По святым местам афон
Не счесть того количества святынь, которые, по милости Божьей, оказались на Афоне в течение множества веков. Какие-то из них вывозились и в Россию, и многие имели возможность приложиться к этим святыням: Пояс Богородицы, Дары Волхвов, мощи св. Георгия Победоносца. Какие-то в течение столетий остаются только в монастырях и никогда не вывозятся. К каким-то есть лишь возможность подать записки на Афон. В каждой обители есть те святыни, к которым паломники идут прежде всего.
Монастырь Великая Лавра
Множество святынь главного Афонского монастыря были подарены византийскими императорами. Главные из них – жезл и крест основателя монастыря Святого Афанасия Афонского, чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса» (находится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы), частицы животворящего древа Креста Господня, мощи свт. Василия Великого, Михаила Синадского, апостола Андрея Первозванного, прп. Ефрема Сирина и многих других святых Православной Церкви. Также в главном соборе монастыря имеются святыни Страстей Господних (губы, трости, сам Крест), часть пелен Христовых и мощи многих святых угодников Божьих.
Монастырь Ватопед
Несомненно, что главной святыней этого монастыря является Пояс Пресвятой Богородицы, находящийся в главном Благовещенском соборе. Эту святыню привозили и в Россию как особое благословение для желающих исцеления души и тела в 2011 г. (как известно, эта святыня помогла очень многим неплодным).
(Пояс Пресвятой Богородицы)
Помимо Пояса Богородицы в монастыре имеется множество древних икон, и не менее восьми из них считаются чудотворными. Главная из них – это икона Божьей Матери «Всецарица» (гр. «Пантанасса»), которая прославилась тем, что перед ней исцелялись даже люди с раковыми заболеваниями; также иконы «Отрада» или «Утешение», «Закланная», «Простреленная», «Увещание», «Елеоточивая», «Алтарница», «Предвозвестительница».
Иверский монастырь
Монастырь Иверон – это один из самых богатых по святыням монастырей. В нем хранится столько мощей святых, сколько нет ни в одном афонском монастыре. Среди них: мощи муч. Феодора Стратилата, свт. Василия Великого, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого, св. Иоанна Предтечи и многих других почитаемых святых.
Также в соборном храме Успения Богородицы находятся и части святынь Страстей Господних: частица Животворящего Древа Креста Господня, хламида, губа и трость, через которые Господь был поруган от иудеев.
Главной святыней монастыря, конечно, является Иверская икона Божией Матери, иначе называемая «Вратарница», обретенная чудесным образом стоящей на воде и почитаемая с 9 века.
(Иверская икона Божией Матери)
Монастырь Хиландар
Главной святыней этого монастыря является икона, принадлежавшая самому св. Иоанну Дамаскину, одному из величайших святых Православной Церкви, церковному песнописцу – «Троеручица». Эта икона носит звание Настоятельницы обители. Также монастырь освящают еще две почитаемых иконы – «Попская» и «Акафистная ».
Над гробницей св. Симеона, родителя св. Саввы, вьется виноградная лоза. Ее плодам приписываются многие целительные действия (в том числе для неплодных супругов). Также среди святынь этой обители имеются святыни Страстей Господних (Крест, части Тернового венца, посоха и савана), частицы мощей почитаемых святых (Пантелеимона Целителя, св. Патриарха Никифора Константинопольского, св. Варвары и св. Екатерины).
(виноградная лоза св. Симеона)
Монастырь Кутлумуш
Этот монастырь также богат мощами святых, среди которых – рука св. Евстратия, часть мощей св. праведной Анны, св. Кирика, св.муч. Марины, св. Евстрафия Плакиды, св. Харлампия и других. В этом же монастыре хранится главная святыня Господних Страстей – частица Животворящего Древа Креста Господня. Среди почитаемых икон Божией Матери главная из них – чудотворная икона «Страшное Предстательство» («Страстная»), где справа от Богородицы изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость.
Монастырь Пантократор
Главная чудотворная икона этого монастыря – «Геронтисса» («Старица»). Также в монастыре имеются мощи многих святых (бессребреников Космы и Дамиана, Апостола Андрея, свт. Иоанна Златоуста, св. Феодора Стратилата, св. муч. Меркурия и Артемия, муч. Кирика и Иулитты). В монастыре хранится и частицы Животворящего Древа Креста Господня.
Монастырь Ксиропотам
В этой обители хранится самая большая часть Креста Господня с отверстием от одного из гвоздей (святыня располагается в алтаре). Пожертвована частица была императрицей Пульхерией.
(частица Животворящего Креста)
Также в монастыре хранятся части мощей более 30 святых угодников Божьих (среди которых – свщмч. Игнатий Богоносец, свт. Василий Великий, свт. Андрей Критский, вмч. Параскевы, вмч. Пантелеимона, ап. Варфоломея).
Среди почитаемых икон монастыря – икона вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зеленого мрамора, и икона Иоанна Предтечи.
(икона вмч. Димитрия)
Монастырь Дионисиат
Помимо частей Креста Господня, в монастыре хранятся мощи многих святых угодников Божьих, среди которых наиболее важными являются десница св. Иоанна Предтечи, а также мощи свт. Нифонта. В соборном храме хранится миро св. вмч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.
(Десница Иоанна Предтечи)
Монастырь Зограф
Особо почитаемыми святынями монастыря являются чудотворные иконы: нерукотворный образ вмч. Георгия Победоносца (две копии с нее также считаются чудотворными), икона Георгия Победоносца, которая, по преданию, прибыла морем из Аравии, икона этого же святого, найденная Стефаном Душаном по видению; а также «Акафистная» икона Божьей Матери.
В монастыре хранятся Части Древа Животворящего Креста и мощи многих святых (св. вмч. Георгия, свв. Апостолов Андрея и Матфея, св. вмч. Пантелеимона и других).
(икона вмч. Георгия Победоносца)
Монастырь Дохиар
Этот монастырь потерял большую часть своих святынь и реликвий во время национально-освободительной революции 1821 г. Однако некоторые из них находятся в Дохиаре до сих пор.
Чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница», находящаяся в специально устроенной для нее часовне, священный колодец, возникший в конце 13 века, под именем «Агиасмы», а также мощи многих святых: свт. Иоанна Златоустого, Нила Мироточивого, вмч. Пантелеимона, св. Марии Магдалины, св. Дионисия Ареопагита и другие.
Монастырь Каракал
Эта обитель не столь богата святынями, как все прочие. Среди самых почитаемых реликвий: части Креста Господня, глава Апостола Варфоломея, частицы мощей вмч. Меркурия, св. Иоанна Милостивого, св. Иоанна Предтечи, свщмч. Харлампия, св. муч. Ореста и св. Аверкия Иерапольского.
(Икона 17 века Апостолов Петра и Павла)
Монастырь Филофей
Среди особо почитаемых святынь монастыря – две иконы, которые явились чудесным образом: икона Божьей Матери «Сладкое Лобзание» («Гликофилисса»), она приплыла к Уделу Богородицы по воде во время иконоборческих гонений, а также икона «Геронтисса», чудесным образом перенесшаяся из города Нигрита. «Гликофилисса» приписывается к одной из икон, написанных самим Апостолом Лукой.
Также в монастырской ризнице хранится десница свт. Иоанна Златоустого, частица Креста Господня, мощи св. вмч. Марины, вмч. Пантелеимона, прп. Луки Елладского, муч. Исидора, свщмч. Харлампия.
Монастырь Симонопетра
Неоднократными пожарами в 19 веке в этом монастыре было уничтожено множество сооружений вместе со святынями. Из сохраненных наиболее почитаемыми являются: нетленная десница св. равноап. Марии Магдалины, часть Животворящего Древа Господня, мощи прпмч. Евдокии и вмч. Варвары.
(ковчег с десницей равноап. Марии Магдалины)
Монастырь Святого Павла
Одной из самых чтимых святынь этого монастыря, без сомнения, являются Дары, принесенные Волхвами в Рождество Господа Иисуса Христа. Они представляют собой часть злата, ливана и смирны, которые были пожертвованы Марией, дочерью сербского правителя Георгия Бранкована. Дары Волхвов хранятся в десяти специальных ковчегах, однако для поклонения паломников отделяются лишь три части в одном ковчеге.
(честные Дары Волхвов)
Также в монастыре хранится два Креста из Животворящего Древа Креста Господня, деревянный Крест, который, по преданию, принадлежал Константину Великому, несколько чудотворных икон Божией Матери и частицы мощей многих святых угодников Божьих (прп. Максим Исповедник, вмч. Пантелеимон, свт. Василий Великий).
Монастырь Ставроникита
Монастырь Ксенофонт
Обитель славится чудотворными образами, самые почитаемые из которых – икона Божьей Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), которая чудесным образом была перенесена из монастыря Ватопед в Ксенофонт, икона Преображения Господня, иконы вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.
В монастыре также хранится часть Животворящего Древа и мощи некоторых святых угодников Божьих.
Монастырь Григориат
Главной святыней монастыря является особо чтимая древняя икона свт. Николая Чудотворца, архиепиского Мирликийского. Главный собор монастыря посвящен также свт. Николаю Чудотворцу и хранит еще две почитаемые иконы иконы Божьей Матери: «Млекопитательница» и «Пантанасса» (с греческой подписью «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской»). Также в монастыре хранятся мощи прмц. Анастасии Римляныни
(мощи прмц. Анастасии Римляныни)
Монастырь Эсфигмен
Этот монастырь является единственным, который не подчиняется священноначалию канонической Православной Церкви, именно по этой причине доступ к святыням обители для православных христиан закрыт. В монастыре, помимо частей Животворящего Древа Господня, хранятся частицы мощей святых угодников Божьих: св. апостола Иакова, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Григория Паламы.
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь
Русский афонский монастырь богат мощами святых угодников Божьих, в числе которых: глава вмч. Пантелеимона, глава прп. Силуана Афонского, глава Апостола Луки, стопа Апостола Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Крестителя, свв. Апостолов Иакова, Петра, Андрея, Тимофея, Фомы, Варнавы и Варфоломея, трех святителей (Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова) и другие.
(глава великомученика Пантелеимона)
Также в храме Покрова Богородицы находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Казанская» и «Иерусалимская», а также древняя икона святого Пантелеимона Целителя.
(икона святого Пантелеимона)
Монастырь Констамонит
В соборном храме св. Стефана хранится самая почитаемая икона обители – Панагии Портаритиссы, которая прославилась очень многими чудесами. Также монастырь обладает чудотворными иконами: Божья Матерь Предвозвестительницы, древняя икона «Одигитрия», которая ранее находилась во Влахернском храме в Константинополе, а также икона св. архидиакона Стефана.
Помимо багряницы Господа Иисуса Христа в монастыре хранятся части мощей многих святых: св. Стефана, свщмч. Власия, св. равноап. Константина, св. Трифона и другие.
(Икона Божией Матери Панагии Портаритиссы)
2 комментария
Какие мощи Николая Чудотворца впервые привезут в Россию? А какие мощи с 01 по 23 апреля 2017 года тогда находились в Сампсоньевском соборе Санкт-Петербурга?
Уважаемый Андрей!
В апреле в Сампсониевском Соборе находились святыни из афонского монастыря Хиландар (в том числе частица мощей свт. Николая). Сейчас же в Россию привезут мощи непосредственно из г. Бари (Италия), где основная часть мощей Святителя находится уже много столетий.
По святым местам афон
Материал из Азбука паломники
<"format":"leaflet","minzoom":false,"maxzoom":false,"limit":50,"offset":0,"link":"all","sort":[""],"order":[],"headers":"show","mainlabel":"","intro":"","outro":"","searchlabel":"\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b","default":"","import-annotation":false,"width":"auto","height":"350px","centre":<"text":"","title":"","link":"","lat":40.264492799999999306237441487610340118408203125,"lon":24.215273100000000994214133243076503276824951171875,"icon":"">,"title":"","label":"","icon":"","lines":[],"polygons":[],"circles":[],"rectangles":[],"copycoords":false,"static":false,"zoom":8,"defzoom":14,"layers":["OpenStreetMap"],"image layers":[],"overlays":[],"resizable":false,"fullscreen":true,"scrollwheelzoom":true,"cluster":false,"clustermaxzoom":9,"clusterzoomonclick":true,"clustermaxradius":80,"clusterspiderfy":true,"geojson":"","clicktarget":"","showtitle":true,"hidenamespace":false,"template":"","userparam":"","activeicon":"","pagelabel":false,"ajaxcoordproperty":"","ajaxquery":"","locations":[],"imageLayers":[]>
«Афон — это место, куда люди бегут от славы»
Об этом, а также о других ярких впечатлениях от Афона вообще и от афонского монастыря Дохиар в частности порталу «Православная жизнь» рассказывает протодиакон Свято-Троицкого Ионинского монастыря Александр Плиска.
Впервые побывать на Афоне — это как ребенку в сказку попасть. Но самое яркое — общение с людьми, для которых Афон есть дом
— Помните Вашу первую поездку на Афон? Наверняка, слышали разные истории о святом месте - и правдивые, и не очень? Какое было первое впечатление, что поразило?
— Вероятно, это был 2004 год. Тогда все говорили об Афоне, впрочем, как и сегодня. Много всего слышал и, конечно, очень хотелось поехать, но я об этом даже не мечтал. В то время таких частых, как сегодня, поездок на Святую гору ещё не было. Один знакомый священник, помню, сказал мне: “Если будет на то воля Пресвятой Богородицы, обязательно туда поедешь”. Именно чудесным образом все и сложилось. Чудеса, правда, как правило, происходят через людей. Ко мне Господь явил милость через отца Игнатия (Пакулова), благодаря которому неожиданно для себя самого и оказался впервые на Афоне.
— Вот Вы оказались на Афоне.
— Впервые — это как ребенку в сказку попасть, именно так все и было. Море впечатлений, даже дневник вел. Каждый день записывал, где были, что видели, что слышали, что ели. Пытался фотографировать.
Хотелось всё вместить в себя, наполниться афонской атмосферой, всё запомнить и запечатлеть…
Но самые яркие воспоминания – это общение с людьми, когда с кем-то поговоришь. Всё остальное стирается – природа, пейзажи, архитектура, службы, хотя всё и невероятно красиво. Но то ли из-за того, что пытаешься как можно больше увидеть, стараешься ничего не пропустить, — наступает момент, когда всё сливается в одну сплошную стену, и ты перестаёшь восхищаться красотами.
И самым ярким впечатлением, «вспышкой», остаётся в памяти — получасовой или десятиминутный разговор в поездке, те мгновения, когда ты общался с живым источником, с людьми, для которых Афон является домом.
Афон — это то место, куда уходят в безызвестность. В современном мире это не модно. А афонский дух создают люди своим бытом
— А о чём общались? Бытует мнение, что люди ездят на Афон, чтоб пообщаться с почти святыми людьми, решить свои житейские проблемы. Помолиться, отстоять многочасовые службы. А зачем Вы ездите на Афон?
— Люди не обязательно ездят на Афон решать проблемы. Афон – это уникальное место на земле, которое не оставляет равнодушным никого. Некоторые считают, что там такая уникальная атмосфера оттого, что это место – удел Пресвятой Богородицы. Может, так оно и есть. Но ведь существуют и другие уделы Пресвятой Владычицы.
Что же касается меня, Афон — это прежде всего место, где сложилась и хранится от века в век определённая система повседневного уклада христианской жизни, что именно и создаёт особенную афонскую атмосферу. Как сказал один мой друг, после долгих уговоров побывавший на Святой горе, Афон — это институт христианства, где можно увидеть всё воочию. Афонский дух создают люди своим повседневным бытом.
Афон – это место, куда люди бегут от славы. Когда мы слышим о пустынях, читаем жития пустынников, то представляем верблюдов, дремучие пески, отсутствие воды и растительности. Да, были и такие случаи. Но пустыня, в первую очередь, подразумевает безлюдность и тишину. Это когда человек может остаться наедине с самим собой. Афон — это тоже своего рода пустыня. Целью ухода в пустыню, пустынное место, у великих наших отцов было – найти самого себя, познать себя перед лицом Бога. Один из важных моментом для таких людей был уход в безызвестность.
Никто из пустынников никогда не стремился создать какую-то свою ситуацию, не искал своего, но бегал от мира. К примеру, прп. Антоний Печерский, уроженец Любеча, ушёл на Афон и, скорее всего, не собирался возвращаться на родину и создавать монастырь. Но сложилось иначе. Это называется послушанием. Пресвятая Владычица Богородица велела игумену монастыря, в котором подвизался преподобный, послать Антония домой на Русь. И, придя на киевские горы, преподобный не ищет своего, не стремится к известности, но ищет себе пещеру и уходит опять в безызвестность. И эта та черта, с которой каждому новому поколению всё тяжелее справляться. В современном мире безызвестность не в моде, на каждом шагу реклама и самореклама.
На Афоне, как говорил однажды игумен Дохиар геронда Григорий, лучше всего спрятаться в монастыре. Если пойдёшь жить в отдельную келию, в пещеру, — быстро станешь известным, люди пустят слух, что есть такой монах-пустынник, отшельник, не общается с миром, и выстроятся к нему в очередь.
Так, однажды геронда Григорий на трапезе говорит: «Есть такой-то монах на трапезе?» - «Нет, он болеет.» – «Вот, братия, посмотрите, – геронда специально говорил в отсутствие этого монаха. – Вы слышите его имя когда-либо в монастыре, на службе?» - «Нет.» – «А почему не слышно, как вы считаете? Потому, что он всегда везде вовремя: на Богослужении, на работе,- не выделяется, не опаздывает, старается быть ровным, незаметным. И так годами, из года в год . Никто о нём ничего не слышит, ничего не знает. Вот так люди сегодня прячутся от мира. Это не потому, что они такие скромные или «крутые», а потому что они уверены: ничего они из себя не представляют такого, что можно рекламировать».
Наверное, это именно то, чему стоит на Афоне поучиться.
Геронда Григорий узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас — и пели, уж как могли.
— Как давно Вы знакомы с герондой Григорием Дохиарским?
— С декабря 2005 года, во время второго посещения Святой горы Афон. По благословению настоятеля Свято-Троицкого Ионинского монастыря отца Ионы (ныне епископа Ионы ) с некоторыми из братии Ионинского монастыря вновь посчастливилось посетить Афон. В конце поездки мы пришли в Дохиар к монаху Макарию, уроженцу Ялты, с которым все мы были знакомы. Так и познакомились с герондой Григорием (Зумисом).
Кстати, в этой поездке выпало счастье познакомиться и пообщаться с ещё одним прекрасным человеком, отцом Павлом из монастыря Григориат, лет шестидесяти, — греком, изучившим русский язык с целью ознакомления с богословским наследием русских святых. Все были под впечатлением.
— Чем они Вас впечатлили?
— Более прочего, кротостью и простотой. В книге «Иова» Господь, характеризуя Иова, первым делом говорит, что он прост, всё остальное потом.
Итак, через о. Макария нам посчастливилось познакомиться с герондой. Геронда узнав, что пришли друзья Макария, сказал: «Пусть поют Литургию». Это ошеломило нас, что всё вот так просто — узнали, что друзья, и пойте! Так и было, пели, уж как могли, на славянском в греческом монастыре. По окончании же Литургии мы пришли в восторг от того, как вся братия монастыря «едиными устами и единым сердцем» пела утешительный канон Пресвятой Владычице Богородице перед честным Ее образом «Скоропослушницей».
После же трапезы вдруг геронда говорит: «Ну что, Макарий, пойдём, что ли, пообщаемся с твоими друзьями». И мы провели два часа в уникальной, весёлой, жизнерадостной беседе с герондой Григорием. Пели всё, что просил геронда – и народное, и церковное, на украинском, на русском. Нас было много, ионинских, – отец Паисий, отец Иоасаф, отец Силуан… Прекрасное время, прекрасные воспоминания. Было очень весело, мы были в шоке от того, насколько геронда прост и жизнерадостен в обхождении, какой он любвеобильный человек.
Люди очень часто «играют роли». Геронда никогда не пытается кому-то понравиться или произвести впечатление. И пощёчину может залепить.
— Сколько лет он настоятель?
— В Дохиаре настоятель с 1980 года.
У всех людей есть какая-то стилизация, хотят они этого или не хотят. Люди очень часто «играют роли» — что священнослужители, что миряне, без разницы, кто они по профессии, по своему призванию, служению. Такова природа человека. Даже в быту люди играют, подстраиваются под выбранный имидж, подстраиваются под других людей, под ситуацию. Менее стилизованного человека, чем геронда Григорий, я в жизни не встречал. Этот человек такой, какой он есть. Я никогда не видел у него даже тени игры, желания выглядеть перед кем-то хорошо или плохо. Он чрезвычайно жизнерадостный и любвеобильный человек, с необычайной энергией, но он никогда не пытается кому-то понравиться или произвести на кого-либо впечатление. Никогда.
— Говорят, бывает, что геронда и пощёчины даёт?
— Не только пощёчины, и палкой ещё может дать. И многие иногда получают. Удивительно, но у таких счастливчиков не видал я ни тени обиды и горечи.
Геронда — нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день
— А Вам давали, отче?
— Конечно, много раз (смеётся). Когда Геронда рассержен или огорчен, — пощечины не будет. Не от досады они и не от раздражения. Спросит, например, тебя о чём-то, ты ответишь, а он тебе в ответ пощёчину залепит. Подумаешь, поразмыслишь, все верно, по делом. Многие за счастье считают получить такую затрещину.
Один из друзей ошеломлённо произносит: «Да, меня уже давно безответно никто не бил», — счастливо улыбается. Тут геронда ко всем нам: «Ну, я на работу, устраивайтесь, и жду Вас, приходите трудиться ». Чтоб вы понимали, мы приехали в Дохиар на один день, на следующий уже уезжали. А дело было в обед. То да се, традиционное угощение в архондарике в виде ракии, лукума и кофе, поселение, прошло немало времени. Я друзьям: «Сейчас душ, пол часика сон и. » И тут они: «Куда отдохнуть, ты что?! Там геронда на работе, ждёт нас!». Да, думаю, вот дела — не собиравшиеся трудиться бегут первыми. Чем занимались? Тем же, чем и вся братия в тот день: заготавливали камень для стройки на каменоломне. В результате все были счастливы.
На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью
— Что отличительного в афонских службах? Говорят, что это — нечто особенное, будто поднимаешься на Небо.
— Служба воспринимается очень естественно, нет ощущения напряженности и искусственности. На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью. Это создаёт спокойную атмосферу на службе, все знают, зачем они здесь, это их дом. И ещё на Святой горе Афон большая разница между праздниками и буднями, что создаёт определённый ритм: праздничные службы — это одно, воскресная служба — это другое, ежедневные службы — это третье. Все в совокупности: умиротворенные молящиеся монахи, архитектура и убранство храмов, иконопись, византийское пение, — всё это создаёт незабываемые ощущения и переживания.
Есть такая глава Типикона — «О светильниках», регламентирующая зажигание лампад и свечей в храме в определенные моменты Богослужения. В года учебы в духовных школах все мы задавались вопросом, зачем кому-то сегодня нужно знать, когда во время службы зажигать, когда тушить свечи. Так думает большинство современных церковных людей. Зажгли паникадило, электричество включили, вот вам и всё. А лампады, мол, зажигают только для того, чтобы принести жертву Богу.
И вот на Афоне, где электричество при Богослужении не употребляется, пришло понимание: “зажечь” и “потушить” оказалось настоящей музыкой. И вся эта музыка начинает звучать, когда служба совершается в три часа ночи. Вы приходите в храм — горят несколько лампад, потом зажигается лампада ещё и ещё, потом зажигается свеча… Это целая поэзия, выражающаяся в светильниках. Как пример, лампада перед иконой Спасителя — мы не просто приносим жертву Спасителю, но свет от лампады освещает лик Спасителя, чтоб мы Его могли лицезреть. Когда же мы включаем электрический свет, что освещает лампада? Ничего.
— А цветы в храмах на Афоне есть?
— У каждого монастыря — свои традиции. В Дохиаре много традиций с острова Патмос. На каждый большой праздник пол устилают различной зеленью. Например, на Вербное воскресенье храм будет завешен крестиками из пальмовых ветвей, а на Пасху пол будет устлан лавандой. На другие же праздники — листьями цитрусовых деревьев. Также могут украшаться цветами иконы. От этого такой изумительный аромат в храме…
Здорово, что женщин на Афон не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь?
— Вы так рассказываете, что возникает желание увидеть всю эту красоту, почувствовать. Напрашивается вопрос, правильно ли, что не пускают женщин на Афон?
— Очень здорово, что их туда не пускают. Афон — это пустыня. Монах уходит в пустынное место. О каких женщинах может идти речь? Для чего в пустынном месте женщина?
Афон изначально сформировался как территория мужского монашества. Может быть, когда-то сформируется где-нибудь “женский Афон”, и там будут одни женщины, за исключением приходящего для совершения Богослужений духовенства.
В женских монастырях в Греции есть “закрытые часы”, когда не пускают мужчин — ни священников, ни монахов, ни мирян. Вы приедете в монастырь как паломник, а Вам скажут: «Вот часы посещений, всё остальное время монастырь закрыт». И это очень правильно, и испытано временем.
— Рассказывают страшные истории, будто все женщины, нога которых ступала на Афон, чуть ли не умирали на месте или в ближайшее время, или же тяжело болели всю жизнь.
— Проникали женщины на Афон, и ничего страшного с ними не происходило. Продолжали жить дальше. Дело ведь не в том, ступала ли женская стопа на Афон, а монахи на этом сосредоточились и это отслеживают. Нет, совершенно не так! Просто нет смысла в пребывании женщин на Афоне. Афон, повторюсь, — это пустыня.
А вообще были различные исторические случаи: так, однажды прибило к берегам Афона лодку с женщинами, пытавшимися нелегально из Турции проникнуть в Грецию. Приехали полицейские, составили протокол, Афон продолжает свое бытие.
Главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб он был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем человек в миру
— Полуостров, море, закаты, рассветы… Романтика. На Афоне это замечают?
— Нельзя сказать, чтоб этого не замечали. Но эта красота Афона для афонских монахов, как Крым для крымских жителей, которые никогда не купаются в море.
Вот для геронды Григория главное — чтоб у монаха не было праздности, чтоб монах был всё время занят, чтоб не жил более обеспеченно, комфортно, чем живёт человек в миру. Кто-то разделяет мнение геронды, кто-то — нет…
В воскресенье, к примеру, геронда иногда даёт монахам, послушникам, а то и гостям некоторую небольшую работу. Некоторые возмущаются, а он говорит: «Что, женщина, у которой пятеро детей, отдыхает в воскресенье, ложится на кровать и лежит? Воскресенье — для того, чтобы лежать ?»
Многие представляют себе Афон так: «Монахи сходили на службу и вернулись в келию, сели, читают духовные книги, созерцают красоты, читают молитву Иисусову, пока Ангела не увидят, таким образом приближаясь к Вечности». Всё не так. На Афоне монахи молятся и трудятся, пытаясь избежать всякой праздности.
Главное на Афоне — Богослужение, вокруг него всё созидается. И любой человек может найти здесь себе монастырь по духу
— Чем уникален Афон?
— На Афоне двадцать крупных монастырей, у которых подобно филиалам есть скиты, келии. И любой человек может найти себе подходящий по духу монастырь. Человек трезвомыслящий и адекватный может подвизаться в любой обители. По воле Божьей, безусловно. Есть монастыри, где акцент — на физическом труде, есть монастыри — где интеллектуальный труд.
— Чем занимаются монахи в свободное от молитвы время? Какие виды работы Вам предлагали?
— Монастырь — это достаточно большая территория, хозяйство. Следить за чистотой храма, территории, братских корпусов, гостиниц для паломников. Кто-то трудится на трапезе, другие в садах и огородах, иные в прачечной, иные в иконописной, другие в столярной мастерской и кузне.
Есть монастыри, где все эти обязанности разграничены, а есть такие монастыри, где стараются делать всё все вместе. Дохиар — один из таких монастырей. Стройки, ремонты, труд в огородах и садах, — работу искать не нужно, работы очень много.
Каждый монастырь сам определяет, сколько времени уделять труду. Главное — Богослужение, вокруг него всё созидается.
Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Главное — понять, для чего едешь, и погрузиться в молчание, чтоб услышать Бога
— Как настраиваться на Афон?
— Никак не настраиваться. Можно много всего умного сказать: настраиваться на покаяние, на молитву. Надо ехать на Афон просто — как в деревню к любимому дедушке. Много в голову не брать, главное — понять, для чего ты едешь и не тратить своё время понапрасну, погрузиться во внутреннее молчание, чтоб услышать, что Бог тебе скажет.
В заключение приведу одну историю, которую рассказывал геронда Григорий. Однажды на Афон приехал человек, который состоял в организации по охране архитектурных памятников, шел он по монастырю и все время что-то рассказывал геронде. Геронда вывел его обратно к воротам монастыря и говорит так, с любовью: «Слушай, кто сюда заходит в первый раз, тот имеет право только молчать и внимать, кто второй раз заходит, тот может еще смотреть и слушать, кто третий раз заходит, может что-то говорить».
Путь к Афону
Есть места на земле, где небо становится близким. Православные христиане их называют святыми. Одна из таких территорий, где присутствие Бога становится таким же близким, как воздух, - Святой Афон. Паломники «со стажем» утверждают: Афон - это не место, это путь. Путь куда и откуда? С этим вопросом в год 1000-летия появления русского монашества на Святом Афоне наш корреспондент поехал паломником в единственную в мире монашескую республику
Удел Богородицы
По преданию Богородица попала на этот полуостров, прилегающий к территории современной Греции, когда корабль, на котором Она плыла вместе с апостолами на Кипр, попал в бурю. Корабль отнесло к берегам Афона, который в то время был культовым местом, где язычники приносили человеческие жертвы. При приближении корабля с Богородицей языческие храмы стали рушиться - после такого явного знака силы Божией идолопоклонники, как гласит предание, приняли христианство. А полуостров стал местом покровительства Божией Матери.
В «Небесном городе» (именно так переводится с греческого Уранополис), как правило, дожидаются своих мужей, отцов и братьев женщины - им посещение Афона не благословлено. Причём такая рекомендация дана не кем-нибудь, а самой Игуменьей Святой горы - Богородицей. Об этой истории нам рассказали в одном из крупнейших афонских монастырей Ватопед. Согласно историческому свидетельству, дочь императора Феодосия Великого, уничтожившего последние следы язычества на Афоне, царица Плакидия пожелала посетить Святую Гору и приехала в Ватопед в 382 году. Но при входе в Благовещенский храм услышала от одной из икон Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. А икона, перед которой царица услышала предупреждение Богородицы, стала одной из семи чудотворных икон Богородицы, которые хранятся в Ватопедском монастыре.
В этой обители, где мы побывали, предварительно переправившись из Уранополиса в Афон на большом белом пароме (время хода около двух часов), к паломникам из России очень теплое отношение. Хотя на Афоне не делят паломников на «любимых» и «не очень», некоторые монахи, с которыми удалось поговорить, признались: на всех произвело огромное впечатление то, с каким благоговением в России люди встречали одну из главных святынь православия - Пояс Пресвятой Богородицы, который хранится именно в Ватопеде. На Афоне утверждают, что такие святыни нельзя вывезти куда-либо без воли Самой Богородицы: если таковой нет, то всегда возникают барьеры, мешающие осуществить поездку святыни в ту или иную страну. А вот в России Пояс Богородицы даже задержался на целую неделю - уникальный случай в истории! И на Святой Горе никто не сомневается: это особый знак покровительства Божией Матери нашей стране.
Ватопед - один из двадцати афонских монастырей. Таково незыблемое число обителей Святой Горы, и расширение этого числа уставом Афона запрещено. Почти все монастыри являются греческими и только три имеют иную государственную принадлежность - это Зограф (Болгария), Хиландар (Сербия) и Свято-Пантелеимонов монастырь, который пестует Россия. Проживание и трапезы в монастырях для паломников бесплатные. При этом только один Ватопед за год принимает десятки тысяч паломников со всего мира! Сложно представить, сколько труда требуется монахам, чтобы все это обеспечить. И даже в самые сложные времена, например, в ходе Второй мировой войны или оккупации Греции турками, эта афонская традиция гостеприимства не прерывалась.
Встреча со старцем Илием Оптинским
Многих такие ночные бдения пугают. Но в афонских монастырях служат ночью потому, что живут здесь по времени византийскому, которое ориентируется на восход и заход солнца. Зимой расхождение афонского времени с московским составляет примерно «плюс 6,5 часа», летом - «плюс три часа». И перестройка на святогорский ритм жизни дается, прямо скажем, без больших потерь, о которых фантазируешь до прибытия на Афон. Помогает и особое духовное состояние (его христиане называют благодатью) и помощь в физическом плане. Речь о специальных стасидиях, в которых принято стоять на богослужениях: это деревянные одноместные скамьи с откидывающимся двухуровневым сиденьем и поручнями на уровне подмышек, в которых можно находиться и стоя, и полусидя. Потому во время ночных бдений нередко приходили на ум слова одного их самых известных ныне здравствующих афонских наставников, игумена Ватопедского монастыря Ефрема: «Монах на службе ощущает себя так же, как младенец в утробе матери».
На одной из таких служб с нами случилось «обыкновенное чудо», которое в повседневной жизни и не заметишь. Так устроилось, что в русском монастыре на Афоне мы оказались на службе вместе со старцем нашего времени – схиархимандритом Илием Оптинским. Не так много людей знают, что он почти 15 лет подвизался на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, прежде чем вернулся обратно в Россию. Именно в год тысячелетия служения русских монахов на Святой Горе нам посчастливилось получить его благословение и задать свои личные вопросы – в России, чтобы пробиться к нему с этим, люди могут ждать не один месяц и даже не один год!
С отцом Илием оказалось связано и еще одно переживание, в реальность которого до этого сложно было поверить. В середине ночной службы отец Илий вышел из своей стасидии и ушел в алтарь готовиться сослужить литургию. И спустя всего две-три минуты мы почувствовали явный холод, как будто кто-то открыл в храме дверь или окно. И наоборот, когда старец вышел из алтаря под конец службы, тепло «вернулось». Как говорится, хотите верьте, хотите нет…
Богат тот, кому много не надо
Устроилась нам на Афоне встреча и с другим старцем – греком Гавриилом Карейским. Одно время его грозные «пророчества» кто-то тиражировал в Интернете. Хотя монахи-святогорцы хорошо знают: пророчества являются не «приговором», а скорее предупреждением, что если люди не изменят образ жизни и образ мысли, то мир неизбежно постигнут гибельные последствия. И война на Украине, на Ближнем Востоке, глобализация терроризма имеют в своей основе духовные, а совсем не «геополитические» причины. Но надежда на сохранение мира при всех предсказаниях о «третьей мировой» сохраняется. И надежду на Святом Афоне многие связывают с возрождением духовности в России.
Обо всем этом нам довелось услышать не от старца Гавриила, а от других духоносных подвижников Святой Горы. Удивительно, что самые жесткие предсказания здесь не вызывают страха, внутренней оторопи – здесь тебе даются силы воспринять это как призыв к действию. К действию по изменению прежде всего себя. И понимаешь, почему на Афоне с великим почтением относятся к «нашему» Серафиму Саровскому – именно «дивеевскому заступнику» принадлежат слова, которые каждый человек, старающийся стать христианином, имеет перед глазами: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Но с герондой Гавриилом Карейским, который не говорит ни на каком языке, кроме греческого (послушник, который мог бы перевести наши вопросы, отсутствовал), нам все же удалось поговорить – заочно. Узнав, что мы из России, он жестами пригласил нас к себе в келью и вручил небольшой «адрес», напечатанный на русском языке (еще одно свидетельство того, что россияне на Афоне – частые гости). Всего две страницы включают в себя высказывания старца, которые, как маяки, указывают путь духовной «лествицы». И в каждом из них краткость и простота сплетается с глубинной радостью – радостью обретения настоящих смыслов. И только в тиши удивительных афонских пейзажей, вмещающих в себя горные тропы и лиственные леса, камнепады и кипарисовые аллеи, понимаешь, насколько эта простая, как камень, мудрость выше агрессивных притязаний современного мира.
«Богат не тот, у кого много, а тот, кому много не надо. Беден не тот, кто не имеет ничего, но кто хочет много». …Да, становится очевидным, что Афон – это путь. Путь, по которому человек восходит от реальности жизни с ее дергающей, как зубная боль, неопределенностью и ее кажущейся тотальной несправедливостью к настоящим ценностям, над которыми в современной России, увы, чаще посмеиваются, чем преклоняются. Побывав на Афоне, с неведомой доселе остротой понимаешь, что именно такие ценности способны дать человеку настоящую, неподдельную свободу.
Читайте также: