Первое место в каннах
В субботу вечером жюри во главе со Спайком Ли наградит победителей 74-го Каннского фестиваля. Его предварительные итоги подводит Андрей Плахов.
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранЛеа Сейду, Гийс Нейбр и Луи Гаррель оказались на своих местах в фильме «История моей жены»
Фото: Arte France Cinema
Леа Сейду, Гийс Нейбр и Луи Гаррель оказались на своих местах в фильме «История моей жены»
Фото: Arte France Cinema
Фестиваль, не состоявшийся в прошлом году из-за пандемии, в этом собрал гораздо больше фильмов, чем обычно. Под занавес конкурса показали работы самых именитых режиссеров авторского кино: Ильдико Эньеди, Апичатпонга Вирасетакула и Брюно Дюмона. Именно их фильмы, а также открывшая фестиваль картина Леоса Каракса (подробнее — в “Ъ” от 8 июля) сосредоточили на себе основное внимание. Из более молодых авторов шума наделала только Джулия Дюкорно со своим «Титаном» (“Ъ” писал о нем 16 июля).
Венгерка Ильдико Эньеди получила в Канне «Золотую камеру» за лучший дебют еще в 1989 году. Фильм с участием Олега Янковского назывался «Мой ХХ век» и действительно суммировал открытия авторского кинематографа прошлого века с его отказом от нарратива и нелинейным монтажом. Новая лента режиссера «История моей жены» совсем иная. Это экранизация известного романа Милана Фюшта с четко прописанным сюжетом и постановочным размахом. Режиссерская позиция здесь проявляется в создании постромантического настроения, в изящной композиции кадра, в элегантных мизансценах и точном кастинге. Страдающего от неверности жены морского капитана играет голландец Гийс Нейбр, любовника — Луи Гаррель, а саму жену — француженка Леа Сейду, актриса, вошедшая в свою лучшую пору и участвовавшая сразу в трех конкурсных фильмах нынешнего Каннского кинофестиваля. Напоминая Симону Синьоре и моделей Огюста Ренуара, она вносит в ретро-сюжет картины множество художественных ассоциаций.
Один из ключевых образов «Истории моей жены» — непотопляемые корабли; к ним можно метафорически отнести и фильм Эньеди, и работы некоторых других участников каннского конкурса.
В частности, «Францию» Брюно Дюмона, в которой неоднозначный портрет знаменитой журналистки с напряженной профессиональной и личной жизнью создает та же Сейду. Дюмон прославился на Каннском фестивале 1999 года, где наградили его картину «Человечность», и до сих пор остается одной из важнейших фигур французского кино. Однако в его последних фильмах и сериалах стала заметна трансформация от натурализма к гротеску.
Совсем из другой культуры и другого поколения еще один каннский любимец — таец Апичатпонг Вирасетакул, победитель фестиваля 2010 года, награжденный «Золотой пальмовой ветвью» за фильм «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни». На протяжении следующего десятилетия этот уникальный режиссер придумывал инсталляции, снимал короткометражки и малобюджетные ленты. «Память», представленная сейчас в Канне,— самый масштабный его проект: созданный в Колумбии, но международный, с участием Жанны Балибар и Тильды Суинтон — еще одной актрисы, не раз появляющейся в фильмах каннского конкурса.
Ее героиня страдает бессонницей и слышит странные звуки, но это только начало визуальных и слуховых галлюцинаций, из которых состоит фильм Вирасетакула. Шотландка приезжает в Колумбию навестить сестру и погружается в коллективное бессознательное этого места, становится «антенной», способной воспринимать скрытое, непроработанное прошлое и фиксировать присутствие некоей третьей силы — то ли мифической, то ли мистической, то ли космической.
Вместе с героиней мы встречаемся с загадочными местными феноменами. Такими, как смерть человека, лежащего несколько минут на траве с полузакрытыми глазами, и последующее воскресение.
О других загадках, таящихся в окрестных джунглях, мы только слышим, но все это время не покидает ощущение какой-то мучительной подоплеки, сплетения разных слоев времени, присутствия незримых существ. Так что даже появление в кадре признаков инопланетной жизни кажется вполне естественным в системе координат этого фильма.
Каннский кинофестиваль 2020: номинанты и лауреаты
73-й Каннский кинофестиваль, традиционно проходящий в мае на Лазурном берегу, был отменен в связи с пандемией коронавируса COVID-19 по всему миру. Организаторы фестиваля, во главе с его президентом Пьером Лескуром и директором Тьерри Фремо, отказались переносить смотр на более поздний срок или проводить его в онлайн-формате.
Тем не менее, 3 июня был представлен Официальный отбор Каннского фестиваля-2020, включающий 56 фильмов, не разделенных на категории «Главный конкурс», «Особый взгляд», «Внеконкурсные работы» и «Горизонты». По словам Фремо, официальная программа должна «привлечь внимание к тем фильмам, которые должны прийти к зрителям до конца года», а кинопрессе предлагается самостоятельно определить, какой из программ лучше соответствует та или иная лента. Часть из представленных картин будет демонстрироваться на других кинофестивалях — в Торонто, Сан-Себастьяне, Венеции и на других площадках.
Почему выбран город Канны?
Каннский фестиваль изначально задумывался в пику Венецианскому, где идеология зачастую одерживала верх над искусством. Особенно скандальным выдался фестиваль 1938 года, когда правительства Германии и Италии стали открыто вмешиваться в отбор фильмов на фестиваль, что привело к бойкоту со стороны американцев и британцев. Идеологом нового фестиваля выступил французский министр Жан Зей. Он хотел, чтобы это был «фестиваль свободного мира» на родине кино, а главным принципом отбора стали художественные достоинства фильмов. Где провести новый фестиваль, решала специальная правительственная комиссия, которая выбирала из городов-кандидатов (кстати, не только французских): Остенде, Люцерн, Биарриц, Виши, Алжир и Канны. В итоге после посещения всех претендентов выбор был сделан в пользу небольших Канн.
Что нужно знать о знаменитых каннских очередях
Какая бы у вас ни была аккредитация, придется отстоять очередь. Причем чем раньше вы ее займете, тем больше шансов попасть на сеанс (опыт подсказывает, что в среднем очередь надо занимать за час до начала фильма, на топовые ленты — за 1,5). И опять все зависит от приоритета прохода. Первые всегда и везде идут журналисты, затем аккредитованные фестивалем, обладатели рыночных аккредитаций, наконец, завершают шествие синефилы. Всех запускают определенными порциями, до тех пор пока зал не наполнится.
В такой системе проходов есть явный минус. Заранее неизвестно, попадешь ты на сеанс или нет. И всякий раз приходится испытывать огромное разочарование, когда работник фестиваля в бежевом костюме разводит руками и говорит «Complet», или «Мест нет» по-нашему, закрывая проход в зал. Остается идти и вставать в очередь на другой фильм.
Расцвет и срыв
С середины 1950-х Канны становятся событием мирового масштаба. Сюда начинают активно приезжать звезды, а в конкурсе неизменно присутствуют работы лучших режиссеров мира — Федерико Феллини, Луиса Бунюэля, Ингмара Бергмана и других. В 1959-м на фестивале блистает «новая французская волна»: приз за лучшую режиссуру получает Франсуа Трюффо за фильм «400 ударов», а Ален Рене представляет «Хиросима, любовь моя». В 60-х фестиваль открывает для всего мира режиссеров, которые станут культовыми, — Андрея Тарковского, Миклоша Янчо, Иштвана Сабо. В 1968 году фестиваль был прерван — все показы были отменены из-за студенческих волнений. 13 мая демонстрантам даже удалось захватить фестивальный дворец. 18 мая к протестующим присоединились Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Лелуш, Клод Берри, Роман Полански, Луи Маль и Жан-Пьер Лео. Все протестовали против министра культуры Андре Мальро, который принял решение уволить главу парижской Синематеки Анри Ланглуа (подробнее об этом противостоянии можно узнать из фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели»). В знак солидарности с протестующими Ален Рене, Карлос Саура и Милош Форман отзывали свои фильмы из конкурса. 19 мая организаторы аннулировали смотр.
Почему Канны так же важны для Европы, как «Оскар» для Америки?
Каннский кинофестиваль привлекает ничуть не меньше внимания СМИ, чем «Оскар», а его звездная дорожка по праву может соперничать с американской церемонией. Равно как и «Оскар», который с телетрансляцией перестал быть внутриамериканским событием, Канны — прекрасный способ заявить о своем фильме на весь мир. Это путь на европейский рынок, который составляет немалую часть мирового проката. И неудивительно, что помимо мейджеров именно к этому фестивалю практически каждый европейский режиссер (ну и некоторые американские, которые не дружат с суперстудиями) готовит свой фильм. По традиции из трех крупнейших фестивалей сложнее всего формировать программу Берлину: многие попросту придерживают ленты в надежде поехать в Канны. Венеции в этом отношении повезло гораздо больше: все, кого не взяли в Канны, плюс те, кто не успел закончить картины к фестивалю на Лазурном Берегу, могут быть отобраны в программу Мостры. Так что если крупные американские студии выпускают свои самые сильные фильмы на Рождество (то есть под «Оскар»), то независимые студии со всего мира, а европейские особенно, самое лучшее оставляют для Канн. Кстати, среди фильмов — номинантов «Оскара» и «Золотого глобуса» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» ежегодно минимум половина приходит из каннского конкурса. Так что фестиваль как нельзя лучше отражает основные тенденции мирового кино.
Каннский кинофестиваль 2021: номинанты и лауреаты
74-й Каннский кинофестиваль прошел с 6 по 17 июля 2021 года в традиционном Председателем жюри стал американский режиссер и сценарист Спайк Ли, который должен был возглавить жюри отмененного 73-го Каннского кинофестиваля в 2020 году.
«Золотую пальмовую ветвь» получила французская картина «Титан» Джулии Дюкорно. Приз за лучшую мужскую роль достался Калебу Лэндри Джонсу («Нитрам»), а обладательницей премии за лучшую женскую роль стала норвежская актриса Ренате Реинсве («Худший человек на свете»). В категории «Особый взгляд» победила драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Кроме того, Россия была представлена в программе лентой Алексея «Дело», а в основном конкурсе участвовал фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе». Почетную «Золотую пальмовую ветвь» получили актриса Джоди Фостер и режиссер Марко Беллоккьо.
Фестиваль открылся картиной Леоса Каракса «Аннетт» с Адамом Драйвером и Марион Котийяр, также участвовавшей в конкурсе, фильмом закрытия стала комедия «Агент 117. Из Африки с любовью».
Можно ли обойтись без аккредитации?
Так поступают смельчаки, которые делают таблички с названиями фильмов и встают перед входом в фестивальный дворец в надежде, что какой-нибудь обладатель пригласительного поделится с ними лишним билетиком. Порой это срабатывает: пригласительных раздают немало и зачастую ими делятся со страждущими (количество свободных пригласительных естественным образом зависит от ажиотажа перед конкретным фильмом).
Шаг третий: едем
5 советов для тех, кто едет на фестиваль впервые
Не старайтесь успеть все. Это невозможно! Расслабьтесь и получите удовольствие от тех показов, на которые удастся попасть.
Зонтик и шляпа — каннская погода славится своим непостоянством. Дождь сменяет порывистый ветер, а следом вы оказываетесь под палящим солнцем — и все это в течение пары часов.
Наденьте удобную обувь и будьте готовы провести в очередях час и более.
Не бойтесь, что вас начнет тошнить от кино! В конце первой недели вас накроют усталость и пресыщение (да, такое действительно может случиться). Отвлекитесь и отдохните. Например, садитесь на поезд и поезжайте на пару часов в Ниццу побродить по окрестностям.
- Вода и бутерброды. Полноценно вы, скорее всего, сможете только завтракать, в остальное время вас ждут перекусы в очередях. Не забывайте регулярно наведываться в Monoprix около железнодорожного вокзала. Еда и напитки в палатках на набережной Круазетт не такие вкусные и стоят дороже.
Узнать еще больше о мире кино можно на специальном сайте «Афиши» и Mastercard. Там же можно следить за специальными скидками и предложениями для любителей кино — например, оплачивая билеты картой Mastercard, вы получите скидку 10% на билеты в кинотеатры сети «Формула Кино» и «Кронверк Синема» и скидку 15% в кинотеатре «Пионер».
Еще один способ попасть на кинофестиваль без аккредитации
Пройдите киноквест на знание фильмов — победителей Каннского
кинофестиваля прошлых лет, зарегистрируйте свою карту Mastercard в программе Бесценные Города на странице с результатами
и получите возможность выиграть поездку на двоих на юбилейный
70-й Каннский кинофестиваль.
Бог из машины. В прокат выходит фильм «Титан» о забеременевшей от автомобиля убийце. Почему он победил в Каннах?
В российский прокат выходит лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля «Титан» Жюлии Дюкурно, фильм с шокирующим сюжетом и парадоксальным смешением не только жанров, но и идей, смыслов, религиозных подтекстов и даже гендерных ролей. «Лента.ру» рассказывает, зачем его смотреть.
Алексия (Агата Руссель) с детства была несносной: отец (большой режиссер Бертран Бонелло) не успевает завести машину, а в спинку его сиденья уже фигачат, что есть мочи, детские ножки: «Обрати, обрати на меня внимание». Последствия такого поведения приходят быстро — в виде ДТП, из-за которого в голове Алексии оказывается титановая пластина, а над ее ухом распластывается колоритный, напоминающий след от киберпанк-импаланта шрам.
Флеш-форвард на двадцать лет вперед — и обратить, обратить на себя внимание требует уже сам фильм. Вот уже взрослая Алексия под улюлюкания тянущих к ней рук с включенными на телефонах камерами инцелов извивается на капоте «Кадиллака», танцуя на автошоу, — и камера похвально уверена в своем на нее взгляде, как будто стремится подчеркнуть власть танцовщицы над происходящим вокруг. А вот раздраженная Алексия уже наказывает очередного поклонника за назойливость — буквально протыкает ему мозг, вонзив длинную, как стилеты, заколку прямо в ухо.
А вот, совершив убийство, девушка отправляется в опустевший салон шоу — чтобы совокупиться с тем самым, украшенным пошлыми языками пламени черным «Кадиллаком»Иной фильм уже эти события мог бы растянуть полуторачасовым полотном. «Титан» Жюлии Дюкурно, главный триумфатор последнего Каннского фестиваля, ими, впрочем, только начинается — чтобы затем совершить прыжок уже в натуральные языки пламени, когда Алексия будет называться Адриеном, заматывать для конспирации бинтами стремительно беременеющее (да-да, от «Кадиллака») и источающее машинное масло тело, а главное, терпеть опеку капитана пожарной бригады (ветеран французского кино Венсан Линдон), увидевшего в ней давно пропавшего сына и теперь провозглашающего ее Иисусом. Перед всеми озадаченными происходящим подчиненными.
В промежуток между этими опорными точками успевают вместиться лесбийский акт соблазнения и массовое убийство, попытка аборта той самой спицей для волос и эффектно расквашенный о раковину общественного туалета — по собственной воле — нос. Еще интереснее то, сколько раз, обращаясь с этим полным дерзких завихрений сюжетом, фильм Жюлии Дюкурно успевает сбросить жанровую шкуру, чтобы раз в пятнадцать минут оборачиваться чем-то новым. «Титан» предстает то отсылающей к Ханеке буржуазной трагикомедией об отцах и детях (о, этот недоумевающий под кудрями лоб Бертрана Бонелло!), то провокативным, демонстративно поверхностным и демонстративно завороженным своей убийцей без причины фильмом ужасов, то ситуативной черной комедией, по стопам Кроненберга, в которой источниками юмора служат продукты человеческой и сверхчеловеческой жизнедеятельности, а также кромсаемые, терзаемые, испускающие дух тела. Ну и, конечно, находит себя «Титан» в итоге в обличье гендерного гран-гиньоля, в котором смена половой принадлежности — пусть и скорее игровая, чем реальная — преисполнена такого символизма, что Дюкурно позволяет себе лобовые, ничем не завуалированные, а значит, бесстыжие аллюзии как на древнегреческий эпос, так и на христианскую иконографию.
К чему «Титану» все эти тяжеловесные религиозные заигрывания?Вопрос напрашивается, и ответ на него как будто очевиден. Как титаны ранней истории человечества могли себе позволить менять богов и верования, как перчатки, так (и так же величественно и безапелляционно) современный человек — при условии, что этот человек женщина, — прав в своих флуктуациях сексуальности и гендера, статуса и роли в дихотомии между доминированием и подчинением. И в этом смысле победитель Канн если чем-то и пытается быть, то именно таким квир-манифестом — особенно если придерживаться классической трактовки слова «квир» как обозначения любой выбивающейся из нормы человеческой инаковости.
Как попасть на Каннский кинофестиваль, если вы не кинокритик?
На фестивале есть несколько видов аккредитаций: для прессы, для гостей, для синефилов. Кроме того, параллельно фестивалю проходит Каннский кинорынок, где также есть своя аккредитация, которую, правда, придется купить: стоит она около 300 евро.
Пресса
Главная категория — это пресса. У нее своя иерархия, отличающаяся по цветам. Самые крутые журналисты имеют белую аккредитацию, затем следуют бледно-розовая c желтой точкой, розовая, синяя, оранжевая и желтая категории. На пресс-показах у каждой категории своя очередь — и запускают их в соответствии со статусом. Пресс-аккредитация позволяет посещать пресс-показы конкурсных и внеконкурсных лент, а также любые показы программ во всех залах, кроме Гранд-театра Люмьер. Разумеется, прессу пускают и на все показы параллельных программ.
Даже если вы пишете о кино на сайте или у вас собственный авторский блог, этого недостаточно, чтобы получить аккредитацию для прессы. Для начала у вас запросят информацию об издании, охват и прочее. Если цифры не впечатлят дирекцию Канн, вам сообщат, что ежегодно фестиваль посещают десятки тысяч журналистов, пишущих о кино (мы помним, что у прессы целых шесть категорий), и они просто не в состоянии удовлетворить все заявки. Кроме того, не стоит забывать, что Канны представляют собой довольно консервативную организацию и они скорее аккредитуют человека, работающего для газеты, журнала, телеканала или радиостанции. Интернет для них до сих пор в заведомо проигрышной позиции. Так что, если вы не можете заручиться поддержкой статусного издания — ловить нечего.
Гости фестиваля
Аккредитация гостя дает право на проход на показы «Особого взгляда», «Каннской классики», специальных показов в залах Дебюсси, Бунюэль и Базен и на повторные показы конкурсных фильмов в 60-м зале плюс можно ходить на параллельные программы. У части аккредитованных гостей есть специальный статус, позволяющий брать пригласительные на показы в Гранд-театр Люмьер. Фестивальной аккредитацией ежегодно награждают гостей фестиваля: как кинематографистов, которые участвуют в основной программе, так и тех, кто был на фестивале в прошлые годы, а также просто тех, кого хотят пригласить на фестиваль в качестве поощрения. Здесь инициатива исходит от дирекции смотра. Главное — правильно оформить и подать заявку, в которой нужно рассказать о том, почему вы хотите поехать в Канны. Получить эту аккредитацию не так сложно, как кажется.
Рыночная аккредитация
У всех участников кинорынка есть аккредитация Le Marché du Film, которая помимо рыночных показов дает право прохода на фестивальные показы. Зачастую рыночники и фестивальщики стоят в общих очередях на вход (исключение — Неделя критики, где у рыночников привилегия). Равно как и у обладателей фестивальной аккредитации, у части рыночников есть привилегированное право брать пригласительные билеты на показы в Гранд-театр Люмьер. Рыночную аккредитацию можно купить чуть менее чем за €300 и спокойно ехать смотреть кино, если, конечно, вы сможете успешно зарегистрироваться от компании, имеющей право участвовать в рынке (то есть производителя или покупателя фильмов). Если вы сами не работаете в этой сфере, стоит поискать надежных знакомых, которые смогут вас аккредитовать.
Синефилы
Количество аккредитованных синефилов каждый год в Каннах очень большое, и эти очереди всегда самые многочисленные, вот только запускают на показы их всегда самыми последними, поэтому им достается очень мало мест. Синефильская аккредитация выдается представителям киноклубов и киношкол, но почему-то людей из России c этой аккредитацией — считаные единицы. Видимо, дело в том, что наши синефилы просто не знают, что для этого следует делать. А нужно всего лишь прислать в дирекцию мотивационное письмо, копию членского билета киноклуба плюс его презентацию или ссылку на страницу в интернете.
Шаг второй (призываем удачу на помощь!): регистрируемся, отправляем заявку и ждем ответа
Чтобы подать заявку на аккредитацию, вам нужно зарегистрироваться на сайте фестиваля и заполнить анкету. И дальше начнется самое сложное — ожидание ответа. Прием заявок, как правило, завершается за месяц до старта фестиваля. Потом у вас останется лишь один вариант — купить рыночную аккредитацию, которая продается вплоть до конца фестиваля. Но имейте в виду, что ее стоимость увеличивается по мере приближения начала смотра. Если вы нацелены на этот вид аккредитации, то, купив ее максимально заранее, можно сэкономить.
Эволюция смотра
10 лет спустя фестиваль ждали самые большие изменения со времен создания. Эти новации связаны с приходом в дирекцию Жиля Жакоба — человека, который без преувеличения создал современные Канны. Он стоял за созданием приза «Золотая камера», вручаемого лучшему дебютному фильму, независимо от того, в какую программу он входит. В официальной программе с его подачи появилась секция «Особый взгляд». Затем он сократил продолжительность смотра с 15 до 13, а затем и до 11 дней, сделав его более компактным и наполненным. При Жиле Жакобе фестиваль следует принципам свободы слова и свободы совести, поддерживая опальных режиссеров, таких как Карлос Саура, Анджей Вайда, Хуан Антонио Бардем и Отар Иоселиани, и отказывая авторитарным режимам в продвижении фильмов не по художественным составляющим. Начинает оказываться поддержка кинематографистам из стран третьего мира. По сути фестиваль стал независимым от государственных институций смотром. Другие изменения коснулись состава жюри. Раньше оно состояло в основном из членов Французской академии, теперь их место заняли знаменитые представители кинематографа со всего мира.
Большой гид по истории Каннского кинофестиваля
Где читать о Каннском кинофестивале?
Все материалы о Каннском кинофестивале 2017 года будут публиковаться на специальном портале Афиши и Mastercard, а также рецензии на главные премьеры Стаса Зельвенского можно будет читать в разделе кино на «Афише Daily».
Титаническое насилие
74-й Каннский фестиваль завершен. «Золотая пальмовая ветвь» присуждена фильму «Титан» француженки Жюли Дюкорно, приз за режиссуру — ее соотечественнику Леосу Караксу («Аннетт»). Картина «Купе номер шесть» финского режиссера Юхо Куосманена удостоена гран-при фестиваля. Она снята на Русском Севере с активным участием наших кинематографистов — актера Юры Борисова, сценаристки Любови Мульменко, продюсера Натальи Дрозд и других. А в конкурсе «Особый взгляд» победил фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Комментирует Андрей Плахов .
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранРежиссер Жюли Дюкорно разделила победу с актерами своего фильма «Титан»
Фото: Johanna Geron , Reuters
Режиссер Жюли Дюкорно разделила победу с актерами своего фильма «Титан»
Фото: Johanna Geron , Reuters
В качестве фильма закрытия был выбран пародийный боевик «Агент 117: Из Африки с любовью». Этому показу предшествовала церемония вручения наград, которая тоже напоминала абсурдистскую комедию. Президент жюри Спайк Ли в шутовском костюме всех цветов радуги путался в бумажках и не мог связать двух слов, но при этом с самого начала сломал интригу — почти выдал победителя, которого по регламенту нужно было объявить под занавес. Ему по мере сил пытались помочь другие члены жюри и ведущая вечера: они включали юмор, натужно хохотали и делали вид, что все так и было задумано для развлечения публики.
Столь хаотичной, дурашливой, но при этом трогательно импровизированной церемонии не припомню за все годы своего присутствия на Каннском фестивале.
Решения жюри тоже грешат нелепостями, главная из которых — умножение призов и разделение их пополам. Низший по рангу приз жюри присужден двум неравноценным фильмам — «Колену Ахеда» израильтянина Надава Лапида и «Памяти» тайца Апичатпонга Вирасетакуна. Оба — не лучшие в фильмографии их создателей, но если израильский фильм можно назвать совсем неудачным претенциозным опусом, то «Память» — значительная работа крупного автора. Она снята в Колумбии и, помимо метафизических тем, затрагивает острые социальные и экологические. Своего рода «послание к человечеству», что Вирасетакун подтвердил в своей речи и привлек в союзницы сидевшую в зале (и играющую в фильме) Тильду Суинтон.
Разделен оказался и значительно более весомый гран-при жюри. Эту награду снискали сразу два фильма — иранский «Герой» Асгара Фархади и финско-немецко-эстонско-российское «Купе номер шесть» Юхо Куосманена. Я остался равнодушен к «Герою» и полюбил «Купе», но независимо от оценки этих картин было видно, что приз заготовлен только один, и два лауреата, уходя со сцены, должны были почти прилипнуть друг к другу, как сиамские близнецы, чтобы не выпустить из рук награду.
Очевидно, свои решения жюри принимало в острых прениях, что и привело к размножению статусных призов.
Этого не произошло в актерских номинациях; с наградами можно поспорить, но не слишком: и Калеб Ландри Джонс (австралийский фильм «Нитрам»), и Ренате Реинсве (норвежский «Худший человек на свете») показали хорошую актерскую игру. По-настоящему порадовал приз за режиссуру, доставшийся Леосу Караксу — одному из крупнейших авторов мирового кино, традиционно обойденному фестивальными наградами. Приз, присужденный ему за фильм «Аннетт»,— хотя бы частичная компенсация этой несправедливости. А вот награда за лучший сценарий, выданная Рюсукэ Хамагути (фильм «Веди мою машину»), скорее всего, продиктована желанием как-то отметить эту картину, где интересен не столько сценарий, построенный на рассказе Харуки Мураками, сколько по-японски изощренная режиссура. Но спарить Хамагути с Караксом не решился даже шутник Спайк Ли, пришлось между ними выбирать.
Эти решения, логичные или не очень, остаются всего лишь прелюдией к главному — присуждению «Золотой пальмовой ветви» фильму «Титан» Жюли Дюкорно.
Именно этим фестиваль 2021 года запомнится и войдет в историю кинематографа.
Нынешнее присуждение можно сравнить с несколькими скандалами из прошлого — когда высшим каннским призом наградили «Таксиста» Мартина Скорсезе в 1976 году (об этом вспоминали, чествуя на 74-м фестивале Джоди Фостер) или «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино в 1994-м. Но постепенно мир привык к насилию, в том числе жанровому, и сюжет о девушке с титановой пластиной в голове, легко убивающей кого ни попадя, совокупляющейся с автомобилями и переобувающейся в юношу, способен скорее позабавить, чем шокировать. Титановый сплав из провокации, юмора, саспенса и сентиментальности (ей тоже нашлось место) оказался достаточно прочным, чтобы положить на лопатки всех остальных конкурентов. Рассказы о падавших в обморок на показе «Титана» можно отнести к области легенд, а радикальное решение жюри каннский зал встретил овацией.
Нынешний фестиваль стал чрезвычайно успешным для российского кино. «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, хоть и не снискали наиболее значимых наград, отмечены Высшей технической комиссией за работу оператора Владислава Опельянца. Снятый на осетинском языке фильм «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, уроженки Северного Кавказа, победил в конкурсе «Особый взгляд», который по уровню не уступал главному. Это серьезное, по сути уникальное достижение вписывается в женский дискурс фестиваля: ведь и «Золотая камера» за лучший дебют присуждена картине «Мурина», снятой женщиной — режиссером из Хорватии Антонетой Аламат Кусянович. К слову сказать, Спайк Ли, от которого ждали поощрения расовой проблематики, неожиданно оказался в феминистском лагере.
Еще один молодой российский режиссер Ким Тукаев победил в конкурсе короткометражек Nespresso с фильмом «Почтальон». Наконец, нельзя не отметить, что «Бабий Яр. Контекст» Сергея Лозницы, представлявший Украину, но имеющий прямое отношение к нашей общей истории, отмечен специальным призом «Золотой глаз» в категории документальных фильмов.
Первые годы фестиваля
Открытие первого фестиваля планировалось на 1 сентября 1939 года. Уже была сформирована программа, а жюри должен был возглавить Луи Люмьер, но начавшаяся именно в этот день война спутала все планы. В итоге первый смотр состоялся лишь в 1946-м и проходил с 20 сентября по 5 октября. В 1947 году фестивалю в прямом смысле сорвало крышу (ее унесло в море вследствие сильного ветра) перед закрытием смотра — и церемонию награждения пришлось перенести в казино. В 1948 и 1950 годах фестиваль не состоялся. При этом существует две версии почему: по первой, просто не было выделено достаточно средств для его проведения. По второй, Канны заключили с Венецией негласный договор, по которому фестивали проходили раз в два года по очереди. В пользу последней версии говорит и то, что сроки проведения Венеции и Канн были близки. С 1951-го фестиваль окончательно переезжает на весну, определяясь со временем проведения, и с тех пор проводится ежегодно.
Обезьяна и дива. Чем поразил полный звезд первый фильм Каннского фестиваля?
Первый за два года Каннский фестиваль стартовал 6 июля, несмотря ни на пандемию коронавируса, ни на непривычную для обычно разворачивающегося в мае киносмотра июльскую жару. Что ж, в каком-то смысле холода (причем загробного) возвращению самого престижного события года для мировой киноиндустрии добавил фильм открытия — эксцентричный и эмоционально эксгибиционистский мюзикл Леоса Каракса «Аннетт» о мужчине, убивающем любовь всей своей жизни. Денис Рузаев рассказывает о первом дне Канн-2021.
Она, оперная певица Анн (Марион Котийяр), каждый вечер красочно умирает на сцене — на радость фанатам высокого искусства с зависимостью от чрезмерно драматических сюжетов. Он, комик Генри (Адам Драйвер), каждый вечер убийственно не смешно шутит — но, судя по всему, берет свою дозу славы провокацией и откровенностью. Шоу заканчиваются — и он картинно заезжает за ней на мотоцикле, бросая в толпу папарацци очередной несусветный букет от ее поклонников. Они едут домой, распевая на два голоса: «Мы так любим друг друга» — и допевая уже в постели. После таких песен обычно появляются дети — и вот на свет божий, тоже под песню, уже с рефреном «Тужься, тужься, тужься», появляется Аннетт — не столько ребенок, сколько демонстративно пластмассовое рыжее чучелко.
Счастливая жизнь двух людей от искусства тут же съезжает с накатанных песенных рельс«Не судите авторов строго. Они очень тщеславны», — заклинает «Аннетт», первый за десять лет фильм (и сразу мюзикл, этот самый взвинченный из всех жанров кино) французского террибля-романтика Леоса Каракса, уже в открывающей сцене, в которой компанию Драйверу, Котийяр и массовке составляют также авторы либретто и музыки, братья Маэл из группы Sparks. Судить Sparks, впрочем, и правда незачем: они выдают здесь фирменный ироничный шпрехгезанг, который вообще-то вполне идет той театральности, которую разводит в «Аннетт» Каракс. А вот собственно к режиссеру вопросы, причем именно по части тщеславия, возникают — более того, такие, каких к нему пока не было на протяжении всей, уже насчитывающей почти четыре десятка лет и такие фильмы, как «Парень встречает девушку», «Любовники с Нового моста» и «Корпорация "Святые моторы"», карьеры.
Кто за все отвечает в Каннах?
До 2000 года фестивалем фактически управляли два человека: президент и генеральный менеджер, который совмещал в себе функции генерального, исполнительного директоров и ответственного за работу с актерами и режиссерами. Президент назначается на три года советом, куда входят представители Министерства культуры, Министерства иностранных дел, Сената, Союза кинематографистов, Авторского общества и Театрального профсоюза. Президент назначает генерального менеджера и всех членов Административного совета. В 2001-м президент Жиль Жакоб разделил функции генерального и артистического директоров. Первый отвечал за организацию фестиваля, второй — за отбор фильмов, жюри и приезд звезд. Артистическим директором был назначен Тьерри Фремо. В 2007-м генеральный директор Вероник Кайла сложила с себя полномочия и все обязанности перешли к Тьерри Фремо, который стал генеральным менеджером смотра. Таким образом он отвечает за весь отбор официальной программы, расписание показов, формирование жюри, приезд звезд и в этом году отмечает 10 лет на этом посту. Нынешний президент смотра Пьер Лескюр сейчас начинает в этом качестве свой второй срок. Его главное поле деятельности — политика и финансы.
Читайте также: