Отдых крестьян в 17 веке
Тяжела жизнь крестьянина. Городской житель может лишь представить себе эту жизнь, жизнь человека, каждый день которого это тяжелый физический труд. День ото дня крестьянину приходится выполнять множество работ. Основными занятиями крестьянина являются земледелие и животноводство. Также крестьяне занимаются садоводством, пчеловодством, кузнечным делом и различными ремеслами, изготавливают себе одежду, посуду, обувь.
Утро крестьянина начинается задолго до того, как просыпаются городские жители – с рассветом и криком петухов. За день крестьянину предстоит сделать очень многое. Первым делом ему нужно накормить скотину. Во дворе у крестьянина можно встретить разных животных, таких как гуси, куры, козы и свиньи. После того как крестьянин покормит животных он обычно приступает к дойке коров и уборке хлева.
Затем крестьянин приступает к скромному завтраку, который чаще всего состоит из каши, хлеба, сала и молока. Еда на крестьянском столе однообразная и скудная, ведь приходится на всем экономить. После сытного завтрака крестьянин отправляется в поле, где ему предстоит хорошо потрудится над будущим урожаем, но даже упорный труд не дает гарантии получить хороший урожай. Крестьянина кормит земля, а она нуждается в постоянном уходе. Работу в поле приходится начинать с утра пораньше, пока солнце еще не слишком высоко.
Чтобы не голодать зимой крестьянин вынужден большую часть времени проводить в поле с лопатой, граблями и плугом вспахивая землю. Женщины, чтобы скрасить свою работу поют. Не сидят без дела и дети, помогая взрослым выгуливать и пасти скот.
Большую часть работы крестьянин старается закончить до обеда. На обед крестьянин отправляется домой, чтобы поесть и хоть немного передохнуть. Нередко обед крестьянина проходит в поле и состоит из небольшого перекуса.
Также крестьянину предстоит косить сено, чтобы запастись кормом для животных. После того как сено высохнет его необходимо собрать в стог.
Вечером наступает черед домашних дел: уборка, стирка, приготовление пищи. Спать крестьяне ложатся рано, чтобы хорошенько отдохнуть, ведь утром им снова предстоит вставать ни свет ни заря.
Что посеешь – то и пожнешь
Из словесных портретов русских крестьян наши современники знают, что эта прослойка общества вела натуральное хозяйство. Такой деятельности присущ потребительский характер. Производство конкретного хозяйства представляло собой продукты питания, необходимые человеку, чтобы выжить. В классическом формате крестьянин трудился, чтобы прокормить себя.
В деревенских краях крайне редко покупали еду, а питались довольно просто. Пищу люди именовали грубой, поскольку длительность приготовления сокращалась до минимально возможной. Хозяйство требовало большой работы, немалых усилий, отнимало очень много времени. У женщины, отвечавшей за приготовление пищи, не было ни возможности, ни времени для приготовления разнообразных блюд или сохранения продуктов на зиму какими-то особенными способами.
Из словесных портретов русских крестьян известно, что люди в те времена питались однообразно. На праздники обычно свободного времени было побольше, поэтому стол украшали вкусными и разнообразными продуктами, приготовленными с особенным изыском.
Как считают современные исследователи, прежде сельские женщины были более консервативными, поэтому старались пользоваться одними и теми же ингредиентами для приготовления блюд, стандартными рецептами и приемами, избегая экспериментов. В некоторой степени такой подход к повседневному питанию стал бытовой традиционной чертой общества того времени. Сельские жители к пище были довольно равнодушными. Как следствие, рецепты, призванные разнообразить рацион, казались, скорее, излишеством, нежели нормальной частью повседневной жизни.
О рационе
У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.
Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.
Несколько интересных сочинений
Любопытные наблюдения
Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.
Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.
Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.
Еда средневековых крестьян
Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку. Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века. На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво. Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества. Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали. По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира. У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука. Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.
Бытовая культура
Как демонстрируют живописные портреты русских крестьян, а также рассказывают труды корреспондентов сообществ, занимавшихся в те времена этнографией, уровень культуры в быту в крестьянской среде определялся прогрессом конкретного населенного пункта и его сообщества, в целом. Классическое место обитания крестьянина – изба. Для любого человека того времени одним из знакомых жизненных моментов было строительства жилища.
Лишь возведя собственную избу, персона превращалась в домовладельца, домохозяина. Чтобы определить, где будет возводиться изба, собирали сельский сход, сообща принимали решение под отвод земли. Бревна заготавливали с помощью соседей или всех жителей села, так же вели работу над срубом. Во многих регионах строили в основном из дерева. Типичный материал для создания избы – круглые бревна. Их не отесывали. Исключением были степные регионы, губернии Воронежа, Курска. Тут чаще возводились мазаные хаты, свойственные Малороссии.
Как можно заключить из рассказов современников и живописных портретов русских крестьян, состояние жилья давало точное представление о том, насколько обеспечена семья. Мордвинов, приехавший в начале 1880-х в губернию вблизи Воронежа дабы организовать тут ревизию, отправлял потом высоким чинам отчеты, в которых упоминал об упадке изб. Он признавал, что дома, в которых живут крестьяне, поражают тем, насколько убого выглядят. В те времена крестьяне еще не возводили дома из камня. Такие здания были лишь у помещиков и других богатых людей.
Семнадцатый век занимает особенное место в русской истории. Это последнее столетие патриархального русского государства, пропитанное духом старины и традиций. Конечно, уже после Смутного времени начинается процесс движения страны к абсолютизму, появляется много новшеств почти во всех сферах жизни общества и государства, за которыми уже виднелась фигура грозного преобразователя – Петра.
Отсюда изучение семьи имеет важность, выходящую далеко за пределы бытовой сферы. Это, прежде всего, изучение самого общества, его основ и особенностей.
Документов, в которых косвенно отразилась русская патриархальная семья в XVII в., довольно много. Большой пласт архивных источников, который касается царской семьи, сохранился в РГАДА.2 Однако большей частью эти документы известны исследователям, поскольку их часто используют в исторических работах. В данной статье нам бы хотелось подойти к выбранной теме с иной стороны, а именно: заглянуть в провинцию. Что представляла собой русская семья в провинции? На это вопрос мы бы и хотели ответить. Для этого считаем возможным использовать богатый архивный материал по отдельно взятому уезду. Поскольку автору пришлось посвятить свою научную деятельность изучению Елецкого уезда больше, чем изучению других регионов, то остановимся на нем.
Древний Елец был уничтожен татарами в 1414 г. Город был построен заново в 1593 г. Елецкий уезд занял обширное пространство Верхнего Дона, расположившись между Воронежским и Тульским регионами. Елецкий уезд был крупнейшим по численности населения и территории на Верхнем Дону в первой половине XVII в. Только в Ельце, Курске и Воронеже существовали крупные посады и торгово-ремесленное население. Елец также был важнейшим оборонительным пунктом на юге России в XVI-XVII вв. Наконец, богатый архивный материал по Елецкому уезду позволил нам создать четкое, целостное представление о русской патриархальной семье того времени.
Человек без семьи в XVII в. был почти невозможен. В то время человек, живущий без нормальной семьи, выглядел в глазах современников так же необычно и сочувственно, как если б он не имел рук или ног.
Отношения между мужчиной и женщиной в семье строились в большинстве случаев в пользу мужчины. Но были случаи, когда женщина могла играть в семье большую роль, что можно объяснить особенностями характеров супругов.
В 1617 г. от елецкого помещика Дениса Сухитина бежали две крестьянские семьи к соседнему помещику Семену Маняхину. Началась тяжба, по итогам которой в 1621 г. всех крестьян Сухинин вернул. Но почему-то он не отдал молодую крестьянку Анну. Этого сразу не обнаружил Сухитин. Только в 1623 г. он начал добиваться возвращения крестьянки. В челобитной в Москву по этому делу он обращал внимание на то, что Анна замужем за крестьянином соседнего села, и что у нее есть семилетняя дочь, которая живет с отцом. Однако Маняхин крестьянку отдавать не желал. Интересно, что семья Анны - муж, отец и мать - вообще не требовали возвращения ее от помещика. Во всяком случае, документов, подтверждающих это, нет, о них ни слова не говорит и Сухитин в своей челобитной14. Сведений о том, чтобы сама Анна пыталась вернуться обратно, тоже не имеется.
Было бы ошибкой недооценивать роль женщины в патриархальной семье. В силу физического превосходства мужчина имел больше власти, но роль женщины не уменьшалась в этих случаях, а скорее становилась не столь заметной. Рассмотрим случаи, где женщина проявляла большое мужество и жизненную стойкость.
Весной 1628 г. атаман разбойников Демьян Разоритель бежал из елецкой тюрьмы. Елецкие воеводы сообщили в Москву об этом происшествии и 10 июня получили наказ провести следствие по этому делу. Были арестованы служащие тюрьмы, сторожа и родственники Демьяна Разорителя. Арестантов посадили в тюрьму и допрашивали в порядке следствия.
Первым и единственным родственником оказалась жена Демьяна, имя которой ни разу не было названо в документах. Тесть скончался накануне, после драки в своей деревне. Жена была также арестована и посажена в тюрьму. На допросе жена ничего не рассказывала, хоть ее и подвергали пыткам. Однако работники тюрьмы в ходе допросов сообщили, что за плату сторож отпускал Демьяна Разорителя на ночь к жене. За регулярные прогулки к жене атаман платил сторожу по 2 алтына15.
В поместье у Анны Хрущевой проживали десять крестьян и четверо бобылей в своих дворах. Размер ее земель - 255 четвертей земли и сенокос 200 копен. Анна обладала большими хозяйственными способностями. Она значительно увеличила свои владения за счет расширения села Борисоглебского, которое полностью принадлежало ей. В 1646 г. Анна Хрущева – одна из крупнейших землевладелиц Елецкого уезда17. На ее земле проживали сто шестнадцать крестьян и бобыль, притом, что 60 % местных помещиков вообще не имели крестьян18.
В местнических спорах и даже в земельных делах учитывался авторитет клана, семьи, рода. Первое место тут играли мужчины: деды, отцы, дядья, братья. Ярким примером этого являются дворянские роды, сумевшие войти в местную элиту и пробиться на службу в Москву. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на судьбу елецких дворян Бехтеевых, Хрущевых и Лазаревых. Только благодаря тому, что все они на протяжении двух-трех поколений дружно рвались к власти и увеличивали свои земельные богатства, их представители попали в окружение царя Алексея Михайловича, царевны Софьи и Петра I26.
Семейная сплоченность имела не только практические цели. Для уважаемого человека семья - часть его жизни, предмет гордости и заботы. Яркий пример этому - посадский человек Прокофий Федорович Орлянкин. Прокофий начал карьеру примерно в 1618 г., тогда ему было лет пятнадцать-шестнадцать. Он служил целовальником при елецкой таможне. Его задачей было аккуратно вести таможенные книги. Скоро он скопил денег и завел в Ельце торговую лавку. Примерно тогда он и обзавелся семьей. В 1626 г. Орлянкин продал лавку и занялся более крупной торговлей.
Мы привели достаточно фактов из жизни людей XVII в., чтобы понять, что представляла собой семья в то время. Прежде всего, бросается в глаза семейная сплоченность. Тут за традицией скрывается практический интерес: семья, род, клан помогали выстоять в сложное и нестабильное время, каким и было по преимуществу наше прошлое. В те годы почти не было проявлений индивидуальности, личности, поскольку сама жизнь не позволяла таким явлениям распространяться. Особенности исторического развития, традиции православия, климатические условия – все это способствовало развитию прочных семейных отношений. В результате даже сознание средневекового человека было семейным, родовым. Это психологическая особенность осталась и в дальнейшем. Для русской девушки XVIII-XIX вв. главное событие в жизни – брак. Бо́льшая часть богатого народного фольклора так или иначе связана с браком. Песни, гадания, поверья в народной женской среде всегда имеют целью удачный брак. Девушка, не вышедшая замуж в нужное время, могла стать изгоем и в XIX в. Об этом ярко свидетельствует этнография. Можно указать на богатый этнографический материал, который хранится в Государственном архиве Орловской области. 90 % этого материала середины XIX в. так или иначе связано с темой брака и семьи29.
1 Алексеев Ю. Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. - СПб., 2005. - С. 432.
2 Нехватко О. В. Записные книги Московского стола Разрядного приказа XVII века. - М., 2001; РГАДА. - Ф. 142. - Оп. 1.
3 РГАДА. - Ф. 210. - Оп. 4. - Д. 87. - Л. 290 – 292об.
4 Там же. - Белг. ст. стлб. 2. - Л. 41 – 43.
5 Там же. - 1659. Белгородский стол. - Ст. 433. - Л. 77.
7 Там же. - Разрядные вязки. - Д. 2. - Ч. 2. - № 2. - Л. 36об.
8 Там же. - Л. 25, 25об.
9 Там же. - Ф. 141. - Д. 1. - Л. 159.
10 Там же. - Ф. 1209. - Д. 136. - Л. 357.
11 Там же. - Ф. 210. - Оп. 4. - Д. 87. - Л. 48.
12 Там же. - Д. 88. - Л. 97.
13 Ляпин Д. А. Генеалогия дворян Бехтеевых по документам XVII в. // Единство гуманитарного знания: новый синтез: Материалы XIX научной конференции РГГУ. - М., 2007. - С. 201-204.
14 РГАДА. - Ф. 210. - Оп. 19. - Д. 9. - Ч. 1. - Л. 287-288.
15 Там же. - Ст. Приказного стола. - Д. 31. - Л. 462-472.
16 Там же. - Ф. 1209. - Д. 132. 1628/30. - Л. 887.
17 Там же. - Д. 135. - Л. 177-177об.
18 Ляпин Д. А. Социальная дифференциация детей боярских Юга России в XVII в. // Вестник ВГУ. Серия: Гуманитарные науки. - Воронеж, 2006. - Вып. 2. (Часть 2). - С. 273-284.
19 Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв. - М., 2005. - С. 546.
20 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. - М., 1987. - С. 77.
21 РГАДА. - Ф. 210. - Разрядные вязки. - Д. 2. - Ч. 2. - № 2. - Л. 20-22.
22 Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. // Российское законодательство X-XX веков. - М., 1985. - Т. 3. - С. 168.
23 Там же. - С. 165.
24 РГАДА. - Ф. 210. 1659. - Белгородский стол. - Ст. 433. - Л. 19.
25 Глазьев В. Н. Власть и общество на Юге России в XVII в. - Воронеж, 2001. - С. 190.
26 См.: Ляпин Д. А. Генеалогия дворянских родов Елецкого уезда по документам XVII в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Классическое наследие и новые направления: Материалы XVIII научной конференции РГГУ. - М., 2006. - С. 273-276.
Что делают крестьяне летом. Что делали русские крестьяне зимой?
В холодное время года большинство крестьян в деревнях находили себе множество полезных занятий, чтобы хоть как-то улучшить свой нелегкий быт. Отсутствие хлопот в огороде не означало, что людям нечем было заняться. Зима всегда являлась временем, когда жители деревень могли переделать дела, на которые у них летом просто не было времени.
Холодными русскими зимами большинство мужчин плотничали, ведь вся мебель в доме изготавливалась своими руками. К этому ремеслу отцы приучали сыновей еще с раннего детства, чтобы те в будущем смогли обеспечить себя и свои семьи самыми необходимыми вещами: лавками, столами, хозяйственной утварью. Многие мужики умели делать сани, которые отлично продавались потом на ярмарках.
Зимой глава семьи обычно ездил в лес за дровами, ведь печки требовали большого их количества. Даже имея запасы дров, редко какой мужик сидел дома в ясную морозную погоду. В лесу можно было найти много чего интересного для кустарного изготовления мебели и не только. Так особенно ценились прялки, которые делались не из древесины, а из корней деревьев. Это сейчас нам непонятно, почему это приспособление для изготовления нитей так сильно ценилось нашими предками, а тогда прялка была в каждом доме. Вместо работы в огородах женщины брали шерсть, состриженную со своей скотины, и пряли из нее нитки.
Как мальчики с детства начинали плотничать, так и маленькие помощницы с юных лет приучались к этому ремеслу. Выходя замуж девушка всегда брала с собой прялку, которая входила в обязательный список приданного.
Помимо хозяйственных забот люди с нетерпением ждали зимних праздников, когда народ мог ненадолго забыть о тяжелом труде. Так на Коляду веселые ряженные обходили все избы в деревне, где их угощали пирогами, сладостями и хмельными напитками. Свои костюмы ряженые готовили к празднику заблаговременно. Хозяева с нетерпением ждали колядующих, ведь сам древний обычай колядование – был призван принести в дом благополучие и защитить живущих здесь от всех бед и несчастий. Кроме того, колядовать было весело и интересно!
Чтобы было еще веселее, перед праздниками начиналось приготовление сусла для хмельного пива. Рожь собиралась из каждого деревенского дома, а затем проращивалась. Изготовлением сусла занимались только самые ответственные люди, которые умели на глаз поддерживать нужную температуру будущего хмельного напитка. Как только сладкое и густое сусло было готово, его начинали раздавать всем жителям деревни. Особенно щедро одаривали стариков и детишек, считалось, что этот напиток обладал целебными свойствами. Само же пиво созревало к празднику Николы зимнего, после чего и начиналась его праздничная дегустация с веселыми плясками и песнями.
Что делают крестьяне осенью. Осень в жизни крестьянина
Подготовила: Негробова Е.Н.,
Учитель истории и обществознания
с. Шипуново Алтайский край
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС НА РУСИ ОПОВЕЩАЛ О НАСТУПЛЕНИИ ОСЕНИ.
ОСЕНЬ – ВРЕМЯ УБОРКИ УРОЖАЯ.
ЖАТВА СЧИТАЛАСЬ ЖЕНСКИМ ЗАНЯТИЕМ. ЖЕНЩИНЫ НАДЕВАЛИ БЕЛЫЕ РУБАХИ, ПОДПОЯСЫВАЛИСЬ И, ВЗЯВ В РУКИ СЕРПЫ, ШЛИ РОЖЬ ЖАТЬ. РЕБЯТИШЕК ОСТАВЛЯЛИ ДОМА, А ГРУДНИЧКОВ БРАЛИ НА ПОЛЕ.
ЛОМОТА В СПИНЕ, ДА ЗАТО ХЛЕБ НА СТОЛЕ.
КРЕСТЬЯНСКИЙ ОБЕД ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ.
ЖАТВА ПОДВОДИЛА ИТОГ ВСЕМУ МНОГОДНЕВНОМУ ТРУДУ КРЕСТЬЯНИНА
В НАРОДЕ БЫЛ ТАКОЙ ОБЫЧАЙ: К ПРАЗДНИКУ УРОЖАЯ УКРАШАТЬ ПЕРЕДНИЙ, Т.Е. КРАСНЫЙ УГОЛ ИЗБЫ ПОСЛЕДНИМ ДОЖИНАЛЬНЫМ СНОПОМ.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ОСЕННИХ РАБОТЛЮДИ УСТРАИВАЛИ ПРАЗДНИКИ, ЯРМАРКИ,
ОСЕНЬЮ ПОСЛЕ УБОРКИ УРОЖАЯ ИГРАЛИ СВАДЬБЫ, А ЖЕНИХА И НЕВЕСТУ ОСЫПАЛИ ЗЕРНОМ НОВОГО УРОЖАЯ
ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ, ЗЕМЛЕ, ХЛЕБЕ:
Гумно не солома красит, а зерно.
День прозевал - урожай потерял.
Крестьянин без земли, как дерево без корня.
Землю уважай, она дает урожай.
Что делают крестьяне конов закапывают лошадей. Мир русской деревни
В древние времена Русь покрывали густые леса. Освобождая землю от леса, крестьяне превращали ее в свою кормилицу. Из поколения в поколение передавали земледельцы секреты своего труда.
Начинался год в те времена весной, а не зимой, как сейчас. Ведь именно весной крестьяне выходили на пахоту. Происходило это не в какой–то определенный день, а тогда, когда земля была готова. Считалось, что земля должна подсохнуть так, чтобы не резалась пластами, а рассыпалась под сохой. Но и не успела затвердеть настолько, чтобы соха не могла ее взять. Готовность земли к пахоте определяли так: горсть земли сначала крепко сжимали в кулаке, а затем кулак разжимали. Если земля рассыпалась при падении, значит, готова для пахоты, если падала комком – еще не поспела. Такой способ проверки земли может и сегодня подойти.
Земледельцы выкликивали весну песнями:
Землю пахали сначала сохой: получались частые и глубокие борозды с одинаковым наклоном с двух сторон. Главная часть сохи – рассоха – толстая длинная деревянная доска с раздвоением внизу – ногами, на которые надевали металлические наконечники – сошники. Сошниками и подрезали горизонтально землю. Второй раз сохой рассекали уже каждый отваленный пласт земли. Пахать сохой было непросто: она то и дело выскакивала из земли. К тому же соху необходимо все время держать на весу. Поэтому такая работа была очень тяжелой.
Наряду с сохой в качестве пахотного орудия применялся плуг. В отличие от сохи он не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. Плуг использовали на тяжелых почвах с глубоким плодородным слоем – в южных степных районах. На севере и северо–востоке Руси, где почвы бедные и глубокая вспашка не нужна, пахали сохой. Деревянный плуг имел толстый полоз, железный нож – резак, железный широкий лемех, горизонтально насаженный на полоз и подрезающий пласт земли снизу, и отвал.
Пахотные орудия (рало, соха)
После вспашки земледельцы почву боронили. Борону делали из решеток с зубцами–гвоздями. Борона в древние времена называлась суковаткой: она делалась из еловых бревен с довольно длинными сучками. Позже стали делать бороны в виде решетки из деревянных брусьев, между которыми крепили деревянные или железные зубья. Брусья в бороне скрепляли с помощью кореньев.
Как гребень прочесывает волосы, так и борона – поле, выравнивает, выдирает камешки. После бороны земля, как пух. Боронили поле, как правило, при заделке семян или во время сева. А когда нужно было глубже заделать семя, то применяли и соху. Но это случалось редко, потому что излишнее заглубление семян ведет к гибели урожая.
Все культуры крестьяне сеяли в определенные сроки. Народные приметы гласят: береза распускается – сей овес, зацвели яблони – пора сеять просо. Ячмень начинали сеять, когда зацветет можжевельник. Знаком для сева овса служило начало кваканья лягушки, а начало кукованья кукушки значило, что пора сеять лен.
2. Бороны плетеные
Ячмень, пшеница, рожь
День сева был самым ответственным днем для крестьянина. Представим себе такую картину. Крестьянин в белой рубашке с лукошком, привязанным на груди, выходил в поле. Сеятель ходил по полю босым. Он шел неторопливо, сначала в одну сторону, затем – в другую и горсть за горстью бросал отборное зерно, беря его из лукошка. Сеял молча, словно священный обряд совершал.
Для сева выбирали сухую безветренную погоду, чтобы зерно сеялось равномерно. Сеять надо было непременно в сухую погоду и потому, что иначе сорняки опередят хлеб.
Ячмень сеяли охотнее, хотя урожай получали меньший. Это растение более привередливое. Оно боится холодных почв, сухости и сырости.
Крестьяне никогда не сеяли на одном поле одни и те же культуры. В первый год на одном поле сеяли рожь, затем овес, потом поле отдыхало, а уж на следующую весну – пшеницу.
Что делают крестьяне днём. Режим дня русского крестьянина XV века
Когда в летописях, научных книгах и учебниках по истории речь заходит о XV веке, первым делом они развернуто повествуют о князьях, боярах и воеводах, о первом государе Всея Руси Иване III Васильевиче, о борьбе с Золотой Ордой и междоусобицах, а вот повседневность русского крестьянина историческими источниками освещена очень слабо. Между тем именно крестьянство вплоть до начала XX столетия составляло абсолютное большинство и достигало в разные века до 90% населения. Основным историческим документом, по которому современные историки могут составить представление о крестьянском быте того периода, являются Новгородские писцовые книги 1495–1505 годов, целью которых была инвентаризация хозяйственных угодий и населения захваченной Иваном III Новгородской земли.
Что делают крестьяне зимой. Что делал русский крестьянин зимой
Что делал русский крестьянин зимой
Что делают крестьяне в времена года. Крестьянский выход
Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог расплатиться по налоговым и оброчным обязательствам и покинуть имение помещика лишь за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. С XVI века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. При этом надо отметить, что до сих пор историками не найден конкретный закон об отмене Юрьева дня . В связи с этим, в исторической науке существует 2 концепции закрепощения крестьян — указное и безуказное. По мнению русского историка В. Н. Татищева крестьяне были закрепощены Борисом Годуновым в 1592 году, но после его смерти текст документа был утерян и так до сих пор не найден. В преамбуле Уложения царя Василия Шуйского о крестьянах 1607 года было записано.
К сожалению документ не сохранился, остался лишь только его пересказ Татищева. Тезис о закрепощении крестьян царем Фёдором, подтверждается письмом царю, написанным в 1595 году старцами Пантелеймоновского монастыря.
1. Об особенностях отопления домов
2. О внутреннем убранстве дома
Интерьер крестьянской избы был весьма скуден: основными элементами убранства была печь, а также красный угол, где всегда располагались одна или несколько икон. Вдоль стен устанавливались помосты и лавки, именно на них жители дома не только сидели, но и спали. Кроме того, зачастую убранство крестьянской избы не предусматривало наличие полок для посуды - утварь хранили все под теми же лавками, а одежду - в сундуках.
3. Об отсутствии окон
В более холодных районах, где отопление по-черному было более распространенным, нередко строили так называемые курные избы. Их отличает отсутствие окон - их заменяли небольшие отверстия в стенах для выхода дыма, а после протопки печи их закрывали. Правда, и в таких домах иногда также размещали дымоходы, в том числе кирпичные. А вот в южных районах избы имели окна, ведь проблема удержания тепла в доме не стояла настолько остро.
4. О материале для пола
В этнографических музеях зачастую крестьянские избы имеют деревянные полы. Однако в реальности это не всегда было так: наблюдалась зависимость от месторасположения. Так, в ряде районов в домах делались песчаные полы: их тщательно утрамбовывали, чтобы тот становился твёрдым. А иногда избы и вовсе вкапывали в землю.
5. О крестьянском рационе
Питание крестьян было довольно простым и незатейливым в приготовлении, ведь на создания деликатесов или редких сложных блюд у них попросту не было времени. Зачастую меню обычной семьи составляли хлеб, лепёшки из гречневой и овсяной муки, каши и овощи. Первым блюдом обычно выступали щи. А мясо ели крайне редко, причем оно было либо вяленым, либо сушеным в печи - сказывалось отсутствие холодильников.
6. Об одежде
Одевались отечественные крестьяне в повседневной жизни куда проще, чем это обычно рисуется. Прежде всего, носить вышиванки, белые косоворотки и яркие платья и платки тем, кто работает на земле буквально руками, попросту невозможно. Поэтому в основном одежда была представлена серо-чёрными оттенками. Материалом для рубах и юбок обычно выступало толстое домашнее сукно. Справедливости ради, следует уточнить, что нарядная одежда у крестьян, конечно, была - иначе в музеях и в искусстве ее бы тоже не было - но ее носили только по праздникам.
Читайте также: