Париж достопримечательности сакре кер
На возвышающемся над Парижем холме Монмарт величественно расположилась Базилика Сакре-Кёр (Basilique du Sacré-Cœur). Белоснежный собор настолько гармонично вписался в инфраструктуру города, что теперь уже сложно представить Париж без него. Внешне Базилика больше походит не на католическую, а скорее греко-византийскую церковь, хотя это и не возможно, т. к. построена она была 1875 году, дабы сгладить выпавшие на долю французов в военное время тяготы и лишения.
Базилика – это не просто храм, а место приема странствующих паломников, которые приходят сюда и по сей день для вознесения молитв Христу за процветание и возрождение родного края. Строительство осуществлялось на собранные в окрестностях Парижа средства. Благодаря архитектурной смекалке был выбран и использован в строительстве необычный минерал, добывающийся в здешних местах, который при попадании на него воды становиться белым, что придало зданию еще большее величие и торжественность.
Достопримечательности
Начинать осмотр скульптурных достопримечательностей Сакре-Кёр следует еще на подходе к величественному сооружению.
Статуя Архангела Михаила
Над базиликой возвышается статуя архангела Михаила, отлитая в бронзе. Скульптура установлена на колонне. Находится она вдали от главного входа, который венчают скульптуры Христа, Жанны Д’Арк и короля Людовика IX. Изумрудная от времени бронза сияет под лучами дневного солнца на фоне белой, из тавертина, Сакре-Кёр. Этот цветовой контраст делает скульптуру архангела Михаила еще более могущественной. Архангел, облаченный в доспехи, держит в правой руке копье с развевающимся на ветру стягом. Он попирает ногой змея, издающего предсмертный вопль. Змей пронзен насквозь мечом архангела. Его левая рука застыла в движении над побежденным врагом. Лик его выражает спокойствие. Торжественно поднимаясь над базиликой, архангел Михаил охраняет церковь от вторжения всякого зла и посланников дьявола, вершит свой справедливый суд над змием. И такая участь постигнет любого, кто пожелает осквернить священные стены храма.
Горгульи
На фасаде, внешних стенах, базилики можно заметить скульптуры разнообразных горгулий, символизирующих то злое начало, от которого хранит Сакре-Кёр архангел Михаил. Эти мифические существа – обязательный элемент католических храмов. Они всегда изображены устрашающе.
На базилике встречаются как «классические» – безобразные, страшные – горгульи, так и абсолютно новаторские для того времени – горгульи, предстающие в образе животных.
Выделяется среди них горгулья в облике свиньи.
Горгульи изгнаны за стены храма. Их расположение отражает ту темную сторону личности человека, его дьявольское начало, от которого его спас и очистил Христос. В этих существах, населяющих внешние стены Сакре-Кёр, нашли свое отражение демоны, восставшие против Божьей воли, а в противовес им внутри базилики расположены многочисленные скульптуры и изображения ангелов, посланников Бога.
Скульптура курицы
Можно также приметить на фасаде скульптуру курицы.
Птица, сидя в гнезде, раскинула крылья в знак защиты своих цыплят. Курица символизирует материнскую опеку Бога над верующими в него, которые каждый день сталкиваются с опасными соблазнами.
Фреска над куполом
Внутри Сакре-Кёр представлены ослепляющие великолепием и роскошью скульптуры и изображения ангелов, святых и библейских сцен. Под куполом находится большая, излучающая радость и свет фреска.
В ее центре – фигуры ликующих, поющих, играющих на музыкальных инструментах ангелов в белых одеждах на фоне неба, сделанного из золота. Они приносят весть о воскресении Христа. На нижнем плане расположены фигуры святых, которые радуются этой вести. Яркое, солнечное золото неба усиливает это всеобщее ликование во славу Иисуса.
Скульптура ангела Воскресения
Чуть ниже, под куполом, на стене между арок находится скульптура ангела Воскресения. Выполнена она из мрамора.
Ангел прижимает к груди распятие, наполовину закутанное в его одежды. Он парит над прихожанами, склонив голову, и наблюдает за ними, улыбаясь. На стенах можно заметить также фигуры ангелов-музыкантов, представленных в облике детей. Они символизируют чистый, невинный дух, созданный Богом. Они поют в его славу песни и молятся ему.
Украшения сидений
На клиросе сиденья украшены небольшими скульптурами животных.
Наиболее примечательная, необычная из них деталь – улитка.
Витражи
На витражах базилики наиболее значимым изображением является рыба как один из первых символов веры христиан.
Мозаики
Внутренние стены базилики почти на всем протяжении покрыты мозаиками.
Одни из них изображают ангелов: например, мозаика «Ангел-хранитель», на которой ангел с опаленными красными крыльям оберегает человека от опасностей на его жизненном пути. На других мозаиках представлены животные.
Среди них выделяется мозаика, изображающая пеликана, кормящего своих детенышей. Это метафора Иисуса Христа, который отдает свое тело и кровь в форме хлеба и вина во время таинства Евхаристии. Согласно древнему сказанию, пеликаны могли кормить своих детей собственной плотью.
Внимания также заслуживают мозаики, рисующие петуха, который отсылает одновременно к отречению Петра и утренней вести о воскресении Христа, и купающихся в фонтане оленей. Олени символизируют просьбы к Богу в молитвах.
Золотые ангелы в апсиде
В апсиде расположены две золотые фигуры ангелов.
Они держат дарохранительницу, в которой находятся святые дары – хлеб и вино. Надо помнить, что в Сакре-Кёр ежедневно происходит литургия часов, поэтому алтарь в апсиде выполняет не только эстетическую функцию. В этой части базилики находятся также золотые барельефы, изображающие библейские сцены и ангелов. Среди них – скульптура архангела Гавриила и Девы Марии.
Мозаика в апсиде
В апсиде, дальней части базилики, под куполом расположена огромная золотая мозаика «Величие Господне». По своему размаху и исполнению она уникальна во всем мире. Она изображает сцену воскресения Христа.
В центре мозаики – фигура Иисуса, облаченного в белые одежды. Он развел руки в стороны, обнажив сердце. Контуры сердца запечатлены золотом на белой одежде. Это отсылает к названию базилики – Сакре-Кёр, «святое сердце». Окружают фигуру Христа образы практически всех людей и святых. Все они варьируются в размере, но не превышают размеры изображения Иисуса.
Эта грандиозная мозаика композиционно разделена на две части, соединенные фигурой Христа. По левую сторону от Иисуса, или «святого сердца» – группа изображений, символизирующих церковь. Они представлены Папой Римским Климентом XIII, Блаженным Пием IX, Львом XIII – все они сыграли значительную роль в становление церкви Святого сердца, к которой принадлежит базилика. Папа Римский Лев XIII протягивает Христу глобус, метафору всего человечества. Дальше, за спинами фигур Пап Рисских, в левом нижнем ряду представлены группы изображений людей разных национальностей. Они символизируют все пять континентов, которые благословляет Церковь Сакре-Кёр.
Справа от фигуры Христа – группа изображений, демонстрирующая важные события в истории Франции и Церкви Святого сердца. Эти сцены рисуют преклоненных в молитве колена прихожан во время разных исторических потрясений: чумы 1720 года, казни Людовика XVI и всей королевской семьи и других. Главной среди них является персонифицированный образ Франции. Она протягивает корону Иисусу, что символизирует благословление всего французского народа.
Два верхних ряда состоят из ликов святых. Левый ряд представлен святыми, наиболее почитаемыми в Церкви Святого сердца, а правый – мучениками Франции. Они расположены параллельно друг другу и смыкаются над головой Христа. В точке их соединения, в самом центре купола, изображена Святая Троица: Святой Дух предстает в форме голубя.
Композицию поддерживают самостоятельные фигуры большого размера: Дева Мария справа и Святая Жанна Д’Арк слева. Это придает мозаике объемность изображения.
Орган
Великий орган Сакре-Кёр поистине ошеломляющего размера. Это один из самых больших органов в мире. Пульт органа состоит из 4 мануалов, клавиатур для ручной игры, и одной педальной клавиатуры. Спроектировал орган Аристид Кавайе-Коль.
Орган расположен в архитектурной нише, возвышаясь над клиросом и хором. Темное дерево, из которого он был сработан, кажется, впитало в себя прошедшие века. Орган украшен скульптурами ангелов: они сидят посередине этого широкого музыкального гиганта, опираясь на механические часы. В нижней, обращенной к зрителям и хору части орган украшен рядом икон. Выполнены они из такого же оттенка дерева с добавлением золота. По пять с каждой стороны от центра – скульптурной группы ангелов. Именно на эту – декоративную – часть органа падают лучи дневного солнца, красиво играя на резной поверхности икон. В то время как великий орган всегда скрыт в тени, что придает ему еще более мистический, вневременной вид.
Этот великий музыкальный инструмент, который является частью культурного наследия Франции, уникален не только дизайном, но и особенностями звука. Орган обладает неповторимым звучанием и имеет 78 регистров. По своим техническим характеристикам и возможностям, которые он давал органисту, он опередил свое время. За время своей службы в базилике он перенес несколько реставраций. Самая последняя из них, к сожалению, так и не была закончена. В ходе нее были полностью заменены пневматические части только с серьезными повреждениями. Нетронутые части продолжают разрушаться. Трубы органа покрыты толстым слоем пыли, а это отрицательно сказывается на высоте и тембре звучания. Тем не менее, на великом органе постоянно играют во время литургических служб, проходящих в базилике.
Орган Сакре-Кёр уступает по популярности только органу Собора Парижской Богоматери.
Крипта
Крипта находится под алтарной частью базилики. Она представляет собой подземный сводчатый зал, в котором находятся захоронения, мощи святых и мучеников.
Перед алтарем в брусчатку пола гармонично вписан камень основания Сакре-Кёр.
Скульптуры в крипте выполнены в строгом, аскетическом стиле. Загробный мир из серого, тусклого мрамора противопоставлен яркости и золоту мозаик и фресок основной части базилика, где радость воскресения – основная тема скульптур.
Строгие колонны формируют широкую внутреннюю галерею, удобную для проведения религиозных процессий. В центре крипты располагается Пьета, которая поддерживает свод галереи. Она представлена монументом Девы Марии, скорбно стоящей на коленях перед крестом. Творческие вариации Пьеты Микеланджело часто используются для украшения погребальных залов.
Крипта Сакре-Кёр состоит из 7 восточных и 7 западных погребальных залов.
Колонны зала Святого Петра служат опорой для апсиды базилики. Алтарь Святого Петра украшен довольно современно – бумажными символами святого сердца. К нему приходила молиться Святая Тереза. Если пройти по залам захоронений дальше, можно увидеть немало интересных скульптур. Следует обратить внимание на статую в честь кардинала Аметта и монумент, посвященный погибшим во время второй миррой войны священникам и семинаристам. Оба они исполнены в мраморе. Выделяется на их фоне бронзовая скульптура лежащего Христа, особенно почитаемая в Страстную пятницу.
Сами надгробия порой являются шедевром пластического искусства. Наиболее примечательны среди них надгробные плиты кардиналов Гильберта и Ричарда, украшенные рельефными портретами усопших. Там же находится урна с сердцем Александра Лежантиля, инициатора национального обета, в честь которого и была построена базилика.
Экскурсия по базилике
Экскурсий под руководством гида в Сакре-Кёр нет. Базилика является действующей церковью, и каждый день в ней проходят литургии часов. Многие верующие совершают сюда паломничество. Туристам предлагается составить свою собственную экскурсию и осмотреть достопримечательности базилики в удобном для себя темпе. Поможет в этом путеводитель по Сакре-Кёр, который продается в книжной лавке базилике и стоит всего 5 евро. Там же можно приобрести буклет, рассказывающий о святых, сыгравших важную роль в истории базилики. Представлены версии на разных языках. По понедельникам книжная лавка не работает.
Во время осмотра достопримечательностей следует соблюдать тишину, чтобы не мешать литургической службе и паломникам. Все виды съемки в базилике запрещены.
Хотя услуг экскурсовода в Сакре-Кёр нет, но существует более интересная альтернатива. Каждый день, кроме понедельника, у стойки администратора можно найти Сестру Бенедиктинского Ордена Церкви Святого Сердца и задать ей любой вопрос о базилике, на который она с радостью ответит.
Внешняя архитектура Сакре-Кёр в Париже
Особенно впечатлительные люди не могут сдержать восторженного вздоха, глядя на необычный храм, в котором переплелось как минимум три разных направления. Но особенно бросается в глаза форма куполов и высота главного – 83 м. Аналогичные можно встретить в Перигё на базилике XII столетия.
Конные фигуры Сакре-Кер
Поднимитесь по лестнице или на фуникулере, и у главного входа на фасаде вас встретят две бронзовые конные фигуры: справа Жанны д’Арк (Орлеанской девы), а слева – Людовика Святого.
Выше, под самым куполом, как гостеприимный хозяин, приветствует пилигримов у порога своего дома Иисус Христос, изваянный из того же материала, что и здание.
Базилика Сакре-кер (Иисус Христос)
Задумка базилики Сакре-Кёр
По прошествии войн и революций многие в конце XIX столетия оказались за чертой бедности, продолжая и дальше опускаться на самое дно. По мнению истинно верующих из столь безвыходной ситуации может быть лишь один путь – вымолить прощение у высших сил.
Сакре-Кер в Париже (Фото)
Самыми ревностными католиками оказались Александр Лежанти и Юбер де Флери, которые в 1875 году решили, что спасти Францию может только возведение базилики. По католическому верованию именно она является средоточием веры, куда приходят помолиться за избавление от прегрешений и процветание своей страны люди со всех ее уголков.
Надо сказать, люди не нашли в идее ничего грандиозного, и не понимали, чем они провинились перед Всевышним, желая лишь освободиться от ига монаршей власти. К тому же, задумка проекта нового сооружения, как всегда, не понравился привередливым столичным жителям внешне, привыкшим к окружающему их пышному барокко.
Сакре-Кер в Париже
Однако не только облик стал причиной негативного отношения. Выбор места на вершине холма Монмартр сторонниками республики воспринялось как личное оскорбление. Поскольку именно тут зарождалась Парижская коммуна и тут она погибла, церковь восприняли антинародным памятником, посвященным разгромным действиям, направленным против революционного движения.
Базилика Сакре-Кер
Но далеко не все придерживались подобного мнения, и сторонники проекта присоединили свои голоса к обету Александра и Юбера, обращаясь к парижскому архиепископу Гиберу с ходатайством о возведении базилики. Архиепископ не только поддержал идею собора, но и одобрил для него высшую точку столицы – холм Монмартр, зная его долгую и непростую историю.
Достопримечательности рядом
Кладбище на Монмартре в Париже
Оказавшись в районе Монмартр, помимо Sacre Coeur тут есть еще много интересных мест для любопытного путешественника. Неподалеку находится одноименное с районом кладбище, где отдыхают политики, ученые, люди искусства. Работает оно с 1825 года и успело приютить более 20 000 выдающихся личностей.
В этом же районе угол улиц де-Соль и Сен-Венсен славен виноградной плантацией. Целых 1566 кв. м отдано под лозу, которая ежегодно дает 400-500 л превосходного монмартрского вина, что равняется примерно 1000 бутылок хмельного напитка.
Кабаре Мулен-Руж
Тут расположено притягательное и интригующее кабаре Мулен-Руж, а в верхней части улицы сохранился ветряк Мулен де ла Галетт, который стал излюбленным образом на работах Пабло Пикассо, Ван Гога, Рамона Касаса, Сантьяго Русиньола, Анри Тулуз-Лотрека, Ренуара, Жан-Батиста Коро, Теодора Руссо и Жоржа Мишеля.
Базилика Сакре-Кёр
Базилика Сакре-Кёр – католический храм и одна из наиболее востребованных достопримечательностей современного Парижа. Величественное сооружение из белого известняка расположилось на самом верху монмартрского холма, став визитной карточкой квартала. Название собора в переводе с французского означает «Святое сердце». Ежедневно по ступеням базилики Сакре-Кёр поднимаются тысячи паломников и туристов, пришедших поклониться христианским святыням, послушать мессу или полюбоваться внутренним убранством церкви.
Сэкономь на путешествии!
История базилики Сакре-Кёр
В отличие от парижской легенды – собора Нотр-Дам, базилика Сакре-Кёр не может похвастаться богатым историческим прошлым. Идея строительства нового собора возникла в 1871 году. Базилику предлагалось воздвигнуть в память о жертвах франко-прусского конфликта. Поражение в этой войне стало полной неожиданностью, сильно ударившей по национальному самосознанию французов. Всеобщую скорбь активно «подогревал» и епископ Нантский, Феликс Фурнье, объявивший произошедшее наказанием божьим, ниспосланным его народу за столетнее моральное разложение. Искупить такие грехи, по мнению духовенства, можно было только единственным способом: сооружением нового храма. Проект базилики Сакре-Кёр был резко раскритикован и в народе, и в правительственных кругах, в результате чего строительство пришлось отложить на несколько лет. Деньги на базилику собирались по общественной подписке, а первый камень в основу будущего собора был заложен только 16 июня 1875 г.
В общей сложности на возведение храма ушло около 40 лет. Строительство существенно тормозили укрепительные работы. Заброшенные каменоломни, расположившиеся под основанием базилики Сакре-Кёр, постоянно угрожали обвалом, поэтому в качестве опорной системы для фундамента приходилось использовать сваи. Полностью завершить строительство удалось только к 1914 году.
Не исключено, что со временем интерес прихожан к Сакре-Кёр мог немного угаснуть, что сделало бы базилику обычной церковью: прекрасной, но лишенной собственного характера. Благодаря новаторскому решению Поля Абади, этого не произошло. Талантливый архитектор выбрал для строительства храма белый песчаник, имевший одну интересную особенность: при контакте с водой камень приобретал необычайную белизну и прозрачность. Это не только придало сооружению дополнительную оригинальность, но и сделало его по-настоящему заметным. Как в солнечную, так и в дождливую погоду белоснежные стены и купола базилики Сакре-Кёр видны из любого уголка Парижа.
Факты из истории строительства
- В общей сложности на строительство храма Сакре-Кёр было собрано 46 млн франков. Четверть этих средств составили добровольные пожертвования верующих.
- Каждый спонсор, взнос которого составлял более тысячи франков, получал право увековечить свою фамилию или семейный герб на внешней кладке стен.
- Несмотря на то, что возведение церкви и внутренняя отделка помещений были завершены в 1914 г., в течение целых двух лет здание собора оставалось неосвященным.
- Поль Абади не дожил до окончания строительства базилики Сакре-Кёр, и завершающий этап работ был выполнен другим архитектором.
Архитектура
Если смотреть на собор Сакре-Кёр с высоты птичьего полета, то можно заметить, что церковь имеет очертания греческого креста. Четыре купола, венчающие храм, повторяют силуэт базилики в г. Перигё. Самый большой и высокий купол – центральный, его высота составляет 83 м. Внутрь этого гигантского элемента ведет винтовая лестница, состоящая из 300 ступеней.
В свое время архитектура Сакре-Кёр вызвала много споров и критики. Нетипичное для Парижа сооружение поначалу производило впечатление чего-то чужеродного, не вписывающегося в общую городскую картину. Даже специалисты погрузились в раздумья, к какому конкретному стилю отнести данный проект. Учитывая, что в оформлении здания смешались элементы византийского, греческого и отчасти романского направлений, сделать это оказалось непросто.
Фасад базилики Сакре-Кёр
Фасад здания не перенасыщен декоративными элементами. Хотя без типичных для католического собора скульптур здесь тоже не обошлось. Фигуры, украшающие внешнюю часть базилики Сакре-Кёр, можно условно подразделить на два типа: библейские персонажи и символические барельефы.
Несколько в стороне от центрального входа находится статуя архангела Михаила. Скульптура расположена на постаменте, на вершине которого стоит облаченный в доспехи ангел, попирающий змея. Последний, благодаря оригинальной фантазии скульптора, больше напоминает среднестатистического аллигатора. Это придает всей композиции неординарный и одновременно грозный вид. Именно на фоне этой статуи любят фотографироваться посетители собора.
Прямо над портиком базилики Сакре-Кёр туристов встречают позеленевшие от времени статуи Жанны Д'Арк и Людовика Святого. Король и народная героиня в полном боевом снаряжении восседают на лошадях, напоминая посетителям храма о великом прошлом Франции. В центральной точке фасада расположилась фигура Христа, носящая название «Благочестивое сердце». Правая рука Спасителя поднята вверх для благословения прихожан, а левая прижата к груди.
Темные силы на фасаде Сакре-Кёр представлены горгульями и химерами. Детально выполненные фигуры инфернальных существ производят неизгладимое впечатление. Кстати, на стенах базилики можно встретить такое нечастое явление, как зооморфные горгульи, например, в виде разъяренной свиньи или хитроватого козла. Главная функция этих декоративных элементов – напоминание о силах зла, мощь которых сдерживает христианская вера. Есть на стенах базилики Сакре-Кёр и символические барельефы, вроде сидящей в гнезде курицы. Раскинувшая крылья птица символизирует родительскую опеку: точно так же бог защищает свою паству от земных соблазнов.
Внутреннее убранство базилики Сакре-Кёр
Войдя в храм через центральный вход, посетители попадают в центральную часть зала, украшенную великолепным мозаичным полотном. Уникальное изображение носит название «Благоговение Франции перед Сердцем Господним» и является одним из самых крупных в мире. Площадь этой удивительной росписи составляет 475 м².
В центре живописной композиции находится фигура Христа, протягивающего руки для объятий. Слева от Спасителя изображена Дева Мария, а у его ног расположился коленопреклоненный папа Лев XIII, протягивающий сыну божьему земной шар. Кроме центральных фигур, на полотне присутствуют образы святых апостолов, Жанны Д'Арк, католических великомучеников, кардиналов, а также обычных людей в национальных одеждах, представляющих все пять континентов. Мозаика создавалась художником Люком-Оливье Мерсоном в течение 10 лет.
Любопытный факт: именно кисти Мерсона принадлежат готические иллюстрации к роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Настенная мозаичная роспись состоит в основном из библейских и символичных сюжетов. Например, метафоричное изображение пеликана, который кормит своих птенцов, является отсылкой к таинству Евхаристии, когда Иисус делился с учениками вином и хлебом, олицетворявшими кровь и тело божье. Красный петух неразрывно связан с отречением апостола Петра от веры. Купающиеся олени символизируют молитву, обращенную к богу.
Удивительное впечатление производят и немногочисленные витражи Сакре-Кёр. Помимо традиционных изображений святых и великомучеников, на них иногда можно встретить силуэт рыбы – символа первых христиан. В 1944 году, во время бомбардировок Парижа, часть витражей серьезно пострадала, но осуществленная в 1946 г. реставрация вернула картинам первоначальный вид.
Орган
В базилике Сакре-Кёр находится один из самых больших органов в мире. Масштабное сооружение расположилось над клиросом, в специально созданной для него нише под окном-розой. Деревянный корпус инструмента украшают готические башенки и небольшие скульптуры ангелов. Пульт этого грандиозного инструмента имеет четыре клавиатуры для ручной игры и одну педальную.
Устройство было спроектировано Аристидом Кавайе-Колем и, благодаря наличию 78 регистров, отличалось неповторимым звучанием. Однако многочисленные реставрации инструменту на пользу не пошли. Невозможность замены некоторых частей конструкции, а также неизбежно накапливающаяся в ее трубах пыль привели к тому, что высота и тембр звучания органа стали существенно хуже. Тем не менее, на сегодняшний день инструмент продолжает радовать прихожан своей удивительной музыкой.
Крипта
Спустившись под алтарную часть храма, можно обнаружить крипту – помещение, в котором обрели вечный покой мощи святых, мучеников и выдающихся парижских деятелей. На территории усыпальницы расположились 14 погребальных залов (7 – на восточной стороне и 7 – на западной). Здесь же можно увидеть камень, заложенный в основу собора в год начала строительства базилики Сакре-Кёр.
В противовес скромному, но эффектному убранству алтарной части храма, оформление крипты максимально аскетично. Серая кладка стен, строгие колонны, поддерживающие мрачные церковные своды, – все это говорит о том, что главная функция помещения – отнюдь не развлекательная. Хотя интересные экспонаты в «нижней» церкви тоже есть. Например, в одном из залов расположен монумент священникам и семинаристам, погибшим во времена Второй мировой войны. Способны удивить и здешние надгробия, с фотографической точностью копирующие внешность тех, кто под ними лежит. Кстати, инициатор строительства базилики Александр Лежантиль покоится именно в крипте Сакре-Кёр.
Колокол
В базилике Сакре-Кёр находится самый большой парижский колокол. Гигантская фигура весом в 19 тонн оснащена не менее массивным языком (850 кг). Изделие было отлито в 1891 году в г. Анси.
Часы работы и правила посещения Сакре-Кёр.
Базилика Сакре-Кёр открыта для паломников и туристов ежедневно с 6 утра до 11 вечера. Посетить крипту и смотровую площадку под одним из куполов храма можно с 9:00 до 18:45 в летние месяцы и с 10:00 до 17:45 в осеннее-зимний период. И если вход в храм официально бесплатный, то за прогулку по погребальным залам, а также подъем на купол придется заплатить около 8 евро.
С момента основания и по сей день Сакре-Кёр остается действующей церковью, принимающей паломников со всего света. Непрекращающиеся ни на минуту служения – часть обета, данного в свое время основателями собора. Так что, совершая экскурсию по храму, не стоит оскорблять чувства верующих излишне громкими комментариями и вызывающим поведением.
Туристам
Базилика Сакре-Кёр – место, пользующееся большой популярностью не только у туристов, но и у верующих парижан. Если ваша цель – спокойная прогулка по церковным залам, лучше прийти в храм ранним утром. Избегайте вечерних воскресных служб, школьных каникул и католических праздников – именно в это время в Сакре-Кёр особенно многолюдно.
У подножия храма всегда много местных торговцев и просто шарлатанов, которые охотно продают туристам якобы чудодейственные «ниточки счастья», а иногда, пользуясь моментом, выуживают из карманов кошельки.
Со смотровой площадки Сакре-Кёр открывается удивительная панорама Парижа. Правда, чтобы увидеть французскую столицу во всем ее великолепии, придется преодолеть 237 ступеней по лестнице. Чтобы не испортить себе впечатление от экскурсии, лучше прийти в удобной обуви, а в зимние месяцы еще и одеться потеплее: на площадке гуляет сильный ветер.
Внутри базилики Сакре-Кёр запрещена фото- и видеосъемка. Делать снимки разрешается только на фоне фасада базилики.
Организовать экскурсию по зданию можно самостоятельно, достаточно купить в церковной лавке путеводитель по Сакре-Кёр. Пособие переведено на несколько языков, что облегчает поиск необходимой информации.
Среди туристов и паломников бытует забавное поверье: чтобы снова вернуться в Париж, необходимо погладить ногу статуи Святого Петра, находящуюся в базилике.
Как добраться
Базилика Сакре-Кёр находится в высшей точке холма Монмартр. Точный адрес объекта: 35 Rue du Chevalier de la Barre, Paris 75018.
Страшная история одного памятника
Собор Сакре-Кёр в Париже огибает улица Сент-Элетер, знаменитая памятником шевалье де ла Барру, размещенном в сквере Надар. Этот памятник можно считать парадоксом, особенно учитывая, что стоит он рядом с храмом, который построен во имя искупление человеческих грехов и в честь затравленных во время революционных волнений.
Памятник Шевалье Де Ла Барру
Дело в том, что Жан-Франсуа Лефевр де ла Барр был молодым, слегка заносчивым в силу своего возраста дворянином 19-и лет. Его обвинили и казнили за пение порочащих церковь песен, разрушение распятия и то, что он не захотел снять шляпу, когда рядом проходило церковное шествие.
Вначале шевалье осудили на галеры, но затем в назидание остальным решили приговорить к смерти, несмотря на рьяную защиту Вольтера.
Шевалье Де Ла Барру
Данная история красочно иллюстрирует нередкие проявления человеческой глупости и жестокости, а памятник стал символом протеста против фанатичной веры и религиозной нетерпимости. Во Франции день казни юного дворянина стал поводом для манифестов против преследования тех, кто исповедует иную религию или не принадлежит ни к одной.
Сейчас монумент стоит чуть в стороне от базилики Сакре-Кёр, а установили его после войны. Лефевр де ла Барр словно бросает вызов своей молодостью и дерзкой позой, что разительно отличается от первоначального варианта 1905 года, где молодой человек выглядит настоящим мучеником, ожидающим сожжения, привязанный к столбу.
Таким образом, памятник стал ответом на возведение роскошного святилища на деньги буржуазии, вновь поднявшейся после поражения Парижской коммуны. Этот монумент был демонтирован и переплавлен нацистами еще в 1941 г., но после войны о свободолюбивом юноше не забыли, и вернули его в новом облике.
Базилика Сакре-Кёр в Париже: искупление грехов
Сакре-кер в Париже, официальный сайт, точный адрес, экскурсии и полезная информация.
Смотровая площадка и шикарный обзор
Сегодня Монмартр пользуется огромной популярностью у туристов, которые специально приходят сюда, чтобы полюбоваться роскошной базиликой, удивляющей своим вечно белоснежным одеянием невесты.
Уже с площади рядом с храмом открывается прекрасный вид на Париж, а чтобы увидеть его как на ладони, поднимитесь по винтовой лестнице в 300 ступеней на самый верх под купол здания, и вам откроется панорама на 50 км вокруг.
Смотровая площадка Сакре-Кер
Смотровая площадка имеет оригинальное декоративное оформление с орнаментами и небольшими скульптурами, которые украшают даже водостоки, замаскировав их головами диковинных животных и горгулий, а стальная кованая дверь словно вынырнула из средневековья. Интересно, что за ней скрывается?
Тут же на террасе вы найдете подзорную трубу, которая выглядит вызывающим свидетельством современности рядом с изумительным старым декором каменных стен Sacre Coeur. И хотя она не вписывается в антураж, зато позволяет рассмотреть все детали Парижа, скрытого в дымке за горизонтом.
Если обойти купол по кругу, можно залюбоваться изумительным видом на разные части столицы. Сверху отлично видно играющий солнечными зайчиками коммерческий район Ла Дефанс, церковь Перта, самую стильную кокетку – Эйфелеву башню, одинокий среди маленьких домиков небоскреб Монпарнас и площадь Тетр.
Собор Сакре-Кёр — базилика Святого Сердца в Париже
Приехав на ближайшую станцию метро к собору Сакре-Кёр, мне пришлось подниматься по таким крутым лестницам на верх холма Монмартра.
Идти было не долго и вскоре я уже видел очертания собора
А вскоре собор предстал передо мной в полной красе.
Белоснежный собор Сакре-Кёр был построен в самой верхней точке Парижа в память о 58 тысячах погибших в годы войны с Германией в 1870–1871 годах, тогда Франция потерпела сокрушительное поражение и Париж был взят прусскими войсками.
Строительство началось в 1875 году и длилось 48 лет и собор был построен в римско-византийском стиле. Колокольня высотой 110 метров, а центральный купол высотой 87 метров.
1Внутри собор тоже очень красив и украшен разноцветными витражами и монумиентальной мозаикой " Благославление Франции перед сердцем Господнем»
Эту мозаику создал живописец Люк-Оливье Мерсон — десять лет с 1912 по 1922 год
1Внутренний приглушенный интерье собора резко контрастирует с его ярким внешним видом
Внутри минимум архитектурных деталей, но зато максимум богатого оформления — мрамор, позолота, мозаика из смальты, витражи, скульптуры
Внутренний дизайн Сакре-Кёр
Переступая порог, сразу окунаешься в величественную, но приветливую атмосферу базилики. Первое, что притягивает взор, это чудесная мозаика в лазорево-золотых оттенках под самым сводом – Преклонение перед Святым Сердцем Христа и благословение Франции. Над масштабной композицией с 1912 по 1922 года работал живописец Люк-Оливье Мерсон.
Сакре-Кер внутри!
В окружении красочных витражей, скульптурных композиций святых, проникновенной росписи и льющихся внутрь потоков света каждый невольно ощутит торжественность момента, словно прикосновение Святого Духа принесло в душу умиротворение, легкость, радость и понимание мимолетности нашей жизни в масштабах вселенной.
Мозаика Сакре-Кер
Особенной радостью наполняются сердца во время службы, когда пение хора плавно сливается со звуками старинного органа, заполняющего все внутреннее пространство, и проникающего в наиболее отдаленные уголки души. Этот орган является наиболее старым и большим в мире, и сам по себе ценное достояние Франции.
Храм Базилика Сакре-Кер внутри
Но время неумолимо, с упрямой настойчивостью оно постепенно разрушает детали музыкального инструмента, и чтобы сохранить его в рабочем состоянии, специалисты должны действовать с мастерством истинных кудесников.
Насладившись роскошной архитектурой зала и преисполнившись благочестия после посещения службы с ее хором и органной музыкой, можно посетить крипту, спустившись под алтарную часть. Тут выставлены бесценные церковные артефакты, а величественная статуя Христа позволяет еще раз подойти и поклониться Спасителю с полыхающим сердцем за все человечество.
Если хотите сделать фото базилики Сакре-Кёр, это возможно только с наружной стороны здания напротив медных всадников, поскольку снимки внутри храма, как и шумное поведение, недопустимы.
Базилика Сакре-Кёр в Париже
На высочайшей точке горы Монмартр стоит белоснежный собор Базилика Сакре-Кёр (Sacre Coeur). Выполненный в римско-византийской манере, он виден практически из любой точки Парижа, как и Эйфелева башня. Находясь на высоте 130 м, строение действительно возвышается над городом, который обступил его тесным хороводом домов, словно внимая мудрому слову наставника, ища защиты и благословения в лучах его сияния.
Чтобы подняться к нему, надо преодолеть 237 ступеней многоярусной лестницы, что выглядит неким паломничеством с глубинным сакральным смыслом. А если устали в пути, можно отдохнуть, присев на скамью, каменный бортик или просто на траве, как поступают многие путники.
Монмартр – начало истории
Базилика Сакре-Кёр
В сопровождении сподвижников он проповедовал учение Христа, но однажды во время гонения христиан их схватили и обезглавили на вершине горы Монмартр. Дионисий поднялся, взял в руки свою голову, омыл ее в ручье, медленно прошел 6 км, и только у подножия храма упал замертво.
В середине веков возвышенность превратилась в место поклонения. Там, где некогда стоял храм Марсу, по инициативе Людовика VI (XII век) орден св. Бенедикта строит церковь с монастырем Сен-Пьер-де-Монмартр вблизи одного из давних священнейших мест столицы – площади Тертр. В эти же времена вокруг начали появляться новые виноградники и ветряки, призванные перемалывать гипс, который на холме добывали очень активно вплоть до XIX столетия.
Вид на Сакре Кёр и Монмартр
Весной 1871 года начались народные волнения, которые вылились в революционное движение, после чего в конце марта состоялись выборы в Парижскую коммуну. Однако уже в мае коммунарам устроили кровавое линчевание, в ходе которого пострадало также много обычных жителей, и все это на Монмартре.
Событие легло в историю столицы неприглядным пятном, и в знак памяти невинных жертв через три года после битвы на вершине было решено возвести собор Сакре-Кёр. Сегодня она является прекрасным символом города, его чистой душой и очаровательной достопримечательностью.
Строительство храма Святого Сердца
Сакре-кер в разрезе (Фото)
Произошло это после того, как Поль Абади победил в тендере, и был приглашен для создания нового святилища. Собственно, результат несложно было предугадать, ведь он являлся ведущим столичным архитектором и успел поучаствовать в реставрации многих церквей, в том числе и Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам).
К сожалению, Абади не дожил до момента, когда его детище было завершено, и эстафету передавали друг другу еще целых пять зодчих, воплощая по очереди во внешнем облике и внутреннем убранстве собственное видение прекрасного.
Базилика Сакре-кер (Париж, Франция)
Хотя авторство идеи в данном случае нельзя приписывать одному Полю Абади, его заслуге принадлежит самая главная удача – выбор идеального материала для строительства. Его предпочтение пало на редчайший по своим качествам минерал, добыча которого велась лишь в маленьком селении Шато-Ланон. Исключительность его в том, что он способен самоочищаться от копоти и пыли. Стоит ему соприкоснуться с водой, как он мгновенно преображается, становясь торжественно-белым, но с легким розоватым отливом при определенном естественном освещении.
Не привыкшим к его ослепительному наряду кажется, что стены здания сами излучают сияние, идущее из камня. Одни пытаются объяснить это хитростями современных технологий, другие убеждены в божественно-неземном благословении.
Прежде, чем церковь Сакре-Кёр в Париже была полностью отстроена, понадобилось более 40-а напряженных лет, и не обошлось без трудностей, которые непременно сопровождают все грандиозные задумки.
Храм Сакре-Кер в Париже
Поскольку в течение долгого времени под холмом добывали гипс, внутри он превратился в дырявый сыр, изобилуя многочисленными заброшенными шахтами. Практически полая земля не могла удержать столь тяжелое здание, а потому пришлось вырыть 83 дополнительных ниш с перекрытиями, которые уходили вниз на 35 м.
Наложило свой отпечаток и время, ведь в процессе строительства не раз происходила смена моды на разные стили, что тоже внесло некоторые коррективы в первоначальный план Абади, который предполагал сделать здание в южно-французском направлении. Вследствие художественных экспериментов остальных архитекторов базилика Сакре-Кёр обрела стиль греко-византийского храма с увеличено-вытянутым куполом, а также дополнительной колокольней.
Церковь Сакре-Кер Париж
По официальным документам святилище достроили в 1914 г., но в реальности это случилось только в 1923 г., да и то, лишь снаружи, а над внутренним оформлением работа продолжалась еще долго.
Предупреждение туристу
Если вы находитесь в команде с гидом, он должен вас предупредить, чтобы вы быстро проходили мимо, даже не глядя на них. Это обычные жулики, которые работают в паре. Пока один плетет на вашей руке жгут, приправляя паутиной лжи в лестных комплиментах, и отвлекает ваше внимание, его подельник поможет вам избавиться от тяжести в карманах и сумочке. Если им это не удастся, в ход пойдут приставания с настойчивыми просьбами помочь деньгами.
Читайте также: