Архитектор курорта красная поляна
Выходные провел в Сочи! Точнее, в Красной поляне, точнее, в "Розе Хутор" – катался с детьми на лыжах, смотрел, как устроен главный горнолыжный курорт страны. Из аэропорта на "Убере" до "Розы Хутор" ехать 45 минут, поездка обойдется в 1300 рублей. Можно поехать на автобусе, прямо из аэропорта. А можно на электричке за 350 рублей. Во время Олимпиады до "Розы Хутор" довели ЖД-ветку и пустили туда красивые современные поезда. Олимпиада прошла, и теперь поезда не ходят. Точнее, ходят всего несколько раз в день, и то полупустые. Для того, чтобы они ходили регулярно, нужен пассажиропоток, а его нет и быть не может! В результате дико дорогой проект сейчас, головная боль для РЖД. Гонять несколько раз в день в горы пустые поезда никто не хочет. Но и демонтировать эту бесполезную дорогу вряд ли кто-то решится.
Немного географии. В Красной Поляне есть несколько горнолыжных курортов. Если вы поедете из Сочи на машине, то первым делом попадете в "Горки Город". Это действительно небольшой город! Здесь есть несколько жилых кварталов, есть большой торговый центр, есть даже огромное казино, которое открыли на днях! По сравнению с "Розой Хутор" (Или "Роза Хутором"? До сих пор не понимаю, как правильно склонять.) "Горки Город" (блин, кто эти названия придумал?) более шумный и демократичный. Здесь больше людей, больше жизни.
"Горки Город" расположен на нескольких уровнях, которые соединяются канатной дорогой. Первые два уровня, 540 и 960 метров, – это сам курорт, помимо канатной их соединяет автомобильная дорога. На высоте 1500 метров расположены некоторые горнолыжные объекты, а венчает это всё ресторан "Брусника" на отметке 2200 метров.
Общая площадь курорта – 8,6 кв. км, одновременно тут могут жить 10 000 туристов. Это вполне сравнимо с размерами других горнолыжных курортов. Например, американский Аспен в Колорадо примерно такой же величины. Это, впрочем, единственное сходство. Основная проблема "Горок" в том, что там всего 60 км трасс. Это крайне мало ( Для сравнения, в Трёх Долинах во французских Альпах – 600 км.
Изначально "Горки Город" в Красной Поляне строили (строительство началось в 2010 году) как медиадеревню и вспомогательный медиацентр для журналистов, освещающих Игры в Сочи. При этом перед авторами проекта стояла задача с нуля создать туристический город в стиле лучших горнолыжных курортов Европы, и для этого даже выписали французского консультанта Пьера Динера, который проектировал объекты в Куршевеле. Давайте посмотрим, что из этого вышло.
Итак, вот так выглядит два уровня Горки Город.
01. Это нижний уровень, вид с подъемника "Розы Хутор". До других уровней я в этот раз, к сожалению, не добрался.
02. Главная проблема нижнего и главного уровня "Горки Города" в том, что он построен вдоль трассы. Для сравнения, соседний "Роза Хутор" расположился по берегам реки Мзымта. "Горки Город" же в основном выходит на дорогу, которую, кстати, невозможно перейти! Есть всего два наземных перехода, и люди по возможности просто перебегают оживлённую трассу.
03. У "Горки Города" какая-то фантастически ужасная архитектура. Тут построили гигантские дома-стены и на фасады налепили аппликации из каких-то классических элементов. Смотрится неуместно и глупо.
Концепцию и архитектуру нижнего уровня разрабатывала мастерская Михаила Филиппова. Сам Филиппов называет "Горки Город 540" "органичной стилизацией Старого города" и уверен, что "его образ напоминает средиземноморские города":
"Это органичная стилизация Старого Города со своей историей, духом, обжитостью, с одной стороны, и новейшая рекреационная архитектура, которая нравится современным людям, – с другой".
За творчеством Филиппова я давно слежу и могу сказать, что он всю жизнь делал такое говно. Постоянству мастера можно только позавидовать! Я думаю, вы сразу догадаетесь, какие здания он построил в Москве )
04. Какая-то фантастическая смесь всего на свете. Тут тебе и круглые башни от какого-то замка, и римские мотивы в торговых галереях.
05. С улицами тут тоже странная история. С одной стороны, они пешеходные, но на них почему-то всё равно заезжают машины. Ну и если улица пешеходная, то зачем делать тротуары? Можно было всё сделать единым пространством. Первые этажи зданий почему-то сделаны не в уровень земли – чтобы зайти в кафе или магазин, надо подниматься по лабиринтам пандусов и лестниц.
"Мы создаем дома, у которых, помимо уникального локейшена и стоимости, есть собственный характер. Мы создаем не вещь, а среду обитания человека, комфортную и качественную для всех его потребностей".
06. Одна из улиц "Горки Города"
07. Практически все здания тут жилые. До Олимпиады тут активно продавали квартиры. Сейчас в ЖК "Горки Город" стоимость квартир начинается с 6,5 млн рублей. В других комплексах есть предложения о продаже двухуровневых квартир стоимостью 38 млн рублей, также можно купить шале за 45 миллионов.
08. В общем, с планированием есть проблемы. Вот здесь могла бы быть площадь, но всё пространство изрезано тротуарами (зачем они делают тротуары на пешеходной зоне?)
Как в Сочи строили Горки Город
Проект Олимпиада - 2014, как и многие "имиджевые" национальные проекты, можно считать исключительно показушными. Это когда взрослые и серьезные дядьки сидящие в столицах начинают мерятся национальным достоинством и мировым влиянием, напрочь забывая интересы простого народа.
Олимпиада в Сочи потребовала огромных расходов, а смысл ее проведения был практически полностью уничтожен последующими событиями связанными с "Крым наш". Россия сначала резко улучшила свой имидж в глазах мирового сообщества, а потом резко ухудшила. Причем настолько, что к нам стали относится еще хуже, чем до Олимпиады.
Один из грандиознейших проектов Олимпиады-2014 стало строительство нового горнолыжного курорта в Красной поляне (поселок в горах в 40 км от Сочи). Было задумано сделать там полноценный город, в европейском стиле, который был бы не хуже модных Альпийских курортов. Для этого нужно было построить не только горки, подъемники и отели, но и некое подобие жилых кварталов.
В целом, Красная поляна, стала, действительно фешенебельным курортом Европейского уровня, это признают даже завсегдатаи заграниц. Одним из центральных районов Красной поляны должен был стать Горки город - комплекс зданий на пути на самую высокую вершину Красной Поляны - пика Черная Пирамида, горного хребта Аибга. Высота которого, между прочим, 2340 метров.
Сам Горки город расположен на двух уровнях - это высота 540 метров - Нижний, основной город, откуда начинается канатная дорога и Верхний город, на высоте 960 метров. Сама канатка способна поднять туриста на высоту 2,3 тыс метров, выше облаков. См. фото ниже. Все фото канала Kuban Today.
Как строились Роза хутор и другие объекты горного кластера. Мои архивные фотографии и воспоминания
Местные власти даже подарили сочинцам выходной в честь такого события. Это сейчас, в эпоху пандемии внезапный выходной (а тем более несколько, нерабочая неделя, например. ) воспринимается многими настороженно и вызывает совсем не радостные чувства. А тогда дополнительный выходной был как минимум чем-то новым. И ассоциировался он с праздником.
Это фото сделано автором гораздо позже, на открытии Всемирного Фестиваля молодежи и студентов, проведенного в Сочи в 2017 году. Но для передачи атмосферы всеобщего ликования - подходит Вот эта красота - тоже наследие Олимпиады. Смотрится празднично Это фото сделано автором гораздо позже, на открытии Всемирного Фестиваля молодежи и студентов, проведенного в Сочи в 2017 году. Но для передачи атмосферы всеобщего ликования - подходитКонечно, и противников было много, и недовольных. Но это обычная ситуация, когда дело касается масштабных проектов, особенно в России. Накануне проведения Олимпиады Интернет гудел мемами про то, кому лучше было бы раздать деньги, потраченные на проведение мероприятия, и о том, что игры еще не начались, а уже всех достали.
А мне тогда часто вспоминались слова нашего гида, который сопровождал нас во время экскурсии по Красной Поляне в далеком 2000 году: "Будущее Сочи здесь, в Красной Поляне".
Лучше гор могут быть только горы! Как бы банально это ни звучало Лучше гор могут быть только горы! Как бы банально это ни звучалоНу, а строилось это будущее ударно, в спешке и глобально.
Уже было возведено новое здание аэропорта. Во время Олимпиады его пропускная способность составила 3800 пассажиров в час. А в 2011 году он был еще довольно слабо загружен.
Архитектурный проект «Горки-Город» 540: «Мастерская Михаила Филиппова», архитектор – Михаил Филиппов
Архитектурный проект «Горки-Город» 960: «Архитектурная мастерская Максима Атаянца», архитектор – Маским Атаянц
Местоположение курорта «Горки-Города»: Красная Поляна, пос. Эсто-Садок, отметки 540 и 960 метров над уровнем моря, 40 километров от международного аэропорта Сочи-Адлер
Общая площадь строящихся объектов: 580 000 кв. м недвижимости различного назначения
Инвестор: ОАО «Красная Поляна»
Девелопер: ЗАО «НББ-Девелопмент»
Инвестиции в проект: 40 млрд рублей
Срок начала строительства: IV квартал 2010 года
Ввод объекта в эксплуатацию: IV квартал 2013 года
«Горки-Город» 540 и 960 возводится на территории самого крупного горнолыжного курорта в районе Красной Поляны – спортивно-туристического комплекса «Горная Карусель», занимающего 863,7 га на отметках от 540 до 2200 метров над уровнем моря. В 2010 году проект «Горки-Город» успешно прошел государственную экспертизу, получено разрешение на строительство.
«Горки-Город» является частью олимпийского объекта федерального значения СТК «Горная Карусель» и одним из важнейших проектов в рамках программы по подготовке к XXII зимним Олимпийским играм в Сочи. Во время проведения Олимпиады-2014 на территории курорта будут расположены Олимпийская горная медиадеревня на 2658 номеров (1780 номеров на отметке 540 метров и 878 номеров на отметке 960 метров) и вспомогательный медиацентр для работы международных журналистов, освещающих соревнования в горном кластере на Красной Поляне (лыжи, биатлон, бобслей, фристайл, прыжки с трамплина и другие дисциплины).
При разработке генерального плана проекта был проанализирован градостроительный опыт лучших европейских курортов с их круглосуточно оживленной атмосферой apres-ski и удобной компактностью планировки районов.
Для работы были привлечены лучшие российские архитекторы – мастера неоклассики Михаил Филиппов и Максим Атаянц. Они создали необычный архитектурный проект нового туристического города, строящегося «с нуля», с очень комфортным пространством для жизни и отдыха в течение всего года, сочетающего стили прибрежных городов Средиземноморья и лучших горных курортов Европы и не имеющего аналогов в России.
Генеральный план и архитектура «Горки-Города» 540 разрабатывается мастерской Михаила Филиппова. «Нижнему Городу» присуща застройка античных романских и средневековых городов. Он будет представлять собой инфраструктурный центр всего будущего курорта – многоквартирные дома, три гостиницы, торговая галерея, конгресс-центр, спортивные и SPA-комплексы, фермерский рынок, театры, библиотека, аквапарк, детские площадки.
С центральной площади города будет открываться вид на реку Мзымта и греческий амфитеатр, расположенный у подножия горы Аибга. Там же будут построены подземная стоянка и станция канатной дороги. Жилые кварталы расположены по всему периметру нижней части курорта. Квартал вдоль Променада к западу от центральной площади займут торговые комплексы, кинотеатр, магазины спортивной одежды и товаров для активного отдыха, книжные и музыкальные магазинчики. Архитектура проектируемого города будет иметь вид реконструированных и модернизированных старинных зданий, имеющих, с одной стороны, все эстетические преимущества старой романтической архитектуры, а с другой стороны – обеспечивающих высокий стандарт комфорта и технологичности современных жилых, общественных и торговых зданий.
«Горки-Город» 540 продолжает линию неоклассических построек 30–50-х (Морвокзал К. Алабяна, санаторий «Металлург» Я. Свирского, санаторий им. Орджоникидзе С. Кузнецова, дом уполномоченного ВЦИК И. Жолтовского). В городе создана максимально комфортная среда обитания для пешеходов, что нашло отражение и в ширине улиц, и в разнообразии фасадов, и в планировании маршрутов движения по городу.
«Мой проект «Нижнего Города» на высоте 540 по своей форме – вытянутый участок между Сциллой и Харибдой. Река Мзымта и проложенная вдоль нее железная дорога с одной стороны, автодорога – с другой. И при всем этом я попробовал создать на этом вытянутом на 1,5 км участке земли у подножия горного склона такое архитектурное пространство, которое стало бы органичной стилизацией под классику. Работая над этим проектом, я изучил карандашом и акварелью, исcледовал образ Старого Города, мне было интересно понять, где начинается то, о чем мы говорим «красиво». Старое и новое гармонично объединены в «Горки-Городе» 540. Это органичная стилизация Старого Города со своей историей, духом, обжитостью, с одной стороны, и новейшая рекреационная архитектура, которая нравится современным людям, – с другой. Мы строим дом для того, чтобы человек понимал, что он не выйдет из моды, что качество его будет оставаться высоким и послужит нескольким поколениям. В последние несколько десятилетий идея дома распалась на квадратные метры. Мы создаем дома, у которых, помимо уникального локейшена и стоимости, есть собственный характер. Мы создаем не вещь, а среду обитания человека, комфортную и качественную для всех его потребностей», – говорит архитектор «Горки-Города» 540 Михаил Филиппов.
Генеральный план и архитектура «Горки-Города» 960 разрабатывается архитектурной мастерской Максима Атаянца. «Верхний Город» основан на образах античности и местной кавказской архитектуры с антично-византийскими влияниями. Он задуман более аристократичным и будет напоминать курортные города Италии, Испании, Южной Франции. Преимущественно эта часть курорта будет застроена малоэтажными таунхаусами, шале и виллами, что продиктовано особенностями горной местности и спецификой архитектуры круглогодичного курорта. Отели будут иметь собственные выходы в зону катания (ski-in/ski-out). На главной площади находится станция канатной дороги. С главной площади берут начало две центральные улицы – торговая и жилая. Неподалеку от центральной площади откроется горнолыжная школа и детский клуб. На въезде в город планируется строительство школы верховой езды.
Основные материалы, используемые в строительстве: натуральная керамическая черепица, дерево, ручная штукатурка разных фактур, естественный камень, кирпич. Широкое применение цвета, орнаментальная роспись на стенах оживляют фасады, что особенно важно для снежной зимы. Пологая крыша, подчеркнутая разница верхнего и нижнего этажей (надежный и устойчивый каменный нижний этаж сочетается с облегченным деревянным каркасом верхнего этажа) – все это отвечает особенностям строительства на горном склоне в стиле традиционной архитектуры.
«Горки-Город» – это редчайший случай строительства нового курорта «с нуля», причем мы создаем сразу конечный продукт – законченный и цельный город. Это курорт последнего поколения, в России ничего подобного нет и не планируется. Олимпиада-2014 дала России уникальный шанс реализовать такой масштабный и уникальный курортный проект, который не может быть построен в обычных экономических условиях. Красная Поляна – единственное в России место с субтропическим климатом, где мы получили возможность создать совершенно новую атмосферу отдыха. В рамках проекта я получил в свое ведение гористую местность на высоте 960 метров над уровнем моря и полную свободу художника. Когда я проектировал «Верхний Город», для меня было принципиально важно создать «город как единый организм». Это будет самодостаточный курорт, где природа и здания будут находиться в гармонии и дополнять друг друга. Сама архитектура должна стать отдельным элементом ценности и привлекательности этого организма. Дом должен быть как дерево – со своими корнями, ростом, судьбой и жизнью. Привлекательная архитектура обязательно старая или состаренная. Поэтому в «Горки-Городе» сделан выбор в пользу традиционного стиля архитектуры», – рассказывает архитектор «Горки-Города» 960 Максим Атаянц. Он также добавляет: «В «Горки-Городе» мы строим здания, которые прослужат не менее 200 лет».
Ориентация на образ Старого Города придает архитектурному проекту «Горки-Город» сходство с современной концепцией «нового урбанизма», которая получила широкое распространение в Америке и Европе. Все объекты города находятся в пешеходной доступности, на центральной площади расположены общественные здания, автомобили практически не используются на территории города, при строительстве применяются экостандарты, архитектура выполнена в традиционном стиле, который является более предпочтительным для большинства населения. «Горки-Город» является одним из первых в России проектов экологичного строительства. Он будет сертифицирован по британскому экологическому стандарту BREEAM. Основные критерии BREEAM: энергосбережение, уменьшение выбросов СО2, долговечность, использование в строительстве возобновляемых материалов, использование местных материалов, соотношение с природным окружением, взаимодействие с местным архитектурным контекстом.
Необычное природное явление в Сочи попало на видео и удивило пользователей сети
Двойная радуга, которая появилась над горами курорта Красная Поляна в Сочи, попала на видео и вызвала восхищение у пользователей в сети. Ролик опубликовал Instagram-аккаунт @sochi_detka, рассказывающий о событиях региона.
Как Россия позавидовала Тимати, возненавидела Зверева и СобчакНа кадрах, снятых очевидцем с одной из смотровых площадок горнолыжного курорта, видно, как в небе после дождя появилось необычное явление — двойная радуга. Вторая ее арка находилась на небольшом расстоянии от первой, вместе они образовали яркую полуокружность, один конец которой находился практически у вершины горы, а другой ушел далеко вниз по склону.
В комментариях под публикацией пользователи сети выразили свое удивление. «Самая чудесная из всех, что я видела!», «Боже, как красиво», «Красотища», «Космос», «Нравится!», «Круто», «Наверное надо быть очень счастливым человеком, чтобы увидеть такое чудо природы и красоту», — написали они.
вопрос: Вы построили не один горнолыжный курорт во Франции, Швейцарии, Японии и Чили. Теперь на ваших плечах вся Красная Поляна?
ответ: За всю Красную Поляну я не отвечаю. Тем более что ее вовсю осваивают индивидуальные застройщики, и вряд ли она может считаться чьим-то проектом. То место, которое доверили мне, абсолютно не тронуто. Там есть все: солнце, горы и лес. Уникальное сочетание природных данных и близости путей доставки пассажиров для того, чтобы создать круглогодичный курорт высочайшего класса по последнему слову архитектурной мысли.
в: Это, наверное, будет савойский стиль, столь популярный среди новых русских, освоивших Куршевель?
в: А где вы черпали идеи для разработки стиля?
о: Я поездил по старым русским городам, перерыл много литературы. Больше всего меня вдохновили Кижи. Конечно, это должно быть русское деревянное зодчество, а внешняя эстетика фасадов будет близка вашему главному иллюстратору русских сказок художнику Билибину.
в: А кто ваш заказчик?
в: А что нового можно сегодня привнести в концепцию высокогорной базы отдыха?
в: А в чем тогда заключаются последние инновации?
в: А интерьеры тоже вы разрабатывали?
в: Это и будет олимпийская деревня?
о: В высокогорной горнолыжной зоне эта деревня будет главной. Систему подъемников объединят в единое целое. Всего вокруг Красной Поляны будет пять зон застройки.
о: С тем же заказчиком я разрабатываю еще и гольф-клуб с такой же гольф-деревней в Голицыне, что на полпути из Красной Поляны в Адлер. Еще мне очень понравилось место Архыз, примерно в ста километрах от Поляны. Там можно построить красивейший курорт вокруг озера. Все это будут жемчужины Большого Сочи после Игр 2014 года. Если к этому добавить еще и близость теплого моря, то Куршевелю и Санкт-Морицу до их уровня будет далеко.
в: А кто будет все это застраивать и производить исходные материалы?
о: Мы обратились к австрийским изготовителям сборных домов, у которых блестящая технология предварительной обработки дерева, близкая к вашим традициям деревянной архитектуры.
в: Столкнулись ли вы с какими-либо проблемами в процессе строительства олимпийских объектов?
о: К сожалению, взаимодействие местных властей, заказчиков, финансовых партнеров и государства пока еще не отработано. Система налаживается слишком медленно. Есть масса бюрократических препон, которые часто мешают. Особенно если учесть отсутствие законодательной и нормативной базы, адаптированной к строительству в горах.
в: Какие-нибудь примеры можете привести?
в: Ну и как со всем этим быть? Какой волшебник должен вам помочь?
в: А вы сами катались на склонах Архыза и Красной Поляны?
в: А где еще вы ведете строительство помимо Кавказа?
Многие из нас живут в безликих бетонных коробках городских многоэтажек и мечтают о тихом, деревянном загородном доме с большими окнами и видом на горы или лес.
В последнее время Юрий Францевич Красовский работает в паре с молодым архитектором Александром Афанасьевым. Их тандем – сплав опыта и молодости, приносит хорошие результаты.
Курортный сезон в Сочи: "Роза Хутор"
"Роза Хутор"! Главный российский горнолыжный курорт, русский Куршевель. Главный он хотя бы потому, что тут больше всего трасс для катания. Про трассы и условия я расскажу еще отдельно. А пока давайте посмотрим на сам курорт. Как и "Горки Город", "Роза Хутор" – это небольшой городок. Но он выгодно отличается от конкурента. Во-первых, "Роза Хутор" расположена не вдоль оживленной трассы, а по обе стороны реки Мзымта. Туристы практически не соприкасаются с автомобилями. Все дороги и проезды выведены на периферию, а центр Розы остаётся полностью пешеходным. Передвигаются здесь только на небольших электромобилях. Кроме того, в "Розе Хутор" гораздо приятнее архитектура. Здесь нет безумных экспериментов с классикой, как в Горках. Если не приглядываться, то может показаться, что ты находишься где-нибудь в Альпах, а не в Сочи.
Идея создать горнолыжный курорт мирового уровня в районе Красной Поляны появилась у российских властей ещё в начале нулевых. Вспомните, как по всем каналам тогда показывали Путина на лыжах. Уже в 2003 году "Интеррос" Потанина организовал для этих целей ООО "Роза Хутор". В итоге первую часть комплекса построили и открыли задолго до Олимпиады в Сочи, ещё в 2010 году. "Мы построим в Красной Поляне свой Куршевель", – пообещал Потанин на презентации курорта:
За "Розой Хутор" находится ещё несколько прекрасных для катания долин. И если все будущие центры объединить единой системой подъёмников, то получится не хуже чем в знаменитых Трех долинах. Может быть, поэтому меня в своё время подвигло сказать, что в Красной Поляне мы построим свой Куршевель.
"Роза Хутор" расположена на склонах хребта Аибга на высотах от 575 до 2320 метров. Курорт состоит из нескольких объектов: Роза Долина (560 м), Роза Стадион (940 м), Роза Плато (1170 м), Беседка (1350 м), Роза-1600 и Роза Пик (2320 м). С другой стороны хребта есть ещё несколько трасс и инфраструктура на высоте 1472 м.
За 2016 год "Роза Хутор" приняла почти 2 миллиона туристов (по крайней мере, на такой статистике настаивает "Интеррос"), на 600 тысяч больше, чем в прошлом году. Основное пополнение пришлось на летний сезон. Действительно, "Роза Хутор" позиционирует себя как всесезонный курорт, поэтому летом тут работают пешеходные маршруты и велосипедные трассы. Что ещё тут делать, не очень понятно. Так что едут сюда всё равно в основном фанаты горных лыж и сноуборда.
В день "Роза Хутор" может принять до 10 500 туристов. Зимой тут работает 94 км горнолыжных трасс, это самая большая зона катания в России. Причём 13 км могут использоваться для проведения международных соревнований (во время Сочи-2014 тут прошли состязания по 15 дисциплинам). Трассы помогала разрабатывать французская Compagnie des Alpes. Помимо горнолыжного центра в "Розе Хутор" есть сноуборд-парк и центр фристайла. В ноябре 2016-го "Роза Хутор" в четвёртый раз подряд получила премию World Ski Awards как лучший горнолыжный курорт России.
Цены на курорте напрямую зависят от даты. Например, со 2 по 5 января взрослый ски-пасс на один день стоит от 1250 рублей, а 7-8 января (выходные) – от 2950 рублей. Сезонный ски-пасс стоит от 39 500 рублей.
01. Итак, основные здания нижней площадки "Розы Хутор" расположены по берегам реки. К сожалению, много пустых мест. Надеюсь, с развитием курорта застройка продолжится.
02. Вот так это выглядит с подъёмника. Подъемник ведет на второй уровень курорта, где уже можно кататься.
03. Практически все здания – это отели и рестораны. Жилья здесь гораздо меньше, чем в Горках. В "Розе Хутор" есть несколько гостиниц разного уровня, от хостела до пятизвёздочных отелей. На официальном сайте есть предложения по 17 гостиницам, расположенным непосредственно на курорте, на "Букинге" – чуть больше.
04. Почти все отели сетевые. Цены как в Европе ) От 100 евро за простой номер, в хороших отелях придётся уже выложить 200-300 евро.
Архитектор Свердлов
В Сочи есть два многоквартирных дома, верхний этаж которых отдан местным художникам под мастерские. В одном из таких помещений с болотными стенами, кульманом, комнатой отдыха и специализированной библиотекой на улице Макаренко работал Олег Борисович Свердлов — архитектор, чьё имя неразрывно связано с развитием Красной Поляны. Его многочисленные макеты коттеджей и массивные стопки папок с чертежами бережно хранятся здесь до сих пор — в мастерской теперь трудится его внучка, основательница марки Atauchi Jewellery Анастасия Свердлова. По просьбе SCAPP Настя подробно рассказала о профессиональной деятельности своего дедушки в городе-курорте.
Переезд в Сочи и знакомство с Красовским
В 1967 году Совет Министров РСФСР утверждает новый генплан развития города: создание Большого Сочи — садово-паркового курортного города международного уровня с развитой инженерной инфраструктурой. Для претворения в жизнь такой грандиозной задачи в Сочи приглашают инженеров и архитекторов со всего Союза — в городе остро чувствуется нехватка специалистов-строителей. В 1972 году приглашение вступить в штат института Союзкурортпроект получает и мой дед — Олег Свердлов, на тот момент главный архитектор Алма-атинского домостроительного комбината. Проектной группой руководит архитектор Юрий Красовский, с ним дед быстро находит общий язык — оба молоды, талантливы, увлекаются спортом и туризмом, любят горы.
Профиль Союзкурортпроекта — проектирование крупных городских объектов (санаториев, пансионатов), реконструкция старых. Его сотрудники полны сил и больше всего желают показать своё мастерство, увидеть проекты реализованными. Но бюрократия, очень жёсткие строительные нормы и правила в проектировании, вызванные государственной политикой экономии, мешают творческой реализации. Часто у заказчика просто заканчивается финансирование, и проект оказывается «на полке».
Параллельно в городе работает творческая мастерская «Сочи Арт Проект», где архитекторам частным образом дают заказы на небольшие объекты. Желающих подзаработать много, даже образовывается очередь. Через мастерскую Олег Свердлов получает заказ на проект гаражей на Бытхе. Заезды, развороты, фасады — всё очень органично вписывается в рельеф, но, как и многие другие проекты того времени, идеи моего деда остаются лишь на бумаге.
Друзья-архитекторы всё больше разочаровываются работой в институте и в 1976–1977 году уходят трудиться в мастерские Художественного фонда, который со временем преобразуется в Сочинский художественно-производственный комбинат. Заказов на проекты городской инфраструктуры много: пансионаты, дома отдыха, гостиницы, магазины, рестораны. Кроме того, художники подкидывают заказы на интерьеры, а архитекторы в свою очередь не забывают об интересах художников, скульпторов, керамистов. Такой вот коворкинг образца СССР.
Знаковые общественные проекты
Отправной точкой в творческом союзе Свердлова и Красовского при Художественном комбинате стал проект интерьеров ювелирного магазина «Изумруд» на Навагинской. Шершавая мерцающая штукатурка в серебристо-чёрных тонах, плавные линии и формы, отсутствие острых углов, полумрак, керамические панно на стенах, прилавки, будто утопленные в гротах, — это было необычное и смелое решение для конца 70-х годов, создавалось ощущение пребывания в сказочной пещере, наполненной драгоценностями.
Самой же популярной работой деда, пожалуй, является стела с портретом Ленина у входа в парк «Ривьера». Идея её создания именно здесь скорее всего принадлежит Брежневу — высшие лица государства, как и сейчас, часто проезжали этот поворот. Для реализации был приглашён художник-монументалист, работающий с мозаикой из смальты, Т. М. Джолагония. Свердлов и Красовский создавали форму объекта и генеральный план. Работа была небольшая, но принималась очень строго. Буква не туда, отворот влево — это значит от линии партии отход.
Стела при въезде в Красную Поляну — тоже дело рук Олега Свердлова. Проект выбирали на конкурсной основе. В требованиях значилось: отобразить содержание места Красная Поляна с историей. Позже местный батюшка тоже выразил пожелания по православной теме, что объясняет наличие на стеле креста. Проект моего деда признали победителем благодаря интересному архитектурному решению и наибольшему соответствию требованиям.
«Альпика-Сервис» и первые шале в Красной Поляне
В 1978 году в Красную Поляну переезжает Владимир Васильевич Овсянников, член горного клуба и мастер спорта по горному туризму. Он проживёт не очень долгую жизнь, однако то, что успеет сделать, позволит назвать его человеком-легендой. Именно Владимир Васильевич первым распознаёт потенциал Красной Поляны, он убеждён — горноклиматические и социально-экономические условия идеально сочетаются здесь не только для развития курорта, но и для проведения зимних Олимпийских игр.
В Поляне Овсянников возглавляет учебно-спортивную горнолыжную базу добровольного спортивного общества «Спартак». В конце 70-х она представляет собой два небольших домика и несколько бугельных подъёмников. Но, несмотря на сложности в работе, Владимир Васильевич постоянно ищет соратников и двигается вперёд.
В начале 80-х приезжает и Пётр Федин. Он становится директором туристической базы «Горный воздух» и заместителем председателя поселкового совета Красной Поляны. Всё последующее время Овсянников и Федин едины. После распада СССР наступают тяжёлые времена, но это не мешает им открыть фирму «Альпика-Сервис», а 1 апреля 1992 года приступить к строительству первой в Красной Поляне канатной дороги. Владимир Васильевич в качестве генерального директора ведёт общехозяйственные дела, организовывает строительство, а Пётр Николаевич занимается поиском инвестиций. В это же время в качестве главных соратников к процессу подключаются и два профессиональных архитектора — Свердлов и Красовский.
После завершения второй очереди канатной дороги встаёт вопрос о строительстве объектов общественного питания, так как место всё больше привлекает туристов. Курировать это направление берётся Юрий Михайлович Шпалов, на тот момент заместитель Федина по общественному питанию на турбазе «Горный воздух». Первым таким объектом становится кафе «11.44» на второй очереди «Альпика-Сервис», затем строится знаменитый ресторан «Пирамида» (первая очередь), позже к нему пристраивают магазин и столовую, чтобы каждый мог позволить себе питание на курорте. Далее последует строительство кафе «Сугроб» (третья очередь) и многие другие сопутствующие сооружения.
В то время, впрочем, как и сейчас, в Красную Поляну часто приезжают люди, имеющие средства на покупку земли и качественное строительство. Осмотрев «Пирамиду», они говорят: «Хочу себе такой же, но только дом. Кто архитектор?» Так проект становится отправной точкой и серьёзным толчком для моего дедушки и Юрия Францевича. Заказы приходят отовсюду.
Здесь важно отметить, что самыми первыми объектами в стиле шале на территории Красной Поляны являются два жилых дома, построенных по заказу Федина и его друга. Решив обзавестись собственным жильём, они обратились в администрацию посёлка, чтобы та сделала заказ на типовой объект для Красной Поляны с целью задать архитектурный облик будущего мирового курорта. Проект успешно реализовывали. Свердлов делал один дом, Красовский — другой. Интересно, что когда архитекторы проектировали эти объекты, они даже не знали, что есть такой стиль — шале. Журналов не было, интернета, естественно, тоже. Форму они создавали исходя из своего опыта.
Формирование концепции проектов
В архитектуре есть два понятия — формализм, когда исходят от внешней формы в угоду красивому облику, и функционализм, где упор делается на планировочное решение, правильные связи. Обычно эти два понятия редко заключаются в одном человеке, поэтому парное проектирование Свердлова и Красовского, занимающих противоположные позиции в одном проекте, само по себе делало их архитектурные решения уникальными.
Как же они придумали строить шале, ничего не ведая об этом стиле? Дело в том, что изначально в Красной Поляне строились очень примитивные дома, конструктивно не рассчитанные на большую массу снега, поэтому крыши делали с большим уклоном, чтобы снег на них не скапливался и сходил самостоятельно. Другая сторона медали — приходилось постоянно откапывать от снега дома. Так как Свердлов и Красовский сами неоднократно участвовали в этом процессе, помогая своим краснополянским друзьям, они стали размышлять над тем, как же сделать так, чтобы снег не падал. В итоге нарисовалась более пологая крыша, более массивная конструкция со стропилами, подстропильными балками, способными выдержать нагрузку в 600 кг/м², и широкими свесами, чтобы стены не мокли от снега. Так родилась их основная формула дома в стиле шале.
Если рассмотреть «альпийское шале», исторически (проекты 50–60-летней давности) дома строились с маленькими окнами, чтобы сократить потерю тепла. А у дедушки и его напарника всё складывалось немного иначе, так как они ни под каким предлогом не хотели отказываться от демонстрации шикарных видов Красной Поляны. Свои проекты Олег и Юрий наделяли красивыми панорамными окнами, а со временем и вовсе стало возможным заменять стены стеклопакетами. Огромные окна — это, пожалуй, первое, что стало отличать их проекты от традиционных, а второе — ступенчатая структура, которая вносила особую динамику в пространство и позволяла максимально использовать дневной свет. Эти и другие отличительные особенности сделали архитекторов приверженцами «городского шале», не совсем «альпийского».
Нынешнее состояние архитектурного облика Сочи
Сейчас в Красной Поляне, на мой взгляд, строятся безобразные дома — восемь-девять этажей, от забора до забора, ни одной стоянки, уйма квартир. Вечером уже довольно сложно проехать по посёлку из-за припаркованных повсюду машин. Подешевле, побольше и поскорее — такова сейчас основная тенденция, к сожалению. Впрочем, дедушка предвидел, что всё это кончится таким безобразием.
Идеальный Сочи для Олега Свердлова — тот, каким он был во времена правления легендарного мэра Воронкова, градостроителя с большой буквы. При нём Сочи являлся городом-садом с прекрасной планировкой. В городе практически не было заборов, вместо них — зелёные насаждения. Теперь же всё делается лишь ради личной выгоды. Генеральный план не соблюдается, зелёные насаждения и Сочинский национальный парк уничтожаются, всё обрастает рекламой и абсолютно уродливой, безграмотной застройкой. Смотреть на то, во что превращают любимый город — это боль! Как была болью для Воронкова и моего деда, ей и остаётся для меня. Да, я из другого времени, но я выросла в интеллигентной семье архитектора и с детства наблюдала за этим колоссальным упадком.
Лирическое отступление и благодарность
Хочу выразить огромную благодарность журналу SCAPP за возможность рассказать о любимом дедушке. Работа оказалось не из лёгких, так как было задано много профессиональных вопросов, ответы на которые мне были не до конца известны в силу того, что во время активной работы деда я была ещё ребёнком. Восполнить пробелы мне помогли тётя — Ольга Свердлова, и дедушкин напарник Юрий Францевич Красовский. Мне безумно хотелось бы, чтобы на эти вопросы ответил сам Олег Свердлов. Уверена, что получился бы гораздо более интересный и грамотный рассказ. Это был высокоинтеллектуальный и развитый абсолютно во всех сферах человек, с прекрасной памятью, речью и юмором.
И ещё хочу сказать, что эта статья конкретно о моём дедушке, но я знаю и помню с детства, как он бок о бок трудился в паре с Красовским, и поэтому с уважением к Юрию Францевичу во многих моментах рассказываю о них, как о едином целом. Но года идут и люди уходят, как и ушёл мой дедушка, а с ними уходит и память о них. Но это не значит, что человека и его трудов вовсе не было и что его присутствие во многих значимых объектах не стоит упоминать в своих интервью.
Читайте также: