Что такое халяльный отдых
В последние годы растёт спрос на халяль-отели Турции и в организованном сегменте.
75 турецких специализированных халяльных отелей работают для туристов всех религий, готовых при этом отдыхать в соответствии с нормами шариата
Рынок мусульманского (халяльного) туризма в России в последние годы развивается даже более динамично, чем традиционные виды отдыха. По оценке экспертов, самыми востребованными у российских туристов направлениями для такого отдыха сейчас являются ОАЭ, Малайзия и Турция.
Первые специализированные сети халяльных отелей начали открываться в Турции в начале 2000-х годов и успели занять солидную долю рынка халяль-туризма. По подсчётам г-на Озгюра, сейчас в регионе EMEA представлено порядка четырёхсот специализированных халяльных объектов размещения, 150 из которых находятся на территории Турции – в Стамбуле, Анкаре, на анталийском и эгейском побережьях. Половина из этих 150 отелей принимает исключительно мусульман, придерживающихся строгих правил ислама. Оставшиеся 75 отелей работают, в том числе, и для туристов других религий, готовых при этом отдыхать в соответствии с нормами шариата.
При этом ещё пару лет назад, по словам Мензата Озгюра, 80-90% посетителей турецких халяль-отелей были внутренними туристами (турками), однако на сегодняшний день более 60% гостей – это мусульмане-иностранцы. Турпоток из России в этом сегменте тоже оживился, говорит эксперт.
Более 85% российских халяль-туристов предпочитают перелёты регулярными рейсами с соответствующим выбором халяльного питания
Повышенному интересу российских мусульман к Турции как к направлению халяльного туризма, способствует активное развитие здесь всей индустрии гостеприимства в секторе мусульманских путешествий. Ведь под халяль-туризмом понимают только проживание в отелях, оказывающих услуги в соответствии с исламскими стандартами, и в целом адаптированную под халяльные предпочтения туристов инфраструктуру. В Турции практически повсюду есть рестораны и кафе, созданные специально для отдыха мусульман, соблюдающих ислам. Такие рестораны и магазины проходят строгую проверку, чтобы подтвердить, что они оказывают услуги в соответствии с исламскими стандартами.
На сегодняшний день у российских игроков по Турции нет пакетных предложений именно по халяль-отдыху, но в ассортименте представлены те халяльные отели Турции, которые принимают и мусульман, и туристов других религий. При этом речь идёт о специализированном халяльном турпродукте – туристы просто бронируют отели, доступные в системе бронирования туроператоров.
Между тем, в силу того, что информация о возможностях организованного халяльного туризма слабо представлена на российском рынке, большинство туристов, желающих получить такой тип отдыха, чаще обращаются либо к узкопрофильным онлайн-сервисам, либо к специализированным турагентствам в своих городах, либо напрямую в турецкие туркомпании (DMC), занимающиеся организацией халяль-туров.
По мнению г-на Озгюра, для того, чтобы развиваться в этом направлении, туроператору нужны соответствующие ресурсы. В идеале для такого направления бизнеса возможно создавать или отдельные департаменты, или подразделения в рамках VIP-отделов. Туристы, выбирающие халяльный отдых, весьма требовательны: им необходим, например, индивидуальный трансфер, более 85% российских халяль-туристов предпочитают перелёты регулярными рейсами с соответствующим выбором халяльного питания.
На территории халяль-отеля может быть запрещено играть в азартные игры. Женщинам нельзя носить открытую одежду в присутствии чужих мужчин, а мужчинам – смотреть на чужих женщин
Как уже говорилось, халяльные отели Турции можно разделить на 3 основных вида.
В полностью халяльных телях действуют следующие правила:
на территории отеля отсутствует алкоголь;
в ресторанах – халяльное меню;
в номерах – молитвенная атрибутика (Коран, расписание молитв, коврики для молитв);
номера имеют соответствующий законам религии интерьер (отсутствуют картины, предметы декора с изображением людей и животных или другим содержанием, несовместимым с исламской этикой и нормами);
набор каналов телевидения обязательно содержит исламские телеканалы;
на общедоступной территории отеля отсутствуют светские развлекательные мероприятия или присутствуют в ограниченных объёмах;
на территории отелей или вблизи обязательно должна быть мечеть, а также указатели направления на Мекку и времени молитв;
обязательное условие: раздельные для мужчин и женщин SPA-центры, бассейны, пляжи, фитнес-залы.
Во время священного месяца Рамадан для постояльцев организуют ифтар и сухур (приёмы пищи после захода солнца и перед рассветом во время поста). Часто такие отели также предоставляют гостям специализированные религиозные экскурсии.
Второй вид – халяль-отели, принимающие, помимо мусульман, туристов других религий. Такие отели имеют, как правило, халяль-сертификаты только на ряд услуг и меню.
Что касается географии размещения халяльных отелей, то она выглядит так. Порядка 70% халяльных средств размещения – это отели городского типа, большая часть из них находится в Стамбуле. Пляжные халяль-отели (таких 23%) расположены, в основном, на Анталийском побережье (большая часть из них – в Аланье), также есть они на побережье Эгейского (Мармарис) и Чёрного морей (сюда россияне доезжают редко).
Третий, самый немногочисленный (7%) тип халяльных отелей Турции – это термальные отели, большая часть которых находится в провинции Афьонкарахисар в Западной Турции.
Халяль – отели Турции, представленные у массовых российских туроператоров в рамках пакетных туров
Рассмотрим полностью халяльные отели – как те, в которых туристам других религий нельзя забронировать номер, так и гостиницы, двери которых открыты для всех туристов.
Если говорить о ценах на халяль-отели, то в среднем стоимость проживания в отеле, где соблюдают традиции ислама, выше, в первую очередь, за счёт качества питания. Семейный номер (family), к примеру, в пятизвездочной халяльной гостинице Турции обойдётся минимум в 150 долларов США в сутки.
Некоторые халяль – отели, доступные россиянам в рамках пакетных туров:
Rixos Downtown 5*
Для спорта есть теннисный корт, велоспорт, аэробика, настольный теннис и дартс. Персонал разговаривает на турецком, английском и русском языках. Для детей есть мини-клуб, игровая площадка, анимационный персонал и детский бассейн. Рекомендован как для деловых поездок, так и для спокойного отдыха. На территории отеля расположены бары, предлагающие алкоголь – для не мусульманских туристов.
Отель расположен в центре города Анталья, далеко от исторических памятников культуры и развлекательных заведений. Вид на Средиземное море и Таврские горы открывается из окон всех номеров. Общая площадь 8500 кв.м.
Отель состоит из одного 17-этажного здания (70% номеров с частичным или прямым видом на море). Питание: BB, HB, AI, UAI. Для детей есть детский клуб и детский бассейн. Полотенца на пляже бесплатно, бар на пляже, зонтики, шезлонги, матрацы – бесплатно. Тренажёрный зал бесплатно. На территории отеля – бесплатный Wi-Fi.
Orka Sunlife Resort 5*
Отель расположен в живописном Фетхие, в 7 минутах езды от пляжа Олюдениз. Общественный песчаный пляж находится в 2,5 км от отеля. Курсирует шаттл до пляжа (2 раза в день). Шезлонги, зонтики, матрацы – платно.
Некоторые номера и виллы имеют собственный плавательный бассейн (крытый или открытый) со 100% уединённостью только для семьи. Питание – AI. Вся еда – халяль. Сезонно работает баскетбольная и футбольная площадки, аквапарк.
Есть аэробика, водная аэробика, бильярд, настольный теннис. Есть общий открытый бассейн (работает с 27 апреля до 31 октября). Какие-то типы номеров (Luxury Suites With Private Pool Rooms) обеспечивают 100% гарантию конфиденциальности и излишнего внимания от посторонних.
Халяль-отели Турции, представленные у массовых российских туроператоров:
Отель расположен в Аланье (Авсаллар), работает по системе All Inclusive Halal, алкоголь не подаётся. SPA-салоны только для женщин, только для мужчин, и 6 бассейнов.В отеле есть пляжная зона, отведённая только для женщин со 100% уединённостью. Имеется SPA-центр со 100% уединенностью, специально для женщин или отдельной семьи.
Есть крытый и открытый бассейны со 100% уединенностью, специально для женщин, отдельной семьи или группы. Женские бассейны ограждены большими панелями и охраняются женщинами-охранниками. На пляже имеется кафе только для женщин. Некоторые типы номеров (Люкс, Делюкс (вид на лес), Королевский Люкс (вид на море) гарантируют 100% конфиденциальность гостей. Место для молитвы – общее.
Adin Beach Hotel 4*
Роскошный безалкогольный курорт с прекрасным видом на Средиземное море, расположенный в Аланье (Авсаллар). Питание – система All Inclusive Halal, алкоголя нет.
В отеле 3 пляжа: общий, женский и мужской. Из развлечений отель предлагает театр, вечернюю программу, дискотеку только для женщин и караоке.
Из спортивных развлечений отель предлагает теннисный корт, футбольную площадку, водные виды спорта, пляжный волейбол, аэробика, каноэ, дайвинг, бильярд и настольный теннис.
Bera Hotel Alanya 5*
Sah Inn Paradise 5*
Отель в Кумлудже (Мавикент). Расположен на территории площадью 167 тысяч кв.м. Женский комплекс площадью 10 тысяч кв.м, три собственных пляжа длиной 400 метров и 10 бассейнов. 4 королевских номера, 5 номеров для гостей с ограниченными физическими возможностями, 100 семейных номеров и 295 стандартных номеров.
Красота чеченских пейзажей всегда поражала людей. Дикие обрывы, горные вершины, густые зеленые ковры и все это на фоне розовых закатов. Картина, от которой захватывает дух. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Чеченская Республика всегда была местом паломничества туристов. Привлеченные жаждой познания новой местности, ее жителей и нравов, люди приезжали сюда, и, влюбляясь в это место, возвращались вновь.
Путеводная звезда.
Путешествие в правильном направлении.
Неотъемлемой частью религиозного богатства края являются зиярты (святые места), каждый из которых не только объект культурного наследия регионального значения, но и является в первую очередь основой духовного наследия народа. Зиярты Маты, Беца-Шейха, Уммалт-Шейха, Иди и Вади, и многих других достойнейших людей. Каждый год десятки людей шествуют по горным тропам, с заветным желанием в сердце или надеждой на отпущение грехов в душе, к местам захоронения святых людей, чтобы также почтить память святых людей, кто пришел с целью распространения Ислама. Одним из неминуемых пунктов на этом пути становятся маленькие села, где всегда рады помочь путникам, предоставляя им радушно ночлег и пищу. Уже на следующее утро путники достигают заветной цели – места полного сакрального молчания, от каждой мелочи веет дыханием времени. И только совершив полный обряд, со спокойной душой покидают это место.
В самом скором будущем Шали станет местом паломничества мусульман со всего мира – уже ведется строительство самой большой белой мечети имени Рамзана Кадырова, рассчитанной более чем на 20 тысяч верующих. Высота потолков достигает 36 метров, а минаретов, окружающих саму мечеть, 64 метра. Самым известным компонентом строительства считается полированный полупрозрачный мрамор, который в последствие будет структурно комбинирован в комплексе с другими камнями и материалами. Экстерьер мечети определенно отнесут к лучшим образцам архитектуры. В создании декоративных элементов мечети уже сейчас используются различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации. Также для декоративного и художественного оформления комплекса используются аяты из Священного Корана. При разном освещении он будет иметь разные оттенки – при ярком дневном свете он будет выглядеть белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым. В скором будущем мечеть станет по-настоящему заслуженной жемчужиной мусульманского искусства в мире!
Трудно оценить всю роль Шалинского района в духовной жизни Чеченской Республики и Российской Федерации в целом. Его памятники культуры и религии существуют вне рамок времени. Именно поэтому туристы неустанно приезжают сюда, чтобы на примере этого района, суметь оценить духовное богатство всей Чеченской Республики. Это место, оказавшись в котором, день сегодняшний очень тесно переплетается с днем вчерашним и напоминает человеку о том, какой дух в нем живет.
Рушан хазрят Аббясов, первый заместитель Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ, Руководитель аппарата СМР, Член Общественной Палаты Московской области:
Россия – многонациональная и многорелигиозная страна. И наша общая задача сделать все самое необходимое для того, чтобы любой житель или гость нашей страны, путешествуя или временно работая в другом городе, вне зависимости от вероисповедания чувствовал себя максимально комфортно.
Халяльный туристический сектор из года в год активно набирает обороты. Ключевые туристические рынки мира уже продемонстрировали серьезный интерес к мусульманскому туризму. Однако на сегодняшний день рынок халяльного туризма в России недостаточно развит, а спрос на халяльные услуги постоянно возрастает.
На мой взгляд, Чеченская Республика имеет огромный потенциал для развития туризма и предоставляет уникальные возможности для комфортного отдыха в соответствии с нормами Ислама. Нельзя не отметить, что Чеченская Республика обладает бесценным историческим и культурным наследием. Именно здесь расположены необыкновенной красоты мечети, старинные крепости и башни, притягивающие своим первозданным обликом чарующие горы и озера.
Что касается, так называемого исламского туризма, Чечня – один из безопасных регионов нашей страны для семейного и религиозного отдыха. Я бы посоветовал посетить Чеченскую Республику в священный для всех мусульман месяц Рамадан, когда фактически вся республика погружается в атмосферу азана и глубокого духовного созерцания.
Мало кому известно, что такое халяль. И тем более мало кому известно, что в Крыму и Севастополе есть халяльный туризм. Корреспондент издания пообщался с руководителем фирмы "Ариадна-Крым" Еленой Одарюк, которая, в том числе, предоставляет туристам, посещающим регион, халяльные туры. Выяснили, чем халяльный туризм отличается от обычного, насколько он перспективен в Крыму и Севастополе, посещение каких достопримечательностей входит в тур и многое другое.
— Что такое халяльный туризм? Чем он отличается от обычного?
— Халяльный туризм отличается от обычного ровно настолько, насколько отличается вообще обычный образ жизни от образа жизни, который ведут в соответствии с нормами и требованиями стандартов халяль. На сегодняшний день в России с 1 марта официально созданы признанные стандарты халяль. То есть вышел специальный документ, который о них рассказывает. Там есть обо всём понемножку. И о требованиях к туризму тоже. Стандарты халяль только начинают развиваться в России. В основном, в Татарстане. Там есть сертифицированные гостиницы по стандартам халяль, много кафе, ресторанов. У них даже есть сеть фастфуда наподобие "Макдональдса". Но нужно понимать, что в Татарстане примерно 50% населения исповедуют ислам. У нас в Крыму процент такого населения значительно меньше. Как говорит статистика, 13-15% по разным данным.
Когда я познакомилась с экспертом по стандартам халяль при духовном управлении мусульман Крыма и Севастополя, у них на тот момент была только одна гостиница, которая подалась на сертификацию. Я предложила для сертификации автобусный экскурсионный тур по Крыму. Встал вопрос с объектом размещения и с питанием. После нескольких поездок мы нашли тот объект, который, в принципе, соответствует стандартам халяль. С этим объектом размещения всё просто, потому что он принадлежит одной из крупных общественных организаций Татарстана. И половина коллектива у них привезена из Республики Татарстан. Поэтому там вопросов было очень мало. Есть понимание, чем номер для людей, исповедующих ислам или живущих по стандартам халяль, должен отличаться от обычного номера.
— Получается, что суть халяльного туризма — соблюдение стандартов размещения и питания?
— Да. Но если мы говорим полностью о том турпродукте, который у нас прошёл сертификацию, полностью автобусный тур, то там должны быть некие условия соблюдены и в самом автобусе. И мы работали по вопросу того, кто должен работать, то есть какие водители, экскурсоводы. О чём должны рассказывать, о чём им запрещено рассказывать, каким должен быть внешний вид экскурсовода. Какая рассадка в автобусе. Есть стандарты. Мы знаем, что у нас всё-таки смягчённый халяль, а вот во многих арабских странах более жёсткие условия.
Елена Одарюк с представителями духовного управления мусульман Крыма и Севастополя и с руководством общества казанских татар и башкир в Севастополе. Фото: Из архива Елены Одарюк
— Что должно быть в номере? И чего не должно быть?
— Что должно быть обязательно? Санузел: там обязательно должны быть созданы условия для соблюдения гигиенических норм людьми, исповедующими ислам. Если есть технические возможности изменить, то уже современная техника ставится, специальная для совершения процедур омовения. Если же такой возможности нет, то, как минимум, хотя бы в санузле должен стоять специальный кувшин, предназначенный для этих целей.
В самой комнате должны отсутствовать картины с изображением людей и животных. Можно размещать пейзажи, природу, орнаменты. Но ни в коем случае никаких женщин там быть не должно. В каждом номере должен быть значок где-либо с указанием киблы, направления, куда каждый мусульманин должен совершать свою молитву, направления в сторону Каабы в Мекке.
Рекомендовано, чтобы в каждом номере был коврик для совершения намаза, и, по возможности либо по запросу, уточняется наличие Корана. То есть если человек не взял свой Коран, то в номере должны быть Кораны, и они должны храниться и содержаться особым образом.
В отелях должна быть в наличии молельная комната для совершения коллективного намаза. Но это только в тех отелях, которые проходили именно сертификацию как отель, работающий 100% по стандартам халяль. Такой есть в Москве и один — в Санкт-Петербурге. Даже в Татарстане такого отеля пока ещё нет, но, может быть, за два года что-то появилось. Я два года назад в Татарстане была, когда изучала этот вопрос.
Российские требования стандартов халяль гораздо мягче, чем во многих арабских странах. Есть и в арабских странах отели, где могут жить все, в том числе гости из-за рубежа, соблюдая определенные правила. Есть отели, исключительно предназначенные для мусульман, причем сильно верующих. Так там даже женский и мужской лифт присутствуют, когда женщины и мужчины не имеют права и возможности ехать в одном лифте. И в таком отеле разделено абсолютно всё. Если в наших отелях, которые решили работать с людьми, исповедующими ислам, есть бассейн, и у них просто вывешивается, что с 10 до 11 часов — женский час, с 11 до 12 — мужской час, а с 12 до 13 часов могут купаться все вместе. В отелях, где жёстко соблюдаются требования, там всё по-другому.
Сертификат халяль. Фото: Из архива Елены Одарюк
— Ещё расскажите по поводу питания. А также что не должны и могут говорить в автобусе?
— Вопрос питания — самый первый вопрос. Люди, исповедующие ислам, не употребляют некоторые продукты. Второе касается алкоголя. Про наркотики мы вообще не говорим. В отеле, который себя позиционирует как отель, где применимы стандарты халяль, не должно быть алкоголя ни в каком виде: ни в мини-холодильниках, ни в минибарах — нигде. Да, бар быть может, но только лишь безалкогольный.
Важно отсутствие азартных игр и развлечений, которые запрещены Кораном. Есть то, что называется харамом. Есть халяль — дозволенное, есть харам — запрещённое. Если в отеле есть бассейн, сауна, то рекомендуется раздельное посещение. Если есть открытая территория, спортивные площадки, то тоже чтобы они были загорожены, закрыты, и женщины могли бы пойти свободно поиграть в волейбол и чувствовать свободно, зная, что за ними не наблюдают все, кому не лень.
С другой стороны, если это семейные пары, если они являются родственниками между собой, то они могут сесть парами в любой части автобуса. Здесь мы конкретно под каждую группу, под каждый запрос работаем. Конечно, что касается экскурсионного рассказа, то мы не должны использовать оскорбительные слова. Мы должны владеть материалом по истории ислама, по исламским традициям в полной мере и в мере гораздо большей, нежели для работы просто со сборными группами. Поскольку тематика тура предполагает знакомство с исламскими святынями Крыма, с исламской частью истории Крыма, а у нас она достаточно богатая. Стоит вспомнить, что самая старая мечеть Крыма находится в городе Старый Крым, и она 1370 года постройки. То есть история ислама у нас действительно соответствует нескольким векам. Тексты должны соответствовать, быть правильными с точки зрения религии, канонов. Экскурсовод должен быть подготовлен, должен разбираться в истории исламской религии, пять столпов знать. Он должен знать основы исламской религии, исламских традиций, отличия их в Крыму от тех же традиций Татарстана. Даже у нас есть свои каноны, которые исторически сложились. То, что сложилось за 300 лет присутствия здесь Османской империи. В этом всём экскурсовод должен разбираться.
— А халяльный туризм напрямую связан с туром только по мусульманским местам? Может ли это быть обычный тур по всем известным местам Крыма?
— У нас основная программа тура создана с учётом осмотра и по максимуму достопримечательностей, связанных с исламом, с историей Крыма. Плюс вторая часть — это объекты, которые каждый человек, приезжающий в Крым, в Севастополь, должен посетить. В том же Бахчисарае. Если люди хотят, они могут зайти в Успенский монастырь. Ведь Успенский монастырь в Бахчисарае — уникальный объект с исторической точки зрения. Даже есть отдельные истории, что некоторые крымские ханы посещали его. Поэтому здесь есть уже согласование конкретно с группой туристов, с их интересами.
Если люди исповедуют ислам, то мы программу подправляем, изменяем, чтобы они в одной из мечетей могли посетить пятничную молитву. Почему бы и нет? Мы должны предоставить такую возможность. Если едут люди, которые не исповедуют ислам, но их устраивает тур, и они ведут здоровый образ жизни, и питание по стандартам халяль — это норма для них, то мы просто подправляем программу. Мы больше внимания уделяем общеисторическим объектам Крыма. Мы можем что-то добавить. Не хотят они, к примеру, смотреть нашу севастопольскую мечеть. Да, ей больше 100 лет, она пережила Великую Отечественную войну. Да, уникальна тем, что с одной стороны балки стоит мечеть, а с другой — православный храм. Но это Крым. Здесь всегда такого достаточно. Мы можем предложить вместо мечети посмотреть военно-исторический объект. Здесь идёт работа по каждой группе, по каждому заказу индивидуально.
— А какие объекты входят в мусульманский тур?
— Основным объектом в Симферополе является одна из старшейших мечетей Крыма — мечеть Джума-Джами, является духовным центром мусульман Крыма и Севастополя. Мечеть 1508 года постройки. Именно рядом с этой мечетью находится на сегодняшний день духовное управление мусульман Крыма и Севастополя. Сейчас идёт строительство новой большой соборной мечети в Симферополе.
Потом мы, конечно же, посещаем Бахчисарай, посещаем ханский дворец, посещаем в нём ханскую мечеть, ханское ложе. И все имеют возможность осмотреть внутри дворца маленькую мечеть, в которой непосредственно совершали свои ежедневные молитвы крымские ханы. Плюс в Бахчисарае, если позволяет здоровье, можно подняться к пещерному городу Чуфут-Кале, посмотреть Успенский монастырь. Также мы осматриваем старое Зынджирлы-медресе, которое находится на территории старого города, который существовал до современного Бахчисарая. То есть он был в ущелье как раз-таки Марьям Дэрэ. И там находится старая Зынджирлы-медресе, тоже очень интересная.
В Евпатории — кладезь всего. Там находится пятничная соборная мечеть. Она построена в середине XVI века, в 1560-х годах. И проектировал её, и как гласит история, великий османский архитектор Хаджа Синан. Тот человек, которому принадлежит более 40 соборных мечетей на территории Османской империи. Это именно тот зодчий, который перестраивал Святую Софию в мечеть в Стамбуле. Если мы в Стамбул приезжаем, то всё, что в старом Стамбуле, большая часть мечетей, которую мы видим, это всё построено им. И наша мечеть спроектирована, её строил ученик Хаджи Синана.
Плюс в Евпатории находится один из уникальнейших объектов не только исламской культуры, но и мировой культуры в целом, потому что там находится текие дервишей. Оно единственное в Европе. Не со словом "сохранившееся", а вообще единственное на территории европейского континента текие дервишей. Его тоже можно осмотреть. Иногда даже пускают внутрь. Можно зайти в то помещение, где находились кельи для дервишей, встать на то место, где они совершали свою молитву, вращаясь на одном месте. Если вы — чувствительный человек, мы сможете почувствовать это место и ту силу молитвы, которая была там веками.
Конечно, старый город Евпатория интересен тем, что за небольшую по продолжительности — 2-2,5 часа — экскурсию вы осматриваете храмы многих религий. Буквально в 100 метрах от мечети стоит один из крупнейших православных соборов Крыма. Также находится уникальнейшее в старом городе религиозное сооружение — единственная действующая в России Караимская кенасса.
Через дорогу находится синагога. И ещё рядом находится армянская церковь. Уникальность Евпатории именно в этом. Неслучайно экскурсия по старому городу называется "Прогулки по малому Иерусалиму". Здесь понимают, что на крымской земле люди веками жили поликонфессионально, полиэтнично. И все жили в дружбе и согласии.
— Насколько прибыльно заниматься халяльным туризмом?
— Поскольку это всё только развивается, к сожалению, на продвижение такого редкого и уникального продукта нужно потратить достаточно времени. Но перспективы есть у этого туризма со стороны приёма иностранных туристов. Многие страны арабского мира сегодня не волнуют санкции против России, против Крыма. Поэтому есть интерес. Мы больше года занимаемся этим вопросов, рассказываем о том, что можно приехать в Крым и, как минимум, получить питание по системе халяль. И это уже вызывает интерес. Второе — в странах арабского мира такая погода, как у нас летом, в январе. Поэтому в своё лето они могут приехать к нам, от жары в лёгкую прохладу — до 30, а не до 50 градусов. Поэтому интерес есть.
— Как давно занимаетесь этим направлением?
— Первый раз у меня были заказы ещё при Украине, на посещение объектов исламской религии. Был заказ, были договоренности, что мы размещаем группу. И написав такой тур однажды, потом я познакомилась с представителями общественных организаций, где люди исповедуют ислам, и люди предложили совместный проект. Мне эти люди помогали тем, что консультировали меня во многих вопросах.
Ровно два года назад я была в Казани на "Халяль экспо". Общалась с экспертами из Татарстана, кто непосредственно занимается вопросами халяль. Те, кто стоял у истоков создания стандартов халяль. Я консультировалась. А потом я и несколько сотрудников нашей фирмы проходили курсы повышения квалификации именно по стандартам халяль, принятых в России. Я сейчас могу консультировать по этим вопросам.
— Сейчас у вас накладки получились из-за пандемии. А до неё сколько было туров?
— Были пока что ознакомительные туры. Приезжали люди посмотреть, как это выглядит. По цене получается недёшево. Объект размещения соответствует 4 звёздам. До этого у нас были группы на 10-20 человек. Но на сегодняшний день мы сделали расчёты на небольшие группы. Если у нас группа из шести человек, то на октябрь получается примерно 56 тысяч с человека. Это недёшево. Когда мы выезжаем на экскурсии, мы заказываем обеды только в тех кафе, которые прошли сертификацию, что мне подтвердили в духовном управлении мусульман Крыма и Севастополя. Мне дали список всех кафе, которые проходили сертификацию.
— Сколько их?
— В пределах десяти. Некоторые находятся в стадии сертификации. Перед Новым годом я ездила в Симферополь, мы с экспертом встречались по некоторым вопросам. И я в районе железнодорожного вокзала увидела кафе, на стекле был прилеплен значок халяль. Просто приклеен. Причём халяль не казанский, не тот, который выдают в Татарстане, не тот, который выдают в Крыму. Просто какой-то значок халяль. Эксперту задала вопрос: "Что это такое?" Эксперт ответил, что значок просто повесили, а вообще, они сейчас проходят сертификацию, но у них встал вопрос с выпечкой с мясной начинкой. По требованию, чтобы пройти сертификацию, мясо нужно покупать на тех бойнях, которые прошли сертификацию. Неважно, берём мы баранину, говядину или птицу. Вся халяльная продукция на порядок дороже обычной продукции. Соответственно, у них будет выпечка с мясной начинкой вдвое дороже. И вот они встали на распутье.
— А в Севастополе есть такие заведения?
— В Севастополе пока нет. У нас не такое большое количество людей, исповедующих ислам. И среди них не такое количество предпринимателей, которые готовы сделать свой бизнес, пойдя именно по этому пути. Хотя я общалась с московскими экспертами и проверила, оказавшись на одном мероприятии, что в Москве, допустим, есть несколько супермаркетов, где все продукты сертифицированы по системе халяль. Так вот, как говорят эксперты, порядка 60% людей, которые покупают в этих супермаркетах себе продукты питания, не являются людьми, исповедующими ислам. Они являются людьми, придерживающимися здорового образа жизни. Если бы в Севастополе открылось кафе, где действительно подавали бы халяльную еду, то клиент нашёлся бы. Я была на одном мероприятии и стала делиться тем, что теперь получила сертификат, и очень многие люди из крупных городов, кто бережёт свое здоровье, и им это позволяют материальные возможности, говорят: "Мы раз в неделю ездим. Мясо только там берём. Мы уже давно забыли про рынки. Только там покупаем".
— Философский вопрос: почему вы решили вообще заняться этим?
— Вопрос не философский, и у меня есть на него ответ. У крымского туризма есть маленькая нехорошая черта. Если ты придумал что-то новое, выложил это на сайт, то через пять дней уже будет точно такой же продукт без зазрения совести у твоих конкурентов. Если у них лучше налажена реклама или есть возможность больше денег в неё вложить, то они будут продавать это очень прекрасно. Я давно искала, какой бы сделать турпродукт, чтобы его было сложно повторить. Я полтора года шла к сертификации. Вместе с обществом казанских татар и башкир в Севастополе. Мы прошли этот путь вместе.
— То есть у вас эксклюзивный туристический продукт?
— Да. Эксклюзивный туристический продукт, повторить который будет крайне сложно. На продвижение абсолютно нового, нестандартного туристического продукта уходит полтора-два года. У меня пока что прошёл год после того, как я получила сертификат, как мы начали рекламировать. Интерес есть. Люди не знают порой о том, что у нас в Крыму вообще есть ислам. Я имею в виду людей за пределами Крыма. Я даже когда в Татарстане рассказывала экспертам, они говорят, что знают, что у нас здесь есть крымские татары, но насколько древний ислам, и насколько большая у него история, многие не знают.
— Какие регионы России, в основном, пользуются халяльным туризмом в Крыму?
— Конечно же, Татарстан. Есть Уфа (Башкортостан). То есть регионы, где есть достаточно большое количество людей, исповедующих ислам. И как ни странно, из Москвы тоже запросы были. В Москве — достаточно большая мусульманская диаспора. Регионы и республики Северного Кавказа, если говорить о них, то интерес был, но отклика пока не было никакого. Я общалась с представителями туристической сферы и Республики Ингушетия, и Чеченской Республики. Они живут более закрыто, у них немножко другой образ жизни. Путешествия у них не настолько приняты, нежели в том же Татарстане, где люди легче на подъем. А на Северном Кавказе придётся работать, видимо, не один год. Не знаю, как это объяснить. Более домашний образ жизни.
— Насколько перспективный такой туризм для Крыма и Севастополя?
— В Севастополе пока нет ни одного объекта размещения, куда можно поместить людей. В Крыму есть пока один объект. Но в Крыму есть ещё люди, кто заинтересовался этой темой.
У многих из нас слово Халяль неизменно ассоциируется с мусульманскими традициями и с мусульманской пищей, а ведь на самом деле такая продукция подходит не только для мусульман – это настоящая находка для всех, кто ценит высокое качество и здоровый образ жизни! И, между прочим, некоторые приверженцы ЗОЖ уже давным-давно открыли для себя этот полезный тренд! Чем же так хороша халяльная продукция, каковы особенности ее производства и какими именно принципами или стандартами руководствуются современные бренды, ориентирующиеся на выпуск такой продукции?
Строгие требования
Для мусульман халяльная продукция является не только свидетельством высокого качества, но и гарантом того, что она была изготовлена в полном соответствии с основными требованиями и традициями ислама. То есть, приобретая продукцию Халяль, каждый мусульманин может быть уверен в том, что она не содержит никаких запрещенных ингредиентов, например, крови. В процессе производства халяльной продукции всегда отслеживается очень четкое соблюдение всех мусульманских традиций, а ее качество подтверждается проверками специальных комиссий. Система сертификации халяльной продукции всегда предъявляет высочайшие требования к ее качеству! И одной-единственной проверкой в данном случае не ограничиваются – даже после получения соответствующего сертификата эксперты стандарта Халяль регулярно проводят дополнительные инспекционные проверки!
Основной принцип производства халяльной продукции заключается в том, что каждый халяльный продукт должен быть исключительно здоровым и чистым, не приносящим человеку абсолютно никакого вреда.
Еще одна важная особенность – животные для производства халяльной продукции должны изначально выращиваться именно для убоя, и кормить их можно исключительно натуральными кормами, а убой осуществляется только посредством перерезания сонной артерии с одновременным чтением специальной молитвы. Ни забитые любым иным способом, ни умершие естественной смертью животные не могут использоваться для изготовления халяльной продукции!
"AN-NOOR" – вкусная и полезная продукция!
Торговая марка высококачественного халяльного куриного мяса "AN-NOOR" получила широкое международное признание. Вся продукция "AN-NOOR" изготавливается по общепринятым в мусульманском мире канонам халяльного производства и имеет не только соответствующие сертификаты, но и право называться TRUE HALAL (настоящий Халяль)!
Птица содержится в максимально комфортных и приближенных к естественным условиях и выращивается исключительно на натуральных кормах собственного производства без ГМО, стимуляторов роста, антибиотиков и каких-либо компонентов животного происхождения. А организация технологического процесса находится в полном соответствии с предъявляемыми к халяльному производству требованиям! Все цыплята проходят соответствующую проверку состояния здоровья, а ритуал их ручного убоя с полным удалением крови осуществляется опытными мусульманскими специалистами очень быстро и милосердно. На каждом этапе производства имеет место строжайший контроль соблюдения всех гигиенических норм. На птицекомбинатах созданы необходимые условия для неукоснительного соблюдения всех принятых в исламе норм производства и ритуалов! Да-да, и кибла, для которой голова во время убоя в сторону Каабы, тоже здесь соблюдается!
Халяльное мясо цыплят-бройлеров от бренда "AN-NOOR" – это важный и в то же время очень простой и доступный каждому шаг к здоровью и отличному настроению! Замороженные и охлажденные грудка, окорочка, филе, крылья, бедрышки, голени, печень, желудки и сердце будут неизменно радовать вас своим отменным качеством и изумительным вкусом!
Вне всяких сомнений, халяльная продукция – это то, что действительно заслуживает внимания и что действительно стоит попробовать! И в дальнейшем популярность такой продукции будет только расти – уже сейчас показатели ее реализации ежегодно прибавляют по 15 – 30 процентов, а это значит, что люди доверяют продукции Халяль и уже успели убедиться в ее пользе и превосходном качестве. Мясо цыплят-бройлеров от бренда "AN-NOOR" – отличная возможность познакомиться с истинным качеством и оценить все преимущества халяльной продукции!
Читайте также: