В какую третьяковку лучше сходить новую или старую
До этого я посвящала одну из своих прошлых статей Третьяковской галерее, сегодня же мы поговорим о Новой Третьяковке, ее принципиальных различиях и особенностях, а также о том, как лучше распланировать свой визит в музей.
Как добраться
Адрес: улица Крымский Вал 10 .
Самым простым и ближайшим путем для вас будет доехать на метро до станции «Парк Культуры», откуда ваш путь пешком составит около 15 минут.
Выйдя из метро, вы следуете по Зубовскому бульвару в сторону Комсомольского проспекта, откуда вы выйдете на Крымский мост, который вам нужно пройти, чтобы выйти на улицу Крымский Вал. Оттуда по улице вы следуете направо около 400 метров, пока не дойдете до нужного вам места.
Музей находится в парковой зоне (парк искусств "Музеон"), прямо напротив него расположены фонтаны, лежаки для отдыха на траве и коврики для йоги. На самой же территории музея есть «Центральный дом художника» и «Парк скульптур», о которых я расскажу в своих следующих статьях.
Посетила Новую Третьяковку. Что увидела?
Каждый раз, бывая в Москве, стараюсь выполнить программу провинциала, побывать в разных интересных местах и увидеть как можно больше всего. Это москвичам можно не торопиться, у них всё тут рядом и пойти посмотреть можно в любое время, когда захотят. Это у нас, так называемых, гостей столицы, время ограниченно и чтобы больше посмотреть, надо хорошенько побегать.
Конечно, в первую очередь надо увидеть наиболее значимые места. А когда их оббежишь, то времени уже не остаётся ни на что другое. Поэтому у меня и не доходило врем я до Новой Третьяковки на Крымском валу. Всегда предпочитала Третьяковку в Лаврушенском переулке. Там всё знакомо и сама она маленькая и уютненькая, м заходишь туда заведомо знаешь, что и где искать, что где находится. Всю постоянную экспозицию представляешь, и всё там видано-перевидано. Правда, часто и там бывают разные выставки и можно встретить что-то новенькое.
А в Новой Третьяковке всё неизвестно и даже постоянная экспозиция незнакома. Вот и думаешь, прежде, чем пойти, а стоит ли? А понравится ли? Всегда жаль времени, потраченного впустую.
На это раз я целенаправленно планировала побывать в Новой, а не Старой Третьяковке. Это потому, что один раз я уже была там и мне понравилось больше, чем не понравилось.
Не всё подряд мною было посмотрено. Всё увидеть – не хватит ни сил, не времени. Останавливалась возле картин, которые меня чем-то зацепи ли.
Картина "Утро" фото автора Картина "Утро" фото автораНу вот, например, картина Татьяны Яблонской «Утро» Тут и гадать не надо, чем она меня взяла, художник написала ей в 1954 году и на картине отражено утро моей ровесницы, и моё тоже. Всё, как было в то время. Уютно и светло, как и было в моём детстве. Я даже слышу радио и слова диктора: «Доброе утро, товарищи! Начинаем утреннюю зарядку» Помню, зарядку передавали в 11 часов дня и все, кто находился в это время на работе, делали зарядку. Всё же, это была забота о нас, не то, что сейчас приходится нервничать из-за бесконечной рекламы.
Но я отвлеклась. Давайте посмотрим внимательно на картину. Что увидим? Мне первое, что пришло на ум, это: «Как светло!»
Вузовки. Картина Константина Истомина. Фото А.Троилиной Вузовки. Картина Константина Истомина. Фото А.ТроилинойА вот картина «Вузовки» Её написал малоизвестный художник 30-х годов прошлого века Константин Истомин. Это его самая известная картина. Он работал над ней долго, но получилось, на мой взгляд, великолепно и не зря картина включена в постоянную экспозицию Новой Третьяковки. Третьяковка приобрела картину «Вузовки» в 1933 году сразу после выставки «Художники РСФСР за 15 лет», проходившей в залах Исторического музея. Для неизвестного художника это был огромный успех.
Я обратила внимание на то, что «Вузовок» посетители рассматривают подолгу. Ещё бы! Вы только посмотрите на них! Они у окна, лиц не видно, но какая одухотворённость во всём их облике. Эти девушки знают: они будущие специалисты и таких, как они мало. Они учатся в институте, а в то время в нём учились лишь достойные, а не кто зря, как сейчас. Они молоды, и конечно, мечтают о любви, ждут её или уже любят. Но главным для них остаётся учёба. Не каждый мог учиться в ВУЗе, а они учатся.
Портрет Надежды Пешковой, художник Павел Корен. Фото Е.Стоун Портрет Надежды Пешковой, художник Павел Корен. Фото Е.СтоунА вот портрет Надежды Пешковой. Ну как тут не остановиться, зная, что невестка Максима Горького была первой московской красавицей, сводившей с ума первых лиц государства?
Написал портрет Павел Корин в 1940 году. Надежда Пешкова и сама была художником, имела немало картин, в том числе и портрет Горького.
Не знаю, чем меня захватил «Старик» - картина художника Давида Штеренберг. Не знаю чем, но зацепил. Долго стояла рядом и пыталась понять. Не поняла. Может быть, пойму позже, а пока на уровне подсознания.
"Розы" картина художника Александра Герасимова. Фото А.Троилиной "Розы" картина художника Александра Герасимова. Фото А.ТроилинойНезамысловатая картина «Розы» . Её написал Александр Герасимов в 1940 году. Простая композиция, но трогает душу. Розы…
Анна Павлова. Александр Яковлев. Фото А.Троилиной Анна Павлова. Александр Яковлев. Фото А.ТроилинойА вот! Боже, какая красота! Портрет балерины Анны Павловой художника Александра Яковлева. Картина написана художником в 1824 году, находилась во Франции и была подарена Третьяковке гражданином Франции Э.Куржан в 1983 году.
Бронзовая модель скульптурной группы "Рабочий и Колхозница" Фото Е.Стоун Бронзовая модель скульптурной группы "Рабочий и Колхозница" Фото Е.СтоунНевозможно не залюбоваться и бронзовой моделью всем известной скульптурной группы «Рабочий и колхозница» Мухиной. Она выполнила эту модель в 1936 году специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Уже тогда, в Париже работа Мухиной обратила на себя внимание общественности и о ней много говорили и даже пытались выкупить её у Советского союза.
Бронзовая композиция "Лежащая девочка" Фото Е.Стоун Бронзовая композиция "Лежащая девочка" Фото Е.СтоунЕсть и ещё работа из бронзы: «Лежащая девочка» Екатерины Белашовой, выполненная в 1947 году.
лаврушенский переулок и крымский вал это два разных здания третьяковки? и где лучше? знатоки искусства ответьте?
Лаврушинский - это старая Третьяковка, Крымский - новая. Лучше в старой, но например сейчас на Крымском открылась выставка Серова - туда бегом!
вот тут все про все в Третьяковке (Лаврушинский), справа 62 зала прямо щелк по залу и покажет что там расположено, там же можно посмотреть описания, надо сразу определиться что хотим посмотреть по темам, иначе будете покидать Третьяковку с чувством что ЧЕГО ТО НЕ ДОСМОТРЕЛИ
а вот на Крымском - это современное здание (бывшая Гос Карт Галерея), там больше запасники и современное искусство, бывает разворачивают тематические экспозиции, лучше идете в Старую и определитесь что хотите посмотреть . хорошую ссылку послал на почту тебе, откроешь.
На Крымском Валу - постреволюционное, 20-го века искусство, много абстракций и непонятного. В Лаврушинском переулке - лучшие, классические, самые знаменитые произведения русских художников, которые у них покупал купец Третьяков. На сайте ГТГ есть вся информация, в том числе и о других зданиях галереи. Лучше будет, конечно, посетить оба здания.
Стоимость билетов
В музее действует стандартная система льгот:
Взрослый билет - 500р
Льготные билеты — 250 р для:
- пенсионеров,
- Героев Советского Союза и Героев РФ,
- кавалеров «Ордена Славы»,
- учащихся средних и средних специальных учреждений,
- студентов высших заведений,
- членов многодетных семей.
Бесплатно могут пройти:
- лица, не достигшие 18 лет,
- студенты, чья специализация связана с областью искусства,
- члены соответствующих творческих союзов и академии художеств,
- ветераны ВОВ,
- инвалиды 1 и 2 группы,
- военнослужащие срочной службы,
- сотрудники музеев системы Министерства культуры России,
- члены международного совета музеев,
- гиды-переводчики,
- педагог и сопровождающий группу средних и средних специальных учебных заведений при наличии экскурсионной путевки или абонемента,
- одному сопровождающему группу студентов или военнослужащих срочной службы при наличии экскурсионной путевки или абонемента.
Стоимость абонементов с среднем составляет от 1500р (детский) до 4000р (взрослый без льгот), количество на определенное мероприятие ограниченное.
в Третьяковке подлинники или копии? (очень много прозы)
Лучше спросить реставраторов. Но из того, что сам знаю и видел:
Подлинники. Сделать копию такой, чтобы её можно было перепутать с оригиналом - это вообще-то задачка посложнее, чем написать оригинал :) В музеи часто ходят художники, искусствоведы, коллекционеры. Смотреть на копии им точно не понравится. Это лишено смысла.
Солнечный свет иногда может попадать на картины. Картинам важен свет. В хранилищах есть график, по которому работы (за непостоянством солнечного света) освещают специальными лампами. Если картина висит в полной темноте - это плохо
Пыль, грязь, чихи - это не то, что может убить картину. Человеческими болячками картины не болеют. А на расстоянии от картин нужно зрителей держать, чтобы влага не попадала (лак мутнеет) и механических повреждений не наносилось. Чтобы зрители не колупали краску пальцами, не оставляли со своих рук жир, не попадали в картину локтями, не падали на неё.
В каких условиях картину можно выставлять, а в каких нет - решают специалисты, следящие за сохранностью коллекции. Некоторые картины попадают на реставрацию и потом годами недоступны для зрителей. Некоторые картины запрещено перевозить.
Чистка от грязи, осмотр на предмет появления грибков и бактерий, укрепление красочного слоя, дублирование основы, защита от осыпей - это всё картины проходят регулярно вне зависимости от того, показывают их зрителям или нет. Это нужно им вне зависимости от того, были они на экспозиции или нет.
Перед каждым перемещением работы фотографируются, проходят осмотр. У каждой серьёзной картины есть карта трещин и осыпей, по которой специалисты отслеживают сохранность красочного слоя.
В хранилищах картины на спец. стеллажах висят. Эти стеллажи периодически выдвигаются и задвигаются, что приводит к гораздо большей вибрации полотен, чем во время экспозиции.
Картины - достаточно прочные вещи, если в них не тыкать твёрдыми острыми предметами и не поливать их кислотой. Понимаете ли. вы умрёте, а картина будет жить лет 500-600 запросто. Если она не сдохла при жизни художника от нарушения технологии, если она не осыпалась в следующие 150 лет - это практически вечная вещь.
Часы работы
Музей работает каждый день, кроме понедельника.
В четверг, пятницу и субботу — с 10:00 до 21:00 часа.
Во вторник и среду — с 10:00 до 18:00 часов.
Обычно в музее невысокая загруженность, и вам нет необходимости приобретать билет заранее, но следует учитывать, что на посещение вам потребуется в пределах 2,5 – 3 часов.
Что интересного в музее
В Новое Третьяковской галерее в постоянной экспозиции содержится самое крупное собрание отечественного искусства 20-го века, в которую входят такие направления как авангард, социалистический реализм, искусство «сурового стиля» и «андеграунда», новейшие течения.
Больший интерес, как мне кажется, представляют авторы последнего жанра, так как это позволяет вам познакомиться с актуальным на сегодняшний день искусством и открыть для себя новых авторов, а для самих художников — заявить о себе.
Средства воспроизведения искусства не ограничены одним лишь жанром, и в одном зале могут сочетаться живопись, скульптура, видеоматериалы и фотография.
Хотя музей и ориентируется на отечественных советских авторов, он также не пропускает главные культурные события мирового масштаба, независимо от происхождения их представителей. Так, например, здесь можно увидеть, как крупное собрание коллекции Верещагина, так и непосредственно поучаствовать в интерактивных инсталляциях Бьорк.
Музей активно занимается организацией масштабных мероприятий, а внутренне он оснащен всем необходимым для культурного времяпровождения и создания творческой атмосферы. Здесь действует лекторий, кафе, сувенирный магазин, кинозал, а также детская летняя школа.
Следует подытожить все тем, что Новая Третьяковская галерея — это отличное место, которое рекомендуется для посещения всем, кто хочет не только приятно провести время, но также и узнать что-либо новое и быть в центре последних культурных событий.
В какую третьяковку лучше сходить новую или старую
Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города.
«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».
Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».
Государственная Третьяковская галерея, Москва Александр Дейнека создавал картины, посвященные спорту, авиации и военным подвигам, настенные росписи для станций метро, скульптуры, книжные иллюстрации и агитационные плакаты. Картина «Вратарь» стала одной из самых известных работ художника на тему спорта. Он изобразил голкипера, который ловит мяч в прыжке, практически паря над землей. Дейнека также запечатлел детали, которые были привычны для футбола 1930-х годов, но почти не встречаются сейчас. Например, на картине вратарь играет без перчаток, а в современном спорте они обязательны. И само его положение в воздухе характерно для спортивной техники того времени: сейчас вратари редко ловят мяч в прыжке, а если это и случается, то по-другому разворачивают корпус.
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, ее печатали в периодических изданиях и в учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Отрощенко (она носила фамилию отца), которой тогда исполнилось 13 лет. Помещение на картине — одна из двух комнат коммуналки в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь.
Когда Елена Отрощенко выросла, она поступила в Строгановскую художественную академию, где познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Оказалось, что он с детства был влюблен в девочку с репродукции картины, которая висела у него дома. Вскоре Отрощенко и Бейсембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.
Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».
Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.
В какую третьяковку лучше сходить новую или старую
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий
ПУТЕВОДИТЕЛЬ
ПО ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Старинные иконы, знаменитые картины и скульптуры мастеров XVIII–ХХ столетий
Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.
Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.
Третьяковская галерея — одно из самых крупных собраний российского искусства, в ней хранится более 190 тысяч экспонатов. Мы составили для вас гид по главному корпусу — предлагаем пройтись по музейным залам, посмотреть на старинные иконы, скульптуру и живопись разных стилей и эпох, познакомиться с историей создания произведений и интересными фактами из жизни их авторов.
Создание Третьяковской галереи
Создание Третьяковской галереи
Годом основания Третьяковской галереи считается 1856-й — именно тогда московский купец Павел Третьяков приобрел для своей коллекции две первые картины. Это были «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. С этого момента Третьяков задумал создать большой музей русского искусства. Коллекция разместилась в его усадьбе в Лаврушинском переулке — там, где сейчас находится главный корпус Третьяковки. С 1867 года галерея открылась для публики. К тому времени в ней хранилось более 1300 работ российских художников и 84 картины зарубежных мастеров. Часть произведений была создана специально для этой коллекции, по заказу самого Павла Третьякова.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Памятник Павлу Третьякову перед зданием Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Fro / фотобанк «Лори»
Здание Инженерного корпуса Государственной Третьяковской галереи, Москва
Фотография: Виктор Тараканов / фотобанк «Лори»
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.
Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715
Государственная Третьяковская галерея, Москва
На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.
Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.
Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:
Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.
Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.
В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Убийственная красота: что делали с женщинами румяна и кринолины
И какие светские дамы стали настоящими жертвами моды
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
Залы 8−15. Живопись и скульптура первой половины XIX века
Экспозиция Третьяковской галереи продолжается работами художников и скульпторов первой половины XIX столетия, эпохи романтизма. Среди первых полотен этого периода вы увидите картины Ореста Кипренского — в том числе знаменитый портрет Александра Пушкина.
Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина. 1827
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кипренский создал этот портрет в 1827 году по заказу одного из близких лицейских друзей Пушкина — поэта Антона Дельвига. Александр Пушкин позировал художнику в Шереметевском дворце. Картина была готова всего за два месяца и в том же году уже участвовала в выставке Академии художеств.
На портрете Пушкин изображен с клетчатым шотландским пледом, перекинутым через правое плечо. Этой деталью Кипренский подчеркнул любовь поэта к творчеству Джорджа Гордона Байрона — английского поэта-романтика шотландского происхождения, одного из кумиров эпохи романтизма.
В том же 1827 году Пушкин написал стихотворение «Кипренскому», в котором упомянул этот портрет:
Себя как в зеркале я вижу
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Последние две строки в этом стихотворении намекали на то, что как раз в то время Кипренский готовился представить свои работы за рубежом.
Карл Брюллов. Всадница. 1832
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Карл Брюллов написал картину «Всадница» в 1832 году в Милане. Эту работу заказала давняя подруга и поклонница художника — графиня Юлия Самойлова. Брюллов изобразил на портрете двух ее приемных дочерей — Джованнину и Амацилию Пачини. Отцом девочек был итальянский композитор Джованни Пачини, но после смерти его жены Самойлова взяла детей на воспитание.
Брюллов написал эту картину в духе традиционных конных портретов XIX века. Фигуры героинь он подчеркнул при помощи светлых тонов и игры освещения: они ярко контрастируют с темным, тревожным фоном. Искусствовед Мира Ракова писала, что это произведение — «апофеоз красоты и жизнерадостной юности, апофеоз безмятежности ощущения жизни».
Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Явление Христа народу», или «Явление Мессии», Александра Иванова — самая большая картина в коллекции Третьяковской галереи: ее размеры составляют 5,4 на 7,5 метра. Этому полотну и эскизам к нему отведен весь 10-й зал Третьяковки.
Александр Иванов работал над «Явлением Христа народу» более 20 лет, создал около 600 эскизов фигур и набросков с натуры. Некоторые из них вы можете посмотреть в этом же зале, сравнить с готовым произведением и увидеть, как менялся замысел художника во время работы.
Некоторых персонажей картины Иванов писал с реальных личностей — своих современников. Так, в облике «ближайшего ко Христу» человека заметны черты Николая Гоголя, а в виде странника с посохом автор изобразил самого себя.
Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
Залы 16−31, 35−37. Живопись и скульптура второй половины XIX века
В зале №16 начинается новая часть экспозиции — здесь выставлены картины и скульптуры мастеров второй половины XIX столетия. Вы увидите работы Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, а также произведения других живописцев и скульпторов той эпохи.
Иван Крамской. Неизвестная. 1883
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картину Ивана Крамского «Неизвестная» по ошибке часто называют «Незнакомкой» — по знаменитому стихотворению Александра Блока. Художник изобразил свою героиню в открытой коляске на фоне Невского проспекта в Петербурге: справа за ее спиной виден Александринский театр, а слева — павильоны Аничкова дворца. «Неизвестная» одета по последней моде того времени: бархатная шляпка с белыми перьями, кожаные перчатки, муфта, меховое манто «Скобелев», которое получило название в честь героя Русско-турецкой войны. Но таким нарядом художник не стремился подчеркнуть высокое происхождение своей героини: наоборот, в аристократическом обществе считалось дурным тоном строго следовать моде. Подобным образом одевались так называемые «дамы полусвета», которые чаще всего жили за счет богатых покровителей.
Илья Репин. Эскиз маслом к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». 1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин однажды услышал в гостях у своего друга, историка Дмитрия Яворницкого, старинное предание о том, как запорожские казаки написали письмо турецкому султану Мехмеду IV. Правитель Османской империи, по легенде, прислал указ, согласно которому Запорожская Сечь должна была подчиниться ему. Однако казаки составили ответное послание и весьма грубо отказались подчиняться туркам. У Яворницкого хранилась копия этого письма, которую он зачитал гостям. Репин заинтересовался и вскоре начал картину по этому сюжету. Над эскизами он работал в Екатеринодаре и станице Пашковской, а затем в Черниговской губернии.
Для картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» художнику позировали многие его известные современники. Например, прообразом писаря стал сам Дмитрий Яворницкий, для изображения высокого худого казака с длинными усами позировал солист Мариинского театра Федор Стравинский, а запорожца в высокой черной шапке рядом с писарем Репин писал с мецената Василия Тарновского.
Художник создал два варианта картины. Самый известный из них хранится в Государственном Русском музее, второй, более поздний, выставлен в Харьковском художественном музее. В Третьяковке же представлен первый завершенный эскиз маслом, который Репин создал в 1887 году. Художник подарил его своему другу Дмитрию Яворницкому, а тот позже продал работу Павлу Третьякову.
Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Грачи прилетели» — один из самых известных пейзажей Алексея Саврасова. Художник создал его в 1871 году. Зарисовки для будущего полотна он делал с натуры, в одном из сел Костромской губернии. Там же он запечатлел и старинную церковь XVII века, которая видна на заднем плане картины.
Художник Исаак Левитан писал о картине «Грачи прилетели»: «. за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу…» Павел Третьяков заплатил художнику за эту небольшую работу огромные по тем временам деньги — 600 рублей. Позже Саврасов повторил картину по личному заказу императрицы Марии Александровны — супруги Александра II. Где сейчас хранится эта авторская копия, неизвестно.
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884–1887
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Суриков известен как автор полотен на исторические сюжеты. Одна из таких работ — картина «Боярыня Морозова». На ней изображена сцена времен церковного раскола XVII столетия: боярыню Феодосию Морозову, которая поддерживала старую веру, сослали в Чудов монастырь. Суриков запечатлел момент, когда Морозова, проезжая на санях мимо монастыря, вскидывает руку в двуперстном крестном знамении, которое принято было у раскольников.
Одним из прообразов боярыни Морозовой стала женщина из старообрядцев, которую Василий Суриков случайно встретил у кладбища. Портретный набросок он создал всего за два часа. Другим прототипом героини стала родственница художника — Авдотья Торгошина. Ее мужа Степана Торгошина Суриков написал в образе одного из стрельцов на картине «Утро стрелецкой казни».
Виктор Васнецов. Богатыри. 1881–1898
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Третьяковской галерее выставлены несколько работ Виктора Васнецова по мотивам русских сказок: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства» и другие. Одно из самых крупных и известных полотен художника на эту тему — «Богатыри». Васнецов написал трех известных былинных персонажей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. По его задумке Муромец олицетворял спокойную мощь и мудрость, Добрыня — боевой дух и отвагу, а Алеша, самый младший из богатырей, — любовь к родной земле и способность замечать прекрасное.
Васнецов писал эту картину больше 20 лет, создал к ней множество набросков — как с натуры, так и по памяти. За основу пейзажа он взял виды в окрестностях Абрамцево — усадьбы знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Младший сын хозяина имения, Андрей Мамонтов, стал прототипом Алеши Поповича, а для богатырских коней «позировали» лошади с абрамцевской конюшни.
Спрашивали? Отвечаю! Простые ответы на простые вопросы о Третьяковской Галерее
Многих интересует знаменитая Третьяковка. Ведь знакомство с достопримечательностями Москвы часто начинается именно с нее. Поэтому, несмотря на то, что о Третьяковской галерее я уже неоднократно писала, первой темой в новой рубрике будет тема "Третьяковка для "чайников" или "Простые ответы на простые вопросы о Третьяковской Галерее".
Смотря как смотреть и какие цели преследовать. Бегло, в темпе с Третьяковкой можно познакомиться за 1 день. Если же изучать каждый зал подробно, нужно несколько дней. Точнее сказать сложно - все индивидуально.
Есть люди, которые могут лицезреть картину, сидя на лавочке, не один час. Вот и считайте, сколько понадобится времени на все произведения, ведь одих только картин в Третьяковской галерее насчитывается около 7 тысяч.
В Третьяковской галерее можно увидеть русские произведения искусства: живопись XVIII - XX вв, графику XVIII - нач. XX в., скульптуру XVIII - начала XX века, древнерусское искусство XII-XVIII вв. (иконы, скульптура, прикладное искусство).
В Третьяковке находятся такие шедевры как "Утро в сосновом лесу" И.Шишкина, "Богатыри" В.Васнецова, "Незнакомка" И.Крамского, "Боярыня Морозова" В.Сурикова, "Всадница" К. Брюллова, "Грачи прилетели" А. Саврасова, "Явление Христа народу" А.Иванова, "Демон" Врубеля,"Утро стрелецкой казни" Сурикова, Апофеоз войны" В.Верещагина, "Портрет А.С.Пушкина" О.Кипренского и многие другие. Здесь же находится "Троица" Андрея Рублева.
Удивить могут в первую очередь сами уникальные произведения искусства, если человек, конечно, в принципе способен удивляться. Мастерство старых мастеров совершенно. Лично меня всегда удивляет то магическое воздействие, которую оказывают полотна - некий гипноз, ощущение прикосновения к вечности, погружения в далекое прошлое.
Многие портреты ощутимо живые, глаза людей на них теплые, светящиеся, будто бы смотрят за происходящим вокруг, проникают в душу.
Еще меня всегда приятно удивляет, как много людей приходит в Третьяковскую галерею, искренне интересуются искусством.
Это лично мои наблюдения и удивления. Что удивит вас, я не знаю. Все индивидуально. Сходите, поделитесь, пожалуйста.
В Третьяковке можно фотографировать, но без вспышки. Стоит это 200 руб. Оплатить надо сразу в кассе при покупке входных билетов. Вам дадут желтенькую круглую наклейку, ее надо приклеить на грудь, как значок. Наклейка заметная и смотрители не будут приставать к вам с просьбой предъявить билет на съемку, как это бывает в других музеях.
У меня много любимых картин в Третьяковке. Среди них "Всадница" Брюллова, "Неравный брак" Пукирева, "Сватовство майора" Федотова, "Ночь на Днепре" Куинджи, "Княжна Тараканова" Флавинского и др.Очень люблю портреты А.П.Струйской Рокотова, М. И. Лопухиной Боровиковского и княгини М. В. Воронцовой Зарянко.
Ответить, почему какая-то картина нравится больше, какая-то меньше, невозможно. Просто в каждой картине что-то цепляет (или не цепляет). Какая-то своя особая красота, глубина, драма, история.Для примера возьму два портрета из трех названных выше - портрет Лопухиной и портрет Воронцовой.
Глядя на юную, безмятежную прелестницу Лопухину, я невольно представляла себе ее благополучную, долгую жизнь в счастье и радости, а глядя на блестящие глаза и лихорадочный румянец великосветской красавицы Воронцовой, рисовала себе ее нелегкую судьбу, жизненную драму, даже неизлечимую болезнь.
Официальный сайт музея
Здесь вы можете ознакомиться с текущими выставками и мероприятиями, узнать историю музея, выбрать подходящую для вас экскурсионную или обучающую программу, сверить расписание на период праздников.
Читайте также: