Во время месячных можно в мечеть сходить
Можно ли заходить в мечеть во время полового осквернения и менструации и оставаться там.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
На сайте задали вопрос можно ли женщинам во время хайда (менструации) собиратся в мечети на урок который проводит женщина.
Я собрал что нашел по данному вопросу из книг. Читайте и судите сами.
АбдуРрахмаан Ас Саади в толковании этого аята упомянул:
Затем Аллах запретил приближаться к намазу в состоянии полового осквернения. В таком состоянии человек может только пройти через мечеть, но ему не разрешается оставаться в ней, пока он не искупается. Одним словом, мусульманину в состоянии полового осквернения запрещается приближать к намазу до того, как он искупается, однако разрешается проходить через мечеть.
"Мишкат аль-Масабих", «Гусль».
462-Передают со слов Аишы, что Посланник Аллаха сказал: «Направьте эти ваши дома (в другую сторону) от мечети, так как я не дозволяю (находиться в) мечети женщине во время месячных и оскверненному» [ Абу Дауд (232)].
«Направьте эти ваши дома (в другую сторону) от мечети» - то есть направьте двери ваших домов в другую сторону. Так как двери некоторых домов выходили в мечеть [ Хадис передал Афлат ибн Халифа со слов Джисры бинт Диджаджа ].
Сказал Бухари: Джисра приводит удивительные вещи. Сказал Хаттаби: этот хадис считали слабым. Навави упомянул его среди слабых хадисов. Сказал Мулла Али Кари: Абу Дауд не посчитал его слабым. Ибн Каттан считал его хасан. Ибн Хузайма посчитал достоверным. Мубаракфури в «Миргат»: хасан.Сказали ибн Хазм, Альбани: слабый.Спор о Афляте: ибн Хазм посчитал его неизвестным. Ибн Хиббан, Абу Хатим, Ахмад приняли его хадисы.
Нахождение оскверненного и женщины во время месячных в мечети.
По мнению Абу Ханифы нельзя даже проходить через мечеть.
По мнению Малика, Шафии и Ахмада проходить можно, нельзя находится долго.
Сказал Багави в «Шарх сунна»: запрещено оскверненному и женщине в дни месячных находится в мечети. Это мнение Шафии, Малика, учеников Абу Ханифы. Шафии и Малик разрешили проходить через мечеть. Ахмад и Музани разрешили находиться долго.
Разрешающие заходить ненадолго приводят как довод хадис Аишы, что Посланник Аллаха попросил её принести циновку из мечети. Но она сказала, что у неё месячные. Но он сказал, что они не в её руках.
Сказал ибн Аббас в толковании этого аята: не заходите в мечеть, будучи оскверненными, кроме если вы пройдете. Сказал: пройдешь внутри и не сядешь (ибн Касир). Ибн Джарир привел оба мнения и склонился к мнению ибн Аббаса. И это мнение большинства. Сказал Шаукани: проходить, значит через место совершения намаза. А толкование, что это касается путника не имеет довода. Было сказано, что в аяте имеется ввиду сам намаз. Тогда имеется ввиду путник, то есть он совершает намаз с таяммумом. Или же первая половина аята касается намаза, а вторая мечети, как сказали некоторые ханафиты. Дауд, ибн Мунзир разрешили им находится в мечети без ограничения. Сказал Навави: у тех кто запретил это нет достоверного и явного доводов.
В этих уроках он доказывает что можно заходить женщине во время хайда в мечеть и оставатся там.
Шейх Альбани говорит что можно приведя лва хадиса от Аиши.
Из Тафсира ибн Касира к суре Ниса аят 43:
Пятое: пребывание в мечети.
Женщине во время менструации запрещено пребывать в мечети, ей даже запрещено пребывать на месте, где совершается праздничная молитва. На это указывается хадис от Умм ‘Атыйи, да будет доволен ею Аллах, что она слышала, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть молодые девушки, и сидящие за занавесками, а также женщины, у которых месячные, выходят на праздничные <…>, и пусть держаться в стороне от места молитвы» (приводится у аль-Бухари и Муслима).
Нравится Показать список оценивших Сначала старыеУченые разногласят на счет нахождения джунуба в мечете, некоторые из них дозволили это, другие же запретили:
Которые запретили, опираются на слова Аллаха Всевышнего: «и будучи в состоянии полового осквернения, пока не искупаетесь» (ан-Ниса, 43), а также на хадис пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я не дозволяю мечеть для хаид и джунуб»[Абу Дауд 232, слабая цепочка по причине Джусры бинт Даджаджа, про которую сказал аль-Бухари: У нее есть странности.], а также в другой версии: «Поистине эта мечеть не дозволена джунубу и хаид»[Ибн Маджа 645, аль-Баусыри назвал его слабым, потому что в цепочке есть неизвестный передатчик, этот хадис передается в «Даиф аль-Джами» 1782.].
Мнение тех, кто разрешает пребывание джунуба в мечети является более правильным, опираясь на основу непричастности, и за отсутствием доказательства, указывающего на запрет, а эти хадисы, которые привели запрещающие слабые, в первом путаница и в его иснаде Джусра бинт Даджаджа, про которую сказал аль-Бухари: У нее есть странности. А второй хадис «мурсаль».
Сказал аль-Багауи, да смилуется над ним Аллах: «Ахмад и аль-Мазини дозволили пребывание (в мечети), Ахмад назвал хадис слабым, потому что его передатчик «Афлят» — неизвестен[Причина слабости хадиса не в Афляте, потому что он правдивый, сказал про него Ахмад: Не вижу в нем проблем, а Даракутни сказал про него то, что он праведный, причина в слабости Джусра бинт Даджаджа, как это предшествовало.], а что касается аята, то под словами «если только вы не являетесь путниками», имеются в виду путники, которых постигло большое осквернение, они совершают таяммум и после могут совершать намаз, это передается от ибн Аббаса»[ «Шарх ас-Сунна» аль-Багауи 2/46.].
Сказал ибн Хазм: «Люди обитающие в мечети жили в ней во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и их было много, и нет сомнения, что у некоторых из них была поллюция, им вообще не было запрещено это (то есть им ничего не было сказано на счет этого)»[«Аль-Мухалля» 2/250.].
Но является желательным совершить вуду для того, кто хочет пребывать в мечете, если он в состоянии джунуба, опираясь на хадис от Ато ибн Ясара, который сказал: «Я видел людей из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они сидели в мечети в состоянии джунуб, после того, как совершали вуду».[Хороший, передал Саид ибн Мансур в своем тафсире 646.]
Действия, запрещенные нечистому
Нравится Показать список оценившихТам с 40 страницы разбирается данный хадис, я переписал все:
120. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не разрешаю находиться в мечети женщинам в период менструации и людям в состоянии полового осквернения». Этот хадис передал Абу Давуд, а Ибн Хузейма назвал его достоверным.
Это все что я смог найти по данному вопросу, как видете вопрос очень сложный. И лучше женщинам воздержатся от посещения мечети вов ремея минструаци и собиратся для уроков в одном из домов своих сестер. Как приходит что сподвижницы приходили к Аише домой если хотели что то новое узнать о религии или их мучал какой то вопрос но не приходит чтобы Аиша давала уроки в мечети. Этот вопрос сам тоже требует дополнительного ответа от ученых можно ли вообще собиратся женщинам в мечети и чтобы одна женщина давала им уроки.
Разрешено ли женщинам посещать занятия по исламу во время менструации?
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Дорогая сестра, благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.
Сталкиваясь с такими двусмысленностями и сомнениями, мы всегда должны обращаться к изначальному принципу дозволенности, который может быть отменен только при наличии категорического запрета. Необходимо также указать, что даже некоторые из самых известных ученых, которые запрещают женщинам в период менструации находиться в мечети, разрешают им это в случае крайней необходимости. Посещение занятий для получения важных исламских знаний, несомненно, попадает в эту категорию, особенно в немусульманском обществе, где во многих городах мечети являются единственным местом, где можно получить такое образование. Запрещая женщинам посещать такие занятия или лекции в мечетях, мы будем лишать их единственной возможности получать важные религиозные знания, которые являются основой исламского сообщества.
Основываясь на вышесказанном мы все же должны постараться убедить руководство мечети устраивать такие занятия или кружки для женщин в местах вне молельного зала, типа цокольных или смежных классов и т.д., либо обеспечить специальные средства для женщин, чтобы они могли слышать и видеть лектора оттуда. Тем самым мы следуем мнению всех ученых, поскольку никто не возражал против этого. Но если это невозможно из-за нехватки места, то, по крайней мере, небольшая часть в главном зале должна быть предназначена или огорожена специально для женщин, чтобы они могли сидеть позади или в стороне от того места, где обычно стоят ряды молящихся или находится мусалла (молельный зал). Если такие условия соблюдены, то, согласно мнению всех ученых, женщинам во время менструации разрешено посещать проповеди на ид и джума. В заключение позвольте сказать следующее: мы не должны идти на компромисс в большем маслаха (благе), то есть в поиске важного исламского образования. И стремление к этому благу должно возобладать над нашей озабоченностью теми деталями фикха, которые не основаны ни на каких явных текстовых доказательствах.
Можно ли женщине во время месячных входить в мечеть?
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
1. В Шариате нет запрета на то, чтобы женщина во время менструации или в другой разновидности состояния джанаба, входила в мечеть, проходила через нее или посещала занятия и тому подобное.
2. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое кровотечение или истихада, должна использовать надлежащие гигиенические средства, чтобы предотвратить загрязнение мечети.
3. Также, если пространство мечети ограничено, желательно выходить из нее во время молитв, чтобы предоставить место для совершения молитвы другим женщинам.
На вопрос ответил Совет по фатвам Аль-Азхар:
«Женщинам во время менструации или послеродового очищения, как и любому человеку в состоянии джанаба, разрешено входить в мечеть, чтобы пройти, удовлетворить какую-то потребность, посещать образовательные уроки и т. п. В этом отношении не существует запрета.
Такого мнения придерживаются Ибн Хазм, Аль-Музани и Дауд. Они опираются на несколько свидетельств. К ним относится и то, что Ибн Хазм сообщил в своей книге „Аль-Мухалла би ль-Атар“: „Мать правоверных, Айша (да будет доволен ею Аллах), рассказала: „Арабскому племени принадлежала черная рабыня, которую они освободили. Эта девушка пришла к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и приняла Ислам. У нее была палатка или небольшая комната с низкой крышей в мечети“.
То есть ей разрешалось находиться внутри мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на то, что у женщин обычно бывает менструация. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не запретил ей оставаться в мечети.
Тот ответил: „О посланник Аллаха, ты встретил меня, когда я был в состоянии джанабы, и я не хотел сидеть в твоем присутствии, пока не совершил гусль“. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
„Субхан Аллах! Верующий никогда не становится нечистым (наджис)“ (Аль-Бухари, Муслим).
Народ суффаха оставался на ночь в мечети в присутствии пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и, конечно же, среди них были те, у кого были поллюции. Однако Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не запрещал им оставаться на ночь в своей мечети.
С другой стороны, некоторые ученые утверждали, что женщинам во время менструации и послеродового периода недопустимо входить в мечеть, если нет необходимости, как, например, поиск защиты и пр. Однако некоторые другие ученые категорически запретили входить в мечеть даже в таких случаях.
Абу Дауд, Ибн Маджа, Аль-Байхаки и Ибн Хузайма сообщили, что Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
„Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы“.
Но тут нужно заметить, что все рассказчики, упомянутые в цепочке передачи этого хадиса, ненадежны, а хадисы от них считаются слабыми. Цепь передачи включала Джассру бинт Даджа, и Аль-Бухари прокомментировал, что ее повествования следует пересматривать.
В своей книге „Аль-Джарх ва ль-Таадиль“ Ибн Абу Хатим упомянул, что в цепочку повествования входит также неизвестный Флит Ибн Халифа, который передал хадис от Джассры через Айшу.
Весь текст хадиса считается слабым. Это мнение поддержал Аль-Хаттаби в „Маалим ас-Сунан“, Ибн аль-Кайим в „Тахдиб ас-Сунан“, Ан-Навави в „Аль-Маджму“ и Ибн Хазм в „Аль-Мухалля“. Ибн Хазм сказал, что этот хадис — ложный.
Мнение, которое позволяет женщинам во время менструации, как и любому человеку в состоянии джанабы, заходить в мечеть, также поддерживает тот факт, что мечеть не запрещено посещать немусульманам.
Поскольку немусульманам разрешено входить в мечеть, можно сделать вывод, что и мусульманкам во время менструации и всем, кто находится в состоянии джанаба, также разрешено входить в мечеть, чтобы посещать занятия, изучать и преподавать Коран.
И если допустимо, чтобы женщина в период менструации и человек в состоянии джанаба заходил в мечеть по нужде, например, для отдыха или поиска убежища от жары, то еще более целесообразно входить туда с целью поиска или передачи знаний.
Тому, кто утверждает, что женщине во время месячных запрещено заходить в мечеть, чтобы не запачкать место, где люди совершают молитвы, кровью, можно возразить, что женщины в наше время используют надежные средства личной гигиены. Более того, женщине во время истихады (межменструальных кровотечений) разрешено поститься, молиться и посещать религиозные собрания в мечети.
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказала: „Одна из жен пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) практиковала итикаф (уединение в мечети с целью поклонения) вместе с ним, в то время как у нее было межменструальное кровотечение (истихада). Она видела кровь, а бывало, мы подставляли под нее поднос, когда она совершала молитву» (Аль-Бухари).
Если причина, по которой кто-либо запрещает женщине в период менструации заходить в мечеть — это страх протечки крови, то можно сравнить это состояние с истихадой: женщинам в таком состоянии позволялось войти в мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при его жизни. Почему же мы должны просить наших женщин воздерживаться от посещения мечетей, особенно когда сегодня им доступны новые, надежные средства гигиены? Кроме того, женщины в наше время больше, чем когда-либо, нуждаются в религиозных знаниях, и посещение религиозных собраний и кружков по Исламу пойдет им на пользу.
Итак, в шариате нет запрета женщинам в период менструации, а также любому человеку в состоянии джанабы входить в мечеть, проходить через нее или посещать там занятия и т. п. Однако женщина, у которой месячные, послеродовое или межменструальное кровотечение, должна использовать надлежащие средства гигиены, чтобы предотвратить загрязнение мечети. Также рекомендуется, если пространство мечети ограничено, выходить из нее во время молитвы, чтобы не стеснять молящихся женщин».
Поклонение женщины в критические дни
Неосведомлённость становится проблемой для многих женщин, когда у них наступают критические дни. Они знают, что нельзя совершать намаз, но не знают причину этого, а также не знают, что им ещё нельзя делать, а что можно. Некоторые считают, что любой вид поклонения Всевышнему Аллаху запрещён в этот период. Для того чтобы развеять сомнения, далее будет подробно разъяснено, что запрещено женщине в период критических дней.
Запрещено в период менструации:
1. Совершение намаза
Абу Дауд передал от Фатимы, дочери Абу Хубайша, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ей сказал:
«Когда будет идти кровь хайза, а это тёмная кровь, известная женщинам, то воздержись от намаза» (Абу Давуд, 286).
Подобно намазу запрещено и совершение земных поклонов (суджда), совершаемых для чтения определённых аятов илидля выражения благодарности (шукр) Аллаху.
2. Чтение Корана и прикосновение к нему
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, у кого нарушено полное омовение, и женщина в период менструации не должны читать ничего из Корана» (Тирмизи, 131). О прикосновении также сказано в Коране:
لا يَمَسُّهُ إِلَّا الْمُطَهَّرُونَ الواقعة:79
«Не прикасается к нему никто, кроме очищенных (то есть, кроме тех, кто очистил себя от осквернения)». (сура Аль-Вакиа, 79)
Выражение «Не прикасается» использовано здесь в смысле запрета, то есть, «не прикасайтесь».(аль-Вакиа, 79. Тафсир «Джалалайни»).
Примечание: разрешается читать Коран сердцем, не шевеля языком, а также смотреть на Коран. Также разрешается читать дуа и поминания Аллаха (азкары) из Корана с намерением читать зикр, а не Коран.
3. Пребывание в мечети
Однако проходить через мечеть не запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Не разрешено находиться в мечети тому, у кого нарушено полное омовение (джунуб), и женщине в период менструации (хайза)» (Абу Дауд, № 232).
Доводом к тому, что не запрещено проходить через мечеть, является хадис, переданный Муслимом от Айши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказал ей: «Принеси мне коврик для намаза из мечети». Аиша сказала, что у неёхайз, на что Пророк ответил: «Хайз твой не в руках» (Муслим, 298).
4. Обход вокруг Каабы (таваф)
При этом не имеет значения, обязательный он или желательный, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнил обход вокруг Каабы с намазом.
Эти четыре вещи запретны также и для тех, у кого нарушено полное омовение (джунуб). Плюс к этому, в период менструации запрещены ещётри вещи:
- Проходить через мечеть, если есть вероятность попадания крови в неё.
Кровь является наджасом, а пачкать мечеть наджасом является однозначно запретным (харамом).
В период менструации запрещается соблюдать какой-либо пост – обязательный или желательный. От Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда Его спросили о смысле выражения «У женщины недостаток в религии», сказал:«Разве не оставляет она намаз и пост в период менструации?» (Бухари 298, Муслим 80).
В этих запретах единогласны все учёные Ахлю Сунна вальДжамаа.
Обязательные посты, пропущенные при критических днях, необходимо возместить, в отличие от намазов. Намазы не возмещаются. После завершения менструации можно соблюдать пост, даже не искупавшись, а для намаза необходимо выполнить обязательное купание.
3)Супружеская близость, а также прикосновение к её телу в области между пупком и коленями.
Абдулла ибн Саад (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Чем разрешено наслаждаться, когда у жены менструации?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тем, что выше изара» (Абу Дауд, № 212).
«Изар» – это одежда, закрывающая область между пупком и коленями.
Всё, помимо вышеперечисленного, не запрещено женщине в период критических дней. Соответственно, она может сколько угодно поминать Всевышнего, делать дуа, совершать вирды, рабита, читать религиозную литературу и т.п. Однако, читая религиозную литературу, следует пропускать аяты Корана, а читая молитвы из Корана, следует намереваться читать их только как молитвы, а не как аяты.
Это должна знать каждая женщина!
Всевышний Аллах не возложил на Своего раба более того, чем он сможет вынести. В этом смысле Ислам является религией облегчения. Таким облегчающим периодом, во время которого ограничиваются некоторые виды поклонения, для женщины является менструальный цикл.
В Коране сказано:
وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ قُلْ هُوَ أَذًى
(смысл): «И они спрашивают тебя, о Мухаммад, о женских месячных циклах (о менструации). Скажи им: "Это – страдание (и для женщины, и для её супруга в близости в этот период)"». (сура Аль-Бакара: 222)
Запреты в поклонении в это время:
1. совершение намазов;
Несовершённые за этот период молитвы не требуют восполнения позже.
2. соблюдение поста;
Обязательные посты, пропущенные в этот период, должны быть возмещены позже.
3. совершение тавафа (семикратного обхода вокруг Каабы);
Совершение других обрядов хаджа в этот период допускается. От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся следующее:
خَرَجْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لاَ نَذْكُرُ إِلَّا الحَجَّ، فَلَمَّا جِئْنَا سَرِفَ طَمِثْتُ، فَدَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَأَنَا أَبْكِي، فَقَالَ: مَا يُبْكِيكِ؟ قُلْتُ: لَوَدِدْتُ وَاللَّهِ أَنِّي لَمْ أَحُجَّ العَامَ، قَالَ: لَعَلَّكِ نُفِسْتِ؟ قُلْتُ: نَعَمْ، قَالَ: فَإِنَّ ذَلِكِ شَيْءٌ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَى بَنَاتِ آدَمَ، فَافْعَلِي مَا يَفْعَلُ الحَاجُّ، غَيْرَ أَنْ لاَ تَطُوفِي بِالْبَيْتِ حَتَّى تَطْهُرِي
«Мы отправились в путь вместе с Пророком ﷺ и не говорили ни о чём, кроме паломничества. Когда мы прибыли в местечко Сариф, у меня начались месячные. Пророк ﷺ зашёл ко мне, а я в это время плакала, и спросил: "Что заставило тебя плакать?". Я ответила: "Лучше бы я не отправлялась в паломничество в этом году". Он сказал: "Наверное, у тебя началось кровотечение". Я ответила: "Да". Тогда он сказал: "Поистине, это то, что предписал Аллах всем дочерям Адама, посему делай всё, что совершают паломники, но не совершай обхода вокруг Каабы до тех пор, пока не очистишься"». (Бухари, 305; Муслим, 1211)
4. половая близость;
5. пребывание в мечети;
6. касание к Корану;
Каждая женщина должна знать график своего цикла и следить за ним. Продолжительность менструального цикла может быть разной. Учёные считают, что нормальный период длится 6-7 дней, минимальный – один день и одну ночь (сутки), максимальный – 15 дней.
Любое кровотечение более этого срока (15 дней) рассматривается как ненормальное, имеющее неменструальный характер (истихаза). Если на шестнадцатый день выделения не прекратились, надо искупаться и начинать исполнение регулярных обязанностей (намаз, пост и т. п.).
А если выделение крови длилось меньше суток, то женщина возмещает пропущенный в это время пост и намаз, и ей не нужно совершать полное омовение, так как эти выделения не считаются менструацией, потому что не достигли минимума. Если по истечении 24 часов выделения прекратились, женщина делает полное омовение тела, совершает намаз, держит пост.
Для женщины, у которой болезненные выделения, действительно такое же решение, как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не бросает намаз, но перед этим она прежде всего очищает место выделения от крови, затем вставляет внутрь ватный тампон, после чего кладёт чистую прокладку и надевает чистое бельё. В месяц Рамадан не разрешается пользоваться тампоном, так как это нарушает пост. После этой процедуры женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу.
Откладывать совершение намаза можно только по следующим причинам:
– укрытие аврата;
– ожидание, пока начнётся коллективная молитва;
– отправление в мечеть;
– ответ муэдзину, то есть причины, связанные с намазом.
Если после всех процедур до совершения намаза наружу проступит кровь, это не её вина и это не аннулирует действительность намаза. А если женщина забыла вставить тампон или откладывала намаз по причинам, не связанным с намазом, она должна обновить омовение. Таким образом, совершают один фарз-намаз и произвольное количество суннат-намазов.
Женщина, страдающая хроническим кровотечением, после каждого омовения имеет право совершить всего один обязательный намаз.
От Муазы (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она спросила Аишу:
مَا بَالُ الْحَائِضِ تَقْضِي الصَّوْمَ، وَلَا تَقْضِي الصَّلَاةَ. فَقَالَتْ: أَحَرُورِيَّةٌ أَنْتِ؟ قُلْتُ: لَسْتُ بِحَرُورِيَّةٍ، وَلَكِنِّي أَسْأَلُ. قَالَتْ: كَانَ يُصِيبُنَا ذَلِكَ، فَنُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّوْمِ، وَلَا نُؤْمَرُ بِقَضَاءِ الصَّلَاةِ
«"Почему женщина возмещает посты, но не возмещает намазы, пропущенные из-за месячных?" Аиша сказала: "Ты харуритка?! (Харура’ – местность хавариджей; Аиша этими словами хотела сказать, что не нужно быть излишне строгой и усложнять, подобно хавариджам)". Она ответила: "Нет, я просто хочу знать". Аиша промолвила: "Мы тоже сталкивались с этим. Нам было велено возмещать посты, пропущенные из-за критических дней, но не велено возмещать намазы"». (Муслим, 335)
Саид Мансур передал слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Если женщина очистилась от менструации во время послеобеденного намаза, то она должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. А если она очистилась во время ночного намаза, то должна совершить вечерний и ночной намазы».
Обратите внимание на график, в каких случаях какие намазы надо возмещать.
Случай 1. Менструация заканчивается во время утреннего намаза.
Становится обязательным совершение утреннего намаза.
Случай 2. Менструация заканчивается во время обеденного намаза.
Становится обязательным совершение обеденного намаза.
Случай 3. Менструация заканчивается во время послеобеденного намаза.
Становится обязательным совершение обеденного и послеобеденного намазов.
Случай 4. Менструация заканчивается во время вечернего намаза.
Становится обязательным совершение вечернего намаза.
Случай 5. Менструация заканчивается во время ночного намаза.
Становится обязательным совершение вечернего и ночного намазов.
Если выделения были непрерывными в течение пяти суток, а потом прекратились, и женщина сделала полное омовение, а затем совершала намазы и соблюдала пост, но, например, через четыре дня выделения возобновились и не продолжались более 15 суток от начала появления первой крови, то она должна возмещать долг только за пост, и нет греха в половом акте, совершённом в те четыре дня, когда кровь прекратилась, так как она была уверена в том, что выделения прекратились.
Желательные действия во время менструации:
1. обращение к Аллаху с просьбами (дуа);
2. частое произнесение зикра;
3. пребывание в обществе благочестивых сестёр;
4. чтение религиозной литературы.
Разрешается читать аяты, содержащие слова мольбы, если женщина хочет обратиться к Аллаху с просьбой, не имея намерения на чтение Корана.
Жена Пророка Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «У какой бы женщины ни начался период ежемесячного осквернения, оно дано как очищение от грехов». Если женщина в первый же день осквернения в любом состоянии, в котором она находится, скажет: «Альхамдулиллях!» и будет каяться перед Всевышним, произнося: «Астагфируллах!», Аллах занесёт её в список тех, кого освободили от огня Ада. Также Аллах занесёт её в списки тех, кто пройдёт мост Сират и будет в безопасности от наказания в Аду. Если женщина будет в числе поминающих Аллаха, благодарящих Его, и будет каяться перед Ним в дни ежемесячного осквернения, то за каждый день и за каждую ночь ей будет записано вознаграждение 40 шахидов. Также можно сказать: «О Аллах, я оставляю поклонение, следуя Твоему велению».
Некоторые женщины не знают начало и конец своего цикла и пропускают намазы, не думая об этом. Таких женщин называют «мутахаййират» (рассеянная), и ей будет трудно в Судный день. Если перед наступлением менструации начинаются мутные выделения, то это считается циклом, по-другому можно узнать о начале месячных, когда начинаются сильные боли или острые рези в животе.
А если мутные выделения выходят ещё какое-то время после менструации, то лучше подождать, так как Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, обратившись к жёнам сподвижников: «Не спешите, пока не увидите белые выделения». Белые выделения наступают не у всех женщин, но в таком случае следует дождаться, пока вы не убедитесь в том, что очистились от мутных выделений.
Если человек находится в таком состоянии, что ему обязательно надо искупаться, то ему нежелательно стричь ногти и волосы до купания, так как в хадисе сказано, что удалённые волосы и ногти вернутся к нему в Судный день в состоянии джанаба. («И‘анат ат-талибин»).
Некоторые говорят, что женщине-преподавателю Корана можно выполнять свою работу даже во время менструации. Нет, это не дозволено. Но ей можно обучать учеников алфавиту и чтению арабских слов, не относящихся к Корану. По словам имама Малика, это разрешено, но все три имама говорят, что это запретно.
Купание
После прекращения выделений надо совершать гусль (ритуальное купание), которое нельзя откладывать ни под каким предлогом: холод, гости, дети и т .п. Гусль заключается в полном омовении тела.
Порядок совершения гусля таков: вначале следует сделать намерение (произносить вслух намерение – ният – совершить гусль необязательно.) При этом говорят: «Я намереваюсь совершить ритуальное фарз-омовение».
Вслед за этим со словами «Во имя Аллаха» – «Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим» – приступают к дальнейшим действиям омовения:
1. обмывают водой промежность;
2. совершают малое омовение – вуду, не обмывая ноги;
3. обливают водой голову и протирают её;
4. поливают водой и протирают правую часть тела – руку, бок, ногу;
5. поливают водой и протирают левую часть тела – руку, бок, ногу;
6. повторно моют тело;
7. обливают водой туловище целиком;
8. моют ноги до щиколоток.
Благодаря гуслю человек становится чистым целиком, и до тех пор, пока чистота не нарушится, он может совершать обряды поклонения.
Если вода не поступает внутрь заплетённых кос, то их обязательно надо расплести и помыть. В Шариате делается снисхождение, если вода не пропитывает полностью вьющиеся от природы волосы. Но если человек сам их накрутил, то снисхождение не делается («Фатх аль-му‘ин»).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ответы на женские вопросы
1. Если женщина очистилась от хайза, примерно, когда оставалось 10 минут до ночного намаза, но не смогла искупаться до 12 часов ночи. Должна ли она возмещать ночной намаз?
- После очищения женщина сразу обязана искупаться - ни в коем случае нельзя откладывать купание. А в этом случае, ты должна возмещать вечерний намаз, так как его можно перенести к ночному во время путешествия (сафара). Такое же решение - у обеденного и послеобеденного намазов.
2. До сих пор я не обращала внимание на очищение и купалась, когда хотела (даже спустя 3-4 дня). Должна ли я возмещать эти намазы?
- Имам аль-Газали сказал: «Объяснение, что женщина чего-то не знала, Аллах не примет в Судный день». Если строго не следить за началом менструации и временем очищения от него, то женщина пропускает 2-3 намаза в месяц - это минимум. За год количество пропущенных намазов достигает до 24-36. Если не покаяться - не простит Аллах, и будет за каждый намаз наказание -70 лет в Аду.
3. Мне уже под 60 лет, но у меня ещё не прекратились менструации. Бывает такое?
- Обычно менструации прекращаются в 55-60 лет, но Ибну Хаджар сказал: «Им нет конца, это может продолжаться, пока женщина жива».
4. В прошлом году на Хадже мне сделали укол, чтобы прекратить менструацию, потому что паломники, которые были со мной, не хотели ждать меня 5-6 дней в Мекке.
- Некоторые алимы считают, что временное прекращение выделения - это очищение. Следуя их словам, можно совершать обход вокруг Каабы - таваф «ифаза» - при крайней необходимости, то есть, если уезжает транспорт.
5. Говорят, в дни менструации нельзя носить талисманы?
- Талисманы, которые носят для бараката, в такие дни можно носить и можно до них дотрагиваться, если конечно он, то есть талисман, тщательно закрыт, к примеру, семью слоями скотча или другими способами.
6. Можно ли Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода произносить «Бисмилляхи ррахмани ррахим»?
- Нацеливаясь на чтение Корана - нельзя даже одну букву из Корана произносить! А как мольбу, перед едой и после еды, в начале какой-нибудь работы – да, можно произнести «Басмаллу».
Женщинам во время менструального цикла или послеродового периода запрещается:
1. Выполнение молитвы (намаза), а также земного поклона при чтении определенных аятов (саджда ат-тилява).
2. Соблюдение поста.
3. Обхождение Каабы (таваф) во время совершения хаджа (паломничества).
4. Прикосновение к Священному Корану (изданию на арабском языке).
5. Чтение Священного Корана. К запрету не относятся случаи, когда коранические аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), в начале какого-то дела, в процессе обучения, в непроизвольном чтении Священного Корана.
6. Запрещается посещение мечети.
7. Я слышала, что учительнице Корана можно обучать учащихся, даже во время менструации.
- Это не дозволено учительнице. Но ей можно обучать их алфавиту и чтению арабских слов, не относящиеся к Корану. По слову имама Малика, это разрешено, но все другие 3 имама основных мазхабов говорят, что это запретно.
8. Когда ещё не прошло время обеденного намаза, но намаз не был совершён, наступил цикл. Надо ли возмещать этот намаз?
- Когда наступило время любого намаза, для совершения омовения и намаза (только фарзы) хватает 4-5 минут. Если прошло столько времени или больше после наступления времени намаза, женщина обязана возмещать этот намаз.
9. Меня никто не учил, как быть с намазом во время менструации, и оказалось, что я пропустила много намазов?
Родители должны обучать девочек всем фарзам. Если отец или муж не объясняют это, женщины должны идти к знающему, и никакого стыда при разъяснении и уточнении этих важных практических вопросов не должно быть.
10. У меня выделения бывают только три дня. Соседка говорит, что у неё они длятся 13-14 дней. Может быть такое?
- Самое малое время хайза – 1 день, самое большое - 15 суток. Если 24 часа были непрекращающиеся выделения – это хайз. В среднем - 6-7 дней. У кого бывают больше одного дня, условием не бывает, чтобы не прервались. То, выделяясь, то прекращаясь, они продолжаются, и если даже пройдёт 15 дней - это всё хайз. А если уже на 16 день не прекращаются выделения - это связано с болезнью.
11. После рождения ребёнка у меня никаких выделений не было. Когда можно мне искупаться?
- Послеродовые выделения (нифас) могут быть: мгновенными (то есть разовыми), а могут продолжаться 40 дней и 60 дней.
Если после рождения ребёнка 15 дней или больше не будет выделений, а затем они вновь появляются - это уже хайз, а не нифас. Потому что самое малое время очищения - 15 дней.
12. У меня по болезни всегда идёт кровь. Что мне делать с намазами: значит, я их в такое время не совершаю?
- Для такой женщины – в этом случае такое же решение как для тех, у кого недержание мочи. Женщина в этих случаях не оставляет намаз. Но для этого, прежде всего, она очищает место выделения крови. Затем ставит внутрь ватный тампон, после чего ставит чистую прокладку и одевает чистое белье.
А в месяц Рамазан не разрешается ставить тампон, так как это нарушает пост.
После этой процедуры, женщина быстро делает омовение и сразу приступает к намазу.
Откладывать совершение намаза можно только по таким причинам:
- ждать пока начнется коллективная молитва;
- отправление в мечеть;
- ответ муэдзину, то есть, причины, касающиеся намаза.
Если до совершения намаза выявится кровь наружу после всех процедур – это не её вина и это не мешает намазу.
А если женщина забыла поставить тампоны или откладывала намаз по мирским причинам - надо обновлять омовение.
Таким образом, совершают один фарз намаз и сколько хочешь – суннат-намазы.
13. Я слышала, что выделяемая кровь бывает слабая и сильная. Бывает ли такое?
- Бывает. Чёрная кровь - сильнее красной, красная – сильнее жёлтой, густая – сильнее, чем без запаха, с запахом – сильнее той, что без запаха. Обычно, сильная кровь бывает хайзом, а слабая - «истихазатом» (болезнью).
14. Если иногда бывают кровянистые выделения между обычными менструациями, можно ли в это время совершать намаз?
- Если время очищения не превышает 15 дней, и если вы точно знаете время цикла, то эти выделения – истихазат (болезнь). В таком случае для каждого намаза делают омовение (малое) во время наступления времени намаза, ставят новую прокладку и совершают намаз.
15. Можно ли делать вирд в состоянии хайза?
- В состоянии хайза вирд делать можно, но нельзя читать суру «аль-Фатиха» и другие суры Корана. А так же рабита следует делать, представляя устаза чуть дальше от себя, чем в обычные дни. Всё остальное в вирдах тариката необходимо соблюдать, как всегда. Так пишет досточтимый шейх шазилийского и накшбандийского тарикатов Саид-афанди в книге «Сокровищница благодатных знаний».
15. Я узнала о наступлении менструации, когда читали вечерний азан. Возместить ли мне этот пост?
- Если менструации начались после наступления времени намаза, то пост считается действительным, если же - до наступления, то следует пост возместить (Мингаджуль габидин).
16. Какое наказание меня ждёт за то, что я сделала всё, что запрещено при менструации, пока не знала всех правил?
- Нужно раскаяться, совершить тавбу (покаяние) и стараться в будущем не возвращаться к этой ошибке.
17. Я не выждала срок идда после развода. Пришла жить к другому мужчине, но без половых отношений до окончания срока. Совершила ли я грех? Считается ли такой брак действительным?
- Однозначно, Вы совершили грех, так как, если жена получает развод от мужа, то, в зависимости от состояния женщины, продолжительность срока идды после развода различается, и только по его истечению женщина считается окончательно разведённой. Этими сроками являются:
А) три межменструальных цикла очищения, если у женщины бывают менструации;
Б) три лунных месяца, если она не имеет менструаций;
В) Если женщина беременна, то она должна выждать время до рождения ребёнка.
Брак же, заключённый до завершения вышеперечисленного срока, считается недействительным. Поэтому, если Вы ещё продолжаете проживать с ним, следует, не откладывая, обновить бракосочетание.
18. Купание после полового акта ночью обязательно, либо его можно отложить на утро?
- Отложить купание на утро можно, канонически это не запрещено. Но в таком состоянии нежелательно спать, кушать и заниматься личной гигиеной, удаляя волосы с тела, ногти и т.д. Но если время совершения намаза проходит, то требуется быстро, не откладывая, искупаться (Иганату талибин).
Но помните, что слово «джунуб» (состояние, при котором следует совершить ритуальное купание) исходит от слова «далекий», то есть - далёкий, отдалённый от Аллаха. И никто не знает, где и как нас ожидает смерть. И никто не может дать гарантию, что кто-либо из нас доживёт до утра. Поэтому, если есть возможность, постарайтесь, не откладывая совершить ритуальное купание.
19. Подскажите пожалуйста: ложится ли омовение на сурьму?
Главным условием в ритуальном омовении является отсутствие на омываемых частях тела того, что препятствует проникновению воды и того, что изменяет воду. Поэтому, если наличие сурьмы на коже не препятствует проникновению воды и не изменяет при мытье цвет этой воды - то её применение не портит ни малого, ни большого омовения.
20. Я недавно родила второго ребёнка, а через неделю после родов узнала, что у мужа есть другая женщина. Я очень люблю мужа, хоть он и постоянно изменяет. Мне очень трудно, он мне развода не даёт, говорит, что любит. Сегодня под утро во сне видела змею, она ползала за мной, мы её как-то положили в ведро с водой и начали давить шваброй вместе с какой-то девушкой, и я проснулась от этого. Змея выползла через рот и я почувствовала это, мне стало ещё страшнее. К чему бы всё это?
- К хорошему благому. Как говорится в книге «Тафсируль ахлям»: «Сон делится на два вида, часть от Аллаха, а часть - от шайтана, как об этом сообщается в достоверном хадисе. Плохие же сны относят к шайтану - их Пророк (мир ему и благословение) велел скрывать и не обращать на них никакого внимания». Поэтому, сестра моя, не принимайте близко к сердцу такие сны, просто не обращайте на этот сон никакого внимания.
21. Если, по нашим дагестанским обычаям, девушка засватана за мусульманина, насколько грешно иметь с ним близкие отношения?
- Настолько, в какой мере они грешны были бы, если бы Вы не были засватаны вообще. Сейчас Вы просто засватаны, то есть имеется договор между вашими родителями о том, чтобы выдать Вас замуж за того парня. Вы же ведь этим не становитесь его законной супругой! Поэтому, пока вы не стали его супругой и не заключили с ним никах, Вам запрещено не то, чтобы иметь какие-либо близкие отношения, но и даже - нельзя уединяться с ним. Помните всегда хадис Пророка (мир ему и благословение): «Пусть не уединится мужчина с женщиной, ибо поистине третий среди них будет - шайтан». Ни в коем случае нельзя под предлогом сватовства разрешать ему касаться Вас или целовать. Хотя это считают некоторые «современной модой». Это категорически запрещено Исламом. Ведь известны хадисы Пророка (мир ему и благословение), в которых говорится, что наши органы тоже делают зина (прелюбодеяние). Один из этих хадисов передан Абу Хурайрой: «Прелюбодеяние глаз – это когда смотришь на чужую женщину». Поэтому, во избежание всего этого - настоятельно советуем Вам поскорее выйти за него замуж!
22. У меня махар с парнем. Мы муж и жена, но мы не живём вместе, у нас нет детей. Я живу с родителями. Он меня никак не обеспечивает, нет никаких обязанностей, наложенных на него, как мужа, для меня. И я бы хотела знать: является ли такой брак действительным?
- Такой брак будет считаться действительным, ибо муж не дал Вам развод. Но если муж, имея возможность, не обеспечивает жену хотя бы минимумом того, что требуется, она может потребовать развода и - в случае отказа - имеет право обратиться к имаму и имам может расторгнуть такой брак. (Шархуль махали). И имейте ввиду, что праведная жена - это лучшее, что Аллах даёт мужчине, поэтому постарайтесь стать для него ею!
Женщине категорически запрещено заходить в мечеть во время месячных
Вопрос: Саламу галейком вэ рэхмэтуллахи! Я слышал от одного хазрата, что женщине во время месячных можно заходить в мечеть, чтобы дать садака, ей прочитали молитву. Неужели правда? А мы в медересе изучали по другому, может у нас медресе сектантским было. (Р.Н.)
Ответ:
С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.
Ас-Саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Может быть вы неправильно поняли, но тем не менее, вам следует знать, что женщине категорически запрещено заходить в мечеть во время месячных. В общем, без полного ритуального омовения (гусль) нельзя:
3. Прикасаться к Корану.
4. Обходить Священную Каабу.
5. Совершать намаз.
6. В период месячных и послеродового очищения женщины не совершают намаз и не постятся (их пост переносится).
Читайте также: