Можно ли поехать в хадж без махрама
Если говорить об обязательном Хадже или умре, то женщина обязана совершать их, если у неё есть возможность поехать с любым из перечисленных людей:
1) с мужем или с любым махрамом, у которых к ней есть ревность, способная помешать ей совершить прелюбодеяние или другое нечестие; 2) с рабом (если он у неё есть), но с условием, что ему можно доверять, и с условием, что ей тоже можно доверять; 3) с чужим доверенным мужчиной, у которого абсолютно нет никакого влечения (страсти) к женщинам, но она тоже должна быть женщиной, которой можно доверять; 4) с двумя и более женщинами, которым можно доверять.
Женщина имеет право, но не обязана ехать на обязательный Хадж или умру, если есть возможность поехать с одной женщиной, которой можно доверять. Также ей разрешается поехать и самой, если дорога безопасна. Если говорить о суннат-Хадже, суннат-умре или о других необязательных выходах в путь (даже если путь меньше, чем 82,5 км), то женщине категорически запрещено (харам) выходить в путь для таких целей, кроме как только с мужем или с любым другим махрамом. Следует сказать, что в любом случае женщина, у которой есть муж (живут они вместе или нет), должна получить разрешение у него на поездку в Хадж, умру или в другой любой путь, кроме некоторых исключений, как, например, если она получит у алима ответ на необходимый вопрос, на который не может получить ответ у мужа или у другого махрама («Фатхуль Аллям»).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Дозволено ли женщине путешествовать без махрама?
В целом, женщине дозволено путешествовать на расстояние, не превышающее путь, который можно преодолеть за три дня (что приблизительно эквивалентно 80 км), без сопровождения махрама (близкого родственника, за которого нельзя выйти замуж) или мужа.
Существует множество хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на данную тему.
1) Сайиддуна Абу Саид аль-Кудри передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не позволяйте женщине отправляться в путь, который превышает три дня, если её не сопровождает муж или махрам»[1].
2) Сайиддуна Абдулла ибн Умар передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине нельзя отправляться в трёхдневный путь, кроме как с махрамом»[2].
3) Сайиддуна Абу Хурейра передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Запрещено женщине, которая верует в Аллаха и Судный день, путешествовать на расстояние, равное расстоянию, которое проходят за один день и одну ночь, без сопровождения махрама»[3].
4) Сайиддуна Ибн Аббас передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине нельзя путешествовать, кроме как в сопровождении махрама, и мужчине нельзя входить к женщине, если с ней нет махрама»[4].
Имам ан-Навави в своём комментарии к «Сахих» имама Муслима говорит:
«Существует множество хадисов, в которых утверждается запретность путешествия женщины без махрама. Эти хадисы отличаются друг от друга по форме. Передача от Ибн Аббаса в «Сахих» аль-Бухари содержит запрет на путешествие женщины без махрама, но больше ничего там не упомянуто. Тем не менее, в других передачах, в «Сахих» аль-Бухари и не только, содержатся упоминания о продолжительности путешествия, для которого необходимо сопровождение махрама: в некоторых хадисах упоминаются три дня, в некоторых – два, а в некоторых – и того меньше».
Имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, говорит, что эти хадисы различаются в зависимости от того, кто задавал данный вопрос и в зависимости от места, где эти люди получали ответ от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Аль-Байхаки сказал: «Создаётся впечатление, будто бы у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о путешествии на три дня без махрама, и он ответил, что это запретно, затем последовал вопрос о двух днях, об одном дне и так далее, и каждый передатчик передал то, что он услышал»[5].
Необходимо уточнить, что речь идёт о расстоянии, которое обычно преодолевают за три дня и три ночи пешком либо верхом (с учётом перерывов на отдых и приём пищи). Следовательно, сопровождение махрама обязательно, если длина пути превышает описанный выше лимит в смысле дальности путешествия, при этом по времени путь может занимать меньше трёх дней.
Учёные разошлись во мнениях относительно того, какова длина данного пути. Многие учёные придерживаются мнения, что ограничение составляет 16 фарсак, что составляет примерно 80 км[7].
Таким образом, мы видим, что учёные ханафитского мазхаба ясно указали на то, что женщине нельзя путешествовать на расстояние, равное трёхдневному пути, без сопровождения махрама либо мужа.
Великий ханафитский шейх имам аль-Касани, да будет милостив к нему Аллах, говорит:
«Одним из условий дозволенности поездки в хадж для женщины является сопровождение мужа или махрама. Если никто (ни муж, ни махрам) не сопровождает её, хадж перестаёт быть обязательным.
Наш довод (ханафитского мазхаба) – это хадис, который передаёт Ибн Аббас, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, женщина должна ехать в хадж только в сопровождении махрама». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Женщине нельзя путешествовать, если её не сопровождает муж или махрам». Кроме того, женщине может угрожать опасность, если её не сопровождает муж или махрам, вот почему ей запрещено путешествовать в одиночку (подразумевается, что её не сопровождает посторонний человек), и страх (за её безопасность) увеличивается, когда она отправляется в путь в группе. Вот почему мужчине запрещено оставаться наедине (хальва) с женщиной, которая не относится к категории махрам, даже если её сопровождает другая женщина»[8].
В «Аль-Фатава аль-Хиндийя» сказано:
«Одно из условий, чтобы женщина могла поехать в хадж, – это сопровождение махрама в том случае, если путь от её дома до Мекки равен трём дням. Если расстояние меньше (чем расстояние, которое преодолевается за три дня), женщине дозволено совершить хадж без махрама»[9].
Имам аль-Хаскафи, да будет милостив к нему Аллах, приводит то же положение в своей известной работе «Дурр аль-Мухтар». Алляма Ибн Абидин, да будет милостив к нему Аллах, даёт следующий комментарий его словам:
Приведённые выше выдержки из авторитетных книг ханафитского мазхаба явно указывают на то, что женщине запрещено путешествовать без махрама или мужа. Запрещено настолько, что Ибн Абидин (один из самых авторитетных учёных) высказал мнение, что из-за распространившегося греха и безнравственности в его время женщину нельзя отпускать в путешествие даже на расстояние, которое преодолевается за один день и ночь (хотя, согласно фетве, три дня и три ночи, что составляет около 80 км). Если эти слова были сказаны о временах Ибн Абидина, так каким было бы решение в наше время?
Следует отметить, что основа для данного положения в Шариате – это не дурное мнение о женщине и её возможном поведении, как неуместно полагают некоторые, а стремление защитить её репутацию, достоинство и оградить от опасностей. Суть в том, чтобы защитить её от страстей людей, чьи сердца больны, от оскорблений, которые могут исходить от безнравственного человека, и грабителей.
Некоторые люди сегодня высказывают мнение, что путешествия в наше время существенно отличаются от того, какими они были во времена Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Нам необходимо учитывать, что представляет собой путешествие в наше время. Сегодня путешествие – это не то, что было раньше. В нём уже нет того множества опасностей, как во время путешествий через пустыню, где нет воды, возможны встречи с разбойниками на дороге и так далее. Сегодня люди путешествуют различными видами транспорта и, как правило, при большом скоплении людей в транспортном средстве, например, на самолёте, машине, автобусе, корабле и так далее. Таким образом обеспечивается безопасность и надёжность, то есть можно не бояться за женщину, ведь она не будет оставаться одна во время путешествия, а в Шариате есть принцип: «Шариатские решения меняются в соответствии со временем». Кроме того, некоторые признанные учёные делали исключение из запрета на путешествие женщин без махрама, дозволяя путешествие женщин в группе или дозволяя путешествие без махрама, если нет риска или страха фитны.
Описанное выше понимание неверно по многим причинам. И на основе приведённых в нём оснований нельзя сделать вывод о дозволенности путешествия женщины без махрама.
Во-первых, приведённый выше принцип фикха без сомнения принимается учёными, но нужно правильно понимать, что он означает. Смысл правила «шариатские решения меняются» – не в том, что установления Шариата будут изменяться в соответствии с временем и эпохой, а в том, что правила, основанные на обычае или привычках (урф), или положения фикха, которые строятся на мнении (ра’и) или иджтихаде, часто формулировались в зависимости от того, какие обычаи преобладали на тот момент. Следовательно, дозволено отходить от них, если обычай, на котором они строились, изменился с течением времени. Положения Шариата, основанные на ясных доводах Корана и Сунны, никогда не могут измениться. Учёные в области усуль аль-фикх отмечают, что обычай или практика, которые противоречат текстам Корана и Сунны, относятся к неприемлемым обычаям (урф аль-фасид)[11].
Во-вторых, есть разница между мудростью закона и его причиной. Положение Шариата всегда основывается на причине (илля), а не на мудрости (хикма), которая за ним стоит.
Например, мудрость запрета на вино и алкоголь в целом в том, что употребление алкоголя способствует возникновению неприязни и ненависти людей друг к другу, а также отвлекает человека от поминания Аллаха. Причина запретности состоит в том, что вещество обладает опьяняющим действием. Представьте ситуацию, если бы человек сказал, что для него вино дозволено, потому что он закроется на замок после того, как выпьет его, и поэтому не сможет нанести никому вред. Любой разумный человек поймёт, что это утверждение неверно, потому что вино является харамом вне зависимости от того, нанесёт ли человека какой-то вред другим в состоянии опьянения или нет. Ведь причина запретности вина – в том, что оно опьяняет, и не имеет значения, реализуется мудрость запрета в данном конкретном случае или нет[12].
Легче понять суть данного правила на примере из повседневной жизни. По правилам дорожного движения водитель должен останавливаться на красный сигнал светофора. Мудрость данного правила заключается в том, что оно предотвращает автомобильные аварии. Тем не менее, причиной (илля) для данного установления является красный сигнал светофора. Теперь представим, что водитель, который ведёт машину глубокой ночью, видит, что сигнал светофора красный, но вокруг нет ни одной машины. Если бы правило основывалось на мудрости (предотвратить ДТП), ему было бы дозволено проехать на красный свет. Тем не менее, всем известно, что, несмотря на отсутствие какой-либо опасности возникновения аварии, он должен остановиться на красный свет, иначе его оштрафуют, если поймают, потому что запрет основан на причине, а не на мудрости.
То же касается путешествия женщины без махрама. Мудрость данного запрета, несомненно, заключается в том, чтобы оградить женщину от опасностей, которые могут настигнуть её во время путешествия. Тем не менее, законная причина у данного положения иная. Причина (илля) – это путешествие на расстояние, которое преодолевается за три дня и три ночи, поэтому не имеет значения, является ли это путешествие безопасным, отправится женщина на самолёте или пешком, всё равно оно остаётся запретным.
Уместно привести сравнение с правилом о сокращении молитв в пути (каср). Мудрость этого положения – в том, чтобы освободить путника от чрезмерной тяжести (машакка), но причина – не в этом. Причина – это путешествие на расстояние, которое преодолевается за три дня и три ночи. Поэтому учёные ханафитского мазхаба (прошлого и наших дней) сказали, что путнику необходимо сокращать обязательные молитвы, даже если его путешествие проходит в абсолютно комфортных условиях. И мы не увидим людей, которые станут утверждать, что молитвы не надо сокращать, раз в наше время существуют современные средства передвижения!
Например, имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, в своём монументальном комментарии к «Сахих» Муслима говорит:
Учёные нашего (шафиитского) мазхаба высказали разные мнения относительно поездки в необязательный хадж, поездки к семье или друзьям, а также деловой поездки, потому что все эти виды путешествия не являются обязательными. Некоторые сказали: «Женщине дозволено в этих случаях путешествовать с группой благочестивых женщин, как и для обязательного хаджа». Хотя большинство учёных (джумхур) сказало, что путешествовать без мужа или махрама в данном случае запрещено, и это самое верное мнение, основанное на достоверных передачах. Кади Ияд (большой учёный маликитского мазхаба) сказал: «Все учёные сошлись на том, что женщине нельзя путешествовать без мужа или махрама, кроме как для совершения хаджа или умры, исключая переезд из даруль-харб, потому что в данном случае ей запрещено (харам) оставаться на территории кяфиров»[15].
Приведённый выше комментарий имама ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, указывает на то, что суждения о дозволенности путешествия женщины в группе благочестивых женщин или в компании одной благочестивой женщины, распространяются только на совершение хаджа. Великий маликитский учёный Кади Ияд (которого процитировал имам ан-Навави) передаёт единогласное мнение учёных по данному вопросу.
Имам ан-Навави, да будет милостив к нему Аллах, подтверждает вышесказанное в «Аль-Маджму»:
«Второе мнение (в мазхабе Шафии) заключается в том, что женщине нельзя отправляться в путь без махрама, кроме как в хадж, и это мнение является верным и ясно передаётся от самого имама Шафии в его книге «Аль-Умм». Причина в том, что путешествия, помимо хаджа, не являются обязательными». Далее он цитирует все хадисы на эту тему, которые передаются от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует[16].
Ханабалиты высказали по данному вопросу то же мнение, что и ханафиты, то есть, по их мнению, женщине не дозволено отправляться в путь без сопровождения махрама, даже если это хадж, в котором огромная польза. Имам аль-Бахути, да будет милостив к нему Аллах, сказал:
«Если женщина совершила хадж без махрама, это является запретным (харам) для неё, однако обязанность совершить хадж с неё снимается»[19].
Сказанное выше явно демонстрирует, что ни одна из четырёх крупных школ фикха не дозволяет женщине путешествовать без мужа или махрама. Исключением является только хадж. В шафиитском и маликитском мазхабах делается исключение для поездки в хадж в группе благочестивых достойных доверия женщин (согласно мнению некоторых учёных, одной женщины), тем самым подчёркивается важность и значение хаджа.
Следовательно, женщине запрещено путешествовать на расстояние более 80 км., если её цель – навестить родственников или друзей, получить знания и так далее. В ханафитском и ханабалитском мазхабах также строго запрещено ехать без махрама в хадж, а в шафиитском и маликитском мазхабах допускается поездка в хадж в группе благочестивых женщин.
«В случае, если у женщины нет ни мужа, ни махрама, ни какого-либо другого родственника, который мог бы содержать её, и у неё не достаточно средств, чтобы обеспечить себя, ей дозволено покинуть дом, соблюдая при этом правильный хиджаб, чтобы заработать достаточное для жизни количество средств. Если этого легко добиться, оставаясь в своей стране или в своём городе, нет необходимости ехать в другую страну. Но, если у неё нет другого выхода, кроме как поехать в другой город, и нет махрама, то только в этом случае ей дозволено последовать мнению имама Шафии и имама Малика, так как они дозволили женщине путешествовать в группе благочестивых женщин (в таких ситуациях)»[22].
Здесь мне хотелось бы добавить, что в шафиитском и маликитском мазхабах исключение из общего запрета на путешествие женщины без махрама делается для совершения хаджа, то есть в основе данного исключения лежит идея необходимости.
В заключение следует напомнить, что махрамом для женщины является близкий родственник, за которого она никогда не сможет выйти замуж. Согласно мнению большинства учёных, не ставится условием, чтобы махрам был мусульманином.
В «Аль-Фатава аль-Хиндийя» сказано:
«К махрамам относится муж и те, кому навсегда запрещено жениться на данной женщине, будь то из-за кровного родства, взятия ребёнка на воспитание или брака[23]. Он должен быть достойным доверия, разумным и совершеннолетним (балиг). Не имеет значения, раб он или свободный, мусульманин или неверующий. Однако если он из числа огнепоклонников, которые считают брак с близкими родственниками дозволенным, женщине нельзя отправляться в путешествие с ним. Мальчик, который близок к достижению совершеннолетия, считается взрослым»[24].
А Аллах знает лучше.
[2] «Сахих» аль-Бухари, № 1036 и «Сахих» Муслим.
[3] «Сахих» аль-Бухари, № 1038.
[4] «Сахих» аль-Бухари, № 1763.
[5] Комментарий имама ан-Навави к «Сахих» имама Муслима, 1015.
[7] Файз аль-Бари аля Сахих аль-Бухари, 2/397.
[8] Бада’и ас-Сана’и, 2/1230.
[9] Аль-Фатава аль-Хиндийя, 219.
[10] Радд аль-Мухтар аля аль-Дурр аль-Мухтар, 2/465.
[11] Ибн Абидин, Нашр аль-Урф фи бина ба’д аль-ахкям аля аль-урф, стр. 115.
[12] «Усуль аль-Ифтаа» и другие книги по усулю.
[13] То есть те, где подчёркивается обязательность хаджа, и те, где высказан запрет отправляться туда без махрама, – прим. пер.
[14] Сура «Али Имран», аят 97.
[15] Навави, аль-Минхадж шарх Муслим ибн аль-Хаджжаж, с. 1015, Дар ибн Хазм, Бейрут.
[16] Китаб аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб, 7/460.
[18] Хашия ад-Дасуки аля Шарх аль-Кабир, 2/14.
[19] Кашаф аль-Кина аля матн аль-Икна, 2/213; Ибн Кудама, аль-Мугни, 3/236-237.
Условия совершения хаджа женщиной
Рядом с женщиной, вознамерившейся совершить хадж, обязательно должен быть супруг или же махрам. В противном случае хадж будет считаться недействительным, ибо в хадисах сказано: «Женщина не имеет права выходить в путь более чем на трое суток, если ее не сопровождает близкий человек».(аш-Шавкани 4/290) «Без сопровождения супруга женщина не должна совершать хадж». (аш-Шавкани, 4/491)
Однако шафииты считают, что в сопровождении другой надежной женщины женщина может совершать хадж. Но для того, чтобы выйти в путь, недостаточно одной женщины. По мнению маликитов, женщина может совершить хадж вместе с другими спутницами или группой мужчин, или же в смешанной группе. При этом они исходят из смысла следующего аята:
«Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому».(Сура Али Имран, 3/97)
Вот поэтому, если женщина чувствует себя в безопасности, совершение хаджа становится необходимым.
Термин «махрам» включает в себя лиц, с которыми по причине родства кровного, молочного или же в результате брака близких людей, нельзя вступать в брачные отношения, как например: сын, внук, отец, дедушка, молочный сын, молочная сестра, зять и тесть. Но с мужьями сестры, или тети (не имеет значения с какой стороны) нельзя выезжать в путь, ибо это родство по своей сути может быть временным, то есть, может расстроиться в случае развода.
Столь различные взгляды между шафиитами и маликитами касаются только выхода в путь для совершения хаджа. Но данное положение не касаются тех случаев, если женщина выходит в путь в случае острой необходимости. Как-то Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть ни один мужчина не остается наедине с другой женщиной, если нет третьего лица. Пока рядом нет махрама, женщина не может выходить в путь». Тут встал один из присутствующих и спросил: «О Посланник Аллаха! Моя супруга едет в хадж, а я отправляюсь на битву». Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) тут же повелел ему: «Иди и соверши хадж вместе со своей супругой».
Не находится в состоянии «идды»
Женщина, совершающая хадж, не должна находиться в состоянии «идды» вследствие развода или смерти мужа, ибо Всевышний Аллах запретил женщинам в состоянии «идды» выходить куда-либо:
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счет сроку и страшитесь Господа своего. Не выгоняйте [разведенных жен] из их жилищ, и пусть они остаются там, если только не совершат явную мерзость. Таковы установления Аллаха. Кто преступит установления Аллаха, тот совершит нечестие во вред себе. Ты и не знаешь, что, может быть, Аллах после этого решит по-иному».(Сура ат-Таляк, 65/1)
Позволяется совершение хаджа в другое время, а в случае с «идда» речь идет об ограниченном промежутке времени.
В чем тонкости совершения хаджа для женщин?
Как известно, пятым столпом Ислама является совершение хаджа – паломничества. Каждый человек в здравом уме, обладающий здоровьем и достаточным материальным состоянием, должен хотя бы раз в жизни совершить хадж. Обряд совершения хаджа имеет три фарда. Первый состоит в том, что до того, как ступить на землю Священной Мекки, необходимо облачиться в одеяния паломника (ихрам). Второй фард заключается в совершении ритуального обхода Каабы (таваф). Третий включает в себя пребывание в долине Арафат, которая находится близ Священной Мекки.
Кроме этих обязательных моментов, есть также множество сопутствующих действий, однако мы считаем своим долгом внести ясность в некоторые моменты, связанные с тем, что в последнее время отдельные наши сестры в спешке стремятся совершить хадж без сопровождающих лиц. Наши ученые-богословы почему-то по поводу совершения паломничества женщинами в одиночку воздерживаются от объяснений. Здесь надо заметить и то обстоятельство, что организации, отвечающие за хадж - и бывшая «Идель-хадж», и нынешняя «ДУМ РТ-хадж» в своей основе коммерческие, а потому для них приоритетом является продажа как можно большего количества путевок.
В книге «Поклонение в Исламе» и в других старых книгах по ханафитскому фикху сказано, что хадж для женщины считается действительным только тогда, когда вместе с ней находится ее муж, который имеет должное материальное состояние и здоровье для этого или махрам (близкий родственник мужского пола).
На 17 странице книги «Мухтасар ильмихаль» в главе, посвященной хаджу, читаем: «Для кого совершение хаджа считается фардом? – Для каждого совершеннолетнего, здорового и зрячего, свободного мусульманина обладающего средствами, достаточными для обеспечения безбедного существования членов его семьи до его возвращения из паломничества, а вот женщина должна (помимо перечисленного) быть в сопровождении мужа или близкого родственника-махрама». Почему забыты эти постулаты? Известно, что они не взяты с потолка, а заимствованы из хадисов Посланника Аллаха (с.а.в.) В хадисе Пророка Мухаммада-Мустафы (с.а.в.) сказано: «Женщина, которая собирается отлучиться из своего дома в трехдневную поездку (более чем на расстояние трех дней пути - на нынешние меры это 70-80 км) должна быть в сопровождении мужа или махрам».
Возникает резонный вопрос, почему мы, мусульмане, не придерживаемся этих требований или они не касаются нас? Ведь, по сути, это требование, которое было высказано Посланником Аллаха, а значит тот, кто не придерживается его, совершает недозволенное! Выходит мы женщинам позволяем совершать харам, что является греховным. Некоторые наши единоверцы неверно трактуют то обстоятельство, что по законам Саудовской Аравии выдаются визы женщинам старше 45 лет, а значит, по их мнению, дается разрешение на совершение паломничества по святым местам самостоятельно без сопровождающих. В то время как виза выдается для въезда в страну, а не для осуществления хаджа. А это, как говорится, две большие разницы.
Можно ли женщине ехать в хадж без махрама?
Как известно, чтобы совершение хаджа для мусульманина стало обязательным необходимо выполнение нескольких условий: Ислам, свобода от рабства, совершеннолетие, разум, а также возможность совершить хадж (физическая и материальная). Дополнительным условием для женщины является наличие сопровождающего ее махрама во время поездки в хадж.
Доводом на обязательность махрама для женщины при поездке в хадж или другое путешествие является достоверный хадис:
Посланник Аллаха ﷺ однажды сказал во время хутбы: «Не остается мужчина с женщиной наедине, кроме как с ней махрам. И не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!». Затем один сподвижник встал и сказал: «О посланник Аллаха! Воистину моя жена вышла в хадж, а я записался на такое-то сражение». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Иди и соверши хадж со своей женой!» (аль-Бухари, Муслим).
Данный хадис является ясным доводом в данном вопросе. Таким образом, если у женщины нет махрама который отправится в хадж вместе с ней, с нее спадает обязанность совершения хаджа, более того, ей запрещено (харам) отправляться в хадж одной, независимо, является она молодой девушкой или женщиной пожилого возраста. Даже если ее будут сопровождать надежные и заслуживающие доверия мужчины и женщины, они не являются для нее махрамами.
Также нельзя сказать что хадж женщины без махрама недействительный, ведь наличие махрама является условием обязательности хаджа, а не его действительности. Если женщина совершит хадж правильным образом, по сунне посланника Аллаха ﷺ, то ее хадж будет правильным однако отправляясь в хадж без махрама, она ослушивается Аллаха и совершает греховное действие.
Что же касается женщин проживающих в Мекке, то им можно совершать хадж без махрама. Также если женщина вместе с махрамом приедет издалека в Мекку для совершения хаджа, дозволено махраму оставив ее вернуться обратно в свою страну, а затем приехать и забрать ее, ведь перемещение женщины внутри Мекки не обуславливается наличием махрама, а обуславливается наличием безопасности для нее.
Махрамом (от слова харам) для женщины является ее муж и мужчины за которых ей запрещено выходить замуж навечно по причине родственных связей (отец, брат, сын и т.д.) или по другим дозволенным причинам. К дозволенным причинам можно отнести махрамство по причине молочного родства (молочные отец, брат, сын, и т.д.) или брака (отец мужа, сын мужа, муж дочери, муж матери (при условии супружеской близости между ними) и т.д.). Также махрам должен быть разумным и совершеннолетним.»
Какие документы нужны для поездки в Хадж в 2020 году?
Для поездки в Саудовскую Аравию для совершения хаджа необходимо получить паломническую хадж-визу. После заключения договора с одним из хадж-операторов, имеющим официальную аккредитацию в Совете по хаджу, вам лишь нужно собрать и не позднее чем за 3 месяца до хаджа предоставить им необходимый пакет документов, дальнейшим взаимодействием с посольством Саудовской Аравии и получением для вас хадж-визы занимается хадж-оператор. Рекомендуем вам ознакомиться со следующим перечнем документов и заблаговременно подготовить их.
Для поездки в Хадж в 2020 году необходимы следующие документы:
1. Биометрический заграничный паспорт нового образца, в РФ выдается сроком на 10 лет.
Необходимо чтобы в паспорте были заполнены графы фамилия и имя латинскими буквами, указан пол, место и дата рождения, гражданство, дата выдачи и срок окончания действия паспорта, имелась личная подпись владельца. Загранпаспорт должен иметь не менее двух чистых страниц для оформления визы, а до окончания срока его действия после возвращения с хаджа должно оставаться не менее 6 месяцев.
2. Сертификаты о вакцинации против менингита и желтой лихорадки международного образца (требуют некоторые компании):
Вакцинация против менингита четырехкомпонентной вакциной ACYW должна быть выполнена не менее чем за 10 дней до выезда в Хадж. Срок действия данной вакцины 3 года.
Дополнительные документы
В зависимости от вашего гражданства, национальности, пола и возраста, для поездки в Мекку могут потребоваться дополнительные документы. Приведем примеры для каждого случая:
1. Иностранным гражданам
Для поездки в хадж из России граждане других стран должны предоставить вид на жительство иностранного гражданина (ВНЖ).
Для поездки в хадж неэтническим мусульманам необходимо предоставить справку о принятии Ислама. Получить ее можно в мечети.
Сопровождающий женщину махрам должен быть не младше 17 лет. В случае отсутствия у женщины сопровождающего лица относящегося к категории махрамов, в получении хадж-визы будет отказано. Для женщин старше 45 лет наличие сопровождающего ее махрама также необходимо, но подтверждение родства не обязательно.
Помимо перечисленных выше документов, при поездке в хадж комбинированным маршрутом (самолет + автобус), хадж-оператор может запросить другие документы, необходимые для оформления визы для транзита через третью страну.
Урок 8. Условия обязательности Хаджа и Умры
После того как мы разъяснили обязательность хаджа и умры, перечислим условия, при наличии которых совершение хаджа и умры становится обязательным для человека:
Хадж и умра становятся обязательными для каждого:
1. мусульманина,
2. разумного,
3. совершеннолетнего,
4. свободного от рабства,
5. имеющего способность совершить их.
6. Дополнительным условием для женщины является наличие махрама, который будет сопровождать ее в поездке.
Если все 5 из перечисленных условий собрались, для человека становится обязательным совершение хаджа и умры без промедления!
Разберем подробнее каждое из 5 условий:
1. Ислам
Ислам является условием обязательности совершения хаджа и умры, более того он является условием их действительности. На неверующих нет обязанности совершения хаджа, совершённый ими хадж будет недействительным.
Однако неверующие будут наказаны в Судный День как за неверие (куфр), так и за оставление ответвлений Ислама, среди которых и хадж. Доводом на это являются:
Слова Всевышнего: «И горе многобожникам, которые не выплачивают закят и не веруют в Последнюю жизнь» (Фуссылят, 6-7).
Также Аллах говорит о неверующих, отвечающих (обитателям Рая) о причине их попадания в Ад: «Они скажут: «Мы не были из числа молящихся, и мы не кормили бедняков, и мы погрязали (в неверие, насмешки, лживые речи) вместе с погрязавшими, и мы считали ложью День Воздаяния, пока не пришла к нам убежденность (смерть)» (Аль-Мудассир, 43-47).
Также слова Всевышнего: «Он не уверовал и не совершал молитвы. Напротив, он счел это ложью и отвернулся» (Аль-Кыйама, 31-32)
Поэтому неверующие будут находиться на разных ступенях Ада, также как и мусульмане будут находиться на разных степенях Рая.
Расположение неверующих на разных ступенях Ада будет в зависимости:
Также: «Воистину, от тех, которые стали неверующими после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (Алю Имран, 90)
2. Разум
Разум является условием обязательности и действительности хаджа и умры: сумасшедшего нельзя обязать хаджем, а совершенный им хадж будет недействителен.
Доводом на это являются слова посланник Аллаха ﷺ: «Поднято перо от троих: от спящего, пока он не проснется; от ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия; и сумасшедшего, пока к нему не вернется его разум» (Абу Дауд, 4403; ат-Тирмизи)
3. Совершеннолетие и 4. Свобода
Совершеннолетие и свобода являются условиями только для обязательности хаджа, но не для действительности, т.е. если ребенок совершит хадж, его хадж будет действительным и зачтется ему как добровольный, а также тот кто его сопровождает получит награду за это. Хадж раба также будет действительным и зачтется ему как добровольный:
Ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сказал: «Одна женщина подняла своего маленького сына и спросила: “О посланник Аллаха! А зачтется ли хадж для него?” Он ответил: «Да, и тебе за это награда». (Муслим 1336)
Также сообщается, что ас-Са’иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «Родители взяли меня с собой для совершения хаджа вместе с посланником Аллаха ﷺ когда мне было семь лет» (аль-Бухари, 1858)
Эти хадисы указывают на то, что сподвижники совершали хадж с детьми и посланник Аллаха ﷺ дозволял это. Что же касается раба, то его недостаток связан только с отсутствием свободы, а не разума, как у ребенка. Поэтому если хадж ребенка является правильным, то хадж раба является правильным тем более!
Также необходимо отметить, что хадж и умра совершённые рабом или несовершеннолетним не снимают с них обязанности совершения обязательных в Исламе хаджа и умры, для них является обязательным совершение хаджа и умры после освобождения от рабства или достижения совершеннолетия (если собрались другие условия обязательности хаджа и умры):
5. Способность
Способность является самым главным условием обязательности хаджа, так как сам Аллах упомянул данное условие в Коране: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Алю Имран, 97)
Например, если у человека слабое сердце и врачи сказали, что во время полета его сердце может не выдержать и опасно для него лететь в самолете, такой человек не считается имеющим физическую возможность, даже если он без проблем передвигается в своем городе и кажется внешне здоровым.
Например, если у человека помимо денег на содержание семьи имеются деньги для поездки в хадж и проживания в Мекке, однако нет денег на обратное возвращение, такой человек не считается имеющим финансовую возможность, с него спадает обязанность совершения хаджа.
Хадж за живого человека
Если у человека есть физическая возможность совершить хадж, но нет финансовой возможности, то на нем нет обязанности совершения хаджа и не совершается за него хадж кем либо другим!
А также хадис Аль-Фадля ибн ‘Аббаса, который сообщил: «Пришла к посланнику Аллаха ﷺ женщина из племени Хас‘ам и сказала: «О Посланник Аллаха! Поистине, обязательное предписание совершать хадж застало моего отца глубоким старцем, неспособным держаться в седле. Зачтется ли ему, если за него совершу хадж я?» Он ответил: «Да» (аль-Бухари 1854, Муслим 3252). Также в этом хадисе довод на дозволенность женщине совершать хадж за мужчину.
Хадж за умершего человека
Также если умерший человек никогда не совершал хадж или умру и оставил имущество, является обязательным его наследникам выделить часть из этого имущества для совершения хаджа за покойного, согласно хадису Бурейды ибн Аль-Хусейба, да будет доволен им Аллах:
«Женщина, у которой умерла мать спросила посланника Аллаха ﷺ: «Она никогда не совершала хадж, можно ли совершить хадж вместо нее?». Посланника Аллаха ﷺ сказал: «Соверши за нее хадж!» (Муслим 2697). Из этого хадиса мы понимаем, что даже если покойный не оставил имущества, дозволено совершить хадж за него.
Доводом на обязательность махрама для женщины при поездке в хадж или другое путешествие является достоверный хадис:
Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал во время хутбы: «Не остается мужчина с женщиной наедине, кроме как с ней махрам. И не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!». Затем один сподвижник встал и сказал: «О посланник Аллаха! Воистину моя жена вышла в хадж, а я записался на такое-то сражение». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Иди и соверши хадж со своей женой!» (аль-Бухари 1862, Муслим 3272).
2. Его жена – одна из сподвижниц посланника Аллаха ﷺ, а они не подобны женщинам в наше время, к тому же она в состоянии ихрама.
3. Она выходит в хадж со сподвижниками пророка ﷺ, которые намного богобоязненнее и больше заслуживают доверия чем мужчины в наше время. Разве могут быть спутники безопаснее чем сподвижники посланника Аллаха ﷺ, которые к тому же в состоянии ихрама?! Разве можно представить в наше время что у женщины будут спутники безопаснее чем сподвижники пророка ﷺ?!
Данный хадис является ясным доводом в данном вопросе!
Таким образом, если у женщины нет махрама который отправится в хадж вместе с ней, с нее спадает обязанность совершения хаджа, более того, ей запрещено отправляться в хадж одной, независимо, является она молодой девушкой или женщиной пожилого возраста. Даже если ее будут сопровождать надежные и заслуживающие доверия мужчины и женщины, они не являются для нее махрамами.
Также нельзя сказать что хадж женщины без махрама недействительный, ведь наличие махрама является условием обязательности хаджа, а не его действительности. Если женщина совершит хадж правильным образом, по сунне посланника Аллаха ﷺ, то ее хадж будет правильным однако отправляясь в хадж без махрама, она ослушивается Аллаха и совершает грех.
Что же касается женщин проживающих в Мекке, то им можно совершать хадж без махрама. Также если женщина вместе с махрамом приедет издалека в Мекку для совершения хаджа, дозволено махраму оставив ее вернуться обратно в свою страну, а затем приехать и забрать ее, ведь перемещение женщины внутри Мекки не обуславливается наличием махрама, а обуславливается наличием безопасности для нее.
Махрамом (от слова харам) для женщины является ее муж и мужчины за которых ей запрещено выходить замуж навечно по причине родственных связей (отец, брат, сын и т.д.) или по другим дозволенным причинам. Также махрам должен быть разумным и совершеннолетним.
Дозволенные причины
К дозволенным причинам можно отнести махрамство по причине молочного родства (молочные отец, брат, сын, и т.д.) или брака (отец мужа, сын мужа, муж дочери, муж матери (только при условии супружеской близости между ними) и т.д.).
Вечный запрет брака
Также условием махрамства является вечный запрет на брак. Поэтому мужчина не может быть махрамом для женщин, на которых ему запрещено жениться только временно: сестры жены, тетки жены, а также племянницы жены.
Можно ли поехать в хадж взяв деньги в долг?
Некоторые фетвы шейха аль-Фаузана, да сохранит его Аллах, по теме «Можно ли поехать в хадж взяв деньги в долг?».
Фетва № 257.
Вопрос: Разрешено ли бедному взять деньги под заём, то есть занять, чтобы исполнить обязанность – хадж?
Ответ: «Для бедного нет обязанности хаджа, если он не имеет на это возможности (Здесь речь идёт об одном из 5 условий, которые, если собираются в мусульманине, обязывают его совершению хаджа.
Аллах Всевышний обязал хаджем каждого мусульманина и мусульманку совершением раз в их жизни. Далиль? Далилем являются слова Всевышнего из суры аль-‘Имран, в 97-ом аяте:
«И на людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность для совершения этого пути»
Ясно понятно, что хадж вменён в обязанности способному на это мусульманину.
Так же далилем этому является хадис от ибну ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал, что пророк, мир ему и благие приветствия, сказал:
«Построен Ислам на пяти столпах: свидетельство, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, что Мухаммад посланник Аллаха, совершение молитвы, выплата закята, хадж к дому и пост в месяц рамадан». Хадис достоверный. Приводят имам аль-Бухари, под № 8 и имам Муслим, под № 16, в своих достоверных сборниках.
И как указывают многие учёные, что выполнение хаджа – есть полнота Ислама.
Что касается умры, то в обязательности её есть разногласие, как среди четырёх имамов, так и среди их последователей. Упомянем это в другой работе, инша Аллах.
Теперь вернёмся к условиям, которые делают хадж обязательным для конкретного мусульманина или мусульманки.
Их 5 – это Ислам, аль-‘акль (т.е. здравомыслие), совершеннолетие, свобода (т.е. человек не должен быть рабом), и возможность (на проделывание пути к аль-хараму). И тот, в ком собрались эти условия, обязан спешить с выполнением хаджа.
Для женщины имеется так же отдельное условие – это наличие махрама (опекун). Так как пророк, да прибудет над ним мир и милость Аллаха, сказал:
«Не путешествует женщина, кроме как если с ней махрам (опекун), и не заходит к ней никто из мужчин, кроме как если с ней махрам!» Передал имам аль-Бухари, № 1862 и имам Муслим, № 1341.
И сказал один мужчина пророку, да пребудет над ним мир и приветствия от Аллаха, «Поистине я хочу выйти с отрядом для сражения, а моя жена хочет совершить хадж?». И посланник Аллаха ответил:
«Выходи со своей женой!». Передаёт имам аль-Бухари, № 1862.
Так как Аллах Всевышний сказал:
«На людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность совершить этот путь» (Сура аль’Имран, 97 аят).
И поэтому не разрешается человеку брать деньги в долг для того, чтобы совершить хадж, так как это будет являться преувеличением в том, что не приказал Аллах (То есть, не имеется в виду, что Аллах не приказал хадж, а то, что Аллах Всевышний проявил милость и поставил условием наличие возможности. Задумаемся над этой милостью!) И потому, что человек сделает себя обязанным выплатой этого долга, а ведь он не был призван к этому.
И ему надлежит ждать до тех пор, пока Аллах не проявит к нему Свою милость и не откроет ему дорогу к совершению хаджа. И затем он совершит его».
Фетва № 223.
Вопрос: Какое положение того, кто совершил хадж на деньги, которые занял для этого? Будет ли принят его хадж? С учётом того, что он знал, что отдаст все деньги полностью, после того, как исполнит хадж?
Ответ: «Аллах Всевышний сказал:
«И на людях перед Аллахом хадж, если у них есть возможность совершить этот путь» (Сура аль’Имран,97.)
И путь здесь имеется в виду провизия и транспорт. То есть, чтобы было в полном наличие то, что потребуется для затраты на совершение пути. И так же, чтобы было в полном наличие пропитание для детей (семьи), которая остаётся и для тех, кто будет содержать её (Обратите внимание на слова шейха аль-Фаузана. Как он даёт понять нам важность мудрости, которую Аллах сделал в любом из видов поклонения. Не просто, сел и поехал, а сделал своё поклонение полноценным, разумно взвешенным.) до твоего возвращения. И не обязателен для того, у кого нет денежной возможности совершать хадж. И нельзя для этого занимать деньги, так как Аллах Пречист Он и Возвышен, не обязал тебя тем, что тяжело для твоей души. И не допустимо проявление чрезмерности. Аллах Всевышний сказал:
«Желает Аллах для вас облегчения и не желает для вас затруднение» (Сура аль-Бакара, 185).
И не узаконено шариатом, чтобы брал мусульманин деньги в долг для совершения хаджа.
Но если он уже сделал это, то в этом нет проблем, и его хадж правильный, и ему нужно быстрее расплатиться с долгом.
И пусть Аллах Всевышний поможет нам всем в том, в чём есть добро».
Фетва № 224.
Вопрос: Будет правильным хадж того, у кого есть долг? И так же умра? И можно ли совершить умру до хаджа?
Ответ: «Если на мусульманине лежит долг, а в этом вопросе существует разногласие, так как положение людей бывает разным, и если у него деньги, чтобы отдать долг, и не хватает на хадж, то выплатить долг будет важнее, так как хадж не будет обязанностью для него. Если только тот, кому он должен не будет против. И все равно в этом положение не будет для него хадж обязательным, потому, что хадж для тех, кто в состояние выполнить его, а он не в состояние.
Но если в его деньгах есть и на долг и на хадж, то нет проблем в совершение хаджа. Однако он должен помнить о своём долге и оставить из своих денег для уплаты его. И Аллах лучше знает.
А что касается того, чтобы совершить умру до хаджа, то в этом нет трудности, так как для хаджа существует определённое время, а умру можно выполнить в любое время, в течение года. И нет запрета на то, чтобы совершать умру перед хаджем».
Читайте также: