Православные места россии которые стоит посетить
1. Есть верующие, есть фанатики, и есть функционеры от церкви.
2. Есть те, которые верят, и те, которые ходят в церковь, потому, что так модно, так принято, их "крутые" знакомые туда ходят и т.п.
3. В Новом Завете сказано, что показная вера - это грех. Некоторые функционеры от Веры, и "те, кто ходит в церковь" и есть именно те, кто подаёт в суд.
4. Аморальным поведением своих служителей, я бы даже уточнил, публичным аморальным поведением своих служителей, РПЦ теряет свою паству. Вместо того, чтобы навести порядок в своих рядах функционеры РПЦ пытаются удержать паству административным ресурсом, что вызывает справедливое недовольство, в том числе и у верующих людей.
Православные места россии которые стоит посетить
Есть на земле места, к которым не зарастают тропы паломников со всего мира. После посещения таких мест, говорят, человек заряжается положительной энергией и становится более оптимистичным. Или, наоборот, узнает о мире и себе в нем много нового.
Свято-Троицкая Сергиева ЛавраЭтот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I. По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.
Город КирилловМаленький городок, затерянный среди озер Вологодской области, на протяжении веков является местом сосредоточении духовной жизни всего Русского Севера. Тут, на берегу озера, находится Кирилло-Белозерская обитель – город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины. Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение. По соседству находятся еще две жемчужины Севера – Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй - монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз – возвращаются сюда.
Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Главная святыня Дивеевской обители - мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли. Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист.
Почти мифическое место на карте России - Соловецкий архипелаг находится посреди холодного Белого моря. Еще в языческие времена острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром. Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки.
ВерхотурьеКогда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль – самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей. В XIX веке Верхотурье был центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи – Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский – покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны – считается, что они излечивают болезни. В наш список Верхотурье попало, как уникальное намоленное место, о котором знают, к сожалению, немногие.
Свято-Введенская Оптина пустыньСвято-Введенская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой. Что ищут паломники в Оптиной пустыне? На языке верующих - это называется благодать, то есть особое состояние души, которое словами не выразишь.
Валаам — довольно крупный для пресных вод, скалистый и покрытый лесами архипелаг в северной части Ладожского озера, территорию которого занимает одна из двух существовавших в России "монашеская республика". Постоянное население архипелага — несколько сотен человек, в основном это монахи, рыбаки и лесничие. Кроме того, на островах есть воинская часть и метеостанция.
Время основания на островах православного монастыря неизвестно. Так или иначе, в начале XVI века монастырь уже существовал; в XV—XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой "монашеской республики" Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты. В отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама — паломники. В то же время монахи — не единственные жители Валаама. Здесь имеется несколько рыбацких деревень, но монахи и "мирские" живут изолированно друг от друга. По всей площади острова расположены скиты, "филиалы" монастыря, всего около десяти. Бесподобная природа Валаамского архипелага — своеобразная "квинтэссенция" природы Южной Карелии - способствует стремлению паломника отойти от мирской суеты и прийти к себе.
Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь ни разу не закрывался за все 5 веков своей истории — даже во времена советских антицерковных гонений. Эти подземелья (а «печера» на древнерусском означает «пещера») еще в 14 веке обнаружил крестьянин Иван Дементьев. Над входом он увидел надпись «Богом зданная пещера». Кто и когда эту сделал надпись неизвестно, но говорят, в этих пещерах некогда спасались иноки Киево-Печерской обители. А подлинная история Псково-Печерского монастыря началась позже — с отца Иоанна, который вместе с женой Марией (в постриге они приняли имена Иона и Васса) выкопал пещеру в песчаном холме и устроил там Успенскую церковь. Позже обнаружилось чудесное свойство этих пещер (тела умерших в них не тлеют), и подземелья стали использовать как усыпальницы. Сегодня в Успенском соборе, давно расширенном и переделанном, хранятся главные реликвии монастыря — чудотворные иконы Божьей Матери «Успение» и «Умиление» и икона Святителя Николая.
Как добраться: на поезде или самолете до Пскова, затем на автобусе или такси до Печор. Ближайшие аэропорты: Псков, Санкт-Петербург.
Сайт Псково-Печерского монастыря и города Печоры
Синь – камень
Этот камень располагается прямо на Плещеевом озере. В нём, по преданию, живёт дух, который дарит силы и здоровье. Каждый турист хочет отколоть от этого известного валуна кусочек, чтобы перенять его энергию. Однако за этим строго следят и разрешают только посидеть рядом с камнем, выразить ему все свои боли. Верят, что камень возьмёт все печали на себя.
Россия – безграничная страна. У нас много святых мест, пропитанных чудодейственной силой. Главное – верить в силу природы, молитву и Божью помощь. А также благодарить за то, что имеете, и за то, что хотите иметь, как будто это у вас уже есть!
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
Оптина пустынь
Оптина пустынь идиллически живописна: опушка соснового леса, резвая речка Жиздра, а на том берегу — поля с полотен Левитана. По преданиям, основал ее Опта, раскаявшийся предводитель шайки разбойников. В монашестве он принял имя Макарий, поэтому пустынь первое время называли Макарьевой. Монастырь знаменит традицией старчества, начало которой в 1829 положил старец Леонид. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого. В советские годы традиция прервалась, но в 1988 году обитель снова открылась для прихожан и паломников, которые выстраиваются в длинные очереди, чтобы приложиться к мощам знаменитого оптинского старца Амвросия.
Как добраться: на автобусе, машине или поезде до Козельска, откуда до монастыря — несколько километров (ходит маршрутка). Ближайшие аэропорты: Курск, Москва.
Сайт и ЖЖ Оптиной пустыни
Псково – Печерский монастырь
Это ещё одно место силы, находящееся в городе Печоры. Это мужской монастырь, который прославился своими архитектурными шедеврами и рассказами приезжающих об их лечении. Кто-то приезжал с простой зубной болью, а кто-то с жуткими головными болями.
Исцеление происходит в обители у батюшки Сименона. Он прочитает молитву, выслушает. После его посещения всем становится легче на душе и в теле.
Плещеево озеро
Существует поверье, что это озеро обладает чудодейственными силами. Тот, кто искупается в водах этого озера, получит силы на дальнейшие достижения и в целом научится жить по-новому. Это озеро образовалось более 40 тысяч лет назад, когда отступили континентальные ледники.
Свято – Троицка Сергиева Лавра
Это один из самых крупных и знаменитых мужских монастырей, в котором происходят многочисленные чудеса исцеления. Так крестьянка Фомичева смогла исцелиться: после свадьбы у неё будто отнялись ноги. Она на четвереньках приползла к монастырю, после чего смогла встать.
Это один из 1000 примеров, который доказывает чудодейственную силу монастыря. Этот святое место излечивает от многих болезней.
10 святых мест России, где происходят настоящие чудеса по исцелению души и тела
Святые места, по моему глубокому убеждению, обладают потрясающей энергетикой и способны напитать человека, поддержать и придать сил как духовных, так и физических.
Однажды я побывала на экскурсии в действующем женском монастыре. Честно говоря, ни на что особо не рассчитывала. Вернулась из поездки с непередаваемым ощущением очищения.
А у моей подруги с мужем долго не получался малыш. Они ездили к Матроне, в Храм Христа спасителя были, в Дивеево ездили. Спустя какое-то время они родили свою малышку. Они думают, что святые им помогли. И таких чудесных историй очень и очень много.
Иногда так бывает, что человек опускает руки. Врачи расписываются в своей беспомощности и сообщают, что поможет только чудо. Жизненные силы на исходе, но в сердце теплится маленькая надежда на Божью благодать. Вот тогда человек отправляется в святое место – туда, где есть место надежде, где каждое слово ложится бальзамом на душу.
Кто-то считает это самовнушением, а кто-то действительно верит в чудодейственную силу святых мест. Редакция журнала Colady решила мысленно заглянуть в самые святые места России, способные помогать, успокаивать и лечить от нервного недуга или болезни.
Троице-Сергиева лавра
В Троице-Сергиевой лавре нужно побывать хотя бы раз в жизни. Это один из крупнейших русских монастырей, сокровищница древнерусского искусства и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1337 году братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан поселились на холме Маковец у реки Кончуры и основали Троицкую пустынь. Потянулись иноки, и постепенно монастырь стал духовным центром сначала московских земель, а потом и всего российского государства: здесь решали политические вопросы, благословляли князей на походы, венчали на царство. Современная лавра — уже не та уединенная обитель, но и среди толпы прихожан ощущаешь, что место это особенное, намоленное. Яснее всего атмосфера чувствуется в белокаменном Троицком соборе: в самом древнем храме лавры можно приложиться к раке с мощами Сергия Радонежского и полюбоваться пятиярусным иконостасом работы Андрея Рублёва.
Как добраться: на машине, автобусе или электричке до Сергиева Посада. Лавра находится в самом центре города. Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Троице-Сергиевой лавры и духовно-просветительского центра
Чудотворный источник села Алешня
В Брянской области есть село под названием Алешня. В этой местности есть чудотворный источник, который собирает вокруг себя толпы туристов. Каждый человек хочет попробовать целебную воду. Говорят, что воды в этой местности способны решить проблемы с такими недугами:
- Опорно-двигательной системы.
- Сердечно – сосудистыми заболеваниями.
- Ранами, полученными во время аварий или же путешествий.
Этот источник называют Громовым колодезем. Своё название он получил из легенды: в старину на этом месте часто останавливались странники, так как здесь росло дивной красоты дерево. Но однажды в него попала молния, после чего открылся чудодейственный источник. Недавно этот колодец освятили, и он находится под присмотром церкви.
Паломничество в России: пути и традиции
В истории человеческой цивилизации передвижение по планете Земля не является чем-то диковинным. Люди всегда перемещались в поисках лучшей жизни, да и ныне путешествуют ради открытия мира и познания бытия. Но среди этого сонма передвижников выделялись те, что имели особенную цель, которую они стремились достичь. Цель эта не очень понятна обычному светскому человеку. Но зато она понятна лицу посвященному, удивительна по глубине своей сути и духовному содержанию.
Светлый край Палестины.
с детства родственной мне!
Что же это за люди, которых называют «паломники», а их перемещение по миру — «паломничеством»? Сколько их, каковы их мотивы, почему так важны их традиции, например, в истории России?
У западных, европейских христиан слово «паломник» не прижилось. Тех, кто путешествовал на Святую Землю, они называли и называют пилигримами, от латинского слова peregrinus, то есть «чужеземец» или «странник». Во всяком случая паломничество как таковое связано с поклонением известным местам земных страданий и Божественной славы Иисуса Христа, это многовековой церковный обычай, а также — широкое общественно-историческое и культурное явление.
С самого появления паломничества в России (а в более или менее массовом масштабе оно стало происходить после принятия Русью христианства в X столетии), те, кто отправлялся в трудный и даже опасный для жизни переход, фиксировали свои впечатления, оставляли заметки, чтобы рассказать о своих впечатлениях другим. Постепенно такой опыт стал традицией. Паломничества она Руси называли также «хожениями» (или «хождениями»). Тексты воспоминаний постепенно образовали жанр древнерусской литературы, который включал в себя также более мелкие жанры, как, например, древние путеводители, очерки, отдельные заметки или даже письма.
До наших дней дошло более 70-ти таких уникальных «хожений», тексты которых размножались среди читателей, о чем свидетельствуют их многочисленные списки. Сжатый, дневниковый тип пересказа происходивших событий, достаточно точное описание святых мест, поучительность – отличали эти произведения.
Из наиболее известных и важных древнерусских «хожений» XII—XVI столетий наиболее известны те, которые связаны с первоначальным посещением Царьграда — Константинополя — великой столицы православного мира того времени. Уже оттуда паломники часто (хоть и не всегда) стремились на Святую Землю. Вот только некоторые из них, оказавшие огромное влияние на паломническую традицию в Средневековой Руси: «Хожение Даниила в Царьград», «Хожение Антония Новгородского в Царьград», «Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград», «Пименово хожение в Царьград», «Хожение Стефана Новгородца», «Хожение неизвестного суздальца», «Хожение Варсонофия», «Хожение гостя Василия», «Хожение Зосимы» и «Хожение Авраамия Суздальского». Само наименование таких записок породило также и многие произведения, не связанные напрямую с паломничествами, но ставшие символом обширных путешествий по всему свету. Наиболее известное из таких сочинений – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина — записки купца, открывавшего Восток, но не ставившего своей целью на тот момент посещение Святой Земли.
В XVI и XVII веках традиция паломничества на Восток начала возобновляться. Но в период ожидания появились удивительные изменения в сознании русских людей. В самой России стали находить признаки Рая, напоминающие о Святой Земле. Теперь не обязательно было во что бы то ни стало стремиться стать паломником, достигшим земель, где происходили евангельские события. Посещение русских святынь также отождествлялось с паломничеством. Более того, получила развитие идея Нового Иерусалима, заложенная еще в эпоху Сергия Радонежского. В непростой истории Древней Руси почти ни на один год не прекращались войны, моры или стихийные бедствия, а ордынское иго «притормозило» развитие государства на несколько столетий. Именно эти тяжкие испытания стали основой для появления в народном представлении о мире своеобразного поверья, легенды о городе, где никогда не было или не будет всех этих трудностей, бед и злоключений. Причем такой город мог существовать как в реальности, так и в воображении, или, опять же, следуя языку современности — в виртуальном пространстве.
Для верующего человека — христианина — образом такого города-прибежища был в первую очередь Небесный Град Иерусалим — прообраз будущей жизни человека, которая ожидает его после завершения мирского пути. Для человека, не расставшегося с некоторыми языческими представлениями о природе, таким местом стал символ возрождающегося из пепла града Китежа — скрытого или скрывающегося от посторонних глаз, спасенного и спасаемого от врагов, не сдающегося завоевателям, исчезающего из видимого земного пространства, опускающегося на дно священного озера, но при этом — чудом сохраняющегося и заодно сохраняющего всех своих обитателей. Поиски такого города на земле были чаянием многих поколений мечтателей. И если его нельзя было найти, то вполне можно было попробовать создать и построить в реальности.
В некотором роде прообразами таких Небесных градов становились, например, строящиеся монастыри — обители, куда некоторые люди уходили от мирских забот, отказываясь от участия в мирских «злодеяниях». Здесь они с вновь обретенными иноческими именами создавали новый уклад жизни, внутренний, самоуглубленный, медитативный, исихастский. Созданная во времена Сергия Радонежского московская, а затем его учениками и последователями – северная Фиваида новых обителей многократно увеличивала тогда среди русских людей ощущение уверенности и защиты от жизненных напастей. Именно в те годы и появляется, по нашему мнению, в русской духовной среде едва зримая, необычная и в ясном виде вообще не сформулированная идея: Небесного Града в центре русской земли.
Сакральное пространство Русской Палестины имело в те времена первоначально лишь духовные, а не материальные очертания. Два Иерусалима уже были известны во времени: один — исторический, «старый», другой — возведенный византийским императором Константином, «новый». Еще в 355 году он освятил «предреченный пророками Новый Иерусалим, храм Спасителя», когда «старый», ветхий, настоящий — библейский, следуя замечанию Евсевия — биографа императора, — «был обращен в крайнее запустение и понес наказание». Идея Третьего Иерусалима, как и идея Третьего Рима, стали появляться в своей полноте еще на Руси, а затем и в России. Идея Русской Палестины уже давно появилась в русском народном сознании еще в проявившейся и развивающейся «сергианской» монашеской среде. Сама Русь становилась в сознании людей прообразом Палестины, а понятия родины и отечества воспринимались не только как земные или территориальные, но не в меньшей, а даже в большей степени — как духовные. Потому и бытовала в народе поговорка — «в наших Палестинах», что, по сути, и означало — «у нас дома, на родине».
Понятным становится и построение в XVII столетии Ново-Иерусалимской обители. Патриарх Никон воплотил мечты и построил свое «чаяние» — прообраз Храма Гроба Господня рядышком со столицей — Москвой, переименовав даже реку Истру в Иордан. Мы имеем все признаки поисков Рая среди русской земли. Вспомним записи игумена Даниила, который написал свое «хожение» в Иерусалим в начале XII века, познав, по его мнению — что такое Рай. Он приводит такие фразы: «Чюдно и дивно и несказанно и красно», «красотою и всем несказанна есть земля та», «чюдно и несказанно хитростию». Палестина — это почти всегда цветущие деревья, «обильные плоды, чистые и сладкие воды источников, разнообразная фауна, высока», а также яркий свет сверху, удивительное сияние, которое земному человеку выдержать не просто. Всегда упоминается город-сад, «рай насажденный».
Так в России утвердилась традиция паломничества внутри страны. Уже не обязательно было ехать за тридевять земель. Можно было посетить обители и святые места у себя дома. И теперь даже этих людей — ни разу не побывавших на Святой Земле — стали также величать паломниками.
Паломничество по местам святости — где бы она не проявлялась — стало обычной частью обычной жизни православного человека. А далекая Святая Земля стала духовно родной, причем, до такой степени, что сама Русь стала Святой.
Значит ли это, что традиция посещения Иерусалима прекратилась? Конечно же, нет, она развивалась и позднее, особенно в XIX столетии, когда появились новые возможности, варианты и способы доставки паломников к их долгожданной цели.
Немалый труд приложила к этому высочайшая чета — великий князь Сергей Александрович и его супруга — великая княгиня Елизавета Федоровна.
В чем состояла суть перемен?
Для начала скажем о том, что в семьях российских царей и императоров культивировались традиции паломничества. Государи, их жены и дети неоднократно посещали святые места в России. Примером тому может стать близкий к Москве Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь. Его посещали все руководители государства Российского. Преподобный Савва не случайно почти сразу после кончины прослыл «Покровителем Царей Богоизбранных». Царская власть не могла быть самозванной, а только ниспосланной свыше. Сразу же после канонизации Звенигородского Чудотворца на Соборе в 1549 году и помазании на Царство (объявления первым русским православным царем Ивана Грозного) появилась обязательная традиция – посещения монархами Звенигородской обители. Монастырь Саввы Сторожевского становится не просто местом паломничества, а необычным сакраментальным центром подтверждения богоизбранности руководителя государства. Даже супруга Лжедмитрия II Марина Мнишек последовала на поклонение Звенигородскому старцу, чтобы, как считали поляки, получить «великое уважение» русского народа. Цари новой династии Романовых признали Савин монастырь достойным более серьезного поклонения, а его основателя — покровителем царского рода и «молитвенником за Царей Богоизбранных». Верховные правители России регулярно посещали обитель и вкладывали туда немалые средства. Традиция сохранялась в течение всего периода существования Императорской России.
И это только один пример. А их — сотни! В XIX веке и для простых людей появилась возможность посещения Иерусалима, Святой Земли. Количество паломников из России стало исчисляться тысячами! На протяжении всего столетия члены императорской фамилии также неоднократно бывали в тех краях, становились в ряды паломников. Однако им, по сравнению с большинством, попасть на Святую Землю было как раз сложнее. Виной тому стали политические проблемы. По этой причине, неоднократно собираясь совершить паломничество ко Гробу Господню, не смогли этого сделать ни, например, императрица Мария Александровна, ни император Николай II. Однако некоторые великие князья совершали такие поездки, вплоть до начала XX века.
В XIX столетии начался период постоянного русского присутствия в Палестине. В основе лежало событие — приезд на Святую Землю в мае 1881 года великих князей Сергея и Павла Александровичей с Константином Константиновичем. Августейшие паломники посетили Елеонскую гору (там строилась русская церковь Вознесения Господня), провели ночь у Гроба Господня. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) подал тогда идею постройки храма св. равноапостольной Марии Магдалины. Место выбрали в верхней части Гефсиманского сада на склоне Елеонской горы. Средства были выделены императорской семьей. Освятили храм позднее, в 1888 году, в присутствии вновь посетивших Святую Землю великих князей Сергея и Павла Александровичей, а также великой княгини, будущей преподобномученицы Елизаветы Федоровны (в этом храме она ныне и погребена).
Великий князь Сергей Александрович сразу же заметил трудности, возникающие у православных в Палестине, а также беспомощное положение там русских паломников. Так появилась идея создания Общества для помощи русским на Святой Земле. В 1882 году было учреждено в Санкт-Петербурге Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) — для помощи в организации поездок русских паломников по святым местам (Палестина, Афон, Бари), а также для развития науки о прошлом и настоящем Святой Земли и ее популяризации. Председателем ИППО избрали великого князя Сергея Александровича. Почетными его членами становились затем выдающиеся представители русского общества, члены императорской семьи, члены правительства, обер-прокуроры Святейшего Синода, губернаторы и вице-губернаторы, епархиальные архиереи и представители творческой элиты. Деньги собирали по всей России. Ежегодно в Вербное воскресенье (день паломников) в храмах и монастырях Российской Империи проходил сбор для поддержки Русской Палестины.
Путь на Святую Землю был значительно удешевлен, разрабатывались удобные маршруты с возможностью ночевок и остановок. Приобретали новые земельные участки, строили храмы, подворья, больницы и школы. В домах ИППО в Иерусалиме и других городах содержали столовые, читальни, магазины, прачечные и бани. Общество к началу XX века помогло сотням тысяч русских паломников посетить Святую Землю. Появился круг помощников-проводников, знавших турецкий и русский языки, что было важно при пересечении турецких территорий. Обществом были открыты более ста русских школ для населения Палестины, Сирии и Ливана, в которых изучали русский язык и Закон Божий тысячи детей, многие из которых позднее стали известными деятелями культуры своих стран.
По дороге в Палестину из России паломники часто попадали на турецкой территории в Миры Ликийские, где в древности служил святитель Николай Чудотворец, особо почитаемый русскими. Участок земли по этой причине здесь был в 1853 году куплен для паломников. Собирались деньги для его реконструкции, включая храм. Но из-за политических проблем храм так и не успели восстановить. Хотя деньги остались. В 1910 году их решили отдать на постройку русского подворья в Бари (Италия). Возникло еще одно важнейшее направление для паломничества из России — в Италию. Благодарить за это надо великую княгиню Елизавету Федоровну, которая занялась данным вопросом после убиения мужа. После поклонения Гробу Господню паломники считали важным поклониться гробнице святителя Николая, невзирая на большие трудности. В итальянском Бари был также куплен участок земли. Храм и подворье по плану А.В. Щусева построили. Но при советской власти, в 1931 году, его продали итальянцам. Однако уже в наше время, в 2009 году, все вернулось на свои места, и паломники сегодня могут беспрепятственно посещать вновь «свой» русский храм, где покоятся мощи святого Николая.
В настоящее время паломничество из России и в Россию весьма развито. Препятствий для этого никаких нет. Подобные времена не часто «баловали» сторонников обязательного посещения святых мест. Поэтому стоит спешить для того, чтобы вместе с сонмом предшественников увидеть своими глазами и ощутить своей душой великие памятники и земли, где происходили космические события, положившие основу не только человеческой цивилизации, но и всему Мирозданью. Почетное «звание» паломника — это приобщение к высокой культуре, духовности и богатству мировоззрения, которое возможно постигнуть, если отнестись к этому делу, как важной части всей жизни, не потраченной на пустые приключения или бесславные деяния однодневного свойства.
Паломник — это человек, который приобщается к Вечности. Он стремится к намеченной цели для поклонения с молитвой, постом и покаянием. Он хотя бы раз совершает свое главное путешествие, в том числе — в глубины своей души, а потому вряд ли останется равнодушным после прохождения маршрута к неожиданно преобразившемуся для него миру, в котором давно и точно указаны и Путь, и Истина, и Жизнь.
Соловки
Соловецкий архипелаг – так называют это место, находящееся в Архангельской области. Там есть Святое озеро и гора Голгофа – это самая высокая гора всех Соловков. Люди приезжают сюда больше для того, чтобы отдохнуть душой. На территории острова имеется множество старинных построек и просто красивых природных мест.
Здесь открывается прекрасный вид, который может исцелить человека от любых душевных терзаний, дурных напастей. Это мистическое и одновременно загадочное место, которое обладает особой энергетикой: здесь можно увидеть такие загадочные древние сооружения, как дольмены, курганы и лабиринты из камней.
Здесь находится огромное количество храмов с уникальной архитектурой и чудодейственными силами. Туристы приезжают попросить здоровья и семейного благополучия. А ещё здесь можно встретить целителей, ясновидящих и других интересных людей.
Оптина пустынь
Это один из самых старых и известных монастырей всей России. Людей лечит и само место, и молитвы, которые там звучат. Туристы покидают это место с чувством лёгкости, эмоции захватывают их полностью.
Сюда может приехать человек с надеждой на последний шанс. После посещения Оптиной пустыни одна знакомая женщина, которая никак не могла забеременеть, смогла это сделать, при этом родить здоровую тройню.
Дивеево
На юге Нижегородской области лежит четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной удел Богородицы. Около 1760 года монахине Александре из Флоровского монастыря в Киеве было два видения. В первом Божья Матерь отправила ее в дальний путь, а когда Александра добралась до села Дивеево, то услышала второе указание: основать там обитель. В 1789 женский монастырь взял под свое покровительство иеродиакон Серафим, который со временем станет одним из самых почитаемых русских святых. Чудотворные мощи Серафима Саровского по сей день хранятся в Дивеевском монастыре. Не упустите случая набрать воды из целебных источников и пройтись вдоль канавки, созданной при преподобном Серафиме. По преданиям, он приказал сестрам вырыть канавку там, где ступала Богородица, и рассказывал, что тут у него «и Афон, и Киев, и Иерусалим».
Как добраться: на автомобиле — через Муром или Рязань и Шацк; на поезде — до города Арзамас, дальше на автобусе или такси. Ближайшие аэропорты: Нижний Новгород, Москва.
Сайт Серафимо-Дивеевского монастыря
Святые места России
Соловецкий архипелаг в холодном Белом море всегда казался людям запредельной, мистической землей. Древние жители Поморья строили на Соловках лабиринты (их назначение до сих пор не разгадано), сооружали курганы, проводили языческие обряды. Первые православные иноки добрались до отдаленных островов в 15 веке — тогда и был основан Соловецкий монастырь, вскоре ставший одним из главных духовных и культурных центров русского Севера. Кроме монашеского служения, было и гражданское: с конца 16 века при монастыре содержались войска, отражавшие нападения северных соседей. Известны Соловки и как место ссылок. В советские годы монастырь стал частью печальной лагерной истории, затем пережил второе рождение — и в древние стены вернулся прежний дух. Чтобы проникнуться их подлинной атмосферой, на Соловках нужно провести хотя бы неделю. Не забудьте взять репеллент и теплую, непромокаемую одежду — природа там суровая.
Как добраться: на самолете из Архангельска (зимой), на теплоходе из Кеми и Беломорска (с июня по август). Ближайшие аэропорты: Петрозаводск, Архангельск.
Сайт Соловецкого монастыря и туристско-информационного центра
Преображенская церковь в Кижах — полностью деревянная, увенчанная 22 главами — похожа на волшебный дворец из сказки. Впечатление усиливается, если не полениться и встать ранним утром, когда по Онежскому озеру расплывается туман. По легенде, когда возводили церковь, один из мастеров, закончив работу, выбросил топор в реку и сказал: «Не было такой никогда и не будет более!» Рядом вторая церковь — Покровская, ныне действующая после большого перерыва, а между ними — шатровая колокольня, самое молодое здание ансамбля. Вопреки всеобщему убеждению, при строительстве Кижей гвозди все-таки использовались: вначале деревянными, а позднее коваными гвоздями закрепляли лемехи — деревянные пластины на куполах.
Дивеевский монастырь и «деевские воды»
Именно здесь жил известный Серафим Саровский, а в одной из церквей села покоится его прах.
Батюшка Серафим стал земным ангелом-хранителем дивеевского женского монастыря. И говорил так: «В обитель-то мою до тысячи человек соберётся и все …все спасутся, я упросил, убогий, Матерь Божию …и, кроме трёх, всех обещала Милосердая Владычица спасти».
Здесь же находится ещё один источник, который известен своими чудодейственными силами называется «Деевские воды». Находится он в селе Дивеево.
Эти воды известны тем, что из некоторых источников можно только пить, а некоторые оборудованы под купальни. Здесь излечиваются люди с разными заболеваниями и получают как физическое, так и психическое здоровье.
Нилова пустынь
Прекрасный Селигерский край на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом — это не только исключительной красоты озера и идеальное место для отдыха на природе. На острове Столобный в 10 км от Осташкова расположилась Нило-Столобенская пустынь. В 1528 году в этих краях поселился преподобный Нил. Первую зиму он провел в пещере, затем построил келью и часовню.
После преставления преподобного на крохотный островок стали стекаться отшельники и паломники, в 1594 году открылся монастырь, а со временем пустынь превратилась в один из самых почитаемых монастырей России. В 20 веке пустынь разорили, но после распада СССР она возобновила служение. Приложиться к мощам преподобного Нила можно в Богоявленском соборе, с колокольни которого открывается умопомрачительный вид на окрестности.
Как добраться: на автомобиле, поезде или маршрутке до Осташкова, затем 22 км до монастыря (несколько раз в день ходит автобус). Ближайшие крупные аэропорты находятся в Москве.
Сайт Нило-Столобенской пустыни
Нилова пустынь
Нило – Столобенская пустынь – православный храм мужского типа в Тверской области на озере Селигер. Многие туристы приезжают сюда, чтобы вылечиться. Всё дело в том, что в нём установлены специальные родановые ванны. Они способны вылечить сложные заболевания, такие как воспалительный артрит или даже перелом.
Читайте также: