Почему емеля согласился поехать к царю
Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.
Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).
Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.
О чем произведение:
Щука исполняет все желания Емели, помогает ему выбираться из трудных ситуаций.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Почему дурак?
Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.
Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.
Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.
Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:
Сказка "По щучьему веленью": кто главные герои, какова главная мысль?
В сказке "По щучьему велению" главный герой один, и это: простачок Емеля, лентяй и лодырь. Правда, парень был добрым, а потому щуку отпустил, а она за это сказала ему заветные слова, которые изменили его жизнь.
Емеля сумел распорядиться необычным даром и даже невесту заполучил царских кровей. Не раз его выручала щука и в конце сказки Емеля стал зажиточным человеком, причем красавцем. Да и дураком его вряд ли теперь можно было назвать.
Кроме Емели, в сказке мы встречаем щуку-волшебницу, Марью-царевну, её отца-царя, а также вельможу и офицера.
Главная мысль сказки заключается в том что счастье человека зависит от самого человека. Поймать удачу может каждый, причем без применения волшебных предметов и волшебных слов. Сказка учит нас, что главное - знать, к чему стремиться и приложить все силы для исполнения мечты. Нужно проявлять находчивость и смекалку, и тогда вам обязательно повезет в жизни.
Эта сказка пришла к нам из глубины веков и является образцом устного народного творчества. Она относится к волшебным сказкам, так как все приключения начинаются после того как главный герой знакомится с волшебной щукой. В сказке фигурируют такие личности: лентяй и чудак Емеля, царь - адепт вульгарного материализма, его дочь Царевна - романтическая натура, волшебная Щука. Второстепенными персонажами являются крестьяне - односельчане Емели, царская свита и гвардия.
Мораль сказки в том, что при определенной доле везения и лежебока может выбиться в люди, а его странные и на первый взгляд оторванные от реальности фантазии, воплощаясь в реальность, могут стать неплохими идеями и инновациями. К сожалению, многие, кто знает сказку, отрицают тот факт, что Емеля под влиянием обстоятельств серьезно меняет свои взгляды на жизнь. Если бы он оставался таким же лентяем, то попросил бы у щуки пряник несъедаемый и завершилась бы история тем, что так он 100 лет на печи лежал и выпечку глодал.
Емеля-простак
Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.
Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.
Новые слова и выражения:
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Вельможа – знатный и богатый сановник
Понравившийся эпизод:
Мне понравился разговор Емели с щукой. Мне кажется, героя никак не удивило, что рыба умеет разговаривать, да ещё и исполнять желания. Чудеса!
Был ли Емеля ленив?
На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:
Невестки отвечали:
— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.
Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.
Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.
Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.
Воля Емели
Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:
Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:
— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!
Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.
Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.
По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.
Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)
Чему учит сказка "По щучьему веленью"?
Успеху. Минимум движений, максимум результат. Какими упражнениями развить способности. Медитацией. Психологическими упражнениями. И поймать свою "щуку"- то бишь интуицию в том числе. Первое упражнение я провел, держа в руке косу, ручную. Думаю, а почему бы нет? Вспомнив, как Емеля вёдрам своим сказал-" а ну ведра, ступайте сами". И я сказал-"а ну коса, коси сама". При этом представляя, что коса у меня волшебная, сама двигается, я за нее только держусь.И скосил несколько большую площадь чем обычно за раз. И при этом не устал. И тут я понял Емелину мудрость. С головы надо убрать проблемы, которые мешают успеху. Не знаю, применимы ли Емелины методы для бизнеса, однако для физического дела вполне подходят. Особенно в ритмичных работах. С лопатой, ручной пилой.
В дальнейшем я встретил аналогичные упражнения у Хасай Алиева, того самого, который советских космонавтов тренировал. Только у него упражнения касаются лишь тела. Например мысленно поднять руку. Без участия мышц.
Сейчас смотрю учебный документальный фильм в шесть серий, ведет Радуга, тоже похожие упражнения.Например надо крутануть тонкое тело вокруг своей оси, физическое тело при этом остается на месте. Хотя у него эти упражнения для обучения выхода в астрал, научившись отрывать тонкое тело от физического, однако полагаю, и в хозяйстве пригодится.
Я же сразу начал с Емелиных упражнений, без подготовки. То есть не с тела, а сразу с внешних предметов.Со временем всё больше понимаю, насколько глубока мудрость русских сказок.
Русская народная сказка «По щучьему велению»
Выводы
Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.
Сюжет — краткое содержание:
Невестки заставили ленивого Емелю пойти за водой. Внезапно он поймал щуку, которая обещала исполнить его желания, если тот ее отпустит. С тех пор Емеля только приказывал, и все его поручения выполнялись. Поехал он за дровами и подавил народ. За это на героя прогневался царь. Емеля пожелал, чтобы царевна в него влюбилась. Через время они оказались в бочке посреди водоёма. Юноша пожелал выйти на берег, построить замок. Он помирился с царём и женился на Марье.
Чему учит этот рассказ:
В любой ситуации оставаться честным и добрым, не лениться, помогать родным.
Главная мысль:
Нужно бороться за своё счастье и верить в чудеса.
Смысл сказки По щучьему велению
Сказки любят все, особенно наши, родные, русские сказания. Добрые, поучительные, они хранят в себе историю и культуру нашей родины.
В каждой сказке есть скрытый смысл. Вот и народное творение «По щучьему велению, по моему хотению» пронизано им.
Смысл названия По щучьему велению
Название сказки говорит о единстве человека с его родом, а также с природой. Мудрая щука учит Емелю, помогает ему, наставляет. Она не просто исполняет его желания, а направляет молодого человека. Щука в сказке — символ рода, надёжная покровительница и защитница.
«По щучьему велению, по моему хотению» говорит об объединении желаний Емели с помощью его рода. А результатом этого единения стало обретение свободы и материальных благ.
О чём сказка По щучьему велению
Обычный человек по имени Емеля всё время сидел на печи. Ему было лень делать любую работу. А его братья и их жёны часто заставляли его сходить то за дровами, то за водой. Родственники Емели считали его дурачком.
И однажды он согласился сходить к проруби за водой. В ведро Емели попала щука, которая попросила отпустить её обратно в воду в обмен на исполнение всех желаний. Хоть сначала Емеля и хотел сварить из неё уху, но сжалился и отпустил щуку в прорубь. Щука сдержала слово, и желания Емели исполнялись. Вёдра сами ходили домой, топор рубил дрова без участия Емели.
Сани с дровами сами ехали домой. Для всех этих чудес достаточно было произнести: «По щучьему велению, по моему хотению».
Однажды Емеля пожелал, чтобы его полюбила царская дочь. По царскому приказу он явился во дворец, приехал на печи. Царю жаловались на него, что он подавил санями много народу. Пока он разговаривал с Емелей, тот увидел прекрасную Марью-Царевну, и тут же произнёс своё желание. А сам уехал на печи домой.
В царском дворце тем временем было неспокойно. Царевна плакала и просила, чтобы её выдали замуж за Емелю. Велел царь вельможе опять привезти Емелю во дворец. Так и случилось. Вельможа выполнил приказ государя, он накормил Емелю и пообещал ему подарки.
Как только Емеля явился во дворец, его вместе с царевной посадили в бочку и бросили в море. По просьбам Марьи-царевны и по щучьему велению бочка оказалась на берегу.
Потом на берегу появился дворец, а сам Емеля стал добрым молодцем и красавцем. Щука не забыла своего обещания и помогала Емеле до конца.
Царь по дороге на охоту захотел узнать, кто посмел строить дворец на его земле. Емеля позвал его в гости и рассказал, кто он такой на самом деле.
Смысл финала По щучьему велению
Смысл сказки в том, что счастье человека зависит только от него самого. Емеля хотел стать счастливым, и стал им. Щука помогла ему, конечно, но за доброту Емели. Так что сказка учит нас быть добрыми, в том числе и к животным, птицам и рыбам. Учит сказка и тому, что у каждого должна быть цель, и нужно сделать многое, чтобы её добиться, а не сидеть на одном месте.
В конце сказки все желания Емели исполнились. И здесь тоже есть смысл. Если правильно ставить цели, действовать, а не сидеть на печи, можно многого добиться. В точности как Емеля из сказки.
Пословицы к произведению:
На печи по дрова поехал.
У лодыря что ни день, то лень.
Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
План произведения для пересказа:
- Емеля лежит на печи
- За водой!
- Волшебная щука
- Исполнение желаний
- Встреча с царём
- Бочка в море и просьбы царевны
- Счастливый конец
Главные герои и их характеристики:
- Емеля – ленивый, но смекалистый
- Царь – властный и требовательный
- Марья-царевна – нежная, добрая
Чему учит сказка «По щучьему велению»?
В русской народной сказке «По щучьему велению» рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля. В семье своей Емеля считался человеком недалеким, да и к физическому труду у него тяги особой не было. Больше всего любил Емеля на печи полежать. Больших трудов стоило уговорить Емелю что-то сделать по дому. Дело делать он соглашался, только если гостинец ему пообещают.
Потом волшебные слова помогли дров наколоть. А когда дрова закончились, Емеля на одних только санях, без лошадей, съездил в лес. В лесу топор сам дрова нарубил, дрова сами в сани сложились и Емеля домой вернулся.
Про необычные дела Емели узнал сам царь. Приказал он Емелю к нему во дворец доставить. Емеля и тут смекалку проявил. С помощью волшебных слов отправился он к царю прямо лежа на печи. Во дворце Емеле царевна понравилась, и он опять слова волшебные использовал, чтобы царскую дочь в себя влюбить. Царю такой кандидат в женихи не понравился. Емелю обманом усыпили и вместе с царевной в бочке по морю отправили.
Когда проснулся Емеля в бочке, то не растерялся, а попросил волны и ветер его на берег выбросить, да освободить из бочки. По просьбе царевны Емеля загадал построить на том берегу богатый дворец, да и сам красавцем сделался.
Мимо дворца как-то царь проезжал. Емеля его в гости пригласил и царь увидел, каким тот стал богатым и сильным. Испугался царь, попросил у Емели прощения и отдал Емеле царство, и свою дочь за него замуж выдал.
Герой сказки, простой крестьянский сын Емеля, оказался не таким уж и глупым человеком. Став обладателем волшебных слов, он проявил недюжинную фантазию, придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд.
Чему учит сказка «По щучьему велению»?
В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки, многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам.
Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он его получил. А обо всём судим, как говорится, по конечному результату.
Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила щука.
Рубрика: Родное слово Метки: анализ, отзыв, сказки Постоянная ссылкаЭта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
— Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
— Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
Щука ему говорит:
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
По щучьему веленью,
По моему хотенью.
Емеля и говорит:
Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:
— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
— Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
— Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
Сани сами поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.
Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
— Ты — дурак Емеля?
Рассердился офицер и ударил его по щеке. А Емеля говорит потихоньку:
— Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
— Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
— Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится:
— Это что за чудо?
Набольший вельможа ему отвечает:
— А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
— Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
— А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж.
Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
— Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:
— Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
— А ты кто?
— Я — Марья-царевна.
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.
Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.
— Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: «Кто такие?». Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает:
— Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
— Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
***
Сказка «По щучьему веленью» учит нас тому, что в жизни нужно уметь загадывать желания. Понятно, что волшебная щука не приплывёт, хотя, как знать? Главное, что нужно вовремя найти правильный водоём (свою территорию, сферу деятельности), и твёрдо идти к исполнению своих желаний. Емеля – везунчик. Всё у него закончилось просто распрекрасно. И царство получил, и жену знатную. Везёт – сильнейшим, настойчивым, напористым. Везенья всем нам!
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Выводы
Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.
Был ли Емеля ленив?
На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:
Невестки отвечали:
— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.
Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.
Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.
Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном. Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.
Воля Емели
Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:
Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:
— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!
Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой.
Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.
По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду.
Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста». Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)
Смысл сказки «По щучьему велению». Уроки в сказке про Емелю
Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.
Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).
Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.
Читательский дневник по русской народной сказке «По щучьему велению»
Название: «По щучьему велению, по моему хотению».
Число страниц: 5.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Емеля, Царь, Царевна.
Второстепенные герои: щука, невестки, офицер, вельможа.
Характеристика главных героев:
Емеля — простой парень.
Ленивый, но добрый.
Пощадил щуку и выпустил её в реку.
Хитрый и ловкий.
Царь — требовательный и капризный.
Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю.
Вовремя признал свою неправоту.
Марья-царевна — красивая и верная девушка.
Вместе с Емелей осталась жить и строить новое царство.
Характеристика второстепенных героев:
Щука — добрая и благодарная.
Невестки — посылали парня работать.
Офицер, вельможа — приглашали Емелю к царю.
Краткое содержание сказки «По щучьему велению»
Послали невестки Емелю за водой, а тот щуку в проруби поймал.
Щука пообещала парню исполнять его желания, и дурачок отпустил её.
Теперь вёдра сами шли за водой, а дрова рубились.
Однажды поехали сани в лес и подвали много народу.
Послал царь офицера привести дурачка.
Но офицера дубинка побила.
Послал царь вельможу и тот гостинцами сманил дурачка.
Пожелал Емеля, чтобы царевна в него влюбилась.
Осерчал царь, велел молодых в бочку бросить.
Но дурачок пожелал на берег, а потом дворец, да и сам красавцем стал.
Начал Емеля царю войной грозить, тот испугался и дал согласие на брак.
План сказки:
- Щука в проруби.
- Вёдра идут сами.
- Дрова рубятся.
- В лес на санях.
- Недовольство царя.
- Офицер и вельможа.
- Влюблённая Марья.
- В бочке.
- Дворец.
- Красавец.
- Свадьба.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль сказки «По щучьему велению»
Главная мысль сказки заключается в том, что человек — сам кузнец своего счастья.
Основная идея сказки в том, что нужно уметь оказаться в правильном месте и использовать свой шанс.
Чему учит сказка
Сказка учит быть внимательным и добрым.
Учит слушаться старших и не лениться выполнять их просьбы.
Учит верить в чудеса и в мечты, но и самому делать что-то для их осуществления.
Краткий отзыв о сказке «По щучьему велению» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что дуракам часто везёт совершенно незаслуженно.
Герой сказки получил всё, не сделав для этого почти ничего. Он просто отпустил рыбу.
Это интересная и смешная сказка.
В ней говорится о том, что надо уметь воспользоваться случаем.
Мне понравился Емеля, который хоть и был дурак, но свою выгоду видел сразу.
Я всем советую прочитать эту сказку и не ждать удачи, а самим что-то делать.
Пословицы к сказке
- У лодыря, что ни день, то лень.
- Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка.
- Не ленись, а трудись.
- Одна удача идёт, другую ведёт.
- Всё глупому удастся.
Словарь неизвестных слов
- Прорубь — отверстие во льду.
- Вельможа — знатный офицер.
- Дивится — удивляется.
- Давеча — недавно.
- Кафтан — мужская длинная накидка.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Царь ест, пьёт и не надивится:
— Кто же ты такой, добрый молодец?
— А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить?
Я — тот самый Емеля.
Захочу — всё твоё царство пожгу и разорю.
Емеля-простак
Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина.
Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости.
Почему дурак?
Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.
Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского.
Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.
Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:
Читайте также: