Куда сходить с детьми в душанбе
Душанбинская и Таджикистанская епархия открывает приют для детей из бедных русских семей. Нужна помощь!
Как расходуются средства
Если не будет ваших возражений, положительная разница между суммой, достаточной для помощи по данному объявлению, и общей суммой поступивших пожертвований будет направлена на помощь другим нуждающимся в той же категории просьб.
Георгию уже 15 лет, а выглядит он только на 8, и в школе мальчик совсем не учился. Вместо уроков Гоша мыл общественные туалеты в Душанбе. А жил в бараке вместе с бабушкой и двумя сестрами. Мама мальчика умерла от рака. Отец семейства пытается как-то помогать теще растить его детей, но зарабатывает немного – едва хватает на аренду комнаты в бараке, где живет эта многодетная семья. Гошу сейчас оформляют в вечернюю школу, чтобы он все-таки закончил 9 классов.
Сейчас в церковном приюте для русских детей в Душанбе уже живут пять ребят. И у каждого – непростая судьба.
Ниночка в этом году пошла в первый класс. Девочка вместе с мамой уехала из дома, потому что дом рушится, и жить в нем опасно. У мамы Ниночки не было ни денег, ни работы. А теперь есть – Ирину трудоустроили в тот же приют (у нее медицинское образование).
В приюте живут не только душанбинцы. Илюша, например, приехал из северного города Худжанда. Это очень музыкальный ребенок, у него и слух хороший, и голос. В приюте уже решили, что отдадут его в музыкальную школу. И еще один мальчик – Макар, его мама глухонемая.
Родители этих мальчиков живут очень бедно и сами просили, чтобы их детей взяли в приют. Во-первых, будут накормлены, во-вторых, смогут учиться в школе, где все предметы преподают на русском языке. А это сегодня большая проблема. Русских школ в Таджикистане почти не осталось, дети из русских семей вынуждены ходить в таджикские. И
начинают забывать родной язык.
Живут ребята в недавно отремонтированном здании, расположенном на территории епархии, рядом с храмом. Сейчас там полностью готовы две комнаты – одна для мальчиков, другая для девочек. А в будущем, говорят сотрудники, разведем их по разным этажам: мальчики будут жить внизу,
девочки наверху.
Благодаря помощи Синодального отдела по благотворительности, для приюта уже закуплены кроватки, стиральная машина, одежда и школьные принадлежности. Очередная потребность – оборудование в приюте собственной кухни.
Для этого требуется целый список необходимых вещей: холодильник, плита, посудомоечная машина, посуда и другая кухонная утварь. А также мебель – большой обеденный стол и 15 стульев, которые сделают для ребят местные мастера. Кстати, максимальная наполняемость приюта – 30 детей.
В епархии подсчитали приблизительные расходы на все эти кухонные траты. Получилось 311 692 рубля. Давайте поможем нашим маленьким соотечественникам!
По крайней мере, так считает сама Лола.
Догадываться о том, что с моим сыном происходит что-то не то, я начала давно, но, к моему большому стыду (я ведь врач по образованию), я практически ничего не знала об этом явлении как об отдельном психическом нарушении. Я только понимала, что мой малыш развивается не как его сверстники.
— Откуда пришла первая помощь?
Я даже не могла понять, что его беспокоит, что болит, когда он плачет. Все вокруг говорили, что Камол – необучаемый ребенок, но я не хотела ставить на нем крест.
— На протяжении 14 лет, без выходных и праздников, вы живете с аутизмом. Что помогает вам не выгореть эмоционально? Как проводите досуг?
Сейчас я благодарю Бога за то, что он дал мне такую судьбу. Ведь благодаря тому, что произошло со мной, появилось объединение, которое помогает сотням людей с проблемами аутизма. Согласилась бы я заново прожить свою жизнь? Да! Но я никогда не пожелала бы своим детям еще раз пройти через то, через что они прошли.
— Расскажите о случае, который потряс вас до глубины души.
— Недавно я стала свидетелем того, как один из мальчиков – сотрудник нашего социального кафе — танцевал. Вы знаете, это мальчик очень замкнутый, асоциальный, ему сложно выражать свои чувства и эмоции. Но когда я застала его во время танца, я поняла все то, что он так долго держал в себе.
— Вы преодолели в себе много личностных страхов. А какие не удалось перебороть?
— Есть такой страх. Страх того, что будет с Камолом после того, как нас с мужем не станет. Это страх многих родителей особенных детей. Пока мы живы, мы делаем все для нашего ребенка, а потом куда ему дорога?
Он всю жизнь жил в семье, и мы для него – весь мир. Поэтому мы хотим создать систему, которая защищала бы особенных детей, когда нас не будет.
Было бы хорошо, если б это движение поддержали и у нас. Но проблема в том, что не все аутисты могут выражать свои чувства, а некоторые совсем не умеют говорить.
— Что вы говорите родителям, когда диагностируете у ребенка аутизм?
— Сколько лет я работаю, до сих пор не научилась говорить об этом родителям. У меня просто не поворачивается язык сказать об этом. Могу по полчаса ходить вокруг да около, чтобы найти подходящий момент, но дело то в том, что подходящего момента просто нет.
Родители все разные и воспринимают информацию по-разному.
Мы стараемся оказать моральную поддержку, которую сами в свое время не получили. Ученые говорят, что практически все люди проходят одинаковый цикл горя. И пока каждый родитель не пройдет через этот цикл, он не сможет воспринимать информацию.
— Если бы вам сказали, что исполнится любое ваше желание — но только одно, что бы вы загадали?
— Чтобы в Таджикистане аутизм, наконец, признали отдельным нарушением в нейроразвитии человека и признали право аутистов на доступ к качественной жизни.
Сочинение на тему Душанбе — столица Республики «Таджикистан. Это самый крупный и красивейший город страны, его политический, культурный, деловой и экономический центр. Город расположен на высоте 800 метров над уровнем моря в самом центре густонаселенной, плодородной Гиссарской долины, юга Таджикистана. Зеленым, прекрасным островом раскинулся он на территории в 124,6 квадратных километров.
С севера на юг его пересекает река Варзоб (Душанбинка), а с востока на запад – Кафирниган, что несколько смягчает умеренный, резко континентальный климат региона.
Фото для сочинения о Душанбе
Средняя температура зимы здесь + 1С, а лета + 28С. Максимальное количество осадков выпадает зимой и весной, в летний и осенний сезоны, дожди идут крайне редко.
Численность населения города, по данным на 2018 год, составляет 875 тыс. человек, что составляет примерно 10 % от всего населения республики. Этнический состав, в процентном отношении выглядит следующим образом: таджики -85,4; узбеки-8,2; русские-5,1; другие национальности — менее 3 процентов.
ИСТОРИЯ ДУШАНБЕ
До революции 1917 года, этот тихий, маленький городок, насчитывавший всего 500 дворов, находился во владении Восточной Бухары и считался абсолютной провинцией. Однако, все изменилось в 1920 году, когда скрываясь от большевиков, эмир бухарский перебрался сюда и основал в Душанбе свою резиденцию. Вслед за эмиром пришли войска Красной Армии и история города просто понеслась вскачь.
К концу 1920г красноармейцы выбили эмира бухарского из города, потом их самих потеснили войска басмачей под предводительством Энвера-Паши, но в 1922 г удача вновь улыбнулась большевикам. 14 июля город вновь перешел в их руки, и был объявлен центром Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики, которая к 1929 году была реорганизована в Таджикскую ССР, а Душанбе стал ее столицей.
С провозглашением независимости в 1991 году, Душанбе стал столицей Республики Таджикистан – суверенного государства в составе СНГ.
Сегодня в Душанбе располагаются и осуществляют свою деятельность: Правительство страны, ее Кабинет министров, представительства Организации Объединенных Наций, Международного валютного фонда, Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе, другие политические институты., дипломатические миссии иностранных государств.
Город живет обычной жизнью крупного мегаполиса, делового и политического центра, небольшой развивающейся страны.
Его экономический потенциал составляют 145 предприятий различных форм собственности в следующих отраслях: легкая промышленность, электротехническая отрасль и машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность, производство строительных материалов и металлургия.
Здесь сосредоточены и исправно функционируют, предприятия железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта.
К услугам туристов предоставлены комфортабельные отели и гостиницы, рестораны, бары и кафе быстрого обслуживания, широкая сеть развлекательных заведений.
Сегодняшний Душанбе — это город-сад с широкими улицами и площадями, красивыми тенистыми парками и аллеями, прохладными искусственными озерами и говорливыми фонтанами.
Там, где стремительный Варзоб, пенясь и беснуясь, врывается в город, на высоком уступе раскинулось красивейшее место в столице - парк Садриддина Айни, в центре которого высится величественный, отделанный цветным мрамором мавзолей великого литератора.
Сквозь весь город, вплоть до аэропорта пролегла широкая магистраль – проспект Рудаки, вдоль которого и сосредоточены почти все достопримечательности Душанбе.
Красивейшие площади города — Привокзальная, им. 800-летия Москвы, площадь им. С. Айни, им. Дусти, площадь Путовского.
Гордостью Душанбе является мемориал Исмоила Сомони – символ таджикской государственности, несущий в себе идею национального примирения и гражданского согласия.
1997 год. Фото Душанбе
Особого внимания заслуживает здание театра оперы и балета им. Айни, с его легкими, летящими колоннами, краеведческий музей им. Бехзода и Национальная библиотека им.Фирдавси – замечательными памятниками прошедшей эпохи застывшие на улицах современного города.
Еще одна достопримечательность города – рынок. Суетливое, шумное, многоголосое восточное торжище, на котором можно купить все и вся, были бы деньги. Здесь непременно обратите внимание на дары таджикской земли, считающиеся самыми вкусными и экологически чистыми во всей Центральной Азии.
Настоящая гордость Душанбе –Ботанический сад, находящийся в 9 км от города и раскинувшийся на территории, занимающей десятки гектаров. Тут представлены растения со всех концов земли, от нежных жителей субтропиков до флоры суровых северных краев.
Вообще, окрестности Душанбе интересны и удивительно живописны, с массой интереснейших достопримечательностей. Таких, как Гиссарская крепость, бывшая резиденция наместника бухарского эмира, расположенная в 26 км западнее столицы, или 30-ти метровый водопад Гузгарф — красивейший природный объект Гиссарского хребта, находящийся недалеко от Душанбе в одном из ущелий реки Варзоб.
В 1981 году восьмилетняя Аня Чедия окончила первый класс ленинградской школы. Родители — геологи и диссиденты — отправили дочь на каникулы к бабушке в Таджикистан. Когда Аня приехала в Душанбе, в квартиру, которую она знала и любила с раннего детства, то очень удивилась: в маленькой советской двушке одновременно жили около 20 незнакомых ей людей разного возраста. Они спали на полу вповалку, прижавшись друг к другу, ели, постелив на тот же пол клеенки, и вообще были довольно странными — вели себя слишком восторженно и неестественно. Бабушка Ани — профессор палеонтологии, доктор биологических наук — была в их числе.
Делал он это при помощи сомнительных методик, как физических (удары электричеством, публичные порки и групповые избиения), так и моральных: систематические унижения, слежка, изнурительная трудотерапия, слом воли людей были нормой для этой организации.
При этом последователями Столбуна были многие представители научной и творческой интеллигенции
По разным данным, с ним были связаны Эдуард Успенский, Ролан Быков, Владимир Шаинский, Василий Ливанов, представители политической и военной элиты. Многие из сектантов приводили в коллектив свои семьи. Так случилось и с восьмилетней Аней: деятельная и авторитетная бабушка сначала забрала в секту внучку, а потом привела туда ее родителей и других членов семьи. Мама и папа Ани, ее дядя и все родственники, кроме дедушки, также стали последователями Столбуна и полностью разделяли его идеи.
Тогда начался новый период в жизни секты — туда стали массово приводить проблемных (по мнению родителей) подростков, как бы на перевоспитание. Но также в секте оказывались и совершенно обычные, домашние дети — как восьмилетняя Аня Чедия, которая смогла осмыслить и отрефлексировать этот опыт только спустя много лет.
— Написать об этом мне хотелось всегда, сколько я себя помню. Причем вначале все было наоборот: я представляла себе героическую сагу о замечательном месте, где из меня, такого ничтожества, воспитали хорошего человека. Но чем старше я становилась, тем лучше понимала, что мне и другим просто морочили голову. Все, что там происходило, было преступно по отношению к детям, и во главе всей системы стоял совершенно безумный человек.
Я начала осознавать, что это было жутким преступлением, когда у меня появился свой ребенок
До этого думала: наверное, все делалось правильно, ведь я выросла такой сильной и самостоятельной! Но родилась моя дочь, и я стала мысленно примерять принятые в секте методы к ней, к другим детям, с которыми я работала в садике, в яслях, частной няней. Я думала: так, сейчас я должна избить ребенка? А сейчас надо сказать ему, что он вырастет наркоманом или проституткой, полным ничтожеством? Так поступали наши родители, так поступали взрослые в секте. Но это же дикость! Это не может быть правильным! И у меня в голове сложилась совершенно иная картина.
Детей в секте приучали к лишениям с раннего возраста: вместе с родителями они перемещались по стране автостопом (либо зайцами в плацкартных вагонах, на полках для багажа), жили в скученных и антисанитарных условиях палаточных лагерей или квартир-штабов, могли целыми днями трудиться на огородах, неполноценно питались и были лишены элементарного ухода, а в свободное время разучивали и пели пионерские песни, читали патриотическую литературу о подвигах во имя родины и партии и постоянно доносили друг на друга — это в секте считалось почетным.
Анна Чедия Сандермоен и Татьяна Успенская с участниками коллектива Столбуна в походе. Душанбе — Москва. 1982 год. Фото из архива Анны Чедии Сандермоен
Анна Чедия Сандермоен вспоминает, что девочек в секте за самый незначительный проступок (например, не успела заплести волосы) могли назвать лохудрами, проститутками. Ее саму так называли с первых дней в коллективе, то есть с 8 лет:
Если посмотреть на архивные фотографии из жизни секты Столбуна, то создается странное впечатление. Казалось бы, в публичном поле уже появилась масса разоблачающих этот культ откровений, по факту избиения детей были заведены уголовные дела. А с фото на нас смотрят смеющиеся девочки в симпатичных платьях, беспечные родители с детьми, отдыхающие в палаточном лагере, есть много групповых фото, на которых человек 30–40 взрослых и детей веселой гурьбой радуются жизни.
Наша героиня в своем посте в фейсбуке прокомментировала этот феномен. О том, что в секту едет фотограф или кто-то из СМИ, всегда сообщалось заранее. И всем тут же было велено мыться и причесываться, а чтобы у людей на фото блестели глаза и на щеках был румянец, их попросту били: пощечины как раз давали именно такой эффект.
Виктор Столбун считал, что детей обязательно нужно бить, иначе они будут зажатыми и заторможенными
Анна Чедия Сандермоен говорит, что, даже будучи ребенком, понимала — подобные методы никак на нее не влияют:
— Человек с хорошим образованием, с богатым жизненным опытом и критическим мышлением, глядя на это безобразие, мог бы сделать выводы. Но тогда люди верили в коммунизм, а если кто-то думал по-другому, считалось, что у него шизофрения или еще какой-нибудь диагноз. Вся советская психиатрия строилась на том, что инакомыслие — это болезнь. В секте в основном были люди с узким техническим образованием, они легко поддавались на псевдонаучные теории, которые продвигала, например, моя бабушка. Она сравнивала нервную систему человека с нервной системой моллюска, объясняла, через какие точки на нее можно воздействовать. И люди всерьез думали: если я врежу своему ребенку по попе и по лицу, где расположены эти точки, это пойдет ему на пользу. Бред полный, но в это верили.
Анна Чедия покинула коммуну в конце 1980-х, когда руководители секты, прячась от проверок (на них все-таки начали поступать жалобы), отправили детей по домам. Девочке тогда было 13 лет. Возвращение к нормальной жизни было долгим и болезненным. Анна прошла этот путь одна, не получив поддержки даже от самых близких людей. Первого человека, который ее выслушал и понял, она встретила уже во взрослом возрасте: это был ее муж Шетил Сандермоен:
— Люди в СССР (да и в других странах) никогда толком не знали, как воспитывать детей. В советское время думали, что дети — это маленькие солдатики, их нужно изначально муштровать, чтобы они росли стойкими и сильными. До сих пор у меня в России много знакомых, которые считают, что ребенку не нужно создавать тепличных условий — например, искать хорошую школу с мягкими методиками воспитания. Пусть учится выживать, пусть окунется в реальную жизнь, и чем раньше, тем лучше.
Эта секта была абсолютно советским явлением, порождением существующего порядка
Дело даже не в коммунистических идеях, комсомольских значках и патриотических песнях, которые мы пели в хоре. Мы ни от кого не прятались — наоборот, мы занимались просветительством и пропагандой, ездили по стране с концертами, показывали спектакли. Зрители прекрасно видели, что на сцену выходят дети откровенно запущенные, грязные, вшивые, — и воспринимали это как должное. Никто не спрашивал, почему от нас воняет, где мы спим, где наши родители. Никому до этого не было дела: нам аплодировали, нас показывали по телевизору. Почему? Потому что Столбун, как паук, плел свою сеть, он принимал на свое так называемое лечение очень статусных людей, и его поддерживали власти на местном и более высоком уровне. Такое совершенно невозможно в нормальной стране.
Дочери Анны сейчас 16 лет, и она старается говорить с ней обо всем, честно рассказывает о своей жизни, рассказывает о том, какой эта жизнь может быть. Но при этом постоянно подчеркивает: мама рядом, к ней всегда можно прийти за помощью, она поддержит и не осудит. А еще Анна учит свою дочь слушать себя, понимать, чего она хочет (а чего нет), а если кто-то обижает — кричать, жаловаться, бить тревогу, давать отпор. А не терпеть и смиряться, как в свое время учили ее:
Мне не хотелось поучать читателя, поэтому я старалась показать происходящее глазами маленькой девочки
Читайте также: