Не могу сходить в церковь
У меня бывает так, что нет сил ходить в храм, нет сил молиться, и вообще просто жить. Радости не радуют, люди – раздражают, дела не идут, и в душе – мрак. Один умный человек сказал, что если ты оказался в яме, первым делом перестань копать. Перестань суетиться, унывать и искать виноватых. Вместо бесплодных источающих душу терзаний и размышлений за что и почему, лучше поднять глаза к небу, и вспомнить о своей первой сердечной молитве.
В тяжелые моменты жизни я стараюсь так и делать. Я вспоминаю о том, как первый раз стоял на службе и плакал. Плакал от радости, потому что Бог коснулся моего сердца и был рядом. Вспоминаю, как тряслись коленки, когда шел на первое в своей жизни Причастие. А ведь я три раза не мог причаститься, хотя готовился… То одно случится, то другое.
Первый раз весь вечер накануне читал каноны и последование, молился, чтобы Господь допустил, а потом всю ночь вспоминал и записывал грехи. А наутро напрочь обо всем забыл и пошел пить кофе. В другой раз меня позвали в храме помочь прямо на «Херувимской», а когда вернулся, служба уже закончилась. На третий раз к нам в храм пришли знакомые молодожены, которым хотелось узнать про венчание. Счастливые, радостные, глаза светятся, разве можно отказать, когда такая любовь? И снова причастие пришлось отложить.
У меня был знакомый, с которым мы на клиросе пели — Костя. Опытный в духовных делах, отличник из Ново-Тихвинского института, он собирался стать батюшкой, носил большую окладистую бороду и воспитывал пятерых детей. Видя мое отчаяние, он как-то сказал мне: «Экое брат, искушение! Смотри, как враг не хочет тебя допустить до Святой Чаши, чтобы ты причастился Тела и Крови Христовой! Давай мы тут на клиросе все будем за тебя молиться, а ты с чувством своего недостоинства и упования на милость Христа иди к Чаше!».
Помню, как шел на нетвердых ногах со скрещенными руками к амвону и от волнения боялся упасть. Причастился… И у меня вдруг словно бы камень с сердца упал. И как будто всю накопившуюся тьму вокруг меня свет разогнал. Позади холодное каменное ложе пустой бесшабашной жизни, руки-ноги в пеленах прошлых грехов, но чувствую – живой! Был мертвый, а стал живой! И мир вокруг стал совсем другим.
Воспоминание о том причастии – как спасательный круг для меня, когда в море повседневной жизни вдруг начинается шторм и я начинаю терять надежду.
Не допускать чувства вины
Православный человек не может чувствовать себя православным, не участвуя в Евхаристии. Но если ситуация не позволяет этого, всегда есть возможность пригласить священника домой. Первые христиане приносили Святые Дары тем, кто не мог попасть на литургию. Посещение храма очень важно, но если нет возможности этого делать, не надо казнить себя. Если мы не идём туда не потому что за себя боимся, а потому что переживаем за близких — это не малодушие и не страх, а проявление любви, которой сейчас так не хватает. Это то, о чём Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35). Поэтому не надо культивировать в себе чувство вины. Почему я говорю это? — потому что мы живём в век интернета, когда каждый, кто имеет камеру, может публиковать всё что угодно. В том числе — священники, проклинающие людей, которые боятся вируса или берегут своих родных. Неудивительно, что у этих людей возникает чувство вины.
Как заставить себя ходить в храм через «не хочу»?
Что делать, когда нападает уныние? Не хочется идти на службу, приходится тащить себя через силу. Раньше такого не было, я не узнаю себя. Как с этим бороться?
Отвечает епископ Ладанский Феодосий (Марченко), викарий Нежинской епархии:
Тема уныния очень обширна не только в святоотеческом, но и в медицинском измерении, поскольку включает в себя множество причин, его порождающих. Соответственно и рекомендации в том или ином случае могут быть как общими, так и сугубо личными.
Мой ответ будет лежать в плоскости духовного измерения этой проблемы, в самых важных ее аспектах, поскольку всё охватить просто невозможно в рамках краткого текста, и эта сторона уныния встречается в жизни человека чаще всего.
Очень важно понять, что такое состояние было у многих (если не у всех) христиан-подвижников. И те рекомендации, которые они оставили нам для борьбы с унынием, проистекают из их личного опыта в борьбе с этим состоянием. Поэтому уныние бывает не только у тех, кто очень тяжко согрешает, как следствие порочного образа жизни, но попускается и подвизающимся — как некая Богооставленность, для того чтобы без благодати или через неощущение её человеком, испытать его веру и любовь к Богу, выработав у него терпение, смирение и надежду, сделав его духовно крепче.
В таком состоянии Богооставленности человек может находиться немалое время, даже если оно чередуется с ослаблением уныния или Божественными посещениями. Но у того, кто продолжает духовную борьбу, понуждает себя к ней даже тогда, когда не хочется, наступает период особой благодати, уже не покидающей человека.
Поэтому не нужно смущаться такому состоянию, нужно с терпением его пережить. Важно помнить о том, что «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Не великое дело духовно подвизаться по сильному влечению и желанию, намного важнее употреблять усилие для продолжения духовной жизни, когда такого влечения нет.
Итак, уныние может быть как у грехолюбца, так и у подвижника, но оно у них совершенно не одинаково. Но есть еще одна категория людей — и к ней относится большинство, — которые пребывают где-то посередине между явными грешниками и подвижниками. Они могут быть крещёными, верующими и даже формально воцерковлёнными, но у них тоже очень часто встречается состояние уныния, охлаждение к духовному. Что происходит в душе таких людей? По мысли преподобного Марка Подвижника, причиной их уныния может быть одно из трёх разрушающих духовных состояний человека.
Первое — забвение Бога, когда за относительно активной внешней церковной жизнью отсутствует внутренний контакт и разговор с Богом, из-за чего человек опустошается. Часто забвение проявляется в формальной молитве, когда искреннее молитвенное состояние бывает или совсем забыто околоцерковным человеком или же находится в состоянии значительной подавленности у людей церковных. Отсутствие живого внимания во время молитвы приводит человека к унынию, а с другой стороны — не даёт ему выйти из него.
Что в таком случае делать? Святитель Инокентий Херсонский прямо говорит: «От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство». Найдите в себе силы, по слову апостола, благодарить Бога за всё (смотр. 1 Фес. 5:18). Читайте Евангелие. Это — слово Божье, как отметил старец Кирилл (Павлов), «посланное для нас с Небес». Оно имеет огромную силу в борьбе с этой страстью, «попаляет» её. А оставление чтения Священного Писания приводит человека к унынию. Таинства и совместные богослужения не оставляйте. Через них подаётся благодать Божия, которая по-настоящему делает нас живыми, даже, если мы это не всегда чувствуем.
Второе — неведение. Это базовая причина уныния. Врачуется она рациональным восполнением недостающих и, одновременно, необходимых знаний в аскетическом опыте борьбы со страстью уныния. Человек должен иметь элементарные понятие о том, что такое грех, какие бывают виды греха, что грех может проявлять себя не только в виде какого-то конкретного поступка, совершённого единожды, но и как многократное повторение одного и того же, в результате чего в человеке образуется страсть (буквально переводится с церковнославянского как «страдание») или как определённое состояние, способное проявиться в области духа, души и тела.
Святитель Игнатий (Брянчанинов), помимо прочих важных условий по преодолению страсти уныния, советует помнить о том, что́ непосредственно ей противопоставляется. «Унынию противостоит трезвение — усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего правила. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их», — пишет святитель.
Третье — нерадение. Этому состоянию противопоставляется аскетика (ασκεσις), что буквально при переводе с греческого означает «упражнение». Она предусматривает последовательную систему изменения греховных навыков в человеческой природе для тренировки внутренних духовно-душевно-телесных сил и качеств посредством самоограничения, направленных на борьбу со страстями. В данном случае — со страстью уныния.
В перечень того, в чём необходимо упражняться, входят разные практики: молитвенное правило; вдумчивое чтение Священного Писания и псалмопение; посещение Богослужения и участие в принятии церковных Таинств; борьба с помыслами и воображением; умеренный физический труд и поклоны; мысли о положительных, утешительных вещах, воспоминания о прошлых радостных или благодатных состояниях; внимание к хорошим и положительным мыслям, неотлагательное воплощение их в жизнь. Также необходимо осмысливать своё состояние, быть внимательным к любому движению души, находить причинно-следственные связи, анализировать своей мотивации, цели, ценности, жизненную позицию, учиться осознавать свои чувства, истинные желания, внутренние конфликты, ложные установки и убеждения. Необходима деятельная любовь и дарение себя другим.
Такой подход и практика способны принести радость. Для этого с помощью пастыря необходимо определиться с тем, что у тебя лучше всего получается, и этими навыками и умениями послужить нуждающимся людям. Давно замечено, что лучший результат наблюдается тогда, когда человек помогает тому, кому хуже, чем ему самому.
И, наконец, желаю проявить послушание Самому Христу и смирение перед Его исцеляющими словами, которые обращены ко всем нам: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). А если Он так сказал, значит это возможно. Надеюсь, что получится и у Вас.
25 советов о том, как вести себя в православном храме
Для той части нашей аудитории, которая только вступает на путь своего знакомства с Церковью, мы публикуем 25 советов об основных правилах поведения в храме. Они помогут вам достойно молиться Богу, не отвлекаясь самим и не отвлекая других верующих:
1. Мужчины, входя в храм, должны снимать головной убор
Основание этой традиции находится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам, 11:4-5: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову».
2. Женщины, наоборот, должны входить в церковь в головном уборе
Традиция восходит к тому же посланию. При этом, правило не касается девочек и незамужних девушек, т.к. апостол сообщает, что платок является знаком власти над женою мужа – главы семьи. Впрочем, в современной практике, девочки и девушки также часто надевают платок при входе в храм, но принуждать их к этому не стоит.
3. Одним из главных условий молитвы является внимательность. Богослужению в храме также нужно внимать, т.е. сосредоточенно слушать, участвовать в нём умом и сердцем
Соответственно, во время службы не стоит много ходить по храму, прикладываться (целовать) ко всем подряд иконам, рассматривать людей, беседовать с кем-либо, шуметь, говорить по мобильному телефону, есть принесённую с собой еду или пить напитки, жевать жвачку, перебирать мелочь в карманах и т.п.
4. Почитание мощей и икон
Прикладываясь к мощам и иконам, не принято целовать лики Божией Матери, святых и ангелов, а также лицо святого, мощи которого открыты для поклонения (исключая чело – т.е. лоб).
5. Мобильный при входе в храм лучше отключить совсем или перевести в беззвучный режим
Лучше вообще отключить потому, что для православного человека нет и не может быть ничего важнее общения с Богом, а остальные дела могут подождать до окончания богослужения.
Если же отключить телефон нельзя (операция у родственника или другой особо важный повод), то следует перевести его в режим вибрации, чтобы не отвлекать от молитвы окружающих.
6. Видеокамеры, фотоаппараты и другие технические устройства
Не запрещены, но их использование (особенно со вспышкой или фонарём) дозволяется только по благословению настоятеля храма. так как тоже сильно отвлекает верующих.
7. В храм нельзя входить в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Не стоит (исключая особые жизненные обстоятельства) приходить в храм неопрятным, грязным или дурно пахнущим. Это место нашего общения с Богом. Нужно иметь уважение к Нему и к собравшимся верующим.
Курение в Церкви считается грехом (как сознательное причинение вреда собственному организму), поэтому стоит воздераться от него, по крайней мере, в храме или на его территории.
8. Не входите в Алтарь (пространство, ограждённое стеной иконостаса) или на солею (возвышение перед алтарём в восточной части храма)
На солею дозволяется всходить лишь духовенству, церковнослужителям, поющим в церковном хоре или помогающим священнику в алтаре, а также в особых случаях, по благословению священника. А в алтарь входят только священнослужители и церковнослужители-мужчины.
9. Во время богослужения стойте лицом к алтарю (иконостасу)
Именно там располагается центральное место храма – Святой Престол, где совершается Евхаристия – главное Таинство Православной Церкви, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
10. Не стоит делать замечания и ругаться
Храм – это не место для свар, это место для молитвы. Если кто-то в храме выглядит неподобающе или делает то, что нам не нравится, лучше обратить своё внимание на молитву. Как правило, в каждом храме есть специальные люди, получившие благословение священника следить там за порядком. В крайнем случае, следует подойти и, вежливо и тихо, сделать замечание.
11. В храм надевают самое лучшее
На встречу с Богом идут, как на праздник, одеваясь в самую лучшую одежду. При этом, избегают «кричащих» цветов, раздражающих глаза окружающих.
Женщины одеваются в церковь по-женски: юбки до колен или ниже, закрытые плечи, спина и область груди. Брюки нежелательны, как и обилие косметики.
Мужчины должны одеваться по-мужски: лучше в классический костюм или брюки и рубашку. Не стоит приходить вмайках и шортах, а также спортивных костюмах.
12. Нельзя входить в храм с велосипедами или животными
Храм – это не гараж и не хлев, а священное место. Загонять в храм велосипеды нельзя. Декоративных собак, кошек, крыс и прочих животных, собираясь в храм, тоже нужно оставлять дома.
13. Покупайте и передавайте свечи до службы или по её завершении
Поступая так, вы не отвлекаете молящихся. Освящать крестики и медальоны тоже лучше не во время богослужения, а до или после.
14. В церковных записках перечисляются имена православных христиан
Не стоит писать в записке имена иноверцев, некрещёных и самоубийц. Указывая имена родственников, пишите полное имя человека, данное при крещении.
Не нужно указывать перед именем разнообразную титулатуру. Господь сам знает, кто в каком положении и обстоятельствах находится и подаёт человеку соответственную помощь.
Традиционно, только перед именем священнослужителя в записке указывается священный сан: «патр.», «архиеп.», «игум.», «свящ.», «диак.», «мон.» и т.п.
15. Дети в храме должны вести себя прилично
Отправляясь с детьми в церковь, нужно объяснить им (если конечно они уже способны понимать человеческую речь), что не нужно громко разговаривать в храме, бегать, смеяться и топать, а также устраивать истерики. Если дети не умеют себя вести в храме, на службу их лучше не брать.
16. В молитве человек участвует всем своим существом
И душой, и телом. Поэтому в храме принято по большей части стоять – это неудобно и естественным образом собирает наше внимание, а также креститься и совершать поклоны. Сидеть в храме можно больным, детям или в некоторые краткие моменты службы.
17. Во время Таинства Исповеди (Покаяния) исповедуют грехи
Свои грехи. Не называйте священнику грехов, совершённых другим человеком, это дело его совести. Также не называйте всех грехов подряд, покаяние требует осознания совершённого вами и желания измениться. Если с момента последней исповеди вы больше не совершали какого-либо греха, не следует упоминать его в следующий раз.
18. Не нужно путать Таинство исповеди с пастырской беседой
Приходя на исповедь, человеку подобает каяться в грехах, а не рассказывать обо всех накопившихся бедах и проблемах. Обычно, один священник принимает исповедь у нескольких десятков людей. Поэтому, из любви к другим верующим, не стоит слишком задерживаться у аналоя (подставка, на которой лежат Крест и Евангелие).
Если вам необходим пастырский или жизненный совет священника, лучше договориться с ним о беседе во внебогослужебное время и тогда уже, никуда не спеша и никого не задерживая, решить с ним все вопросы.
19. Подходя к Святой Чаше и принимая Причастие, следует громко назвать своё крещальное имя
Руки при этом должны быть крестообразно сложены на груди (ладонь каждой – на противоположном плече, правая поверх левой), а рот нужно широко открыть, чтобы священник случайно не уронил святыню. Причастие сразу же нужно проглотить, затем поцеловать край Чаши и отойти к запивочному столу (за всеми).
Только после того, как запьёте святыню, можно разговаривать и прикладываться к иконам (чтобы частицы Тела и Крови Христовых не остались на предметах и случайно не упали на пол).
20. Причащая детей их нужно правильно держать
Ребёнок ни в коем случае не должен опрокинуть Святую Чашу или оттолкнуть руку священника! Причастие не должно оказаться на полу или на одежде! Поэтому, поднося младенца к Чаше нужно надёжно придерживать руки и ноги ребёнка так, чтобы он не мог ими болтать. Лучше класть его на правую руку и ею же придерживать ручки, а левой обхватить ноги малыша.
Ребёнка нужно постепенно приучать к Таинствам. Если он расплакался или испугался – это нормально. Нужно на некоторое время отойти в сторону или выйти на улицу и успокоить его.
21. Молитвы после Символа веры и до окончания Причащения – важнейшие в богослужении
В это время в алтаре совершается главное Таинство – хлеб и вино таинственным образом претворяются в Тело и Кровь Христовы. Это не антракт в театре.
Не нужно в это время (оно называется евхаристическими молитвами) начинать ходить по храму, беседовать с окружающими, выходить на улицу, садиться, покупать свечи и проч.
22. В большинстве церквей женщины стоят на левой половине храма, а мужчины на правой
Это тоже сделано для того, чтобы не отвлекать друг друга от молитвы.
23. Когда епископ или священник благословляет молящихся, преклоняют голову
Архиерей или священник может кадить верующих, осенять их крестом, свечами (архиерей) или благословлять рукой. В эти моменты богослужения верующие совершают поклон в сторону священника.
24. Милостыню обычно подают пищей или одеждой
Часто около храма можно встретить нищих, которые просят помочь им. Оказать помощь нуждающимся – благочестивая обязанность христианина, но многие смущаются, боясь, что на их пожертвования нищие купят себе спиртное или их отберут у них бандиты.
Чтобы невольно не осудить нуждающихся и не оставить их без помощи, лучше подавать им милостыню в натуральном выражении – купить и подарить булку хлеба, пакет молока, шоколадку, подарить набор продуктов или принести им в подарок чистую одежду. Если человек просит денег на билет и вы можете себе это позволить – купите ему билет.
Если у вас нет денег, милостыней может стать доброе слово. Сочувствие тоже бывает очень важным, не стоит забывать и об этом.
25. Не бойтесь попасть в неловкое положение
Верующие не зря называют друг друга «братья и сёстры». Если вы не знаете, как в том или ином случае правильно поступить – спросите совета у священника или более опытного христианина.
Не надо искушать Бога
Если причина того, что человек не ходит в храм, заключается в лени — ему просто не хочется рано вставать и напрягаться — это одно. Это плохо. Но если для такого «нехождения» есть ряд объективных причин, если человек переживает за близких и не хочет стать причиной их смерти — что в этом плохого? Да, сейчас может набежать множество утльтраправославных критиков со словами: «А как же воля Божия?», «что на роду написано, то и будет», «это малодушие» и так далее, но я отвечу им словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Уповать на волю Божию надо, но и искушать Его не следует. Нужно адекватно оценивать причины, по которым человек не ходит в храм. Вновь приведу в качестве примера мою маму. Она много лет очень переживала, да и сейчас переживает, что «не в церкви». Мы в прошлом году провели ей кабельное телевидение, и теперь она звонит мне со словами: «А я сегодня в Сретенском монастыре была». Понятно, что у неё было и есть желание ходить в храм, но оно неисполнимо. Хотя — оказывается, даже в такой ситуации можно найти компромисс.
Достойный семьянин с разрушенной семьёй
Даже если человек неправ, выбирая помощь близкому в ущерб посещению служб и частому причастию, я не вижу в том большого греха. Мне очень нравятся слова: «Лучше грешить в сторону любви, чем в сторону её отсутствия». Я недавно читал статью Александра Филоненко, в которой он пишет, что мы очень часто в ущерб своей душе находим другие ценности — очень высокие и, безусловно, христианские. Например, ревность в посещении служб. Батюшка назначил двадцать пять литургий в месяц, значит, надо на всех быть. И неважно, что я могу этим повредить себе или своей семье. Окунаясь в вихрь приходских забот, забыть о своих родных. Мы постоянно говорим, что семья — на первом месте, но статистика таких случаев просто ужасающая. Женщина может быть правой рукой настоятеля, прекрасным регентом или преподавателем воскресной школы, и никто не поверит, что её семья разваливается.
Почему некоторые хотят в храм, но что-то не пускает или страшно туда идти
На самом деле, очень часто можно услышать такие слова, что человек хочет идти в храм, но те или иные обстоятельства его туда не пускают, то погода ненастная, то на работе завал, то здоровье резко подводит или во все страх перед церковью не дает преступить порог. Что же делать в таком случае?
По словам православных священников, самое распространенное мнение на на такие слова зачастую это что "бес или грехи не пускают", но на самом деле разве может Господь допустить то, чтобы верующего христианина не пустил в храм какой-то грех. Скорее наоборот, порой через скорби, болезни человек и приходит к вере.
Вероятнее всего, причина в в страхах, навеянных в детстве. Очень многие любят при воспитании детей или внуков использовать следующие выражения: «Не делай так, а то Бог накажет!», «Не поступай так, а то Бог покарает!» и т.д. и т.п. Именно вот эти запугивания Богом в детстве могут серьезно препятствовать взрослому человеку придти в церковь. Сами рассудите, сильно ли вам будет хотеться идти в дом злостного карателя, который за каждую провинность готов наказать?
Лучше было бы ребенку, а потом уже и самому себе, взрослому объяснять, что Бог – это Любовь, что Бог любит всех, что мы своими плохими делами и поступками сильно огорчаем Его. Бог нас любит и верит в нас, что мы можем быть хорошими, а мы.
Если в детстве заложить именно такое понимание Бога, то взрослый человек, конечно же, будет тянуться к Любви и к ее источнику, то есть к Богу.
Храни Всех Господь!
Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а также приходите в мой инстаграм @pravoslavnyi_bloger где я рассказываю о буднях православной христианки :) .
Усталость или кризис веры
Порой причиной нежелания ходить в храм может стать обычная усталость. Такому человеку не грех одно-два воскресенья остаться дома и отдохнуть. Другое дело, если человек просидел в карантине два месяца — и ему по-прежнему не хочется в храм ходить. Что сказать? — те, кто шёл в храмы ко Христу и за Христом, туда вернутся непременно. Те, кто не попал на пасхальную службу в этом году, тоже придут. Не придут те, кто не хочет. Надо разбираться, по какой причине так случилось. Господь касается сердца каждого человека. Кризис веры вполне может иметь место в жизни христианина, это нормально: вера не может быть статична. Духовная жизнь постоянно движется — или вперёд, или назад.
Что мешает Вам зайти в храм? 7 советов для нерешительных.
Бывает, люди не решаются пойти в храм из опасения сделать что-то неправильно, попасть в неловкое положение. Давайте разберем наиболее частые вопросы и предубеждения.
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках1. А вдруг я не вовремя?
Двери храма всегда открыты, когда они открыты. Если Вы хотите попасть на богослужение, тогда надо приходить утром, когда служится литургия или вечером на всенощную - вечернюю службу. Расписание всегда можно уточнить.
2. Наверное, я не так одет(а).
Мужчины , входя в храм, снимают головной убор. Неуместно посещение храма в шортах и майке. Ну, мало ли, вдруг Вас потянет помолиться в церкви прямо по дороге с пляжа. Лучше переодеться. В остальном, строгого протокола для мирян нет. Но пусть Ваш внешний вид демонстрирует уважение к собравшимся верующим.
Женщины в храм традиционно приходят в юбке. Но если Вы в брюках - не беда. Просто это не должно стать традицией. Голову покрывают платком. Шарф или шапка тоже подойдут. Если же с собой ничего не оказалось, то, как правило, платок можно приобрести в свечной лавке, или надеть один из предназначенных для общего пользования. Во многих храмах есть даже специальные большие платки, которыми можно, повязав их вокруг талии, прикрыть ноги (на тот случай, когда Вы пришли в брюках или слишком короткой юбке). В дальнейшем Вы поймете, что не во всякой юбке удобно делать поклоны. Девушкам важно также запомнить, что накрашенными губами не прикладываются к святыням, так как от губной помады могут оставаться следы.
Заложники ситуации
Среди людей, которые верят в Бога и не ходят в храм, и те, кто присматривает за своими больными родственниками. Таких людей тысячи. Приглашая к своим болеющим сродникам священника для совершения Таинства Причащения, они, как правило, причащаются тоже. Ведь для верующего человека евхаристическое общение очень важно, и если оно есть, как можно его в чём-то винить? Мне кажется, здесь на первый план выходит вопрос общины. Если прихожанин не имеет возможности оставить свою бабушку или маму на три часа, потому что те не могут сами себя обслуживать, перестаёт ли он быть членом своего прихода? — нет. Почему же тогда эти люди так часто ощущают чувство вины и оставленности? Об этом надо поразмышлять. Я считаю, что такие заложники ситуации ни в чём не виноваты.
Загляните в своё сердце
Господь зрит в наше сердце. Недавно мы вспоминали встречу Господа с самарянкой. Спаситель говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Если мы ходим в храм, и это для нас обязаловка, что в том хорошего? Если я иду в храм, испытывая чувство вины — зачем это Богу? Если я говорю детям: «Идите в храм, там — радость!» — а сам не радуюсь, разве поверят мне дети? Нам кажется, если мы начнём ходить в храм, целовать там иконы и мощи, то станем более верующими, чем если останемся дома в силу обстоятельств. Это не так.
Есть люди, которые считают, что будут счастливы тогда, когда купят машину или уедут в другую страну. А Виктор Франкл был счастлив в концлагере и не считал себя несчастным человеком. Новомученики годами сидели в лагерях и не ходили в храм, но это не мешало им верить и молиться, более того: многие потом утверждали, что никогда после они не чувствовали такого духовного подъёма и не молились так, как во время заключения. Вопрос ведь не в том, можно или нельзя не ходить в храм. Не хочешь — не ходи. Вопрос в том, почему ты не хочешь туда идти.
Можно ли верить в Бога и не ходить в храм?
Многие люди во время карантина самоизолировались, в результате чего уже долгое время не ходят в храм. Для одних это очень сложная ситуация, другие же поняли, что, если не ходить на службу, небо не упадёт. Так ли это?
Мы имеем право выбирать
Возможно, в меня полетят камни, но я убеждён: мы имеем право и должны выбирать храм, в котором нам будет хорошо. То же касается и священника. Ищите близкого по духу. Мы можем недотягивать до настоятеля, и будет некомфортно. Мы можем перерасти настоятеля — и тоже будет некомфортно. Не надо бояться искать то, что близко, что вдохновляет и поддерживает. Ненужная борьба отнимает силы. Бог не запрещает нам быть счастливыми. Почему у нас так много хмурых и нерадостных людей в храмах? — потому что быть серьёзным и строгим намного проще. Устав снимает с человека необходимость принимать решения: он учит, как себя вести на службе, как питаться, но вот я улыбаюсь — а в Типиконе об этом ничего не написано. «Так правильно ли это? Лучше уж буду невозмутимым», — думает ответственный христианин. А потом удивляемся, что люди в наши храмы не хотят ходить. Может, это не случайно?
Таких случаев много
Не ходил в храм, и небо не упало? Могу сказать, что и не упадёт, всё будет хорошо. Однако стоит поговорить о том, почему сейчас людей снова беспокоит проблема необходимости ходить на службы. Вопрос «можно ли верить в Бога, но не ходить в храм» настолько не новый, что можно битый час говорить о вере в душе и о том, как к этому относиться. Те, у кого Бог в душе, пусть ответят на вопрос: что изменилось в их жизни после того, как они узнали, что Он у них в душе? А мы пока сосредоточимся на другом.
Если говорить о проблеме в целом, то случаи, когда человек верит, но в храм не ходит, совсем не редки. Например, он может быть прикован к постели — как моя мама, которая вот уже восемь лет пребывает в таком положении. Или же человек соблюдает требования карантина. У меня часть прихожан добросовестно сидела в самоизоляции: это люди из зоны риска и те, у кого есть родственники пожилого возраста. Я сам сказал, что на их месте не ходил бы в храм и поберёг близких.
Не могу ходить в церковь
Моя дочь крестилась и стала ходить в церковь. Шли одной дорожкой, а тут дорожки разошлись. Крестилась и я. Стала в церковь ходить, а выносить не могу. Настроение постоянно плохое. Состояние угнетенное. Все раздражает. Вечером с дочерью ссоры, а в церкви — бабки. Стою к исповеди. Опять замечание – что это ты кисти в кулаки сложила и к священнику идешь. Не могу в церковь ходить. Тяжесть бетонной плитой ложится на голову и плечи. Сама не знаю, что я тут делаю?
Дочь подружилась с инокиней в храме. Эта мать Валентина познакомилась со мной, и елейно здоровается каждый раз. Я как в театре каком – то нахожусь. Только своей роли понять не могу. Так однажды плохо стало, что я сказала мать Валентине: «Не могу больше в церковь ходить. Сил нет. Игра какая – то». Не много слов сказала, но, видно такое было у меня сокрушение, что матушка как–то внутренне забеспокоилась и говорит остаться мне на скамеечке, а сама ушла. Вернулась и стала мне что–то говорить. Я ничего не понимаю. Только вижу, что она очень расстроена и участие принимает в моей печали. Долго она говорила. Я даже устала и отвлеклась. А она подает мне маленькую книжечку. В ней множество вопросов: «Вот подготовьтесь к исповеди по этим вопросам. Напишите на листе бумаги ответ на каждый вопрос совершенно искренне, а через два дня приходите на исповедь».
Через два дня прихожу на исповедь. Иду по дорожке к храму мимо большого очень старого каштана. Остановилась. Надо идти. В храм вошла, даже слышу плохо, такой шум внутри. Мысли прыгают: «Как же я покажу это все! Встала я последней в очередь на исповедь. Подаю батюшке свои листы – «Да Вы мне целую книгу написали» - весело говорит священник. Наклонила я голову, и стал о. Дмитрий читать один лист за другим с двух сторон. Только слышу шелест переворачиваемых страниц. Мысленно следую за текстом. Вот стоим мы с ним в полной тишине, а на самом деле битва продолжается, как на передовой линии фронта. Дочитал и молчит. Стою я мраморная - застыла от потрясения. Разорвал листы, подает: «Иди и не греши»! С какой-то невыразимой интонацией серьезности и сочувствия. Тихонечко беру благословение причаститься. Молча благословил. Отошла я в сторонку не на своих ногах.
Вышла к старому каштану. Солнцем залитый дворик церкви, цветы весело тянутся навстречу солнцу. Запах зелени, согретых солнцем камней. Как прекрасно жить среди этой красоты. Господи, Слава Тебе!
Сменить обстановку
Когда человек устал и не хочет ходить на службы, возможно, он просто не хочет в какой-то конкретный храм. Знаю случай, когда у одних родителей дочь делала вид, что спит, пока те собирались на службу. После их ухода она шла в другой храм — ей хотелось помолиться отдельно от семьи, без бесконечных наставлений и контроля. Такое желание может возникнуть у каждого. В этом случае нужно позволить себе пойти на службу в другой храм, туда, где вас никто не знает, где нет ежеминутного: «Здравствуйте! Как поживаете? Почему сегодня без детей?» Возможно, кому-то надо позволить себе такое раз в месяц, кому-то — раз в полгода. У каждого свои нужды. Но, как правило, это полезно. Даже я иногда чувствую потребность прийти на литургию в другой храм как обычный прихожанин. Я так отдыхаю.
Перестал ходить в храм, отошел от Бога. Что делать в таком случае?
Бывает так, что православный христианин по той или иной причине начинает отдаляться от Бога. Посещения храма и литургий становится редкими, а то и вовсе прекращаются, молитвы не читаются, да и вообще, Господь отходит на второй план. Что же делать в таком случае христианину? Ведь чтобы вернуться в веру нужно желание, а его как раз таки и нет. Давайте обратимся к мнению православной церкви для ответа на такие не простые вопросы.
На самом деле, отдаление человека от церкви - это ситуация очень трагичная. Здесь важно в первую очередь разобраться, а в чем же причина такого охлаждения. Может быть, раньше было не верное представление этого человека о Церкви, поэтому он там искал что-то иное. Может быть, искал хорошего, интересного сообщества, может быть ему нравилось как красиво поют хористы, как красиво убранство церкви, или же ему было интересно наблюдать за богослужением. Если человек ищет что-то внешнее, что-то отвлеченное в Церкви, то естественно рано или поздно наступает момент перелома, когда человек находясь в Церкви, казалось бы полностью, оказывается вне Церкви. Это происходит, потому что человек ищет в Церкви что-то отвлеченное, но не ищет там Бога.
В Церкви совершается самое важное таинство, через которое мы спасаемся. Это таинство причастия, где мы соединяемся со Христом и получаем возможность иметь жизнь вечную.
Самый важный смысл всей церковной жизни, самое важное предназначение абсолютно всех наших молитв – заключается в том, что мы приходим ко Христу, и воспринимаем то спасение, которое Он нам дает. А отойдя от веры мы лишаем себя возможности принять Причастие, соединиться со Христом.
Как же вернутся христианину к вере? Православная церковь нам говорит, о том, что не стоит искать каких-то эмоциональных составляющих для этого, зачастую единственный способ - это собственное понуждение. Нужно через не желание, через лукавые искушения еще горячее молится Господу, идти на литургию, неприменно причащаться и через Божью помощь человек не будет оставлен для православия.
Храни Всех Господь!
Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а также приходите в мой инстаграм @pravoslavnyi_bloger где я рассказываю о буднях православной христианки :) .
Что значит «ходить в храм»?
Но вернёмся к обсуждаемой проблеме. Мне всегда интересно, что значат для человека слова «ходить в храм»? Выстаивать службу от начала до конца? Причащаться за каждой литургией? Не пропускать воскресных служб? Допустим, у человека нет возможности или желания выстаивать службу полностью. Он бывает в храме небольшое количество времени. Он грешен? Но ведь мы знаем примеры подвижников прошлого, которые говорили: сколько времени у тебя есть — на столько и зайди в храм. А как часто бывает, что человек идёт мимо храма, хочет зайти и помолиться, но не заходит — потому что у него одежда неподобающая — шорты, брюки, платка нет. Так вот, первая мысль (зайти помолиться) — от Бога, вторая (не та одежда) — нет, потому что Бог ждёт нас всегда. Но можно ли осудить того, кто не зашёл, постеснялся, прошёл мимо?
Не могу или не хочу?
Как определить, я не могу ходить в храм — или не хочу? Сложно ответить. Я понимаю тех, кому этого не хочется. Мне кажется, надо прежде всего научиться не врать себе. Человек привыкает к вранью, и чем больше он к нему привык, тем сложнее быть честным с собой. Тому, кто научился говорить себе правду, намного проще решать духовные проблемы. Как этому научиться? — так же, как учатся молитве. Святые говорят, что молитва даётся молящемуся.
Читайте также: