Прощание с матерой место действия
Есть повести, в которые заложено великое, а не краткое содержание. "Прощание с Матерой" Распутин написал именно так, взяв за основу реальную историю. Братская ГЭС, строившаяся на Ангаре, потребовала больших жертв: водохранилище накрыло собой все поселения, находящиеся в окрестностях. Естественно, люди, которые прожили в этих местах всю жизнь, восприняли гибель своей малой родины так болезненно, что вряд ли эти чувства сможет передать краткое содержание. "Прощание с Матерой" Распутин подарил читателю настолько поэтически пронзительной повестью, настолько честной и убедительной, что она практически сразу стала культовой книгой, классикой русского реализма.
Разговоры
У самой старой жительницы Матеры, Дарьи, сидели с нею две подруги и пили чай из древнего самовара. Даже лет своих старухи эти уже не знали, потому что здешняя церковь, приспособленная под склад, и себя-то не сохранила, не только старые книги с записями крещений, венчаний и отпеваний. Об этом обязано упомянуть даже краткое содержание. "Прощание с Матерой" Распутин писал с великим вниманием к деталям. Старухи, отталкиваясь от "знаковых" деревенских событий, пытались всё-таки что-то о возрасте вспомнить.
Одна из них, Сима, не могла участвовать в воспоминаниях, потому что не была местной, приехала сюда несколько лет назад. Она была тульская, видела Москву, во что местный народ не очень верил, решив раз и навсегда, что в столицу всех подряд и посмотреть-то не пущают. Называли Симу Московишной и посмеивались. Во время войны женщина потеряла практически всё, долго мытарилась, родила дочку, которая оказалась немой, а теперь осталась старенькая и немощная, но с Колькой – внуком на руках.
Главные герои
- Пинигина Дарья Васильевна – коренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух» , «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом» .
- Пинигин Павел – второй сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром» .
Заключение
В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.
В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».
Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочитать полный вариант произведения.
Краткое содержание «Прощание с Матерой»
Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношения отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.
Финал
В самом конце повесть "Прощание с Матерой", краткое содержание которой тут представлено, рассказывает о том, как горят дома жителей деревни, а потом старожилы не уезжают, нет. Они поселяются в бараке Богодула и отказываются выходить оттуда. Когда председатель Воронцов уговаривал выйти и покинуть остров, ни одного звука не раздалось в ответ. И наступила ночь. Спустился туман. Барак остался в темноте и безмолвии, если не считать негромкого тоскливого воя, которым Хозяин обозначил своё прощание с Матерой. Подробное краткое содержание повести завершает этот эпизод. Но в душе читателя надолго еще останется горький осадок.
Хозяин
Когда деревня уснула, около мельницы появилось маленькое, ни на кого не похожее существо чуть побольше кошки. Это Хозяин острова, которого никто из обитателей никогда не видел и даже не подозревал о его существовании. А вот Хозяин знал тут всех и всё. И судьбу деревни знал, и свою гибель предвидел. Смирился. Как всегда, он начал обход своей территории с барака, где поселился Богодул, о котором тоже знал, что умереть им вместе, когда это последнее лето кончится.
Изба Петрухи, стоявшая в отдалении от остальных, пахла смертью очень скорой, Хозяин никогда не ошибался в этих запахах. И далее – одна за другой, вздыхали старые избы, отзываясь на приближение Хозяина, и они тоже знали свою судьбу, готовились отдать до последнего всё солнечное тепло и свет, впитанные за долгие годы, превратившись в огонь. А остров не хотел умирать: росли травы, доцветала черёмуха, деревья наливались животворящим соком. Но Хозяин уже начал своё прощание с Матерой. Краткое содержание этой особо поэтичной главы завершается вместе с обходом Хозяина.
Богодул
Почти никто не помнил, откуда Богодул взялся. Когда-то давно он просто заходил в деревню на своей лодочке, возил по окрестным деревням то да сё – обменивал или продавал. А потом остался, поселившись в колчаковском бараке. Стариком он выглядел всегда, даже Дарья и Настасья не помнили его другим. Он всегда ходил только босиком, до самого снега. Судя по ругательствам, был он поляк. По-русски почти не говорил.
А старухи Богодула любили, несмотря на то, что старики называли его каторжанином, которого сослали в Сибирь за убийство. Этот старик переселением не озаботился ничуть, наверное, рассчитывал помереть раньше осени, хотя и корявым русским языком объяснял, что никуда не собирается, а живых людей топить никто не имеет права. Утром после стычки на кладбище он пришёл к Дарье, выпил приготовленный ею ещё вчера чай.
Павел
Он навещает мать всё реже и реже: много работы, бригадиром назначили – технику ремонтировать. Он обрадовался, когда у Дарьи поселилась Катерина. На самом деле у него на душе кошки скребут: посёлок новый для житья неуютен – северная сторона сопки, от воды пять километров. Да и земля по сравнению с дедовской островной плохая – красная, бесплодная. Но не это главное. Главное – мать. Она не выживет здесь, Павел видит и знает. Это отмечается неоднократно в повести "Прощание с Матерой". Краткое содержание, анализ этого произведения и рассуждения автора также дают понять, что Павел и сам никогда не сможет забыть место своего рождения и привыкнуть к новому.
Петруха вместе с домом сжёг все припасы матери своей – Катерины, поэтому она теперь полностью жила на Дарьиной еде. Старые женщины много разговаривают о причинах нехорошего поведения Петрухи. Почему он таким никчемным вырос? Дарья считает, что из-за поблажек, которые ему делала Катерина, и та соглашается. Потом случился последний всплеск жизни умирающей деревни в главах, посвящённых сенокосу, как описал Распутин прощание с Матерой. Краткое содержание, анализ которого подаётся в сжатом виде, обращается к странному в этих обстоятельствах воодушевлению, которое испытали поголовно все жители приготовившейся к смерти деревни. Люди работали с радостью и даже со страстью.
Краткое содержание
Глава 1
Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.
Глава 2
У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах» , сама управлялась с хозяйством.
Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.
Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было, кроме внука Коли.
Глава 3
Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.
Глава 4
На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь» , но «ничего она в ней не поняла» .
Глава 5
Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война» , а третий «нашел смерть на лесоповале» . Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.
Глава 6
«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова» . «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все» .
Глава 7
Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.
Глава 8
Ночью один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.
«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами, <…> отмечая, в какой очередности возьмет их огонь» .
Глава 9
Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней» , так как теперь матери будет помощь.
Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно» . «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою» : она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась» . «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай» .
Глава 10
После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела» . Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.
Глава 11
Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру» . Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.
Глава 12
К Дарье приехал внук Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку» . Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть» .
Глава 13
Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности» .
Глава 14
Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю» . «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься» .
Глава 15
Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.
Глава 16
Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность» , сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая» . Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.
Глава 17
Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов» за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие» .
Глава 18
Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще? »
Глава 19
«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине» . «“Царский листвень” вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми» . «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера» . Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.
«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди» . Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее» .
Глава 21
На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.
…Ночью Богодул распахнул двери барака. «В раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина» . «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора» .
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Прощания с матёрой».
Жанр произведения «Прощание с Матёрой» – повесть. Повесть “Прощание с Матёрой” относится к такому пласту литературы, как «деревенская проза». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.
Дарья и Настасья
Поджарая, высокая Дарья, несмотря на возраст, была сильнее и живее своих более молодых подруг, работу по хозяйству пока делала самостоятельно, поскольку сын и невестка приезжали не каждую неделю, на выходной. В переезд и затопление деревни ей никак не верилось, она не могла даже представить себя в другом месте на земле. А Настасья, судя по её рассказу, совсем начала сдавать: "сердце упирается, ноги не ходят".
Ей и её мужу Егору предстояло очень скорое прощание с Матерой. Краткое содержание повести не должно упускать эту линию. Егор при распределении места жительства растерялся или обозлился, потому и выбрал тот самый город, где строится ГЭС, и откуда катится на Матеру напасть, – Братск. Когда одумался, было уже поздно переигрывать. Квартиру им уже приготовили и дважды напомнили, что пора бы в неё заселиться. Оставалось всего две недели общаться Настасье с подругами.
"Прощание с Матёрой". А был ли такой остров на Ангаре?
Помню, когда ещё студенткой я впервые прочитала повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой», то осталась под мощным впечатлением. Мне так было жаль жителей трёхсотлетней деревни, этих старых людей, этот уходящий в небытие патриархальный мир, казалось бы, с вечными, фундаментальными устоями, традициями, всей жизнью, эту обетованную землю, святое место на Земле – остров Матёру, который окружен жестоким, агрессивным миром людской алчности и равнодушия, фанатичным пристрастием современных потомков к техногенной революции и умением перечеркивать прошлое только потому, что оно прошлое. Если вы не читали сей повести, призываю без комментариев: прочтите!
В.Г.Распутин в Аталанке В.Г.Распутин в АталанкеФабула такова: триста лет стоит на ангарском острове Матёра деревня с одноименным названием, имеющая богатую историю сменяющихся поколений; но вот наступают чёрные дни конца – начинается строительство гидроэлектростанции, и остров вместе с деревней должен уйти под воду; на материке строится новый посёлок для тех, кто вынужден уехать с острова, а старая деревня с её погостом будет сожжена и вместе с плодородными земельными угодьями острова отправлена на дно Ангары.
Когда знаешь, что литературное произведение создано на основе реальных событий, то непременно хочется выяснить, что есть в нём настоящее, а что является художественным вымыслом автора. Вот и я начала искать ответ на вопрос: был ли в действительности на Ангаре остров Матёра? Нет, острова с таким названием не существовало! Были другие острова с деревнями и деревни по берегу Ангары, которые на самом деле попали в зону затопления при строительстве ангарского каскада ГЭС.
Для справки: по данным Википедии, ангарский каскад ГЭС – это крупнейший комплекс гидравлических электростанций в России. Расположен на реке Ангаре в Иркутской области и Красноярском крае. Основная часть строительства осуществлена в советский период; возведение каскада связывалось с развитием промышленности и освоением значительного природного потенциала Восточной Сибири. Комплекс ГЭС на реке Ангаре - это станции с суммарной действующей мощностью 12 014,4 МВт, среднегодовой выработкой 66 млрд кВт/ч или 6 % от общего потребления в стране. Каскад состоит из четырех введенных в строй и нескольких проектных станций:
- первая ступень — Иркутская ГЭС, мощностью 662,4 МВт и выработкой 4,1 млрд кВт·ч;
- вторая ступень — Братская ГЭС, мощностью 4 500 МВт и выработкой 22,6 млрд кВт·ч;
- третья ступень — Усть-Илимская ГЭС, мощностью 3 840 МВт и выработкой 21,7 млрд кВт·ч;
- четвёртая ступень — Богучанская ГЭС, мощностью 2 997 МВт и выработкой 17,6 млрд кВт·ч;
· пятая ступень — проектируемая Нижнебогучанская ГЭС, мощностью 660 МВт и выработкой 3,3 млрд кВт·ч;
- шестая ступень — проектируемая Мотыгинская ГЭС (Выдумская ГЭС), мощностью 1 145 МВт и выработкой 7,2 млрд кВт·ч;
- седьмая ступень — проектируемая Стрелковская ГЭС мощностью 920 МВт.
Все электростанции спроектированы институтом «Гидропроект». Первые три ступени являются филиалами ПАО «Иркутскэнерго», четвёртая ступень входит в состав ОАО «РусГидро».
В своей повести Валентин Григорьевич Распутин имеет в виду строительство Братской ГЭС.
Начало строительства плотины Начало строительства плотины Братская ГЭС Братская ГЭСУ русского и советского классика ХХв., замечательного писателя В.Г.Распутина, была своеобразность, заключающаяся в том, что он никогда не создавал героев только из головы, из фантазий – очень высокий художник слова, Распутин списывал все типажи характеров с живых, абсолютно реальных людей: со своих родных и близких, родственников и односельчан, учителей, или просто знакомых; и события, которые составляют сюжеты его произведений, в основе своей не выдумка.
Валентин Распутин Валентин РаспутинКонечно, присутствует вымысел, т.к. речь идёт всё же о художественном творчестве, однако события и герои сильно узнаваемы. Например, отец писателя, Григорий Никитич Распутин, прошёл всю войну и вернулся домой, чтобы через два года загреметь на 20 лет в Магаданские рудники. Он работал на почте, и однажды у него украли сумку с казёнными деньгами, за что он и был осужден. Эта история, случившаяся с отцом, подала идею написать повесть «Деньги для Марии», которая, кстати, принесла писателю всенародную известность.
В.Г.Распутин в Аталанке, в родном доме В.Г.Распутин в Аталанке, в родном домеШкольные годы в родной деревне Аталанка легли в основу рассказа «Мы с Димкой», а прототипом Димки стал школьный друг В. Распутина - Диомид Иванович Слободчиков. Рассказ «Уроки французского», известный всем школьникам, - это, в общем-то, автобиографическое произведение, и шофёр дядя Ваня не кто иной, как житель Аталанки, Иван Егорович Слободчиков, бывший военный танкист. Судьба настоящего дезертира, односельчанина Павла Пинигина, явилась основой для образной судьбы дезертира Андрея Гуськова – героя потрясающей повести «Живи и помни».
Можно очень долго приводить примеры реализма В.Распутина, но к чему об этом сказано? К тому, что в повести «Прощание с Матёрой» писатель создал собирательный образ погибающей деревни, взяв в одно судьбы нескольких ангарских деревень (и не только ангарских), в том числе и судьбу своей родненькой –глубоко им любимой деревни Аталанка, малой Родины!
Современная деревня Аталанка (новая Аталанка) Современная деревня Аталанка (новая Аталанка)Строительство ангарских ГЭС повлекло за собой изменение жизни многих семей и даже душевную, а порой и физическую смерть людей. Сейчас не рассуждаем о «плохих» и «хороших» сторонах технического прогресса, нет. Простая констатация факта. К примеру, Строительство Усть-Илимской ГЭС началось в 1963г., в эксплуатацию станция вступила в 1979г. При создании водохранилища было затоплено 154,9 тыс. га земель, в том числе 31,8 тыс. га сельхозугодий. Было переселено 14,2 тыс. человек из 61 населенного пункта. Было вырублено 11,9 млн кубических метров леса.
Что касается родной деревни В.Г.Распутина Аталанка (Распутин родился 15 марта 1937 г. в с.Усть-Уда, но детство прошло в Аталанке, куда переехала семья), то её история вкратце такова. Аталанка впервые упоминается в летописи в 1723г. Относилась она тогда к Яндинскому острогу. Первое упоминание в документах государственного архива Иркутской области о сибиряках, предках Валентина Григорьевича Распутина, пришедших на территорию будущей Иркутской области, относятся к последней четверти семнадцатого века. Деревня Аталанка Яндинской Преображенской церкви Балаганского уезда, согласно сведеньям из книги «Православные храмы Иркутской епархии», была в составе Благочиния 2-го округа Балаганского уезда Яндинского прихода. Аталанское сельское поселение расположено в центральной части Усть-Удинского района Иркутской области.
Название деревни пошло от названия реки Аталанка. Сами аталанцы так объясняют название: "А" - это что-то вроде "возле", "около". "Таланка" - что-то вроде талых вод. В общем, это место, находящееся возле талых вод, возле ключей теплых». В Замараевке как раз такие били.
Изначальная Аталанка была небольшой — в 37 дворов, разлегшихся одной улицей: наверху улицы — школа, внизу — магазин. В школе сначала было всего 4 класса, дальше учились в Яндах. В войну (один год) в школе находился детдом, где содержались дети погибших. В 1939 г. была построена новая школа, которую и перевезли в новый посёлок. Сельчане состояли в колхозе им. Чапаева. Земли вокруг лежали плодородные — так же, как и прочие, затопленные Братским морем.
Археолог Николай Витковский, в 1932 году путешествуя в этих местах, написал в своем дневнике: " Почва везде черноземная, хлеба роскошные… " Строительство ГЭС перевернуло крестьянскую жизнь с ног на голову.
В 1960г., во время строительства Братской ГЭС, старые деревни были затоплены. Людей переселяли, и новая Аталанка, которую люди могут видеть сегодня, образовалась из нескольких перевезённых деревень: Замараевки, Филлипово, Аталанки, Куй, Криволуцкой, Еремина, Баранова. В 1961 году все перебрались на новое место и зажили теперь не крестьянством, а леспромхозовским трудом. Здесь образовали участок Егорьевского ЛПХ, крупного, хорошо снабжавшегося предприятия. Лес рубили, но и восстанавливали.
Быт в новой Аталанке наладили. Правда, жителям, принесшим большую жертву ради электричества, самого электричества ни от Братской ГЭС, ни от какой другой не досталось - решили, что хватит с них и дизеля. И пока в расцвете был леспромхоз, дизеля худо-бедно хватало, не было проблем с горючкой. Но перестройка и последовавшее за ней смутное время все изменили. Леспромхоз пошел по частным рукам, деревни сидели без света: не одна Аталанка, а ещё пять из восьми так называемых низовских деревень, тех, что за рекой Удой расположились по берегу Ангары.
Леспромхоз с 2000 года не действует. Лесопункт был закрыт собственником как неперспективный. Сейчас все угодья в частной аренде. Лес вывозят. Лес есть. Но вокруг - ни одной пилорамы. И это превратилось в социальную проблему.
В 2005 году задумали построить в Аталанке новую школу на 72 места, взамен старой, развалившейся. В.Г.Распутин, который регулярно бывал на родине, проводил много времени с учителями, видел проблему и сострадал. Писатель подключился к решению школьного вопроса и доказал областным властям, что школа в Аталанке нужна. В 2006 году открылась, наконец, кирпичная школа.
Однако есть и другая версия появления школы в новой Аталанке: как-то приехал губернатор Иркутской области Борис Александрович Говорин, зашел в школу, оперся на дверной косяк - и. косяк выломался вместе с дверью, настолько прогнило дерево. Пораженный Б.А.Говорин выделил деньги на строительство. Но среди аталанцев эта версия непопулярна. Для них очевидно, что школа - дело рук их любимого писателя.
«Он ответственность за отечество чувствовал!» - гордо говорили учителя. Им особенно приятно, что классик описывал родные места, знакомых им людей, прославил, можно сказать, русскую сибирскую деревню на весь мир. И словно в качестве доказательства демонстрируют каждому гостю школы особую выставку, с фотографиями, расположенную на стенных стендах, - о прототипах распутинских героев. В конце августа 2014 года В.Г.Распутин побывал здесь в последний раз.
Вот как описывает и бывшие (а ныне затопленные), и сегодняшние красоты ангарских берегов один из путешествовавших в этих местах журналист: "Ключи, Аносово, Аталанка, Карда, Подволочное - цепочка прибрежных ангарских деревень, которые по красоте окружающего ландшафта смело могут соперничать с признанными туристическими красотами Байкала. Синее приволье красавицы Ангары, сотни километров водной глади западают в душу сразу и навсегда. Хотя местные и утверждают, что раньше, до затопления, тут было еще красивее и богаче. На небольших, разбросанных по реке островах буйствовала зелень, в свой час вызревали грибы-ягоды, дичи и рыбы тоже водилось немерено.
Долина реки Ангара Долина реки АнгараЧетыреста километров пути от Иркутска до Аталанки, родины Валентина Григорьевича Распутина, шустрый «Метеор» пробегает за шесть, с небольшим, часов. Короткая навигация - в этих краях единственная связь с миром для нескольких тысяч человек. Шумная толпа встречает "Метеор" на аталанской пристани - провожающих здесь не меньше, чем тех, кому обязательно надо попасть в районный поселок Усть-Уда, какую-нибудь соседнюю деревушку или в Иркутск. В сравнении с нынешним лихолетьем прошлое этих мест кажется сказочным сном. Еще лет 15-20 назад на одном из лучших участков Егорьевского леспромхоза ударно трудились десятки людей, здесь были реальные доходы, хорошая зарплата - и, соответственно, кадры.
Аталанка. Пристань Аталанка. ПристаньКогда пошла волна приватизации, леспромхоз успел сменить несколько хозяев. Сейчас почти две тысячи жителей Усть-Удинского района на рубеже веков оказались отброшены лет на сто назад. Это и определило социальную и демографическую политику, строй жизни "неперспективных" ангарских деревень.
Четыре часа утром и столько же вечером работает в Аталанке дизельная электростанция. Топливо завозят с Большой земли. Расходовать его надо экономно, иначе в самый неподходящий момент поселок может погрузиться во тьму. Хотя трудно сказать, какой момент жизни людей для этого подходящий, а какой нет. По словам аталанцев, в режиме жесткой электроэкономии поселение живет полтора десятка лет. Обещанные в давние советские времена ЛЭП так и не поставили: обойдутся дизелями, решило высокое начальство. Тогда никто не предполагал, что свет в ангарских деревнях скоро будет гореть несколько часов в сутки. Построили Братскую, потом Усть-Илимскую ГЭС. Отзвучали аплодисменты, раздали награды мужественным покорителям Ангары. Ушли в небытие определявшие жизнь на одной шестой части суши политики, а вскоре и само государство приказало долго жить"
Матёра – неспроста дал В.Г.Распутин именно такое название острову и деревне. Это название-символ, включающее в себя множество образов-ассоциаций: и мать-земля, и зрелость, и опытность, и закоренелость и прочая в этом смысле. Повторюсь, что не было точно такого по названию острова на Ангаре, но есть один из прообразов деревни-Матёры – город Молога, который весь ушёл под воду подобно греческой Фанагории. Кстати, в историю этот город вошёл под названием "русская Атлантида".
Сегодня немногие люди знают, что был в России, недалеко от Рыбинска, город Молога, принесённый в жертву цивилизации. Торговый и портовый городок, с великолепными церквями, Воскресенским собором и Афанасьевским монастырём, с заливными лугами между реками Молога и Шексна. В 1935 году Правительством страны было принято решение о строительстве Рыбинской и Угличской гидростанций. Страна готовилась к войне с Германией. Нужны были дополнительные мощные энергетические ресурсы. Именно поэтому в начале 1937 года было принято решение о повышении уровня водохранилища с 98 до 102 метров, а значит и о затоплении Мологи.
Переселение людей длилось четыре года. Сколько боли, страха и печали принесли с собой эти долгие четыре года в семьи переселенцев! Дома разбирали по брёвнам, нумеровали, чтобы легче было собирать потом и перевозили на лошадиных подводах, некоторые сплавляли их по реке вместе с вещами. Ходили разговоры, будто были и такие, кто, не пожелав уезжать, приковывал себя цепями к какому-нибудь тяжёлому предмету во дворе своего дома.
Рыбинское водохранилище Рыбинское водохранилищеПрошло немало времени. Советский народ одержал победу в Великой Отечественной войне. Как говорят историки, мощности созданных Волжских гидростанций имели для победы немаловажное значение. Но история Мологи постепенно забывалась. Были периоды, когда уровень воды в Рыбинском водохранилище опускался, и можно было видеть останки старинного города: фундаменты бывших домов и улиц, кладбищенские надгробья.
Так что Матёра у В.Г.Распутина – образ трагический и собирательный. Не будем искать одноименный остров на Ангаре, а лучше, прочитав повесть, проанализируем глубокопечальный образ Матёры - символ того, что не может так просто, как выброшенный яблочный огрызок, быть выброшено прошлое, история, связь поколений; образ Матёры, породившей преданных родной земле старух-праведниц, таких, какой является хранительница родовой памяти Дарья – главная героиня этого вечного литературного произведения.
Композиция
С первых строк повести начинается знакомство с деревней Матёрой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.
Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В её речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал своё прошлое, у того нет и жизни.
Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознаёт неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.
Дарья
Дарья заварила свежего и рассказала Богодулу то, что наболело в её душе: как осудят её умершие родители за то, что допустила такое с родиной своей, с костями их неприкаянными. Матушка Дарьи ведь боялась воды всю жизнь. А теперь поплывёт. Оставив Богодула в избе, она вышла. Наверное, поплакать. Села на угоре. Осмотрелась. Задумалась. Красива эта самой судьбой предназначенная им земля, но какая же она уже старая! Именно сейчас Дарья всерьёз начинает своё прощание с Матерой. Краткое содержание повести не сможет передать в полной мере ощущение сиротства, которое испытывала в тот момент героиня Распутина.
Пришло понимание, что и она, Дарья, всё сделала уже из предназначенного ей от рождения, и пора умирать, чтобы не досаждать никому. Вот и Павел, сын, рассказывает, что посёлок, в котором предстоит жить, для крестьянства совсем не приспособлен. Некоторым жителям Матеры хочется поскорее пустить под огонь свои дома и переселиться в места, где не будет привычных хлопот. Что им дом родной, что им родина.
Краткий анализ
Год написания – 1976 г.
История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревни, писатель не мог остаться в стороне и написал «Прощание с Матёрой».
Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.
Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
Первые потери
После Троицы уехали Егор и Настасья. Она долго потерянно ходила по избе, разговаривая с оставляемыми вещами, согрела самовар в последний раз. Хозяйство с собой не заберёшь в городскую квартиру. Просто и в то же время красочно описал Распутин прощание с Матерой. Краткое содержание главы, где постепенно рассматривается всё оставляемое хозяйство: дед берёт в город ружьё и все охотничьи припасы, что тоже наверняка зря. А Настасья возьмёт с собой прялку. Кошка Нюня спряталась и не вышла к отъезду. Дарья обещает позаботиться о ней. Соседи все подавленно молчат, глядя, как быстро и навсегда уходит лодочка по Ангаре.
Потом Петруха сжёг свою избу. Сам. Люди молча смотрели на пожирающий старый дом огонь и уже словно видели, как скоро сгорят их жилища. Просто это сгорело первым. Жена Петрухи Катерина голосила до тех пор, пока Дарья не увела её с пожарища. У всех случится то же самое, и Катерине легче будет потом, потому что её черёд уже прошёл. Это даёт понять в диалоге двух женщин Валентин Распутин. "Прощание с Матерой", краткое содержание особо это подчёркивает, – повесть о судьбе, которую ни изменить, ни остановить нельзя.
Анализ «Прощание с матерой» Распутин
Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие деревни, стоящие на её пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал своё произведение Валентин Распутин. Как ведёт себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.
Другие персонажи
- Пинигин Андрей – внук Дарьи.
- Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат» , жил в бараке, «как таракан» .
- Сима – старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.
- Екатерина – одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.
- Петруха – «беспутный» сын Екатерины.
- Настя и Егор – старики, жители Матеры.
- Воронцов – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.
- Хозяин острова, «царственный листвень» .
Ледоход
Повесть открывает эпическая картина ледохода, который всегда был событием огромного значения для жителей Матеры. В этот раз деревня встретила его не так, как всегда. Эта весна несла не радость, а трагедию. Деревня чувствовала свою старость и скорую гибель. Многие хозяева перестали следить за порядком. Только старики поддерживали жизнь умирающей на острове деревни, соблюдая привычный уклад. Эти маленькие, но значимые детали не передаст краткое содержание.
"Прощание с Матерой" Распутин показал через массу образов, сложенных из колоритных описаний простого деревенского быта. Однако среди них есть основополагающие, символические, такие как образ воды – живительной и губительной одновременно. Конца бегущей воде не будет, а вот трёхсотлетняя деревня, казалось бы, тоже величина практически вечная, связанная с текучестью времени всем своим существованием, уже обречена. Осталось одно лето, а осенью этот остров затопит Ангара.
Кладбище
Этот лохматый босой старик – Богодул – вошёл к подругам в состоянии, близком к аффекту: он мог только браниться и стучать костылём. Кое-как он сумел сообщить старухам, что кладбище, где похоронены все их родные и близкие, какие-то чужаки разоряют: рубят кресты и пилят тумбочки. Подруги наспех схватили платки и помчались туда. Описанием кладбища продолжается повесть "Прощание с Матерой". Краткое содержание не позволяет насладиться простым, но чрезвычайно проникновенным языком, который тут использует писатель.
Бабки бросились в драку с двумя чужаками, подчищавшими территорию кладбища. Оказалось, что это санитарная бригада, которая отвечает за чистоту дна будущего водохранилища, что есть председатель Воронцов, который всё про это знает. Старухи погнали пришельцев в сельсовет, где и поняли, что это правда, и что душевные привязанности местных старух волнуют государственных людей очень мало. Женщины всю ночь ползали по кладбищу и водружали порушенные кресты и надгробия на прежние места.
История создания
Анализ произведения «Прощание с Матёрой» начинается с истории создания.
В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.
Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.
Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.
Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.
Посмотрите, что еще у нас есть:для самых компанейских -
Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».
Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.
Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Читайте также: