Виртуальная экскурсия по сакральным местам казахстана
Учащиеся трех школ города совершили виртуальное путешествие по сакральным местам Восточного Казахстана. Произошло оно благодаря сотрудникам КГУ «ЦБС им О. Бокея», а также при поддержке педагогического коллектива школы № 30, организовавшего его.
В этот день школьникам предоставили отличную возможность, не выезжая за пределы города, ознакомиться с памятниками культуры области.
– Мероприятия, посвященные истории нашего края, мы проводим не первый год, – говорит библиотекарь рекламно-массового отдела Тамара Саттарова. – На этот раз с инициативой организовать виртуальное путешествие выступили ученики 30-й школы. Для участия в необычном конкурсе были приглашены учащиеся городских школ № 1, 10 и «Бриг».
Главным условием виртуального состязания для команд-участниц стало трехъязычие.
Открыла турнир, по результатам общекомандной жеребьевки, школа № 1. Команда в своем электронном дайджесте рассказала про литературно-мемориальный музей Абая и заповедник в Жидебае. Как оказалось, экспозиция казахского Гете постоянно пополняется новыми историческими артефактами, а заповедник реставрируется. Только за последний год его посетило более ста тысяч человек. Совсем недавно музей вошел в проект «Духовные святыни Казахстана», инициированный Президентом в программной статье «Рухани жаңғыру».
– Я с большим удовольствием посмотрела презентацию, – говорит сотрудник областного историко-краеведческого музея Ольга Тарлыкова. – Еще раз убедилась, насколько наш край богат природными и историческими памятниками. Родина Абая подтверждает это. Сегодняшняя встреча показала, насколько мы уважаем наследие наших предков.
Коллектив десятой школы перенес нас в долину Киин-Кериш, которая по своему виду, скорее, напоминает пейзажи Марса. Причудливый ярко-красный глинистый ландшафт в сочетании с жарким климатом и полным отсутствием воды создают фантастически живописную картину. Сама долина находится как бы в воронке, поэтому найти ее без помощи знающего человека не так просто. Места, как Киин-Кериш, в мире больше нет.
– Мне нравится такой формат проведения конкурса, – говорит специалист по археологии Альфия Багбаева. – Когда каждый присутствующий может не только послушать, но и увидеть. Хочу поблагодарить ребят – они молодцы.
Будущие бизнесмены поведали про «археологический Клондайк» Берель, где помимо природных достопримечательностей находятся уникальные курганы, в одном из которых был найден «золотой человек». Сегодня на территории Береля одновременно ведутся раскопки и создается музей под открытым небом. Наши предки построили эти курганы, оставив богатое наследие будущим поколениям.
Завершая путешествие, его участники пришли к выводу, что в нашей области достаточно неизведанных мест, которые еще ждут своих первооткрывателей.
После выступления каждая из команд была награждена грамотами.
Виртуальный тур по сакральным местам
В Казахстане работают над экспедицией, охватывающей семь направлений туризма. Особое внимание уделено культурно-познавательному и этнографическому туризму. Как отметил министр Арыстанбек Мухамедиулы, разрабатывается новый туристский продукт под названием « Сакральная география Казахстана». Корреспондент Kapital.kz подготовил обзор самых известных сакральных мест Казахстана.
Мавзолей Арыстан-баба
В настоящее время мавзолей является одной из мусульманских святынь Центральной Азии и местом паломничества. По легенде, Арыстан-баб был сподвижником пророка Мухаммеда. Сегодня над могилой Арыстан-баба возвышается мавзолей площадью 30×13 м. Это место захоронения учителя Кожи Ахмеда Яссауи. По преданию, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан-бабу свои четки-аманат, а тот вручил их 11-летнему мальчику — будущему Ходжи Ахмеду Яссауи. Близ мавзолея Арыстан-баба находится колодец с очень соленой водой, которая обладает исцеляющими свойствами ( с. Сайрам).
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи, расположенный на юге Казахстана в городе Туркестан, — удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 год. Мавзолей Ходжи Ахмела Яссауи включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, место включает в себя средневековую баню, хилвет, где жил великий святой, мавзолей внучки Тимура, Рабии Султан Бегим и другие памятники. Среди них чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана… — да продлит аллах его повеления на века!»
Мавзолей Айша-биби и Бабаджа-хатун
О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-Биби к своему жениху. Айша-Биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у шейха Айходжы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда больше не смог её увидеть, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-Биби Бабаджи-хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-Хатун. Согласно местной традиции, невеста с женихом не просто посещают мавзолей, но и обязательно находят время, чтобы почитать молитву — суры из священного Корана за красавицу Айшу. При этом молодожены верят, что почтение к усопшей красавице, ставшей легендой и символом настоящей любви, обязательно принесет счастье.
Подземное озеро Коныр-Аулие
Про Коныр-Аулие стали говорить все чаще последние несколько десятилетий, несмотря на то, что местные жители знают о ней несколько сотен лет. Ей приписывают удивительные свойства, помимо ее уникальной истории. Каждый, кто оказался здесь хотя бы однажды, уезжает с твердой уверенностью, что это Коныр-Аулие и ее священная вода помогли обрести кому-то жизненную силу, а кому-то долгожданное счастье материнства.
Подземная мечеть Бекет-Ата
Подземная мечеть Бекет-Ата находится в местности Огланды в Мангистауской области. Этот памятник культовой архитектуры датируется XVIII веком. Бекет-Ата считается святым местом, по значимости стоящим в одном ряду с захоронением Ходжи Ахмеда Яссауи. На протяжении двух столетий сюда стекаются паломники, чтобы поклониться духу святого. На вершине урочища Огланды находится дом паломников, который еще называют « дом с голубыми куполами». Некрополь Бекет-Ата — духовный, исторический и архитектурный памятник, несмотря на труднодоступность, он является местом массового паломничества. Говорят, что после посещения могилы святого Бекет-Ата и мечети с верующими случаются исцеления.
Мавзолей Карашаш-Ана
Мавзолей Карашаш Ана — исторический памятник архитектуры ХІХ века. Находится в Южно-Казахстанской области, в селе Сайрам. Мавзолей воздвигнут на могиле матери великого праведника-суфия Ходжи Ахмеда Ясауи. Карашаш-Ана была одной из самых просвещенных, грамотных и благовоспитанных женщин своего времени. Несмотря на свое богатство, она никогда не гордилась им и не была высокомерной. Более того, она старалась помогать всем больным и страждущим. По легендам, Карашаш могла исцелить хворь и умела читать сны. Благодаря этому она приобрела широкую известность среди окрестных жителей. Много времени Карашаш уделяла воспитанию детей, став в представлении людей идеалом материнства.
Могила Ыргызбая
Доскана улы Ыргызбай ( 1787−1850 гг.) был знаменитым лекарем, костоправом, лечил травами, диагноз ставил по пульсу, денег не брал. Вылечил Кунанбая, когда тот серьезно заболел, за что он подарил лекарю кобылу с жеребенком со словами: «Если позволит Аллах, с этой кобылой ты не будешь знать нужды», и его слова сбылись. Некто Шыныбай в 1924 году ночевал возле могилы Ыргызбая и ему приснилось, что лекарь просит построить ему памятник, а за это у него родятся дети. Шыныбай построил каменную ограду, и у него родилось трое сыновей, взамен трех умерших. Согласно местной легенде, на могиле нужно помолиться, переночевать, тогда во сне явится дух святого. Для кого-то это будет предзнаменованием, а для кого-то — излечением.
Мавзолей Байдибек-Ата
Мавзолей Байдибек-Ата был построен в селе Байдибек, близ села Кенес. Мавзолей был построен рядом с могилами пяти Великих матерей: Мапай, Зерiп, Карашаш, Жупар, Сыланды. Байдибек-Ата был храбрым командиром. Он хотел, чтобы один народ стал единым государством. В народе известный как « Ултуюткысы» — «инициатор» казахского народа. В соответствии с архитектурным обликом мавзолей относится к однокамерному мавзолею фасадной композиции, типичной культовой архитектуры Южного Казахстана в конце 19-го в начале 20-го вв.
Мавзолей Домалак-Ана
Мавзолей Домалак-Ана является уникальным архитектурным памятником Южного Казахстана, входит в список главных достопримечательностей Южно-Казахстанской области и пользуется большой популярностью у туристов и паломников, жаждущих поклониться великой праматери казахского народа. Много рассказов и легенд сложено об этой женщине. Есть и такие, которые соответствуют жизненным фактам и близки к истине. Домалак-Ана похоронена на равнине в устье реки Кос Боген. Благодарные потомки на этом месте возвели мавзолей. По преданию в мавзолее Домалак-Ана есть два священных камня, пройти между ними сможет только праведный человек.
Пещера « Ак-Мечеть»
Подземная пещера « Ак Мечеть» расположена в нескольких километрах от аула Кенестобе Байдибекского района Южно-Казахстанской области. Ее длина — 254 метра, высота — 25 и ширина — 65 метров. Пещера — уникальный природный объект не только по масштабности размеров, но и изумительному « оформлению». К тому же открывающаяся во внешний мир панорама напоминает шанырак юрты. Байдибекская впадина « Ак-Мечеть» является одним из самых загадочных и таинственных мест Южного Казахстана. С ней связано множество легенд. Уникальным является также то, что там наверху нет ни одного дерева в радиусе многих километров. А в пещере настоящий оазис.
Создание цифровых копий сакральных мест Казахстана
Лабораторией интерактивной графики United 3D Labs по заказу системного интегратора «ЛАНИТ-Интеграция» создаются цифровые копии сакральных мест Казахстана.
В 2017 году Правительством Республики Казахстан была принята программа «Сакральный Казахстан», одной из задач которой является сохранение культурного наследия и исторических памятников на территории республики. С самого начала реализации Лаборатория интерактивной графики United 3D Labs принимает участие в реализации масштабного национального проекта, создавая цифровые копии исторических артефактов и сооружений.
Работа по сохранению культурного наследия в цифровом виде состоит из двух этапов — полевые работы и обработка полученных материалов. Непосредственно на месте расположения исторических памятников специалисты United 3D Labs проводят лазерное сканирование, фотограмметрию, воздушную аэрофотосъемку и каталогизацию исходных материалов. В большинстве случаев экспедиции проходят летом, но бывают и исключения. В Мавзолее Карахана (г.Тараз) пришлось работать в декабре, когда температура временами опускалась до -28°С. Что интересно, несмотря на температуру ниже нуля и снежные завалы во время экспедиции, цифровая копия Мавзолея Карахана, как и всех остальных сакральных мест, встречает зрителя теплым летним солнцем и зеленой травой.
На втором этапе терабайты полученных в экспедициях материалов обрабатываются в студии. На мощных серверах десятки тысяч фотографий фотограмметрии соединяются в единые фотореалистичные текстуры. По данным лазерного сканирования с миллиметровой точностью строится геометрия объектов и сооружений. Затем все это собирается вместе в системах 3D визуализации реального времени (в большинстве случаев Unreal и Unity), чтобы получить абсолютно реалистичную копию исторического памятника.
В дальнейшем цифровые двойники используются тремя способами:
на сайте «Сакральная карта Казахстана», где размещаются панорамы 360 градусов и упрощенные 3D модели объектов. В этом случае качество визуализации несколько упрощено, зато любой житель планеты, у которого есть доступ в Интернет, может познакомиться с культурой Казахстана;
в виде приложения для компьютера — в первую очередь это решение предназначено для школ;
и, наконец, в виде виртуального тура для VR очков.
Последний вариант в сочетании с фотореалистичным качеством цифровых копий сакральных мест рассчитан на музеи и научные институты и позволяет пользователю буквально перенестись в пространстве и воочию увидеть уникальные исторические памятники.
Мавзолей Баба Тукти Шашты Азиз.
По данным лазерного сканирования с миллиметровой точностью строится геометрия объектов и сооружений.
Исторический комплекс «Бокей Орда» в виртуальной реальности.
Верблюды на территории комплекса «Бокей Орда».
Мы всегда рады гостям! В нашем демозале мы с удовольствием обсудим Ваши задачи, поможем с выбором решений подходящих именно для Вас и продемонстрируем уже выполненные нами работы.
В разделе «О нас» Вы можете поближе познакомиться со студией United 3D Labs.
В Казахстане запустили виртуальные экскурсии по сакральным местам
"Центр Нурсултана Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога" запустил новый информационно-познавательный проект "Виртуальные туры по сакральным местам мировых и традиционных религий мира".
"Представлен интересный виртуальный тур по Музейному комплексу "Азарет-Султан", в состав которого входят мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, мавзолей Рабим Султан Бегим, мавзолей Есим Хана, мавзолей Гухар Ана, подземная мечеть Кылует и множество других духовных объектов", – сообщили в центре.
В ЗD реальности люди могут ознакомиться с серией уникальных памятников религиозной культуры мировых и традиционных религий мира.
Виртуально посетить также можно посетить: Мекку, Каабу. Люди смогут увидеть священные места трех религий в Иерусалиме, уникальный комплекс индуизма – Храм Акшардхам, познакомиться с центром буддистского мира – Бодхгая, узнать историю синтоистского святилища – Ицукусима
Центр предлагает любому желающему, находясь даже за тысячи километров, пройти по территории сакральных мест и познакомиться с памятниками религиозной культуры мировых и традиционных религий в социальных сетях: Facebook, Twitter, Instagram.
Эрмитаж, Лувр, NASA подготовили онлайн-экскурсии на период пандемии коронавируса
Эрмитаж, Лувр, NASA, музеи Сальвадора Дали, Ван Гога, Третьяковская галерея организовали виртуальные экскурсии на период пандемии коронавирусной инфекции.
Также Метрополитен-опера и Венская опера будут показывать спектакли в режиме онлайн.
Показ постановок и картин проходит бесплатно.
Список музеев и театров с указанием сайтов, где можно стать участником виртуальных экскурсий:
В Казахстане 4 апреля запустили виртуальные экскурсии по сакральным местам.
Культурное наследие Казахстана в 3D-моделях
Сегодня в глобальной сети можно найти тысячи оцифрованных музейных экспонатов, а также огромные 3D-модели культовых зданий и комплексов Казахстана. И пока работа по «цифровизации» культурного наследия Республики продолжается, мы расскажем, как «ЛАНИТ-Интеграция» совместно с коллегами из United 3D Labs решала задачу построения 3D-моделей по государственной программе «Сакральный Казахстан».
Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан»
Республика Казахстан имеет свою богатую историю, но даже тем, кто живет в этой стране, далеко не всегда удается посетить все культовые места: иногда добраться до уникальных мемориальных комплексов, раскиданных по территории государства, совсем непросто. Между тем в республике действуют 234 государственных музея, в которых имеется более 2500000 экспонатов. Показать их все нет никакой возможности из-за ограниченных площадей, а экспонаты в запасниках не всегда удается хранить должным образом, и со временем они могут утратить свой внешний вид или просто быть уничтоженными под влиянием внешних факторов. По решению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 2017 году стартовала программа перевода всего этого достояния в цифровой формат, чтобы сохранить для будущих поколений и дать возможность всему миру познакомиться с богатейшей культурой Казахстана. Такая практика существует сегодня во многих странах, потому что и время, и погодные явления и, к сожалению, сами люди уничтожают уникальные архитектурные объекты и культурные артефакты.
Цифровая копия – единственный способ сохранить историю, а современные способы оцифровки позволяют получить высокоточные модели, которые можно использовать в научных целях, тогда как упрощенные цифровые копии прекрасно подойдут для «удаленного посещения музеев».
Цифровые музеи Казахстана
Целей создания Государственного каталога музейного фонда Республики Казахстан было сразу несколько. Главным образом речь шла о популяризации культурных ценностей республики среди широких слоев населения. Созданные и уже функционирующие на сегодняшний день информационные порталы позволяют буквально «всем и каждому» самостоятельно ознакомиться с предметами, костюмами и другими находками, представляющими историческую ценность.
Каталог позволил бы жителям Казахстана и других стран в любой момент познакомиться с 3D-моделями самых разных музейных экспонатов (от миниатюрных брошей до огромных изваяний и целых мемориальных комплексов) вне зависимости от места их нахождения.
Параллельно с запуском проекта начала обсуждаться перспектива использования 3D-моделей в общеобразовательных школах Казахстана на уроках по истории страны, а также в высших учебных заведениях. Последние планируют использовать каталог для обмена данными с зарубежными коллегами, проведения научных исследований и знакомства студентов с историческими реликвиями.
Подробная электронная копия с четким описанием формы, свойств и текстуры также значительно упрощает проведение реставрационных работ, если они понадобятся. Даже при утраченных элементах высокая точность восстановления деталей позволяет реставраторам создавать идентичные покрытия, сохраняя историческую достоверность. Но а в случае кражи или разрушения объектов культурного наследия согласно 3D-модели их можно будет воссоздать или, например, напечатать на 3D-принтере.
Действительно большая работа
Помимо оцифровки музейных экспонатов, которые находятся в музейных помещениях и запасниках, одновременно была запущена программа «Сакральный Казахстан», в рамках которой было решено создать 3D-модели самых различных объектов культурного значения — от мавзолеев и усыпальниц до мечетей и мемориальных комплексов. Под этот проект попало 135 площадок, расположенных в разных частях страны. В их числе:
- Бекет ата и подземная мечеть древнего Бейнеу,
- Мавзолей Машхура-Жусупа Копеева,
- Историко-культурный комплекс Абая «Жидебай-Борили»,
- Мавзолей Баб Тукти Шашты Азиз,
- Исторический комплекс «Бокей Ордасы»,
- Мавзолеи Карасай и Агнытай батыров,
- Мавзолей Арыстан Баб.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Ясави, расположенный в городе Туркестане в Туркестанской области Казахстана. Является центральным объектом на территории историко-культурного музея-заповедника «Хазрет-султан».
Мавзолей Карахана. Сооружён над могилой одного из представителей династии Караханидов. Памятник архитектуры XI века расположен в казахстанском городе Тараз в парке на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра.
3D-модель Мавзолея Карахана
Мавзолей Джучи-хана (каз. Жошы хан кесенесі) — памятник архитектуры XIII века, расположенный в Улытауском районе Карагандинской области в 50 км к северо-востоку от Жезказгана. По преданию, в мавзолее похоронен старший сын Чингиз-хана — Джучи. С 1982 года памятник находится под охраной государства.
Проблема заключалась в том, что практически все исторические памятники проекта находятся в крайне труднодоступных местах Казахстана. Для сбора первичных данных потребовалось снаряжать полноценные исследовательские экспедиции, которым нужно было уложиться со всей съемкой в короткий срок. Из-за суровых погодных условий и температурного режима в степных районах время на экспедицию было ограничено. Наша группа специалистов в оперативном порядке переводила в цифровой формат объекты культурного наследия, проезжая при этом сотни километров и проводя съемки по нескольку часов в день.
Мы провели более 4 месяцев в непрерывных разъездах, прибавив на тахометре автомобиля 8000 километров. Но в результате был создан действительно огромный объем исходных данных: несколько десятков терабайт были сначала перенесены в хранилище, а потом обработаны на специализированных серверах и рабочих станциях.
Дорога в Туркестан
Бескрайние степи
Оборудование надежно упаковано и готово к транспортировке
Олег, главный специалист по постобработке, занимается погрузочными работами.
Незапланированная остановка
Константин, главный специалист по фотограмметрии. Мавзолей Алаша Хана
Фотограмметрия местной фауны
Съемка Мавзолея Джучи-хана
Илья — главный инженер проекта и наш главный летчик. Съемка Мавзолея Джучи-хана
Немного о технике
Оцифровка Казахстанского культурного наследия проводилась путем 3D-моделирования на основе «облака точек», получаемого со сканера. Такие модели наиболее ценны, потому что в отличие от традиционных методов обмера отражают фактуру объекта с максимальной подробностью. В результате ученые и музейные работники могут достаточно точно определить свойства объекта и особенности техники исполнения по конечному результату оцифровки.
Для того, чтобы создавать такие трехмерные модели применялось оборудование трех типов. Для оцифровки архитектурных сооружений использовался наземный лазерный сканер FARO Focus, дающий разрешение 3 мм при расстоянии 50 метров. Предельная точность этого сканера составляет 1 мм, а максимальная дальность (что важно для крупных объектов) — 350 м. Сканер устанавливается на пол или на землю, а потом — перемещается вокруг объекта, создавая облако точек с разных сторон обзора.
Однако особая сложность возникала при оцифровке сверхмалых экспонатов, а также деталей одежды, металлических предметов, многослойных объектов (таких, как костюмы) и экспонатов, при работе с которыми необходимо выдерживать особые условия окружающей среды. В этих случаях использовались ручные лазерные сканеры Artec Spider с разрешением 0,1 мм и Arcet Eva с разрешением 0,5 мм. С этим «оружием» в руках наша сборная команда из «ЛАНИТ-Интеграции» и United 3D Labs пристально изучала рельефы объектов, чтобы воссоздать максимально подробное облако точек.
Из фотографий объектов были извлечены необходимые текстуры, которые в дальнейшем накладывались на 3D-модель. Такая методика обеспечивает фотореалистичное качество получаемых моделей, а исходная модель в высоком разрешении является абсолютной копией объекта, по ней возможно детально изучать каждый кирпичик строения. В частности фотокамеры Canon EOS-1D X Mark II использовались для съемки текстур объектов, а Canon EOS 5D Mark IV — для фотограмметрии. Когда речь шла о зданиях и мемориальных комплексах применялся квадрокоптер DJI Phantom 4 Pro для съемки с воздуха
И если сканирование можно было проводить почти при любых погодных условиях и уровнях освещенности, то подготовка материалов для создания текстур требовала равномерного рассеянного освещения.
Элемент системы освещения во время съемки Мавзолея Алаша-хана
Поэтому съемку одного архитектурного объекта необходимо было завершать за один день, при схожих условиях. Иначе вся проведенная работа могла быть сделанной впустую, и мы получили бы «полосатые» текстуры как на Google Maps. Что касается работы внутри помещений, для съемки текстур также требовалось обеспечить равномерное и идентичное освещение объекта, и для этого устанавливались дополнительные осветительные приборы.
После того, как материал был отснят, а для объектов сформированы облака точек, происходило моделирование. Для этого использовались серверы, рабочие станции и программное обеспечение. Всего на процессы обработки, создания моделей и программирования было потрачено более 8 месяцев работы.
Визуализация процесса 3D-сканирования
Демонстрационный портал
Результаты
Изначально заказчиком выдвигались требования по достоверности, эффектности и избыточности моделирования. То есть все создаваемые модели должны были совпадать с оригиналами с миллиметровой точностью, а текстуры — полностью соответствовать оригиналам. При этом в случае моделирования в виртуальной реальности пользователи должны были получить не меньшие впечатления, чем от реального посещения исторических памятников. Кстати, сами инициаторы проекта считают большой ценностью возможность «посещения» исторических мест, мест силы, расположенных в труднодоступных местах страны используя очки виртуальной реальности.
Чтобы выполнить эти условия при формировании технического задания, закладывалась настолько высокая точность создания цифровых копий, что она превышает возможности видеоотображения любого VR-оборудования, не только существующего сегодня, но с запасом на перспективу. Благодаря этому новое оборудование будет раз за разом раскрывать потенциал созданных виртуальных экспонатов. А если когда-то появится возможность напечатать храм на 3D-принтере, сформированные модели позволят воссоздать объекты с полной визуальной точностью.
В настоящий момент уже разрабатывается открытый портал, где можно будет получить первичное представление обо всех экспонатах. В перспективе планируется создание сети виртуальных музеев, где в электронном формате будут доступны не только все музейные фонды, но также записи значимых концертов, спектаклей. Применение очков виртуальной реальности позволит пройти по всем уголкам архитектурных памятников, никуда не выезжая. При этом достоверность цифровой информации является максимально высокой, учитывая вычислительные мощности современных VR-комплексов и персональных компьютеров.
Помимо этого, упрощенный виртуальный тур по сакральным местам Казахстана уже сейчас можно пройти на открытом тестовом портале наших коллег из United 3D Labs.
3D-модель: Мавзолей Баб Тукти Шашты Азиз
3D-модель: Внутри Мавзолея Карахана
Предварительная 3D-модель Мавзолея Арыстан-Баб
Процесс обработки полученных материалов при сканировании Мавзолея Карасай и Агынтай батыров
Предварительная 3D-модель Мавзолея Карасай и Агынтай батыров
3D-модель Бекат Ата и подземной мечети Древнего Бейнеу
Тем временем, несколько вариантов цифровых копий для различных систем отображения позволяют использовать созданные модели для различных сценариев демонстрации. Всего предусмотрено три уровня погружения в культурное наследие Казахстана.
- В музеях, городских школах и профильных вузах, а также в домашних условиях возможен полноценный виртуальный тур, предназначенный для просмотра в VR-очках на мощном ПК или рабочей станции.
- Упрощенная версия была адаптирована для очков Samsung Gear VR или HTC Focus. Она позволяет изучить экспонаты и культовые объекты с минимальными затратами и успешно применяется в учреждениях образования, не располагающих бюджетами для создания мощных VR-систем.
- Интернет-версия создает максимальный пользовательский охват и доступность для самых широких слоев населения. Для просмотра этих моделей достаточно любого не слишком старого ПК или смартфона, но при этом они обладают лишь базовым функционалом, не позволяя погрузиться в атмосферу смоделированных объектов.
Внутри мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави
Опробованная методика уже доказала свою эффективность и может быть использована для развития музейной отрасли в России или в других странах, создавая подробные копии экспонатов для научной работы и сохранения исторических фактов, а также позволяя «посещать» самые интересные места даже в труднодоступных районах в виде упрощенных моделей из любого уголка планеты. Если раньше нужно было совершить долгое и сложное путешествие, чтобы увидеть уникальные архитектурные объекты, то уже совсем скоро можно будет в Интернете путешествовать по полноценным VR-моделям впечатляющих объектов культурного наследия Казахстана.
Кстати, очень приятно, что наш проект недавно стал лауреатом премии PROIntegration Awards.
Виртуальные путешествия по сакральным местам
Виртуальные экскурсии по сакральным местам Казахстана можно совершить, посетив Центральную библиотеку Усть-Каменогорска им. Оралхана Бокея. Традиционное жилище кочевников внутри превратилось в сверхсовременное пространство с VR-технологиями.
Новый проект библиотеки объединяет традиционную культуру с новыми технологиями. Место для VR-студии выбрано символичное – казахская юрта. Именно здесь установлено новейшее цифровое оборудование, приобретенное на средства компании « Казцинк ».
Первыми посетителями VR-юрты стали усть-каменогорские школьники. Виртуальное путешествие вызвало у них настоящий восторг. Примечательно, что высокотехнологичный шлем позволяет «посетить» не только самые заповедные уголки Казахстана, но даже перенестись… на другую планету!
– Чтобы представлять сакральные места Восточного региона Казахстана и творчество наших писателей, мы попросили у компании « Казцинк » VR-шлем, но то, что они преподнесли, превзошло все наши ожидания! – отметила сотрудник Центральной городской библиотеки имени Оралхана Бокея Асель Омарова . – « Казцинк » выделил дополнительное оборудование: помимо компьютерной техники и программного обеспечения, нам достались и три VR-шлема. Казахский институт культуры предложил свои 3D-туры. А мы пошли даже дальше и решили организовать свою VR-студию, чтобы со временем разработать собственные 3D-экскурсии по сакральным местам Восточно- Казахстанской области. В нашей студии уже занимаются школьники.
Виртуальные туры по сакральным местам Казахстана и мира можно совершить во время карантина
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Центр Нурсултана Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога запускает новый информационно-познавательный проект: «Виртуальные туры по сакральным местам мировых и традиционных религий мира», передает корреспондент МИА «Казинформ» со ссылкой на пресс-службу центра.
«В условиях карантина, введенного из-за распространения глобальной пандемии коронавируса, повседневное привычное передвижение людей ограничено. В этой связи, Центр Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога, следуя миссии Центра по сближению культур, религий и цивилизаций, запускает новый информационно-познавательный проект: «Виртуальные туры по сакральным местам мировых и традиционных религий мира», - отмечает пресс-служба.
В Центре поясняют, что в рамках туров в ЗD реальности вниманию пользователей предлагается ознакомиться с серией уникальных памятников религиозной культуры мировых и традиционных религий мира. К примеру, пользователям предоставляется уникальная возможность виртуально посетить священные для ислама места – Мекку, Каабу, увидеть священные места трех религий в Иерусалиме, уникальный комплекс индуизма – Храм Акшардхам, познакомиться с центром буддистского мира – Бодхгая, узнать историю синтоистского святилища – Ицукусима.
Представлен интересный виртуальный тур по Музейному комплексу «Азрет-Султан», в состав которого входят мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, мавзолей Рабим Султан Бегим, мавзолей Есим Хана, мавзолей Гухар Ана, подземная мечеть Кылует и множество других духовных объектов.
Читайте также: