Зачем никитин поехал в индию
Весной 1466 года из Твери вниз по Волге в сторону трёх морей - Каспийского, Чёрного и Аравийского - вышел караван из нескольких торговых судов. На одном из них плыл бывалый купец Афанасий Никитин. В Астраханском ханстве купец предполагал завести широкую торговлю. Путешествие начиналось гладко, но под самой Астраханью разбойники разграбили весь караван. Возвратиться домой без товара и без денег значило бы сесть в тюрьму, и Никитин решился ехать дальше на юг - в сказочные страны, где до него не бывал ни один русский человек. Через города Дербент и Баку он попал в Персию, пересёк её от Каспийского моря до Персидского залива и с арабскими купцами по Индийскому океану в 1471 году добрался до Индии. Никитин провёл здесь незабываемые 3 года. Денег не нажил, зато подробно изучил жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, много разузнал об алмазных копях, торговле, вооружении воинов и роскоши правителей-раджей, видел экзотических животных - слонов, танцующих змей и обезьян, слышал о таинственной птице «гукук» , якобы предвещавшей смерть. Обо всём увиденном купец и путешественник красочно рассказал в своих записках, дав им название «Хожение (хождение) за три моря» . На обратном пути Никитин побывал в Восточной Африке, в «земле Эфиопской» , в Аравийской пустыне. После долгих скитаний он доехал до Крыма и в марте 1475 года отправился домой. Но увидать родную Тверь ему не довелось: недалеко от Смоленска Никитин заболел и скоропостижно скончался
Остальные ответы
За три моря ходил
Решал демографические проблемы.
Через города Дербент и Баку он попал в Персию, пересёк её от Каспийского моря до Персидского залива и с арабскими купцами по Индийскому океану в 1471 году добрался до Индии. Никитин провёл здесь незабываемые 3 года. Денег не нажил, зато подробно изучил жизнь, быт и занятия народов Персии и Индии, много разузнал об алмазных копях, торговле, вооружении воинов и роскоши правителей-раджей, видел экзотических животных - слонов, танцующих змей и обезьян, слышал о таинственной птице «гукук» , якобы предвещавшей смерть.
Афанасий Никитин - путешественник, писатель, купец
«Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоанова века. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже путешествовал по берегам Малобара». Так отозвался Н. Карамзин о найденных им записках русского купца XV века Афанасия Никитина «Хождение за три моря».
Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.
Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.
В 1468 г. Афанасий отправился из Твери вниз по Волге с караваном торговых судов. Его путь лежал в Ширванское княжество в Закавказье. Чтобы безопасно пройти по Волге, Афанасий рассчитывал присоединиться к судам московского посла в Ширване Василия Панина, но разминулся с ним. В устье Волги на русских купцов напали татары: одних убили, других взяли в плен, а корабли разграбили. Добравшись до Дербента, Афанасий просил Панина и бил челом ширваншаху о заступничестве за пленных, чтобы купцам вернули товары, в крайнем случае помогли деньгами на обратную дорогу.
Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.
Переезжая из одного города в другой, Афанасий, наконец, добрался до Ормуза: «А Ормуз – на острове, и море наступает на него всякий день по два раза… велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет». Во время путешествия Афанасий ведет дневник – записывает впечатления о природе, городах и жителях тех мест, в которых бывает.
Вскоре на таве (индийском судне без верхней палубы) Никитин направляется «за море Индийское», в Индии он планирует продать жеребца, но неожиданно хан-мусульманин отбирает его и обещает вернуть жеребца и дать Афанасию в придачу тысячу золотых, если он перейдет в мусульманскую веру. Афанасий в отчаянии, но на его счастье нашелся добрый человек, который заступился за православного христианина, и Никитину жеребца возвратили.
В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.
Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.
Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел. По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.
Скитаясь по солнечным странам, Афанасий Никитин жил мечтою вернуться на родину. Мореплаватель собрался в обратный путь и отправился в торговый порт Ормуз, откуда и началось путешествие в Индию. Из Ормуза купец отправился на север через Иран и оказался в Трабзоне, турецком городе. Местные турецкие жители приняли русского мореплавателя за шпиона, поэтому взяли Никитина в плен, отобрав все, что было на судне. Единственное, что осталось у мореплавателя при себе – рукописи.
Афанасия отпустили из ареста, и торговец отправился в Феодосию: там он должен был встретиться с русскими купцами, чтобы занять денег и расквитаться с долгами. Ближе к осени 1474 года купец приехал в феодосийский город Кафу, где провел зиму.
Жизнь Афанасия Никитина в Индии
О политическом устройстве Индии мы знаем из работ местных авторов. Но о быте простых индийцев они писали немного, так как жанр бытописания на этих территориях был не очень распространен. Потому путевые записки Афанасия Никитина — это один из немногих исторических источников, рассказывающий о жизни средневековых индийцев. Сегодня в индийских школьных учебниках тексты Афанасия Никитина — одна из основ описания средневекового быта жителей страны.
Сын русского крестьянина, обставивший Христофора Колумба и Васко да Гама
Афанасий Никитин — один из первых европейцев, добравшихся до Индии во времена, когда еще не было самолетов, машин и даже привычных нам государств. Разбираемся, как происходило это невероятное приключение.
Из Твери в Индию через Персию
Получив благословение князя Михаила Борисовича Тверского и владыки Геннадия, захватив с собой посла Ширванского государства (находилось на территории современного Азербайджана) он отправляется в путь.
Прибыв в Астрахань, Никитин попал в немилость к местным татарам. В результате его торговый караван был разграблен, а путь вверх по Волге был закрыт. Единственным вариантом продолжения путешествия для Афанасия оказался сплав по Каспийскому морю на двух оставшихся кораблях на юг в Дербент.
Сражение Никитина с кайтагами Сражение Никитина с кайтагамиНо к Дербенту пришел только один корабль. Второй же был захвачен в плен войсками одного из кавказских государств — кайтагами. Тут-то и пригодились дипломатические связи Никитина:
«И я бил челом … послу ширваншаха Хасан-беку, с которым мы пришли — чтоб похлопотал о людях, которых кайтаки под Тарками захватили. И Хасан-бек ездил на гору к Булат-беку просить… И ширваншах посла тотчас послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку…. И Халил-бек всех людей отпустил в Дербент тотчас без препятствий».
Афанасий Никитин также просил у посла Халил-бека денег для возвращения на Русь, но на этом щедрость ширваншаха закончилась. Так Никитин оказался в чужом государстве с двумя кораблями практически без денег и путей к отступлению. Вариант оставался один — двигаться дальше на юг в надежде отыскать невиданные товары, способные его озолотить.
За следующие несколько месяцев он прошел через всю территорию современного Ирана, преодолел Аравийское море и оказался в Индии, где остановился на долгие четыре года.
Первый русский путешественник: почему от многих бед он пошел в Индию
Контакты между азиатскими странами и Россией имелись с давних пор. Но вот о купцах или путешественниках, достигших сказочных стран Востока, до XV века почти ничего не известно. Первым русским человеком, который не просто достиг Индии, но и описал свое пребывание в других странах (знаменитое «Хождение за три моря»), был Афанасий Никитин.
Зачем поехал
Афанасий Никитин был тверским купцом. Тверь во второй половине XV века процветала, была торговым центром: сюда стекалось множество купцов из разных стран. Эти торговцы разносили вести о невиданных и богатейших восточных странах. Решив попытать счастья, Афанасий Никитин в середине 1460-х гг. отправился в торговую экспедицию в кавказское княжество Ширван.
Какие страны посетил
В районе Астрахани русский купец и его спутники были ограблены войском хана Касима. У них не осталось никакого имущества, и каждый отправился туда, куда его «понесли очи». Сам же Никитин домой не повернул, а пошел дальше: на Кавказ (Дербент, Баку), затем он перебрался через Каспийское море и побрел в персидские страны, ну а потом отправился в Индию. Затосковав по Родине, он пустился в обратный путь. Однако до родной Твери дойти ему было не суждено. В 1475 году он умер в районе Смоленска.
Путь Афанасия Никитина в Индию и обратно
Зачем он отправился так далеко
Несмотря на то, что Никитин оставил после себя подробные заметки о своем хождении, очень многие вещи остаются неясными. Например, почему после нападения хана Касима он не захотел возвращаться домой, как некоторые другие купцы, а продолжил путь? И зачем он решил дойти до самой Индии?
Некоторые исследователи отмечают, что причина очень проста: потеряв почти все свои пожитки, Никитин испугался, что дома он бы попал в долговую яму. Да и возвращаться с пустыми руками было бы позором. Поэтому он решил идти по торговым городам дальше, занимаясь перепродажей товаров. Каждый раз решал пройти еще «немножко», попасть на другой рынок, чтобы попытать счастья там. Однако никаких торговых успехов это путешествие ему так и не принесло. Единственная его операция — продажа жеребца — и та пошла ему в убыток. Да и на протяжении всех своих заметок купец сокрушается, что мусульманские торговцы его обманули. Дело в том, что никаких особенных товаров в восточных странах не было, на его взгляд, только перец да краски. Но зато много разбойников и высокие пошлины.
Другой вопрос, почему Афанасий Никитин отправился именно этим путем, также получает вполне простой ответ. Будучи осторожным купцом, он идет только по известным ему городам Волжского торгового пути, соединявшего Россию с южными странами. А достигнув Ирана, он пошел по знаменитому тогда торговому пути в Индию.
Почему его путешествие столь необычно
Что отличало путешествия Никитина от остальных — это длительность его торгового пути. Он передвигался от одного торгового центра к другому и в результате достиг таких мест, которые до этого русскими купцами не посещались.
Памятник Афанасию Никитину в Твери
А так как никакого конечного пункта назначения у русского купца не было, то он путешествовал не спеша, всматриваясь в другие культуры, народы. Свои яркие и точные наблюдения Афанасий Никитин записывал (правда, не совсем понятно когда: во время путешествий или уже на обратном пути) и стал первым из всех русских, оставившим впечатления о культурных особенностях, нравах, политическом строе других стран. Его заметки — первый образец такого рода сочинений. Он дивился черным людям, их «полуголым» нарядам, сетовал, что ходят, не прикрыв «срам», много постоянно беременных женщин. Да к тому же и еда у иностранцев плохая: не едят никакого мяса, а только рис, травы разные, масло и молоко. Его удивляло и существование аж 82 религий у индийцев! Описания Афанасия Никитина настолько интересны, что по его материалам можно восстанавливать историю государства Бахманидов.
Стал ли Афанасий Никитин вероотступником
Еще одна загадка записок Афанасия Никитина — стал ли он вероотступником (тяжкий грех по тем временам) и принял ли ислам во время экспедиции? Дело в том, что в «Хождениях» есть момент, когда мусульмане приказывали русскому купцу под угрозой смерти и похищения его единственного жеребца (которого он собирался продать) принять ислам. Русский торговец написал, что его спас случайный прохожий, и он остался при своей вере. Однако дальнейшее повествование заставляет сомневаться в его словах (речь идет, безусловно, об оригинальном тексте). Он стал часто писать на «бесермянском» языке (купец выучил арабский, персидский, тюркский языки), восхвалял Аллаха, вставлял исламские молитвы, а затем вообще написал, что его вера погибла, и он соблюдал мусульманские посты.
Некоторые исследователи уверены, что русский купец перешел в ислама. Однако другие отмечают (например, Лурье), что Афанасий Никитин лишь делал вид, что принял ислам, а иностранными словами пытался скрыть некоторые сюжеты, которые бы принесли ему неприятности на Руси.
Впрочем, ответить на этот вопрос смог бы только сам русский купец. Кроме того, до сих пор ничего нельзя сказать точно ни о социальном положении купца, ни о его образовании. А потому нередко Афанасия Никитина, первого русского человека, пересекшего три моря, называют «загадочной фигурой».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Блеск и нищета средневековой Индии
Индия 16 века — это множество разрозненных феодальных государств. Большая часть из них — мусульманские султанаты, однако были и государства с традиционной для этой страны религией — индуизмом. Эти государства постоянно видоизменялись, в них регулярно происходили перевороты, они практически постоянно находились в состоянии войны.
За столетие до прибытия Никитина большая часть Индии была под властью Делийского Султаната. Спустя еще сто лет власть на полуострове перешла к Монголам.
В то же время Индия для средневекового европейца — легендарная богатейшая страна. Добраться до нее не удавалось практически никому, но в массовом сознании образованных европейцев жила мечта о торговле с Индией, сулящая сказочные богатства.
Почему Афанасий Никитин за три моря пошел?
Среди многих странствий, совершенных нашими предками в далекие времена, выделяется путешествие Афанасия Никитина в Индию. Сейчас примерно семь часов лету из Шереметьево или Домодедово – и вы на прекрасных песчаных пляжах Гоа или в предгорьях Гималаев. А во времена Никитина, в XV веке, до удивительной страны с молочными реками и кисельными берегами, где на земле лежат нетронутыми изумруды, жемчуг, алмазы и золото, годами искали дорогу лучшие первопроходцы мира.
В 1492 году Колумб открыл свою «Индию» (оказавшуюся Америкой), но очень скоро, в 1498 году, Васко да Гама все-таки добрался до настоящей Индии. Но наши и здесь опередили европейцев – и не на год или два, а на целых тридцать лет.
В 1468 году тверской купец Афанасий Никитин, не слишком богатый, но весьма энергичный, уехал из Москвы. Он стал путешественником поневоле: при спуске Волге до Астрахани один корабль разбился, другой ограбили разбойники. Обратного пути у Афанасия не было – товара не осталось, а за потерю ему грозила долговая яма…
Купец отправился на разведку в чужие страны, надеясь на судьбу и свою предприимчивость. Посуху он добрался до Дербента, перешел Персию и по морю попал в Индию. Здесь Никитин прикинулся странствующим дервишем (мусульманский монах), подолгу останавливался в каждом городе и все впечатления о быте и нравах населения записывал в свои путевые тетради. В Индии Афанасий провел три года, а затем через Африку (Сомали), турецкие земли Трабзона (Трапезунд) и Черное море он вернулся в Россию. Но, не доехав до дома, заболел и около 1475 года умер.
От Никитина остались его путевые записки («тетради»): их сохранили и доставили в Москву купцы, с которыми путешественник возвращался на родину. В Москве эти записи были включены в летопись. В дальнейшем ценный материал стал знаменитым «Хождением за три моря». Это памятник не только литературный, исторический и географический, но и памятник мужеству русского человека.
В начале XIX века путевые записи Никитина были обнаружены Николаем Михайловичем Карамзиным в архиве Троице-Сергиева монастыря в составе Троицкого сборника. Первоначально Карамзин опубликовал отрывки в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского» в 1818 году, а полное издание «Хождений за три моря» выпустил русский историк П. М. Строев в 1821 году.
"ХОЖДЕНИЕ ЗА ТРИ МОРЯ" АФАНАСИЯ НИКИТИНА
Впервые отрывки из «Хождения» были опубликованы Н. М. Карамзиным в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского», а полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской второй летописи.
«Хождение за три моря» дошло до нас в трех изводах, или редакциях. Один из них содержится в составе Софийской второй и Львовской летописей, восходящих к своду 1518 года, отражавшему, в свою очередь, более ранний летописный свод 80-х г. XV века; второй входит в сборник конца XV—начала XVI века из Музейного собрания РГБ (принадлежавший ранее Троицкому монастырю и именуемый поэтому обычно Троицким); третья редакция, входящая в состав поздней летописно-хронографической компиляции, относится уже к XVII веку. Отрывки из «Хождения» читаются также в сборнике конца XV века — РГБ, ф. 178. № 3271 (л. 35 об.).
Мы ничего не знаем об Афанасии Никитине, кроме сведений, содержащихся в «Хождении», и заметки, предшествуюшей ему в летописной редакции. Известно, что автор «Хождения» умер около 1475 года, недалеко от Смоленска, а его дневник был передан в руки дьяка великого князя Московского Василия Мамырева.
«Хождение за три моря» - первое произведение русской литературы, запечатлевшее путешествие, имевшее не религиозные, а торговые цели. Афанасий Никитин спустился по Волге из Твери в Астрахань, пересек Каспийское море, проехал Персию и через Индийский океан достиг Индии, где прожил три года. Обратный путь лежал снова через Индийский океан, Персию, а затем по Черному морю и Крыму. Нет оснований считать Афанасия Никитина особенно предприимчивым купцом, сознательно стремившимся в Индию; не был он и дипломатом. Товары, с которыми он отправился в путь, предназначались, очевидно, для продажи на Кавказе. Β Индию он пошел «от многия беды», после того как был ограблен в низовьях Волги. Единственным товаром, который он доставил в Индию, был купленный по дороге и проданный с большим трудом конь. Путевые записки Никитина были, в сущности, дневником, только без разбивки на даты.
«Хожение за три моря» предоставляет собой богатый этнографический и исторический материал, помогающий в совокупности с другими источниками реконструировать историю мусульманского государства Бахманидов, а также взаимоотношения с южным соседом – индуистской империей Виджаянагар. Афанасий Никитин живо и достоверно описывает природу Индии, ее политический строй, торговлю, сельское хозяйство. Он смело вводит в свое повествование автобиографические эпизоды, лирические отступления. Записки свидетельствуют о патриотизме их автора, о широте его взглядов и начитанности. Язык записок близок к разговорной и деловой московской речи; широко используются персидские, арабские, тюркские слова и выражения.
В XIX веке И.И. Срезневский предложил датировать путешествие Афанасия Никитина 1466-1472 годами, что и укоренилось в литературе. Хронология была пересмотрена в середине 1980-х годов Л.С. Семеновым, убедительно доказавшим, что гость из Твери отправился в Индию в 1468 году и находился там с 1471 по 1474 год, а на Русь вернулся в 1475 году.
Отражение в искусстве
В 1958 году в СССР на киностудии Мосфильм был снят первый советско-индийский фильм «Хождение за три моря». Режиссеры: Василий Пронин, Ходжа Ахмад Аббас.
с какой целью отправился Афанасий Никитин в путешествие в индию Хождение за три моря
ОТВЕТ: "Афанасий Никитин, узнав о том, что в города Индии из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии. "
В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой побывал в странах Востока, в Африке, Индии и Персии. Это путешествие описано в книге под названием "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.
Никитин через Баку отправился в Персию, после чего, перебравшись через горы, поехал дальше на юг. Он без спешки совершал свое путешествие, останавливаясь подолгу в селениях и изучая местные языки, а также занимаясь торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз - большой город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.
В России уже были известны товары из Ормуза. В особенности же славился ормузский жемчуг. Афанасий Никитин, узнав о том, что в города Индии из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии.
Афанасий отправился в город Чаул. Так продолжилось русское открытие Индии. Афанасий Никитин добирался сюда морским путем.
Шесть недель заняло плавание. Сильнейшее впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся также этнографическими исследованиями. Он записывал подробно в свои дневники увиденное. В его записях Индия предстает чудесной страной, в которой все совсем не так, как на Руси. Афанасий писал, что все люди здесь ходят нагие и черные. Его поражало, что даже небогатые жители носят украшения из золота. Сам Никитин, к слову, также поразил индийцев. Редко доводилось раньше местным жителям видеть белых людей. Никитину не удалось в Чауле выгодно продать своего жеребца. Он направился в глубь страны, побывав в небольшом городе, находящемся в верховьях Сины, а затем в Джуннаре.
Афанасий Никитин в своих путевых заметках отмечал бытовые подробности, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание быта Индии не только для Руси, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую пищу едят местные жители, чем они кормят домашний скот, какими товарами торгуют, как одеваются. Им даже был описан процесс изготовления хмельных напитков, а также обычай хозяек дома в Индии спать в одной постели с гостями.
В крепости Джуннар путешественник задержался не по собственной воле. Местный хан отобрал жеребца у Афанасия, когда узнал, что тот пришелец из Руси, а не басурманин, и выставил условие иноверцу: или он принимает ислам, или не только не вернет своего коня, но и будет продан ханом в рабство. На размышление было дано четыре дня. Лишь случай спас русского путешественника. Ему повстречался Мухаммед, старый знакомый, который поручился за чужестранца перед ханом.
Никитин изучал в течение двух месяцев, которые он провел в Джуннаре, сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии сеют и пашут пшеницу, горох и рис в сезон дождей. Он также описывает местное виноделие. Кокосовые орехи используются в нем в качестве сырья.
Афанасий посетил после Джуннара город Алланд. Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать арабского скакуна, но этого сделать вновь не удалось. И без него на ярмарке было много хороших коней.
Афанасию Никитину только в 1471 году удалось его продать, да и то без выгоды, а то и с убытком.
ты там весь рассказ переписала Храбрый купец, с жаждой познания, который искал новые возможности для торговли. Вообще Новгородская, а затем Киевская Русь образовалась для того что бы держать путь из Варяг в Греки, то путешествие Никитина началось как пройти по пути, становившемся главным для Руси по Волге, а добравшись до Дербента он понял что это не конец, а только середина пути до Индии и попытался дойти его до конца. ОТВЕТ: "Афанасий Никитин, узнав о том, что в города Индии из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии. "ОТВЕТ: "Афанасий Никитин, узнав о том, что в города Индии из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии. "
В 1468 году Афанасий предпринял экспедицию, в ходе которой побывал в странах Востока, в Африке, Индии и Персии. Это путешествие описано в книге под названием "Хождение за три моря" Афанасия Никитина.
Никитин через Баку отправился в Персию, после чего, перебравшись через горы, поехал дальше на юг. Он без спешки совершал свое путешествие, останавливаясь подолгу в селениях и изучая местные языки, а также занимаясь торговлей. Афанасий прибыл весной 1449 года в Ормуз - большой город, расположенный на пересечении различных торговых путей: из Индии, Китая, Малой Азии и Египта.
В России уже были известны товары из Ормуза. В особенности же славился ормузский жемчуг. Афанасий Никитин, узнав о том, что в города Индии из этого города экспортируют лошадей, решил совершить рискованное предприятие. Он купил арабского жеребца и сел на корабль в надежде перепродать его выгодно в Индии.
Афанасий отправился в город Чаул. Так продолжилось русское открытие Индии. Афанасий Никитин добирался сюда морским путем.
Шесть недель заняло плавание. Сильнейшее впечатление на купца произвела Индия. Путешественник, не забывая о торговле, увлекся также этнографическими исследованиями. Он записывал подробно в свои дневники увиденное. В его записях Индия предстает чудесной страной, в которой все совсем не так, как на Руси. Афанасий писал, что все люди здесь ходят нагие и черные. Его поражало, что даже небогатые жители носят украшения из золота. Сам Никитин, к слову, также поразил индийцев. Редко доводилось раньше местным жителям видеть белых людей. Никитину не удалось в Чауле выгодно продать своего жеребца. Он направился в глубь страны, побывав в небольшом городе, находящемся в верховьях Сины, а затем в Джуннаре.
Афанасий Никитин в своих путевых заметках отмечал бытовые подробности, описывал достопримечательности и местные обычаи. Это было чуть ли не первое описание быта Индии не только для Руси, но и для Европы. Афанасий писал о том, какую пищу едят местные жители, чем они кормят домашний скот, какими товарами торгуют, как одеваются. Им даже был описан процесс изготовления хмельных напитков, а также обычай хозяек дома в Индии спать в одной постели с гостями.
В крепости Джуннар путешественник задержался не по собственной воле. Местный хан отобрал жеребца у Афанасия, когда узнал, что тот пришелец из Руси, а не басурманин, и выставил условие иноверцу: или он принимает ислам, или не только не вернет своего коня, но и будет продан ханом в рабство. На размышление было дано четыре дня. Лишь случай спас русского путешественника. Ему повстречался Мухаммед, старый знакомый, который поручился за чужестранца перед ханом.
Никитин изучал в течение двух месяцев, которые он провел в Джуннаре, сельскохозяйственную деятельность населения. Он заметил, что в Индии сеют и пашут пшеницу, горох и рис в сезон дождей. Он также описывает местное виноделие. Кокосовые орехи используются в нем в качестве сырья.
Афанасий посетил после Джуннара город Алланд. Здесь была большая ярмарка. Купец хотел продать арабского скакуна, но этого сделать вновь не удалось. И без него на ярмарке было много хороших коней.
Афанасию Никитину только в 1471 году удалось его продать, да и то без выгоды, а то и с убытком.
Кто такой Афанасий Никитин?
Афанасий Никитин родился в первой половине 15 века в Твери. Он был сыном простого крестьянина Никиты, поэтому Никитин — скорее отчество, чем фамилия. Неизвестно, как ему удалось пройти путь от сына крестьянина до успешного купца, но такой рост для того времени впечатляет и говорит о том, что это человек крайне находчивый и незаурядный.
В то время на Руси еще не было табеля о рангах, давшего через 300 лет возможность ребенку из любого сословия добиться в жизни определенных высот, а потому крестьянскому сыну стать кем-то другим было практически невозможно. Известно, что до своей поездки в Индию Никитин посещал и Царьград, и Киев — невероятный список туристических достижений для тех лет.
В 1460-х годах Афанасий захотел расширить свою торговлю на Астрахань — тогда большой порт Золотой Орды. Сейчас дорога от Твери до Астрахани у путешественника займет сутки в комфортном поезде. Тогда же для преодоления этого пути требовалось несколько недель плыть по Волге через территории, плотно населенные разбойниками и грабителями. Даже ради разового такого путешествия нужно было собирать немалую дружину. Создание постоянного маршрута требовало огромных финансовых и дипломатических ресурсов. И все это у Афанасия было.
Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратно Путь Афанасия Никитина из Твери в Индию и обратноЗачем Афанасий Никитин ходил за три моря? Зачем Афанасий Никитин ходил за три моря ?
Весной 1468 тверской купец среднего достатка Афанасий Никитин, снарядив два судна, направился Волгой на Каспий торговать вместе со своими земляками. На продажу везли дорогие товары. Под Астраханью на купцов напали татары и почти все разграбили. Никитин решил расторговать оставшийся товар в чужеземных странах. Из Баку он отплыл в Мазандеран.
Проведя в Иране более двух лет, Афанасий двинулся дальше на юг. По дороге Никитин узнал, что в Индии ценятся породистые жеребцы и там же можно дешево купить дорогие на Руси товары. Приобретя коня, купец сел на судно, идущее в индийский порт Чаул. Выгодно сбыть жеребца удалось не сразу, и он путешествует по разным городам Индии под видом ходжи, терпя гонения от местных властей. Лишь в Бидаре, многолюдной столице государства Бахмани, ему удается продать коня. В январе 1472 года Афанасий пришел в священный город Парват, где прожил полтора года. Почти полгода Никитин провел в одном из городов «алмазной» пров. Райчур, где принял решение вернуться на родину.
Зачем Афанасий Никитин ходил за три моря?
Главной торговой «артерией» Руси в XV веке была Волга, по ней и отправился в путь в 1466 году тверской купец Афанасий Никитин «со товарищи». Запасшись подорожной грамотой от князя Михаила Тверского, на двух судах везли они российские товары в надежде выгодно продать их на берегах Каспия (моря Хвалынского).
В Нижнем Новгороде купеческий караван присоединился к возвращавшемуся из Москвы ширванскому посольству, которое, по словам Никитина, везло от великого князя Ивана III в подарок своему хану 90 кречетов. Путь был опасный, на Волге «шалили» татарские орды, и купцы надеялись на посольскую защиту.
Фото: Источник
Купеческий караван благополучно дошел до дельты Волги, но с астраханским ханом Касимом купцы договориться не смогли, не помогло и ширванское посольство. Купеческие суда были разграблены, часть купцов попали в плен, а остальные смогли на посольском судне добраться до Дербента. Здесь Никитин задержался на год, начались длительные хлопоты по вызволению пленных и возвращению хотя бы части товара. Заступничеством ширван-шаха купцов удалось из неволи освободить, но товар им так и не вернули.
Возвращаться на родину Никитин не мог, так как большая часть товара была взята в долг под будущую торговую прибыль. Для него начался долгий путь по заморским землям в надежде заработать средства для возвращения долгов. Он перебрался в Баку, а затем через горы отправился на юг, занимаясь торговлей и изучением языков. К весне 1469 года Афанасий добрался до Ормуза — крупного порта на берегу Персидского залива, находившегося на пересечении торговых путей из Индии, Малой Азии, Египта и Китая.
Д. Н. Буторин, , «Индийский дворянин принимает Афанасия»
Фото: Источник
«Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское», — записал Никитин в путевом дневнике.
Купец, если хочет заработать, не может не рисковать, и Афанасий купил арабского жеребца в надежде выгодно продать его в Индии. Путь морем до индийского города Чаул занял шесть недель.
Индия произвела на Никитина неизгладимое впечатление:
«И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах».
Фото: Источник
Сразу же продать коня не удалось. Не устраивала цена, и Никитин отправился вглубь Индии, занося увиденное в путевой дневник. Афанасий не упускает обычные бытовые подробности, описывая, как готовят пищу, чем кормят коней и домашний скот, во что одеваются, как и чем торгуют. А какой русский не поинтересуется местным питием и гостеприимством?
«Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу — из татны. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями».
Записи Афанасия Никитина стали первым подробным описанием быта Индии не только для России, но и для Европы.
В высокогорной крепости Джуннаре ему пришлось задержаться не по своей воле.
«И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу — в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму».
Никитина спас знакомый хорасанец Мухаммед, заступившийся за него перед ханом. Коня Афанасию вернули и понуждать к перемене веры не стали. Но Джуннар он поспешил покинуть.
Александр Мелихов, иллюстрация к «Хождению за три моря»
Фото: Источник
Коня удалось с выгодой продать только в конце 1471 года в Бидаре. Живя в Бидаре, Никитин
«…со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя мое Афанасий. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама, а буты, говорят, и есть Адам и весь род его. А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».
Вопросы веры Никитин поднимает в записках неоднократно, проявляя при этом мало свойственную тому времени деликатность.
Путевые записки свидетельствуют, что не чурался Никитин и земных радостей:
«В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 6 фун — хороша и черна, черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша».
Еще полтора года путешествовал Никитин по Индии, пытался прикупить товара для вывоза на Русь, но безуспешно.
«Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много».
Весной 1473 года Афанасий Никитин из Дабула отправился в обратный путь. По пути в Ормуз он посетил Африку.
«В той земле Эфиопской были мы пять дней. Божией милостью зла не случилось. Много роздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили».
Из Ормуза Афанасий отправился на север. Через Шираз, Исфахан, Кашан, Тебриз, Эрзинджан добрался до Трабзона. Казалось, великое путешествие подходит к счастливому концу. Но
«в том Трабзоне субаши и паша много зла мне причинили. Добро мое все велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали все. И что было мелочи хорошей — все выграбили».
Остался у Никитина только дневник да желание поскорее вернуться на родину. Денег на дорогу пришлось занимать, надеясь встретить в Кафе (Феодосии) русских купцов и с их помощью расплатиться.
Александр Мелихов, иллюстрация к «Хождению за три моря»
Фото: Источник
В Кафу Афанасий добрался только поздней осенью 1474 года. На этом его записи обрываются. Родную Тверь Афанасию Никитину увидеть уже не довелось. По свидетельству купцов, привезших его записи в Москву, он умер под Смоленском. Путевые записи Никитина попали к дьяку великого князя Василию Мамыреву. «Хожение за три моря» было включено в летопись. Видимо, записки купца были оценены по достоинству, так как до наших дней дошло шесть списков.
Потомки сохранили память о смелом русском купце, открывшем для россиян Индию. Его именем названа вершина подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В Твери на берегу Волги, где началось его необычное путешествие, на набережной, названной его именем, установлен памятник.
Читайте также: