Дом отдыха дом композиторов
Дома творчества – символы идеального прошлого, коммунистический рай посреди всеобщей уравниловки. Такими были эти элитные заведения, что-то между санаторием и артистической артелью. Возникли они вслед за созданием в 1930-е годы творческих союзов, когда писатели, киношники, композиторы были взяты под контроль государства. Вместе с обязанностями прославлять советский строй и создавать понятным народу языком произведения они получили и право на социальную поддержку. В годы войны Сталин распорядился выдать творческим союзам солидные земельные угодья в разных частях России. Дома творчества композиторов (ДТК) стали строиться под Иваново, под Петербургом, в Пицунде, Ворзеле, Дилиж ане , Сортавале …
Н ыне часть этих прекрасных поселков уже не в юрисдикции России, другие исчезли, не выдержав социального переустройства страны. В прошлом номере Алексей Гориболь поделился впечатлениями от Дома творчества «Репино» (см. статью «В сторону Выборга»), а сейчас я приглашаю совершить виртуальную прогулку по ДТК «Руза», которая отмечает в нынешнем году 80-летие.Подмосковная Швейцария
Тучково, поселок Старая Руза и городок Новая Руза на туристических сайтах и в интернет-блогах часто называют подмосковной Швейцарией. Места здесь действительно очень живописные и до сих пор сохраняют свое первозданное очарование. Композиторам выделили солидный кусок земли на правом берегу Москвы-реки в 1940 году, и первые три дачи были построены незадолго до начала Великой Отечественной войны. Известно, что первыми «поселенцами» стали Арам Хачатурян и Юрий Шапорин. Но когда началась война, то дачи были разрушены –эти места стали эпицентром битвы за Москву. Местные леса – до сих пор все в окопах и противотанковых траншеях, заросших травой. В часе езды от ДТК – та самая деревня Дубосеково, где сражалась Панфиловская дивизия, а теперь в полях высится впечатляющий памятник 28 панфиловцам.
Чтобы перебраться из поселка Старая Руза в Дом творчества, необходимо пересечь реку. Вначале композиторов перевозили на пароме, сейчас построен современный мост, где встречные потоки машин движутся по раздельным пролетам. Но такое сооружение появилось несколько лет назад, а до этого был двухполосный мост, где грузовики так и норовили потеснить легковушки. С моста открывается восхитительный вид на излучину Москвы-реки и берега, которые в жаркие дни превращаются в естественные пляжные зоны.
Евгения Кривицкая
Хорошо иметь домик в деревне
Только после победы над немцами в «Рузе» началось строительство поселка. Самыми старыми на сегодняшний день являются дачи под номерами 1–5, 9, 10, 11, 12. Их стены помнят многих композиторов прошлого века, уже ставших частью нашей истории. Во многих дачах была «круговая» планировка. Маленькие сени, потом прихожая, из которой можно было открыть дверь направо и попасть в кабинет с роялем фирмы «Август Фёрстер», либо пойти прямо в спальню. Обе эти комнаты вели в гостиную, из которой имелся выход на большую светлую веранду, которая не отапливалась и использовалась только в летний период. В самих дачах были печки, которые до сих пор служат верой и правдой. В то время верхом комфорта считалось наличие горячей воды и ванны и туалета в доме. Была также система внутренней телефонной связи: можно было позвонить в любую дачу или в контору. В дачах также стояли радиолы марки «Ригонда» – аппараты, имевшие 5-диапазонный радиоприемник и встроенный проигрыватель для пластинок. Потом появилась дача № 30 – кирпичная, с камином, казавшаяся недосягаемо роскошной. Ее облюбовали композиторы-песенники, прежде всего Евгений Птичкин – радушный хозяин и хлебосол, любивший устраивать застолья.
В общем, по тем временам, это были круто «упакованные» комфортабельные дома, где композиторы могли погружаться не только в творчество, но общаться с коллегами, слушать музыку и радоваться жизни.
Так, собственно, и происходило – общение было главной роскошью «Рузы»: я помню, с каким удовольствием мы, дети разных возрастов, проводили время вместе, в одной дружной компании. Зимой катались на санках и коньках (в даче № 23 на первом этаже был пункт проката зимнего инвентаря), а особой доблестью казались длинные лыжные прогулки по берегу Москвы-реки: от композиторского пляжа до Дома творчества ВТО (теперь это «Актер», принадлежащий СТД) шла накатанная лыжня. Летом мы сплавлялись по реке на деревянных лодках-баркасах: они стояли на приколе у пляжа, представлявшего собой широкие деревянные мостки с небольшими лесенками, облегчавшими спуск в воду.
Многие композиторы любили ловить рыбу. В фильме Владимира Молчанова «Воспоминание. Дом творчества» есть эпизод, где Тихон Хренников рассказывает, как его коллеги отдавали ему пойманную в Москве-реке рыбку. «Они мне ее несли не как генеральному секретарю, – считал Тихон Николаевич. – Сима Туликов ее ловил, но никогда не ел, Кирилл Молчанов тоже –он любил сам процесс ловли. А мне некогда было ловить, и они меня баловали». Известными рыбаками были знаменитые песенники Дмитрий Покрасс, Василий Соловьев-Седой.
После развала СССР лодки были «угнаны», а мостки держались еще лет 15, пока не прогнили. И берег вернулся к своему первозданному, поросшему травой виду.
Дача № 10
Много лет этот коттедж имел кулуарное название «секретарская дача». Тут жили руководители Союза композиторов СССР и России: Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Владислав Казенин. Говорят, что сюда заходил «на огонек» и Сергей Прокофьев. На веранде с тех времен сохранился антикварный диван с резными ножками и подлокотниками – его всегда демонстрируют как музейный экспонат, на котором сидели классики.
Веранда дачи № 10 с «историческим диваном»
Сейчас сложно представить, чтобы руководители жили в таких спартанских условиях: простая мебель, чугунная ванна на ножках… Главной ценностью обстановки по-прежнему является рояль Petrof, к клавишам которого прикасалось бесчисленное количество разных композиторов и не только. В 2013 году здесь встречал новый, 2014 год дирижер Владимир Юровский. С его стороны это было путешествие в детство: тут вырос его отец, Михаил Владимирович Юровский, дед-композитор обожал «Рузу», и юная поросль Юровских – Володя, Маша и Митя приезжали на каникулах. И вот спустя несколько десятилетий Владимир-младший приехал показать своему сыну место, овеянное преданиями в семейной хронике. Правда, для проживания он выбрал дачу № 11, менее пафосную, но тоже имеющую свои легенды. Ее в свое время облюбовали Родион Щедрин и Майя Плисецкая, и к ним в гости заезжала Лиля Брик, муза Маяковского.
А в даче № 10 Юровский и вся наша компания, включавшая композиторов Андрея Семенова и Антона Сафронова, собралась на новогоднее застолье, а потом переместилась к роялю, где всемирно известный дирижер и его друзья поностальгировали о годах юности и встретили утро нового дня песней «Луч солнца золотого…» из культового советского мультика «Бременские музыканты».
Путевка в рай
Процитирую воспоминания композитора Сергея Колмановского: «“Руза” притягивала композиторов, как магнит. Некоторые (например, А. Эшпай) строили себе дачи в соседней деревне, чтобы пользоваться рузовскими благами. А их было достаточно. Помимо первоклассного питания в столовой, был еще буфет, полный дефицита. В музыкальном фонде СССР часто можно было услышать: “Константин Яковлевич! (на другом конце телефонного провода был композитор Листов) Освободилась дача № 15 в “Рузе”! Берите, Вы же в ней написали “Севастопольский вальс!” Многие композиторы работали редакторами в издательствах или преподавали, поэтому в рабочий сезон могли пользоваться только “Рузой”. Весьма примечателен регламент распределения путевок в этот рай. Член союза композиторов имел право на два месяца со скидкой и еще на два за полную стоимость – сумму тоже более чем скромную. Надо было написать заявление с указанием сочинения, над которым предполагалась работа в Доме творчества, затем оно отправлялось в комиссию. Если я хотел написать симфонию –в симфоническую, если мюзикл – в секцию музыкального театра. Кто-нибудь из руководства комиссии накладывал на заявление неизменно положительную резолюцию, после чего оно отправлялось в Музыкальный фонд, правление которого окончательно решало, дать ли композитору дачу».
Дача №10
Объединял также интерес к спортивному досугу. В нижней части ДТК, возле пансионата, был построен теннисный корт с профессиональным покрытием. Наверху, около конторы – домика, где находился директор и сотрудники ДТК, – зимой заливали каток. Летом можно было заняться и пинг-понгом – возле дачи № 8 стояли под специальными навесами два стола, а полянку рядом превращали в импровизированное поле для бадминтона. Со временем эта игра приобрела массовый характер, и уже с конца 1990-х сложилась дружная команда бадминтонистов, которая по несколько часов в день проводила в сражениях.
Столовая
Прием пищи был своего рода ритуалом: существовало строгое расписание: завтрак с 9:00 до 10:00, обед с 14:00 до 15:00, полдник (повара пекли вкуснейшие булочки и ватрушки) – с 17:00 до 18:00 и ужин с 19:00 до 20:00. Приходили семьями, компаниями, перекидывались репликами через столики, потом подсаживались друг к другу и, увлекаясь беседой, частенько задерживались сверх отведенных часов. В столовой стоял большой электрический самовар, так что можно было баловаться чайком за задушевным разговором. Персонал столовой относился с симпатией к «нарушителям» распорядка, и только если разговор затягивался совсем надолго, официантки (местные жительницы) ласково просили переместиться в другие помещения.
А выбор, где посидеть, был большой. Столовая, сейчас ждущая ремонта и реконструкции, представляет собой трехэтажное здание, построенное по индивидуальному проекту. На «минус первом» этаже располагалась бильярдная с камином, буфетом и барной стойкой. Все было обшито деревянными панелями, в телевизорной зоне стояли просторные кожаные кресла. Тут же была своя телефонная станция с кабинками, где во времена «до мобильных телефонов» висели телефонные аппараты, и ты за 15 копеек мог позвонить в Москву. Временами тут выстраивалась целая очередь жаждущих сделать деловые звонки. Но не меньшая очередь бывала и у бара, где царила дородная буфетчица Лида. Она распределяла дефицит – финский сервелат, импортный алкоголь, фрукты, конфеты. Тут проводили по полдня некоторые композиторы, оттачивавшие глазомер на бильярде и вкусовые рецепторы в баре. Любила это место и молодежь, приобщавшаяся к «красивой» жизни. После распада СССР все резко прекратилось: перестали поступать дефицитные продукты, буфетчица Лида открыла свой магазинчик на шоссе. Одно время пробовали здесь кафе «У рояля», открыв доступ местным жителям, но особого интереса это не вызвало: наступили иные времена, потребность в других развлечениях…
Столовая
Но вернемся в «золотой век». Первый этаж был целиком отдан под столовую, а на втором располагались библиотека, кинозал, небольшой репетиторий с двумя роялями и еще одна телевизорная. Это была еще одна локация для общения, но уже интеллектуального. О библиотеке можно писать поэмы – столько поколений композиторов и музыковедов «выросло» на ней. Среди бесценных изданий собраний сочинений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, зарубежных классиков, начиная от Баха и до XX века, на полках стояли ноты с автографами тех, кто здесь отдыхал и работал: В. Шебалина, Э. Денисова, А. Островского, А. Шнитке… У музыковеда Е. Б. Долинской, которая ездила в Рузу десятилетиями, была идея создать в одной из дач музей, где бы была воссоздана типичная для советского периода меблировка, а также выставлены фотографии, книги и ноты. Но пока эта идея осталась лишь в виде экспликации на бумаге и нескольких коробок с самыми ценными изданиями, сложенных в конторе.
В кинозале «крутили» фильмы, причем на сеансы пускали бесплатно, а иногда там проводили концерты. Ведь в «Рузу» ездили и артисты – кого-то звали в гости сами композиторы, кому-то давали дачу «по дружбе» с начальством или за особые заслуги перед СКР. Как-то на новогодние праздники приезжал Владимир Спиваков, постоянно жил и занимался пианист Борис Петрушанский, четы известных пианистов и педагогов – Владимир Тропп и Татьяна Зеликман, которых навещали их ученики, например, Даниил Трифонов. Бывал тут и екатеринбургский композитор Владимир Кобекин со своей дочкой, виолончелисткой Настей. Называю тех, кто первый приходит на ум, но, конечно, из звездных имен можно было составить длиннющий список…
Местные легенды
Дорожки и коттеджи Рузы хранят воспоминания о многих личных драмах, смешных случаях и милых приключениях. Упомяну об историческом факте, подробности которого вызывают много вопросов. Якобы в 1958 году к Первому международному конкурсу имени П. И. Чайковского здесь готовились Лев Власенко и Ван Клиберн под руководством профессора Якова Владимировича Флиера. Об этом в книге «Подмосковные вечера. История Вана Клиберна. Как один человек и его музыка остановили холодную войну» говорит журналист Найджел Клифф. Действительно, была традиция предоставлять перед крупными состязаниями дачи конкурсантам – поэтому здесь бывали и Леонид Коган, и Давид Ойстрах. Но почему Клиберна, конкурента советским участникам (а мы помним, как важно было нашему правительству первенство СССР), «натаскивал» один из лучших профессоров Московской консерватории? Подтверждений от очевидцев тех лет я пока не получила: Е. Б. Долинская рассказывает, что об этом факте упоминал сам Яков Флиер. С другой стороны, пианист, профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский, друживший с Клиберном с того самого Первого конкурса Чайковского, никогда про эти занятия не слышал… К сожалению, самому Клиберну мы вопроса уже не зададим, как и остальным участникам тех событий. Все надо делать вовремя…
Безусловно, в список легенд постсоветского времени войдут «вечера у костра» Григория Фрида. Композитор, автор значительных опер «Дневник Анны Франк» и «Письма Ван Гогу», он был известен музыкальному миру и как выдающийся просветитель. С 1965 года и до конца жизни он руководил Московским молодежным музыкальным клубом в Доме композиторов в Брюсовом переулке. С 2000-х годов, отдыхая летом в «Рузе», он по вечерам собирал «на костер» своих коллег, чтобы подискутировать о новинках в музыкальной жизни, о книгах, о живописи (он сам был также и писателем, и профессионально рисовал). Приходили не только умудренные опытом взрослые, но и молодежь, и даже подростки. Сложился даже ритуал: каждый приносил с собой полешко, чтобы внести лепту и поддержать «прометеев» огонь.
Уж как по мосту, мосточку
Пешие прогулки всегда составляли неотъемлемую часть процесса сочинения – будь то симфония или музыковедческий труд. Можно вспомнить письма Брамса, Малера, Чайковского на эту тему, и современные композиторы – не исключение. В «Рузе» для этого есть несколько основных маршрутов. На самой территории поселка есть полянки и симпатичные заросли, где заядлые грибники собирают и по сей день урожай – белые, лисички и маслята, изредка подберезовики, поздней осенью – опята.
Можно спуститься за столовой по длинной, теперь поросшей мхом лестнице к заброшенному пансионату. Увы, это одна из серьезных и пока невосполнимых потерь: трехэтажный корпус, с солярием и бильярдом на крыше, был в середине 1990-х полностью «разграблен»: менявшиеся директора-временщики вывозили мебель, телевизоры, сняли даже полы. Осталась лишь коробка здания, зияющая проемами окон и дверей, – как напоминание о маятнике взлетов и упадков. Но вокруг – роскошная в своей дикости природа, заросшее высокой травой поле, спуск к речке.
Висячий мост над рекой Рузой в санатории «Дорохово»
По соседству – уже упоминавшийся дом творчества «Актер». Раньше туда мы бегали в кино, а по вечерам заглядывали в «Уголек», местный ресторанчик, где можно было увидеть живых звезд кино и театра: Юрия Любимова, Петра Фоменко, Евгения Симонова, Григория Александрова, Юрия Визбора, Олега Янковского.
А если пойти направо из ворот ДТК, то можно посетить известный на всю Россию санаторий «Дорохово»: не только попить целебной водички из местного источника, но и пройтись по висячим мостикам. Архитектура в духе сталинского ампира, ухоженные клумбы и невероятные виды на речку Рузу – все это служит источником вдохновения и отдохновения.
Время пока в «Рузе» остановилось, прошлое еще живо и постоянно вторгается в настоящее, и думается, в этом и заключено обаяние Дома творчества. Соприкоснуться с историей – в этом есть своя прелесть и очарование.
Дом творчества композиторов Репино
Официальная страница ДТК.
Если у вас есть фото или видео, или другие материалы, связанные с этим замечательным местом, пожалуйста, присылайте их сюда.
"Пожалуй, лучший памятник наших дел –
Дом творчества композиторов в Репино. "
Показать полностью.
В. П. Соловьев-Седой
В уютном пригороде Петербурга на берегу Финского залива расположился Дом творчества композиторов. Чудесная природа, богатая история и музыкальная жизнь делают его прекрасным местом для отдыха и вдохновения.
Сочетание хвойного и морского воздуха оказывает благотворное действие на организм: насыщает клетки кислородом и убивает болезнетворные бактерии. Даже несколько дней пребывания в этом удивительном микроклимате делают человека бодрым и отдохнувшим.
Это одна из причин, почему репинский дом творчества - любимое место отдыха художников разных поколений. Здесь жили и творили музыканты Д. Д. Шостакович, В. П. Соловьёв-Седой, , А. П. Петров, Е. А. Мравинский, П. А. Серебряков, М. Л. Ростропович. Здесь отдыхали писатели Б. А. Ахмадуллина и К. Симонов. Здесь гостили Фаина Раневская и Аркадий Райкин, Владимир Высоцкий и Николай Акимов, Джордж Кьюкор и Элизабет Тейлор. И сегодня здесь можно встретить корифеев современного искусства Р. К. Щедрина и С. М. Слонимского, Л. А. Десятникова, Ю. Х. Темирканова, Ю. А. Башмета.
Для любителей активного отдыха здесь тоже найдётся занятие. К услугам гостей теннисный корт, пинг-понг и бадминтонная площадка, обширная территория для прогулок и оборудованные места для шашлыков и барбекю.
В шаговой доступности рестораны "Наша дача", "Бахрома", "Русская рыбалка", оборудованный пляж, детские площадки и зоопарк. И автобусная остановка, так что добраться до города отсюда можно за 40 минут.
Дом творчества композиторов Репино запись закреплена
«Велимир Хлебников, мой близкий товарищ, был по сравнению с другими поэтами странен, неотразим и патологически молчалив. Иногда у меня — в Петербурге или в Куоккале — мы проводили длинные бессонные ночи, не произнеся ни одного слова. <…> Не нарушая молчания, мы не останавливали нашего разговора, главным образом об искусстве, но иногда и на более широкие темы, до политики включительно.
Показать полностью. <…> Время от времени наш бессловесный диалог превращался даже в спор, полный грозовой немоты, и окончился как-то раз, около пяти часов утра, подлинной немой ссорой. <…> Минут двадцать спустя, молчаливо, мы помирились».
Отрывок из книги Юрия Анненкова «Дневник моих встреч».
1. Велимир Хлебников. 1916
Для портрета сдержанного молчаливого друга Анненков выбрал лаконичную манеру. Выполненный тонкими линиями, портрет больше походит на быстрый набросок.
«Велимир Хлебников был подлинным и чистым артистом слова», — писал художник.
Его литературные эксперименты были созвучны авангардным поискам Анненкова в живописи, но не соответствовали принципам «нового социального реализма», провозглашенным властью. Хлебников изобрел свой собственный поэтический язык и назвал его «заумь».
«Алфавитные струны», — называл Анненков стихи друга.
Нравится Показать список оценившихДом творчества композиторов Репино запись закреплена
Репинский гладиолус Нравится Показать список оценившихДом творчества композиторов Репино запись закреплена
Краски залива. Нравится Показать список оценившихДом творчества композиторов Репино запись закреплена
Красное настроение. Нравится Показать список оценившихДом творчества композиторов Репино запись закреплена
"В фондах Музея музыки хранится собрание рисунков и шаржей художника и композитора Аркадия Мазаева. Мазаев учился в Московской консерватории по классу композиции Анатолия Александрова и Михаила Гнесина, а также окончил Высшее училище военных капельмейстеров. В 1956 году художник передал в Музей музыкальной культуры имени Глинки большую коллекцию портретов своих коллег по Союзу композиторов. На одном из рисунков художник изобразил Дмитрия Шостаковича за работой над Восьмой симфонией. Рисунок датирован 1943 годом." Нравится Показать список оценившихДом творчества композиторов Репино запись закреплена
Дом творчества композиторов Репино запись закреплена
К ЮБИЛЕЮ КОМПОЗИТОРА
1. Дача Куренкова (дача Шостаковича в 1947-48 гг.),
2-6. Д.Д. Шостакович в Келломяки. 1947-48 г. Фото Н. Шостакович
7. Дмитрий Шостакович на даче в Комарово. 1950-e
Показать полностью.
На этой даче Дмитрий Шостакович (1906-1975) провел летние месяцы 1952-1954 гг.: 01.07 — 20.08.1952; 22.06 — 05.09.1953; 03.07 — 01.09.1954. Здесь летом 1953 он написал Десятую симфонию, которая впервые прозвучала 17 декабря того же года в Ленинграде. Эту дачу в 1949 году выстроил для семьи тесть композитора Василий Васильевич Варзар. Ее адрес: Комарово, близ Академического городка, 4-й Курортный переулок, дом № 10. Причудливое строение с огромной комнатой на верхнем этаже, прозванной «капитанским мостиком», маленькими спальнями для внуков и верандой, откуда открывался вид на лес.
.
Вспоминают дети. Галина:
В послевоенном Комарове, то есть тогда еще в Келомяках, были широкие ровные дороги, которые строили финны, а кроме того — великое множество узеньких тропинок, они вьются между деревьями.
Во время велосипедных путешествий отец прививал нам культуру движения. Например, учил при каждом повороте показывать рукою ту сторону, куда собираешься свернуть, хотя на безлюдных и извилистых лесных дорожках это выглядело чрезмерной предосторожностью.
Возле нашей дачи на скамейке сидит человек в поношенной и застиранной военной форме. Вид у него жалкий, он озирается и поглощает ломоть хлеба, держа его обеими руками. А я поглядываю на него с любопытством и затаенным страхом, ведь он — немец, фашист, пленный солдат германской армии.
Это — одно из самых первых моих воспоминаний о Комарове. В те времена шло строительство Приморского шоссе, и на этих работах были заняты пленные немцы. Один из них иногда подходил к нашей даче и, ужасно стесняясь, просил подаяния.
И вот однажды, когда я глядел на него, сидящего на нашей скамейке, ко мне приблизился отец. Он погладил меня по голове и стал говорить тихим голосом:
— Не бойся, ты его не бойся. Он — жертва войны. Война делает несчастными миллионы людей. Ведь он не виноват, что его забрали в армию и погнали воевать на русский фронт, в мясорубку. Ему еще повезло, он остался жив и попал в плен. А там, в Германии, его ждет жена. И, наверное, у них есть дети, такие же, как вы с Галей.
Наш отец ненавидел всякое насилие, а уж тем паче войну. Он иногда вспоминал старый, дореволюционный анекдот. Еврея из местечка взяли в армию и отправили на фронт. И как только раздались выстрелы противника, этот человек выскочил из окопа и закричал в сторону стрелявших немцев:
Когда Шостакович рассказывал этот анекдот, он не улыбался, не смеялся. У него было трагическое выражение лица.
В 1946 году была возобновлена аренда комаровской дачи, и с тех пор мы всякое лето жили на Карельском перешейке. Это был тот же самый просторный дом на Большом проспекте, который наша семья занимала еще до войны. Он стоит и по сю пору. В те годы поселок был немноголюдным и гораздо более уютным, чем теперь.
Письмо Шостаковича другу Льву Арнштаму:
“Я живу прекрасно. Наслаждаюсь природой. Здесь хорошо, хотя и бывают дожди. Довольно часто бываю в городе. Интересует меня проблема легкого заработка, так как мои средства к существованию иссякли. Привыкши жить на широкую ногу, испытываю несомненное неудобство, переходя на узкую ногу. В шагу. жмет, как говорят работники иглы” (Хентова, стр. 23)
Я притаилась в кустах, а Максим лежит на дороге возле своего брошенного на землю велосипеда. Это воспоминание до сих пор заставляет меня стыдиться, хотя с тех пор минуло более пятидесяти лет.
Происходило это в Комарове, около нашей дачи. Родители ушли к кому-то в гости, а мы с братом были предоставлены самим себе. Мы еще были маленькие и глупые, и вот Максиму пришло в голову подшутить над мамой и папой. Дескать, он катался на велосипеде, и его сбила машина. И когда мы издали увидели возвращающихся родителей, брат улегся на дороге, приняв позу самую неестественную.
Легко себе представить, какова была реакция отца и матери. Они вовсе не смеялись нашему “остроумию”, и мы оба были строго наказаны.
Вообще-то я никаких особенных наказаний не припомню. Если мы с братом были виноваты, мама укоризненно смотрела на нас, а отец начинал нервничать, курил. В определенном смысле это действовало сильнее криков и нотаций.
Мы с Максимом мчимся на велосипедах по комаровским дорожкам, мы заглядываем за все заборы и громко кричим:
Пропал, сбежал наш любимый пес. Это, конечно, и раньше бывало, но всегда доставляло нам массу волнений. Чаще всего мы находили своего беглеца близ какой-нибудь дачи. Например, у знаменитой артистки Екатерины Павловны Корчагиной-Александровской, у нее была собака по имени Кара. Очевидно, старая актриса не раз наблюдала за тем, как мы с Максимом возвращаем своего пса, и она сделала вывод, что в нашей семье собак любят. Иначе невозможно объяснить дальнейшие события.
В 1951 году Корчагина-Александровская скончалась. И тут выяснилось, что имуществом своим она распорядилась так: дачу в Комарове завещала Театральному обществу, антикварную лампу — своей старой подруге, а собаку Кару — композитору Шостаковичу.
Надобно заметить, что отец отнесся к этому философски и даже стоически. Я помню, он произнес:
— Хорошо еще, что это — собака, а не какое-нибудь более экзотическое животное. Например, осел или крокодил.
Так Кара попала в нашу семью. Летом она жила на даче в Комарове, а зимою в квартире родителей мамы — Василия Васильевича и Софьи Михайловны Варзар.
Отец хорошо относился к собакам, но у него были претензии к ним по части гигиены. Он морщился, когда видел, что пес с грязными лапами залезает на кровать. Максим и я постоянно слышали окрик:
И еще псы своим лаем мешали ему сочинять музыку. А потому он больше любил котов, которые, как известно, тише, чем собаки, да и более опрятны.
Отец терпеть не мог злых собак. Я помню, в Жуковке у нас некоторое время жила кавказская овчарка, которая стала бросаться на людей. Как только это у нее проявилось, отец сейчас же пристроил ее в какую-то военную часть.
Композитор Борис Тищенко приводит такое высказывание Шостаковича:
“И среди собак бывают негодяи. Наш пес загрыз котенка. И хоть бы голоден был — так нет, просто из озорства. Я его выслал в 24 часа” (Шостакович Д. Статьи и материалы. М., 1976, стр. 101).
композиторов Репино
В уютном пригороде Петербурга на берегу Финского залива расположился Дом творчества композиторов. Чудесная природа, богатая история и музыкальная жизнь делают его прекрасным местом для отдыха и вдохновения.
Сочетание хвойного и морского воздуха оказывает благотворное действие на организм: насыщает клетки кислородом и убивает болезнетворные бактерии. Даже несколько дней пребывания в этом удивительном микроклимате делают человека бодрым и отдохнувшим.
Это одна из причин, почему репинский дом творчества - любимое место отдыха художников разных поколений. Здесь жили и творили музыканты Д . Д. Шостакович, В. П. Соловьёв-Седой, , А. П. Петров, Е. А. Мравинский, П. А. Серебряков, М. Л. Ростропович. Здесь отдыхали писатели Б. А. Ахмадуллина и К. Симонов. Здесь гостили Фаина Раневская и Аркадий Райкин , Владимир Высоцкий и Николай Акимов, Джордж Кьюкор и Элизабет Тейлор. И сегодня здесь можно встретить корифеев современного искусства Р. К. Щедрина и С. М. Слонимского, Л. А. Десятникова, Ю. Х. Темирканова, Ю. А. Башмета .
Для любителей активного отдыха здесь тоже найдётся занятие. К услугам гостей теннисный корт, пинг-понг и бадминтонная площадка, обширная территория для прогулок и оборудованные места для шашлыков и барбекю.
В шаговой доступности рестораны "Наша дача", "Бахрома", "Русская рыбалка", оборудованный пляж, детские площадки и зоопарк. И автобусная остановка, так что добраться до города отсюда можно за 40 минут.
Дачи композиторов. Руза.
В эти выходные было решено закрывать, и без того небогатый, шашлычно-загородный сезон 2013. Погоды последнее время не радуют, а потому поступило предложение сделать это где-нибудь на загородной даче, но так как это предложение поступило от человека у которого нет дачи, да и у нас она как-то не наблюдается, то начали искать. В Мос. Области снять дачу на выходные стоит изрядных денег, а чтобы это было в транспортной доступности, так вообще нереальных. Но на наше счастье, есть еще заповедные места, в которых можно снять домик недорого. Одно из них Будь Здоров, о котором я писал, но это треш и угар. А тут нашлось гораздо более приличное место.
В поселке Старая Руза, что примерно в 80 км от МКАД по Минскому шоссе, на трассе А108 (Большое московское кольцо) находится удивительное место, "Дом творчества композиторов". Это дачи, и эти дачи существуют в этом месте уже более 70 лет и вот сейчас в них может попасть любой желающий.
Прелесть в том, что домиков вроде как много, но они находятся на расстоянии более 50-70 метров друг от друга и в довольно густом парке, т.е. будучи в одном из домиков соседей ты не слышишь и не видишь, вообще.
Домики в большинстве своем все разные, но в то же время весьма одинаковые. Первые дачи здесь были построены еще до войны, основная же застройка этого поселка была осуществлена в первые послевоенные годы.
Правда, сейчас есть и более современные кирпичные строения, и они так же удачно спрятаны от посторонних глаз, что прекрасно.
В этом поселке творили все, буквально все, великие советские композиторы и Башмет, и Спиваков, и прочие, если верить официальному сайту этого заведения.
В поселке создано максимальное количество удобств для отдыха, есть и спортивные площадки
И даже театр, рояль в кустах, причем я его так назвал для себя, а потом понял, что это здание именно так и называется, ибо в нём есть клуб "У старого рояля" и кафе "У рояля". Фантазия бьет ключом.
Еще несомненный плюс этого места, что оно находится на берегу реки, да не просто реки, а реки гордо носящей имя Москва.
Путь к ней был извилист и тернист, изначально просто не туда направился, все гораздо проще, но такое тоже стоит того, чтобы погулять.
Но в конце концов, и до неё добрался
Вдали виден мост через Москва-реку в Старой Рузе
А такая дорога из санатория к реке ,это лестница, начинается она аккурат от клуба, случайно её нашел
И собственно, с чего я начал рассказ, поехали мы закрывать сезон, а потому позвонили в это место, забронировали домик и поехали. Осенью проблем с домами нет совершенно. Помимо нас там выходные проводили еще 4 компании, всего домов порядка 2,5 десятков. Каждый домик рассчитан на компанию до 6-8 человек. Наш домик № 11
В свое время это был личный домик композитора Анатолия Новикова,понятно, что для большинства это ниочем, но полазив по вики мы нашли кто это. Он написал такие произведения как "Эх, дороги" и "Смуглянка". Вполне достойные произведения, считаю.
Так вот, наш домик, он как и большинство, рассчитан на компанию в несколько человек.
Комната раз, в ней два раскладывающихся дивана, и таки да, рояль. Рояли обещаны в каждом домике
Спальня, это типа ВИП, вероятно
Еще есть общая гостиная, её я почему-то не сфотографировал, но в ней тоже был диван, еще стол и телевизор. Также в доме большая, просто огромная веранда. Но она холодная.
Дома имеют печное отопление и перед приездом весьма неслабо протапливаются, к сожалению только, запаса дров не оставляют.
Из несомненных плюсов, это наличие санузла. Т.е. туалет здесь в доме, также есть водоснабжение и котел, в котором греется вода. Т.е. можно и в туалет сходить и принять горячий душ, удобно.
Да, в домиках все старенькое и весьма обшарпанное, мебель дышит на ладан. Но когда узнаем цену за сутки, то в общем то хочется туда возвращаться, ибо стоимость такого домика 3200 рублей сутки, причем сутки честные. Мы приехали в час дня, так нам сказали, что можем отдыхать до часу дня следующего.
А еще золотая осень,это красиво, и утро воскресения было прекрасным. Вид от крыльца
И утром я таки нашел выход к реке по нормальной тропе, без буреломов, здесь, как мне кажется, весьма неплохие места для палаточников.
Что же касается, закрыли ли мы шашлычный сезон, надеюсь, что пока еще нет и мясо этой осенью мы еще поедим.
Поели ли мы шашлыки? безусловно
Было очень вкусно. Приятного Аппетита.
Если кому интересно, то официальный сайт этого места.
Мне понравилось, пожалуй стану более менее постоянным клиентом,самобытно и не попсово.
Кстати, постельное белье выдают чистое, как и полотенца.
Отзывы о Лесной отель "Рантала"
Настоящие гости. Настоящие поездки. Настоящие мнения.
Начало диалогового окна Оценка отеля и содержание отзывов должны быть актуальными для вашей следующей поездки, и для этого мы отправляем в архив отзывы старше 36 месяцев.Мы хотим, чтобы вы поделились с нами своими впечатлениями — как положительными, так и отрицательными, воспользовавшись парой несложных советов.
Об отзывах
Мы считаем, что отзывы гостей и ответы от представителей объектов размещения покажут разнообразие мнений и помогут гостям принимать взвешенные решения при выборе проживания.
Дом отдыха дом композиторов
Профессор МГК им.П.И Чайковского
доктор искусствоведения
Елена Борисовна Долинская
Среди мест, где развивалась отечественная музыкальная культура ХХ столетия, особое место занимает Дом творчества композиторов «Руза». Как Санкт-Петербург не может существовать без своих пригородных очагов творчества – Репина и Комарова, так Москва немыслима без Старой Рузы, Малеевки, Переделкино…
Старинный тихий городок Руза – место исторически примечательное. По преданию в Рузе родился основатель Москвы Иван Калита. Рузой владел Дмитрий Донской, а после его смерти – Юрий Звенигородский. Шли столетия, и окрестности маленького провинциального городка неизменно привлекали тихой красотой своей природы.
Еще до Великой Отечественной войны творческой интеллигенции СССР была выделена огромная территория в живописном месте на левом берегу Москвы-реки под строительство домов творчества.
И тех, кто хотел бы делить досуг с творчеством в этом удивительном природном заповеднике, оказалось немало – композиторы, писатели и актёры. Писатели облюбовали «Малеевку», а композиторы с актерами обосновались в Старой Рузе, где ближайшим населенным пунктом оказалась маленькая деревня с заброшенным сельским кладбищем и часовней. Внизу текла чистая и прозрачная река Москва.
В предвоенном 1940-м году среди густого леса возникли первые три каменные дачи. В них поселились А. Хачатурян, Ю. Шапорин с семьей и А.Чемберджи. Добираться сюда в то далекое время было сложно. Т. Хренников вспоминал: «Ехать в Старую Рузу нужно было на паровике до Дорохово. От Дорохово – либо на попутной машине, либо на подводе. Моста не было – к Старой Рузе переправлялись на пароме. Глушь несусветная…».
В 1941 году композиторской «Рузы» не стало. Шла война. В рузском районе были особенно кровопролитные бои. Сразу после войны ДТК возродился. Елена Фабиановна Гнесина трижды побывала в ДТК в возрасте 89 - 91 лет и посвятила «Рузе» такие поэтические строки:
О «Руза» милая, зачем,Зачем тебя я поздно так узнала!
Не знала я, увы! О прелести твоей,
Иначе ты давно моей бы стала!
Жалеть уж поздно, но мечтать могу:
Ещё хоть раз, хоть в 90 лет, приехать,
Снова в «Рузу», но вместе с «Музой».
ДТК «Руза» строился в коммунистические времена как творческая лаборатория, в которой вырабатывалась идея «музыкального коммунизма», новый стиль жизни и общения.
Центром жизни здесь являлась столовая, где протекало всё «светское» общение, в общем-то, занятых людей. Ту, первую столовую особенно любили. Это был длинный одноэтажный барак, разросшийся с течением времени за счёт пристроенной по всей его длине террасы, тамбура с гардеробом и каких-то помещений для кухонного царства.
По изданиям нот библиотеки «Рузы» можно проследить эволюцию отечественных музыкальных издательств: от скоропечати – электропечати П. Юргенсона и А. Гутхейля до стеклографа Музфонда СССР, издававшего для пропаганды советской музыки ноты тиражами от 50 до 500 экземпляров. Здесь есть партитура Девятой симфонии Шостаковича, написанная и изданная Музфондом в Победном 1945-ом году.
Подход к отзывам
Мы будем применять одинаковые правила и стандарты ко всему пользовательскому контенту, а также соответствующим ответам от представителей объектов.
Дом творчества композиторов
Самые старые деревянные одноэтажные корпуса в ЕИСТ датированы 1948 годом.
лит. Д (корпус 12) - 1951 (по ЕИСТ) -
Лермонтовский пр., 1 стр. 1 - 1951 (по ЕИСТ) -
С 1948 года стараниями председателя Ленинградского отделения Союза композиторов СССР Василия Павловича Соловьева-Седого в Репино начал функционировать Дом творчества композиторов (ДТК). Ему была выделена территория между нынешним Приморским шоссе и Лермонтовским проспектом, почти на границе поселков Репино и Комарово (Приморское шоссе, 471).
Большой комплекс, строившийся на протяжении многих лет, состоит теперь из главного корпуса с обеденным залом, пансионата с номерами, двухэтажных коттеджей и ряда отдельных домиков, оборудованных всеми удобствами и снабженных прекрасными музыкальными инструментами. Коттеджи расположены так, чтобы композиторы не мешали друг другу во время работы.
За шесть десятилетий в них жили, отдыхали, работали музыканты нескольких поколений – композиторы, музыковеды, исполнители, а также их друзья, деятели других видов искусства. Здесь можно было часто встретить композиторов Ивана Дзержинского и Бориса Арапова, Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, Вениамина Баснера и Александра Колкера, Георгия Портнова и Бориса Тищенко, Исаака Шварца иВладимира Дашкевича, Люциана Пригожина и Владислава Успенского, актрису Людмилу Чурсину и поэтессу Беллу Ахмадуллину… Здесь ею были написаны стихотворения «Венеция моя» (1988), «Поступок розы»(1985), в некоторых из них упоминается и Репино (Куоккала): «…То розу шлет тебе, Венеция моя, в Куоккале моей рояль высокородный…». А одна из поэм названа «Наслаждения в Куоккале» (1996).
В 1950 году здесь отдыхал писатель Всеволод Вишневский, в 1966 -Мариэтта Шагинян.
В Доме творчества часто и подолгу жил и другой известный руководитель Союза композиторов Ленинграда и Санкт-Петербурга Андрей Павлович Петров, которому именно здесь особенно хорошо работалось.
После закрытия концертного сезона в ДТК месяцами жил известный дирижер Евгений Александрович Мравинский, К ответственным выступлениям здесь готовились замечательные скрипачи М. Вайман, Б. Гутников, С. Стадлер. Привлечённые прекрасной репутацией ДТК, сюда в 1974 году приезжали Владимир Высоцкий с Мариной Влади, жившие в одном из коттеджей.
С 1961 года в Репинском Доме творчества периодически отдыхал и работалДмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975). Он жил в коттедже №20. Здесь композитора навестила поэтесса Анна Ахматова, жившая в Комарово.
". Коттедж №20, поныне сохраняющий тот вид, который имел при Шостаковиче, состоит из трёх небольших комнат. Дверь с веранды ведёт в кабинет, где почти всю площадь занимает рояль "Ферстер". У окна - небольшой фанерный письменный стол с двумя телефонами - местным и ленинградским; напротив рояля, вдоль стены - диван. К спальне примыкает гостиная, обставленная более нарядно: мягкие кресла, радиоприёмник, сервант с посудой на случай приезда гостей, столик с самоваром; в последние годы жизни Шостаковича появился телевизор, чтобы больной мог смотреть хоккейные и футбольные матчи.
Распорядок в Репине был твёрдым. Вставал композитор рано и до завтрака успевал поработать. К завтраку приходил ровно в девять, к обеду - в четырнадцать, к ужину - в девятнадцать часов (этот распорядок сохраняется в ДТК и поныне - С. Ж.).
Если сочинял, то весь день, с перерывами для прогулок по пустынному "Лермонтовскому проспекту" - так назвали узкую дорожку в лесу за Домом творчества.
В Репине он много потрудился. В книге записей, где композиторы отмечали то, что каждый из них сделал тогда, Шостакович пометил 30 января 1974 года: "Когда я бываю в Репине, то много работаю. В 1973 году, будучи в Репине, я сочинил свой Четырнадцатый квартет. В январе 1974 года сделал редакцию для камерного оркестра моей Сюиты для контральто на стихи Марины Цветаевой". К этому скромному перечню можно было бы добавить и последние симфонии, и ознакомление со многими сочинеиями бывших учеников.
Сюда приходили те, кто писал о нём, - узнать или проверить факты. Он и в этом не отказывал. Наведывались в Репино художники, скульпторы, фотографы, стремившиеся передать облик музыканта. Художники рисовали его по памяти, так создал известный портрет композитора, работая неподалёку в дачном домике и видя Шостаковича главным образом за трапезами в столовой, И. А. Серебряный; композитор изображён за фортепиано в двадцатом коттедже. Рисовали композитора художники А. Черницкий, О. Ломакин, И. Думанян, Г. Неменова, С. Гершов, Г. Гликман, Б. Доброхотов.
По материалам книги В. Ф. Комовского "Далекая и близкая, легендарная и реальная Куоккала"
Правила и стандарты для отзывов
Комментарии должны быть уместны и пригодны для международной аудитории. Не используйте ругательства на каком-либо языке и не пытайтесь их замаскировать, изменив написание. Не допускаются комментарии и материалы, которые разжигают ненависть, содержат дискриминацию, угрозы, непристойные замечания и насилие или побуждают к нарушению закона.
По умолчанию отзывы сортируются по дате написания и дополнительным критериям, чтобы они были наиболее релевантны, включая (помимо прочего) ваш язык, отзывы с текстом и неанонимные отзывы. Также могут быть доступны дополнительные параметры сортировки (по типу путешественника, по оценке и т. д.).
Читайте также: