Дом отдыха кинематографистов в болшево
12 декабря 2019 года Правление Союза кинематографистов утвердило архитектурную концепцию, предусматривающую строительство на земельном участке Дома Творчества «Болшево» малоэтажного жилого комплекса жилой площадью 30-35 тысяч квадратных метров.
На сегодня подписано соответствующее инвестиционное соглашение с инвестором, которое предусматривает Союзу за участие в проекте денежное вознаграждение и возможность предоставления членам Союза квартир по льготным ценам.
Для нашей организации это крайне важно, так как инвестиционные проекты являются сегодня одним из основных источников финансирования деятельности Союза.
Дом Творчества «Болшево» не функционирует уже более 25 лет. Находится в запустении и приносит ежегодные убытки в 7,5 миллионов рублей. Деревянные коттеджи сгнили, котельная отсутствует, главный корпус пытались в 90-е годы надстроить, внутренние перегородки отсутствуют. По акту технического обследования трёхэтажный корпус Дома Творчества находится в аварийном состоянии. Согласно реестру, не является объектом культурного наследия. Были проведены соответствующие археологические и историко-культурные экспертизы.
У Союза кинематографистов нет средств на восстановление и содержание Дома Творчества. Кроме того, такое восстановление не имеет смысла, так как данный земельный участок находится в городской черте и в 50-ти метрах от территории Дома Творчества построен большой жилой микрорайон высотных домов.
Земельный участок ДТ «Болшево» и все строения на нем находятся в собственности и все действия СК по реализации проекта находятся в правовом поле в соответствии с действующим российским законодательством.
Дом творчества кинематографистов в Болшево под угрозой уничтожения
Дом творчества кинематографистов в Болшеве под угрозой уничтожения. В этой "кинематографической лаборатории" были написаны сценарии многих известных фильмов. Теперь территорию могут отдать под застройку. С подробностями – Илья Филиппов.Уже много лет легендарное Болшево пустует за замками, цепями и под охраной. Тревогу подняли местные жители. Они привыкли к многолетнему затишью. И вдруг на территорию стали приезжать неизвестные люди.
«Приезжают какие-то люди, производят измерения, делают геологические исследования, шурфят землю. Мы заказали документы. Увидели, что владельцы, владелец-правообладатель-союз кинематографистов на 3 месяца отдал в ипотеку компании Форстен-Инвест. Ну тут уже стало понятно, что, к сожалению, ведётся дело к застройке», - рассказала Ольга Мельникова, председатель Королёвского отделения ВООПИиК.
Идею Дома творчества продвигал глава «Союзкино», зампред комитета по делам искусств Борис Шумяцкий. Здесь встречались, жили и главное - творили. Здесь задумывались сотни сценариев великих картин. Вот фото – 1941-й год. Режиссер Лев Кулешов и писатель Аркадий Гайдар. В 1942-м отсюда выходит продолжение «Тимура и его команды» - «Клятва Тимура». Здесь работают столпы советской кинодраматургии: Габрилович, Вольпин и Эрдман, Ежов, Дунский и Фрид, режиссер Райзман. А это 60-е - режиссер Данелия, драматург Горин, композитор Зацепин.
«Туда приезжали совершенно разные люди. Был очень интересный круг общения. Помимо всего прочего туда приезжали мастера, кто на уикенд отдохнуть, а кто работать над сценарием», - говорит Вадим Абдрашитов, режиссёр, народный артист России.
Сегодня руководство по факту заброшенного дома даже не может сказать, что же происходит с Болшево. Союз киноматографистов «не тянет финансово» свой объект. И признается: часть территории планируется продать под застройку.
«Запланировали там достаточно высотное строительство. Но, эта концепция не прошла, и сейчас мы рассматриваем концепцию малоэтажного строительства», - объясняет Валерий Тонких, заместитель председателя Союза кинематографистов России.
Таунхаусы вместо дубравы. И сейчас к этому месту не подпускают. Дом творчества хоть и заброшенный, но охрану-то никто не снимал. А она следит, чтобы все дырки в заборе были законопачены. Местные жители говорят - да, это наша достопримечательность. Но это наша и ваша история.
СПРАВКА
В 1930-е годы на территории усадьбы Прове-Филиппова было построено 2-х этажное здание с колоннами в стиле "советской классики".
Во время Великой Отечественной войны был эвакогоспиталь, с 1946 г. по 1950 г. - жили вывезенные из Германии немецкие специалисты по ракетной технике.
О Доме творчества существует книга «Болшевские рассказы» С.И. Фрейлиха.
В предисловии автор пишет:
«Здесь хорошо думается. Надо только пораньше встать, выйти из Дома и спуститься к реке: по ее течению потянулись куда-то умирать туманы, утреннее солнце уже дает себя знать. Река, окаймив территорию, делает ее почти островом. Творчество требует такого уединения. А ведь место это - от Москвы рукой подать».
Также вышла книга "Мы едем в Болшево". Автор — патриарх отечественного кинематографа — Борис Тихонович Добродеев вспоминает о Доме творчества в Болшево, где в 1960—70-х прекрасно проводили время ведущие кинематографисты.
В разное время в Доме Творчества работали и отдыхали:
режиссеры С.Ф. Бондарчук, Е.И. Габрилович, С.А. Герасимов, С.С. Говорухин, Г.И. Данелия, А.П. Довженко, , М.К. Калатозов, Э.Г. Климов, В.М. Котёночкин, Г.М. Козинцев, Л.В. Кулешов, Л.А. Кулиджанов, А.Н. Митта, Г.Б. Оганисян, С.И. Параджанов, В.И. Пудовкин, И.А. Пырьев, Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, А.М. Роом, Г.Л. Рошаль, Э.А. Рязанов, А.И. Сурикова, М.М. Хуциев, Г.Н. Чухрай, Л.Е. Шепитько, С.М. Эйзенштейн, Ф.М. Эрмлер, С.И. Юткевич и др.;
актёры Б.А. Бабочкин, В.П. Басов, А.В. Баталов, Э.А. Быстрицкая, Н.В. Варлей, В.С.Высоцкий, М.В. Влади, Э.П. Гарин, О.А. Жизнева, Н.А. Крючков, С.В. Лукьянов, К.С. Лучко, Н.В. Мордюкова, Л.П. Орлова, Ф.Г. Раневская, В.М. и Ю.М. Соломины, Н.Н. Фатеева, А.Л. Филозов и др.;
литераторы В.Д. Берестов, В.В. Быков, бр. Вайнеры, А.А. Галич, А.П. Гайдар, А.М. Горький, М.М. Жванецкий, Б.Ш. Окуджава, М.И. Танич, Э.В. Тополь, В.М. Шукшин и др.;
музыканты Г.В. Александров, Н.В. Богословский, Э.Г. Гилельс, Л.О. Утёсов и др.
На фото: дочь кинодокументалистов Якова Посельского и Ирины Венжер — Наталия Венжер (справа) на отдыхе в Доме творчества кинематографистов «Болшево» (Московская область). 1940 год. Фото из личного архива Н.Я. Венжер.
В Музее кино хранится черновик письма (10.01.1969) Рошаля Григория Львовича на имя Григория Борисовича Марьямова (СК СССР) об отдыхе детей в Доме творчества «Болшево» во время школьных каникул.
Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью.
Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам.
При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.
Почему мы потеряли Дом творчества кинематографистов в Болшево?
В конце декабря 2019 года мы понесли большую утрату. Дом творчества кинематографистов в Болшево полноправно входит в тройку самых ценных уничтоженных памятников истории и культуры в Королёве за последние годы.
Дом творчества кинематографистов не был никогда общедоступным объектом, но его мемориальная, архитектурная и историческая ценность тронула сердца даже самых ожесточенных противников культурного наследия, имеющих непосредственное отношение к сносу исторических объектов в начале списка – дома Стройбюро и детского сада «Белочка». Полагаю, эта позиция обусловлена общеизвестностью сценаристов, режиссеров, актеров и других кинематографистов, которые работали и отдыхали в Болшево и очевидной одиозности планов по застройке улицы Кирова в мкр. Первомайский. Причин, по которым Дом творчества не был поставлен на охрану несколько, все эти причины объективны:
1. Внезапность. Планы по застройке территории Дома творчества в Болшево были известны довольно давно, однако, никто не знал когда же именно этот момент наступит. В Генплане и Правилах землепользования и застройки не было застройки на указанной территории и не было оснований считать, что до момента проведения публичных слушаний по изменению Генплана и ПЗЗ кто-либо решится снести историческое здание.
2. Занятость другими объектами. В Королёве довольно много памятников истории и культуры находится под угрозой сноса, и работа по их сохранению в приоритете у общества охраны памятников. Члены Всероссийской ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ не получают ни финансирования, ни государственной поддержки, члены ВООПИиК работают на своей работе, чтобы обеспечить себя и семьи, и приходя домой после рабочего дня, занимаются до изнеможения самыми срочными объектами, которые сегодня или завтра могут снести. Есть и те, кто почти поселился в архивах и библиотеках в поиске нужной информации (знаю как минимум трёх человек, в т.ч. Ваш покорный).
3. ГУКН и Ко. В Главном управлении культурного наследия Московской области работают как порядочные люди, так и персоны, которые ненавидят памятники истории и культуры просто потому что это дополнительная для них работа, а ведь им работать совсем не хочется. Более того, если они поставят на охрану какой-нибудь объект, затрагивающий бизнес-интересы власть имущих, то им придется пережить неприятный разговор с начальством. Именно поэтому они ставят палки в колеса при каждом удобном случае, используя абсурдные аргументы для отклонения заявок по любым, даже самым бредовым основаниям.
В результате мы вынуждены не писать заявления со ссылкой на уже подготовленные источники, а проводить научно-исследовательскую работу достойную диссертации по истории, искусствознанию, юриспруденции, фотографии, а ещё самолично проводить вскрытие полов и подвалов, доказывая что это объект культурного наследия. Это, конечно, лишняя работа на уровне заявления.
Процесс занимает так много времени, что члены Королёвского отделения МОО ВООПИиК почти поселились в тех исторических событиях, о которых идет речь без машины времени, а всё свободное (а иногда и рабочее) время вынуждены тратить на общественную работу. Кроме того, в нашей стране традиционно полный бардак с документами и все они расположены в разных частях света, а это накладывает ещё и трудности с логистикой, а значит и со временем.
4. Администрация хранила молчание 6 дней. И А.Н. Ходырев и Ю.А. Копцик проявили себя в процессе сноса Дома творчества кинематографистов с другой стороны. На постоянной связи (чего раньше никогда не было) был и Ходырев, и Копцик, давали необходимую информацию и помогали по мере возможности. Кто-то скажет "могли бы сделать больше", но я Вам отвечу, что то, что они делали уже было сверх того, что мы ожидали и они заслуживают благодарности за ту помощь, которую они оказали в защите Дома творчества.
Но есть нюанс. Снос здания (обычного здания) производится в установленном законом порядке. К сожалению, мне был этот порядок недостаточно известен и мне некогда было его выяснять, я спросил у человека, которому в этом вопросе я доверял, но получилось так, что он сознательно или бессознательно ввел меня в заблуждение. Чья вина? Моя – я не удосужился посмотреть законодательство (и подзаконные акты, и все остальные нормативно-правовые документы) по дороге к Дому творчества из-за переживаний и множества других забот, а ещё раньше см. п. 2; и советчика – так как он меня ввел в заблуждение по тем или иным основаниям.
Через некоторое время стало ясно, что порядок сноса здания – уведомительный, а уведомление о сносе поступило в МФЦ города 19 декабря, т.е. за 6 дней до непосредственного сноса здания. За 6 дней, если в руках есть инструменты, можно горы свернуть, но по тем или иным основаниям, профильный заместитель не доложил начальству, в результате чего они не смогли принять решение об информировании ВООПИиК.
ЧТО СДЕЛАНО
Авторы заявления ВООПИиК, в том числе Мария Львовна Миронова и Светлана Андреевна Бельская (Краеведы с большой буквы, и это будет самым скромным определением) совершили невозможное – собрали разрозненный и собранный за месяцы исследований (. ) материал в заявление меньше, чем за сутки. Для примера: когда ВООПИиК готовили заявление по кварталу на Фрунзе, на это ушло несколько недель + дополнительные архивные исследования.
Заявление подано 26 декабря, но в признании ОКН нам, скорее всего, откажут, так как здание уже снесено. Такая ситуация уже была с ансамблем Метровагонмаша – памятника русской псевдоготики в Мытищах. Здание снесли, а уже потом отказали во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Осенью я писал уже про перспективы Дома творчества кинематографистов, в проекте изменений ПЗЗ он отмечен как зона О-1.1 с наличием в условно-разрешенных видах использования "многоэтажной, среднеэтажной и малоэтажной застройки". Изменения пока не утверждены, но дом уже снесен и надежд особых уже не остается.
Во время сноса члены ВООПИиК, жители города вставали на гусеницы экскаватора и не давали сносить здание, но до момента, когда полиция получила все необходимые документы от осуществляемых снос на проведение работ. Мы считали, что снос незаконный, так как сотрудники Администрации сказали, что разрешений на снос Администрация не давала и писем никаких не получали. Когда полиция разобралась законных оснований дальше останавливать снос не было.
ЧЕМ МОЖНО ПОМОЧЬ?
ВООПИиК ведет свою работу планомерно и без шума, дабы застройщики и Администрация не вставляла палки в колеса. Но одновременно мы не все можем делать сами, а некоторые вопросы касаются исключительно финансов – оплата копий документов, подбор материала по теме (если срочно-срочно), а также оплата работы специалистов по архитектуре и градостроительству.
Я бы с радостью рассказал и показал на что именно нужно финансирование, но боюсь, если я это напишу, то завтра туда приедут экскаваторы. Отчет будет по итогам проведенной работы с документами, когда ни администрация, ни застройщики ничего уже сделать не смогут. Речь идет о десятках тысяч рублей на архивные исследования и на государственные историко-культурные экспертизы.
Всё самое свежее я теперь публикую в Группе Вконтакте. Подписывайтесь!
А чтобы не пропускать посты, подписывайтесь на Дайджест новостей! Это почтовая рассылка самых интересных новостей и статей за последнее время, связанных с городом.
Знала бы Раневская.
"Тема освоения этой территории не нова, - рассказывает председатель местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ольга Мельникова. - На промежуточном участке между Домом творчества и профилакторием "Плес" уже предполагалось строительство нескольких 17-этажных домов. Но на публичных слушаниях жители активно выступили против". Дом творчества кинематографистов - это местная легенда. Вот бывают намоленные храмы, а здесь - напитанный творческой энергией центр, санаторий, который был трепетно любим известными писателями, режиссерами и актерами. Стены этого здания помнят Утесова, Горького, Окуджаву, Гайдара, Шукшина, Высоцкого, Эйзенштейна, Раневскую, Мордюкову и еще десятки, если не сотни знаменитостей. Говорят, именно в Болшево родились замыслы таких кинематографических шедевров, как "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля" и "Ирония судьбы, или С легким паром!".
Дом кинематографистов никогда не считался памятником истории или культуры и поэтому не имеет охранного статусаПри этом Дом кинематографистов, построенный в 30-е годы прошлого века, не считался памятником истории или культуры и поэтому никогда не имел охранного статуса. "Мы не подавали заявку на здание как на памятник, чтобы не ускорить его снос", - объясняет Мельникова. У королевских защитников культурного наследия уже был печальный опыт борьбы за памятники и именно в микрорайоне Болшево - несколько лет назад они отстаивали дом Стройбюро, имевший архитектурную ценность. Не отстояли - архитектурное творение в стиле конструктивизма Аркадия Лангмана было уничтожено в одну ночь и очень некрасиво, с избиением активистов, пытавшихся помешать сносу. После этого общественники рассудили так: памятный статус вяжет руки чиновникам, имеющим отношение к стройке. Тем более что он защищает не только сам памятник, но и определенную территорию вокруг него. А ситуация в Королеве такова, что отказ в строительстве детского сада чиновники на полном серьезе однажды объяснили тем, что. не нашли под него места. Нету, мол, в городе ни одного свободного участка. Это, правда, было несколько глав назад и до присоединения к Королеву менее застроенного города Юбилейный.
Словом, в случае с Домом творчества кинематографистов общественники решили не будить лиха.
Здесь надо еще сказать, что в настоящее время Дом творчества - уже никакой не Дом творчества, а просто неиспользуемое уже второе десятилетие здание, которое год от года ветшает без должного ухода. Союз кинематографистов России еще в начале нулевых начал его реконструкцию, но деньги на нее очень быстро закончились и бывший творческий центр остался недоремонтированным. Казалось бы, ну и пусть сносят пустые стены, не жалко. Но местные активисты переживают не только за стены. А за всю зеленую территорию бывшего санатория. Люди попросту не хотят, чтобы и этот берег Клязьмы стал братом-близнецом соседнего берега, откуда на Дом творчества сегодня таращатся безликие небоскребы.
"А вы знаете, что земля на этой территории - частная?" - спросили у журналистов "РГ" в администрации Королева. Знаем. Собственник - Союз кинематографистов России - переуступил часть своих болшевских угодий ввиду тяжелого материального положения. И это ни для кого не тайна - о продаже 10 тысяч квадратных метров под застройку зампред Союза Валерий Тонких публично заявлял еще в 2017 году. Тогда, правда, обещалось землю продать, а Дом творчества сохранить в собственности Союза. И не просто сохранить, но и создать в нем учебный центр детской кинематографии.
Однако к 2019 году планы кинопрофсоюза заметно поменялись. "Мы общественная организация. И поскольку никакой государственной поддержки не получаем, нам тяжело содержать это здание, оно приносит большие убытки. И вообще нет смысла оставлять дом отдыха в черте города", - говорит сегодня Валерий Тонких, уточняя, что окончательное решение о судьбе Дома творчества кинематографистов будет принято в декабре, на очередном съезде Союза. Впрочем, местному порталу "КоролевМедиа.ру" Тонких, говорят, уже пообещал "постараться сохранить" здание, чтобы использовать его как центр притяжения для населения.
Некомплексная и неустойчивая застройка Дома творчества кинематографистов в Болшево — О-1.1
Дом творчества кинематографистов – здание и территория, которая принадлежит Союзу Кинематографистов России (Председатель СК России Михалков Никита Сергеевич). В разное время в Доме Творчества работали и отдыхали: режиссеры С.Ф. Бондарчук, Е.И. Габрилович, С.А. Герасимов, С.С. Говорухин, Г.И. Данелия, А.П. Довженко, , М.К. Калатозов, Э.Г. Климов, В.М. Котёночкин, Г.М. Козинцев, Л.В. Кулешов, Л.А. Кулиджанов, А.Н. Митта, Г.Б. Оганисян, С.И. Параджанов, В.И. Пудовкин, И.А. Пырьев, Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, А.М. Роом, Г.Л. Рошаль, Э.А. Рязанов, А.И. Сурикова, М.М. Хуциев, Г.Н. Чухрай, Л.Е. Шепитько, С.М. Эйзенштейн, Ф.М. Эрмлер, С.И. Юткевич и др.; актёры Б.А. Бабочкин, В.П. Басов, А.В. Баталов, Э.А. Быстрицкая, Н.В. Варлей, В.С.Высоцкий, М.В. Влади, Э.П. Гарин, О.А. Жизнева, Н.А. Крючков, С.В. Лукьянов, К.С. Лучко, Н.В. Мордюкова, Л.П. Орлова, Ф.Г. Раневская, В.М. и Ю.М. Соломины, Н.Н. Фатеева, А.Л. Филозов и др.; литераторы В.Д. Берестов, В.В. Быков, бр. Вайнеры, А.А. Галич, А.П. Гайдар, А.М. Горький, М.М. Жванецкий, Б.Ш. Окуджава, М.И. Танич, Э.В. Тополь, В.М. Шукшин и др.; музыканты Г.В. Александров, Н.В. Богословский, Э.Г. Гилельс, Л.О. Утёсов и др.
Но самое интересное кроется в другом: ни Генеральным планом, ни Правилами землепользования и застройки никакого строительства на улице Кирова не предусмотрено и поводов для волнения быть не может. Да и в проекте изменений Правил землепользования и застройки вроде бы никакой зоны Комплексного и устойчивого развития не предусмотрено. Но в Королёве свои порядки.
В июле 2016 г. был принят Федеральный закон от 03.07.2016 № 373-ФЗ, который внес существенные изменения в Градостроительный кодекс. Были созданы так называемые зоны комплексного и устойчивого развития территории для развития промзон и пустырей. К сожалению, в такие зоны начали включать целые жилые кварталы (например, квартал на Фрунзе) или садовые товарищества (например, СНТ «Энергия»). На публичных слушаниях по проекту Генерального плана руководитель администрации Юрий Анатольевич Копцик на вопросы жителей "Зачем вы всё застроили? Зачем дома друг на друге строятся?!" отвечал, что это следствие именно того, что в Королёве все эти годы велась не комплексная и устойчивая застройка, а точечная, и чтобы это прекратить и нужен Генеральный план и ПЗЗ. Именно комплексность и устойчивость застройки было той самой "приправой", с которой жители Королёва должны были проглотить Генеральный план и ПЗЗ.
20 декабря 2017 года городская власть одновременно принимает Генеральный план и ПЗЗ. Застройки территории Дома творчества Кинематографистов не предполагается. А в 2019 году проходят Общественные обсуждения по внесению изменений в уже утвержденные правила землепользования и застройки. И пока мы все доблестно защищаем от застройки улицу Гражданскую (КУРТ-19), отбиваем от застройки частный сектор на улице Марины Цветаевой (КУРТ-2), обсуждаем расширение зоны застройки Соснового бора (КУРТ-5), Администрация Королёва и Правительство Московской области, втихую прописали двум крупным земельным участкам много/средне/малоэтажную застройку в видах разрешенного использования.
Что такое "зона"? Это типологизация территории города по общим признакам, например, если в зоне есть гаражи и стоянки – это зона "Т" – транспорт, и эта зона может быть и на Мичурина, и в Текстильщике, если это территория градообразующих предприятий, то это зона "П" – промышленность, что в Подлипках, что в Костино. Но есть и другие зоны, например зона О-1 многофункциональная общественно-деловая зона (магазины, парки, развлечения и спорт, гостиницы и пр.).
В каждой зоне есть три типа (группы), видов разрешенного использования: основные виды, вспомогательные виды и условно-разрешенные виды использования земельного участка. И если Вы хотите заниматься разведением кроликов в зоне, в которой нет такого вида разрешенного использования, то у вас такая кроличья ферма будет вне закона. Но ежели в основных или вспомогательных видах есть такой вид использования, то Вы вправе подать заявление на изменение вида использования для земельного участка под соответствующий выбранной вами деятельности.
Но если нужный Вам вид деятельности находится в типе условно-разрешенных видов использования, то чтобы установить этот вид использования на земельный участок, то требуется проведение публичных слушаний или общественные обсуждений. И если против кроличьей фермы вряд ли кто будет возражать, то любая застройка вызывает массовое раздражение и категорическое непринятие в самых разных формах. И чтобы не слушать о себе всякие гадости, Администрация Королёва и Правительство Московской области решили внести застройку много/средне/малоэтажную застройку Дома творчества кинематографистов в тип (группу) условно-разрешенных видов использования зоны О-1.1.
Конечно, я написал в своём перечне замечаний требование убрать жилую застройку из зоны О-1.1 и опубликовал свои замечания к ПЗЗ в Живом журнале. К слову, лишь один человек за всё время спросил у меня про зону О-1.1 в комментариях к посту. Признаюсь, поднимать шум я не спешил. Во-первых, мои замечания могли рассмотреть и признать целесообразными, и тут либо убирают застройку (и вопрос исчерпан), или делают из зон О-1.1 зону КУРТ и тогда мы поднимаем жителей и устраиваем Администрации и Совету депутатов головомойку.
Что плохого в том, что жилая застройка будет в условно-разрешенных видах использования? Ведь любой проект планировки должен пройти через Общественные обсуждения или публичные слушания, а вот там мы его и зарежем! – ответит мне любой внимательный читатель.
Во-первых, строго говоря, да. Любой проект они обязаны будут вынести на общественные обсуждения (или публичные слушания), и там мы можем писать письма на деревню дедушке, выступать сколь есть мочи. Но так или иначе, публичные слушания носят рекомендательный характер. И даже если мы все дружно скажем "нет", какой-нибудь Александр из города Р. может сказать "не возражаю" и все наши труды пойдут на прахом. И зачем нам вообще допускать такую ситуацию?
Во-вторых, у нас уже был опыт проведения публичных слушаний при новом Генеральном плане и ПЗЗ, и опыт этот удивил даже Роскомнадзор.
На Пионерской в СНТ Энергия строят две высотки по 24 этажа, соц.инфраструктуру строить негде, дворы делать негде, в Генплане там ИЖС, в ПЗЗ там КУРТ, а в КУРТе максимальная этажность – 17 этажей. А строят 24 этажа. Как так? Если застройщик дает квартиры для расселения ветхого жилого фонда или исполняет другие социальные обременения, то ему могут пойти навстречу и разрешить строить не 17 этажей, а 24, но это изменение должно пройти через публичные слушания или общественные обсуждения. Что делает Совет депутатов? Правильно! Об этих публичных слушаниях и об этом Решении Совета депутатов нет никакой информации на сайте Администрации Королёва. Тираж спецвыпуска газеты «СПУТНИК» с Решениями и постановлениями Администрации издается тиражом 999 экземпляров и не распространяется по подписке, а публичные слушания прошли в будний день, в среду, с 11:00 до 13:00.
Когда я узнал о каких-то публичных слушаниях из распоряжения Главархитектуры, то сразу позвонил общественному деятелю Антону Боковому. Он крайне заинтересовался этой историей и запросил в газете «Спутник» информацию, когда Администрация города опубликовала информацию о проведении публичных слушаний, ведь без публикации Решения Совета депутатов в официальном издании, это решение не считается законным. И что Вы думаете они сделали? Они прислали два номера спецвыпуска, один не отличается от другого, кроме последней страницы, куда было вставлено упоминание о публичных слушаниях. Мы позвонили в типографию, там ответили, что газета была издана в феврале, в день проведения публичных слушаний. Но самое интересное, что Антон написал заявление в Роскомнадзор с просьбой проверить данную ситуацию. Роскомнадзор оштрафовал «Спутник» за подлог с газетой. Оказывается, «Спутник» подговорил типографию соврать Антону, а сам выпуск с Решением о назначении публичных слушаний так и не вышел в свет.
Ну и зачем нам такие публичные слушания или общественные обсуждения?
Что будет с территорией Дома творчества кинематографистов более-менее ясно и понятно. Из записи конференции Союза кинематографистов Королёв-медиа вырезали фрагмент, посвященный нашему Дому творчества.
Как остановить это? Какие ещё территории будут отданы под застройку? Подписывайтесь на Дайджест новостей и не переключайтесь.
Всё самое свежее я теперь публикую в Группе Вконтакте. Подписывайтесь!
А чтобы не пропускать посты, подписывайтесь на Дайджест новостей! Это почтовая рассылка самых интересных новостей и статей за последнее время, связанных с городом.
Здесь был советский Голливуд: Дом творчества «Болшево» снесли экскаваторами
В подмосковном Королёве больше нет Дома творчества «Болшево», где творили великие советские режиссёры. Об этом «Московской газете» сообщила председатель местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИИК) Ольга Мельникова. Объект, который в советское время задумывали как творческую лабораторию снесли в последних числах 2019 года.
Не смогли отстоять
Союз кинематографистов, председателем которого является режиссёр Никита Михалков, сначала пытался отремонтировать здание, но в 2017 году, по неизвестным причинам, отказался от этих планов. Накануне Нового, 2020 года, Дом творчества уничтожили экскаваторами.
Ольга Мельникова – один из защитников Дома Творчества «Болшево», кроме того, она руководитель ВООПИК в Королёве. Вместе с соратниками женщина боролась за спасение здания, но, поскольку объект перешёл в частную собственность, сделать ничего не смогла.
Споры о том, нужно ли сохранить Дом творчества «Болшево», начались несколько лет назад. Сначала Союз кинематографистов соглашался не только отремонтировать здание, но и отдать какую-то часть Дома творчества под детский центр. Но ближе к 2019 году планы Союза изменились.
Советский Голливуд
Дом творчество «Болшево» открыли в 1934 году. Инициатива создания творческой лаборатории принадлежала высокопоставленному партийному функционеру, руководителю советского кинематографа Борису Шумяцкому.
За 85 лет в Доме творчества «Болшево» родились сценарии для фильмов Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Геннадия Шпаликова, Александра Галича. Здесь бывали почти все знаменитые актеры, режиссеры, писатели: Аркадий Райкин, Аркадий Гайдар, Элина Быстрицкая, Михаил Жванецкий, Любовь Орлова и другие.
После распада СССР здание досталось Союзу кинематографистов. Известно, что в 2001 году в Доме творчества сделали ремонт, но после этого его так и не использовали по назначению.
Союз кинематографистов возвращался к обсуждению судьбы здания, но все признавали, что содержать его стало дорого, поэтому выход быстро нашли. Осенью 2019 года на территории усадебного парка появилась строительная техника.
Говорят защитники ДТ «Болшево»
«Дом творчества «Болшево» разбили. Никаких документов, разрешающих снос этого здания, нам не показали, — говорит Ольга Мельникова. — Нет даже информационных стендов, рассказывающих о планах строителей. Одному из наших активистов продемонстрировали копию уведомления, которая была отправлена собственником здания через МФЦ в администрацию.
Мельникова рассказывает, что 26 декабря защитники здания заказывали выписку из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости, — прим. авт.). Оказалось, что собственником Дома творчества «Болшево» по-прежнему числится Союз кинематографистов России.
Кроме легендарного дома, защитники истории переживают за судьбу парка. Речь идёт о территории размером 6 гектаров, она прилегает к уже разрушенному зданию творческой лаборатории.
«К сожалению, к уничтожению, видимо, приговорили не только Дом творчества, но и парк. Он будет вырублен, потому что застройщик хочет возвести здесь 35 000 квадратных метров жилья. Как это сделать, не избавляясь от деревьев, я не знаю, — рассказывает Мельникова. — Мы добиваемся того, чтобы здание восстановили, у нас для этого всё есть, включая чертежи. Объект надо сохранить, но Союз кинематографистов нас не слышит.
В поисках вдохновения
Члены организации, которую возглавляет Никита Михалков, уже высказывались по поводу того, что новый Дом творчества должен находиться за городом, Королёв их больше не устраивал. Где теперь будут искать вдохновение режиссёры и сценаристы – загадка.
Мельникову возмущает, что судьбу Дома творчества решили, не спросив мнение общественности.
«Публичных слушаний не проводили, — подчёркивает председатель ВООПИИК города Королёв Ольга Мельникова. — Когда шло обсуждение Генплана, зона, на которой находился Дом творчества, была обозначена О-2 (общественно-деловая застройка). То есть коммерческое жильё там строить было нельзя. Сейчас, насколько мне известно, в ПЗЗ внесли изменения. Теперь это зона О-11 (то есть жилая застройка разрешена).
О Доме творчества кинематографистов Болшево
В 1930-ые на территории усадьбы Прове-Филиппова было построено 2-х этажное здание с колоннами в стиле "советской классики". Во время ВОВ был эвакогоспиталь, 1946-1950 - жили вывезенные из Германии немецкие специалисты по ракетной технике.
В доме творчества отдыхало и работало множество известных людей. Он был увековечен в мультфильме "Пластилиновая ворона", в моменте, когда дворник идет "по сельской местности" - позади него видна табличка "Болшево".
Также в его стенах известный советский кинорежиссер Георгий Данелия написал сценарии к нескольким таким своим фильмам как: "Я шагаю по Москве", "Не горюй", "Мимино".
О Доме творчества существует книга «Болшевские рассказы» С.И. Фрейлиха.
В предисловии автор пишет: «Здесь хорошо думается. Надо только пораньше встать, выйти из Дома и спуститься к реке: по ее течению потянулись куда-то умирать туманы, утреннее солнце уже дает себя знать. Река, окаймив территорию, делает ее почти островом. Творчество требует такого уединения. А ведь место это - от Москвы рукой подать».
Также вышла книга "Мы едем в Болшево". Автор — патриарх отечественного кинематографа — Борис Тихонович Добродеев вспоминает о Доме творчества в Болшево, где в 60—70-х годах прекрасно проводили время ведущие кинематографисты. Героями повествования стали В. Пудовкин и И. Пырьев, Л. Утесов и А. Райкин, И. Прут и М. Донской, Г. Данелия и М. Швейцер, Н. Эрдман и М. Вольпин, М. Богин и С. Самсонов, И. Нусинов и С. Лунгин, Э. Тополь и П. Пашкевич, а также другие участники советского кинопроцесса.
Драматурги, сценаристы, кинокритики, режиссеры, кинооператоры, актеры приезжали сюда прежде всего работать. Они не афишировали своего присутствия. Порой старожилы Горок, Болшева, Первомайкм даже и не могли себе представить что вот сейчас, рядом с ними, буквально в нескольких сотнях метров, сидит в своем номере, прогуливается по аллее или играет в теннис тот, чье имя они так хорошо знают и чье искусство так любят Они появлялись и на улицах Горок, заходили в гости к знакомым местным жителям и дачникам. Сохранились воспоминания о том, нто Сергей Лукьянов и Клара Лучко любили гулять по улице Ленина - знаменитой вязовой аллее в доме № 48 по улице Мира, у известного архитектора Мирона Мержанова часто гостил его брат - не менее известный военный и спортивный журналист, основатель еженедельника "Футбол" Мартын Мержанов. К ним заходили режиссеры Григорий Рошаль, Марк Донской, Генрих Оганесян, композитор Никита Богословский. А жительница Ленинского проезда (это совсем рядом с Домом Творчества) Т.И. Ерофева вспоминала, как сам Сергей Апрллинаиевич Герасимов "по-соседски" предлагал ей сняться в художественном фильме.
В Горках, где многое располагает к творчеству, кинематографисты жили и работали не только в своем Доме. Многие из них имели дачи в лесной части поселка. В 60-е годы дети горкинских дачников, просмотрев по черно-белому телевизору "Каменный цветок", "Нового Гулливера" или сверхпопулярную тогда "Сказку о потерянном времени", могли тут же столкнуться лицом к лицус автором этих фильмов - знаменитым кинорежиссером Александром Птушко. А немного поодаль - дача еще одного известного кинематографистаВладимира Гориккера - основателя жанра отечетсвенного фильма-оперы (его "Царская невеста" в те годы также пользовалась огромным успехом". А рядом с высоким берегом Клязьмы жил композитор Борис Мокроусов - автор музыки ко многим художественным кинолентам. И к его даче вела от болшевского Дома творчества "незарастающая музыкально-кинематографическая тропа".
В Доме творчества была своя библиотека. Вот уж где можно было воочию наблюдать весь цвет отечественного кинематографа! В течение многих лет библиотекой заведовала Наталья Львовна Сугак. Она замыслила создать здесь музей, собрав воспоминания обитателей Дома о своей профессии, о коллегах - кинематографистах, об этом поистине уникальном Доме творчества, имеющем мало аналогов во всем мире, книги с автографами создателей первых советских фильмов, свидетелей зарождения и расцвета в нашей стране кино - одного из наиболее массовых видов искусств.
Но идея осталась неосуществленной. Сегодня в коридорах Дома творчества не звучат голоса критиков и искусствоведов, в номерах не слышно стука пишущих машинок (о компьютерах и речи нет - их просто не успели сюда завезти), на аллеях парка не видно прогуливающихся - поодиночке или группами - наших выдающихся актеров и режиссеров. У Союза кинематографистов пока нет средств, чтобы вдохнуть новую жизнь в это сказочно красивое и без сомнения - историческое место ближнего Подмосковья.
ПОЗИЦИЯ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ ПО ДОМУ ТВОРЧЕСТВА «БОЛШЕВО»
12 декабря 2019 года Правление Союза кинематографистов утвердило архитектурную концепцию, предусматривающую строительство на земельном участке Дома Творчества «Болшево» малоэтажного жилого комплекса жилой площадью 30-35 тысяч квадратных метров.
На сегодня подписано соответствующее инвестиционное соглашение с инвестором, которое предусматривает Союзу за участие в проекте денежное вознаграждение и возможность предоставления членам Союза квартир по льготным ценам.
Для нашей организации это крайне важно, так как инвестиционные проекты являются сегодня одним из основных источников финансирования деятельности Союза.
Дом Творчества «Болшево» не функционирует уже более 25 лет. Находится в запустении и приносит ежегодные убытки в 7,5 миллионов рублей. Деревянные коттеджи сгнили, котельная отсутствует, главный корпус пытались в 90-е годы надстроить, внутренние перегородки отсутствуют. По акту технического обследования трёхэтажный корпус Дома Творчества находится в аварийном состоянии. Согласно реестру, не является объектом культурного наследия. Были проведены соответствующие археологические и историко-культурные экспертизы.
У Союза кинематографистов нет средств на восстановление и содержание Дома Творчества. Кроме того, такое восстановление не имеет смысла, так как данный земельный участок находится в городской черте и в 50-ти метрах от территории Дома Творчества построен большой жилой микрорайон высотных домов.
Земельный участок ДТ «Болшево» и все строения на нем находятся в собственности и все действия СК по реализации проекта находятся в правовом поле в соответствии с действующим российским законодательством.
О Доме творчества кинематографистов Болшево
В 1930-ые на территории усадьбы Прове-Филиппова было построено 2-х этажное здание с колоннами в стиле "советской классики". Во время ВОВ был эвакогоспиталь, 1946-1950 - жили вывезенные из Германии немецкие специалисты по ракетной технике.
В доме творчества отдыхало и работало множество известных людей. Он был увековечен в мультфильме "Пластилиновая ворона", в моменте, когда дворник идет "по сельской местности" - позади него видна табличка "Болшево".
Также в его стенах известный советский кинорежиссер Георгий Данелия написал сценарии к нескольким таким своим фильмам как: "Я шагаю по Москве", "Не горюй", "Мимино".
О Доме творчества существует книга «Болшевские рассказы» С.И. Фрейлиха.
В предисловии автор пишет: «Здесь хорошо думается. Надо только пораньше встать, выйти из Дома и спуститься к реке: по ее течению потянулись куда-то умирать туманы, утреннее солнце уже дает себя знать. Река, окаймив территорию, делает ее почти островом. Творчество требует такого уединения. А ведь место это - от Москвы рукой подать».
Также вышла книга "Мы едем в Болшево". Автор — патриарх отечественного кинематографа — Борис Тихонович Добродеев вспоминает о Доме творчества в Болшево, где в 60—70-х годах прекрасно проводили время ведущие кинематографисты. Героями повествования стали В. Пудовкин и И. Пырьев, Л. Утесов и А. Райкин, И. Прут и М. Донской, Г. Данелия и М. Швейцер, Н. Эрдман и М. Вольпин, М. Богин и С. Самсонов, И. Нусинов и С. Лунгин, Э. Тополь и П. Пашкевич, а также другие участники советского кинопроцесса.
Драматурги, сценаристы, кинокритики, режиссеры, кинооператоры, актеры приезжали сюда прежде всего работать. Они не афишировали своего присутствия. Порой старожилы Горок, Болшева, Первомайкм даже и не могли себе представить что вот сейчас, рядом с ними, буквально в нескольких сотнях метров, сидит в своем номере, прогуливается по аллее или играет в теннис тот, чье имя они так хорошо знают и чье искусство так любят Они появлялись и на улицах Горок, заходили в гости к знакомым местным жителям и дачникам. Сохранились воспоминания о том, нто Сергей Лукьянов и Клара Лучко любили гулять по улице Ленина - знаменитой вязовой аллее в доме № 48 по улице Мира, у известного архитектора Мирона Мержанова часто гостил его брат - не менее известный военный и спортивный журналист, основатель еженедельника "Футбол" Мартын Мержанов. К ним заходили режиссеры Григорий Рошаль, Марк Донской, Генрих Оганесян, композитор Никита Богословский. А жительница Ленинского проезда (это совсем рядом с Домом Творчества) Т.И. Ерофева вспоминала, как сам Сергей Апрллинаиевич Герасимов "по-соседски" предлагал ей сняться в художественном фильме.
В Горках, где многое располагает к творчеству, кинематографисты жили и работали не только в своем Доме. Многие из них имели дачи в лесной части поселка. В 60-е годы дети горкинских дачников, просмотрев по черно-белому телевизору "Каменный цветок", "Нового Гулливера" или сверхпопулярную тогда "Сказку о потерянном времени", могли тут же столкнуться лицом к лицус автором этих фильмов - знаменитым кинорежиссером Александром Птушко. А немного поодаль - дача еще одного известного кинематографистаВладимира Гориккера - основателя жанра отечетсвенного фильма-оперы (его "Царская невеста" в те годы также пользовалась огромным успехом". А рядом с высоким берегом Клязьмы жил композитор Борис Мокроусов - автор музыки ко многим художественным кинолентам. И к его даче вела от болшевского Дома творчества "незарастающая музыкально-кинематографическая тропа".
В Доме творчества была своя библиотека. Вот уж где можно было воочию наблюдать весь цвет отечественного кинематографа! В течение многих лет библиотекой заведовала Наталья Львовна Сугак. Она замыслила создать здесь музей, собрав воспоминания обитателей Дома о своей профессии, о коллегах - кинематографистах, об этом поистине уникальном Доме творчества, имеющем мало аналогов во всем мире, книги с автографами создателей первых советских фильмов, свидетелей зарождения и расцвета в нашей стране кино - одного из наиболее массовых видов искусств.
Но идея осталась неосуществленной. Сегодня в коридорах Дома творчества не звучат голоса критиков и искусствоведов, в номерах не слышно стука пишущих машинок (о компьютерах и речи нет - их просто не успели сюда завезти), на аллеях парка не видно прогуливающихся - поодиночке или группами - наших выдающихся актеров и режиссеров. У Союза кинематографистов пока нет средств, чтобы вдохнуть новую жизнь в это сказочно красивое и без сомнения - историческое место ближнего Подмосковья.
Читайте также: