Почему тянет сходить в церковь
На самом деле, очень часто можно услышать такие слова, что человек хочет идти в храм, но те или иные обстоятельства его туда не пускают, то погода ненастная, то на работе завал, то здоровье резко подводит или во все страх перед церковью не дает преступить порог. Что же делать в таком случае?
По словам православных священников, самое распространенное мнение на на такие слова зачастую это что "бес или грехи не пускают", но на самом деле разве может Господь допустить то, чтобы верующего христианина не пустил в храм какой-то грех. Скорее наоборот, порой через скорби, болезни человек и приходит к вере.
Вероятнее всего, причина в в страхах, навеянных в детстве. Очень многие любят при воспитании детей или внуков использовать следующие выражения: «Не делай так, а то Бог накажет!», «Не поступай так, а то Бог покарает!» и т.д. и т.п. Именно вот эти запугивания Богом в детстве могут серьезно препятствовать взрослому человеку придти в церковь. Сами рассудите, сильно ли вам будет хотеться идти в дом злостного карателя, который за каждую провинность готов наказать?
Лучше было бы ребенку, а потом уже и самому себе, взрослому объяснять, что Бог – это Любовь, что Бог любит всех, что мы своими плохими делами и поступками сильно огорчаем Его. Бог нас любит и верит в нас, что мы можем быть хорошими, а мы.
Если в детстве заложить именно такое понимание Бога, то взрослый человек, конечно же, будет тянуться к Любви и к ее источнику, то есть к Богу.
Храни Всех Господь!
Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а также приходите в мой инстаграм @pravoslavnyi_bloger где я рассказываю о буднях православной христианки :) .
Организация
Ходить в послушной вере - это не религиозный шаблон, а полная уверенность в Божьих путях. Нет необходимости или пользы в литургии совершенных человеком таинств, обрядов и членских обязательств в христианстве.
Церковное духовенство злоупотребляет Писанием, искажая его, чтобы подпитывать свои программы, которые вращаются вокруг денежного обращения и их возвышенных платформ.
Прецедент церковной системы заключается в том, что она должна требовать финансирования, прежде чем они смогут что-либо сделать. Десятина находится на переднем крае их усилий.
Почему меня так тянет в церковь: призыв святого духа или ловушка человека
Организованная религия состоит из людей, которые хотят, чтобы ими руководили люди с особыми церковными званиями. Они лорды или правящий класс общины. Эта система позволяет жажде власти проявляться среди людей, которые искажают правду ради своей личной выгоды. Они используют приманки, чтобы подтолкнуть свою аудиторию к принятию своих планов.
Если ты не подчинишь свое «я», то начнешь сам ему подчиняться
Расскажу вам одну историю из Патерика. Читаете Патерик?
Один человек пришел к Антонию Великому за советом: как лучше подвизаться. И святой сказал в ответ:
– Пусть твоим подвигом будут такие-то молитвы – в такое-то время суток.
– Не можешь? Хорошо, тогда каждый день читай Евангелие.
– Ну, тогда делай по два-три поклона.
– Но это очень трудно, у меня больная спина!
– Тогда подавай милостыню.
И тут святой Антоний сказал монаху, находившемуся поблизости:
– Свари этому человеку каши, он болен!
Не можешь того, не можешь этого… Что ты вообще можешь? Ты болен, дорогой мой? Говорю тебе одно – это трудно, говорю другое – невозможно.
Я не требую от тебя подвигов. Не настаиваю, чтобы ты ехал на Афон и жил там, подвизался пятьсот дней в году. Там редко когда едят растительное масло, по нескольку дней вообще воздерживаются от пищи или едят раз в день; постоянно кладут поклоны – а Великим постом и вдвое больше. А ты – что ты делаешь? Ходишь в храм?
Я начал с этого, потому что ходить в храм легче всего. Вложи свою частичку подвига, делай хоть что-то – понемножку.
Никто не упрекает тебя в том, что ты не совершаешь ничего великого или сложного. Но пусть Господь видит, сын мой, хотя бы твое расположение, благое произволение, хотя бы немного любочестия с твоей стороны!
Как учил старец Паисий: «Немного любочестия, дитя мое!»
Покажи хоть что-то. Перестань постоянно себя оправдывать: «Не могу, не успеваю…» Хорошо, сегодня не смог. А когда сможешь? В следующее воскресенье сможешь? «Ну, не знаю, может быть». Ты понимаешь, что на самом деле тебе просто не хочется делать над собой усилие? Но если ты не подчинишь себе свое «я», то начнешь сам ему подчиняться. И когда это произойдет, тебе будет очень тяжело, жизнь станет кошмаром, беды обрушатся на твою голову… Забудь свое «я», чтобы обрести Господа. Забудь, и тогда непременно снова найдешь его – знаешь, где? В объятиях Бога. Нравится такая мысль? Я «украл» ее у старца Паисия. Если забудешь свое «я», то найдешь его в объятиях Христа.
Забудь свое «я», и тогда обретешь его в любви Христовой. Вся твоя жизнь изменится. Перестань думать целыми днями о себе – так ты распускаешь себя. Ты боишься малейшего дискомфорта, малейшего затруднения – боишься не выспаться, устать, замерзнуть… Постой, но ведь впереди – столько счастья! Бог дарует нам рай! Дарует – значит, что бы ты ни делал, награда все равно достается даром. Но нужно хотя бы протянуть руки навстречу дарам Господа. Твой подвиг состоит именно в этом – распахнуть объятия, чтобы дать Богу возможность одарить тебя.
Если человек все равно падает, не нужно его «добивать»
Помните, мы говорили, что наша передача – как для тех, кто живет в подвиге, так и для тех, кто нет. Нас слушают и новоначальные, кто только вступил на этот путь, и те, кто постоянно подвизается. Однако подвижникам следует еще больше подвизаться – чтобы иметь смирение среди своих многочисленных подвигов. Для этого необходимо добавить еще один подвиг, а именно: молиться за тех, кто не подвизается.
Представляете, какое этот смирение – бодрствовать, молясь, к примеру, о тех, кого мучает бессонница, кто не может заснуть! И при этом не завидовать тем, кто уже спит, а говорить: «Господи, я бодрствую, молясь Тебе – по два, три часа ночью, – но прошу Тебя: даруй спокойный, мирный, сладкий сон тем, кто сейчас хочет заснуть и не может». Это великий подвиг – подвизаться, но с любовью к другим. Так в подвиге будет любовь и единство со всеми, а не самодовольное чувство собственной уникальности, когда человек думает: «Я не такой, как все! Я особенный – а может быть, и вообще уже слегка святой…»
Как правильно относились к подвигу святые отцы! У них была огромная любовь, смирение и простота по отношению к другим. Например, авва Пимен, столп подвижничества. Его молитва была поистине огненной. Когда он воздевал руки, люди видели, как его пальцы превращаются в языки пламени, излучая свет. Все его тело принадлежало молитве. Огненной молитве! И вот однажды, когда авва Пимен присел немного отдохнуть, он увидел, что монах рядом вот-вот заснет. И святой не стал толкать, будить его («Просыпайся, ты же христианин! Просыпайся же!»), а положил его голову себе на плечо, а затем и на колени.
Знаешь, для чего? Чтобы уставшему монаху было удобнее спать. И после этого он начал молиться вдвое сильнее – за себя и за спящего. Красиво? Да. И добавить нечего. Это называется благость. Человек строг к себе и снисходителен к другим. Снисходителен не в том смысле, что призывает всех расслабиться, говоря: «Это не грех, ничего страшного, делайте что хотите, грешите спокойно». Я вовсе не это имею в виду. Думаю, вы понимаете, о чем я. Бывает, что люди понимают что-то неправильно – говоришь им одно, а они слышат другое. Но мне кажется, вы всё верно понимаете.
Именно потому я и говорил, что важно быть честным по отношению к себе. Честный не тот, кто говорит: «Аборт – это не грех! Прелюбодеяние – не грех! Куришь – ничего страшного!» Это не честность, а духовная расслабленность и стирание границ – когда нигде нет ничего плохого и все можно. Я так не говорю.
Я говорю, что если ты видишь, как человек, после всех стараний, все равно падает, не нужно его «добивать». Нужно показать любовь к нему, снисхождение, сострадание, понимание.
Это и есть настоящая аскеза, подвиг, приношение себя Церкви.
А мы что делаем? Ничего! Воздеваем руки и хвалимся: «Господи! Когда Ты оделял всех Своими дарами, мы не зевали, вот нам и повезло!» Сразу вспоминаю, как один ученик пожаловался мне:
– Когда Господь раздавал людям ум, я все прозевал!
– Неправда, – возразил я. – Ты ошибаешься. У каждого есть свои таланты, и каждый может добиться успеха. Ты тоже умный. Может быть, у тебя не получается решать сложные задачи, поэтому ты не станешь ученым, физиком, математиком, но аттестат получить ты сможешь. А затем поступишь в какой-нибудь вуз и успешно его окончишь. Найди в себе талант.
Что делать, если хочется зайти в храм?
Это руководство для тех, кто в жизни был в храме пару раз, или заходит на Пасху или Рождество, чтобы поставить свечку.
Для начала, хочу рассказать вам, почему мне пришло в голову написать такое руководство. Дело в том, что ко мне, как к церковному человеку, достаточно часто обращаются за советом по поводу посещения храма, при этом уже сам вопрос содержит в себе какую-то ерунду: Где лучше поставить свечку? Я хотела зайти в храм, но была в брюках, ведь нельзя было заходить, правда? И так далее и тому подобное.
По опыту замечу, что желание зайти в храм тождественно желанию помолиться Богу. Не стоит опасаться этого слова – «молитва». Можно называть это другими словами – разговор, обращение, диалог, но суть от этого не поменяется. Очень полезно называть вещи своими именами. Поэтому, скорее всего, вашей душе хочется помолиться.
Итак,давайте перейдем непосредственно к руководству. Естественно, все что я здесь буду говорить, касается только Русской Православной Церкви. Про другие я ничего не знаю. Если у вас вдруг появилось желание зайти в мечеть или синагогу: у вас наверняка есть друзья, которые вам в этом вопросе помогут.
Самозваные мужчины
Название «Старший пастор» предназначено для руководства религиозными прихотями людей. Любой, кто не соответствует их деноминационным шаблонам, считается разобщающим в их повестке дня.
То, что называется «церковью», - это реклама самодовольства человека, чтобы заманить следующего клиента через его двери. Они знают, что, чем больше людей загоняют в свои двери, тем больше денег поступает.
На переднем крае религиозного идолопоклонства находятся назначенные люди, которые господствуют над другими. К сожалению, многие не видят в церкви ловушку, потому что им нравится верить, что их система - это Божья истина. Однако Бог не защитит тех, кто находится под руководством и властью людей, которые жаждут денег, власти и контроля. Это плен.
Задумывались ли вы, почему многие предпочитают слушать самозваных мужчин, а не то, что говорится в слове Божьем?
Это тщетная попытка собраться вместе, чтобы поклоняться единому истинному Богу под управлением и под эгидой власти церковных людей.
Хочу, но не могу ходить в храм
из-за алтарников. Пусть они меня простят. Понимаю, что вопрос не корректен, но мне не удобно при них. Не могу сосредоточится, и стоя на службе, думаю не о том, о чем надо, т.к.они постоянно обращают на меня внимание, рядом крутятся, смотрят постоянно, временами откровенно говоря, просто пялятся, чуть ли не прямо в глаза заглядывают, хотя выгляжу подобающим образом. После службы когда уходила, меня ещё один молодой человек из них так взглядом проводил, аж до самой двери. Даже бабушка заметила (я с ней там была)… может во мне что не так… По натуре я очень стеснительный человек и мне не удобно, хочется убежать и спрятаться, сделаться невидимой, провалиться сквозь землю и тому подобное. Подойти к настоятелю сего прихода с этим вопросом тоже как-то совестно, да и не хочу я, чтобы их ругали, из-за какой-то привередливой прихожанки. Поэтому уже давно не была на исповеди, причастии и вообще на службах. В последнее время очень тянет пойти, нужно, пора уже. Но как подумаю об этом всем, так напрочь желание отпадает. И я знаю, что этому факту искренне радуется рогатая сущность с хвостом. Что делать, заставлять себя через силу и идти? Но ведь тогда я буду на службе думать о другом, что не есть хорошо. А совсем не ходить, ещё хуже.
Делать карьеру из Бога
Послушание Богу означает быть дающим, а не берущим. Для этого не требуется, чтобы служащий церкви, наемный работник, говорил другим, что делать, прежде чем они сделают работу Господа.
Важно понимать, что Бог никогда никого не призывает на оплачиваемую работу на полный рабочий день, чтобы быть послушным Ему. Если вы лично финансируетесь во имя Бога, тогда вы используете Его для своей личной выгоды.
Ловушка
Миллионы людей участвуют в организованной религии и тихо сидят в своих церковных скамьях, чтобы выслушать наемного пастора.
Чтобы поклоняться Богу в духе и истине, требуется смирение и покаяние, а не почести человека.
Все, что делается в рамках деноминаций и организованной религии, является творением человека. В нем нет Святого Духа. Структура организованной религии требует финансов и лидерства наемных людей.
Любой, кто руководствуется Святым Духом, находится в единстве с Богом, который является нашим Пастырем.
Меня очень тянет в церковь,хочется туда ходить и мне там спокойно.
ну и ходите на здоровье. возможно Ваш путь к Богу только начался.
так бывает
душа по натуре христианка. радуйся что на тя снизошла такая благодать и стяжи ее.
Бывает такое. Я раньше в детстве тоже любила там бывать. Щас не очень. Мы как-то попали с мамой на службу так там больше стоял ор и крик маленьких детей а не молитва Батюшки =((
Но иногда бывает, что тоже тянет туда)
Это у вас временная болезнь, скоро пройдёт.
Вы просто немного устали (духовно). Вы крещёный человек, а Бог детей своих не забывает и оберегает.
В церквях очень сильный управляющий поток. Первым делом заполняет пустоту в человеке, заливая нужные религии программы. А люди как овцы, им очень надо чтобы ими управляли. Они сразу испытывают облегчение, чувствуют себя важными, значимыми. Поэтому один раз подсев их тута так и тянет как мух на сладкое. Все бы хорошо, только такая «благодать» – иллюзия.
Приходит осознание, открываются энергетические каналы, и кстати в церкви ниодно воздействие не действует, все паразиты сознания замолкают
понятие Божья Благодать ощущается более всего в храмах, правда не во всех, есть и такие где могут порчу сделать за пару минут толкнув вас в спину или перевернув свечу что поставите, бывает и такое :) а вообще у каждого человека есть место -храм-где ему хорошо, думаю это прекрасно если это есть и у Вас
Сходите и свечки за здравие родным поставьте. Бывает такое.
Так это уже наркотическая зависимость.
Ибо душа тянется к Господу .
так ходи! если поменяется сознание, может, в индийскую "ступу" потяне. и что? ты ищешь путь к богу. кто сказал, что он только христианским должен быть?
Ходите:) Душа тянется к Богу:)
уменя вообще такое. В какую церковь не приду как будто Дух Святой сходит и благодать такая. И в нашей, и в православной, и у баптистов и пятидесятников. То, что вы чувствуете это замечательно.
Есть сильное желание пойти в церковь.
Если душа просит, надо сходить. Насчёт правил поведения, то там нет ничего сложного. Перед тем как зайти в церковь нужно 3 раза перекреститься и сделать 3 поясных поклона, снять шапку. Затем зайти в помещение церкви и ещё раз перекреститься. Подойти к свечной лавке и купить свечи. Поставить свечу праздничной иконе (она перед главным иконостасом обложена цветами), поцеловать её и приложиться лбом. Поставить свечу Распятию Христову (оно обычно справа от праздничной иконы), поставить свечу Богородице (она обычно слева от праздничной иконы), затем поставить свечи остальным святым, каким хотите.
Примерно в 17-18.00 начинается вечерняя служба (в интернете можно расписание местной церкви найти). Можно остаться и послушать её.
Что если очень тянет в церковь?
Две недели назад я решила для себя, что перестану заниматься страшным грехом - гадать. Просто решила порвать раз и навсегда с тем, что делала на протяжении 7 лет.
Если до этого я боялась идти в церковь, придумывала причины, чтобы не идти, то ноги сами понесли меня на исповедь (я была в эти выходные в Дивеево). Так как поездка была спонтанная, я не держала пост, не причастилась еще. Но от одной только исповеди мне стало гораздо легче.
Теперь меня тянет в церковь. Если бы позволяли время и обстоятельства (у меня работа), я бы ходила туда каждый день и сидела бы по несколько часов.
Еще я стала временами чувствовать запах ладана, хотя на самом деле рядом нет его источника.
Лучший ответ
Ну чтож, я рад за вас)) и Слава Богу. Ходите, изучайте веру, спасайтесь. Но будьте осторожны. С радостью вам помогу, если будут еще вопросы)
Остальные ответы
згоняй и не ной
идите, если тянет
Ходите по выходным. Будет хорошо, если будете ходить в воскресные дни, на Литургию.
Это действие благодати
Ваш приход ( в храм) будет истиннен
Потребность вашей души! Она чувствует РОДНОЕ и тянется к как человек к чистому воздуху. Глотнув раз это не забудешь. Все вам самого доброго! Хорошего пути!
ВуглускрОракул (64839) 4 года назад
Да, гадание и церковь это рядом по греховной шкале
Времени у всех не хватает, найдите и идите все находят кому это надо. Выберите что важнее
Невозможно просто отказаться от суеверия - только заменить на другое. Суеверия церкви находят больше одобрения у народа, это выгодно.
раз тянет, так идите. Душа своего требует
нужно идти
Надо ходить в храм, молиться, а ко всяким видениям и запахам следует относиться скептически .
Снова и снова возвращайся к Богу в объятия
Святые мученики отдавали за Христа свое тело. Их убивали, мучили – отрубали руки, ноги, бросали в огонь, негашеную известь, резали, вешали… Тысячи пыток! В те времена такое практиковалось. И Господь попускал такие страдания, кровь и слезы…
Мы сегодня другие христиане, гораздо менее серьезные. Но и сегодня Господь смотрит на наш труд. Сегодня Он не призывает нас проливать за Него кровь (по крайней мере, пока – не знаю, что будет потом). Сейчас Богу не нужно от нас что-то исключительное, чрезмерное и героическое, как бывало, когда люди отдавали за Него жизнь.
Ему нужно совсем немного. И я вижу, что вы даете Ему это. Прекрасно, молодцы! Потому я и не ругаю вас на исповеди – просто не могу! Ведь одно дело, когда человек грешит, а другое – когда не хочет прилагать даже малейших усилий. Грех свойственен всем людям. Но если при этом нет усердия – это действительно проблема.
А вы стараетесь. И старайтесь дальше! Прилагайте усилия. Появляется искушение – борись. Старайся, напрягайся, двигайся вперед, борись – а не соглашайся с легкостью на грех. Поборись немного!
Пусть в итоге ты не сдержишься, пусть не справишься, начнешь кричать, ругаться и нервничать – все это можно понять.
Но продолжай пытаться – снова и снова. Снова и снова возвращайся к Богу в объятия, и Он скажет тебе: «Я опять прощаю Тебя! Опять забываю, опять люблю, опять помогаю стать лучше. Мне достаточно видеть, что ты стараешься, прилагаешь усилия. Пусть и чуть-чуть».
Но если даже чуть-чуть стараться не выходит – как же быть?
Почему ты встаешь и идешь в церковь, хотя так хочется поспать подольше
Знаете, что всегда радует мою душу? Когда утром в воскресенье, по дороге в храм, я встречаю на автобусной остановке людей, которые также едут в церковь. Их всегда немного – ведь это очень ранний час, шесть утра, воскресенье… Особенно отрадно встречать их зимой, когда холодно.
А еще всегда радостно, когда люди заходят в храм поставить свечку. Когда я, повернувшись к молящимся в раскрытых Царских вратах, говорю «Мир всем!» и в этот момент вижу, как двери храма также открываются и входит человек, берет свечку, зажигает ее перед иконой, вознося молитву.
И еще – когда человек подходит взять просфору.
Для чего все это я говорю сейчас?
Помню, одному человеку, пришедшему на службу, я так и сказал:
– Какое счастье, что ты пришел! Так радостно видеть твою ревность, твое усердие, смирение и подвиг!
Ведь это на самом деле труд и подвиг – когда жертвуешь своим комфортом, уютной теплой постелью (а летом наоборот – прохладой кондиционера), чтобы пойти в храм.
А этот человек сказал мне в ответ:
– Но это твоя борьба, – ответил я. – Усилие, которое ты делаешь над собой – это твоя десятина, твоя жертва.
Действительно: ты встаешь и идешь в церковь, хотя так хочется поспать подольше; или невзирая на летний зной, когда вообще невозможно ни о чем думать. А может быть, накануне ты поздно лег – но тем не менее все равно встаешь и идешь в храм. Это – твоя жертва, и она очень значима, очень ценна.
С этого момента решение вопроса о твоем спасении целиком в руках Бога. И Он непременно дарует тебе эту возможность и пошлет благодать и силы для дальнейшей борьбы, для смирения. Он даст возможность измениться, избавиться от страстей, терзающих тебя; Он снимет все твое напряжение, поможет перестать ругаться и больше любить. Когда? Он знает, когда. Мне это неизвестно. Может быть, уже сегодня, может быть – завтра или через несколько дней, месяцев… Бог знает.
Но то, что ты делаешь, твои поступки – это очень важно. Это твоя борьба, твой подвиг, и ты здесь соработник Бога.
«Господи, я тоже вношу свою лепту в великий замысел спасения моей души. У меня нет ничего особенного, у меня вообще ничего нет. Я могу дать Тебе только свое благое намерение, благое произволение и – немного усердия. Только это».
Фото: Гурий Балаянц
Работа и забота
Те, кто следуют Божьим путям, понимают, что, когда Божья работа должна быть выполнена, не имеет значения, есть ли финансы или нет, потому что их забота связана с послушанием. Это сердца плотских людей в их бесполезных самозабвенных занятиях, которые должны видеть поток денег, прежде чем они даже поднимут палец, чтобы что-то сделать.
Те, кто желает идти по Божьему пути, понимают, что финансы не имеют значения, когда Бог призывает их что-то сделать. Все, что требуется, - это знать, призвал ли вас Бог сделать что-то, а затем уйти с этим в послушной вере. Это действительно так просто.
Не слушайте сборщиков средств и их маркетинговую тактику, которые хотят заманить вас в свои безрассудные планы, управляемые человеком.
Делать Божью работу - значит, давать, а не брать. Речь идет о служении. Это никогда не указывает на религиозную марку как средство для финансирования «дела Божьего».
Удобный для себя христианин
В трапезной храма Владимирской иконы Божией Матери, где мы расположились с отцом Игорем, можно проговорить много часов – сотрудники разошлись после обеда, дав отцу настоятелю подробные инструкции, где найти суп и хлеб, мобильная связь в цокольном этаже не ловится. Значит, можно расспросить о наболевшем.
К общению с Богом нельзя привыкнуть
Может быть, некоторые люди, даже некоторые священнослужители не имеют живого общения с Богом. Тогда для них все скучно: скучно молиться, толку нет никакого. Молюсь, молюсь, а толку то? Ни в кармане не прибавилось, ни ума, ни благодати (улыбается).
О проблеме привыкания к духовной жизни говорил еще св. прав. Иоанн Кронштадтский, выступая перед нижегородским духовенством (у него в обычае было ездить по епархиям и встречаться по просьбе духовенства с ними). Отец Иоанн сказал тогда, что нужно благодать живо переживать в себе. Можно привыкнуть к распорядку, к служению, к постоянным вещам, но к благодатному переживанию живого общения с Богом невозможно привыкнуть, потому что это вещь непривыкаемая.
Один монах-экскурсовод в Иерусалиме рассказывал нам иерусалимское предание: один из служащих в храме Гроба Господня монах возроптал: «Господи, я вот Тебя здесь сорок лет стерегу. А вот что мне за это будет?» И был ему ответ: «Глупец, это Я тебя тут сорок лет стерегу!»
Вот и мы, не имея такого реально живого общения, начинаем унывать. А что такое живое общение? Это экзальтированные пляски с бубнами что ли? Вот у протестантов все получается, аллилуйя, благодать бьет такая, что народ валится на сцене прямо, раздваиваются языки и все исцеляются. Когда нужно сказать что-то о живом общении с Богом в недрах православия – нет ничего такого, что можно показать и противопоставить протестантизму. Потому что я человек грешный, но знаю, что когда я совершаю литургию, я действительно в живом общении с Богом. Это не от меня, но я это именно так переживаю. И это не надуманное состояние, я в этом уверен на сто процентов. Но говорить об этом и пропагандировать это – нечестно с точки зрения самооценки, гордыни, самопревозношения. Об этом невозможно говорить и делиться опытом этим очень трудно в виде интервью. Но для того нам и дана евхаристическая жизнь, чтобы мы этим делились через совместное совершение или предстояние Бескровной Жертве.
Возвращаюсь к отцу Иоанну Кронштадтскому: когда он в порыве литургического дерзновения, когда священники друг друга приветствуют в алтаре словами «Христос посреди нас» и в ответ «И есть и будет», отец Иоанн при этом еще добавлял всегда «И есть и будет, Живущий и Действующий». Христос посреди нас живущий и действующий. В устах отца Иоанна это сомнения не вызывало. Мы очень далеко отстоим от него, но это не отменяет того, что у нас должно быть живое общение с Богом. Если его нет, тогда мы действительно привыкнем к простым ритуальным вещам. Они по-своему, наверное, могут сохранять человека в благочестии: помните, отец Александр Ельчанинов говорил, что даже если человек молится холодно и невнимательно, он все равно же с этими словами молитвы связан.
Формальная вера
Мне кажется, что этого было недостаточно и в старину. Формальное отношение к вере, доходящее до безразличия, а иногда даже до бесчеловечия в конечном счете привело к духовному кризису в России..
Сейчас есть люди верующие, которые не молятся, не постятся, в храм практически не ходят, но они считают себя верующими, соблюдают внутренне что-то там. Они заповедей, может быть, не знают, разве что выборочно – может быть, не объедайся, не напивайся, не говори неправду. Возможно, Бог вполне принимает от них такое служение в меру их понимания заповедей. Но нужно больше. В Соединенных Штатах многие вовлечены в какую-то в волонтерскую деятельность на приходском или на межприходском уровне. Люди неделю работают, а свободное время посвящают волонтерскому служению, и это напрямую ими расценивается, как служение Господу. Это позволяет решать большую часть социальных проблем в обществе. А у нас этого пока еще нет.
Заложники старых векторов
Мы в каких-то вещах заложники неправильно выбранных векторов.
Мы сейчас живем в нашей Русской Церкви, в той модели покаянной дисциплины, которая выработалась прошлыми веками. Она была вполне оправдана для людей, которые исповедовались раз в год в лучшем случае, иногда реже. Обязательное говение в соответствии с типиконом, подробная исповедь по разным разделам – по мытарствам, по страстям, по заповедям, получение разрешения грехов, допуск до причастия – и дальше жизнь без этого в течение следующего года или больше.
Когда после революции настали такие тяжелые времена, голоса Серафима Саровского, Оптинских старцев, отца Иоанна Кронштадтского, Московских отцов – отца Валентина Амфитеатрова, отца Алексия Мечева, были услышаны, народ стал чаще причащаться. Но покаянная дисциплина не была пересмотрена. Все равно перед каждым причащением – неважно, каждую неделю ты причащаешься, каждый месяц или каждый день – ты должен исповедоваться.
Я думаю, что возможны более эффективные пути для покаянной дисциплины в наше время. Может быть, не во всем надо брать пример с той же Греческой Церкви, где слишком упростилась эта покаянная дисциплина, и в результате почти никто не исповедуется. Но в Греции есть духовник – не случайный священник, а именно тот, который может быть духовником.
Наша практика, когда священник с первого для после рукоположения должен исповедовать, мне тоже кажется несколько необоснованной, именно в духовном смысле. Как священник он может выслушать исповедь и совершить таинство покаяния, прощая грехи, но духовником он сможет стать только приобретя реальный пастырский опыт.
Живя по покаянным канонам 16-17 века, большего плода, чем 16-17 век мы, может, и не принесем. Хотя, знаю, что есть люди, которым эта практика не мешает быть честными православными христианами.
Одна женщина – не россиянка, но живет в России, с детства христианка, в сознательном возрасте приняла православие. Занимает высокий пост – менеджер высокого звена. Она рассказала, что когда пришла в православие, поняла, что надо пересмотреть молитвенную практику, молиться по-православному, сами молитвы принять и сам образ молитвы. У нее было очень большое желание молиться, с детства так воспитаны, и она без молитвы не может жить. Тогда у нее не было ни мужа, ни детей, сейчас муж, трое детей и работы очень много. И она так говорит, что Господь свидетель, что те десять минут, которые я вечером бываю в ванной, я бываю только наедине с Ним. Больше у меня нет возможности – люди, работа, дети, семья. А вот эти десять минут – это мое уединение, моя пещера, моя пустыня, это время, которое я могу отдать Богу.
Это искренние слова. Я думаю, что некоторые из наших новообращенных соотечественников предпочтут вообще не молиться, чем в неудобных условиях открыть сердце и ум Богу.
Есть примеры людей, которые очень заняты, занимают ответственные посты, но они не формальные христиане православные, а настоящие. И даже их занятость не мешает им быть по воскресеньям на литургии и причащаться вместе с семьей.
Мы разобщены очень сильно. Пока приход не будет родным домом, люди будут в одном храме находиться годами и быть чужими. И считать, что это нормально: у меня свои проблемы – не трогайте меня, а я вас не буду трогать, но я за вас помолюсь, и Господь вам все даст и все будет хорошо, а пока до свидания.
Кого диавол поодиночке перещелкает
Я думаю, что приход многое в себя может вместить, когда он будет действительно центром деятельной христианской жизни. Святейший Патриарх несколько раз уже говорил об этом прямым текстом. Иного пути нет. Иначе нас в этом комфортном христианском состоянии диавол поодиночке и перещелкает. Достаточно проехать в автобусе лишний раз, чтобы убедиться насколько люди чужие друг другу, как с легкостью выпускают агрессию и с этим же приходят в храм. Это же не откуда-то там из космоса прилетает, с седьмого неба.
Пока воцерковлением будет называться навык к совершению правила и по определенным дням хождение в храм плюс и какие-то добрые дела для самоотчетности и какой-то минимальный набор догматических знаний, пока воцерковление не будет затрагивать всецело жизнь личности, тогда трудно будет говорить о таком цельном во-Церковлении человека.
Правильный уровень духовного комфорта
Если человек попадает в тупик, его накрывает безразличие, духовная интроверсия, это, значит, он не понял, чего от него хочет Христос в его личной церковной христианской жизни. Он должен понять, что он должен стать святым, как Бог, а он стал удобным для себя христианином! Он не стал святым, он достиг определенного уровня духовного комфорта. Как есть у нас удобная кухня, руку протянул – тут горячая вода, кнопку нажал – тут чайник заработал, налил чая, все под рукой. Я знаю, какие-то ответы на основные вопросы христианской жизни. Я знаю, как помолиться за болящих, вот на этой странице открою – там молитвы за болящих, на этой страничке открою – тут молитва за путешествующих. Я слова все понимаю, я знаю, о чем тут молятся. Я знаю, как поблагодарить Бога после еды, живут во мне эти слова. Все, и больше ничего не надо. Но Бог хочет, чтобы были святыми, как Он – «Будьте святы, как Я свят». Я сам этого не понимаю, как это должно быть, но мы видели же примеры святых людей.
Самый простой и ближайший к сегодняшнему дню – это Патриарх Павел. Однозначно, что этот человек стал святым. Прославит его Церковь или нет – это другой вопрос, но вот та святость на уровне Евангельского понимания этих слов, а не церковно-исторического, вполне у него есть, в этом многие современники, соотечественники, убеждены сейчас уже.
А рядом можно поставить удобного христианина и будет видна разница сразу.
Но людей сравнивать – это не всегда благородное занятие, потому что мы глубин человеческих не знаем. Иногда можем сравнить на внешний взгляд и совершим грех. У человека, которого мы считали поверхностным и формальным, вдруг окажется такая внутренняя глубина, которую он или по смирению или по стеснению, не открывал никому, а Бог это видел. Поэтому можно сравнивать с Христом.
Охлаждение приходит, когда человек неправильно понял конечную цель христианской жизни. Как батюшка Серафим говорил о стяжании Духа Святаго. Это то же самое, что и стать святым – приобрести благодать Святого Духа, которая будет действовать в тебе, иметь решающее значение и мотивацию в твоих поступках, неважно кто ты – менеджер, священник или мать-домохозяйка.
Для этого человеку важно понять сердцем и умом, в какой тупик он попал. Понять, что смысл жизни с Богом состоит не только (и не столько) в исполнении того и того.
Прошу понять меня правильно — я не против правил, канонов и церковных преданий. Они составляют опыт Церкви за 2 тысячи лет. Пусть этот опыт не всегда адекватно впитывается детьми Церкви, но он часть церковной жизни. Но не самоцель ее.
Если человек понял это, то ему надо от всей души заплакать перед Богом и просить Его о преображении, о даровании духа трезвой рассудительности и смирения (в настоящем понимании этого слова), о мире в сердце.
Необходимо понять, что Христос — самый быстрый в мире бегун, например: сколько бы я сам не старался в жизни убежать от Бога, Он всегда настигал меня, обгонял и вел за собой, выводил из самых запутанных тупиков жизни.
У новоначальных должны быть трезвомыслящие помощники в Церкви. Самому трудно войти в жизнь во Христе.
Наша общая задача — не столько обращать людей в православие, сколько ненавязчиво помогать человеку открыть для себя неизмеримый и прекрасный мир святоотеческого православия, чуждый мифов, легенд и бабьих басен. В христианской жизни очень важно идти не от правил и параграфов – «как правильно?», а стараться войти в литургическое пространство Церкви, основа которого — Евхаристия, соединение со Христом, деятельное, живое, и все окружающее и служащее Евхаристии — храм, икона, богослужение, устав, иерархия есть неисчислимое сокровище Церкви, достояние каждой души, жаждущей Бога. Только у человека должна быть эта жажда, смиренное дерзновение прорваться через свою немощь, а иногда и пустоту души к Тому, кто может ее исцелить и наполнить настоящей жизнью. А это не одно и то же, что исполнить то или иное правило и быть покойным и равнодушным…
Жить Христом – это пребывать в молитве, потому что христианство не теория, да и само слово «христианство», наверное, изобретено какими-нибудь европейскими профессорами в Новое время. Сочетать всякое свое дело с молитвой, как поступали святые отцы. И мерой всему полагать Евангелие, Благую Весть о нашем спасении, проверяя себя Словом Бога Живого каждый день и каждый час — и в храме, и вне его.
С протоиереем Игорем Пчелинцевым беседовали Анна Данилова и Виктор Судариков
Читайте также: