Иерусалим достопримечательности храм гроба господня
Мы с вами на месте, где, по преданию, стояли жены-мироносицы и Матерь Божия во время распятия Спасителя и смотрели наверх, на Голгофу.
Сейчас это место огорожено мраморным балкончиком, но до XI века Голгофа так и оставалась скалой, на которой был водружен крест. И она стояла под открытым небом.
Народ приходил сюда молиться, поклоняться. Конечно, на приходящих паломников производили огромное духовное впечатление эти места, еще особенно тронутые рукой архитектора.
Мы с вами находимся под горой Голгофой, под ее вершиной, в так называемом Приделе Адама или часовне Адама.
На самом деле это православный придел в честь Иоанна Крестителя, но все его знают как Придел Адама, потому что, по преданию, некто из праотцев принес сюда для погребения главу Адама и похоронил ее под Голгофой.
Когда Спаситель был распят и умер на Кресте, потряслись основания города Иерусалима и скала Голгофа раскололась пополам. Кровь, которую Спаситель пролил на Голгофе, пала на череп Адама в ознаменование искупления грехов человеческого рода. Это предание, но предание вполне замечательное, приемлемое нами. А уж разлом скалы мы с вами видим непосредственно здесь.
Мы с вами в одной из часовен Храма Гроба Господня, на самом нижнем его уровне. Здесь в древности была водяная цистерна, даже сохранились входы для дождевой воды. Но, видимо, еще в древнее время эта была цистерна заброшена.
И после распятия Спасителя и разбойников в этой пещере положили кресты. Они здесь лежали, заваленные обломками камней, землей, до времен царицы Елены, когда она, следуя указаниям одного благочестивого человека, обнаружила это место, на котором росли прекрасные васильки.
Стали разбирать завалы, цистерну и рано или поздно здесь нашли Крест нашего Спасителя. Многие помнят историю, как из трех крестов выбирали Крест Спасителя: по одной версии, приложили к тяжело болящему — он исцелился, по другой версии, проносили мимо покойника, приложили ко кресту — он воскрес, но, как бы то ни было, Крест явил животворящую силу.
И место обретения Креста с самой древности отмечено знаком, к нему все паломники прикладываются. Здесь же сделан небольшой придел в честь царицы Елены.
Здесь оставлена такая ниша, где, по преданию, стояла царица Елена и работающим воинам и трудникам бросала монетки, чтобы немножко ускорить разбор цистерны.
Лонгин сотник стоял около Креста Господня, он был главой сотников-воинов, которые стерегли распятых на крестах и Спасителя, и он был именно тем, кто пробил ребро Спасителя копьем, и из раны истекли кровь и вода, как написано в Евангелии.
Дальше уже начинается житие и предание: кровь Его была собрана в чашу Святой Грааль, части копья Лонгина сотника хранятся в нескольких местах, как святыни, они тоже стали предметом исследования других религий.
Сам же Лонгин уверовал, что Спаситель есть Сын Божий, Спаситель мира. И через какое-то время принял мученическую смерть: ему отсекли голову.
Здесь на одной из икон изображено мучение Лонгина и женщина, которая подобрала и погребла его святую главу, и она по его молитвам исцелилась от тяжелой болезни.
В народе есть предание, что святой мученик Лонгин помогает особенно в головных болезнях. Я думаю, нет никаких причин не доверять православному народному сознанию и молиться от всего сердца Господу нашему и святому мученику Лонгину.
Храм Господень – это величественная христианская святыня, сохранившаяся на территории Иерусалима по сей день. Ежегодно огромное количество туристов приезжают в город, чтобы посетить это священное сооружение. Что уж говорить о Благодатном огне, за схождением которого в режиме онлайн наблюдают люди со всех уголков мира.
В 1853-м году был утвержден Османский договор, гласивший о том, что территориально собор разделяется ровно на 6 христианских конфессий: начиная от православной, заканчивая армянской.
Участки, находящиеся под тщательным контролем каждого из храмов, разграничены так же, как это указывалось при заключении вышеупомянутого договора.
Помимо распределенных архитектурных сооружений, удалось обозначить конкретное время, когда будут проводиться церковные службы. Основные правила эксплуатации общими священными строениями, и обязанности сторон, также были оговорены и задокументированы.
На сегодняшний день любое решение, пусть даже незначительное, утверждается исключительно коллегиально.
Если, по меньшей мере, один глава управляющих конфессий в чем-то сомневается или с чем-то не согласен, в храме нельзя будет реализовать даже самую безобидную задумку.
Что известно об истории легендарного храма
Начало возведения этой церкви имеет прямую связь с именем матери правителя тех времен – Константина. Будучи уже в пожилом возрасте, Елена приняла решение о совершении паломничества к месту, где был распят Иисус Христос. Какой-то горожанин сопроводил ее к холму, где находился именитый храм Венеры. В подземелье холма и нашли уникальную христианскую святыню, где был погребен Иисус – Гроб Господень.
Кроме найденной гробницы, мать императора увидала 3 креста, каждый из которых ей нужно было приложить к умершему. Это был единственный способ понять, какой именно крест задействовали для распятия Христа. При прикосновении злополучного креста к умершему, он должен был воскреснуть.
Храм Господень много раз подвергался разрушению, после чего конструкцию вновь реставрировали. По большей части, нынешнее сооружение датируется 11-12-м столетиями.
Интересные факты о священной достопримечательности
Для центрального фасада церкви характерен романский стиль. Первоначально там выстроили 2 портала трехметровой ширины и 5-метровой высоты. Портал, расположенный слева, служит и сейчас. Тогда как портал справа закладывали камнями, когда Иерусалим находился под мусульманским правлением.
Слева от Святой двери можно лицезреть колонну с характерной расщелиной, которая появилась в 1580-м году, непосредственно, при схождении Благодатного огня, вследствие удара молнии.
Тогда Армянский патриарх, которому не по праву доверили проведение этой литургии, так его и не увидел. Схождение произошло к православным, стоявших снаружи собора.
С того момента и по сей день литургии может проводить только Греко-православный патриарх. Священнослужители, представляющие другие конфессии, имеют право на присутствие в Кувуклии.
Макет Второго Иерусалимского Храма можно увидеть в Музее Израиля, а также в городском макете древнего Иерусалима, воссозданном на территории, прилегающей к гостинице "Холлиленд". Макет представляет собой точную копию храма, выполненную из песчаника в соотношении один к пятидесяти.
Второй Иерусалимский храм (или Храм Зоровавеля), возведенный в 516 до н. э., простоял 586 лет. Он был реконструирован Иродом Великим и включал в себя здание храма, внутреннее святилище и святое святых, куда имели доступ только первосвященники, двор храма, где приносились жертвы, и женский двор. Строение было разрушено римлянами в 70 н. э во время штурма города во время Первой Иудейской Войны.
Второй храм был построен по образцу первого – Храма Соломона, который стоял здесь же на Храмовой горе с 950 по 586 годы до рождества Христова.
Координаты: 31.77294400,35.20219100
Храм Святой Марии Магдалины
Храм Святой Марии Магдалины относится к патриархату русской православной церкви. Она располагается в восточной части Иерусалима, в Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы.
Церковь была построена и освящена в 1888 году на пожертвования русской Императорской семьи, в память об императрице Марии Александровне. В 1921 году сюда были доставлены мощи святых княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.
Координаты: 31.77888900,35.24111100
Храм Всех Наций
Храм Всех Наций (или Церковь Агонии Господней) – храм, который расположен в Гефсиманском саду.
Первая постройка относится ко второй половине IV века, но она была разрушена персами в 614 году. Она была восстановлена крестоносцами, но вновь подверглась разрушению в 1187 году. После археологических раскопок в конце XIX века, которые подтвердили наличие церковных строений, решили возвести новую церковь.
Фундамент был заложен в 1919 году. Храм возводился по проекту Антониа Берлуцци. Строительство закончилось в 1924 году. Храм получил свое название благодаря тому, что в его постройке участвовали многие католические страны. Гербы каждой страны расположены в куполах храма.
Согласно преданию, именно на этом месте, где сейчас стоит Храм, Иисус молился в последнюю ночь перед своим арестом.
Координаты: 31.77921900,35.23952400
Храм Марии Магдалины
Храм Марии Магдалины располагается у подножия Масличной (Елеонской) горы, в Гефсимании, чуть выше Гробницы Божией Матери. Он был возведен в память об императрице Марии Александровне (1824-1880), супруги императора Александра II, матери императора Александра III и Великих Князей Сергия и Павла. Закладка храма состоялась 21 января 1885 года. Автором проекта был архитектор Давид Иванович Гримм. Строительство велось под наблюдением архимандрита Антонина (Капустина) и длилось три года.
На освящение храма в 1888 году в Палестину прибыл Великий Князь Сергий Александрович (Председатель Императорского Палестинского Общества) и его супруга Великая Княгиня Елисавета Федоровна. Их сопровождал Великий Князь Павел Александрович. Именно тогда Вел. Кн. Елисавета Федоровна, вдохновленная благодатью Святой Земли, выразила желание быть похороненной здесь. Желание ее исполнилось. Сегодня в храме Марии Магдалины покоятся мощи Свв. Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, замученных большевиками в Алапаевске в 1918 г. Две раки белого мрамора расположены справа и слева от алтаря.
В 1934 г. принявшая православие шотландка, Варвара Робинсон, в монашестве игуменья Мария, организовала женскую Вифанскую обитель, которая со временем обосновалась в Гефсимании и п
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня - одна из величайших святынь христианства, построен на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен и воскрешен Иисус Христос. Спокойным это место никогда не было. За храм сражались крестоносцы, он то и дело переходил в руки то христианских, то мусульманских правителей, его стены неоднократно разрушались, а земли сжигались.
Наконец, в 1810 году Храм Гроба Господня (или, как его еще называют, Храм Воскресения Христова), был отстроен окончательно. Современный комплекс включает в себя монументальную Ротонду с огромным куполом, Алтарь Распятия на вершине Голгофы, часовню Кувуклия, возведенную над местом погребения Христа, соборный храм иерусалимской церкви Кафоликон, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Координаты: 31.77958400,35.22864100
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова – одна из главных и почитаемых христианских святынь. Ежедневно сюда приходят тысячи паломников.
Церковь построена на предполагаемом месте рождения Иисуса Христа. Первый храм был построен по приказу императора Константина в тридцатых годах IV века нашей эры. В 529 году храм был разрушен после восстания Самарии. При восстановлении храма императором Юстинианом он был расширен. При крестоносцах храм особо почитался и был украшен. Стоит отметить, что, несмотря на многочисленные нашествия на город, храм ни разу не был полностью разрушен.
Координаты: 31.70341600,35.20868600
Достопримечательности Иерусалима
Итальянская синагога Конельяно Венето и Музей итальянского еврейского искусства, Иерусалим, Израиль Рынок Махане Иегуда, Иерусалим, Израиль Елеонский Русский Православный женский монастырь, Иерусалим, Израиль Мечеть Аль-Акса, Иерусалим, Израиль Скульптурный Сад искусств им. Билли Роуза, Иерусалим, Израиль Иерусалимский зоопарк, Иерусалим, Израиль
Храмы Израиля
Храм богини Хаткор, Эйлат центр, Израиль Храм Бахаев, Хайфа, Израиль Храм Благовещения, Назарет, Израиль
Храмы мира
Храм Зуба Будды, Канди, Шри-Ланка Храм-на-Крови во имя Всех святых" в земле Российской просиявших, Екатеринбург, Россия Храм всех религий, Казань, Россия Храм Ицукусима на острове Миядзима, Хиросима, Япония Храмы Кхаджурахо, Кхаджурахо, Индия Луксорский храм, Луксор, Египет Храм Карнака, Луксор, Египет Храм святого благоверного Князя Михаила Черниговского, Геленджик, Россия Храм Онуфрия Великого, Анапа, Россия Храм Солнца в Конараке, Орисса, Индия Храм Кандарья – Махадева, Кхаджурахо, Индия Храм Лакшми-Нарайан, Дели, Индия
Х рам похож на большой вокзал: люди сидят так тесно, что некуда ногу поставить. А вот дальше уже посвободнее — иди куда хочешь. Все спят вповалку: и молодые, и пожилые, и мужчины, и женщины, — кому нечего подстелить, спят прямо на каменном полу. Все ждут появления небесных огней — это бывает лишь здесь, в Храме Гроба Господня.
Спускаюсь к армянским приделам святой равноапостольной царицы Елены и святого Григория Просветителя — на ступеньках лестницы сидят и лежат люди, оставлен только узкий проход: ступаю осторожно, чтобы не наступить на чью-нибудь руку или ногу. Поворачиваю направо, потом налево, а вот и лестница, ведущая к месту обретения Животворящего креста Господня, — тут гораздо прохладнее, чем наверху, и, наверное, поэтому условия вольготные — паломники, прибывшие в Иерусалим, отдыхают без тесноты, кто где хочет.
Поднимаюсь наверх. Куда пойти дальше? Конечно, на Голгофу. Вся она свободно уместилась в стенах храма. Лестница занята, разумеется, но пройти можно. Наверху — густо, даже очень. Продвигаюсь медленно — по Голгофе!
Подхожу к месту распятия Иисуса Христа. Опустившись на колени, прикладываюсь к этой величайшей святыне. Здесь Господь, вися на Кресте, пролил свою кровь за всех нас, страданиями и муками искупил грехи всех людей, в том числе и мои. Я искуплен самой дорогой ценой, но ценю ли я это? Мне открыт путь в райские обители, но стремлюсь ли я туда? Господь каждый день и каждый час стучится в моё сердце, но слышу ли я этот стук?
Спустившись вниз, иду к Камню помазания; прикладываюсь к нему в одном месте, в другом и ощущаю несказанные ароматы, которые от него исходят. На этом камне ты пребывал, Господи, уже бездыханный, и ароматы, коими праведный Никодим и Иосиф Аримафейскии помазали твоё пречистое тело, были некой данью благодарения от лица тех людей, которые тебя знали и которые тебя почитали.
Иисус Христос умер, но ещё не воскрес. Это время ожидания. Ожидания Воскресения Спасителя, ожидание Света.
Я прикладываю ухо к каменной плите, которая венчает этот столб, прислушиваюсь. И слышу!
Пьють! Это звук бича, который впивается в тело.
Пьють! Ещё один такой же звук. Они следуют один за другим через почти равные промежутки времени. Невероятно — каждый удар звучит во мне.
Долго я ещё ходил по гигантскому Храму, молясь о спасении своей души, моих близких и всего русского народа. И где бы я ни был, в какой уголок Храма ни заглянул, всюду я слышал русскую речь. В этом году в Иерусалим прибыло небывалое количество наших паломников — около четырёх тысяч — это соль земли.
Темница Уз Господних как раз напротив католического придела. Две ступеньки вниз, неширокий вход, колонна справа, колонна слева, несколько зажженных свечей на каменном выступе — темница невелика; справа в углу за проволочной сеткой — чудотворная икона Божией Матери. Если просунуть сквозь сетку горящую свечу и присмотреться к лику Царицы Небесной, то можно увидеть, как один её глаз то закрывается, то снова открывается; причём свидетелями этого чуда становятся лишь избранные — я же долго всматривался в лик Пресвятой Девы, но чуда так и не дождался.
Поставил стульчик около колонны и сел — лицом к чудотворной иконе. Помоги мне, Пресвятая Дева, дождаться Благодатного Огня, не оставь меня, слабого и немощного, в этом Храме.
Кувуклия — Малая церковь, окруженная колоннада!. В ней находится главная святыня христианства — Гроб Господень.
— В прошлом году я была на Голгофе, — говорит собеседница,— видела как по стене катился Благодатный Огонь.
— Ну такой светлый огненный шар медленно сползал по стене, и не было сил оторвать от него глаз.
— А ещё что вы видели?
— Всполохи видела, и они словно насквозь меня пронзали. Скоро вы тоже это испытаете.
Несколько часов промелькнуло незаметно, ночь кончилась, наступило утро, и южное горячее солнце осветило Храм Гроба Господня, где собрались православные христиане со всех концов земного шара — и греки, и арабы, и русские, и сербы, и болгары, — собрались, чтобы соучаствовать в Христовом Воскресении, а до этого — быть опалёнными и небесным огнём.
Нами овладевает нетерпение: поскорее, поскорее пришла бы та минута, ради которой мы сюда прибыли. Я слышал десятки свидетельств очевидцев, и все они по-разному рассказывали о Благодатном Огне, но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро, совсем скоро и я узнаю, что это такое, своими глазами увижу огонь, своими руками потрогаю его.
Все, кто лежал или сидел, встали; свечи везде потушены; лица людей обращены на восток, туда, где находится Кувуклия, часовня внутри храма. Каждый стремится встать на цыпочки, чтобы лучше видеть Кувуклию или хотя бы часть её и чтобы ничего не пропустить; напряжение нарастает, кажется, сам воздух наэлектризован этим нервным напряжением.
. И вдруг всё пространство Храма осветила яркая вспышка; она голубоватого цвета, похожа на вспышку молнии, только ярче. Она произвела необыкновенное действие, наполнив всё моё существо радостью, ликованием, энергией. Видимо, то же самое испытали и другие паломники. Раздались крики, восклицания, весь Храм наполнился шумом — так шумит лес, когда на него внезапно налетает порыв сильного ветра.
Все, абсолютно все люди протянули вперёд и вверх пучки свечей. Они походили на детей: как дети просят у своих родителей печенья или мороженого, так и они просили у Отца Небесного Благодатного Огня. Еврейский народ просил в пустыне физической пищи, и небо посылало ему каждый день манну небесную; а сейчас, в Великую Субботу, люди просили не физической пищи, а духовной.
Некоторое время вспышек не было, и шум в храме стал постепенно затихать, сходя на нет,— так умолкает лес, переставая качать вершинами, когда ветер уносится вдаль.
И вот (опять неожиданно) блеснула ослепительная вспышка над часовней, потом ближе к нам, потом над алтарём греческой православной церкви. Небесные вспышки рассекали храм сверху донизу, освещая взволнованные лица, приводя нас в трепет и содрогание. Иногда вспышка полыхала ярче, иногда — тусклее, иногда она была короткая — одно мгновение, иногда — более продолжительная, порой вспышки следовали одна за другой без перерыва, а порой — с некоторыми интервалами, и каждая из них вызывала бурю восторга.
Вернусь к образу с молнией. Если молния оставляет в небе, хотя и на краткое мгновение, зигзаг, иногда довольно прихотливых очертаний, то вспышка в Храме Гроба Господня не оставляет никаких зигзагов — это только свет, небесный голубоватый свет, и он не вызывает никакого страха, никакой боязни, потому что грома нет и земля не содрогается. Близкое сходство только в одном: если молнии говорят о приближении грозы, то вспышки в храме говорят о скором схождении Благодатного Огня.
Вдруг храм озарили особенно яркие вспышки; их было много, и они блистали всюду. Сияние видел и ощущал каждый, в каком бы месте Храма он ни находился — рядом с Кувуклией, в греческом алтаре, на Голгофе, армянском приделе или ещё ниже, в месте обретения Животворящего Креста Господня. В этот момент я понял: не имеет никакого значения, где ты находишься и какое место ты занял,— имеет значение только то, что ты чувствуешь и как ты воспринимаешь то, что вокруг тебя происходит.
Ураган восторга пронёсся по Храму. Каждая душа (а их было не меньше пятнадцати тысяч) выражала свой восторг по-разному, но суть этого восторга была одна: ОГОНЬ СОШЁЛ! Мы его ещё не видели, но знали: он с нами на Гробе Господнем, и Патриарх Диодор уже зажёг первые свечи.
И вот наступил миг, ради которого мы презрели всё земное: расстояние, жару, усталость, сон, немощь,— арабский юноша стремглав пронёсся по Храму — с востока на запад, и в руках у него был дивный, завораживающий факел. Он на секунду-другую остановился у южного входа в греческую церковь Воскресения Христова, чтобы паломники могли зажечь свечу, а потом продолжил свой стремительный триумфальный бег.
Люди жадно тянутся к Огню, зажигается ещё один пучок свечей, ещё, ещё и ещё — и вот уже весь Храм полыхает сияющим, ликующим заревом. Накрываю рукой большой пляшущий буйный факел — огонь тёплый, приятный, живой, он нисколько не жжёт: это не земной обычный огонь — это Огонь Небесный! Я начинаю им умываться, подношу к подбородку, щекам, ушам, ко лбу — это, конечно, Божия Благодать, сшедшая с Небес и воплотившаяся в Огненные Языки.
А Храм ликует, Храм не помнит себя от радости, на лицах людей расцвели восхитительные улыбки — так весенний луг расцветает нежными благоухающими цветами. Радость поселилась в сердцах людей, они оттаяли, подобрели, забыв о своей греховной шелухе, они снова похожи на детей — отброшены все условности, кривлянья, помада — перед лицом Благодатного Огня нет нужды играть и лицемерить.
Совершенно невозможно одному человеку увидеть и запомнить все подробности этого события, и я прибегаю к помощи моих братьев и сестёр. Они рассказали, что у одной монахини, которая стояла на первом балконе напротив Кувуклии, сам собой загорелся пучок свечей. Чудесные лампады, висящие над Камнем помазания, в момент схождения Благодатного Огня тоже зажглись без участия человека (это, кстати, происходит каждый год). У тех людей, что находились рядом с Кувуклией, пучки свечей загорались с хлопками.
Неизвестно, сколько времени продолжалось ликование, и вот наступил момент гашения Огня — это произошло не потому, что людям стало жалко свечей, а потому, что Огонь приобрёл земные качества и стал жечь, но радости от этого у нас нисколько не убавилось.
Событие, о котором я рассказал, — это событие вселенского масштаба, оно потрясает до мозга костей, и то, что я поведал, — лишь бледное отражение того, что было на самом деле. Но где взять слова? Где отыскать кисть, которая положила бы верные мазки на полотно? Где найти краски?
К величайшему нашему сожалению, нет в человеческом лексиконе слов, которыми можно было бы хотя с малой долей правдивости рассказать о том, что происходило в Великую Субботу в Храме Гроба Господня.
Ну а в чём же духовный смысл предпасхального Благодатного Огня? Для чего он каждый год сходит на Гроб Господень? И почему именно в Великую Субботу, а не в какой-то другой день? И разве нельзя обойтись без него? Нет, нельзя! Благодатный Огонь — это беспредельная милость Божия к падшему роду человеческому. Если Огонь сошёл, то это значит, что ещё один год Земля будет жива, и с ней ничего не случится; еще один год солнце будет согревать людей; ещё один год они будут пахать землю и выращивать пшеницу; ещё один год на лужайках будут расцветать одуванчики, а в степи волноваться ковыль; ещё один год дети будут весело играть в салки и ещё один год влюблённые будут ходить по тихим, уснувшим улицам, говоря друг другу ласковые слова.
На мои взгляд, Благодатный Огонь — это призыв к покаянию. Господь даёт всему человечеству в целом и каждому человеку в отдельности ещё одну возможность спастись.
И хочется верить, что, пока на Земле остался хоть один благомыслящий человек, солнце будет всходить над горизонтом; пока в людях вера не иссякла совсем, Земля не сойдёт со своей орбиты; пока в сердце хоть одного-единственного человека не умерло желание покаяться, будет сходить к нам Благодатный Огонь.
От редакции:
Стоит заметить, что Благодатный Огонь всегда сходит накануне православной (а не католической или еврейской) Пасхи и по молитве именно православного Патриарха. Это чудо является главным свидетельством истинности православной веры.
Читайте также: