Политические идеи древнего востока которые также имели место в древнем риме
ПЛАН:
Глава 1. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока…………3
§ 1. У истоков политико-правовой мысли ……………………………. 3
§ 2. Политическая и правовая мысль Древней Индии и
Древнего Китая. 5
Глава 2. Политические и правовые учения в Древней Греции………. ………..6
Глава 3. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме…………………………………….……………12
§ 1. Учение Цицерона о государстве и праве …………………………….13
§ 2. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………….20
§ 3. Учение римских юристов о праве……. …………………………….22
Политико-правовые учения в Древнем Риме
Политико-правовые учения Древнего Рима имели много общего с учениями античной Греции. В своих теоретических построениях римские мыслители обычно опирались на древнегреческие политико-правовые представления о формах государства, о соотношении закона и справедливости, о естественном праве, использовали их учение о политике и др. Примечательно, что, когда в середине V в. до н.э. возникла необходимость составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческими законами.
Но римские авторы не ограничивались лишь простым заимствованием положений своих предшественников, а применяли их творчески, с учетом особенностей и задач римской действительности. Самым значительным достижением древнеримской мысли является, как известно, создание самостоятельной науки – юриспруденции.Римские юристы обстоятельно разработали многие проблемы общей теории государства и права, а также отдельных юридических дисциплин: гражданского права, государственного и административного права, уголовного права, международного права.
Своеобразием отличаются изменения, внесенные древнеримскими мыслителями в политические концепции. Так, ими были выдвинуты идеи, теоретически отражавшие новые реалии – кризис полисного устройства и старой полисной идеологии, превращение Рима в мировую державу, – переход от республики к империи, от традиционных форм правления к новым формам единоличной власти и т.д.
Из мыслителей Древнего Рима, развивших оригинальные и новые положения в области теорий государства и права, прежде всего следует отметить Марка Туллия Цицерона(106-430 гг. до н.э.), который, подражая Платону, изложил свое учение в диалогах «О государстве» и «О законах». Ему принадлежит приоритет юридизации понятия «государство». Цицерон определяет государство (лат. respublika) как дело, достояние народа (лат. res populi). При этом он подчеркивает, что народ – это не простая совокупность людей, но их соединение, основанное на согласии между ними в вопросах права, на общем интересе. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно для древнегреческих учений, но одновременно и как согласованное правовое общение этих членов, как «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков того понимания государства, которое впоследствии развилось в понятие «правовое государство».
Цицерон сформулировал вывод, согласно которому подчинение всех закону есть основное условие свободы. Ему принадлежат следующие замечательные слова: «Только в таком государстве, где власть народа наибольшая, может обитать свобода; ведь приятнее, чем она, не может быть ничего, и она, если она не равна для всех, уже и не свобода».
В своих правовых воззрениях Цицерон так же, как и Платон, и Аристотель, апеллировал к природе, её разуму и законам. В основе права, полагал он, лежит присущая природе справедливость. Существо и смысл справедливости (и, следовательно, основной принцип естественного права) он видел в том, что «она воздает каждому свое и сохраняет равенство между всеми». Первое требование справедливости, отмечал Цицерон, не вредить другим и не нарушать чужую собственность.
Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, чем какое-либо государство. Отсюда вытекает требование: человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.д.) должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Кроме того, писаные законы должны соответствовать традициям, обычаям предков, строго установленным в том или ином государстве. Только такие законы, по его мнению, могут считаться справедливыми.
В творческом наследии Цицерона содержится также немало интересных положений о формах государства, правовой регламентации государственной деятельности, о смешанном правлении как наилучшем виде государственного устройства, о гражданине как субъекте права и государства, о справедливых и несправедливых войнах, принципах международного права, оказавших большое влияние на развитие не только политико-правовой мысли, но всей последующей человеческой культуры.
Обособление юриспруденции в Древнем Риме в самостоятельную отрасль знаний относится к началу II в. до н.э., а её расцвет приходится на эпоху ранней империи (I в. до н.э. - III в. н.э.). К числу самых известных юристов периода ранней империи принадлежали Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин.
Источниками права юристы считали мировой божественный разум. Право ими не отделялось от нравственности. Право – это искусство добра и справедливости, это, по определению Ульпиана, «наука о справедливом и несправедливом».
В составе права, действовавшего в Римской империи, выделялось три части: естественное право (ius naturale), право народов (ius gentium) и право граждан (ius civile). Естественное право, по представлениям римских юристов, распространялось как на людей, так и на животных. К его установлениям относятся брак, семья, воспитание детей. Право народов охватывает правила, которые мировой разум установил для людей. Этим правом узаконены война, рабство, разделение народов, основание царств, международная торговля и т.д. Право граждан, или цивильное право, регулирует отношения между свободными римлянами.
Право в Древнем Риме делилось на частное и публичное. По известной формуле Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное – к пользе отдельных граждан.
Принципы римского права легли в основу правовых доктрин многих стран континентальной Европы, классических правовых доктрин XVIII-XIX вв.
В пределах Римской империи, когда она вступила в стадию глубокого кризиса, в начале нашей эры возникло христианство– движение угнетенных, как религия рабов, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. Первые христиане осуждали богатство, связывая его с угнетением бедных, проповедовали идеи всеобщего равенства и свободы людей, исповедовали принципы общности имущества, всеобщей обязанности трудиться, распределения по труду или по потребностям.
В целом политико-правовая идеология ранних христиан носит эсхатологический характер. Эсхатология (греч. eschatos – конечный, последний) – это религиозное учение о «последних временах», об идеальном порядке на Земле, который явится результатом вмешательства божественного Спасителя.
Согласно данному учению, такой порядок наступит во второе пришествие Иисуса Христа через «последний суд», когда вместо господствующих на Земле зла, насилия и беззакония установится «Царство Божие», т.е. идеальное государство, которое будет состоять из совершенных людей (праведников) и в котором будут царить вечный мир, благоденствие, гармония и справедливость.
Социально-политический смысл идей раннего христианства состоит в том, что через понятие «Царство Божие» осуждались и отвергались существовавшие в Римской империи порядки, прежде всего политическая власть рабовладельцев. Ей противопоставлялся идеал справедливого государства.
К середине II в. н.э. в христианстве, однако, верх берет то направление, которое делало упор на мистическую сторону учения. Стал складываться отдельный от масс церковный аппарат, присвоивший себе монопольное право проповедовать и трактовать христианское учение. Подверглись пересмотру политико-правовые идеи ранних христиан. Всеобщее равенство было истолковано как равенство перед Богом во всеобщей греховности. Первоначальное осуждение императорской власти свелось к робкой, чисто религиозной оппозиции, постепенному утверждению «кесарю – кесарево, божие – богу». Земному царству противопоставляется превосходство царства небесного. Доминирующими становятся призывы подчиняться властям, не противиться злу. Церковь стремится к союзу с императорской властью. При императоре Константине христианство было объявлено равноправной с другими религиями (313 г.), а затем господствующей (324 г.).
Положения о превосходстве небесного царства над земным теоретическое обоснование получили в доктрине Аврелия Августина(354-430 гг.), известного тем, что он противопоставлял Церковь и государство, рассматривал их как самостоятельные сущности: «Град Божий» как воплощение идей Бога и всемирного господства Церкви и «град земной» – государство как порождение дьявола, нечто низменное и греховное, хотя и способное к добродетельным переменам в духе божественных предустановлений.
Вопросы для обсуждения на семинаре
1. Древнегреческая цивилизация. Феномен греческого полиса.
2. Представления об этическом и правовом порядке древнегреческих мудрецов.
3. Проблематика государства, власти и права в трактатах Платона.
4. Политико-правовые воззрения Аристотеля.
Темы рефератов
1. Идеи права и справедливости в поэмах Гомера и Гесио-да. Учение о формах государства и законах софистов.
2. Афинская демократия.
3. Государство и личность в представлениях древнегреческих мыслителей.
4. Политико-правовые воззрения стоиков.
5. Учение о круговороте политических форм Полибия.
6. Политические идеи в христианстве.
Вопросы для повторения, размышления, самоконтроля и самостоятельной работы
1. Проведите сравнительный анализ воззрений Платона и Аристотеля на сущность и происхождение государства и права.
2. Проанализируйте и сравните подходы к решению вопроса о взаимоотношениях личности, общества и государства в странах Древнего Востока и античном мире.
3. Как относились Платон, Аристотель, Цицерон к частной собственности? Почему?
4. Проследите эволюцию взглядов Платона на государство.
5. Какие признаки, рецепты и процедуры античной демократии используются в современной политической жизни.
6. Какие принципы положены Цицероном в основу классификации права?
7. Почему Цицерона считают предшественником теории правового государства?
Список рекомендуемой литературы
Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4.
Асмус В. Платон. М., 1975.
Библия. Новый Завет. (Любое издание.)
Гвозденко Г.Б. Цицерон в веках. М., 1968.
Деревкин А.А. Цицерон о государстве и праве. М., 1985.
Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947.
Мирзаев С.Б. Полибий. М., 1986.
Персесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979.
Платон. Сочинения. М., 1971.
Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.
Эбельс Г. Обзор развития политических учений древнего мира. Рига, 1990.
в средневековой Западной Европе и на Арабском Востоке
Своеобразие политико-правовой мысли западноевропейского средневековья. Учение Фомы Аквипского. Средневековая юриспруденция. Средневековые ереси: политико-правовые идеалы.
Политико-правовые учения арабского мира. Источники и характерные черты шариата. Учения Аль-Фараби, Ибн Халдуна.
Общее и особенное в политико-правовых доктринах исламского и западноевропейского мира.
2.1. Политическая мысль Древнего Востока и периода античности
Согласно древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной империи является единственной точкой связи с высшими, небесными силами. Вся власть сконцентрирована в особе верховного правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом - лишь проводники личной власти правителя.
В древневосточном обществе боги, являясь источником власти правителя, вместе с тем и сами продолжают оставаться вершителями земных дел и людских судеб. В соответствии с мифами древних египтян, а затем и греков, боги выступают также и в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими обществах и государствах. «Вечная царская власть», дарованная богами людям при сотворении мира, представлена как гарант справедливости и порядка, являющихся отражением вечной божественной справедливости.
По представлениям древних евреев истинный бог находится в особом, договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем. Законы еврейского народа получены Моисеем прямо от Бога. В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от имени Бога, но в экстраординарных ситуациях он действует и непосредственно (через откровения, чудеса, явления и т.
Согласно учению перса Заратустры (Зороастра) в мире происходит борьба двух противоположных начал - добра и зла. Добро олицетворяется царством божества Ормузда, зло - царством Арикана. Добро и свет предполагают активную деятельность, борьбу человека против зла и тьмы. В такой борьбе и состоит положительный смысл и цель бытия. Государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх является служителем Ормузда и поэтому он должен защищать подданных от зла и, борясь против зла в государстве, насаждать добро. Сословное деление общества основывается на свободном выборе каждым того или иного рода занятий. Во главе отдельных сословий должны стоять наиболее добродетельные люди. Повсюду должны царить взаимная любовь, прощение, мир.
Важнейшим памятником древнеиндийского эпоса являются «Веды», относящиеся ко II тыс. до н. э. Все общество делится на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): его уста стали брахманом, руки - кшатрием, бедра - вайшьей, из ног возник шудра. Мировой закон (рта) определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение различных варн, а следовательно, права и обязанности членов этих варн. Все варны и их члены должны следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) - закону, долгу, обычаю, правилу поведения.
Ярким представителем первых систематизированных описаний политической жизни выступал древнекитайский мыслитель Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Он развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство рассматривается как большая семья, а власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношение правящих и подданных - семейным отношением, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Он выступал за аристократическую концепцию правления, где управлением должны заниматься «благородные мужи», а «темные люди», или простой народ, полностью отстраняются от управления и должны подчиняться первым.
Вместе с тем Конфуций отмечал, что и правление «благородных мужей», чтобы быть правильным, требует определенных оснований. В учении китайского мыслителя речь идет о социальных и нравственных основаниях властвования. Нравственными факторами правления должны выступать, с одной стороны, послушание подданных, а с другой - стремление «благородных» властвовать на началах добродетели. Социальной основой властвования, по Конфуцию, должно быть стремление к преодолению резкой поляризации общества на богатых и бедных. Когда богатства распределятся равномерно, не будет бедности, не будет опасности свержения. Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира. Он также отрицательно относился и к завоевательным войнам. Во II в. до н. э. учение Конфуция было признано в Китае официальной идеологией.Другим представителем древнекитайской политической мысли являлся Лао-цзы - основоположник даосизма (VI - V вв. до н. э.). Он характеризовал дао как независимый от небесного Владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародной активности властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснения народа и оставить его в покое. Резкой критике Лао-цзы подвергал всякого рода насилие, войны, армию.
Третьим представителем древнекитайской политической мысли являлся Мо-цзы (479-400 гг. до н. э.). Он исходил из принципа естественного равенства людей. Он обосновывал договорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей. Мо- цзы требовал учета интересов народа в процессе управления государством.
Он энергично выступал за освобождение «низов» общества от гнета, страданий и нищеты.Несмотря на значительный вклад мыслителей Древнего Востока в становление политической мысли, современная политология по своему происхождению является прямым наследником античной научной традиции. Период античности (от лат. antiquitas — древность) соотносят с греко-римской цивилизацией VIII в. до н. э.- VI вв. н. э. По своему социально-экономическому и политическому содержанию античность являлась высшим этапом развития рабовладельческого общества. Труд невольников высвобождал свободных граждан для интеллектуальных и научных занятий, что привело к расцвету политической мысли.
Политическое знание в Древней Греции и Древнем Мире развивалось главным образом в рамках философии, что предопределило главенство этического начала в подходах античных авторов к сущности политики.
Собственно, и термин «политика» появляется именно в античной Греции. Уже тогда он имел несколько значений. Во-первых, термин «полис» означал состояние «организованного, упорядоченного общества», противостоящего «обществу, охваченному хаосом». Во-вторых, под «полисом» обозначали господствующую форму государственно- территориальной организации Греции, воплощенной в многочисленных городах-государствах. В-третьих, именно в рамках управления полисом возникает термин «политика», что в буквальном переводе означает «множественность интересов».
Что касается политической мысли, то в античный период она отличалась следующими общими чертами.
- главенство морального, этического начала во властных отношениях
Все мыслители признавали необходимость следования справедливости и добродетели в управлении государством и обществом. Только тот государственный строй признавался приемлемым, если он соответствовал требованиям античной этики и морали.
- политический идеал античности предполагал полную подчиненность человека интересам общества
Главной ценностью политики мыслителями признавались коллективные интересы города-государства.
Личная свобода полноправных граждан заканчивалась там, где начинались общественные интересы. При этом полис не только имел право руководить поступками людей, но и претендовал на господство над мыслями и духовным миром граждан.- политическая мысль признавала несовершенными все существующие формы государственного строя и ориентировалась на построение модели «идеального» или «правильного» государства
Античные мыслители полагали, политические отношения, как и общество в целом, далеки от этического идеала и наполнены противоречиями и конфликтами. Они были увлечены идеей возвращения так называемого «золотого века», при котором якобы не имелось непримиримого противостояния в обществе. Поэтому лучшей формой политического строя провозглашался тот, при котором будет исчерпана возможность для конфликтов и борьбы за власть.
- политическая мысль античности основывалась на исследовании как теоретических, так и практических источников, была тесно связана с политической реальностью
Так, Аристотель (384-322 гг. до н. э.), создавая свой труд «Политика», обобщил сведения о государственном строе более чем сотни полисов, собранные его учениками.
По мысли Платона (427-347 гг. до н. э.), идеальное справедливое государство исходит из того соответствия, которое существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствует три сословия - правители, воины, производители (ремесленники и земледельцы).
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужое. Господствуют философы, воины - (вооруженная защита), подчиняются первым; оба первых начала управляют началом вожделеющих.
Платон выступал за умеренный, средний достаток, что может преодолеть раскол общества на богатых и бедных.
В диалоге «Государство» Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм.
По его мнению, лучшим государственным устройством является аристократия (монархия - власть одного или аристократия - если власть принадлежит нескольким; но править должны только философы), основывающаяся на четырех добродетелях - мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости.Идеальному государственному устройству он противопоставил четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности.
Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, превращению свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это - тимократия (власть военных).
Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит, в результате скопления значительного богатства у частных лиц, к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые. У неимущих зреет ненависть, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии, которую он называет главной бедой политики. Каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих им. Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде: здесь происходит общая порча нравов, изгоняется всякое благоразумие, водворяются наглость, своеволие, бесстыдство, и из нее вырастает продолжение и противоположность - тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа», который больше не может жить при полнейшем беззаконии, происходящем в государстве. Но тирания - наихудший вид государственного устройства, где окончательно утверждаются беззаконие, произвол и насилие.
Таким образом, Платон дал различным типам государств характеристики, которые легли в основу политического учения Аристотеля. С его именем связано выделение политического знания в рамках философии; политическая наука занимается государством или полисом. Он анализирует и совершенствует понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Согласно Аристотелю, человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству»; развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него к государству (полису). Государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов. По своей форме оно представляет известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. Гражданин - это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.
Государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах - правители имеют в виду общую пользу, в неправильных - только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются: монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них являются тирания, олигархия и демократия (табл. 1).
Формы политического устройства
Качественные показатели | Количественные показатели | ||
Власть | |||
Один | Немногие | Большинство | |
Правильные формы государства (имеют в виду общую пользу) | Монархия | Аристократия | Полития |
Неправильные формы государства (имеют в виду личное благо) | Тирания | Олигархия | Демократия |
Каждая форма имеет в свою очередь несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.
Самая правильная форма - полития. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития - «средняя форма государства» и «средний элемент» в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.
Аристотель первым сформулировал идеи о зависимости политического устройства от размеров территории, численности населения и характера граждан, а также о желательности такого устройства, которое бы сочетало в себе все лучшее из всех форм.
Учения Платона и Аристотеля оказали заметное влияние на политические воззрения Цицерона (106-43 гг. до н. э.) - знаменитого римского государственного деятеля и оратора.
Государство в трактовке Цицерона предстоит не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих мыслителей, но и как согласованное правовое общение.
В отличие от Платона и Аристотеля, для которых естественное право (истинный закон) и государство были неотделимы, Цицерон утверждал, что естественное право (истинный закон) возникло раньше, чем какое бы то ни было государство вообще было основано. Причина
возникновения государства состоит во врожденной потребности людей жить вместе. Семья является первоначальной ячейкой общества, из нее постепенно и естественным путем возникает государство.
Цицерон большое внимание уделял формам государственного устройства. Критерии различия форм он усматривал в характере и воле тех, кто правит в государстве. Цицерон выделял три простые формы правления: царская власть, власть оптиматов (аристократия) и народная власть (демократия). Все эти формы государства несовершенны и не наилучшие, но они вполне терпимы и могут быть вполне устойчивыми. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Наилучшей формой является смешанная, которая образуется путем равномерного смешивания положительных свойств трех простых форм правления. Важнейшее достоинство такого государственного строя - прочность государства и правовое равенство его граждан. Его идеалом являлась римская сенатская республика, где царскую власть олицетворяли консулы, власть оптиматов - римский сенат, а народную власть - народное собрание и народные трибуны.
Цицерон считал, что управление государством есть сочетание науки и искусства, требующее не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага. Мудрый государственный деятель должен видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства. Лица, ведающие государственными делами, должны быть мудрыми, справедливыми, воздержанными и красноречивыми.
Цицерон выдвинул и обосновал важный принцип правового государства, который и сейчас не утратил своей актуальности: «под действие закона должны подпадать все».
Таким образом, именно в античный период формируются базовые положения политического знания, возникают понятия и категории, которые в последующем легли в основу современной политологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте подход Сунь-цзы (Конфуция) к происхождению политики.
2. Сравните формы государства, предложенные в трудах Платона и Аристотеля.
3. Определите характерные особенности развития политической мысли в античный период.
Политические идеи древнего востока которые также имели место в древнем риме
Современная политическая наука опирается на фундамент политической мысли предшествующих эпох. Исторически первой формой объяснения новой социальной реальности стало религиозно-мифологическое толкование природы властных отношений и социальной иерархии. Согласно древним мифам земная организация жизни имеет божественное происхождение и является отражением общемирового космического порядка. Боги передают власть земным правителям или рядом с последним продолжают оставаться вершителями земных дел.
Конфуций
Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму. При рассмотрении проблем власти и социального порядка доминирующим становится философско-этический подход, объясняющий эти явления через призму достижения общего блага и справедливости. Подобная тенденция прослеживается в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима.
Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархальной аристократической государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения, семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детей. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (до разделения общества на богатых и бедных), он оправдывал моральную иерархию: разделение людей на "благородных" и "темных" - простой народ. Первых от вторых отличают такие качества, как знание, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, соблюдение нравственных норм. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, благотворительность, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и подражания ритуалов, которые сложились. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.
В античных авторов присутствует понимание Закона, превращающего Хаос в Космос. Полис в их представлении выступает отражением космического порядка. Так, в учении Пифагора содержится мысль о законе космической гармонии, определяющий порядок для всего сущностного.
Платон . Впервые его политические идеи были изложены в отдельных политических трактатах, написанных в форме диалогов: "Государство", "Политик", "Законы".
По мнению Платона, идеальное государство можно обосновать, уподобив ее к телу или душе человека.
Трем частям души человека - умной, упорной и желающей - должны соответствовать три состояния:
· правители, достоинством которых является мудрость;
· воины, которых от других отличает храбрость;
· производители (ремесленники, купцы, земледельцы, актеры), для которых характерно насытить свой желудок и эмоции.
Подобное выделение состояний определяется необходимостью разделения труда, потому что каждый вид деятельности требует определенных знаний и навыков. Идеальное государство Платона иерархическое. Высшим сословием является правители, потому что они, обладая мудростью, способные обеспечить общее благо. Ниже положение занимают производители. Для закрепления социальной иерархии философ использует миф о домешивании Богом к каждому состояния определенного металла: правителям - золота, воинам - серебра, производителям - меди и железа. Справедливость, как принцип совершенной государства, заключается в том, что каждое состояние занимается своим делом и имеет свое особое положение в общественной иерархии.
Вторая черта идеального государства - аристократическое правление , при котором правят только умные люди. Способность усвоить мудрость, которая передается потомкам путем подбора родителей и длительного обучения "искусству политики", присутствует философам. Единство государства может подорвать эгоизм отдельных людей. Платон видел решение этой проблемы в ограничении потребления только самым необходимым и в отмене всякой собственности и семьи для состояний правителей, воинов.
Государство остается идеальной, пока каждое состояние занимается своим делом, в чем и выражается, по мнению Платона, справедливость. Однако порча характера правителей и подчиненных, необоснованные претензии других состояний (тех, кто не обладает мудростью) на власть приводят к расписанию идеального государства и к постепенной ее замены более низкими государственными формами. Идеальное государство, реализованная в форме монархии (царской власти) или в форме аристократии (правление философов), вырождается в тимократию (власть воинов), затем в олигархию(власть немногих, которую Платон понимает как плутократию-господства богатых). Чрезмерная имущественное неравенство вызывает недовольство народа, что приводит к утверждению демократии, которая затем заменяется худшей формой государства - тиранией . Круговорот государственных форм завершается возвращением в идеальное состояние. Но сам Платон не раскрывает механизма облагораживания тирании. Демократию он также рассматривает как несовершенную форму государства, что, вероятно, было продиктовано неприятием греческим мыслителем ее практического воплощения в афинском полисе: решение народа не всегда были мудрыми, демократическими процедурами часто пользовались авантюристы для прихода к власти. Напоследок Платон не простил афинским гражданам смертный приговор его учителю Сократу. Аргументируя свое отношение к демократии, философ выражает проникновенную мнению об опасности чрезмерной свободы, потому что из крайней свободы может родиться жесточайшее рабство. История знает примеры, подтверждающие этот прогноз. Многие диктаторских режимов возникали из кризисов, спровоцированных состоянию анархии и распадом форм взаимоотношений между людьми, сложившихся доминированием в настроении людей идеи ничем не ограниченной свободы.
Надо отметить, что и большие революции, которые вдохновлялись демократической идеей, в результате заканчивались диктатурами:
· якобинская диктатура и империя Наполеона во Франции;
· диктатура Кромвеля в Англии;
· диктатура большевиков в СССР.
В то же время в проекте идеального государства Платона прослеживаются контуры тоталитаризма : приоритет государства над индивидом, наличие цензуры, организация жизни по плану, установленному правителями, единообразие в жизни всех граждан, регламентация всех ее сторон, включая интимную жизнь. Но в наследии Платона есть немало положительных идей. Для своего времени он высказал смелую идею о равноправии граждан, считая, что самые достойные из них могут стать правителями.
Аристотель . Использовал два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий указывает на количество властвующих: один, несколько, большинство Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, основанные на этих принципах, Аристотель признавал правильными, а соответственно те из них, где правители нарушают законы и беспокоятся только о собственных интересах, - неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но Аристотель внес существенные изменения в схему своего учителя. Хорошая власть одного - это монархия , искажением которой является тирания. Власть немногих, основанная на благотворительности и воспитании , - аристократия, когда "правительство сформировано из лучших людей", ее искажением является олигархия - власть основана на богатстве и отстранении от власти большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает политию или конституцию - правление большинства. Ей противопоставляется демократия , где у власти преобладают бедные, не имеющие необходимого воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние Аристотеля на следующую политическую мысль был значительным, а его оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими мыслителями вплоть до эпохи Нового времени, но сам Аристотель дифференцированно подходит к демократии, выделив пять ее видов. Объектом критики мыслителя является крайняя демократия, где не действуют законы, а фактически правят демагоги. В то же время его трактовка политии как правление большинства на основе закона в определенной степени соответствует представлению о демократии.
Многие идеи Аристотеля - это противоположные позиции его знаменитого учителя Платона. В Ватикане хранится известная картина Рафаэля "Афинская школа". Большой художник отобразил на этом полотне спор древнегреческих мыслителей. Платон показывает вверх, тем самым подчеркивая, что подлинное бытие имеет мир идей, а земной мир - лишь видимость действительности, которая является отражением идей. Оба мира, согласно мыслителем, объединяются с помощью мировой души. Аристотель, напротив, показывает вниз. Он считал, что земную жизнь можно рационально осознать и усовершенствовать. Это касается и политической жизни. Учитель и ученик разошлись также по вопросу о наилучшем социально-экономическом устройство полиса. Аристотель критиковал идею Платона о ликвидации частной собственности и семьи как таких, которые противоречат природе человека. В то же время он предупреждал об опасности имущественного неравенства в обществе, что приводило к общественной нестабильности и выступлений бедных против богатых. Выход из положения он видел не в уничтожении частной собственности, а в ее относительном выравнивании и формировании состоятельного среднего слоя. Именно в политии, где, по его мнению, преобладают люди среднего достатка - люди не бедные, но и недостаточно богаты, - достигается общественное равновесие и политическая стабильность. Гениальная догадка о "среднем элементе" опередила свое время и нашла свое продолжение в современной теории "среднего класса" как социальной основы стабильных демократических режимов.
Марк Туллий Цицерон . Знаменитый римский оратор и политик . Определял республику как "достояние народа", подчеркивая, что сам народ является объединением людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающий в себе одновременно монархический, аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, видел аналог подобного правления в Римской республике. В идеях Цицерона о правовом объединения граждан республики и правовая регламентация государственной деятельности о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".
Политические учения Древнего Востока, Греции и Рима.
Возникновение политических идей на Древнем Востоке (Египет, Вавилония, Индия, Китай, Персия) и на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, возникновением и функционированием государства. На политические представления продолжает оказывать внимание религиозно-мифологическое мировоззрение. Общей особенностью политической мысли античности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти. Политические взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями. Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политики››. Согласно тракту <Государство>, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству. Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика». Он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Методом политики как науки у Аристотеля является анализ.Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным :1)монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Неправильных государственных форм: 1) тирания; 2)олигархия; 3) демократия (полит. строй, основанный на признании принципов свободы и равноправия граждан) . Таким образом, если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен.
Билет 6
Политическая мысль в эпоху Возрождения.
Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики. Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства. Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается Флорентиец Никколо Макиавелли. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. Лучшей формой государственного устройства считал республику. В главном труде «Государь» он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига. Жан Боден (1530—1596). Свои политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о государстве». В ней он выразил потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Монарх — единственный, абсолютный источник права. Выдвинутая Боденом одна из самых значительных политических идей того времени — идея государственного суверенитета. По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Бодену принадлежит также идея географической типологизации государств: тип государства зависит от климатических условий.
Билет 42
Политическая коммуникация.
Читайте также: