Заброшенные деревни в удмуртии куда можно поехать жить
Алёна,Каменное
Эти строки коснулись многих деревень. Многие населенные пункты сочли неперспективными. Жителям этих деревень, оплакивая, пришлось покинуть свои засиженные «гнезда». К числу таких деревень относится и д. Боголюбово. В последствии д. Боголюбово переименовали в д. Каменное.
Первыми в этих местах поселились отец Балобанова Карпа с семьей, которые жили в д. Писеево у Чураковых. Это было где-то раньше 1870 года. Здесь стоял сплошной лес, но там не менее они облюбовали это живописное место. С северо-востока от холодных ветров и бурь защищали высокие горы, а севера и северо-запада - леса. Не было полноводной реки, но был небольшой родник, благодаря которому существовали два пруда, где водились упитанные караси, очевидно, поначалу были запущены. И вот по обе стороны этого пруда расположились две улицы. Одна улица - в сторону деревни Табарли, другая - в сторону д. Иваново (по 5-6 хозяйств). Кроме того, отдельно находились хозяйства Ворончихина Ивана Владимировича и Кропочева Василия. На той же стороне, почти рядом с прудом стоял конный двор. По другую сторону пруда, ближе к деревне Иваново (с этой деревней разделяла их только река Табарлинка и гора) располагалось около 53-57 хозяйств. Только отдельно стояли хозяйства Брызгалова Назара и Якова Степановича Ворончихина. Данные хозяйства и соединяли две улицы, по обе стороны друг против друга. Кроме того, за огородами, в сторону д. Иваново стоял учительский дом, неподалеку - школа и депо. Дети катались с учительской горы, так эту горку и назвали. Складские помещения; коровник, птичник и овчарник находились между деревнями Иваново и Каменное. В послевоенные годы на конце главной улицы, в сторону д. Иваново был выстроен клуб. А вдоль деревни, через определенное расстояние стояли общественные колодцы. В этих краях были благоприятные условия для кормления и содержания скота. Колхоз им. Ильича и по сегодняшний день содержит скот. Здесь же раскинулись 4 лога с густой травой, богатые лекарственными травами и клубникой.
Как и все деревни, д. Боголюбово-Каменное не обошла стороной коллективизация. 1 января 1932 г. был образован колхоз «Большевик» Ивановского сельского Совета, Алнашского района, Вятской Автономной области Нижегородского края. Первым председателем стал Ворончихин Дорофей Ал. С 7 октября того же года данный колхоз входил в состав Горьковского края, с 7 декабря 1934 г. - в Кировский край и уже с 28 декабря этого же года - в УАССР. На основании Постановления Президиума ВЦИК от 1 июня 1937 г. переведен в состав вновь образованного Пычасского района УАССР. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.02.1941 г. д. Боголюбово переименовали в д. Каменное. Поводом для изменения названия деревни послужила антирелигиозная пропаганда. В разные годы председателями колхозов работали: Боголюбов Карп Иванович, Брызгалов Григорий Михайлович. По решению общего собрания колхозников в июле 1950 г., колхоз «Большевик» объединился с колхозами «Дружба» Ивановского сельсовета Пычасского района УАССР (д. Иваново), «Красный пахарь» этого же сельского Совета и района (д. В. Заболоцкое) в один колхоз им. Кирова. А 6 января 1951 г. вошел в состав колхоза им. Ильича, куда входили уже деревни: Нижний Сырьез, Шарыпово, Юмга, Эметаж, Писеево, Оркино, Горюново.
Ивановский сельсовет образовался в 1922 г., куда входили селения: Иваново, Боголюбово, В. Заболоцкое, Шарыпово, Юмга, Эметаж. На 1.11.1929 г, Ивановсий сельсовет значился в Пычасском районе. В связи с ликвидацией района в 1963-1965 годы Писеевский сельсовет входил в состав Б. - Кибьинского сельсовета Можгинского района. В 1966 г., в связи с реорганизацией района, Писеевский сельсовет вновь входит в состав Алнашского района с населенными пунктами: Писеево, Оркино, Н. - Сырьез, Иваново, Каменное, Горюново. Председателями сельсовета были: Шмыков Николай Алексеевич, Головизнина Анна, Коробейников.
В связи с расселением жителей в другие населенные пункты от 20.11.1986 г. д. Каменное из учетных данных исключена, по Указу ВПС УАССР.
Население здесь проживало русскоязычное, со своими обрядами и обычаями. Умели
Заброшенные деревни Удмуртии: Биляр
Развивая тему исчезнувших деревень, мы не предполагали, что будет много положительных отзывов и историй от наших читателей. Особенно запомнился рассказ участницы трудового фронта Валентины Кутергиной – уроженки вымирающего села Биляр.
Самая южная точка в Можгинском районе
Валентине Михайловне 91 год. Хоть и родилась в деревне Новые Какси, всю сознательную жизнь она связала с Биляром. Здесь она училась в семилетней школе, по окончании которой поступила в Можгинское медицинское училище. Получив специальность «Фельдшер-акушер», в 1949 году вышла замуж и вернулась в село, где работала фельдшером медицинского пункта.
Валентина Михайловна Кутергина
Биляр располагался в самой южной точке Можгинского района (на границе с Граховским). Первое упоминание о нём можно найти в документах Национального архива Республики Татарстан, датированных 1816 годом.
«Страна русских» или «Крутой берег»
В 1920 году в поселении было три улицы и площадь, на которой величественно возвышалась церковь. Жители очень гордились местной достопримечательностью, с радостью ходили на службу и отмечали православные праздники. От главной площади начиналась улица Центральная, тянущаяся параллельно речке Билярке в сторону деревни Санниково. За рекой, на её крутом берегу, располагалась улица Школьная. Третья улица находилась за горой и рекой, поэтому жители прозвали её Заречной.
В 30-е годы прошлого века в селе организовали колхоз «Пионер». Хозяйство содержало 60 лошадей, 106 свиней, 1436 кроликов, имело 87 единиц сельскохозяйственной техники. Местные колхозники трудились под чутким руководством Ф.И. Кузнецова. Также в поселении работала кролиководческая ферма. Представители власти за успехи в труде присвоили заведующему С.И. Кутергину звание «Ударник социалистической реконструкции сельского хозяйства». Билярские кролики даже демонстрировались на Выставке достижений народного хозяйства в 1940 году в Москве.
Уже через три года в Биляре открылись ясли. В конце 40-х годов в здании мельницы установили турбину для выработки электроэнергии. В домах появилось электричество. Однако, согласно собранным сведениям Анатолия Колесникова, радость была недолгой: через полгода электростанция перестала функционировать.
«Не раз возвращалась на родину»
40-50-е годы были переломными для билярцев. Накануне войны, 19 июня 1941 года, в селе закрыли церковь. Около сотни мужчин ушли на фронт. Большинство из них не вернулись. В 1954 году Билярский сельсовет власти причислили к Старокаксинскому. В конце 50-х – начале 60-х гг. почтовое отделение, библиотека, контора, медпункт и клуб были переведены в деревню Санниково.
Кутергины построили в Биляре новый дом в 1961 году , но через год его продали Шишовым и переехали. Позднее Валентина Михайловна вместе со своей семьёй уехала на Урал, а в 1969 году вновь вернулась в родной Биляр и проживала в доме родителей мужа.
Общий трудовой стаж Валентины Кутергиной составляет 40 лет, из них 17 наша героиня проработала в Билярском медпункте. Много воспоминаний осталось об этом времени. Фельдшеры, в числе которых была можгинка, обслуживали несколько деревень. На вызовы ходили пешком в любую погоду.
Тёплая встреча в 90-е
В 1990 году в селе состоялась встреча земляков-билярцев, организованная Районным отделом культуры и Старокаксинским сельским советом. Ведущей была работник Можгинского районного дома культуры Л.И. Вахрина.
Татьяна Кутергина рассказала, что в родное село съехалось около 50 бывших жителей из разных уголков нашей необъятной страны: Ижевска, Можги, Кировской области, Ленинграда и даже Сибири. На торжественном событии старейшей уроженке села Домне Николаевне Чебаковой односельчане вручили памятный подарок – полушалок.
Осталось три дома
В настоящее время Валентина Михайловна живёт с дочерью Татьяной в Можге. Татьяна Валентиновна работала преподавателем русского языка в Можгинском педагогическом колледже. Вторая дочь Валентины Елена пошла по стопам мамы и работает врачом в городе Вятские Поляны.
Кутергины очень часто ездят на малую родину, чтобы проникнуться воспоминаниями о когда-то большом и живописном поселении.
К слову, назвать село исчезнувшим нельзя: несколько человек здесь всё-таки живёт. Нам удалось пообщаться с Алексеем М. У билярца большое хозяйство, поэтому трудовые дни проходят продуктивно и с пользой.
«До войны в Биляре жила моя бабушка. Корни берут своё. Захотелось вернуться на малую Родину. Чувствую, что здесь мой дом. Хотя многие не понимают этого».
Примерно месяц назад из-за повышения уровня воды в реке Вала участок дороги местного значения «Санниково – Биляр» разрушился. Можгинцы не могли дозвониться до жителей. К счастью, на сегодняшний день дорогу отремонтировали и неудобств для местных жителей больше не будет.
Вспоминая родное село…
Бывшая жительница Биляра Валентина Сабирзянова на родину ездит каждый год и не по разу. В поселении до сих пор стоит дом семейства, в котором можгинцы проводят жаркие летние дни.
Отец Валентины Петровны – коренной билярец, мама переехала в село после замужества. Какие только профессии они не сменили: отец был конюхом, трактористом, животноводом, мать – библиотекарем, сельским разнорабочим, почтальонкой и санитаркой Билярского медпункта. Трудолюбивая Валя не отставала от своих родителей: с самого детства работала на овчарне. Взрослые стригли овец, а Валентина обрабатывала порезы на теле животных.
Валентина Сабирязянова помнит село благоухающим и красивым. Машин и тракторов раньше не было, поэтому молодые люди запрягали лошадей и отправлялись выполнять поручения: собирали золу, которую использовали в качестве удобрения, забирали и доставляли посылки.
Храм во имя Архистратига Михаила
Приход села Биляр открыли по распоряжению Священного Синода в 1833 году. В указе говорится: «…учредить новый приход и устроить для сего в деревне Биляр из имеющейся там часовни временную церковь во имя Архистратига Михаила с определением к ней особого причта и с предположением со временем соорудить в оной деревне церковь каменную дозволить…».
Первая деревянная церковь просуществовала до 1842 года, в этом же году началось строительство каменного храма, которое завершилось в 1848 году. По итогам десятой ревизии в 1859 году в 33 дворах казённого села Биляр при ручье Биляр проживало 230 жителей и, помимо церкви, работала мельница.
По словам отца Евгения, к 1908 году в церкви имелось три престола:
В 1924 году был образован Билярский сельсовет. Но через 15 лет Воскресенский храм власти закрыли: сначала из-за ареста священника, а после в связи с тем, что государственное имущество не использовалось. В итоге церковь использовалась под текущие нужды.
Сейчас добраться до храма достаточно тяжело: тропинка, ведущая к месту, заросла двух-, а то и трёхметровым борщевиком. Сорное растение заполоняет практически всё пространство. Благо, в начале весны борщевик не опасен – сухие плоды начинают цвести летом. Поэтому нашим сотрудником удалось запечатлеть несколько фотографий разрушенного храма.
В настоящее время, глядя на разрушенное село, становится грустно. Журналисты «Агропрома Удмуртии» узнали, что за последние 100 лет в Удмуртии исчезли от 1,5 до 2 тыс. деревень. В «чёрный список» исчезнувших деревень попадает и наш район. Причин «ухода» деревень немало. Краеведы считают, что всё дело в советском времени, когда по приказу государства внедрялось укрупнение территорий.
Интересные факты
Около 70 бойцов не вернулось с войны
В годы Великой Отечественной войны жизнь в деревне была трудной: жители выращивали пшеницу, разводили лошадей, отдавая всё фронту. Из-за отсутствия животных и техники, землю пахали на коровах или вручную. Сеяли коноплю, из семян которых получали масло. В пищу употребляли лебеду и липу, замёрзшую картошку. И несмотря ни на что, жители деревни жили дружно. Бывало, проводили праздники – пекли булки и варили суп.
После войны. Варя, Ира, Лиза – девушки деревни Чебершур, 1946 год.
День Победы чебершурцы встретили на колхозном дворе, устроив митинг. Им было и радостно, и непередаваемо грустно от того, что около 70 бойцов, ушедших на фронт, не вернулись домой.
Чебершур – деревенька на берегу чистой реки
Многие можгинцы уже и не помнят, что в черте города на территории улиц Ивана Быстрых, Вешнякова и Удмуртская находилась деревня Чебершур. Населённый пункт располагался на берегу реки – отсюда и символичное название (с удмуртского языка «чебер шур» переводится как «красивая река»).
Традиционными для удмуртских деревень являлись высокие ворота (капка).
На столбах ворот имелись кольца, к которым привязывали за уздечку лошадей.
И сегодня о когда-то существующей деревне напоминают лишь улица и проезд Чебершурский, а также оставшиеся ветхие деревянные дома и ценные воспоминания жителей, которые помогут нам воссоздать частичку забытой истории.
Деревни Чебершур не стало в середине 60-х годов прошлого века. По материалам школьного исследования Екатерины Гараевой и Екатерины Кузьминой 2008 года (под руководством преподавателя географии и краеведения школы № 6 Людмилы Мараткановой), эта деревня появилась, как и остальные удмуртские населённые пункты, в лесу у реки. По преданиям, жителей поселения, первым разместился среди елей и лип Тумай. От него и пошёл весь род Тумаевых, далее – Марковых.
Жители деревни Чебершур.
Валентина Фадеевна Максимова. Чебершур. Заброшенные деревни Удмуртии
Заброшенные деревни Удмуртии: Бурундуково
Больше 300 лет назад переселенцы из Можги на правом берегу реки Вала (примерно в километре от дороги Можга – Старый Березняк) положили начало деревни Володор – Можга. Так как деревня находилась на берегу реки, в период весеннего паводка дома подтапливало, случались и трагические случаи.
Жители стали разъезжаться, а деревня переместилась северо-восточнее на два километра. С тех пор населённый пункт носил неофициальное название Урдогурт, что в переводе с удмуртского значит Бурундуково.
Почему деревню называли именно так есть несколько версий. По воспоминаниям родственников коренного жителя деревни, ныне уроженца с. Горняк Алексея Бесогонова, первыми переселенцами были Созоновы:
Согласно второй версии, в ближних лесах водилось множество небольших юрких зверков-бурундуков. Оттуда и пошло название поселения.
С течением времени стали строиться дома. Люди освоили пустыри, раскорчевали лес, стали заниматься полеводством, животноводством, охотой.
Согласно исследованию методиста Кватчинского дома культуры Надежды Кельматовой, во второй половине XIX века начался приток русских из Вятской губернии (Кировской области). В списке селений Можгинской волости числилась д. Володор – Можга с 73 дворами, из них вотяков – 54, русских – 19.
Алексей Бесогонов (боком) с родителями и братьями
Надежда Борисовна пишет:
Школа в Бурундуково существовала недолго.
Местные ребята ходили учиться в Верхнекватчинскую. Совместная школьная жизнь сблизила и сдружила удмуртских и русских детей. Постепенно удмурты стали возвращаться на родину.
Согласно архивным данным, в 1920 году в д. Бурундуково было 78 дворов и 345 жителей. Через четыре года население увеличилось до 372 человек. В 1930 году в населённом пункте организовали колхоз «Утро», который в 1951 году вошёл в состав колхоза «Заря» как самостоятельная бригада.
Алексей Бесогонов с внучкой Дарьей Швецовой
Во время коллективизации прапрабабушка Даши Дарья Карповна Созонова не пожелала быть членом коллективного хозяйства и стала единоличницей.
Во все времена ребятишки работали в колхозе наравне со взрослыми: заготавливали сено, перебирали картошку, пахали землю. В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло 24 человека. Из них вернулись только восемь.
Курировала работу Даши Швецовой учитель начальных классов Горнякской школы Светлана Павлова: Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появился новый предмет – Основы религиозных культур и светской этики. Изучая эту дисциплину с четвероклассниками, мы обсуждали проектную деятельность. Одна из тем называлась «Традиции моей семьи», которую взяла Даша Швецова. Она хорошо описала семейные обычаи, один из них мне запомнился больше всего – традиционно Бесогоновы организовывают походы в бывшую деревню Бурундуково. Я предложила Даше подготовить проект об этом населённом пункте, и она согласилась. Так появилась серьёзная работа, над которой ученица работала несколько лет.
В 50-е годы д. Бурундуково была не такой большой, как раньше:
В 1965-68 г.г. жители Бурундуково разъехались по разным деревням. Согласно «Указу Президиума Верховного Совета УАССР от 10.05.1979 г. деревню Володор – Можга исключили с учёта.
По словам Алексея Васильевича, окрестность бывшего поселения была практически нетронутой. Но в 2015 году люди обнаружили здесь залежи известняка и начали его добывать.
Сейчас на месте деревни ничего нет – в летнее время здесь пасутся коровы. А если пройтись по территории в хорошую погоду, можно с точностью показать, кто здесь жил раньше.
Даша Швецова отметила, что в результате выпущенного исследования, она узнала гораздо больше об историческом прошлом малой родины своих предков.
В память о д. Бурундуково девушка сочинила стихотворение:
Было раньше место,
Где люди жили вместе.
Сейчас в деревне той одна трава.
А раньше из оконца
Народ глядел на солнце,
И радовалась миру детвора.
Родник с хрустальным звоном
Лил рядом с отчим домом.
Так тихо и спокойно. И грустно оттого,
Что нет той деревушки,
Где квакали лягушки,
Народ вторил частушки.
И всё же не забыть нам никого.
Это вторая деревня, входящая в проект «Исчезнувшие, но не забытые».
автор статьи и проекта: Алина ШАДРИНА
Читайте другие статьи автора: Зачем живёшь,человек?
На территории бывшей д. Бурундуково растёт берёза, которую посадил брат Алексея Бесогонова Анатолий более 50 лет назад, а также вековые тополя, один из которых не смогут обхватить даже два человека.
Не так давно на территории бывшей деревни Бесогоновы нашли монету 1801 года.
По сей день на месте деревни Бурундуково бьёт шесть родников
Каждый год Бесогоновы совершают поход на родину своих предков
Деревня Валодор-Можга стала называться Володор-Можга, или Бурундуково. Преобразование Валодор в Володор вполне объяснимо – окающий говор привёл к трансформации слова.
Молились в лесу
Также в Чебершуре было своё место для моления. Оно располагалось в лесу на противоположном берегу реки, где в настоящее время расположен гаражный кооператив «Юпитер» (ближе к дороге).
В 2008 году можгинка Анастасия Сорокина поделилась воспоминаниями с ученицами, пишущими реферат. Анастасия Дмитриевна рассказывала, что на общественное моление приходило всё взрослое население деревни. А в районе д. Нижний Вишур находилась Быдзым куала, куда прибывали молиться жители из 12 деревень.
Праздник поминовения усопших.
Кроме общественных молений, люди чтили христианские праздники: Рождество, Троицу. На Крещение ходили в с. Можгу. Отмечали также и Пасху. Торжество было для всех: если к кому-то приезжали гости, то старались приглашать всех. Шли по деревне снизу вверх: угощались и отправлялись веселиться дальше.
Резные наличники на окнах
На улице Удмуртской (прежней Пичи Урам) есть дом, где живёт семья Марковых из д. Чебершур. Глава семейства Карп Пантелеевич был искусным резчиком по дереву. Сейчас в этом доме живёт один из его сыновей Николай.
По соседству с ним проживает Иван Еремеев. Иван Алексеевич родную деревню практически не помнит, напоминает о ней лишь деревянный дом с резными наличниками.
Заброшенные места
Андреевцы — бывшее село, принадлежавшее Селтинскому району Удмуртии. По итогам переписи населения 2012 г. было констатировано, что в этом местечке вообще не осталось жителей. Правда, сохранилось порядка 11 заброшенных домов и старая церковь, построенная в 1910 году и переданная в 1941 г. под складские помещения. Сейчас она уже почти развалилась. Соседние жители косят сено на прилегающих полях и устраивают здесь загон для коров в летнее время.
Деревня Ганино, расположенная когда-то на реке Моя, уже в 1961 году практически исчезала, там проживало всего 20 человек, а потом она и вовсе опустела. В 1987 году она была снята с учета как населенный пункт.
Емельяновка — бывшая деревня Глазовского района - исчезла с топографических карт в 1960-х годах.
Известны такие заброшенные села Удмуртии, как Кузнерка, Чунья и еще многие другие. К сожалению, таких деревень-призраков на сегодняшний день в республике более чем достаточно.
Заброшенные деревни в удмуртии куда можно поехать жить
Чужой компьютер
Просмотр темы 102
заброшенные деревни удмуртии
люди подскажите заброшенные деревни удмуртрии и как до них добратся,зарание спасибо
Нравится Показать список оценивших
найди старые карты и налажи на новые.посмотри в нете,поспрашивай народ.а так на пальцах не обьяснишь где.
Нравится Показать список оценивших
Какой район тебя интересует деревень много но и много уже выбитых
Нравится Показать список оценивших
в районе центра удмуртии, север Удмуртии, думаю это уже очень далеко
Нравится Показать список оценивших
на севере много заброшенного
Нравится Показать список оценивших
Рядом с Ижевском есть что нибудь? Я начинающий) С Чего начать?
Нравится Показать список оценивших
НА СЕВЕРЕ УДМУРТИИ МНОГО ИСЧЕЗНУВШИХ ДЕРЕВЕНЬ НО БЕЗ СТВОЛА КАКТО БОЕЗДНО . ИЛИ КОМПАНИЮ НУЖНО ЧЕЛОВЕК 6-8 ТАМ ЗВЕРЬЯ МНОГО РАЗВЕЛОСЬ КАК МИНИМУМ 2 МАШИНЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО ВНЕДОРОЖНИКИ БЕНЗОПИЛА ОБЕЗАТЕЛЬНО .
Нравится Показать список оценивших
Алексей, я без ствола,компании итд копаю,все это бред
Нравится Показать список оценивших
Алексей, боездно? обезательно? парень, не нужно тут всех запугивать, не в постапокалипсическое время живем.
Нравится Показать список оценивших
Алексей, да на севере УР медведей полно (
Нравится Показать список оценивших
НА СЧЁТ ТОЛПЫ КОНЕЧНО ПРЕУВЕЛИЧИЛ НО ХОТЯ БЫ НЕ ОДНОМУ ЕХАТЬ НА СЕВЕР УДМУРТИИ ТАМ РЕАЛЬНО ЗВЕРЬЯ РАЗВЕЛОСЬ А К ДЕРЕВНЯМ ПРОБРАТСЯ СЛОЖНОВАТО ДОРОГИ ЗАРОСЛИ И ВАЛЕЖНИКА ДОХРЕНА . У НАС ЗА ПУДЕМОМ ДЕРЕВНЯ БЫЛА ЦЕПЬЯ , А ЗА НЕЙ ДЕРЕВЕНЬ 6 ИСЧЕЗЛО ЭТО КОТОРЫЕ Я ЗНАЮ ИХ КОНЕЧНО БОЛШЕ МНЕ ДЕД РАСКАЗЫВАЛ . А ЩАС ДЕДА НЕУ И ИНФА С НИМ УШЛА , ЗЕМЛЯ ЕМУ ПУХОМ .
Заброшенные деревни и села Удмуртии
Как Вас зовут? Если Антон или Максим, то для Вас информация
В Троицко-Печорском районе есть ваши именные сёла
Антон и Максим
В этом ролике их посетил
Заброшенные деревни на Илыче | Деревня: Антон, Максим | Генрих Немчинов
233 просмотра
Нравится Показать список оценивших
Анна Герман запись закреплена
Нравится Показать список оценивших
Туристический интерес
Любопытным следствием этого запустения и заброшенности оказалось такое явление, как повышенный интерес к этим местам туристов.
Заброшенные деревни Удмуртии в последнее время манят к себе любителей экстремальных путешествий, и есть люди, готовые официально сопровождать их в этом пути. Туристические агентства на данный момент интенсивно развивают это направление путешествий.
И если есть желающие посмотреть на покинутые села или, к примеру, попасть на заброшенные территории бывших пионерских лагерей, санаториев, личных усадеб, то можно запросто воспользоваться услугами гида. В республике действительно хватает всеми забытых объектов: это не только деревни, это и городские здания больниц, школ, гостиниц, театров. Можно даже совершить экскурсию на давно не действующие и покинутые военные базы.
В принципе, в таких непривычных глазу местах, как заброшенные деревни Удмуртии, турист действительно может открыть для себя что-то новое, например, увидеть интересные этнические и исторические предметы. Те, кто был здесь, говорят об ощущении, что оставленные людьми строения как будто продолжают жить какой-то собственной жизнью.
Конечно, это не является путешествием в привычном смысле, но такая поездка может помочь вырваться из кабалы серых будней и посмотреть на другую, почти параллельную реальность. Только не стоит отправляться туда без опытного проводника, так как можно при неосторожности, как минимум, оказаться в полиции, а как максимум — в больнице. Поскольку многие заброшенные объекты уже давно находятся в аварийном состоянии, лучше не предпринимать самостоятельных попыток туда проникнуть, а воспользоваться услугами специалистов, которые проследят за вашей безопасностью.
Музей
В 2017 году в одной из деревень Игринского района республики был открыт музей исчезнувших и заброшенных деревень Удмуртии. Он был оборудован в помещении бывшей сельской библиотеки.
Этот музей стал вместилищем различных экспонатов — вещей, которые принадлежали когда-то реальным людям, проживавшим в исчезнувших с карты селениях. Здесь можно увидеть письма, старые фотографии, архивные документы, одежду, посуду, разную хозяйственную утварь.
На первый взгляд, музей ничем не отличается от обычного краеведческого. Но у него есть особенность: за каждой вещью стоит реальная история, воспоминания кого-то из бывших селян. Эти истории можно прочитать здесь же, в музейной библиотеке, а можно также и послушать. Специально для этого в помещении была оборудована мультимедийная зона. Музей помогает местному населению не утратить память о своих предках и свою идентичность с этой землей.
Людям, которым надоели избитые названия туристических маршрутов, которые любят экзотику и одновременно не равнодушны к народной культуре, а также просто любителям экстрима и приключений можно посоветовать посетить этот самобытный регион России — Удмуртию. Заброшенные деревни и села этого края — зрелище не обязательно только грустное, оно может помочь современному человеку очутиться в другом мире и почувствовать дух древнего этноса.
О родном колхозе
По материалу уроженца деревни Виктора Маркова, опубликованного в нашей газете в 2015 году, в 30-е годы ХХ века в Чебершуре был организован колхоз «Новая жизнь», который возглавил Н.Н. Вешняков моряк легендарного крейсера «Аврора», чьё имя сейчас носит одна из улиц нашего города. В декабре 1950 года по решению исполкома Можгинского райсовета хозяйство вошло в состав колхоза «Гигант», куда входили также деревни Нижний Вишур, Верхний Вишур и Чумойтло. Колхозники не получали зарплату (она выдавалась, в основном, по итогам года), поэтому хотя бы один член семьи старался выйти из колхоза, получить паспорт и устроиться на работу в городе.
Работники свинофермы. Чебершур
В настоящее время на месте хозяйства и прилегающих к нему домов находятся частные владения – гаражи.
Виктор Марков пишет:
«В Чебершуре жили семьи Сорокиных, Тумаевых, Марковых, Осиповых. Из русских семей были Горневы и Серебряковы. Большинство работали в одном колхозе, поэтому жили очень дружно. Мы, удмуртские ребята, ещё до школы хорошо разговаривали на русском языке, татары, живущие в деревне, говорили на удмуртском».
Работницы свинофермы с детьми
Удмуртия: заброшенные деревни привлекают туристов
По официальным данным, около 300 тысяч гектаров земли, предназначенных для сельского хозяйства в Удмуртии, сегодня заброшены.
Когда-то эти места были обитаемыми, люди занимались здесь земледелием и животноводством, но в силу разных обстоятельств эти местности были покинуты. Селянам пришлось оставить свои жилища, обрекая их на неизбежное разрушение природой и временем. Надо заметить, что во многих из этих деревень до сих пор находятся удивительные постройки.
Стала частью города
Школы в деревне не было. Дети ходили учиться в городскую.
Из воспоминаний Валентины Максимовой:
Уже в начале 60-х годов молодёжь ходила на танцы в училище (местные называли стройбат). К тому времени клуба в деревне уже не было: после войны его перенесли в д. Чумайтло. На речке была небольшая электростанция, но вскоре её разобрали и перевезли в д. Вишур.
Света в деревне не было порядка трёх лет в то время, когда г. Можга совершенствовалась: строились новые учреждения и дома, расширялись улицы. 25 ноября 1965 года жители деревни провели собрание, на котором приняли решение присоединиться к городу. Так, деревня Чебершур окончательно стала частью г. Можги.
Конечно, в отличие от многих, деревня Чебершур усовершенствовалась и стала частью города. Воспоминаний о ней остаётся всё меньше и, чтобы они не исчезли, мы открываем новую рубрику «Исчезнувшие, но не забытые», в которой будем рассказывать о пропавших населённых пунктах на территории нашего района. Мы будем очень рады, если наши материалы будут использоваться на уроках в образовательных организациях. Возможно, кто-то из ребят заинтересуется историей родного края и проведёт своё исследование.
В связи с присоединением д. Чебершур к городу улицы переименовали:
- Вуж урам – ул. Ивана Быстрых;
- Заречная – ул. Вешнякова;
- Пичи урам – ул. Удмуртская.
Горбушина Зина, Сорокина Нина, Тимофеева Оля, Платонова Ю., Сорокина Надя, 1957 год.
Многие чебершурцы стали знаменитыми:
Васильева Юлия Тихоновна с детьми, 1969 год.
Почти у каждого дома в д. Чебершур росла рябина – священное дерево удмуртов.
Что касается экологической ситуации, в Чебершуре заботились о сохранности природы, соблюдали санитарные нормы. За каждой деревней было закреплено место, куда люди выбрасывали отходы. Свалка не была несанкционированной, наоборот, ухоженной.
Кладоискательство
До какой-то степени развивается на территориях брошенных деревень Удмуртии и такое своеобразное занятие, как кладоискательство. Сюда действительно приезжают люди, вооруженные специальной аппаратурой, и пытаются найти в оставленных землях что-то ценное.
Кладоискатели (их еще называют "копатели") рассказывают, что здесь действительно, хоть и не часто, можно найти старинные вещи, которые ценятся антикварами. Но в основном люди с металлоискателями охотятся за старинными монетами.
Конечно, Удмуртия не усыпана кладами — так исторически сложилось, что здесь не было бурных очагов цивилизации. В основном ценные вещи в этих краях оказывались транзитом, так как эти земли были своеобразным перевалочным пунктом на торговых путях из Европы в Азию. Тем не менее, в этих землях действительно несколько раз находили довольно интересные клады. Например, в 2009 году рабочий во время дорожного строительства наткнулся на медный сундучок с несколькими сотнями царских серебряных монет.
Где в Удмуртии можно встретить призрак серой дамы, опасны ли «блуждающие огни» и чем знаменита аномальная зона К-16?
На календаре - пятница, 13-е, а это значит, что самое время делиться страшными историями. Тем более, что в Удмуртии происходит немало загадочных событий. «Комсомолка» собрала несколько историй о призраках и даже Снежном человеке.
ПРИЗРАК СЕРОЙ ДАМЫ
Если вы отправитесь в Каракулинский район, в деревню Зуевы Ключи, то услышите немало историй. Большая часть из них - о местных целебных источниках. Но есть легенда и о призраке молодой девушки, которая появляется неподалеку от Святого ключа.
Седые, длинные волосы, серая одежда, напоминающая платье 19 века - призрак этот появляется рядом с засохшей ивой неподалеку от одного из ключей. Считается, что она является только тем, кого ждет беда.
- Ясновидящая рассказывала, что раньше там все было залито водой. И одна из местных жительниц утопилась от несчастной любви. Сейчас она является людям. Стоит около этой ивы и смотрит прямо в глаза. При этом молчит, но в голове слышишь ее голос, - говорит руководитель команды «Сфера Х» Валерий Котов.
АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА
Одна из самых мистических зон Удмуртии - К-16 - находится на 13-м километре от села Красногорское в Красногорском районе. Несмотря на небольшой размер (диаметр зоны около 50 метров) она является одним из самых загадочных мест республики.
Еще 300 лет назад люди заметили, что здесь происходит что-то необъяснимое.
- Говорят, что часто происходят ДТП на дороге, что рядом с зоной. Все-таки 13-й километр. Видят светящиеся шары. Мы хотели их зафиксировать, но для этого нужно оставаться ночевать там. А это опасно. Человек может там находиться только 40 минут. А дальше появляется чувство тошноты, головокружение, стучит в висках, - уточняет Валерий Котов.
Кстати, именно здесь в мае 1919 года, во время Гражданской войны, велись бои. Шло наступление четвертого Енисейского полка первой Сибирской дивизии.
- Столкновения были ожесточенные. Бои шли около двух недель. И за это время «белые» прорывали оборону в 30 километров. Если примерно посчитать, то можно говорить о тысяче погибших, - рассказывает настоятель Свято-Покровского храма и руководитель поискового отряда Владимир Минеев.
А в 1996 году сотрудники центра «Акрополь» (региональное отделение Международной Академии энергоинформационных наук) выявили на этом участке аномалию при проведении аэрокосмической фотосъемки. И материалы передали для дальнейшего изучения в ГУ «Удмуртгеолцентр». Они подтвердили: здесь есть локальная геофизическая аномалия.
БЛУЖДАЮЩИЕ ОГНИ НА ЧЕРТОВЫХ БОЛОТАХ
Еще одно загадочное (и даже пугающее) место в Удмуртии - Чертово болото. Оно находится в 8 километрах от деревни Нижний Армязь (Камбарский район). Ходят слухи, что там пропадают люди. А местные жители рассказывают о блуждающих огоньках, которые можно увидеть в этом участке.
- Я сам там каждое лето бываю, регулярно слышал и видел там блуждающие огоньки. Пытался сфотографировать, но почему-то фотоаппарат выключался. А давным-давно пропала целая деревня. За ночь исчезла, - рассказывает Сергей Ураков. Сейчас он живет в Ижевске, но много лет прожил в деревне Армязь.
Родственники пытались найти какие-то останки или хотя бы намеки на существование людей, но все было тщетно. Что именно произошло - никто не знает, когда это было - давно позабылось.
- У нас тоже был случай, - рассказывает специалист по выживанию «Сферы Х» Михаил. - Сидели на болоте, как вдруг один из молодых ребят резко срывается и бежит куда-то в сторону. Мы его остановили, стали расспрашивать. Выяснилось, что он услышал, как его зовет мама.
В одну из следующих экспедиций Михаил ощутил этот зов на себе.
- Пьем чай у костра, и тут в голове звучит: «Михаи-и-и-ил». Появилось странное желание встать и сорваться в лес! Меня удержало только то, что человек, чей голос меня звал, сидел напротив меня. Странно и то, что звал голос именно по полному имени, хотя все меня зовут Мишей, - говорит мужчина.
Еще одна особенность болота - «живой» туман. Его сотрудники «Сферы Х» заметили во время одной из вылазок, когда густая дымка вдруг группы исследователей стала обретать форму.
- Ребята увидели, что туман начал густеть. И в этом сгустке показалось мужское лицо… Я тоже увидел, оно смотрело будто с неодобрением. Наблюдали это 5-6 минут. Потом туман свернулся в жгут и как змея сполз в сторону. Пытались подойти к нему, а он отступал дальше в лес, - вспоминает Михаил.
СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Кажется невероятным, но в Удмуртии видели Снежного человека. Одно из первых упоминаний мы нашли в материале члена Союза писателей Сергея Жилина в газете «Московский комсомолец в Удмуртии» (апрель 2001 года). Он рассказывает о вымирающей деревушке.
- Много в тех местах ходило легенд о Белом человеке, что жил в Черном лесу (Сьоднюлэс). Ох, как радовался он, когда окрестные деревни начали умирать, разрушаться. Под вечер выходил Белый человек на вершину холма Нимшур-йыл, поросшую можжевельником, и прыгал там, исполняя дикие танцы от радости, что уходят люди из его владений, один он тут хозяином остается, - писал Сергей Жилин.
Однажды в этот лес отправился крестьянин за дровами. Когда уже собирался обратно, лошадь стала беспокоиться.
- Оглянулся он, а за спиной его огромный, под три метра, человек, весь шерстью белой покрытый. Взвизгнул крестьянин, кулем на уложенные дрова повалился, хлестнул лошаденку, а та уж понесла во всю прыть. В себя он дома только пришел. Да ведь не случайно говорят, что встреча с нечистью редко когда добром заканчивается - чахнуть с тех пор крестьянин стал, полгода всего и протянул, - писал Сергей Жилин.
Впрочем, были упоминания о Снежном человеке и сравнительно недавно. Например, в январе 2010 года - тогда исполина видели в Воткинске.
- Я смотрел телевизор, когда услышал удар где-то в районе угла дома. Думаю, кто там еще под окном ходит в такое время? Потушил свет, отодвинул шторку и обомлел. Краем глаза я заметил какую-то черную громадную фигуру, мелькнувшую среди деревьев во дворе. Стало очень страшно, - рассказывал пенсионер Владимир Чернов.
А утром нашли цепочку следов от дома к дому. Каждый след на расстоянии примерно метра друг от друга. Глубокие, длинные - больше 55 сантиметров - и трехпалые, с заостренными концами.
- У соседки подоконник из двухмиллиметрового железа оказался прогнут, словно кто-то навалился. Это какого же роста должно быть существо, чтобы опереться на конструкцию на высоте почти двух метров, - удивлялся Владимир.
Кроме того, после замеров следов у него еще сутки болела голова, а место, где снежный человек перепрыгнул теплотрассу, обходили стороной кошки.
Стоит уточнить, что какие-либо исследования этих следов так и не проводились.
А уже через пару месяцев, в мае 2019 года, в Удмуртии прошла целая разведка в поисках «снежного человека». Исследовательская группа отправилась в Красногорский и Селтинский районы. Поводом стали рассказы лесорубов, которые утверждали, что видели необычное существо между селами Большой Селег, Валамаз и Уть-Сюмси. Побродив в лесах три дня, исследователи ничего не нашли. Разве что свидетеля, который утверждал, что «снежного человека» видели его сыновья в 80-х годах.
ВАЖНО!
За помощь в подготовке материалов благодарим специалистов компании «Сферы-Икс» - это научно-физический центр, который уже более 20 лет занимается изучением аномальных явлений, феноменов, пещер, подземных ходов и исторических мест Удмуртии. Под предводительством сарапульчанина Валерия Котова заинтересованные регулярно проводят экспедиции к загадочным местам республики. В их арсенале не только наблюдение, но и всевозможные технические средства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
К ДРУГИМ НОВОСТЯМ
- Секретный груз: как в Удмуртию повезут подлинную скрипку Моцарта
- В зоопарке Удмуртии родился кошачий лемур
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: