Посетить собор казанской божьей матери казань
«Мы с вами стоим в величественном храме, построенном на народные средства», — обратил внимание патриарх Московский и всея Руси Кирилл на освящении воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери. Сегодня храм, над которым работали почти пять лет, предстал во всем своем величии тысячам жителей и гостей города. О том, кто приехал разделить радость от возрождения «главного храма» республики, что подарил предстоятель РПЦ казанцам и каким видят будущее собора сами верующие, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
Сегодняшнее утро для сотен казанцев и гостей столицы началось на подступах к Благовещенскому собору Казанского кремля. Еще накануне туда перенесли чудотворный Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери, чтобы на следующее утро молитвенно встретить великий православный праздник в честь обретения священного образа.
Всем прихожанам раздавали памятные напечатанные иконки с чудотворным образом, которые можно было повесить на груди.
Молебен в честь Казанской иконы Богоматери должен был начаться в 7 утра. Но по факту стартовал еще чуть раньше, отчего не все пришедшие к назначенному часу смогли попасть внутрь. Но уже через несколько минут икону вынесли из храма, чтобы вместе с ней крестным ходом пройти к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю. Все основное действо разворачивалось именно там, на освящении воссозданного кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.
Маршрут следования крестного хода традиционный, им проходят верующие каждый год в этот праздник. Исключением разве что стал 2020-й, когда в условиях пандемии проводить столь массовые мероприятия было невозможно. Нынче благодаря вакцинации, конечно же, эпидемиологическая обстановка чуть разряженнее.
Для многих этот крестный ход стал первым в жизни. Вот, например, Денис и Анна. Они рассказали, что всегда чтили православные традиции и в этот святой день решили быть именно здесь.
Для некоторых участников крестного хода сегодняшнее открытие стало новостью. Например, Максим и Родион приехали из города Болгара. О воссоздании собора они сказали многозначительно: «Надеемся, достроят его с Божьей помощью».
Одна из сестер милосердия, Елена (в желтом), восхищалась тем, сколько людей по доброй воле в рабочий день пришло на крестный ход. Воссоздание собора Казанской иконы Богоматери она назвала уникальным событием. «За пять лет заново построили разрушенный храм, который при царе Иоанне Грозном был построен под икону! Представляете, есть икона и под нее строят храм! И сейчас этот собор построен специально под икону. Уникальный случай!» — рассказала женщина.
Основная часть верующих подошли к соблюдению антиковидных требований сознательно, хотя о соблюдении социальной дистанции речи не шло.
Выйдя через ворота Спасской башни, процессия во главе со священнослужителями, несшими Ватиканский список, спустилась вниз, под стены Казанского кремля. Оттуда — по улице Батурина с поворотом на Карла Маркса и потом на Миславского, упираясь непосредственно в главные ворота Казанско-Богородицкого монастыря.
Ничего не помешало сотням верующих во время крестного хода. Порядок охраняли сотрудники полиции, а центральные улицы были перекрыты, чему в рабочее утро не обрадовались автомобилисты.
У монастыря всех ждал небольшой сюрприз — попасть на территорию сразу не получилось. Народ разбежался врассыпную, обходя монастырь с других улиц в попытках найти проходы. Таковые находились — например с неожиданной ранее стороны — улицы Япеева.
Пропустив через металлорамки, измерив температуру и обработав руки антисептиком, верующих допускали на центральную площадь монастыря.
К этому времени на площади перед собором уже находились люди. Не все в это утро проследовали крестным ходом с иконой, кто-то пришел сразу к собору.
Никого из простых смертных в освящаемый сегодня собор не пускали. Во-первых, ждали высоких гостей — в лице прежде всего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, полпреда президента РФ в ПФО Игоря Комарова, спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко и прочих. Во-вторых, Роспотребнадзор выдал строгие предписания на праздник — в собор запускать не более 250 человек. Это чуть меньше половины от проектной «мощности» храма. Эпидемиологическую квоту решили заполнить главным образом различного рода VIP-гостями. Они проходили в собор по приглашениям.
Простые же верующие ютились на площади перед собором. Для них поставили огромные экраны, чтобы в прямом эфире они могли следить за трансляцией происходящего внутри.
На площади вокруг собора установили своего рода ноу-хау — мобильные пункты для исповеди с приставленными к ним батюшками. Пока верующие ждали приезда патриарха (примерно часа полтора), они могли подойти к священнику и исповедаться. Следует отметить, что такой возможностью многие и воспользовались.
Иерей Николай сегодня был популярен и у журналистов. На вопрос о том, какое будущее у возрождаемого собора, он отвечал, охватывая взглядом площадь: «Видите, сколько народу? Значит, все впереди!»
«Были безбожные времена, сейчас все налаживается. Нас уже можно смело в историю записывать — мы становимся свидетелями возрождения величественного собора! — рассуждал иерей. — Как разрушался собор богоборческими силами, властями, так и восстанавливался всем миром — и православными, и мусульманами, и католиками».
Еще один необычный момент на площади — мобильные церковные лавки, где можно было приобрести иконы с Казанским образом. Ценник был не такой уж и демократический. Большая распечатанная на принтере икона стоила, например, 1,7 тыс. рублей, маленькие образа — 500 рублей.
Но торговля шла не слишком бойко. Многие верующие приходили к собору сегодня со своими семейными, уже намоленными иконами.
Татьяна, держа икону в руках, рассказала, что стала одной из первых прихожанок воссозданного храма. «Мы, прихожане этого храма, стояли у истоков, когда его только передали, когда икона была возвращена из Ватикана. Нас сначала было очень мало, кто ходил сюда», — вспоминала женщина.
Приезда патриарха верующие ждали порядка полутора часов под открытым небом, на жарком июльском солнышке. Тут как никогда кстати пригодились сестры милосердия, которые раздавали страждущим по коржику и бутылке воды известного в республике бренда из монастыря Зеленодольского района.
Но в какой-то момент ожидание затянулось. И народ заскучал.
Люди разными способами старались спастись от зноя.
Кто-то прятался под забором, кто-то — в маленьком клочке тени от Крестовоздвиженского храма, кто-то пристраивался у неотреставрированного сестричинского корпуса.
Не всем почетным гостям, видимо, хватило пригласительных внутрь собора. И они были вынуждены, как и все, ютиться на площади. Вот, например, опечаленная делегация из Лаишевского района вместе с главой.
Проделавший долгий путь глава Набережных Челнов Наиль Магдеев также оказался на площади перед собором. «Мы многоконфессиональная республика, с уважением относимся к любой вере, которая имеет место быть в нашей республике. Поэтому я здесь, с чувством большой радости от того, что появился этот прекрасный храм», — поделился Магдеев своими впечатлениями. «Думаю, что на века этот объект будет не только украшением Казани, нашей республики, но и местом, куда православные могут прийти, пообщаться с Всевышним», — добавил Магдеев и скрылся в толпе. Внутри его позже нам заметить не удалось, так что, возможно, мэра Челнов так и не пустили.
Патриарх Кирилл прибыл к собору строго в 10:00, как и следовало по протоколу. Его на входе встречал президент РТ Рустам Минниханов и Комаров, одарившие главного гостя букетами белых роз. Подъехал патриарший кортеж с другой стороны собора, так что верующие смогли его лицезреть только на экранах.
Чин освящения воссозданного собора начал еще митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл до приезда патриарха. Казанское духовенство собрало престол, освятило его, митрополит обошел собор. Его святейшество приехало, по сути, ко второй части таинства.
Вообще, освящение проходило в основном силами местного духовенства. Членов патриаршей делегации насчитывалось не так много, а если и были, то за ними в основном были протокольные манипуляции.
Полной неожиданностью было увидеть в числе первых лиц бывшего митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия, находящегося ныне на покое. Он, мягко говоря, не пользовался благосклонностью митрополита Феофана. Но с приходом на казанскую кафедру владыки Кирилла все чаще стал появляться на праздничных службах. Для Анастасия это большое признание всех его прежних заслуг на татарстанской земле, особенно учитывая, что к воссозданию собора он имеет гораздо большее отношение, нежели владыка Кирилл.
По обе руки от патриарха служили в торжественной литургии уже упомянутый митрополит Анастасий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Елабужский Иннокентий, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Последний, кстати, некоторое время после смерти владыки Феофана с приставкой «врио» служил в Казани и лично следил за ходом строительных работ в соборе. Поэтому в каком-то смысле сегодня собрался пул совсем не далеких для Казанского собора архипастырей. Сам патриарх Кирилл, напомним, в 2016 году закладывал этот храм, впервые посещая столицу РТ.
В завершение чина освящения патриарх Кирилл у престола с коленопреклонением прочитал молитву о создании и обновлении храма, а затем, выйдя к народу, окропил всех святой водой.
После этого началась праздничная божественная литургия — первая в истории воссозданного храма. Она продолжалась почти два часа. Все транслировалось в интернете и по нескольким федеральным каналам. В какой-то момент под сводами собора даже звучала молитва на татарском языке — по всей видимости, решили воздать должное вкладу кряшенской общины Татарстана.
В соборе было куда прохладнее, чем на площади. Нараспашку открыли все двери, создав легкий сквозняк, не позволявший всем участникам богослужения задохнуться в масках.
А масочный режим соблюдали все без исключения. Особенно VIP-гости. Например, глава госкомитета РТ по тарифам Александр Груничев.
Или председатель совета директоров АО «Казанский жировой комбинат», глава чувашской общины Татарстана Дмитрий Самаренкин.
Или министр спорта РТ Владимир Леонов (который, ко всему прочему, еще и припозднился на службу).
Возможно, все дело в том, что за соблюдением всех мер следила лично глава управления Роспотребнадзора по РТ Марина Патяшина.
Но, скорее всего, дело в сознательности самих участников богослужения. Бывший гендиректор АО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов, как всегда, пришел не только в маске, но и в перчатках.
В конце праздничной службы — традиционно причащение святых Христовых тайн. Для тех, кто был внутри собора, это выглядело примерно так.
А для тех, кто снаружи — примерно так. Сестры милосердия заботливо после причастия раздавали просфору и разливали запивку.
После службы и перед переходом к светской части мероприятия патриарх вместе с духовенством преклонился перед Ватиканским списком.
К этому моменту в собор уже прибыла главный гость из Москвы — Матвиенко. Хотя ждали в Казани гостей все же другого уровня.
Вместе с другими почетными гостями прибыли и представители других конфессий. На самой службе они по понятным причинам не были, подошли уже только послушать патриарха.
«Этот храм выстрадан многими поколениями людей, живущих в Казани. Это уже четвертый храм на месте явления Пресвятой Богородицы… Сегодня такое великолепие выстрадано, и это сделано очень многими людьми, которые хотели сохранить святыни, традицию, веру, — взял первым слово митрополит Кирилл на правах хозяина площадки. — Не могу не сказать слов благодарности Рустаму Нургалиевичу Минниханову, который принял решение о восстановлении собора. Первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев все эти пять лет постоянно и очень скрупулезно смотрел за строительством собора. В этот святой день я не могу не вспомнить человека, который зажег огнем всех, кто участвовал в возрождении. Это владыка Феофан, который погребен за алтарем храма и духом невидимым сегодня присутствует с нами. Ваше святейшество, пять лет назад вы заложили этот храм здесь, в Казани. Мы с благодарностью радуемся, что сегодня вы, именно вы, совершили великое освящение собора Казанской иконы Божией Матери».
«Сегодня великий день. Мы освятили кафедральный собор, вновь построенный на том месте, где была обретена икона чудотворная, ставшая во всем мире известна как Казанская икона Божией Матери. Конечно, это историческое событие», — взял слово патриарх.
«Мы с вами стоим в величественном храме, построенном на народные средства. Построенном, потому что люди того желали, — отметил глава РПЦ. — Невозможно заглушить ростки духовной жизни, которые произрастали из глубины веков, которые питались соками величайшей духовной культуры и интеллектуальных прозрений нашего народа. Эта интеллектуальная духовная мощь взрастила древо, в том числе православной веры».
«Невозможно не сказать о замечательной роли властей Татарстана, — обратился к руководству республики Кирилл. — Я хотел бы с благодарностью отметить и Минтимера Шаймиевича (патриарх оговорился — прим. ред.), и Рустама Нургалиевича, и тех, кто с ними трудился, чтобы построить этот замечательный собор. Ваши имена занесены в историю Казани, России и РПЦ».
Для новоосвященного собора он вручил икону Пресвятой Богородицы «Знамение».
Митрополиту Казанскому и Татарстанскому патриарх вручил панагию. А для детского сада епархии он передал образ царя-страстотерпца Николая II и его семьи.
Для епархии патриарх передал 27 напрестольных евангелий: «Это, конечно, не на все приходы — иначе надо было бы грузовик книг привезти, поэтому вот такой символический дар».
А всем, кто присутствует на богослужении, патриарх попросил передать небольшое изображение Казанской иконы с патриаршим благословением.
После этого последовали ответные речи Комарова, который зачитал обращение президента РФ Владимира Путина.
«Здесь, в Татарстане, мы постоянно видим пример трепетного, сердечного отношения к истории России, к ее многовековому наследию, созданному всеми без исключения народами, издревле живущими на нашей земле», — добавила Матвиенко. Она нашла «глубоко символичным» почти полное совпадение дня освящения собора с одним из главных мусульманских праздников Курбан-байрам, который «напоминает нам о сострадании, милосердии, благочестии».
Об историческом событии рассказал и Минниханов, который напомнил, как вместе с патриархом пять лет назад закладывали сей собор. «Воссоздание собора наряду с возрождением мусульманских святынь древнего Болгара стало ярким примером восстановления исторической справедливости, наглядным воплощением курса Татарстана на многонациональное, многоконфессиональное сотрудничество», — сказал Минниханов.
Он выразил благодарность Путину, который поддерживает реализацию различных проектов на территории Татарстана. Отметил, что уникальный проект осуществлялся фондом «Возрождение» под руководством первого президента РТ, госсоветника Шаймиева. Вспомнил и роль почившего владыки Феофана. И, наконец, высказал принципиальный для многих момент, что сейчас «закладывается основа для увеличения потока паломников к образу державной заступницы России — Казанской иконе Божией Матери, которая известна всему миру».
Конечно, не могло обойтись и без выступления Шаймиева. Он еще раз обратил внимание на межконфессиональный мир и согласие в Татарстане, на то, что путь, избранный республикой когда-то, дал свои плоды. «Этот путь простым никогда не был, но это светлый путь, по нему надо идти, несмотря на тернии, которые бывают, когда совершаешь великие дела. А в том, что у нас получится, — сомнений нет. Мы можем — без булдырабыз: так у нас люди говорят. Мы сможем очень многое, когда мы едины. А мы таковыми становимся».
А дальше уже самое приятное — награждение. Патриарх наградил митрополита Кирилла орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени.
Минниханова удостоили орденом преподобного Сергия Радонежского I степени.
Шаймиева — орденом преподобного Андрея Иконописца I степени.
Исполнительного директора фонда «Возрождение» Ларионову наградили орденом преподобной Ефросинии Московской III степени.
Гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова, внесшего существенный вклад в воссоздание собора, — орденом Славы и Чести III степени.
Таким же орденом наградили и второго основного спонсора Шигабутдинова.
Первого заместителя главы Казани Дениса Калинкина — медалью Чести и Славы.
И на «десерт» — патриаршая грамота гендиректору ООО «Евростройхолдинг+» (главному подрядчику при воссоздании собора) Владимиру Казилову.
После этого патриарх еще раз всех поблагодарил за столь прекрасный собор и спустился на экскурсию в пещерный храм. К сожалению, там уже без СМИ. Поднявшись, все гости возложили к могиле владыке Феофана за алтарем собора цветы и преклонились перед ним.
К этому времени на площади осталось уже не так много людей. Но те, кто остался, смогли потом посетить собор. Оцепление после отъезда патриарха сняли и верующих впустили внутрь. С этого момента собор считается открытым для всех прихожан. Чего пока нельзя сказать о его главной жемчужине — пещерном храме, для которого график посещения не сверстан.
Богослужения в Казанском Богородицком монастыре
Святая обитель чрезвычайно ценится православными людьми. Ежегодно сюда съезжаются тысячи христиан, желающих приобщиться к великому. Восстановленная Крестовоздвиженская церковь принимает всех желающих на своей территории, каждый здесь может поклониться Святыне.
Список иконы можно обнаружить на втором этаже собора в правой части церкви, если встать лицом к иконостасу. Помимо нее место является хранителем и другой святыни — здесь размещены ковчег с частицами ризы Пресвятой Богоматери и частицы мощей прочих святых.
Территория храма включает в себя часовню, звонницу, временно расположенную на земле недалеко от входа, и гостиницу для туристов и паломников.
Казанский Богородицкий монастырь
Каждому православному человеку при упоминании удивительного города Казань в первую очередь на ум приходит место обретения чудотворного образа Богородицы и монастырь, отстроенный в ее честь. Христиане очень чтят Казанский Богородицкий монастырь, расположенный на Большой Красной улице в самом сердце города.
На протяжении многих веков святыня оставалась крупнейшей и известнейшей в Поволжье. В невероятно красивый архитектурный комплекс, раскинувшийся на нескольких гектарах в центре Казани, входили несколько церквей, соборов и часовен, также здесь были размещены жилые корпуса, колокольня и здание церковно-приходской школы. Сейчас основная часть архитектурного ансамбля разрушена, но сама обитель по-прежнему действует, а работа по восстановлению прочих строений ведется беспрерывно.
До 1917 года монастырь был женским, с 2005 года он является мужским. В настоящее время в здании проживает 9 братьев.
Вопрос священнику
Реконструкция
До нашего времени сохранилась лишь часть зданий всего архитектурного комплекса, самым древним из которых стала Софийская святыня. Несколько корпусов ни разу не ремонтировались, полностью обветшал теплый храм Николы Тульского и своеобразные башни ограды.
Единственным относительно сохранившимся строением является Крестовоздвиженская церковь, куда в 2005 году перенесли Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.
Несколько последних лет на территории бывшего монастыря в части зданий идут восстановительные работы. За это время вернули к жизни надвратную церковь святой Софии, которую повторно освящали в 1994 году. Она не может похвастаться богатым внутренним убранством, здесь есть лишь несколько икон, которые пожертвовали другие церкви, и иконостас современного типа. В будущем будут воссозданы красивые фрески на стенах, которые в свое время были уничтожены. У прихожан церкви и ее членов есть надежда на то, что будет найдено то, что осталось от пещерного храма, а сам Казанский собор будет восстановлен. Также в результате реставрационных работ планируют восстановить Богородицкий собор.
После восстановления Крестовоздвиженского корпуса в 2005 году он вновь начал свою работу. Богослужения здесь проходят каждый день, место открыто и в другие часы для всех верующих и туристов. Зимой 2007 года святой обители присвоили статус мужского монастыря, сейчас его главой является иеромонах Питирим.
Посетить собор казанской божьей матери казань
4 ноября 2015 года президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов подписал указ о воссоздании собора в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин закладки восстанавливаемого собора на месте явления чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы.
Большое внимание и содействие строительству также оказывали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (1947-2020) и государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.
Проект восстановления Казанского собора разрабатывался коллективом ГУП «Татинвестгражданпроект», генеральным подрядчиком строительства стала компания «Евростройхолдинг». Росписью храма, декором иконостасов и написанием икон для иконостасов занималась «Мастерская Пахомова» (Ставрополь), убранство Пещерного храма создала компания «Домострой» (Москва). Исторически на фасадах собора находились иконы, выполненные на металле, фасады нового собора украшены мозаиками.
Новое здание храма, возведенное на историческом фундаменте, стало одной из архитектурных доминант столицы Татарстана.
21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Казанского собора.
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
Тысячи верующих прошли крестным ходом на место явления Казанской иконы Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери, г. Казань (п. Царицыно)
Престольный праздник: 16.11 20112Церковь действует
Престолы: Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль: ампир
Год постройки: 1829 г.
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, пос. Царицыно, ул. Владимирская 1-я, д. 42.
Телефон: (843) 273-16-44, 273-16-14
Проезд: выезд из центральной части Казани по улице Ершова, на Советской площади свернуть направо на улицу Академика Губкина. Проехать прямо перекресток с проспектом Победы (Южная трасса) и въехать в поселок Царицыно. Вслед за изменением направления дороги сделать зигзаг налево-направо и примерно через 500 метров после перекрестка с проспектом Победы на левой стороне дороги будет церковь.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Рождество Пресвятой Богородицы. Фоторепортаж
История
Обитель была основана в 1579 году, этот же год является годом явления иконы. В те времена восточная часть города была разрушена из-за сильного пожара, в одном из пострадавших дворов нашли образ. Существует легенда, что про место, где нужно искать святыню, рассказала людям сама Матерь Божья, являвшаяся трижды во сне маленькой дочери новгородского дворянина Матроне, жившей в Казани. После того, как было получено благословение Казанского архиерея Иеремии, икону начали искать; вскоре девочка отыскала ее в точности там, где и сказала во сне Богоматерь. Позже царь Иван IV издал указ о возведении в городе Богородицкого монастыря. Предание сообщает, что в качестве первой монахини святыни выбрали Матрону, которая приняла постриг и стала называться Маврой.
Впоследствии икона была повторена огромное количество раз, но оригинал, длительное время пребывавший в соборе Казани, сделал монастырь широко известным местом.Святыня находилась под покровительством царя Ивана IV, который не жалел на нее средств: о роскоши и богатом убранстве монастыря знали все, равных этому месту в те времена не было. По некоторым достоверным сведениям, пожертвования известных лиц, крестные ходы и множество паломников, приходивших в монастырь для молитвы над святой иконой, приносили городской казне 70% всех доходов.
В 1590 году был построен собор из камня, туда затем была перенесена икона. По прошествии двух веков там, где находилось временное сооружение, был воздвигнут новый храм во славу иконы Богоматери. Созданием проекта архитектурной конструкции, воплощенной в классицистическом стиле, занимался именитый архитектор И. Старов. Общая высота святыни составила 44 метра. Украшен собор был пятью полусферическими куполами и тремя огромными фронтонами, имевшими колонны с каждой из сторон, кроме алтаря.
Весной 1722 года в святыне гостил Петр I, а 45-ю годами позже в монастырь наведалась Екатерина II, которая преподнесла Казанской иконе и иконе Спасителя, находившейся здесь же, две короны с бриллиантами.
Монастырские сооружения также включали в себя Никольский храм, отстроенный в начале XIX века, и Крестовоздвиженский храм, который должен был заменить Софийский. Обе постройки находились на севере и юге от собора. В результате Софийский храм не был разрушен, а новый был просто пристроен к нему. В качестве завершения общего ансамбля выступали возведенные полукругом Никольский и Настоятельский соборы. Каждый из них имел один большой полусферический купол, здания были построены в стиле классицизма. К одним из наиболее древних сооружений этого ансамбля, помимо Софийского храма, относят 55-метровую колокольню.
Летом 1904 года первозданная икона была украдена из Богородицкой святыни, сейчас ее местонахождение и судьба неизвестны. Спустя какое-то время в качестве дара от патриарха Константинопольского на ее место была помещена другая икона Богородицы, названная «Всеблаженной».
В начале XX века в подземелье святыни был выстроен подземный храм на средства великой княгини Елисаветы Федоровны. К началу революции место было наиболее состоятельным и обустроенным во всей Казанской епархии. Здесь производились свечи, функционировал цех по украшению вещей золотом и аккуратная мастерская. Обширная территория включала в себя пасеку и невероятной красоты фруктовый сад.
Монастырь продолжал расширяться, во время революции в стране он уже мог похвастаться 500 проживающими в нем насельницами. В годы же перед революцией для многих августейших особ было честью посетить это место.
После революции стали массово закрываться святые места. Власти постановили закрыть Казанский Кремль и все его храмы, в то время Богородицкий монастырь собрал под своей крышей все основные святыни города, среди которых были и мощи святых. Для сохранения здания в нем зарегистрировали православную общину, но позже она была перенесена в Петропавловский собор. С этого момента храм начали разорять.
Жилые помещения отдали студенческому общежитию, что привело к ухудшению состояния строений: была сломана часть дверей и окон, лестничные ступени и перила были использованы в качестве дров, большинство памятников и скульптур были уничтожены. С колокольни были сняты колокола, а основной собор по решению властей взорвали в 1931 году.
В течение какого-то времени в монастырском дворе строилась киностудия, но дело не было доведено до конца. В зданиях, которые пустовали, оборудовали табачную фабрику, а на месте монастырского кладбища стали строить новые жилые дома. Во время Великой Отечественной войны полностью переоборудовали Крестовоздвиженский храм, заселив его людьми, это привело к его окончательному разорению.
Контакты
Адрес: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Большая Красная д.5, Казанско-Богородицкий монастырь
Казанская икона Божьей Матери. Казанский Богородицкий монастырь
Покажу я, как добраться до монастыря от Казанского Кремля и от ближайшей остановки (она только одна). Ниже представлен маршрут, как добраться от Казанского кремля до Казанского Богородицкого монастыря, а также как добраться от остановки. Интересно то, что остановка находится прям напротив КГТУ-КАИ, бывшей Казанской императорской гимназии, тоже очень интересном здании, о котором как-нибудь потом напишу. Монастырь сам находится на улице Большая Красная, дом 5.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти). Как доехать до кремля в Казани я писал ранее.
Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу. Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов. Сейчас, к сожалению, все стоит в разрушенном состоянии, что я Вам, непременно покажу далее. Теперь немного фотографий и комментарий к ним.
Интересные экскурсии для вас:
Посещение Острова-града Свияжска — это увлекательный экскурс в историю государства Российского.Как добраться
Добраться до места можно на метро, выйдя на станции «Кремлевская». Необходимо воспользоваться выходом направо, затем двигаться вниз по улице Батурина.
До святыни ходят автобусы, выходят на остановках «КАИ» (№ 22, № 28, № 89) и «Улица Батурина» (№ 22, № 28а, № 89).
Также можно добраться до церкви на собственном транспорте, направляясь от площади Свободы по улице Большой Красной по направлению к Казанскому Кремлю. Храм будет расположен справа после пересечения с улицей Япеева. Удобно воспользоваться услугами местных служб такси или вызвать машину через приложение Яндекс.Такси, Максим, Gett или Uber.
Посетить собор казанской божьей матери казань
18.09.2021Воскресная школа начинает свою работу в воскресенье, 19 сентября
30.08.2021Митрополит Кирилл совершил в Казанском соборе утреню с чином погребения Плащаницы Пресвятой Богородицы
30.08.2021В день знаний митрополит Кирилл совершит Литургию и молебен на начало нового учебного года
Духовенство храма
Настоятель храма: иерей Евгений Гаврилкин. Клир: протоиерей Евгений Забродин, иерей Николай Тимофеев, иерей Олег Демидкин, диакон Николай Сергеев.
История храма
Храм Казанской иконы Божьей Матери был построен в селе Царицыно в 1825-1829 годах. Строительство производилось на средства прихожан – крестьян села Царицыно, деревень Аки, Константиновки и Чебокса.
В 30 – е годы храм закрыли, но в 1945 году – он вновь открылся. В 1940 году село Царицыно вошло в состав города Казань, поэтому храм, вновь открывшийся в годы Великой Отечественно Войны, стал очень популярным среди горожан.
В 60-е годы храм Казанской иконы Божьей Матери оказался сильно отдален от центра города, и было принято решение преобразовать его в Кафедральный Собор Казанской Епархии, а Никольский Собор – снести. Но планам этим, к счастью, не суждено было реализоваться. С тех пор, как церковь была построена, она практически не изменилась, ни внешне, ни внутренне, до сегодняшнего дня. Столбики и ограды, конечно же, покосились и состарились, но держатся до сих пор.
Снаружи храм очень похож на Троицкий собор Александро-Невской лавры Петербурга, только размер в несколько раз меньше. Купол и его основания, пропорции основных частей здания, окраска – белая с желтым, - все практически одинаково.
Внешне и внутренне - поразительный контраст. Внутри храма все голубое, подобно небу. Каждый, кто заходит сюда, отмечает необыкновенную красоту и спокойствие, которое дарить храм: небесно голубой цвет, позолота, иконостас в три яруса, многочисленные свечи, которые создают неповторимую атмосферу – все это позволяет отвлечься и предаться божественной ауре. На первый взгляд может показаться, что сюда редко заходят люди. Однако, посетители здесь постоянно.
Село Царицыно стало одним из первых русских поселений в Казанском крае. Храм и приход здесь существовали уже в начале 1560-х годов. Нынешняя двухпрестольная церковь построена в 1825-1829 годах на средства прихожан — удельных крестьян села Царицына и деревни Аки в характерном для этого периода стиле ампир. В конце 1940-х годах Царицыно оказалось в черте Казани, и скромная сельская церковь, открывшаяся вновь в годы Великой Отечественной войны, стала многочисленным городским приходом. В 60-е годы – время «хрущевской оттепели» – Царицынский храм ввиду его отдаленности от центра города было решено преобразовать в кафедральный собор Казанской епархии, Никольский же собор предполагалось снести, но Божией милостью замыслам этим не суждено было исполниться.
Эту церковь очень хорошо знают старожилы города и очень плохо – современные казанцы. В те недавние годы, когда вера у нас держалась «под замком», новички быстро узнавали у тех, кто уже был, как добраться до пригорода Казани с красивым именем Царицыно – креститься самим или крестить детей, исповедаться, чтоб стало легче на душе, причаститься, заказать панихиду… Думается, немало наберется казанцев среднего поколения, которые именно этой маленькой, неприметной церкви на окраине города обязаны самым важным шагом в своей жизни – святым крещением. Да, конечно, в самом городе действовали Никольский собор и церковь Ярославских Чудотворцев, но подальше было все-таки как-то поспокойнее: не дежурили у входа комсомольцы, не докладывали потом на работу… Село – оно и есть село, хотя бы даже и пригородное (сейчас уже совсем в черте города). Место это – необыкновенно красивое. Церковь ли его украшает или, оно – церковь? Бог ведает. Только редко где еще в городе или окрестностях увидишь такую панораму широкой и глубокой долины, на одном склоне которой – почти весь Советский район, а на другом – дальние леса в дымке и игрушечные домики поселков. На дне седловины – само древнее Царицыно с деревенской застройкой, над крышами которой всплывает полусферический купол церкви, и солнечно желтеет ее колокольня с огромным старым колоколом в проеме (таким огромным, что его можно различить почти за километр).
Кажется, такая огромная долина могла бы вместить целую широкую реку, не меньше Казанки – а в ней струится всего лишь крошечная Нокса, на берегу которой и стоит церковь. А на другом берегу – старинное кладбище. Приход здесь существовал уже в 1570-х гг. – всего через 20 лет после покорения Казани.
Церковь в честь Царицы Небесной, в честь чудотворного Ее образа – иконы Казанской, была возведена и освящена в 1829 году. Тогда отмечалось 250-летие обретения этой святыни. С тех пор практически ничего в ее облике не изменилось, что само по себе удивительно. Какой она была снаружи и внутри в пушкинское время, такой стоит и сейчас (кстати, сам Пушкин осматривал Царицыно – потому что Пугачев напал на Казань как раз с этой стороны). Даже столбики ограды – чуть покосились, но держатся.
Снаружи церковь поразительно напоминает Троицкий собор Александро-Невской лавры Петербурга – только уменьшенный во много раз. Купол и его основание здесь и там практически одинаковы. Пропорции основных частей – почти те же. Та же, желтая с белым, окраска. Тот же единственный полукруг алтаря – огромный, смотрит на широкую Неву там, маленький, смотрит на крошечную Ноксу здесь. Только над западным порталом Троицкого собора – две симметричные колокольни, а здесь – одна. Столичный классицизм там. Провинциальный – здесь. Различие только в размерах. Такова уж была особенность эпохи всеобщего господства классицизма. Все было «европеизировано» – во всяком случае, снаружи. Только во внутреннем облике многие русские церкви все же сохранили самобытные древние традиции. Царицынская – одна из таких.
Поражает контраст между ее внешним и внутренним видом. Внутри все голубое, как небо. Вспоминается отзыв послов равноапостольного князя Владимира о Софийском соборе Константинополя, где русские выбирали веру: «Не знали, на небе мы или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми…»
Внутри Царицынская церковь красива какой-то почти неземной, благодатной красотой. Очень намоленное место, каких мало. Здесь тоже верится, что «пребывает Бог с людьми».
Лазурно-голубой, с редкими завитками позолоты, иконостас в три яруса. Трепетные свечки, как звезды, на его фоне. Они здесь постоянно теплятся, даже когда нет службы. Кажется, что народу совсем немного, даже почти нет, но люди заходят постоянно – многие идут на кладбище и по дороге ставят здесь свечи.
Зато поистине переполнен храм на Радуницу и Троицкую родительскую субботу. В эти праздники поминовения усопших он поистине не имеет себе равных по красоте – среди всех храмов, которые автор этой книги где-либо и когда-либо видел. Еловые и можжевеловые ветви под потолком, обвязанные алыми ленточками – на Радуницу («Пасху усопших»), и целая роща березок – на Троицу.
Очень советуем всем паломникам выкроить время и обязательно посетить эту церковь, несмотря на ее отдаленность от центра города. Особенно повезет, если вы попадете в нее в один из названных праздников, а также в престольные дни Казанской иконы (21 июля и 4 ноября н.с.). Хоть в храме и нет каких-либо всероссийски почитаемых чудотворных икон или мощей (а просто старинных, намоленных икон – очень много), зато память о самом этом месте вы увезете с собой навсегда.
Из книги «Путеводитель по святыням Казанской епархии»
Расписание богослужений
Собор Казанской иконы Божией Матери открыт для посещения с 7:30 до 19:00. Богослужения в храме совершаются ежедневно.
В будние дни Божественная литургия начинается в 8:00, в воскресные – в 9:00. Начало вечернего богослужения в 17:00.
Ежедневно в 12:00, кроме воскресенья, духовенством города Казани служится молебен с акафистом перед чудотворным образом Казанской Божией Матери.
В воскресные дни в Казанско-Богородицком монастыре совершаются четыре Литургии:
— в 6:00 в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Пещерный храм Казанского собора);
— в 7:00 в Софийском храме;
— в 8:00 в Крестовоздвиженском храме;
— в 8:15 в Казанском соборе совершается Параклисис перед чудотворным образом Казанской Божией Матери;
— в 9:00 в соборе начинается Божественная литургия.
Каждый воскресный день в 17:00 совершается вечерня с акафистом перед чудотворной Казанской иконой Богородицы.
Казанская икона Божьей Матери. Казанский Богородицкий монастырь
Покажу я, как добраться до монастыря от Казанского Кремля и от ближайшей остановки (она только одна). Ниже представлен маршрут, как добраться от Казанского кремля до Казанского Богородицкого монастыря, а также как добраться от остановки. Интересно то, что остановка находится прям напротив КГТУ-КАИ, бывшей Казанской императорской гимназии, тоже очень интересном здании, о котором как-нибудь потом напишу. Монастырь сам находится на улице Большая Красная, дом 5.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти). Как доехать до кремля в Казани я писал ранее.
Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу. Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов. Сейчас, к сожалению, все стоит в разрушенном состоянии, что я Вам, непременно покажу далее. Теперь немного фотографий и комментарий к ним.
Интересные экскурсии для вас:
Экскурсия включает посещение действующего Раифского Богородицкого мужского монастыря, самого.Икона Казанского Богородицкого монастыря
В 1612 году, когда страна была оккупирована польскими войсками, ополчение под предводительством Минина и Пожарского взяло с собой в освободительный поход икону Божьей Матери. После успешного завершения дела образ Богородицы был признан великой общерусской святыней.
После ее похищения вся православная община была потрясена этой новостью, а похитившие, по одной из версий, сообщили, что сожгли икону, желая завладеть лишь драгоценной ризой.
Несмотря на пропажу иконы, на место ее явления до сих пор съезжаются паломники со всех уголков земли. Православные почитают образ Богородицы и желают познакомиться с памятным местом его обнаружения.
Сейчас множество копий (или списков) Чудотворного образа Божьей Матери распространено по всему миру. Изображение размещено в каждой православной святыне, помогая молящимся за здоровье, во время семейных разногласий, также образ защищает детей и благословляет на крепкие супружеские узы. Во время венчания благословение происходит также при помощи Казанской иконы Богоматери.
Читайте также: