Окно в париж места съемок
Вчера на главной площади Елисейских Полей открылась упакованная в голубую ткань Триумфальная арка. Один из главных монументов Франции был доверен болгарину Кристо — Христо Явашеву (1934–2020). Художник не увидел открытия. Да и мы, судя по отношению к проекту, видим нечто подобное последний раз, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов .
Выйти из полноэкранного режима Развернуть на весь экранФото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото
Фото: Алексей Тарханов, Коммерсантъ / купить фото
Площадь Шарля де Голля закрыта для машин, потому что люди идут к Арке. Она выглядит так, как будто бы художник взял и врисовал ее в пейзаж. Наклеил сверху на окружающий Париж. «Не думал, что она такая громадина,— говорит мальчик девочке рядом.— Мы каждый день проезжаем мимо, но только сейчас я начал ее замечать. Какая же она красивая».
На столбе табличка: «Площадь Шарля де Голля». Над ней — другая табличка, упакованная в прозрачный пластик. «Площадь Кристо и Жанны-Клод»,— написано на ней.
Кристо и его жена, подруга, постоянный соавтор Жанна-Клод (она умерла в 2009-м) мечтали об этом проекте много лет.
Впервые приехав в Париж, художник оказался с Триумфальной аркой лицом к лицу. Наполеоновская гора занимала все окно комнатки под крышей, в которую друзья пустили его пожить.
Множество людей помогали Кристо воплотить этот проект. Никто не ожидал, что он может оказаться последним. Окончательное разрешение дал президент Макрон. Есть и список тех, кто не помешал, в том числе ветераны, для которых под аркой горит (и сейчас тоже) вечный огонь. Они потребовали сначала, чтобы художник удовлетворился упаковкой одной опоры, а затем заставили его сменить цвет ткани. С золотисто-песчаной, как когда-то на Пон-Нёф, на бело-голубую с красными канатами — в цветах французского флага.
Кристо не спорил, он и так удивлялся, что проект шел быстрее, чем обычно.
Художник привык годами объяснять политикам все особенности своей работы, в частности то, что он не требует ни сантима из государственного или городского бюджета.
Никаких спонсоров, ни за что, никогда. Как и раньше, деньги, необходимые €14 млн, были собраны продажей работ и кредитами под залог коллекции искусства.
Арка должна была открыться еще весной прошлого года — как главный экспонат выставки в Центре Помпиду «Кристо и Жанна-Клод. Париж!». Остановила проект, уверяют авторы Vanity Fair, «соколиная семья», которая собралась выводить птенцов в нишах одной из скульптур. Лига защиты пернатых потребовала отложить работы, а затем события покатились одно за другим — разгромившие арку «желтые жилеты», эпидемия, карантин и, наконец, смерть автора.
31 мая прошлого года 84-летний художник скончался в Нью-Йорке от эмфиземы легких. Говорят, его родственники хотели зафрахтовать санитарный самолет, чтобы дать Кристо напоследок вдохнуть воздух Парижа, попрощаться с молодостью, искусством и городом, в котором они с Жанной-Клод познакомились, поженились и создали самую прославленную свою инсталляцию, упаковав в 1985-м Пон-Нёф. Но это уже было невозможно. Проект довел до конца племянник Кристо, не раз работавший с ним, Владимир Явашев. И вот Арка предстала перед парижанами. То, что вчера она была «открыта для публики»,— акт скорее символический, чем реальный. Такая же смешная церемония, как торжественное открытие вулкана. Инсталляция не появилась ниоткуда. Невозможно спрятать вещицу 50 на 45 метров, замыкающую перспективу Елисейских Полей. Работы велись еще с 16 июля, причем в последние дни перед открытием 95 монтажников-высотников вкалывали днем и ночью.
«Окно в Париж» - фильм, пропущенный мною в те времена, когда нас учили не любить Родину
Каким-то образом, фильм «Окно в Париж» прошел мимо меня. Толком я его ни разу не видела. И тут его вспомнили на одной страничке в социальных сетях, люди заспорили, и я решила его посмотреть. Внимательно. Посмотрела. Ужаснулась, но тут же вспоминала, что для того времени – это самое обычное и ожидаемое кино. Мало ли у нас было снято фильмов, призывающих покаяться в том, что мы самые ужасные люди на земле?
Фильм вышел в 1993 году. Мне было чуть-чуть за 20. Наверное, хорошо, что я его не посмотрела тогда. Но я видела другие, похожие. Сейчас подумала, а если бы оно очень впечатлило тогда? Молодую и глупую? Что такое 1993 год? Это жизнь в городе, в котором начинала расцветать наркомания, преступность, а по телевизору - черти что показывали. То Гайдара испуганного, то танки. Все нервные, бедные, психованные.
И тут – раз! Есть вот такое «окно». Его открываешь, а за ним – культура, достаток, и все вежливые… Как тут не соблазниться-то? Ведь вокруг - сплошное быдло, если верить авторам фильма, хотя… Нет, простите, не сплошное. Есть «мученики». Интеллигенция - она всегда разная, но есть особо «страдающая».
Сюжет прост: у старушки из «бывших» есть потайное окно в Париж, через которое, она, наверное, выходила, чтобы пустить слезу на могилах кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. Бабушка из тех, кто еще помнит тот самый классический вкус и хруст «французской булки». Своих нынешних сограждан она ненавидит - французский они не знают, манерам не обучены.
Но тайна открывается, и учитель музыки Николай Чижов (Сергей Донцов (Дрейден)) оказывается в Париже! Ах, милый Ваня… (тут уже Высоцкий вспоминается, можно врубать эту песню!).
Чижов оказывает в «раю», но вот ведь беда – и соседи (читай – простой люд) узнают про окно, а они такие бескультурные, что… А путь из окна лежит через дом прекрасной француженки-таксидермистки, которой не нравится то, что через ее дом ходят незнакомые люди. Потом она оказывает в Питере, и он показан настоящим адом! Бедная и несчастная! Вокруг – сплошняком злые монстры и алкоголики.
Теперь понятно, что это еще один из фильмов, цель которых была вполне определенной. Ну, чтобы после просмотра мы не только себя возненавидели и нашу страну, но и всей душой полюбили прекрасный запад.
Полюбили бы настолько, что поняли бы такого персонажа, как Миша Гуляев (Виктор Михайлов). С ним главный герой встречается случайно. Миша – музыкант, скрипач. Он уехал из ненавистной страны, и живет тем, что играет на скрипке, но не совсем обычным способом (это не креативно!), а зажав смычок между ног. Так публике кабака нравится больше, ведь они настоящие эстеты! И заработок больше.
Иногда на Мишу накатывает ностальгия, и Чижов предлагает ему оказаться в Питере. Миша не верит своему счастью, ему завязывают глаза, и вот… Оказался! И тут же испугался, да так, что с воплями снова захотел назад, чтобы скорее зажать ногами смычок, и вернуться к своей цивилизованной европейской жизни. Сыт, пьян. А что еще нужно такой творческой душе?
«Окно в Париж» - это очень симптоматичное кино, и очень показательное. И мне кажется, что главный герой в нем – не Николай Чижов, а именно, что Миша Гуляев со своей скрипкой. В нем есть собирательный образ определенной части интеллигенции. Не лучшей. Она считает себя умной, знающей, мудрой. И считает, что ей не повезло – родилась не в той стране, не с теми людьми, а вот там бы они… Но оказавшись там, такие люди зажимают ногами смычки, и играют «Чардаш», если я не ошибаюсь, перед пьяной публикой.
Многих ли соблазнили такие фильмы, тогда? Не знаю. Наверное, да. Но время все расставляет по своим местах. И если сейчас смотреть это кино, то оно по-прежнему кажется смешным. И глупым.
Для подписи к иллюстрации, чтобы правильно обозначить все студии, которые снимали этот фильм, пришлось обратиться к Википедии. Попутно прочитала, что режиссер Юрий Мамин в 2014 году задумал снять продолжение, но денег от государства не получил. Стал собирать их с миру по нитке… Простите, теперь это называется «краудфандинг». Наверное, не собрал. Время изменилось. Фильма нет, и, наверное, уже не будет. Второй раз такой успех уже не повторишь. Интересен, конечно, сценарий продолжения, но если пофантазировать самой, сегодня, то он несложен. Открываешь это «окно», а из него – граната слезоточивая прилетает, прямо в комнату.
Там же, в Википедии я прочитала, что фильм-то, оказывается на восьмом месте в списке ста «главных» российских фильмов. Правда, лишь по версии журнала «Афиша». Решила ознакомиться со всем списком. На первом месте – «На Дерибасовской хорошая погода…». Гайдая. Закрыла список. Это такой прикол был? Стеб?
Хорошо, что я не посмотрела внимательно этот фильм тогда, и хорошо, что я посмотрела его сейчас, когда узнала, что Чубайс написал в своем ФБ о том, что у России нет иного пути, кроме как либерального, указанного Егором Гайдара. Собственно, если это правда, то мы это скоро узнаем. Режиссеру вполне могут дать денег на вторую часть «Окна». А если нет, то снова появятся такие фильмы, в большом количестве, как тогда, в 1993 году.
Подписывайтесь на мой канал и не жалейте лайков, если хотите видеть мои новые статьи и рассказы в ленте. Для новых читателей, начало - здесь . Предыдущая история - здесь .
Хочу в Париж! Самые атмосферные фильмы
Когда-то, много лет назад, я поехала на несколько дней в Париж и очень волновалась, как я буду совершенно одна в чужом и совершенно незнакомом мне городе. На второй день я обошла весь Монмартр и открыла для себя несколько уютных кафе, на третий день я освоила метро, на четвертый - научилась есть круассаны, макая их в горячий кофе, как делают все французы, на пятый - у меня, как у местной, спрашивали дорогу туристы, а на шестой я улетала домой из аэропорта Шарль де Голль со слезами на глазах.
Почему так произошло? Думаю, потому, что Париж обладает какой-то особенной, удивительно дружелюбной атмосферой, окутывающей любого, кто приезжает в город, и заставляющей возвращаться туда снова и снова. Вот только такая возможность есть не всегда, к сожалению. Но есть способ перенестись в Париж виртуально - например, посмотреть кино. Предлагаю вам свою подборку самых, на мой взгляд, атмосферных фильмов.
"Окно в Париж", 1993 год
Комедия перестроечных времен, снятая режиссёром Юрием Маминым на плохой пленке начала девяностых годов, но совершенно прекрасная во всём остальном. Обитатели коммунальной квартиры в Санкт-Петербурге случайно обнаруживают, что окно в комнате загадочным образом исчезнувшей соседки ведет на крышу, но только крыша эта. дома на Монмартре в Париже. И вот кто-то из соседей использует предоставившуюся возможность для коммерции, умудрившись даже протащить через окно автомобиль Ситроен, а кто-то просто наслаждается происходящим, любуясь парижскими улицами.
кадр из фильма "Окно в Париж" кадр из фильма "Окно в Париж"Кстати, в конце фильма есть прекрасная фраза, которую главный герой произносит своим ученикам, призывая их вернуться домой: "Вы родились в неудачное время в неудачной стране. Разве вы не хотите сделать её лучше? Ведь всё зависит от вас. "
"Полночь в Париже", 2011 год
Один из самых атмосферных фильмов маэстро Вуди Аллена о том, как современный американский писатель, грезящий об эпохе 20-х годов двадцатого века, приезжает со своей невестой в Париж на выходные, где совершенно волшебным образом переносится в прошлое и знакомится со всеми своими кумирами - Фицджеральдом, Хэмингуэем, Дали и другими, а ещё находит в этом прошлом новую любовь.
кадр из фильма "Полночь в Париже" кадр из фильма "Полночь в Париже"Прекрасная возможность благодаря фильму побывать не только в современном Париже, но ещё и в Париже двадцатых годов прошлого века, когда город был центром притяжения талантливой богемной молодёжи всей Европы и Америки.
"Уик-энд в Париже", 2013 год
Немолодая, уставшая друг от друга супружеская пара из Великобритании приезжает в Париж на выходные, чтобы вспомнить свой медовый месяц, который был много лет назад. Сначала кажется, что затея была дурацкой, потому что взаимные ссоры продолжаются и здесь, но Париж всё же город особенный, и его атмосфера может пробудить давно забытую романтику даже в таком запущенном случае.
кадр из фильма "Уик-энд в Париже" кадр из фильма "Уик-энд в Париже"Здесь, кроме парижского колорита ещё отличные актёрские работы известных британских артистов - Линдси Дункан и Джима Бродбента.
"Ангел-А", 2005 год
Фантазийная трагикомедия Люка Бессона о том, как мелкий жулик Андре, отчаявшийся от своих неудач и многотысячных долгов, решает покончить с жизнью, сбросившись в Сену с моста. Но неожиданно он видит на мосту красивую девушку модельной внешности, которая бросается в реку первой. Спасённая им девушка начинает совершенно бескорыстно во всём помогать Андре, постепенно как по-волшебству решая все его проблемы, ещё недавно казавшиеся абсолютно неразрешимыми.
кадр из фильма "Ангел-А" кадр из фильма "Ангел-А"Очень добрый и трогательный фильм с прекрасными диалогами и, конечно, шикарными чёрно-белыми, почти готическими, видами Парижа.
"Амели", 2001 год
И самый, на мой взгляд, парижский фильм из всех существующих - это романтическая комедия Жан-Пьера Жёне про добрую одинокую девушку с Монмартра Амели Пулен, решившую не ждать милостей от природы, а действовать, устраивая счастье окружающих её людей незаметно для них самих. Запущенная ей эстафета счастья почти сказочным образом меняет не только жизни других, но и её собственную жизнь.
кадр из фильма "Амели" кадр из фильма "Амели""У вас кости не стеклянные! Для вас столкновение с жизнью неопасно, и если вы этот шанс упустите, тогда со временем у вас сердце станет абсолютно сухим и ломким! Действуйте сейчас, чёрт возьми!" - прекрасная фраза из фильма, которую всем нам надо бы взять на вооружение.
А какая в этом фильме прекрасная музыка - просто настоящая парижская:
Ну вот, пока писала о самых атмосферных фильмах, в которых Париж - неотъемлемый персонаж, снова захотела туда поехать, можно даже по делу и как можно срочней)).
Спасибо вам за внимание и до встречи!
Кстати, о хороших французских и других комедиях делала подборки вот тут, можно перейти по ссылкам, если интересно:
Где снимают кино
Предлагаю поделиться в этой теме местами и городками, где что-то снималось - что-то похожее было в итальянском форуме, но интересны именно привязки к месту.
Крестного отца - сицилийские сцены - снимали в Forza D'Agro и Fiumefreddo на вост. побережье Сицилии.
"Новый кинотеатр Парадизо"(1988) - в Cefalu, Castelbuono и Palazzo Adriano.
"Как украсть миллион" с Одри Хепберн - Вандомская площадь и отель "Риц"))) все хочу понять, где там особняк папы героини стоит)
Париж вообще во многих наших фильмах показывали-навскидку, те же "В поисках капитана Гранта"-там набережная с цветущими деревьями и вид на Нотр-Дам
"Код да Винчи" (не бейтее!!)
"Сабрина" (не та, что с Одри Хепберн, а та, что с Джулией Ормонд и Харрисоном Фордом) - там центр Парижа романтично снять
в замке Во-ле-Виконт снимались следующие фильмы:
Заблуждение величия (Delusions of Grandeur)(Жерар Оури, 1971, в главных ролях Ив Монтан и Луи де Фюннес);
Лунные грабли (Moonraker )(Льюис Джилбер, 1978, в главных ролях Роджер Мур, Корина Клери, Мишель Лонсдейл);
Дочь д'Артантьяна (D'Artagnan's Daughter) (Бернар Травенье, 1993, в главных ролях Филипп Нуаре, Софи Марсо);
Насмешка (Ridicule) (Патриция Леконт, 1995, в главных ролях Ж. Гордреш, Ж. Рошфор, Ф. Ардан);
Маркиза (Marquise) (Вера Бельмонт, 1996, в главной роли Софи Марсо);
Человек в железной маске (The Man in the Iron Mask) (Рэндалл Уоллес, 1997, в главных ролях Леонардо ди Каприо, Жерар Депардье, Джон Малковиц);
Ватель (Vatel ) (Ролан Жоффе, 1999, в главных ролях Жерар Депардье, Ума Турман);
Договор волков (Le pacte des Loups) (Кристофер Ган, 2000, в главных ролях Моника Беллучи, Бернар Фрессон, Самюэль ле Биан).
«Окно в Париж» Юрия Мамина
Фильм-предсказание: о недалеком будущем толерантной Европы, непотребном русском торгашестве и нелегкой доле русских интеллигентов в самой России.
Фильм поначалу может показаться мрачным, и ведь так оно и есть. Зрителю предстает обшарпанный Петербург, только вдохнувший глоток свободы, после длительного коммунистического периода. Его жители не знают, что делать дальше в этом новом мире денег, очередей и дефицита. Порой складывается впечатление, что они заняты лишь манифестациями (во имя царя или во имя вождя) или прыжками на батуте прямо с сумками «чтоб не сперли». Подчеркивает это ощущение и то, что большинство сцен снято в приглушенных «подвальных» тонах, точно передавая атмосферу коммуналки, в которой оказался, по воли случая, главный герой фильма — Николай Чижов (Сергей Дрейден). Интеллигентный, но эксцентричный учитель музыки получает ордер на комнату в коммуналке и уже вечером знакомится со своими соседями: семьей Горохова (Виктор Михайлов) — простого рабочего фабрики музыкальных инструментов и его друзьями, с которыми по вечерам подрабатывает на площади, а потом с ними же все и пропивает.
Мамин учился в мастерской Эльдара РязановаВ тот же вечер им «привиделась» прежняя хозяйка комнаты «старуха» (Мария Олеговна), которая исчезла при неизвестных обстоятельствах и неожиданно вернулась в свою питерскую комнату за котом. Ошарашенная компания, еще не осознавая этого, открыла окно в Париж, находившееся все это время за шкафом. На следующее утро, смутно припоминая ночные проводы гостей, Горохов показывает свое открытие новому соседу Николаю. Их мнения по поводу того, как дальше быть со свалившемся счастьем, разделились — Николай предложил поделиться этим открытием с мировой общественностью, учеными, на что Горохов резко возразил и сразу смекнул для себя, что окно не вечно, может и закрыться. Николай — человек искусства, занялся простым созерцанием города влюбленных, а Горохов со своим семейством развернул широкую предпринимательскую деятельность, попутно обворовывая непуганых парижан.
С каждым днем масштабы бурной деятельности только увеличивались, в ход шло все: от мелкого жульничества (игра на псевдо-шарманке) до прямого конфликта с соседкой по крыше Николь (Аньес Сораль). Бесцеремонность новых «соседей» поначалу шокирует Николь, и она пытается противодействовать хамоватым русским. Но ничего не выходит: ни спиливание лестницы, ни угрозы полицией, ни русский мат не способны остановить семейство Гороховых. И вот уже нравы питерской коммуналки постепенно проникают в спокойный парижский уклад: развешанное повсюду белье, бесконечные разборки с ором и матом, скрученные части авто и мото-техники прямиком доставляются в Ленинград через маленькое окно, и тут же на площади кружат хоровод ряженые в национальные костюмы три поколения женщин Гороховых. После очередной выходки Николь не выдерживает и пускается в погоню за своим имуществом через окно прямиком в российскую действительность начала девяностых. С этого момента начинается вторая часть фильма и новый сюжетный виток — любовная история Николь и Николая. Николь оказывается в агрессивном незнакомом городе и словно во сне бродит по мрачным переулкам и бойким площадям Ленинграда. Доведенная до отчаяния девушка оказывается в камере предварительного заключения, откуда ее спасает Николай.
Тем временем в Париже Николай пытается устроиться на работу через своего бывшего сокурсника Гуляева (Андрей Ургант), но вариант, предложенный им, оскорбляет Чижова, который наотрез отказался играть Моцарта без штанов перед нудистами. Разочарованный своей нереализованностью и потребительским отношением окружающих к искусству, герой решается показать Париж своим ученикам. И те, конечно же, влюбляются в этот город, как и Николай постепенно в Николь.
Дети упорно не хотят возвращаться обратно, аргументируя тем, что в России нет перспектив, а здесь они смогут заработать на жизнь танцами. Но мудрый учитель все же находит нужные слова: «Вы родились в неудачное время в несчастной и разоренной стране. Но это же ваша страна. Неужели вы не хотите сделать ее лучше?». Когда же приходит время возвращаться, герои на несколько минут опаздывают к закрытию окна, но им удаётся добраться до Ленинграда, угнав самолёт в аэропорту Шарль-де-Голль. История заканчивается тем, что Чижов случайно обнаруживает соседского кота уже в Ленинграде, который предположительно находит новый портал в Париж. Тут же прибегает Горохов с собутыльниками, и начинают выдалбливать новое «окно в Европу».
В основе фильма лежат короткие взаимосвязанные истории, каждую из которых можно при желании «развернуть» в отдельный фильм. В картине есть несколько основных сюжетных ответвлений, которые в определенный момент расходятся, а в конце собираются режиссером воедино, словно кусочки пазла.
«Окно в Париж» — народный хит, сразу же расхватанный на цитатыКак, например, в эпизоде с собутыльниками Горохова, которые неожиданно для себя оказываются в парижском такси, при этом думая, что они в родном Питере. Или чудаковатый Кузьмич — сосед Горохова, который даже не заметил того, что он рыбачит в Сене, а не у родной Мойки. Весь этот жуткий гипертрофированный контраст между Питером начала девяностых и Парижем совсем не случаен. Режиссер подталкивает зрителя через героя Николая Чижова принять свою родину такой, какая она есть, и это не сермяжный патриотизм напоказ — это настоящее неудобное кино, способное открывать глаза людям на реальность.
Цитаты из фильма:
«Во морда! На нём же пахать надо, а его по телевизору показывают. О, это же я!»
«Раньше мы воспитывали строителей коммунизма, теперь — строителей капитализма… А в результате получается одно и тоже: жлоб, невежда и вор»
«Было твоя — будет моя! Не понимаешь? Зато я понимаю — се ля ви».
— Совсем зажрались за наш счет!
— А почему это за наш?
— А кто их от татаро-монгол-то прикрывал? Пока мы их 200 лет сдерживали, эти-то здесь развивались!"
tanya_mass
В современной России у кинематографистов, отказывающихся обслуживать интересы власти, нет никаких перспектив, считает режиссер Юрий Мамин.
«Мне жалко тех, кто остается». © Фото Петра КотоваИз России в США на прошлой неделе вместе с супругой актрисой Людмилой Самохваловой уехал известный кинорежиссер, автор культовых фильмов «Праздник Нептуна», «Фонтан» и «Окно в Париж» Юрий Мамин . Перед отъездом в интервью «Росбалту» он рассказал о причинах своего решения и о том, как устроена российская киноиндустрия.
— Юрий Борисович, совсем недавно на «Эхе» в программе «Особое мнение» вы заявили, что намерены поехать за океан поработать. А теперь говорите, что вряд ли вернетесь. Как-то неожиданно…
— Я уже давно думаю об отъезде. Тому много причин, главная из которых — фактический запрет на профессию. Я несколько лет не снимаю кино, потому что у меня просто нет такой возможности.
— А в США она появится?
— Начнем с того, что там мне не будут запрещать снимать то, что я хочу. У меня уже есть определенные планы и даже договоренности. В Соединенных Штатах живет и работает моя дочь Катя. Она очень талантливая актриса и певица — участвует в русском театре, записывает альбомы. Вот я и начну с малого, а именно — с музыкальных клипов на песни дочери. Ну, а дальше посмотрим. Уверен, что мои знания и опыт в кинематографе оценят, и они будут востребованы.
— Вы говорите о запрете на профессию. Но ведь вы же преподавали в университете профсоюзов.
— Я оттуда давно ушел. И должен сказать, что на душе остался горький осадок. К сожалению, программы обучения направлены не столько на то, чтобы дать студентам обширные знания, а в большей степени на воспитание у молодых людей чувства псевдопатриотизма и так называемой «любви к Родине». В такой атмосфере образование уходит на второй план.
Впрочем, уровень знаний юношей и девушек, только что окончивших школу, тоже поражает. Это невероятно, но я встречал студентов, которые считают, что Солнце вращается вокруг Земли, и никто из них не знает, куда впадает Волга. Какое-то дремучее невежество! Не удивлюсь, если они думают, что Земля стоит на трех черепахах.
— Но вы же уезжаете не из-за низкого уровня знаний студентов?
— Извините, но я не верю, что все это может стать для вас, человека творческого, причиной отъезда на ПМЖ в Америку.
— Главной причиной, как я уже сказал, является то, что я не могу в своей стране работать, творить. Более того, я внесен в так называемый список «пятой колонны». Естественно, на официальном уровне существование такого списка не поддерживается, но я это явно почувствовал на себе три года назад — в свой 70-летний юбилей. Тогда журналисты разных изданий брали у меня интервью, но потом практически все позвонили и, извиняясь, сказали, что про Мамина не велено ничего писать и говорить, не рекомендовано куда-либо приглашать. За последние годы были закрыты все мои программы и кинематографические проекты.
— Что конкретно вы хотели снимать и что вам запретили?
— Начну издалека. В 2008 году я снял свой последний полнометражный фильм «Не думай про белых обезьян». После чего все мои надежды и творческие планы были связаны с возрождением «Ленфильма». В 2012-м Министерству культуры была представлена концепция развития петербургской киностудии, которую презентовал известный режиссер Сергей Снежкин. Первоначально в нее входили три больших кинопроекта. Два из них были мои — «Окно в Париж — 20 лет спустя» и «Радость любви к Джойсу». Третий фильм был самого Снежкина — «Контрибуция». Кстати, сценарий к фильму «Радость любви к Джойсу», о судьбе переводчиков, работавших с произведениями ирландского писателя, очень нравился Алексею Герману… Казалось бы, мне надо было радоваться и начинать плодотворно трудиться. Но, увы, в результате оба моих проекта не получили поддержки в Минкульте, и, как мне дали понять, лично по инициативе министра Мединского. Прошел только проект Снежкина — на мой взгляд, не очень удачный.
— Отнюдь. Я стараюсь быть объективным. Фильмы Снежкина считаю профессиональными. В частности, из ранних мне нравятся «Невозвращенец» и «ЧП районного масштаба», из современных — сильный фильм «Похороните меня за плинтусом» 2009 года… К сожалению, Сергей в последнее время превратился в конъюнктурного режиссера — он же председатель петербургской организации Союза кинематографистов, ставленник Никиты Михалкова. В нашей стране, если хочешь снимать кино, которое будет финансироваться из бюджета, надо дружить с властью. Иначе не получается. А кто как ни Михалков ближе всех к верховной власти…
«Ленфильм» между тем продолжает загибаться. Вы можете назвать картины, снятые за последнее время на некогда великой киностудии со столетней историей?
— Затрудняюсь… Зато помню, что в прошлом году были сразу два юбилея ваших фильмов: 30 лет «Фонтану» и четверть века «Окну в Париж». Кстати, расскажите что-нибудь интересное о съемках этих двух легендарных картин.
— Вы забыли еще про мой неюбилейный фильм — «Праздник Нептуна». Он был показан в 1986 году на V съезде кинематографистов, и мои коллеги называли этот фильм знаменем нового времени. Еще помню, как мне звонил писатель Виктор Астафьев и с благодарностью выражал свое восхищение после просмотра. Я очень сожалею, что не удалось встретиться с этим великим русским писателем лично.
Что касается «Фонтана», то партийные чиновники посчитали его лишь острой критикой работы ЖЭКов, не увидев в нем модель советского общества. Фильм не шел по стране широким экраном, зато получил Гран-при на международном кинофестивале «Золотой Дюк» в Одессе в 1988 году. Также на том фестивале «Фонтан» получил Приз критики и Приз киноклубов. Председателем жюри был Эльдар Рязанов, как никто другой разбирающийся в комедиях. Поэтому за «Фонтан» проголосовали единогласно… А снимали мы это кино зимой в старом доме, в районе Лиговки за Обводным каналом. И этот дом оказался, как и в фильме, проблемным. Мы это поняли, когда во время съемок реально лопнули трубы. Помню, был жуткий запах. Какое-то время зайти в дом было невозможно.
На фотографии (1989 г.) — Юрий Мамин в творческом процессе вместе с Владимиром Вардунасом, другом и автором практически всех сценариев фильмов, снятых Маминым. Владимир ушел из жизни в 2010-м, ему было 53 года.
— Зато «Окно в Париж» снимали в городе, где другие запахи…
— Да уж, в те годы Париж был для всей съемочной группы настоящей сказкой! В который раз хочу с благодарностью вспомнить французского продюсера Ги Селигмана. Его помощь была неоценима. К тому же он частично профинансировал проект, а когда фильм был готов, принял активное участие в продвижении картины во Франции и США. А начинал я «Окно в Париж» в 1992 году на петербургской студии «Троицкий мост», руководителем которой был известный режиссер Игорь Масленников («Приключения Шерлока Холмса», «Зимняя вишня»). К сожалению, Игорь Федорович вскоре отказался финансировать картину, предложив французам взять на себя все расходы.
— И где же вы нашли необходимые для съемок деньги?
— Не поверите, но от безысходности я пошел к питерским бандитам. Меня с ними свел один старинный школьный товарищ. (Мамин родился в 1946 году в Ленинграде, на Гороховой улице, где и проживал безвыездно до последнего времени). Был в ту пору в Петербурге такой криминальный авторитет Кирпичов, который дал на фильм несколько сотен тысяч или даже миллион рублей наличными. Приобщился к искусству! Точную сумму не помню, но по тем временам это были большие деньги.
Когда фильм вышел на экраны, Кирпичов потребовал поделиться прибылью. В ответ я предложил ему посетить видеосалоны города, где в массовом порядке крутили пиратские копии. Оказалось, что этим занимается какая-то другая криминальная группировка. Они там между собой разбирались, а от меня, слава богу, отстали.
Кстати, я от России ничего не получил за этот фильм. Только французы мне заплатили. А бандиты и к Селигману поехали во Францию требовать деньги… Дело прошлое, но мне кажется, что там не обошлось без вмешательства местной полиции.
— Сегодня французская полиция активно задействована в сдерживании протестов «желтых жилетов». В связи с этим вопрос от нашего президента: «Вы хотите, чтобы у нас было как в Париже?»
— Да, я хочу! Сожгли машины, побили витрины магазинов — это, конечно, нехорошо. Но сильно переживать по этому поводу не стоит — ущерб возместит страховка. Главное здесь другое: люди вышли бороться за свои права, и я уверен, что они добьются выполнения своих требований.
А у нас в стране отсутствует даже ключевой институт демократии — честные выборы, и поэтому уже много лет нет сменяемости власти. Еще одна важнейшая составляющая демократии — свобода слова и печати — если где-то и прорывается на просторах России, то только в микроскопических дозах, на небольшую аудиторию, которая и так все знает и понимает. Когда я, например, выступаю на «Эхе», то называю это «стучаться в открытую дверь»… К сожалению, мы знаем, к чему приводят и чем заканчиваются авторитарные режимы.
— Давайте вернемся к «Окну в Париж». Это правда, что в 1995 году его хотели номинировать на «Оскар»?
— Действительно, была такая история. Французский продюсер Ги Селигман передал фильм американскому прокатчику — представителю кинокомпании Sony Pictures. После успеха в США «Окно в Париж» хотели выдвинуть на «Оскара». Но заявка должна была исходить от российской стороны. Тогда прокатчик написал письмо председателю Госкино Армену Медведеву, который поддержал инициативу американцев. У моего фильма были большие шансы получить главный приз в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Однако случилось непредвиденное: сменился председатель российского оскаровского комитета — эту должность занял Андрей Кончаловский. Естественно, что фильм его брата, Никиты Михалкова, сразу стал приоритетным… (В итоге «Утомленные солнцем» получили «Оскара»).
— Юрий Борисович, извините, но не хотелось бы углубляться в тему непростых, как я понимаю, взаимоотношений двух мэтров кино. Поэтому спрошу вас вот о чем: какие современные российские фильмы, на ваш взгляд, можно считать наиболее удачными?
— Возможно, вас удивит мой ответ, но я считаю крепкими, профессионально сделанными такие фильмы, как «Движение вверх», «Легенду № 17», «Время первых»…
— Потому что я не приемлю фильмы, снятые по заказу властей в целях пропаганды… Есть кинорежиссеры-авторы, обладающие своим стилем, языком и позицией. Это Тарковский, Рязанов, Данелия, Тодоровский и многие другие. А есть исполнители — те, которые «чего изволите». Бесспорно, среди них есть талантливые. И власть использует их талант в своих интересах. Во все эпохи творческим людям либо позволяли высказываться — тогда государство было свободным и сильным, либо нет — и тогда государство было слабым. Мне кажется, что сегодня в нашей стране художнику не позволяют открыто высказывать свое независимое мнение…
Названные мной фильмы, повторяю, сделаны профессионально, но в угоду пропаганде, культивирующей прошлые выдающиеся заслуги и победы СССР. А где сегодняшние победы? Какой фильм можно снять сегодня о достижениях страны? О тысячах проложенных километрах газопроводов?
— Вы считаете, что сегодня в России вообще нет настоящих авторских фильмов?
— Ну почему же. Есть, конечно. Например, режиссер и сценарист Андрей Звягинцев, один из немногих признанных в Европе, обладая своим выразительным киноязыком, снимает очень хорошее кино… Извините, но, по-моему, эта тема, которую вы затронули, слишком серьезная и обширная, и мне не хотелось бы касаться ее мимоходом.
— Хорошо. Что-нибудь хотите сказать на прощание перед отъездом из России?
— Я полагаю, что мне могут только завидовать люди, которые не в состоянии отсюда уехать. И мне жалко тех, кто остается. Независимо от того, что меня ждет в будущем, я уже скоро вдохну воздух свободы. Как тут не вспомнить Лермонтова: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, / И ты, им преданный народ».
Где снимают кино
Предлагаю поделиться в этой теме местами и городками, где что-то снималось - что-то похожее было в итальянском форуме, но интересны именно привязки к месту.
Крестного отца - сицилийские сцены - снимали в Forza D'Agro и Fiumefreddo на вост. побережье Сицилии.
"Новый кинотеатр Парадизо"(1988) - в Cefalu, Castelbuono и Palazzo Adriano.
"Как украсть миллион" с Одри Хепберн - Вандомская площадь и отель "Риц"))) все хочу понять, где там особняк папы героини стоит)
Париж вообще во многих наших фильмах показывали-навскидку, те же "В поисках капитана Гранта"-там набережная с цветущими деревьями и вид на Нотр-Дам
"Код да Винчи" (не бейтее!!)
"Сабрина" (не та, что с Одри Хепберн, а та, что с Джулией Ормонд и Харрисоном Фордом) - там центр Парижа романтично снять
в замке Во-ле-Виконт снимались следующие фильмы:
Заблуждение величия (Delusions of Grandeur)(Жерар Оури, 1971, в главных ролях Ив Монтан и Луи де Фюннес);
Лунные грабли (Moonraker )(Льюис Джилбер, 1978, в главных ролях Роджер Мур, Корина Клери, Мишель Лонсдейл);
Дочь д'Артантьяна (D'Artagnan's Daughter) (Бернар Травенье, 1993, в главных ролях Филипп Нуаре, Софи Марсо);
Насмешка (Ridicule) (Патриция Леконт, 1995, в главных ролях Ж. Гордреш, Ж. Рошфор, Ф. Ардан);
Маркиза (Marquise) (Вера Бельмонт, 1996, в главной роли Софи Марсо);
Человек в железной маске (The Man in the Iron Mask) (Рэндалл Уоллес, 1997, в главных ролях Леонардо ди Каприо, Жерар Депардье, Джон Малковиц);
Ватель (Vatel ) (Ролан Жоффе, 1999, в главных ролях Жерар Депардье, Ума Турман);
Договор волков (Le pacte des Loups) (Кристофер Ган, 2000, в главных ролях Моника Беллучи, Бернар Фрессон, Самюэль ле Биан).
Окно в париж места съемок
  Премьера в Доме кино Санкт-Петербурга
Режиссер из Петербурга показал "Окно в Париж"
Вчера в Доме Кино Санкт-Петербурга известный режиссер Юрий Мамин представил
свой новый фильм "Окно в Париж", снятый на студии "Троицкий мост" совместно с
французскими компаниями Film Du Bouloi и La Sept Cinema. Критики оценили
картину как большой успех режиссера.
Первый успех Юрию Мамину принесла комедия "Праздник Нептуна", снятая на
"Ленфильме" в начале 80-х. Следующая его лента — "Фонтан" — получила в
1989 г. приз "Золотой Дюк" на фестивале сатиры и юмора в Одессе. Тогда же
режиссер окончательно вошел в кинематографический мир Санкт-Петербурга как
мастер социально-фантастической комедии. Однако предпоследняя его картина
"Бакенбарды" не имела успеха, поскольку, по мнению критики, была перенасыщена
идеологией.
Новая картина Юрия Мамина "Окно в Париж" начинается с того, что советский
человек открывает окно своей комнаты в коммуналке и выходит на крышу
парижского дома. По словам режиссера, сценарист фильма Аркадий Тигай "купил
эту идею за бутылку коньяка у Алексея Германа", и это обстоятельство должно
было найти отражение в титрах. Но тогда зритель изначально получил бы наводку
на комедию, а "Окно в Париж", несмотря на ряд смешных эпизодов —
классический трагифарс.
За несколько недель до премьеры фильм был показан петербургским критикам,
которые, одобрив его идею, раскритиковали картину за обилие "чернушных" сцен.
Фильм был тут же перемонтирован и его окончательный вариант превзошел все
ожидания. Зритель, совершающий с ошарашенными героями путешествие по
вожделенному Парижу и возвращающийся с несчастными парижанами в разоренный
Петербург, сначала пребывает в сладком сне (Париж), а потом испытывает
ужасное пробуждение (Петербург). Контраст, на котором режиссер строит
картину, нарочит и вместе с тем абсолютно достоверен: тонкий лиризм одного из
героев — учителя музыки Чижова (Сергей Донцов) противопоставлен
беспредельному цинизму хамоватой четы Гороховых (Нина Усатова и Виктор
Михайлов).
Критики единодушно признают "Окно в Париж" удачным опытом копродукции, а
вложенные в картину 80 млн франков - вполне разумной тратой.
kinocomedy
1993 год, Аньес Сораль
смотрите также мой пост: «Окно в Париж». Фотографии со съёмочной площадки.
.
Сергей Дрейден
.
Андрей Ургант
.
Нина Усатова
.
Наталья Ипатова
.
Кира Крейлис-Петрова
.
Елена Драпеко
.
Валентин Букин
.
реж. Юрий Мамин
.
.
Мои посты по этой теме:
Актёры фильма «Служебный роман». 38 лет спустя
Актёры фильма «Джек Восьмеркин — «американец». 30 лет спустя
Актёры «Здравствуйте, я ваша тетя!». 40 лет спустя
Актёры фильма «Курьер». 30 лет спустя
Актёры фильма «ДМБ». 15 лет спустя
Актёры «Особенностей национальной охоты». 20 лет спустя
Актёры фильма «Мэри Поппинс, до свидания». 30 лет спустя
Актёры фильма «Выше радуги». 30 лет спустя
Актёры фильма «Не бойся, я с тобой!». 35 лет спустя
Актёры фильма «Собачье сердце». 25 лет спустя
Актёры фильма «Ирония судьбы. » 40 лет спустя
Актёры фильма «Москва слезам не верит». 35 лет спустя
Актёры фильма «Осенний марафон». 35 лет спустя
Актёры фильма «Я шагаю по Москве». 50 лет спустя
Актёры фильма «Жестокий романс». 30 лет спустя
Актёры фильма «Приключения Буратино». 40 лет спустя
Актёры фильма «Безымянная звезда». 35 лет спустя
Актёры фильма «Мы из джаза». 30 лет спустя
Актёры фильма «Афоня». 40 лет спустя
Актёры фильма «Покровские ворота». 30 лет спустя
«О бедном гусаре замолвите слово». 35 лет спустя
Актрисы фильма «Интердевочка». 25 лет спустя
Актёры фильма «Д`Артаньян и три мушкетера». 35 лет спустя
Читайте также: