Можно ли посетить мечеть не мусульманину
В одном из своих публичных выступлений знаменитый исламский богослов Закир Найк разъяснил популярный вопрос:
«Почему немусульмане не имеют права бывать в Мекке и Медине? Ведь ислам считается одной из великих мировых религий, которая априори доступна для всех».
По мнению Закира Найка, « доступность » не значит « полная открытость ». Доступная мировая религия — это та, к которой может обратиться любой человек, и если он, к примеру, пожелает принять ислам, то ничто ему в этом не помешает. Но в то же время в каждой стране есть свои религиозные святыни, закрытые для непосвященных.
У иудеев и христиан они свои, как и у мусульман. Закрытость обеспечивает безопасность, ведь это гарантия, что случайные люди не попадут туда, где они могут навредить.
Мекка и Медина — как раз такие закрытые места. Это заповедные территории ислама, куда должны допускаться лишь те, кто готов всем пожертвовать во имя своей веры. Для всех прочих, людей иных религий, в Коране сказано:
«И пусть они не приближаются к заповедной мечети».
Так говорит Аллах, и его воля должна неукоснительно выполняться.
Но это одна из причин
Вторая — более прагматичная. Чтобы поехать в другую страну, нужна виза, а для получения разрешения на въезд в Мекку и Медину немусульманину придется собирать кучу документов и отвечать на множество вопросов, порой даже безрассудных и абсурдных.
Получение визы становится слишком муторным делом. Но для мусульманина посещение Мекки и Медины, священных мест, это очень желательно. Хотя бы раз в жизни он должен совершить паломничество, и для этого нужно приложить все усилия в получении визы.
А немусульманам без этого можно и обойтись, так что дело даже не в прямом запрете, а в том, что для них поездка сопряжена со множеством трудностей и препятствий.
Как я стал мусульманином
Войдя в мечеть в первый раз, я постепенно привык к мусульманам и к самой мечети, и со временем познакомился со многими последователями Ислама. Именно в этом доме Аллаха (это была Центральная мечеть Лондона) я произнёс слова шахады и стал мусульманином. Кратко расскажу о том, как это было.
Мне нравилось быть священником, помогающим людям в течение многих лет. Однако в глубине души я был недоволен, я чувствовал, что что-то в моей жизни идёт не так. К счастью, по милости Всевышнего, некоторые события и люди привели меня к Исламу.
Долгое время я изучал Ислам, а затем в один прекрасный день я отправился в мечеть, чтобы больше узнать об этой религии. Придя в центральную мечеть Лондона, я увидел там Юсуфа Ислама, бывшего музыканта, сидящим в кругу. Они вели беседу о религии. Через некоторое время я спросил его: «А что необходимо сделать, чтобы стать мусульманином?»
Он ответил, что мусульманин должен верить в Единого Бога, молиться пять раз в день и поститься во время Рамадана. Я прервал его, сказав, что я во всё это верю и даже постился во время месяц Рамадан. Удивившись моему ответу, он спросил:
«А чего же вы ждёте? Что вас удерживает?»
Я сказал: «Нет, я пока не собираюсь принимать Ислам».
В этот момент прозвучал призыв к молитве, все встали на намаз.
Я сидел позади рядов верующих и плакал. Тогда я сказал себе:
«Кого я пытаюсь обмануть?»
После того, как они закончили свои молитвы, я направился к Юсуфу Исламу, попросив его подсказать мне слова, посредством которых я провозглашу о своей вере.
Объяснив мне значение шахады на английском языке, Юсуф Ислам сказал мне повторить за ним то же самое по-арабски. И сказав о том, что нет иного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад ﷺ – Его Посланник, я не смог сдержать слёз.
Надеюсь, вышеприведённые доводы развеяли некоторые из ваших опасений, и вы вскоре посетить мечеть. И надеюсь, это будет ещё один шаг на пути к истинной вере…»
Перевела Саида Ибрагимова
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Простота поклонения
Вторая причина, по которой я думаю, что вы будете удивлены, заключается в простоте поклонения мусульман. Прихожане мечети, совершая коллективную молитву, молятся все вместе, поклоняясь своему Создателю, и здесь не нужны священники.
Имам – то есть тот, кто руководит молитвой – выбирается из числа собравшихся людей, на основе его религиозных знаний и предполагаемой праведности. Его долг – просто руководить молитвой, которую все присутствующие у себя дома совершают точно так же.
Здесь нет гимнов, песнопений и т.п. На самом деле, молитва довольно кратка – к примеру, четырёхракаатный намаз можно совершить примерно за 5 минут, но часто мусульмане остаются для дополнительных молитв и чтения Корана.
Третья причина, которая возможно вас поразит: в мечети люди ведут себя совершенно особым образом. Они разговаривают друг с другом в приглушённых тонах, а в плане одежды соблюдают скоромность, к примеру, не надевают перчатки или модные шляпы.
И в то же время, мечеть является местом встречи и местом отдыха. Вы можете обнаружить там людей, беседующих, сидящих в группах или даже лежащих на полу. Мусульмане приходят на молитву семьями, берут с собой детей, после намаза все общаются, обсуждают дела, ведь мечеть – это живое место, а не музей.
Правила посещения мечети
Обувь нужно снять обязательно. Обувь нужно снять обязательно.В мире есть место, куда вход разрешен только мусульманам. Это город Мекка в Саудовской Аравии . Въезд на территорию города на законодательном уровне разрешен только приверженцам Ислама.
Тем не менее просто так шататься по мечети вам никто не даст, важно понимать, что место священное, место покоя и нарушать этот покой вам нельзя. Вот некоторые правила, которые должен соблюдать всякий вошедший в мечеть, неважно мусульманин, христианин или атеист.
- в обуви не ходить
- не мешать никому шумом, запахами, фотосъемкой, звонком телефона
- прикрывать места, которые нельзя показывать посторонним (плечи, колени; женщинам еще и голову покрыть надо, спрятать щиколотки. Для таких случаев, в больших мечетях есть специальные накидки
- не проходить перед склонившим голову в молитве человеком
В целом, от вас требуется только проявление уважения, соблюдение тишины и личного пространства, а также просто понимание того, что это место священно для мусульман и если вы хотите посмотреть интерьер, или что-то еще, делайте это с уважением к чужой религии.
Сами мусульмане рекомендуют посещать мечеть в ознакомительных целях утром, это то время когда там меньше всего людей.
Правило посещения мечети №8: не перешагивать через людей
Если вы пришли в мечеть на коллективное богослужение, то лучше всего занять место в переднем ряду. Но если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдёте свободное место. Категорически недопустимо проходить вперёд, перешагивая через людей. Посланник Господа ﷺ изрёк: «Тот, кто в пятницу продвигается вперёд сквозь ряды (в мечети, расталкивая и переступая через людей), прокладывает себе мост в геенну!» (имам ат-Тирмизи).
15 правил посещения мечети
Перед отправкой в мечеть желательно совершить омовение, надеть чистую одежду, надушиться благовониями, особенно в пятничный день.
В хадисе говорится: «Тот из вас, кто совершит дома как следует малое омовение, а затем с целью совершить намаз отправится в мечеть, тому Всевышний Аллах за каждый проделанный шаг возвеличит ему степень и сотрёт ему один грех. И это будет продолжаться вплоть до того, как человек войдёт в мечеть. Пришедший в мечеть и ожидающий намаз получает награду как за совершение намаза» (Ибн Маджа).
Запретно заходить в мечеть в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание после полового осквернения), а также женщинам в период месячных или послеродовых выделений).
Пророк ﷺ изрёк: «Мечеть запрещена для женщин с месячными и всех, кто находится в состояние джанабы» (имамы Абу Давуд, Ибн Маджа, аль-Байхаки)
Правило посещения мечети №6: намерение на итикаф
При входе в мечеть желательно совершить намерение пребывать в итикафе: «Я буду пребывать в (состоянии) итикафа всё время, пока я нахожусь в мечети». Итикаф – это пребывание в мечети с соответствующим намерением. Даже если мусульманин не будет делать ничего особенного, все равно он получит вознаграждение за нахождение в мечети с таким намерением.
Основанием данному виду поклонения служит аят Корана, в котором говорится:
لَا تُبَاشِرُوهُنَّ وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِد
«<. > и не приближайтесь к своим жёнам, будучи совершающими итикаф. » (смысл 187 аята суры «аль-Бакара»).
Кроме того, основанием для такого поклонения служит хадис, который передала супруга Посланника Всевышнего ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится: «Пророк ﷺ совершал итикаф в последние десять дней месяца Рамадан» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Можно ли входить христианам(кам) в мечеть?
Интерьер мечети в Грозном. Интерьер мечети в Грозном.Да, можно. Но только если цель вашего визита несет уважительный характер, вы не собираетесь там хулиганить и мешать остальным.
В целом, свободу вероисповедания в мечети уважают, и никто не станет на вас ругаться (тем более в доме Создателя) даже если и будет знать что вы Христианин. Некоторые авторитетные люди в мусульманской общине даже призывают людей посещать мечети, так как это одновременно дает понять другим что есть Ислам, и что людям в принципе даёт мечеть и вера в Аллаха.
Правило посещения мечети №2: удаление неприятного запаха
Посланник Господа ﷺ изрёк: «Пусть не приближается к нашей мечети тот, кто поел лука или чеснока. Ведь, поистине, ангелы испытывают неприязнь к тому же, к чему испытывают неприязнь потомки Адама» (имам Муслим).
Разрешается ли немусульманам посещать мечеть?
Вопрос: «Я интересуюсь Исламом и мусульманами. Хочу посетить мечеть, чтобы побольше узнать об этой религии. Но я не уверен, какова будет реакция людей. Пожалуйста, скажите, допускаются ли немусульмане в мечеть? Будет ли это корректно с моей стороны? И как правильно вести себя в мусульманском храме?»
Отвечает Идрис Тауфик, новообращённый мусульманин, учёный, лектор-мотиватор:
«Мир вам и милость Всевышнего Аллаха! Благодарим вас за ваш вопрос и за обращение на наш портал. Мне очень приятно ответить, если это поможет вам хотя бы в малой степени приблизиться к пониманию Ислама.
Конечно же, немусульманам разрешено посещать мечеть!
На самом деле, было бы лучше сказать, что вы можете посетить мечеть, если у вас благое намерение, и вы уважаете это место поклонения.
Если же посетители намерены проявить неуважение к Исламу или месту поклонения мусульман, то такие гости, естественно, не желанны. Я думаю, что это вполне разумно и такое утверждение будет верным для любого места поклонения, не так ли?
Ваш визит в мечеть может стать очень интересным для вас, потому что я уверен – вы будете удивлены многим вещам.
Правило посещения мечети №4: не бежать на намаз
Идти в мечеть на молитву следует спокойным размеренным шагом. Посланник Божий ﷺ изрёк: «Когда услышите, как объявляют о начале намаза, ступайте на намаз. (Направляясь на намаз), вам следует хранить спокойствие и вести себя достойно. Не спешите, и совершите (вместе со всеми ту часть) намаза, на которую вы успеете, а пропущенное вами — восполняйте (самостоятельно)» (имам аль-Бухари).
Но если мы опаздываем на пятничную молитву, то мы должны спешить по мере возможности, успеть вступить в намаз за имамом.
Правило посещения мечети №11: не повышать голос
Нельзя в мечети повышать голос, кричать, ругаться, ссориться. Передаётся от Абу Саида аль-Худри, что Пророк ﷺ проводил время в мечети и услышал, как люди громко читают. Он открыл занавеску и сказал: «Разве вы все не беседуете с Господом? Не мешайте друг другу и не повышайте свои голоса над другими в чтении» (имамы Абу Давуд, ан-Насаи, аль-Байхаки, аль-Хаким).
Правило посещения мечети №9: не проходить перед молящимися
Находясь в мечети, следует быть внимательным и не проходить перед человеком, читающим намаз. Пророк ﷺ изрёк: «Если бы проходящий перед молящимся человек знал, какой (грех он берёт) на себя, он (понял бы), что ему лучше простоять на месте сорок, чем пройти перед (тем, кто совершает молитву)!» (имам Муслим). Разъясняя этот хадис, один из его передатчиков, Абу ан-Надр, сказал: «И я не знаю, что именно Пророк ﷺ сказал – сорок дней, месяцев или лет».
Чтобы не подвергать людей подобным затруднениям, тому, кто собирается прочитать сунна или нафиль-намаз в мечети, следует выбрать место, где перед ним может пройти наименьшее количество людей.
Правило посещения мечети №5: дуа при входе
أَعُوذُ بِاللهِ الْعَظِيـمِ وَبِوَجْهِـهِ الْكَرِيـمِ وَسُلْطَانِهِ الْقَدِيـمِ مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيمِ، بِسْـمِ الله، وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ افْتَـحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتـِكَ
«А'уҙубилляhи-ль-'Аӟыми, ва би-ваджhиhи-ль-Карими ва сульҭаниhи-ль-ḱадими мина-ш-шайҭани-р-раджими. Бисмилляhи, ва-ĉ-ĉаляту ва-с-саляму 'аля расули-Лляhи. Аллаhумма-фтаẍ ли абваба раẍматика».
«Прибегаю к Аллаху Великому, к Его благородному лику и Его предвечной власти от проклятого шайтана. С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха. О Аллах, открой для меня врата милосердия Своего».
Посещение мечетей немусульманами
Имам ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-Мухтадж» пишет следующее:
أما الكافر فله دخوله إن أذن له فيه مسلم . ودعت حاجة إلى دخوله سواء أكان جنبا أم لا
«Немусульмане имеют право заходить в мечеть, даже если они в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание); если им это разрешит любой мусульманин; если у них есть потребность заходить в мечеть».
. أما الكافرة إذا كانت حائضا وأمنت التلويث . والأقرب حمل المنع على عدم حاجتها الشرعية وعدمه على وجود حاجتها الشرعية
«Что касается немусульманки, которая в состоянии менструального цикла, то ей тоже можно заходить в мечеть, если нет опасения испачкать помещение; если у неё есть потребность, связанная с шариатом (например, получить ответ на шариатский вопрос и т. д.). Если же у неё нет шариатской потребности, то заходить в мечеть запрещено».
Комментируя вышесказанное, имам аш-Шабрамаллиси пишет:
قوله : ودعت حاجة أي تتعلق بمصلحتنا كبناء المسجد ولو تيسر غيره ، أو تتعلق به لكن حصولها من جهتنا كاستفتائه أو دعواه عند قاض
«Под словом “потребность” подразумевается потребность, нужная нам (мусульманам), например, строительство мечети (ремонт и т. д.), даже если есть возможность нанять для этого мусульманина. Или же если у иноверца потребность в удовлетворении своего интереса, например, он хочет получить от имама и т. д., ответ на вопрос или же если он хочет подать жалобу Кадию»
[См.: Нихаят аль-Мухтадж, т.1, с. 219].
Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат -Талибин» пишет:
ولا يؤذن له في دخولها لأكل ولا نوم، لكن يؤذن لسماع القرآن أو الحديث والعلم، قال الروياني: وكذا لحاجته إلى مسلم، أو حاجة مسلم إليه
«Нельзя разрешать немусульманину заходить в мечеть для того чтобы поесть, поспать, но можно разрешить для того чтобы он послушал чтение Корана, хадисов, шариатские науки. Имам Ар-Рав’яни дополняет: «А также можно разрешить ему заходить в мечеть, если ему нужно что-то от мусульманина, находящегося в мечети, или же мусульманину, находящемуся в мечети, что-то нужно от него»
[См.: Равзат ат-Талибин, т. 9, с. 499].
Так же имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’» пишет:
قال أصحابنا: لا يمكن كافر من دخول حرم مكة
«Ученые нашего (шафиитского) мазхаба говорят, что нельзя разрешать немусульманам заходить на территорию Харама (г. Мекка и определенная территория вокруг неё)»
[См.: Аль-Маджму’, т. 2, с. 201].
Известный учёный ханафитского мазхаба ибн 'Абидин в своих комментариях «Радд аль-Мухтар», передаёт слова имама ас- Сархаси:
فأما عندنا لا يمنعون كما لا يمنعون عن دخول سائر المساجد
«Согласно нашему (ханафитскому) мазхабу нельзя запрещать иноверцам заходить в Масджидуль-Харам (мечеть в Мекке), а также и в другие мечети»
[См.: Радд аль-Мухтар, т. 4, с. 209].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Иноверцы имеют право заходить в любую мечеть, кроме мечетей на территории Харама (Мекка и определенная территория вокруг неё), если им даст на это разрешение любой совершеннолетний мусульманин или мусульманка; если у них есть потребность заходить в мечеть, например, узнать что-то про Ислам и т.д.
По мазхабу имама Абу Ханифы немусульмане имеют право заходить в любую мечеть без каких-либо условий.
Правило посещения мечети №15: дуа при выходе
Выходят из мечети с левой ноги и читают следующую молитву:
بِسمِ الله وَالصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَلَى رَسولِ الله، اَللَّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك، اَللَّهُـمَّ اعْصِمْنِـي مِنَ الشَّيْـطَانِ الرَّجِـيم
«Бисмилляhи, ва-ĉ-ĉаляту ва-с-саляму 'аля расулилляhи, Аллаhумма, инни ас'алюка мин фаḓлика, Аллаhумма-'ĉимни мина-ш-шайҭани-р-раджим».
«С именем Аллаха, благословение и мир посланнику Аллаха, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о милости Твоей, о Аллах, защити меня от проклятого шайтана».
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Мечеть в нашей жизни
Мечеть в жизни мусульман играет огромную роль. У многих настоящая жизнь начинается как раз именно с посещения Дома Аллаха.
Для мусульман мечеть – это что-то большее, чем просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами.
Каждый для себя ищет ответы на жизненноважные вопросы непосредственно в мечети, чтобы побыть наедине с собой и Господом, многие мусульмане тоже предпочитают мечеть.
Мечеть – это олицетворение духовности, чистоты, и её внутреннее наполнение неизвестным образом переходит на наши сердца, мысли, намерения, поступки. Выходя из Дома Аллаха, чувствуешь себя совсем по-другому и мыслить начинаешь иначе. Каждый может найти себе здесь приют от бесконечной череды жизненных проблем, здесь можно предаться размышлениям, поговорить со своим Господом. Дома может кто-то отвлечь, могут прийти гости, которым придётся уделить время и внимание, а в мечети существует связь только между рабом и его Творцом.
Если исходить из истории самой мечети, то она никогда не являлась лишь местом для молитвы. Хотя основное её предназначение – поклонение Всевышнему Аллаху, но поклонение это выражалось далеко не всегда в намазах. И от этого важность мечетей только возрастает, ведь помолиться можно и дома, особенно женщинам. На самом деле мечеть несёт на себе многофункциональное предназначение, и всё это неразрывно связано с ибадатом – поклонением Всевышнему Аллаху.
О достоинстве пребывания в мечети Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пребывание в мечети для меня предпочтительнее, чем пребывание в раю, ибо, находясь в раю, я ублажаю себя, а находясь в мечети – Создателя». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) о ценности строительства мечети говорил: «Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нём Коран, стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды» (имам Бухари).
Мечеть – это центр жизни мусульман, и на протяжении многих столетий она не утратила своей ценности или значения, напротив, с каждым днём она всё больше и больше наполняется. Стоит отметить, что большее число прихожан сейчас составляет молодёжь, которая тянется сюда лишь с одной благой целью – стать ближе к своему Господу, стать более покорным и послушным.
Разумеется, как выше мы уже отметили, мечеть в первую очередь предназначена для совершения молитвы.
Посмотрите, как она бывает заполнена, особенно в пятничный день, когда мужчины спешат совершить пятничную джума-молитву! Мечети уже не вмещают число всех желающих отдать долг Аллаху, поэтому многие из них расширяются, перестраиваются. Радует, когда с намаза выходят отец и ещё несовершеннолетний сын, который уже твёрдо знает, зачем он сюда пришёл, радует, когда в такие коллективные намазы молодёжь пропускает стариков в первые ряды, радует, что молодёжь успевает со школьных или вузовских занятий занять хотя бы последний ряд и успеть совершить намаз за имамом.
Это не может не радовать. Религия открыта для нас, мы стоим лицом к ней, двери мечетей открыты и готовы принять любого, кто пришёл сюда с благими намерениями.
В мечетях есть специально выделенные этажи или места для женщин, которые также могут прийти в Дом Аллаха и помолиться. Это допустимо, единственная оговорка при этом делается, чтобы не смешиваться с мужчинами, вести себя прилично, громко не разговаривать, тем более не смеяться, одеваться скромно.
Женщинам важно понимать, что мечеть – это не место праздника, не место приёма и встречи гостей, не место для посиделок. Увы, но частенько замечаешь, что девушки не соблюдают положенную этику посещения мечети. Если уж так душа рвётся помолиться здесь, то это намерение не должно пересекаться с другими: только ибадат и больше ничего. Следует тихонечко зайти, выполнить свой фарз, сунну, сделать дуа и также скромно покинуть Дом Аллаха.
Конечно, алимы не запрещают женщинам посещать мечеть, но, тем не менее, предпочтительней для них будет совершать намаз дома.
Мечеть и образование
Мечеть была для мусульман ещё и школой. Читать и писать мусульмане учились в мечети. Мечеть Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине стала первым центром образования. Развитие мусульманской мысли, науки, знаний пошло именно из этой мечети, тем самым значимость Дома Аллаха ещё более возрастает.
История примечетского образования не закончилась и поныне, хотя сегодня есть официальные общеобразовательные школы, в мечетях также обучаются знаниям в области религии. Любые знания о своём Господе, о Его Посланнике можно получить в мечети. С утра и до вечера муалимы (учителя) ждут своих учеников и готовы поделиться теми знаниями, которыми обладают сами. В течение всего года процесс образования не прерывается, особенно ярко он бывает выражен в летнее время. Просто толпы детворы спешат в мечеть, чтобы научиться правильно совершать намаз, читать Коран, получить самые важные сведения о своей религии.
Мечеть – место призыва
История Ислама свидетельствует, что ещё во времена Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) мечеть была открыта для любого, у кого возникали те или иные вопросы. Более того, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собирал верующих непосредственно в мечети, дабы обсудить волнующие проблемы, возникающие вопросы, разрешить конфликтные ситуации, просто встретиться с братьями по вере и пообщаться. К такому порядку мусульмане того времени привыкли до того, что бывали случаи, если кто-либо из прихожан отсутствовал более чем один-два дня подряд, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) начинал беспокоиться за него и обязательно навещал, а вдруг тот заболел или у него случилось ещё чего-нибудь и ему нужна помощь единоверцев.
Мечеть служила и пунктом сбора. Когда мусульмане отправлялись на войну, они собирались в мечети и отправлялись в путь оттуда. Возвращалась армия после похода тоже в мечеть.
Война неизбежно ассоциируется с некоторыми потерями. До того, как были созданы специальные медицинские госпитали, мечеть служила пунктом «скорой помощи», где всем пострадавшим оказывалась соответствующая медицинская помощь.
Ну, конечно, нельзя ни сказать о том, что мечеть – это призыв к праведному пути. Проповеди в мечети читаются как непосредственно в пятничный день, так и в любой другой.
Так было приятно, когда будучи на хадже после утреннего намаза спустя некоторое время имамы начинали чтение различных проповедей. Разумеется, читались они на арабском языке, и хоть далеко не всегда понимался весь смысл сказанного, но то приятное состояние, которое овладевало человеком, не может ни с чем сравниться. Нет ничего прекраснее, чем когда из мечети звучит слово Аллаха, слово Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Духовный заряд передаётся моментально и сохраняется надолго, а воспоминания и желание услышать проповеди ещё и ещё раз живут в памяти и дольше.
Мечеть в разные века, исторические эпохи играла немного разную роль в жизни мусульман, но единственное неизменным её качеством осталось то, что она служит моральному исправлению мусульманина, его духовному росту, его становлению на путь покорности Единому Богу – Всевышнему Аллаху.
Мечеть – это центр жизни мусульманской уммы, она служит и дальнейшему её становлению, развитию.
Мечеть – это Дом Аллаха, и мы никогда не должны забывать об этом. Здесь мы всегда найдём помощь, понимание, умиротворение.
И да поможет нам Аллах! Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Правило посещения мечети №7: намаз приветствия мечети
Перед тем как сесть в мечети, совершают двухракаатный намаз-тахият. В хадисе, приводимом ат-Тирмизи, ан-Насаи, Хакимом и другими, говорится: «Когда один из вас зайдёт в мечеть, пусть не сядет пока не совершит двухракаатную молитву».
Намерение для этой молитвы: «Я намерен совершить дувухракатную желательную молитву приветствия». Так же можно прочитать любой другой намаз и вы получите вознаграждение как и за намаз-тахият.
Если нет возможности совершить намаз, то произносят: «Субханаллаhи вальхамду лилляhи ва ля иляhа илля-ллаhу валлаhу акбар ва ля хавля ва ля куввата илля биллаhиль ‘алиййиль-‘азим».
Мусульмане должны приветствовать вас в мечети
Правда, многие мусульмане могут задаться вопросом, что вы делаете в мечети. В нынешней атмосфере недоверия и подозрительности, которая существует между людьми во всём мире, некоторые могут подумать, что ваш визит может вызвать проблемы.
Но если вы входите в мечеть с уважением, снимаете обувь, чтобы не испачкать место, где люди молятся, ваша одежда и поведение скромны, вы никому не мешаете, не разговариваете громко по телефону, то ваше присутствие не должно вызывать никаких проблем.
Если прихожане мечети говорят на вашем языке (я предполагаю, что вы посетите мечеть в своей стране), то вы можете даже обратиться к кому-то из присутствующих мусульман и рассказать о цели посещения.
Также во время вашего первого визита вы можете просто помолчать и понаблюдать за происходящим.
Зачастую, люди, пришедшие в мечеть с тем же чувством любопытства, что и у вас, были очень тепло приняты мусульманами, и после первого визита возвращались сюда снова и снова.
Это, безусловно, имело место и в моей жизни, альхамдулиллях, я почувствовал это на своём собственном опыте.
Правило посещения мечети №3: дуа по дороге
Пророк ﷺ при отправлении в мечеть читал следующую мольбу:
اَللَّهُمَّ اجْعَلْ فِي قَلْبِي نُوراً، وَفِي لِسَانِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي سَمْعِي نُوراً، وَاجْعَلْ فِي بَصَرِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ خَلْفِي نُوراً، وَمِنْ أَمَامِي نُوراً، وَاجْعَلْ مِنْ فَوْقِي نُوراً وَمِنْ تَحْتِي نُوراً، اَللَّهُمَّ أَعْطِنِي نُوراً
«Аллаhумма, идж‘аль фи ḱальби нуран, ва фи лисани нуран, ва-дж‘аль фи сам‘и нуран, ва-дж‘аль фи баĉари нуран, ва-дж‘аль мин хальфи нуран, ва мин амами нуран, ва-дж‘аль мин фавḱи нуран, ва мин таẍти нуран. Аллаhумма, а‘ҭыни нуран»
«О Аллах, помести в сердце моё свет, и в язык мой свет, и в слух мой свет, и в зрение моё свет, и позади меня свет, и передо мной свет, и надо мной свет, и подо мной свет. О Аллах, даруй мне свет» (имам Муслим).
В мечети мы - гости Аллаха!
Аллах непременно окажет почёт посетившим Его дом, потому что все посещающие мечеть являются гостями Аллаха. Обратите внимание: каждый из нас, собираясь идти к кому-то в гости, старается помыться, надушиться, надеть лучшую одежду - одним словом, выглядеть так, чтобы его приняли как гостя и, соответственно, оказали внимание и почёт. И обычно гостя, которого давно не видели, не отпускают без подарка. Люди, посещающие мечеть - гости Аллаха. Чтобы заслужить это имя, быть достойным того, чтобы называться гостем Аллаха, надо соблюдать этикет гостя. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Поистине, постоянно посещающие дом Аллаха (для богослужения), являются людьми Аллаха". В другом хадисе он сказал: "Кто полюбит мечеть, того полюбит Аллах". Люди, которые только изредка посещают мечети или не посещают их вовсе, лишают себя тех многочисленных милостей, которые Он уготовил для Своих гостей, и подвергают себя немалым опасностям. Посланник Аллаха сказал: "Поистине, шайтан является для человека таким же врагом, как волк для овец, который нападает на отделившуюся от стада овцу. Так остерегайтесь же разобщённости и придерживайтесь джамаата и мечети" (Ахмад).
В другом хадисе Посланник Аллаха говорит о причинах, допускающих совершение молитвы дома, а не в мечети. Он сказал: "Кто услышал призыв и не пошёл (в мечеть) на джамаат-намаз без причины…", и тут асхабы перебили: "Какая причина?". Он ответил: "Страх или болезнь. Не будет принята его молитва". И ещё по этому поводу он сказал: "Если будете совершать молитвы в домах, то оставите сунну вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а если вы оставите сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то впадёте в заблуждение" (Муслим, Абу Дауд).
Посланник Аллаха сказал: "Наибольшая грубость и отсутствие благодарности Аллаху за его блага - это услышать призывающего к Аллаху (муэдзина) и не ответить ему" (Ахмад, Табарани). Это касается тех, кто живут рядом с мечетью или проходят мимо неё, но не стремятся совершать в ней молитвы, довольствуясь молитвой в доме.
Собираясь идти в мечеть на обычную молитву, верующий в Аллаха и в Судный день должен очистить сердце ото всего, кроме Аллаха. Он должен стремиться только к довольству Аллаха и не искать любви людей и их довольства. Воистину, сказал наш Пророк: "Каждому воздастся по намерению". Так очищайте же свои сердца и бойтесь Аллаха!
Когда собираетесь в мечеть, желательно дома совершить омовение, почистить зубы, надушиться - и только после этого идти в мечеть.
Нежелательно перед тем, как идти в мечеть, есть пищу, которая вызывает сильный запах изо рта, например, лук или чеснок, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Кто поел чеснок или лук, тот пусть покинет нас и наши мечети - и сидит дома". Ангелам неприятно то же, что и людям - и они сторонятся тех, от кого плохо пахнет.
Когда идёте в мечеть, укорачивайте шаги, поскольку каждый шаг будет засчитан как благодеяние и будет смывать грехи. Посланник Аллаха сказал: "Молитва человека, совершённая с джамаатом, превосходит молитву, совершённую дома или на рынке, в двадцать семь раз. Если человек тщательно совершает омовение, потом выходит из дома, чтобы совершить молитву в мечети, и нет у него другой цели помимо молитвы, и не сделает он ни одного шага, кроме как возвысится его степень и будет прощён ему один грех, и когда он совершит молитву, не перестанут ангелы благословлять его, пока он находится в мечети. Они говорят: "Аллах, прости его, Аллах, помилуй его!" (Бухари и Муслим).
Пусть не пугает то, если вы живёте очень далеко от мечети. Поистине, чем дальше вы живете - тем лучше. Всё то время, что человек проводит по пути в мечеть, всё то время, что он сидит в мечети, ожидая молитвы, он считается совершающим молитву. Посланник Аллаха (мир ему благословение) сказал: "Не перестанет раб быть в молитве всё то время, пока он стремится к ней" (Табарани, достоверный хадис).
А что происходит у нас? Мечетей становится всё больше, и они становятся всё красивее, и хочется, что бы все они были переполнены.
Многие думают, что их мирские дела очень важны, и если они все свои молитвы будут совершать в мечети, дела придут в упадок - и они оставляют мечети и отправляются в погоню за мирскими благами, о которых сказал Аллах: "Не является эта жизнь мирская ничем иным, как предметом обмана". Неужели вы обменяете жизнь проходящую на жизнь Вечную? Что вы любите больше - Аллаха и веления Его Посланника или жизнь мирскую, которая не сравнится даже с крылышком комара?
Посланник Аллаха сказал: "Кто услышит "Хаййя алал-фалях" и не ответит - тот оставил сунну пророка Мухаммада" (Табарани). Так бойтесь же Аллаха и бойтесь оказаться среди тех, кто отвернулся от Ислама! Спешите к намазу всякий раз, как слышите призыв на молитву, и оставляйте свои мирские дела в это время.
Посмотрите, сколько преимуществ у коллективной молитвы: мусульмане, собираясь пять раз в день в мечетях, объединяются, в них растёт дух братства и единения, в их сердцах укрепляется любовь друг к другу, и не остаётся места раздорам и взаимной ненависти.
И чем плотнее будут стоять ряды мусульман, тем крепче в их сердцах будет дух любви и братства. Так уплотняйте же ваши ряды! Имам говорит "иставу рахимакумуллах" не для того, чтобы вы сказали "иншааллах", а для того, чтобы вы потеснились в рядах и прижались друг к другу плечами. Посланник Аллаха сказал: "Того, кто заполнит пустоту (в ряду молящихся), возвысит Аллах его степень и построит ему дом в Раю!" (Табарани).
Зайдя в мечеть, мусульманин должен совершить намаз приветствия мечети (саляту тахийятиль-масджид), после намаза дать салам сидящим рядом, но так, чтобы не мешать другим совершающим молитву. После этого намаза вы не должны смотреть по сторонам и заниматься пустыми разговорами. Вам следует поклоняться Аллаху, читая Коран, совершая дополнительные молитвы или прославляя Всевышнего. Обращайтесь к Аллаху с мольбами и просите Его. Воистину, Он отвечает просящим. И лучшее время для мольбы - это время между азаном и икаматом, поскольку сказал Пророк (мир ему и благословение): "Дуа между азаном и икаматом не отвергается". Но даже если вы занялись богослужением, то не должны мешать другим.. Придя в мечеть, вы должны думать не о том, как бы побыстрее покинуть её, исполнив свой долг. Вы должны любить мечети, поскольку Пророк (мир ему и благословение) назвал в числе тех, кто будет в тени милости Аллаха - мусульман, чьи сердца привязаны к мечетям. Истинно верующий - это тот, кто чувствует себя в мечети как рыба в воде, а мунафику в ней так же тесно, как птице в клетке.
Совершая молитву, не спешите, совершайте её размеренно и думая об Аллахе. Если зашли в мечеть и уже прозвучал азан, нежелательно покидать мечеть не совершив намаз. Абу Хурайра, заметив человека, который вышел из мечети после азана, сказал, что он ослушался Пророка (мир ему и благословение).
К большому сожалению, только раз в неделю большинство из нас собираются в мечети, чтобы исполнить предписанный Аллахом пятничный намаз. Казалось бы, какая нам дана возможность сплотиться, почувствовать себя братьями и гостями Аллаха и выйти из мечети щедро одарёнными милостями и подарками Аллаха! Но наблюдается совсем иная картина: большинство мусульман стараются прийти в мечеть только ко времени приближения намаза, забывая слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что самый ранний приход в мечеть приравнивается к жертвоприношению верблюда (в пятницу). По окончании же намаза люди торопятся покинуть мечеть, проходя мимо молящихся и даже перепрыгивая через тех, кто находится в суджуде, совершая тем самым большой грех, и толпятся у выхода. Берегитесь этого, братья, так как это недостойно гостей Аллаха! Знайте, что лучшим из вас является тот, кто раньше других приходит в мечеть, ожидая начала молитвы, и последним покидает её, рассчитывая на вознаграждение и прощение Аллаха. Закончив молитву, не поскупитесь на рукопожатие и добрую улыбку в лицо вашему брату, поскольку Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Не пренебрегайте вознаграждением Аллаха, даже если это улыбка вашему брату".
Посланник Аллаха сказал: "Три вещи являются смывающими грехи, три - возвышающими степень, три – избавляющими, и три - губящими. Смывающие - это тщательное омовение в холод, ожидание молитвы после молитвы и направление шагов на джамаат-намаз. Возвышающие степень - это угощение едой, распространение салама и совершение намаза в то время, когда люди спят. Избавляющие - это справедливость в гневе и в довольстве, умеренность в богатстве и в бедности, а также страх перед Аллахом среди людей и в одиночестве. Губящие - это чрезмерная жадность, страсть, которой человек подчиняется, и самодовольство".
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Могу ли я просто прийти в соборную мечеть в Москве, если я девушка и не мусульманка?
Можете конечно. Правда при посещении мечети нужно соблюдать некоторые правила (как и при посещении храма любой конфессии). Если вы не собираетесь принимать участие в коллективной молитве, желательно выбрать время для посещения не во время намаза, а в промежутках между ними, чтобы не отвлекать верующих от молитвы. Тем более, что в пятницу, в обеденное время мечети бывают переполнены.
Оденьтесь соответствующе, закрыто и скромно. Обязателен головной платок, скрывающий волосы, а так же одежда должна быть полностью скрывающей тело, открытыми могут быть только кисти рук и лицо. Так же одежда не должна быть слишком облегающей и прозрачной, т. е. не должна вызывать сексуальных мыслей у мужчин, дабы не отвлекать их от молитвы. Иначе это грех равносильный блуду.
Проявите уважение к вере других людей, мини юбки, декольте, кофточки с открытым пупком лучше приберечь для других случаев.
Перед входом в мечеть необходимо снять обувь.
И еще один важный момент, женщинам нельзя ходить в мечеть во время месячных.
Правило посещения мечети №10: отказ от пустословия
Не одобряется в мечети отвлекаться на то, что отдаляет от поминания Всевышнего, например, на смех, ненужные разговоры и т.д.
Ибну Хиббан привёл хадис от Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Ближе к Концу света некоторые люди будут обсуждать в мечетях нерелигиозные вопросы».
Правило посещения мечети №12: отказ от торговли
Нельзя в мечети заключать торговые сделки и объявлять о пропаже чего-либо. Пророк ﷺ изрёк: «Если вы увидите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: "Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!"» (имам ат-Тирмизи). В другом хадисе говорится: «Если вы услышите, как кто-то возвещает в мечети о пропаже, то скажите ему: "Пусть Аллах не вернет тебе потерянное!" – ибо не для этого были построены мечети!» (имам Муслим).
Можно ли православному заходить в мечеть?
1) С точки зрения православия. Посещения релегиозных объектов, которые относятся к другим конфессиям или религиям, так скажем, в ознакомительных целях никак не возбраняется, однако в таких местах строго запрещается молитва, поклонение и любое другое религиозное действие. Также и посещение православных храмов нехристианами никак не возбраняется, если те не мешают богослужению.
2) С точки зрения права. Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 170-ФЗ гласит:
«В случае, если туристский маршрут предусматривает посещение туристом объектов показа, включая места религиозного почитания (паломничества), принадлежащих на праве собственности или ином имущественном праве религиозной организации, туроператор соблюдает порядок совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний и обеспечивает соблюдение представителем туроператора и туристами указанного порядка, а также требований к внешнему виду и поведению представителя туроператора и туристов в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации»
3) С точки зрения ислама. Правовые школы по-разному отвечают на этот вопрос. Однако самая распространённая из школ - ханафитский мазхаб - выступает за безоговорочное разрешение, если посетители соблюдают праввила приличия, соответствующе одеты, а также если пришли без какого-либо злого умысла, ещё при входе необходимо будет разуться. Ну, и всё-таки перед тем, как зайти, лучше всё-таки спросить на то разрешения, ситуации разные бывают.
Стоит отметить, что в Заповедную мечеть, расположенную в городе Мекке, можно входить только мусульманам и никому более. Данный запрет основан на следующем айяте:
«О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Коран, 9:28)
Правило посещения мечети №14: не выходить после азана
Без крайней необходимости порицается, когда прозвучал азан, не дожидаясь совершения намаза коллективом, выйти из мечети. Даже несмотря на то, что вы уже прочитали намаз, лучше остаться, чтобы прочитать его с джамаатом.
Пророк ﷺ изрёк: «Если вы в мечети, когда провозглашается азан, никто из вас не должен уходить до тех пор, пока не совершит молитву» (имам Ахмад). Также в другом хадисе говорится: «Тот, кто находится в мечети после призыва на молитву (азана), а затем уходит, не по нужде и без намерения вернуться, – лицемер» (Ибн Маджа).
Как мечеть выглядит внутри
Первое, что может вас поразить – это внутреннее убранство мечети. Хотя многие мусульманские храмы кажутся снаружи грандиозными и великолепными, на самом деле, в соответствии с религиозными требованиями, внутри мечети всё скромно и просто.
Молитвенный зал, где пять раз в день совершаются намазы, очень прост. Вы не найдёте здесь ни статуй, ни картин, ни изобразительного витража. Здесь нет ни алтаря, ни строгих одежд, ни подсвечников.
Молитвенное пространство покрыто чистыми коврами, причём в большинстве мечетей это простой ковёр одного цвета, с горизонтальными линиями, обозначащими места для молитвенных рядов.
Направление Мекки, в сторону которой Всевышний Господь повелел молиться всем мусульманам, будет отмечено михрабом – обычно это небольшая ниша в стене, указывающая направление молитвы.
Когда-то мусульмане молились в направлении Иерусалима, но затем Всевышний Аллах ниспослал откровение Пророку Мухаммаду ﷺ о замене направления в молитве в сторону Каабы в Мекке.
Кстати, мусульмане не поклоняются Каабе. Мусульмане чтят её как первый дом, построенный на земле для поклонения Богу, и в качестве единого направления, в сторону которого обращаются все мусульмане мира в молитве. Таким образом, Кааба объединяет всех мусульман планеты, формируя стандартизированный способ намаза, способ поддержания порядка.
В Исламе существует несколько ритуалов, наиболее важным из которых является молитва. Намаз можно совершать в любой точке мира, но в одном направление – в сторону Каабы.
Другая особенность мечети – это минбар или кафедра, с которой читается проповедь в пятничный день.
Разрешается ли христианам и атеистам входить в мечеть
Вопросы религии особняком стоят на территории нашей страны, и если Христианство занимает первое место по стране, то следом за ним идет религия Ислам.
Мекка. Мечеть Аль-Харам. Сюда немусульманам нельзя. Мекка. Мечеть Аль-Харам. Сюда немусульманам нельзя.Исходя из этого, можно отметить что по стране, особенно в Кавказских регионах, Татарстане, Башкирии находится большое кол-во мечетей.
Будучи человеком иного вероисповедания, или не иметь его как такового, мало кто не задавался вопросом проходя мимо мечети "а могу ли я зайти внутрь и посмотреть что там да как?". Сегодня я и постараюсь ответить на этот вопрос.
Правило посещения мечети №13: соблюдать чистоту, беречь имущество мечети
Необходимо бережно относиться к имуществу мечети, соблюдать чистоту. Одобряется выносить мусор или соринки из мечети. Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Мне были показаны вознаграждения, уготовленные для членов моей уммы, (и среди них была награда) даже за соринку, которую человек выносит из мечети…» (имамы ат-Тирмизи, Абу Давуд, аль-Байхаки).
Читайте также: