Отдых напрасен стучу в ворота
Надо отметить, что все творчество поэта очень логично выстроено. Откройте сборник стихов поэта и выпишите название циклов (До света, стихи о Прекрасной Даме, Распутья, Пузыри земли, разные стих-я, Город, Вольные мысли, Страшный мир,
- Почему с Ней не надо света? (Она и есть свет)
- На что следует обратить внимание? (Есть Вступление)
- Что такое вступление и какую роль оно играет в произведении? (Ответы учащихся).
- Все правильно, вступление – это экспозиция, т.е. часть произведения, в которой содержатся основные мотивы, развивающиеся в дальнейшем.
- Прочитайте Вступление, чтобы понять каковы лейтмотивы цикла. Кто же такая Прекрасная Дама? Кому посвятил свои стихи поэт?
I мотив: духовное совершенствование лирического героя ( отдых напрасен ). Речь идет не о физическом отдыхе, а о работе души. А трудиться душой необходимо, чтобы самосовершенствоваться.
- Все, что вы говорили, абсолютно верно. Запишите выводы в тетради, а потом продолжим анализ стихотворений, заполняя таблицу.
Учащиеся чертят таблицу в тетрадях и заполняют вместе с учителем ее начало.
Работа в группах (каждая группа анализирует, затем озвучивает собранный материал, постепенно заполняется вся таблица).
Я (лирический герой)
Вечер прекрасен, терем высок, красное пламя, купол стремится в лазурную высь, заря замерла, синие окна, колокольные звоны гудят
Дольнему миру чужда и строга, рассыпаешь жемчуга, красная тайна, Царевна Сама, меня ждала, ворота отперла
Вхожу я в темные храмы…
Темные храмы, мерцание красных лампад
Прекрасная Дама, Озаренный образ, ризы, Вечная Жена, Святая, Твои черты, Милая – Ты
Предчувствую Тебя, года проходят мимо…
Предчувствую, молча жду, тоскуя и любя, страшно, паду
Года проходят мимо, горизонт в огне, ясен, горизонт, лучезарность близко
Близко появление, изменишь облик Ты, возбудишь подозренье, сменив привычные черты
Мы встречались с тобой на закате…
Мы встречались, любил, ни тоски, ни любви, ни обиды
Закат, залив, песчаная коса, безмолвные встречи, загорались вечерние свечи, лазурная тишь, вечерний туман, камыш, голоса панихиды
Белое платье, белый стан, твое золотое весло
Я, отрок, зажигаю свечи…
Я, отрок, зажигаю свечи, огонь кадильный берегу, люблю вечернее моленье, любуюсь тайной, бросаю белые цветы
Белая церковь над рекой, предзакатное селенье, сумрак мутно-голубой, церковная ограда, вершины зубчатого леса, забрезжит брачная заря
Без мысли и речи, смеется на том берегу
- Молодцы, вы проделали большую работу, надо подвести итоги.
- На уроках МХК вы говорили о творчестве художников-символистов, скажите, есть ли что-то общее в цветовой гамме поэта т художников-символистов? Какова цветовая символика? (ответы учащихся).
- А теперь попробуйте передать цветом слова: ночь (черный), звездная ночь ( мерцание белого в темном).
- Итак, заканчивая анализ стихотворений, сделаем окончательные выводы.
- Какие чувства испытывает лирический герой? (любовь, страх, томление, ожидание и т.д.)
- Какой мир окружает героя? (церковь, звон, колокола, вечер, туманы)
- Какой из всего этого можно сделать вывод? ( встречи и ожидание встреч в ореоле загадки, таинственности, т.к. ночь и вечер – символ тайны, бездны, неразгаданности).
А) земной (жена А.Блока – Л.Д. Менделеева)
Б) религиозный (Царица Небес)
В) космический (Величавая Вечная Жена)
- Для чего же ждет Её лирический герой? Зачем Она должна явиться на землю? На изломе веков все говорят о конце света, ощущении гибели, ожидании апокалипсиса. Но люди надеются на спасение. Кто же спасет людей? По Блоку, это Прекрасная Дама призвана на землю, чтобы спасти мир. Поэтому Она и есть свет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Романтический мир "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока
Данная презентация предназначена для урока литературы в 11 классе по творчеству А. Блока.
Фольклорные истоки образа-символа Прекрасной Дамы – России-Жены
Презентация- конспект урока.
Презентация по литературе "О сборнике А.Блока ""Стихи о Прекрасной Даме" для учащихся 11 класса
Данная презентация дает предстваление о творчестве русского поэта А.Блока и его работе над сборником "Стихи о Прекрасной Даме".
Программа образовательного модуля и технологическая карта урока "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах".
Тематический образовательный модуль "О доблестных рыцарях и прекрасных дамах" (страничка литературы и технологии) - включает короткую пояснительную записку, общую структуру модуля, задачи, знания, уме.
Презентация по литературе "Судьба Прекрасной Дамы в стихотворении А.Блока "Незнакомка" 11 класс
В презентации есть повторение литературного материала 19 века, анализ стихотворения "Незнакомка".
Урок литературы в 11 классе: Оригинальное свойство блоковского восприятия мира в "Стихах о Прекрасной Даме".
Тема урока: "Оригинальное свойство блоковского восприятия мира в "Стихах о Прекрасной Даме".
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
28 декабря 1903
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине…
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны.
25 января 1901. С.-Петербург
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
29 января 1901
Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене…
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах…
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое – не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов…
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.
2 февраля 1901
Душа молчит. В холодном небе
Всё те же звезды ей горят.
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…
Она молчит, – и внемлет крикам,
И зрит далекие миры,
Но в одиночестве двуликом
Готовит чудные дары,
Дары своим богам готовит
И, умащенная, в тиши,
Неустающим слухом ловит
Далекий зов другой души…
Так – белых птиц над океаном
Неразлученные сердца
Звучат призывом за туманом,
Понятным им лишь до конца.
3 февраля 1901
Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.
Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?
В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
6 марта 1901
Ночью сумрачной и дикой —
Сын бездонной глубины —
Бродит призрак бледноликий
На полях моей страны,
И поля во мгле великой
Чужды, хладны и темны.
Лишь порой, заслышав бога,
Дочь блаженной стороны
Из родимого чертога
Гонит призрачные сны,
И в полях мелькает много
Чистых девственниц весны.
23 апреля 1901
Навстречу вешнему расцвету
Зазеленели острова.
Одна лишь песня не допета,
Забылись вечные слова…
Душа в стремленьи запоздала,
В пареньи смутном замерла,
Какой-то тайны не познала,
Каких-то снов не поняла…
И вот – в завистливом смущеньи
Глядит – растаяли снега,
И рек нестройное теченье
Свои находит берега.
25 апреля 1901
В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.
Я приду – и не заплачу,
Вспоминая, не сгорю.
Встречу песней наудачу
Новой осени зарю.
Злые времени законы
Усыпили скорбный дух.
Прошлый вой, былые стоны
Не услышишь – я потух.
Самый огнь – слепые очи
Не сожжет мечтой былой.
Самый день – темнее ночи
Усыпленному душой.
27 апреля 1901. Поле за Старой Деревней
Так – разошлись в часы рассвета.
А. Б.
Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.
Там – матерь сына не узнает,
Потухнут страстные сердца…
Там безнадежно угасает
Мое скитанье – без конца…
И вдруг, в преддверьи заточенья,
Послышу дальние шаги…
Ты – одиноко – в отдаленьи,
Сомкнешь последние круги…
В передзакатные часы
Среди деревьев вековых
Люблю неверные красы
Твоих очей и слов твоих.
Прощай, идет ночная тень,
Ночь коротка, как вешний сон,
Но знаю – завтра новый день,
И новый для тебя закон.
Не бред, не призрак ты лесной,
Но старина не знала фей
С такой неверностью очей,
С душой изменчивой такой!
Всё бытие и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно, —
Мне всё равно – вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Всё бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья,
Я перешел граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.
17 мая 1901
Кто-то шепчет и смеется
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнется
Снова смех из милых стран!
Снова шопот – и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!
Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделен и окрылен.
20 мая 1901
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таится,
Красный месяц, тихий шум?
22 мая 1901
Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров.
И мнилась мне Российская Венера,
Тяжелою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица – спокойная мечта.
Она сошла на землю не впервые,
Но вкруг нее толпятся в первый раз
Богатыри не те, и витязи иные…
И странен блеск ее глубоких глаз…
29 мая 1901. С. Шахматово
Они звучат, они ликуют,
Не уставая никогда,
Они победу торжествуют,
Они блаженны навсегда.
Кто уследит в окрестном звоне,
Кто ощутит хоть краткий миг
Мой бесконечный в тайном лоне,
Мой гармонический язык?
Пусть всем чужда моя свобода,
Пусть всем я чужд в саду моем
Звенит и буйствует природа
Я – соучастник ей во всем!
30 мая 1901
Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь. – Меня не зови —
Я и сам уж давно ворожу.
От тяжелого бремени лет
Я спасался одной ворожбой,
И опять ворожу над тобой,
Но неясен и смутен ответ.
Ворожбой полоненные дни
Я лелею года, – не зови…
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной темной любви?
1 июня 1901. С. Шахматово
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901. С. Шахматово
…и поздно желать,
Все минуло: и счастье и горе.
Вл. Соловьев
Не сердись и прости. Ты цветешь одиноко,
Да и мне не вернуть
Этих снов золотых, этой веры глубокой…
Безнадежен мой путь.
Мыслью сонной цветя, ты блаженствуешь много,
Ты лазурью сильна.
Мне – другая и жизнь, и другая дорога,
И душе – не до сна.
Верь – несчастней моих молодых поклонений
Нет в обширной стране,
Где дышал и любил твой таинственный гений,
Безучастный ко мне.
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конек на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
28 декабря 1903
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…
Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине…
О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны.
25 января 1901. С.-Петербург
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
29 января 1901
Тихо вечерние тени
В синих ложатся снегах.
Сонмы нестройных видений
Твой потревожили прах.
Спишь ты за дальней равниной,
Спишь в снеговой пелене…
Песни твоей лебединой
Звуки почудились мне.
Голос, зовущий тревожно,
Эхо в холодных снегах…
Разве воскреснуть возможно?
Разве былое – не прах?
Нет, из господнего дома
Полный бессмертия дух
Вышел родной и знакомой
Песней тревожить мой слух.
Сонмы могильных видений,
Звуки живых голосов…
Тихо вечерние тени
Синих коснулись снегов.
2 февраля 1901
Душа молчит. В холодном небе
Всё те же звезды ей горят.
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат…
Она молчит, – и внемлет крикам,
И зрит далекие миры,
Но в одиночестве двуликом
Готовит чудные дары,
Дары своим богам готовит
И, умащенная, в тиши,
Неустающим слухом ловит
Далекий зов другой души…
Так – белых птиц над океаном
Неразлученные сердца
Звучат призывом за туманом,
Понятным им лишь до конца.
3 февраля 1901
Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.
Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?
В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
6 марта 1901
Ночью сумрачной и дикой —
Сын бездонной глубины —
Бродит призрак бледноликий
На полях моей страны,
И поля во мгле великой
Чужды, хладны и темны.
Лишь порой, заслышав бога,
Дочь блаженной стороны
Из родимого чертога
Гонит призрачные сны,
И в полях мелькает много
Чистых девственниц весны.
23 апреля 1901
Навстречу вешнему расцвету
Зазеленели острова.
Одна лишь песня не допета,
Забылись вечные слова…
Душа в стремленьи запоздала,
В пареньи смутном замерла,
Какой-то тайны не познала,
Каких-то снов не поняла…
И вот – в завистливом смущеньи
Глядит – растаяли снега,
И рек нестройное теченье
Свои находит берега.
25 апреля 1901
В день холодный, в день осенний
Я вернусь туда опять
Вспомнить этот вздох весенний,
Прошлый образ увидать.
Я приду – и не заплачу,
Вспоминая, не сгорю.
Встречу песней наудачу
Новой осени зарю.
Злые времени законы
Усыпили скорбный дух.
Прошлый вой, былые стоны
Не услышишь – я потух.
Самый огнь – слепые очи
Не сожжет мечтой былой.
Самый день – темнее ночи
Усыпленному душой.
27 апреля 1901. Поле за Старой Деревней
Так – разошлись в часы рассвета.
Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.
Там – матерь сына не узнает,
Потухнут страстные сердца…
Там безнадежно угасает
Мое скитанье – без конца…
И вдруг, в преддверьи заточенья,
Послышу дальние шаги…
Ты – одиноко – в отдаленьи,
Сомкнешь последние круги…
В передзакатные часы
Среди деревьев вековых
Люблю неверные красы
Твоих очей и слов твоих.
Прощай, идет ночная тень,
Ночь коротка, как вешний сон,
Но знаю – завтра новый день,
И новый для тебя закон.
Не бред, не призрак ты лесной,
Но старина не знала фей
С такой неверностью очей,
С душой изменчивой такой!
Всё бытие и сущее согласно
В великой, непрестанной тишине.
Смотри туда участно, безучастно, —
Мне всё равно – вселенная во мне.
Я чувствую, и верую, и знаю,
Сочувствием провидца не прельстишь.
Я сам в себе с избытком заключаю
Все те огни, какими ты горишь.
Но больше нет ни слабости, ни силы,
Прошедшее, грядущее – во мне.
Всё бытие и сущее застыло
В великой, неизменной тишине.
Я здесь в конце, исполненный прозренья,
Я перешел граничную черту.
Я только жду условного виденья,
Чтоб отлететь в иную пустоту.
17 мая 1901
Кто-то шепчет и смеется
Сквозь лазоревый туман.
Только мне в тиши взгрустнется
Снова смех из милых стран!
Снова шопот – и в шептаньи
Чья-то ласка, как во сне,
В чьем-то женственном дыханьи,
Видно, вечно радость мне!
Пошепчи, посмейся, милый,
Милый образ, нежный сон;
Ты нездешней, видно, силой
Наделен и окрылен.
20 мая 1901
Белой ночью месяц красный
Выплывает в синеве.
Бродит призрачно-прекрасный,
Отражается в Неве.
Мне провидится и снится
Исполненье тайных дум.
В вас ли доброе таи
Волшебником буду сегодня
И неудачу в удачу я превращу.
Заговорили молчавшие.
Обернулись назад уходившие.
Закивали все грозные.
Поникли все угрожавшие.
Мысли пришедшие как голубь
Залегли для управления миром.
Самые тихие слова принесли
Бурю. И ты шёл, как тень
Того, что должно наступить.
И ребёнком ты станешь,
Чтобы стыд не мешал тебе.
Ты сидел у проезжих ворот,
Доступных для каждого плута.
Спрашивал, кто хочет тебя
Обмануть? Что тут удивительного?
Удачливый охотник найдёт
Достойную охоту. Найдёт вне страха.
Но, получив удачу свою,
Уходя, знаю я, что не всех
Из вас я увидал. Лучшие
Встречи остались без
Завершения. И много добрых
Мимо прошли или ещё
Не дошли. А я их не знал.
И переодетым я сидел между
Вами. И вы закутались
В разные ткани. Молча
Хранили заржавленные ключи
От ворот.
Не гремит колесница войны.
Что же вы не ушли от погони,
На верху бранденбургской стены
Боевые немецкие кони?
Вот и арка. Проходим под ней,
Суд свершив справедливый
И строгий.
У надменных державных коней
Перебиты железные ноги.
Пусть роют щели хоть под воскресенье.
В моих руках надежда на спасенье.
Как я хотел вернуться в до-войны,
Предупредить, кого убить должны.
Мне вон тому сказать необходимо:
"Иди сюда, и смерть промчится мимо".
Я знаю час, когда начнут войну,
Кто выживет, и кто умрёт в плену,
И кто из нас окажется героем,
И кто расстрелян будет перед строем,
И сам я видел вражеских солдат,
Уже заполонивших Сталинград,
И видел я, как русская пехота
Штурмует Бранденбургские ворота.
Что до врага, то все известно мне,
Как ни одной разведке на войне.
Я говорю — не слушают, не слышат,
Несут цветы, субботним ветром дышат,
Уходят, пропусков не выдают,
В домашний возвращаются уют.
И я уже не помню сам, откуда
Пришёл сюда и что случилось чудо.
Я всё забыл. В окне ещё светло,
И накрест не заклеено стекло.
Ломиться в Райские ворота,
Наивно-глупый перебор.
На вход в Эдем, ведь тоже квота,
И, очень тщательный отбор.
Баран, уставившись на новые ворота,
Склонился лбом, - и погрузился в размышленья:
"Какая всё же, превосходная работа –
Дизайнерских фантазий воплощенье! "
"Всё отшлифовано, подогнано, подбито;
Резьба узорная; – орнамент завитушек;
По верху, лаком под орех покрыто.
Восторг такой – мозги слетят с катушек! "
"Сомнений нет! – Я вижу Райские Врата! "
- Тараня лбом, он пробивает створ.
Но, где же, Рай? – Баранов всех мечта.
Пред ним, всё тот же, скотный двор.
Как древние в Коломенском ворота
(Они стоят совсем недавно тут,
За ними - ничего, а было что-то),
Так в никуда слова мои ведут.
Но иногда люблю я распахнуть
Вот эти створки - и в далекий путь!
Иль в ближний омут - что одно и то же.
И это все совсем на смерть похоже.
Уж взяты Бранденбургские ворота,
Над ними гордо реет красный флаг,
Вот три шага всего до поворота,
Где весь в дыму поверженный Рейхстаг.
Жаль, нет местечка на Европы карте,
Что не коснулось бы судьбой войны,
Стоит солдат российский в Трептов-парке,
Один как перст, в объятии тишины.
Звезда Победы золотом мерцает,
Над всей многострадальною Землей.
Герой войны рассветы там встречает,
Напоминая, про последний бой.
Отдых напрасен. Дорога крута.
Вечер прекрасен. Стучу в ворота.
Дольнему стуку чужда и строга,
Ты рассыпаешь кругом жемчуга.
Терем высок, и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема,
Что воздвигала Царевна Сама?
Каждый конёк на узорной резьбе
Красное пламя бросает к тебе.
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись.
Все колокольные звоны гудят.
Залит весной беззакатный наряд.
Ты ли меня на закатах ждала?
Терем зажгла? Ворота отперла?
12 колонн, словно ноги
Слона, что здесь встал на века,
И помнят они очень многих,
Чья память порой коротка.
Над ними летит колесница
С четверкой коней на восток,
Богиню Победы, как птицу,
Несет в даль времен ветерок.
Да, немцы всегда воевали,
Примеров побед их не счесть,
И эти ворота здесь встали,
Героям воздать чтобы честь.
Но стали как будто бы ниже
В параде французских солдат –
Летит колесница в Париже,
Врата без квадриги грустят.
Ирена вернулась к ним снова,
Когда европейских держав
Они захватили знамена,
Четырежды в битве прижав.
Воротами Мира должны быть,
А стали Вратами Войны.
И вот уже битвы иные
Рвут в клочья их тяжкие сны.
Порой содрогнутся, припомнив,
Как грозной волною огня
Истерзаны были колонны,
Летели осколки, звеня.
Руинами здания стали,
Горит все, грохочет, ревет.
Да, битвы подобной не знали
Столпы Бранденбургских ворот.
Разбита квадрига Победы?
Так нечего лезть на Восток!
Тогда б не обрушились беды
На город, где фюрер был Бог.
И немцы, и русские рядом
Лежат под обломками стен.
А смерть поливает уж градом
Других на кровавой черте.
- 2 -
Здесь каждое здание – крепость,
И бункер на бункере тут,
Хоть бьются фашисты здесь крепко,
Но Гитлеру все же капут.
Вот логово черного зверя,
Власть тьмы здесь творила закон,
Но фюрер тогда не поверил,
Что "драйх" на Восток обречен.
Да, ночка была не из легких!
Дрожала от взрывов земля.
На помощь залегшей пехоте
Танк выполз, гремя и пыля.
Из тех бранденбургских, известных,
От тех триумфальных ворот
Он шел, все круша повсеместно,
Он шел все вперед и вперед.
Рейхстаг впереди огрызался,
Косил наступавших свинцом.
Но с кем он, ребята, связался,
Хотя неплохим был бойцом?
Танкист залп дает по Рейхстагу
И тут же идет на пролом –
Взвилось пламя красного флага
Над куполом гордым крылом.
Все яростней схватка за схваткой
Внутри помещений и вне,
Идет за атакой атака,
Из щелей встают, из камней.
Пожаром рейхстаг весь охвачен,
От дыма вокруг чернота.
Но вот белый флаг замаячил –
Поверженный сдался Рейхстаг.
И что уж тянуть, если фюрер
Бесславно закончил жизнь так?
Но в центре столицы воюют –
Туда развернул дуло танк.
Дралась Канцелярия жестко.
Да, в плен им идти не с руки,
Отмыться теперь уж непросто
Но смерть от пятна не спасет.
И вскоре призыв к гарнизону
Услышат: "Оружье сложить! " -
Оставят опасную зону
Солдаты с надеждою жить.
- 3 -
В зенит солнце флаг поднимало,
Когда поплыла тишина,
И в центре 2-го уж мая
Сложила знамена война.
Окраины, злобно сощурясь,
Победные вспомнили дни,
Но только последнего тура
Итоги им не отменить.
К Рейхстагу пешком, на машине,
А кое-кто на лошадях
Народ повалил, все спешили
Подняться наверх погодя.
А прежде автограф оставят,
Чтоб помнили здесь на века,
Что мы из железа и стали,
И армия наша крепка.
Поблизости танк развернулся,
Улыбкой сияет стрелок,
Вот спрыгнул, слегка отряхнулся
И поднял с земли уголек.
"Мы из Оренбуржья", - он вывел
На этой берлинской стене,
Припомнив все дни боевые,
Живых и погибших парней.
Здесь, в сердце немецкой столицы,
Под аркой победно пройдут
Не мифов известные принцы,
А те, чей бы мирным был труд,
Когда бы с бредовой идеей
Сверхнации Гитлер не взмыл,
Когда бы "блицкриг" свой злодейский
На практике не применил.
Теперь Бранденбургским воротам
Бывает обидно до слез,
Когда вдруг до переворота
Лишь шаг от фашистских угроз.
Опять не стоять бы в руинах,
Опять не пылать бы в огне,
Читайте также: