Апартаменты марии антуанетты в версале
В Токио проходит выставка "Мария-Антуанетта, королева в Версале", которую Breguet посвятила памяти одной из главных своих клиенток — королеве Франции, супруге Людовика XVI. Это очередной этап сотрудничества между Музеем Версаля и часовой маркой.
Мария-Антуанетта обожала красивые вещи. Свой дворец, который ее муж Людовик XVI подарил ей в 1774-м со словами: "Вы любите цветы, мадам, у меня есть для вас целый букет. Это Малый Трианон". Свой театр, в котором шла запрещенная "Женитьба Фигаро". Свои розы, среди которых более всего ценилась пышная Centifolia Bullata. И еще она обожала механические игрушки. Переехавший в Париж в 1762 году Абрахам-Луи Бреге стал ее любимым часовщиком.
Сотрудничество Марии-Антуанетты и Абрахама-Луи Бреге продолжается и в наши дни
С Марией-Антуанеттой связана история суперсложных часов, известных в архивах Бреге под номером 169 и под именем Marie Antoinette. Эти часы были заказаны в 1783 году Абрахаму Луи Бреге для молодой императрицы. Заказ принес некий дворянин, офицер королевской гвардии. Имя свое он сохранил в секрете. Никто не скажет теперь, действовал ли он по указанию Марии-Антуанетты или по собственной инициативе. "Вы можете работать столько времени, сколько захотите, вы получите любую цену, какую вы назначите",— сказал он Бреге. Синекурой это не было. Часы ожидались сверхсложные. Они должны были сочетать все известные тогда (да и теперь) complications — полный календарь, "уравнение времени", будильник, минутный репетир, указатель запаса хода, термометр, хронограф и двойную защиту от удара.
Малый Трианон был царством Марии-Антуанетты
Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ
Часовщик должен был превзойти самого себя, а королева Франции должна была получить в подарок "королеву часов". Трудно сказать, справилась ли бы она с таким сложным механизмом и хорошо ли бы она с ними обращалась: Мария-Антуанетта была нетерпелива, как все женщины. В сущности, Бреге заработал имя при ее дворе именно тем, что облегчил дамам жизнь: придумал "вечные" часы, которые не надо было заводить каждый день, и противоударный механизм для неловких ручек.
Королева так и не увидела заказанных часов. Когда 16 октября 1793 года вежливый палач Сансон, "господин Парижский", остриг ей волосы, чтобы они не помешали ножу гильотины, часы были еще в мастерской у Бреге. Он работал над ними почти полвека, до самой смерти, да так и не закончил. Довел их до ума сын Бреге Антуан Луи. Швейцарцы, любящие счет, говорят, что часы Marie Antoinette появились на свет через 34 года после смерти королевы, через 44 года после заказа и через 4 года после смерти часовщика.
Breguet Classique Rose de la Reine. Корпус из белого золота 33,5 мм с 167 бриллиантами 0,915 карата. Эмалевый циферблат Grand feu Rosa Centifolia Bullata. Механизм с автоматическим подзаводом и резервом хода 38 часов. Кремниевый спуск. Водонепроницаемость 30 метров
В 1887 году Marie Antoinette приобрел британский коллекционер. Они перепродавались в Британии, пока не оказались в богатейшем собрании сэра Дэвида Саламонса, знаменитого инженера, изобретателя электромобиля, того самого, который сказал: "Носить Breguet — это все равно, что носить в кармане мозг гения". После его смерти дочь Вера передала унаследованную коллекцию основанному ею иерусалимскому L.A. Mayer Museum, откуда часы и были благополучно украдены 16 апреля 1983 года. След Marie Antoinette надолго потерялся.
В 2005 году Breguet решили воссоздать "королеву часов", что и было сделано по рисункам и фотографиям. Весной 2008 года огромную золотую луковицу представили в Базеле. Она до сих пор остается в списке самых сложных часов, когда-либо созданных человеком.
Breguet Marie-Antoinette. Часы, заказанные для королевы, должны были развлекать ее так же, как ее придворный театр
Breguet не раз устраивала выставки, посвященные истории Малого Трианона, в реставрации которого марка поучаствовала в 2007-2008 годах. В ее ювелирных коллекциях были и "Королевские розы", и "Королевские воланы", и запущенная в 2009 году линия "Малый Трианон".
На выставку в страну великих ремесленников марка привезла две модели часов, в которых она продемонстрировала японцам свои достижения не только в механике, но и в ювелирном деле и в искусстве художественной эмали. На циферблате часов Classique Rose de la Reine изображена любимая роза королевы Centifolia Bullata. Она выполнена в кропотливой технике эмали grand feu — на белый эмалевый циферблат художник наносил тончайшие слои полупрозрачного цветного порошка, который слой за слоем проходил обжиг при температуре 800 градусов. Эта эмалевая миниатюра помещена в рамку кольца циферблата с бриллиантами. Другая модель Desir de la Reine воспроизводит розы на циферблате с помощью цветных сапфиров. Корпус часов из белого золота обвивает бриллиантовая лента, завязанная узлом,— украшение, которое любила королева Франции.
Королевские апартаменты Людовика XVI и Марии-Антуанетты
Последняя королева Франции, Мария-Антуанетта фон Габсбург-Лоррен, родилась 2 ноября 1755 года в замке Шенбрунн (Австрия) и закончила жизнь на плахе 16 октября 1793 года, через девять месяцев после казни своего супруга Людовика XVI. Эшафот был воздвигнут на нынешней площади Согласия – там, где сейчас находится стоянка автомобилей знаменитого отеля «Crillon».
За исключением эшафота и дворца Тюильри, где королева прожила последние три года до заключения за решетку (дворец был сожжен во время Парижской коммуны 1871 года), все французские «адреса» Марии-Антуанетты находятся в целости и относительной сохранности. Восстановлена и открыта для публики даже ее камера в тюрьме Консьержери, на острове Сите. А первая встреча пятнадцатилетней австрийской эрцгерцогини с ее уже законным супругом (поженили их заочно), французским дофином Людовиком-Августом, произошла в замке Компьень. Эта старинная резиденция французских королей находится на севере Парижа, в лесу, в те времена изобиловавшем дичью. В 1751 году Людовик XV поручил придворному архитектору Габриэлю перестроить замок в неоклассическом стиле, который был тогда в большой моде. К 14 мая 1770 года, когда произошла историческая встреча, работы еще не закончились, так что будущие король и королева были представлены друг другу практически посреди стройки. Настоящее же венчание имело место несколькими днями позже, в часовне Версальского дворца. Замок Компьень стал потом летней резиденцией Людовика XVI и Марии-Антуанетты; королевские апартаменты, оформленные в 1782–1786 годах, отличались строгостью декора: большая часть деревянных панелей, например, была выкрашена в белый цвет. Сам замок во время революции почти не пострадал, но из мебели, которая его украшала, не сохранилось ничего, кроме обстановки Большого кабинета и Игровой комнаты королевы: во времена империй интерьеры замка переделывались и для Наполеона I, и для Наполеона III.
Проходная комната, игравшая роль туалетной, затянута желтым шелком. На стенах – живописные пейзажи, на переднем плане – туалетный столик Проходная комната, игравшая роль туалетной, затянута желтым шелком. На стенах – живописные пейзажи, на переднем плане – туалетный столик«Шлейф королевы» – так называются духи, выпущенные во Франции в прошлом году. Их производство наладила культуролог Элизабет де Фейдо, разыскавшая в старинных документах рецепт любимого аромата Марии-Антуанетты. В Версальском дворце ощутить присутствие юной государыни можно лучше, чем где-либо. Большая часть помещений, где она жила, сохранилась, а не так давно Научный комитет по восстановлению дворца, Трианона и садов поставил перед собой кажущуюся невыполнимой задачу – вернуть Версалю в точности тот вид, который он имел 5 октября 1789 года, в день, когда его навсегда покинула королевская семья. Во время революции обстановка дворца была пущена с молотка, но часть мебели и предметов искусства, в том числе и изготовленных специально для Марии-Антуанетты, с течением времени удалось разыскать. Теперь они тщательно отреставрированы и снова вернулись в те комнаты, для которых были созданы и где хранятся с величайшей бережностью.
Проходя мимо монументальной парадной кровати, придворные и челядь должны были почтительно кланяться – даже в отсутствие королевы. Проходя мимо монументальной парадной кровати, придворные и челядь должны были почтительно кланяться – даже в отсутствие королевы.Попав в Большие апартаменты – длинную анфиладу салонов, объединяющую парадные спальни короля и королевы, – нельзя не восхититься богат-ством и великолепием их живописного и скульптурного декора. Однако Мария-Антуанетта, тяготившаяся этой помпезностью, при первой возможности ускользала отсюда через потайную дверь слева от парадной кровати, прячущуюся среди павлиньих перьев, лилий и лент, которые составляли узор шитых золотом шелковых обоев ее спальни. Там, за дверью, располагались Малые апартаменты – ряд кабинетов значительно более скромных размеров и оформления (среди них, в частности, восхитительные Полуденный и Золотой кабинеты), две библиотеки, ванные комнаты и уборные. Здесь королева могла уединиться, отдохнуть от исполнения высочайших обязанностей, почитать и даже поиграть в бильярд (бильярдный стол был установлен в помещении под самой крышей). Кстати, именно через эту потайную дверь королева бежала из Версаля в трагическую ночь 5 октября 1789 года, захватив по дороге детей, чьи комнаты помещались этажом ниже.
В Малых апартаментах обращает на себя внимание смешение изысканности и простоты – изящные будуары чередуются здесь с темными каморками, драгоценный паркет – с грубой глиняной плиткой. Дело в том, что эта часть дворца изначально предназначалась исключительно для прислуги, и только потом ряд помещений был обустроен для королевы. Наиболее трогательная из этих комнат, без сомнения, Полуденный кабинет, подаренный
1. Малые апартаменты Версаля, Полуденный кабинет. 1. Малые апартаменты Версаля, Полуденный кабинет.Людовиком XVI королеве в 1782 году, в честь рождения наследного принца. Для оформления комнаты был вызван Ришар Мик – любимый архитектор Марии-Антуанетты. До наших дней сохранились альков, облицованный зеркалами, чтобы отражать скупой дневной свет (единственное окно будуара выходило на задний двор), и изящный декор стен с рисунками роз, павлиньих перьев и австрийских орлов.
Оригинальная мебель, увы, утрачена, но сегодня в Полуденном кабинете можно полюбоваться необыкновенным геридоном из стали, позолоченной бронзы и дерева работы Антона Доманока, который эрцгерцогиня Мария-Каролина подарила сестре в 1770 году, и двумя креслами «а-ля рен» Жоржа Жакоба, украшенными резным узором в виде колчанов со стрелами, пылающих факелов, рогов изобилия, петушиных и орлиных голов, крылатых сфинксов… А спинки кресел венчают головы болонок – точные портреты двух любимых собачек королевы!
Малый Трианон. Мебель для этой гостиной, сделанная специально для королевы, вернулась на предназначенное ей место после долгих странствий Малый Трианон. Мебель для этой гостиной, сделанная специально для королевы, вернулась на предназначенное ей место после долгих странствийЗдесь же, в Малых апартаментах, выставлены фарфоровые сервизы, которые королева заказывала на Севрской мануфактуре, а на полках библиотек с хитроумной системой рельсов, придуманной специально для Марии-Антуанетты, выстроились принадлежавшие ей книги в богато украшенных переплетах. В одной из ванных комнат развернут серебряный несессер с туалетными принадлежностями. А в отдельной витрине красуется копия знаменитого «ожерелья королевы», которое никогда ей не принадлежало, но по стечению обстоятельств стало одной из причин ее растущей непопулярности.
«Вы любите цветы, сударыня, – что ж, я хочу преподнести вам букет». Говорят, именно с этими словами в 1774 году, по случаю своего восшествия на престол, Людовик XVI подарил супруге Малый Трианон. Этот небольшой элегантный дворец (а также зверинец, оранжереи и вольеры) был построен в 1763–1768 годах на землях Версаля по приказу Людовика XV, который предназначал его для мадам де Помпадур. Та, однако, скончалась за несколько лет до окончания работ, и дворец «по наследству» достался по-следней фаворитке короля, мадам Дюбарри. Автор проекта – архитектор Анж-Жак Габриэль, который построил также Военную школу в Париже, ансамбль площади Людовика XV (ныне площадь Согласия), состоящий из отеля «Crillon» и Мебельных складов (ныне Министерство морского флота), и здание Королевской оперы в Версале, где, кстати, праздновалась свадьба Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Шедевр изящества и соразмерности, Малый Трианон – идеальный пример того стиля, который принято называть стилем Людовика XVI, но который, получается, сформировался еще до того, как давший ему имя король взошел на престол.
Королева пришла от подарка в восторг. Получив дворец в безраздельное владение, она почти ничего не стала переделывать – заменила лишь вензель предыдущей хозяйки на перилах парадной лестницы и несколько элементов декора, в основном росписи. Спальню для нее устроили в антресольном этаже, в бывшем Частном кабинете Людовика XV. Там Мария-Антуанетта сохранила деревянные стенные панели, впрочем, быстро вышедшие из моды. Ее будуар, знаменитый Кабинет движущихся зеркал, был готов только в 1787 году, а великолепная мебель по рисункам Жакоба с резьбой работы Рода появилась годом позже. Но и до этого в своем маленьком дворце королева чувствовала себя совершенно как дома. В те времена попасть внутрь можно было через одну-единственную калитку со двора – Трианон был со всех четырех сторон окружен крепостными рвами, – и даже король мог являться туда исключительно по приглашению супруги.
Фонтенбло: два будуара
Театр Марии-Антуанетты рядом с Малым Трианоном. Архитектор Ришар Мик Театр Марии-Антуанетты рядом с Малым Трианоном. Архитектор Ришар МикДворец Фонтенбло, одна из старейших (с XII века) охотничьих резиденций французских королей, каждую осень становился местом пребывания двора. Людовик XVI предавался там своему излюбленному занятию – охоте, а вот Мария-Антуанетта скучала. Впрочем, жизнь там шла почти так же, как в Версале. Не менее трех тысяч человек – члены семьи, придворные, челядь – сопровождали венценосную чету во время ежегодных «великих переселений», дорога в карете от Парижа до Фонтенбло занимала целый день. Королева, утомившись от дорожной суматохи, даже придумала как-то построить яхту, чтобы добираться до дворца по реке… В последний раз двор
Жемчужный будуар в Фонтенбло, подаренный королеве Людовиком XVI летом 1786 года. Ж.-А. Ризнер сделал для него уникальную мебель – секретер и столик, полностью отделанные перламутром. На сегодняшний день это единственные экземпляры подобного рода во Франции! Жемчужный будуар в Фонтенбло, подаренный королеве Людовиком XVI летом 1786 года. Ж.-А. Ризнер сделал для него уникальную мебель – секретер и столик, полностью отделанные перламутром. На сегодняшний день это единственные экземпляры подобного рода во Франции!путешествовал в Фонтенбло в 1786 году – потом от переездов решено было отказаться из соображений экономии. Однако в этом же году Мария-Антуанетта стала хозяйкой восхитительного жемчужно-серого будуара, выполненного тремя искусными мастерами (Бартелеми, Руссо и Ролланом), которые чуть раньше оформили и ее Игровую комнату
Разумеется, и до этого у королевы был в Фонтенбло будуар, который Ришар Мик сделал для нее еще в 1777 году. Расположенный в антресольном этаже над ее парадной спальней, этот будуар в турецком духе украшен изящными росписями и любопытной системой выдвижных зеркал – на десять лет раньше Кабинета движущихся зеркал в Трианоне!
Османский стиль был тогда в моде – турецкий будуар был и у мадам де Помпадур во дворце Бельвю, а граф д’Артуа (будущий Карл X), шурин и близкий друг королевы, имел их целых два, в Версале и в замке Тампль. Мебель, сделанная в 1777 году для Фонтенбло Жакобом, до нас не дошла, но хранящиеся в Лувре аналогичные образцы позволяют представить себе ее достаточно точно. Судя по всему, Турецкий будуар был очарователен, но, как и любая модная вещица, быстро потерял актуальность. Мария-Антуанетта, разумеется, не могла позволить себе жить среди вышедших из моды вещей, так что обстановка ее будуара была заменена частично на мебель из апартаментов Марии Лещинской (супруги Людовика XV), а частично – на предметы, выполненные полутора столетиями раньше для Анны Австрийской!
В Фонтенбло, как и в Версале, в спальне королевы стояла огромная парадная кровать. Роскошный шелковый балдахин был воспроизведен пятнадцать лет назад на старинных лионских мануфактурах в точном соответствии с документами XVIII века. В Фонтенбло, как и в Версале, в спальне королевы стояла огромная парадная кровать. Роскошный шелковый балдахин был воспроизведен пятнадцать лет назад на старинных лионских мануфактурах в точном соответствии с документами XVIII века.Итак, в 1785 году Людовик XVI решает увеличить и передекорировать апартаменты своей супруги. Новый будуар Марии-Антуанетты располагается на месте бывшего Кабинета для отдыха Марии Лещинской, между спальнями короля и королевы. Никогда еще, кажется, придворные мастера не достигали таких вершин изящества и утонченности. Радужные переливы деревянных стенных панелей, расписанных цветущими ветвями, сфинксами, античными вазами и музами, словно отражаются в блеске перламутра, которым декорированы маленькое цилиндрическое бюро и столик от Ж.-А. Ризнера. Золоченые кресла от Жакоба почти копируют кресла из Полуденного кабинета – по крайней мере, болонки на них такие же! Очаровательная деталь – колчаны со стрелами, украшающие ножки кресел, точно такие же, как на камине и бюро. Рисунок паркета с вензелями королевы напоминает розу ветров, потолок расписан нежно-розовыми красками утренней зари. Что же касается кованых оконных задвижек в виде листьев, то, как и аналогичные детали в Полуденном кабинете, они исходили непосредственно из горна Людовика XVI, который, как известно, увлекался кузнечным делом и достиг в нем немалого мастерства.
Мария-Антуанетта обожала музицировать, хотя большими талантами в этой области не обладала. Впрочем, говорят, драматиче-ская актриса из нее вышла еще хуже, чем музыкантша. Мария-Антуанетта обожала музицировать, хотя большими талантами в этой области не обладала. Впрочем, говорят, драматиче-ская актриса из нее вышла еще хуже, чем музыкантша.Даже теперь, через два с лишним столетия после трагической гибели, фигура Марии-Антуанетты вызывает неоднозначные толкования. Лишь одного ей не могут поставить в вину даже самые отъявленные противники – отсутствия вкуса. Она любила красоту и умела ее ценить. Известно, что королева вникала в каждую деталь оформления помещений, советуясь с архитекторами, живописцами и декораторами, а иногда и непосредственно с мастерами-краснодеревщиками. Ее считали легкомысленной особой – и, надо признать, не без оснований. Она обожала наряды и проводила целые часы, запершись со своей модисткой Розой Бертен, обсуждая прическу с личным куафером Боляром или косметику – с визажистом Леонаром. Она могла до утра засидеться за партией в ландскнехт или трик-трак и проиграть целое состояние в фараон. Но при этом юная королева действительно способствовала развитию декоративных искусств, предоставляя работу лучшим художникам и ремесленникам того времени, и дала свое имя целому стилю. Она любила все новое и необычное, разделяя эту страсть с графом д’Артуа. Широкую известность получило пари, которое они как-то заключили между собой: будущий Карл X поспорил на 100 000 ливров, что сумеет построить дворец всего за два месяца. Результатом стал замок Багатель, за 67 дней возведенный в Булонском лесу архитектором Франсуа-Жозефом Беланже. А что касается критики… Может быть, главная ее причина состоит в иноземном происхождении юной эрцгерцогини, которого высокомерные французы так никогда и не смогли ей простить?
Деревня Марии-Антуанетты
Мария-Антуанетта – дочь императора Священной Римской Империи Франца I и Марии-Терезии. В раннем возрасте была выдана замуж за короля Франции Людовика XVI. Имела натуру творческую и разноплановую. Любила театр и искусство, и не очень любила строгость и сдержанность, присущие королевскому двору. Во многом, именно поэтому и пожелала организовать свой собственный «уголок свежего воздуха» в холодном и помпезном Версале.
Лебедь в парке
Время от времени в садах парка Мария-Антуанетта развлекала себя и своих гостей театральными постановками, для которых сама писала пьесы, и в которых сама непосредственно участвовала. Как правило в ролях простолюдинок и добродушных селянок.
Вскоре, заскучав от унылой иллюзии жизни французских монархов, Мария-Антуанетта решила почувствовать себя полноценной французской селянкой. Эта идея так глубоко засела в ее сознании, что отказаться от нее королева была не в силах. Так и появилась эта небольшая деревенька рядом с Малым Трианоном.
Деревня Марии-Антуанетты
Несколько домиков, пруд, и полноценное домашнее хозяйство. В деревне выращивалось будущее мясо в виде коров, будущая рыба в виде карпов, а также овощи и фрукты в неизменном виде. Плюс много-много разных цветочков и растений, которые королева тоже весьма обожала. Говорят, что сейчас флора парка восстановлена в соответствии с флорой того времени.
Цветы в деревне Марии-Антуанетты
Сама Мария-Антуанетта закончила весьма печально, но это участь постигла многих известных французов революционных времен. А вот деревня до сих пор цветет и пахнет. И там до сих функционирует ферма: выращиваются овощи, ходят животные, и плавают рыбы с утками.
Деревня Марии-Антуанетты
Деревня Марии-Антуанетты
С превеликим удовольствием мы прошлись по истоптанным деревенским тропам, фотографируя домики давних времен. В этой деревушке я бы с удовольствием пожил в тишине и спокойствии. Жаль родился не три века позже и вовсе не там 🙂
Деревня Марии-Антуанетты
Деревня Марии-Антуанетты
Деревня Марии-Антуанетты
Деревня Марии-Антуанетты
Деревня Марии-Антуанетты
Гуляя от домика к домику, мы наткнулись на пруд, а точнее на то, что в нем творилось. Такого количество голодных карпов я точно нигде не видел. Плавали они ртами наружу, явно прося еды. Как я говорил выше, у нас был с собой хлебушек, и мы им поделились с голодающими версальскими карпятами. Что из этого вышло, можно глянуть в небольшом видео.
К концу нашей прогулки по деревне опять начался французский ливень, и нам пришлось в спешном порядке покидать сельхозугодья. Особенно радовало, что успели посмотреть всё и уже сами собирались восвояси. Немного поплутав между посадок и заборов, мы выбрались из Версальского комплекса через другие ворота, от которых до нашей станции оказалось даже ближе, чем от главных ворот. Успешно забрались в поезд и поехали домой, где нас ждал отдых и подготовка к завтрашнему путешествию.
Франция долгое время была законодателем мод в Европе, а Версаль – яркий представитель той эпохи. Дворцово-парковый комплекс Версаля по праву считается одним из архитектурных шедевров мира. Побывать в Париже и при этом не побывать в Версале практически невозможно.
Большой Трианон в Версале
Версальский дворец был официальной резиденцией Людовика XIV. Поэтому там и проводились официальные мероприятия, связанные с государственной службой, такие как
королевские приемы и встречи с главами других государств. Но жизнь любого короля не ограничивалась делами государственными. У него также имелись личные дела. Именно для их организации Людовик задумал возвести небольшой дворец рядом с Версальским.
Через некоторое время плитка дворца начала трескаться и осыпаться. Людовик подумал-подумал, да и решил снести его, а на его месте построить новый, более основательный и долговечный. Новый дворец богато отделали мрамором, и поэтому он получил название Мраморный Трианон. Когда же, много лет спустя, рядом был построен Малый Трианон, следуя железной логике, слово «мраморный» заменили на слово «большой». Так и получилось его современное название.
Людовик XIV шибко полюбил Большой Трианон. Там он отдыхал от государственных забот и людей. Также не отказывал себе в разного рода развлечениях. Известный факт, что Людовик XIV был весьма любвеобильным, поэтому дворец без дела не стоял. Людовик XV хоть и был не менее любвеобильным, Большим Трианоном интересовался не так страстно, и бывал там изредка. А последующих правителей дворец занимал и того меньше.
Завершив прогулку по залам Большого Трианона, мы прошлись по парку, разбитому рядом. Конечно, он не так велик и огромен, как соседний парк Версальского замка, но тоже вполне себе ничего. Тих и спокоен.
Выйдя с территории, мы направились в сторону следующего объекта нашего исследования – Малого Трианона. Однако, пошли мы туда не сразу. Решили сперва посидеть на лавочке в тени деревьев, передохнуть и перекусить нашего запрещенного провианта. Как же хорошо, что нам удалось его пронести 🙂
«Когда-то давно точно также сидел и кушал Людовик XIV, только не снаружи дворца, а внутри», – так думал я, проглатывая последний кусок бутерброда и запивая его водичкой. Каждому свое.
Сад перед Большим Трианоном
Дом-легенда: Малый Трианон
Идею построить Малый Трианон (фр. Petit Trianon) Людовику XV подала его фаворитка мадам Помпадур. Но в умах потомков этот дворец оказался связан с именем другой женщины — королевы Марии-Антуанетты. Здание, спроектированное придворным архитектором Анж-Жаком Габриэлем, вошло в учебники как «переходное звено» между рококо и неоклассицизмом.
Южный фасад Малого Трианона. Фото Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUEВ его архитектуре парадоксально сочетались рокайльная легкость и классическая строгость. Все четыре фасада были оформлены по-разному: каждый из них по стилю соответствовал ландшафту той части парка, к которой он был обращен.
Приемная на первом этаже Малого Трианона. Фото Патрик Турнебёф (patrick tourneboeuf) /TENDANCE FLOUEВ 1774 году на трон вступил Людовик XVI и сразу же пожаловал дворец и прилегающую к нему часть парка своей супруге Марии-Антуанетте. Доступ во владения королевы стал возможен лишь по личному приглашению Ее Величества. (Исключений не делалось даже для самого короля!)
Будуар Марии-Антуанетты был оборудован зеркальными панелями, полностью закрывавшими окна, — стоило лишь повернуть потайной рычаг. Столы в парадной столовой, расположенной на втором этаже, с помощью особого механизма опускались вниз, где слуги сервировали их, не нарушая покоя гостей. Интерьеры здания отличались изысканной простотой, резко контрастировавшей с пышностью главного Версальского дворца.
Трианоны и деревня Марии-Антуанетты в Версале
Большой и Малый Трианоны, а также деревня Марии-Антуанетты отлично дополняют Версальский дворец, и олицетворяют собой целую эпоху в истории Франции. Эпоху абсолютной и безграничной власти короля.
Осмотрев, наконец, весь , мы вышли на свежий воздух. Теперь уже безвозвратно. При наличии карты перемещаться по территории Версаля оказалось гораздо проще. Взяв немного правее, мы отправились в Большой Трианон, назначение которого немного отличается от назначения Версальского замка, и который выглядит попроще и не так помпезно. В свое время там жил сам Людовик XIV и его потомки, а также гости, посещавшие Версаль. Обстановочка, конечно, поскромнее, но выглядит тоже всё очень цельно и добротно.
Кончина маркизы де Ламбаль: Зверская расправа революционеров над подругой Марии-Антуанетты
Отписаться можно в любой момент.Как известно, Великая французская революция ознаменовалась свержением монархии и появлением республики. В пылу ярости и агонии толпа жаждала крови аристократов и королевской семьи. Среди погибших от рук революционного террора оказалась и маркиза де Ламбаль, верная служению Марии-Антуанетте. Смерть, постигшая эту добродетельную мадам, оказалась страшнее, чем в самых ужасных рассказах о средневековых зверствах.
Мария-Луиза-Тереза Савойская была дочерью итальянского принца Кариньяно и гессенской принцессы Кристины-Генриетты. В 18 лет девушку выдали замуж за маркиза де Ламбаля, однако насладиться замужеством ей не удалось. Новоиспеченный супруг, несмотря на юные годы (19 лет), уже успел прославиться на всю Францию своим распутством. Родители маркиза надеялись, что, женясь, он остепенится, но этого не случилось. Через полгода после свадьбы де Ламбаль умер от сифилиса.
Безутешная вдова унаследовала огромное состояние, но оно не слишком интересовало ее, Мария-Луиза собралась уходить в монастырь. Герцог де Пентьевр, свекор маркизы, уговорил вдову остаться в миру. Вместе они активно стали заниматься благотворительностью. Через некоторое время простой народ называл ее не иначе как «ангел Пентьевра».
Когда супругой Людовика XVI стала Мария-Антуанетта, она приблизила маркизу де Ламбаль и назначила ее управительницей своего двора. Женщины очень подружились. Спустя некоторое время постоянные придворные интриги стали утомлять маркизу, от этого она все реже появлялась в Версале.
А в это время росло недовольство королевой Франции. Народ ненавидел Марию-Антуанетту за расточительство, а уличные памфлетисты только были рады добавить масла в огонь, распространяя стихи о якобы противоестественной любви королевы к ее подруге маркизе де Ламбаль. Эти слухи не имели под собой никакого основания.
Когда начались революционные события, маркиза находилась за границей на лечении. Как только она узнала, что происходит во Франции, то тут же помчалась на помощь подруге-королеве, которой хранила верность. Когда происходил побег королевской семьи из Тюильри, де Ламбаль спала в своих покоях. Накануне вечером Мария-Антуанетта заходила к ней пожелать спокойной ночи и передала записку, которую маркиза прочитала только на следующее утро. В записке королева просила мадам де Ламбаль срочно покинуть Францию и надеялась на скорую встречу за границей.
Мадам де Ламбаль уехать сумела, а вот королевской семье повезло меньше – их схватили. Пока еще была возможность слать друг другу письма, королева взывала к разуму Марии-Луизы, умоляя оставаться в Англии. Преданная подруга не могла выполнить ее просьбу и рвалась обратно во Францию, считая, что нужна королевской семье. Уезжая, маркиза написала завещание, понимая, что может уже не вернуться.
10 августа 1792 года революционеры ворвались в Тюильри и арестовали королевскую семью и восемь придворных. Их оправили в разные тюрьмы. Маркиза де Ламбаль оказалась в Ла Форс.
2 сентября 1792 года толпа бушевала. Кто-то подогревал слухи о якобы готовящемся заговоре всех заключенных аристократов. Народ двинулся к тюрьмам и начал с особой жестокостью убивать узников.
На следующий день на их пути оказалась тюрьма Ла Форс. Самосуд возглавлял Жак-Рене Эбер. Десятки заключенных были убиты сразу же. Затем вывели маркизу. Эбер решил допросить ее, после чего предложил ей признать идеи революции верными и проклясть королевскую семью. В разъяренной толпе находились люди свекра маркизы герцога де Пентьевра. Он надеялся, что они хоть как-нибудь сумеют ей помочь. Они стали выкрикивать, чтобы де Ламбаль выполняла все поставленные ей условия, но мадам решила по-своему. Она присягнула идеям свободы, равенства и братства, а проклинать своих друзей отказалась. Эбер произнес: «Освободите эту аристократку», что на самом деле оказалось условным знаком к убийству.
На Марию-Луизу тут же набросилось несколько человек. Бывший парикмахер Шарла рассек ей саблей лоб. Женщину поволокли по дороге, разрывая на ней одежду. Кто-то из людей герцога взывал палачей к благоразумию, но его тут же закололи. Другие стали кричать, чтобы ее добили, надеясь, что маркиза не будет долго страдать, но им позатыкали рты.
Над Мадам де Ламбаль долго издевались, ее насиловали, затем отрезали грудь. Толпа, жаждавшая крови, поддерживала эту вакханалию. В завершение мясник Гризо отрезал несчастной голову и распорол живот. Но то, что происходило потом, было еще страшнее.
Затем кому-то из палачей пришла в голову мысль показать Марии-Антуанетте ее любимую подругу. По пути они ввалились в цирюльню и приказали дрожащему от страха парикмахеру привести голову маркизу в праздничный вид. Когда волосы были отмыты от крови и уложены в прическу, а лицо припудрено и нарумянено, толпа двинулась к замку Тампль, где содержали королевскую семью.
Внутрь революционерам прорваться не удалось, тогда они стали подходить к каждому окну и поднимать голову на пике. Когда хладнокровная Мария-Антуанетта увидела жуткое зрелище за окном, то не выдержала и упала в обморок. Что стало с останками растерзанной маркизы, доподлинно никому не известно.
В деревне: как выглядит отреставрированный дом Марии-Антуанетты
«Я –специалист по Марии-Антуанетте», - говорит Матье д’Авинья, который вызвался быть проводником по отреставрированной резиденции Марии-Антуанетты Малому Трианону (Petit Trianon). Звучит как работа мечты – заниматься самой гламурной королевой Франции, написать книгу о ее гардеробе и снять фильм о ее поместье в Версале.
В 1717 Мария-Антуанетта, вдохновленная идеями Руссо о «благородном дикаре» и бегстве на природу, попросила у Короля Франции Людовика XVI загородный дом. «Я дарю тебе букет цветов», - подыгрывая особой любви Королевы к цветам, с этими словами Людовик XVI подарил ей Малый Трианон в 1974.
Пикантный факт истории – то, что главный дворец поместья строился для любовницы Короля Людовика XV – легендарной Маркизы де Помпадур. По желанию Марии-Антуанетты внутри поместья была построена «Деревушка Королевы» (Hameau de la Reine) – работы закончились в 1785. Современники называли ее «Маленькой Веной», хотя в обстановке и стиле от Вены здесь ничего не было. Внешне выдержанная в нормандском стиле – это домик для птиц, молочная ферма, озеро с причалом и башней Мальборо, мельница, дом для чтения и дом для чаепитий – внутри была обставлены со всем вкусом зарождающегося классицистического стиля.
Чтобы восстановить обстановку, в которой жила Мария-Антуанетта, изучали архивы и записи начала XIX века. Для воспроизведения объектов быта призвали лучших артизаналиев Франции, которые работали под руководством главного куратора Версаля Еремии Бенуа. Однако надеяться на то, что во время визита вы увидите реальную обстановку Королевы, не стоит. Оригинальные детали обстановки Марии-Антуанетты найти довольно трудно. Причина проста – после революции мебель Королевы была национализирована, распродана и разворована. «На одном из аукционов мы нашли стол для письма с инициалами МА за 7,5 миллионов евро», - рассказывает сотрудница пиар-офиса Диор и пожимает плечами.
Потому дом обставлен мебелью второй жены Наполеона – Императрицы Марии-Луизы такого же стиля и периода. Для круглого стола на первом этаже 14 стульев передали из Елисейского дворца. Жемчужина дома – гостиная в желтом цвете с шелковыми обоями. На них по всем канонам классицизма резвятся розовощекие амуры и девушки в туниках в высоких псевдогреческих прическах, строгая симметрия нарисованных мраморных колон в плюще с буколическими панно. Есть несколько будуаров, выдержанных в пастельных тонах – в одном из них устраивались чаепития – а также бильярдная.
«Дом после Революции простоял закрытым больше 200 лет», - говорит Матье д’Авинья и рассказывает, что его реставрация длилась 3 года. Она коснулась не только деревушки, но и парка. В английском стиле – вершина искусности – был выстроен по моде и тщеславию того времени. В нем работало 20 садовников, которые ухаживали за собранием дорогих экзотических растений. Хранители шутят, что он был лучшим «ботаническим шоу-румом» в то время.
О том, что здешняя идиллия закончилась довольно быстро с началом Великой Французской революции, думать не выходит. Если стать под окнами дома-фермы у окна, откуда на этот буколический пейзаж смотрела Мария-Антуанетта, можно ощутить эффект поистине умиротворяющий от вида на старательно созданный, совершенно искусственный мир – даже растениям и озеру приказали, как расти и где разливаться.
Мария-Антуанетта в Dior
В Малом Трианоне в Версале после трехлетней реставрации открылся домик из «образцовой деревушки» Марии-Антуанетты. Он открыт для посещения впервые с 1848 года.
Cпонсором реставрации с бюджетом €6 млн стал Dior. На деньги бренда группы LVMH укрепили фундамент, починили крышу, восстановили витражные окна, панели на стенах и меблировали комнаты.
Посмотреть на отреставрированный домик может любой желающий, достаточно зарегистрироваться онлайн на экскурсию. Правда с мая — а именно тогда объявили об открытии домика — интерес к нему все увеличивается. Сейчас записываться на экскурсию надо за несколько месяцев. Для тех, кто не умеет планировать настолько заранее, есть уловка: время от времени на сайте Версальского дворца объявляют о дополнительных экскурсиях, на которые можно записаться и за пару недель до предполагаемого визита.
«Коммерсант Инициативы» экскурсию по Малому Трианону и отреставрированному домику провел французский историк, научный директор Исследовательского центра Версаля Матье да Винья. Вот на какие факты из истории «образцовой деревушки» он предлагает обратить особое внимание.
Широко известный факт, что Малый Трианон был построен не для Марии-Антуанетты, а для фаворитки Людовика XV, маркизы де Помпадур. После его смерти, когда Мария-Антуанетта стала королевой, Малый Трианон был подарен ей супругом, Людовиком XVI. Мария-Антуанетта хотела иметь загородную резиденцию и муж преподнес ей Малый Трианон со словами, которые можно перевести примерно так: «Я знаю, что ты любишь цветы, вот тебе букет». Это было скандалом: по нормам тех дней она не могла владеть подобной собственностью. Когда Мария-Антуанетта прибыла сюда, она начала преобразования. Не в архитектуре, а в том, что касается сада. Тут был французский сад, а она хотела английский. Буколический, живописный. Сад выглядит диким, но на самом деле он создан стараниями многих садовников. Сюда привозили деревья со всего мира. А с 1783-го она начала строить то, что теперь известно как «деревушка» Марии-Антуанетты.
По правилам Мария-Антуанетта не могла ночевать в Малом Трианоне. Она должна была спать под одной крышей с королем. И только через пять лет после того, как она получила Малый Трианон в подарок, она осталась тут ночевать — из-за болезни, король позволил ей остаться в Малом Трианоне, пока она выздоравливала. И с тех пор уже стало традицией, что она приезжала сюда с друзьями. Причем не только придворными дамами, но и друзьями мужчинами. Атмосферу тут можно было охарактеризовать как «Маленькая Вена», это место многие так и называли. О том, что тут происходило, ходило столько сплетен!
Всего в «деревушке» было 12 домов, включая мельницу и молочную ферму. Домик, который мы сейчас отреставрировали, состоит из двух флигелей. В одном были столовая, комната отдыха, а в другом — бильярдная и игровая комната для детей.
Это был главный дом «деревушки», дом королевы. Это удивительный дом: снаружи он выглядит очень просто, а внутри — это настоящий дворец. Потому что он меблирован очень дорогой мебелью, украшен гобеленами и шелками. Но из-за пруда тут было очень влажно, а потому вся обстановка не была тут постоянно. Мебель завозили только тогда, когда тут была королева — иначе дерево могло отсыреть. А из-за шелковых обоев тут и сейчас не открывают шторы — чтобы не выгорели.
При реставрации мы, разумеется, ориентировались на имеющиеся сведения об оригинальном интерьере. Старались сделать все в максимальном соответствии с исторической обстановкой.
Домик нуждался в реставрации — спасибо Dior. Он, можно сказать, был заброшен. После революции оригинальную мебель продали с аукциона, что-то было украдено. Мы при реставрации искали аналогичную. Сейчас мы меблировали домик в основном мебелью эпохи Марии-Луизы, внучатой племянницы Марии-Антуанетты. Она близка по стилю. Но есть и оригинальные предметы.
В этом домике Мария-Антуанетта никогда не ночевала. Она бывала тут с друзьями или с детьми. В «образцовой деревушке» устраивали пикники, делали то, что мы бы сейчас назвали «коктейлем». Веселое было место!
Малый Трианон в Версале
Малый Трианон строился Людовиком XV для своей фаворитки маркизы де Помпадур. Но она не дожила до завершения строительства, и дворец перешел «по наследству» следующей фаворитке короля.
Малый Трианон в Версале
После смерти Людовика XV Малый Трианон стал частной резиденцией королевы Марии-Антуанетты – молодой супруги короля Людовика XVI. Именно с ее именем этот дворец в основном и ассоциируется.
Дворец обустроен весьма своеобразно, без особой роскоши и блеска. Когда по нему ходишь, ощущения, что находишься в королевском дворце, нету. Но есть ощущение какого-то таинственного замка, наверное, благодаря его подвалам, маленьким окошкам и принципам минимализма, и даже аскетизма, царящего вокруг.
Задумка дворца была в том, чтобы минимизировать контакт между хозяином и прислугой. Небольшие входы-выходы, лабиринты, изгибы стен – все служило этой идее.
Впечатления от прогулки по Малому Трианону казались какими-то скомканными и непонятными. Может, это просто на контрасте от посещения Версальского дворца.
Вообще, в кассах Версаля имеются в продаже двухдневные билеты, и, возможно, для более полного погружения в ауру этого комплекса стоит воспользоваться именно такими. Но у нас в Париже было не так много времени, а посмотреть хотелось побольше. Поэтому мы, как и все, сначала смотрели великолепный и внушительный Версальский дворец, а через пару часов кроткий и безмятежный Малый Трианон.
Бесплатный совет:Покинув Малый Трианон, мы запетляли извилистыми тропами в сторону творения Марии-Антуанетты – средневековой деревни.
На пути в деревню Марии-Антуанетты
На пути в деревню Марии-Антуанетты
Читайте также: