Можно ли сходить в церковь
Напряженный ритм жизни современного человека подчас просто не дает ему возможности отбросить мирские заботы и посещать церковь каждый день. Вот я и решил выяснить у своего знакомого священника, достаточно ли будет ходить только на праздничные службы и по выходным для сохранения нашей души.
По привычке, спешу пообщаться со своим духовным наставником на интересующую меня тему По привычке, спешу пообщаться со своим духовным наставником на интересующую меня темуКак часто верующему человеку стоит посещать храм
Со слов моего знакомого священника, отца Романа, четвертая заповедь гласит, что в течение шести дней в неделю человек должен трудиться, а седьмой воскресный день посвятить нашему Творцу. Вот почему верующему человеку важно по воскресеньям ходить в церковь.
При этом лучше побывать не только на утренней воскресной службе, но и на всенощном бдении, которое начинается в субботний вечер.
Церковь настаивает на том, что посещение церкви 1 раз в неделю, чтобы соединиться с Христом в таинстве причащения - это идеальная норма.
Ходить в храм истинно верующий человек должен не реже 1 раза в неделю, по воскресеньям Ходить в храм истинно верующий человек должен не реже 1 раза в неделю, по воскресеньямОтец Роман сказал мне, что православный христианин, по возможности, должен посещать церковь и в дни православных праздников. Желательно присутствовать на всех праздничных Литургиях.
Если же у человека нет возможности в большую церковную дату побывать на утренней службе, то ему следует постараться хотя бы:
- в течение дня прийти в церковь, чтобы помолиться Богу;
- найти время для домашней молитвы.
Естественно, человек может посещать Дом Божий в любое удобное для него время, чтобы:
- вознести молитвы;
- поставить свечи за здравие и за упокой;
- заказать молитвенное поминовение;
- пообщаться со священником.
Кому нельзя венчаться?
Венчаться нельзя тому, кто не расписан в ЗАГСе. Нельзя венчаться тем людям, у которых есть какие-то канонические препятствия к этому, например, запрещено венчание с кровным родственником. Нельзя венчаться, если один из супругов скрывает свою психическую болезнь. Если один из супругов изменяет своему избраннику.
Сложнейшие вопросы решаются благословением архиерея. Бывают такие случаи, которые приходской священник не может и даже не в праве решить самостоятельно.
Когда можно заходить в церковь?
В храм можно заходить в любое время. С 1990х годов стало разрешено держать храм открытым целый день, а не только на время литургии. В центре Москвы некоторые храмы открыты до 23 часов. Если бы была возможность, я думаю, храмы были бы открыты и ночью.
Действительно ли беременным нельзя ходить в церковь?
Беременным не только нужно ходить в храм, но и необходимо каждую неделю причащаться Христовых Тайн.
Что можно и что нельзя в Церкви?
Зачастую у людей, впервые входящих в храм и интересующихся христианской традицией, возникают схожие вопросы о том, как вести себя в церкви. Мы выбрали наиболее распространенные вопросы и задали их протоиерею Алексию Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Кожухово.
Разрешена ли фото- и видеосъемка во время исполнения таинств?
Во всех храмах к этому относятся по-разному. Это такой момент, который входит в нашу жизнь, как в наше богослужение вошло электричество, электрическое паникадило, микрофоны. В любом случае – все должно совершаться с благоговением. Фотосъемка не должна мешать, быть навязчивой.
С одной стороны, это может быть не очень приятно. Но с другой – не стоит забывать, что есть тысячи людей, которые сидят дома и по разным причинам не могут выйти из квартиры, а им очень важно увидеть то, что происходило на богослужении, потому что для них это большое утешение и большая радость. Через подобные видеозаписи они чувствуют свою сопричастность Церкви. Тогда видеосъемка того же богослужения или проповеди приносит большую пользу.
Можно ли ходить в церковь чаще?
На этот мой вопрос отец Роман сказал, что, естественно, можно. Если человек имеет такую потребность, то он может бывать в церкви каждый день.
Так, на Руси в старину люди приходили в храм каждое утро, дабы поприсутствовать на богослужении. Только после этого они отправлялись по своим делам.
Однако, со слов моего знакомого священника, если вы много трудитесь, а дома вас ждет семья, которая редко вас видит, то не стоит обделять близких своим вниманием, убегая каждый день в храм.
Молиться в церкви – дело хорошее, однако близких старайтесь не обделять своим вниманием и заботой Молиться в церкви – дело хорошее, однако близких старайтесь не обделять своим вниманием и заботойБыть может, кто-то на такое наставление возразит: «А как же главная заповедь - люби Господа своего»? На это отец Роман сказал, что Спаситель не разделяет заповеди, а объединяет. «Люби Господа всем своим сердцем, всей душою, и ближних, как самого себя».
А как часто ходите в церковь вы? Делитесь своим опытом в комментариях. Ставьте лайк и делайте репост статьи в социальных сетях, если она была вам полезной. Не забудьте подписаться на мой канал. Мне будет очень приятно. Пусть хранит вас Господь!
Можно ли развенчаться в церкви?
В православной церкви нет чина развенчания. Если люди по своим великим прегрешениям не сумели сохранить любовь, если разрушили брак, то берется благословение на вступление во второй брак у епархиального архиерея.
Подобная ситуация – из ряда вон выходящая, сугубо греховная, для нее нет определенной схемы. Если человек оказался в таком несчастье, то процесс вступления во второй брак должен начаться с исповеди своему приходскому священнику. Желательно покаяться перед тем священником, который венчал вас. Если это невозможно, следует исповедоваться своему духовнику и посоветоваться с ним.
Можно ли в церкви фотографировать?
Действительно, такой вопрос все время возникает. C одной стороны, конечно, можно. С другой стороны, лучше спросить разрешение у дежурного по храму. В основном не разрешается фотографировать там, где вспышка может ухудшить изображение иконы или фрески. По той же причине нельзя фотографировать в музеях. Вспышка разрушает изображения.
Если мы приходим в храм, то должны соблюдать правила приличия и воспитанности. Храм больше и выше, чем музей. Это место молитвы и повышенного благоговения, а фотографирование несет светский характер, который может человека ввести в смущение или возмущение.
Фото Владмира Ештокина
Можно ли приходить в храм накрашенной?
Дьявол всячески пытается отвлекать нас от молитвы. Если посреди храма будет стоять «яркая» женщина, которая изобилует косметикой, она будет совершать двойной грех – не соответствовать церковному уставу и отвлекать других. Все должно быть в меру.
Некоторые боятся идти в храм после карантина. Это оправданный страх? — мнение священника
Сначала поясню: если кто-то заметил, что сейчас в его храме стало меньше людей на службах, не стоит связывать это исключительно с чрезвычайными обстоятельствами этого года. Летом в храме всегда меньше народу. Объективно судить о количестве людей в храме можно будет лишь осенью, начиная с Покрова Пресвятой Богородицы. Сейчас многие прихожане просто в отъезде: на море или на даче.
Ну а если человек никуда не уехал, но в храм идти не решается? По моим наблюдениям, причины здесь могут быть следующие:
Первое — неоправданный страх быть в обществе людей, психологический барьер.
Эти люди без реальных причин боятся не только похода в храм, но и в целом любого скопления людей — к примеру, избегают поездок на метро.
Да, страх заразиться справедливо продолжает пребывать среди нас. Многие видели, как болеют их родственники или знакомые — они знают, как это тяжело и страшно. Но священноначалие приняло меры, которые были и остаются актуальными, адекватными и действенными. Эти меры не отменялись. Соблюдение этих мер, а не полный отказ куда-то ходить — и есть адекватная реакция на оправданный страх.
А что же делать со страхом неоправданным, парализующим человека? Рецепт борьбы с таким страхом мы можем почерпнуть у старца Паисия Святогорца. Он очень боялся кладбища. Пока он не вырыл могилу и не провел в ней ночь, у него этот страх не прошел. Нам надо следовать его примеру — идти упорно на страх, не поддаваться, не слушать его и делать то, что ты боишься.
Повторюсь, это не значит, что вам нужно перестать слушать инстинктивный, естественный страх и бороться с ним. Этот совет касается страха нерационального, панического, надуманного. Представьте, что вы врач и вы боитесь крови, или священник, который боится покойников. В этих случаях страх придется преодолеть, оперируя или отпевая — участвуя в том, чего вы боитесь.
Недавно ко мне на исповедь и причастие пришел человек, который был в храме впервые после карантина. Он надел респиратор, перчатки и боялся причаститься. Когда я напомнил ему пример старца Паисия и он все же причастился — каким радостным был этот человек! Он весь светился от счастья! Так что надо себя поначалу заставить, переломить — потом будет легче.
Второе — реальные проблемы со здоровьем.
Продолжающийся режим самоизоляции таких людей — не собственная прихоть, а рекомендации врача. Когда человек слышит слова «если ты заразишься, у тебя будут проблемы с почками», даже имея некоторую смелость, он все равно останется дома.
Тут применимы те советы, которые давало священноначалие в начале пандемии: слушать рекомендации врача и в случае необходимости вызвать священника на дом. Если врач сказал человеку сидеть дома, не уверен, что священник имеет право сказать: «Не слушай доктора, иди в храм».
Придется смириться, посидеть дома и вспомнить опыт пустынников, которые годами оставались без причастия. Будьте со Христом в молитве. Пусть будет некая печаль в вашем сердце, что в воскресный день вы не можете причаститься, но воспринимайте это как свой аскетический подвиг, смиренное послушание и ни в коем случае не поддавайтесь унынию.
Третье — обостренное чувство брезгливости.
Есть люди, которые и до пандемии брезгали общим Причастием — они не хотели подходить к чаше, если перед ними стоял человек неопрятного вида. Теперь этот барьер стал у них еще больше. К таким людям нужен отдельный подход и беседа с духовником.
Четвертое — те, кто вообще не верит в коронавирус.
Эти люди, увидев священника в маске или протирание лжицы, перестали приходить в наш храм и ищут «истинно православные» храмы, где сохранился прежний уклад и игнорируются благословлённые священноначалием меры.
Эти люди отличаются непослушанием. Им не обязательно нужен коронавирус, чтобы найти повод воевать с Церковью и отстаивать свои взгляды — они никогда не слушают священника, но хотят, чтобы согласились с их мнением. Не услышать, а навязать — их цель. Не уверен, что этим людям можно помочь, пока они сами этого не захотят.
Подготовила Анастасия Бавинова
(46 голосов, средняя: 4,72 из 5)6 сентября 2020 Наталия 1 год назад Ответить
А то, что есть такие "храмы, где сохранился прежний уклад и игнорируются благословлённые священноначалием меры" и ковид-диссидентам есть куда идти - это нормально? Допустимо ли в этом случае разномыслие? Для меня это вопрос не праздный - больной, ответьте, пожалуйста. Спаси, Господи.
Владимир Гурболиков 1 год назад ОтветитьДа, есть. Несколько массовых случаях болезни, когда заболевали почти все служащие в храме или монастыре, случались часто как раз там. Не всегда, конечно. Коронавирусом многие болели и заболевают. Среди моих родственников тяжело переболело трое, и ещё двое скончались; на работе и в ближнем круге личных знакомых из духовенства, прихожан, коллег, друзей тоже были заболевшие, один умерший. Так что не хочу сказать, что рисковали только "диссиденты". Равно и не утверждаю, что не было спекуляций и политики вокруг болезни. Но сама болезнь есть, и это серьёзная штука.
На этом фоне, мне странно слышать разговоры о гонениях. Гонения -- это когда накануне Великой отечественной открытыми в РСФСР оставалось от силы сто храмов на всю огромную страну, а на свободе -- трое или четверо архиереев. Мы даже представить себе не можем такого. Как я отношусь к выбору приходов? С пониманием того, что никто полностью не отнял свободу, но это предполагает и особую ответственность. В чем вижу главную ответственность и за что более всего тревожился и тревожусь? За возможность взаимного осуждения. Когда те, кто проявил послушание властям (и светским, и церковным, чего требовали ещё святые апостолы, кстати!) начинают с ожесточением обвинять пришедших в храмы, несмотря на запреты, в том, что те злонамеренно хотели заразить батюшек, совершали это назло Церкви и так далее. И прямо наоборот: когда нарушители с непонятной гордостью, огульно обвиняют оставшихся дома в трусости и неверии.
Мне кажется, самое важное -- понять, что самое худшее, что может нам принести ситуация -- это и есть дух раскола и осуждения. Особенно в среде мирян, которым Господь прямо сказал: "Не судите".
Очень важным уроком для меня при этом стало то, что церковные люди слабо знают историю своей Церкви. Отсюда категоричные утверждения, будто "никогда ничего такого не было в Церкви". Пришло осознание, насколько давно мы живём в сравнтельно благополучной ситуации с особо опасными эпидемиями, и в итоге, этот аспект церковной жизни только сейчас, по ходу событий, начал изучаться. Надо заниматься и этой темой, и вопросом отношения Церкви и медицины. Пока можно лишь сказать, что те, кто утверждают, будто священноначалие сделало нечто немыслимое для истории Русской церкви, точно неправы. Несколько публикаций с доказательствами и документами мы сделали; дальше надо чтобы занимались профессиональные историки. Но вопрос стал неожиданно больным и важным.
Василий 1 год назад ОтветитьВ первую очередь, надо относиться друг к другу с уважением, и соблюдать установленные нормы самоизоляции, если есть такая возможность. В какой-то мере, затянувшаяся история с коронавирусом - это тест для нас, верующих (или называющих себя таковыми) на нашу веру, на то, готовы ли мы ставить добродетель послушания выше своего "я хочу", готовы ли мы переступить себя и, не сомневаясь ни капли в Божественной силе, принимать Святое Причастие, готовы ли мы, например, прийти на службу в будний день (если у нас есть такая возможность), но Принять в себя Святые Тайны, вместо воскресного дня, когда в храме народа значительно больше и червь сомнений гложет нас, предлагая отложить принятие Причастия на "потом".
Но, конечно, если есть какие-то сомнения или тревоги - просто необходимо поговорить со священником, еще лучше - с духовником, чтобы понимать, что у верующего человека всегда будет поддержка, даже если временно связь с общиной потеряна.
Храмы - это закрытые помещения обычно с оставляющей желать лучшего вентиляцией, где служба длится более часа. В маске и перчатках так стоять тяжело, а без них велик риск заразить себя и других. Следовательно разумно либо действовать по алгоритму вроде пришёл-исповедовался-ушёл, либо посещать храм во внеслужебное время.
Наталья 1 год назад ОтветитьВы что к людям привязались?
У меня, например, нога болит. Я вчера у врача была.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
В какой церкви можно покреститься?
Можно покреститься в любом приходском храме, кроме монастырского. В большинстве монастырей крещение не совершается.
Также советую принимать крещение в том храме, где есть баптистерий – купель для полного погружения.
Можно ли мусульманам и людям других конфессий посещать храм?
Конечно, можно. Опять-таки нет никакого запрета. Надо помнить, что каждая душа и вправду – по рождению христианка. А потому – каждому человеку вне зависимости от его вероисповедания можно находиться в церкви.
Что можно заказать и купить в церкви?
В церкви ничего не покупается и не заказывается. Покупается в церковной лавке на территории храма. Можно купить иконы, киот, церковную утварь.
Заказать сорокоуст, различные молитвы и требы.
Когда можно причаститься в церкви?
В основном литургия совершается ежедневно. В какое время – можно узнать у дежурного в храме, по телефону, в расписании или на сайте храма.
Время причастия зависит от храма, в каждом – свое начало богослужения, а значит, и свое время причастия.
Может ли женщина ходить в храм в брюках?
Как было сказано в фильме «17 мгновений весны»: «Трудно пастору идти против паствы». Потому, сколько бы мы ни призывали людей к богообразному бытию, прихожане имеют свой характер и своевольничают. Если священнослужители будут выгонять из храма всех женщин в брюках, то почти никого не останется. Следует помнить, что и брюки бывают разными: бывают скромные, а бывают не скромные.
Если женщина идет в храм причащаться, ей следует надеть юбку и платок. Женщин в брюках и без платков, конечно, никто выгонять не станет. Но платок в православных русских храмах – это обязательно. На участие в таинстве следует выглядеть соответственно.
Что категорически запрещено делать в храме? Можно ли в храме плакать?
Запрещено громко разговаривать, беседовать на отвлеченные темы.
Плакать можно только таким образом, чтобы это не мешало другим, не превращалось в театральное представление.
Можно ли некрещенным посещать церковь?
Конечно, можно. Нет никакого запрета. Если говорить по канонам, то некрещенным людям нельзя присутствовать на евхаристическом каноне, проще говоря, на литургии верных. Это период после чтения Евангелие до конца литургии, включая причастие Христовых Тайн.
О правилах, действующих в храмах Русской Православной Церкви из-за COVID-19
Крест не лобызать, использовать перчатки, соблюдать социальное дистанцирование — именно такие правила теперь действуют в храмах Русской Православной Церкви. Храмы Подмосковья 3 июня 2020 года открылись для прихожан после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. На какие изменения пришлось пойти Церкви из-за эпидемии? Подробнее о том, как работают храмы после выхода из самоизоляции, — в интервью Федерального агентства новостей с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойдой.
— Сегодня свои двери для прихожан снова открыли храмы в Московской области. Какие меры безопасности принимаются для недопущения распространения коронавирусной инфекции?
— Доступ прихожан в храмы со дня открытия будет обеспечен с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора, в том числе социальной дистанции во время богослужений из расчета один человек на четыре квадратных метра. Еще 17 марта Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была утверждена инструкция в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции. В ней перечислены правила, составленные с учетом канонической и богослужебной традиции Русской Православной Церкви, которые соблюдаются и будут соблюдаться до улучшения эпидемиологической обстановки.
— Как изменилось проведение религиозных обрядов из-за пандемии?
— Церковные таинства всегда остаются неизменными, и пандемия не сможет поменять их природу. Те временные меры, которые приняты сейчас, ни в коей мере не являются изменением порядка богослужебной жизни.
— Как, например, теперь будет проходить обряд причастия?
— В инструкции перечислены точные рекомендации по совершению таинств в условиях пандемии коронавирусной инфекции. В частности, там говорится, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено. Ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела. С учетом при этом исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий, преподавать святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов. Предписывается также преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде. Для раздачи антидора рекомендуется использовать одноразовые гигиенические перчатки. <…> Для утирания уст по отдельности для каждого причастника — использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. <…> Причастникам рекомендуется временно воздержаться от лобзания Чаши.
— Есть ли позиция Церкви по целованию креста и икон прихожанами сейчас, так как угроза заражения коронавирусной инфекцией все еще не сошла на нет?
— Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан, также рекомендуется регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане. Хочу заметить, что и до пандемии стекло на иконах, к которому прикладывались прихожане, регулярно дезинфицировали.
— Прихожане долгое время не могли посетить церкви. Обращались ли они за консультациями и психологической помощью дистанционно? Какие темы больше всего беспокоили людей в это непростое время?
— Планируете сохранить этот формат взаимодействия с верующими после пандемии?
— Церковь давно взаимодействует с прихожанами в режиме онлайн, но, разумеется, это не заменяет и, уверен, никогда не заменит молитвы в храме, разговора со священником, не говоря уже о таинствах, которые просто невозможно проводить дистанционно.
— Есть ли примерные сроки открытия храмов в других регионах?
— Мы очень ждем открытия храмов по всей стране. Нам известно о письме Анны Поповой от 23 мая в региональные структуры Роспотребнадзора с рекомендациями, какие меры должны приниматься в плане постепенного снятия ограничений на посещение храмов на каждом из трех обозначенных этапов выхода из текущей ситуации. Рабочая группа при Патриархе обсуждала эти меры с представителями ведомства. Они представляются вполне приемлемыми. В зависимости от того, какой этап сейчас в том или ином регионе, епархия по согласованию с местной властью будет вводить указанные меры. В ряде регионов процесс уже идет, в некоторых ограничения с самого начала не были такими сильными в связи с эпидемиологической обстановкой.
— Совсем скоро день Святой Троицы, в который верующие традиционно стремятся в храмы. Будут ли двери храмов открыты в этот день для прихожан?
— Повторюсь, все зависит от эпидемиологической обстановки в регионе и решения санитарных властей. Как я уже говорил, доступ в храмы будет обеспечен с соблюдением всех пунктов инструкции в связи c угрозой распространения коронавирусной инфекции и, разумеется, с соблюдением санитарно-эпидемиологических предписаний Роспотребнадзора. Патриарх Кирилл благословил открытие всех храмов Московской епархии для прихожан с субботы. Уже открыты для посещения Храм Христа Спасителя и Богоявленский собор в Елохове, где соблюдаются все санитарные нормы. Недавно митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий сообщил, что главный государственный санитарный врач Подмосковья Ольга Михайловна Микаилова сообщила ему о первом этапе снятия ограничительных мероприятий в связи с эпидемией коронавируса. Согласно этому решению, верующим разрешается посещать храмы на территории Московской области в небогослужебное время, а богослужения можно совершать на воздухе, около храмов, также при соблюдении всех санитарных предписаний.
Как следует выглядеть женщине в церкви?
Женщине следует выглядеть скромно и в то же время красиво. В храм нужно одеваться хорошо, празднично, но так, чтобы мужчина, приходящий в церковь, думал о Боге, а не о женской красоте.
Можно ли чем-то заразиться в церкви?
Если речь идет о таинстве Евхаристии – нет, заразиться во время таинства причащения нельзя. Это доказывает тысячелетняя практика христианской традиции. Таинство причастия – величайшее из таинств Христовой Церкви.
В какое время нельзя венчаться?
Нельзя венчаться в посты: Великий, Рожественский, Петровский и Успенский. Нельзя венчаться на святках (в период от Рождества до Крещения). Не венчают на светлой седмице до антипасхи. Не венчают под среду, под пятницу, под воскресенье. Не венчают в праздник усекновения головы Иоанна Предтечи. Также не венчают под приходские престольные праздники.
Могут ли животные находиться в храме?
По церковной практике не дозволено пускать в храм собаку. Это животное считается не совсем чистым. Потому в церковной традиции есть чин освещения храма, если в него забегает собака. Однако стоит помнить, что собака – отличный сторож, и сегодня без нее не обходится ни один храм.
А вот кошки у нас в храмах присутствуют. Это не запрещается.
В Греции, например, в один из праздников в храм заползают даже змеи.
Правда ли, что женщинам нельзя посещать церковь во время критических дней?
Есть церковная традиция, когда женщины в свои «женские праздники», как называл их Нифонт, митрополит Волынский и Луцкий, не ходят в храм.
Но ведь женщина даже в эти «праздничные дни» остается человеком и не становится существом второго сорта, которому нельзя входить в храм.
Церковь Христова – пристанище для людей немощных и скорбящих. А во время своих месячных немощей женщина зачастую терпит скорби не только физические, но и моральные.
В такие дни женщины не приступают к таинству причащения и, по традиции, не целуют иконы.
Почему ты не ходишь в церковь.
А что если постараться сказать себе об этом правду?
Ты – крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд – не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…
А ведь отводят именно мысли.
Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно – мысль пришла! Только вот – откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».
Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.
«Но я же посещаю храм…»
Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени – освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.
Но сама Церковь так не считает.
Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.
День седьмой – это воскресенье.
Воскресение Христово – основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.
А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.
Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.
Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.
На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день – так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё – в основном для тела. Но человек – это, прежде всего, его душа.
Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?
Церковь – это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.
«У меня Бог в душе».
А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.
Но ведь это же неправда.
Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля – чтобы мы ходили в храм.
Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.
Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:
– Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается – не мню.
Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся – очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.
«Я еще не созрел»
«Зрей! – говорит дьявол. – Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.
Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».
Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.
«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»
Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:
– Я не хочу креститься, потому что это мода такая.
– А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? – пришлось спросить у нее. – А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?
Вы – юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.
Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше – если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?
«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»
Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей – они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые мiру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.
«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мiровоззрение»
Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мiр, мiр ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей – будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.
Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа – и получил от Него прощение и вечное спасение.
Значит, здесь, на этой земле, как бы мы ни жили до этого, никогда не поздно покаяться за всю прошлую жизнь и обратиться ко Господу.
«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»
Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся – и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко – не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.
Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием – делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), – а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни – и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?
«Я не такой уж сильно верующий»
Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все – в пути.
Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.
«С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народ.
Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, – станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.
Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).
Господь поможет, Господь даст.
А верующему – всё возможно. Это тоже евангельская истина.
«На Бога надейся, а сам не плошай»
Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога, дел – невпроворот. И прежде всего – с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями – болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!
И, конечно, занимайся своими обычными делами – перекрестившись, помолившись.
Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.
Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия – не задумываться.
Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.
«А что в церкви делать?»
У каждого православного в церкви дел очень много.
Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.
С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:
– Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.
Старайся ни с кем не беседовать – вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся – от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.
Можно молиться и своими словами – о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.
О чем мы говорим с Богом?
Прежде всего, мы Бога благодарим.
Вот для чего мы ходим в церковь – в первую очередь.
А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это – не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.
Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мiр бы захлебнулся в нем.
Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.
Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё – победа над злом в главной битве, которая и есть – жизнь.
«Слава Богу за всё», – сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.
Вторая наша просьба к Богу – о прощении грехов.
Все мы – грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.
Третья просьба – о помощи Божией.
Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные…
Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу – от Него победа!»
У него не было ни одного поражения.
Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мiра. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.
«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»
Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»
А куда же тебе еще?
Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба – пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь – школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами – не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно – надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.
Вот тут и подстерегает еще один прием.
«У меня нет времени. Мне некогда»
Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».
Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.
Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.
Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.
Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).
А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему – это молитва.
«Я не понимаю, что в церкви говорят»
Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» – собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».
В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).
Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».
Так же и здесь. Начни ходить в церковь – с каждый разом будет понятнее.
Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй – понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу – понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас – понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это – главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.
Язык Богослужения – церковно-славянский язык – это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.
Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение – это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.
Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.
Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.
Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.
Когда можно исповедоваться в церкви?
Время исповеди указывается на дверях храма, на доске объявлений церкви.
Если человеку нужно исповедоваться вне этого расписания, то можно подойти к дежурному священнику в храме или позвонить ему с просьбой исповедовать в особое время. Подобная исповедь может совершаться в любое время дня и ночи.
Однако нужно отличать исповедь от беседы. Исповедь – это конкретное осознанное раскаяние в грехах. А духовная беседа – время, когда священник может не спеша поговорить с человеком.
Может ли некрещенный человек прикасаться к святыням?
Некрещенный может целовать иконы, святые мощи, живоносный крест. Но участвовать в таинствах, где преподаются Святые Тайны, вкушать святую воду или освященные просфоры, выходить к миропомазанию нельзя. Для участия в таинствах нужно быть полным членом церкви, нужно чувствовать свою ответственность перед Богом.
Некрещенному человеку следует понимать и принимать подобные запреты с благоговением. Чтобы не вышло как в одном патерике, где иудей притворился крещенным, чтобы причаститься Христовых Тайн. Когда он получил в руки частицу тела Христова, то увидел, что она превратиласьв кусочек мяса с кровью. Таким образом Господь вразумил его святотатство и неумеренное любопытство.
Можно ли кушать перед посещением храма?
Нельзя кушать перед причастием Христовых Тайн. Перед причастием нужно соблюдать пост, который начинается с полуночи. С этого времени и до момента причащения мы не едим и даже не пьем воду.
В монастырском уставе положено, даже если ты не причащаешься, идти на литургию натощак. И поскольку мы, миряне, стараемся подражать монахам в их подвигах, то большинство православных христиан идут на литургию натощак.
Исключения составляют люди с тяжелыми заболеваниями. Например, людям с сахарным диабетом категорически запрещено идти в храм натощак.
Читайте также: