На какую оперу сходить
Словари русского языка согласны: оперу нужно слушать. Оперную публику при этом можно называть зрителями — это соответствует языковой норме. И это правильно. Опера появилась на свет прежде всего как театральная форма. Долгое время — до самого триумфа звукозаписи в середине ХХ века — никому не приходило на ум, что оперу именно слушают, а не смотрят. В XX же веке появилась и другая причина для того, чтобы внимательно относиться к глаголам: в оперных спектаклях появляются режиссеры, которые видят свою задачу в создании театрально-музыкального целого нового типа.
Фото: ТАСС ТАССОперу можно посмотреть в России и за рубежом, живьем и в записи. Мы выбрали для вас несколько названий, которые позволят сориентироваться в бескрайнем море возможностей и решить, куда сходить, а что включить дома.
Петр Ильич (и не зря мы привыкли называть его по имени-отчеству) Чайковский был одновременно носителем русской культуры и западной образованности. А его "Пиковая дама" — одновременно важнейший музыкальный и сложнейший театральный проект.
"Пиковая дама" — лабиринт музыкальных идей, в котором только головокружение помогает найти дорогу. Чайковский стилизует музыкальную ткань, показывая таким образом столкновение времен, в которых конфликт чувств остается равно острым и неуловимым. Пушкинской анекдот превращается в историю безумия и любви, герои и музыкальные темы путешествуют между эпохами.
Каждый сам выбирает, чем станет для него "Пиковая дама" — интеллектуальным лабиринтом или пронзительно эмоциональной трагедией.
Чем хороша: "Пиковая дама" ставится в России очень много, поэтому у вас есть шанс получить впечатления от живого просмотра — а это самый традиционный и, пожалуй, по-прежнему самый правильный способ вступить в контакт с оперой.
Рядом со словом "опера" постоянно возникает слово "революция" — оперный жанр постоянно перетолковывает сам себя, а самыми важными операми часто оказываются те, которые у современников вызывали неприятие. Так и с "Кармен" Жоржа Бизе — эта история о необычной женщине, которая не хочет подчиняться правилам, тоже канонам следовать отказывается. Скандал вокруг "Кармен" попытался сделать понятным современному зрителю Дэвид Паунтни, показавший на сцене Большого театра — "в этих святых стенах", пусть и на Новой сцене — жизнь городского дна (спектакль сошел в 2014 году).
Чем хороша: благодаря своей популярности "Кармен" имеет множество обличий, и если в оперном театре поблизости (даже если это Большой-2019) вы скорее всего увидите ту самую сексапильную цыганку с пышными юбками, всегда можно, вернувшись домой, включить фильм Франческо Рози, где царит хрупкая дикарка Джулия Мигенес.
Чем плоха: хабанера — популярный рингтон, карикатурная цыганка с цветком в волосах — утомительное клише. Посмотреть на "Кармен", окруженную стереотипами и заигранную как старая пластинка, чуть более пристально — непросто, но все-таки не невозможно.
Музыка в операх Верди — не деспотичная царица, а верная соратница театра. Верди здесь выступает как драматург, готовый действовать даже в ущерб Верди-композитору, если того требует оперное — то есть синтетическое — целое. Поэзия разлита здесь повсюду — но она прячется под маской бытовой и банальной истории.
Бешено популярная при жизни Верди, "Травиата" вскоре (и во многом из-за своей безотказной кассовости) приобрела репутацию guilty pleasure. Еще один репертуарный хит в том числе и в России, без которого обходится редкий оперный театр.
Чем хороша: "Травиата" — это альманах итальянских оперных конвенций, где все они доведены до абсолюта и предельной эффективности. Хотите понять, за что оперу можно любить (или ненавидеть), — идите на "Травиату".
Чем плоха: слышали, что оперный оркестр называли большой гитарой? Это про "Травиату".
Рихард Вагнер — творец мифов и сам герой мифа, создатель богов и сам божество — такое же неидеальное, как полувыдуманные-полувоскрешенные боги Вальгаллы.
Если Верди ставит музыку на службу драме, то Вагнер стремится вывести драму из музыки, но ее топливо — либретто. Вагнер хочет контролировать все, поэтому пишет их себе сам — и его тексты многословны и полны пафоса, но важнее всего в них музыкальность звучания языка, его аллитераций, поэзия, спрятанная в его грамматике.
В арсенале Вагнера — мощнейший оркестр, напряженно медлительное действие, подозрительно человечные боги и пугающе божественные люди.
"Кольцо нибелунга" — это не одна опера, а четыре: "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид" и "Гибель богов". В Мариинском театре в Петербурге тетралогию можно посмотреть целиком — такая роскошь и в Европе доступна не везде.
Чем хорошо: несмотря на общий большой сюжет, оперы "Кольца" очень разные. Здесь, кажется, есть все — и легенда об алчности и тщеславии, и психологическая любовная драма; гибель величавого старого мира и рождение дерзкого нового.
Чем плохо: сколько-сколько часов это идет?
Современная музыка — это не только музыка, написанная сегодня. В последней трети XX века во всем мире начала разрастаться культура слушать и исполнять музыку эпохи барокко. Риторика XVIII века оказалась во многом ближе к XXI, чем меланхолия XIX.
Мир опер эпохи барокко — это мир замкнутого времени отдельного номера. Здесь людьми овладевают сильные чувства — и всегда делают это по правилам. Георг Фридрих Гендель — оперный композитор эпохи барокко par excellence. Он умел нравиться, но не боялся рисковать, видел эффективно работающие приемы за клише и находил новые способы выразить страсть через музыку.
"Роделинда" Генделя в постановке Ричарда Джонса два сезона была сокровищем в репертуаре Большого театра, но в 2016 году сошла навсегда. Записи спектакля не существует, но, как обычно, современный оперный театр знает гораздо больше одной убедительной трактовки партитуры.
Чем хороша: это концентрат переживаний, и все персонажи здесь главные.
Чем плоха: оперы состоят из жемчужин-арий, нанизанных на нитку действия, но каждая из них самодостаточна; ансамбли редки; хора нет.
Итак, вы посмотрели пятнадцать, а может быть и двадцать спектаклей — и поняли, что влюбились. Как проверить свои чувства и серьезность намерений? Разумеется, посмотреть еще столько же — и узнать поближе еще пять опер.
Моцартовский миф — один из самых любимых в европейской культуре. Ангелоподобный творец, способный силой своего гения изображать музыкой как горнее блаженство, так и адские муки, не мог создать ничего меньшего, чем главную оперу на свете, оперу о Дон Жуане — свободном и неукротимом. В эпоху романтизма "Дон Жуан" считался эталоном драматической музыки, в него были влюблены Гете и Кьеркегор. XX век принес с собой новую поэзию и новую, социально ориентированную философию — поэтому и "Дон Жуан" заиграл тысячей новых граней.
"Дон Жуан" Моцарта — этакое роуд-муви, в котором герой путешествует из точки абсолютной свободы в точку неизбежной расплаты, а мимо его окна проносятся новые лица и частные истории.
В России "Дон Жуан" идет во множестве театров, но прямо сейчас вакантно место главного "Дон Жуана" страны: Большой театр, попрощавшись со спектаклем Дмитрия Чернякова (его можно посмотреть в записи), пока молчит о планах на новую постановку. Что ж, на звание оперной столицы России сейчас претендует Пермь, ведь там царит дирижер Теодор Курентзис. И "Дон Жуан", конечно, есть в репертуаре.
Для тех же, кто не любит ходить в театр, а любит — в кино, Джозеф Лоузи снял культовый фильм в 1979 году. Фильм прекрасный и жуткий, с венецианскими пейзажами, архитектурой Палладио и адским пламенем стеклодувной печи.
Чем хороша: всем! Это же опера опер же.
Чем плоха: от музыки Моцарта нет ни защиты, ни противоядия — готовьтесь к тому, что развлекательного вечера с шампанским, о котором вы на следующий день забудете, не получится.
В начале XXI века неловко говорить о том, что музыка, написанная без малого сто лет назад, дает необычный слуховой опыт и может называться современной — хотя, разумеется, Альбан Берг — не автор мелодий с диска "Классика для релаксации", а его "Воццек" — не самое обычное для России название.
"Воццек" — опера века XX: сложная, полная сочетания экстремальных эмоций с ледяным расчетом. Можно сказать, что это история психически нестабильного солдата, в припадке ревности убившего любовницу, а можно — что история европейской цивилизации, пережившей первую Мировую войну и готовящуюся ко второй.
Чем хорош: в сегодняшнем сложном мире давно пора перестать играть с оперой в поддавки — и вот отличная возможность.
Чем плох: говорят, что "Воццека" тяжело воспринимать на слух — но на самом деле мы сейчас привыкли к гораздо более непростому искусству. Кроме того, "Воццек" — очень короткая опера, так что долго напрягаться не придется. Видимо, правильный ответ: ничем.
Клаудио Монтеверди — один из людей, которые 400 лет назад создали оперный жанр, а его "Орфей" — одна из первых дошедших до нас опер. Тогда в кружке флорентийских интеллектуалов возник амбициозный проект: сделать театр таким, каким он должен быть в идеальном мире. Каким же? Разумеется, музыкальным.
Если вы ищете необычного опыта, вам нужен не "Воццек", а "Орфей": негладко звучащие инструменты с архаичными тембрами, степенно развивающееся действие с обильными, постоянно изменяющими структуру монологами, пение, похожее на речь, и речь, похожая на пение.
Впрочем, пожалуй, этот тезис тоже опоздал: сейчас в России старинная музыка вошла в моду и перестала быть увлечением для таких же маленьких интеллектуальных кружков, как в первые годы XVII века в Италии — опера. На этой волне в московском Театре имени Натальи Сац поставили свою версию "Орфея" как путешествия по закоулкам советского прошлого. Спектакль оформила современная художница Ксения Перетрухина.
Чем хорош: это настоящая музыкальная драма — музыка здесь подчиняется театру и при этом меняет его изнутри.
Чем плох: если вы любите виртуозный вокал, арии, требующие большой подвижности голоса или огромного вокального диапазона, — вам придется долго привыкать.
"Тоска" Джакомо Пуччини родилась из пьесы Викторьена Сарду, в которой главную героиню — чистосердечную, но взбалмошную диву с трагической судьбой — играла Сара Бернар. Пуччини в очередной раз доказал: музыка — секретное оружие театра. Здесь есть любовь и страдания, ужасы криминальной хроники и красоты мира искусства.
В Петербурге "Тоска" идет во всех трех оперных театрах: в Мариинке, в Михайловском и в "Санктъ-Петербургъ Опера", в Москве — не сходит со сцены МАМТа, но, возможно, самая тонкая постановка в России — спектакль Константина Балакина в Астраханской опере.
Чем хороша: всего два часа, а сколько драйва!
Чем плоха: а вы готовы видеть на сцене изнасилование, два убийства и самоубийство — без всякой надежды на то, что это режиссер придумал, а у автора было прилично?
"Написано на коже"
Британский композитор Джордж Бенджамин и поэт Мартин Кримп тоже ни на кого не похожи, но их знаменитая опера "Написано на коже" не спорит с оперными правилами: здесь есть персонажи, которые поют, есть сюжет, есть богатый красками оркестр, есть психологическое и вплетенное в музыкальную ткань трансцендентное. Тихая музыка Бенджамина полна тайных сокровищ, как и острая поэзия Кримпа.
Самая знаменитая постановка "Написано на коже" — спектакль Кэти Митчелл — была в 2017 году на гастролях в Большом театре, а полгода спустя в Мариинском показали совсем другую версию — студенческую полуконцертную постановку Джека Фернесса, менее броскую, но во многом более точную.
Спектакль Митчелл был записан в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 2013 году (а на DVD вышел в 2014-м). Эта запись позволяет не только познакомиться с оперой, но и проверить, научились ли вы отделять режиссерскую интерпретацию от партитуры у себя в голове.
Конечно, списки такого рода немного напоминают затеи вроде "Шесть букв русского алфавита, которые обязательно стоит отличать между собой" или "Три простых числа меньше ста". Но ведь если не начать с "мама мыла раму", "Войну и мир" тоже не прочитаешь, а узнав, что простые числа существуют, можно научиться отличать их самостоятельно.
Автор надеется, что наш список поможет вам начать путешествие по миру оперы — и со временем картировать этот мир самостоятельно.
Риголетто
Джузеппе Верди написал 26 опер, но начать лучше с этой. Во-первых, она короткая. Во-вторых, в ней нет речитативов. Это такие диалоги под музыку, с помощью которых актёры дают пинка сюжету между ариями. В общем, скукота.
Риголетто — средневековый Джокер — живёт при дворе герцога и злобно троллит придворных, наживая себе врагов. Но у него есть слабое место — дочь Джильда, которую шут от всех скрывает. К несчастью, про Джильду узнают обиженные придворные и решают её похитить и доставить герцогу.
Риголетто наймёт киллера, чтобы тот откочерыжил герцога, который шута давно достал. Но вместо этого, по шапке получит сам Риголетто.
Если постановка хорошая, то в ней будет два антракта. Но учтите, чтобы быть первым в буфет — бежать придётся сразу, как опустится занавес.
С каких опер вы бы посоветовали начинать знакомство с жанром?
Это зависит от предпочтений. Конечно, часто люди любят то, что им понятнее. Оперы в основном поются на 4 языках: Итальянском, Французском, Русском и Немецком. Если нравится английский, то можно начать с "Дидоны и Энея" Пёрселла. Самые известные оперы обычно являются и самыми музыкально интересными. Правда, некоторые не очень просты для восприятия, но их не нужно обходить вниманием, они показывают разнообразие жанра, например это "Катерина Измайлова" Шостаковича и "Венецианский купец" А.Чайковского. Из более старых я бы выбрал такие:
Какую оперу послушать начинающим?
Итак, решено. Вы готовы к тому, чтобы послушать оперу или посетить оперный театр. Но вот беда: с чего начать? Как среди огромного количества произведений не потеряться и выбрать то, что не разочарует? Для того чтобы выбрать свою первую оперу, нужно исходить прежде всего из своих интересов. Ниже дам вам несколько советов:
1. Вспомните что-то из любимой литературы или произведения, которое вы читали или знаете. Например, вы любите Пушкина. Для просмотра прекрасно подойдут оперы П. Чайковского "Евгений Онегин" или "Пиковая дама".
2. Если вы - любитель истории . Например, если вы интересуетесь Египтом, советую посмотреть оперу Дж. Верди "Аида". Вам близка Япония? Смотрим "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини. Для любителей именно русской истории есть много опер. О подвиге Ивана Сусанина написал одноименную оперу М. Глинка. В опере Н. Римского-Корсакова "Царская невеста" в основу положен эпизод женитьбы царя Ивана Грозного. Период стрелецкого восстания и церковного раскола осветил М. Мусоргский в опере "Хованщина".
3. Послушать в опере любимых исполнителей. Например, вам нравится голос какого-то оперного певца. Узнаем в интернете, в каких операх он пел и осталось только начать смотреть и наслаждаться.
Фото из открытых источников Фото из открытых источниковЕсли совсем не знаете что выбрать, то наверняка у вас на слуху такие названия: "Волшебная флейта" , "Кармен", "Травиата", "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник". Мелодии из этих опер популярны, постановок много онлайн и они есть в репертуаре почти каждого театра.
Распространено мнение, что опера-это скучно и там ничего непонятно. Конечно, будет непонятно, если идти неподготовленным. Весь секрет в том, что перед просмотром нужно прочитать либретто (содержание оперы), чтобы понимать, что происходит на сцене. Также в наше время сцены театра оснащены субтитрами . Даже если герой поёт что-то невнятное, всегда можно поднять глаза и прочитать текст. Если вы собрались смотреть оперу онлайн и она на иностранном языке, выбирайте постановку с русскими субтитрами .
Пять великих опер, которые нужно знать
"Травиата" (это слово означает "падшая женщина") - самая исполняемая опера в мире. В ней есть всё,что всегда привлекает публику: она про любовь, там есть, где прослезиться, и в ней простая вальсовая музыка.
В своё время (1853 год) она наделала много шума из-за скандального сюжета: в качестве положительной героини Верди вывел куртизанку. Кроме того, это была первая опера в истории, написанная, практически, с натуры: куртизанку Мари Дюплесси ещё хорошо помнили в Париже, она умерла совсем юной за шесть лет до премьеры оперы. Дюма-сын, влюбленный в неё, написал роман, а потом и пьесу, которая легла в основу оперного сюжета.
Альфред влюбляется в парижскую куртизанку Виолетту Валери. Он видит в ней чистую и прекрасную душу. Они удаляются от света и счастливо живут в деревне, но в Париже это воспринимается как вызов общественной морали. К Виолетте приезжает отец Альфреда и просит её оставить сына, чтобы восстановить репутацию его семьи. Она уходит к богатому барону Гастону, ничего не объясняя оскорблённому Альфреду. Скорая смерть от чахотки кладет конец её страданиям.
Главный бестселлер этой оперы - Застольная песня .
Хуан Диего Флорес и Диана Дамрау
Жгучий испанский колорит этой оперы и рвущая душу история героев сделала её любимицей публики. В основе сюжета - новелла Проспера Мериме о цыганке, жизнь которой - полный список статей из УК: воровство, проституция, контрабанда, вооружённое нападение, убийство и т.п. Поэтому первая постановка в Париже в 1875 году шокировала публику настолько, что никто даже не заметил прекрасную музыку.
Хороший и честный парень сержант Хосе не пойми с какого перепугу влюбляется в эту проклятую цыганку, и вся его жизнь стремительно катится в пропасть. Он становится дезертиром, контрабандистом, рогоносцем и маньяком, одержимым идеей фикс по имени Кармен. Ей на всё это плевать, и Хосе ничего не остаётся, как убить её.
Трудно поверить, что формально "Кармен" - комическая опера. Но это так.
"Кармен" - просто кладовая роскошных музыкальных хитов, выбрать совершенно невозможно. Хабанеру пропускаем - её и так все знают.
Вот великолепная увертюра в исполнении горячего Джеймса Ливайна . Под эту музыку Хосе вонзит нож в непокорную цыганку в 4 действии.
3. Пётр Ильич Чайковский. "Пиковая дама"
На Западе больше популярен "Евгений Онегин" Чайковского, но это они там ничего не понимают) "Пиковая дама" просто великолепна! Это настоящий психологический триллер. История Германа из повести Пушкина здесь совершенно переосмыслена.
Герман влюблён в Лизу. Им не суждено быть вместе, потому что он - бедный офицер, а она наследница аристократического рода. Есть только одна возможность подняться на её уровень: выиграть в карты состояние. Для этого необходимо как-то выведать у мрачной старухи-графини - бабушки Лизы, на какие три карты надо ставить. Эта задача сводит Германа с ума. И он, и Лиза кончают жизнь самоубийством.
Свою известную арию Герман поёт в тот момент, когда две заветные карты - тройка и семёрка - уже выиграли, и он совершенно уверен в исходе: вот сейчас он поставит третью - туза, и весь мир будет у его ног! Он ещё не знает, что через пять минут вместо туза он нечаянно вытащит даму пик и проиграет всё.
Михаил Дидык.
4. Джоаккино Россини. "Севильский цирюльник"
Наверное, ни один автор не изведал при жизни такого триумфа своей оперы, как Россини. И сейчас, спустя 200 лет, публика любит её всё так же горячо.
Молодой граф Альмавива, будучи проездом в Севилье, влюбляется в прекрасную Розину. Но она находится под строгим надзором опекуна - престарелого дона Бартоло, который сам планирует на ней жениться. Если бы не местный цирюльник - Фигаро, ничего бы у Графа не получилось. Правда, оно получается не с первого раза, и каждая неудачная попытка - прекрасный повод посмеяться.
Каватину Фигаро с её головоломной скороговоркой мы уже приводили в пример аж в двух Культшпаргалках (вот здесь , например). Вот ещё одна коронная белькантовая каватина из этой оперы. Её поёт Розина, обещая устроить своему опекуну весёлую жизнь, если тот посмеет встать на её пути (здесь фрагмент).
Американка Изабель Леонард - идеальная Розина.
5. Вольфганг Амадей Моцарт. "Волшебная флейта"
Это любимейшая опера у публики всего мира. Моцарт написал её незадолго до смерти. Это лирическая комедия с масонскими смысловыми шифрами. Сюжет её очень запутан, поступки героев плохо мотивированы - это недоработки либретто. Но музыка волшебная!
Принц Тамино и птицелов Папагено идут выручать из плена дочь Царицы ночи. Как водится в сказках, они проходят огонь, воду и медные трубы, но всё заканчивается хорошо. В трудные моменты им помогает волшебная флейта и волшебные колокольчики.
Самая главный шлягер "Волшебной флейты" - ария Царицы ночи из второго действия. Это ария мести. Она вкладывает кинжал в руку своей дочери Памины, убеждая её убить своего похитителя.
Моцарт придумал для этой арии головоломные колоратуры (пассажи), чтобы облик Царицы ночи был совсем уж фантастичным и демоническим.
Немецкая певица Диана Дамрау .
С чего начать слушать оперу
Хотите приобщиться к миру оперы? Забудьте. Лучше посмотрите балет. Такая же нудятина, только идёт меньше.
И ладно ещё, если решите послушать дома. Но вдруг вас потащит в оперный театр? Будучи профаном, вы обязательно купите билет на «Летучий голландец» Вагнера.
А теперь представьте — два с половиной часа без антракта. Это не кино, а оперный театр — начнёте жевать попкорн — хруст разнесёт по всему залу. Петь будут, разумеется, на немецком. Мы не в СССР, оперы больше не переводят. Но если в театре работают субтитры, то, может быть, что-нибудь и поймёте.
Ладно, если испугались, то забудьте про «Голландца», а лучше послушайте «Риголетто».
5 опер, которые должен услышать каждый
Объективно лучший дуэт — Анна Нетребко и Роландо Виллазон (ученик Пласидо Доминго, уникальнейший исполнитель). Но поскольку Нетребко — ватница и колорад (о, боль моя), я рекомендую другую запись: "Травиату" на вокзале". Она так и называется: La Traviata im Hauptbahnhof Zürich. Представьте себе: центральный вокзал Цюриха, народ туда-сюда шастает, ходят поезда, а в центре огромного зала — симфонический оркестр и исполняется опера. При этом жизнедеятельность вокзала ни на минуту не прекращается! Это просто отвал башки!
"Тоска"
Есть фильм 1992 года Tosca: Live in Rome с Пласидо Доминго. Финал снимали на крыше замка Сант-Анджело — именно оттуда Тоска бросается вниз.
"Набукко" и "Аида"
Выбор очень субъективный. "Набукко" и "Аида" — две монументальные оперы, которые требуют таких же декораций. Смотреть их нужно исключительно в амфитеатре "Арена ди Верона", где каждое лето проходит одноименный фестиваль. Амфитеатру две тысячи лет — сидишь на нагретых за день камнях и кайфуешь. Есть места для лохов — в партере за 250 евро. А есть для нормальных людей — по 25. Это верхние 15 ярусов: там что займешь — то твое. Слушаешь оперу и смотришь на звезды.
Главная тема в "Набукко" — хор рабов, одновременно двести человек на сцене. А декорации для "Аиды" — это вообще нечто, целый египетский город. Особенно круто — за день до или на следующий день после концерта обойти амфитеатр в Вероне по кругу и посмотреть на декорации – их прямо на улице выставляют.
"Лакме"
Там важный "Дуэт цветов", который исполняют латышка Элина Гаранча, один из лучших оперных голосов в мире, и опять же Анна Нетребко, Мария Каллас нашего времени, способная спеть все что угодно. Давно мечтаю послушать Гаранчу вживую.
Исполнители
Андреа Бочелли
Бочелли — главный популяризатор оперы сегодня, гипергениальный. Самый известный его альбом — The Best of Andrea Bocelli: Vivere. У нас хорошо знают его дуэт с Сарой Брайтман Time To Say Goodbye.
Анна Нетребко
Роландо Виллазон
Обязательно нужно послушать альбом Gitano. Это, конечно, не опера, а сарсуэла, редкий латиноамериканский жанр, который Виллазон возрождает.
Элина Гаранча
Чечилия Бартоли
Фестивали
Верона
Зальцбург
Концерты проходят в специальном концертном зале, который построен на месте взорванной скалы. Акустика невероятная.
Мачерата
В Мачерате есть такая тема — ночь оперы. Полностью одетая труппа кочует с площади на площадь и исполняет там самые крупные арии, скажем, из "Аиды".
Опера: 10 самых-самых…
Тройка самых исполняемых композиторов все та же – Дж. Верди, В.-А. Моцарт, Дж. Пуччини. Родной П.И. Чайковский на хорошем, 12-м месте, но дело тут не в качестве музыки, а в том, что сейчас повсеместно опера исполняется на языке оригинала. Итальянский студенты консерваторий изучают в обязательном порядке, а вот с русским у певцов возникают проблемы.
Одно из самых любимых публикой произведений (10-ое) место – «Риголетто» Дж. Верди, история чистой девичьей любви и гнусного мужского предательства, за которое добровольно расплатилась собственной жизнью та же чистая девушка. Два номера из этой оперы – Песенка и Баллада Герцога – супершлягеры, исполняемые лирическими тенорами на бис в концертах. Хороша эта опера тем, что ее можно поставить и как «большую», а можно, чуть сократив хор, сделать из нее нечто почти камерное. Певцам там есть, что петь и что играть, а зрителям – над чем поплакать и над чем задуматься. Шедевр, короче.
На 9-м месте – развеселый «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Маэстро написал кучу замечательных опер, немыслимое количество мелодичной музыки, но вот эта вещь – самая живучая из всех. Даже те, кто в театре никогда не бывал, иной раз да и вспомнит в разговоре про «Фигаро здесь, Фигаро там». Мораль же сей оперы такова – не пытайся помешать влюбленным! Не вставай на пути девицы, которая собралась замуж! Это бесполезно − сметет и затопчет! Очень даже хорошая мораль.
5-е и 7-е места списка занял божественный Моцарт с «Женитьбой Фигаро» и «Дон Жуаном». Сюжеты этих опер общеизвестны, а мораль рассказанных в них историй сводится к одному – не бегай за чужими женами, не покушайся на чужих невест! Даже если ты аристократ, а твой соперник – плебей. В первом случае дело закончилось публичным посрамлением, во втором – низвержением охальника в ад. Неизвестно, что хуже. Почему эти вещи столь популярны? Все потому же – для постановщика имеется возможность создать яркое, динамичное действие, для слушателя − насладиться множеством ярких, заводных вокальных номеров. И никаких горючих слез…Ах, Моцарт, Моцарт!
Третьей от начала списка числится «Кармен» Жоржа Бизе. Безжалостно освистанная на премьере, что солидно сократило жизнь автора, она уже почти полтора века царствует на сцене. На Бизе молятся все меццо-сопрано мира − ведь это почти единственное произведение, где заглавная партия поручена низкому женскому голосу. Вот где можно себя показать! А если певица еще изящна и пластична, то там и станцевать не грех – под мелодии Бизе ноги сами просятся в пляс. В чем же пафос этой оперы, за который ее сначала не приняли, а потом превознесли? А в том, что женщина сама имеет право выбирать себе мужчин. Ну, а как это все для бедняжки закончилось – дело другое. Первопроходцам всегда нелегко. Кстати, Кармен, как на это прозрачно намекает автор литературной основы П. Мериме, цыганкой-то в общем и не была. Она была, хотя бы на половину, басконкой. А это куда опасней.
Вероятно, отчаянной борьбой за право самой выбирать возлюбленных обязана оперным «серебром» героиня «Травиаты» Верди. А еще она отстаивает свое право на то, чтобы – если она покончила с легкомысленным образом жизни – ей о таковом впоследствии не напоминали. Женщина всегда имеет право измениться – если это изменение к лучшему. Трагизм «Травиаты» в том, что все перемены произошли слишком поздно… И поэтому, мы все, дорогие девушки, должны пойти в ближайший оперный театр и внимательно выслушать это великое произведение от начала и до конца. Чтобы не повторять заблуждения несчастной Виолетты, стоивших ей здоровья и жизни… Это несложно – музыка там легкая, не обременительная для неопытного слуха, есть танцы и балет.
А вот почему такая сложная – в смысле сюжета и главное, смысла, − опера как «Волшебная флейта» Моцарта вырвалась на ПЕРВОЕ место в списке самых часто исполняемых? Так уж ли часто мы ее действительно видим «на театре»? Да, блистательная ария царицы Ночи, где она рассказывает влюбленной дочке, какие мужчины нехорошие, − для сопрано прекрасный повод показать себя во всем си-бемольном блеске… Арии чудаковатого птицелова Папагено – подарок баритону… Но секрет высокого рейтинга «Флейты» не в этом, не в ее гениальном авторе, а в том, что это произведение охотно ставят немецкие и австрийские оперные театры. А они там − в каждом районном городке! Ну любят там оперу – чуть ли не больше, чем в Италии. Вот этому обстоятельству «Волшебная флейта» и обязана своим репертуарным первенством. Умеют хорошо жить в тех места, что и говорить!
Несомненно, когда будут подводиться итоги 2013 года, произведения Рихарда Вагнера, который сейчас занимает 25-е место со своей ранней оперой «Летучий голландец», поднимутся в рейтинге. Его поклонники, хоть и многочисленные, все же представляют собой некий полузакрытый клуб. Самые преданные фанаты, часто потомственные, ежегодно собираются на вагнеровском Байройтском фестивале, куда трудно попасть просто в силу ограниченности тамошних сценических площадок. Но стоит надеяться, что юбилейный год будет способствовать популяризации этой сложной, но прекрасной музыки.
Заканчивается театрально сезон, начинается концертно-гастрольный. На дворе раннее в этом году лето. Можно, без оглядки на холод и темень, ходить на концерты. Благодать для меломана – теперь можно послушать любимые арии и отрывки в концертах… Надеваем легкие платья-костюмы и легкой походкой на летние площадки!
Опера будет всегда, но мы-то не вечны! Успейте послушать хотя бы самое лучшее…
Знакомиться с оперой нужно здесь – отправляйтесь в прекрасную Вену.
Спектакли в Москве: опера
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише», чтобы получить возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость.
Подборки «Афиши»
Спектакли недели: новый Фабр и променад по миру граффити
27 сентября 2021
Провокационный «Улисс» и фантазии о жизни Шекспира: что смотреть на фестивале моноспектаклей Solo
Топ-5 опер, которые обязан посмотреть петербуржец
Если вы обычный театрал, но не знаток опер, и вдруг решили посетить музыкальный спектакль, могут возникнуть опасения. Там же словечко в простоте не скажут - все с руладами! Чтобы сориентировать наших читателей, мы составили топ-5 оперных спектаклей, которые оценит каждый. Просто расслабьтесь и наслаждайтесь великолепной музыкой. На некоторые оперы можно и даже нужно взять с собой ребенка. Дети иногда лучше взрослых и воспринимают красоту.
НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ 12+
Сказочные сюжеты Гоголя из сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки» взволновали не только читателей. Композиторы зачитывались сказками в детстве, а когда выросли, обрадовались: это ж какие перспективы открываются! Первым сюжет использовал Чайковский в опере «Черевички» (изначальное название «Кузнец Вакула»). Его ровесник Римский-Корсаков посчитал, что неэтично использовать ту же тему после товарища. Двадцать лет мечтал, а после смерти Петра Ильича в 1893 году наконец взялся за сюжет. Справился меньше чем за год. Либретто написал сам. Усилил фантастические и языческие мотивы, к которым питал слабость. Древние поверья, которые отражались в русских народных и украинских обрядах и которые он тщательно изучал, вдохновили композитора. Оперу назвал «былью-колядкой», чтобы подчеркнуть народность. Придумал эпиграф: «Сказка-складка, песня-быль».
Музыка получилась волшебной, даже природа «видна».
В опере действуют и черти, и ведьмы, и колдуны. Кузнец Вакула летит на черте из украинского села в Петербург на бал во дворец, чтобы выпросить черевички для красавицы Оксаны у самой царицы. С владычицей поначалу промашка вышла. В 1895 году особ царской крови нельзя было показывать на сцене. А Гоголь-то вывел Екатерину Вторую! И хотя Римский-Корсаков показал «просто царицу», без имени, премьеру пытались запретить. Но композитор отстоял свое произведение. С тех пор оперу любят зрители. Особенно хорошо она идет перед Новым годом и Рождеством, когда душа просит чего-то сказочного.
Где посмотреть:
Мариинский театр, Театральная площадь, 1.
Когда посмотреть:
17, 18, 29 декабря, 6, 7, 13 января.
ТРАВИАТА 16+
Смерть не заставила себя ждать. На память молодому человеку осталась лишь засушенная камелия. Других цветов больная не признавала, ведь только камелии не пахнут.
Пьесу по роману долго запрещали ставить на сцене из-за «безнравственности» - все же героиня куртизанка. Когда наконец состоялась премьера, историей вдохновился композитор Джузеппе Верди. С тех пор и книга, и пьеса, и опера - мировые бестселлеры уже 150 лет. Не счесть постановок и экранизаций, в том числе в эпоху немого кино.
Сам же автор, посмотрев оперу, сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».
Где посмотреть:
Михайловский театр, площадь Искусств, 1.
Когда посмотреть:
Где посмотреть:
Санктъ-Петербургъ Опера, Галерная улица, 33.
Когда посмотреть:
14 декабря, 5 января.
Где посмотреть:
Мариинский театр, Театральная площадь, 1.
Когда посмотреть:
БОГЕМА 16+
Привлекательное для обычных людей название точно отражает суть истории. Интересно ведь, как и, главное, на что живут загадочные представители мира искусства. Особенно ценно, что книгу, ставшую основой пьесы, а затем и оперы, написал человек, сам прошедший все ступени от нищеты до успеха. Анри Мюрже его родители считали тунеядцем. Он не хотел работать в отцовской портняжной мастерской, а решил стать литератором. В итоге ему это удалось. Помогла и книга «Сцены из жизни богемы», написанная на основе личного опыта. Были и другие, но только эта осталась на века. Автор переделал ее и в пьесу, которая с успехом шла на подмостках. Затем почти одновременно появились две оперы - Пуччини и Леонкавалло. Из-за этого композиторы даже поссорились.
А в 1930 году список пополнила оперетта Имре Кальмана «Фиалка Монмартра».
История на самом деле трагична. В парижской мансарде живут четыре друга - художник, поэт, философ и музыкант. Поэт Рудольф влюбляется в соседку-вышивальщицу Мими. Влюбленные ссорятся якобы из-за кокетства девушки. Но причина в другом: Мими серьезно больна, а у любимого нет денег на ее лечение. Оба решают расстаться до весны. Но весной Мими умирает…
Премьера оперы Пуччини почти провалилась. Критики назвали ее пустой, инфантильной, глупой и низкой по сюжету. И лишь издатель композитора, некий Джулио Рикорди, верил в успех: «Дорогой Пуччини, если ты на сей раз не создашь шедевра, я поменяю профессию и пойду торговать колбасой!»
Торговать колбасой не пришлось.
Где посмотреть:
Михайловский театр, площадь Искусств, 1.
Когда посмотреть:
128?? декабря, 14 января.
Где посмотреть:
Санктъ-Петербургъ Опера, Галерная ул., 33.
Когда посмотреть:
Где посмотреть:
Мариинский театр, Театральная площадь, 1.
Когда посмотреть:
Где посмотреть:
Театр «Зазеркалье», ул. Рубинштейна, 13.
Когда посмотреть:
ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА 6+
Одна из красивейших опер в мире и последняя оперная премьера в жизни Моцарта. Да и история ее создания не так весела и легка, как можно было бы подумать. Эммануэль Шиканедер, друг и либреттист Моцарта, владел театром на окраине Вены. И едва не прогорел. Спасти от краха мог только большой успех. Шиканедер стал изучать, что любит публика. Оказалось, волшебные оперы. А уж кому писать музыку, вопрос не стоял. Моцарт согласился. Хотя тяжело болел и с трудом зарабатывал на хлеб.
Написал музыку, можно сказать, на скорую руку, а получился шедевр на века. Находящийся при смерти композитор сотворил гимн жизни, любви и веры в будущее. Через два месяца после премьеры, которая прошла 30 сентября 1791 года, композитор скончался.
«Волшебная флейта» входит в топ-пятерку красивейших опер уже больше двухсот лет.
По сюжету дочь царицы ночи похитил волшебник Зарастро. Мать посылает принца Тамино спасти девушку и дает волшебную флейту, а также отправляет с ним помощников. Ради любви принцу пришлось пройти множество испытаний.
Гете даже хотел написать продолжение, как сложилась судьба героев дальше, но передумал.
Где посмотреть:
Мариинский театр, Театральная площадь, 1.
Когда посмотреть:
30, 31 декабря, 2, 8, 18 января.
Где посмотреть:
Театр «Зазеркалье», ул. Рубинштейна, 13.
Когда посмотреть:
ЗОЛУШКА 6+
Эту оперу профессор Ленинградской консерватории, композитор Борис Асафьев, написал в 1906 году специально для детей. Он хотел, чтобы молодое поколение начало знакомство с таким серьезным жанром, как опера, через хорошо известную каждому малышу волшебную сказку Шарля Перро. Тем более что в ней говорится, что надо быть честным и добрым. Либретто написала Ольга Мухортова по мотивам истории французского писателя и киносценария русского сказочника Евгения Шварца.
Где посмотреть:
Михайловский театр, площадь Искусств, 1.
Когда посмотреть:
21 декабря, 8, 17 января.
Возрастная категория сайта 18 +
Читайте также: