержение вулкана на этот раз было таким сильным, что города буквально за сутки были полностью засыпаны лавой из пемзы, образовавшейся в жерле Везувия, а пепел через Средиземное море долетел до Египта.
Находки археологов
И уже во время работ археологи поняли, что город сохранился в удивительно хорошем состоянии. Уцелели дома и крупные объекты, а также, что совсем удивительно, некоторые продукты питания и предметы искусства, в частности настенные росписи. Большинство помпейских фресок представляют собой натюрморты и портреты, изображения религиозной тематики и пикантные сценки.
Не менее примечательные открытия ждали впереди. В 1863-м археолог Джузеппе Фиорелли обнаружил пустоты, или полости, в пепле, соответствующие телам жертв. За много столетий органические вещества разложились, от тел остались только кости. А масса, окружавшая тела, приобрела плотную структуру, которая как бы «облегала» пустоты, повторявшие форму тела.
Позже эти полости исследователи начали заливать гипсом, получая слепки человеческих тел в момент гибели. Сейчас для этих целей также используют смолу. Помимо людей, были обнаружены пустоты, соответствующие животным, например, свиньям и домашним псам.
Были ли Помпеи известным курортом Древнего Рима
В комментариях к одной из наших статей про Помпеи читатель назвал этот город "курортным". Это не так, и мы расскажем, почему.
Курорт, как известно, это место, где можно не просто отдохнуть или полечиться, но где есть инфраструктура для обслуживания именно таких запросов населения.
Самым известным курортом региона Кампания, где находятся Помпеи, были Байи - огромная территория, застроенная предназначенными под отдых на водах сооружениями, природные источники и рядом море. Байи неоднократно упоминаются в античных источниках, особенно в поэзии, как место расслабленного отдыха богачей и курортного разврата. Даже сейчас развалины археологической зоны Байи убедительно доказывают, что здесь не было лишних зданий и в то же время он - не обычный городской банный комплекс.
Археологический парк в Байях (совр. Баколи) Археологический парк в Байях (совр. Баколи)В отличие от Бай Помпеи очень редко упоминаются в дошедших до нас образцах античной литературы. Чаще всего - во время описания военных кампаний как один из городов Кампании, который принадлежал италикам. План города довольно обычен для тех поселений, что выросли вокруг какого-то древнего ядра.
На нем видны наиболее ранние районы застройки - это условно "старый город" (район форума) и "культовый центр" (район театров). Большая же часть города застроена по гипподамовой системе - улицы пересекаются под прямым углом, кварталы "нарезаны" прямоугольниками.
План Помпей План ПомпейХотя город обладал всей необходимой для жизни нескольких десятков тысяч человек инфраструктурой, двумя портами и сельскохозяйственной округой, для отдыха приезжих он был приспособлен не больше других приморских городов.
Несмотря на то, что археологи нашли в Помпеях шесть банных комплексов, исключая небольшие частные, одновременно в последние десятилетия существования города там работало только три. Для предположительного количества населения в 20-30 тысяч (без учета приезжих) это не так уж много.
Одно из помещений Форумных терм в Помпеях Одно из помещений Форумных терм в ПомпеяхГостиниц, где могли бы останавливаться приезжавшие отдохнуть, найдено несколько десятков. Трудно теперь оценить их фешенебельность, но никакой особенной отделки в них не было. Судя по надписям, двое богачей внаем сдавали целые кварталы недвижимости, в одном из них были даже баньки. Единственная надпись предлагала нечто курортное типа "терм с морской водой", но археологи пока не смогли "привязать" это объявление к конкретному сооружению.
Зато в городе было много производств, рассчитанных на стороннего покупателя, а не на внутреннее потребление: пекарни с мельницами, винодельни с виноградниками, фуллоники, где делали ткани и одежду, а также занимались стиркой и приведением в порядок готовой одежды, изготовители красок и т.п.
Ванна в фуллонике Стефана в Помпеях, переделанная из имплювия Ванна в фуллонике Стефана в Помпеях, переделанная из имплювияЕщё одна сфера занятия помпейцев - услуги. Это и всевозможные едальни разного направления, и те же фуллоники, и лавочки, и бродячие торговцы, и мастерские по починке всего.
Особое направление обслуживания населения - это сексуальные услуги. Дам, оказывавших их, было много в любом древнеримском городе. Места, где они ждали клиентов, были настолько разнообразны, что категории проституток получили названия от этих мест. Например, существовали даже кладбищенские и "те, что под аркой". В Помпеях найдено немало мест, где такие дамы могли бы обслуживать клиентов - чаще всего это небольшие комнаты со входом с улицы. Но проститутки могли работать и при харчевнях, и при гостиницах, и при банях.
А ещё в Помпеях был единственное здание, предназначенное под это дело - лупанарий с каменными кроватями "в номерах" и соответствующей отделкой в виде эротических фресок. Однако количество дам лёгкого поведения, которое могло работать в этих местах, вряд ли было рассчитано на большое количество приезжих.
Единственное здание в Помпеях, которое считается лупанарием. Второй этаж, как предполагают археологи, был или жилым, или VIP-зоной Единственное здание в Помпеях, которое считается лупанарием. Второй этаж, как предполагают археологи, был или жилым, или VIP-зонойВ общем, Помпеи были обычным провинциальным городом, не самым маленьким, как Геркуланум, но и не крупным типа Капуи. В нем можно было пожить и отдохнуть приезжему, но ехать в Помпеи ради отдыха, как кажется, никому бы не пришло в голову (если речь не идёт о собственной вилле в окрестностях города).
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены" ! У нас много интересных материалов по истории и археологии.
Место, застывшее во времени: судьба города Помпеи
Древний город Помпеи – одна из самых интересных археологических достопримечательностей мира. Он расположен у подножия вулкана Везувий, рядом с Неаполем, на юге Италии.
В Помпеях отлично сохранилась застройка, характерная для процветающего римского города. По иронии судьбы, именно вулканический пепел, накрывший город слоем в несколько метров после извержения, позволил старинным постройкам уцелеть до наших дней. Под этим «одеялом» из пепла Помпеи сохранялись до XVIII в. На протяжении 17 столетий никто не видел этих улиц, домов и человеческих останков.
Древний город Помпеи: от осков до Ганнибала
Уже древние высказывали разные мнения о происхождении названия Помпей. Одни возводили его к триумфальному шествию (помпе) Геркулеса после победы над Герионом. Другие — к оскскому слову «пять» (пумпэ). Согласно последней версии, Помпеи были образованы в результате объединения пяти общин.
По мнению писавшего в 1-м веке н. э. географа Страбона, город основали оски. Позже их покорили этруски, которые, в свою очередь, пали под натиском греков, передавших впоследствии город самнитам — народу, родственному оскам. Это произошло в 5-м веке до н. э. Археология фиксирует упадок городской жизни в этом столетии. Возможно, Помпеи на какое-то время были заброшены.
В 4-м веке до н. э. Помпеи стали частью Самнитской федерации. Город служил портом для самнитских городов, располагавшихся выше по реке Сарно. Тогда же между Римской республикой и самнитами прошла серия войн. В 310 г. до н. э. недалеко от Помпей высадился римский десант. Они опустошили земли соседней с Помпеями Нуцерии, однако недолго радовались награбленному. Жители сельской округи города напали на возвращавшихся с добычей легионеров, отняли всё и загнали их на корабли.
Тем не менее римляне победили и покорили самнитов и их союзников. Отныне Помпеи наряду с другими кампанскими городами стали частью Римско-италийской конфедерации. В городе сохранялось самоуправление. Помпеи должны были союзничать с Римом, а также предоставлять вспомогательные войска.
В эпоху самнитов Помпеями управлял городской совет. Верховная власть принадлежала должностному лицу meddissa tuvtiksa, что переводят как «градоправитель». Особенное внимание уделялось строительству. Основными связанными с ним вопросами ведал совет, а контроль и оплата работ были в ведении квайстура (или квестора) — должностного лица, отвечавшего за казну.
Присоединение к Риму дало толчок развитию города. Его население увеличилось, возникли новые общественные постройки — храмы, театры, бани. Появились роскошные особняки, в том числе и знаменитый «Дом Фавна», на стене которого сохранилась фреска с изображением битвы македонян и персов при Иссе.
Ещё одним стимулом развития Помпей стала война Рима с Ганнибалом. После перехода через Альпы и побед над римскими войсками карфагенский полководец вторгся в Кампанию. Капуя, сильнейший город региона, перешла на его сторону. Нуцерия сохранила верность Риму и была за это уничтожена Ганнибалом. В ходе войны римляне взяли Капую и покарали неверного союзника.
Сами Помпеи не были взяты карфагенянами и стали убежищем для беженцев из других кампанских городов. Это и объясняет рост городского строительства в конце 3-го века до н. э.
Элита кампанского города получила свою долю богатства от экспансии Рима в Средиземноморье во 2-м веке до н. э. Сохранились свидетельства о контактах помпейских купцов с восточными рынками. В частности, с островом Делос. В сами Помпеи стали попадать восточные пряности.
Жизнь до гибели
Города, процветавшие во времена Римской империи у подножия Везувия в начале первого тысячелетия, имели все атрибуты больших поселений того времени — языческие храмы, форумы и амфитеатры для театральных представлений и гладиаторских боёв, торговые лавки, ремесленные мастерские, термы и лупанарии — тогда так назывались публичные дома. На площадях били фонтаны, а по мощёным улицам проносились колесницы.
Дома были богато украшены мраморными статуями, фресками и мозаиками с изображениями античных богов, мифических и реальных героев, а также со сценами из жизни горожан, натюрмортами и портретами самих римлян.
Настенная живопись использовалась везде: в общественных зданиях, частных домах, военных сооружениях и гробницах. Некоторые росписи выглядели, как картины в рамах, другие занимали всю поверхность стены или, напротив, незначительное место в центре панелей, окружённых орнаментом. Для облегчения работы с заказчиком у дизайнеров того времени были каталоги с картинами известных художников, откуда брались сюжеты и делались копии для фресок и мозаик.
Извержение Везувия
Роковое событие произошло предположительно 24 октября 79 года н. э. (прежде считалось, что двумя месяцами ранее, в августе). Незадолго до извержения, уничтожившего Помпеи, горожане уже испытали серию небольших подземных толчков. Однако подобное в этом сейсмически активном регионе происходило постоянно, так что жители не испытывали особого беспокойства.
Спустя несколько дней наконец произошло извержение, причем необычайно мощное. Из жерла Везувия вырывались пирокластические потоки – смесь пепла, вулканических газов и обломков горной породы. На огромной скорости эта чудовищная раскаленная масса покатилась к городу. Через несколько часов Помпеи оказались накрыты слоем пепла и так называемой лапилли – породы, напоминающей по структуре пемзу.
Одним из очевидцев страшного события стал Плиний Младший, древнеримский писатель и государственный деятель. Благодаря сделанным им записям мы можем представить, как выглядел город в этот страшный час. Плиний писал:
«Широкие столпы пламени вырывались из жерла Везувия, они казались еще ярче и ослепительнее во мраке. Во всем мире был разгар дня, но там [в Помпеях] тьма была темнее и гуще любой ночи».
Массивное облако пепла накрыло собой все и всех. Точное число жертв извержения неизвестно, но примерное число погибших в Помпеях – 2 тыс. человек.
Два этапа создания Помпей
Сначала посмотрим на засыпание Помпей, ставшее для наших современников эпохальным катастрофическим событием благодаря произведениям литературы, живописи, кинематографа, с другой стороны.
Везувий засыпал городки на склонах и забирал человеческие жизни в течение всей истории, регулярно и непрерывно, это заурядное событие для вулкана. А люди так же регулярно заселяли его склоны, потому что катастрофы случались не при каждом поколении, и еще потому, что это прекрасная земля, а вулканический пепел - замечательное удобрение для виноградников и садов. Последние катастрофические извержения были уже в эру фотографий.
При извержении 1872 года были завалены лавой и пеплом городки Масса-ди-Сомма и Сан-Себастьяно-аль-Везувио, были жертвы.
В извержение 1906 года 105 человек были погребены в церкви Сан-Джузеппе-Везувиано, лава и пепел накрыли городок Октавиан, всего жертвами стало 300 человек.
Начиная с первого надежно документированного извержения 1631 года было 52 извержения, не раз засыпались городки, были жертвы.
Два из таких городков, Помпеи и Геркуланум, наполненные технологиями, предметами, произведениями искусства, соответствующими 16 веку, и были сделаны древними памятниками в порядке создания истории и унесены в античность.
Помпеи, нормальный жилой город, есть на первом в мире атласе мира Ортелиуса, в монументальном труде Theatrum Orbis Terrarum, памятнике европейской картографии 1570 года. В отличие, например, от Пальмиры-Тадмора в любом написании, или [ великих древних Афин, которых еще вообще не было на карте. ] великих древних Афин, которых еще вообще не было на карте.
С какой стати вообще картографы будут наносить город, полторы тысячи лет как погребенный, который к тому же и откроют еще через 300 лет? Да ни с какой.
Только ленивый не писал о засыпании Помпей и Геркуланума в 1631 году. Повторяться не буду. Вот эта прекрасная работа Непоследний день Помпей в основном охватывает все факты, подтверждающие это. Я только дополню ее деталями, недопрописанными автором, и покажу парочку наглядных свидетельств, о которых никогда не пишут ни академические, ни альтернативные историки.
Автор верно замечает, что все древние свидетельства об извержении 79 года, вошедшем в мировую историю и культуру, идут от письма древнеримского историка Плиния Младшего древнеримскому историку Тациту. В нем не упомянуты ни Помпеи, ни Геркуланум, ни год извержения, все это историки "вычислили" окольными путями. Это просто высокохудожественный рассказ о гибели престарелого дядюшки, древнеримского историка Плиния Старшего во время извержения Везувия от удушья. Беллетристический текст, типичный для художественной прозы и меньше всего соответствующий историческим, публицистическим, полемическим текстам того же Плиния. Прочтите его, он короткий.
Важно отметить, что и оба Плиния с Тацитом, и письмо Младшего появились в эпоху Возрождения. Конкретно письма Плиния Младшего в полной комплектности впервые опубликованы в 1502 году.
Учитывая, что в этот же исторический период были явлены не только Плинии и античное извержение Везувия, но и практически вся античная литература - источник фактов античной истории, этот период и следует признать временем создания античной истории. Сначала история делается в литературе, затем в натуре - единое правило на все времена, справедливое в отношении всех топовых памятников истории, от Великих пирамид до Стоунхенджа и гигантских статуй острова Пасхи. Ну а в натуре античный городок был явлен еще через два с половиной века раскапыванием реально занесенного города эпохи чугуна. Причем, открывший Помпеи в 1748 году военный инженер Роке Хоакин де Алькубьерре и не думал, что раскапывает Помпеи, а раскапывал другой город. С Помпеями связал раскопки следующий инженер-археолог Франческо Ла Вега только в 1763 году.
В части сравнения фрески из Помпей и картины Рафаэля "Три грации" автор смотрит узковато. Совпадение сюжета и стилистики картины и фрески - это очень далеко не всё. На это совпадение следует взглянуть шире.
Три грации. Фрески из Помпей, 1 век н.э.
Мозаика из Помпей. 1 век н.э.
Римский театра Сабрата, Ливия, 2 век н.э.
Та же Сабрата. Римская мозаика.
Римская мозаика. Археологический музей Каталонии, 3 век н.э.
Мозаика из г.Рима, 4 век н.э.
Римский барельеф 3 века н.э., Тунис.
Мозаика римских терм в Нарлыкую (Турция) времен первого западноримского императора Гонория (384-423).
Римская копия императорского времени с эллинистического оригинала. Лувр, 2 век н.э.
Тот же Лувр, барельеф рядышком стоит, 2 век н.э.
Ватикан, 2 век н.э.
Метрополитен-музей, 2 век н.э.
Достаточно древностей. Обобщая: был период поздней античности, когда один сюжет в одной стилистике изображался мастерами изобразительных искусств разных жанров повсюду в Древнем Риме, на уровне от шедевров до ширпотреба. Ни до этого не было этих произведений, ни после, до самого Возрождения. Посмотрим на него.
Франческо дель Косса. Фрагмент картины "Триумф Венеры". 1469-1470.
Сандро Боттичелли. Фрагмент картины "Весна", 1482.
Портретные медали Никколо Фиорентино, 1485-1486.
Пародия Альбрехта Дюрера. Четыре ведьмы. К трем богиням добавлена Эрида, богиня раздора. 1497.
Маркантонио Раймонди. Гравюра на основе рисунка Рафаэля. 1500-34.
Рафаэль Санти. 1504.
Агостино Бусти. Деталь памятника поэту Ланчино Курцио в Милане, 1513.
Антонио Корреджо. Фреска в Сан-Паоло, Парма. 1519.
Джорджио Андреоли. Итальянская люстровая майолика, 1525.
Якопо Понтормо, 1544.
Франческо Приматиччио, 1550.
Джованни Баттиста Нальдини. 1560-1564.
Алессандро Аллори, 1570-1590.
Франческо Морандини, 1570.
Якопо Дзукки. 1575-1576.
Вентура Салимбени, конец 16 века.
Дирк де Квад ван Равестейн, около 1600.
Две картины Ван Аахена, 1604.
Ван Харлем, 1622.
Много граций написал Питер Пауль Рубенс. Три из них.
1630 год.
Леонхард Керн. Около 1650.
Николя Коломбель. 1697.
И так далее, и так далее, и так далее.
Это беглый поиск.
Что мы видим, помимо полной сюжетной, композиционной, стилистической идентичности античных (и помпейских) и средневековых произведений? Первым делом: все произведения из одного времени. Второе: что речи быть не может про то, что кто-то где-то подсмотрел и воспроизвел забытую на тысячу лет композицию, мы отдаленно не видим какой-то подсмотр, а видим широчайшую традицию. Она возникла в 15 веке, развилась, широко охватила все жанры изобразительного искусства, обосновалась и в керамике, и в мемориальном зодчестве, и в медальерном искусстве. Живописцы модные включали композицию в разные сюжетные картины, живописцы великие оттачивали мастерство и тренировали руку. Наконец, третье: большая закостенелость, заданность, каноничность античных композиций, среди которых есть и шедевры, ничем не отличающиеся от шедевров Возрождения, и есть простая халтура, всем обликом говорящая, что это ремесленный заказ.
Из всего совсем простой вывод: в Возрождение создавалось и искусство для современников, и древность.
Масштабность античных композиций говорит о том, что тогда же и началась программа создания истории; несколько скульптур сделаны большими художниками, большинство - художниками-ремесленниками под заказ. Помпеи же были живым городом, и тамошние толстосумы, по обычаю провинциальных толстосумов всех широт и времен, украшали свои виллы и общественные здания добротным высокохудожественным кичем. С тем и стали частью истории мифического Древнего Рима.
Еще одна мозаика, считаю, незаслуженно забыта серьезными исследователями, хоть и затаскана по сетям. Знаменитая мозаика с ананасом из дома Эфеба.
Ни один академический ученый, насколько знаю, ничего еще не сказал про фрукт, доставленный в Европу из Нового Света в эпоху Возрождения, совпавшую с эпохой великих географических открытий. Сетевые ученые придумали забавное объяснение: ананас - это шишка пинии, итальянской сосны, которая на Аппенинском полуострове всегда была.
На вопросы
- почему созревшая шишка пинии с орешками, готовыми к шелушению и употреблению, никаким местом не похожа на ананас помпейской мозаики;
- где у нее ананасовый хвостик;
- что вообще может делать шишка для шелушения в вазе с фруктами;
сетевые ученые ретируются.
Еще один ананас, благодарю блогера is3, есть на фреске со сценой жертвоприношения в Ларриуме на восточной стороне атриума, принадлежащего оригинальному дому I.7.10.
В Доме Сада, семейной вилле, раскопанной в 1913 году, нашлась фреска с лимонным деревом (лимон, растение родом из Китая и тихоокеанских островов, считается, впервые был привезен в Европу ближневосточными торговцами в 12 в. н.э.).
Лимон лежит в вазе с фруктами на помпейской мозаике в Палаццо Массимо Национального музея в Риме.
Другие помпейские ананасы, а также анноны, лимоны, манго на помпейских фресках еще в 1950 году описал авторитетный итальянский профессор Каселла, ботаник, агроном.
*
За это дополнение благодарю блогера javdet-nx, подсказавшего еще одну особенность фресок.
Вряд ли ученые что-то скажут и о соблюденном в античных фресках законе тональной перспективы, открытом именно живописцами эпохи Возрождения, согласно которому глубина изображения достигается не только средствами линейной перспективы, но и тональными решениями: от буроватых тонов ближнего плана до синеватых — дальнего.
С точки зрения тональной перспективы фрески Виллы в Боскореале — классическая живопись Возрождения.
Вилла Сан-Марко в Стабиях.
*
Две детали. Давал их еще здесь почти два года назад, но никаких внятных объяснений так и не услышал.
Этот ковкий чугун в несущем элементе, арочном перекрытии, вылез под рассыпавшейся лепниной древнеримлян. Без него и без элемента здание невозможно. Вклинить его технически также нельзя и незачем, с ним можно только построить. Здание помпейских Терм Форума, якобы 80 год до н.э.
В обсуждениях защитники древней истории утверждали, что это стяжка реставраторов, но подтвердить это чем-то более конкретным, чем утверждение, не смогли. Что стягивалось в арочном элементе? Каким образом это было сделано? Почему отсутствует даже минимальная шайбочка у якобы гайки, не говоря уж про реальные элементы реальной стягивающей оснастки? Бог весть. Пусть историки сети придумают что-то более убедительное.
В книге архитектора Уильяма Кларка Pompeii 1833 года - спасибо блогеру metafor-7 за эту находку - подтверждается, что Термы Форума были раскопаны в 1824 году не поврежденными извержением, с целыми сводами, лепниной и тем, что под ней. Есть даже рисунок этих Терм, действительно целых, правда, другого угла, но нет причин не доверять архитектору, утверждающему, что и другие части Терм открыты в сохранности.
А вот эта плита с древнеримской надписью и скобы - концы полос с крепежными концами на противоположной стороне - делалась в другую эпоху. Сплав, отштампованный либо прокатанный, явный продукт индустриальной эпохи, никак не раньше второй половины 18 века.
Скоба со всей очевидностью утоплена в плиту, то есть делалась плита из формованной смеси сразу с этими скобами. Древнеримская надпись оттиснута по сырому.
Почему нет? Брат тогдашней королевы Неаполя - выдающийся деятель не только истории, но и цеха создателей истории, исключительно плодотворно поработал на увековечивание Древнего Египта, особенно Великих пирамид, заложенных за два века до него; только публикация материалов Комиссии Наполеона заняла 25 лет. Почему и другим представителям семейства не заниматься этим же?
[ До поры воздерживался. ] До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.
Другие города
Не только несчастные Помпеи оказались уничтожены извержением. Оно также затронуло такие города, как Геркуланум, Оплонтис и Стабию. Город Геркуланум был братом Помпей, младшим и более богатым. В первые часы извержения он оказался нетронутым: ветер унес ядовитые облака пепла и газа в другую сторону. Это дало жителям бесценное время, чтобы бежать.
Интересно, что в Геркулануме пепел, покрывший поверхности, впоследствии карбонизировался. Это позволило сохранить дерево крыш, кроватей и дверей, а также органику, например, пищу.
Жизнь после смерти. Триумфальное возвращение
Постепенно раскопки стали производиться бережнее, вынутый грунт начали вывозить за территорию раскопок, а всё, что не отправилось в королевский музей, оставалось на своих местах и выставлялось на всеобщее обозрение. Откопанные здания и памятники принялись реставрировать. Был разработан план государственной экспроприации территории раскопок, который осуществили при Бурбонах.
Для желающих начали проводить экскурсии по раскопанным улицам. Этот аттракцион сразу же стал очень популярным, и интерес к погибшему городу никогда не угасал. Сегодня это самые посещаемые античные достопримечательности Италии, где ежегодно бывает около 2 млн туристов. Помпеи, музей под открытым небом, внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как помпеи стали курортом римской знати
Обо всем этом захватывающе рассказывает археолог Александр Бутягин, руководитель экспедиции Эрмитажа, которая работает на вилле Ариадны у подножия Везувия.
Всего в курсе 4 лекции:
1. Как Помпеи стали курортом римской знати. Чем всех так привлекал Неаполитанский залив?
2. Повседневная жизнь в Помпеях. Как жили в Римской империи 2000 лет назад?
3. Последние дни Помпей. Почасовой рассказ о самом знаменитом извержении вулкана в истории.
4. Как раскопали Помпеи. Как были найдены погибшие города и виллы?
Союзническая война: Помпеи против Суллы
В 91 году до н. э. ряд италийских общин (включая Помпеи) поднялся против Рима. Этот конфликт вошёл в историю как Союзническая война. Восставшие добивались равного с римлянами статуса в государстве.
В ходе войны, в 89 году до н. э., Помпеи осадил римский полководец Луций Корнелий Сулла. В серии битв недалеко от города Сулла разбил кампанского полководца Клуенция, пытавшегося снять осаду. Город сдался вскоре после разгрома и гибели Клуенция.
По итогам трёх лет войны римляне, хотя и разгромили мятежников, дали им права гражданства. Помпеи не были разрушены войсками победителя. Более того, через 10 лет Сулла основал в городе колонию своих ветеранов. Помпеи получили статус римской колонии, и прежних оскских магистратов сменили новые римские. Делопроизводство перенесли на латинский язык
История Помпей
До того как разразилось роковое извержение Везувия, Помпеи были развитым и процветающим римским городом. Считается, что основали его италийские племена оски между VII и VI в. до н. э. Несмотря на недолгое существование, история Помпей была полна ярких событий.
Город долгое время находился под контролем захватчиков: греков, этрусков и самнитов – противников Римской империи. В подчинение Рима Помпеи перешли в 80 году до н. э. и стали романской колонией. Под влиянием римплян город стал преуспевающим торговым центром. Сказалось и его выгодное расположение: он имел выход к Средиземному морю и при этом был близок к ключевым торговым путям, проложенным римлянами.
Было и другое преимущество, касавшееся земледелия. Вулканический пепел, осевший на полях после предыдущих извержений Везувия, был насыщен полезными минералами. Это сделало почву весьма плодородной, пригодной для сельского хозяйства. Не зря, несмотря на угрозу извержения, люди и за пределами Италии нередко селились близ вулканов.
Все это способствовало процветанию Помпей. Жители были не чужды и искусству. Например, во многих домах сохранились удивительные фрески – росписи красками по сырой штукатурке. В архитектуре жители древнего города тоже разбирались превосходно, о чем свидетельствуют сооружения, от амфитеатра до акведука.
К моменту катастрофы население Помпей составляло 15 тыс. человек. Город полнился храмами, продуктовыми рынками, заведениями питания и банями.
Последний день Помпей: история и гибель римского города
Предположительно, основателями Помпей были оски — один из народов древней Италии.
Извержение Везувия: гибель города
Примерно за 80 лет до извержения Везувий посетил географ Страбон. Ученый написал, что почти до самой вершины вулкан покрыт цветущими полями. Только сама пепельная вершина напоминала, что это место когда-то извергало огонь.
Вулкан заявил о своём пробуждении в 63 году н. э. землетрясением. Оно разрушило несколько городов в Помпеях, Геркулануме и Неаполе. Некоторые из них так и не восстановили за 16 лет.
Свидетельство о катастрофе оставил её современник Плиний Младший, живший тогда в приморском Мизене (около 30 км от Помпей). Там располагалась база римского флота, а одним из кораблей командовал дядя Плиния — Плиний Старший.
24 августа люди увидели поднимавшееся над вулканом облако. Плиний Старший повёл свой корабль в сторону Помпей. Его племянник писал, что учёным двигали желание спасти людей из города и научное любопытство. Плиний Старший приказал записывать все изменения, которые происходили в облаке.
Ночью началось землетрясение, а на следующий день люди не увидели солнца. Сначала были сумерки, потом опустился мрак, а с неба начал падать пепел. Когда он рассеялся, выяснилось, что соседних городов нет, а долина Сарно засыпана пеплом. Сначала город засыпали куски пемзы, затем — пепел.
Большинство жителей бежали в первый день. Погибли те, кто решил остаться и пересидеть катастрофу в домах, и те, кто слишком поздно решил бежать. Их ноги застревали в пемзе, а потом их добил дождь из пепла и воды. Некоторые помпейцы побежали в гавань, но кораблей либо не было, либо они уже были выведены из строя пеплом и камнями.
Когда извержение закончилось, уцелевшие помпейцы отправились в город. Но попасть в свои дома они не смогли — Помпеи были засыпаны пеплом. Чтобы спасти хоть что-то, люди проламывали крыши, спускались в жилища, чтобы забрать деньги и ценности, которые могли пригодиться им при переселении.
Император Тит направил в Кампанию сенатскую комиссию. Они должны были оценить ущерб и организовать восстановление городов. Имущество погибших горожан, не имевших наследников, должно было пойти на восстановление Помпей. Но ничего сделано не было. Выжившие разбрелись по другим местам.
Помпеи сегодня
Исследования древнего города продолжается и сегодня. Археологи и ученые разгадывают новые загадки. Например, сейчас их цель – узнать больше о жертвах извержения в Помпеях. Исследователей интересует их возраст, род занятий, болезни, от которых они страдали, их классовая принадлежность. Достичь этой цели позволяет компьютерное сканирование.
Не менее известны Помпеи и в культуре. Одно из знаменитых произведений – картина Брюллова «Последний день Помпеи», дающая наглядное и живое представление о произошедшем событии. Свою картинку художник написал после посещения мест раскопок в Помпеях. Фигурирует город и в стихах, документальных и художественных фильмах.
фильм "Помпеи" с Китом Харингтоном фильм "Помпеи" с Китом ХарингтономПомпеи остаются популярными и среди простых людей. Место раскопок входит в список объектов ЮНЕСКО. Ежегодно сюда приезжают 2,5 млн человек, чтобы полюбоваться на древний город, постоять в тени монументального и по-прежнему опасного вулкана Везувия.
Город римского времени: Помпеи при империи
В эпоху империи Помпеи были скромным провинциальным городом. Здесь производили знаменитый соус гарум и вино. Частично жители колонии пытались скопировать постройки самого Рима. В городе находился форум, на котором стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. В стенных нишах одного из зданий были статуи основателей Рима — Энея и Ромула. Под ними были выбиты надписи, излагавшие их деяния. Такие же надписи были и на римском форуме.
Италийские города были связаны с Римом и императорским домом. В частности, племянник и один из возможных наследников Августа Марцелл занимал полуофициальную должность патрона (покровителя) Помпей.
В 59 году н. э. Помпеи печально прославились побоищем в стенах города. Дело было во время гладиаторских боёв, но сражение началось между горожанами Помпей и Нуцерии. Жители городов начали задирать друг друга, взялись за камни, а затем и за мечи с кинжалами. Победили в потасовке помпейцы.
Информация о побоище дошла до императора Нерона, который поручил сенату провести расследование. В итоге Помпеям было на 10 лет запрещено проводить гладиаторские игры, а их организатор Ливиней Регул отправился в изгнание.
Помпеи располагались в 240 км от Рима. Жители столицы могли добраться до кампанского города в течение недели. Поэтому многие знатные и богатые римляне строили в окрестностях Помпей свои виллы. В частности, ещё в эпоху республики такую виллу приобрел Цицерон.
В системе управления при римлянах высшими должностными лицами в Помпеях были два избираемых правителя — дуумвиры. Они отвечали за казну, собирали городской совет и председательствовали в нём. Раз в 5 лет дуумвиры обновляли списки совета — вносили новых людей, вычёркивали умерших и тех, кто потерял право на членство за преступления. Также они составляли списки граждан города.
Чтобы стать дуумвиром, карьеристу из Помпей нужно было пройти через должность эдила — человека, который отвечал за организацию городской жизни, например, снабжение хлебом, содержание улиц и бань, проведение зрелищ.
Члены совета занимали свои кресла пожизненно. Они принимали отчёты должностных лиц, осуществляли верховный надзор за городскими делами.
Судевбная власть была разделена между дуумвирами и Римом. Первые рассматривали гражданские дела с небольшой исковой суммой, второму доставались уголовные дела и более сложные гражданские.
Разбогатевший вольноотпущенник не имел права на занятие должностей и попадание в совет, но мог добиться этого для своего сына. Надпись сохранила курьёзный случай некоего Цельзина, который стал декурионом (членом совета) в 6 лет за то, что восстановил пострадавший от землетрясения храм Исиды.
В Помпеях и других римских городах должности дуумвира и квинквеннала открывали двери в городскую элиту, но требовали от соискателя богатства. Дуумвир Помпей вносил при вступлении в должность 10 тыс. сестерциев.
Во время исполнения своей должности гражданин Помпей проводил за свой счёт празднества. Например, Авл Клодий Флакк был дуумвиром трижды. Во время первой магистратуры он организовал на форуме игры в честь Аполлона, включавшие бой быков, музыкальные состязания и выступление артиста Пилада. Второй раз, помимо игр на форуме, он организовал травлю зверей и гладиаторские бои в амфитеатре. Третий раз был самым скромным — выступление артистов и музыкантов. Другой квинквеннал в своей надписи подчёркивал, что провёл гладиаторские бои без траты общественных средств.
Население Помпей насчитывало около 12 тыс. человек, ещё около 24 тыс. жителей было в сельской округе. Одна половина из них были рабами, большую часть второй составляли женщины и дети. Таким образом, электоратом во время выборов было около 2,5 тыс. жителей города и 5 тыс. человек — в сельской округе.
Вокруг выборов должностных лиц кипели страсти, сопоставимые с выборами консулов в республиканском Риме. Стены города сохранили записи, призывавшие голосовать за того или иного из граждан. Надписи закрашивали и писали поверх них новые. Агитация могла быть адресована конкретному гражданину. Житель города мог выбить надпись на стене своего дома, чтобы показать свою позицию. Интересно, что в основном агитация касалась должности эдила.
Агитировали за кандидатов и профессиональные объединения. Например, плотники, извозчики, пекари или ювелиры. Своих кандидатов предлагали горожанам члены союза «Молодёжь», в который входили люди из знатных семей.
Иногда в пользу кандидатов слагали стихи или в прозе подчёркивали их профессиональные и нравственные качества. А иногда призывали уважаемого гражданина проголосовать за кандидата примерно так: «Выбери Сабина эдилом, и он тебя выберет».
Были оригинальные записи в поддержку кандидатов, которые, вероятно, должны были их дискредитировать. Это слова поддержки, написанные от имени воров-карманников, беглых рабов, пьяниц или бездельников.
Выборы в Помпеях напоминали аналогичный процесс в других городах римского мира. Гражданская община делилась на курии, каждая из которых выбирала своего кандидата. Процедура проходила в марте, а в июле магистраты приступали к исполнению обязанностей.
Читайте также: