Почему жителям матеры приходилось покидать родные места и переезжать
По страницам повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
1. Родина, патриотизм. Малая родина. Историческая память.
Почему Дарья Пинигина не хочет переезжать с Матеры? Чего опасается?
О каких нравственных законах повествует автор, показывая эпизоды прощания Дарьи со своим домом и защиты материнцами кладбища?
Дарья не хочет терять связи с прошлым. Здесь она родилась, выросла. И всю сознательную жизнь Дарья провела в Матере. Здесь ее корни, здесь похоронены ее предки. Она, как и другие старики Матеры, хочет доживать свой век здесь – на своей земле, в своем доме, где она перенесла все тяготы, а также радости жизни. Она опасается, что с переездом на новое место прервется связь поколений, люди забудут о своих корнях. В современной жизни будут другие законы морали, а вместе со старшим поколением исчезнет все то, что было накоплено годами. Исчезнет с лица земли их родная Матера - останется под водой, а вместе с ней уйдет память о ней.
Трогает в произведении тот момент, когда Дарья прощается со своим домом, который будет сожжен вместе с другими домами. Дарья с ним прощается, как с живым человеком: готовит его к «смерти». По специальному постановлению не только дома в Матере будут сожжены, а будет проводиться «санитарная очистка всего ложа водохранилища», включая и кладбища. Все эти действия происходят на глазах у жителей Матеры. Люди, которые переживают за могилы своих близких, которые в скором времени останутся под водой, сталкиваются и с другим нечеловеческим поступком – при них сжигают кресты и фотографии, установленные на памятниках.
2. Нравственные качества личности. Взаимоотношения поколений.
Какое определение дают жители Матеры нравственным понятиям «совесть, грех, память»? Могут ли эти понятия быть «скрепами поколений»?
Законы морали у трех поколений совершенно разные. Для Дарьи важно, чтобы память о поколениях жила. И она сама свято чтит память своих предков. Ее сын Павел, остался, как бы, между двумя берегами: на одном он, как бы, смирился и полностью занялся новой жизнью, на другом же - в этой же новой жизни - он не очень-то хорошо себя чувствует. А внук Андрей, как и вся молодежь того времени, вечно спешит и строит планы на новую жизнь, с прошлым он с легкостью попрощался.
3. Взаимоотношения человека и природы. Экология души.
Каковы последствия строительства плотины на Ангаре для жителей прибрежных деревень? Как проявляется сущность человека через его отношение к природе на примере
героев повести? Есть ли подобные примеры в нашей жизни?
Очень красиво автор описывает в своей повести природу острова Матеры. Из-за грубого вмешательства человека эта неземная красота должна навсегда исчезнуть с лица земли. Оправдается ли в дальнейшем такая принесенная жертва, какими бы благими намерениями она не была оправдана?! Столько было совершено и продолжает совершаться таких «благих дел» по отношению природе для цивилизации, для удовлетворения потребностей человечества. Тому есть множество примеров в нашей жизни. От нашей природы мало что осталось. Везде чувствуется грубое обращение и вмешательство человека. Наверное, у нас не осталось уже незагрязненного человеком места. Исчезли с лица земли с детства хорошо знакомые озера, высохли ручейки. Впору задаться вопросом: По ком звонит колокол? По природе? По мне? По тебе? А может, по всему человечеству.
4. Каково, на Ваш взгляд, значение повести для современного человека? О чем предупреждает писатель потомков?
Как было уже сказано: каждый человек должен знать свои корни, свою родословную и передавать ее из поколения поколению. В наше суматошное время законы нравственности все больше отодвигается на второй план. Порой жизненные ценности оцениваются количеством денег, маркой машин, дорогостоящим жильем и т.д. Какими путями все это достигается, мало уже кого волнует.
Так что затронутые в повести темы нравственности экологии природы и души, будут актуальны всегда.
Кондогина Татьяна Александровна – директор МБУК Мишкинская ЦБС.
Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» была перечитана мной спустя 20 лет. Имея возраст и опыт жизни, повесть легла на душу совсем иначе, нежели в юные годы. Это произведение не потеряло своей актуальности и по сей день. Оно написано о сегодняшнем дне, где новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, и как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Кажется, какой пустяк, разрушить небольшую деревеньку ради того, чтобы принести большую пользу стране? Вот только о самих жителях никто не подумал.
Главная героиня повести - старуха Дарья у меня ассоциируется с некрасовской русской женщиной, которая и «коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». Бабка Дарья дает ответы на все важные вопросы, касающиеся человека: для чего родился человек, какой ответ должен давать в конце жизни? Как сохранить взаимопонимание между поколениями? В чем преимущества «деревенского» уклада жизни перед «городским»? Почему нельзя жить без памяти (в широком смысле)? Какой должна быть власть, чтобы она не потеряла доверия народа? А также экологические проблемы подняты в произведении: чем грозит человечеству вмешательство в естественное развитие природы? Не станут ли подобные действия началом трагического финала его существования?
В. Распутин хочет показать, что в корне неверно достигать новых целей (пусть и таких значимых, как развитие промышленности) ценой предательства своего прошлого, говоря это словами Дарьи: «У кого памяти нет, у того нет и жизни». Страшно и жутко редставить себя на месте героев повести: нет того уголка, где ты родился и вырос, нет могилок твоих родных и близких, чтобы им поклониться.
Повесть можно назвать криком души о загублении деревень и людей, которых насильно выселили с родных мест. «Прощание с Матерой» очень ярко показывает великое значение традиций в жизни каждого человека. Чтобы жизнь продолжалась дальше, а связь с прошлым не терялась, необходимо всегда помнить о своих корнях, о том, что все мы дети одной земли-матушки. И обязанность каждого – быть на этой земле не гостями или временными жителями, а хранителями всего того, что было накоплено предыдущими поколениями.
Иштыбаевская сельская библиотека.
Библиотекарь – Сафина Зухра Суфияновна.
24 февраля в школе прошло обсуждение повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
В обсуждении приняли участие 12 человек.
Сценарий обсуждения
Цель: Выявить ценности и традиции русского народа, сохранившиеся благодаря многим поколениям, и передать их молодежи на примере повести В.Г. Распутина
«Прощание с Матерой».
Задачи:
- Воспитать любовь и уважение к родной земле с помощью данного произведения.
- Изменить мышление, разум читателя и дать « материал» для переосмысления своих поступков в жизни.
- Научить понимать ценности родной земли, воспитать активную гражданскую позицию и привить чувство патриотизма и любви к Родине.
Ход мероприятия:
Первый вопрос. Родина, патриотизм. Малая родина. Историческая память.
Почему Дарья Пинигина не хочет переезжать с Матеры? Чего опасается? О каких нравственных законах повествует автор, показывая эпизоды прощания Дарьи со своим домом и защиты материнцами кладбища?
Ответ. Она (Дарья) привязана к родной земле душой и телом. Прожившая много лет на острове, ценя могилы предков и родных, она жила на одном дыхании с землей и ее природой. Каждый кусок земли, куда она ступала, был дороже, чем весь мир.
Главная героиня боялась за могилы сына, родителей. Боялась она и городской жизни, и суеты. Сердце не давало оторваться от прошлой (дорогой, понятной, верной) жизни, а потопление деревни было чем-то страшным для нее. (Лучше умереть на родной земле, чем печалиться без нее)
Валиуллина Кадерия, 7 класс: Дарья переживает о том, что с ней оборвется продолжение рода на этой земле.
Второй вопрос. Нравственные качества личности. Взаимоотношения поколений. Какое определение дают жители Матеры нравственным понятиям «совесть, грех, память»? Могут ли эти понятия быть «скрепами поколений»?
Ответ. Скреп крепнет годами, веками, с войнами и совместными переживаниями за родную землю. Скреп крепнет с могилами предков, и в отношении к природе, и при воспитании детей. Но, к сожалению, в этом произведении сильно проявляется обрыв скрепа. Так как дети в произведении уже ценят другое новое.
Любовь к родной земле, традиции, уважение к старшим всегда являлись ценностями русского народа. Они шли из глубины веков и были скрепами поколений. Носителями этих скрепов являются старые жители Матеры, которые смогли их сохранить. Это ярко описывается в рассказе.
Шакирова Зарина, 7 класс: Для жителей Матеры считается самым важном фактом память и честь.
Третий вопрос. Взаимоотношения человека и природы. Экология души.Каковы последствия строительства плотины на Ангаре для жителей прибрежных деревень? Как проявляется сущность человека через его отношение к природе на примере героев повести? Есть ли подобные примеры в нашей жизни?
Ответ. Отношение к природе в повести у героев, помимо старух, проявляется жестко. Те, кто перебрался повыше, теряют ту самую золотую нить, переданную предками, и ценят не традиции и народные ценности, а то, что они надумают для достижения своих целей, обходя мнение людей, и «желание» природы.
Строительство плотины создает неудобства для жителей округи. Ранит до глубины души и оставляет некое ощущение «до и после» - жизнь жителей Матеры «до и после». Эту пустоту ничем не восполнить. Жесткое отношение человека к природе в произведении проявляется в том, что «специальные люди» жгли и резали живое многолетнее дерево - листвень. Какая безжалостность, бесчувственность и жестокость! А ведь подобное сплошь и рядом!
Гареева Регина, 9 класс: Строительство плотины, плачевно влияет для жителей округи.
Четвертый вопрос. Каково, на Ваш взгляд, значение повести для современного человека? О чем предупреждает писатель потомков?
Ответ. Это произведение в себя вмещает очень много смысла, в том числе и тот, что всегда были, есть и будут разные люди. Кто-то не жалеет весь мир (да и Родину продаст, например), кто-то готов жизнь отдать просто за маленький кусочек родной земли. Ценности у людей разные. Кто-то живет в деревенской глубинке в маленьком доме и широк душой, добр ко всему. А кто-то, возможно, острова имеет, но жестокий, бездарный и бесполезный человек с «большим кошельком».
При обсуждении все присутствующие сошлись во мнении: эта повесть, как звонок для мыслящих. Писатель В.Г. Распутин хотел раскрыть людям глаза на то, ЧТО в скором времени может быть. Это произведение, как крик души. Оно предупреждает об опасности. Нам стоит задуматься об этом.
Новотроицкая сельская библиотека.
Библиотекарь - Лашова Любовь Ивановна.
В обсуждении повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» участвовали 29 человек: учителя, родители детей кратковременного пребывания
и техработники школы.
Активное участие и помощь оказала Таранцева А. А. - ветеран педагогического труда, она познакомила с биографией писателя и кратко рассказала о повести «Прощание с Матерой».
С образом Дарьи Пинигиной познакомила библиотекарь Лашова Л.И
С образом Андрея Пинигина познакомила учитель Лещева Г.А.
“Прощание с Матерой” — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.
Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит. ”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, жизнь — это постоянное движение, изменение; нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетиями, прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.
Всех героев повести условно можно разделить на “отцов” и “детей”. “Отцы” — это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.
“Дети” — это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен.
Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: “. А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”.
Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно приравнять к жестокому убийству.
Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.
Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.
Дарья Пинигина – центральный образ повести. Она самая старая из старух, самая благополучная в отношении семьи и детей, самая уважаемая. У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от нее веет силой и уверенностью. Основа сильного характера героини – в чувстве сопричастности со всем, что происходит на Матерее. Она винит себя и в том, что землю ее предков затопят. Дарья пытается уговорить сына и внука перевезти родные могилы, но это не удается, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, которая для нее все равно, что родная душа. Старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна для Дарьи. Гораздо страшнее для нее предать Матеру, свою основу, свою душу. Поэтому героиня, собрав вокруг себя «единомышленников», остается с островом до последнего, скрываясь вместе с ним под водой.
Андрей Пинигин – внук Дарьи Пинигиной, главный представитель молодого поколения в повести. Узнав о затоплении острова, он уехал в город, где устроился на завод. Теперь же нашел себе другое место – на той самой ГЭС, которая должна затопить Матеру. Крестьянскую работу Андрей забыл, без отца уже и сена накосить не может. Андрей убежден, что пока у человека есть силы, он должен жить для работы, а не работать для жизни. Он стремится побольше узнать, побывать в разных местах, ухватить жизнь, чтобы она не прошла мимо. Об Андрее его бабушка говорит: «Пуп вы щас не надрываете…Его-то вы берегете. А что душу свою потратили – вам и дела нету».
Краткое содержание
Глава 1
Ниже по Ангаре начали строить плотину для электростанции, из-за чего вода по реке должна была подняться и вскоре затопить Матеру – оставалось последнее лето, затем всем нужно было переезжать.
Глава 2
У Дарьи за самоваром часто сидели старухи – Настя и Сима. «Несмотря на годы, была старуха Дарья пока на своих ногах» , сама управлялась с хозяйством.
Настасья, лишившись сыновей и дочери, жила с мужем Егором. Их в городе по распределению уже ждала квартира, но старики все медлили с переездом.
Сима приехала на Матеру относительно недавно, у нее здесь никого не было, кроме внука Коли.
Глава 3
Санитарная бригада «вела очистку территории» на кладбище – мужчины убирали с могил кресты, тумбочки и оградки, чтобы затем сжечь. Старухи прогнали бригаду и до поздней ночи ставили кресты на место.
Глава 4
На следующий день после случившегося Богодул пришел к Дарье. Беседуя с ним, женщина поделилась, что лучше бы ей не дожить до всего происходящего. Прогуливаясь затем по острову, Дарья вспоминала о прошлом, думала о том, что хотя и прожила «долгую и мытарную жизнь» , но «ничего она в ней не поняла» .
Глава 5
Вечером приехал Павел – второй сын Дарьи, «первого прибрала война» , а третий «нашел смерть на лесоповале» . Дарья не представляла, как будет жить в квартире – без огорода, без места для коровы и куриц, собственной бани.
Глава 6
«А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова» . «Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все» .
Глава 7
Настасье и Егору пора было уезжать. В ночь перед отъездом женщина не спала. Утром старики собрали вещи. Настасья попросила Дарью присмотреть за своей кошкой. Старики долго собирались – им было очень тяжело оставлять родной дом, Матеру.
Глава 8
Ночью один из сельчан, Петруха, зажег свою избу. Его мать, Катерина, заранее перенесла скромные пожитки к Дарье и стала жить у старухи.
«И пока изба горела в рост, Хозяин смотрел на деревню. В свете этого щедрого пожарища он хорошо видел блеклые огоньки над живыми еще избами, <…> отмечая, в какой очередности возьмет их огонь» .
Глава 9
Приезжая в Матеру, Павел не задерживался тут надолго. Когда Екатерина перебралась к Дарье, ему «стало поспокойней» , так как теперь матери будет помощь.
Павел «понимал, что надо переезжать с Матеры, но не понимал, почему надо переезжать в этот поселок, сработанный хоть и богато <…> да поставленный так не по-людски и несуразно» . «Павел удивлялся, глядя на Соню, на жену свою» : она как вошла в новую квартиру – «будто тут всегда и была. В день освоилась» . «Павел хорошо понимал, что матери здесь не привыкнуть. Для нее это чужой рай» .
Глава 10
После пожара Петруха где-то пропал. В пожаре сгорел самовар Екатерины, без которого женщина «и вовсе осиротела» . Катерина и Дарья проводили все дни за разговорами, вдвоем им жилось легче.
Глава 11
Начался сенокос. «Полдеревни вернулось в Матеру» . Вскоре приехал Петруха в новом костюме – он получил много денег за сожженную усадьбу, но матери отдал только 25 рублей.
Глава 12
К Дарье приехал внук Андрей, младший сын Павла. Андрей работал на заводе, но уволился и теперь хотел поехать «на большую стройку» . Дарье и Павлу было трудно понять внука, рассуждавшего: «Сейчас время такое, что нельзя на одном месте сидеть» .
Глава 13
Петруха засобирался на стройку вместе с Андреем. В середине сентября приехал Воронцов и распорядился «не ждать последнего дня и постепенно сжигать все, что находится без крайней надобности» .
Глава 14
Дарья, разговаривая с внуком, высказалась, что люди теперь начали жить слишком быстро: «галопом в одну сторону поскакал, огляделся, не огляделся – в другу-у-ю» . «Только и ты, и ты, Андрюшка, помянешь опосле меня, как из сил выбьешься» .
Глава 15
Дарья просила сына и внука перенести могилки родственников. Андрея это пугало, казалось жутким. Павел обещал сделать это, но на следующий день его надолго вызвали в поселок. Вскоре уехал и Андрей.
Глава 16
Постепенно люди начали «эвакуировать из деревни мелкую живность» , сжигались постройки. «Все торопилось съехать, убраться с опасного острова подальше. И деревня стояла сирая, оголенная, глухая» . Вскоре Дарья забрала к себе Симу с Колей.
Глава 17
Односельчанка рассказала, что Петруха «занимается пожогом оставленных домов» за деньги. «Катерина, примирившаяся с потерей своей избы, не могла простить Петрухе того, что он жжет чужие» .
Глава 18
Павел, забирая корову Майку, хотел сразу забрать и мать, но Дарья твердо отказалась. Вечером женщина пошла на кладбище – могилы Павел так и не перенес – к отцу и матери, к сыну. Она думала о том, что «кто знает правду о человеке, зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради чего-то еще? »
Глава 19
«Матеру, и остров и деревню, нельзя было представить без лиственницы на поскотине» . «“Царский листвень” вечно, могуче и властно стоял на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми» . «И покуда стоять будет он, будет стоять и Матера» . Старые люди относились к дереву с почтением и страхом.
«И вот настал день, когда к нему подступили чужие люди» . Мужчинам не удалось ни срубить, ни сжечь старое дерево, его не брала даже бензопила. В конце концов, рабочие оставили лиственницу в покое.
Глава 20
Дарья, несмотря на то, что ее избу уже совсем скоро должны были сжечь, белила дом. Утром растопила печь, убиралась в доме. «Она прибиралась и чувствовала, как истончается, избывается всей своей мочью, – и чем меньше оставалось дела, меньше оставалось и ее» .
Глава 21
На следующий день на Матеру вернулась Настя. Женщина рассказала, что ее муж Егор умер.
Глава 22
После того как избы были сожжены, старухи перебрались в барак. Узнав об этом, Воронцов был возмущен и заставил Павла и Петруху срочно ехать забирать женщин. Мужчины выехали посреди ночи и долго блуждали в густом тумане.
…Ночью Богодул распахнул двери барака. «В раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой – то был прощальный голос Хозяина» . «Откуда-то, будто споднизу, донесся слабый, едва угадывающийся шум мотора» .
Краткое содержание «Прощание с Матерой»
Повесть «Прощание с Матерой» Распутин впервые опубликовал в 1976 году. Действие произведения происходит в 1960-х годах. В повести автор раскрывает темы взаимоотношения отцов и детей, преемственности поколений, поиска смысла жизни, вопросы памяти и забвения. Распутин противопоставляет людей старой и новой эпох: тех, кто держится за традиции прошлого, имеет тесную связь с малой родиной, и тех, кто готов сжигать избы и кресты ради новой жизни.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Прощания с Матерой» по главам при подготовке к уроку литературы, проверочной работе.
Главные герои
- Пинигина Дарья Васильевна – коренная жительница Матеры, мать Павла, бабушка Андрея. Была «самой старой из старух» , «высокая и поджарая» со «строгим бескровным лицом» .
- Пинигин Павел – второй сын Дарьи, мужчина пятидесяти лет, живет в соседнем поселке с женой Софьей. «В колхозе работал бригадиром, потом завгаром» .
помогите ответить на вопрсы по произведению "прощание с Матереой
1.Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера.
2.Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков.
Не нужно было жителям Матеры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.
3.Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человек. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.
4.Писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
5.Повести В. Распутина высвечивают болевые точки современности, среди которых самой тревожной является проблема оскудения человеческой духовности под влиянием негативных факторов, ослабление памяти народной, личной - родовой, связанное с уходом человека с родной земли. Этими сверхтонкими нравственно-этическими проблемами, выраженными в публицистической форме, наполнена повесть «Прощание с Матерой» .
В повести четко обозначено противоречие необходимости (строительство гидроэлектростанции) и необходимого (нравственное, духовное самосохранение человека) . Поднимается в произведении проблема взаимоотношений «город - деревня» . Глава шестнадцатая - эпицентр публицистического освоения данной проблемы. Автором прекрасно показано, как диаметрально противоположно расходятся векторы интересов «городских» и «деревенских» . Для одних — это мать-кормилица, для других - не модная сфера хозяйства.
Глава одиннадцатая выступает как убедительный аргумент в защиту права частной собственности на землю, о котором в 90-е годы В. Распутин категорично скажет: «Нужно передать землю крестьянину в вечное пользование без права продажи» .
Помогите плз, Срочно надо
«Прощание с Матерой» В. Распутина
1. На какой реке находится Матера?
2. Какая часть суши называется Матерой?
3. Какую форму имеет Матера?
4. Что находится через протоку от Матеры? Какую идею автора и какое природное начало это соединение подчеркивает (ответьте словосочетанием)
5. Какое событие заставляет жителей покинуть Матеру?
6. Какое сооружение определило судьбу Матеры?
7. Кто из людей и как обозначил Матеру как крестьянскую Атлантиду, землю обетованную?
8. Как Природа обозначила Матеру как особую землю?
9. Как зовут главную героиню повести?
10. "Ты, Дарья, много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть» Чей это завет?
11. Переведите фразу на современный русский язык: «Тятька вечор говорил: «Живи покуль, занозись в белом свете, а нам ишо поспеешь».
12. Какое слово придумали жители деревни, характеризуя стиль жизни беззаботного пьяницы Петрухи Звонарева?
13. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни.» Кому из героев повести принадлежат эти слова?
14. Кого в деревне прозвали немтырем?
15. Кто хозяин острова?
16. Дарью волнует судьба деревенского кладбища, поэтому она просит сына… (продолжите начатую фразу).
17. Какие родственники Дарьи похоронены на деревенском кладбище? (перечислите по степени родства)
18. Почему нет могилы мужа Дарьи, Мирона?
19. Что сделали с могилами поджигатели?
20. Кто без сожаления уезжает из Матеры, утверждая, что она «назьмом провоняла».
21. Как прощается со своей избой Дарья?
22. О чем в своей молитве к Богу просит Дарья и за кого молится?
23. Где старухи проводят последнюю ночь перед затоплением?
24. Какое природное явление описывается в конце повести?
25. Какая задумка автора реализуется через отсутствие сцены затопления Матеры?
Лучший ответ
Что нашла (ответы не все)
1. Ангара
2. Остров
3. Форма утюга
4. Еще один остров Подмога
5. Затопление
6. Электростанция
9.Дарья
10. Тятько
13.Дарье
14. Кольку
15. Маленький чуть больше кошки, на кого не похожий зверек (дух острова).
16. Принести к поселку могилки родителей
17. Мать отец
18. Муж пропал в тайге
19. Убрали их с затопляемой территории
20. Клавка
22. За деревню и ее жителец
24. Туман
Заключение
В повести «Прощание с Матерой» В. Г. Распутин, как представитель литературного направления «деревенской прозы», особое внимание уделяет описаниям природы острова, через пейзажи передает настроение героев. Автор вводит в произведение персонажей фольклорного происхождения – Хозяина острова и Богодула, символизирующих старый, уходящий мир, за который продолжают держаться старики.
В 1981 году повесть была экранизирована (режиссеры Л. Шепитько, Э. Климов) под названием «Прощание».
Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Прощания с Матерой» и прочитать полный вариант произведения.
Дом в произведении Прощание с матерой
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
1. Почему Матёра сравнивается с умирающей матерью? 2. В чем смысл конфликта повести "Прощание с Матерой" ?
3. Как можно объяснить смысл названия повести "Прощание с матерой"
4. Кто из героев повести вам более всего запомнился и почему?
1.Это очень горькая и трагическая повесть В. Распутина ,рассказывающая о том ,как для строительства электростанции властями принято решение затопить несколько деревень по берегу Ангары .В их число попала и деревня Матера .Думаю, это имя селу писатель дал не случайно .Мать - Матера - слова одного корня .А мать для человека - это святое .Бездушные чиновники не думают о людях ,которые должны уйти с намоленных ,насиженных родных мест .Крестьяне срослись с этой землей ,вырастили на ней детей ,похоронили близких.Казалось бы ,людям предлагают новые квартиры,со всеми удобствами взамен старых изб.Но они сопротивляются .Эти удобства для тела делают некомфортным их душевное состояние .Эта земля - их мать ,вскормившая ,взрастившая и любимая .Поэтому автор сравнивает предстоящее уничтожение родного очага с умирающей матерью ,родной и близкой .Как болезнь матери - трагедия для ее детей ,так и затопление Матеры можно сравнить с умирающей матерью по силе переживаний жителей деревни ..
2.Смысл конфликта в повести в том ,что бездушная государственная система не считается с чувствами людей и ради "высоких" целей готова разрушить устоявшийся мир и уклад жителей Матеры .Их мало ,но чувства любви и преданности родной земле велики, и их никогда не смогут понять черствые чинуши ,которые жгут деревню и лишают людей родных могил .Некуда будет прийти и помянуть близких .Это чудовищное нравственное преступление .
3.Все это повествование- горестный рассказ о том .как люди ,плача и молясь ,собирают свой скудный скарб для переезда в в город .Они бедны ,но у всех было хозяйство ,инвентарь ,необходимый для работы на земле и проживания в своем доме .Все это ,нажитое за долгие годы разными поколениями людей ,приходится оставлять в домах .Перечень того ,что придется бросить ,разрывает состраданием душу и сердце читателя .Мы тоже будто прощаемся с Матерой ,с ее просторными полями ,лугами ,лесами ,водами ,свежим воздухом ,свободой и простором .
4.Наиболее ярким образом повести является образ крестьянки Дарьи.
". Дарья, старуха с характером, под защиту которого собираются все слабые и страдальные, организует обиженных и пытается выступить против. Она не ограничивается только проклятием на головы обидчиков, призывая Бога, но и впрямую вступает в бой, вооружившись палкой. Дарья решительна, боевита, напориста. Многие люди на её месте смирились бы с создавшимся положением, но только не она. Это отнюдь не кроткая и пассивная старуха, она судит других людей, и в первую очередь сына Павла и свою невестку. Строга Дарья и к местной молодёжи, она не просто бранит её за то, что они покидают знакомый мир, но и грозится: «Вы ещё пожалеете». Именно Дарья чаще других обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой».
Она привлекла мое внимание своей непримиримостью ,нежеланием подчиняться бесчеловечному решению ,умением бороться и не сдаваться .
Новые вопросы в Литература
Срочнооооо. Помогите!!
1. Что мы узнаем о семейной жизни Самсона Вырина? Какую роль в ней играла дочь Дуня? «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свеже … го и бодрого, и его длинный сертук с тремя медалями на полинялых лентах…». Таким увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдите в повести другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? Чем вызваны эти перемены? 2. Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? 3. Можно ли провести некоторые параллели в содержании Притчи о блудном сыне и повести Пушкина? Понимала ли Дуня суть этой притчи? 4. Кто оказался счастливее: блудный сын в Притче или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему? 5. В чем виновата Дуня? Когда она это осознала? Раскаялась ли в совершенном? ПРОШУУУ, ПОМОГИТЕ
у яких вчинках героїв балади Світязь проявляється героїзм і любов до батьківщини?
Помогите дам 50 баллов
кто решил ограбить и убить ариона
ПОМОГИТЕ СРОЧНО НАДО. ДАМ 20 БАЛЛОВ
Не в наследственной берлоге, Не средь отческих могил, На большой мне, знать, дороге Умереть господь судил, какой размер и рифмовка у этого произведени … я?
Другие персонажи
- Пинигин Андрей – внук Дарьи.
- Богодул – приблудший «блажной» старик, «выдавал себя за поляка, любил русский мат» , жил в бараке, «как таракан» .
- Сима – старуха, которая приехала в Матеру меньше, чем 10 лет назад.
- Екатерина – одна из жительниц Матеры, мать Петрухи.
- Петруха – «беспутный» сын Екатерины.
- Настя и Егор – старики, жители Матеры.
- Воронцов – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке.
- Хозяин острова, «царственный листвень» .
Прощание с Матёрой
Деревня Матёра должна быть затоплена в ходе строительства ГЭС на Ангаре. Почти все её жители переехали в ближайший посёлок, только несколько стариков и старух не могут оставить родные дома и родительские могилы. Одно из самых значительных произведений деревенской литературы, «Прощание с Матёрой» появляется на излёте советской эпохи — когда наступление тяжёлой индустрии на природу воспринимается уже не как победа прогресса, но как фатальное и губительное разрушение традиционного уклада жизни.
Валентин Распутин. 1976 годКогда она написана?
В 1972 году Валентин Распутин пишет очерк «Вниз и вверх по течению. История одной поездки». Известный писатель по имени Виктор (альтер эго автора) возвращается в места своего детства — но деревни, в которой он вырос, больше не существует: она была разобрана и перенесена на новое место при строительстве гидроэлектростанции. Вместо неё у водохранилища стоит новый посёлок, из которого писатель торопится уехать, чувствуя себя там чужим. Возможно, именно тогда Распутин начинает думать над сюжетом будущей повести, которая была закончена к середине 1976 года.
«Прощание». Режиссёр Элем Климов. СССР, 1981 год Карта-схема проекта переброски северных рек. 1967 годКак она написана?
Пожалуй, главное, на что стоит обратить внимание, — речь персонажей. Распутин показывает с её помощью картины мира старой жительницы Матёры Дарьи Пинигиной, её сына Павла, живущего в недавно построенном посёлке, и её внука Андрея, рвущегося на строительство ГЭС. Речь Дарьи, на чьей стороне авторские симпатии, — живая, полная прихотливых диалектизмов; речь Андрея, напротив, наполнена штампами. Характерный, даже утрированный пример столкновения разных речевых пластов — сцена разорения матёринского кладбища, которому пытаются помешать жители острова:
На реке. Фотография Всеволода Тарасевича. 1965 год— В чём дело, граждане затопляемые? — важно спросил мужчина. — Мы санитарная бригада, ведём очистку территории. По распоряжению санэпидемстанции.
Непонятное слово показалось Настасье издевательским.
— Какой ишо сам-аспид-стансыи? — сейчас же вздёрнулась она. — Над старухами измываться! Сам ты аспид! Обои вы аспиды! Кары на вас нету.
Что на неё повлияло?
Как и другие деревенщики (кроме, быть может, Виктора Астафьева), Распутин всегда был писателем-реалистом. Его тексты чуть ли не напрямую наследуют реализму XIX века, который был для деревенщиков недостижимым образцом. Можно увидеть здесь и влияние короткой прозы Александра Солженицына (героиня рассказа «Матрёнин двор» могла бы быть младшей сестрой распутинской Дарьи) или провести параллель между описанием быта последних жителей Матёры и романами Михаила Шолохова — «Тихим Доном» и «Поднятой целиной» (которые уходят корнями всё в тот же русский реализм XIX века).
Из зарубежных авторов Распутину явно близок Уильям Фолкнер (с которым его часто сравнивают). Американский классик также описывал «дикие», отдалённые от центра страны места, расположенные в вымышленном южном округе Йокнапатофа. Как и Фолкнер, Распутин очень внимателен к речевой манере «простых людей», через которую раскрывается их характер, биография, страхи и т. д.
В «Прощании с Матёрой» можно увидеть влияние короткой прозы Александра Солженицына Из зарубежных авторов Распутину близок Уильям ФолкнерКак она была опубликована?
Журнал «Наш современник». №11. 1976 год «Прощание». Режиссёр Элем Климов. СССР, 1981 год Как полагал критик Юрий Селезнёв, острота конфликта в повести обусловлена тем, что герои нерасторжимо связаны с Матёрой от рождения Писатель Георгий Владимов считал конфликт, описанный в «Прощании с Матёрой», плодом фантазии Распутина, не имеющим отношения к реальностиЧто было дальше?
Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла!
Валентин Распутин
Единственная экранизация повести вышла в 1981 году, через пять лет после публикации, — фильм «Прощание», начатый Ларисой Шепитько и законченный (после трагической гибели режиссёра в автокатастрофе) её мужем Элемом Климовым. Суггестивный кинематографический язык Шепитько и Климова сделал центральную коллизию повести ещё более мрачной, придал ей почти апокалиптический оттенок. Спектакли по «Прощанию с Матёрой» неоднократно ставились в российских театрах, а в 2015 году прозаик Роман Сенчин опубликовал роман «Зона затопления», посвящая его Валентину Распутину: по сути, это ремейк его повести, основная сюжетная линия которой перенесена в наше время.
1. Зачем викинги покидали родные места и совершали дальние походы в чужие земли?! 2. Почему в течение долгого времени норманны могли держать в страхе население Европы?!
3. Какие государства в Европе были созданы норманнами?!
Родные земли викингов – Норвегия – не обладали достаточным количеством ресурсов для того, чтобы прокормить викингов. Поэтому они искали новые земли, переселялись, совершали грабежи, занимались пиратством, совершали военные походы и так далее. Атаки викингов, как правило, были наездными, особенно нацелены на грабежи. Целью Великой Армии Викингов было завоевание новых земель, как правило, более плодородных.
2. Почему в течение долгого времени норманны могли держать в страхе население Европы?!
Норманы оказали серьезное политическое, культурное и военное влияние на средневековую Европу и Ближний Восток. Норманны прославлялись своим воинственным духом и, в конечном счете, католическим благочестием, становясь представителями католической ортодоксальности романской общины, в которую они ассимилировались.
Норманны известны как своей культурой, такой как уникальная романская архитектура и музыкальные традиции, так и своими значительными военными достижениями и инновациями.
В общем, норманы были очень сильными, великолепными завоевателями и мореплавателями. Как им можно было не бояться, если они завоевали Англию и совершали невероятные путешествия. Кроме того, они грабили земли, на которые нападали.
3. Какие государства в Европе были созданы норманнами?
Нормандские авантюристы сыграли свою роль в создании Королевства Сицилия при Роже II после краткого завоевания южной Италии и Мальты у сарацин и византийцев во время экспедиции от имени их герцога Уильяма Завоевателя, которая также привела к норманнскому завоеванию Англии в историческая битва при Гастингсе в 1066 году. Норманнские и англо-нормандские силы внесли свой вклад в Иберийскую Реконкисту с начала одиннадцатого до середины тринадцатого веков.
Также они создали графство Нормандию, Апулийское герцогство, графство Оркни и королевство Дублин.
Читайте также: