Поехать на алтай к шаманам
Семинский перевал и все, что за ним, было моей целью последние несколько лет, и в тот момент от этой цели меня отделяло согласие нескольких человек. Народ подходил к гидам и отходил, записывался и вычеркивался, думал и передумывал, так что ближе к обеду надежда набрать группу в восемь человек почти угасла. В тот момент, когда мы мрачно возвращались в домик и думали, чем будем занимать себя на этой сырой и промозглой базе, вдруг обнаружилось, что группа все-таки набралась.
После долгих споров с организатором, которая упорно не желала поверить в нужное количество человек, разборок и пререканий был вызван автобус, вызван гид, и уже через час счастливые мы ехали по направлению к Семинскому перевалу.
Наш экскурсовод, Татьяна, оказалась поистине чудесным человеком. Было заметно, что ей искренне интересно то, чем она занимается, так что ощущение "коммерческой экскурсии", которое остро присутствовало во время вчерашней вылазки в Чечкыш, быстро улетучилось, и рассказ экскурсовода стремительно превратился в очень увлекательную беседу.
Семинский перевал был нашей второй остановкой в пути. Он располагается на высоте 1700м., и я, никогда не летавшая в самолетах, испытала новое ощущение закладывания в ушах уже при подъезде к нему. По мере того, как наш автобус поднимался по серпантину все выше в гору, видимость ухудшалась. Уже на середине подъема мы въехали в облако, дорогу было видно от силы на пару метров вперед, так что из белого плотного молока выступали только редкие огоньки фар встречных машин да силуэты елей.
На самом перевале воздух был насквозь пропитан дожливой моросью. Очевидно, с него должны были открываться потрясающие виды на окрестность, но мы видели лишь туман.
Туман скрывал и горы, и знаменитый кедрач, который начинает расти только с Семинского перевала. Было видно только памятник посреди перевала и традиционные сувенирные ряды. Мы рысью пробежались вдоль лавок - ничего нового и интересного там не было, не считая толп иностранцев, чахнувших над сувенирами - и уже собрались отойти перекусить, как внезапно я увидела его.
Крупный спил то ли агата, ли яшмы скромно висел на шнурочке среди других спилов. Он не был примечателен ничем совершенно, кроме необычного рисунка. Сомневаюсь, что для кого-либо из туристов он мог бы представлять ценность - ведь это была не внушающая трепет "бирюза", и не "магический аметист", и "не розовый кварц, камень любви", и даже не "украшение из натурального серебра". Простой, но элегантный спил с редким и немножко смешным рисунком всем своим видом вопиял "Забери меня отсюда!"
Продавщица заломила несусветную для спила цену.
На попытку хоть немного сбить цену продавщица состроила самую брюзгливую гримасу, на которую только была способна, очень старательно развела руками и высокомерно заявила, что сезон только начался, а потому она продаст камень и без нашего участия. Очевидно, рядом с пожилой иностранной четой, которая по соседству с нами просто сгребала все с прилавка, даже не спрашивая цены (впрочем, по-русски они все равно не понимали), мы в роли покупателей смотрелись крайне неубедительно.
Мы сделали еще круг по перевалу (пятачок на вершине не так уж и велик), быстро перекусили и вернулись к автобусу. Как оказалось, спил висел прямо напротив окна автобуса, заставляя сердце обливаться кровью. Нужной суммы на руках не было, но тут, за пять секунд до отъезда, внутренний хомяк окончательно развопился - пришлось занимать. Продавщица скривилась, как от уксуса, но камень все-таки продала.
По ту сторону Семинского перевала было также туманно, бело и сыро, как и на подъеме. И уши на спуске закладывало точно также.
Виды постепенно менялись - равнины становились все больше, шире, просторней, и горы теперь можно было рассмотреть во всей красе. Кое-где на вершинах проглядывал снег.
Через некоторое время мы въехали в Священную долину - Уч-Энмек. Это древнее место проведения алтайских обрядов, и ныне она считается заповедной зоной. Вдоль дороги с совершенно невозмутимым видом ходил здоровенный орел, который соизволил подняться лишь при приближении автобуса.
Экскурсовод Татьяна сказала, чтобы нам должны дать местного гида, и, если такого на месте не окажется, она, конечно, проведет экскурсию сама, но для нас это будет большая потеря. Мы удивились, но промолчали.
Подъезжая к администрации - несколько юрт в центре долины - мы удивились количеству машин вокруг, а чуть позже проехали некое сборище народа вокруг костра.
"Наверное, опять какой-то праздник или костюмированное представление" - подумали мы и поехали дальше. На базе нас неоднократно пытались уговорить съездить в деревню мастеров или на праздник народной куклы Десятиручка, но, едва почитав программу (мастер-класс по хороводу, плетение венка, изымание керамической посуды из печи, выступление детского коллектива "Солнышко"), мы лишь скептически хмыкнули и отказались. "Местными" поверьями, приметами и легендами в исполнении бодрых русских экскурсоводов, которые, по-моему, они выдумывают просто на ходу, мы были накормлены уже досыта.
Возле администрации никого не оказалось. Внутри тоже. Татьяна прочитала на дверях одной из юрт объявление о том, что сегодня проводится "Третья Международная Церемония Огня "Учурлу От" и буквально силой потащила нас обратно к сборищу вокруг костра со словами: "Надеюсь, нам разрешат поприсутствовать".
Сборище представляло собой круг из деревянных лавок. Занята была лишь половина круга - там народ сидел и лежал очень плотно, другая же половина почему-то была совершенно пуста. Посреди круга горел костер, кольцом сидели люди в национальных костюмах, а рядом с огнем сидел шаман и бил в бубен.
Татьяна у кого-то в толпе спросила разрешение и махнула нам: мол, садитесь. Мы невежественно уселись на пустой половине, хотя можно было догадаться, что не зря там никого нет.
Через минуту к нам подошли и попросили переместиться на другую половину. Там мест уже не было, и мы встали за спинами сидящих.
Среди присутствующих почти не было русских. Были алтайцы, монголы, другие азиты и каким-то странным чутьем опознаваемые американцы, которые молчали и вроде бы ничем особо не выделялись. В круге тем временем разворачивалось совершенно немыслимое и таинственное действо и, чем дольше мы на него смотрели, тем яснее понимали, что попали ни на какое не представление, а на самый настоящий обряд.
Как нам потом объяснили, по совершенно фантастическому стечению обстоятельств мы оказались именно 22 июня, в день летнего солнцестояния, в Священной долине Каракол, в древнем сакральном месте, на международной научно-практической конференции «Культ огня в традиционных культурах мира» с участием исполнителей традиционных церемоний и представителей коренных народов мира.
Если сказать просто - мы оказались на международном форуме шаманов из Хакасии, Монголии, Северной Америки, Японии, Алтая, Кемеровской области и т.д., и не прогнали нас оттуда лишь потому, что первый раз эту ежегодную встречу решили провести в открытой форме, со свободным входом. В течение нескольких дней каждый шаман показывал свой обряд, тем самым, как чуть позже объяснила женщина-алтайка, научный сотрудник парка Уч-Энмек, которая дальше проводила для нас экскурсию, изучалось влияние меняющихся условий среды обитания на культурные ценности, обмен опытом и выявление параллелей у разных, казалось бы, народов.
И то - все те же невероятные совпадения - приедь мы раньше, нас все равно не пустили бы, потому что не все шаманы разрешали присутствовать при своей церемонии. Мы попали на самое завершение - последним вступал шаман из Монголии - а он был не против зрителей.
Но в тот момент мы всего этого не знали, тихонько стояли за кругом и чувствовали себя крайне неуютно. По общему мнению, местные были не рады, что мы тут оказались. Одна из женщин нашей группы, видя, что шамана во время обряда снимает оператор, ходила вокруг с фотоаппаратом и щелкала все подряд. В конец концов она подошла к нашей группе, старавшейся быть тише воды, ниже травы и сказала: "Хочу еще с шаманом сфотаться". Другая женщина группы спросила в ответ: "А ты с нашим попом будешь на память фотаться? Нет? А это тоже самое".
После чего мы все окончательно прониклись моментом, замолчали и сделались незаметнее тени. Оживлена была только экскурсовод Татьяна, которая нашла в толпе знакомых алтайцев и, углубившись в беседу, моментально про нас забыла.
В конце церемонии всех присутствующих стали обносить ритуальным пирогом - сперва почетных гостей, потом всех остальных. Мы очень удивились, когда к нам подошли тоже, но взяли по кусочку.
Еще немного - церемония завершилась, все стали расходиться. Татьяна нашла нам другого экскурсовода - ту самую сотрудницу парка, коренную алтайку. Женщина (к сожалению, она не представлялась) попросила времени на передохнуть, и мы потянулись обратно, к зданию администрации - ждать.
В какой-то момент мы вдруг обнаружили, что впереди нас идет шаманка, и поползли медленнее улиток, потому что обгонять ее было как-то нехорошо, а как еще вести себя - мы не знали.
(Вообще, в такие моменты всегда ощущаешь себя чудовищно дремучим, неуклюжим и невежественным).
Шаманка вдруг остановилась, подождала нас и сказала нам несколько очень добрых и светлых пожеланий.
Тут нас прорвало. Мы, молчавшие всю церемонию, наперебой стали благодарить, что нас не вытурили отсюда в три шеи, а позволили поприсутствовать. Шаманка (как оказалось, из Хакасии), очень удивилась, почему нас должны были гнать, чуть-чуть поговорила с нами и, высказав напоследок еще несколько пожеланий, удалилась.
Буквально через несколько секунд тучи, которые два дня плотным покрывалом лежали, казалось, над всем Горным, стремительно разошлись, и показалось солнце.
Шаманы и гости - кто уже переодетый, кто по-прежнему в национальном костюме - ходили мимо нас, общались и обедали.
Мы столпились под стеной одной из юрт и продолжали ждать. Было уже гораздо спокойнее, и дискомфорт от ощущения собственной чужеродности понемногу исчезал.
Минут через пять к нам подошли и спросили, будем ли мы обедать. Мы отказались чуть ли не с суеверным ужасом - мол, вы обознались, мы не гости, мы вообще просто мимо проезжали и сейчас уедем дальше.
Еще через пять минут к нам снова подошли - наша группа продолжала придерживаться политики "нас тут нет и мы никому не мешаем" - и предложили попить хотя бы чаю. Отказываться было уже неудобно, мы зашли в юрту - внутри стояло много столов, за которыми вовсю обедали - взяли по кружке, налили чаю из общего термоса, скромно вышли на улицу и сели за длинный деревянный стол. К нам тут же присоединилась сияющая Татьяна, которая, похоже, была рада оказаться здесь больше нашего. Тут-то мы и выяснили, в сколь замечательном месте и в сколь замечательное время оказались. Другого шанса увидеть хоть что-то подобное у нас уже не было бы, потому что со следующего года церемония будет проходить в другой стране, постепенно перемещаясь по всему миру.
За беседой мы не заметили, как перед каждым вдруг очутились глубокая миска с супом и ложки. Ощущение экскурсии пропало окончательно - скорее, мы почувствовали себя путешественниками, которые заехали в гости к добрым друзьям. Татьяна сказала, что отказываться нельзя, и мы мужественно налегли на суп - кстати, очень вкусный, из баранины.
А потом вернулась наш экскурсовод-научный сотрудник, и мы поехали дальше по Каракольской долине - сперва в петроглифам, которые располагаются на ее территории, потом к скифским курганам. Женщина-алтайка рассказывала очень много и подробно, и было очень любопытно понимать, как причудливо соединяются в этом человеке глубокий ум, опыт, знания, научно-практический подход - из ее слов стало ясно, что она объехала почти весь мир - и глубоко укоренившиеся верования, передающиеся из поколения в поколение.
В тех местах, где мы ездили, не было уже ни турбаз, ни туристических точек - только природа, пастбища и деревни с коренным населением, и оттого впечатление Алтай производил особенно сильное.
А потом мы завезли нашего замечательного гида обратно в долину - на заключительную часть церемонии огня нас уже не пустили, она была закрытой - и поехали обратно.
На Семинском было все так же туманно, так что видов с вершины перевала мы так и не дождались.
Уши опять закладывало по обе стороны перевала.
Так что в качестве компенсации на обратном пути мы остановились среди альпийских лугов - сейчас самый сезон их цветения, разнотравье невероятное и краски сумасшедшие - и, невзирая на клещей, залезли в самую гущу травы и цветов.
Приехали опять поздно, переполненные впечатлениями, усталые, но жутко довольные.
В лагере было традиционно сыро, холодно и туманно. Катунь поднялась еще выше, окраину лагеря залило, и обеспокоенные сотрудники шептались, что столовую, возможно, придется перенести в другое место. Туман над рекой стоял настолько непроглядный, что не было видно даже воды - не то, что противоположного берега.
Мы что-то сжевали, надели на себя всю одежду и мужественно легли спать. Постели были еще холоднее, чем в предыдущую ночь.
Утром встали еще раньше, долго бродили по лагерю в ожидании завтрака - грелись и пытались размять намертво затекшие организмы.
За эти дни мы промерзли, казалось, настолько, что холод уже ничем было не изгнать. Холодно было везде и всюду - и в кофтах, и без кофт, и на улице, и в помещениях, и с горячим чаем, и без чая.
В конце концов мы поймали кого-то из работников и попросили нас впустить в столовую погреться. Нам не отказали, и все время до завтрака мы блаженно сидели под обогревателем, прибитым к стене.
Потом были сборы, ожидание, оттъезд. и солнце, которое решило напоследок-таки нас изжарить.
И горы, которые на обратном пути почему-то всегда кончаются очень быстро.
Город встретил нас жарой, духотой и раскаленным асфальтом.
И ощущением: "Верните меня обратно в горы, пусть будет холодно, зато все вокруг чистое".
С нетерпением буду ждать следующей поездки в Горный - надеюсь, получится забраться еще глубже и еще дальше Монетку на Семинском перевале я оставила
Поехать на алтай к шаманам
Поездка на автомобиле в летний сезон является одним из самых интересных способов знакомства с Горным Алтаем. Но для этого подходит не любой автомобиль, а исключительно внедорожник потому, что на Алтае асфальтовая дорога в любой момент может смениться разбитой грунтовкой, а то и откровенным бездорожьем.
Практика поездок показывает, что в самые красивые места Горного Алтая можно добраться только на джипе. Вам предлагается совершить индивидуальный VIP-тур на комфортабельном японском внедорожнике, цель которого почувствовать все прелести путешествия на авто. В сжатое время у Вас будет возможность увидеть много красивейших мест Горного Алтая с максимальным комфортом, возможность поехать семьёй или небольшой компанией, не испытывать изматывающей физической нагрузки, как в пешем походе с рюкзаком за плечами. У Вас будет возможность взять с собой много нужных для себя вещей, например, тяжёлую профессиональную или полупрофессиональную фото и видеотехнику, большие штативы или краски с мольбертом .
Продолжительность поездки может быть разная- от нескольких дней до нескольких недель. Днём мы будем передвигаться от одного интересного места к другому, ночевать по желанию в гостевых домах или палатках. Лучшее время для авто путешествий по Алтаю с мая по сентябрь включительно. Самая комфортная погода- июнь, июль, август. Алтай - очень разнообразное и интересное со всех точек зрения место. Природные красоты расположены по всей республике.
Путешествия по Алтаю завораживают красотой горных вершин и просторами степных равнин, речные долины сменяются горными перевалами, по всему маршруту можно встретить скифские курганы или древние петроглифы. Индивидуальный маршрут на внедорожнике: это восхождение к ледникам Актру, отдых на Телецком озере, сплав по Катуни – романтика, адреналин и эмоции вам гарантированы!
Преимущества тура с "индивидуальным" гидом:
- Гарантия выполнения программы;
- Эксклюзивные авторские маршруты;
- Гид всегда рядом с Вами;
- Мобильность и автономность путешествия;
- Отсутствует очередь на любые направления;
- Всегда удобный и гибкий график маршрута;
- Возможность неограниченного питания;
- Передвижение на Японском внедорожнике;
- Свободный выбор экскурсий;
- Индивидуальный сервис.
Для Вас мы подберём лучший маршрут, согласно Вашим интересам. Во время поездки на автомобиле, Вам расскажут про все достопримечательности, которые будут нам попадаться на пути, а их, поверьте, будет не мало. Гибкий график передвижения и возможность остановиться там, где Вам захочется сделать фотосессию - это возможно только в индивидуальном путешествии. Только в индивидуальном автопутешествии Вы в полной мере сможете насладиться магической красотой природы Алтая, посетить сакральные места, увидеть то, что не доступно пакетным туристам, получить полную удовлетворённость от путешествия, недоступную в групповом туре. Не нужно компромиссов, просто закажите индивидуальный тур и отдыхайте по максимуму!
Глава 18. Места силы и шаманизм на Алтае
Часто спрашивают про места силы, шаманов, шаманизм, туры по местам силы и вот это вот всё.
Расскажу что знаю на сегодня, что слышал по этой теме — слухи, домыслы, мнения. Фактов особо не будет, потому что тема такая, из разряда "все говорят, но мало кто видел". Есть опасения, что могу обидеть кого-нибудь или "оскорбить чувства верующих". Всё ниже — мое личное мнение как обычного обывателя, если не хотите разочаровываться — лучше не читайте.
Для чего нужна встреча с алтайским шаманом
Горный Алтай, считается сильнейшим местом силы на нашей планете, наверное именно поэтому там по прежнему живут практикующие шаманы.
Кстати, там их называют кам .
А ритуалы, которые они проводят - камлание .
Камом становиться тот человек, в которого выбрал дух - тось .
Они остаются связанными до смерти кама. Тось даёт каму духов-помощников. Они приходят на зов шамана, помогают ему в ритуалах и дают защиту от враждебных духов.
Но также могут наказать его за провинности.
Главнейшим атрибутом кама является бубен, без него камлание невозможен. Каждый шаман сам изготавливает его, после чего проводит обряд оживления в священном месте, как правило это священная родовая гора или лес.
Во время камлание шаман взывает к духам, они вселяются в его бубен, части одеяние и в него самого. Именно поэтому бубен и одеяние так важны и им придаётся особое значение.
Как встретиться с камом?
Шаман это не ярмарочный фокусник, а его ремесло - не развлечение. К тому же в обычной жизни кам неотличим от обычного человека. Найти его не просто.
Считается, что шаман может найти вас сам, достаточно только подумать об этом. Он обязательно придёт, но только в том случае, если так суждено быть. Если вы именно тот человек, которому он должен помочь.
То есть можно поехать на Алтай с мыслями о шамане и встреча произойдёт (но это не точно)
А можно, например, отравиться в специальный шаманский этно-тур. В наше время это реально.
Я даже нашла сайт где можно приобрести такой тур
Но, честно говоря, я таким способам не особо доверяю. Да и стоимость в 70 000 рублей слегка отпугивает.
Кстати, кам не должен брать денег за свои услуги, это запрещено и духи могут наказать его. Поэтому вознаграждение каждый определяет сам и это не оплата а добровольный дар шаману.
Так для чего же нужна встреча с алтайским камом!?
Обычно люди ищут встречи с шаманом для проведения различных обрядов (камлание):
• Очищение духа
• Поднятие жизненной силы
• Избавление от страхов
• Отвращение всего плохого
И ещё множество подобных.
Поговаривают, что шаман может увидеть будущее и поведать о нём, если на то будет воля духов. А также излечить тяжёлую болезнь.
Но на мой взгляд самое важное то, что шаман, после общения с духами, может дать ответы на самые сокровенные вопросы. Повлиять на вашу судьбу, после чего она обязательно измениться к лучшему.
Я верю в это! Правда, к шаману пока не обращалась, просто потому, что не нашла вопросов, которые хотелось бы задать.
Шаманская "болезнь"
Говорят, что дар кама не обязательно наследственный. У ребенка при звуках бубна, или даже просто так, начинаются конвульсии, дрожь, он мечется, вскакивает, его "колбасит". Вот из таких детей потом и получаются шаманы. Но, что примечательно, у шаманов очень устойчивая психика, это очень спокойные люди. Без крепкой психики переносить путешествия между мирами не получилось бы. Говорят, что "шаманская болезнь" может проявиться и в зрелом возрасте.
Почему не стоит искать встречи с шаманом
С развитием так называемого «сакрального» туризма на Алтай и в другие сибирские регионы потянулись толпы граждан, мечтающих о встрече с настоящим шаманом. Когда местные осторожно спрашивают: «А вам зачем?» – те отвечают: «Ну, хочется у него чего-нибудь попросить». Вот несколько важных фактов, которые стоит знать о шаманах перед тем, как искать с ними встречи.
1. Настоящий шаман крайне неохотно встречается с туристами
Если где-то на сибирской дороге вам попалось заведение с вывеской «Домик шамана», вокруг которого скачет товарищ с бубном, то знайте – это ряженый. В лучшем случае, это кайчи – сказитель и носитель алтайского эпоса. Кайчи – артисты, мастера горлового пения, очень талантливые люди, но не шаманы.
"Концертный зал" в долине реки Чулышман, Горный Алтай. Здесь проходят творческие встречи со сказителем кайчи. "Концертный зал" в долине реки Чулышман, Горный Алтай. Здесь проходят творческие встречи со сказителем кайчи.Шаман – это «санитар рода». Его задача – лечить больных соплеменников, обеспечивать удачную охоту и богатый урожай, внедрять в лоно женщины душу ребенка, заговаривать от злых духов, отводить беду, сопровождать умерших в мир предков и т.д.
Это отнюдь не «волшебник в голубом вертолете», который может «наколдовать» любому страннику денег и любви. Даже если удалось с ним встретиться и попросить, например, финансового благополучия, в обмен шаман может забрать что-нибудь и у вас. Например, здоровье. А вам такое надо?
"Шаманка. Начало ХХ века". Фото с экспозиции Национального музея им. А.В.Анохина, г. Горно-Алтайск "Шаманка. Начало ХХ века". Фото с экспозиции Национального музея им. А.В.Анохина, г. Горно-Алтайск2. Многие шаманы страдают эпилепсией
Более того – если родители замечают у ребенка признаки эпилепсии, его отдают в ученики шаману. Эпилепсия с древних времен считается «шаманской болезнью»: именно во время приступов человек впадает в транс и получает возможность общаться с миром духов. После посвящения в шаманы болезнь может отступить, но это происходит не всегда. Лечить заболевшего шамана может только другой, «более сильный» шаман. Ему же доверяют и хоронить шамана.
«Воздушное» захоронение шаманов. Их не всегда предавали земле. Сначала позволяли телу истлеть, т.к. считалось, что только тогда дух шамана уходит в страну мертвых. Фото с экспозиции Национального музея им. А.В.Анохина, г. Горно-Алтайск. «Воздушное» захоронение шаманов. Их не всегда предавали земле. Сначала позволяли телу истлеть, т.к. считалось, что только тогда дух шамана уходит в страну мертвых. Фото с экспозиции Национального музея им. А.В.Анохина, г. Горно-Алтайск.3. Шаманский бубен – не универсальная «волшебная палочка», он делается специально под шамана и является его исключительной собственностью
Шаман никогда не делает себе бубен сам. Его создают несколько человек по его указанию, обязательно мужчины. Духи подсказывают шаману, кожу какого животного и какое дерево надо использовать при изготовлении бубна. Осмотрев бубен, шаман определяет, сколько лет может им пользоваться и сколько бубнов предстоит сменить. Когда заканчивается срок использования последнего бубна, шаман должен умереть. Фольклорные ансамбли Алтая не используют бубны, потому что это священный инструмент, который может брать в руки только шаман.
Шаманский бубен и шапка. Принадлежали потомственной шаманке Туйменековой Бардам Балыкчиновне (1876- ?). В 1937 году заключена в исправительно-трудовые лагеря. Фото с экспозиции Национального музея им. А.В.Анохина, г. Горно-Алтайск. Шаманский бубен и шапка. Принадлежали потомственной шаманке Туйменековой Бардам Балыкчиновне (1876- ?). В 1937 году заключена в исправительно-трудовые лагеря. Фото с экспозиции Национального музея им. А.В.Анохина, г. Горно-Алтайск.Одним словом, права поговорка: «что русскому хорошо, то немцу – смерть». Что подходит алтайцам, может навредить тем, кто вырос в другой культуре. Поэтому давайте рассчитывать на собственные силы, а не на помощь шаманов.
Духовное путешествие "Путь к шаману" на Горный Алтай
Человек всегда ищет решение своих проблем: здоровье, деньги, карьера, личная жизнь, дети и многое другое. Для того, чтобы найти решение, Пути избираются самые разные… А потом человек идёт к Шаману… А значит, вас не зря привели на эту страницу.
Что же такое шаманизм и кто такой шаман?
Хорошая новость, для тех, кто интересуется, но сомневается. Хочет задать вопросы по обрядам или познакомится с шаманами, посмотреть на мир глазами шаманов. Задать вопрос и получить ответ от Духов, попросить помощи в делах и отношениях, очистить свою Душу и получить поддержку своего Рода, открыть свои Дары и понять своё предназначение. Слушать и слышать себя, Обрести поддержку Духа своего Рода.
Земля начинает просыпаться от глубокого векового сна и зовёт своих детей на сакральные места своей живой Тверди, дабы окунуться в родные Материнские просторы, напоиться Силами, да начать пробуждаться совместно и созвучно ёё целительным вибрациям. В сильных точках планеты, люди Силы и мощного Духа издревле проводили свои обряды, оказывая дань уважения Матери-Земле, Духам стихий и Отцу Небесному.
Мы приглашаем вас совершить удивительное путешествие с шаманами Айданой Алтын-Суу и Туей Самдан, в одно из таких сакральных мест Горного Алтая.
Семинар проводится с Гульнарой Азаурбаевой, практикующим шаманом из Тюмени.
Программа семинара будет насыщенной. Если вы чувствуйте в себе желание присоединиться к сакральному процессу, если вы услышали этот Зов Духов Земли, мы ждём вас!
Что вам даст путешествие
- Индивидуальная работа шаманов лично с вами на протяжении всего семинара.
- Знакомство с древними шаманскими мистериями, не из книг, а непосредственно на своём опыте, во время обрядов с шаманами.
- Ответы на интересующие теоретические вопросы о шаманизме, стихиях, духах, талисманах и др.
- Очищение тела, разума и души в шаманской бане, ладование вениками.
- Выплетание Родового Древа для восстановления связи с Родом и Предками, получения разрешения на использование ресурса Рода.
- Понимание, чего по настоящему хочет твоя Душа, что нужно сделать для пробуждения радости сердца.
- Изготовление личного шаманского оберега хранителя.
- Вам откроется прекрасный и удивительный мир Алтая, с его чистейшими озёрами и реками, белоснежными вершинами, целебными источниками и неповторимой культурой.
- А самое главное, Усадьба "Арчын" волшебное место, где связь с Высшими Силами очень близка! Привезите с собой своё самое заветное желание, и расскажите о нем Духам Места. Оно обязательно исполнится!
Программа поездки
- Изготовление и оживление шаманского оберега.
- Посещение главной Святыни. Обряд на Рассвете.
- Древние шаманские молитвы на Любовь, благополучие и счастье у горы Любви.
- Исцеление души и сердца от прошлых отношений, бесплодия.
- Обряд на привлечение достойного мужчины (женщины), счастливую семейную жизнь и привлечение Светлой души ребёнка.
- Привлечение Духа семьи, помогающего сохранить гармонию и понимание в отношениях.
- Плетение Родового Древа Фравахар.
- Защитная магия.
Этот выезд для тех, кто готов для честного взгляда на себя, на собственную жизнь, готов к наведению порядка в голове и душе, кто желает освободиться от глубокого груза прошлого и полноценно начать жить в настоящим…
У шамана нет методик, он лишь проводник энергии Духов, Богов.
У нас нет задачи собрать большое количество людей, в то же время готовы принять любое количество участников, желающих поработать над собой, доверяющих.
Вы не вернётесь прежним, поездка круто изменит вашу жизнь! Вы выйдете из колеса повторяющихся событий!
Усадьба находится в центре Чойского района, вдали от магистральных туристических маршрутов, и потому здесь царят покой и безмятежность. Есть возможность отдохнуть от городского мельтешения и, оставшись наедине с неповторимой алтайской природой, услышать, наконец, своё сердце и обрести гармонию с собой и окружающим миром. Природа этих мест способствует релаксации и снятию стрессов. Чистые, прозрачные водоёмы, горы, навевающие мысли о вечном. Сверкающие на солнце ослепительно белые снега зимой, благоухающий цветущий ковёр альпийских лугов весной и летом, буйство красок и пьянящие ароматы осенней природы…
Приглашаем вас в сказочный мир чудес и волшебства, радости, прогулок, живого огня, древних традиций и ритуалов шаманов, сказок и веселья!
Благодарим за признание и любовь.
Три дня в Горном Алтае, или встреча с Шаманами. Часть первая
Наверное, время от времени у каждого человека наступает период, когда хочется все бросить и уехать на край света.
С тропой на край света пока не складывается, а вот когда выпала возможность съездить на несколько дней в Горный Алтай - согласилась я без раздумий.
Горный находится от нас в паре-тройке сотен километров - не такое уж и большое расстояние, всего 3-4 часа езды на машине, однако по странному стечению обстоятельств бываю я там только раз в год, да и то - в лучшем случае на два-три дня.
Так начиналась и эта поездка - привычный по предыдущим турам экскурсионный автобус, база отдыха в знакомом Чемальском районе, две ночи и три неполных дня среди гор.
И совершенно мы не предполагали, что обычная, в общем-то, поездка окажется настолько необычной.
Но обо всем по порядку.
Уезжали рано, в восемь утра. Город провожал нас дождем, тучами и промозглой сыростью. Прогноз погоды обещал дожди и в Горном, однако, памятуя отдых на Чемале трехгодичной давности, мы взяли из теплых вещей только пару кофт, да и те были засунуты в сумку в последний момент и с очень большими сомнениями.
Фотоаппарат я не взяла осознанно: во-первых, очень не хотелось снижать собственную мобильность громоздкой зеркалкой (при лазании по склонам часто задействуются не только руки и ноги, но и зубы, когти и хвосты), во-вторых, мечталось хоть раз просто погулять и насладиться роскошными видами, а не бегать с фотоаппаратом как оглашенная в попытках объять необъятное.
Дорога была привычна: остановки в знакомых местах, внезапно, как и всегда, выпрыгивающие из-за горизонта очертания гор, плюшевые зеленые холмы, которые постепенно сменяются суровыми склонами, покрытыми темно-зеленым густым лесом.
Природа Горного вообще очень разнообразна: выезжаешь из одного района в другой и сразу замечаешь, как меняется структура гор, тип местности, цвет растительности и высота склонов. Если предгорья - это округлые невысокие холмы, то Чемальский район очень плотно усеян лесом и горами - так, что находясь посреди этого великолепия, видишь только верхушки и бока склонов да клочки неба. Стоит выехать за Чемал, по направлению к Семинскому перевалу и дальше, за него - горы раздвигаются, образуя обширные равнины и открывая поистине потрясающие виды.
Спустя пять часов тряски в автобусе мы наконец-то добрались до нашей базы. Дождь к тому времени лил стеной, туман стоял повсюду, по верхушкам гор волоклись низкие облака.
База располагалась впритык у дороги, посреди множества других баз, лагерей и отелей - туристическая зона, когда-то начавшись с предгорий Алтая, с тех пор активно и неумолимо располазается все дальше и глубже в сердце Горного, сжирая леса под все новые и новые стоянки для полчищ туристов.
У нашей базы оказалось две замечательных особенности: с одной стороны лагеря страшно бурлила и шумела Катунь - мы попали на прибывающую воду, и с любой точки местности было видно могучие пороги и буруны, а с другой, буквально в двух шагах от ворот - возвышалась отвесным боком высокая гора, вершина которой почти все время была сокрыта в тумане.
Незамечательные особенности базы обнаружились чуть позже, когда наш автобус начали под проливным дождем расселять по домикам.
Домик оказался крошечным, неубранным, сырым, промогзглым и ужасно холодным. Едва переступив порог, мы тут же испытали жгучее желание вернуться обратно на улицу, потому что среди дождя, тумана и почти минусовой температуры было теплее, чем в избушке!
Кофты, сунутые в сумки в последний момент, тут же пошли в дело. Не хотелось ни распаковываться, не пережидать дождь под этой неуютной крышей, поэтому мы побросали вещи под стол, заперли дверь и вернулись под дождь.
У входа на базу оказался киоск с расписанием экскурсий и гидами в дождевиках.
Тут обнаружилась третья незамечательная особенность базы, потому что экскурсии набирались только группами от восьми человек (хотя в прошлое посещение Чемала нас спокойно возил водитель-частник на легковушке, и про набор группы даже речи не шло). Туда, где группы были почти набраны, идти не хотелось - и на Камышлинском водопаде, и в Тавдинских пещерах, и на Чемальской ГЭС, и на острове Патмос мы уже были, лично я те места помнила прекрасно.
Туда, куда хотелось - на Семинский перевал и дальше - никто не желал идти: кому - дорого, кому - долго ехать, кому - просто лень.
Более-менее компромисные варианты, типа не очень дальней и, сответственно, не очень дорогой экскурсии в ущелье горных духов, Чечкыш, отменились из-за дождя.
Безуспешно поуговаривав свой автобус поехать на весь завтрашний день к Калбак-Ташу, месту, знаменитому своими петроглифами (500км. и 15 часов пути), мы плюнули и под все тем же дождем пошли гулять по окрестностям.
И практически сразу же уперлись в шатер под загадочным названием "Мир таинственного камня".
Лично меня привлекла табличка на стене "Мастер-классы по росписи камня" - как вы понимаете, пройти мимо я не могла
Внутри нас встретила бойкая женщина и девочка лет двенадцати. После моего вопроса "А кто у вас ведет мастер-классы?" женщина бодро ткнула пальцем в ребенка и сказала: "А вот Аня у нас в художественном школе учится". На этом месте можно было тихонько развернуться и уйти, но женщина уже взяла нас в оборот и долго показывала крупные обломки небрежно закрашенных гуашью булыжников и гальки, призывая восхититься бесподобным талантом местных художников. На вопрос: "А на поделочных камнях, отшлифованных, не рисуете? Например, яшма, агат и т.д.?" женщина изумленно всплеснула руками и долго убеждала нас, что это ужас-ужас, бессмысленно и вообще такого не бывает, чтоб кто-то рисовал "на хороших камнях".
На этом месте мы откланялись, сославшись на желание пообедать, и удалились "ужасными" и "несуществующими", так и не раскрыв инкогнито.
Едва мы вернулись к домику, как выяснилось, что дождь стихает, и экскурсия в Чечкыш вновь вернулась в расписание. Так что мы побросали в сумку еду, собрались вокруг гида, выслушали инструктаж, загрузились в другой автобус и поехали.
В дороге экскурсовод Настя долго нас убеждала, что тучи от нее всегда разбегаются, и пока мы с ней, дождя не будет.
Правда или нет, но за все время экскурсии на нас только разок поморосило, так что большую часть времени мы ходили без дождевиков (без которых в Горном не обойтись, так как погода меняется очень резко).
Ущелье лично на меня произвело очень благоприятное впечатление - крутая тропа вдоль ручья с каменистыми берегами, почти отвесные склоны, и общая атмосфера редкостного покоя и тишины. Ущелье очень узкое и со всех сторон закрыто горами, поэтому там гораздо теплее, чем на равнине.
Вслед за гидом мы послушно вскарабкались по склонам (Настя ужасалась нашему энтузиазму: между приездом и началом экскурсии прошло меньше часа), выслушали целую коллекцию легенд, постояли под местным водопадом, напились воды - из него же, порассматривали местные петроглифы - очень маленькие, в пол-ладони, и почти стертые (для сравнения: петроглифы в Калбак-Таше достигают высоты человеческого роста), потрогали за бороду каменного духа и выбрались на обзорную площадку.
Тут Настя ужаснулась нам в очередной раз. После ее слов: "А еще существует примета - если взять камень у подножия склона, взбежать на вершину, ни разу не останавливаясь, и положить камень в общую горку, не сдвинув другие камни, то ваше желание исполнится", вся наша сумасшедшая группа в шестнадцать человек похватала камни с земли и горными козлами заскакала по почти отвесному и очень скользкому после дождя склону.
Обратно мы вернулись поздно вечером, поели в местной столовой, с огромной неохотой расстелили постели в сыром и промозглом домике и легли спать.
Утро началось со страданий: хоть и ложились спать одетыми, но после ночи в ледяной комнате под липкими, отсыревшими одеялами, на твердом как доска матрасе (собственно, под матрасом и были деревянными доски, вот только сам матрас не ощущался) болело абсолютно все. Я, уже накануне будучи не в шибко радужном самочувствии, проснулась с насквозь больным горлом. Встали рано, около семи часов утра - при всем желании спать дольше было невозможно.
Розеток не было ни в домике, ни в беседках на улице, поэтому чайник грели около единственной доступной в лагере розетки - в туалете. В наше проживание на базе входил завтрак, поэтому в ожидании его начала мы привидениями бродили по лагерю и рассматривали виды. Рассматривалось не очень хорошо - база была большая, но почти целиком тонула в тумане, усиливая общую сырость.
Возле столовой обнаружилась терасса, нависающая над водами Катуни. Противоположный берег, довольно близкий, было не разглядеть - из тумана выступали только редкие силуэты елей. Вода ревела еще громче, чем накануне - этот рев было слышно из всех точек лагеря.
Завтрак не подкачал - в отличие от жилья, кормили тут вкусно и разнообразно, а еще в столовой было два обогревателя - существенный момент для окоченевших путешественников. Заодно мы продолжили расспросы и агитацию народа на сегодняшнюю экскурсию - то, что в Калбак-Таш мы не попадем, было уже ясно, но оставался вариант поближе - Священная долина, Уч-Энмек (376км. и 9 часов пути).
Шаманы в Горном Алтае.
Многие туристы находящиеся в состоянии внутреннего неравновесия, посещающие горный Алтай, стараются найти встречу с шаманом.
Встреча им нужна для того что бы обратиться к нему с судьбоносными вопросами, с неизлечимыми болезнями, перед принятием важных решений или узнать грядущее люди обращаются к шаманам.
Вера в то, что духи подскажут, помогут, укажут правильный путь, приводит путешественников из разных уголков земли в этнотуры на Алтай.
Фото: Алтайский Шаман / Медведев Александр
Так же для встречи с шаманом на Алтай приезжают тысячи туристов, чтобы найти ответы на важные вопросы, получить помощь в бизнесе или совет. Чтобы спланировать эзотерический тур на Алтай и встречу с шаманом, необходимо учесть ряд нюансов. Главное – Вы должны быть готовы к своей цели.
Осознание своего места на Земле, причастности к огромной Вселенной гармонизирует человека, избавляет от страхов и сомнений. Общение с камом помогает обрести связь с миром, ощутить внутреннюю энергию и оказаться под защитой высших сил.
Фото: Шаманский обряд в Горном Алтае / Медведев Александр
Зачастую людям хочется познакомиться и взглянуть на настоящих шаманов, ведь их представляют «магами». Многие туристы полагают, что шаманы на Алтае выделяются костюмированными нарядами, а их обряды ограничиваются ритуальными танцами с бубном. Это заблуждение распространено ввиду спроса на зрелища и популяризации туризма на Алтае. Истинные избранники духов адаптированы к обеим реальностям – и потусторонней, и повседневной. Они выглядят как обычные люди, при этом наделённые чудесным даром и имеющие устойчивую психику и невероятную силу духа.
Шаманизм на Алтае весьма распространён, тем не менее найти настоящего кама и попасть к нему довольно сложно. Шаманы на Алтае – это не развлечения для туристов и они не работают на публику.
Камами - Шаманами бывают и мужчины, и женщины. И звание это не передаётся по крови. Существует термин «шаманская болезнь», которая проявляется ещё в детском возрасте в конвульсиях и вхождении в состояние транса во время камлания. Шаманами становятся не по своей воле, а по воле духа, вселяющегося в избранного. Дальнейший его путь предопределён: он становится учеником старейшего кама, познаёт неведомое, приобретает бубен и получает камское звание.
Фото: Шаманский обряд на берегу Катуни в Горном Алтае/ Медведев Александр
Для общения с духами камы используют ритуалы камлания - шаман испытывает трансперсональные состояния, входит в транс.
Шаманские обряды сопровождаются звуками бубна или варгана, танцами и заклинаниями, подношениями духам и инициациями.
Из Википедии
Конспект объяснения рисунка на бубне. Выглядит просто, но каждый элемент имеет значение
Алтайский шаманизм носит вербальный характер. Это учение не имеет письменного изложения своих основ, положений, деклараций. Нет канонических правил, заповедей, запретов, текстов молений и т. д. Все учение держится лишь на устно-визуальной базе и простом ритуальном реквизите. В алтайском шаманизме нет профессиональной иерархической специализации на основе определенных обрядов и испытаний, которые должны проходить шаманы при своем становлении.
Особые люди называются камами. Считается, что они обладают передающимся по наследству даром лечить людей при помощи магических приемов. Кам служит проводником между миром живых и миром ушедших в иной мир, а также между миром людей и миром природы.
Камы появляются по велению духов-предков, и это не требует какой-либо санкции со стороны общества или конфессиональной организации. Пройдя своё становление под покровительством духов, (а также под присмотром опытных камов) получив от них свой бубен (из кожи оленя), кам становится признанным среди окружающих избранником божеств.
Читайте также: