Куда сходить на петроградке
Что посмотреть на маршруте: Районная Библиотека, Домик Петра 1, Петровская набережная, крейсер Аврора, Нахимовское училище, Пожарная часть номер 1, Соборная Мечеть, метро Горьковская, Александровский Парк, Балтийский дом, Мьюзик холл, Большой проспект Петроградской стороны.
Маршрут прогулки по Санкт-Петербургу является частью проекта 10 000 шагов.
Протяженность: 6,5 км, 9 300 шагов, 2-2,5 часа. Карта маршрута на Яндекс.Картах.
Сезон и время для прогулки: маршрут хорош в любое время года. Но лучше в безветренную погоду (хотя безветрие в Питере большая редкость), иначе прогулка не принесет достаточно удовольствия.
Набережные и улочки Петроградки хороши и в темное время суток, они достаточно освещены. А в декабре и январе еще и красиво украшены новогодними огнями.
Маршрут можно закольцевать. То есть закончить там, где начали. Это удобно, если надо вернуться, например, к машине или к метро.
Домик Петра I, Аврора, Пожарная часть номер 1
Мы начинаем от здания ЛенНИИпроекта на Троицкой площади. Сам институт считается крупнейшим научно‐исследовательским и проектный центром по жилищно‐гражданскому строительству. Проще говоря именно тут решают, как будут выглядеть и функционировать наши города. Почему он интересен нам — тут большая парковка и всегда можно приткнуть автомобиль без страха, что у него прибавится вмятин и царапин.
Следующий же дом в сторону Петроградской набережной — дом, построенный в эпоху конструктивизма по заказу Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Общество было расформировано в 1935 году, а дом построен двумя годами раньше и сейчас является объектом культурного наследия РФ. Он и сейчас называется домом политкаторжан, хорошая статья о нем есть в Петербургском The Village. В доме 200 небольших квартир: 2-х и 3-комнатные. Интересно, что изначально в квартирах не было кухонь, шкафы для хранения продуктов. Общественное питание всего дома было организовано на первом этаже в большой столовой. Со временем столовая стала библиотекой, а квартиры были перепланированы и получили нормальные кухни.
← Поворот налево на Петровскую набережную
Сворачиваем на Петровскую набережную и через дом доходим до Домика Петра I. Первая жилая постройка в Санкт-Петербурге, был построен в 1703 году как летний дом для царя и сохранился почти в первоначальном виде. Дом обнесен забором с воротами, которые большую часть времени на замке. Напротив, на набережной Нивы стоит пара китайских львов Ши-цза, доставленных сюда в 1907 году из Манчжурии.
← Поворот налево на Пеньковую улицу
Поэтому стоит свернуть налево за угол училища на улицу Пеньковая и взглянуть на еще один корпус училища, выстроенный в виде квадрата с большим внутренним двором. Между этими корпусами искусственное футбольное поле и, неожиданно, Санкт-Петербургская община прогрессивного иудаизма Шаарей Шалом.
Поворот направо на улицу Мичуринская →
В конце улицы еще один корпус Нахимовского училища, направо за ним — Пожарная часть номер 1. Действующая, образцовая пожарно-спасательная часть. Построена в 1874 году по проекту известного академика и архитектора Николая Брюллова. Собственно им спроектировано и здание самой части и пожарное депо.
← Поворот налево на улицу Куйбышева
А после поворачиваем налево, на улицу Куйбышева, где может заинтересовать дом номер 5 — бывший доходный дом Бурмистрова.
Построенный в 1914 году под руководством известных архитекторов Раппопорта и Иофана, он имеет закрытую форму двора-колодца. И колодец довольно небольшой. Есть смысл заглянуть в арку и посмотреть на двор изнутри. Во многих квартирах еще сохранились первоначальные балконы, окна и двери. Если вдруг есть открытые парадные — можно прошмыгнуть и туда, подняться по лестнице на пару этажей.
Поворот направо на Кронверкский проспект →
Александровский парк, ул. Введенская, Большой проспект Петроградской стороны
Напротив станции в жилом доме по адресу Кронверкский проспект, 23 в доходном доме жены сенатора Е. К. Барсовой с 1914 по 1921 годы снимал квартиру Максим Горький. Сюда же в гости к Горькому приезжал Герберт Уэллс. В советское время эту квартиру поделили на три части, и в 2018 году одну из них, двушку площадью 52 квадрата, продавали за 11,5 млн ₽.
А еще в доме на Кронверкском, 23 всегда было много интересных лавок и магазинов.
Поворот направо на ул. Введенская →
Введенская в длину всего 550 метров, от Кронверкского проспекта до Большого проспекта Петроградской стороны. Она застраивалась с 80-х годов XIX века и до 1940 года. Но есть один дом, который был построен в 2008 году. Угадаете какой?
А наиболее интересный на Введенской это дом номер 7, бывший доходный дом купца Михайлова. Он выделяется и архитектурно, и исторически.
В квартире номер 50 на четвертом этаже с 1915 по 1927 годы жил Борис Кустодиев, художник, стоявщий у истоков советской детской книги, книжной графики, советского плаката. В 1916 году из-за опухоли спинного мозга он утратил возможность двигаться и все работы писал лежа в кресле-качалке. В квартире на Введенской брат художника Михаил Кустодиев смонтировал систему блоков с тросами и противовесами, чтобы художник мог самостоятельно натягивать полотна и передвигаться на коляске по комнате.
Из окна своей квартиры Кустодиев наблюдал февральскую революцию 1917 года. Услышав, что на улице что-то происходит, Борис Михайлович попросил дочь Ирину подкатить его кресло к окну, установить мольберт и писал картину около трех часов, пока не зашло солнце.
Введенская церковь, что на картине, перестала существовать еще в 1932 году, во времена когда большевики активно боролись с верой. Кустодиев, умерший в 1927 году разрушения церкви уже не застал. Церковь снесли, а на ее месте разбили сквер. Интересно, что сейчас сценарии совсем другие 🙂
Поворот направо на Большой проспект Петроградской стороны → Прямо 1,1 км
Большой проспект ПС (Петроградской стороны) был застроен в последнюю треть XIX века и в начале XX. Будучи основной транспортой артерией Петроградской стороны он проектировался изначально широкой просторной улицей. В 1860 году на нем действовала одна из первых конно-железных городских дорог. К паре-лошадей был прицеплен небольшой трамвайный вагон с пассажирами. В 1908 году конку заменили на трамвай, а в 1955 году демонтировали и трамвайные рельсы. Сейчас Большой проспект это отличная улица для прогулок, шопинга и гастрономических развлечений. Первые этажи домов заполнены концептуальными барами, авторскими кафе, пекарнями, ресторанами, бутиками.
Поворот направо на Каменноостровский проспект, прямо 1 км →
Каменноостровский проспект
Это площадь Льва Толстого, на которой точно стоит взглянуть на противоположную сторону, где театр имени Андрея Миронова. Пусть название не вводит вас в заблуждение — сам Андрей Миронов никогда не играл в этом театре. Да и сам театр появился спустя почти 10 лет после смерти актера. А вот самому зданию больше 100 лет и изначально он тоже был доходным домом. Но и сейчас и 100 лет назад выглядит гораздо богаче других зданий. Как человек, надевший на себя сразу все дорогие вещи и украшения.
Налево в подземный переход по направлению к Конному переулку. Издалека хорошо видна Санкт-Петербургская соборная мечеть. Не только самая большая мечеть в Европе, но и здание, выполненное в стиле северного модерна и традиционной архитектуры Азии. Спроектированное лучшими российскими архитекторами на пожертвования мусульман Санкт-Петербурга, а камень для отделки добывали в Финляндии и Карелии на карьерах, которые сейчас уже не действуют. Первый намаз прошел в феврале 1913.
У мечети отлично выполнена подсветка, и в сумерках или в темное время суток здание выглядит фактурно, величественно. Особо интересны цвета и детали: минареты, своды порталов, витражи, двери. В облике мечети главную роль играет контракт, который намекает: да, это мечеть. Но это мечеть на севере.
Через один дом, на углу улицы Куйбышева и Кронверкского проспекта ныне располагается музей политической истории. В прошлом это особняк Матильды Кшесинской, соединенный с бывшим особняком предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта. Любопытна как сама архитектура и история зданий, так и события в них происходившие. А вот подробности этих событий раскроют экспонаты самого музея. А этих экспонатов тут практически пол миллиона. Словом, музей политической истории это отличный пункт, которым можно закольцевать прогулку — ведь мы почти дошли до точки, в которой она началась.
Позади 9500 шагов, 2-3 часа времени и, надеемся, время проведенное с удовольствием.
За спуском с Троицкого, по левую руку — Иоанновский мост, ведущий к главным воротам Петропавловской крепости. Под мостом на защитной свае сидит бронзовый зайчик, напоминающий о топонимике: остров, на котором Петр заложил фортецию, известен как Заячий. К памятнику присочинена байка о том, что спасавшийся от наводнения ушастый прыгнул на сапог царя, когда тот впервые пристал сюда на лодке (на самом деле Заячьим остров прозвали еще финны). Подробный обход крепости тянет на самостоятельный маршрут, но всегда можно коротко и приятно прогуляться по ее пляжу.
Перед кронверком по правилам фортификационной науки располагался пустырь-гласис, необходимый, чтобы легко простреливать войска неприятеля — его границу повторяет Кронверкский проспект. В середине XIX века, когда стало ясно, что гласис уже не пригодится, на его месте разбили увеселительный Александровский парк (не путать с Александровским садом). Народ тут веселился самый забубенный: солдатня, хулиганы, проститутки, и положение не спасло даже открытие огромного Народного дома императора Николая II, дореволюционного дворца культуры.
Название Троицкой площади дал Свято-Троицкий собор, первый храм города, снесенный в 1933 году, одновременно с постройкой конструктивистского Дома политкаторжан. Дом был предназначен для семей ссыльных царской эпохи, но обжиться они толком не успели — квартиры опустели в годы Большого террора. В память о жертвах репрессий в центре площади-сквера установлен Соловецкий камень, валун из лагеря на Соловках. Рядом блестит купол новодельной часовни, возведенной на деньги набожного бизнесмена, которому, по слухам, хотелось отвлечь внимание от мечети чем-то православным.
Боковым фасадом Дом политкаторжан смотрит на Петровскую набережную, первую улицу города, где после основания крепости поселился Петр и его свита. От тех времен тут не осталось ничего, кроме собственно Домика Петра I, песчинки в сравнении с соседним великокняжеским дворцом (ныне вотчина полпреда по Северо-Западному федеральному округу). Притом кирпичное строеньице это еще не сам домик, а футляр, хранящий царский деревянный сруб, глядя на который понимаешь, из какого сора вырос Петербург. Напротив спуск к Неве сторожат Ши-цза, мифологические китайские создания, похожие на помесь льва и жабы. Каменные фигуры привезли в 1907 году из Маньчжурии; Петру, любившему все иноземное, они наверняка бы понравились.
Секреты петербургских дворов можно постигать и на примере громадного доходного дома Бенуа (№ 26–28), спроектированного тремя архитекторами из прославленной династии. Коммерчески он задумывался как элитная недвижимость для солидных господ, со всеми благами прогресса вроде собственной электростанции и десятикомнатными апартаментами. Прогнав господ, сюда заселилась ленинградская партийная верхушка во главе с Сергеем Кировым, после убийства которого Каменноостровский проспект надолго переименовали в Кировский. Квартира Кирова стала музеем — можно поглазеть на законсервированный номенклатурный шик 1920-х годов. Помимо всего этого, дом Бенуа знаменит своим дворовым лабиринтом, один из проходов которого выводит к саду на Кронверкской улице.
Живописная путаница этой части Петроградской иным приятнее прямоты Каменноостровского проспекта: узкие улочки заплетаются вокруг районного Сытного рынка. Если гулять в его окрестностях недосуг, ограничьтесь взглядом на выразительный памятник блокадницам на брандмауэре дома № 12 по Кронверкской и по-кондитерски пышный дом Колобовых по соседству (Ленина, 8), а после возвращайтесь к Каменноостровскому.
Темой для отдельной прогулки может стать сонм ответвляющихся от Большого проспекта улиц с чудными фамилиями в названиях: Плуталова, Подковырова, Подрезова, Бармалеева (она навеяла Чуковскому образ злодея Бармалея). В малолюдном обособленном квартале вдумчивый глаз радует то затейливый эркер, то проросшее на балконе дерево, то расписной брандмауэр. На тихой Лахтинской улице разыгрался самый громкий городской скандал 2015 года — некий предприниматель самовольно сбил с модернового дома архитектора Лишневского (№ 24) горельеф с Мефистофелем. Князь тьмы оскорбил бизнесмена тем, что нехорошо смотрел на строящуюся напротив церковь. Была шумиха, митинг, суд, но возвращение Мефистофеля пока затягивается.
Перейдя мост, вы ступаете на Аптекарский остров, чье название отсылает к разбитому по указу Петра I аптекарскому огороду, из которого вырос Ботанический сад. Каменноостровский здесь по-прежнему щеголеват, но к востоку от него царит совсем другой коленкор: дряхлые заводы, частично уже снесенные под новостройки, исследовательские институты и игла телебашни.
01. Четверо с Петроградской стороны
02. Четверо с Петроградской стороны
04. Чкаловский проспект
10. Стадион завода Вулкан
13. Большой проспект Петроградской стороны
14. Большой проспект Петроградской стороны
15. Большой проспект Петроградской стороны
16. Большой проспект Петроградской стороны
17. Кафе ФРЕГАТ. Угол Большого проспекта и 11-й линии
18. Парад ретроавтомобилей. Большой проспект Петроградской стороны
19. Большой проспект
20. Петроградская сторона. Угол Большого и Рыбацкой
21. Петроградская сторона. Угол Большого проспекта и Рыбацкой
22. Петроградская сторона
21. Петроградская сторона
24. Петроградская. 1970-е
25. Петроградская. 1980-е
26. Петроградская. 1970-е
27. Петроградская
28. Проспект Щорса. 1980-е
29. Проспект Щорса
Начнём мы нашу прогулку от станции метро "Спортивная". До Петровского острова — несколько минут пешком. Свернув со Ждановской набережной на мост Красного Курсанта, мы сразу оказываемся в Большом Петровском парке. Он был разбит ещё в первой половине XIX века. Тогда там появились пруды, купальни, буфеты и чайные. Он стал любимым местом отдыха и развлечений горожан.
Сегодня эта зелёная зона не столь популярна, а о её богатой истории напоминают вековые деревья и большой пруд.
Памятники промышленной архитектуры
Выйдя из парка на Петровский проспект, перед зданием центра художественной гимнастики нам нужно повернуть налево, во дворы. Там увидим водонапорную башню кирпичного стиля, на стене которой красуется надпись "1899. Городокъ Санъ-Галли".
Это единственное здание, сохранившееся от "пансиона", который промышленник Франц Карлович Сан-Галли организовал там для отдыха своих рабочих. Самое интересное, что сегодня эта башня используется как жилой дом.
Вернувшись на Петровский проспект и миновав мост Бетанкура, опять же по левую руку, мы увидим ещё одно примечательное старинное здание. Это бывший особняк Вильгельма Гота — владельца канатной фабрики. Одноэтажное деревянное здание на высоком каменном подвале недавно было отреставрировано и предстало перед прохожими во всей красе.
Пройдя дальше по проспекту, посмотрим направо. Позади строительной площадки жилого комплекса можно разглядеть внушительное краснокирпичное здание.
Это выдающийся памятник промышленной архитектуры начала XX века — солодовня находившегося здесь пивоваренного завода "Бавария". Здание, построенное в 1911–1912 годах, отличается новизной функционально-конструкционного решения среди остальных утилитарных сооружений тех лет. К сожалению, сегодня солодовня пустует.
Дом ветеранов сцены
Пройдя ещё немного вперёд, мы увидим невысокий изящный забор, за которым зеленеет парк и стоят симпатичные жёлтые здания. Это Дом ветеранов сцены. Его история восходит к самому началу XX века. Изначально он назывался "Убежищем для престарелых сценических деятелей". Создание места, где отслужившие многие годы на подмостках артисты должны были "найти покой, наивозможнейший комфорт и нежное, бережное отношение за свой труд", связано с именем выдающейся актрисы Александринского театра Марии Савиной и её мужа Анатолия Молчанова.
"Много средств и души вложили Мария Гавриловна Савина и её муж в постройку этого комплекса, по их инициативе была открыта в основном корпусе церковь святого Николая Чудотворца. Сама Мария Гавриловна в 1915 году была похоронена под алтарём любимого храма, которому делала множество подношений и в котором часто молилась. После закрытия церкви в 1930 году в ней был устроен концертный зал Дома ветеранов сцены. В послевоенные годы здание перестроил в стиле сталинского классицизма архитектор Владимир Николаевич Талепоровский, могилы основателей перенесли ближе к берегу Малой Невки, и лишь один купол напоминает о том, что здесь когда-то находился храм", — рассказывает в своём очерке "Из истории Петровского острова" краевед Людмила Сапрыкина.
21 мая 1957 года здесь дал свой последний концерт Александр Вертинский, через несколько часов скончавшийся в гостинице "Астория".
Яхт-клуб
Далее мы минуем круглую Петровскую площадь и попадаем на территорию старейшего яхт-клуба, созданного в 1846 году. Он послужил образцом для всех подобных ему организаций России. Сегодня на его территории остаётся памятник деревянного зодчества — бывший дом управляющего нефтеперегонной фирмы "Ропс и Ко". Здание пустует, однако есть планы по его реставрации и приспособлению для нужд спортивной организации.
Читайте также: