Дом отдыха на каменном острове
Много лет подряд, прилетая в Петербург и проживая на одном из семи островов исторической Петроградской стороны, самом крупном Петроградском острове, я непростительно и даже можно сказать халатно относилась к самому его ближайшему соседу — Каменному острову.
Проезжала мимо несчетное количество раз, выворачивала шею на мелькавшие среди деревьев особняки, а сделать зарубку на память — посетить непременно, все как-то не удосуживалась! И вот наконец-то, в холодной и по — осеннему промозгшей первой половине мая, словно испытывавшей меня на выносливость и водонепроницаемость, когда я, уже уставшая от зимней куртки и зонта, а до отъезда осталась пара дней — свершилось! Хляби небесные сменили гнев на милость: они либо притомились поливать Северную столицу бесконечным дождем, либо закончился резерв оной. В первый же сухой, еще не смелый, стеснительный, но уже яркий солнечный день, правда сопровождаемый прохладным ветром, я с утра пораньше, оставив дома надоевшие зимне — осенние атрибуты, налегке отправилась на прогулку на Каменный остров.
7В период начала застройки Петербурга, остров, площадью чуть больше одного квадратного километра, располагался на окраине, а вокруг него простирались болота. Остров изрезан каналами — Большим и Малым, поэтому создается впечатление, что островов, разного размера, несколько.
По поводу названия «Каменный» есть как минимум пара версий или легенд. Одна из них рассказывает якобы об огромном камне, возвышающемся над водой канала. Другая же, более правдивая, поясняет, что остров так назван в честь Петра I, потому как слово petros с греческого переводится как «камень».
В 1713-м году Петр I передал эти земли своему сподвижнику, первому канцлеру Российской империи графу Гавриилу Ивановичу Головкину, после чего и начались благоустройство и застройка Каменного острова. С 1746-го года землями на острове уже владел другой российский канцлер — Алексей Петрович Бестужев-Рюмин и уже по его распоряжению стали осушать болота, рыть каналы, строить дворец. Но фортуна девица коварная и не предсказуемая — зимой 1758 года канцлер был арестован и сослан в ссылку в свое имение в Можайском уезде. Каменный остров у него был конфискован. Но уже в 1762 году при императрице Екатерине II Бестужев — Рюмин был милостиво возвращен ко двору, но остался без острова.
В сентябре 1765 года Екатерина II преподносит своему сыну, великому князю Павлу Петровичу царственный подарок — Каменный остров, который впредь и остается во владении императорской фамилии.
С 1776 по 1780 годы для наследника престола возводится великолепный дворцово-парковый комплекс. Автором дворца в стиле классицизма, предположительно являлся известный архитектор Юрий Матвеевич Фельтен.
5Знатные и состоятельные горожане, составляющие элиту петербургского общества не желая отставать от царской семьи в период со второй половины 18, до середины 19 веков начинают возводить на Каменном острове свои роскошные дачи и особняки. И как это водится в аналогичных ситуациях — каждый владелец стремился построить особняк или дачу в единственном эксклюзивном варианте.
Поэтому, гуляя сегодня по аллеям Каменного острова, можно не просто любоваться старинными строениями, но и наблюдать невероятное смешение эпох и архитектурных стилей. В непосредственной близости радуя любителей архитектуры соседствуют и прекрасно уживаются готика, русский стиль, модерн и классицизм.
В революционные годы, что вполне закономерно, дачи и дворцы были национализированы и переданы детской колонии. Неужели все сразу? А как же прежние хозяева, что с ними? Кардинальная смена власти. Но уже к 30-м годам, существенно оперившись, образовавшаяся элита новой власти возжелала побаловать себя роскошью дворянских особняков, зря что ли боролись? Часть дач стали номенклатурными дачами отдыха, а часть были отданы под санатории.
-Наверное уже пора начинать прогулку: думала я, медленно прогуливаясь по Лопухинскому саду и стараясь отвлечься от насыщенной, по-весеннему дерзкой синевы Малой Невки и сосредоточиться на фасадах Каменноостровского дворца, бывшей летней резиденции императорской семьи. Дворец, выкрашенный в спокойных желто — белых тонах, расположен на закругленном участке острова, напоминающем рыбью голову и на слиянии рек Малой Невки и Большой Невки.
9Подарок не очень-то нравился его владельцу, поэтому Павел I во дворце практически не бывал. В 1797 году спешно подготовленный Каменноостровский дворец был передан свергнутому с престола экс-королю Польши Станиславу — Августу Понятовскому.
И лишь при правлении Александра I всему дворцово-парковому комплексу был возвращен статус резиденции русских императоров. Но все изменилось после победы революции — дворец был национализирован и в нем разместилась колония для многочисленных в те годы беспризорных детей имени Луначарского. В годы ВОвойны в здании размещался блокадный госпиталь.
С 60-х лет 20 века и вплоть до 2008 года в здании размещался санаторий ВВС. С 2015 года в бывшей резиденции императорской фамилии располагается Академия талантов Петербурга.
6Слева от дворца расположено здание Санкт-Петербургского Рыбопромышленного колледжа «Экипаж».
(дача князя В. В. Долгорукова)
Постройка: 1830–1840 годы (восстановлена в первой половине 1990-х)
Классицизм
Торжественное классическое здание, расположенное неподалеку от Каменноостровского моста, — фактически муляж. Оригинальная деревянная дача, построенная архитектором Шустовым, сгорела в 1978 году, когда в ней располагалось общежитие. Восстановили здание с довлеющим куполом в первой половине 90-х. Дача пока еще находится в федеральной собственности, но это ненадолго: до 2019 года правительство выставит ее на торги. Сейчас дача полузаброшена: она утопает в диких зарослях и огорожена заборами — покосившимся деревянным, который затегал уличный художник Курил Что, и ржавой решеткой.
Особняки Каменного острова. Часть 2
В пешей доступности от Петроградской стороны находится уголок тишины, уютных аллей и княжеских дач – Каменный остров. Еще со времен Петра I, он стал «местом прописки» петербургской элиты. Канцлерские владения в стиле барокко сменялись великокняжескими усадьбами в классических канонах, особняки предпринимателей и деятелей искусства в затейливом, ярком стиле “модерн” отводились под дома отдыха при «диктатуре пролетариата», однако общая атмосфера Каменного всегда оставалось неизменной- утопающий в садах, остров оказался не только баловнем северной природы, но и свидетелем насыщенной петербургской истории. Прогулка здесь понравится всем!
Дача Вургафт («Голубая дача»)
Дача жены статского советника Вургафта, построенная архитектором Синявером в 1913-1914 гг., входит в список спецрезиденций на Каменном острове, это так называемая Голубая дача. Двухэтажное здание, завершенное куполом, а главный фасад украшен четырехколонным портиком с треугольным фронтоном и обращен к набережной реки Крестовки. Известно, что летом 1916 года интерьеры особняка расписал художник-декоратор Максимович. На пилонах центрального овального зала он изобразил танцующие женские фигуры – Вечер, Утро, День, Ночь. Арендатором особняка в предреволюционные годы был банкир Дмитрий Рубинштейн. По его инициативе для каменноостровских детей здесь устраивались веселые новогодние елки, танцевальные вечера с подарками и угощением. В советское время в особняке поочередно размещались детская колония, дом отдыха и резиденция Ленгорисполкома.
Открытие домов отдыха трудящихся на Каменном острове
20 июля 1920 года на Каменном острове были торжественно открыты Дома отдыха трудящихся — бывшие особняки и дачи, некогда принадлежавшие предстаивтелям высшего света столицы, были переоборудованы с целью предоставить рабочим Петрограда возможность для культурного и здорового отдыха на островке беззаботной и сытной жизни посреди голодающего города времен военного коммунизма. Окрытие было обставленно с большой помпой: шествие рабочих, речи, театрализованное представление под открытым небом; сам остров был красочно декорирован. Это неудивительно — создание домов отдыха трудящихся было прежде всего политическим и пропагандистким действом. Очевидно, что лишь немногие смогли воспользоваться благами нового учреждения. Однако это было наглядной демонстрацией образа того светлого будущего, о котором прежде можно было судить только со слов многочисленных агитаторов. Была и другая цель: в эти дни в Петрограде проходили заседания II конгресса Коминтерна, в город съехалось много иностранных делегаций, которым тоже следовало показать ростки нового мира, пробивающиеся несмотря на все трудности.
Однако за показным благополучием прятались и неприглядные вещи. К 1920 году особняки, конечно, уже потеряли своих первоначальных владельцев. Во многих домах были размещены школы-интернаты и приюты для неполноценных, в части помещений проживали представители интеллигенции — профессора и учителя. Всем им было приказано освободить занимаемые площади, и для их расселения практически не было ничего сделано.
Другой бедой было то, что при переоборудовании дворцов не принималось во внимание сохранность их интерьеров и хранящихся там предметов искусства. Вот, что вспоминала Эмма Голдман, участвовавшая в работе в этой работе: «Особняки с произведениями искусства были превращены в ночлежки и грязные железные кровати ставили рядом с антикварной мебелью и картинами – нелепая, глупая трата времени и сил.». Впрочем, Зорин (секретарь петроградского горкома ВКП(б), ближайший соратник Зиновьева), осуществлявший общее руководство работами, сразу заявил, что дома отдыха для трудящихся важнее искусства.
Слева направо: А.Е.Бадаев, М.Горький, С.С.Зорин, 1920 год.
Существенными были организационная неразбериха и злоупотребления. Для тех, кто трудился на работах по благоустройству острова и ремонту зданий были выделены дополнительные продукты питания — работа была тяжелая и ее требовалось сделать срочно. При этом заняты были в основном заключенные и отбывающие трудовую повинность. Тут-то и сыграла роль порочная и коррумпированная система распределения, особенно свойственная временам военного коммунизма. Снова воспользуемся воспоминаниями Голдман:
«У каждого комиссара были свои люди, которых по знакомству вносили в списки работающих и которые получали право на хлебные пайки и обед. Таким образом, еще не успели появиться настоящие рабочие, как восемьдесят мнимых «техников» уже обладали талонами на обеды и хлебными карточками. Те, кто действительно был мобилизован на работы, почти ничего не получили. Результатом стал общий саботаж.<. >Я часто наблюдала за тем, как они работают, и по справедливости следует сказать, что они себя не утруждали. «Почему мы должны?», - сказали бы они. – «Нас кормят советским супом – это грязные помои, мы получаем только то, что остается от помыкающих нами бездельников. А кто будет отдыхать в этих домах? Не мы и не наши братья на заводах. Только члены партии или те, у кого есть блат, смогут пользоваться этим местом. Кроме того, скоро весна, мы нужны в своих деревнях. Почему нас здесь держат?». В самом деле, эти крепкие сыновья русской земли себя не утруждали. Не было никаких стимулов: они не чувствовали связи с окружающей жизнью, и не было никого, кто мог бы объяснить им значение труда в революционной России. Они были подавлены войной, революцией, голодом – ничто не могло вывести их из апатии.»Первоначально, по всей видимости, предполагалось подготовить дома к первомайскому празднованию. Однако работы затянулись. Продолжим свидетельство Голдман:
Руководство строительными работами осуществлял архитектор И.А.Фомин, в оформлении различных объектов принимали участие художники В.М.Ходасевич и С.В.Чехонин. Строительство велось без предварительных проектов — все рассчеты велись прямо на месте, после обмеров местности.
На входе на территории домов отдыха была установлена деревянная триумфальная арка. Аллея выводила на площадь, на которой была установлена скульптура «Освобожденный труд». На одном из прудов был сооружен летний театр. Вот, как вспоминает торжественное открытие очевидец, Л.Н.Штерн:
Оформление одной из аллей.
«C интересом мы, ребята (я к этому времени был уже школьником) смотрели на непривычное оформление острова. По всем аллеям были вывешены красочные транспаранты, на перекрестке с Первой березовой аллеей была сооружена сделанная из фанеры и оштукатуренная триумфальная арка, рядом с ней - тоже фанерная - гигантская статуя рабочего, а недалеко от них - колонна с рострами. Следует сказать, что все эти украшения выглядели довольно непривычно. Дело в том, что среди многих течений, существовавших в изобразительном искусстве тех лет, было одно называемое "кубизм". Видимо именно приверженцам кубизма было поручено оформление Каменного. Все транспаранты представляли собой затейливые комбинации из разных геометрических фигур, и очень часто трудно было понять, что именно изображают эти комбинации. Особенно необычной была фигура рабочего. Создавалось впечатление, что вся она составлена из ящиков разной формы и размеров. Впрочем, все это было интересно своей необычностью, и мы никак не могли согласиться с теми взрослыми, которые осуждали эти новаторские приемы в оформлении праздника.»
Выступление Зорина на открытии.
Автор вышеприведенных воспоминаний относит триумфальную арку на перекресток Каменноостровского и Первой Березовой аллеи. Однако это, скорее всего, ошибка памяти — одна из «оформителей», художница В.М.Ходасевич говорит о набережной Невки:
«Первое, что встречало миновавших мост, соединяющий город с Каменным островом, – массивная деревянная арка с рострами, прапраправнучка римских триумфальных арок (архитектор И. А. Фомин). Отсюда начиналась аллея, ведущая вдоль Невки к Площади народных собраний. Ветер с моря весело треплет морские флаги, а вдоль аллеи – клумбы, засаженные яркими цветами. Откуда только взяли эти цветы?! Аллея подметена и посыпана песком. Это начало было ошеломляющим контрастом с разрухой, завладевшей городом. Изнуренным гражданам Петрограда трудно было такое переварить<. >Вокруг площади врыты шесть столбов, на них укреплены большие щиты. На каждом – слова, их обрамляют орнаменты из плодов, цветов и орудий труда. Все вместе образуют фразу: «Мы превратим весь мир в цветущий сад». У каждого дома отдыха – щит с номером. Это очень ярко и красиво расписано по эскизам Чехонина, которого тогда никто не мог превзойти в шрифтах и орнаментах.»
Офомление одного из домов. На кадре, видимо, запечатлено посещение Каменного острова Лениным, 19 июля 1920 года.
Площадь народных собраний — так была названа (неофициально, впрочем) площадка в месте слияния Средней и Боковой аллей. Именно там была установлена уже упомянтуая статуя скульптора Блоха «Освобожденный труд» - одно из детищ «ленинского плана монументальной пропаганды», - заслуживает своей курьезной историей особого внимания.
Снова обратимся к мемуарам Ходасевич:
«Первая большая площадь после въездной аллеи с моста на остров названа Площадь народных собраний. В центре – постамент и леса. Скульптор Блох лепит из гипса десятиметровую фигуру «Пролетарий» и говорит, что решил «переплюнуть» размерами «Давида» Микеланджело. Работает Блох с помощниками без отдыха. Ночью разжигают костры. Последние дни и ночи перед открытием я тоже проводила на острове. Скульптура «Пролетарий» доставила Блоху и мне много неприятностей. Внезапно наезжала ведающая всеми мероприятиями на острове революционная тройка из Петросовета. Блох и я отвечали за содеянное перед ними, а они – перед Петросоветом. Все, и мы и они, нервничали страшно – будет ли все готово?»
(Прервем цитату. Такая гигантомания была, видимо, вообще характерной для Блоха — вспомним огромную статую «Красный металлист», которую в рамках все того же плана монументальной пропаганды он установил на площади Труда).
В. Блох, ок. 1920-го.
«Было часов семь утра, я пошла немного отдохнуть в наш дом отдыха артистов (он тут же, на площади) и заснула. Вскоре пришлось вскочить от окликов мужа – приехала тройка. Выхожу. Вижу расстроенные лица товарищей, бурно объясняющихся с Блохом, который настаивает, что «Пролетарий» хорош, и справедливо говорит, что если бы он и согласился приделать фиговый листок, то это невозможно – леса разобраны, да и гипс кончился. В перепалке забыли о моем присутствии, переругались и называли все своими именами.<. >Отряды идущих растянулись по всей аллее, первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого «Пролетария» и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно.<. >Блоха обязали за ночь, чего бы это ни стоило, надеть на «Пролетария» фартук (дадут сколько угодно рабочих, чтобы сделать лестницы-леса). Фартук сделали из листов фанеры с угловатыми складками, а кое-что пришлось отбить. Наутро у Блоха был сердечный припадок.»
И уже совсем некурьезное обстоятельство — по некоторым сведениям, гипс для статуи был взят из запасов городских больниц!
Как уже говорилось, среди прочих объектов на острове был построен Летний театр, который не имел отношение к известному Каменноостровскому театру, а размещался под открытым небом на одном из прудов. Остров, находившийся посередине был соеденен мостками с берегом и превращен в сцену. На берегу, на большой поляне, был построен деревянный амфитеатр, рассчитанный на 10 тысяч человек. К открытию домов отдыха режиссер С.Э.Радлов написал пьесу «Блокада России»:
«Спектакль «Блокада России» состоял из трех отделений: «Интервенция Антанты», «Нашествие Польши», «Торжество Всемирного Интернационала».
Остров с эстрадой изображает Страну Советов. Мирный труд советских людей нарушают империалисты. Из-за острова выплывает ялик, декорированный под боевой броненосец с башней и пушками. На нем – карикатурный адмирал лорд Керзон (артист Константин Эдуардович Гибшман). Он обозревает Страну Советов в длинную подзорную трубу. Его замечают советские рабочие, обороняются, и после разных приключений он принужден бултыхнуться в воду. Мирный труд продолжается.
Но империалисты продолжают свои грязные происки и подсылают польского шпиона (гимнаст Серж). За ним организуется погоня. Он лезет на дерево, перекидывается с одного дерева на другое – скрывается. Белая Польша затевает войну. На мостике происходит сражение, в конце которого польский генерал (акробат-клоун Дельвари) побежден и двойным сальто кувыркается и падает с мостика в пруд (нескончаемые восторженные крики и хлопки зрителей); смешно барахтаясь, он уплывает восвояси.
Дальше происходит столкновение двух эскадр – советской и империалистической. Несколько яликов и лодок, «загримированных» под разные военные суда, выплывают с двух сторон из-за острова. После сложных столкновений со стрельбой советские моряки побеждают, а полуразвалившиеся суда врагов, превращенные в руины, кое-как улепетывают за остров (опять артисты награждаются восторгами). Начинается апофеоз. Сцена и берега вокруг озера расцвечиваются яркими знаменами, стягами и флагами. Их поднимают на сцене артисты, а на берегу, невидимые зрителям, – лежащие в траве и за кустами красноармейцы (их участвовало в спектакле 750 человек). Наконец из-за острова выплывает множество маленьких лодок с яркими цветными парусами, в них – представители народов разных стран, одетые в соответствующие костюмы. Они приветствуют победителей, находящихся на сцене.
Фейерверком, аплодисментами и овациями зрителей – а их было по меньшей мере тысяч двадцать: десять сидящих в амфитеатре и столько же стоящих и примостившихся поодаль на деревьях и на плечах друг у друга – кончился спектакль, доставивший и нам, осуществившим его, большую радость. А я и Радлов с тех пор сделались энтузиастами массовых постановок под открытым небом. Спектакль шел, подсвечиваемый немногими прожекторами, так как были в разгаре белые ночи. Это придавало всему зрелищу особую красоту и легкость. Ведь в белые ночи теней не бывает и все как бы теряет объемность».
Театрализованное представление на открытии.
На заднем плане виден особняк Мельцера.
В дальнейшем эта площадка продолжала функционировать. В частности, здесь проводились выездные спектакли Мариинского театра - «Лебединое озеро», «Князь Игорь». (Любопытное совпадение с современными выездами Гергиева).
Отдыхающие в бывшем особняке Половцева.
. Так началась история этих домов отдыха, давших потом основание переименовать остров в «остров Трудящихся». Первые постояльцы с удовольствием принимали предлагаемые им блага:
«В домах все было готово к торжественному приему отдыхающих, которые еще не подозревали, какие они счастливцы. Их встречали коменданты домов и обслуживающий персонал. Из домов несется граммофонная музыка. Попадая внутрь, люди шалеют от непривычно богатой и пышной обстановки, ходят на цыпочках, говорят шепотом. Пища была по тем временам сказочная и обильная: сгущенное молоко, сахар, яйца, каши, картошки – до отвала, и даже мясные блюда! Хлеба – вволю!
Дня через три после открытия по островам ходили довольные люди. Купались, ловили рыбу на Невке. Вскоре в городе поползли слухи о небывалом и беспорядочном великолепии жизни на островах. Регулярное питание, воздух и отсутствие тяжелой работы и забот действовали безотказно на истощенных людей, и через две недели они уезжали в город трудиться здоровяками».
Читальня.
Жилая комната.
Край роскошных вилл: прогулка по Каменному острову
Городская легенда гласит, что когда Пётр I начал осваивать Петербург, в районе острова из Невы возвышалась каменная скала. Потому и решили, что место будет называться Каменным. Живописный остров застраивался особняками и постепенно становился дореволюционной версией Рублёвки.
Особняк ФолленвейдераКаменный остров на самом деле состоит из нескольких островов, разделённых каналами. Через них перекинуто аж двадцать мостов, которые названы Каменноостровскими, отличается только нумерация.
С основания Петербурга Каменный остров был элитным районом. В 1710-х годах здесь поселился канцлер Гавриил Головкин (дядя Петра I), через несколько лет его сменил граф Бестужев-Рюмин. Последний взялся за остров основательно: переселил из украинских сёл сотни своих крестьян, которые рубили лес и осушали болота, дворец для него строил сам Растрелли, а гостей граф развлекал фейерверками в собственном саду.
В 1765 году Екатерина II решила, что остров слишком хорош, чтобы оставлять его в распоряжении только канцлеров и графов, и вернула его в собственность императорской фамилии. Остров подарили Павлу I, а столичная знать выстроилась в очередь на постройку дач. Несколько веков территория застраивалась и превращалась в элитный район.
После 1917 года все особняки национализировали, передали детской колонии, а затем под дачи номенклатуры, которые обнесли глухими заборами. В 1920 году Каменный остров переименовали в остров Трудящихся. С таким названием он просуществовал до 1989 года. Некоторые дворцы и дачи стали санаториями, работавшими до перестройки. Сейчас на Каменном острове располагается резиденция митрополитов и предполагалось строительство «Государственной гостевой резиденции» К-4. Ожидалось, что в ней будут останавливаться президент и почётные иностранные гости города. В 2012 году появилась информация, что комплекс передадут под образовательный центр для одарённых детей. Но территория до сих пор обнесена забором, а из-за него на гуляющих смотрят исторические особняки Мельцера и Соловейчик.
Что посмотреть?
Ближайшая станция метро к Каменному острову — «Чёрная речка». Путь от неё проходит по Ушаковскому мосту, соединяющему Приморский и Петроградский районы. Более века мост назывался Строгановским (по богатой Строгановской даче, находившейся рядом, но не сохранившейся). Нынешнее имя переправа получила в честь адмирала Ушакова. Изображение военного, а также адмирала Нахимова увековечены у въездов на мост в виде барельефов.
Сразу у съезда с моста стоит церковь Рождества Иоанна Предтечи. Храм выстроен в стиле псевдоготики, однако, это действующая православная церковь. Её построили в 1778 году. Во времена правления Павла I при храме устроили захоронения мальтийских кавалеров, которые при Александре I перенесли на Смоленское кладбище.
В середине 30-х годов XIX века дачником Каменного острова был Александр Пушкин. В Предтеченской церкви крестили троих его детей и говорят, что сюда поэт заезжал перед роковой дуэлью на Чёрной речке.
В советские годы церковь разграбили и закрыли. В 30-е годы храм утратил внутреннее убранство и стенную роспись. Благодаря усилиям архитектурного сообщества в 1938 году храм взяли под государственную охрану как памятник. Помещения отдали под художественную мастерскую скульптора Крестовского, а после войны их занял спортзал военного санатория. Приходу церковь вернули в 90-е.
Храм находится на территории сада Каменноостровского дворца — памятника классицизма эпохи Екатерины II. Дворец построили, когда императрица передала Каменный остров сыну Павлу I. Классицистическая постройка в форме вытянутой буквы «П» украшена портиками с колоннами, парадной гранитной лестницей и аттиком.
Дворец стал любимой резиденцией старшего сына Павла, будущего правителя Александра I. Здесь император собирал «Негласный комитет», поручил командование русской армией Михаилу Кутузову, узнал о заговоре декабристов в 1825 году. После императора дворец перешёл князю Михаилу Павловичу и его жене. У них в гостях бывали Пушкин, композитор Антон Рубинштейн.
Во времена Первой мировой войны в Каменноостровском дворце работал лазарет. После революции покинутая историческая постройка утратила свои интерьеры, в запущенном саду погибли ценные породы деревьев. Позже в Каменноостровском дворце обустроили военный санаторий. В 2015 году после масштабной реставрации во дворце заработала «Академия талантов» для одарённых детей.
Пройдём вдоль Малой Невки к Каменноостровскому проспекту. Рядом с одноимённым мостом находится несуществующая улица — Лунных Кошек. Почему в народе так тепло прозвали это место, точно не известно. Однако ещё в 2000-х годах на одном из домов маркером от руки было выведено такое название. Теперь на доме висит синяя табличка, которая выглядит почти официальной.
На противоположной стороне проспекта за строительным забором и в не самом презентабельном виде нас встречает дача принца Ольденбургского. Это одно из самых значимых строений Каменного острова, построенное в 1831—1833 годах архитектором Шустовым и дополненное Штакеншнейдером. Дача привлекает внимание даже с противоположной стороны Малой Невки своим высоким куполом, портиками и колоннами.
Изначально дачу построили для главного конюшего двора князя Долгорукова, а в 1833 году продали принцу Петру Ольденбургскому, внуку Павла I, военному и политическому деятелю Российской империи. После революции помещения дачи разделили на квартиры, большая часть интерьеров оказалась уничтоженной. После войны место отдыха знати императорского двора заняло общежитие Медицинского института. В 70-х годах здание горело, а в 80-х было полностью разобрано и выстроено заново. В 2019 году историческую постройку продали частной компании за 135 000 000 рублей.
Перед дачей на пристани восседают два сфинкса. В начале XIX века в Европе произошёл бум интереса к культуре Египта. Россия не стала исключением и в частности в столичной архитектуре всё чаще стали звучать египетские мотивы.
Говорят, что сфинксов с Малой Невки изначально изготовили для Египетского моста, но забраковали и отдали богатому петербуржцу. Однако некоторые исследователи считают это только легендой: мол, черты лица и украшения голов двух пар металлических существ заметно отличаются.
На Каменный остров сфинксов перенесли в 70-х годах прошлого века. Из-за низкой высоты постаментов во время наводнений царственные женщины-кошки оказывались по шею в воде. С 2004 по 2010 годы сфинксы находились на реставрации. Градозащитникам удалось добиться для фигур охранного статуса.
На Малой Невке сохранилось несколько исторических дач, выстроенных из дерева. Это интересные образцы дачной архитектуры Петербурга прошлых веков. Например, дом Бехтерева (Малой Невки, 25), дача Петровой (Малой Невки, 12), дача Кожевниковых (Малой Невки, 33А).
Дача принца П. Г. Ольденбургского
Жизнь
на острове
Жить в окружении зелени и воды посреди шумного мегаполиса? Это возможно. Петровский остров, 30 % которого занимают парки, — новая точка притяжения Санкт-Петербурга. Остров начали осваивать всего несколько лет назад, а сейчас он стал центром элитной недвижимости Петербурга. И именно здесь строится ЖК Grand View от девелопера Setl Group. Прямо на берегу Малой Невы с персональным выходом на набережную, панорамными видами и просторными террасами, собственным ландшафтным сквером и relax-зоной. От дома за десять минут можно будет добраться до Дворцовой площади, а за 30 — через ЗСД до аэропорта «Пулково». На Петровском уже открыты несколько детских садов и школа. Grand View строится в глубине острова и представляет собой безопасное место для жизни: с многоуровневой системой доступа, дистанционным управлением входной дверью, IP телефонией с функцией передачи данных на смартфон и подземным паркингом.
Grand View возводится по соседству с двумя другими проектами премиум-класса от Setl Group, которые уже сформировали стилистику этой части острова. Благодаря этому здесь будет создана единая среда. В непосредственной близости от Grand View находится The One. Это камерный проект – всего один дом высотой 8 этажей с просторным внутренним двором и современной зоной отдыха. Срок сдачи дома — II квартал 2022 года. А для тех, кто не хочет ждать, доступны готовые квартиры в ЖК «Петровский квартал на воде», в том числе с террасами и французскими балконами. Все три проекта объединит набережная Малой Невы.
Что происходит с историческими дачами на Каменном острове От полусгнившей дачи Гаусвальд до резиденций президента: настоящее и будущее 15 особняков в самом элитном районе Петербурга
Расположенный в дельте Невы Каменный остров — самый элитный район Петербурга. Приобрести здесь недвижимость почти невозможно: остров — федеральный памятник, строить жилье проблематично. Редкие исключения: новый клубный дом Del` Arte, стоимость квартир в котором начинается от 95,5 миллиона рублей; или 630 миллионов рублей — за один из особняков напротив «Голубой дачи», в которой находится государственная резиденция. Несколько лет назад «Деловой Петербург» выяснил, что селиться на острове предпочитали друзья Путина, экс-чиновники Минобороны и крупные бизнесмены.
На острове тихо: даже частые правительственные кортежи не нарушают буколический пейзаж. Тишина во многом объясняется тем, что в конце 2000-х на остров — по просьбе его VIP-резидентов — перестали пускать «простых» автомобилистов. Роскошь, а вместе с ней и запустение спрятаны за заборами — кажется, на Каменном их больше, чем где-либо в городе: от синих строительных до чугунных оград президентских резиденций.
До революции Каменный остров находился в императорской собственности. При Николае II здесь активно строили дачи, многие из них сохранились. В раннесоветское время Каменный стал было островом Трудящихся — с коммуналками и санаториями для рабочих в исторических интерьерах. А вскоре на Каменном полюбила селиться ленинградская номенклатура — тогда же в народе район прозвали «Островом глухих заборов».
В новейшее время судьба исторических особняков на Каменном острове сложилась очень по-разному. В прогнившей даче Гаусвальд только этим летом начались противоаварийные работы; особняк Фолленвейдера достался коммерческой фирме; а дачу Клейнмихель, наряду с другими особняками, отдали Управлению делами президента. Мы прогулялись по Каменному острову и посмотрели, что скрыто за заборами.
От неоготики до модерна: Путешествие по островам Петроградской стороны Где гулять, загорать, смотреть футбол и найти дом для жизни
Сегодня Санкт-Петербург находится на пике туристического интереса. После того, как были ослаблены карантинные меры, в город потянулись гости из разных уголков России: кататься по каналам, смотреть на развод мостов, бродить по залам Эрмитажа. Но это далеко не все, что может предложить Северная столица. Совместно с компанией «Петербургская Недвижимость», представляющей новый жилой комплекс премиум-класса Grand View, мы подготовили гид по островам Петроградского района. Здесь можно не только позагорать на пляже, зимой — погулять по оранжерее или поболеть за любимый футбольный клуб, но и остаться жить.
Заячий остров. Пару лет назад в Государевом бастионе Петропавловки открылся «Керамарх» — первый в России Музей архитектурной художественной керамики. Основная экспозиция — компактная, но увлекательная. Здесь можно увидеть, как декорировали быт в дореволюционных особняках и доходных домах. После музея прогуляйтесь по пляжу Петропавловской крепости — единственному в центре Петербурга, где принято загорать, а вот купаться не рекомендуется. Традиция появилась, скорее всего, после войны, и сегодня сюда приходят даже зимой. Бонус — шикарный вид на Зимний дворец.
Петровский остров. В XIX веке на берегу Малой Невы было несколько частных канатных артелей. Но самой крупной стала фабрика Гота. Старший сын ее основателя Василий Гот построил рядом с работой особняк — сегодня это памятник архитектуры. Еще одна достопримечательность острова — Дом ветеранов сцены, основанный в 1896 году актрисой Марией Савиной и возведенный в начале XX века не как «богадельня, а как убежище для престарелых актеров, дом отдыха до конца жизни для художников сцены».Вид на него, прилегающий к нему исторический парк и Малую Неву открывается из окон ЖК Grand View.
Петроградский остров. Дом трех Бенуа (назван по фамилии спроектировавших его братьев — двух родных и одного двоюродного) в начале ХХ века был самым большим жилым комплексом Петербурга (и до сих пор прописан по трем адресам на разных улицах). Здесь были лифты и канализация, отопление и прачечные, а в разное время селились знаменитости — от товарища Кирова до композитора Шостаковича. Вообще же, после того, как в начале XX века был открыт постоянный Троицкий мост, Петроградская сторона стала стремительно превращаться в фешенебельную и буржуазную часть города.
Аптекарский остров. Ботанический сад Петра Великого лишь на 11 лет младше самого города. Сейчас это популярное место с дендрарием и оранжерейными маршрутами. Если повезет, здесь можно увидеть, как сотрудники собирают урожай кофе, инжира и граната. Еще одно место для прогулок — набережная Карповки, вернее, та ее часть, что между улицей Чапаева и медицинским университетом. Год назад здесь открыли модный променад. Интересно, что к проекту привлекли обычных горожан. Получилось отлично: деревянный амфитеатр, скамейки и арт-объекты, будто перенесенные из Копенгагена.
Елагин остров. Почти весь остров занимает ЦПКиО им. Кирова, открывшийся в 1932 году и ставший главным местом отдыха горожан. Жители ЖК Grand View смогут приходить сюда пешком: покормить уток, покататься на лодке летом и коньках зимой или просто посидеть у воды. На территории парка расположен и Елагиноостровский дворец — летняя резиденция императрицы Марии Федоровны. Это одна из немногих достопримечательностей города, которая ни разу не была переименована. Несколько лет назад его как раз начали реставрировать.
Крестовский остров. «Газпром Арена» — одна из двух (наряду с Лахта Центром) самых знаменитых петербургских строек в XXI веке. Два года назад стадион принял Чемпионат мира по футболу, а в 2021-ом тут пройдут матчи Чемпионата Европы. Плюс концерты: здесь выступали «Ленинград» и Rammstein. В новейшее время остров стал экспериментальной площадкой для современных архитекторов. Но сохранил и старую жилую застройку, например, эффектный неоготический дом на Вакуленчука, 4 — один из первых доходных на Крестовском, напоминающий замок с зубчатыми башенками и бойницами.
Каменный остров. Дача Гаусвальд считается едва ли не первой в России постройкой в стиле модерн. Ее возвели для жены булочного мастера Гаусвальда. Широкому зрителю дом известен по фильму «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». В постсоветское время особняк был в аварийном состоянии, но год назад его отреставрировали. Единственный в Петербурге сохранившийся классицистический деревянный памятник тоже находится на Каменном острове. Пятнадцать лет назад Каменноостровский театр стал второй сценой БДТ. И недавно здесь как раз возобновили спектакли.
Читайте также: