Герой нашего времени курорт
Разумеется, одним из главных произведений М. Ю. Лермонтова на кавказскую тему, является роман «Герой нашего времени». Во второй рецензии на это произведение В. Г. Белинский писал: «… в «Герое нашего времени» вы видите повседневную жизнь обитателей Кавказа, видите ее в повести и в драме нашего времени, которые с таким творческим искусством изображает художественная кисть г. Лермонтова. Тут не одни черкесы: тут и русские войска, и посетители вод, без которых неполна физиономия Кавказа. Бывшие там удивляются непостижимой верности, с какою обрисованы у г. Лермонтова даже малейшие подробности».
Вообще Виссарион Григорьевич полагал, что этот роман «обнаружил в Лермонтове такого же поэта в прозе, как и в стихах. Этот роман был книгой, вполне оправдывающей свое название. В ней автор является решителем важных современных вопросов. Его Печорин — как современное лицо — Онегин нашего времени. Обыкновенно наши поэты жалуются — может быть и не без основания — на скудость поэтических элементов в жизни русского общества; но Лермонтов в своем «Герое» умел и из этой бесплодной почвы извлечь богатую поэтическую жатву. Не составляя целого, в строгом художественном смысле, почти все эпизоды его романа образуют очаровательные поэтические миры. «Бэла» и «Тамань» в особенности могут считаться одними из драгоценнейших жемчужин русской поэзии, а в них еще остается, сколько дивных подробностей и картин, в которых с такой отчетливостью обрисовано типическое лицо Максима Максимовича».
Обращаясь же к порицателям образа Печорина, Белинский писал: «Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых у вас нет. В самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него: ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа». Очень высоко оценивал Белинский и созданные Лермонтовым об-разы горцев: «И с каким бесконечным искусством обрисован грациозный образ пленительной черкешенки. Она говорит и действует так мало, а вы живо видите ее перед глазами во всей определенности живого существа, читаете в ее сердце, проникаете, все изгибы его… Характеры Азамата и Казбича - это такие типы, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны русскому. Вот что называется рисовать фигуру во весь рост, с национальною физиономиею и в национальном костюме».
Л. Н. Толстой в 1909 г. назвал «Тамань» лучшим произведением русской прозы. Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», рисовал жизнь такой, какой она была в действительности. Поэт нашел новые художественные средства, которых до этого не знала ни русская, ни западная литература, позволивших ему создать уникальное соединение свободного и широкого изображения характеров персонажей с умением показать их объективно и непредвзято. Лермонтов использовал прием изображения своего главного персонажа — Печорина — либо через восприятие других героев, прежде всего, Максима Максимовича, либо через дневник Печорина, где он предстает таким, каков он бывает наедине с самим собой. Лишь в повести «Максим Максимович» главный герой показан через восприятие автора. В личности Печорина воплощены некоторые черты самого Лермонтова и многих кавказских офицеров того времени. И в других героях романа автор воплотил черты характера и события жизни своих знакомых, что делало их очень реалистичными. Красочность стиля произведения усиливает широкое использование автором кавказского фольклора, русских пословиц и поговорок, народного говора и аристократического стиля разговора. Впервые роман был опубликован в 1840 г. В 1841 г. вышло его второе издание с предисловием, которое было ответом на враждебные рецензии. Новеллы, составляющие этот роман, публиковались и отдельно. Так, например, в 3 номере «Отечественных записок» за 1839 г. была помещена новелла «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе». Белинский так писал об этом произведении: «Простота и безыскусственность этого рассказа — невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением. Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него. Чтение прекрасной повести г. Лермонтова многим может быть полезно еще и как противоядие чтению повестей Марлинского».
Академическая галерея
Между горой Горячей и Михайловским отрогом Машука, словно соединяя их, находится легкое белокаменное здание. Это «каменная корона» Пятигорска – Академическая галерея.
Магазин Челахова
Одна из первых встреч Печорина с московской княжной Мери проходит в местном магазине. Вот что он рассказывает в своем дневнике:
«Вчера я ее встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет. Я дал сорок рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Потерянный Ставрополь Михаила Лермонтова Лермонтовский Ставрополь — город, который уже нельзя увидеть, о нем можно только рассказатьВладелец магазина «Депо разных галантерейных, косметических и азиатских товаров» Никита Челахов происходил из нахичеванских армян — самой большой диаспоры Пятигорска. Челахов, как купец, тонко чувствовал спрос. В городе, куда съезжалась избалованная удобствами столичная публика, не хватало товаров и продуктов первой необходимости, к которым привыкли представители «водяного общества». Сам Лермонтов покупал у Челахова книги. К сожалению, сейчас здание магазина не сохранилось.
— Магазин Челахова, скорее всего, находился в подвальном помещении дома, который стоял слева от Цветника, на месте, где потом построили отель «Бристоль». А сейчас в этом здании находится здание Полпредства СКФО, — рассказала Коваленко. — Между прочим, купец Челахов — учредитель первой библиотеки в Ставрополе, правда, это было гораздо позже. Но и при его магазине в Пятигорске был зал, где можно было купить или почитать журналы и книги. И это в то время, когда библиотек на Северном Кавказе не было совсем.
В 1840 году Никита Челахов получил участок на Среднем бульваре, на котором построил большой одноэтажный деревянный магазин на каменном фундаменте и жилой дом для своей семьи. Теперь на том самом фундаменте стоит магазин Центральный, построенный по проекту известного на Кавминводах архитектора Эммануила Ходжаева — родственника Челахова. Лермонтов в свой последний приезд в Пятигорск даже успел побывать в нем.
По следам Печорина
15 октября исполняется 205 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Как говорят гиды, «его жизнь и творчество были неразрывно связаны с Кавказом». И с этим не поспоришь. Главный роман писателя — «Герой нашего времени» - до сих пор остается своеобразным путеводителем по городам Кавминвод. Гуляем по литературным местам романа с пятигорским краеведом Александрой Коваленко.
Место дуэли Лермонтова
На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России М.Ю. Лермонтов
Домик Лермонтова
В парке Пятигорска установили скульптуры персонажей из «Героя нашего времени»
Скульптуры персонажей из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» установили в Эммануэлевском парке Пятигорска, в котором ведется благоустройство по программе комфортной городской среды.
«Герои романа шагнули со страниц книги и воплотились на аллеях Эммануэлевского парка в виде скульптур. Печорин, княжна Мери и Максим Максимыч уже встречают отдыхающих. Скоро компанию им составит и Бэла, гордая девушка, которой Печорин разбил сердце», — написал на своей странице в Instagram губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ По следам Печорина Как почти за два века изменились литературные места Лермонтова на КавминводахОн также отметил, что в почти двухсотлетнем парке, благоустройство которого ведется по программе комфортной городской среды, происходят и другие перемены — обустройство нового покрытия и ограждений аллей, ремонт дорожек, ступеней, подпорных стен, ротонды, а также другие работы.
Эммануэлевский парк считается одним из старейших в Пятигорске. Он был создан в 1828—1830 годах в классическом английском стиле по проекту архитектора Джузеппе Бернардацци. Начало строительству парка положил генерал-лейтенант Георгий Эммануэль, в честь которого территория получила свое название.
Грот Лермонтова
Ниже Эоловой арфы в скале, при спуске от нее к Академической галереи заметен грот. Он связан с памятью о великом поэте XIX века и в современный период носит имя Лермонтова.
Академическая галерея
Лермонтов в Пятигорске
Имя города Пятигорска неразрывно связано с именем поэта; здесь он бывал, будучи ребенком, здесь зародился и складывался сюжет его единственного оконченного романа «Герой нашего времени»; эти места он сохранил в памяти на всю свою жизнь, здесь трагически оборвалась его жизнь; в земле Пятигорска он был похоронен и пролежал в ней 8 месяцев.
Творчество Лермонтова поэт Брюсов сравнил с «падучим метеором». Свет его таланта осветил и наш город. Он сделал город узнаваемым. Герои его романа гуляли по пятигорским улочкам и тропинкам. По этим улочкам сейчас гуляют приезжающие сюда туристы.
Впервые Михаил Лермонтов приехал сюда, когда ему было 4 года в 1818 г, затем в 1820 и 1825 годах. В те времена Пятигорск был маленьким населенным пунктом. Где-то недалеко проходили военные действия и маленький Лермонтов, засыпая, часто слышал оклики часовых, пост которых находился на небольшом отроге горы Машук. Иногда раздавались выстрелы, тревожа его детский сон.
Часто бывая в окрестностях Горячих Вод, как до 1830 г назывался Пятигорск, он знакомился с культурой и обычаями кавказских жителей: наблюдал их праздники, народные игры, джигитовку. В восхищение его привела природа: горы Бештау и Машук, белоснежная цепь кавказских гор, минеральные источники, скалы и пропасти.
- писал В.Г.Белинский. Именно Пятигорск стал источником его любви к Кавказу.
Здесь первый раз он, будучи 10 летним мальчиком, влюбился. Будучи взрослым, попавшим сюда во время ссылки, он внимательно и глубоко изучал быт и нравы местных жителей, внимательно всматриваясь в жизнь «водяного общества».
Талантливый человек талантлив во всем. Лермонтов был не только гениальным поэтом, но и отличным художником. Запечатлены им были и окрестности Пятигорска: «Вид Пятигорска», «Вид Бештау около Железноводска».
Именно в Пятигорске был воздвигнут первый памятник Лермонтову в России. Здесь же находится и Домик-музей Лермонтова, где поэт провел последние два месяца своей жизни. Именно о нем говорят «последний приют поэта». Пятигорская земля одарила его вдохновением, и он воспевал ее в своих произведениях. Ее же обагрил он своей кровью…
На склоне горы Машук стоит памятник на месте дуэли, ни одна свадьба в городе не обходит это место стороной – сюда молодожены возлагают цветы.
В Гроте Дианы, расположенном в парке Цветник, где прошел последний бал Лермонтова, им были произнесены пророческие слова. «Чувствую – мне мало осталось жить», - сказал он Павлу Гвоздеву, своему товарищу по Юнкерской школе.
Пятигорск навсегда останется местом как память о свободолюбивом поэте.
Наверно пока нет ни одного человека, который бы сделал больше для славы Пятигорска, как Лермонтов. Как живописно описал Пятигорск поэт в своем романе:
Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножья Машука: во время грозы облака будут опускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу предо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше, - амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная с Кавказа и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…Именно такое яркое впечатление произвел город на него.
Несомненно, что некоторые из лиц, с которыми поэту приходилось встречаться, послужили прототипами его персонажей, описанных в романе.
Профессор Б.М.Эйхенбаум отмечал, что «Пятигорск славится своими лермонтовскими местам: весь город, начиная с таких зданий, как знаменитая ресторация и Домик Лермонтова, и кончая горами Бештау и Машуком, представляют собой своего рода исторический экспонат, связанный с жизнью, творчеством и трагической гибелью великого поэта».
Пятигорск можно назвать городом-музеем М.Ю.Лермонтова. 27 июля в городе проходит день его памяти, в город всегда приезжает много поклонников творчества поэта. Поэт умер давно, но память о нем жива и будет жить всегда, и город навеки останется местом действия его романа и местом его гибели.
Елизаветинский источник
Хотя Печорин не раз говорил, что жизнь ему недорога, о здоровье он все же заботился и исправно ходил пить пятигорский нарзан.
В дневнике он пишет: «Наконец, вот и колодец… На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше — галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные».
В наши дни улица Кирова, поднимаясь по чудесной двухмаршевой лестнице, упирается в Академическую галерею, бывшую Елизаветинскую. Сейчас это белокаменное здание — городская доминанта: ее видно из разных точек Пятигорска. А во времена Лермонтова именно на ее месте и стоял тот самый «колодец». А рядом с ним — легкий деревянный открытый павильон. Ни то, ни другое до наших дней, к сожалению, не сохранилось.
— Здесь и стоял водный источник, к которому стекалось «водяное общество» и офицеры, находящиеся на лечении. По рекомендациям местных докторов выпивали по несколько стаканов сразу. Тут же был построен деревянный домик с одной ванной — по сути, тут зарождалась наука бальнеология.
Несмотря на то, что место изменилось до неузнаваемости, на современной Академической галерее снимали не один исторический фильм, в том числе и экранизацию «Героя нашего времени». Кстати, в галерее по-прежнему пьют, правда не только воду: сейчас внутри нее расположен уютный ресторан с видом на Пятигорск.
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Дом Печорина
Первая дневниковая запись Печорина в «Княжне Мери» посвящена его приезду на Кавминводы: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли».
Никто теперь с точностью не может сказать, где именно находился дом героя из знаменитого романа. Правда, некоторые догадки у краеведов все же есть.
— Если принять во внимание, что Печорин смотрит на мир глазами Лермонтова, то с большой очевидностью можно предположить, что он остановился в том доме, который сейчас все местные жители знают как «дом Мартынова». Это самый верхний дом по улице Соборной в историческом квартале города. Лермонтов сам жил там в свой предпоследний визит. Именно оттуда можно наблюдать тот самый вид на Машук, описанный в книге.
«Печоринская квартира» расположена по соседству с Государственным музеем-заповедником Михаила Лермонтова — усадьбой, где поэт останавливался в свой последний визит на воды. Сейчас это обычный жилой дом, который, правда, давно нуждается в реставрации.
Фото: Игорь Чабаненко/ТАСС
По следам Героя нашего времени
После выхода в свет романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Пятигорск стал известен. Именно поэт сделал его узнаваемым, ведь местом действия одной из глав данного романа «Княжна Мери» он выбрал Пятигорск. Персонажи романа гуляли по улочкам Пятигорска, дышали его воздухом, любовались природными пейзажами. Давайте пройдем вслед за героями и увидим город их глазами.
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подножья Машука: во время грозы облака будут опускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бештау синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу предо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там дальше, - амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начиная с Кавказа и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом…»
- так описывает город, приехавший в него Печорин, один из главных героев романа.
По приезде в город Печорин пишет в своем журнале:
«…Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления. Однако пора. Пойду к Елисаветенскому источнику: там, говорят, утром собирается все водяное общество». «Спустясь в середину города, я пошел бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору».Именно так выглядело это место во времена Лермонтова около Елизаветинского источника. Не было Академической (Елизаветенской) галереи, которая сейчас украшает эту площадку. Она была построена в 1849 г по проекту архитектора С.И.Уптона. Да и добираться до источника в те времена надо было по извилистой тропинке и подъем был достаточно утомительным. Удобная лестница из травертина была построена в 1923-1924 гг. по проекту кисловодского архитектора П.П.Еськова.
Елизаветинский или как его еще называли Кислосерный источник был в те времена самым популярным, он был открыт в 1809 г доктором Ф.П.Гаазом. Источник был на возвышении и оттуда открывался великолепный вид на долину как тогда, так и в наши дни.
Считается, что картину, которую написал поэт и где изображен Пятигорск первопоселенцев в 1837 г, он писал от этого места.
«С полчаса гулял я по виноградным аллеям, по известчатым скалам и висящим между них кустарникам. Становилось жарко, и я поспешил домой».Собираясь спуститься, он увидел картину, когда Грушницкий пытался привлечь к себе внимание княжны Мери и спрятавшись за углом крытой галереи он наблюдал эту сцену. Затем они вместе спустились вниз.
Во времена Лермонтова в городе было два «Цветника» - один у Елизаветинского источника, другой у Николаевских ванн.
Бульвар, который протянулся от Елизаветенского источника до железнодорожного вокзала в наше время многие в городе сегодня именуют Бродвеем, в те времена он имел протяженность всего на версту и делился на Верхний, Средний и Нижний. Именно в верхней части Елизаветинского цветника располагался дом госпожи Хастатовой, куда и приезжал ребенком поэт.
«После обеда часов в шесть я пошел на бульвар. »- описание традиций «водяного общества» говорит нам о том, что в описываемые времена бульвар был центральным местом встреч и прогулок, там происходили все события, происшествия и истории, здесь отдыхали после лечения у источника. Это было важное место в городе, он был средоточием всей его курортной жизни.
«На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус…».Ротонда из травертина была построена в 1831 г. в классическом стиле на месте бывшего казачьего сторожевого поста. Она была излюбленным местом прогулок. Зодчие Бернардацци использовали особенности расположения видовой площадки, продуваемой ветрами. Каменный павильон был посвящён богу ветров греческой мифологии Эолу. Павильон был звуковым, чем и был интересен для отдыхающих. Считают, что звуки арфы очень нравились музыкально одаренному Лермонтову.
Место, где стоит Эолова арфа, одно из самых видовых в городе. Сюда любят приходить до сих пор, чтобы полюбоваться в хорошую погоду цепью Кавказских гор во главе с величавым Эльбрусом. В утреннее или вечернее время его склоны то нежно розовеют в лучах восходящего солнца, то горят рубинами закатных огней. Отсюда открывается и хороший вид на старую часть города Пятигорска, который и зародился между отрогами горы Машук Горячей и Холодной.
Когда в 1829 г вокруг Елизаветинского источника проводили благоустройство местности, была обнаружена небольшая пешерка. Бернардацци устроили в ней грот, его отделали, высекли в нем каменные скамьи. К гроту проложили дорожку, обсадив вокруг нее кустарники и деревья. Несомненно, поэт бывал в нем, туда же приводит и своих героев: Печорина и Веру.
«Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу - никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках? Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.
- Вера! - вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела.»
Грот был местом, где отдыхающие могли укрыться от лучей палящего солнца или переждать дождь.
«Гроза застала нас в гроте и удержала лишних полчаса. Она не заставляла меня клясться в верности, не спрашивала, любил ли я других с тех пор, как мы расстались. Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - я ее не обману; она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть. я знаю, мы скоро разлучимся опять и, может быть, на веки: оба пойдем разными путями до гроба; но воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда, и она мне верит, хотя говорит противное».Некоторые современники считали, что в образ Веры Лермонтов вложил некоторые черты Вареньки Лопухиной, любовь и нежность к которой он пронес через всю свою жизнь.
После выхода в свет романа Лермонтова, грот навсегда остался связанным с его именем.
«Было уже шесть часов пополудни, когда вспомнил я, что пора обедать; лошадь моя была измучена; я выехал на дорогу, ведущую из Пятигорска в немецкую колонию, куда часто водяное общество ездит en piquenique6. Дорога идет, извиваясь между кустарниками, опускаясь в небольшие овраги, где протекают шумные ручьи под сенью высоких трав; кругом амфитеатром возвышаются синие громады Бешту, Змеиной, Железной и Лысой горы. Спустясь в один из таких оврагов, называемых на здешнем наречии балками, я остановился, чтоб напоить лошадь; в это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским; впереди ехал Грушницкий с княжною Мери».Описание Лермонтовым гор, что располагаются на территории КМВ весьма живописно. Поэт не единожды упоминает в своих произведениях название горы Бештау. А именно девять раз. В романе дважды. Человек, появившейся в этих местах впервые, вряд ли знал бы названия гор, Печорин говорит устами самого поэта. Бывал ли Лермонтов он на вершинах Машука и Бештау? Скорее всего да, ведь написанные строки некоторых произведений рисуют картины, которые он мог видеть именно оттуда.
«Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрипом нагайской арбы и заунывным татарским припевом».Следующим местом действия стала городская Ресторация.
«Кстати: завтра бал по подписке в зале ресторации, и я буду танцевать с княжной мазурку».Это было первое каменное здание города. Сам Лермонтов останавливался в ней в 1837 г, поэтому хорошо знал ее изнутри. В Ресторации останавливались приезжающие в город. Здесь они могли передохнуть и осмотреться, а затем найди жилье для более длительного проживания в округе.
Здание по проекту архитектора Шарлеманя был значительно переработан Джузеппе Бернардацци, учтя местные особенности.
Она стала центром жизни курорта: здесь проводи балы, или как их называли увеселительные вечера, играли за ломберными столами, организовывали различные торжества и устраивали собрания. В таких развлечениях «водяного общества» участвовал и сам поэт, будучи в Пятигорске. Здесь же проходит и бал, описанный Лермонтовым в романе.
«Зала ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явилась из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнулись к ней. Как быть? Где есть общество женщин - там сейчас явится высший и низший круг. Под окном, в толпе народа, стоял Грушницкий, прижав лицо к стеклу и не спуская глаз с своей богини; она, проходя мимо, едва приметно кивнула ему головой. Он просиял, как солнце.
Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».
В здании Ресторации Лермонтов останавливается на одну ночь и в 1841 г., когда приехал в город вместе со Столыпиным.
Далее герои, по существующей традиции на Водах, переезжают в Кисловодск.
Домик Лермонтова
Лучшие страницы истории города связаны с именем великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэтому «лермонтовские места» Пятигорска стали своеобразным брендом города. Самым известным из них является Домик Лермонтова.
Академическая галерея
Эолова Арфа
Печорин не теряет времени даром и продолжает осматривать пятигорские достопримечательности.
Запись из дневника: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними было два гувернера со своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи».
Описываемая в романе Эолова Арфа сохранилась в Пятигорске до наших дней и уже стала одним из символов города. Легкая беседка возвышается над городом — она расположена на склоне Машука, чуть левее от Академической галереи. Внутри беседки установлен специальный инструмент, струны которого издают музыку от колебаний ветра.
— Когда-то на этом месте находился военный наблюдательный пост. Но в 1830 году генерал Эммануэль одобрил проект архитектора Джузеппе Бернардацци. И весной 1831 года ее строительство завершилось. Беседка стала украшением Эммануэлевского парка, — говорит краевед.
В этом году героине пятигорского курорта исполнилось 188 лет. Три года назад ее отреставрировали и восстановили «воздушный инструмент». Местные жители уверяют, что после ремонта звучать он стал по-другому — как-то современнее. Теперь здесь, как и во времена Печорина, на площадке около беседки можно встретить курортников, рассматривающих Пятигорск и снежную цепь Кавказских гор в телескоп.
Фото: Антон Новодержкин/ТАСС
Вид на Пятигорск со смотровой площадки рядом с Эоловой Арфой
Мы также рекомендуем
Место дуэли Лермонтова
В Пятигорске начинаются съемки сериала «Герой нашего времени»
Мы уже писали о том, что в Москве начата работа над новым сериалом «Герой нашего времени». Основную часть съемок режиссер Александр Котт проведет на Кавминводах - в Пятигорске и Кисловодске, то есть именно в тех местах, которые Лермонтов описывает в романе.
До 15 сентября актеры работают в Москве, а оттуда сразу выдвинутся на Кавказ.
- Мы уже отсняли начало фильма, когда Печорин едет на дилижансе, сцены бала, маскарада на площадке в Ботаническом саду, - рассказал корреспонденту «КП» заместитель директора съемочной группы фильма Владимир Ягодин. - Съемки проходят нормально, в рабочем ритме, актеры работают над классическим сюжетом с большим удовольствием.
Основной съемочной площадкой в Пятигорске станет домик-музей Лермонтова. «Последний приют поэта» превратится в спальню Печорина, его кабинет, по территории усадьбы будут разъезжать кареты и расхаживать дамы в платьях фасонов позапрошлого века.
Всего съемки в Пятигорске продлятся месяц. Артисты побывают в гроте Дианы, на Провале, на горе Горячей, на Машуке и Бештау. Сцена у источника, где Печорин встречает княжну Мери и Грушницкого, пройдет на бульваре, недалеко от памятника Ленину. Там установят бутафорские бюветы с минеральной водой.
Дуэль Печорина и Грушницкого, естественно, снимут у Лермонтовской скалы в Кисловодске, это место описал в романе и сам автор.
А после Пятигорска съемки продолжатся в Тамани.
Алферовой придется скакать на коне
Так как снимают события, происходящие в XIX веке, жители и гости Пятигорска вдоволь насмотрятся на кавказских джигитов и царских офицеров, лихо гарцующих на горячих конях. На лошадях придется скакать и дамам - актрисам Эльвире Болговой, которая сыграет Веру, Евгении Лозе, выступившей в роли княжны Мери, и даже Ирине Алферовой - княгине Лиговской.
Игорь Петренко, который сыграет роль Печорина, пробудет на Кавминводах весь месяц, остальные актеры - в зависимости от отснятого материала. Юрий Колокольников, играющий Грушницкого, также задержится на курорте до октября - тогда будут снимать сцену дуэли, а Сергей Никоненко - Максим Максимович, вероятно, уедет раньше.
Возрастная категория сайта 18 +
Бульвар
Вся жизнь героев «Княжны Мери» разворачивается у некоего «бульвара», где собирается «водяное общество». Сюда первым делом и отправляется новоприбывший офицер Печорин. Об одной из своих прогулок он напишет:
Иллюстрация: Александр Клюндер
Портрет Лермонтова, 1838 год
«Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь».
— Бульвар был сосредоточением курортной жизни: здесь гуляли, дышали свежим воздухом, здесь же завязывались и курортные романы, — говорит Коваленко. — Бульвар делился на Верхний и Средний. Нижняя часть появилась позже, когда приезжал сюда еще никому не известный юноша — Лев Толстой. Верхний начинался там, где теперь находится вход в курортный Парк Цветник. Эта аллея, слева от Цветника, и была бульваром, ведущим вплоть до Елизаветинского источника, нынешней Академической галереи. Аллея была обсажена с двух сторон липами. Место было пустынное — чтобы создать хоть какую-то тень, специально высаживали деревья.
После революции бульвару дали звучное название — проспект Кирова. А местные жители любовно называют его Бродвеем. И неудивительно: улица до сих пор остается одной из основных прогулочных зон горожан и туристов.
В Эммануэлевском парке Пятигорска появился "Герой нашего времени"
В Пятигорске завершено благоустройство Эммануэлевского парка – старейшего в городе-курорте. Установлено освещение, новые ограждения, лавочки и урны, выполнен ремонт ступеней, подпорных стен и ротонды. В окружающих лесах убран весь сухостой и мусор.
На территории парка уложено новое покрытие: базальт покрывает лестницы, а терренкуры оформлены серо-красной и серо-желтой плиткой. Установлены новые скульптуры-образы из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Бэла, Печорин, Княжна Мэри и Максим Максимыч.
Восстановлена часть исторического трамвайного пути, по которому 100 лет назад курсировал небольшой бельгийский трамвай. С использованием знаменитого «машукскго каменя» отреставрирован «Чертов мост». Перейдя его, можно оказаться на обновленном терренкуре и полюбоваться красивым видом на город.
Благоустройство парка проведено в рамках регионального проекта «Повышение комфортности городской среды в Ставропольском крае». На эти цели из федерального и краевого бюджетов выделено более 83 млн рублей.
Домик Лермонтова
Лучшие страницы истории города связаны с именем великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэтому «лермонтовские места» Пятигорска стали своеобразным брендом города. Самым известным из них является Домик Лермонтова.
Место дуэли Лермонтова
На северо-западном склоне Машука стоит одинокий памятник. Здесь погиб выдающийся поэт России М.Ю. Лермонтов
Грот Лермонтова
Мы также рекомендуем
Место дуэли Лермонтова
Маршрут перемещений Печорина в романе "Герой нашего времени", карта путешествий
Печорин приезжает из Петербурга на Кавказ, где с ним происходит много интересных событий.
В этой статье представлен маршрут перемещений Печорина во время его поездки на Кавказ.
Смотрите:
- Все материалы о Печорине
- Краткое содержание романа
- Все материалы по "Герою нашего времени"
Маршрут перемещений Печорина в романе "Герой нашего времени"
- Карта путешествия на Кавказ до отставки Печорина (города Пятигорск, Кисловодск). Эта поездка подробно описана в романе.
- Карта путешествия в Персию после отставки Печорина . Эта поездка лишь кратко упоминается в романе.
Карта Путешествия Печорина по Кавказу (до отставки) |
- Поездка на Кавказ. Остановка в Тамани. История с контрабандистами.
- Приезд в Пятигорск. Отдых на водах. Встреча с Грушницким и Верой. История с княжной Мери.
- Приезд в Кисловодск. Дуэль с Грушницким.
- Ссылка в крепость N. Знакомство с Максимом Максимычем. Похищение Бэлы и ее смерть.
- Поездка на 2 недели в казачью станицу. История с Вуличем.
- Возвращение в крепость N.
- Поездка в Грузию (в е. ий полк).
- Возвращение в Петербург и отставка.
Карта путешествия Печорина до Персии и обратно (после отставки) |
- Путешествие из Петербурга в Персию. Остановка во Владикавказе и встреча с Максимом Максимычем
- Путешествие по Персии (в каких районах путешествует Печорин - не указывается)
- Возвращение из Персии. Смерть Печорина по дороге в Россию
Так выглядят маршруты перемещений Григория Печорина в романе "Герой нашего времени": карты двух путешествий Печорина - до отставки и после отставки.
Дом княжны Мери
Просто перекупить ковер, понравившийся «хорошенькой княжне», Печорину, как мы помним, было мало.
«Около обеда я велел нарочно провести мимо ее окон мою черкесскую лошадь, покрытую этим ковром. Вернер был у них в это время и говорил мне, что эффект этой сцены был самый драматический».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Почему Лермонтов не дрался с Дантесом на шпагах Топ-8 «детских» вопросов от взрослых, которые поставят в тупик школьных учителей — но не пятигорских гидов! Спойлер: с ответамиЛюбой экскурсовод считает своим долгом показать туристам дом княжны Мери в Пятигорске. Но на самом деле одноэтажное здание на проспекте Кирова получило такой статус с легкой руки художника Михай Зичи. Он приехал в Пятигорск в конце XIX века, чтобы создать иллюстрации к роману Лермонтова. Зичи внимательно изучал текст романа, сопоставлял его с пятигорскими улицами и пришел к выводу, что это и есть тот самый дом.
— Михай Зичи — художник, венгр по происхождению, — рассказывает Коваленко. — Его пригласили в Россию в 1847 году, и он стал придворным художником. Это все равно, как сейчас вести Instagram высокопоставленного чиновника. Он зарисовывал моменты жизни императорской семьи: балы, совещания, визиты, обеды Но для нас огромное значение имеют его пятигорские иллюстрации. В 1881 году по заданию издателя Михай Александрович приехал на Кавказ. Он должен был сделать сто рисунков для нового издания «Героя нашего времени». Сам Зичи писал: «Лермонтов сделался моим кошмаром».
Теперь некогда деревянный «дом Мери» обложен кирпичем. В нем до сих пор живут люди. А вот славу одного из самых красивых домов Пятигорска он уже утратил, потерявшись на фоне более поздних построек.
Академическая галерея
Между горой Горячей и Михайловским отрогом Машука, словно соединяя их, находится легкое белокаменное здание. Это «каменная корона» Пятигорска – Академическая галерея.
Домик Лермонтова
Читайте также: