Бейт шеан израиль достопримечательности
Бейт-Шеан, Бет-Шеан (ивр. בית שאן , устар. Бефсан; греч. Σκυθόπολις — Скифополис; араб. 'بيسان — Бисан) — город в Северном округе Израиля. Город расположен в Иорданской долине примерно в 25 км к югу от Тивериадского озера.
Содержание
Национальный парк Скифополис [ | ]
В городе расположен национальный парк на месте археологических раскопок древнего Бейт-Шеана. Скифополис — один из городов Десятиградия (десять эллинистических городов, объединённых римским полководцем Помпеем в отдельную административную единицу).
Комплекс включает римский театр, термы, колоннады на двух перекрещенных центральных улицах (кардо и декуманус). На кардо расположена полукруглая площадь, известная как Сигма, на которой в древности располагались крытые лавки. На территории комплекса сохранилось немало напольных мозаик. По правую сторону кардо (которую на основании найденной неподалёку надписи IV в. н. э. называют улицей Палладиуса) стоят колонны с капителями ионического ордера, а по левую — колонны коринфского ордера. Колонны театра также увенчаны капителями коринфского ордера.
Этимология [ | ]
Город носил также двойное название Ниса-Скифополь. Ниса — название местности, где по некоторым из версий древнегреческого мифа о Дионисе, Зевс скрывал его от гнева Геры.
История [ | ]
Древний город Скифополь (Бейт-Шеан), расположенный к югу от озера Кинерет, западнее реки Иордан, имел важное географическое положение на стыке долины Харод и долины Иордана. По долине Иордана на юг к Красному морю проходил древний торговый путь, Via Regia (Царская дорога). Долина Харод соединяет долину Иордана с побережьем Средиземного моря, вдоль берега которого проходил другой древний путь — Via Maris (Морская дорога). Бейт-Шеан находился на стыке Царской дороги и главного ответвления к Морской дороге. Скифополь занимал центральное положение в сети римских дорог, ведших от Скифополя в Аравию через Пеллу и Герасу, в Дамаск и в порт Птолемаида (Акко).
Место было непрерывно населено с древнейших времен, в древнейшем раскопанном городском слое находятся энеолитические землянки [2] . Предположительно, ханаанейское поселение, расположенное на кургане, отождествляется с городом, упоминаемым как Асан в "текстах проклятий" (англ. Execration texts ). После покорения Ханаана фараоном Тутмосом III в XV веке до н. э. город на триста лет стал египетским административным центром. Был полностью перестроен при фараонах XIX династии (1292—1186 до н. э). Здесь была найдена статуя Рамсеса II и две стелы периода Сети I. Город был упомянут и в египетских надписях из Телль-Амарны времен Эхнатона. Вслед за вторжением народов моря Египет потерял власть над регионом и после пожара, произошедшего ок. 1150 года до н. э., египетские здания больше не восстанавливались.
В Библии упоминается (в синодальном переводе — Бефсан, Вефсан) сначала как ханаанский город, который колено Манассии не смогло завоевать из-за наличия у ханаанеев железных колесниц; затем как филистимский город, на воротах которого было повешено тело погибшего в битве при Гелвуе (Гильбоа) царя Саула (1Цар. 31:1—10); затем как город в составе Израильского царства Соломона (3Цар. 4:12—10).
Бейт-Шеан упоминается в надписи Карнакского храма среди других городов, подвергшихся разграблению во время похода фараона Шешонка I на Иудею около 925 года до н. э.; был полностью разрушен во время ассирийского завоевания Северного Израильского царства Тиглатпаласаром III около 732 года до н. э.
После распада империи Александра Македонского (323 до н. э.) город достался Птолемеям. В это время город назывался также и Ниса (по названию мифического места рождения бога Диониса), а культ Диониса стал главным культом города (это был также и важнейший культ Птолемеев). Раскопками открыты остатки храма Диониса. В 218 г. до н. э. город добровольно перешёл под власть Селевкидов (Антиоха III), затем находился под властью иудейского царя Александра Янная (103—76 до н. э.) из рода Хасмонеев.
Помпей привел город под власть Рима, но оставил ему самоуправление, как и другим городам Декаполиса. Габиний перестроил город. Иосиф Флавий назвал Нису-Скифополь крупнейшим городом Декаполиса — Десятиградья (Bel. Iud. III, 446). Веспасиан сделал город своей базой в его операциях против еврейских повстанцев летом 64 года н. э.
Значение города возросло в начале V века, когда римская провинция Палестина была разделена на три отдельные провинции, и Скифополь стал столицей Палестины II (до 409 г. [3] ). Провинция охватывала территории Галилеи и северной Самарии вокруг Тивериадского озера, включая Заиорданье.
В 359 году н. э. в городе состоялся Скифопольский процесс над обвиняемыми в преступлениях против императора Констанция II.
В ранневизантийский период в городе проживали 4 этноконфессиональные группы: христиане, язычники, евреи, самаритяне. Первые две были в основном грекоязычными, отчасти латиноязычными, но среди язычников были и приверженцы восточных богов. Между общинами существовали достаточно напряженные отношения. Христианизация победила в течение V века, но общины евреев и самаритян остались и в дальнейшем влиятельными меньшинствами.
В VI в. здесь жил Кирилл Скифопольский — один из важнейших писателей монашеской традиции Палестины.
В VII веке город, как и вся Палестина, был завоёван арабами мусульманами. Но его материальная культура во многом и при Омейядах сохраняла прежний облик. Настоящей катастрофой для Скифополя стало одно из землетрясений VIII века, разрушившее город. Именно тогда упали значительные участки колоннад, раскопанные археологами. Их можно увидеть сегодня, посетив территорию заповедника.
С июня 1949-го поселение было основано заново под именем Бейт-Шеан. В 1950—1960-х годах здесь селились еврейские беженцы из стран Магриба, Ирака и Ирана. Во время Войны на истощение из-за систематических артиллерийских обстрелов со стороны Иордании было временно введено затемнение. В 1999 году Бейт-Шеан получил статус города.
Население [ | ]
По данным Центрального статистического бюро Израиля, население на начало 2020 года составляло 18 464 человека [4] .
Голосовать против Против
23 мая 2014 в 22:19
Национальный парк Бейт - Шеан / Скитополис (Израиль, Бейт - Шеан) располагается на севере Израиля. Очень интересная экскурсия, познавательная.
Древние римляне были весьма культурно развиты, есть и амфитеатр, шикарная баня, которая отпапливалась по интересному способу, описанному в некоторых учебниках истории, древний ресторан. Красивые древние колонны, разбросанные неведомой силой, заставляют окнуться в эту древнюю историю римского города Скитополис. Удивительное отношение к банному процессу заставляет заудматься о культуре римлян. Шикарная баня. расчитанная на большое количество человек, банные принадлежности, туалет.
Только богатая фантазия человека может позволить достроить ве в это в целостную картину и представить как когда здесь был городЮ люди ходили по этим мраморным и мозаичным дорожкам.
Интересная культура, которой до сих пор можно удивляться.
— Плюсы:
интересно
— Минусы:
нет
Время использования: 1 раз
Стоимость: 400 руб
Год посещения: 2014
Голосовать против Против
2 июля 2012 в 17:48
Давненько мы уже не посещали древние города, и вот на этих выходных, решили посетить древний город Бейт - Шеан. Этот национальный парк археологического характера находится в новом городе Бейт Шеан, население которого 16 000 человек. Город этот на севере Израиля.
С центра Израиля мы ехали через город Афулу, от которой к Бейт Шеану 20 минут езды.
И вот мы на месте. Подходим в кассу берем билетики, нам дают буклет с картой древнего города и информацией о нем. Заходим внутрь двора и перед нами открывается картина древнего города.Мы видим театр, на котором когда - то проводились спектакли. B центрe располагается главная улица с рядом колон, на полу в некоторых местах есть остатки разноцветной мозаики. С левой стороны расположенны бани, чудеснaяя архитекрура и специфика их постройки просто поражает.С правой стороны остатки фонтанов и площадь Cигма, с остатками зданий и мозаики. Прямо дорога ведет к холму на котором археологи раскопали почти 20 культурных слоев разных эпох. Место не может не радовать, с холма открываются прекрасные пeйзажи на Изреельскую долину и поселения, которые у подножья этого холма.
Гуляли мы по этому городу 2 часа, по дороге к холму есть краники с холодной водой, что в жаркую погоду очень выручает. Рекомендуется ходить туда все таки не летом, так как город расположен в долине и далеко от моря, то тут очень жарко. Открыт парк с 8 утра до 17. 00 вечера.
Даже не смотря на жаркую погоду, мы отлично провели время в этом древнем городке, где и сейчас ведутся раскопки, так как город раскопан только на 19%.
— Плюсы:
Интересно, любителям истории есть что там делать
— Минусы:
Летом там очень жарко
Время использования: 2 часа
Стоимость: 330 руб
Год посещения: 2012
Тель-Бейт-Шейн (Бет-Шейн) был крупным библейским городом, расположенным в центре перекрестка между долиной Иордана и долиной Изреель (Йизрель). Позднее он был расширен в большой эллинистический, римский и византийский, когда он был известен как город Скифополис. Большое поселение было разрушено в результате сильного землетрясения в 8 веке н.э. и находился в руинах до недавних археологических раскопок, которые раскопали и восстанавливили этот удивительный город.
Местоположение Бейт-Шеана всегда имело стратегическое значение из-за его положения на стыке долины реки Иордан и долины Изреель, фактически контролируя доступ из Иордании и внутренних районов к побережью, а также из Иерусалима и Иерихона в Галилею. .
Бейт-Шеан расположен на шоссе 90, дороге с севера на юг, которая проходит через весь Израиль. Город простирается на площади 7 квадратных километров с большим национальным парком на севере города. Население Бейт-Шеана составляет 20 000 человек.
Сегодня город находится под управлением областного совета Эмек ха-Мааянот.
История Бет-Шейн:
Каменые век
Ханаанский / египетский город
После завоевания Египтом Бейт-Шеана фараоном Тутмосом III в 15 веке до н.э., как записано в надписи в Карнаке, небольшой городок на вершине холма стал центром египетской администрации региона. Приезжие египтяне изменили организацию города и оставили большую часть материальной культуры. Большой ханаанский храм (39 метров в длину), раскопанный музеем Пенсильванского университета (Пенсильванский музей), может быть датирован примерно тем же периодом, что и завоевание Тутмоса III, хотя раскопки Еврейского университета предполагают, что он датируется более поздним периодом. Вокруг храма были найдены артефакты потенциального культового значения. Основываясь на найденной в храме стеле с надписью египетскими иероглифами, храм был посвящен богу Мекалю. Раскопки Еврейского университета определили, что этот храм был построен на месте более раннего.
Одной из самых важных находок возле храма является стела Льва и Львицы (или собаки), которая в настоящее время находится в Музее Израиля в Иерусалиме, и на ней изображены эти две игры.
Железный век
Согласно еврейской Библии, около 1000 г. до н.э. город стал частью более крупного израильского царства. В 1 Царств 4:12 Бейт-Шеан упоминается как часть царства Соломона, хотя историческая точность этого списка является предметом споров. Ханаанский город I железного века (1200–1000 гг. До н.э.) был построен на месте египетского центра вскоре после его разрушения.
Ассирийское завоевание северного царства Израиль при Тиглатпилесаре III (732 г. до н.э.) привело к разрушению Бейт-Шеана огнем.
Минимальное повторное заселение произошло до эллинистического периода.
Библейские времена - Бейт-Шеан
Первая книга Царств 31
10. и положили оружие его в капище Астарты, а тело его повесили на стене Беф-Сана.
Однако вскоре Ханаанский / филистимский город был сожжен в 10 веке королем Давидом. Его сын, царь Соломон, восстановил Бейт-Шеан и сделал его важным административным городом.
Эллинистический период - Нисан-Скифополис
В 3 веке до н.э. город Бейт-Шеан был перестроен на вершине холма и к северу от прежнего поселения. Город был переименован в Скифополис и Скитон-Полис, названный в честь ветеранов, которые переселились в эллинистический период. Согласно греческой мифологии, город был основан богом вина Дионисом, который дескать жил в городе. Согласно легенде, его нянька Ниса, кормила его грудью и была похоронена в городе, поэтому город называли Ниса-Скифополисом или Нисой.
Римский период - Скифополис
В 63 г. до н.э. Помпей сделал Иудею частью Римской империи. Бейт-Шеан был основан и перестроен Габинием. Центр города переместился с вершины холма, точнее сказать, на его склоны. Скифополь процветал и стал главным городом Десятиградия, единственным городом к западу от реки Иордан.
Византийский период - процветающий христианский город
Были обнаружены многочисленные археологические раскопки византийского периода (330–636 гг. Н. Э.), Раскопки которых проводил Музей Пенсильванского университета в 1921–23 гг. На вершине Телля была построена церковь-ротонда, а весь город был окружен стеной. В текстовых источниках упоминается еще несколько церквей города. Бейт-Шеан был в первую очередь христианином, о чем свидетельствует большое количество церквей, но свидетельства еврейского проживания и самаритянской синагоги указывают на наличие общин этих меньшинств. Языческий храм в центре города был разрушен, но восстановлены нимфей и римские бани. Многие здания Скифополиса были повреждены в результате землетрясения в Галилее в 363 году, а в 409 году он стал столицей северного округа Палестина Секунда. Таким образом, Скифополис Также стал митрополитской архиепархией провинции.
Посвящающие надписи указывают на предпочтение пожертвований религиозным зданиям, и было сохранено много красочных мозаик, например, с изображением зодиака в монастыре Девы Марии или с изображением меноры и шалома в еврейской синагоге Дома Леонтия. Мозаика самаритянской синагоги была уникальной, поскольку в ней не использовались изображения людей и животных, а использовались цветочные и геометрические мотивы. Сложные украшения были также найдены на многих роскошных виллах поселения, и особенно в VI веке город достиг своего максимального размера в 40 000 человек и распространился за пределы городских стен того периода.
Часть северного кладбища византийского периода была раскопана в 1926 году. Гробницы этого периода состояли из небольших высеченных в скале залов со сводчатыми могилами с трех сторон. В гробницах было найдено множество предметов, включая терракотовые статуэтки, возможно, изображающие Богородицу с младенцем, множество терракотовых ламп, стеклянные зеркала, колокольчики, инструменты, ножи, перстни, железные ключи, стеклянные бусины, костяные шпильки и многое другое.
Важными христианскими деятелями, которые жили или проходили через византийский Скифополь, были святой Прокопий Скифопольский (умер 7 июля 303 г.), Кирилл Скифопольский (ок. 525–559), святой Епифаний Саламинский (ок. 310/320 - 403) и Иосиф. из Тверии (ок. 285 - ок. 356), которые встретились там около 355 года.
Арабский период - Упадок и забвение
18 января 749 года Омейяд-Байсан был полностью разрушен катастрофическим землетрясением. На руинах выросло несколько жилых кварталов, вероятно, созданных выжившими, но город так и не восстановил свое великолепие. Центр города переместился на южный холм, где позже крестоносцы построили свой замок.
Крестоносцы
Крестоносцы прибыли из Европы в Святую Землю, чтобы освободить Святую Землю и освободить Иерусалим. Они выполнили миссию в 1099 году и основали королевство крестоносцев. Затем они начали строить крепости вдоль границ, портов и главных дорог, а также построили укрепленные города и фермы в захваченном районе.
Бейт-Шейн во времена крестоносцев оставался небольшой деревушкой. После своего поражения в 1187 году силами Айюбида во главе с Саладином город Бейсан снова сократился поскольку христианские ордены покинули эти земли.
Османская / Мамлюки
За 400 лет османского владычества Байсан потерял свое региональное значение. Во время правления султана Абдула Хамида II, когда была построена железная дорога долины Изреель, которая была частью расширения Хайфа-Дамаск железной дороги Хиджаза, произошло ограниченное возрождение. Местное крестьянское население в значительной степени обеднело из-за османской феодальной земельной системы, которая сдавала участки земли в аренду арендаторам и взимала с них налоги за их использование.
Современное время
Под мандатом город был центром Байсанского уезда. Согласно переписи населения, проведенной в 1922 году британскими властями под мандатом, население Бейт-Шеана (Байсан) составляло 1 941 человек, в том числе 1687 мусульман, 41 еврей и 213 христиан.
Согласно опросам населения, проведенным в Палестине под британским мандатом, Бейсан состоял из 5 080 арабов-мусульман из 5 540 (92% населения), а остальные числились христианами. В 1945 году в окрестностях Байсана проживало 16 660 мусульман (67%), 7 590 евреев (30%) и 680 христиан (3%); арабы владели 44% земли, евреи - 34%, а 22% составляли государственные земли. План раздела ООН 1947 года выделил Бейсан и большую часть его района предлагаемому еврейскому государству.
Бейсан, тогда арабская деревня, пал перед еврейскими ополченцами за три дня до окончания мандата.
Государство Израиль
После провозглашения независимости Израиля в мае 1948 года во время интенсивного артобстрела сирийскими пограничными войсками, после которого Хагана вновь захватила долину, арабские жители бежали через реку Иордан. Имущество и здания, брошенные после конфликта, затем принадлежали Государству Израиль. Большинство арабских христиан переехали в Назарет. В Бейт-Шеане был построен маабара (лагерь беженцев), населенный в основном еврейскими беженцами из Северной Африки, который позже стал городом развития.
В 1999 году Бейт-Шеан был включен как город. Географически он находится в центре регионального совета долины Бейт-Шеан.
Бейт-Шеан был родным городом и опорой политической власти Давида Леви, видного деятеля израильской политики.
Во время Второй интифады во время атаки в Бейт-Шеане в 2002 году шесть израильтян были убиты и более 30 ранены двумя палестинскими боевиками, которые открыли огонь и бросили гранаты в избирательный участок в центре Бейт-Шеана, где находились члены партии. голосование на праймериз Ликуда.
Археология и туризм
В 1921–1933 годах Пенсильванский университет проводил раскопки древнего Бейт-Шеана. Были обнаружены реликвии египетского периода, большинство из которых сейчас выставлено в Музее Рокфеллера в Иерусалиме. Некоторые из них находятся в Музее Пенсильванского университета в Филадельфии. Раскопки на этом месте были возобновлены Еврейским университетом Иерусалима в 1983 году, а затем снова с 1989 по 1996 год под руководством Амихая Мазара. Раскопки выявили не менее 18 последовательных древних городов. Древний Бейт-Шеан, одно из самых впечатляющих римских и византийских памятников в Израиле, является главной достопримечательностью. Мозаика Рехова седьмого века была обнаружена фермерами кибуца Эйн ХаНецив. Являясь частью мозаичного пола, он содержит подробные сведения о еврейских религиозных законах, касающихся десятины и субботнего года.
Западная баня
Внешний бассейн показан ниже. Полы выложены мраморными плитами и мозаикой.
Публичный Туалет
Стенки туалетов располагались вдоль стен, а канал проточной воды обеспечивал дренаж.
Римский Театр
Амфитеатр
Римский ипподром был построен во II веке н.э., который использовался для гонок колесниц. Он расположен в 200 метрах к югу от театра, за пределами национального парка, который виден на правом фоне. В IV веке он был преобразован в амфитеатр, где проводились охотничьи выставки и развлекательные шоу. Вдалеке видна гора Гильбоа.
Крепость Крестоносцов
В 12 веке крестоносцы построили небольшой прямоугольный замок к востоку от римского города, повторно используя камни из руин города. Бейт-Шеан во времена крестоносцев был маленьким городом. Первым христианским правителем был принц Танкредом д'Аутвилле (1075-1112) Нормандии, один из лидеров первого Крестового похода, захвативший Иерусалим в 1099.
Руины средневекового замка, расположены на восточной стороне современного города, к востоку от амфитеатра и рядом с правительственным домом Османской империи. Крестовая крепость была небольшой - 50 м х 50 м - с небольшим многоэтажным храмом в центре размером 17,3 х 17,3 м. Цитадель была построена из местных базальтовыми блоков, украденного из римского амфитеатра.
Основание угловой башни видно на этой фотографии с юго-западной стороны. Нижняя сторона стены относится к периоду крестоносцев, а черные базальтовые камни относятся к османскому периоду. Крепость была окружена ровным 14-метровым рвом, наполненным водой, а северный мостик, поддерживаемый парными колоннами, отделял цитадель от города.
Землетрясения
Бейт-Шеан расположен над трансформацией Мертвого моря (система разломов, которая образует трансформационную границу между Африканской плитой на западе и Аравийской плитой на востоке) и является одним из городов Израиля, наиболее подверженных землетрясениям (вдоль с Цфатом, Тверией, Кирьят-Шмона и Эйлатом). Исторически город был разрушен во время Голанского землетрясения 749 года.
Демография
По данным Центрального статистического бюро Израиля (CBS), население муниципалитета составляло 18 464 человека на конец 2019 года. В 2005 году этнический состав города состоял на 99,5% из евреев и других неарабов (97,3% из евреев). нет значительного арабского населения. См. Группы населения в Израиле. Распределение населения по полу составляло 8 200 мужчин и 8 100 женщин.
Экономика
Бейт-Шеан - центр хлопководства, и многие жители работают на хлопковых полях в окружающих кибуцах. Другие местные отрасли промышленности включают текстильную фабрику и швейную фабрику.
Когда древний город Бейт-Шеан был открыт для публики в 1990-х годах и превращен в национальный парк, туризм стал основным сектором экономики.
Образование
По данным CBS, в городе 16 школ и 3 809 учащихся. Они распределены как 10 начальных школ и 2 008 учеников начальной школы, а также 10 средних школ и 1 801 ученик средней школы. В 2001 году право на получение аттестата зрелости имели 56,2% учащихся 12-х классов.
Транспорт
В Бейт-Шеане была железнодорожная станция, которая открылась в 1904 году на железной дороге долины Изреель, которая была продолжением железной дороги Хиджаза. Эта станция была закрыта вместе с остальной частью железной дороги Изреельской долины в 1948 году. В 2011–2016 годах долинная железная дорога была перестроена, и была открыта новая железнодорожная станция Бейт-Шеан, расположенная на том же месте, что и историческая станция. Пассажирские перевозки, предлагаемые на вокзале, соединяют город с Афулой, Хайфой и местами между ними. Помимо обслуживания пассажиров на вокзале находится грузовой железнодорожный вокзал.
Сразу же при входе в парк обратите внимание на макет раскопок, который поможет представить весь древний город целиком. На макете показаны 10% территории которая уже раскопана, нераскопанная территория, долина реки Харод, стены города с воротами, от которых пути ведут в Египет, Сирию, Заиорданию.
На этой территории люди селились, как пишут, с 5-го тысячелетия до н.э., т.к. земли здесь плодородные, воды много и место по меркам древнего мера превосходное, на пересечении всех главных дорог. В Ханаанский период (12-16 век до н.э.) здесь правили египтяне. В этих же местах позднее произошла драматическая история с царем Саулом, когда израильтяне потерпели поражение на горе Гильбоа и филистимляне повесили тела царя и его сыновей на стене города. Но впоследствии царь Давид отвоевал Бейт-Шеан, и при царе Соломоне город стал крупным административным центром. В 732 г до н.э. место было захвачено Тиглатпаласаром III - царем Ассирии. В Эллинистический период здесь основывается город с греческим названием Скитополис, по-видимому, по названию отряда наемников скифов из войск Александра Македонского. В 63 г до н. э. город был завоеван римлянами и превращается в один из важных городов Декаполиса (Декаполис - это группа из десяти городов, девять из которых, за исключением Бейт-Шеана, расположены восточнее Иорданской долины: 2 города - на территории современной Сирии, 6 – на территории современной Иордании и 2 – на территории Израиля). Города Декаполиса были основаны греками с целью отражения набегов кочевников Аравийской пустыни и впоследствии использовались римлянами как стратегическая база римских войск, в частности, в период еврейских восстаний. Вообще римские императоры поддерживали греческие города, поощряли в них развитие культуры и не жалели средств на строительство зданий театров, ипподромов, храмов, рынков, бань, улиц, украшенных колоннами и фонтанами. В Византийский период Бейт-Шеан становится христианским городом с большим количеством церквей и монастырей. С приходом сюда в 7 веке арабов заканчивается Римско-Византийский период расцвета. А землетрясение 749г. превратило город в развалины. Название города Скитополис забылось, вместо него появилось новое название Бейсан, данное династией Аббасидов. В Средние века крестоносцы построили крепость, а в период Оттоманского правления здесь было небольшое поселение с названием Бейсан.
Мы приехали с утра в где-то около 11 ч. и попали на экскурсию израильского гида – добровольца, сейчас во многих национальных парках Израиля есть экскурсии добровольных гидов. Наш гид, пожилой человек, в прошлом учитель истории, рассказал нам много интересного, но на одной истории хочется остановиться. Он старожил Бен-Шеана и всю жизнь прожил в Бейт-Шеане. Когда ему было лет 11 он и его друзья расчистили место для игры в футбол на котором возвышалась одна колонна, которая и служила одной из штанг ворот (это было до раскопок). Впоследствии на этом месте была раскопана целая улица древнего Бейт-Шеана с множеством колонн.
Заглянули мы в римский общественный туалет, предназначенный только для мужчин. Кстати, это было и местом общения и заключения сделок. Там все сидения сохранились удивительно хорошо.
Идем дальше и попадаем в западные бани с 8 залами ( раскопаны и восточные). Бани предназначались только для мужчин с 18 лет. Внутри имелось несколько бассейнов с горячей, холодной и умеренной водой, гимнастический зал, джакузи на одного и несколько человек. Здесь можно получить полное представление о том, как обогревался пол бани. В банях могли находиться одновременно 1500 человек.
Выходим на улицу Паладиус (Кардо) – одна из роскошных улиц Византийского периода. Раскопано 150 метров, выложенных базальтовыми плитами. По обеим сторонам улицы магазины. Улица была украшена колоннами. На территории раскопок очень много упавших колонн с остатками украшений - результат землетрясения 749 года.
Следующее интересное место – Сигма. Это довольно большая полукруглая площадь, которая вся была выложена мрамором и использовалась для выступлений музыкантов, танцоров, небольших представлений и продажи напитков. За площадью располагались комнаты, использование которых можно определить по сохранившимся надписям перед дверями каждой комнаты.
Дальше мы вышли к большой раскопанной территории рынка византийского периода с остатками мозаики. Кстати, Скитополис славился своим льном и изделиями из него. Остатки мозаик можно видеть и в других местах города.
Теперь не поленитесь и поднимитесь на древний холм, туда ведет довольно удобная лестница. На половине подъема мы остановились и не могли оторвать глаз от коринфских обрушившихся колонн, причем украшения на колоннах сохранились. На вершине холма последовательно представлены 7 рисунков, изображающих, как выглядели в древности улица Сильваниуса и магазины, рынок, храм, улица Паладиуса, театр и бани. С холма отлично видны горы на территории Иордании, а с другой стороны горы Гильбоа. В центре холма - раскопки дома египетского правителя (12 в до н.э.). Во времена египетского правления город был главным на севере страны. Тут же можно увидеть и барельефы Ханаанского храма (14 в до н.э.). На барельефах изображены львы. Сохранились остатки крепости и жилого квартала времен Израильского царства, остатки строений Византийского периода и времен крестоносцев. С холма открывается прекрасный вид на долину реки Харод и на древний разрушенный мост через нее, который расположен на основном пути из Дамаска в Бейт-Шеан. Обязательно спуститесь к мосту, его интересно рассмотреть вблизи.
Теперь можно выйти из парка и продолжить осмотр древностей уже на территории современного города. Приблизительно в 200 м от театра во 2 веке н.э. римлянами был построен за пределами города ипподром. В 4 веке ипподром переделали под амфитеатр, который мы сегодня и можем видеть. Амфитеатр был рассчитан на 6000 мест и использовался для разных представлений, в том числе и для гладиаторских боев. В 5 веке недалеко от амфитеатра был построен жилой квартал. В средние века каменные сиденья были использованы для строительства крепости крестоносцев. Мы погуляли по заросшему травой амфитеатру, заглянули в заброшенные помещения, видимо, использовавшихся для содержания животных.
Кстати, в древнем Скитополисе в период расцвета проживало около 40 000 жителей (число, рассчитанное римлянами в соответствии с запасами воды), сейчас в современном Бейт-Шеане проживает менее 20 000 человек.
Читайте также: