В культурной жизни древнего китая на первое место выдвигалось
Китайская культура восходит к очень глубокой древности. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначального развития гиероглифической письменности. Сохранившиеся литературные источники, по большей части произведения так называемой классической литературы древнего Китая, позволяют проследить процесс возникновения и развития китайской религии, философии, права и возникновение очень древних социально-политических систем. Этот процесс мы можем наблюдать на протяжении целого тысячелетия.
Китайская религия, так же как и религиозные воззрения всех народов древности, восходит к фетишизму, к древним формам культа природы, культа предков и тотемизма, тесно связанного с магией. В исторических источниках сохранилось воспоминание о том времени, когда ещё были широко распространены тотемистические представления, связанные с обоготворением природы. Так, Чжан Шоу-цзе, комментатор Сыма Цяня, пишет: «Хуан-ди был Дарем государства Медведя. Его мать однажды находилась в поле и зачала от того, что увидела большую молнию, окружившую Полярную звезду. После этого через 24 месяца она родила Хуан-ди». Можно предполагать, что Хуан-ди считался родоначальником одной из тотемных групп Медведя.
Широко был распространён в древнем Китае исконный культ природы, в особенности культ земли и гор. Этот древний культ гор в Китае был связан с рельефом самой местности и с хозяйственным бытом того времени, когда древнейшие предки китайцев кочевали от гор к рекам, проводя лето в горах, а зиму — в степи. В Китае долго существовала форма особых гаданий, связанных с землёй (геомантия). Наряду с этим древние китайцы обоготворяли солнце, луну, планеты и звёзды, реки и деревья. Как и многие другие древние народы, они обоготворяли предков, причём этот культ, тесно связанный с прочным патриархальным бытом, сохранился в своих закостеневших формах до очень позднего времени. В 1927 г. Мао Цзэ-дун писал: «Мужчины в Китае обычно находятся под властью трёх сил, представляющих целые иерархические системы, а именно: 1) государственной системы — общегосударственных, провинциальных, уездных и волостных органов власти (политическая власть); 2) родовой системы — общеродового храма предков, Храма предков ответвления рода, главы семьи (родовая власть); 3) религиозной системы, представляемой: а) подземными силами — верховным владыкой ада, духами — хранителями городов и местными духами и б) небесными силами — богами и святыми, от верховного владыки неба до всевозможных духов. Все они вместе составляют систему потусторонних сил (власть религии). Женщина же наряду со всем этим находится еще а под властью мужчины (власть мужа). Эти четыре вида власти — политическая, родовая, власть религии и власть мужа — отражают феодально-патриархальную идеологию и порядки и являются самыми страшными узами, опутывающими китайский народ, в особенности крестьянство». Древние религиозные верования просуществовали в течение всего рабовладельческого и феодального периода и пережиточно сохранились до недавнего времени.
Мраморная чаша. Период Чжоу. Москва. Государственный музей восточных культур.
Религиозные верования оформились в Китае уже в глубокой древности. В произведениях классической литературы сохранились указания на священные древние тексты, которые пользовались особенным почитанием верующих. Но наибольшее значение получили в Китае религиозно-философские системы, оформившиеся в VI—V вв. до н. э. и легшие в основу позднейших религий. Громадное значение имела в культурной жизни Китая религиозно-философская система Конфуция, которая основывалась на древних школах писцов и гадателей. У нас сохранились очень скудные сведения о личности Конфуция: всего лишь несколько имён, дат и указание о месте его смерти. Но то, что известно о жизни Конфуция, настолько связано с реальным бытом, что заставляет предполагать существование определённого писателя, руководившего особой довольно значительной религиозно-философской школой.
Нефритовая статуэтка, изображающая фантастического зверя. Период Хань
Основным принципом конфуцианства является традиция. Конфуций неоднократно указывал на то, что он не стремится ни к каким новшествам. «Я передаю, а не выдумываю», - говорит он, очевидно, выражая в этих словах основу своего Традиционализма. Конфуций, как это говорили его последователи, считал поэтому возможным только толковать древние тексты, строя на их основе особую религиозно-философскую, социально-политическую и моральную систему. Громадное значение придаётся в системе Конфуция элементам воспитания. Рабовладельческая аристократия пыталась при помощи этой религиозно-философской системы выработать в характере человека постоянное смирение, подчинение, готовность повиноваться старшим и начальникам. Конфуций считал, что воспитание играет громадную роль в жизни человека. Поэтому конфуцианская философия выдвигает тезис необходимости и полной возможности изменения характера человека. Конфуцианство основывало на этом тезисе идею неизбежности и необходимости совершенствования с классовой точки зрения каждого человека.
«По своим врождённым свойствам все люди близки друг к другу. По своим приобретённым свойствам они отличаются друг от друга». «Только самый великий учёный и самый худший идиот никогда не меняются», — говорится в конфуцианских книгах. Конфуцианство стремилось воспитать человека в полном внутреннем духовном порабощении. Каждый человек должен быть доволен своим социальным положением и не стремиться к лучшему. С точки зрения Конфуция: «Всегда сообразуясь со своим положением, мудрец не желает внешнего величия. Когда он имеет богатство и положение в обществе, то он я будет жить, как богатый и имеющий положение; когда он находится в бедности, то он и будет жить, как бедный. Когда он находится в низком положении, он не оскорбляет властей. Хотя он строг к себе, но от других он ничего не требует. Поэтому, находясь в низкой доле, он покоряется судьбе. »
В учении Конфуция откровенно высказывается классовая точка зрения китайских рабовладельцев, которая исходит из основного для них положения о необходимости подавления трудовых масс. «Тёмные люди должны повиноваться аристократам и мудрецам». «Если тёмные люди перестают повиноваться высшим и просвещённым, то в стране не будет мира». С особенной чёткостью эта мысль проводится в известной конфуцианской книге «Середина и постоянство» в следующих словах: «Неповиновение простолюдина высшему есть начало беспорядка». В той же книге «мудрец» противопоставляется толпе. Под словом «мудрец» следует понимать аристократа. Конфуций учит, что «мудрец всегда соблюдает середину и постоянство, а простыв смертные делают противное середине и постоянству. Мудрец, держащийся принципа середины и постоянства, совершает только нравственное или доброе, а простые смертные, не держащиеся этого принципа, совершают всё без разбора». Таким образом, в этой «середине и постоянстве» скрывается идея классового «равновесия», «гармонии» классовых сил, которую тщетно пытается установить аристократически мыслящий древнекитайский философ. Эта система «классовой гармонии» была тщательно разработана в конфуцианских книгах. Конфуцианская социально-политическая теория проповедовала установление особых взаимоотношений между господином и слугой, между родителями и детьми, между супругами, между старшим и младшим, между друзьями, т. е. тех взаимоотношений, которые, по преданию, существовали в период глубокой патриархальной древности. С точки зрения конфуцианства, классовое общество и рабовладельческое государство могли спокойно существовать лишь на основе постоянного сохранения этих патриархальных взаимоотношений, которые имели своей целью сохранить идеальное «равновесие» в обществе и в государстве.
Древнекитайская чаша для ритуальных возлияний. Бронза
Одновременно с этим в конфуцианской религиозной философии выдвигается очень древняя рабовладельческая теория, связанная с восточным деспотизмом, теория божественного происхождения и божественного значения царской власти. Царь изображается в теории Конфуция в виде божества. В некоторых местах конфуцианских книг иногда в поэтической, иногда в риторической форме проскальзывает такого рода мысль: «Если царь будет величав как небо и море, то народ будет уважать его, будет слушать речи его и будет сочувствовать делам его». В комментариях к конфуциевой летописи «Весна и осень» царь прямо называется «божеством». «Император есть Сын Неба, его физическая личность — олицетворение неба. Земля посреди (т. е. земная суша. — В. А.) имеет свой центр в Сыне Неба. Народы в их границах подчинены князьям. Сын Неба получает веления от Неба; подчинённые князья получают их от Сына Неба».
Большое распространение имела в древнем Китае и другая философская система, принадлежащая Лао-цзы, резко отличающаяся от конфуцианства своим ярко выраженным умозрительным характером. Впоследствии из этой философской системы выросла целая сложная религия, так называемый даосизм, которая просуществовала в Китае свыше 2000 лет. Само слово «даосизм» происходит от слова «дао», что означает «путь» или «основа мира». Позднейшая даосская религия окружила древний образ основателя этой религиозно-философской системы туманом древних легенд. Само имя Лао-цзы означает «престарелый мудрец». Сохранились некоторые сведения о жизни Лао-цзы, но они в значительной степени окутаны множеством сказаний. Так, впоследствии рассказывали о том, что, странствуя в колеснице, запряжённой чёрным быком, Лао-цзы в одно из странствий «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего и родился Будда в год создания Дао-дэ-цзина (древнейшее произведение даосской философии, которое приписывается caмому Лао-цзы. — В. А.)». Далее в этой же легенде рассказывается, что Лао-цзы посетил Индию и Тибет. Его считали всевидящим, говорили о нём, что он приобрёл всеведение подвигом молчания, уединения и созерцания.
Философская система Лао-цзы в некоторых отношениях прогрессивнее конфуцианства. Некоторые исследователи находят даже возможным утверждать, что в учении Лао-цзы имеются элементы наивного материализма и стихийной диалектики. В понятии «дао» можно видеть наивно-материалистическое представление о материальной основе мира. Так, Лао-цзы говорил: «Великое дао растекается повсюду. Оно может быть направо и налево. Благодаря ему рождаются все существа, которые не останавливаются (в своём изменении)». Элементы стихийной диалектики, близкой к диалектике древнегреческого философа Гераклита Эфесского, можно усмотреть в целом ряде высказываний Лао-цзы, как например, в следующих его словах: «То, что сжимают, — расширяется. То, что ослабляют, — укрепляется. То, что уничтожают, — расцветает. Кто хочет отнять что-нибудь у другого, непременно потеряет своё. Всё это называется трудно постижимым. Мягкое преодолевает твёрдое, слабые побеждают сильных».
Философское учение Лао-цзы отразило сложные классовые взаимоотношения, существовавшие в Китае в конце VI и в начале V в. до н. э. Облечённое в форму метких и остроумных изречений, которые в своей совокупности образуют книгу Дао-дэ-цзин, это учение в некоторой степени носит эклектический характер. Весьма возможно, что его популярность объясняется не только оригинальностью и новизной проводимых в нём философских идей, но также и тем, что в нём отразились интересы, мысли и чаяния различных слоев общества. Аристократы, стремившиеся к восстановлению единого и прочного государства, мечтали об идеальном «единстве». Поэтому в Дао-дэ-цзин говорится: «Благодаря единству знать и государи становятся образцом в мире. Вот что создаёт единство». С другой стороны, в том же самом социально-философском трактате, который, возможно, подвергался редакционной переработке, можно найти резкие обличения богачей, накапливающих огромные богатства и жестоко эксплуатирующих свободных общинников, бедняков, а также рабов. «Если зал наполнен золотом и яшмой, то никто не в силах его охранять. Если богатые и знатные горды, то этим они сами на себя навлекают несчастье». Ещё более резко выступает Лао-цзы против классового правительства, угнетающего народ: «Народ голодает потому, что слишком велики поборы и налоги». Особенно резко выступает Лао-цзы против войны, которая приносит людям одни лишь несчастья: «Хорошее войско — средство (порождающее) несчастье, его ненавидят все существа. Прославлять себя победой — это значит радоваться убийству людей. Тот, кто радуется убийству людей, не может завоевать сочувствия в стране. Если убивают многих людей, то об этом следует горько плакать. Победу надо отмечать похоронной процессией».
В этих словах, как и во многих других высказываниях Лао-цзы, ясно звучит психология ухода и отказа от борьбы, отвращение к войне. В связи с этим стоят несомненно реакционные мысли о необходимости возвращения к старинному патриархальному быту и о сохранении культурной отсталости народа. Так, Лао-цзы говорил: «В древности умевший служить дао не просвещал народа, а делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний — враг страны, а без их применения — счастье страны».
Наибольший интерес представляет собой более прогрессивная, но всё же соответственно развитию научных знаний того времени примитивная, стихийно-материалистическая философия, которая появляется в Китае в I в. н. э. Среди представителей этой наивно-материалистической философии следует отметить Ван Чуна, который утверждал, что «небо есть тело, подобно земле», выступая, таким образом, против традиционной религиозной философии и указывая на то, что «среди существ, несущих в своих венах кровь, нет таких, которые не умирали бы». Эта философия получила своё дальнейшее развитие в трудах философов III—V вв., которые указывали на смертность духа. Однако эта наивно-материалистическая философия не могла получить широкого развития и распространения в древнем Китае благодаря тому, что классовая рабовладельческая идеология, тесно связанная с древней религией, господствовала в стране. На медленное развитие древнейшей китайской культуры указывает факт существования в течение тысячелетий очень древней и сложной системы китайской гиероглифической письменности, той пресловутой китайской грамоты, которая превращала «древнюю мудрость» в монополию жрецов и аристократов, ставшую традицией, связанной с патриархальным бытом. Конфуцианство и даосская религия наложили свой тяжёлый отпечаток на китайскую культуру и сохранили неизменными многие формы древней культуры в течение не только веков, но и тысячелетий.
Древнекитайский ритуальный сосуд. Бронза
Однако потребности повседневной жизни вызвали появление уже в глубокой древности зачатков целого ряда наук. Довольно значительного развития достигла математика, в частности геометрия. Известны были свойства прямоугольного треугольника и решена задача равенства квадрата гипотенузы сумме квадратов катетов. Необходимость счёта времени и составления календаря явилась причиной возникновения древнейших форм астрономии. Начало астрономических наблюдений восходит к периоду Шан-Инь. Китайские астрономы умели наблюдать движение небесных светил и даже вычислять и предсказывать солнечные и лунные затмения, а также появление комет. Китайские астрономы распределили созвездия, расположенные вокруг Полярной звезды, по «лунным домам» и установили таким образом карту звёздного неба. Исходя из положений этих созвездий по отношению к солнцу и к полюсу, пользуясь при этом водяными часами, китайские астрономы вычисляли время.
Астрономические наблюдения дали возможность построить особую систему календаря, которая сохранялась в неизменном виде в течение очень долгого времени. Основой этого лунного календаря было лунное летоисчисление, которое велось по циклам, состоявшим из 60 лет.
Расширение Китайского государства и необходимость административного деления страны вызвало раннее появление и развитие географии. Уже в период Чжоу чиновники составляли отчёты о состоянии отдельных областей, главным образом с точки зрения доходности земель и взимания налогов. Один из этих отчётов вошёл в качестве главы в книгу Шу-цзин. В этой главе, составленной около VIII в. до н. э., даётся географическое описание Китайского государства, разделённого на девять областей. Здесь описываются горы, реки, земли, а также налоги каждой области. Аналогичное, несколько более позднее географическое описание Китая сохранилось в книге Чжоу-ли.
Широкое развитие земледелия привело к довольно древнему накоплению и даже некоторой систематизации агрономических наблюдений и знаний, которые в ханьский период оформились в виде древнейших агрономических трактатов. В этих трактатах сохранились древнейшие китайские теории земледелия, многопольного хозяйства, системы грядковых культур, чередования посевов, применения удобрений и т. д.
Культура древнего Китая оказала большое влияние на культурное развитие многочисленных соседних народов, населявших в древности обширные территории Монголии, Маньчжурии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и особенно Японии.
Древневосточные Деспотии лишь с внешней стороны производили впечатление могущественных и прочных государств. На самом Деле внутренне они были весьма непрочными государственными образованиями. Египетским, ассирийским, персидским царям постоянно приходилось при помощи оружия восстанавливать единство государства, распадавшегося на свои составные части после смерти того или иного завоевателя. Причины этой непрочности древневосточных рабовладельческих деспотий коренятся в их племенной и социальной структуре. Большие разноплемённые рабовладельческие государства древнего Востока не были и не могли быть национальными государствами. Возникшие на основе крупных завоеваний, они не могли быть прочными политическими образованиями, потому что они не имели прочных внутренних экономических скреп. Древневосточные государства раздирались внутренними противоречиями: против завоевателей восставали покорённые народы, между рабовладельцами, с одной стороны, рабами и разорёнными общинниками — с другой, шла непрерывная классовая борьба. Государства древнего Востока были внутренне непрочными и часто распадались при ударах извне. И. В. Сталин указывает: «великие государства Кира или Александра не могли быть названы нациями, хотя и образовались они исторически, образовались из разных племён и рас. Это были не нации, а случайные и мало связанные конгломераты групп, распадавшиеся и объединявшиеся в зависимости от успехов или поражений того или иного завоевателя». Эти огромные рабовладельческие империи быстро рушились одна за другой, так как они «не имели своей экономической базы и представляли временные и непрочные военно-административные объединения. Эти империи не только не имели, но и не могли иметь единого для империи и понятного для всех членов империи языка. Они представляли конгломерат племён и народностей, живших своей жизнью и имевших свои языки».
Раздел контроля знаний УМК по дисциплине "История мировой культуры"
В данном разделе представлены тесты, составленные по вопросам курса «История мировой культуры», имеющие своей целью контроль и оценку знаний по уже пройденным темам.
1. Для возникновения и развития цивилизаций Египта и Междуречья особое значения имело:
а) ирригационная система земледелия;
б) изобретение пороха;
в) завоевание заморских территорий;
2. Как называется один из наиболее древних сводов законов, дошедший до наших дней?
б) законы Хаммурапи;
в) законы Дракона.
3. Как звали главного героя шумерского эпоса?
4. Тексты, вошедшие в египетскую «Книгу мертвых», были написаны:
а) пророками, как божественное откровение;
б) мудрецами, в виде философских афоризмов;
в) жрецами, как система нравственных запретов, нарушение которых грозило ослушавшемуся неминуемой гибелью;
г) как практические руководства для мертвых, в которых напоминалось, как себя вести в загробном мире.
5. Кто в Древнем Египте имел двойную природу: являлся одновременно человеком и сыном бога солнца Ра?
а) верховный жрец;
6. Приведите в соответствие наименования богов и их зооморфные воплощения:
7. Религиозные системы Древней Индии, прежде всего, направлены на:
а) коллективное нравственное совершенствование нации и покорение соседних государств;
б) установление гармоничных отношений государства и общества;
в) поиск путей преодоления первородной греховности человека;
г) индивидуальное спасение человека.
8. Что такое Веды?
а) священные книги индусов, содержащие молитвы, гимны, ритуальные тексты, философские диалоги;
б) гадательные книги древних индийцев;
в) жизнеописания индийских святых.
9. Приведите в соответствие четыре индийские варны:
10. В культурной жизни Древнего Китая на первое место выдвигалось:
а) забота о жизни после смерти;
б) дух индивидуализма и неподчинения нормам правящего меньшинства;
в) воспитание воинов и захват новых территорий;
г) административная практика, основывающаяся на идее гармонии природы, общества и человека.
11. Китай считают родиной следующих изобретений:
а) бумага, порох, компас;
б) колесо, кирпич, бетон;
г) алфавит, десятичная система исчисления.
12. Какие религиозные системы сложились в Древнем Китае:
13. Когда стали употреблять термин «античность» применительно
к истории и культуре Древней Греции и Рима?
а) в средние века;
б) в эпоху Возрождения;
14. Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека; оно получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершенства?
15. Как называется учение об ораторском искусстве, популярное в античности?
16. Термином «эллинизм» обозначают определенный греко-восточный синкретизм, который стал результатом:
а) массового переселения греков в VIII-VII вв. до н. э. в области Италии;
б) Пелопоннесской войны 431–404 гг. до н. э.;
в) завоевательной политики Александра Македонского.
17. По легенде, автором «Илиады» и «Одиссеи» являлся:
18. Куросы и коры – это:
а) античные одеяния мужчин и женщин;
б) местные божества древних греков;
в) виды древнегреческих амфор;
г) скульптурные изображения юношей и девушек.
19. Что было древнейшим источником римского права?
а) судебный прецедент;
б) нормативный акт;
в) общепризнанный правовой обычай.
20. Какое архитектурное сооружение из приведенных ниже не относится к культуре Древнего Рима?
б) крестово-купольный храм;
21. Приведите в соответствие имена и сферы деятельности:
6) Гай Юлий Цезарь
а) ораторское искусство
22. Как называлась столица эллинистической цивилизации и культуры?
а) Александрия Египетская
23. Хронологические рамки европейского средневековья:
24. Средневековая культура:
25. Общее название походов (1096-1270 гг.) на Ближний Восток, организованных западноевропейскими феодалами и католической церковью, одним из результатов которых явился синтез европейской и восточной культур .
26. Какую из субкультур средневекового общества характеризует эпитет «куртуазная»:
27. Приведите название характерного для народной культуры средневековья праздника под открытым небом, сопровождавшегося уличными шествиями, танцами, театрализованными играми:
28. Какое из средневековых философских течений было направлено против христианства:
29. Назовите донаучное направление в развитии химии, получившее широкое распространение в средневековой Западной Европе и имевшее своими главными целями нахождение «философского камня» и получение эликсира долголетия.
30. Как назывались возникшие в средневековье высшие учебные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, которые составляют основы научного знания:
31. Выберите из списка художественные стили, характерные для средневекового искусства:
32. В какой культуре в период средних веков наблюдался культ знания, активное развитие науки, литературы?
б) христианская западноевропейская;
в) обе перечисленные.
33. Как ислам относится к изображению Бога и человека?
б) решительно отвергает, так как творцом является лишь Аллах;
в) разрешает только в культовых зданиях.
34. Какое из перечисленных определений Возрождения (Ренессанса) является верным?
а) культурное течение, связанное с деятельностью гуманистов;
б) культурное течение, связанное с реформами христианской церкви;
в) культурное течение, связанное с деятельностью просветителей
35. В какой стране зародилось Возрождение?
36. Что из древнего наследия больше всего интересовало мыслителей и художников Возрождения?
а) ценности и памятники античной культуры;
б) «Махабхарата» и ведийская философия;
в) «Эпос о Гильгамеше» и законы Хаммурапи.
37. Определите «столицу» итальянского Возрождения?
38. Какое произведение стало символом эпохи Возрождения?
а) «Божественная комедия» Данте Алигьери;
б) «Энциклопедия» Д. Дидро и Д’Аламбера;
в) «Мемуары» Д. Казановы
39. Роман М. Сервантеса был задуман автором:
а) как роман-энциклопедия;
в) как пародия на рыцарский роман;
г) как детективный роман
40. Из предложенных имён выберите того художника, кого не относят к Северному Возрождению:
41. Назовите одно из крупных направлений в христианстве, оформившееся в ходе Реформации в XVI веке:
42. Приведите в соответствие перечисленные ниже произведения искусства и их авторов:
3) фресковые росписи лоджий в Ватикане
4) Гентский алтарь
6) «Четыре книги об архитектуре».
г) Леонардо да Винчи;
43. Какой культ был провозглашен в эпоху Просвещения?
б) культ личности;
в) культ здоровья
44. Как называется мировоззрение, культурная традиция, для которой характерны абсолютизация социальной роли науки, рассмотрение ее в качестве универсального средства решения всех проблем, ее противопоставление философии и другим формам культуры, убежденность в том, что методы точных и естественных наук универсальны и их необходимо распространять на все остальные науки?
45. Приведите в соответствие название художественных стилей и их смысловую доминанту:
46. Укажите название философско-мировоззренческой установки, согласно которой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры.
47. Выберите фамилию человека, который не участвовал в создании «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (1751–1780 гг.):
48. Какое определение из приведенных ниже соответствует понятию «секуляризация»?
а) отторжение или передача церковных земель и имущества
в светское владение
б) высвобождение всех сфер жизнедеятельности общества и личности от религиозного влияния
в) верны все определения
49. Укажите немецкого мыслителя, который в своей работе «Идеи
к философии истории человечества» проповедовал многообразие развития культур, считая, что каждая из них самоценна.
50. В европейской культуре XVII–XIX вв. формируется новая картина мира, согласно которой Вселенная – это:
а) мир, которым управляет божественная воля
б) непознаваемое и неуправляемое явление
в) система, где действуют научные законы
51. Распределите фамилии художников по стилям европейского искусства:
52. Кто из мыслителей в работе «Закат Европы» предрекал гибель западной культуры, перерождение в цивилизацию?
53. Соотнесите название произведений с авторами
1) роман «Собор Парижской Богоматери»
2) парки Версаля XVII в.
3) «Так говорил Заратустра»
4) пьеса «Мещанин во дворянстве»
5) опера «Тристан и Изольда»
6) реалистическая эпопея «Человеческая комедия»
7) опера «Волшебная флейта»
8) «Протестантская этика и дух капитализма»
54. Выберите из перечисленных факторов, оказавших воздействие на культурно-историческое развитие России, тот, который характеризуется следующими чертами: открытость границ, низкая плотность населения, разветвлённая речная сеть, промежуточное положение русской территории между Европой и Азией:
55. Приведите в соответствие имена и выполняемые функции языческих древнерусских богов:
а) война, гром, молния
б) плодородие, домашний очаг
в) небо и небесный огонь
д) солнце и свет
56. В каком году произошло событие, вошедшее в историю как «Крещение Руси»?
57. Выберите из перечисленных ниже вариантов пункт, который не относится к причинам принятия князем Владимиром христианства:
а) неудачное проведение языческой реформы в 980 г.;
б) необходимость дать единую духовную основу всем племенам Древнерусского государства;
в) желание населения исповедовать новую религию вместо язычества;
г) политические и экономические связи с Византией.
58. Назовите материалы, которые использовались на Руси в XIV в. для написания книг, деловых документов, бытовой переписки:
д) глиняные таблички
59. Укажите литературные жанры, характерные для культуры Киевской Руси
а) приключенческий роман
60. В XVI в. на Руси появились печатные книги. Назовите двух первопечатников:
в) Пётр Мстиславец
61. Какие живописные произведения не относятся к культуре допетровской Руси?
б) парадный портрет
62. Приведите научный термин, который используется для обозначения изменений в соотношении духовной (религиозной) и светской (мирской) культур в России в XVII–XVIII вв.:
63. Одним из результатов правления Петра I явилась переориентация русской культуры на:
б) Северную Америку
64. Петербург стал столицей и символом России Нового времени. Укажите год его основания.
65. Из перечисленных ниже явлений культурной жизни выберите те, которые были характерны для России XVIII в.:
а) рационализм, повышение роли научного знания и распространение идей Просвещения;
б) уменьшение роли религии и церкви в общественно-политической, экономической, культурной и частной жизни;
в) формирование тоталитарной культуры;
г) распространение европейских художественных стилей;
д) начало формирования системы светского образования.
66. В царствование Екатерины II была предпринята попытка создать систему образования, призванную воспитать «породу людей», полезных государству. Для дворян были созданы государственные, светские, закрытые учебные заведения. Какие из перечисленных учебных заведений соответствовали этим требованиям?
а) Смольный институт благородных девиц;
б) Петербургская консерватория;
в) закрытые кадетские корпуса;
г) Академия художеств.
67. Кто из перечисленных архитекторов и скульпторов не работал в России?
68. Из предложенных вариантов выберите причины особого влияния литературы, так называемого «литературоцентризма», на культурную жизнь России в XIX веке:
а) появление значительного числа литераторов (критиков, писателей, поэтов, драматургов);
б) деятельность Н.А. Некрасова по выпуску журнала «Современник»;
в) открытие Литературного института;
г) уважительное отношение к печатному слову, пишущим людям, признание за поэтами права «глаголом жечь сердца людей»;
д) з емская реформа 1860-х годов;
е) распространенная точка зрения русской интеллигенции, считающей, что литератор обязан занимать определенную гражданскую позицию и выражать ее в художественных произведениях.
69. Соотнесите названия произведений с авторами:
1) «Очерки по истории русской культуры»
2) пьесы «Бесприданница», «Бедность не порок»
3) оперы «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя (Иван Сусанин)»
4) картина «Последний день Помпеи»
6) повесть «Бедная Лиза»
7) картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; «Бурлаки на Волге»
8) «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея»
9) картины «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»
10) балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро»
б) А.Н. Островский
в) Н. Римский-Корсаков
70. Назовите направление русской общественной мысли, представители которого исходили из приоритета национального своеобразия, особой миссии России, призывали вернуться к культуре допетровской Руси.
71. В творчестве А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, Вячеслава Иванова, А. Блока поэзия была неотделима от философствования.
К какому идейно-художественному направлению они принадлежат?
г) социалистический реализм.
72. Что подразумевалось под «культурной революцией» в СССР?
а) снос зданий старых театров и библиотек и построение новых;
б) ликвидация безграмотности, увеличение объёмов книгопечатания, расширение сети домов культуры и клубов;
в) свобода мысли и слова в литературе, философии.
73. Какие эпитеты не подходят к советской культуре 1920–1950-х годов?
Тематика рефератов
Первобытная культура. Зарождение и становление первобытного искусства в эпоху палеолита и неолита.
Культура древних обществ Междуречья (Шумеры, Вавилон, Ассирия, Финикия).
Культура Древнего Египта: эволюция искусства: каноны и новации
Культура Древней Индии: достижения религиозного искусства
Культура Древнего Китая: научные открытия, изобретения, религия, культовое искусство
Зарождение и этапы развития античной культуры Древней Греции
“ Одиссея” и “Иллиада”- памятники мировой культуры
Творческий вклад Эсхила, Софокла, ЕврипидаАристофана в развитие античного театра и мировой драматургии
Стилистическое своеобразие древнеримской архитектуры, живописи, скульптуры
Этапы становления и развития европейской культуры в эпоху Средневековья
Византийская культура и ее влияние в христианском мире
Романский и готический стили средневековой архитектуры
Культура Итальянского Ренессанса
Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело - мастера Высокого Возрождения
Особенности развития культуры Северного Ренессанса
Западноевропейская культураэпохи Нового времени
Стиль рококко в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, моде, архитектуре
Реалистические тенденции в западноевропейской живописи XVII - XVIII вв. (Рембрандт, Веласкес, Хогарт)
Импрессионизм и постимпрессионизм
Художественно-философское мировоззрениеавангардистов и его разновидности
Основные художественные направления модернизма в первой половине XX в.
Культура допетровской России
Эволюция художественных стилей и направлений в русском изобразительном искусстве XIX - XX вв.
Новые жанры русского изобразительного искусства архитектурные стили XVIII в.
Декоративно-прикладное искусство Древней Руси
Вопросы к зачету
Предмет истории культуры. Место истории культуры в социально-гуманитарном знании.
Мифология и первые формы религиозных представлений
Мифология Древней Греции
Общая характеристика культуры Древнего Египта
Религия Древнего Египта
Архитектура и скульптура Древней Греции.
Египетская архитектура и скульптура
Общая характеристика культуры Междуречья
Возникновение и развитие письменности Междуречья
Римская архитектура и скульптура
Развитие и распространение христианства
Религия Древнего Рима
Греция и Рим: общее и особенное
Основные черты средневековой культуры Европы
Обряды и традиции Индии
Религия Древней Индии
Своеобразие культуры Междуречья
Развитие научных взглядов Междуречья
Культура европейского Возрождения: общая характеристика. Возрождение в Италии.
Культура Древнего Китая: Кратко.
В данной статье я постараюсь кратко разобрать культуру древнего Китая и дам ссылки на подразделы в мифологии и памятниках культуры этой страны (для общих знаний это будет крайне полезно). Различия между Востоком и Западом существовали всегда и будут существовать ещё очень долгое время. Конечно, развитие информационных технологий на сегодняшний день позволили культурам довольно сильно приблизиться друг к другу, однако и на сегодняшний день между ними лежит гигантская пропасть.
Если же устремить взор в достаточно далекое прошлое и взглянуть на древний Китай, станет понятно, что в те времена пропасть была просто невероятной. Да и сейчас Восток окутан загадочным и непонятным для среднестатистического жителя «Запада». Ярким примером этого является Китай.
Представительство неба на земле
Несмотря на то, что мы привыкли называть «Поднебесной» территорию Китая, этот термин использовался в самом народе хань для обозначения всей земной тверди. Это очень важно для правильного понятия культуры древнего Китая .
Если большинство древних западных культур довольно быстро перешли от фетишизма и тотемизма к антропоморфным представлениям природных явления — отличным примером являются боги Древнего Египта и Греции, которые стали своеобразным воплощением всего окружающего мира, — Китай пошёл совершенно другим путём.
Вместо того, чтобы удариться в очень сильный мистицизм, Китай выбрал практичный и крайне рациональный стиль в религии. Они не стали искать мифологического объяснения засухам, восходу и закату солнца, природным явлениям. На первое время особо важные явления были объяснены различными духами, и про них забыли.
Началось стремительное развитие науки, которая позволила бы объяснить всё то, что оставалось необъясненным. Для того, чтобы не забыть какую-то информацию, была изобретена письменность, которая невероятно быстро прошла путь от дощечки и застроенной палочки к бумаге и чернилам. Как только появлялась какая-то определенная практическая задача, китайские ученные тут же находили способ её решить.
Культура древнего Китая особенности
Нужно было считать налоги и контролировать количество людей в селениях? Ускорилось развитие математики. Стало нужно следить за временем? Толчок получила астрология, позволяющий наблюдать за месячным и годовым циклом. Территория, охватываемая государством, стала слишком большой? Тут же началось изучение географии, для подбора наилучших мест для жизни, а также контролем за данью.
Восемь Бессмертных - восемь святых даосского пантеона. Восемь Бессмертных - восемь святых даосского пантеона.При этом религия, как таковая, никуда не исчезла. Однако она не обладала таким большим значением, как в Западной культуре. Определенный мистический пласт оставался, затрагивая культ земли, очень сильно развитый в Китае свое время. Но на первый план вышли мифы и легенды о реально существовавших людях, которым приписывались действительно значимые победы и подвиги. Религия древнего Китая сделала упор не на необъяснимых существ — которые, в какой-то определенной мере всё равно присутствовали, — а на реальных людей.
Для китайцев милее сердцу были легенды не о злых, раздражительных, коварных и порой невыносимых богах, а о мудрых и смелых правителях и мудрецах, которые смогли преодолеть различные трудности.
Именно благодаря этой нацеленности мифологии на человека, религия Китая стала тем, чем она является. Первым ее витком развития стало конфуцианство, которая основывалась на определенных древних традициях, гуманизме и принятии собственного жизненного долга. После этого появилось Дао, которое очень сильно отличалось от конфуцианства своими основными идеями, однако точно также предлагало человеку самому пройти свой путь. В более позднее время буддизм хорошо прижился в Китае, так как другие две религии подготовили для него благодатную почву.
Если же говорить о всём остальном, присущем китайской культуре, то можно заметить, что прагматичное и порой откровенно равнодушное отношение к мифологии является отражением отношения к собственной жизни. Каждый день жизни древнего китайца был чем-то занят — неважно, был ли это простой крестьянин, или ученый, или вельможа, — и думать о воле богов ему было не досуг.
Однако же задуматься над своим отношением к жизни, над тем, как ее облегчить он был способен в любое время. Именно поэтому культура древнего Китая, несмотря на довольно сильное влияние геомантии — различных верований, связанных с землей — настолько сильно была сосредоточена на самом человеке.
Читайте также: