Остров патмос греция святые места
Накануне вечером мы приплыли на остров Тинос. Нас встречал сам мэр острова и потом еще два дня вместе с нами путешествовал. Видимо, любит он свой остров и старается получше принять гостей, чтобы они еще и еще чаще приезжали. Мы поужинали в прекрасной таверне, поспали в уютной гостинице, и утром отправились на литургию в храм, который является самым посещаемым местом паломничества самих греков.
Многие паломники на коленях проходят путь от моря к храму. Для них даже сделана узкая ковровая дорожка.
Тинос. Дорога к храму
Тинос. Благовещенский Собор
На литургии было много паломников. Приехало несколько автобусов со школьниками. Все дети причащались. Митрополит для молодой паствы сказал проповедь о Пасхальных днях, о том, что Свет Христов, благодать, полученную на Литургии, нужно нести в мир.
После завтрака, который проходил в чудесной таверне, где все устроено с большой любовью, что даже в коряге растут цветы
мы поехали дальше.
Следующим местом нашего паломничества был женский монастырь с особножительным уставом, очень редким в наши дни. Монастырь преп.Пелагеи Тиносской. Той самой, которой явилась Божия Матерь и указала место, где находится ее икона «Великое Радование». В храме монастыря почивают святые мощи преп.Пелагии, сохранилась ее келия, где она жила и молилась.
Дворик монастыря преп.Пелагии Тиносской
Погуляв по узким улочкам Тиноса,
Икона Успения Божией Матери. Художник Эль Греко
пообедав в таверне, мы отплыли на остров Сирос. Там мы посетили храм Успения Божией Матери, в котором находится икона Успения кисти знаменитого художника Эль Греко.
Остров не привлекает большого количества туристов, так как на острове почти нет памятников древнегреческого искусства и слабо развита туристическая инфраструктура.
Местные жители даже не были готовы к тому, что на пороге своего дома они увидят автобус с туристами.
Святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая (21 мая по новому стилю) и 26 сентября (9 октября по новому стилю), в день его кончины. Нынче в первую декаду мая мы находились на греческом острове Патмос, где возлюбленный ученик Господа Иисуса Христа написал пророческую книгу Нового Завета — Апокалипсис, и вместе со всеми верующими, приехавшими сюда из разных уголков мира, вспоминали событие, произошедшее 8 мая.
Произошло оно в Эфесе (в нынешней Турции). Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы города с семью своими учениками, велев им взять с собой лопаты. Помолившись в уединенном месте, апостол сказал ученикам «Копайте вашими лопатами могилу в форме креста, в длину моего роста». Затем попросил засыпать его землей. Ученики не решились ослушаться учителя и исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу.
Затем, по свидетельству Прохора, каждый год из могилы святого евангелиста Иоанна 8 мая выступал тонкий прах. Верующие его собирали и врачевали им различные недуги.
На самом же острове Патмос — его еще называют островом Откровения и младшим братом монашеской республики Афон — в этот день совершается праздничный крестный ход. Монахи обители святого Иоанна Богослова вместе со священниками из приходских храмов несут чудотворные иконы и цельбоносные мощи великих угодников Божиих к источнику, погружают ковчежцы с мощами в воду, и вода освящается. Люди ею с благоговением умываются, набирают в бутылки и уносят с собой как святыню.
Крестный ход. Вокруг монастыря
По пути следования крестного хода все время к нему присоединяется народ. В руках одного из мальчишек мы увидели икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Оказывается, нашего русского святителя здесь любят и чтят. Как и преподобного Серафима Саровского, и блаженную Матрону Московскую.
В небольшой пещере, известной всему миру как святая пещера Апокалипсиса (а находится она на полпути между монастырем и портовым городком Скала), накануне праздника совершается вечерняя служба и утром — Божественная литургия. Как у нас в праздник Святой Троицы полы храмов устилают зеленой, пахнущей полем травой, так и здесь в день памяти святого Иоанна Богослова, на каменном полу пещеры лежало много зеленых листочков (правда, нам так и не удалось узнать, от какого они дерева, но несколько листьев по примеру других паломников мы взяли себе на память).
Служба проходит на одном дыхании. Вообще византийское церковное пение глубоко соответствует молитвенному духу, а в этой пещере с низким скалистым сводом молитва звучала особенно сильно. И Иисусова молитва -«Кирие, элейсон» (это на греческом языке) — объединяла всех нас, предстоящих перед Господом.
Благочестивую семью паломников из Подмосковья — папу, маму и дочь лет девятнадцати, — которые приезжают на Патмос ежегодно, начиная с 2005 года, мы встречали повсюду: и на крестном ходе, и на праздничной службе в пещере Откровения, и на праздничной службе возле храма-часовни в честь Иоанна Богослова, расположенного недалеко от порта. По церковному преданию, как раз на этом месте апостол любви крестил первых христиан острова. Но поскольку крохотный храм-часовня не может вместить всех молящихся, то праздничные службы обычно совершаются на улице, где слышно ровное дыхание моря.
Нам было близко по духу стремление семьи русских паломников каждый свой отпуск проводить тут, на Патмосе — острове, который апостол и евангелист Иоанн Богослов, отличавшийся редкой чуткостью к другим, состраданием и болезнованием сердца о погибающих, исходил своими ногами. И место его заточения стало местом Откровения для грядущего человечества.
Перед крестным ходом в монастыре Иоанна Богослова
Крестный ход. На выходе из монастыря
Крестный ход. Вокруг монастыря
Водосвятный молебен на городской площади в Хора
Небольшой храм-часовня в честь Иоанна Богослова стоит недалеко от порта, на месте, где апостол любви крестил первых христиан острова
Один из храмов Патмоса
Вид на остров с купола пещеры Откровения
После освящения хлебов
Всенощная в пещере Откровения в день Иоанна Богослова
В пещере Откровения
В пещере Откровения
Женский монастырь Благовещения Пересвятой Богордицы, основанный старцем Амфилохием (Макрисом)
В этой пещере святой евангелист слышал божественные слова и диктовал их своему ученику Прохору, который записывал их.
На вершине горы Хоры в XVII веке был построен монастырь в честь Апостола Иоанна Богослова. Его строителем был преподобный Христодул, чьи мощи почивают в храме монастыря. Так же здесь находятся глава апостола Фомы, мощи святого Антипы, святого Тита, святого Тимофея, святого Фёдора Стратилата и многих других.
Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос
Монахи обители очень радушно нас встретили. Оказывается между монастырем и Россией всегда были очень дружественные отношения. В главном иконостасе храма находятся иконы Спасителя, Божией Матери и апостола Иоанна, подаренные Петром I. В ризнице монастыря также хранится множество церковной утвари, также подаренные русскими благодетелями.
Патмос. Монастырь Иоанна Богослова
А потом у нас было свободное время до самого вечера. И мы просто гуляли по этому дивному острову, который так чудесно все в себе сочетает: и святость, и первозданную природу, и историю, и современную цивилизацию.
Патмос – остров Откровения
Патмос - небольшой остров из архипелага Додеканес, известность которого несоизмерима его величине.
Именно здесь произошло важнейшее для всего христианского мира событие – любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов написал Книгу Откровения, слова Всевышнего о конце времен и Страшном суде.
Почти две тысячи лет устремляются паломники на остров, ставший местом общения апостола Иоанна с Богом, чтобы посетить ту самую пещеру, где была написана завершающая Новый завет книга, которая известна всему миру как «Апокалипсис» (греч. ἀποκάλυψις - «откровение»).
Апостол любви
Апостол Иоанн, сидящий по правую руку Христа на Тайной вечере, любимый из учеников, которому Иисус назначил заботиться о Матери Своей – Деве Марии, и который после Вознесения Господня станет одним из столпов церкви Христовой.
Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, и, по преданию, в одном из них - Эфесе, после Успения Богородицы собирался провести остаток дней своих. Однако во время гонений на христиан, Иоанн был отправлен на остров Патмос, место ссылок, где находились тогда римские каменоломни. Очень скоро стараниями Иоанна все население острова примет христианство. Здесь же будут написаны им Евангелие и Книга Откровения.
После смерти императора Домициана, гонителя христиан, Иоанну будет позволено покинуть Патмос. Он вернется в Эфес, где и окончит в мире свои дни.
Иоанн Богослов заповедовал всему миру, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). «Да любите друг друга» (Ин. 13:34) – так, словами Иисуса Христа он учил, что без любви человек не приблизится к спасению. Апостол Иоанн проповедовал любовь к Богу и ближнему, потому–то именуют его «Апостолом Любви».
Пещера Апокалипсиса
Уединившись в пещере, после десятидневного поста и молитвы, продиктует апостол Иоанн своему верному ученику Прохору слова произнесенного Свыше «Откровения о последних днях человечества и судьбах мира». По преданию, запись текста Откровения сопровождалась землетрясениями, следы которых и сегодня видны в пещере.
Откровение Иоанна Богослова наполнено страшных видений и предсказаний, а его образы и знаки - всадники Апокалипсиса, трубящие ангелы - во все времена привлекали мистиков, толкователей и художников.
Пещера Иоанна Богослова находится на склоне холма, во времена апостола она была открытой, а с XI века над ней возвышается небольшой храм Апокалипсиса. Пройдя внутрь, можно увидеть огороженным то самое место, где сидел апостол Иоанн, когда получил Откровение, а рядом с ним под алым покровом тот аналой, за которым святой Прохор записывал под диктовку текст Апокалипсиса.
Фото с сайта - en.protothema.gr
Пещера Апокалипсиса расположена рядом с монастырем Иоанна Богослова, и вместе с ним в 1999 году была внесена ЮНЕСКО в список памятников Всемирного наследия.
Монастырь Иоанна Богослова
Когда христианство утвердилось как основная религия империи, на острове Патмос было построено множество церквей. Однако, из-за частых нападений пиратов, жители оставили остров, а храмы его пришли в запустение.
Возрождение жизни на острове начнется в XI веке, и связано оно с именем монаха Христодула, пришедшего на Патмос с соседнего острова Кос.
В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу - разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее.
Монастырь, построенный преподобным Христодулом как крепость с бастионами, возвышается на холме, а вокруг него со временем вырос город.
Преподобный Христодул покинул Патмос и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были перенесены в основанный им монастырь, где и хранятся в часовне, ему посвященной.
Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.
В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Однако окончательно освободится остров от турок лишь в 1912 году - тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.
Лишь по окончании Второй мировой войны острова архипелага Додеканес, а среди них и Патмос, присоединятся к Греции. Начнется реставрация старых и возведение новых храмов, возрождение монашеской жизни. На одном только острове Патмос на сегодняшний день на три тысячи жителей приходится пять сотен церквей.
Монастырь Иоанна Богослова, несмотря на все невзгоды минувших времен, переживает новый расцвет. В особой атмосфере спокойствия этого места скрывается сила страшных пророчеств, но вместе с ней и сила Любви, которую заповедовал людям апостол Иоанн Богослов.
Благодаря замечательным людям я здесь появился не как турист, а как паломник и ученый. Получил возможность увидеть плоды деятельности православных людей на этой земле на протяжении нескольких столетий. Видел и трагедию, которую пережила Православная церковь на Алтае, так же как и в других местах России, и те страшные разрушения, которые были произведены, и тем радостней видеть, как сейчас все это возрождается и восстанавливается везде, где возможно, везде, где хватает сил и средств.
Поразила духовная основа христианской жизни на Алтае, которую заложили великие подвижники, недавно канонизированные святые, такие как преподобный Макарий (Глухарев), святитель Макарий (Невский), святые, о которых, честно скажу, я почти ничего не знал до приезда на Алтай, но увидел реальные плоды их деятельности и не мог не восхититься их подвигом.
Эти люди совершили великий подвиг духовного просвещения народа и духовного освоения прекрасного мира, причем освоения, которое связано с целым комплексом и культурных начинаний, и образования, и основ науки. Видно, что эта духовная жизнь, эта культура, угасшая на какое-то время, сейчас воскресает усилиями новых подвижников, и настоящий праздник это видеть.
Это земля, избранная Богом, это одно из самых красивых мест, которые мне доводилось видеть. Мне посчастливилось много где бывать, я могу говорить это с определенной уверенностью, что действительно, такой красоты мало где найдешь. Иногда сталкиваешься с такими видами, на которые просто хочется молиться, как на икону творения Божия. Понимаешь чувства первых миссионеров, которые пришли сюда и видели этот невероятной красоты мир и, конечно, они не могли его воспринять иначе, чем как творение Божие и как великую икону в некотором смысле.
— Вы знаете, какие-то буквальные параллели и сходства ландшафта можно было усмотреть в некоторых местах, но, все-таки, это разная природа, очень разная земля, чисто даже геологически. И там, и там горы, но это разные горы, иногда можно найти какие-то похожие виды, но Алтай настолько разнообразен, настолько многогранен! Афон как природное явление, в общем, монолитен: это гора и подступы к ней, очень небольшая территория — Афонский полуостров.
Умным зрением они видели икону Святой земли, этим умным зрением и воплощали ее в материальной христианской реальности алтайских храмов, монастырских комплексов, поклонных крестов. Этот великий проект был прерван, срезан на взлете октябрьским переворотом и всем, что за ним последовало. Однако этот проект сейчас получил новую жизнь. Конечно, Алтай никогда не станет монашеской республикой, как Афон, но он тоже может приобщиться к тем духовным источникам, которые питали и Афон.
Панорама гор у бома Коркечу
— Наверное, не последнюю роль в этом играет образ горы, образ вершины, духовного восхождения. Святитель Иннокентий Таврический в Крыму в своих записках писал, что очень любил ночью подниматься на вершину горы и возносить свои молитвы ко Творцу. Также основатель Алтайской духовной миссии преподобный Макарий (Глухарев) часто поднимался на гору Тугая, это в нынешнем Горно-Алтайске, для того, чтобы совершать молитвословия. В своих исследованиях Вы обнаруживали такие случаи, когда образ Горы имел особенное, в том числе религиозное, значение?
— Несомненно. Существует такой топос Святой горы, такое возвышенное понятие, которое присутствует в самых разных религиях, не только в христианстве. Например, оно невероятно распространено в буддизме. Это связано с тем, что Гора воспринимается как место пограничное, существующее между небом и землей. Неслучайно именно на это пограничное место, которое ближе всего к небу, уходят монахи для уединения и сосредоточенной молитвы.
В Евангельском тексте тоже присутствует образ Горы. Завет Бога и человека был заключен на Синайской горе, как называется она в Библии — горе Божией Хорив. А величайшее чудо — Преображение Господне — произошло на Фаворской горе.
Вот эти горы в иконическом сознании православной традиции часто соединяются в одно и воспринимаются как одно целое со своими особенностями и гранями: Елеонская гора, где происходит чудо Вознесения, Фавор, где происходит Преображение, и образ Синайской горы. Интересно, что на Афоне эти смыслы явлены предельно наглядно.
Уже святой Афанасий Афонский строит на вершине главной Афонской горы храм, посвященный Преображению Господню: он прямо отсылает нас к первообразу — Горе Фавор и Синайской горе, где тоже на вершине стоял храм Преображения. Одновременно с тем, это место явления Богородицы. Она простирает свой покров над Афоном и всем христианским миром.
Тема Святых гор на Алтае и очевидна, и невероятно привлекательна. Я думаю, что если бы деятельность миссионеров продолжилась, то они бы в полной мере бы показали эту священную природу гор через быт, устройство часовен, крестов, а может быть и храмов на важнейших Алтайских вершинах. Может быть, это еще будет, и мы это еще увидим.
Наскальный барельеф Божией Матери
— Вы, побывав в горах Алтая, соприкоснулись с наследием алтайских миссионеров и их продолжателей. И в трудах алтайских миссионеров, наверное, заметили что-то такое, что с Вашей, историка христианского искусства, точки зрения обогащает христианскую традицию. Иначе говоря, чем миссионеры в этих особенных условиях проповедования Христа обогатили христианство в целом, христианское искусство? На что Вы обратили наибольшее внимание?
— Из того, что меня поразило и что, как мне кажется, имеет значение для всей российской культуры и, может быть, культуры мировой — это место, которое многим известно как Патмос, или Новый Патмос, на Чемале. Этот удивительный скалистый остров в центре Катуни был освящен еще в 1855 году епископом Парфением во славу Святой Троицы и в честь Иоанна Крестителя. Он увидел этот остров, осознал, что это не просто кусок земли, а некое Святое место, которое должно быть освящено как Святое место, когда там еще ничего не было. Он освятил его и, насколько я помню, оставил памятную надпись, которая зафиксировала это событие.
Грот Рождества на Новом Патмосе
Поразительно, как епископ Парфений сразу это понял, и как эта сила сохраняется до сих пор. Сейчас заботами разных людей, в том числе и московского фотохудожника Виктора Павлова, на острове вновь поставлен храм Иоанна Богослова, восстановлена историческая келья святителя Макария (Невского). Святитель любил туда удаляться для покаяний и молитвы, причем даже тогда, когда он стал высшим иерархом Русской Православной Церкви в сане митрополита Московского и Коломенского.
Когда ему это удавалось, владыка приезжал на Алтай и молился на этом острове. Последний раз, в 1916 году, он прожил здесь что-то около месяца. Представим себе, глава Русской Православной Церкви уходит на этот новый Патмос для того, чтобы получить духовные силы решать проблемы Русской Церкви, которая в то время уже находилась в ситуации очень серьезного кризиса накануне революции.
Удивительно, как сейчас тонко, деликатно и одухотворенно, хотя и во многом неосознанно и стихийно воссоздается Святая земля этого нового Патмоса. Как появляется вырастающий из скалы образ Богородицы, как бы завершающий ее. Образ совершенно нетрадиционный и, я бы сказал, нестандартно православный. Не привыкли к таким образам, как бы вырастающим из скалы.
Кто-то скажет, что это какой-то модернизм. Ничего подобного, это абсолютно естественно. Просто в этом Святом месте, на этой скале видится образ Богородицы с Младенцем. Неслучайно на Новом Патмосе появляются легенды, что этот образ Богородицы видели чуть ли не в XIX веке. Ничего такого не было, но он должен был появиться.
Опять-таки, речь идет о пространственном образе Святой Земли, к которой нет буквальной привязки. Речь не идет о том, что этот остров в архитектурном смысле или как-то еще повторяет то, что было сделано на греческом Патмосе много веков тому назад. Нет, но он перенимает что-то самое важное, перенимает этот образ-архетип Святого острова как места усиленной молитвы и уединения.
Замечательно что, остров пустынен до сих пор, там никто не живет. Туда приходят паломники и туристы, и там каждое утро и каждый вечер монахини скита Иоанна Богослова, находящиеся на другом берегу Катуни, совершают свои правила. Вы знаете, даже такие вещи, которые, скорее всего, не были созданы сознательно, в этом контексте рождают поразительные образы.
Например, висячий мостик, который соединяет берег Катуни с островом. Понятно, что он функционален: там нельзя было сделать капитального моста. Но в том контексте, в той среде, которая возникает для людей, идущих по этому колеблющемуся мостику, он становится своего рода образом веры многих и многих: нетвердый, нащупываемый с неким страхом путь к Истине.
Можно, конечно, сказать, что у нас слишком развито воображение, и мы хотим принимать желаемое за действительное, но у меня этот образ возник. Когда я увидел этих людей, которые с некоторым опасением идут по колеблющемуся подвесному мосту, впрочем, вполне надежному и относительно безопасному, то у меня возник образ российского народа, возвращающегося к Богу через страхи и непонимания, робость и сомнения, но все-таки идущего.
Остров Новый Патмос в Чемале
Люди понимают, что, в конце концов, не в здании дело. Конечно, хорошо, чтобы оно было красиво, хорошо, чтобы оно было богато, и прочее. Но там стоит очень скромный деревянный храм, колокольня при нем, и совсем маленькая, совсем уже скромная келейка святителя Макария (Невского), но они обозначают очень важные, говоря научным языком, локусы. Это такие места проявления Божественного, которым и не нужно никакой «навороченной» архитектуры, это уже место Божие.
В силу ряда причин в новое время восторжествовала такая материалистическая, позитивистская, рациональная программа. Особенно она утвердилась в эпоху Просвещения. Мы даже иногда не до конца отдаем себе отчет в том, насколько эти «матрицы», шаблоны эпохи Просвещения до сих пор доминируют над нашим сознанием, являются абсолютно базовыми в нашей системе образования. Такие, если хотите, клише: что правильно, что неправильно, что надо изучать, что не надо изучать, что является предметом науки, что не является…
По отношению к этой основе все остальные формы деятельности представляются вспомогательными. Речь идет как о хорошо известных архитектуре, живописи, музыке, литургических обрядах, так и о менее изученных, таких как, например, запахи или организация света. Когда-то единое целое, которое было сформировано вокруг создания сакрального пространства, вокруг этой уникальной среды общения с Богом, мы разъяли, анатомировали на отдельные части; выстроили над каждой из этих частей научные надстройки, часто забывая о том, что в основе было то самое сакральное пространство, и были люди, которые мыслили этими категориями сакрального пространства.
Собственно говоря, все остальное возникало как потребность в материализации, воплощении иконического образа пространства, который возникал в головах великих художников. Эти художники не только создавали материальные изображения, но и мыслили образами пространства. Несомненно, таким художником мог быть и епископ Парфений Томский, который увидел греческий Патмос в островке на Катуни и понял, что это Святая земля.
Богослужение в храме вмч. Пантелеимона в Балыктуюле
История нового Патмоса, Катунского острова в Чемале, тоже говорит об особенном действии благодати Божией в этом месте, о чем Вы уже сказали ранее. Ведь не было какой-то церковной «директивы» восстанавливать храм на этом острове, в 1990-егоды не было храмов во многих районных центрах Алтая, что говорить об отдаленных местностях. Тем не менее, храм восстановлен, люди идут.
Но дело не только в приезжих. Наверное, особое значение имеет то, как отразилось возрождение Православия на местных, в том числе, коренных жителях? Ведь когда мы говорим об алтайских миссионерах, об их духовном наследии, речь идет не только о возрождении церковных зданий, а, что более важно, о возрождении веры среди местного населения. Удалось ли Вам пообщаться с местными жителями? Каковы Ваши впечатления об их религиозности и отношении к Православию?
В этой деревне живут только алтайцы. И я видел, что на службе был только один русский. После окончания службы было крещение, и передо мной предстало невероятное зрелище: одновременно крестилось 10 человек, возрастом от 60 лет до двух-трех месяцев. Такое массовое крещение я, честно говоря, никогда не видел. Возник образ какой-то раннехристианский.
Таинство Крещения совершает игумен Макарий (Чулунов)
Вспомнились образы крещения Руси, при князе Владимире. Тогда, правда, киевлян «загоняли», как некоторые говорят, в реку, в Днепр, и греческие священнослужители крестили их в Днепре сотнями, тысячами человек, что, кстати, изображено на огромной фреске Васнецова в Киевском Владимирском соборе.
Среди этих десяти человек была одна семья, отец и мать, относительно молодые люди, и ребенок. Они принесли крестить ребенка и одновременно крестились сами. И вот, понимаете, практических резонов для этого нет никаких, и тем это особенно ценно. Они с этого ни в каком смысле, кроме духовного, ничего не получат, и то, что они ощущают потребность быть приобщенными, невероятно важно. Может, из них далеко не все будут регулярно приходить в церковь, это не так уж в данной ситуации принципиально. Важно то, что они хотят быть с Богом, и то, что это происходит. И мне думается, в том числе это огромная заслуга отца Макария.
Было еще очень яркое впечатление. Служба в основном шла на русском и церковнославянском, а проповеди и все особо содержательно- текстовые моменты отец Макарий произносил по-алтайски. Я не понимал практически ничего, кроме отдельных вкрапленных русских слов, которые в этой алтайской речи присутствовали, но я видел, с каким внутренним чувством и убеждением он это произносил, и как это слушали алтайцы. Для меня это был абсолютно новый опыт. Никогда в жизни я не слышал, как о Христе проповедуют на алтайском.
Алексей Лидов и игумен Макарий
Вы, обладая колоссальным багажом знаний по истории христианства и церковному преданию, соприкоснулись сейчас с тем, что Вам прежде не было известно. Насколько обогатился Ваш научный багаж и внутренний духовный опыт, в том числе, как верующего человека?
Это были люди, которые совершали подвиг, и даже не были готовы его рассматривать в таких понятиях. Они понимали, что идут в совершенно дикие места, и если Господь им даст теплое место для сна, это рассматривалось как великое счастье. Иногда не было и такого, они спали в горах, под дождем, под снегом. Это элементы житийной литературы, которые для меня вдруг стали реальностью. Миссионеры знали, ради чего они это делали, поэтому они добились результатов.
Это поразительно оптимистичные примеры, конечно, если говорить уже не о научных вещах. Лицом к лицу лица не углядеть, большое видится на расстоянии. Я думаю, надеюсь, мне будет дано еще что-то понять, когда пройдет некоторое время. Эмоционально, с христианской точки зрения, я вдруг реально пережил чувство преклонения, восхищения перед этими людьми, которые в буквальном смысле повторяли жертвенный подвиг Христа, во имя Его.
Это главное ощущение, и на этом фоне в полной мере понимаешь, как мало ты сам сделал, и как мало жертв ты сам принес. И достаточно хорошо, как христианин, начинаешь понимать свое место, отнюдь не в первых рядах.
Насколько я знаю, в программе одного католического университета в Риме уже введен курс иеротопии, основанный на наших идеях. Надеюсь, что мы доживем до того времени, когда подобный курс будет преподаваться и в наших духовных семинариях.
Протоиерей Георгий Крейдун и Алексей Лидов в Иоанно-Богословском храме г. Барнаула
Символы бывают разными: одни ближе к чему-то литературно-повествовательному, иллюстративному, другие, византийского типа, рассчитаны на созерцание, на медленное погружение. Меня и как исследователя, и как человека очень заботит восстановление этого адекватного понимания языка, если хотите, церковного искусства, который не сводится к простой учености, связанной с запоминанием текстов и умением расшифровывать специальные символы. Ученость и знание очень важны, особенно для православных богословов, иконографов, но они имеют, как правило, прикладной характер.
В большинстве новых икон, которые я видел в Барнаульской иконописной мастерской, присутствует иконическое начало. Эти образы духоносны, это образы-посредники, образы для молитвы, для переведения мыслей и чувств молящегося в другую реальность. Такое редко сейчас бывает, а на Алтае это сохранено.
В Москве, надо сказать, есть замечательные мастера-иконописцы, но это, скорее, самостоятельные художники. А если говорить о мастерских, то, к сожалению, общий уровень — на очень нетребовательного потребителя, который часто просит: «сделайте нам красиво». Отсюда рождается то, что иногда называют стилем Софрино: много дешевого золота, розовощекие лица, какие-то преувеличенно огромные, слегка потусторонние глаза, и в итоге пропадает что-то очень важное, если не главное. И то, что в таких местах, как Барнаул, существует мастерская, которая исповедует другие эстетические принципы. это замечательно. Это дает надежду на возрождение русского иконописного искусства в недалеком будущем.
Неизвестная Греция
Остров Кос
В Эгейском море находится остров Кос. Этот остров подарил миру отца медицины Гиппократа
Площадь острова 290 кв. километров. В античные времена его население доходило до 100 тыс. жителей, сегодня здесь живет всего около 12 тыс. человек. Чтобы как-то стимулировать людей не покидать острова, правительство Греции платит субсидии всем островным жителям.
Остров Патмос
Когда в V веке н. э. христианство стало государственной религией Византии, христиане снесли храм богини Дианы, а на его месте воздвигли базилику святого Иоанна. Но с упадком империи остров все больше подвергался нападениям пиратов, храм был разрушен, и, спасаясь от зверств морских разбойников, жители покинули остров.
Патмос -- небольшой гористый островок в северной части архипелага, который греки называют островом Апокалипсиса
Монастырь, пережив владычество мусульман и набеги венецианцев, почти не изменился. Как и при святом Христодуле, он возвышается над островом тяжелой каменной твердыней, к которой, словно в поисках защиты, жмутся белые домики жителей. Скорее крепость, чем обитель, он должен был выстоять в борьбе с пиратами и турками, и все в нем подчинено этой цели. Тяжелые деревянные двери, обитые железными пластинами, высокие стены, маленькие входные ворота и балкон без пола на наружной стене над воротами, чтобы можно было лить кипящее масло и свинец на головы захватчиков. Внутри мощных стен находятся монастырские строения: католикон (собор, главный храм) в честь апостола Иоанна и шесть других храмов и часовен, старая и новая трапезные, библиотека, ризница, хранилище архивов и рукописей, мастерские, кладовые и иноческие кельи. Среди сокровищ, бережно хранимых братией монастыря, есть части мощей первомученика Стефана, по всей видимости тоже попавшие сюда с острова Кос, где находилась разрушенная турками базилика, одна из первых базилик, посвященных ему.
Библиотека монастыря представляет собой одно из значительнейших собраний сокровищ христианской письменности после библиотек Сиона и Святой горы Афон. Ее архив содержит коллекцию, состоящую из более чем тысячи пергаментов, а также золотую буллу Алексия I Комнина, свидетельствующую об основании монастыря, и завещание преподобного Христодула братии.
Остров Нисирос
Остров Нисирос, в древности он назывался Порфирис
Панагия Спилиани
Панагия Спилиани принадлежит к типу «Одигитрия», или «Путеводительница», к той же иконографии относится и почитаемая у нас Казанская икона. Отличие в том, что младенец у панагии Спилиани сидит на правой руке. Искусствоведы датируют возраст иконы XII веком, но обретена она была в первой четверти XVI века.
Эта икона была найдена местными пастухами в одной из скальных пещер острова. Однажды под вечер они увидели необычный свет, исходящий из пещеры высоко в горе. Оставив стадо, они поднялись туда и обнаружили в глубине пещеры большую икону. Как только рассвело, они привели туда священника, и икона была перенесена в один из храмов города Мандраки. Но на следующее утро иконы в храме не оказалось. Три раза икона чудесным образом возвращалась в пещеру, словно не желая оставаться в храме. Тогда местные жители решили основать на месте ее обретения монастырь и приступили к строительству церкви, в которой и пребывает икона по сегодняшний день.
Покинув монастырь, мы спускаемся в залитый солнцем город. Вдалеке на линии горизонта виднеются другие острова Додеканиса, на которых, я уверена, нас ожидают новые открытия.
По материалам книги « На перекрестках вечности ». Книга вышла в издательстве «Лепта» в сентябре 2010 г.
Как попасть на православную службу в Греции?
В Греции возникает ощущение, что храмы расположены на каждом шагу. К примеру, в деревне Кардамена на острове Кос, где проживает всего около тысячи жителей, шесть храмов. Есть храм и в аэропорту острова Кос, и в горах, и поблизости от гостиничных храмов. Все храмы тщательно отреставрированы, украшены цветниками и иной раз благоустроены даже детскими площадками. Но… Попасть внутрь храмов непросто. В отличие от наших традиций, на островной Греции храмы зачастую открыты жестко по расписанию: с 8.00 до 10.00 и с 17.00 до 19.00. Посетителями этих храмов чаще всего оказываются наши русские паломники и туристы, безошибочно узнаваемые по юбкам и платочкам на голове. В самой Греции женщины не покрывают голову во время богослужения, а строгое отношение к брюкам воспринимается как атавизм. Да и многие другие обычаи и традиции верующих для нас в диковинку, начиная от отсутствия обязательной исповеди перед причастием до коротеньких служб в полупустых приходских храмах.
Паломнику на заметку
На о. Кос можно попасть чартерными авиарейсами (Внуково, Домодедово), там существует свой аэропорт. На юге острова расположены крупные отели семейного типа: Mitsis Norida Beach, Mitsis Family Village; на севере также преобладают отели семейного типа (Grecotel RoyalPark, Ammos Resort) и практикуется сдача вилл внаем, но отдых «дикарем» там не принят, поэтому забронировать отель или арендовать виллу лучше заранее. Вообще, в силу дороговизны островной жизни, выгоднее проживать в отеле с системой «все включено».
О. Патмос в летнее время соединяется регулярными корабельными рейсами с о. Родос. Попасть на Патмос с о. Кос можно, только приняв участие в экскурсии.
На островах есть аренда велосипедов и автомобилей. Общественный транспорт ходит строго по расписанию и охватывает все населенные пункты. Услуги такси стоят очень дорого из-за высоких цен на бензин.
Для тех, кто хочет совершить путешествие на острова Додеканиса и поклониться православным святыням:
наиболее удачные паломнические маршруты, в которых вас будут сопровождать гиды, действительно знающие Православие, вам предложит греческая компания Beleon, наверно, единственная среди всех туроператоров, ориентированная именно на тех, кто хочет не просто отдохнуть, но и поклониться древнейшим святыням христианства. В России партнером Beleon является турфирма «Лабиринт», много лет специализирующаяся именно на этом направлении.
filaretuos
Патмос — небольшой греческий остров на юго-востоке Эгейского моря, в 70 км от Турции, один из Южных Спорадских островов. Его площадь 34 км. кв. и население проживает сегодня более 3.000 человек, всё население православное. Протяженность береговой линии
63 км, но для купания пригодно не так много участков. Сам остров скалист и практически безлесен.
Обычно туристы попадают на Патмос с круизных кораблей, не оставаясь на ночь. Поэтому на острове относительно спокойно даже летом, невзирая на несколько отличных пляжей (лучший — в местечке Грикос)
Скала — единственный порт Патмоса, расположенный приблизительно посредине острова в бухте. В этой части находится перешеек, как бы разделяющий остров надвое.
Патмос - э то первый порт, куда заходят паромы, идущие на остров Радос.
После падения Константинополя в 1453 г. остров приютил тысячи беженцев, часть которых осталась на острове. Некоторое время был под контролем венецианцев, которые в 1537 году сдали Патмос без боя туркам. И под венецианским и под турецким контролем население острова оставалось исключительно греческим. В 1669 г. здесь была основана известная во всей Греции Патмосская академия, внёсшая большой вклад в сохранении и развитие греческого просвещения. В 1771 — 1774 в ходе Средиземноморской экспедиции здесь находилась база Российского флота.
Жители Патмоса участвовали в освободительной войне Греции 1821-29 гг., но согласно международным соглашениям остров остался вне пределов возрожденного греческого государства.
В 1912 году в ходе Турко-итальянской войны остров Патмос был оккупирован итальянцами.
Остров возвращён в состав Греции в 1948 году по итогам Второй мировой войны.
На острове расположен большой монастырь Святого Апостола Иоанна Богослова , который принадлежит Константинопольскому Патриархату.
Монастырь основан в 1088 году преподобным Христодулом,.
Разрешение на строительство монастыря было получено от византийского императора Алексея I Комнина, который 11 апреля 1088 года выдал Христодулу золотую буллу, хранящуюся в монастырском музее. Местом постройки монастыря был выбран холм с руинами храма Артемиды.
Христодул стал первым игуменом основанного им монастыря и начал его строительство, продолжавшиеся 19 лет. Монастырь построен как крепость с бастионами и башнями. Вокруг него за годы строительство образовался небольшой посёлок с пастбищами, положивший начало городу Хора . Монастырь регулярно подвергался пиратским набегам. Христодул покинул его и вернулся на Кос, где скончался около 1111 года. Несмотря на это монастырь продолжил своё существование, позднее в него перенесли мощи Христодула, хранящиеся в часовне его имени.
После 1453 года Патмос, как и другие греческие острова, попал под власть турок и выплачивал дань турецкому султану. В этот период монастырь продолжал действовать. В 1647 году монахи посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Данная реликвия вместе с частицей мощей святого Лазаря была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1770 —1774 годы остров Патмос был занят русским флотом под руководством адмиралов Алексея и Фёдора Орловых. Кинжал одного из них хранится в монастырском музее.
В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.
Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.
В монастыре самая большая сокровещница, это монастырская библиотека с более 3000 книг, многие из которых — исключительной редкости, 900 кодексов и 1300 рукописей, среди которых — золотая булла императора Алексея I Комнина.
С террас монастыря видно почти весь Патмос и прилегающие острова .“ Патмос я нашел совершенно пустынным, необитаемым, покрытым терновником и другими сорными травами, неприступным, по местам безводным и совершенно сухим, потому что на всем острове не было найдено живой воды или текущей, за исключением весьма немногих колодцев …” – так описал остров Николай Цанци, придворный нотарий императора Алексия Комниноса и описатель Кикладских островов, прибывший на Патмос по указанию Государя в 1088 году.
Сегодня всё изменилось. Все основные места скопления людей на Патмосе находятся в районе порта. Бары, рестораны, таверны, сувенирные лавки, ювелирные магазины. всё есть на острове.
Паломница Тамара из Москвы, с отзывом о Патмосе: -
„Мы попали в другой мир! Здесь все дышит любовью. Люди очень добрые, улыбаются, спрашиваешь что-либо, а они с удовольствием отвечают. Им повезло, что живут в таком благодатном месте. По возможности приедем сюда еще“.
Сегодня всех прибывающих на Патмос встречает необъятная панорама острова со священным монастырем Иоанна Богослова, стоящим, как страж, на вершине горы. От его крепостных стен вниз спускаются белые домики одного из монастырских селений — Хоры. По последним данным статистики, отдых на Патмосе считается одним из самых дорогостоящих, а если у кого-то появилось желание купить здесь домик, то цена будет зависеть от местонахождения по отношению к монастырю и может доходить до миллиона евро. Практически все дома Хоры давно раскуплены иностранцами, иметь здесь дом очень престижно.
Многие из местных жителей предпочитают проводить обряд крещения именно здесь, в пещере Иоанна Богослова на Патмосе, считая, что «одно из самых святых мест — это грот Апокалипсиса, и, живя здесь и зная историю этого места, невозможно поступить иначе».
На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей. Почти каждый житель острова по воскресеньям ходит в церковь. Это как долг, который нужно исполнить, и это то, чему учили родители. Даже маленькие дети, уютно сидящие на руках у своих родителей, тихо слушают литургию.
— Я очень люблю это место — Патмос. Ведь именно здесь Иоанну Богослову было суждено увидеть подобного Сыну Человеческому и услышать Бога, а после этого удостоить Патмос названия «второй Иерусалим» , — говорит местный житель Янис. — Но мне как местному жителю обидно, что многие живущие здесь абсолютно не знают своей истории. А ведь она одна из самых богатых. У меня таверна недалеко от монастыря Иоанна Богослова, и я часто вижу паломников, которые едут издалека, чтобы только пройти по святому острову, а ведь есть местные, которые никогда не были в Апокалипсисе. Обидно .
— Я много лет живу на Патмосе , — говорит Виолетта , — именно здесь, в святой пещере, перед иконой Апокалипсиса нахожу душевный покой. Что бы ни произошло в моей жизни — хорошее или плохое — я прихожу сюда, чтобы поблагодарить Бога за все!
Апостоле Христу Богу возлюбленно, /
ускори избавити люди безответныя, /
приемлет тя припадающа. Иже падша на перси приемый. /
Егоже моли. Богослове, /
и належащую мглу языков разгнати, /
прося нам мира и велия милости.
Читайте также: