Отдых на пути в египет мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо, его учителя и неповторимый стиль письма
Б.Э. Мурильо. Автопортрет
О детстве Бартоломе Мурильо известно немного. Родился он в 1617 году в семье цирюльника, причем – севильского, да и всю почти жизнь провел в этом испанском городе. В десять лет мальчик потерял отца, спустя еще год – мать, после чего был отправлен на воспитание в дом своей тетки и ее мужа. Но бедным родственником Бартоломе не стал: его новая семья была достаточно богатой, а опекуны относились к племяннику хорошо. Заметив его талант к рисованию, они обеспечили ему обучение у известного в Севилье художника Хуана де Кастильо. Старшая сестра Анна заменила мальчику мать.
Б.Э. Мурильо. Мальчик с собакой
Севилья в те времена была городом богатым, процветающим. Из Нового Света шли корабли, груженые золотом инков и ацтеков, а статус главного испанского морского порта давал большие преимущества и приносил огромную прибыль. Севилье была дарована монополия на торговлю с Вест-Индией. А потому и художники были обеспечены работой и хлебом насущным; и монастыри, и отдельные заказчики охотно оплачивали труд живописцев, не стал исключением и Мурильо. Некоторое время он зарабатывал продажей небольших холстов, а в 1645 году получил большой заказ от монастыря францисканцев, ставший переломным в его карьере.
Б.Э. Мурильо. Кухня ангелов
Семья, Дева Мария и ангелы на картинах Мурильо
В тот период Бартоломе Мурильо женится, его супругой становится донья Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, из семьи ювелиров. Поступают все новые заказы – главным образом, от церквей и монастырей. Большая часть наследия художника посвящена библейской тематике, особенно – прославлению Девы Марии. Мадонны Мурильо были особенными, не типичными для живописцев того времени. Открытое нежное лицо, устремленные на зрителя или к небесам выразительные темные глаза, полные любви – такой предстает Дева Мария на произведениях Мурильо. И если в качестве моделей для своих жанровых картин художник часто приглашал местных жителей, из народа, то в качестве главного женского христианского персонажа Мурильо обычно позировала его жена.
Б.Э. Мурильо. Поклонение пастухов
Б.Э. Мурильо. Отдых на пути в Египет
В 1660 году уже знаменитый живописец участвовал в создании местной Академии художеств и стал ее первым президентом. После смерти Веласкеса его звали на придворную службу, но Мурильо отказался, оставшись в родном городе.
Б.Э. Мурильо. Дети с раковиной
Художник искренне интересовался жизнью простых людей, на его полотнах часто появлялись жанровые сцены с детьми. У Мурильо такие картины получались живыми, естественными, добрыми, порой забавными. Да и у него самого был полон дом детей. В 1663 году донья Беатрис умерла во время очередных родов, и в жизни художника произошел перелом. Некоторое время он вообще не брал в руки кисть. И следующие два десятка лет прожил вдовцом, так больше и не женившись.
Жизнь в монастыре и служение искусству
Б.Э. Мурильо. Благовещение
Он переехал с детьми из роскошного особняка в комнаты монастыря капуцинов, там Мурильо прожил до самой своей смерти. Для этой обители он выполнил большую работу по украшению алтарной стены. В творчестве Мурильо все чаще возникала тема подвигов христианского милосердия.
В 1680 году, когда каноник одного из монастырей Севильи Домонте был возведен в епископский сан, Мурильо была заказана картина, изображающая архангела Рафаила и обращенного к нему с молитвой епископа. Образ архангела был выполнен художником в нетипичной для испанцев манере. Моделью для этого персонажа послужила женщина.
Б.Э. Мурильо. Девушка с фруктами
Б.Э. Мурильо. Две девушки у окна
КНИГИ 410680 АВТОРЫ 125410 СЕРИИ 42466 ЖАНРЫ 502 ГОРОДА 1114 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16291 ТЕГИ 317301 СТАТЬИ 553
Мурильо остался круглым сиротой и очень бедствовал. Возможно, что в эти грустные дни он познал и много сладких минут в дружбе и играх с такими же маленькими нищими, каким он был сам. Есть что-то совершенно особенное, ни у кого больше не встречавшееся в том (лишенном всякой аффектации) идеализировании грязной уличной обыденности, которая сказывается в подобных картинах Мурильо. Но, опять-таки, какой прекрасный поэт обнаруживается в тех его картинах, где пейзаж играет большую роль, например, на двух эрмитажных картинах, рассказывающих эпизоды из истории Иакова. Совершенно и исключительной красоты — “Благословение Иакова”, где несколько неприятно действует только “разрез дома”.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Благословение Иакова Исааком. 1665/70. Холст, масло. 245х357,5. Инв. 332. Из собр. Маркиза Вильяманрике, 1811
Пейзаж же, занимающий две трети картины, бесподобно прекрасен в своей чисто испанской суровости. Едва ли найдется во всем Эрмитаже картина, которая так просто и так сильно передавала бы жизнь природы, игру серебряного света, меланхолию душного грозового дня.
Настоящим поэтом Мурильо обнаруживает себя и в некоторых своих религиозных композициях, когда избранная тема ближе к его личному настроению. Прелестно, например, наше (чересчур потемневшее) “Поклонение пастухов”, принадлежащее к первому периоду творчества мастера (“идея Ночи Корреджио, переиначенная на мужицкий лад”), но еще поэтичнее “Антоний Падуанский”, к которому Христос является в виде малого ребеночка.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов. Холст, масло. 197х147. Инв. 316. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779
Картины в Берлине и в Севилье рисуют разные моменты того же видения, но ни одна из них не содержит в себе столько искренней умиленности, столько “благости”, как эрмитажная. И какая на сей раз сила убедительности у Мурильо! Сюжет ведь очень неправдоподобен. Между тем, глядя на картину, веришь и заражаешься экстазом простодушного, добрейшего монаха перед той метаморфозой, которую избрал Спаситель, чтобы предстать перед святым, целиком ушедшим в думы о детстве Христовом, о любви Христа к детям, о детской непорочности и о Царстве Небесном, для детей уготовленном. Слезы восторга готовы брызнуть из глаз Антония, и кажется, сам Мурильо должен был плакать, когда вдохновение натолкнуло его на это изображение.
Менее отрадны композиции Мурильо торжественного характера вроде “Благовещения” и “Непорочного зачатия”.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие. 1670-е. Холст, масло. 195х145. Инв. 387. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779
Здесь жанровые, реалистические элементы как-то остаются не связанными с мистическим заданием. Не веришь и такой, слишком простоватой, ancillae Domini на “Благовещении”, не веришь “амурам”, что облетают Богородицу, спускающуюся с неба или несущуюся ввысь “Непорочное зачатие” и “Вознесение”. Даже нотки искренности звучат в этих картинах диссонансами, неестественно, жеманно. Разочарование именно в картинах такого характера более всего “повредило” Мурильо. Но в чисто живописном отношении и они — перлы, так же как горячий в тоне, бархатистый “Отдых св. Семейства” или нежное в красках, превосходно написанное “Бегство в Египет”.
Бартоломе Эстебан Мурильо. Отдых на пути в Египет. Холст, масло. 136,5х179,5. Инв. 340. Из собр. Жана де Генья, Париж, 1768
Живописцы конца XVII в.
К художникам, завершившим период расцвета испанской живописи, принято относиться с еще меньшей симпатией, нежели к Мурильо, однако когда видишь лучшие произведения Кареньо, обоих Антолинесов, Коэльо, Серезо, Эспинаса, Ириарта, Менендеса, обоих де Торресов, Тобара, Вальдеса Леала и др. в испанских музеях и церквах, исполняешься к их несколько мертвенному искусству большим уважением. Все это громадные виртуозы и первоклассные техники. Впрочем, из них Коэльо и Кареньо достигают и большой силы впечатления в тех случаях, когда они лучше вспоминают национальные заветы своей школы: строгость и искренность. Эрмитаж дает лишь слабое понятие о некоторых из них, другим приписаны плохие картины, едва ли исполненные даже учениками и помощниками мастеров.
Серрезо, Матео Торрес,матиас де Ириарте, Игнасио Де Эспиноса, Хуан де
Лучше всего посчастливилось у нас Серезо (1635 — 1675), представленному картиной “Св. Мария Египетская” (“Мария Египетская в пустыне”. В наст. время автором считается Хосе Клаудио Антолинес.), напоминающей лучших Фети, и Матиасу де Торресу (1631 — 1711) с его эффектной в красках картиной 1697 года “Представление в храме”. Произведений последнего великого художника Испании, открывающего эру истории “новой живописи”, — Гойи (1742 — 1829) Эрмитаж вовсе не содержит. [56]
Игнасио де Ириарте. Переправа вброд. Холст, масло. 62,5х83,5. Инв. 310. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
Хуан де Эспиноса (В наст. время автором считается Бартоломе Кардучо). Бегство в Египет. Холст, масло. 126,5х105,3. Инв. 376. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
Атрибуция же “Сельский праздник” (В наст время автором считается Корнелис де Валь (1592 — 1667), Фламандская школа), “Христос вседержитель”, “Мадонна”, “Рождество христово”, “Крещение Христа” (В наст время автором считается Хосе Клаудио Антолинес), “Снятие с креста”, “Голова молодой девушки” — X. Антолинесу, Барросо, Кастильо, Maco, Мойе, Наваррете, Вальдесу Леалю, а также прелестной болонской картинки “Сон Магдалины” (“Мария Магдалина”) — Менендесу (В наст. время автором считается Бенедетто Лути, Флорентийская школа.), лишены всякого основания. Любопытны в документальном отношении подписные картины Ф. Камильо
Великие испанские художники
Эль Греко 1541-1614 "Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги" 1570-е
Алонсо Кано 1601-1667 "Распятие" 1650-е
Диего Родригес Веласкес "Завтрак" 1617
Диего Веласкес "Портрет герцога Оливареса"
Мурильо "Вознесение" между 1670 и 1680
Бартоломе Эстебан Мурильо "Отдых на пути в Египет" 1665-1670
Питер Пауль Рубенс "Портрет камеристки Инфанты Изабеллы" 1625
Франческо Мельци 1493-1570 "Флора"
Тициан 1485 (90) - 1576 "Портрет юной женщины"
Франс Халс 1580-1666 "Мужской портрет"
Рембрандт 1606-1669 "Святое семейство" 1645
Рембрандт ван Рейн 1606-1669 "Портрет старика в красном" 1652-1654
Рафаэль "Мадонна Констабиле" 1500
Микеланджело "Скорчившийся мальчик" ок. 1530
Антуан Ватто 1684-1721 " Затруднительное предложение"
Ипполит (Поль) Де Ларош "Портрет Генриетты Зонтаг" 73x60 см, Франция. 1831
Жюль Далу "Портрет девушки"
Кристина Робертсон середина XIX века
Кристина Робертсон "Дети с попугаем" 1856
Жан Леон Жером "Бассейн в гареме"
Огюст Роден 1840-1917 "Поэт и муза"
Огюст Ренуар "Девушка с веером" 1881
Огюст Роден "Вечная весна" после 1884
Огюст Ренуар 1841-1919 "Девушка с веером" 1881
Огюст Ренуар "Портрет актрисы Жанны Самари" 1878
Огюст Ренуар "Портрет актрисы Жанны Самари" 1878 фрагмент
Огюст Ренуар "Ребенок с кнутиком" 1885
Огюст Ренуар "Женский портрет"
Огюст Ренуар "Голова женщины"
ТУРИСТОВ НА ВХОДЕ ЖДЕТ ТЕРМОМЕТРИЯ И ПРОВЕРКА СПРАВОК
Еще в августе, до запуска чартеров и снятия ограничений на полеты, ситуация в аэропортах курортов была очень напряженной, особенно на вылете. Но даже по прибытии и с услугой Fast Track прохождение всех процедур занимало больше часа.
В декабре же на прохождение всех пограничных и других обязательных формальностей и получение багажа ушло всего 45 минут.
Если в августе на этой процедуре был занят всего один сотрудник санитарной службы, то теперь таких специалистов двое. И работает эта парочка довольно шустро, пусть и несколько формально: в основном они лишь смотрят QR-коды на справках и сертификатах.
Для быстроты процесса визуальный контроль медицинских документов ведется в разных потоках: пассажиры с ПЦР-тестами шли в одной очереди, с сертификатами о вакцинации – в другой. На этом этапе пассажиры также сдают декларацию о состоянии здоровья, которую они заполнили на борту самолета.
ПОГРАНКОНТРОЛЬ ЗА 15 МИНУТ
После проверки справок и сертификатов путешественники следуют на погранконтроль.
Напомним, туристам, которые не собираются покидать территорию Южного Синая во время отдыха, ставится бесплатный синайский штамп. Но если туристы собираются на экскурсию в Каир или в другой регион Египта, им нужно приобрести визу стоимостью 25 долларов США. Оплата – наличными.
На погранконтроле потребуется предъявить паспорт и форму для въезда. Ее выдают в самолете и забирают сотрудники пограничной службы на въезде.
Ожидание в очереди на погранконтроле занимает 10-15 минут. Потребуется сдать биометрию: сделать фото и отпечатки пальцев обеих рук. Последняя процедура вызывает у некоторых наших соотечественников вопросы: не всем сразу понятно, как именно нужно это сделать.
После получения штампа не стоит торопиться убирать паспорт: печать о въезде снова проверят перед выходом в зал получения багажа. Очередь и на этом этапе стала меньше: проверяющих трое, а раньше был только один.
Далее остается лишь забрать багаж и выйти из терминала. На выходе все сумки и чемоданы ставятся на ленту интроскопа: таким образом египтяне проверяют прибывших на предмет контрабанды.
ОЧЕРЕДЕЙ НА ВХОДЕ В ТЕРМИНАЛ ОТПРАВЛЕНИЯ НЕТ
Процесс вылета россиян из курортных аэропортов Египта активно обсуждался в социальных сетях и СМИ: туристам приходилось стоять в очередях по 4-5 часов, иногда и больше.
После вмешательства Ростуризма и многократных обращений российских авиакомпаний и туроператоров процесс нормализовался.
На входе в терминал требуют показать паспорт и билет (можно в электронном виде). Прежде очереди формировались уже на этом этапе, но сейчас такого нет даже если в ближайшую пару часов запланированы несколько рейсов в Россию.
Снова просят показать паспорт и билет.
В ТЕРМИНАЛЕ НА РЕГИСТРАЦИИ ПУСТО
Как видно на фото, в терминале перед стойками регистрации на рейс все спокойно: скопления туристов нет.
Можно сказать, что в терминале пусто, хотя в тот момент велась регистрация на три рейса, вылетающих в Россию.
Пассажиры в обычном режиме регистрируются на рейс. После этого все по стандартной схеме: погранконтроль, а затем еще один досмотр – уже перед входом в накопитель для посадки на рейс.
Осенью в аэропорту Шарм-эль-Шейха российских туристов проводили только через один сканер. Сканер рассчитан на два человека: женщины в одну очередь, мужчины параллельно в другую.
Сейчас таких аппаратов три. Соответственно, одновременно через них может проходить не двое, а шесть человек. Здесь приходится снимать обувь. Далее снова тактильный досмотр: прощупывают волосы, руки-ноги, спину, и даже резинки нижнего белья.
ПЕРЕД ПОСАДКОЙ В САМОЛЕТ – ФИНАЛЬНЫЙ ДОСМОТР
Мы писали ранее, что внутри терминала на Южном Синае переформатировали пространство. Действительно, россиянам отвели часть правой половины терминала. Отсюда вылетают все российские рейсы.
И вот на этом финальном этапе, когда кажется, что уже все позади, пассажиров ждет еще один досмотр, снова организованный по гендерному признаку. И, пожалуй, эта очередь по ощущениям самая долгая и тягостная.
Во-первых, потому что все уже устали и хотят поскорее сесть в самолет. Во-вторых, потому что все проходит в сжатом пространстве: приходится стоять близко к друг другу.
ЕГИПЕТ ЛЮБИТ РОССИЮ
Вылет из Египта сейчас организован неплохо и относительно быстро. Того кошмара, о котором осенью писали СМИ и блогеры, уже нет. Однозначно можно сказать, что сотрудники аэропорта Шарм-эль-Шейха стали работать лучше, отчего пассажирам стало комфортнее.
Фото: Елена Мягкова
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Читайте также: