Дубов лесовод и селекционер попал в писательский дом отдыха случайно
Дом отдыха стоял на бугре, заросшем густым мелким осинником и старыми елями. Под бугром в глубоком ОЕраге бормотала речушка Вертушип-ка. Назвали ее так, должно быть, за то, что она очень вертелась и петляла по оврагам. Куда бы ни выходили отдыхающие из дома, они всюду натыкались на эту позванивающую подо льдом речушку.
На изгибах, где течение было быстрее, Вертушинка промыла во льду черные полыньи. В них под вздрагивающей прозрачной водой было видно каменистое дно, а около тонкого края льда всегда собиралось и вертелось каруселью все, что несла зимой вода, – перегнившие черные листья, куски коры, мох, пух, растерянный в драках синицами, и семена.
Семян было больше всего. Особенно много несла Вертушинка семян ольхи – шершавых желтоватых шариков.
Андрей Иванович Дубов – лесовод и селекционер – попал в этот писательский дом отдыха случайно. Когда ему в его научном институте предложили путевку в этот дом, Дубов тотчас согласился. Ему давно хотелось пожить среди людей так называемой «свободной профессии».
Но потом Дубова начали одолевать сомнения. Все-таки среда незнакомая. Писатели, говорят, люди бывалые, интересные и разносторонние, но шумные и насмешливые.
Дубову – человеку только своего лесного дела – казалось, что он будет выглядеть среди писателей как житель тайги, попавший без всякой подготовки, в неуклюжих унтах и тулупе, на концерт в Большом зале Консерватории. Вокруг него будут спорить о книгах, стихах, о всяких сложностях писательской работы. Будут, конечно, ждать, что и он вмешается в эти разговоры. А как он может вмешаться, когда в литературе он мало что знает.
Поэтому первые дни в доме отдыха Дубов только присматривался и помалкивал. Каждый день за обедом и ужином он выслушивал столько всяких историй, – то смешных, то печальных, то фантастических, столько острот и анекдотов и вдруг разгоравшихся, как лесной пожар, интересных и яростных споров, – что к вечеру у него разбаливалась голова.
Но он быстро привык к этим разговорам, вошел во вкус и уже через неделю с нетерпением ждал новых рассказов. Он уже не чувствовал себя чужаком.
Просыпался Дубов очень рано, еще в темноте.
Стоял конец декабря. Даже в полдень небо на горизонте над прозрачными перелесками и покрытыми снегом полями было затянуто темной мглой. Будто ночь только на короткое время – и то неохотно – отошла ч сторону и очень скоро вернется.
Дубов одевался и шел к Вертушинке. Ночь мутнела, воздух наливался слабой синевой. Потом эта синева переходила в мягкий серый цвет, напоминавший столетнее серебро. Только черные ели тяжело Стояли среди утренней мглы, как будто их выковали из позеленевшего чугуна кузнецы.
На берегу Вертушинки Дубов часто встречал девушку Настю, дочь одного из писателей, школьницу девятого класса.
Она отдыхала в доме после болезни, много ходила на лыжах и впервые зачитывалась «Войной и миром».
Отец ее весь день сидел в гостиной и играл в шахматы. Настя время от времени врывалась в гостиную, кричала с отчаянием: «Папа, князя Андрея убили» – и убегала, чтобы через час опять ворваться и крикнуть, но уже радостно: «Папа, его, оказывается, не убили, а только ранили!»
Отец смеялся и махал на Настю рукой.
Настя, встречаясь с Дубовым, всегда улыбалась, и в ее открытой улыбке было столько чистейшей прелести девичества, свежести и еще неосознанного счастья, что Дубов всегда улыбался в ответ.
Какими-то еще неясными для него самого путями эта улыбка связывалась у Дубова со множеством хороших мыслей. Вернее, она вызывала эти мысли о счастливом значении его работы, о будущем, о том, что не так уж далеко весна.
Ее приближение было заметно по неожиданным теплым ветрам, доносившим из леса запах оттаявшей коры, по блеску капель, стекавших с ледяных сосулек (как будто сотни маленьких солнц косо летели по воздуху и исчезали в рыхлом снегу), наконец по свисту и перезвону синиц, дружно расклевывавших еловые шишки.
Настя почти всегда подходила к промоине на Вертушинке на лыжах.
Длинные ее косы были переброшены со спины на грудь, она глубоко дышала от лыжного бега, щеки у нес нежно рдели, а глаза под запушенными ресницами сверкали нестерпимо, будто в них за зеленоватым зрачком были зажжены маленькие звезды.
Каждый раз Настя находила под водой новые интересные вещи: то вымокшую в воде порыжевшую еловую ветку (она казалась заржавленной), то жестяную консервную банку, то лиловый от холода и мертвый лист водяной лилии. Один раз она даже увидела, как через промоину пронеслась длинная, как веретено, маленькая рыба, и почему-то решила, что это форель, хотя форели под Москвой не водятся.
О каждой веши Настя расспрашивала Дубова: почему листья лилии, когда вянут, делаются лиловыми, а еловая хвоя – рыжей, правда ли, что водяные жуки-водомеры зимой не умирают, а спят на дне под камнями, и могут ли прорасти те семена, что вертятся в водовороте на промоине. Вот хорошо бы действительно собрать их, посеять и посмотреть, что из этого выйдет. Может быть, вырастет целый сад из этих речных семян.
Очевидно, в связи со всеми этими подводными вещами у Насти в голове уже роились всякие волшебные рассказы. Ей, должно быть, хотелось знать не только точное описание вещей и объяснение явлений, но и уловить ту трудно передаваемую прелесть, скрытую поэзию, что жила в этих палых листьях, тонком ледке, его звоне, в мохнатых комьях снега, остром воздухе осиновых чащ и во всем этом дремлющем зимнем дне.
Но передать ей эту непонятную власть зимы Дубов не мог. Он понимал, что Насте хочется сказки. «Это дело писателей, – говорил он себе, – придумывать сказки. Я, конечно, чувствую красоту зимы, но выразить ее не могу. Слов у меня не хватает. И, должно быть, воображения. Засох я на своей научной работе».
Однажды вечером один из писателей читал в гостиной свою только что написанную сказку.
Писатель был пожилой, в очках, страдал одышкой и очень ревниво следил за тем, чтобы во время чтения не было никакого шума.
После чтения начался разговор. Говорили сначала туго, потом оживились. Сказку хвалили, хотя кое-кто и говорил, что она несколько искусственна, что даже в сказках надо исходить из реальности, из подлинных и интересных жизненных случаев и явлений.
Писатель молчал, но с этим, видимо, не соглашался.
В сказке упоминались деревья-великаны. Может быть, поэтому писатель повернулся к Дубову и спросил:
– Ну, а вы что думаете? С точки зрения знатока природы и лесовода?
– Что же я могу сказать, – ответил Дубов. – Мне нравится. Но дело в том, что на земле есть гораздо более сказочные деревья, чем те, которые вы описали.
– А ну, ну, давайте рассказывайте! – сказал молодой поэт и даже потер руки.
Очевидно, сказка ему не нравилась.
– Я не знаю, – неуверенно сказал Дубов. – Дело в том, что сказка должна быть, по-моему, фантастичнее.
– О каких деревьях вы все-таки говорите? – придирчиво спросил писатель-сказочник.
– Вот вы пишете, что ваши деревья были такие высокие, что за них цеплялись тучи, – сказал Дубов, почему-то сердясь. – Тут дело не в высоте деревьев, а в высоте облаков. Бывают такие низкие облака, что они цепляются даже за вершины сосен. А дерево, о котором я хотел вам рассказать, – это мамонтово дерево, секвойя. Исполинская сосна. Она вырастает в высоту на сто и больше метров. Толщина ствола у нее чудовищная, до шести-семи метрoв. Самое долговечное дерево на земле. В Калифорнии есть секвойи, прожившие три тысячи лет. Уже при Гомере они были большими деревьями, а при Колумбе – великанами.
– А ну, ну, давайте, давайте, – снова сказал поэт, но теперь уже без всякого злорадства.
– Так вот… Дело в том, что это замечательное дерево может хорошо расти и у нас в Советском Союзе. В Крыму, в Никитском саду, есть несколько молодых секвой. Молодые, а в общем гиганты порядочные. Вдвое выше самой высокой сосны.
– Почему же вы не сажаете леса из секвой? – строго спросил Настин отец.
– В том-то и дело, – ответил Дубов, – что секвойя – дерево вырождающееся. Оно вымирает. Это – остаток прошлого. Секвойя в Америке уже потеряла способность размножаться. Те деревья, которые там есть, – последние. Новых не будет.
– Какая жаль для нас, для всей Руси! – сказал известный сатирический поэт.
– Вы не могли бы придумать чего-нибудь поостроумнее? – с ледяной вежливостью спросил его лирический поэт.
– Тише вы! – прикрикнул на них Настин отец. – Не мешайте!
– Да… Так вот, дело в том, – сказал Дубов и смутился. Он поймал себя на том, что уже в третий или четвертый раз повторяет это беспомощное выражение «дело в том». – Дело в том, что как раз мне пришлось несколько лет работать, чтобы получить у секвойи всхожие семена. Теперь вот я отдыхаю среди вас самым законным образом потому, что успешно закончил эту работу. Под Москвой уже заложены первые участки секвойи. Правда, они еще невысокие. Но через…
– Семь тысяч лет, – подсказал сатирический поэт.
– Знаете что, не будьте пошляком! – снова сердито сказал ему лирический поэт, но сатирик нисколько не обиделся.
– Ну, не через семь тысяч лет, а гораздо раньше у нас будут совершенно сказочные по красоте и мощи леса из секвойи. Не забывайте, что мы работаем еще и над ускорением роста деревьев.
Все замолчали, как бы обдумывая рассказ Дубова.
– Вот это и есть настоящая сказка! – вдруг сказала Настя.
Она сидела в углу за роялем, и до этого возгласа никто ее не замечал.
Тогда автор сказки совершил героический и правильный, по мнению Насти, поступок. Он встал, на глазах у всех торжественно разорвал свою рукопись и бросил ее в горящий камин. После этого он подошел к Дубову, крепко пожал ему руку и вышел из гостиной так спокойно, будто ничего не случилось. И все почему-то подумали, что вот теперь он напишет, наверное, настоящую, волшебную, светящуюся, как звезды в зимнюю ночь, и интересную сказку.
Дубов был смущен. Ему было жаль автора сказки и стыдно, что из-за его рассказа пропал писательский труд.
Вечером Дубов пошел к Вертушинке. По дороге его догнала Настя. Начал падать снег, совершенно тихий, отвесный, крупный и как будто что-то припоминающий на лету.
– Вы любите такой снег, Андрей Иванович? – спросила Настя.
– Да, – ответил Дубов. – Но больше всего я люблю молодость, такую, как ваша.
– А я больше всего люблю Лермонтова, – неожиданно сказала Настя, сообразила, что сказала, должно быть, совсем не то, что надо говорить в таких случаях, и смутилась так сильно, что на глазах у нее выступили слезы.
Сквозь эти слезы снег представлялся ей действительно сказочным. Ей даже казалось, что из каждого пушистого снежного кристалла расцветают на лету один за другим маленькие, совершенно белые и тающие от ее дыхания цветы, похожие на розы.
Секвойя (Паустовский)
Андрей Иванович Дубов, лесовод и селекционер, случайно попал в дом отдыха для писателей. В первые дни он только присматривался и помалкивал. За обедом и ужином Дубов наслушался множество всяких историй, острот, анекдотов и интересных споров. Но уже через неделю он привык к этим разговорам и не чувствовал себя чужаком.
Дом отдыха стоял на бугре, заросшим осинами и старыми елями. Под бугром, в овраге протекала речушка Вертушинка. На берегу Вертушинки Дубов часто встречал девушку Настю, дочь одного из писателей. Она много ходила на лыжах и впервые читала «Войну и мир». Её отец весь день сидел в гостиной и играл в шахматы. Время от времени Настя вбегала и отчаянно кричала: "Папа, князя Волконского убили!", а через час опять врывалась в гостиную и кричала: "Папа, его, оказывается, не убили, а ранили!".
Однажды вечером один из писателей читал в гостиной свою, только что написанную сказку. В ней говорилось об огромных деревьях, внутри которых жили маленькие человечки. Они построили города с заводами, школами, трамваем, метро. После чтения началось обсуждение. В сказке описывались деревья-великаны, поэтому автор спросил у Дубова, что он думает о сказке с точки зрения лесовода и знатока природы. Дубов ответил, что сказка ему понравилась, но на земле есть гораздо более сказочные деревья - мамонтовое дерево, секвойя. Исполинская сосна высотой до ста пятидесяти метров и толщиной до пятнадцати метров. Самое долговечное дерево на земле. В Калифорнии есть секвойи, прожившие три тысячи лет. В Крыму, в Никитском саду есть несколько молодых секвой, вдвое выше самой высокой сосны. Но секвойя – дерево вырождающееся, остатки времени. Дубов сказал, что ему за несколько лет работы удалось получить всхожие семена секвойи, и под Москвой заложены первые участки секвойи.
Настя сказала, что это и есть настоящая сказка. Тогда автор торжественно разорвал рукопись и бросил её в горящий камин. Потом он пожал Дубову руку и спокойно вышел из гостиной. Дубов был смущён, ему было стыдно, что из-за его рассказа пропал писательский труд.
Вечером Дубов пошёл к Вертушинке. По дороге его нагнала Настя. Падал снег, крупный и тихий. Насте казалось, что из каждой снежинки на лету расцветают маленькие белые цветы, похожие на розы, тающие от её дыхания. Она сказала, что любит такой снег, а больше всего любит Лермонтова. Дубов ответил, что тоже любит такой снег, а больше всего любит молодость, такую как Настина.
Укажите предложение, которое сложено обособленным приложением (знаки препинания не расставлены)
1) Здесь под Воронежем было много такие трав и цветов
2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу
3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен
4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекционер попал в писательский дом отдыха случайно
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Стартовый контроль
знаний, умений и навыков по русскому языку
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1) В прославивш_м автора романе;
2) с сильно бьющ_мся сердцем;
3) в побледневш_м небе;
4) на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1) Пол_щие дачники;
2) недорого сто_щие книги;
3) бре_щий полет;
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша открыла дверь.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая текст учебника,
1) не отвлекайтесь;
2) каждая фраза должна обдумываться;
3) необходим словарь;
4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы (вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены).
1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали на мост.
2) Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.
4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить тире?
1) Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.
2) Лень и трусость самые дурные пороки.
3) Льды как льды, пустыни как пустыни.
4) У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не пишется слитно?
1) (Не)проснувшийся город;
2) (не)заживающая долго рана;
3) работа (не)проделана;
4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) Раста_вший снег;
2) застав_вший отступить;
3) разве_ли сомнения;
4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) Свернуть направ_;
2) глядеть искос_;
3) наесться досыт_;
4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква н?
1) На улице безветре_о;
2) поступать ветре_о;
3) студентка сосредоточе_а и внимательна;
4) не раз чита_ая книга.
А13. Укажите ошибку в определении части речи, которая ведет к неверному написанию слова.
Ни перед кем не побоялась бы она обнаружить свои мысли, и никакая сила не могла бы ее заставить молчать.
1) Ни перед кем – частица ни с местоимением;
2) не побоялась – частица не с глаголом;
3) никакая – местоимение с частицей ни;
4) не могла бы – частица бы.
А14. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Артем нажимал на подвешенный к перекладине рычаг, раздувавший кожаные мехи.
2) Волчиха неслась мимо Василия слева направо, и он видел ее ощеренную пасть, свешенный набок язык, белые клыки.
3) Дорожки сада были усыпаны крупным гравием хрустевшим под ногами, а с боков обставлены большими розовыми раковинами.
4) Взбаламученная вода плескалась, набегая на истоптанный за ночь песок.
А15. В какой строке допущена ошибка в употреблении падежной формы?
1) Согласно приказу;
2) оплатив проезд;
3) отличать плохое от хорошего;
4) благодаря хорошего расписания.
А16. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) В течени_ пятнадцати минут;
2) напиток наподоби_ кофе;
3) в следстви_ вмешался прокурор;
4) впоследстви_ я узнал.
А17. В каком предложении выделенное слово – предлог?
1) (В)следствии по этому делу были допущены ошибки.
2) (На)счет в банке поступили новые средства.
3) (В)следствие включились новые люди.
4) (В)течение месяца мы завершили работу.
А18. В каком предложении частица, заключенная в скобки, пишется слитно?
1) Вслед за другими мы то(же) пошли в музей.
2) Ничто не изменилось: так(же) бежала река, так(же) шумел лес.
3) Я хочу жить так(же), как и ты.
4) Это было то(же) здание.
А19. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
1) Н_ перед кем не побоялась бы она обнаружить свои мысли.
2) Каждый раз н_ могу н_ удивляться!
3) Сколько н_ звал, он не оглянулся.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С1.
(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
(Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном)
В1. Определите часть речи слова поудобнее в предложении 2.
В2. Выпишите из текста деепричастия.
В3. Из предложений 4–8 выпишите частицу(ы).
В4. Из 1-го предложения выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
В6. Из 3-го предложения выпишите союзы.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.
9-й КЛАСС
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно обозначен ударный гласный?
А2. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) Между двух огней;
2) ни два ни полтора;
3) как звезд на небе;
4) лежать мертвым грузом.
Укажите слово с суффиксом -ок-.
А4. В каком предложении слова одеть – надеть употреблены неверно?
1) Мама песню напевала, одевала дочку.
2) Девочка надевала белую сорочку.
3) В такой бесконечный дождь нужно одеть резиновые сапоги.
4) Одень, обуй и накорми его.
А5. В какой строке на месте пропуска пишется буква а?
1) К_рикатура, погл_щать, вопл_тить, тр_нслировать;
2) благосл_влять, спарт_киада, об_гащать, р_сток;
3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_-шать;
4) уд_литься, об_няние, выр_щенный, прик_-сновение.
А6. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?
А7. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?
1) Учиться в лице_;
2) бежать по дорожк_;
4) находиться в здани_.
А8. В каком слове на месте пропуска пишется ё?
А9. В каком слове на месте пропуска пишется буква и?
А10. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
А11. В каком слове на месте пропуска в приставке пишется и?
А12. В каком слове на месте пропуска пишется нн?
1) Уставле_а вазами;
2) писа_ая красавица;
3) слушал сосредоточе_о;
4) услыша_ы всеми.
А13. В каком словосочетании не пишется слитно?
1) Ничего (не)соображая;
2) дорога (не)освещена;
3) (не)законченная работа;
4) поступил (не)по-товарищески.
А14. На месте каких цифр пишется буква и?
Он терпеть н_(1) может щегольства: носит всегда свитку черного домашнего сукна, и н_(2)кто н_(3)когда н_(4)видал его в другом костюме.
1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 3, 4; 4) 2, 3.
А15. Укажите неопределенно-личное предложение.
1) Уже совсем стемнело.
2) В дверь постучались.
3) Люблю грозу в начале мая.
4) В избе жарко натоплено.
А16. В какой строке дано правильное объяснение пунктуации предложения?
Сквозь серый камень вода сочилась(,) и было душно в ущелье темном. (М.Горький)
1) В этом предложении есть однородные члены, соединенные союзом и, запятая перед ним не ставится;
2) это предложение сложное (сложносочиненное), перед и запятая ставится;
3) в этом предложении однородные члены соединены союзом и, перед и запятая ставится;
4) это предложение сложносочиненное, запятая перед и не ставится.
А17. В какой строке правильно указано, чем осложнено предложение?
Лебедь красиво подплыл, вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых черных ногах, направился к избушке.
1) Однородными членами;
2) однородными членами и обособленным обстоятельством;
3) однородными членами и обособленным определением;
4) уточняющими членами предложения.
А18. В каком предложении необходимо обособить деепричастный оборот?
1) Он бежал сломя голову.
2) Нельзя сидеть сложа руки.
3) И ушла Лиса несолоно хлебавши.
4) Зайцы спасаясь от путников путали следы.
А19. Укажите предложение, которое осложнено обособленным приложением (знаки не расставлены).
1) Здесь под Воронежем было много таких трав и цветов.
2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому сбились в одну кучу.
3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был тщательно занавешен.
4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекционер попал в писательский дом отдыха случайно.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6, С.
(1) Возникновению географии как определенной области знаний предшествовал длительный процесс развития человеческого мышления. (2) Истоки географической науки можно обнаружить даже в первобытном обществе. (3) Дело в том, что способность мыслить пространственно, «географически» (в отличие от способности мыслить во времени), связанная с необходимостью ориентироваться на местности, относится к числу основных способностей человека… (4) Даже на заре своей истории люди всегда что-то знали о той местности, в которой жили. (5) Они знали, где находится лес, кустарник или луг, знали, чем богаты леса и много ли рыбы в реках, знали, как пройти из одного селения в другое, и отчетливо представляли себе, какая погода преобладает в летние сезоны и какая в зимние… (6) Древнейшие народы могли ничего не знать – и не знали! – о собственной истории, но они знали свои владения, потому что без этих знаний не смогли бы выжить.
(7) Следовательно, у всех народов даже на самых ранних ступенях общественного развития имелись зачатки географических знаний, имелись отчетливые представления об окружающем пространстве.
(Из журнала «Вокруг света»)
В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4 выберите номер безличного предложения.
В3. Из группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным словом.
В4. Укажите тип связи в словосочетании можно обнаружить во 2-м предложении.
В5. Каким членом предложения является слово мыслить из 3-го предложения?
В6. Из предложений 4–5 выпишите частицы.
(Ответы на задания части А и В даны на стр. 26)
С. Что изучает география? Когда возникла география? Нужна ли эта наука сегодня? Напишите сочинение-рассуждение.
Дубов лесовод и селекционер попал в писательский дом отдыха случайно
Вместо скобок поставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.
Решительная (…) бледная (…) она ходила (…) громко разговаривала (…) распоряжалась (В. Каверин). 2) Я пробирался с охотничьей командой вверх по реке (…) впадающей в Уссурийский залив (В. Арсеньев). 3) Раненный осколком в плечо (…) капитан Сабуров не покинул строя. 4) Главные улицы города (…) застроенные новыми зданиями (…) заасфальтированные (…) озелененные (…) идут параллельно Енисею (Н. Михайлов). 5) И однажды в июле я набрел на пышный бурьян (…) для меня тогда показавшийся целым лесом (С. Сергеев). 6) Крупный дождь (…) успевший прибить пыль на дороге (…) но не успевший навести грязи (…) перестал (Б. Солоухин). 7) Возле машины взад и вперед прогуливалась Анна (…) в меховом пальто (…) небрежно запахнутом (…) и легком шарфике (М. Прилежаева). 8) Он (…) со своим умом и опытностью (…) мог уже заметить, что она отличала его (Л.Н. Толстой). 9) Алена (…) с красными от жары щеками (…) бегала (…) то в сад (…) то в дом (…) то в погреб (А. Чехов). 10) За вьюгой белых лепестков (…) полетевших на дорогу (…) я увидел (…) сидящую на скамье статную девушку в розовом платье (А. Блок).
1) Решительная, бледная, она ходила, громко разговаривала, распоряжалась (В. Каверин) 2) Я пробирался с охотничьей командой вверх по реке, впадающей в Уссурийский залив (В. Арсеньев). 3) Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя. 4) Главные улицы города, застроенные новыми зданиями, заасфальтированные, озелененные, идут параллельно Енисею (Н. Михайлов). 5) И однажды в июле я набрел на пышный бурьян, для меня тогда показавшийся целым лесом (С. Сергеев). 6) Крупный дождь, успевший прибить пыль на дороге, но не успевший навести грязи, перестал (Б. Солоухин). 7) Возле машины взад и вперед прогуливалась Анна, в меховом пальто, небрежно запахнутом, и легком шарфике (М. Прилежаева). 8) Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (Л.Н. Толстой). 9) Алена, с красными от жары щеками, бегала, то в сад, то в дом, то в погреб (А. Чехов). 10) За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье (А. Блок).
Вместо скобок поставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.
1) С каждым часом ближе, ближе славный порт (…) Владивосток (С. Маршак). 2) Дядя (…) Саша поставил в вагоне изоляторе крошечный верстак и принялся работать (В. Панова). 3)Мы (…) дачники (…) затеяли здесь спектакль (А. Чехов). 4) Андрей Иванович Дубов (…) лесовод и селекционер (…) попал в писательский дом отдыха случайно (К. Паустовский). 5) Толстый кучер (…) Яким (…) кроткий человек (…) ласково и робко успокаивает коней (М. Горький). 6) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме (…) построенном ее отцом (…) известным художником (К. Паустовский). 7) Выручил его велосипед (…) единственное богатство, накопленное им за последние три года (К. Федин). 8) Кольчатый тюлень (…) или нерпа (…) относится к отряду ластоногих (В. Арсеньев). 9) Обе старшие девочки (…) Катя и Соня (…) стали зорко следить за мальчиками (А. Чехов). 10) Как лицо служебное, милицейское (…) Сошнин привык знакомиться с разным народом (В. Астафьев).
1) С каждым часом ближе, ближе славный порт Владивосток (С. Маршак). 2) Дядя Саша поставил в вагоне изоляторе крошечный верстак и принялся работать (В. Панова). 3) Мы, дачники, затеяли здесь спектакль (А. Чехов). 4) Андрей Иванович Дубов, лесовод и селекционер, попал в писательский дом отдыха случайно (К. Паустовский). 5) Толстый кучер Яким, кроткий человек, ласково и робко успокаивает коней (М. Горький). 6) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником (К. Паустовский). 7) Выручил его велосипед — единственное богатство, накопленное им за последние три года (К. Федин). 8) Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к отряду ластоногих (В. Арсеньев). 9) Обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками (А. Чехов) 10) Как лицо служебное, милицейское, Сошнин привык знакомиться с разным народом (В. Астафьев).
Дубов лесовод и селекционер попал в писательский дом отдыха случайно
Вместо скобок поставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.
Решительная (…) бледная (…) она ходила (…) громко разговаривала (…) распоряжалась (В. Каверин). 2) Я пробирался с охотничьей командой вверх по реке (…) впадающей в Уссурийский залив (В. Арсеньев). 3) Раненный осколком в плечо (…) капитан Сабуров не покинул строя. 4) Главные улицы города (…) застроенные новыми зданиями (…) заасфальтированные (…) озелененные (…) идут параллельно Енисею (Н. Михайлов). 5) И однажды в июле я набрел на пышный бурьян (…) для меня тогда показавшийся целым лесом (С. Сергеев). 6) Крупный дождь (…) успевший прибить пыль на дороге (…) но не успевший навести грязи (…) перестал (Б. Солоухин). 7) Возле машины взад и вперед прогуливалась Анна (…) в меховом пальто (…) небрежно запахнутом (…) и легком шарфике (М. Прилежаева). 8) Он (…) со своим умом и опытностью (…) мог уже заметить, что она отличала его (Л.Н. Толстой). 9) Алена (…) с красными от жары щеками (…) бегала (…) то в сад (…) то в дом (…) то в погреб (А. Чехов). 10) За вьюгой белых лепестков (…) полетевших на дорогу (…) я увидел (…) сидящую на скамье статную девушку в розовом платье (А. Блок).
1) Решительная, бледная, она ходила, громко разговаривала, распоряжалась (В. Каверин) 2) Я пробирался с охотничьей командой вверх по реке, впадающей в Уссурийский залив (В. Арсеньев). 3) Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя. 4) Главные улицы города, застроенные новыми зданиями, заасфальтированные, озелененные, идут параллельно Енисею (Н. Михайлов). 5) И однажды в июле я набрел на пышный бурьян, для меня тогда показавшийся целым лесом (С. Сергеев). 6) Крупный дождь, успевший прибить пыль на дороге, но не успевший навести грязи, перестал (Б. Солоухин). 7) Возле машины взад и вперед прогуливалась Анна, в меховом пальто, небрежно запахнутом, и легком шарфике (М. Прилежаева). 8) Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (Л.Н. Толстой). 9) Алена, с красными от жары щеками, бегала, то в сад, то в дом, то в погреб (А. Чехов). 10) За вьюгой белых лепестков, полетевших на дорогу, я увидел сидящую на скамье статную девушку в розовом платье (А. Блок).
Вместо скобок поставьте, где необходимо, недостающие знаки препинания.
1) С каждым часом ближе, ближе славный порт (…) Владивосток (С. Маршак). 2) Дядя (…) Саша поставил в вагоне изоляторе крошечный верстак и принялся работать (В. Панова). 3)Мы (…) дачники (…) затеяли здесь спектакль (А. Чехов). 4) Андрей Иванович Дубов (…) лесовод и селекционер (…) попал в писательский дом отдыха случайно (К. Паустовский). 5) Толстый кучер (…) Яким (…) кроткий человек (…) ласково и робко успокаивает коней (М. Горький). 6) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме (…) построенном ее отцом (…) известным художником (К. Паустовский). 7) Выручил его велосипед (…) единственное богатство, накопленное им за последние три года (К. Федин). 8) Кольчатый тюлень (…) или нерпа (…) относится к отряду ластоногих (В. Арсеньев). 9) Обе старшие девочки (…) Катя и Соня (…) стали зорко следить за мальчиками (А. Чехов). 10) Как лицо служебное, милицейское (…) Сошнин привык знакомиться с разным народом (В. Астафьев).
1) С каждым часом ближе, ближе славный порт Владивосток (С. Маршак). 2) Дядя Саша поставил в вагоне изоляторе крошечный верстак и принялся работать (В. Панова). 3) Мы, дачники, затеяли здесь спектакль (А. Чехов). 4) Андрей Иванович Дубов, лесовод и селекционер, попал в писательский дом отдыха случайно (К. Паустовский). 5) Толстый кучер Яким, кроткий человек, ласково и робко успокаивает коней (М. Горький). 6) Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном ее отцом, известным художником (К. Паустовский). 7) Выручил его велосипед — единственное богатство, накопленное им за последние три года (К. Федин). 8) Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к отряду ластоногих (В. Арсеньев). 9) Обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками (А. Чехов) 10) Как лицо служебное, милицейское, Сошнин привык знакомиться с разным народом (В. Астафьев).
Дом отдыха стоял на бугре, заросшем густым мелким осинником и старыми елями. Под бугром в глубоком ОЕраге бормотала речушка Вертушип-ка. Назвали ее так, должно быть, за то, что она очень вертелась и петляла по оврагам. Куда бы ни выходили отдыхающие из дома, они всюду натыкались на эту позванивающую подо льдом речушку.
На изгибах, где течение было быстрее, Вертушинка промыла во льду черные полыньи. В них под вздрагивающей прозрачной водой было видно каменистое дно, а около тонкого края льда всегда собиралось и вертелось каруселью все, что несла зимой вода, – перегнившие черные листья, куски коры, мох, пух, растерянный в драках синицами, и семена.
Семян было больше всего. Особенно много несла Вертушинка семян ольхи – шершавых желтоватых шариков.
Андрей Иванович Дубов – лесовод и селекционер – попал в этот писательский дом отдыха случайно. Когда ему в его научном институте предложили путевку в этот дом, Дубов тотчас согласился. Ему давно хотелось пожить среди людей так называемой «свободной профессии».
Но потом Дубова начали одолевать сомнения. Все-таки среда незнакомая. Писатели, говорят, люди бывалые, интересные и разносторонние, но шумные и насмешливые.
Дубову – человеку только своего лесного дела – казалось, что он будет выглядеть среди писателей как житель тайги, попавший без всякой подготовки, в неуклюжих унтах и тулупе, на концерт в Большом зале Консерватории. Вокруг него будут спорить о книгах, стихах, о всяких сложностях писательской работы. Будут, конечно, ждать, что и он вмешается в эти разговоры. А как он может вмешаться, когда в литературе он мало что знает.
Поэтому первые дни в доме отдыха Дубов только присматривался и помалкивал. Каждый день за обедом и ужином он выслушивал столько всяких историй, – то смешных, то печальных, то фантастических, столько острот и анекдотов и вдруг разгоравшихся, как лесной пожар, интересных и яростных споров, – что к вечеру у него разбаливалась голова.
Но он быстро привык к этим разговорам, вошел во вкус и уже через неделю с нетерпением ждал новых рассказов. Он уже не чувствовал себя чужаком.
Просыпался Дубов очень рано, еще в темноте.
Стоял конец декабря. Даже в полдень небо на горизонте над прозрачными перелесками и покрытыми снегом полями было затянуто темной мглой. Будто ночь только на короткое время – и то неохотно – отошла ч сторону и очень скоро вернется.
Дубов одевался и шел к Вертушинке. Ночь мутнела, воздух наливался слабой синевой. Потом эта синева переходила в мягкий серый цвет, напоминавший столетнее серебро. Только черные ели тяжело Стояли среди утренней мглы, как будто их выковали из позеленевшего чугуна кузнецы.
На берегу Вертушинки Дубов часто встречал девушку Настю, дочь одного из писателей, школьницу девятого класса.
Она отдыхала в доме после болезни, много ходила на лыжах и впервые зачитывалась «Войной и миром».
Отец ее весь день сидел в гостиной и играл в шахматы. Настя время от времени врывалась в гостиную, кричала с отчаянием: «Папа, князя Андрея убили» – и убегала, чтобы через час опять ворваться и крикнуть, но уже радостно: «Папа, его, оказывается, не убили, а только ранили!»
Отец смеялся и махал на Настю рукой.
Настя, встречаясь с Дубовым, всегда улыбалась, и в ее открытой улыбке было столько чистейшей прелести девичества, свежести и еще неосознанного счастья, что Дубов всегда улыбался в ответ.
Какими-то еще неясными для него самого путями эта улыбка связывалась у Дубова со множеством хороших мыслей. Вернее, она вызывала эти мысли о счастливом значении его работы, о будущем, о том, что не так уж далеко весна.
Ее приближение было заметно по неожиданным теплым ветрам, доносившим из леса запах оттаявшей коры, по блеску капель, стекавших с ледяных сосулек (как будто сотни маленьких солнц косо летели по воздуху и исчезали в рыхлом снегу), наконец по свисту и перезвону синиц, дружно расклевывавших еловые шишки.
Настя почти всегда подходила к промоине на Вертушинке на лыжах.
Длинные ее косы были переброшены со спины на грудь, она глубоко дышала от лыжного бега, щеки у нес нежно рдели, а глаза под запушенными ресницами сверкали нестерпимо, будто в них за зеленоватым зрачком были зажжены маленькие звезды.
Каждый раз Настя находила под водой новые интересные вещи: то вымокшую в воде порыжевшую еловую ветку (она казалась заржавленной), то жестяную консервную банку, то лиловый от холода и мертвый лист водяной лилии. Один раз она даже увидела, как через промоину пронеслась длинная, как веретено, маленькая рыба, и почему-то решила, что это форель, хотя форели под Москвой не водятся.
О каждой веши Настя расспрашивала Дубова: почему листья лилии, когда вянут, делаются лиловыми, а еловая хвоя – рыжей, правда ли, что водяные жуки-водомеры зимой не умирают, а спят на дне под камнями, и могут ли прорасти те семена, что вертятся в водовороте на промоине. Вот хорошо бы действительно собрать их, посеять и посмотреть, что из этого выйдет. Может быть, вырастет целый сад из этих речных семян.
Очевидно, в связи со всеми этими подводными вещами у Насти в голове уже роились всякие волшебные рассказы. Ей, должно быть, хотелось знать не только точное описание вещей и объяснение явлений, но и уловить ту трудно передаваемую прелесть, скрытую поэзию, что жила в этих палых листьях, тонком ледке, его звоне, в мохнатых комьях снега, остром воздухе осиновых чащ и во всем этом дремлющем зимнем дне.
Но передать ей эту непонятную власть зимы Дубов не мог. Он понимал, что Насте хочется сказки. «Это дело писателей, – говорил он себе, – придумывать сказки. Я, конечно, чувствую красоту зимы, но выразить ее не могу. Слов у меня не хватает. И, должно быть, воображения. Засох я на своей научной работе».
Однажды вечером один из писателей читал в гостиной свою только что написанную сказку.
Писатель был пожилой, в очках, страдал одышкой и очень ревниво следил за тем, чтобы во время чтения не было никакого шума.
После чтения начался разговор. Говорили сначала туго, потом оживились. Сказку хвалили, хотя кое-кто и говорил, что она несколько искусственна, что даже в сказках надо исходить из реальности, из подлинных и интересных жизненных случаев и явлений.
Писатель молчал, но с этим, видимо, не соглашался.
В сказке упоминались деревья-великаны. Может быть, поэтому писатель повернулся к Дубову и спросил:
– Ну, а вы что думаете? С точки зрения знатока природы и лесовода?
– Что же я могу сказать, – ответил Дубов. – Мне нравится. Но дело в том, что на земле есть гораздо более сказочные деревья, чем те, которые вы описали.
– А ну, ну, давайте рассказывайте! – сказал молодой поэт и даже потер руки.
Очевидно, сказка ему не нравилась.
– Я не знаю, – неуверенно сказал Дубов. – Дело в том, что сказка должна быть, по-моему, фантастичнее.
– О каких деревьях вы все-таки говорите? – придирчиво спросил писатель-сказочник.
– Вот вы пишете, что ваши деревья были такие высокие, что за них цеплялись тучи, – сказал Дубов, почему-то сердясь. – Тут дело не в высоте деревьев, а в высоте облаков. Бывают такие низкие облака, что они цепляются даже за вершины сосен. А дерево, о котором я хотел вам рассказать, – это мамонтово дерево, секвойя. Исполинская сосна. Она вырастает в высоту на сто и больше метров. Толщина ствола у нее чудовищная, до шести-семи метрoв. Самое долговечное дерево на земле. В Калифорнии есть секвойи, прожившие три тысячи лет. Уже при Гомере они были большими деревьями, а при Колумбе – великанами.
– А ну, ну, давайте, давайте, – снова сказал поэт, но теперь уже без всякого злорадства.
– Так вот… Дело в том, что это замечательное дерево может хорошо расти и у нас в Советском Союзе. В Крыму, в Никитском саду, есть несколько молодых секвой. Молодые, а в общем гиганты порядочные. Вдвое выше самой высокой сосны.
– Почему же вы не сажаете леса из секвой? – строго спросил Настин отец.
– В том-то и дело, – ответил Дубов, – что секвойя – дерево вырождающееся. Оно вымирает. Это – остаток прошлого. Секвойя в Америке уже потеряла способность размножаться. Те деревья, которые там есть, – последние. Новых не будет.
– Какая жаль для нас, для всей Руси! – сказал известный сатирический поэт.
– Вы не могли бы придумать чего-нибудь поостроумнее? – с ледяной вежливостью спросил его лирический поэт.
– Тише вы! – прикрикнул на них Настин отец. – Не мешайте!
– Да… Так вот, дело в том, – сказал Дубов и смутился. Он поймал себя на том, что уже в третий или четвертый раз повторяет это беспомощное выражение «дело в том». – Дело в том, что как раз мне пришлось несколько лет работать, чтобы получить у секвойи всхожие семена. Теперь вот я отдыхаю среди вас самым законным образом потому, что успешно закончил эту работу. Под Москвой уже заложены первые участки секвойи. Правда, они еще невысокие. Но через…
– Семь тысяч лет, – подсказал сатирический поэт.
– Знаете что, не будьте пошляком! – снова сердито сказал ему лирический поэт, но сатирик нисколько не обиделся.
– Ну, не через семь тысяч лет, а гораздо раньше у нас будут совершенно сказочные по красоте и мощи леса из секвойи. Не забывайте, что мы работаем еще и над ускорением роста деревьев.
Все замолчали, как бы обдумывая рассказ Дубова.
– Вот это и есть настоящая сказка! – вдруг сказала Настя.
Она сидела в углу за роялем, и до этого возгласа никто ее не замечал.
Тогда автор сказки совершил героический и правильный, по мнению Насти, поступок. Он встал, на глазах у всех торжественно разорвал свою рукопись и бросил ее в горящий камин. После этого он подошел к Дубову, крепко пожал ему руку и вышел из гостиной так спокойно, будто ничего не случилось. И все почему-то подумали, что вот теперь он напишет, наверное, настоящую, волшебную, светящуюся, как звезды в зимнюю ночь, и интересную сказку.
Дубов был смущен. Ему было жаль автора сказки и стыдно, что из-за его рассказа пропал писательский труд.
Вечером Дубов пошел к Вертушинке. По дороге его догнала Настя. Начал падать снег, совершенно тихий, отвесный, крупный и как будто что-то припоминающий на лету.
– Вы любите такой снег, Андрей Иванович? – спросила Настя.
– Да, – ответил Дубов. – Но больше всего я люблю молодость, такую, как ваша.
– А я больше всего люблю Лермонтова, – неожиданно сказала Настя, сообразила, что сказала, должно быть, совсем не то, что надо говорить в таких случаях, и смутилась так сильно, что на глазах у нее выступили слезы.
Сквозь эти слезы снег представлялся ей действительно сказочным. Ей даже казалось, что из каждого пушистого снежного кристалла расцветают на лету один за другим маленькие, совершенно белые и тающие от ее дыхания цветы, похожие на розы.
Читайте также: